Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

сказка о мртвой царевне и о семи богатырях советский рисованный мультипликационный фильм, выпущенный студией союзмультфильм в 1951 году, и

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — советский рисованный мультипликационный фильм, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1951 году, и экранизация одноимённой сказки (1833) Александра Пушкина.

Сюжет

Жили-были царь и царица. Царь уехал на 1 год. Пока он отсутствовал, у его жены родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Он горюет, но проходит год, и во дворце появляется новая царица. Она очень красивая, но жестокая, своенравная и завистливая. У этой царицы есть волшебное зеркальце, которое разговаривает с ней. Когда царица смотрится в зеркальце, она спрашивает у него:

Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Из года в год зеркальце отвечает, что на всём свете нет никого прекраснее царицы. Но идут годы, и царица уже не молода. А вот её падчерица, наоборот, подрастает и становится всё прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее:

Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.

Натура царицы даёт о себе знать, и зависть к главной героине не имеет пределов. Царица зовёт свою служанку Чернавку и приказывает ей:

Ты царевну в глушь лесную
Уведи; связав, живую
Под сосной оставишь там
На съедение волкам.

Выполняя приказ царицы, Чернавка ведёт царевну в лес, но не желает ей зла. Она только исполняет приказ хозяйки и поэтому отпускает царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.

Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны, королевич Елисей, отправляется по свету на поиски пропавшей невесты. Последняя долго бродит по дремучему лесу и в результате, в глухой чаще, находит большой дом. Царевна заходит туда, но хозяев дома нет. К вечеру они появляются. Это семь братьев-богатырей. Царевна рассказывает, что с ней случилось, и богатыри оставляют её жить в их доме.

Главная героиня ведёт хозяйство по дому. Она понравилась богатырям. Последние предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья. Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но у неё уже есть жених, и она вынуждена отказать. Тем временем царица, думая, что её падчерица давно мертва, спрашивает у зеркальца:

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна всё равно красивее. Тогда царица решает сама покончить с падчерицей. Она переодевается старухой, идёт в лес искать царевну и находит дом семи богатырей. Царевна не узнаёт мачеху, жалеет старуху и даёт ей милостыню. Только сторожевой пёс надрывно лает на старуху. Царица даёт падчерице отравленное яблоко. Последняя надкусывает его и умирает.

Когда вечером вернулись богатыри, они увидели тело царевны. Пёс, проглотивший отравленное яблоко, лежит рядом. Богатыри осознают, что царевну отравили. Позднее они положат её в хрустальный гроб, который подвесят в горной пещере. Довольная царица слышит от зеркальца долгожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.

Елисей ищет царевну по всему белому свету, но нигде нет его невесты. Тогда он обращается за помощью к тем, кто всё видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне. Только ветер дал Елисею печальный ответ:

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.

Опечаленный Елисей едет посмотреть на свою невесту и целует её, в результате чего она просыпается. Счастливые влюблённые возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркальца, кто прекрасней всех на свете, и в очередной раз слышит о том, что царевна прекраснее её. В приступе ярости царица разбивает вдребезги зеркальце, а при личной встрече с царевной умирает с тоски. Мультфильм заканчивается свадьбой царевны и королевича Елисея, на которой, видимо, присутствуют названые братья царевны, семь богатырей.

Отличия от оригинала

  • В оригинале отравленное яблоко царевне приносит нищая черница (монахиня) по приказу царицы. В мультфильме это делает сама царица, переодевшись монахиней.
  • В конце мультфильма царевна просыпается от поцелуя Елисея, тогда как в оригинале он разбивает её гроб.

Создатели

  • Сценарий Ивана Иванова-Вано, Юрия Олеша
  • Музыка Юрия Никольского
  • Режиссёр-постановщик: Иван Иванов-Вано
  • Второй режиссёр: Александра Снежко-Блоцкая
  • Главный художник: Лев Мильчин
  • Второй художник: Виктор Никитин
  • Оператор: Николай Воинов
  • Звукооператор: Николай Прилуцкий
  • Ассистенты художника: Лидия Модель, А. Дураков
  • Художники-декораторы: Галина Невзорова, Дмитрий Анпилов, Ирина Светлица, Ирина Троянова
  • Технические ассистенты: Н. Орлова, В. Свешникова, Фёдор Гольдштейн
  • Монтажница: Нина Майорова
  • Художники-мультипликаторы:
    • Владимир Арбеков
    • Надежда Привалова
    • Борис Бутаков
    • Лидия Резцова
    • Фаина Епифанова
    • Иосиф Старюк
    • Григорий Козлов
    • Татьяна Фёдорова
    • Рената Миренкова
    • Николай Фёдоров
    • Лев Попов
    • Фёдор Хитрук
    • Константин Чикин
    • Константин Малышев

Роли озвучивали

  • Вера Попова — текст от автора
  • Мария Бабанова — царица/зеркальце
  • Галина Новожилова — царевна
  • Зинаида Бокарева — Чернавка
  • Михаил Названов — эпизод
  • Николай Литвинов — 5-й богатырь/7-й богатырь
  • Валентина Сперантова — месяц

Переозвучка

В 2001 году мультфильм был отреставрирован и заново переозвучен компаниями ООО «Студия АС» и ООО «Детский сеанс 1». В новой версии была полностью заменена фонограмма, к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества. Качество реставрации также иногда подвергается критике.

Отзывы

В следующих своих фильмах — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1951) по Пушкину, «Снегурочка» (1952), полнометражной рисованной картине по пьесе Островского, с использованием музыки Римского-Корсакова, «Двенадцать месяцев» (1956) по Маршаку — режиссёр Иванов-Вано продолжает искать воплощение своих замыслов в сочетании тем, образов, языка, стиля большой литературы с изобразительной и музыкальной драматургией, лежащей в основе сказочной мультипликационной фантастики. При этом важно отметить, что гармоничное сложение трёх потоков — традиционных национально-изобразительных мотивов, классической музыки и литературы — как бы помножено на современное мировосприятие художника, на гражданственность и гуманизм, составляющие суть его творческой позиции.

— Асенин С. В.

На протяжении нескольких десятилетий неустанно разрабатывает Иванов-Вано великолепный, сверкающий и неистощимый пласт русской сказки. Сказки народной и сказки литературной, близкой по духу народной… В «Сказке о царе Дурандае» мы находим как бы запев русской темы Иванова-Вано. Темы, которой так или иначе не минует большинство его фильмов. Она прозвучит в коротенькой «Зимней сказке» — поэтической фантазии, сотканной из снега и наивных волшебств рождественского леса, положенных на музыку П. И. Чайковского; блёстками засверкает в «Коньке-Горбунке», триумфально обошедшем весь мир; в той или иной мере отразится в «Гусях-лебедях», в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», в «Снегурочке» и в «Двенадцати месяцах»…

— Абрамова Н.

Видео

В 1980-е годы мультфильм выпущен на видеокассетах в коллекции «Видеопрограмма Госкино СССР». В начале 1990-х годов мультфильм выпущен кинообъединением «Крупный план» вместе с мультфильмом «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) на видеокассетах. В середине 1990-х выпускался на VHS Studio PRO Video в сборнике мультфильмов-сказок А. С. Пушкина, вместе с мультфильмом «Двенадцать месяцев» (1956), и в сборнике мультфильмов киностудии «Союзмультфильм» студией «Союз».

Викторина по сказкам Пушкина

(учитель: Ивандеева Елена Викторовна)

Цель:

— познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
— пробудить интерес  к  творчеству поэта;
— воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;

Предварительная работа:
конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина, чтение сказок поэта.

Используемая литература: 
сказки А.С.Пушкина, книга с загадками.Ход конкурсной программы:

          — Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас в удивительный мир сказок А. С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года, в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, -внучка «арапа Петра великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года.

        Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.

Задание 1:  Шифровка (каждая команда получает по две шифровки, в них названия животных из сказок Пушкина).

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

Задание 2: «Назови сказку правильно»
Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
— «Сказка о рыбаке и ….» 
(рыбке)

— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
— «Сказка о Золотом …» 
(петушке)
— «Сказка о попе и …» 
(о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и…» 
(семи богатырях)


Задание 3:  «Найдите ошибку в данном отрывке»
(Отрывок из сказки напечатан на листе и зачитывается ведущим, потом передаётся в команды. Каждой команде – один отрывок. На обсуждение даётся 1-2 минуты. За правильный ответ жюри присуждает 3 жетона, за ответ с подсказкой – 2 жетона. Первым правом подсказки обладают команды-соперницы.)


А) Свет мой, солнышко, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее. (правильно: зеркальце)
Б) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно двадцать лет и три года. (правильно: тридцать)
В) За морем принцесса есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает, 
Месяц на косе блестит,
А во лбу звезда горит. (правильно: царевна)

Задание 4: «Вспомни название сказки»  (по опорным словам участники викторины называют название сказки)

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.  («Сказка о царе Салтане»).
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.  («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.    («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.   («Сказка о мертвой царевне»)

Задание 5:  «Из какой сказки отрывок»

  Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. 
(«Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». 
( «Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». 
( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». 
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» 
(«Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 
(«Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)


Задание 6:  «Знатоки сказок».
(1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.

2. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

5. Из какой сказки эти строки?

… Дева вдруг 
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

6. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

Задание 7:  «Самый внимательный» 
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (4 раза) 
2.Как море менялось? («Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море») 
3.Продолжи строфы: 
«Приплыла к нему рыбка, спросила …» («-Чего тебе надобно, старче?») 
«Белка песенки поёт, да …» (« … орешки всё грызёт.) 
«Я ль, скажи мне, всех …» ( « … милее, всех румяней и белее?») 
«Сказка – ложь, да в ней …» (« … намёк! Добрым молодцам урок.») 
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»? (В муху, комара, шмеля) 
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде») 
7.Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего моря») 
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане…»? («Кораблю пристать велят») 
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»? 
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») 
10. Какой был у попа лоб? (Толоконный) 
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? 
(Съела отравленное яблоко) 
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»? (На Шамаханской царице)

 
Задание 8: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.

Задание 9: «Сказочные прилагательные» 
Назовите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые согласуются со следующими прилагательными: 

хрустальный (гроб, дом белки), разбитое (корыто), золотой (петушок), синее (море), распроклятая (мошка), бедненький (бес), золотые (скорлупки), красная (девица), чудный (остров), славный (царь), столбовая (дворянка), парчовая (кичка), печальная (тьма, мгла). 

Подведение итогов викторины
Подсчитываются очки. Команда, получившая наибольшее количество баллов, награждается книгами с произведениями А. С. Пушкин

  1. Главная
  2. Статьи

07 апреля 2021

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

День российской анимации в нашей стране отмечается 8 апреля. Когда-то именно эта дата стала премьерной для первого российского мультипликационного фильма – «Прекрасная Люканида». Работа биолога Владислава Старевича про несчастную любовь из жизни насекомых имела огромный успех не только на Родине, но и за рубежом. Анимация – самостоятельный вид искусства, на службе у которого и другие. Рассказываем о литературе, музыке и артистах в российской анимации.

Литература

Литература всегда вдохновляла творческих людей на создание произведений искусства. Не обошла стороной и анимацию. В 20-е годы мультипликация возводится в ранг нового искусства, она активно заимствует литературные образы и идеи: на экраны выходят мультфильмы, созданные по произведениям классических авторов. Многие из нас помнят советские мультфильмы по мотивам русских-народных сказок: «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина, «Левша» Николая Лескова, Михаила Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», Антона Чехова «Каштанка» и многие другие.

С мультипликационным кино начинают сотрудничать лучшие писатели и поэты, среди которых Евгений Шварц, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Валентин Катаев, Юрий Олеша и другие.

Во многом такой интерес, помимо тех творческих возможностей, что давала мультипликация, был связан и с цензурным давлением на сценаристов, писателей, композиторов, которые для того, чтобы выжить, искали себя в других областях — произведениях для детей, эстраде. 

Среди таких мультфильмов знаковым является экранизация книги Самуила Маршака «Почта». Этот мультфильм Михаила Цехановского вошел в историю как первый звуковой советский анимационный фильм.

Музыка

Многие считают, что из всех искусств именно к музыке анимация ближе всего. И анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино. Анима­торы часто использовали классическую музыку для своих фильмов и приглашали крупнейших композиторов написать специально для них. И

з-за

 идеоло­гического прессинга музыканты, так же как и художники, имели гораздо больше свободы в искусствах, которые традиционно считались дет­скими, а именно такой была анимация.

Например, тот же Михаил Цехановский дважды работа с Дмитрием Шоста­ко­вичем. Первой попыткой была пушкинская «Сказка о попе и о ра­бот­нике его Балде», задуманная как полнометражная анимационная опера: в исто­рии от нее осталась единственная сцена — «Базар» с ариями на стихи Введен­ского. Второй работой тала музыкальная «Сказка о глупом мышонке» на стихи Маршака.

По опере Николая Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца был сделан полнометражный мультфильм «Снегурочка». Для мультверсии в опере прежде всего сохранили всю фольклорную тему (хоры, песни Леля), а в дизайне — богатую декоративность. 

Альфред Шнитке также принимал участие в создании музыки к мультфильмам. Так, в «Балерине на корабле» Льва Атаманова,  нет ни единого слова, а музыкаль­ные темы соответствуют пластике героев (квадратных косолапых матросов и тоненькой балерины с летящими движениями), — фильм для него осо­бен­ный. В сущности, здесь он не рассказывал историю, а скорее рисовал музыку — вернее, показывал музыку через очень условный сюжет.

А вот «Стеклянная гармоника», на десятки лет запрещенная к показу, — уникальный случай для анимации. Фильм о «городе желтого дьявола», куда приходит музы­­­кант, чья музыка превращает монстров в прекрасных людей, строился на цитатах из мировой живописи, противопоставляя, к примеру, страшноватые образы Босха и Магритта героям Дюрера и Пинтуриккьо. То же самое стре­мил­ся сделать Шнитке и в музыке к фильму. По его собственному признанию, имен­но на «Стеклянной гармонике» он сформулировал для себя переход к по­ли­­стилистике, сопоставляющей разнородный музыкальный материал. 

Актёры

Ещё в 1914 году была изобретена техника фотоперекладки или ротороскопирования, при которой отснятую киноплёнку с реальными актёрами и декорациями по перерисовывают покадрово.  

В 20-е годы технику активно применяют в советской анимации и называют её «эклер», по марке французского киносъёмочного аппарата «Eclair». Так что, если вам в детстве казалось, что мульт героя вы где-то уже видели, то скорее всего так и есть — это известный артист. Они вносили свою лепту в создание образа — придумывали походку, пластику, жесты. Вот почему в старых советских мультфильмах все движения героев реалистичны, как будто на экране не рисованные картинки, а живые люди. Даже тени передвигаются натурально. Аниматоры должны были правдоподобно передать мимику и пластику человека. Художникам-мультипликаторам приходилось учитывать то, что у рисованных героев пропорции должны быть иными, чем у людей в реальности. Необходимо было увеличивать размер головы относительно туловища. Поэтому фотоперекладка не была простым копированием. 

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

Герда – Янина Жеймо в «Снежной Королеве», 1957 год 

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

Женя – Наташа Защипина в «Цветике-cемицветике», 1948 год 

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

Незнакомец – Алексей Грибов в «Каштанке», 1952 год 

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

Старуха – Анастасия Зуева в «Сказке о рыбаке и рыбке», 1950 год 

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

Старик – Борис Чирков в «Сказке о рыбаке и рыбке», 1950 год 

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

Королева – Мария Бабанова в «Снежной Королеве», 1957 год 

1
/

К концу 1950-х годов фотоперекладка стала исчерпывать себя. Теперь аниматоры были ограничены лишь собственной фантазией. Однако, техника не была полностью забыта. Очень удачно о ней вспомнил российский аниматор Александр Петров, когда делал свой мультфильм «Старик и море», за который получил премию «Оскар». Роль старика исполнял его тесть. Он был заядлым рыболовом, умел правильно закинуть снасти, вытащить рыбу, натурально греб на лодке.

Сказка о царе салтане и семи богатырях мультфильм

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — советский рисованный мультипликационный фильм, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1951 году, и экранизация одноимённой сказки (1833) Александра Пушкина.

Сюжет

Жили-были царь и царица. Царь уехал на 1 год. Пока царь отсутствовал, у неё родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Он горюет, но проходит год, и во дворце появляется новая царица. Она очень красивая, но жестокая, своенравная и завистливая. У этой царицы есть волшебное зеркальце, которое разговаривает с ней. Когда царица смотрится в зеркальце, она спрашивает у него:

Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Из года в год зеркальце отвечает, что на всём свете нет никого прекраснее царицы. Но идут годы, и царица уже не молода. А вот её падчерица, наоборот, подрастает и становится всё прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее:

Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.

Натура царицы даёт о себе знать, и зависть к главной героине не имеет пределов. Царица зовёт свою служанку Чернавку и приказывает ей:

Ты царевну в глушь лесную
Уведи; связав, живую
Под сосной оставишь там
На съедение волкам.

Выполняя приказ царицы, Чернавка ведёт царевну в лес, но не желает ей зла. Она только исполняет приказ хозяйки и поэтому отпускает царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.

Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны, королевич Елисей, отправляется по свету на поиски пропавшей невесты. Последняя долго бродит по дремучему лесу и в результате, в глухой чаще, находит большой дом. Царевна заходит туда, но хозяев дома нет. К вечеру они появляются. Это семь братьев-богатырей. Царевна рассказывает, что с ней случилось, и богатыри оставляют её жить в их доме.

Главная героиня ведёт хозяйство по дому. Она понравилась богатырям. Последние предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья. Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но у неё уже есть жених, и она вынуждена отказать. Тем временем царица, думая, что её падчерица давно мертва, спрашивает у зеркальца:

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна всё равно красивее. Тогда царица решает сама покончить с падчерицей. Она переодевается старухой, идёт в лес искать царевну и находит дом семи богатырей. Царевна не узнаёт мачеху, жалеет старуху и даёт ей милостыню. Только сторожевой пёс надрывно лает на старуху. Царица даёт падчерице отравленное яблоко. Последняя надкусывает его и умирает.

Когда вечером вернулись богатыри, они увидели тело царевны. Пёс, проглотивший отравленное яблоко, лежит рядом. Богатыри осознают, что царевну отравили. Позднее они положат её в хрустальный гроб, который подвесят в горной пещере. Довольная царица слышит от зеркальца долгожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.

Елисей ищет царевну по всему белому свету, но нигде нет его невесты. Тогда он обращается за помощью к тем, кто всё видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне. Только ветер дал Елисею печальный ответ:

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.

Опечаленный Елисей едет посмотреть на свою невесту и целует её, в результате чего она просыпается. Счастливые влюблённые возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркальца, кто прекрасней всех на свете, и в очередной раз слышит о том, что царевна прекраснее её. В приступе ярости царица разбивает вдребезги зеркальце, а при личной встрече с царевной умирает с тоски. Мультфильм заканчивается свадьбой царевны и королевича Елисея, на которой, видимо, присутствуют названые братья царевны, семь богатырей.

Отличия от оригинала

  • В оригинале отравленное яблоко царевне приносит нищая черница (монахиня) по приказу царицы. В мультфильме это делает сама царица, переодевшись монахиней.
  • В конце мультфильма царевна просыпается от поцелуя Елисея, тогда как в оригинале он разбивает её гроб.

Создатели

  • Сценарий Ивана Иванова-Вано, Юрия Олеша
  • Музыка Юрия Никольского
  • Режиссёр-постановщик: Иван Иванов-Вано
  • Второй режиссёр: Александра Снежко-Блоцкая
  • Главный художник: Лев Мильчин
  • Второй художник: Виктор Никитин
  • Оператор: Николай Воинов
  • Звукооператор: Николай Прилуцкий
  • Ассистенты художника: Лидия Модель, А. Дураков
  • Художники-декораторы: Галина Невзорова, Дмитрий Анпилов, Ирина Светлица, Ирина Троянова
  • Технические ассистенты: Н. Орлова, В. Свешникова, Фёдор Гольдштейн
  • Монтажница: Нина Майорова
  • Художники-мультипликаторы:
    • Владимир Арбеков
    • Надежда Привалова
    • Борис Бутаков
    • Лидия Резцова
    • Фаина Епифанова
    • Иосиф Старюк
    • Григорий Козлов
    • Татьяна Фёдорова
    • Рената Миренкова
    • Николай Фёдоров
    • Лев Попов
    • Фёдор Хитрук
    • Константин Чикин
    • Константин Малышев

Роли озвучивали

  • Вера Попова — текст от автора
  • Мария Бабанова — царица/зеркальце
  • Галина Новожилова — царевна
  • Зинаида Бокарева — Чернавка
  • Михаил Названов — эпизод
  • Николай Литвинов — 5-й богатырь/7-й богатырь
  • Валентина Сперантова — месяц

Переозвучка

В 2001 году мультфильм был отреставрирован и заново переозвучен компаниями ООО «Студия АС» и ООО «Детский сеанс 1». В новой версии была полностью заменена фонограмма, к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества. Качество реставрации также иногда подвергается критике.

Отзывы

В следующих своих фильмах — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1951) по Пушкину, «Снегурочка» (1952), полнометражной рисованной картине по пьесе Островского, с использованием музыки Римского-Корсакова, «Двенадцать месяцев» (1956) по Маршаку — режиссёр Иванов-Вано продолжает искать воплощение своих замыслов в сочетании тем, образов, языка, стиля большой литературы с изобразительной и музыкальной драматургией, лежащей в основе сказочной мультипликационной фантастики. При этом важно отметить, что гармоничное сложение трёх потоков — традиционных национально-изобразительных мотивов, классической музыки и литературы — как бы помножено на современное мировосприятие художника, на гражданственность и гуманизм, составляющие суть его творческой позиции.

— Асенин С. В.

На протяжении нескольких десятилетий неустанно разрабатывает Иванов-Вано великолепный, сверкающий и неистощимый пласт русской сказки. Сказки народной и сказки литературной, близкой по духу народной… В «Сказке о царе Дурандае» мы находим как бы запев русской темы Иванова-Вано. Темы, которой так или иначе не минует большинство его фильмов. Она прозвучит в коротенькой «Зимней сказке» — поэтической фантазии, сотканной из снега и наивных волшебств рождественского леса, положенных на музыку П. И. Чайковского; блёстками засверкает в «Коньке-Горбунке», триумфально обошедшем весь мир; в той или иной мере отразится в «Гусях-лебедях», в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», в «Снегурочке» и в «Двенадцати месяцах»…

— Абрамова Н.

Видео

В 1980-е годы мультфильм выпущен на видеокассетах в коллекции «Видеопрограмма Госкино СССР». В начале 1990-х годов мультфильм выпущен кинообъединением «Крупный план» вместе с мультфильмом «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) на видеокассетах. В середине 1990-х выпускался на VHS Studio PRO Video в сборнике мультфильмов-сказок А. С. Пушкина, вместе с мультфильмом «Двенадцать месяцев» (1956), и в сборнике мультфильмов киностудии «Союзмультфильм» студией «Союз».

Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.

Представление жюри:

библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна

от родителей в жюри приглашается

Слово ведущего (учитель литературы)

2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».

Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.

Первый этап – литературоведческий.

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).

  2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).

  3. Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).

Второй этап посвящен сказкам.

Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.

(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).

Сказки Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о медведихе»

Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.

Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.

Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .

Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

  2. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  3. Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)

  4. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)

  3. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Вопросы для третьей команды:

  1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)

  2. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

  3. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

  4. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.

(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Конкурс 5. Узнай сказочного героя.

Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Высока, стройна, бела,

И умом, и все взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд

Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).

Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».

Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.

Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.

А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».

Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»

орех – «Сказка о царе Салтане»

верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»

мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.

Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)

  2. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)

  3. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)

  4. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

  5. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)

  6. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)

  7. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

  8. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

  9. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

  10. Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Задание для второй команды

  1. Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)

Вопросы для третьей команды:

  1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)

  1. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

И в конце нашего урока хочу вас спросить:
 — Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
 — Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение.

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7 +
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6 +
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

  • Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди раскраска
  • Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди читать полностью
  • Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди слушать
  • Сказка о царе салтане идея произведения
  • Сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди читательский дневник