Сказка о царе салтане имена героев и чудеса

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 128-129. укм школа россии1. если бы тебя

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание сказки в стихах А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В сказке рассказывается о женитьбе царе Салтана и судьбе его сына князя Гвидона, который из-за козней своих тёток попал на необитаемый остров, но благодаря волшебству царевны Лебедь стал могущественным владыкой.

Главные герои

Царь Салтан – добрый и справедливый правитель государства, в котором происходят описываемые в сказке события.

Царица – законная супруга царя Салтана, в прошлом – простая девица.

Князь Гвидон – главный герой сказки. Сын царя Салтана, единственный наследник.

Царевна-лебедь – прекрасная волшебница, исполняющая желания Гвидона в благодарность за свое спасение.

Краткое содержание

Как-то вечером три девицы пряли пряжу возле окна и беседовали. Одна говорила, что приготовила бы пир на весь мир, если бы стала царицей. Другая говорила, что наткала бы полотна на весь мир, если бы была царицей. А третья пообещала родить богатыря для царя, если станет царицей.

 После этих слов в их светлицу вошёл царь. Оказывается, он стоял за забором во время их разговора и все слышал. Ему понравились слова третьей девицей, поэтому он решил жениться на ней, а ее сестер забрать с собой и сделать одну дворцовой поварихой, а второй ткачихой.

В этот же день царь обвенчался с молодой девицей. Пока все гости веселились, сестры новоиспеченной царицы  плакали от злости и зависти. В эту же ночь царица забеременела. И вскоре после этого царь отправился на войну.

Время незаметно пролетело, и у царя родился сын богатырь. Царица сразу же отправила к мужу гонца, но ее сестры вместе с сватьей бабой Бабарихой решили помешать этому. Они заменили гонца на своего, и отправили царю известие о том, что у него родилась «неведома зверушка». Царь разгневался, но приказал ждать своего возвращения. Однако завистливые сёстры царицы подменили письмо. Они написали, будто царь приказывает бросить царицу с ребенком в морскую бездну. Бояре были огорчены известием, но не рискнули ослушаться своего царя, поэтому посадили царицу с сыном в бочку и кинули ее в море.

Сын царя рос не по дням, а по часам. Вскоре бочку, в которой он находился с матерью, выбросило  на сушу. Он выбил дно у бочки, и выбрался наружу. Они оказались на острове. Сын сразу же сделал себе лук и пошел охотиться. Подойдя к морю, он увидел, как на лебедя нападает коршун. Юноша пронзил коршуна стрелой, и тем самым спас лебедя. Лебедь заговорила человеческим голосом и пообещала отблагодарить своего спасителя. Она рассказала, что на самом деле не птица, а девушка, а коршун – это злой чародей.

Спать легли сын и мать голодными, а проснувшись утром, увидели перед собой большой город. Они ещё больше удивились, когда вошли в ворота и народ сразу же принялся их величать. Чуть позже царевича объявили правителем здешних краев. Он назвался князем Гвидоном.

В это время мимо острова проплывал корабль, и все присутствующие на его борту очень удивились, увидев новый город там, где недавно ещё ничего не было. Заметив корабль, князь Гвидон позвал в гости купцов, плывущих на нем. Он расспросил их, чем они занимаются и куда плывут. Выяснилось, что купцы объехали весь свет, а теперь направляются во владения царя Салтана. После того как князь Гвидон провел их, ему стало очень тоскливо. Он очень хотел увидеть своего отца. Об этом узнала белая лебедь и исполнила желание. Она превратила Гвидона в комара, который без труда пробрался на отплывающий корабль.

Вскоре Гвидон увидел своего отца. Купцы рассказали царю Салтану о чудном городе, который появился из ниоткуда. Царь захотел посмотреть на это чудо, но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха не захотели его пускать. Они хитростью стали отговаривать царя, а повариха рассказала о белке, которая грызет орешки с золотой скорлупой. Гвидон разозлился, и укусил повариху в правый глаз.

Вернувшись домой, князь Гвидон снова загрустил. На этот раз он попросил у лебеди волшебную белку. Князь построил для нее хрустальный дом и стал пополнять казну изумрудными ядрами и золотой скорлупой.

Через некоторое время купцы снова пожаловали в гости к Гвидону. Немного погостив, они отправились домой. Там купцы рассказали царю Салтану о белке, которую увидели во дворце князя Гвидона. Царь снова захотел поехать, но ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха снова отговорили его. Ткачиха рассказала о том, что в мире существует другое чудо. Это чудо – тридцать три богатыря, выходящие из морских недр. Гвидон опять рассердился и ужалил ткачиху в левый глаз.

Вернувшись домой, князь Гвидон рассказал лебеди о богатырях. Оказалось, что это ее родные братья. Лебедь попросила их охранять город князя, поэтому каждый день они стали выходить из морских недр и дозором обходить остров.

Вскоре к Гвидону снова заехали купцы, и он с ними вернулся к царю Салтану, но в этот раз в образе шмеля. Купцы рассказали о новом чуде, которое увидели на острове князя Гвидона. Но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха снова решили убедить царя никуда не ехать, поэтому стали говорить, что это вовсе не чудо. Настоящее чудо – заморская принцесса невиданной красоты с месяцем под косой и звездой во лбу. Об этом рассказала Бабариха. Князь Гвидон  ее глаза, поэтому укусил за нос.

Вернувшись домой, князь Гвидон рассказал лебеди о новом чуде, и сказал, что хочет жениться на прекрасной царевне. Оказалось, что лебедь и есть эта царевна. Она согласилась выйти замуж за князя, и вскоре они обвенчались.

Когда купцы опять приехали к князю Гвидону, он попросил их передать царю Салтану, что он обещал приехать в гости. Но в этот раз с ними не поехал во дворец к своему отцу, а остался дома со своей женой.

Услыхав про все чудеса на острове, царь Салтан тут же приказал снарядить флот. На этот раз уловки поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи не подействовали.

Князь Гвидон встретил царя Салтана у берега и повел его во дворец. Царь Салтан своими глазами увидел богатырей, волшебную белку, а затем увидел прекрасную царевну, которая вышла к нему навстречу вместе со своей свекровью. Царь сразу же узнал свою любимую царицу. Он очень обрадовался встрече и даже расплакался от счастья. Поварихе, ткачиха и сватье бабе Бабариха пришлось признаться во всем, но от радости такой их не наказали, а отпустили домой.

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ.

Цель: Привитие интереса к творчеству А.С.Пушкина, желание заинтересовать его творчеством окружающих
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей;
обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
бланки с кроссвордами;
портрет А. С. Пушкина;
Музыкальное сопровождение: песня Н.Королевой «Маленькая страна»
Ход мероприятия:
В.(ОБ) -1 Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне

Все ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

В.(ОБ) -2 Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он гений в этом спору нет!

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строчки?

Учитель: Есть имена, как солнце!

Имена – как музыка!

Как яблоня в рассвете!

Я говорю о Пушкине: поэте.

Учитель: С самого раннего детства знакомы нам стихи и сказки А.С. Пушкина.

Нет ни одного дома, ни одной семьи, где нет его книг, нет ни одного человека, который бы не знал его замечательных сказок. Поэт очень тонко видел красоту природы, выразительно и очень точно передавал её в стихах. В сказках оживали самые яркие, необычные образы и персонажи.

Учитель: Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его любимы русским народом. «Что за прелесть эти сказки!» — восклицал поэт. Каждая есть поэма. Поэт обрызгал чернилами гусиное перо, торопливо записывая нянины сказки. И теперь кто же из нас не знает…

Уч: У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот ученый;

Всё ходит по цепи кругом…

Учитель: А теперь мы проверим, как вы знаете сказки А.С. Пушкина. Проведём с вами в викторину «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина (слайд 1)

Правила викторины: В игре участвуют две команды.

Задача каждой команды – поразить как можно больше бочонков.

Игровое поле разбито на 23 бочонка.

Команды по очереди выбирают бочонок на игровом поле.

После этого команда сможет ответить на вопрос.

Бочонки можно выбирать в произвольном порядке.

Чтобы вернуться на поле нажмите на домик.

Правильный ответ позволяет сделать ещё один ход.

В случае неверного ответа ход переходит к другой команде.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команда, начинающая игру первой, определяется по жребию.

Игру выигрывает та команда, которая больше всего

набирает очков (слайд 2,3)

I Конкурс «Разминка».

Сколько лет прожил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года) – слайд 4;
Как звали царей в сказках А. С. Пушкина? (Салтан, Гвидон, Додон) – слайд 5;
Что могло делать зеркальце? (*говорить оно умело*) – слайд 6;
Какие три дива были у князя Гвидона? (белка, 33 богатыря, Царевна Лебедь) – слайд 7;
Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок») – слайд 8;
В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (муха, шмель, комар) – слайд 9;
Что кричал золотой петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!») – слайд 10;
Что бы сделала каждая девица, если бы она стала царицей? (наткала бы полотна, приготовила бы пир, родила богатыря) – слайд 11;
Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»? (королевич Елисей) – слайд 12;
Какой ориентир есть на пути в царство славного Салтана? (остров Буян) – слайд 13;
«Там русский дух, там Русью пахнет.». Где там? (Лукоморье) – слайд 14;
Какая сказка Пушкина первой появилась в печати? (Сказка о царе Салтане, о сынне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.) – слайд 15;

II Конкурс «Собери слова».

Из букв слова «Лукоморье» составить новые слова. (Какая команда составит больше слов, та получает бал) – слайд 16;

Физкультминутка.

Рыбка.

Изобразите:

— Волны на море;

— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу;

— Царевну-лебедь – гордая осанка, красивая шея;

— Как лебедь превращается в царевну;

— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона;

— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. – слайд 27.

III Конкурс «Узнай сказку».

Вот море кругом обежавши,

Высунув язык, мордочку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь. (Сказка о попе и работнике его Балде) – слайд17;

Ель в лесу,

под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд…. (Сказка о царе Салтане…) – слайд18;

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шлемов и без лат

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга. (Сказка о золотом петушке) – слайд 19;

Долго у моря ждал он ответа,

Не дожидался , к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке.) – слайд 20;

IV Конкурс «Назовите литературного персонажа

по его описанию».

Спит себе на сломе,

ест за четверых,

Работает за семерых,

до света все у него пляшет,

Лошадь запряжет,

полосу вспашет… (Балда) – слайд 21;

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит… (Царевна Лебедь) – слайд 22;

Белолица, черноброва,

нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

королевич Елисей… (Царевна из «Сказки о мертвой царевне…») – слайд 23;

V Конкурс «Шифровка».

Расшифруйте имена героев из сказок: ВИГОНД, ТАСНАЛ, АРЦНАВЕ, ЙЕЛСИЕ. (Гвидон, Салтан, Царевна, Елисей) – слайд 24;
Здесь зашифрованы названия животных из сказок А.С. Пушкина. Расшифруйте. (Рыбка, петушок, лебедь, белка) – слайд 24;

VI Конкурс «Кроссворды».

Каждой команде выдается бланк с кроссвордом. Какая команда первой отгадает кроссворд и назовет ключевое слово, та получает бал.-

1. 1 — В «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха называет старика: «Дурачина,ты…».

2 — Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ в

одной из сказок А.С. Пушкина.

3 — Лесной зверек, живший в хрустальном дворце под елью.

4 — Пристают к заставке гости…

… Гвидон зовет их в гости.

5 — Глядь: опять пред ними землянка,

А пред нею разбитое … .

6 — И послушалась …..

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Ответы: 1-простофиля, 2-петушок, 3-белка, 4-князь, 5-корыто, 6-волна. Сказка.

2. 1 — Служитель церкви?

2 – Пожилая женщина, бабка, которой надоело её корыто?

3 – Что грызла белочка?

4 – Кто был пойман стариком в море?

5 – Как звали молодого человека, который поцелуем оживил мёртвую царевну?

6 – У кого спрашивал дорогу королевич Елисей, когда искал свою невесту?

Ответы: 1-поп, 2-старуха, 3-орешки, 4-рыбка, 5-Елисей, 6-солнце. Пушкин. – слайд 26.

Подведение итогов конкурсов и объявление результатов.

У-1 К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы

Верят в чудо детские глаза.

У-2 Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Рефлексия.

Учитель: Вот и заканчивается наш разговор о сказках А. С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.

image49165693 f3732f250fdc639020d052dbbbd81997

Новогодняя пора — почти волшебное время, когда, наверное, каждый ребенок, да и взрослый тоже, ждет удивительных чудес и перемен к лучшему. А найти все эти чудеса можно на сценах театров. Дети и их родители в новогодние праздники смогут каждый день оказываться в сказке, наблюдая из зала за волшебством на сцене.

Мы собрали самые интересные, на наш взгляд, постановки, которые будут идти в новогодние выходные в Самаре.

«Морозко».

Филармония.

25 декабря, суббота, 11:00.

26 декабря, воскресенье, 11:00, 14:00.

Новогоднее представление с песнями, играми и волшебством, в котором сплелись несколько сказочных сюжетов про Деда Мороза. Главному новогоднему волшебника снова будут противостоять лиса Алиса и серый Волк. А перед началом представления Дед Мороз и его внучка Снегурочка зажгут новогодние огни.

Приключение Незнайки и его друзей.

Филармония.

29 декабря, среда, 11:00, 14:00.

30 декабря, четверг, 11:00, 14:00.

Новогоднее представление поставлено по мотивам известной сказки Николая Носова про коротышек — обитателей Цветочного города. Один из самых ярких из них — Незнайка, который берется всегда и за все, а получается у него нелепо и очень смешно.

Новый Год у кота Леопольда.

Филармония.

2 января, воскресенье, 14:00.

3 января, понедельник, 11:00, 14:00.

Самого доброго и благородного кота на свете ждут приключения, в которых ему будут противостоять непослушные мыши. Леопольд найдет выход из сложных ситуаций с помощью доброты, напомнив ребятам, что нужно жить дружно.

Приключения Буратино.

Филармония.

4 января, вторник, 11:00, 14:00.

5 января, среда, 11:00, 14:00.

Веселое и динамичное музыкальное представление по мотивам сказки Алексея Толстого расскажет о приключениях Буратино, которому предстоит найти золотой ключик и совершить удивительное путешествие в страну дураков, куда его обманом приведут лиса Алиса и кот Базилио.

Карлсон, который живет на крыше.

Театр оперы и балета.

3 января, понедельник, 11:00.

Спектакль по мотивам повести шведской писательницы Астрид Линдгрен. Это сказка про Малыша, который знакомится с загадочным, но очень веселым и неунывающим Карлсоном, который живет на крыше и способен летать с помощью пропеллера за спиной. Родители и друзья Малыша считают, что это вымышленный друг, но затем неожиданно знакомятся с ним сами.

Волшебная лампа Аладдина.

Театр оперы и балета.

5 января, среда, 11:00, 14:30, 17:30.

Мюзикл для детей по мотивам арабской сказки о приключениях смелого Аладдина, который неожиданно становится обладателем волшебной лампы и заводит дружбу с джинном. Аладдин стремится увидеть прекрасную принцессу, но становится свидетелем ужасного заговора главного визиря, который хочет жениться на принцессе и захватить власть.

Золотой ключик.

Театр оперы и балета.

6 января, четверг, 11:00, 14:00.

9 января, воскресенье, 11:00.

Еще один спектакль о приключениях деревянного мальчика, который отправляется на поиски золотого ключика. Его обманом пытаются привести в вымышленную страну дураков, куда завлекают кот Базилио и лиса Алиса.

«Солнышко и снежные человечки».

Самарский театр кукол.

2 января, воскресенье, 11:00, 14:00.

5 января, среда, 11:00, 14:00.

6 января, четверг, 11:00, 14:00.

Интерактивное представление с участием Деда Мороза, Снегурочки и персонажами сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». В борьбе со злом Алиса, Шляпник и Чеширский Кот сумели противостоять коварным планам злой Королевы с помощью главного новогоднего волшебника Деда Мороза.

Лягушка-путешественница.

Самарский театр кукол.

3 января, понедельник, 11:00, 14:00.

4 января, вторник, 11:00, 14:00.

Спектакль рассказывает об удивительном приключении одной лягушки, которая придумала необычный способ попасть в теплые страны, а потом всем рассказывала о своем путешествии с утками.

Морозко.

Театр «Витражи», ДК железнодорожников им. Пушкина.

2 января, воскресенье, 12:00.

3 января, понедельник, 14:00.

Спектакль поставлен в традициях детских рождественских сказок, когда главный новогодний волшебник победоносно борется с темными силами, которые хотят помешать наступлению Нового года и строят всячески козни сказочным персонажам.

Аленький цветочек.

Театр «Витражи», ДК железнодорожников им. Пушкина.

4 января, вторник, 18:00.

Спектакль поставлен по рассказу Сергея Аксакова, жизнь его семьи неразрывно связана с Самарой, что придает постановке дополнительный интерес. На сцене зритель увидит привычный сюжет, когда добротой и любовью можно победить темные чары.

Привет, Карлсон!

Театр «Витражи», ДК железнодорожников им. Пушкина.

2 января, воскресенье, 18:00.

Постановка по рассказу шведской писательницы Астрид Линдгрен о дружбе Малыша с необычным существом по имени Карлсон, который живет на крыше и летает при помощи мотора с пропеллером у него на спине. И если родители мальчика поначалу думают, что Карлсон выдуманный, то потом сами неожиданно с ним встречаются.

Сказка о царе Салтане.

Театр «Витражи», ДК железнодорожников им. Пушкина.

3 января, понедельник, 18:00.

4 января, вторник, 10:00, 12:00.

5 января, среда, 11:00.

6 января, четверг, 11:00.

Спектакль по одноименному произведению Александра Пушкина, в котором князь Гвидон, сын царя Салтана, из-за козней его злых теток попадает на необитаемый остров, где знакомится с прекрасной волшебницей Царевной Лебедем. С ее помощью он становится могущественным правителем и снова встречается с отцом.

Новый год для Удава.

Театр «Город».

4 января, вторник, 11:00.

Музыкальная сказка о том, как Мартышка, Слоненок, Удав и Попугай узнали, как отмечают Новый год в холодных странах. Спектакль покажет юным зрителям, как важно быть щедрыми, добрыми и любознательными, а перед самым началом ребята смогут пообщаться с Дедом Морозом.

Красная шапочка, или По дороге к бабушке.

Театр «Город».

5 января, среда, 11:00.

6 января, четверг, 11:00.

Спектакль по мотивам известной сказки Шарля Перро. Красная Шапочка через лес идет к бабушке и несет ей в корзинке пирожки. По дороге ее ждет несколько неожиданных встреч. Она знакомится с Волком, который оказывается добрым художником, хитрой и ленивой Лисой, а также глупым и подлым охотником Жаном. Во время спектакля герои поют, танцуют и играют с детьми.

Снежная Королева.

Театр «Город».

8 января, суббота, 16:00.

Сказка для детей и взрослых по сюжету рассказа Ганса Христиана Андерсена. По задумке режиссера, внимание юных зрителей будут привлекать ни яркими костюмами и броским гримом, а доверительной интонацией и игровыми приемами, дополнительную атмосферу создаст авторская музыка.

Алиса в Стране чудес.

ОДО.

8 января, суббота, 11:00.

Иллюзионный спектакль по мотивам сказки Льюиса Кэрролла, в котором девочка Алиса попадает в волшебный мир зазеркалья и знакомится там с Чеширским котом и другими сказочными персонажами. С ними Алиса переживет удивительные приключения, а в финале сразится с темной королевой!

                        Подготовила:
Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа №
36»                                                                                                        

                            Урок литературного
чтения

(3 класс)

                            А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане».

Эпиграф: «Сказка
ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Тип урока: урок обобщения                                            
                                           Форма урока: урок-беседа                                                                                    
Цели урока:
                                                                                                                               Обобщить
знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить
нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить
характеризовать героев и их поступки;                                                                                         учить
детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие.                                                                                                              Воспитывать
интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства
поэта.                                                                                 
                    Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к
истории родного края.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация,
учебник, тесты, рисунки детей.

                                                     Ход урока

1.     Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности.

       Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на
грудь и медленно за мной
повторяем:                                                                                                                             
                          – Я в школе на
уроке.                                                                                                             
– Сейчас я начну
учиться.                                                                         
                                           – Я радуюсь этому
(пауза).                                                                                                       
— Внимание моё
растёт.                                                                                                                 —
Память моя
крепка.                                                                                                                             
– Голова мыслит ясно (пауза).                                                                                                             —
Я хочу
учиться.                                                                                                                                         
– Я очень хочу учиться.                                                                                                                          
             — Я готов к работе (глазки
открыли).                                                                                 
                                                                                                                                                                                —
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

2.Актуализация знаний. Введение в
тему.

Беседа                                                                                                                                       -Иногда
вы можете услышать  «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь»                                                                                                                    
Что такое сказка?                                                                                                           
(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном,
волшебном)                                                                              
                                             Сказка–это богатейшая сокровищница
народной мудрости.   

Послушайте, пожалуйста, начало народной
сказки                                                       «Некоторый царь
задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды
разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После
девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился
чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в
затылке месяц
                                                                                                                            

— Вам ничего это сказка не напоминает?                                                                  
( Сказку «О царе Салтане…»)
                                                   

Эпиграф нашего урока   «Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!»

-Почему  сказка ложь? ( В сказках выдуманные
сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится  в сказке?
(Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём  сила сказок? ( Добро побеждает зло)                                                           
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти
великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать
«симфонией русской души».                                                                                                  У
нас с вами заключительный урок  и  мы проведем его, в необычной форме. Это будет
путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.

                                                                                         
                                                
— Подумайте, о
каких пяти сказках я вела разговор?                                                                       
 («
Сказка о царе Салтане…»,  « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом
петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».)                                                                                                                                 
Кто автор  сказок?
  ( А.С. Пушкин)                                                                             
— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)                                     
Почему?                                                                                                                                     
— 
Что вы знаете об А.С.Пушкине?
                                                                                                   
 Великий
русский поэт родился в Москве более двух веков назад.
Он
был любителем и ценителем сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его
бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.                                                                                     
С раннего
детства он был окружён заботой и вниманием родителей.                                  
                                                            Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, у которой был особый,
певучий голос, она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький
Саша называл её ласково матушкой.

Когда — то няня поэта рассказала ему
сказку, из которой вы  услышали отрывок и в ней
не было никакой
белочки,  вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними
сыпалось золото и серебро.
                                                                                                                                    

Переработав сюжет, Пушкин создает
поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона,  о его приключениях, об
истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей
семьей.                                                                                                                           
 Через 9
лет

в далёком 1831 году
  появилась  сказка созданная Пушкиным  «О
царе Салтане…
»,
которую начал

писать поэт в 1822 году

3.Работа по теме урока.                                                                                                             
1.Анализ сказки.                                                                                                                      
В этой сказке отсутствует  зачин. Как
вы думаете, почему?                                                                                                                                                      
( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской
земле.)                                                                       
Что  заметили вы необычного в начале
сказки?                                                                            
    
( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или
трех братьях,  но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном
разговор трех девиц; стоит  на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же  женится
в тот же вечер
.)                                                                                    
 Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Нет)                                                         
— Почему?                                                                                                                            —
Как  начинается действие сказки?
(Три девицы
под
окном,                                                                                                                      
Пряли поздно вечерком.)
                                                                                                      
Послушайте отрывок из сказки  в исполнение  детей.                                                                                                                  

Три девицы под окном,                                                                      
                                                Пряли поздно вечерком.

·        
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

·        
То на весь крещёный мир,
приготовила б я пир                                                                        
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

·        
То на весь бы мир одна,
наткала я  полотна

·        
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

·        
Я б, для батюшки – царя,
родила богатыря.

·        
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

·        
И в светлицу входит царь,
стороны той государь (кланяется третьей сестре)

·        
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

·        
Будь царица и роди богатыря

·        
Мне к исходу сентября.

·        
Вы ж, голубушки-сестрицы,
выбирайтесь из светлицы,

·        
Поезжайте вслед за мной, вслед
за мной и за сестрой.

·        
Будь одна из вас ткачиха, а
другая повариха.

-Назовите, пожалуйста,  полное  название   
сказки?                                                                 
(«Сказка 
о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и 
могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о 
прекрасной  царевне  Лебеди».)                                                                                                                             
Что подсказывает  название сказки?                                               
                                              
(Все
перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании                                                                                
                                   и герои не просто называются,  им дается  краткая
характеристика, отношение к ним автора).                                                                                                                        
Вы слышали  когда – нибудь имена героев в жизни?
                                                     (
Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен
Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной
традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там,
где рождаются сказки,  у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой
лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из
народных сказок.
                                    

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи                                           
-Как они называются? (устаревшие или  архаизмы)                                                           
— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые
объясняют их смысл:

          Вымолвить

Светлица

Град

     Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

     Сообщение, письмо

     Светлая комната

3.Выборочное
чтение.  Работа по учебнику.
                                                                            А 
теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами
из текста, зачитывая их.

1. Почему  царь
выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю
пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой
царицы? (с 94)                                                                              4.Кого
родила царица? (с.94)                                                                                     
5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95)                                              
6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95)                                                                                     
7 Как изменили настоящий приказ? (с.95)                                                                     8.Как
чувствовали мать и сын себя в неволе?  (с.96)                                                                                     
                                                                                                9.О
чём просило дитя волну? (с.96)                                                                                     
10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97)                                                 
                                                                                                                                    11.О
чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98)                                                                         12.
Кого увидел царевич на море? (с.97-98)                                                                                   
13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

        
 Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался  князь      

          
Гвидон?

               (
1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
                                                                                                                                                      

         
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)                                                                    
                     

          
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

 4.Физминутка         
                                                                    

(имитирование
движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

 — Изобразите богатырей,
выходящих из моря.

 — Изобразите волны,
набегающие на берег.

— Летящую царевну
Лебедь.

— Гвидона,
натягивающего лук.

— Танцующую белку,
поющую песенки.

Кто из вас
знает, что за музыка звучала?

— Это отрывок из
оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».

А написал её в 1889 г выдающийся
русский композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков, восхищённый сказкой и
в честь 100-летия со дня рождения поэта.                                                                                                                           

 К  творчеству Пушкина
обращаются не только композиторы, но и художники.
Особого блеска и
выдумки  достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

Перед вами
репродукция картины русского художника М. А. Врубеля  «Царевна Лебедь».  Царевна
Лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.                                                                                   
А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке?
(добро)                            —
А ещё мы с вами организовали чудесную выставку ваших рисунков, посмотрите
на неё,   вы  тоже выступили в роли художников — иллюстраторов.

5.Чтение понравившихся отрывков

6.Характеристика
героев.

Читая  любое  произведение,  мы  не 
только  знакомимся  с  героями,  но 
и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из 
них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята
мы проведём работу в
группах                                                                            
— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя  (характер,
действия и поступки героя, ваше отношение к нему)

Царь Салтан (добрый,
щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтандобрый и справедливый, щедрый  и очень
доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего
не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на
ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и
отпускает домой.

Царица (верная, добрая,
мягкая, выносливая, душевная
,
доверчивая,
мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый,
выносливый, смелый, находчивый, благодарный,
славный, могучий богатырь, умный, ловкий,
крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый
.)

Князь Гвидон сын царя Салтана , прекрасный, сильный,
смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит
в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За
свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду:
чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая,
скромная, благодарная

)

Царевна Лебедьпрекрасная и мудрая волшебница. Спасённая
Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем
становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба
Бабариха

(жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы  можно разделить
героев?

(положительные и отрицательные герои)                                                                                                                                            
 
Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу 
положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

— Каких  героев  вы  отнесли  в 
группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.                                                     
                    

Действия, которые совершают положительные и отрицательные
персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле
зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом
случае победит!                                                                                                                    

–Вспомните, как заканчивается сказка                                                                                                       
  — Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?                                                                                                            
Почему? (Семья воссоединилась  и в сказке добро всегда побеждает
зло).                                                                                                                                                                                               
Какой  пословицей мы могли бы закончить
сказку?                                                                         
(
Вся семья вместе и душа на месте).                                                                                                   
                                

При чтении сказок  мы можем сделать выводы о том, что добром воздается
тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего
и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает
заповеди, приходит возмездие.

-Какие
Божьи
заповеди были нарушены в сказке?                                                          
 ( «Не
желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убивай», «Не лжесвидетельствуй»                                                                                                                  
 — Кто  в сказке нарушил  заповеди  данные человеку Богом?                                               
— Какая заповедь была
выполнена?                                                                                   

7. Тест по
сказке.                                                                                                                

8. Рефлексия.                                                                                                               

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,                                                                                       Принимать
людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок.
Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для
себя что – то новое.

Чему
же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
           
Начните со слов:  Меня эта сказка научила…
(доброте,
терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а
учиться радоваться за других людей
 и следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром.) 

 — Как вы думаете, для чего нужны чудеса?                                                            
 (чтобы исполнять желания, мечту)
                                                                                                            
В жизни чудеса встречаются?                                                                                
 (Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)                                                    
 

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
                                                                             
                                                                 

И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим
гостям.
                                                                

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!

  • Сказка о царе салтане интересные факты для детей
  • Сказка о царе салтане история создания сказки
  • Сказка о царе салтане история создания пушкин
  • Сказка о царе салтане имена главных героев
  • Сказка о царе салтане издательство проспект