А Достоевского когда обсудим))?
26.12.2021 16:03:19, Зимняя (р.пианистка)
[ссылка-1]
Вот здесь. Тема вниз уже убежала. Можете новую начать, если есть еще интересные идеи для обсуждения.
26.12.2021 16:19:18, Cat-S
так она была же анонсирована неоднократно. и традиционно была открыта в 11 часов в субботу
26.12.2021 17:26:53, ALora
А суббота разве 25-е? Ну я там написала, а вообще пас, как-то непонятно кто пишет когда пишет зачем написали вперёд Cat-s
26.12.2021 17:34:59, Зимняя (р.пианистка)
Это было объявление
[ссылка-1]..
Суббота — 25, сегодня 26, воскресенье
26.12.2021 17:37:57, Cat-S
Ничего абсолютно страшного.
Кмк, можно смело вторую тему заводить. Несколько человек поздно пришли. Не только Вы.
26.12.2021 17:40:50, Cat-S
Не надо было анонсировать, кмк.))
«а то мы сегодня все переделаем, а на завтра ничего не останется.» («Девчата»)
26.12.2021 15:11:58, oks024240
Всегда анонсируется, а то большинство уже забыло. Что читать то надо. И ссылки — очень удобно — искать специально не надо.
26.12.2021 15:30:22, Mary M.
Ссылки — это очень полезно. ))
Особенное спасибо ТС за Марецкую.
26.12.2021 15:35:15, oks024240
Что это, не анонсировать? Неделя предпраздничные, окончание года, надо выкроить время на чтение.
26.12.2021 15:25:32, Etagerka
Это да, проблема. Тогда может тему надо было «зажать», никто же не помнит за что конкретно голосовал.
26.12.2021 15:28:38, oks024240
Она за 10 минут читается.
26.12.2021 15:28:20, Mary M.
А вдумчиво?
26.12.2021 16:04:35, Etagerka
Я вдумчиво читала)
26.12.2021 16:08:20, Mary M.
Я понимаю, что уже поздно. Не ругайтесь:) но меня в этой сказке все время очень удивляло навязчивое желание сына напомнить о себе папаше. Казалось бы, все есть, зачем ещё комаром оборачиваться. В общем, для меня это скорее сказка про незакрытые гештальты…
Жду обсуждения 2 январч
26.12.2021 14:13:44, Катятян
как раз не удивило. приемные-то очень нередко стараются разыскать своих чертичто родителей, а тут настоящий биоотец, по повелению которого мать с младенцем засунули в бочку и кинули в пучину волн. Хотелось посмотреть такому в глаза:) и сделать ему пакость. Но комар разобрался в ситуации
26.12.2021 15:08:37, ALora
Я бы поспорила о реализации этого желания. Но сейчас не время? Главное, до 2 января не остыть :)))
26.12.2021 18:08:30, Катятян
Скорее рано, чем поздно.
Обсуждение всегда выходит на ту тему, на которую выходит.
26.12.2021 14:44:18, Cat-S
Как же поздно, если обсуждать будем через неделю?))
26.12.2021 14:15:23, Etagerka
Поздно тему обсуждения предлагать поменять
26.12.2021 18:08:59, Катятян
В процессе обсуждения обычно начинают затрагиваться и другие темы, затронутые в произведении. Если другим участникам есть что сказать — идёт развитие в ту сторону. Вроде, не проблема. ))
В ветке по Достоевскому, к примеру, обсудили тему антисемитизма. )
26.12.2021 20:06:01, Mops
Спасибо! Фильм никогда не видела, надо посмотреть.
26.12.2021 12:48:28, Mary M.
фильм красивый
26.12.2021 14:33:33, ALora
спасибо)
26.12.2021 12:41:06, =^..^=
Не поняла тему, но постараюсь)))
26.12.2021 12:38:37, Шиповник (экс-Василиса)
Разверну тему.
Три девицы высказали свои желания. Одна сказала то, что желала искренне, другие — ну, неизвестно, что ими двигало, это предмет обсуждения.
Сбылось все и у всех. Одной принесло ее желание счастье, две других были крайне не довольны.
26.12.2021 12:43:40, Cat-S
а зачем царю женщины,которые не смогут исполнять супружеские обязанности?:) На весь мир закатить пир и наткать,это затратно слишком для царя во всех отношениях. И жену не увидит, и наследника, и казна отощает. Третья мыслила реально
26.12.2021 19:46:46, Шрайбикус
Прочитаем, конечно, свежим взрослым взглядом, именно себе, а не детям. Но с темой тоже не согласна. Если только поискать там конспирологическую составляющую. Возможно, как раз две высказались искренне, от души и не подумав, а вот третья ..))
26.12.2021 14:12:00, Etagerka
Все высказывались совершенно искренне, исходя из того, что это просто поболтать. Но когда мечты стали реальностью, двум девушкам из трех стало завидно, что они не попросили бОльшего.
26.12.2021 13:49:44, читаю иногда с осени 2012
Давайте подождём 2-ого числа, а то всё обсудим заранее
26.12.2021 14:02:07, VarNa
Давайте, но мне это будет непросто
26.12.2021 15:03:10, читаю иногда с осени 2012
Ну, в общем, тема вокруг этого. А там каждый понимает по-своему.
26.12.2021 13:52:25, Cat-S
Вообще мне всегда казалось, что они не желания высказывал, а просто фантазировали. Типа «кабы я была царица…», «кабы я была волшебница…», «кабы я была президентом, я бы…».
26.12.2021 13:21:13, УникаЛьнаЯ
Кабы у меня было много денег! — тема из недавних местных обсуждений
26.12.2021 14:08:05, Катятян
Когда фантазии удачно исполняются в реальности, их легко для себя перевести в разряд искренних желаний. А исполнение — в заслуженное. ;))
26.12.2021 13:25:04, Mops
И мне тоже. Но я подожду обсуждения, если время будет.
26.12.2021 13:23:56, Birke
Более того, мне всегда казалось, что первые две хоть что-то умели и хотели пользу приносить, трудиться, а третья… ну, как бы ничего делать и не планировала, окромя «за себя полежать»
Так что с моей точки зрения заявленной темы для обсуждения просто нет.
26.12.2021 13:29:01, УникаЛьнаЯ
Вторая обрела типа счастье по умолчанию?. В силу врождённого характера . «По вере». Будь кроткой, доброй, честной и пр-и тебе будет счастье. За греховные помыслы и жлобство -тоже получи соответственно. Христианские ценности во главе угла. Как и положено в древней Руси
26.12.2021 14:11:13, XXL
на опережение идете, нехорошо-с:)
26.12.2021 14:34:49, ALora
Не утерпела. Извините
26.12.2021 18:29:38, XXL
Но решал то царь! Ему пофиг на пир на весь крещеный пир. Ему сына богатыря хотелось. Жаль, что сегодня не 2 января:)
26.12.2021 14:09:15, Катятян
является ли ваше желание вступить в брак искренним свободным :))
26.12.2021 12:40:47, =^..^=
У этой страницы нет проверенных версий, вероятно, её качество не оценивалось на соответствие стандартам.
В эту статью нужно добавить как можно больше забытых рассказов, песен и анекдотов. Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
«Наливай, в рот мне чих-пых!»
Шура Каретный (настоящее имя: Александр Анатольевич Пожаров, 12 декабря 1950 — ещё нет) — расовый московский народный матершиник ртом через микрофон артист театра и кино, а также, с 1996 года начавший выступать под сценическим псевдонимом Шура Каретный. До этого был не очень известен широкой публике, в фильмах снимался редко[1], занимался озвучиванием советских мультфильмов. С конца 90-х также озвучивает В. И. Чапаева для компьютерного квеста «Петька и ВИЧ». До сих пор. А за два года до выхода первой игры о Петьке озвучивал персонажей «Братьев-Пилотов: по следам полосатого слона», над которыми не раз подшучивали герои «Петьки и ВИЧ». [2]. В начале 2010-х Александра Пожарского невозбранно можно было увидеть на сцене театра «Эрмитаж», расположенного в одноименном саду, где он люто доставлял исполнением роли Аметиста из «Зойкиной квартиры» Булгакова и других, менее эпичных ролей нисколько не шепелявя. Олсо, озвучил Талера в этом вашем Ведьмаке 3.
[править] Образ Шуры
Смотрит на тебя как на кореша
Какбе повествует…
И вот, однажды, сидя на кухне со своим корешом Коляном за бутылочкой портвейна (с его слов первых записей), ужрался так, что начал шепелявить и сильно материться, и причём так натурально, что решил свой высер записать на кассету. Вскоре его крылатые фразы разошлись на уста разных гопников, ментов и прочей дряни. Также бывает поёт в своих монологах, для той же аудитории[3].
московский Двойник Шуры…
Основной фронт работы Шуры: опошливание сказок, новинок кинопроката, классических литературных произведений, мюзиклов. А также, холивары на кухне с Коляном о проблемах экономики, культуры, образования и т. д.
Результатом смехуечков Шуры становится та самая «лопата», засунутая куда нужно и не нужно. Причём, она стала настолько популярной, что её засунул к себе в жопу анекдоты Трахтенберг.
Все записи в .mp3 можно было стягивать с оффсайта, но внезапно, с конца 2006 года халяву закрыли. Поэтому сначала надо было зарегаться в «Клубе Корешей Шуры» и просидеть там какое-то время. Но проще всего это сделать с торрентов. Сейчас с его сайта все альбомы можно скачать нахаляву.
Фанатский высер
Блатные, матерные монологи Каретного, особенно в лихие 90-ые, попали на благодатную почву. Но есть и другая причина популярности. В отличие от разных школьников, которые пытаются смищно ругаться матом, Шура действительно умеет на нём красиво разговаривать. Свою роль играет и отличное актерское мастерство.
Вот, что, кстати, пишет о рождении Шуры один из соавторов Дима Растаев:
Короче, на «Союзмультфильм» я пришел в самое плачевное для него время: с одной стороны никто мультипликаторов не поддерживал — ни государство, ни коммерсанты — с другой нещадно разворовывалось, всё, что только можно было разворовать. В те грустные годы мультфильмы на студии почти не производились, и каждый из цехов выживал, как мог. Я сдружился с ребятами из звукоцеха, и мы стали выпускать аудиосказки на основе известных советских мультиков. Помнишь, как это сделали когда-то с «Бременскими музыкантами»? Выпустили мы тогда что-то около тридцати сказок — «Умка», «Русалочка», «Двенадцать месяцев»… Я к этим сказкам писал авторский текст.
А потом мы задумались: почему бы не создать что-то свое? И тогда я написал два оригинальных сценария — один по мотивам «Дон Кихота», другой — «Вождь краснокожих». Сочинил для них с десяток песен. На озвучку мы пригласили хороших актеров — Георгия Вицина (тогда еще был жив), Льва Дурова, Леонида Кулагина. И, ты знаешь, классные получились спектакли! Они и сегодня, насколько мне известно, продаются в России.
Но самая яркая страница моего «мультяшного» периода — это работа над проектом «Шура Каретный». Всё началось с того, что на озвучку авторского текста для сказок мы пригласили актера театра «Эрмитаж» Александра Пожарова. И вот, во время одной из звукосессий — в большом перерыве — под водочку и огурчики — Саша вспомнил, что, когда он был ребенком и жил на Большом Каретном, соседом у него был любопытнейший мужик.
Мужик этот любил пересказывать соседям сюжеты различных книг, которые он в своей жизни сподобился прочитать. А, поскольку в прошлом мужичок был зэком, сюжеты эти имели весьма неожиданную интерпретацию. К тому же, рассказчик нещадно шепелявил, так что, получалось жутко смешно. И Сашка показал — как. Для него, опытного актера, это не составило труда. В качестве показательного образца он выбрал «Слово о полку Игореве».
Мы покатились со смеху. «А давай сейчас всё это запишем!» — предложил кто-то из нас. Записали. Прослушали. Снова обхохотались. «Слушай, а расскажи вот так же про Гамлета!» Рассказал. «А про Раскольникова?» Короче — пошло-поехало…
Выпуская первую кассету с нашими записями мы и думать не думали о каком-то там коммерческом успехе — просто прикалывались. Имя персонажу сочинили, отталкиваясь от биографии самого Сашки Пожарова.
Но, к великому нашему изумлению, в первые же недели реализации проект «Шура Каретный» сделался лидером продаж. Во всех московских киосках наши кассеты располагались не то, что на видном месте — продавцы вообще выкладывали их прямо на прилавок. Вместо Влада Сташевского и группы «Балаган лимитед» из динамиков теперь несся шепелявый Сашкин голос: «Ты веришь, чувак, как это было…»
Да, это был бум. На его волне мы записали еще несколько программ — про «Титаник», про «Му-Му», про Пушкина… Я готовил для Сашки сценарные заготовки, песенки, а потом монтировал в компьютере исходный аудиоматериал. На кассетных вкладышах я обозначал себя либо как «сэр Самуэль Бобруйский» — по имеющимся у меня данным, впоследствии именно это дало толчок Udaffу, с его виртуальным «Бобруйском» — либо как «Дима Сорванцов».
А потом случилось то, что случается всегда, когда хобби становится бизнесом — непонятки, разборки, разлады. В общем, проект худо-бедно живет и сегодня, но занимаются им уже совсем другие люди.
[править] Наиболее эпичные работы
- Руслан и Людмила
- Аленький цветочек
- Гамлет
- Титаник
- Гадзила
- Армагеддец
- Кинг-Конг
- Золотой Петушок
- Сказка о царе Гвидоне
- Бурый Тино/Буратино
- Коля Боков/Колобок
- Терем ‘Ок/Теремок
- Звёздные войны 2: Атака клоунов
- Матрица
- 17 мгновений весны
- Король Лир
- Харей Потной об философский камень
- Властелин Конец
- Ещё очень много…
[править] Фразы
- «Колян — кореш ты мой, драгоценный, в рот тебя чих-пых!»
- «Наливай, в пизду. Наливай, на хуй.»
- «Темно, как у негра в жопе»
- «Любовь — это, бля, полёт!»
- «В Рот Не Дам до Поры»
- «Так: Вы пошли в пизду, Вы — нахуй, Вы — к ебени матери!»
- «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о минете в туалете»
- «Я, говорит, на всех на вас забил, и всех вас ебал!»
- «Как тут расслабишься, только что жучка отсосали у меня из пупка ударами тока, нахуй!»
- «Это ещё всё — хуйняяяяя»
- «Вот, Коля, есть ты пизда, блядь! И всё, что я тебе ни скажу, всё п… по пизде тебе мешалкой, блядь! Ну сколько можно, блядь?»
- «Сижу в халупе на залупе»
- «Физик на „Ц“, Ландау, блядь!»
- «На всяку хитрую жопу есть хуй
сверломс винтом (с компасом)!» - «У нас на зоне так было.»
- «Сколько волка не корми, а у слона всё равно хуй толще!»
- «ГамлЕт! Мамка-то твоя — проститутка!»
- «Идите все нахуй, идите все нахуй!» — и все идут-идут-идут, в натуре!
- «А сраки на Кубе, Коля, очень и очень большие!»
- «Какой я Колобок? Я Коля Боков, нахуй!»
- «Мама тоже говорила: читай, Сашок… Какой нахуй читай! По форточкам надо лазить, по магазинам шкребсти!»
- «Вот тебе, бля, Бог, а вот порог, пошёл нахуй, блядь, отсюда.»
- «Терем, терем, теремок, блядь, из трубы валит дымок, блядь, из окна летит мотив, блядь, из трубы презерватив, блядь, в рот мне чих-пых.»
- «Ваши девки посисястее, наши попиздистее!»
- «Редкая птица долетит до середины Днепра, а если и до летит, то пизданётся нахуй.»
- «Уж лучше Лолиту, чем 15-летнего капитана.»
- «Хуйли ваш английский мат — фак ю и все, А ВОТ В РОТ ТЕБЕ ХУЕВ
ТЕЛЕГУТАЧКУ!!! — вот где вся сила русского языка» - «Понятно, что англичанцы берут другим, у них, знаешь, такой объёбывательный мат: „А я Вас имел в том коридоре, в котором Вы вошли направо, а потом вышли слева, а там на Вас залупа упала конская“… у них даже слова такого нету — конская залупа, они не знают, они не видели… ты видел у англичан залупу конскую?»
- «Обратитесь к Шуре Каретному, он вам даст пятьсот слов в Интернете, уебни вы пиздоголовые, блядь!»
- «Ебать мои старые костыли!»
- «ДА ЕБИ ВАШУ МАТЬ, да сколько же можно, блядь…»
- «У них мат — Я ебал тебя на пне — вот и справочка при мне!.. У Нас — Ебал я весь ваш колхоз со всеми вашими провилами, тракторами, блядь, неисправными, нахуй! И со всеми вашими лемехами, пЁздами грёбаными, и председателями и баграми!..вот это я понимаю»
- «Берёшь эту пиздопроёбину, засовываешь вот в эту хуйню, блядь, этой хуйнёй накрываешь, пиздуешь по ней, блядь, потом перехуяриваешь, блядь…»
- «Солнце скрылось в облачках, появился хуй в очках.»
- «Кто я?-Головка от хуя!»
- «И Пушкин был бы ебанько…»
- «Пошёл, значит, в сад, там где собаки ссат…»
- «Вот я тебе как подзатыльник ща дам, чтоб мне не выражался нихуя, блядь! Про пизду ни слова, блядь!»
- «Тяготение к колдовству у народа растёт непропорционально их зарплате, блядь..»
- «Наливай, хуй мамин.»
- «Это наёбка историческим опытом, блядь!.»
- «Да не я дрочистый изумруд, а ядра — чистый изумруд!»
- «у них — „Головка члена открытого“..Да ебал я эту головку!Какого? они говорят — „У коня“, а у нас КОНСКОГО, блядь!!..»
- «… а она ему ПО ЕБАЛУ, ПО ЕБАЛУ, блядь, норовит…»
- «на ХУЁВОМ ПОХОДНОМ МАГНИТОФОНЕ, и всё показывает, блядь…»
- «Ёбаный ты конотоп!»
- «Мы ебали что попало, кроме шила и гвоздя. Шило круглое стальное, гвоздь совсем ебать нельзя!»
- Шура о первом знакомстве с Аленьким цветочком: «Это, сука, он!»
- Шура о пиратстве
- «… подёргивается, попёрдывает, блядь, но тем не менее видно, нахуй, блядь. До какого, блядь, результата дошли, блядь, наши пираты нахуй, блядь — и ебут они всё в рот, называется. Кассета так и называется «Ебём всё в рот, всё лицензировано, с любовью целуем в жопу, блядь. Родные пираты, бля.» »
- Шура о копирастии:
- «…И назвали Чебурашкой, и бутылки все потом пошли „Чебурашки“, блядь. И всякие блядь, паста зубная „Чебурашка“. А писатель говорит — Нет, нахуй, ДАЙТЕ МНЕ ДЕНЕГ, БЛЯДЬ, ДАВАЙТЕ МНЕ ДЕНЕГ, за все мои названия, ЭТО Я ПРИДУМАЛ! Ну, он конечно прав, раз он придумал, он может получить денег за всё. Пасту, блядь — Пастой ему отдать, тюбиками, нахуй. И бутылками пустыми „Чебурашками“ ему всю, блядь дачу завалить, нахуй — пускай сдаёт. И правда, блядь, если бы он сдал столько „Чебурашек“ ого-го.»
- Ещё очень много…
[править] Герои
- Шура — главный герой
- Колян Безмолвный — кореш драгоценный из Брянска
- Зина — жена Шуры
- Клава — жена Коляна
[править] Ссылки
- Его сайт
- НЕНАВИСТЬ, НЕНАВИСТЬ…
- Официальный YouTube-Канал
[править] Примечания
- ↑ Также, сыграл во второй части «ДМБ» слепого старика Гамадрила.
- ↑ А. Пожаров — единственный артист, указанный в титрах «Братьев-Пилотов» в разделе «Роли озвучивали».
- ↑ На самом деле, воспринимать Шуру не как лулз, это как считать Сяву крутым рэпером!
Цели: обобщить и систематизировать знания обучающихся по разделу синтаксис, актуализировать знания по синтаксической стилистике; показать мастерство писателя в создании художественного образа, выявить особенности стиля А.С.Пушкина, способствовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетенции, формировать профессиональную компетентность обучающихся, воспитывать внимательное отношение к языку и слову писателя, уважение к родной культуре.
Тип урока: интегрированный урок-исследование.
Технологии, применяемые на занятии: технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», презентация.
Используемая литература
- Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.Е. Русский язык. ч.2, М.: АльянС, 2020.
- Твардовский А.Т., Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970). Собрание сочинений Т. 5 — 1980
Ход урока
Работа с эпиграфом
Сегодня мы с вами проведём необычный урок — урок русской словесности, а эпиграфом к нему предлагаю взять слова Александра Трифоновича Твардовского о Пушкине.
«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца.
Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.
Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь!»
Создание проблемной ситуации
— Почему повесть А.С.Пушкина произвела на К.Г.Паустовского такое сильное впечатление? (на слайде)
— В этом нам предстоит разобраться.
Анализ текста
— Вспомните, как называется глава, в которой автор воссоздает картину снежной бури? («Вожатый»).
— Какой смысл заложен в ее названии?
Глава «Вожатый» связана со всей повестью. Пушкин дает понять, что вожатый — это не просто человек, который помог Петру Гриневу выйти из бури, он вожатый в широком смысле слова, Пушкин предвещает, что этот человек будет вождем, то есть самым главным в восстании.
— Вожатый неожиданно возникает в повествовании. В чем же необычность его появления?
Вожатый появляется как бы из бури, несшей смерть путникам; его появление кажется необыкновенным, символическим в снежной степи, когда кружит буран.
— Что такое «буран»? Подберите синоним к этому слову.
Снежная буря, метель в степи, вьюга (на слайде).
— Давайте прочитаем описание бурана и попытаемся понять, в чем заключается и как достигается сила воздействия пушкинского слова.
Выразительное чтение отрывка из текста.
— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
— Каков стиль данного текста?
Художественный.
— На чем сосредоточено внимание автора? Что для него является главным в изображении?
Показано изменение состояния природы, главное здесь — действие, динамика.
— Слова, какой части речи преобладают в описании? Приведите примеры.
Глаголы (на слайде).
— Какое изобразительно-выразительное средство усиливает ощущение снежной стихии?
Метафора «небо смешалось со снежным морем».
— Найдите другие известные вам средства изобразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения.
— Их мало. Тогда за счет чего создается столь выразительная картина?
За счет синтаксиса.
Пушкин использует сначала пространные, затем и короткие предложения, что создает эффект внезапности, стремительности происходящего.
— Посмотрите, каких предложений, простых или сложных, больше в прочитанном отрывке?
Простых (на слайде).
— Почему автор использует именно простые предложения, отрывистые фразы?
Для динамичности сюжета, для передачи быстроты изображаемых явлений.
— Приведите примеры, прочитайте.
— Но простые предложения Пушкин чередует со сложными. Давайте их найдем и прочитаем.
— Прочитайте предложение на слайде: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран». «Ветер завыл, сделалась метель».
— Какие это сложные предложения?
СПП, БСП.
— Вспомните, что называется логическим ударением?
Средство выделения важного в сообщении слова.
— Каким может быть порядок слов в предложении?
Прямым и обратным.
— Какова его роль?
Средство усиления выразительности речи.
— Какой порядок слов в предложениях, вынесенных на доску?
В первом — прямой: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран»; а во втором прямой порядок слов сменяется обратным: «Ветер завыл; сделалась метель»(на слайде).
— Заметьте, что со сменой порядка слов меняется и состояние природы. Если до этого описание лишь предвещает бурю, то после него буран изображён со всей силой, мощью. То есть изменение порядка слов способствует усилению выразительности речи, меняет картину изображаемого, а следовательно, и интонацию.
— Попробуем прочитать этот отрывок выразительно, так, чтобы обратный порядок слов отразился в вашей интонации при чтении.
Работа в группах
Первая группа
— Найдите в отрывке предложения с однородными членами. Какие однородные члены встречаются чаще? С какой целью их использует Пушкин?
Сказуемые — придают речи динамизм и напряженность.
Вторая группа
— Найдите и прочитайте предложения с деепричастными оборотами. Для какой речи характерны такие предложения? В чем их достоинство?
Для книжной. Краткость, лаконичность, энергичность.
— Также в данном отрывке вы видите прямую речь. Для чего Пушкину это нужно? Какова роль предложений с прямой речью?
Для передачи душевного состояния людей, попавших в буран.
Прочитаем.
— Но передача душевного состояния путников лишь дополняет картину, а что же придает картине законченность? Какая фраза? Она находится не в конце, а в середине отрывка.
(«Все было мрак и вихорь» на слайде). После этого Пушкин возвращается к своим героям.
Обобщение наблюдений. Выяснение роли описания в художественной структуре текста.
— Для чего же автору понадобилось столь подробное изображение бури? Каково значение описания? Зафиксируем это в таблице (на слайде).
1. Для создания фона, на котором разворачиваются события (в степи привычны бураны, это придает рассказу достоверность).
2. Композиционное (благодаря бурану встречаются Петруша Гринев и Пугачев и проникаются друг к другу симпатией).
3. Аллегорическое (буран — символ грядущих событий, разгула мятежа. Буря — не снежная, народная буря. Вожатый как бы сливается с природой, но в шуме стихии слышится его твердый голос: «Дорога-то здесь, стою на твердой полосе»).
— Вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Ощутили ли вы теперь магическую силу пушкинского слова? В чем эта сила?
Слово учителя: Сила воздействия пушкинского слова мы ощущаем всякий раз, когда обращаемся к его произведениям. А сегодня мы с вами провели небольшое исследование и попытались понять, как, за счет чего достигается это воздействие. Вы ответили на этот вопрос. Это простота, динамизм, лаконизм, мастерское владение словом, точность отбора языковых средств.
Творческая работа
— А теперь я предлагаю вам, используя полученный опыт, написать сочинение-миниатюру на тему «Бушует стихия» или изложение по тому отрывку, над которым мы сегодня работали, используя разнообразные синтаксические конструкции.