Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска

: из-за козней завистниц невинную молодую царицу с царевичем бросают в океан. они попадают на безлюдный остров, где царевич спасает

: Из-за козней завистниц невинную молодую царицу с царевичем бросают в океан. Они попадают на безлюдный остров, где царевич спасает волшебницу, женится на ней и с её помощью воссоединяется с отцом.

Деление пересказа на главы — условное.

Женитьба царя Салтана

Три сестры представляли, что бы они сделали, если бы стали царицами. Первая сестра хотела бы приготовить пир на весь мир, вторая — наткать на весь мир полотна, а третья — родить царю сына-богатыря. Царь Салтан подслушал этот разговор и позвал сестёр к себе во дворец.

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСалтан — славный царь, простой, гостеприимный и добрый.

Первую сестру он сделал поварихой, вторую — ткачихой, а третью взял в жёны.

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаПовариха — первая сестра, завистливая и злобная.

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаТкачиха — вторая сестра, завистливая и злобная.

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаЦарица — третья сестра, молодая жена Салтана.

Тайный заговор

Салтан уехал воевать в дальние края, а царица родила ему могучего сына и отправила гонца с радостным известием.

Повариха и ткачиха завидовали сестре и вместе со старой Бабарихой решили извести царицу.

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаБабариха — пожилая интриганка, предполо­жительно, мать трёх сестёр либо родственница Салтана.

Они перехватили гонца, напоили его и подменили письмо царицы на другое, в котором сообщалась, что у царя родился ребёнок-урод:

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.

Прочитав это послание, Салтан разгневался и хотел было повесить гонца, но потом смягчился и передал приказ: «ждать царёва возвращенья для законного решенья».

Ткачиха, повариха и Бабариха снова напоили гонца и подменили письмо на приказ утопить царицу вместе с сыном. Огорчённые бояре не посмели ослушаться царского приказа, посадили царицу с сыном в большую бочку, засмолили её и бросили в океан.

Чудесное спасение из бочки

Маленький царевич, растущий «не по дням, а по часам», попросил волну, чтобы она не губила его с матерью, а выбросила их на сушу. Волна послушалась и вынесла бочку на безлюдный остров. Могучий царевич вышиб дно бочки, смастерил из дуба лук и отправился добывать себе и матери ужин.

Царевич спасает белую Лебедь

У моря он увидел, как злой коршун пытается убить белую лебедь, и застрелил его из лука.

Спасённая лебедь рассказала, что на самом деле она не лебедь, а «девица», а коршун — злой чародей. В награду за спасение она пообещала отплатить царевичу добром и улетела.

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаЛебедь — молодая волшебница в обличьи белой лебеди, добрая, ласковая, чуткая и красивая, предполо­жительно, дочь морского царя.

Княжение в новом городе

Утром царевич увидел перед собой большой красивый город и сразу понял, что это чудо сотворила Лебедь.

Горожане встретили его как желанного князя, и царевич с разрешения матери стал править новым городом, нарёкшись Гвидоном.

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаГвидон Салтанович — сын царя Салтана, добрый, славный и могучий богатырь, гостеприимный князь нового города, уважает свою мать и скучает по отцу.

Проплывавшие мимо купцы удивились, увидев на некогда пустом острове богатый город с пристанью. Гвидон радушно принял гостей, а купцы рассказали, что возвращаются домой, «в царство славного Салтана».

Первый полёт Гвидона

Проводив купцов, Гвидон загрустил. Приплывшей к нему Лебеди он признался, что хотел бы увидеть отца, и та превратила князя в комара. Князь-комар догнал купеческий корабль и на нём приплыл в царство Салтана.

Царь пригласил торговых гостей во дворец, а за ними туда залетел и Гвидон. Салтан начал расспрашивать купцов, какие чудеса они видели, и те рассказали ему о городе, который чудом возник на пустынном острове, и о его князе Гвидоне.

Царю захотелось посетить чудный остров, но ткачиха, повариха и Бабариха не пожелали его отпускать. Повариха заявила, что град на острове — вовсе не чудо, есть на свете чудеса поинтересней. Например, белка, живущая под волшебной елью, которая поёт песенки и грызёт орешки с изумрудными ядрами и золотой скорлупой.

Речи поварихи разозлили князя-комара, он укусил тётку в правый глаз, и та «окривела». Слуги с криками начали ловить комара, но он вылетел в окошко и вернулся домой.

Дома князь рассказал Лебеди о чудесной белке и что хотел бы завести это чудо в своём городе. Лебедь исполнила его желание. Князь выстроил для белочки хрустальный дом и приставил к ней караул и дьяка «строгий счёт орехам весть».

Второй полёт Гвидона

Вскоре купцы снова побывали у Гвидона и рассказали Салтану о волшебной белке, которая принесла городу огромное богатство. Ткачиха заявила, что грызущей камушки белкой их не удивишь, то ли дело — тридцать три богатыря, которые выходят из моря «в чешуе, как жар горя». Князь Гвидон, бывший там в обличьи мухи, разозлился, зажужжал, сел ткачихе в левый глаз так, что она «окривела», и вернулся домой.

Лебедь призналась, что эти богатыри — её родные братья. Вскоре в городе князя Гвидона появилось новое чудо — каждый день из моря стали выходить тридцать три богатыря вместе со своим старым «дядькой» и охранять город.

Третий полёт Гвидона

На остров снова прибыли купцы. Князь, обернувшись шмелём, отправился вместе с ними к царю Салтану и услышал, как Бабариха заявила, что выходящие из моря люди — никакое не чудо. Настоящее чудо — это царевна, настолько прекрасная, «что не можно глаз отвесть».

Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Князь-шмель снова разозлился, но пожалел «старую бабушку свою» — ужалил её не в глаз, а в нос.

Превращение Лебеди

Лебедь подтвердила Гвидону, что прекрасная царевна есть на самом деле, и посоветовала ему как следует подумать. Князь ответил, что ему уже давно пора жениться, и он готов идти за прекрасной царевной «хоть за тридевять земель». Тогда Лебедь призналась, что прекрасная царевна — это она, вышла на берег, «встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась».

Попросив благословения у матушки, князь женился на Лебеди.

Воссоединение семьи

Вскоре в гости к Гвидону снова заплыли купцы, но на сей раз князь остался дома. Купцы же, прибыв в царство Салтана, рассказали царю о прекрасной жене князя Гвидона. Царь не утерпел и стал собираться в гости к князю. Ткачиха, повариха и Бабариха не хотели отпускать царя, но тот их не послушал, и им пришлось отправиться вслед за Салтаном.

Прибыв на остров, царь узнал свою жену.

В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нём занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу…

А ткачиха, повариха и Бабариха попрятались по углам. Когда их нашли, они признались во всём, но царь на радостях не стал их наказывать и «отпустил всех трёх домой».

И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

Сюжет

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

Имена

Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

География

«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

Викторина для детей подготовительной группы      

«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Задачи:

1.Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина. Формировать связную речь, обогащать словарь.

2.Развивать внимание, мышление, память.

3.Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе. 

Оборудование:

1. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина (разрезные картинки)

2. «Чудесный мешочек» (зеркало, яблоко, рыба, веревка, корона, петушок)

3. Жетоны для команд

4. Яблоки и 2 тарелки пластмассовые

5. Маска ободок (2 шт.)

6. 2 конуса

7. Телеграммы

Предварительная работа: Чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде».

Ход викторины:

Воспитатель:

Это Пушкин.

Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут.

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это.

Наше вечное начало!

Воспитатель:

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то золотая рыбка исполняет желания, то царевна превращается в лебедя — все это очень интересно. Сегодня мы вспомним любимые всеми сказки А. С. Пушкина. Итак, мы начинаем нашу викторину.

Давайте разделимся на 2 команды. А теперь придумайте название ваших команд (из героев сказок).

За каждый правильный ответ команда получает жетоны.

В конце конкурсов подсчитаем полученные жетоны и определим победителей.

Первое задание:

«Узнай, от кого пришли телеграммы» (по одному вопросу каждой команде).

1. Очень занят, веревкой хочу море морщить. (Балда)

2. Не приду, грызу орешки. (Белочка)

3.Старухе чиню корыто. (Старик)

4.Уехала с царевичем Елисеем. (Молодая Царевна)

5.Стерегу царские границы. (Золотой петушок)

6.Даю задание своему работнику Балде. (Поп)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все телеграммы прочитали и героев всех узнали.

Второй конкурс:

«Из какой сказки отрывок?» (по одному вопросу каждой команде).

1.Три девицы под окном,

 Пряли поздно вечерком.

«Сказка о царе Салтане…» Какое полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди).

 2. «Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

3. «Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно».

«Сказка о золотом петушке».

 4. «На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

«Сказка о рыбаке и рыбке»

5. «Жил-был поп, толоконный лоб».

«Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Идет направо – песнь заводит,

 Налево – сказку говорит».

«Поэма «Руслан и Людмила».

Третий конкурс:

 Игра –эстафета «Наливное яблочко»

Воспитатель: Командам нужно будет пронести на тарелке яблочко, не уронив его. Чья команда придёт первая, та и победит.

Четвёртый конкурс:

 «Подскажи словечко» (по одному вопросу каждой команде).

1. Жил старик со своею старухой  У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, а неведома ….(зверюшку)

3. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)

 8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)

 9.Ветер весело шумит, Судно весело… (бежит)

10.Мимо острова Буяна В царство славного… (Салтана)

Воспитатель: пятое задание:

Игра-соревнование «Собери картинку»

Каждая команда должна собрать разрезанную картинку с иллюстрацией из сказки А. С. Пушкина. Жетон получает та команда, которая сделает это быстрее. Теперь подойдите капитаны и назовите название сказки (жетон за правильный ответ).

Воспитатель: Следующий конкурс «Угадай-ка!»

Вам предстоит достать из «Чудесного мешочка» любую вещь, и назвать из какой она сказки. Дети из разных команд по одному подходят и достают из мешочка игрушку, отгадывают сказку, и для чего нужен этот предмет, кому принадлежит.

Воспитатель: Седьмое задание: «Лучший знаток сказок».

 Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос.

1.Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

      Я ль на свете всех милее,

      Всех румяней и белее?»

2.Что кричал петушок, сидя на спице?

 «Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»

3.Что молвила третья сестрица?

«Я б для батюшки царя родила богатыря».

4.Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

«Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь»

5.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?

«Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком»

6.Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

 «Смилуйся, государыня, рыбка!»

7.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

«Жил старик со своею старухой. У самого синего моря».

8.Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

«Я там был, мед, пиво пил – И усы лишь обмочил».

Воспитатель:

И последний конкурс «Золотой петушок»

Командам нужно будет прыгать на одной ноге вокруг конуса и обратно, передать маску-ободок петушка другому участнику команды. Можно прыгать то на правой ноге, то на левой ноге. Чья команда придёт первая, та и заработает жетон.

Воспитатель:

Ну, вот мы и побывали в стране сказок А. С. Пушкина. А сейчас жюри посчитает жетоны и подведёт итоги. (в это время проводится муз. пауза)

Танец «У луко-луко-лукоморья, дуб зелёный…» (русская перепевка)

Каждый ребенок награждается медалями за отличные знания и активное участие в викторине.

Ровно 190 лет назад Александром Сергеевичем Пушкиным было написано удивительное, глубочайшее, многоплановое, христианское сказочное произведение, первое такого рода в его творчестве — «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».

Обрести очаг…

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — восклицал Александр Сергеевич.

Владимир Иванович Даль, русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», на который у него ушло 53 года жизни, передает нам такие слова Пушкина: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, и ему–то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать?.. Надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по–русски и не в сказке».

Сколько лет у него лежали сюжеты сказок от няни, и только тогда приступил поэт к ним, когда ему было уже за 30, когда он почувствовал, что его гению доступна любая высота, что ему по плечу простодушие сказочника.

Мы обязаны сказками не только его няне, но и его тоске по семье, его мечте о семье. (Пушкин не был в семье любимым ребенком. Матери и отцу было не до него, тем более что родился он темнокожим. Когда матери поднесли его на розовых подушках, она запричитала: «Стыд какой, позор на всю Москву — арапчонка родила!»)



Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска

Семья, очаг… Дом был одной из главных его святынь. Обрести семью значило для него обрести если не счастье, то хотя бы «покой и «волю», прочность жизни, опору «самостоянья». И в женитьбе своей Пушкин обрел это. «Сказка о царе Салтане», самая радостная, с самым безоблачным концом, написанная в первый год семейной жизни. Удивительная житейская достоверность и правдоподобие. «Стали жить да поживать, да приплода поджидать». Отсюда — этот свойственный Пушкину лиризм; отсюда — сочетание громадности масштабов, в которые вмещается чуть ли не все бытие человеческое, с интимной душевной теплотой, поистине лелеющей душу».

Жить по заповедям

Родилась «Сказка о царе Салтане» и в результате поэтического соревнования с Василием Андреевичем Жуковским.

В 1831 году в Царском Селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир — состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. Жуковский охотно принял вызов. Николай Васильевич Гоголь «судил» их состязание, продолжавшееся многие годы. В результате этого соревнования Пушкиным была написана «Сказка о царе Салтане», а Жуковским — «Сказка об Иване–царевиче и Сером Волке» и «Сказка про царя Берендея». В итоге Жуковский присылает Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

Со Светланой Видякиной, сопредседателем Пушкинского общества Латвии, мы говорим о том, что «Сказка о царе Салтане» — самая христианская сказка Пушкина:

— В ней явно обозначены многие заповеди Божьи, — говорит Светлана. — В первых строках сказки встречаем — «на весь крещеный мир приготовила б я пир». И у нас возникает вопрос — а крещен ли был князь Гвидон?
Четко идет пушкинская фраза: «Со креста снурок шелковый натянул на сук дубовый, тонку тросточку сломил, стрелкой легкой завострил и пошел на край долины у моря искать дичины». Значит, на нем крестик был, да еще на шелковом шнурке — как и полагается!

А вот заповеди «Не убий» и «Не завидуй», дословно — «Не пожелай жены ближнего своего, ни дома его, ни осла его, ни раба его». От зависти рождаются все другие страшные грехи.

Зависть — чувство неразгаданное, оно разъедает всего человека. А ведь сестры позавидовали жене Салтана, и какие страшные последствия — решились на убийство! В бочку заколотили родную сестру с племянником и «пустили в океян»!

Я хожу по школам, читаю ребятам «Сказку о царе Салтане» и убеждаю их — не завидуйте, у кого какой мобильник, зависть вас разъест и замучит. И можете на самые страшные поступки решиться. Всего–то десять заповедей, но как трудно их исполнить!

А дальше Пушкин нам говорит: «Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет?». Во всем упование на Бога.

Еще одна заповедь — «Почитай отца и мать своих», и как Гвидон любил отца и мать, как почитал!

А почему же Салтан отпускает своих невесток, обрекших на смерть его жену и сына? Потому что «тут во всем они признались, повинились, разрыдались». Не просто покаялись, а слезно покаялись. И «царь для радости такой отпустил всех трех домой». Здесь поэт говорит о покаянии и прощении грехов.

Как мать благословляет союз сына с царевной — «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: «Бог вас, дети, наградит». Мы и забыли, что родители должны благословить свох детей на совместную жизнь. А дальше — «стали жить да поживать и приплода поджидать». Вот вам образ христианской семьи.

Пушкин в этой сказке дает нам и модель государства: «Все в том городе богаты — изоб нет, одни палаты». Вот как надо жить!

Это потому что Гвидон был добрым, честным, справедливым. А еще потому что — «к ним народ навстречу валит, хор церковный Бога хвалит, блещут маковки церквей и святых монастырей». С Богом живите в государстве — и будет вам хорошо и раздольно.

Наталья ЛЕБЕДЕВА.



Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска

Коррекционно-образовательные задачи. Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Формировать умение понимать главную идею произведений. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи. Совершенствовать навык составления и чтения слов. Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов (ребусы). Закреплять умение пользоваться составом чисел (в пределах 10) из двух меньших, используя это умение при решении примеров, арифметических задач. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков. Совершенствовать умение перевоплощаться, импровизировать.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, зрительный гнозис и конструктивный праксис, творческие способности, выразительность движений жестов, мимики, ловкости, быстроты реакции.

Воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Предварительная работа.Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,«Сказка о попе и работнике его Балде»,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам А.С Пушкина. Разучивание стихотворных отрывков и ролей из сказок А.С Пушкина. Игры-драматизации: «Три девицы под окном…», « У самого синего моря», «Свет мой зеркальце скажи». Рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина на занятиях по художественному творчеству. Слушание: «Полёт шмеля», «Белочка» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на музыкальных занятиях. Знакомство с творчеством художника М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Семейное чтение сказок. Совместное разучивание отрывков из сказок. Викторина-конкурс «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина». Семейная мастерская «Мой любимый герой из сказок». Репетиция диалога бабушки и внука (роли играют ребёнок группы и его бабушка). Инструктаж родителей об их роли при прохождении станций.

Оборудование.Элементы оформления музыкального зала, станций, костюмы для героев сказок (белочка, старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», молодая царевна из «Сказки о мёртвой царевне», царь Дадон, Балда, учёный кот (ребёнок), бабушка), книга со сказками А.С.Пушкина, ребусы для детей и взрослых участников, яблоня с яблоками (на обратной стороне которых напечатаны примеры), карандаши, белые листы в клеточку на каждого ребёнка, сюжетная картинка для решения арифметической задачи, спортивный инвентарь, конструктор, буквы ключевого слова (Пушкин) в двойном экземпляре, ларец, зеркало, пряжа, стрела, верёвка, колпак звездочёта, конструктор «Альма», мячи, скамейка, обруч, корзина, лестница, брёвнышки, ложка.

Организация занятия. Дети делятся на 2 команды. Начинается путешествие в музыкальном зале. Путешествие проходит по 5 станциям (5 сказок А.С.Пушкина). Станции расположены в отдельных помещениях детского сада. Каждая станция оформлена декорациями к сказкам. На станциях детей встречают герои сказок (взрослые в костюмах героев). Во время путешествия детей сопровождают родители (они выполняют направляющую функцию, им предложены специальные задания). У каждой команды капитан (ребёнок).

Маршруты движения по станциям выдаются каждой команде.

1 команда

1 станция «Сказка о рыбаке и рыбке»

2 станция «Сказка о царе Салтане»

3 станция «Сказка о попе и работнике его Балде»

4 станция «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

5 станция «Сказка о золотом петушке»

2 команда

1 станция «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

2 станция «Сказка о попе и работнике его Балде»

3 станция «Сказка о рыбаке и рыбке»

4 станция «Сказка о золотом петушке»

5 станция «Сказка о царе Салтане»

Ход занятия.

Занятие начинается в музыкальном зале.

Вступительное слово воспитателя: Ребятки, мы познакомились с вами с творчеством, сказками А.С. Пушкина. Сегодня у нас заключительное занятие. Ваша задача показать всё чему вы научились. У нас много гостей. Поприветствуем их (аплодисменты). Итак, внимание, сказка начинается.

Диалог бабушки и внука:

Внук: Бабушка, ты все дела свои закончила?

Бабушка: Да, а тебе пора спать.

Внук: Ну, бабушка, ну ещё чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать.

Бабушка читает: «У Лукоморья дуб зелёный…..». Раздаётся телефонный звонок. Посмотри пока картинки в книге, а я скоро вернусь (бабушка уходит, внук перелистывает книгу, звучит колыбельная, мальчик засыпает). Ему снится сон. Появляется кот учёный, подходит к мальчику, гладит его лапой. Мальчик открывает глаза.

Кот: «Муррр! Здравствуй, Семён!»

Мальчик: «Здравствуй, а ты кто?

Кот: Я тот самый кот, который живёт у Лукоморья под дубом и знает много песен и сказок. Скажи-ка мне лучше Семён, хочешь ли ты побывать у самого синего моря увидеть героев любимых сказок, которые придумал А.С. Пушкин.

Семён: Конечно, хочу. Только я боюсь, что бабушка будет волноваться.

Кот: Что ты, мы мигом — туда и обратно. А вы, ребята, хотите? (дети дают согласие) Ну, тогда бери своих друзей за руку…..

Дети под музыку проходят через сказочные ворота и попадают в сказочную страну.

Кот: Вот мы с вами и попали в Лукоморье, к тому самому дубу.

Милые мои друзья

Здесь очутились мы не зря.

Я со сказками дружу

В гости милости прошу!

Но в начале для порядка

Загадаю вам загадки.

Средь листвы на дубе этом

Есть ларец, а в нём предметы.

Как они туда попали?

И кому принадлежали?

Я их буду доставать

Ну, а вы их – называть!

(Кот достаёт все предметы под музыку. Дети называют предмет и сказку, объясняя свой ответ)

1 ребёнок: Пряжа и невод из «Сказки о рыбаке и рыбке». Потому что там есть такие слова: «Старуха пряла свою пряжу, а старик ловил неводом рыбу».

2 ребёнок: Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне». В волшебное зеркальце мачеха часто смотрелась и задавала ему такой вопрос: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

3 ребёнок: Стрела из «Сказки о царе Салтане». Стрелой Гвидон убил злого коршуна, который напал на царевну-лебедь.

4 ребёнок: Колпак принадлежит звездочёту из «Сказки о золотом петушке».

5 ребёнок: Верёвка из «Сказки о попе и его работнике Балде». Верёвкой Балда хотел море морщить, когда поп отправил его за оброком к чёрту.

Кот: Великолепно! Вы порадовали меня, справились с трудным заданием. А впереди вас ждёт увлекательное путешествие. Каждый герой сказок А.С.Пушкина приготовил для вас своё задание. За правильно выполненные задания вы получите буквы. В конце путешествия из этих букв необходимо будет собрать слово. Победит та команда, которая быстро и правильно выполнит все задания и соберёт ключевое слово.

Итак, путешествие начинается. В добрый путь! (звучит трубная фанфара) Команды расходятся по станциям.

Станция «Сказка о мёртвой царевне»

Детей встречает молодая царевна (воспитатель группы).

Ц:Здравствуйте, ребятки! Злая мачеха задумала меня погубить. Помогите мне найти отравленное яблоко (показывает на яблоню, на которой висят яблоки). Поможете?

Д: Да!

Ц: Вы догадались, из какой я сказки?

Д: Из «Сказки о мёртвой царевне».

Ц:Правильно.На яблоках — примеры (см. в приложении №1). Их нужно решить. Яблоко с ответом 0 – отравленное.

(Дети по-очереди решают примеры на сложение и вычитание вслух. Находят отравленное яблоко и отдают его царевне).

Ребёнок: Пять плюс три равно восемь. И т.д.

Ц: Спасибо, ребятки! Вы мне очень помогли и заработали букву (царевна отдаёт детям букву – «П»). Счастливого вам пути!

Станция «Сказка о рыбаке и рыбке»

Детей встречает старуха (воспитатель группы), которая сидит перед разбитым корытом и бранится на старика:

Дурачина ты, простофиля.

Не умел ты взять выкупа с рыбки.

Хоть бы взял ты с неё….

(Старуха не дочитывает отрывок до конца и обращается к детям)

С: Продолжите строчку.

Д: (хором или индивидуально): …корыто,

Наше — то совсем раскололось.

С: Из какой я сказки.

Д: Из «Сказки о рыбаке и рыбке».

С: Правильно. Молодцы! А теперь помогите мне решить эту арифметическую задачу (старуха показывает на картинку) (картинку к задаче см. в приложении №2) Поможете?

Д: ДА!

С: Из каких частей состоит арифметическая задача?

Д: Из 4 частей (условие, вопрос, решение, ответ).

С: Правильно. Придумайте условие задачи по этой картинке.

(Дети дают разные варианты.)

Пример: У золотой рыбки было много сестёр, они её везде сопровождали. Однажды, когда старик позвал золотую рыбку. За ней приплыло к берегу ещё 4 сестры.

С: Какой вопрос будет в этой задаче?

Д: Сколько всего рыбок приплыло к берегу?

С: Какая следующая часть в задаче?

Д: Решение.

С: Запишите решение этой задачи каждый на своих листочках (дети записывают).

Одного из детей старуха просит рассказать решение и дать ответ.

Ребёнок: Один плюс четыре равно пять. Ответ в задаче 5 рыбок.

С: Вы хорошо справились с заданием. За это я вам даю букву (старуха отдаёт детям букву – «У»).

Станция «Сказка о царе Салтане»

Звучит отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (песня белки «Во саду ли в огороде»). Детей встречает белочка (логопед группы).

Б: Узнали меня? Из какой же я сказки А.С. Пушкина?

Д: Белочка из «Сказки о царе Салтане».

Б:А здесь (показывает на ребус) зашифровано имя главного героя этой сказки. Угадайте, как его зовут? (Дети разгадывают ребус №1. Родителям предлагается ребус №2. Ребусы см. в приложении №3).

Д: Это Гвидон.

Б:А знают ли родителив кого превращался Гвидон в сказке?

Р: В комара.

Б: Молодцы. За правильно выполненные задания я даю вам 2 буквы – «Ш», «К». Вам помогли родители. До свидания!

Станция «Сказка о золотом петушке»

Детей встречает царь Дадон.

Ц: Здравствуйте, мои дорогие!

Я под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

Ц: Угадали, кто я и из какой сказки?

Д: Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке».

Ц: Всё верно угадали. Прочитайте и выберите моё имя (на листочках перед детьми напечатанные имена героев разных сказок: Дадон,Салтан, Гвидон, Елисей). Имена см. в приложении №4.

Дети читают имена вслух, находят имя царя Дадона.

Ц: Всё правильно нашли. Я прошу вас сделать из конструктора мне петушков. Границы моего государства очень большие, поэтому мне нужно много птиц — помощников. Поможете мне?

Д: Да!

Дети и родители делают петушков из конструктора. Дети каждый своего, родители одного на всех.

Ц: Вспомните, какие слова выкрикивал петушок, когда какой-нибудь враг нападал на моё государство.

Д: «Кири-ку-ку

Царствуй, лёжа на боку!»

Ц: Молодцы! Мне очень понравились ваши петушки. Они мне будут помогать. Вы заработали букву! Царь отдаёт детям букву – «И». Удачи вам в пути!

Станция «Сказка о попе и его работнике Балде»

Детей встречает Балда (физкультурный работник). Полоса препятствий оборудована в физкультурном зале. Схему полосы препятствий см. в приложении №5.

Б: Задал мне жадный поп такую задачу – пройти все эти препятствия и принести ему расписную деревянную ложку. Догадались кто я и из какой я сказки?

Д: Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде».

Б: Всё правильно, только без вашей помощи мне не обойтись. Поможете?

Д: Да!

Дети вместе с Балдой проходят все препятствия и достают деревянную ложку.

Б: Спасибо! Вот вам буква – «Н».

Дети собираются в зале вместе с родителями после выполнения всех заданий. За столами (у каждой команды – свой стол) собирают из полученных букв слово. Капитан команды зачитывает, получившееся слово. Ключевое слово — ПУШКИН.

Выходит учёный кот.

Кот: Встрече c вами был я рад

Возвращайтесь вы назад.

Дети проходят через ворота. Мальчик ложится в кровать. Возвращается бабушка. Мальчик просыпается.

Внук: Бабушка, какой мне замечательный приснился сон!

Бабушка: Я очень рада!

Подведение итогов.

В: Закончилось наше путешествие. Все вы старались и справились с заданиями на отлично. Победила сегодня дружба. Что вам запомнилось больше всего?

Дети дают много вариантов ответов.

Д: Как мы разгадывали ребусы – это было очень трудное задание. Как мы помогали Балде доставать ложку. Сказка. Понравились герои: учёный кот, царь Дадон.

В: Что понравилось родителям?

Р: Все задания были очень интересными. Понравилось то, что мы принимали активное участие в занятии.

Вы показали хорошие знания. К школе готовы. (Герои вручают детям раскраски «Сказки А.С. Пушкина»). Надеюсь, что это путешествие вам запомнится.

Последовательность полосы препятствий (название, условное обозначение, правила выполнения):

  1. «Брёвнышки» –

ДСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска ети проходят по-очереди, наступая на каждое брёвнышко одной ногой, сохраняя равновесие.

  1. «Скамейка» –

ДСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска ети выполняют ползание по скамейке на животе. Ложатся на скамейку, обхватывают её двумя руками по бокам и подтягиваются.

  1. «Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска Арка» –

Дети проходят под аркой, не задевая колокольчика.

  1. «Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска Лестница» –

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска

Дети выполняют «крестный шаг» по лестнице, лежащей на полу. Ставят в проёмы лестницы поочерёдно правую, левую ноги.

  1. «Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраскаСказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска Обруч с ложкой» –

Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска

Дети берут мячи из корзины, бросают их по-очереди целясь в мишень от ориентира (красная полоска). Цель упражнения сбить деревянную ложку с крючка. Когда ложка сбита, полоса препятствий считается законченной. Дети отправляются на следующую станцию.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474152-znakomstvo-s-tvorchestvom-a-s-pushkina

  • Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди слушать
  • Сказка о царе салтане идея произведения
  • Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди читательский дневник
  • Сказка о царе салтане и семи богатырях краткое содержание
  • Сказка о царе салтане и сказка во лбу солнце на затылке месяц по бокам звезды