Сказка о царе салтане итоговый урок презентация

Слайд 21 ш. слайд 22 т. слайд 24 из какого произведения а.пушкина эти строки? слайд 25 вот на берег вышли

Слайд 21 Ш. Слайд 22 Т. Слайд 24 Из какого произведения А.

Пушкина эти строки? Слайд 25 Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости. Слайд 26 Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелчка тебе полбу, Есть же мне давай и вареную полбу А. Слайд 28 По собачьему веленью щучьему. Слайд 29 Сивка — будка бурка.

Слайд 30 Иван Царевич и Зеленый волк серый. Слайд 31 Сестрица Аленушка и братец Никитушка Иванушка. Слайд 32 Петушок — золотой пастушок гребешок.

Библиотечный урок для 1 класса. » Путешествие в страну ЧИТАЛИЮ»

Слайд 33 Мальчик с кулачок с пальчик. Слайд 34 У страха уши велики глаза. Слайд 35 Лапша из топора каша. Посмотреть все слайды. Похожие презентации 3 класс Викторина по сказкам А. Сказка о царе Салтане.

Оставьте свой комментарий

Сказочная контрольная. В мире загадок. Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой. Форма проведения: Урок — презентация. Старая Кулатка , Ульяновская область Школьный библиотекарь: Хуснутдинова Суфия Абдулловна Знакомство с библиотекой: библиотечный урок для 1 классса Знакомство с библиотекой: библиотечный урок для учащихся 1 класс Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Форма проведения: Урок — презентация Оборудование: презентация. Слайд 1 Ребята, вы уже умеете читать? Значит, можете самостоятельно посещать библиотеки. Сегодня у вас первый библиотечный урок. Если он библиотечный, о чем мы будем с вами говорить? Правильный ответ: о библиотеке, о книгах. Слайд 3 Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека — это что? Слайд 4 Аудиотека слушать — это помещение хранилище , или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы. Слайд 5 Видеотека смотреть — это помещение хранилище , или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.

Слайд 6 В библиотеке много печатных единиц книг, журналов, брошюр и у каждой имеется свое место на полках. Знакомство с отделами библиотеки.

Аннотация к презентации

Первое посещение в библиотеку, очень важное мероприятие. И от него зависит настрой первоклассников на посещение библиотеки. Презентация 1 класса на тему: «Первое знакомство с библиотекой Библиографический урок 1 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Абонемент, читальный зал, книгохранилище. Уходите, разговоры,- В вестибюли, в коридор Не мешайте нам читать:- Фантазировать, мечтать. В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи.

  1. Презентация «ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ».
  2. Презентация на тему «Знакомство с библиотекой» 1 класс.
  3. Презентация на тему «Знакомство с библиотекой» 1 класс?
  4. знакомства с заднего хода!
  5. Презентация «Знакомство со школьной библиотекой» 1 класс.

В каждой книге — чудеса! И, конечно, тишина Здесь особенно нужна». Слайд 10 Знакомство с библиотечными терминами.

Ещё документы из категории начальная школа:

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «Я среди людей» 3 класс. Лекционный материал на тему: «Знакомство с Московской консерваторией им. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… 3. Что за странный человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Не загибай мои листы, А про закладку помнишь ты?

Читатель пользователь , читательский формуляр, библиотекарь. Слайд 11 Для своих родителей вы являетесь кем?

Правильный ответ: Детьми. Слайд 12 В транспорте вы являетесь кем?

Библиотека

Правильный ответ: Пассажирами. Правильный ответ: Зрителями. Слайд 14 Придя в библиотеку, вы кем будете являться? Правильный ответ: Читателями. Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких—нибудь произведений. Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей Ожегов. Слайд 15 Чтобы проехать в автобусе, троллейбусе, трамвае и. Слайд 16 Если вы посещаете бассейн или какой-нибудь лекторий, то приобретаете абонемент документ, дающий право на посещение того или иного мероприятия.

Слайд 17 В библиотеке вы так же получаете документ. Правильный ответ: читательский формуляр.

  1. Библиотечный урок в 1 классе «Знакомство с библиотекой».
  2. первое занятие с малышами знакомство!
  3. знакомство с гуашевыми красками!
  4. зырянка якутия знакомства!
  5. .
  6. знакомство с воздухом в детском саду!

Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр? Правильный ответ: для права пользования библиотекой. Формирование представления о профессии библиотекаря. Культура речи учащихся. Слайд 19 В школе — кто самый главный? Правильный ответ: Директор но не директриса. Правильный ответ: медицинская сестра но не медичка. Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша. Правила пользования библиотекой. Правила пользования книгой.

Презентация на тему «Знакомство с библиотекой»

Есть в школе библиотека, В ней все средства для человека, Чтобы умным стать и великим. Пусть всегда да здравствуют книги!!! Библиотека — место, где хранят и выдают книги, где можно подготовиться к уроку, подобрав дополнительный материал, место куда можно просто прийти: почитать книгу, полистать журнал и просто отдохнуть. Абонемент книги выдаются на руки для домашнего чтения. Читальный зал для работы с книгами в библиотеке и для просмотра журналов и газет. Книгохранилище здесь временно не востребованные книги ждут своей встречи с читателем. В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги. Книги в библиотеке из фонда открытого доступа надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика. Я — Книга!

Я — товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной.


Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Сказка ложь,

да в ней намёк, добрым молодцам урок!


Александр Сергеевич Пушкин и его сказки Литературное чтение 3 класс

Александр Сергеевич Пушкин

и его сказки

Литературное чтение

3 класс


Отец Пушкина – Сергей Львович (1767-1848) Мать Пушкина- Надежда Осиповна (1775-1836)

Отец Пушкина – Сергей Львович

(1767-1848)

Мать Пушкина-

Надежда Осиповна

(1775-1836)


Сказка о царе салтане итоговый урок презентация


Библиотека в доме Пушкиных

Библиотека в доме Пушкиных


няня Арина Родионовна

няня

Арина Родионовна


Сказка о царе салтане итоговый урок презентация


Сказка о царе салтане итоговый урок презентация


Жуковский Василий Андреевич Батюшков Константин Николаевич

Жуковский Василий Андреевич

Батюшков Константин Николаевич


Г.Р.Державин

Г.Р.Державин


Пушкин на балу

Пушкин на балу


Пушкин в селе Михайловское

Пушкин в селе Михайловское


Александр Пушкин и его жена Наталья Николаевна Гончарова

Александр Пушкин и его жена Наталья Николаевна Гончарова


Пушкин в селе Болдино. Осень.

Пушкин в селе Болдино. Осень.


Дети А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой

Дети А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой


Дантес

Дантес


Дуэль Пушкина с Дантесом

Дуэль Пушкина с Дантесом


«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Настоящим кладом была

для Пушкина каждая сказка

его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок

(в стихах).


А знаете ли вы сказки А.С. Пушкина?

А знаете ли вы сказки

А.С. Пушкина?


Подумай хорошо Сказка о царе Салтане Серов Валентин Александрович Правильно Сказка о рыбаке и рыбке Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто. Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Неправильно Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Подумай хорошо

Сказка о царе Салтане

Серов

Валентин Александрович

Правильно

Сказка о рыбаке и рыбке

Глядь: опять перед

ним землянка;

На пороге сидит

его старуха,

А перед нею

разбитое корыто.

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Неправильно

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Правильно Борис Васильевич Сказка о царе Салтане Зворыкин Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет… Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо Неправильно Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Правильно

Борис Васильевич

Сказка о царе Салтане

Зворыкин

Ель растет

перед дворцом,

А под ней

хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

Неправильно

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Сказка о царе Салтане Неправильно Александр Михайлович Куркин Подумай хорошо Сказка о рыбаке и рыбке … Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Правильно Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Сказка о царе Салтане

Неправильно

Александр Михайлович

Куркин

Подумай хорошо

Сказка о рыбаке и рыбке

… Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну

в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Правильно

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Сказка о царе Салтане Неправильно Иван Яковлевич Билибин Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо … Вдруг шатёр Распахнулся... и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя. Подумай ещё Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Увы, неверно Сказка о попе и работнике его Балде Правильно Сказка о золотом петушке

Сказка о царе Салтане

Неправильно

Иван Яковлевич

Билибин

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

… Вдруг шатёр Распахнулся… и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя.

Подумай ещё

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Увы, неверно

Сказка о попе и работнике его Балде

Правильно

Сказка о золотом петушке


Сказка о царе Салтане Валентин Александрович Неправильно Серов Подумай хорошо Сказка о рыбаке и рыбке Там он стал верёвку крутить Да конец её в море мочить. Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты, Балда, к нам залез?» Подумай ещё Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о попе и работнике его Балде Правильно Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Сказка о царе Салтане

Валентин Александрович

Неправильно

Серов

Подумай хорошо

Сказка о рыбаке и рыбке

Там он стал

верёвку крутить

Да конец её

в море мочить.

Вот из моря вылез

старый Бес:

«Зачем ты, Балда,

к нам залез?»

Подумай ещё

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и работнике его Балде

Правильно

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Сказка о царе Салтане Борис Васильевич Правильно Зворыкин … И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо как на подбор, С ними дядька Черномор. Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Неправильно Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Увы, неверно Сказка о золотом петушке

Сказка о царе Салтане

Борис Васильевич

Правильно

Зворыкин

… И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны,

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

как на подбор, С ними дядька Черномор.

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Неправильно

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Увы, неверно

Сказка о золотом петушке


Сказка о царе Салтане Серов Подумай хорошо Валентин Александрович Подбежали бояре и дворяне, Старика взашеи затолкали. А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. Сказка о рыбаке и рыбке Правильно Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Неправильно Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Сказка о царе Салтане

Серов

Подумай хорошо

Валентин Александрович

Подбежали бояре

и дворяне,

Старика взашеи

затолкали.

А в дверях-то стража

подбежала,

Топорами чуть

не изрубила.

Сказка о рыбаке и рыбке

Правильно

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Неправильно

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Сказка о царе Салтане Александр Михайлович Неправильно Куркин Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!» Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо Подумай ещё Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Увы, неверно Сказка о попе и работнике его Балде Правильно Сказка о золотом петушке

Сказка о царе Салтане

Александр Михайлович

Неправильно

Куркин

Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся,

встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!»

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

Подумай ещё

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Увы, неверно

Сказка о попе и работнике его Балде

Правильно

Сказка о золотом петушке


Сказка о царе Салтане Неправильно Борис Васильевич Зворыкин Подумай хорошо Сказка о рыбаке и рыбке Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса.

Сказка о царе Салтане

Неправильно

Борис Васильевич

Зворыкин

Подумай хорошо

Сказка о рыбаке и рыбке

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка,

постой немножко,-

Ей кричит она в окошко…

Правильно

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Сказка о царе Салтане Валентин Александрович Неправильно Серов Подумай хорошо Сказка о рыбаке и рыбке А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Подумай ещё Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о попе и работнике его Балде Правильно Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Сказка о царе Салтане

Валентин Александрович

Неправильно

Серов

Подумай хорошо

Сказка о рыбаке и рыбке

А Балда приговаривал

с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп,

за дешевизной».

Подумай ещё

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и работнике его Балде

Правильно

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Подумай хорошо Сказка о царе Салтане Иван Яковлевич Билибин Правильно Сказка о рыбаке и рыбке «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь». Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Неправильно Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Подумай хорошо

Сказка о царе Салтане

Иван Яковлевич

Билибин

Правильно

Сказка о рыбаке и рыбке

«Отпусти ты, старче,

меня в море!

Дорогой за себя

дам откуп:

Откуплюсь,

чем только пожелаешь».

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Неправильно

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Правильно Валентин Александрович Сказка о царе Салтане Серов Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. -Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещённый мир Приготовила б я пир. Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Неправильно Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Правильно

Валентин Александрович

Сказка о царе Салтане

Серов

Три девицы

под окном Пряли поздно вечерком. -Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь

крещённый мир Приготовила б я пир.

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Неправильно

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Сказка о царе Салтане Борис Васильевич Неправильно Зворыкин Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо

Сказка о царе Салтане

Борис Васильевич

Неправильно

Зворыкин

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

«Свет мои, зеркальце,

скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

Правильно

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Увы, неверно

Сказка о золотом петушке


Сказка о царе Салтане Неправильно Валентин Александрович Серов Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон. Подумай ещё Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Увы, неверно Сказка о попе и работнике его Балде Правильно Сказка о золотом петушке

Сказка о царе Салтане

Неправильно

Валентин Александрович

Серов

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.

Подумай ещё

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Увы, неверно

Сказка о попе и работнике его Балде

Правильно

Сказка о золотом петушке


Сказка о царе Салтане Борис Васильевич Подумай хорошо Зворыкин Служат ей бояре и дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража… Сказка о рыбаке и рыбке Правильно Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Неправильно Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Сказка о царе Салтане

Борис Васильевич

Подумай хорошо

Зворыкин

Служат ей бояре

и дворяне,

Наливают ей

заморские вины;

Заедает она пряником

печатным;

Вкруг её стоит

грозная стража…

Сказка о рыбаке и рыбке

Правильно

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Неправильно

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Правильно Александр Михайлович Сказка о царе Салтане Куркин Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян – Так велел-де царь Салтан. Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Неправильно Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Правильно

Александр Михайлович

Сказка о царе Салтане

Куркин

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

И царицу в тот же час

В бочку с сыном

посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Неправильно

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Сказка о царе Салтане Неправильно Александр Михайлович Куркин Подумай хорошо Сказка о рыбаке и рыбке Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. Правильно Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Подумай еще Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке Увы, неверно

Сказка о царе Салтане

Неправильно

Александр Михайлович

Куркин

Подумай хорошо

Сказка о рыбаке и рыбке

Перед ним,

во мгле печальной,

Гроб качается

хрустальный,

И в хрустальном

гробе том

Спит царевна

вечным сном.

Правильно

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Подумай еще

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Увы, неверно


Сказка о царе Салтане Неправильно Борис Васильевич Зворыкин Сказка о рыбаке и рыбке Подумай хорошо Помнишь? за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою. Подумай ещё Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях Увы, неверно Сказка о попе и работнике его Балде Правильно Сказка о золотом петушке

Сказка о царе Салтане

Неправильно

Борис Васильевич

Зворыкин

Сказка о рыбаке и рыбке

Подумай хорошо

Помнишь?

за мою услугу Обещался мне,

как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою.

Подумай ещё

Сказка и мёртвой царевне и о семи богатырях

Увы, неверно

Сказка о попе и работнике его Балде

Правильно

Сказка о золотом петушке


Спасибо за урок!

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 1

Открытый урок в 5 «Б» классе учителя

Русского языка и литературы

Набиева Азиза Султановича

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 2

2019-2020

Дата: 26.09.2019

ТЕМА УРОКА: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

(итоговый урок по русским народным и литературным сказкам. Внеклассное чтение сказок.)

ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и углубить знания ребят о сказках. Подготовиться к написанию сочинения.

Задачи:

  • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;

  • развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником;

  • воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний

ФОРМА УРОКА театрализованный урок c применением ИКТ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, изобразительное искусство, русский язык, информатика.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Мультимедиа проектор Презентация к уроку

  • Учебник «Литература для 5 класса»

  • Иллюстрации сказок художников….

  • Портреты сказочников

  • Выставка книг по теме

  • Атрибуты для сценки из русской народной сказки «Каша из топора»: топор, котелок, накрытый стол, элементы костюмов.

  • Атрибуты для сценки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина: «волшебное» зеркальце, элементы костюмов.

  • Детские рисунки и сказки.

  • Сказочные атрибуты: домик Бабы-Яги, волшебная шкатулка.

  • Раздаточный материал. ( кроссворды, буквенный квадрат)

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 3

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия.

1.Вступительное слово учителя . Видеофрагмент «В гостях у сказки»

2.Определение темы урока и его целей

3.Беседа по русским народным сказкам. Инсценирование сказки «Каша из топора». Просмотр фрагментов сказок. Работа с учебником.

4.Сравнение народной сказки с литературной. Выполнение заданий. Работа с тетрадью. Просмотр фрагмента сказки «Морозко».

  1. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

  2. Домашнее задание по выбору учащихся.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент (1 мин.)

РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.

II.1.Вступительное слово учителя.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока является тоже солнце. Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

(Просмотр видеофрагмента №1 «В гостях у сказки» http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ )

2.Определение темы урока и его целей

— Как же будет называться наша тема урока? («В гостях у сказки»)

— Почему? Только ли по названию видеоролика?

Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями. У нас много сказочных вещей: волшебная шкатулка (по-видимому, она нам подготовила какой-то сюрприз!), зеркальце, домик бабы Яги, вы все в сказочных костюмах (тоже нам приготовили сюрприз!). У нас много гостей.

Мы часто на уроках литературы мы с вами говорим о сказках! Мы любим читать их и пересказывать, иллюстрировать и инсценировать и даже сочинять.

Я предлагаю пройти сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках и на внеклассном чтении. Мы сегодня побудем в роли актеров, проявим наблюдательность и фантазию. Будем не только вспоминать сказки, но и показывать их.

Начинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка ждет нас впереди.

-Но мы не можем начать урок: на наших сказочных воротах висит замок! А открыть его помогут ваши верные ответы. А сколько я вам могу задать вопросов? Вспомним народные сказки! (3 – сказочное число).

Первый вопрос: Что такое сказка? (СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)

Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные)

Третий вопрос: Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).

— Ворота в сказочную страну открыты. (обращаю внимание детей на оформление доски).

— Вспомним, какие русские народные и литературные сказки вы знаете? (Ответы детей)

— На уроках мы читали сказки, сравнивали, инсценировали, смотрели, иллюстрировали … даже сами сочиняли. А Юсупжанова Муслима даже занял первое место!

— А вот и эпиграф нашего урока:

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ — УРОК!!!

— Как вы понимаете эти слова? Какой урок может дать сказка?

3.-Вспомним сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». О чем она? (как Родину защищать, о семье, о братьях…)

В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли.

Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? А каковы братья? (ленивые, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться).

Именно о таких людях сложена пословица: «Языком туда, сюда, а делом никуда».

А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын?

(Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства).

— И в словесном поединке Иван оказался сильнейшим и непобедимым.

Помните обращение Ивана к Чуду-Юду?. Отвечает Иван — крестьянский сын чуду-юду:

— Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

В каждом слове – убеждённость в правоте, скромность, верность делу. Эти слова Ивана как бы подводят итог его подвигам, раскрывают чувства к Родине и народу, ради защиты которых он пошёл воевать с чудом – юдом.

— Откроем тетради и запишем лучшие качества Ивана (смелость, отвага, храбрость, любовь к родине).

Каждая сказка имеет свою мораль! Какова же мораль этой сказки?

Главная мысль, мораль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» заключается в том, что в период опасности нельзя оставаться равнодушным, надо сражаться за родную землю, используя и силу, и ловкость, и хитрость, и смекалку.

Инсценирование русской народной сказки «Каша из топора».

Обсуждение.

– Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.

– Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?

– Чему учит сказка? Какой в ней намек нам, читателям?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

— Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:

  • Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

  • Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

  • Рад не рад, а говори: милости просим!

  • Гостю щей не жалей, а погуще лей.

  • У жадного среди зимы снега не допросишься.

  • Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

А какую из пословиц вы возьмете для себя, как гостеприимного хозяина или хозяйки?

(сказка открыто учит, как надо вести себя в обществе, учит гостеприимству).

— Продолжим работу в тетради. Что запишем? (гостеприимство, доброта, сметливость)

Царевна-лягушка

— Вспомним события сказки «Царевна-лягушка». Как вы думаете, какие секреты о жизни древней Руси может поведать нам эта сказка? (ответы детей).

Оказывается, немалые. Например, из нее мы узнаем, что за требования предъявляла семья мужа к будущей жене сына (невестке). Чего только она должна была уметь: и вкусно готовить, и дом чисто убирать, и рубашки шить, и вышивать. Да еще во всём отцу и матери мужа подчиняться.

А как называют отца и мать мужа?

— Какой же предстаёт перед нами царевна – лягушка, красавица Василиса Премудрая? (внимательная, добрая, заботливая и скромная).

— Какой она предстает на пиру? ( Красота царевны открылась всем. Она трудолюбивая:

Где кольнет иглой раз –

Цветок зацветает.

Где кольнёт другой раз –

Хитрые узоры идут.

Где кольнёт третий –

Птицы летят).

— Вспомните, какие поступки совершает Иван – царевич?

(Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»).

Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

Какова же мораль этой сказки?

-Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

-Также сказка показывает, что нельзя судить о людях по внешности. Нужно оценивать поступки.  А под некрасивым обличием может быть самый добрый и прекрасный человек.

— Что добро всегда побеждает зло.

— Почему же Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

Иван Царевич сжег лягушачью кожу, чтобы Василиса Премудрая больше не превращалась в лягушку. Он хотел, чтобыона оставалась всегда такой же прекрасной девушкой.

— Что запишем в тетради? (трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость)

4.- А как появились литературные сказки?

(сообщение ученика: «Сначала сочинял сказки народ, мечтая о лучшей своей доле. Но позже, когда люди научились писать, сказки начали записывать, чтобы лучше сохранить их до наших дней.

По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм,

по Франции – Шарль Перро, по великой России – Владимир Даль, Александр

Афанасьев и многие другие. А еще стали писатели специально переделывать народные сказки и придумывать свои собственные». Это А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, Антоний Погорельский и многие другие»).

— А вы хорошо знаете сказки этих авторов? Сейчас проверим! Вот вам из волшебной шкатулочки задание:

Аксаков Сергей Тимофеевич

Пушкин Александр Сергеевич

Афанасьев Александр Николаевич

Жуковский Василий Андреевич

Антоний Погорельский

Якоб и Вильгельм Гримм

Шарль Перро

Ханс Кристиан Андерсен

Ершов Пётр Павлович

1.Аленький цветочек

2.Конек-горбунок

3.Сказка о царе Салтане

4.Спящая царевна

5.Мальчик-с пальчик

6.Спящая красавица

7.Принцесса на горошине

8.Черная курица

— На уроке мы изучали сказку А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях и говорили, что она близка к русским народным сказкам. Чем близка? (сюжет сказки, герои, строение, но отличается тем, что написана стихами). Давайте посмотрим отрывок из этой сказки.

— Почему царица решила погубить царевну? (та была ее красивее).

— А царица – некрасивая? Докажите! (читаем описание царицы). А какой у нее был характер? («Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива).

— Что спасло царевну от смерти? (доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею).

Правильно! Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной. И даже природа и животные на стороне добрых людей! (помогают солнце, месяц и ветер Елисею, царевне – собака).

— Мне бы очень хотелось вам показать фрагмент сказки «Морозко» (смотрим фрагмент №3 http://www.youtube.com/watch?v=mffhGM-IFhM )

— Ваше отношение к героям сказки? Почему к дочкам разное отношение? Мачеха-мать. Какие антонимы мы можем подобрать здесь? Любовь-ненависть. Ленивая-трудолюбивая. Добрая-злая.

— А кто помогал Настеньке и Иванушке? (Баба-Яга, Морозко, петух)

— Почему? (вежливые, воспитанные)

Да, вежливость – великая сила. Если ты будешь вежливым с окружающими, то и они станут добрее к тебе. Какие вежливые и прекрасные слова возникли из этих сочетаний:

Спаси тебя Бог – спасибо

Будьте здоровы, здоровья вам – здравствуйте

Дарить благо – благодарный.

— Что запишем в тетради? (вежливость, воспитанность)

— Но не менее важно – быть грамотным. Иначе как ты сможешь прочитать заклинания, а

тем более – объяснить их своим друзьям из других стран, чтобы вы смогли совершать

чудеса все вместе. Сказок не было бы на свете, если бы сказочники и сказители не знали в совершенстве русского языка и не умели правильно обращаться с этим кладезем мудрости. Давайте прочитаем высказывания великих русских писателей о языке:

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего (А.В.Толстой)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи» (Н.В.Гоголь)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г.Паустовский)

— А теперь посмотрите в тетради. Какие лучшие качества человека мы записали?

Тетрадь:

смелость, отвага, храбрость, любовь к родине

гостеприимство, доброта, сметливость

трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость

доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею

вежливость, воспитанность

— Какие из них вы хотели бы воспитать в себе?

— По каким законам живут герои сказок? (Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи).

Кроссворды и ответы.

IV.ИТОГ УРОКА:

— Словом можно убить, неверно использовав его, а можно – спасти, произнеся его в

нужный момент. Но убить можно и само слово – сделав ошибку, написав его

неправильно или неаккуратно. Берегите русский язык! Это величайшее наследие наших

предков.

— Вернемся к эпиграфу нашего урока:

«СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ — УРОК!»

Дело в том, что сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она — светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает. Страна сказок — самая удивительная и чудесная страна из всех.

Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты. Мы прощаемся со сказкой на очень короткое время. Она нас ни за что не отпустит от себя. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.

( песня №5 «В мире много сказок»)

http://www.youtube.com/watch?v=47JWGxCzXx4 )

— Сегодня вы очень хорошо работали. И вы получаете не только хорошие отметки, но и сладкие призы! (волшебная шкатулочка)

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение на тему…..

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ

  2. http://www.youtube.com/watch?v=2LJjkyzZno0&feature=related

  3. http://www.youtube.com/watch?v=mffhGMIFhM

  4. http://www.youtube.com/watch?v=47JWGxCzXx4

  5. http://festival.1september.ru/articles/102803/

Завуч:____________

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 4

2) Сказочный тест

1) Кто из героев русских сказок – сын служителя церкви:

А) Иван-вдовий сын

Б) Иван-поповий сын

В) Иван-коровий сын

2) Куда должен направиться Иван, чтобы остаться в живых: php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 5

3) К кому наведался Иван-дурак, если съел он на завтрак блюдо русское, на обед –

украинское, а на ужин – татарское:

А) Б) В)

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 6

4) Что сказала герою в напутствие помощница-Яга:

А) скатертью дорожка

Б) ни пуха ни пера

В) дело ли пытаешь или от дела лытаешь

5) Какая черта внешности больше подходит для создания портрета героя-

юноши:

А) соболиные брови

Б) орлиный взор

В) лебединая походка

6) Что ответил братец Иванушка сестрице Аленушке, выпив из копытца:

А) бэ-э

Б) мэ-э

В) иа-иа

7) Какого персонажа нет ни в одной народной сказке:

А) Водяного

Б) Полевого

В) Домового

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 7

8) Помнишь, что волк оживил убитого братьями Ивана-царевича, сбрызнув его сначала

мертвой, а затем живой водой.

Перед тобой – два стакана. Один – с морской водой, мертвой (заживляющей раны, потому что с ней много йода; но все же не дающей жизни земным растениям из-за большого содержания в ней соли); другой – с родниковой, живой (выпьешь ее – и сразу лучше себя почувствуешь, так сила воды – в тебе самом: ты на 75% cостоишь из воды).

Задача – узнать, не пробуя на вкус и не нюхая, какая вода – живая, а какая мертвая.

Себе в помощь ты можешь взять один предмет, связанный с птицами.

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 8

3). Сочинение-отзыв «Наш сказочный урок»

Ход урока

2.Актуализация знаний

— Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

 -Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1. Дыхательная гимнастика.

« В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали

восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом

и выдох ртом (3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и

задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких

свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких

свечек.

III. Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

(Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на всех уроках?

(Мы говорили об осени.)  

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские

писатели)

— И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни. 

— Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?

— А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня

его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.

Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими

людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 

Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

— (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот

отрывок?

(слайд 5) «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»

— Кто автор этих сказок?

(А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем

богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

-Какие бывают сказки? 

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого

раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают

и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова

тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,

рассказ, былины)

— Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти

строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

— Определи жанр (стихотворение)

 — Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

 — Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.

— А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

— Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

— Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина

«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте

глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы думаете, где оказались?

— И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного

дуба)

— Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб

зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

— Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

— Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в

речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите на наш дуб.

— Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает

некоторых персонажей.)

— Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте описание этой картины.

— А что дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

— Как понимаете невиданные звери?

— Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут

быть неведомые?

— Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в

избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой

из вод выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку

от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?(

Борьба добра со злом)

— Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

— Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для

него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в строке родственные слова?

— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами

автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться

такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная

сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в

этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как

А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить

себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно

слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

— Как называется это вступление?

Слайд 1 Литературная гостиная «Пушкинские дороги»

Слайд 2 (цель мастер-класса)

Цель мастер-класса — вспомнить некоторые приёмы применения технологий на уроках и придумать, как можно осуществить наиболее приемлемый метод для формирования навыков критического мышления, проблемного обучения и игровой деятельности на примере урока «Литературная гостиная «Пушкинские дороги». УМК «Школа России». 3 класс.

Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованную деятельность учащихся.

Технология развития критического мышления позволяет проводить урок в режиме повышенного уровня работоспособности, а усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.

Вызов, осмысление и рефлексия — базовая модель ТРКМ — и соответствует этапам человеческого восприятия:

  • сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно, т.е. активизировать ранее полученные знания, пробудить интерес, определить цель изучения предстоящего материала,
  • затем осмысленно познакомиться с новой информацией, соотнести её с уже известным материалом, систематизировать,
  • потом подумать, для чего ему нужны эти знания, где их можно применить.

Слайд 3 (видео с переключением слайдов на экране -ученица-ведущая)

1. Организационный настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Сядьте удобнее, смотрите и слушайте!

2. Вступление в тему. Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

— Александр Сергеевич Пушкин! Когда и где каждый из нас услышал это имя?!

Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?

Имя Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нужнее.

Сегодня мы вместе пройдём дорогами его жизни, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

3. Дороги детства

А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

Слайд 4 (видео) (с переключением слайдов на экране)

— Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

— Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке.

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок.

Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом):

— Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.

Слайд 5-7 (письмо няне)

Приём «Мысли с остановками»

— Как вы думаете, о чём няня напишет Пушкину? (1 часть)

— Как вы думаете, о чём дальше напишет? (2 часть)

— Подтвердились ли ваши предположения?

Слайд 8 (дом в Михайловском)

До 12 лет Саша воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском языке.

Слайд 9 (няня рассказывает сказку)

Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Саша с удовольствием их слушал.

Слайд 10 (Вспомним сказку)

Технология игровой деятельности

Приём «Знатоки сказок»

Чтение, пантомима или инсценирование одного отрывка из сказки Пушкина, по иллюстрации дети узнают и называют сказку.

Слайд 11 (фото с урока)

Слайд 12

Технология критического мышления

Приём «Синквейн» (5 строк) фото

  1. Сказки
  2. Поучительные, интересные (гениальные, добрые)
  3. Рассказываем, инсценируем, осмысливаем
  4. Сказка — ложь, да в ней намёк… (Что за прелесть — эти сказки!)
  5. Выдумка! (Фантазия!)

Слайд 13 (Технология критического мышления. Приём «Выбери нужное»)

4. Дороги отрочества и юности

Юность поэта прошла в Петербурге.

Дороги юности

19 октября 1811 года

19 октября 2021 года

в ………………,

Царском Селе

Москве

в летней резиденции императора, открывался ……………………… —

учебное заведение для юношей благородного происхождения.

Школа

Лицей

Академия

Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы …… был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение.

Сергей

Александр

Виктор

Счастливый день! Экзамен сдан!

Слайд 14 (Экзамен сдан!)

Слайд 15 (мы наблюдаем использование

Приём «Знакомство в группе» (фото с урока)

Лицеисты сели за парты и стали одноклассниками. Четыре мальчика особенно подружились.

Ребята, получив предварительное задание — найти информацию из источников, вкратце рассказали о возрасте, прозвищах, привычках и чертах характера лицеистов.

Слайд 16 (фото с урока)

Технология Игровой деятельности

Приём «Сценка»

Во время учёбы в Лицее у Пушкина были проблемы с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и, молча, писал. Преподаватель Карцов посадил Пушкина на место и велел ему писать свои стихи.

И Пушкин писал …стихи, поэмы, сказки…

Слайд 17-18

Технологии критического мышления и проблемного обучения

Приёмы «Кластер» и «Диаманта»

В прошлом учебном году мы познакомились со «Сказкой о золотой рыбке».

И с целью повторения я предложила ребятам разгадать «Кластер» и написать диаманту.

Приём «Кластер»

Корыто

сеть

рыбка

желание

Приём «Диаманта» (форма из 7 строк) (строки «деформированы»)

1

тема (1 сущ.)

Старуха

2

определение (2 прил.)

Злая, жадная

3

действие (3 глагола)

Бранится, капризничает, издевается

4

ассоциации (4 сущ.)

Корыто, сеть, рыбка. желание

5

Действие (3 глагола или причастия)

Поймал, отпустил, просит

6

Определение (2 прилагательных)

Добрый, послушный

7

Тема (сущ., противоположное по смыслу)

Старик

Вы подумали и придумали ещё кластер с установлением взаимосвязей

Слайд 19

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

5. Рефлексия

  • Что вы узнали сегодня? (О детских и юношеских годах А.С. Пушкина, о Лицее, …)
  • Что повторили? (некоторые сведения из биографии Александра Сергеевича, сказку Пушкина)
  • Что закрепили? (умение выразительно читать, внимательно слушать, составлять синквейн, диаманту)
  • Что развивали? (развивали творческие способности)
  • Что хотите ещё узнать? (о друзьях Пушкина, перечитать все его сказки, выучить много стихов, …)

6. Домашнее задание

И вам обязательно захочется рассказать о сегодняшней гостиной и выполнить домашнее задание

Слайд 20 (домашнее задание)

Предлагаю использовать

Приём «Кубик Блума»

На 6 гранях кубика слова

Почему…

Саша в детстве говорил на французском языке лучше , чем на русском

Предположи….

Что ты — лицеист

Объясни…

Придумай ….

Диаманту или синквейн на определённую тему

Выучи…

Полное название сказки о царе Салтане

Поделись…

С родителями информацией, которую запомнил и усвоил

Каждый вместе со мной рассуждал и мыслил.

  • Мышление можно назвать критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Каждый участник сам решал, как он будет читать роль или отвечать на вопросы.
  • Информация с урока была отправным, а не конечным пунктом мышления. Сложные понятия воспринимаются и удерживают в памяти самые разнообразные сведения.
  • Критическое мышление на данном уроке началось с постановки вопроса (Когда и где каждый из нас услышал это имя) и продолжилось стремлением узнать новое
  • Критическое мышление есть мышление социальное. На уроках знакомства с биографией авторов будущего изучаемого раздела я стараюсь использовать виды парной и групповой деятельности.

Слайд 21 (Храните, о друзья, …)

— Уважаемые коллеги. Сегодня у нас мастер-класс — праздник Пушкина.

По окончании Лицея Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости. Но, расставаясь с друзьями, он желал им только счастья в новой для них жизни.

В конце моего выступления приятно сказать в адрес коллег добрые слова — Вы внимательные, благодарные, послушные, интересные собеседники и слушатели.

Слайд 22 (Благодарим за внимание)

  • Сказка о царе салтане имя героя его место жительства
  • Сказка о царе салтане имена героев и чудеса
  • Сказка о царе салтане иллюстрации конашевича
  • Сказка о царе салтане интересные факты для детей
  • Сказка о царе салтане история создания сказки