Сказка о царе салтане испытания в сказке

Сочиненияпо литературепушкинанализ сказки о мертвой царевне и о семи богатыряхзнакомая всем с детства сказка а.с.пушкина о мертвой царевне и семи
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B823

Александр Сергеевич Пушкин – настоящий христианский писатель. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать, например, его чудесные сказки.

С какой сказки начать? Да не все ли равно – все жемчужины!

«Сказка о рыбаке и рыбке» полна православной христианской символики.

1.Кого нужно больше слушаться – Бога или человека? Старик нарушает это правило, он слушается человека – и получается ерунда.

2.Кто глава семьи? Муж. А здесь, выходит, жена. Она верховодит во всем. И получается конфуз.

3.Братья Зеведеевы попросили Господа: позволь нам сесть в Царствии Небесном по правую сторону от Тебя и по левую. А Господь ответил: не знаете, чего просите.

Так и тут: старуха не знает, чего просит, ее просьбы греховные, материальные. А Евангелие учит: не заботьтесь о земном, заботьтесь о Небесном.

4. Старик и старуха жили вместе тридцать лет и три года – возраст Иисуса Христа.

Если бы старик, отпустив рыбку, ничего не просил, рыбка дала бы ему все: и новое корыто, и новый дом. А больше ничего и не нужно: дворянство не нужно, царицыно звание тоже не нужно, и уж тем более не нужно быть владычицей морей, так как это безумие.

5. Чудовищная материальность женщины, ее гордыня и сварливость.

Насколько смиреннее старик.

6. Сравним образ старухи с душой. Она, душа, желает и того, и другого, и третьего. И не может насытиться. Потому что материальными вещами насытиться нельзя, только еще больше себя распалишь. Что толку, если приобретешь весь мир, а душе своей повредишь, говорит Господь.

7. Греховное поведение людей вызывает гнев Божий: сначала море слегка играет, потом шумит, потом чернеет, потом бурлит. А вслед за этим разыгралась буря и все смела.

Так и с Россией – наши беды нарастают день ото дня, а мы сидим, сложа руки, как будто этого не замечаем.

Разбитое корыто – это символ нашей сегодняшней жизни.

Рыбка говорит:

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.

Тут бы попросить одного – Царствия Небесного. А старик стал просить земных вещей.

У сребролюбия нет предела: появился один миллион долларов, хочется два; появилось два, хочется четыре; и так без конца. А кончается все чем? Все тем же разбитым корытом. Однако сребролюбцы этого знать не хотят – гонка продолжается до самой смерти.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Мертвая царевна – это наша душа, а точнее, мы сами, так как каждый из нас мертвец.

Семь богатырей – это семь церковных Таинств.

Как Ева погибла, откусив от запретного плода, так и молодая царица умерла, отведав яблока, которое собака не давала ей кушать, так как оно было для нее запретное.

Мачеха – олицетворение диавола; она посылает своих слуг творить черные дела (так диавол посылает бесов творить зло).

Королевич Елисей – это Господь наш Иисус Христос. Сила его любви разбивает гроб, и царевна оживает.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Почему Пушкин выставил в таком невыгодном свете священника? Видимо, были на то причины. Наверно, уже тогда, в первой трети девятнадцатого века, священники были не на высоте.

Поп пошел «по базару поискать кое-какого товару». Это – не его дело заниматься «товаром», священник должен заниматься делами духовными. Не о земном радейте, а о Небесном, говорит Спаситель. Поп ищет работника, который ему нужен для хозяйства. Вот если бы он искал его для того, чтобы окрестить или призвать к покаянию, тогда другое дело. А хозяйство – это удел мирян.

В начале двадцатого века духовный уровень священства стало еще плачевнее. Александр Куприн пишет в одном из своих рассказов, что священник играл (вместе с другими людьми) в карты.

А. Пушкин подметил червоточину в священниках и гениально ее высмеял.

Балда. Это Иван-дурачок – главный герой русской народной сказки. Он везде выходит победителем. И здесь тоже. Он играючи расправляется с бесами. Значит, душа народа была еще здорова.

Поп прибегает к неправде, задав Балде невыполнимую задачу. А тот как будто и не видит этого, спокойно отправляется ее выполнять, и бесы трепещут при одном его виде.

Жена дает попу совет – это голос врага.

За свои грехи человек расплачивается – рано или поздно. Поп – тоже.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

«Сказка о золотом петушке»

Это сказка о том, как страсть губит человека. Человека может погубить и вражеский помысл. Враг видимый не так страшен, с ним легче справиться. А враг невидимый – очень опасен, с ним труднее бороться.

Шамаханская царица – это наша какая-то страсть. Чтобы погибнуть, достаточно одной страсти. Пьяницы, курильщики, наркоманы, прелюбодеи, воры, завистники в Царствие Небесное не войдут.

А кто такой золотой петушок? Это, скорее всего, наша совесть, а, может, Церковь.

А мудрец кто? Это, наверно, Господь наш Иисус Христос. Он спасает царство. Он просит у царя Дадона шамаханскую царицу, чтобы спасти его, а тот не хочет с ней расставаться, с ней жить очень хорошо, и поэтому он погибает.

Есть в сказке и еще один очень важный мотив, может, быть, самый главный: женщина губит человека. Старший сын царя Дадона выходит с войском и попадает в плен к шамаханской царице, затем – младший сын; из-за пустой, надменной красавицы они дерутся, и оба погибают. Мало того: их воины тоже начинают драться и все до единого погибают. Погибает и царь Дадон, увлекшись призрачной красотой шамаханской царицы.

Кто она такая, шамахзанская царица? Пушкин дает ей уничтожающую характеристику:

(Она) хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Не боится, знать, греха.

То есть она элементарная блудница. А сколько людей погубила!

Сказака ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

«Добрым молодцам», а не кому-нибудь!

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Православная символика просматривается от начала сказки и до конца.

С самого Своего рождения Господь наш Иисус Христос был гоним; сын царя Салтана, князь Гвидон, тоже гоним с первого дня своей жизни. Там – бегство в Египет, здесь – плавание в бочке; там – возвращение обратно в Палестину, здесь – избавление из бочки.

Город на острове – это Небесный Иерусалим. Тут все чудесное: и белка, которая грызет золотые орешки, а внутри орехов – изумруд; тридцать три богатыря – это Небесное Ангельское Воинство.

А ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха – это мы, грешники. И если мы покаемся, как они, то обретем милость Божию.

Эта сказка о Промысле Божием. Какие бы козни ни строил враг рода человеческого, какие бы палки ни ставил в колеса, Господь Бог все равно устрояет все к лучшему. Другими словами, Он любое зло претворяет в добро.

Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой решили погубить молодую царицу с ребенком и кинули их в бочке в море. Но Господь их чудесным образом спасает. Они поселяются в большом городе «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты». И князь Гвидон стал там править.

Но на этом испытания не кончаются. Все те же ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой сказали царю Салтану, что есть на свете чудо:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

И это чудо он, царь, должен обязательно увидеть.

Господь устрояет так, что белочка появляется не где-нибудь, а у князя Гвидона, на его острове.

Новое испытание:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

И где же они появляются? Конечно, у князя Гвидона.

Мало этого, Бабариха – баба себе на уме — говорит:

За морем царевна есть,

Что не можно глас отвесть:

Днем свет Божий замевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво.

И что же? Эта царевна становится женой славного князя Гвидона. Все – по Промыслу Божиему — заканчивается самым наилучшим образом.

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая приготовил подросткам необычный новогодний подарок

Молодёжный театр Алтая приготовил подросткам необычный новогодний подарок. В страшой сказке «Василисса», они, похоже, с удовольствием узнают себя.

Московскому режиссеру Виктории Печерниковой в одноименной пьесе Марии Малухиной, по ее собственным словам, оказалась близка идея взросления через нарушение родительских запретов, чтобы в какой-то момент подросток впервые взял ответственность за последствия на себя. Но вообще-то, и в тексте, и в получившемся спектакле еще много ценных мыслей, которые пригодятся и детям, и родителям.

Семья с секретами

Юная Василисса (ее играет Анастасия Данилова) живет с родителями на опушке леса. Вокруг на триста верст больше ни души – во всяком случае, так говорят маменька (актриса Наталья Сляднева) и тятенька (Алексей Бурдыко). При этом ходить в лес девочке строжайше запрещено: там опасные звери. Эти рисованные двухголовые птицы, пятнистые ящеры и прочие химеры ползают, высунув язычки, по огромному экрану позади избушки.

С девочкой что-то не так: ночью в свете луны она во сне вылезает на крышу домика и шепчет странные заклинания, а проснувшись, сама не может понять, что с ней было. Впрочем, и родители ведут себя странно: похожие пластикой на деревянные крестьянские игрушки или плоскостные лубочные картинки, они все время что-то недоговаривают. А маменька так и вовсе чуть не каждую свою фразу обрывает, закрывая себе рот ладошкой.

Заглянув однажды в лес (экран поднимается, и за ним оказывается «чащоба» из канатов, обрамленная блестящим занавесом), Василисса выясняет, что никакого зверья там нет, зато полно разной нечисти из славянских сказок. И первое же встреченное магическое существо – противного старичка Болибошку (Андрей Одинцов), который без долгих предисловий взялся ее душить, – она своим криком обратила в камень! А тут еще к родителям свалился с неба Летавец (Александр Пальшин), гонец от некоего Берендея, хозяина леса, который почему-то требует дань.

И тогда Василисса решает разобраться наконец во всем самостоятельно: пойти в лес, защитить семью и, если получится, обратить Берендея тоже в камень. На этом пути она обретает волшебного компаньона – застенчивого юного оборотня-волколака по имени Белояр (Андрей Потереба), а также встречает оголодавшее без человечины Лихо Одноглазое (Валерий Лагутин), спятившую от одиночества Полуденницу (Виктория Проскурина) и троицу опасных русалок…

Девочка, ты кто?

Если маменька и тятенька наряжены как условные крестьяне, то Василисса – совершенно обычный современный подросток с синеватыми косичками, в клетчатой рубашке, джинсах и сером акриловом кардигане, какой можно найти в любом магазине молодежной одежды. Образы сказочных существ тоже решены художником-постановщиком Ксенией Кочубей без особых магических затей, но символично: Полуденница носит огромный золотистый кокошник, намекающий на опасное солнце, Лихо – сложную маску и черную косуху, Берендей (Александр Чумаков) вообще ходит в приличном костюме с галстуком. А у Белояра из волчьих примет один только меховой «хвостик» на голове.

Роскошь и спецэффекты этой современной сказке и не нужны. Будучи метафорой взросления, она играет буквально на поле архетипов. Нарушив табу, девочка одна идет в темный лес, что же будет? Впрочем, заглавная героиня в исполнении Анастасии Даниловой особой кротостью не отличается. Это убедительно сыгранный дерзкий и колючий подросток, решительный в силу неведения, напуганный пробуждением и происхождением собственных странных способностей.

За все полтора часа действа мы не видели в зале ребенка, который бы отвлекся на болтовню или уткнулся в телефон, а после с облегчением рванул в гардероб, – наоборот, именно юные зрители и устроили артистам овацию. И этот успех спектакля отчасти можно объяснить тем, что его сюжет движется тропой, проторенной подростковой литературой и кинофантастикой последних десятилетий, чем-то напоминая и «Гарри Поттера», и «Сумерки», и «Звёздные войны» (скажем, у Василиссы явно был шанс повторить путь Энакина Скайуокера – обратите внимание на сцену с отгрызенной рукой!).

Полезные идеи для взрослых зрителей тут тоже припасены: например, что честность в отношениях с чадом – лучшая политика. Или что подростки, даже если временами кажутся чудовищами, детьми от этого быть не перестают. Удерживая баланс увлекательного, страшного и смешного, «Василисса» говорит со зрителями всерьез, чтобы в конце логично объяснить все: и родительские страхи, и мистику, и двойственную природу главной героини, и двойную «с» в ее имени.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Премьеры, всероссийский фестиваль, лаборатория, юбилеи и награды – в Молодёжном театре Алтая подвели итоги года

Конец декабря – идеальное время для того, чтобы оценить свою работу за год, отметить достижения и лишний раз порадоваться успехам. Это и сделали в Молодёжном театре Алтая. Вспоминаем все значимые события 2021-го.

Премьеры

Год в МТА открыли 3 января премьерным показом ирландской комедии Андрея Воробьёва «Сиротливый Запад» по пьесе Мартина МакДонаха. В центре сюжета – братья Вэлин и Коулмэн, только что похоронившие отца. Они ссорятся, делят наследство, постоянно друг друга подкалывают. Оба испытывают симпатию к местной девушке Гэлин, что тоже не добавляет теплоты в отношения героев. Частый гость в доме – Отец Уэлш. Сам испытывающий кризис веры, он делает всё возможное, чтобы помирить родственников. Ради этого он идёт даже на крайние меры.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

5 марта в репертуар театра вошла опера «Мария Стюарт». В её основе – документальная история середины XVI века о противостоянии королевы Шотландии Марии Стюарт и королевы Англии Елизаветы Тюдор, закончившемся казнью Марии. Нестандартное прочтение трагедии Фридриха Шиллера представил молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Максим Соколов.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

20 мая прошёл первый показ спектакля «Пой, Вовка…», в основу которого легло литературное наследие Валерия Золотухина. Режиссёр Анатолий Кошкарёв использовал рассказ «Старики», отрывки из повестей «Дребезги» и «На Исток-речушку, к детству моему», в которых много автобиографичного, прозу из дневников артиста, фрагменты писем. Спектакль «Пой, Вовка…» приурочен к 80-летию большого артиста, педагога, художественного руководителя МТА с 2003 по 2013 годы.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

8 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера уравнения с двумя неизвестными «Загадочное ночное убийство собаки» Саймона Стивенса. Режиссёр спектакля – Андрей Воробьёв. Это история о 15-летнем подростке с аутизмом. Однажды он обнаруживает во дворе у соседки мёртвое животное и решает во что бы то ни стало узнать, кто совершил преступление. При этом главным подозреваемым считают самого мальчика. Чем ближе герой подбирается к истине, тем больше тайн ему предстоит открыть. И тем сильнее ему придётся противостоять своей особенности.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

12 ноября состоялась ещё одна премьера – спектакль «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» поставил режиссёр из Польши Бениамин Коц. Главный герой спектакля мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, понимает, что это не приносит ему ожидаемого счастья: оказывается, быть взрослым не так уж приятно. Спектакль Молодёжного театра Алтая стал уникальным. При работе над ним выяснилось, что при переводе оригинального текста повести с польского языка на русский некоторые фрагменты упустили. Утраченные части Бениамин Коц перевёл сам, чтобы точно передать зрителям МТА рассуждения педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

«Крахмальная, 92» – интерактивный спектакль, созданный при поддержке проекта партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». По этой же программе под конец года в Молодёжном театре Алтая режиссёр Виктория Печерникова поставила страшную сказку для подростков «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком с детства. Но современная «Василисса» – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Героине предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Лаборатория детских сказок

В июне в Молодёжном театре Алтая прошла актёрско-режиссёрская творческая лаборатория по созданию эскизов спектаклей-сказок «РусскаяZABAVA». Принять в ней участие мог любой артист труппы. Выдвигали только одно условие – спектакль для малышей от трёх лет должен быть интерактивным.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В итоге из четырёх эскизов два руководство театра оценило как наиболее интересные и перспективные. Один из них – сказка «Серая Шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка. С ней работал Руслан Гарибов, уже поставивший в театре детский спектакль «Цветик-семицветик» Валентина Катаева и пьесу Олега Богаева для взрослой аудитории «Русская народная почта». Отметили эскиз спектакля артиста Андрея Одинцова по мотивам русских народных сказок.

Главный режиссёр

12 мая директор Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Ирина Лысковец представила коллективу нового главного режиссёра. Им стал Алексей Серов из Санкт-Петербурга. Зрителям Барнаула он уже известен – в 2019 году режиссёр поставил в МТА трагикомедию «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

За плечами режиссёра более ста спектаклей. Он сотрудничал с театрами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Новгорода, Хабаровска, Мурманска, Воронежа, Волгограда, Краснодара, Томска и многих других городов. Алексей Серов – лауреат государственной премии Волгоградской области (2008) в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительской деятельности в номинации «Театральное искусство» за спектакль «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич в Волгоградском молодёжном театре.

Опыт руководства большим творческим коллективом у Алексея Эдуардовича есть. С 1992 по 1997 год он был главным режиссёром новосибирского театра «Красный факел», с 2001 по 2004 год руководил Театром юного зрителя в Волгограде. В 2004 году основал и до 2012 года руководил Молодёжным театром в Волгограде. В этом же городе в 2012 году основал и в 2013 году руководил Первым драматическим театром. В 2016-2017 годы Алексей Серов был главным режиссёром Хабаровского краевого музыкального театра.

Сейчас Алексей Эдуардович работает над новым спектаклем. Со 2 по 7 января в МТА пройдут премьерные показы комедии итальянского драматурга Дарио Фо «Свободная пара» о семейной жизни без обязательств. Комический эффект от всего происходящего усилен в спектакле приёмом «театр в театре», когда зрители становятся непосредственными свидетелями на процессе по «делу о супружеской неверности».

Дни памяти

2 февраля в Молодёжном театре Алтая состоялся вечер памяти артиста Юрия Виноградова. На нём собрались друзья, коллеги и студенты Юрия Александровича. Вечер памяти назвали «Любимые сказки Юрочки». Артисты театра прочитали малоизвестные произведения Ганса Христиана Андерсена «Бузинная матушка», «Ёлка» и «Немая книга» под музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств России, органиста Сергея Будкеева. Коллеги по сцене рассказали, каким удивительно чутким и внимательным был Юрий Виноградов, а студенты вспоминали, что его лекции были лучшими.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Юрий Александрович родился 17 апреля 1951 года в семье заслуженных артистов России Лидии Римшевич и Александра Виноградова, работавших в ТЮЗе. Детские годы мальчика прошли в театре, что повлияло на его выбор профессии. Юрий Виноградов окончил Барнаульское музыкальное училище по классу фортепиано, Новосибирское театральное училище по специальности «Актёр драматического театра». Много лет служил в театре. Последней ролью в Молодёжном театре Алтая для Юрия Александровича стала роль Хлопова в комедии «Ревизор».

2 февраля 2017 года после тяжёлой продолжительной болезни артист, педагог и верный друг скончался. С тех пор эта дата для коллектива МТА особенная.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Премьера спектакля Молодёжного театра Алтая «Пой, Вовка…» по рассказам, письмам и дневникам Валерия Золотухина продолжила череду памятных мероприятий, посвящённых 80-летию народного артиста России. В Барнаул прилетели жена Ирина Линдт, сын Иван Золотухин, друзья и коллеги Вениамин Смехов, Алика Смехова, Валерий Черняев и Любовь Чиркова. Во время выступлений гости говорил, что артист был человеком с большой и светлой душой, на которого можно было положиться, который всегда поддерживал. Ирина Линдт и Иван Золотухин отметили, что поездка на Алтай – словно приезд к родственникам, настолько Валерия Сергеевича любят жители края, рады видеть его семью.

Мероприятия, посвящённые юбилею артиста, завершались в сентябре масштабным культурным форумом – IV Всероссийским молодёжным театральным фестивалем им. В.С. Золотухина.

Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина

Фестиваль проходил с 18 по 24 сентября 2021 года. В конкурсной программе свои спектакли представили 11 театров из Барнаула, Уфы, Кемерова, Екатеринбурга, Альметьевска, Вологды, Новосибирска, Глазова, Нягани и Челябинска. Московский театр на Таганке выступил в качестве гостя. В образовательную часть фестиваля вошли семинары об организации театрального дела, новых проектах Союза театральных деятелей России и о том, как писать о современном театре. В этом году членами жюри стали театроведы Кристина Матвиенко, Юлия Клейман, Антон Алексеев и режиссёр Роман Феодори, возглавляла группу экспертов директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Решением жюри Гран-при фестиваля вручили Молодёжному театру Алтая за спектакль Бениамина Коца «Мой папа – Питер Пэн» по пьесе Керен Климовски. За исполнение роли Учительницы в этом спектакле отметили Юлию Юрьеву, она стала лауреатом в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

Большим событием стали гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, приуроченные к 100-летию творческого коллектива. На сцене МТА состоялись показы двух спектаклей одного из самых популярных театров в России.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Барнаульцам представили спектакль «Наш класс» Тадеуша Слободзянека в постановке Натальи Ковалёвой. Это история об учениках одного простого школьного класса, которые годами жили по соседству и сидели за одними партами в школе. Никому в голову не приходило выяснять национальную принадлежность друг друга. А когда фашисты поделили людей на «высшую» и «низшие» расы, вчерашние одноклассники вмиг обернулись кто палачом, кто жертвой.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Затем состоялись показы спектакля «Крик лангусты» по пьесе Джона Маррелла «Смех лангусты». Сару Бернар называли божественной актрисой, золотым голосом, императрицей театра. Эпатажная и несгибаемая, первая в истории мировая звезда. Ей предрекали раннюю гибель от туберкулёза – но ошиблись. Ей ампутировали ногу – но Сара Бернар продолжила играть, и публика рукоплескала ей. В постановке Михаила Цитриняка заняты известные артисты Юлия Рутберг и Андрей Ильин.

Победы на фестивалях

В марте заслуженная артистка России Галина Чумакова и Любовь Хотиёва приняли участие в III фестивале искусств «Здесь край моих отцов», который проходил на родине Валерия Золотухина. В Быстроистокском культурно-досуговом центре ведущие мастера сцены Молодёжного театра Алтая показали две программы: художественное чтение произведений советских писателей «То, что мы любили в детстве» и «неСлучайные встречи» с рассказами Надежды Тэффи.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В мае в Барнауле состоялся V фестиваль самостоятельных работ «Рождение замысла», инициатором которого выступает региональное отделение Союза театральных деятелей России. Свои спектакли представляли как профессионалы, так и любители театрального искусства. В итоге в номинации «Лучший спектакль фестиваля» победу одержала артистка МТА Ольга Жучкова с моноспектаклем «Святая Ю». Видеооператора театра Александра Секачёва отметили в номинации «Лучшее оформление визуального видеоряда» за работу в этом спектакле.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В этом году директор театра Ирина Лысковец по приглашению организаторов побывала на образовательном семинаре Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (Москва). Она и артист Владимир Кулигин стали гостями Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» 2021 года (Санкт-Петербург).

В ноябре Ирина Лысковец была участником Всероссийского фестиваля-лаборатории «Колесо», который Российский академический Молодёжный театр проводит совместно с Союзом театральных деятелей РФ. Это профессиональные смотры детского и молодёжного репертуара разных театров страны. На фестивале проходит ежегодный Всероссийский семинар по работе со зрителями, на котором руководителям театров представляют лучший отечественный опыт по организации и проведению зрительских проектов. Центральным событием «Колеса» стал круглый стол по актуальным проблемам театров для детей и молодёжи – попытка объединиться в формулировании и решении проблем современных ТЮЗов России.

Юбилеи на сцене родного театра

Трое артистов Молодёжного театра Алтая отмечали юбилей творческой жизни. В феврале 40-летие на сцене отмечал заслуженный артист России Валерий Лагутин. Он с детства занимался в цирковой студии при Доме культуры котельщиков. Позже получил профильное образование в Алтайском государственном институте культуры – выпустился в 1981 году и тогда же пришёл в театр. С тех пор артист востребован у режиссёров. Причём Валерий Лагутин – единственный в Алтайском крае артист, который принимал участие в боевых действиях в «горячей» точке.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В трудовой книжке за 4 мая 1984 года есть запись: «Уволен в связи с уходом в ряды Советской армии». После Афганистана артист вернулся в театр. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Валерию Лагутину вручили Грамоту. Также у него есть медали, среди которых – «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В сентябре памятная дата – 25 лет – была у Юлии Юрьевой. Артистку приняли в театр сразу после окончания Алтайского государственного института культуры. Причём диплом у Юлии Юрьевой красный. За эти годы она исполнила около 60 ролей в спектаклях по лучшим русским и зарубежным произведениям. Каждый, кто видел её на сцене, знает, что артистка может буквально всё. Она восхитительна и в детских сказках, и в вечерних спектаклях.

В ноябре прошёл творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной «50 лет на сцене». Нина Васильевна читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съёмок в кино.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Путь на сцену для артистки, увлечённой театром с самого детства, был долгим. После школы она поступила на педагогический факультет, позже – на юридический. Эти направления не приносили никакого удовольствия – творческая натура девушки требовала другого. Всё свободное время Нина Таякина пропадала в кружках и народных театрах. И однажды приняла решение ехать учиться в Горький. С отличием окончив театральное училище, Нина Васильевна вернулась в Барнаул и устроилась в Алтайский театр юного зрителя. Несмотря на занятость в репертуаре, артистка окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра. Вклад Нины Васильевны в театральное искусство переоценить невозможно. В 1998 году ей справедливо присвоили звание заслуженной артистки Российской Федерации. А последние 15 лет Нина Таякина преподаёт актёрское мастерство в институте культуры.

Благодарности и премии

Ко Дню работника культуры России в Барнауле прошла церемония вручения благодарственных писем и грамот от администрации города, на которой отметили несколько сотрудников Молодёжного театра Алтая. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие профессионального театрального искусства в городе Благодарственные письма вручили артистам Наталье Слядневой и Александру Пальшину, заведующему монтировочным цехом Максиму Павлову. Почётные грамоты администрации Барнаула – артистке Светлане Лепихиной и заведующему столярным цехом театра Роману Скворцову.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

По итогам творческого сезона 2020-2021 годов Министерство культуры Алтайского края за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие театрального искусства в регионе Почётной грамотой отметило помощника режиссёра МТА Елену Рудь.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В октябре стали известны имена лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В 2021 году в список лучших попал Александр Коцубенко. Он окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В ноябре за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие театрального искусства в регионе Почётную грамоту Министерства культуры Алтайского края вручили заместителю директора по развитию Молодёжного театра Алтая Марине Стригуновой.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Под конец года в театре состоялась ещё одна церемония вручения. Администрация Октябрьского района Барнаула отметила инженера-механика МТА Евгения Кобылина. Благодарность министра культуры Алтайского края за многолетний добросовестный труд и личный вклад в организацию деятельности театра директор МТА Ирина Лысковец передала Елене Тишиной. Почётную грамоту администрации города вручили руководителю литературно-драматургической части Станиславу Хазиеву, главного бухгалтера Елену Анисимову отметили знаком «За вклад в развитие города Барнаула», почётный знак «С благодарностью, Барнаул» вручили заведующему художественно-постановочной частью МТА Павлу Мануйлову.

Эксперт «Золотой Маски» на показах МТА

С 7 по 10 апреля на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая была театровед, критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела научно-методической работы Государственного центрального театрального музея им. А. Бахрушина, автор журналов «Театр», «Театрал», «Петербургский театральный журнал», газеты «Экран и сцена», член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» Ирина Алпатова. Театр пригласил её в Барнаул, чтобы узнать мнение профессионала о творческой деятельности.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Эсперт посмотрела и дала свою оценку пластической драме «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика, опере «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, семейной истории «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер и трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Впечатления Ирины Алпатовой опубликовали в журнале «Сцена», единственном в стране театральным изданием, в фокусе внимания которого находятся вопросы сценографии, новые технологии и материалы, технические достижения в области светового и звукового оборудования.

Новые артисты

В августе труппу Молодёжного театра Алтая пополнили новые артисты, недавние выпускники театральных вузов. Дарья Чиж, Дмитрий Волков и Антон Нечаев в этом году окончили Алтайский государственный институт культуры по специальности «Артист драматического театра и кино». Куратором курса была ведущий мастер сцены МТА, заслуженная артистка России Нина Таякина. Вместе с ней бесценный опыт студентам передавал артист и режиссёр Виктор Захаров.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В новом сезоне зрители Молодёжного театра Алтая познакомились с Анастасией Милютиной. В 2021 году она получила диплом Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск), специальность девушки – «Актёрское искусство». С шести лет Анастасия Милютина занимается вокалом, с 10 лет ходила в детскую студию при музыкальном театре.

Летняя театральная школа СТД

С 1 по 29 июня в Москве проходила XIV Летняя театральная школа Союза театральных деятелей России. В этом году в ней участвовало более 80 молодых артистов из 55 городов России. Из Барнаула на обучение пригласили Андрея Потеребу.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Программа Летней театральной школы СТД РФ представляет собой интенсивный образовательный четырёхнедельный курс и включает в себя мастер-классы, тренинги и лекции по основным профессиональным дисциплинам: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, ритмика, современный танец и сценический бой. Педагогический состав Школы – ведущие специалисты из лучших вузов страны.

Важные проекты

Творческие встречи – одно из важных и любимых направлений МТА. В феврале, пока шла работа над спектаклем «Мария Стюарт», в Молодёжном театре Алтая состоялись две встречи с Максимом Соколовым, поставившим в МТА Wonder boy и «Бойцовский клуб». После показов зрители высказывали своё мнение о том, что увидели на сцене, спрашивали режиссёра, как шла работа над этими спектаклями, задавали вопросы о декорациях, реквизите и костюмах. Много вопросов задавали и артистам.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Молодёжный театр Алтая одним из первых в крае подключился к проекту Министерства культуры России «Пушкинская карта». С 1 сентября его участники – школьники и студенты в возрасте от 14 до 22 лет – могут оплатить билет на любой спектакль МТА за счёт средств федерального бюджета. В первый год на баланс карты зачислили 3000 рублей, в 2022-м сумму увеличат до 5000 рублей.

Молодёжный театр Алтая присоединился ко Всероссийскому экскурсионному флешмобу. Акция всегда проходит в последнюю субботу августа, она направлена на то, чтобы участники как можно больше узнали об истории, культуре и людях своих городов.

В МТА группу встречал артист и режиссёр Виктор Захаров. Он – настоящий хранитель истории. В 1968 году окончил Новосибирское театральное училище по специальности «Актёр драмы», работал в Алтайском краевом театре юного зрителя. В 1982 году защитил с отличием режиссёрский диплом в Театральном училище им. Б. Щукина в Москве, в 1987 году окончил Высшие театральные курсы при ГИТИС по направлению «Режиссёр драматического театра». С 1983 года Виктор Степанович был режиссёром нашего театра, с 1990 по 1997 годы – главным режиссёром. Параллельно вёл большую деятельность на благо культурной жизни края в качестве председателя Алтайского отделения Союза театральных деятелей России.

Именно поэтому Виктор Захаров знает о МТА всё. На экскурсии он провёл гостей театра по фойе, показал музей, бутафорский, декорационный, пошивочный и другие цеха. У каждого участника акции была возможность выйти на сцену и почувствовать себя артистом. Прогулку по театру Виктор Степанович дополнил рассказами о спектаклях, над которыми работал в разные годы, поведал интересные случаи из истории МТА и своей профессиональной деятельности.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

В этом году в МТА прошли благотворительные показы спектаклей. Все вырученные от продажи билетов средства направили родителям Марии Яценко, у которой диагностировали спинальную мышечную атрофию. Это генетическое заболевание, поражающее клетки спинного мозга. Без своевременного лечения мышцы постепенно ослабевают – сначала руки, потом ноги, спина, заканчивается всё остановкой дыхания.

Весь город собирает средства на препарат «Золгенсма» для девочки, стоимость которого составляет около 180 миллионов рублей. Сотрудники МТА не могли остаться в стороне.

Уже не первый год Молодёжный театр Алтая много внимания уделяет особенным зрителям. 2021-й исключением не стал – сотрудничество с Алтайской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Алтайским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток — хорошо!» и городским общественным клубом ветеранов «Оптимисты» при Дворце культуры Барнаула продолжилось. Подопечные этих организаций по-прежнему могут приобрести билеты на показы спектаклей по льготным ценам.

По многолетней традиции МТА принял участие в месячнике пожилого человека, который проходит в октябре. Цена билета для зрителей почтенного возраста на спектакли «Обыкновенное чудо», «Гроза», «Вишнёвый сад» и Wonder boy продавали всего по 100 рублей. Это дало возможность многим пенсионерам не только побывать на постановках по известнейшим произведениям Евгения Шварца, Александра Островского и Антона Чехова, но и познакомиться с современной подростковой драматургией.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Молодёжный театр Алтая возобновил проведение мастер-классов для детей перед показами сказок. Раз в месяц в фойе в течение часа педагоги из Центра детского творчества Центрального района Барнаула обучают желающих творить цветы, открытки и фигурки из бумаги.

15 декабря артисты Молодёжного театра Алтая приняли участие в форуме «Классика в диалоге с современностью» об Антоне Чехове. Он проходил в новоалтайской Центральной городской библиотеке им. Л.С. Мерзликина. Дмитрий Борисов, Александр Коцубенко, Анастасия Милютина и Роман Чистяков выступили перед учениками восьмого и одиннадцатого классов с программой «Читаем Чехова» образовательного проекта «Разборки с автором». Они представили рассказы «Толстый и тонкий», «Загадочная натура», «Стража под стражей» и «Бумажник».

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Ирина Лысковец,
директор Молодёжного театра Алтая:

«Год для Молодёжного театра Алтая выдался насыщенным. Репертуар пополнили шесть спектаклей, часть из которых стали явлением в культурной жизни региона. Мы на высшем уровне провели Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина, приняли на своей сцене гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Наконец-то приобрели главного режиссёра, а ещё нашли интересные решения создания спектаклей по детским сказкам на творческой лаборатории. Подводя итоги, можно уверенно сказать, что все сотрудники театра выложились, не подвели, сработали слаженно, очередной раз доказали свой профессионализм в театральном деле.

2022-й год у театра станет не менее ярким. Мы продолжим ставить качественные спектакли по лучшим произведениям классиков и пьесам молодых современных драматургов. Есть договорённость о сотрудничестве с талантливыми и известными в стране режиссёрами. В наших планах реализация нескольких любопытных творческих проектов, прежде всего ориентированных на подростков. Молодёжный театр Алтая намерен и дальше уделять внимание развитию безбарьерной среды, поддерживать существующие и реализовывать новые социально значимые проекты. Предстоит большая работа по обновлению светового и звукового оборудования».

Эти актрисы сыграли красавиц в экранизациях знаменитых сказок в свои лучшие годы. Зрители запомнили их юными и невинными девушками. Как они выглядели и выглядят уже в зрелом возрасте, рассказывает 5-tv.ru.

Оксана из «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сказка Николая Гоголя была экранизирована режиссером Александром Роу в 1961-м. Роль красавицы Оксаны досталась 21-летней Людмиле Мызниковой. Голубоглазая и светлокожая украинская актриса прекрасно вписалась в мистическую атмосферу «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Год спустя Мызникову пригласили на роль Снегурочки в короткометражный фильм «Когда идет снег…».

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Kino-teatr.ru

Большой карьеры в советском кинематографе Людмила Мызникова не построила. Она отклоняла почти все предложения режиссеров. Актриса несколько сезонов играла в Киевском академическом театре юного зрителя на Липках. С конца 80-х Людмила вместе с мужем Олегом Белинским гастролировали с собственным фольклорным театром. В 2000-х Мызникова снялась в нескольких частях «Возвращения Мухтара». Сейчас актрисе 80 лет, она служит в театре «Мистериум» в Киеве, который открыла вместе с мужем.

Настенька из «Морозко»

Советский фильм-сказка вышел в 1964-м, режиссером был мастер в этом жанре Александр Роу. Актрису на роль Настеньки он нашел случайно. Режиссер заметил 15-летнюю миниатюрную фигуристку во время показа номера «Умирающий лебедь» по телевизору. Хрупкая, но невероятно выносливая Наталья Седых покорила Роу, он пригласил ее на пробы и утвердил на главную роль в «Морозко».

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Kino-teatr.ru, YouTube.com

После успеха в роли Настеньки, Седых снялась в еще одном фильме Роу «Огонь, вода и… медные трубы». Начинающая актриса решила не поступать в театральное училище, бросила спорт и выбрала хореографическое направление. В 1969-м Наталью приняли в балетную труппу Большого театра. В период с 1990-го по 2006-й она играла в театре «У Никитских ворот». Актриса была замужем за композитором Виктором Лебедевым, у них есть общий сын Алексей. Сейчас Наталье Седых 72 года, она редко появляется на публике.

Золушка из «Золушки»

Отечественная киноадаптация сказки Шарля Перро появилась в 1947-м. Послевоенную картину сняла Надежда Кошеверова. Главную роль в «Золушке» получила актриса «Ленфильма» Янина Жеймо. На момент съемок ей было уже 37 лет. Благодаря своему маленькому росту, крошечной ноге и девическому телосложению, Жеймо выглядела как 20-летняя девушка.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Kino-teatr.ru

После «Золушки» Янина сыграла в фильме «Два друга» и завершила карьеру в кино. В 50-х вместе с мужем Леоном Жанно и сыном Юлием эмигрировала в Польшу. Она прожила там всю оставшуюся жизнь. Янины Жеймо не стало в возрасте 78 лет. Актриса завещала, чтобы ее тело перевезли в Россию. Жеймо похоронена на Востряковском кладбище в Москве.

Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане»

Экранизацию сказки Пушкина советский кинозритель увидел в 1966-м. «Сказку о царе Салтане» снял Александр Птушко, на роль красавицы Царевны-Лебедь, позвали 20-летнюю солистку балета Большого театра Ксению Рябинкину. Эта работа стала для нее первым опытом в кино. После Ксения снялась в индийском фильме «Мое имя — клоун» в 1970-м, а затем взяла большой перерыв в кино, чтобы продолжить карьеру в балерины.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Kino-teatr.ru

Она вернулась на экраны в конце 80-х. Рябинкина снялась в фильмах «Грешник» и «Допинг для ангелов». Ксения — мама знаменитого актера Евгения Стычкина. Сейчас женщине 75 лет, она работает помощником художественного руководителя театра балета в Государственном Кремлевском Дворце и преподает балетное искусство в частной школе.

«Снегурочка»

Снегурочка в фильме Павла Кадочникова отнюдь не положительный персонаж. Она дочь Деда Мороза с ледяным сердцем, которая никогда не видела простых человеческих радостей. На роль ледяной девушки подобрали 22-летнюю выпускницу Московского театрального училища имени Щукина Евгению Филонову. Зеленоглазая и светловолосая актриса с аккуратными чертами лица гармонично смотрелась в роли сказочной красавицы.

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Сказка о царе салтане испытания в сказке

Kino-teatr.ru

После успеха в «Снегурочке» Филонова снялся в еще нескольких фильмах, например, в «Служебном романе», играла в Московском драматическом театре имени Гоголя. Ее карьера в кино не сложилась. Она вышла замуж за телевизионного режиссера Евгения Хохлова и родила дочь Марину. В 80-х после развода с мужем Евгения еле-еле сводила концы с концами. Некогда известная актриса работала почтальоном. Последние годы Филонова тяжело болела и пережила неудачную операцию. Евгении не стало в 1988-м. Ей было всего 42 года.

Ранее 5-tv.ru рассказывал, как сейчас выглядят российские дети-актеры, которые были популярны в 2000-х.

  • Сказка о царе салтане итоговый урок презентация
  • Сказка о царе салтане имя героя его место жительства
  • Сказка о царе салтане имена героев и чудеса
  • Сказка о царе салтане иллюстрации конашевича
  • Сказка о царе салтане интересные факты для детей