Сказка о царе салтане и о сыне его князе гвидоне прекрасной царевне лебеди славном могучем

: из-за козней завистниц невинную молодую царицу с царевичем бросают в океан. они попадают на безлюдный остров, где царевич спасает

: Из-за козней завистниц невинную молодую царицу с царевичем бросают в океан. Они попадают на безлюдный остров, где царевич спасает волшебницу, женится на ней и с её помощью воссоединяется с отцом.

Деление пересказа на главы — условное.

Женитьба царя Салтана

Три сестры представляли, что бы они сделали, если бы стали царицами. Первая сестра хотела бы приготовить пир на весь мир, вторая — наткать на весь мир полотна, а третья — родить царю сына-богатыря. Царь Салтан подслушал этот разговор и позвал сестёр к себе во дворец.

Сказка о царе салтане и о сыне его князе гвидоне прекрасной царевне лебеди славном могучемСалтан — славный царь, простой, гостеприимный и добрый.

Первую сестру он сделал поварихой, вторую — ткачихой, а третью взял в жёны.

Сказка о царе салтане и о сыне его князе гвидоне прекрасной царевне лебеди славном могучемПовариха — первая сестра, завистливая и злобная.

Сказка о царе салтане и о сыне его князе гвидоне прекрасной царевне лебеди славном могучемТкачиха — вторая сестра, завистливая и злобная.

Сказка о царе салтане и о сыне его князе гвидоне прекрасной царевне лебеди славном могучемЦарица — третья сестра, молодая жена Салтана.

Тайный заговор

Салтан уехал воевать в дальние края, а царица родила ему могучего сына и отправила гонца с радостным известием.

Повариха и ткачиха завидовали сестре и вместе со старой Бабарихой решили извести царицу.

Сказка о царе салтане и о сыне его князе гвидоне прекрасной царевне лебеди славном могучемБабариха — пожилая интриганка, предполо­жительно, мать трёх сестёр либо родственница Салтана.

Они перехватили гонца, напоили его и подменили письмо царицы на другое, в котором сообщалась, что у царя родился ребёнок-урод:

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.

Прочитав это послание, Салтан разгневался и хотел было повесить гонца, но потом смягчился и передал приказ: «ждать царёва возвращенья для законного решенья».

Ткачиха, повариха и Бабариха снова напоили гонца и подменили письмо на приказ утопить царицу вместе с сыном. Огорчённые бояре не посмели ослушаться царского приказа, посадили царицу с сыном в большую бочку, засмолили её и бросили в океан.

Чудесное спасение из бочки

Маленький царевич, растущий «не по дням, а по часам», попросил волну, чтобы она не губила его с матерью, а выбросила их на сушу. Волна послушалась и вынесла бочку на безлюдный остров. Могучий царевич вышиб дно бочки, смастерил из дуба лук и отправился добывать себе и матери ужин.

Царевич спасает белую Лебедь

У моря он увидел, как злой коршун пытается убить белую лебедь, и застрелил его из лука.

Спасённая лебедь рассказала, что на самом деле она не лебедь, а «девица», а коршун — злой чародей. В награду за спасение она пообещала отплатить царевичу добром и улетела.

Сказка о царе салтане и о сыне его князе гвидоне прекрасной царевне лебеди славном могучемЛебедь — молодая волшебница в обличьи белой лебеди, добрая, ласковая, чуткая и красивая, предполо­жительно, дочь морского царя.

Княжение в новом городе

Утром царевич увидел перед собой большой красивый город и сразу понял, что это чудо сотворила Лебедь.

Горожане встретили его как желанного князя, и царевич с разрешения матери стал править новым городом, нарёкшись Гвидоном.

Сказка о царе салтане и о сыне его князе гвидоне прекрасной царевне лебеди славном могучемГвидон Салтанович — сын царя Салтана, добрый, славный и могучий богатырь, гостеприимный князь нового города, уважает свою мать и скучает по отцу.

Проплывавшие мимо купцы удивились, увидев на некогда пустом острове богатый город с пристанью. Гвидон радушно принял гостей, а купцы рассказали, что возвращаются домой, «в царство славного Салтана».

Первый полёт Гвидона

Проводив купцов, Гвидон загрустил. Приплывшей к нему Лебеди он признался, что хотел бы увидеть отца, и та превратила князя в комара. Князь-комар догнал купеческий корабль и на нём приплыл в царство Салтана.

Царь пригласил торговых гостей во дворец, а за ними туда залетел и Гвидон. Салтан начал расспрашивать купцов, какие чудеса они видели, и те рассказали ему о городе, который чудом возник на пустынном острове, и о его князе Гвидоне.

Царю захотелось посетить чудный остров, но ткачиха, повариха и Бабариха не пожелали его отпускать. Повариха заявила, что град на острове — вовсе не чудо, есть на свете чудеса поинтересней. Например, белка, живущая под волшебной елью, которая поёт песенки и грызёт орешки с изумрудными ядрами и золотой скорлупой.

Речи поварихи разозлили князя-комара, он укусил тётку в правый глаз, и та «окривела». Слуги с криками начали ловить комара, но он вылетел в окошко и вернулся домой.

Дома князь рассказал Лебеди о чудесной белке и что хотел бы завести это чудо в своём городе. Лебедь исполнила его желание. Князь выстроил для белочки хрустальный дом и приставил к ней караул и дьяка «строгий счёт орехам весть».

Второй полёт Гвидона

Вскоре купцы снова побывали у Гвидона и рассказали Салтану о волшебной белке, которая принесла городу огромное богатство. Ткачиха заявила, что грызущей камушки белкой их не удивишь, то ли дело — тридцать три богатыря, которые выходят из моря «в чешуе, как жар горя». Князь Гвидон, бывший там в обличьи мухи, разозлился, зажужжал, сел ткачихе в левый глаз так, что она «окривела», и вернулся домой.

Лебедь призналась, что эти богатыри — её родные братья. Вскоре в городе князя Гвидона появилось новое чудо — каждый день из моря стали выходить тридцать три богатыря вместе со своим старым «дядькой» и охранять город.

Третий полёт Гвидона

На остров снова прибыли купцы. Князь, обернувшись шмелём, отправился вместе с ними к царю Салтану и услышал, как Бабариха заявила, что выходящие из моря люди — никакое не чудо. Настоящее чудо — это царевна, настолько прекрасная, «что не можно глаз отвесть».

Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Князь-шмель снова разозлился, но пожалел «старую бабушку свою» — ужалил её не в глаз, а в нос.

Превращение Лебеди

Лебедь подтвердила Гвидону, что прекрасная царевна есть на самом деле, и посоветовала ему как следует подумать. Князь ответил, что ему уже давно пора жениться, и он готов идти за прекрасной царевной «хоть за тридевять земель». Тогда Лебедь призналась, что прекрасная царевна — это она, вышла на берег, «встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась».

Попросив благословения у матушки, князь женился на Лебеди.

Воссоединение семьи

Вскоре в гости к Гвидону снова заплыли купцы, но на сей раз князь остался дома. Купцы же, прибыв в царство Салтана, рассказали царю о прекрасной жене князя Гвидона. Царь не утерпел и стал собираться в гости к князю. Ткачиха, повариха и Бабариха не хотели отпускать царя, но тот их не послушал, и им пришлось отправиться вслед за Салтаном.

Прибыв на остров, царь узнал свою жену.

В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нём занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу…

А ткачиха, повариха и Бабариха попрятались по углам. Когда их нашли, они признались во всём, но царь на радостях не стал их наказывать и «отпустил всех трёх домой».

Тема:
А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди».

Цель
урока:
составление
сравнительных характеристик героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1.
Образовательная –
учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать
о герое используя цитаты;

3.
Воспитательная –
воспитывать дисциплинированность и старательность, воспитывать любовь к русской литературе и
гордость за Россию;

Тип
урока –
урок
совершенствования способов действий.

знать «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

формулировать учебные задачи урока исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности;

3.
Метапредметные:
-планировать вместе с учителем деятельность по
изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей.

3. Адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

1.Овладевать
логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения.

2.
Осуществлять работу с графической информацией (рисунки).

3.
Обнаруживать пробелы в информации.

1.Строить
монологическое высказывание.

2.
Владеть диалогической формой коммуникации.

3.Слушать
учителя, поддерживать беседу с учителем на занятии.

1.
Основные:
УМК «Школа России», учебник по литературному чтению (3 класс, 1 часть).

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.
Организационный этап

1.
Приветствие

2.
Представление

3.Проверка
готовности рабочего места

4.Мотивация
к учебной деятельности

Здравствуйте ребята!

-Меня зовут  ФИО и сегодня урок литературного чтение проведу у
вас я. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы
улыбнётесь мне и друг другу.

-Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое
к уроку. На парте у вас должен лежать учебник.

-Приветствуют
учителя.

-Настраиваются
на предстоящую работу.

-Проверяют
готовность к уроку. 

Л1

II.
Актуализация

опорных
знаний и

способов
действий.

1.Самостоятельное
чтение.

2.Речевая
разминка

3.Фронтальная
беседа.

-Ребята,
откройте свои книги для дополнительного чтения, 5 минут вам дается на чтение,
затем я буду задавать вопросы по прочитанному.

-Прочитайте
самостоятельно стихотворение:

Прочтите
вполголоса медленно:

Дубравы,
где в тиши свободы

Встречал
я счастье каждый день,

Ступаю
вновь под ваши своды,

Под вашу
дружескую тень.

И для
меня воскресла радость,

И душу
взволновали вновь

Моя
потерянная младость,

Тоски
мучительная сладость

И сердца
первая любовь.

-Начните
читать быстро, постепенно замедляя темп.

-Прочтите
выразительно, спокойно

-Конечно,
вы, ребята, догадались, чье это стихотворение.

-Какие
качества поэта проявились в этих строчках?

Какое
настроение хотел передать нам автор своим стихотворением?

-Читают
принесенные книги.

-Выполняют
рекомендации учителя.

-А.С.Пушкина

-Отвечают
на вопросы.

К2

III.
Усвоение новых

знаний и
способов

действий
по

изученному

материалу.

1.Постановка
учебной задачи и ее решение 

2.Работа
над планом произведения.

3.Выборочное
чтение

IV. Динамическая пауза

-Строчки стихотворений Пушкина, словно тропинки, ведут нас в
страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, и как сказочные
богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет о
громких битвах и тихих таинственных дубравах, о Медном Всаднике и каменном
Командоре. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
«Здравствуйте, Александр Сергеевич!» — скажем и мыс вами. А для этого
отправимся в путешествие по неведомым дорожкам.

Какая же тема нашего урока?

-Какое полное название этой сказки?

-Вы должны были дома прочитать сказку. На сколько частей можно
поделить прочитанное?

-Как предлагаете озаглавить каждую часть? Картинный план вам в
этом поможет.

1) Выбор невесты. 2) Обман царя. 3) Чудесное спасение. 4)
Встреча с лебедью. 5) Корабельщики на острове.

1.Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

—Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор
невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была…».)

—С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть
начинается с обещаний.)

—Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане
царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)

—Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь
на воле…».)

—Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем,
что автор переживает за своих героев.)

—Как спаслись герои? Прочитайте.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

И присели на места.

— Слушают,
смотрят на портрет писателя.

-Тема
урока А.С. Пушкин «сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-На 10 частей

1

Дети читают отрывок.

-Повторяют движения за учителем.

К2

П1

Р2

К2

V. Организация контроля и самоконтроля.

Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение с беседой по содержанию.

2.Составление характеристики персонажей.

-Прочитайте
отрывок который читали дома.

-Что
заставило Гвидона превратиться в комара?

-Прочитайте,
каким увидел князь Гвидон своего отца.

-Почему
повариха рассказывает о чудесной белочке?

-Как
наказал свою тетку Гвидон?

-Осуждает
ли автор своего героя?

-Почему
так захотелось Гвидону завести чудо-белочку?

Получил
ли князь это чудо? Прочитайте.

-В каком
облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

-Прочитайте,
какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою
поварихой.

-О каком
чуде узнал князь Гвидон?

-Трудно
ли оказалось завести это чудо у себя?

-Как
оказался князь Гвидон у царя третий раз?

-О каком
чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

-Прочитайте,
о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? Чем
отличаются их рассказы?

-Прочитайте,
о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они
рассказывают о чуде?

-Прочитайте
как автор описывает царя. Какое у него настроение? Почему его настроение
меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел,
тоскует?

-Читают
отрывок

-Он
захотел увидеть отца.

-Читают отрывок.

-Она не
хочет отпускать Салтана, т.к боится, что обман раскроется.

-Он
впился тетке прямо в правый глаз.

-Нет, он
его понимает и оправдывает.

-Он
надеялся, что отец узнает б этом и приедет к нему.

-читают

-Он
отправился в облике мухи.

-Царь
грустит, а они «злыми жабами глядят».


тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.

-Нет,
они оказались братьями Царевны Лебеди.

-Он был
превращен в шмеля.

-Он
узнал о прекрасной царевне.

-Читают
и отвечают на вопросы.

П1

VI. Подведение итогов урока.

— А.С. Пушкин, перед тем, как написать эту сказку, делал
черновые наброски, записывал то, что рассказывала ему Арина Родионовна,
послушайте.

«…Узнав, что они едут к Салтану Салтановичу, турецкому государю,
обратился царевич в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет поймать, он
никак не дается. Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве.
«Ах, -говорит царь,- поеду посмотреть на чудо». «Что за чудо,- говорит
мачеха,-вот чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубе золотые цепи, а
по цепям ходит кот…»

-Сравните отрывок из этой записи с окончательным текстом сказки.

А.С. Пушкина взял сюжет из устного народного творчества, а
другие великие люди, воспроизвели произведения Пушкина, такие как «Полет шмеля».

-слушают
учителя

-говорят,
что концовка не верная.

П2

VII.
Рефлексия

учебной

деятельности.

-Что нового узнали?

-Чему учились?

-Что понравилось?

-Отвечают
на вопросы.

Р1

VIII.
Информация о

домашнем
задании.

-Прочитать отрывок со слов «Князь у синя моря ходит…» до конца
сказки (с.118-128). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть
сказки.

-Записывают
д/з в дневник.

Л1

Зимняя (р.пианистка)

А Достоевского когда обсудим))?
26.12.2021 16:03:19, Зимняя (р.пианистка)

Cat-S

[ссылка-1]

Вот здесь. Тема вниз уже убежала. Можете новую начать, если есть еще интересные идеи для обсуждения.


26.12.2021 16:19:18, Cat-S

так она была же анонсирована неоднократно. и традиционно была открыта в 11 часов в субботу

26.12.2021 17:26:53, ALora

Зимняя (р.пианистка)

А суббота разве 25-е? Ну я там написала, а вообще пас, как-то непонятно кто пишет когда пишет зачем написали вперёд Cat-s

26.12.2021 17:34:59, Зимняя (р.пианистка)

Cat-S

Это было объявление

[ссылка-1]..

Суббота — 25, сегодня 26, воскресенье


26.12.2021 17:37:57, Cat-S

Cat-S

Ничего абсолютно страшного.

Кмк, можно смело вторую тему заводить. Несколько человек поздно пришли. Не только Вы.


26.12.2021 17:40:50, Cat-S

Не надо было анонсировать, кмк.))
«а то мы сегодня все переделаем, а на завтра ничего не останется.» («Девчата»)

26.12.2021 15:11:58, oks024240

Mary M.

Всегда анонсируется, а то большинство уже забыло. Что читать то надо. И ссылки — очень удобно — искать специально не надо.

26.12.2021 15:30:22, Mary M.

Ссылки — это очень полезно. ))
Особенное спасибо ТС за Марецкую.

26.12.2021 15:35:15, oks024240

Что это, не анонсировать? Неделя предпраздничные, окончание года, надо выкроить время на чтение.
26.12.2021 15:25:32, Etagerka

Это да, проблема. Тогда может тему надо было «зажать», никто же не помнит за что конкретно голосовал.

26.12.2021 15:28:38, oks024240

Mary M.

Она за 10 минут читается.

26.12.2021 15:28:20, Mary M.

А вдумчиво?
26.12.2021 16:04:35, Etagerka

Mary M.

Я вдумчиво читала)

26.12.2021 16:08:20, Mary M.

Я понимаю, что уже поздно. Не ругайтесь:) но меня в этой сказке все время очень удивляло навязчивое желание сына напомнить о себе папаше. Казалось бы, все есть, зачем ещё комаром оборачиваться. В общем, для меня это скорее сказка про незакрытые гештальты…
Жду обсуждения 2 январч

26.12.2021 14:13:44, Катятян

как раз не удивило. приемные-то очень нередко стараются разыскать своих чертичто родителей, а тут настоящий биоотец, по повелению которого мать с младенцем засунули в бочку и кинули в пучину волн. Хотелось посмотреть такому в глаза:) и сделать ему пакость. Но комар разобрался в ситуации

26.12.2021 15:08:37, ALora

Я бы поспорила о реализации этого желания. Но сейчас не время? Главное, до 2 января не остыть :)))
26.12.2021 18:08:30, Катятян

Cat-S

Скорее рано, чем поздно.

Обсуждение всегда выходит на ту тему, на которую выходит.


26.12.2021 14:44:18, Cat-S

Как же поздно, если обсуждать будем через неделю?))
26.12.2021 14:15:23, Etagerka

Поздно тему обсуждения предлагать поменять
26.12.2021 18:08:59, Катятян

В процессе обсуждения обычно начинают затрагиваться и другие темы, затронутые в произведении. Если другим участникам есть что сказать — идёт развитие в ту сторону. Вроде, не проблема. ))

В ветке по Достоевскому, к примеру, обсудили тему антисемитизма. )


26.12.2021 20:06:01, Mops

Mary M.

Спасибо! Фильм никогда не видела, надо посмотреть.

26.12.2021 12:48:28, Mary M.

фильм красивый

26.12.2021 14:33:33, ALora

=^..^=

спасибо)

26.12.2021 12:41:06, =^..^=

Шиповник (экс-Василиса)

Не поняла тему, но постараюсь)))
26.12.2021 12:38:37, Шиповник (экс-Василиса)

Cat-S

Разверну тему.

Три девицы высказали свои желания. Одна сказала то, что желала искренне, другие — ну, неизвестно, что ими двигало, это предмет обсуждения.

Сбылось все и у всех. Одной принесло ее желание счастье, две других были крайне не довольны.


26.12.2021 12:43:40, Cat-S

а зачем царю женщины,которые не смогут исполнять супружеские обязанности?:) На весь мир закатить пир и наткать,это затратно слишком для царя во всех отношениях. И жену не увидит, и наследника, и казна отощает. Третья мыслила реально

26.12.2021 19:46:46, Шрайбикус

Прочитаем, конечно, свежим взрослым взглядом, именно себе, а не детям. Но с темой тоже не согласна. Если только поискать там конспирологическую составляющую. Возможно, как раз две высказались искренне, от души и не подумав, а вот третья ..))
26.12.2021 14:12:00, Etagerka

Все высказывались совершенно искренне, исходя из того, что это просто поболтать. Но когда мечты стали реальностью, двум девушкам из трех стало завидно, что они не попросили бОльшего.
26.12.2021 13:49:44, читаю иногда с осени 2012

VarNa

Давайте подождём 2-ого числа, а то всё обсудим заранее :)
26.12.2021 14:02:07, VarNa

Давайте, но мне это будет непросто :)
26.12.2021 15:03:10, читаю иногда с осени 2012

Cat-S

Ну, в общем, тема вокруг этого. А там каждый понимает по-своему.

26.12.2021 13:52:25, Cat-S

УникаЛьнаЯ

Вообще мне всегда казалось, что они не желания высказывал, а просто фантазировали. Типа «кабы я была царица…», «кабы я была волшебница…», «кабы я была президентом, я бы…».
26.12.2021 13:21:13, УникаЛьнаЯ

Кабы у меня было много денег! — тема из недавних местных обсуждений :)
26.12.2021 14:08:05, Катятян

Когда фантазии удачно исполняются в реальности, их легко для себя перевести в разряд искренних желаний. А исполнение — в заслуженное. ;))
26.12.2021 13:25:04, Mops

Birke

И мне тоже. Но я подожду обсуждения, если время будет.
26.12.2021 13:23:56, Birke

УникаЛьнаЯ

Более того, мне всегда казалось, что первые две хоть что-то умели и хотели пользу приносить, трудиться, а третья… ну, как бы ничего делать и не планировала, окромя «за себя полежать» :)
Так что с моей точки зрения заявленной темы для обсуждения просто нет.

26.12.2021 13:29:01, УникаЛьнаЯ

XXL

Вторая обрела типа счастье по умолчанию?. В силу врождённого характера . «По вере». Будь кроткой, доброй, честной и пр-и тебе будет счастье. За греховные помыслы и жлобство -тоже получи соответственно. Христианские ценности во главе угла. Как и положено в древней Руси
26.12.2021 14:11:13, XXL

на опережение идете, нехорошо-с:)

26.12.2021 14:34:49, ALora

Реклама

XXL

Не утерпела. Извините :)
26.12.2021 18:29:38, XXL

Но решал то царь! Ему пофиг на пир на весь крещеный пир. Ему сына богатыря хотелось. Жаль, что сегодня не 2 января:)
26.12.2021 14:09:15, Катятян

=^..^=

является ли ваше желание вступить в брак искренним свободным :))

26.12.2021 12:40:47, =^..^=


Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Муниципальное
общеобразовательное учреждение

Городская
основная общеобразовательная школа

города
Калязина Тверской области

171573,
Тверская область, г. Калязин, ул. К. Маркса, д. 22/20.

 Конспект
урока по теме:

«Урок
обобщения по сказке

А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 

image001

Выполнила учитель МОУ ГООШ ОКО

Кулачкова Варвара Владимировна

Тема: Урок обобщения по
сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе  Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 7 класс

Цель: обобщить знания, полученные при прочтении сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане»

Тип урока: урок обобщения знаний

Задачи:

Предметные:

1.     Восстановить
в памяти учащихся содержание сказки;

2.    
Работать над
развитием правильного,  беглого,  выразительного чтения;

3.    
Вырабатывать умение определять основные
черты характера персонажей; 

4.     Развивать
устную речь учащихся, учить их последовательно, связано и  свободно излагать
свои мысли;

5.     Развивать
внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас;

Личностные:

1.     Воспитывать
в детях чувство сострадания, отзывчивости, верности дружбе;

2.    
Воспитание нравственных качеств;

3.    
Привить интерес к
творчеству А. С. Пушкина;

4.    
Прививать
любовь к чтению;

5.    
Формировать взаимоуважение, взаимовыручку

6.    
Учить видеть прекрасное; 

Оборудование: презентация
к уроку, компьютер, проектор, экран, иллюстрации подготовленные детьми,
магнитная доска, магниты,  иллюстрации с изображением главных героев, карточки
с заданиями.

Аспект
функциональной грамотности
: читательская
грамотность.

План урока:

1.    
Актуализация знаний.

2.    
Повторение и закрепление произведения.

3.    
Заключительный этап. Рефлексия.

Ход урока.

1.Актуализация

Приветствие,
проверка полной готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок:    Много
сказок сочинил он,

                 
В Лукоморье дверь открыл  он,

                 
В ту страну, где с чудесами

                 
Повстречаемся мы с вами!

— Скажите,  о ком это стихотворение? ( А. С. Пушкин)

Слайд № 2

— Хорошо, молодцы! Ребята, а что вы знаете о А. С. Пушкине? ( Это
великий русский поэт, написал много замечательных сказок и стихотворений.)

— Правильно, и сегодня мы с вами проводим
последний, обобщающий урок по произведению А. С. Пушкина « Сказка о царе
Салтане…».

-Занятие у нас будет необычное, вы будете
работать, и  в парах, и индивидуально. (Деление на команды)

— Ребята, у вас на партах лежат карточки с
номерами. Я буду называть номер, а вы берёте нужную карточку. ( На партах
заранее разложены пронумерованные карточки)

— Ребята, возьмите карточку №1. В ней даны
отрывки из сказки. На экране будут иллюстрации. Ваша задача выбрать отрывок,
который подходит  к этой иллюстрации. (Работа с карточками)

Слайд 3

— И так, внимание на экран!

Слайд 4 — 8

Карточка
№ 1

1. Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела —
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил.

2. Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.

3. Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан…

4.  Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

5. Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся…

Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;
И веселый пир пошел

 — Молодцы, отлично справились с заданием!

— Ребята, читая любое произведение, мы не
только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним  и
испытываем негативные эмоции к другим.

— Предлагаю вам составить небольшую
характеристику главным героям  (к магнитной доске прикреплены иллюстрации
главных героев, рядом лежат карточки с характеристиками).

— Посмотрите на доску, перед вами главные
герои сказки: Царь Салтан, Царица,  князь Гвидон, царевна – Лебедь, Ткачиха с
Поварихой, с  сватьей бабой Бабарихой. Рядом лежат карточки  с характеристиками.

— Сейчас по очереди вы выходите к доске,
выбираете характеристики и пословицу, которая подходит вашему герою, и
прикрепляете. Посмотрим, что у нас получится. (Индивидуальная работа у доски.
Ученики по очереди выходят к доске, выбирают
карточку с характеристикой.  Объясняют, почему именно эта характеристика
подходит его герою
)

Карточки с
характеристиками:

— Молодцы, хорошо
справились с заданием, а теперь двигаемся дальше.

— Послушайте, я
загадаю вам загадку:

Слайд 9

Князь с купцами
повстречался,
Их рассказам удивлялся,
И передать просил их он
Царю Салтану свой поклон
.

— Скажите, о ком
идёт речь? ( Корабельщики)

— Правильно! Вы к
сегодняшнему уроку должны были выучить стих о корабельщиках. Кто из вас может с
выражением  прочитать наизусть отрывок?

( Дети читают
наизусть отрывок)

— Хорошо, молодцы!
А сейчас мы снова поработаем в парах. Вы берёте карточку №2. Одна команда
зачитывает реплику героя, другая должна назвать персонажа, который это говорит.
Задаём вопросы по очереди.

Слайд 10

Карточка № 2

1.» «Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой…

( Корабельщики)

2. «Чем
вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?» (Гвидон)

3. Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».( Повариха)

4. «Да!
такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.(Царевна Лебедь)

5. «Кабы
я была царица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря»(Царица)

1.»Кабы я была царица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».(Ткачиха)

2. «Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.(Черномор)

3. «Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?» (Салтан)

4. «Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!» (сватья
баба Бабариха)

5. « Во саду ли, в  огороде…»(
Белка)

— Какие вы
молодцы!  Уверена, следующие задание не составит для вас никакого труда! Ребята,
а теперь поработаем с учебником. Я вам называю страницу, говорю, о чём идёт
речь, а вы находите отрывок и с выражением его зачитываете.

Слайд 11

—  И так, вы
открываете страницу 41находите отрывок о том, как отреагировал  Царь на весть,
которую ему принёс гонец?

(Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».)

— Очень хорошо! 
Двигаемся дальше, откройте страницу 45 и найдите отрывок о том, что увидел
перед собой князь Гвидон, когда проснулся?

(Вот открыл
царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.)

— Молодцы!  А
теперь откройте страничку 59 найдите и прочитайте выразительно, о каком чуде
рассказывала сватья баба Бабариха корабельщикам?

(За морем царевна
есть,

Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.)

— Очень хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на
наших героев и назовём сначала положительных персонажей, а затем отрицательных.

— Кого бы вы отнесли к положительным героям?
( Царь Салтан, Князь Гвидон, Царица, Царевна – Лебедь)

Слайд 12

— Почему вы так решили? ( ответы детей)

Слайд 13

— А кто отрицательные герои? ( Ткачиха,
Повариха, сватья баба Бабариха)

— Почему?  (ответы детей)

Повторение и
анализ произведения.

Ребята, сегодня мы ответили на все важные вопросы нашего урока. Но для
вас я подготовила небольшой сюрприз – кроссворд.  Возьмите,  пожалуйста
карточку № 3. То, что мы с вами сейчас прочитали,  поможет нам решить его. А
разгадав его,  мы получим зашифрованное слово.  Удачи!

Карточка № 3

1п

о

в

а

р

и

х

а

2м

у

х

а

3к

о

р

ш

у

н

4т

к

а

ч

х

а

5г

в

и

д

о

н

6ч

е

р

н

о

м

о

р

1.    
Как звали первую сестру?

2.    
В кого превратился князь Гвидон, когда второй раз полетел к Салтану?

3.    
От кого защитил князь Гвидон принцессу Лебедь?

4.    
Как звали вторую сестру?

5.    
Как звали сына царя Салтана?

6.    
Как звали  предводителя 33 богатырей?

— Хорошо,  давайте посмотрим, что у нас
получилось.  Поработаем теперь в парах  друг с другом. Один из вас читает вопрос
кроссворда, другой на него отвечает (дети работают в парах, один зачитывает
вопрос, другой отвечает, и наоборот)

Слайд 14.

— Какое же главное слово мы разгадали?  (
Пушкин)

— Правильно, ребята  Сегодня мы закончили
знакомство со сказкой А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане…»

— Чему же учит нас эта сказка? (доброте,
быть терпеливым, не отступать от трудностей,  быть терпимым друг к другу, не
завидовать, не желать зла ближнему, уметь прощать)

— А что высмеивает? (зло, жадность, клевета,
зависть)

— Ребята, посмотрите на экран, здесь у нас
вами пословицы. Выберите только те пословицы, которые подходят к нашей сказке (дети
выбирают пословицы и объясняют, почему эта пословица подходит).

— У нашей сказки
счастливый конец, как и во всех сказках: добро побеждает зло. Семья
воссоединилась, спустя столь долгое время.  Даже отрицательные герои нашли своё
место.

— Гармония во
всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и
счастья достойны все – и дети, и родители.

Заключительный
этап. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу  наш урок.  Давайте вместе подведём его итог.

— Какая работа для
вас была наиболее интересная? (ответы детей)

— Какое задание
оказалось самым   трудным? (ответы детей)

— Ребята, посмотрите, на доске у нас волшебный дуб. На котором,  вы
оставите свои  эмоции от сегодняшнего урока. ( К доске прикреплено изображение
дуба.  На партах детей лежат жёлуди. Ребята по очереди подходят к доске  и
крепят жёлуди на дуб).

  • Сказка о царе салтане диафильм 2 часть
  • Сказка о хвосте феи 100 летний квест манга
  • Сказка о том как мальчик андрейка научился убирать игрушки
  • Сказка о том как зайцы испугали серого волка мультфильм
  • Сказка о тигренке песня