Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»
По теме: «Сказка о царе
Салтане», сравнение народной и литературной сказок, особенности волшебных
сказок, и спользованием техники ментальных карт.
Автор: Хибабаева
Лейла Гюльметовна.
Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок
Цели: Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.
Планируемы результаты:
·
определять
отличительные особенности литературной сказки;
·
совершенствовать
навыки чтения;
·
развивать
умение анализировать художественное произведение;
·
содействовать
воспитанию любви к поэтическому слову;
·
воспитания
милосердия, ответственности, доброты, правдивости;
·
развивать
чувства прекрасного посредством художественного слова;
·
развивать
умение взаимодействовать с одноклассниками.
Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1
частьКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.
1. Орг.
момент:
Встали ребята,
повернулись к гостям. (Приветствие гостей).
2. Ход.
Урока.
3. Мы
с вами начинаем урок литературного чтения, урок который развивает не только
нашу память, не только нашу речь, наше внимание и мышление; но и развивает
самое главное; наши эмоции, нашу фантазию, наше сердце и душу.
За что мы любим урок литературного
чтения? (Ответы детей: 1) Узнаём много нового; 2)
Узнаем новых писателей, 3) читаем разные, интересные произведения).
Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (Новых
знаний)
А что необходимо, чтоб у нас урок
получился? Внимательно слушать учителя.
Я желаю вам настроиться на рабочий лад, и
конечно же у вас всё получиться.
И так, посмотрите пожалуйста на модели
которые лежат перед вами, возьмите модели, прочитайте, что нужно выполнить?
(Заполнить модель чтения). Даю вам ровно одну минуту для заполнения этих
моделей самостоятельно. Кто уже выполнил? а)С
помощью моделей мы узнаем какой раздел мы изучаем? (Великие русские писатели.)б) Биографию какого великого писателя
мы изучали на прошлом уроке? (Биографию
А.С. Пушкина.)в) Какие стихотворения А.С. Пушкина мы изучили с вами? Кто
нам прочитает фрагмент из любого стихотворения?Какое произведение А.С. Пушкина
мы изучаем? (Сказка о царе Салтане.) Что
было задано на дом? (Выучить наизусть любой фрагмент из сказки.) Кто прочитает фрагмент из сказки? Красиво с вырожением.
Скажите пожалуйста,
понравилось ли Вам читать данное произведение? Ответьте почему? (Сказа о Царе
Салтане очень интересно читать, потому что автор показал нам волшебный
сказочный мир, где есть настоящие богатыри, есть лебедь белая, исполняющая
желания.Но больше всего мне понравилась, то что добро побеждает зло).
Я сегодня предлагаю вам,
провести сравнение данной сказки на наличие авторских признаков, а за основу мы
с вами возьмём слова Самуила Яковлевича Маршака сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной…
Но для
начала нам необходимо вспомнить:
1. Что такое сказка?
2. Какие бывают сказки по написанию?
3. Структура сказки?(Зачин, основная часть,
концовка).
После этого
мы приступим к сравнению; и так,
1.
Что такое
сказка?
2.
Какие
бывают сказки по написанию? (Авторские и народные)
3.
Напомните мне признаки авторской сказки: 1. Наличие автора. 2. Известен год
написания. 3. Письменная форма. 4. Жанр смешанный.
4.
Напомните мне признаки народной сказки: 1. Автор народ. 2. Год написания не
известен. 3. Устная форма (из уст в уста). 4. Каждая сказка имеет определённый
жанр.
5. Виды
сказок? а) О животных. (Главные герои животные? б) Волшебные сказки(Фантастический
мир).в) Бытовые сказки. (Описывается обыденная жизнь).
К какому
виду относится сказка о царе Салтане?
А теперь
давайте проанализируем сказку на сравнение её признаки из сказки о царе Салтане
авторской сказки и народной сказки:
Скажите
пожалуйста, сказка о ЦС авторская или народная, есть автор у сказки? (А.С.Пушкин),
а так же есть год написания 1831 г. есть ли в данной сказке зачин? Здесь
авторский зачин, «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком», Это говорит о
том, что события существуют не где-то там далеко, а здесь рядом с нами, на
русской земле.
Фома
написания какая? Письменная форма.(Ребята, в авторской сказке реалистично
описаны или предметы или герои, пейзажи) есть в этой сказке реалистичные
описания?
А знаете ли
вы, что, сюжет ко многим сказкам А.С. Пушкин позаимствовал из тех народных
сказок, которые в детстве рассказывала ему его няня, кто помнит, как звали няню?
(Полина Родионовна)
Сказка о
царе С. Это вольная обработка народной сказки, автор свободно изменял и
дополнял сюжет, сохраняя при этом, народный характер содержания.
Ребята мы с
вами выделили основные признаки авторской сказки из изучаемой нами сказки, а
теперь давайте выделим признаки народной волшебной сказки, какая же ВОЛШЕБНАЯ
СКАЗКА БЕЗ ВОЛШЕБНЫХ ГЕРОЕВ И Предмет… (Есть ли в этой сказке волшебные
герои и предметы?) ДА, Например: волшебная лебедь, 33 богатыря, дядька
Черномор, белка. Предметы золотые орешки, какие орешки «ядра чистый изумруд»
Не одна
волшебная сказка не обходится без волшебных превращений, Какие превращения были
в этой сказке, давайте вспомним; (Лебедь превращение в прекрасную
принцессу) князь Гвидон рос не по дням, а по часам), т. е. в данной
сказке очень много превращений верно?
В народных
сказках есть чёткое разделение на добрых и злых персонажей, назовите мне их: (Добрые
Гвидон, царевна –лебедь, царица).Злые- ткачиха, повариха, коршун.)
В волшебных
сказках обязательно должны быть троекратные повторы, т.е. действия повторяются
3 раза есть ли в этой сказке такие повторы. (Князь Гвидон превращается
в муху, в комара, в шмель;царевна-лебедь трижды исполняет желания
князя-Гвидона.)
Поработайте
в парах с соседом по парте. Создайте синквейн к данному произведению. Но прежде чем начать
работать, давайте мы вспомним что такое синквейн?
Синквейн–
это не рифмованноерифма это?стихотворенье
состоящее из 5 строк, появился синквейн
в начале 20 века в Америке, с 1997 года, синквейнстал
популярен и в России.
Как
заканчивается изучаемая нами произведение?
Подведём итоги урока…
— Чем занимались на уроке?
— Решили мы те задачи, которые ставили перед собой?
— Что нового узнали на уроке?
Рефлексия…
— Оцените свою работу. Если вам понравился урок, покажите мне
солнышко.
— Если урок не понравился, покажите тучку.
Дом. зад.: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе
Салтане»
и «Перевёрнутый урок»
Урок окончен! Спасибо за работу!
Перевёрнутый урок –
метод, по которому учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома,
самостоятельно.
Автор Андрей Измаилов На чтение 9 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Краткое содержание
Главные герои сказки о царе Салтане:
- царь Салтан;
- его сын — князь Гвидон;
- царевна-лебедь;
- супруга царя и ее сестры.
Три сестры
Сказка начинается с описания вечернего времяпрепровождения трех сестер. Они сидят под окошками светлицы и мечтают о том, что могло бы быть, будь они царицами. Вечереет, а девушки прядут пряжу и разговаривают. Первая из сестер говорит о том, что (при условии – она царица) она устроила пир на весь крещеный мир. Вторая предполагает, что она могла бы отличиться тем, что смогла бы наткать много полотна, а третья обещает подарить наследника царю.
Царь слышит эти разговоры, и в самый ответственный момент входит к девушкам.
Важно! Правитель повелевает первой девушке стать поварихой, второй – ткачихой, а третью берет в законные супруги.
Идет время, и царю нужно уехать в дальние края. В это время у его супруги появляется на свет сын. Старшие ее сестры — завистницы, и они тайно извещают царя о том, что у него родился не ребенок, а невесть кто. Царь в ответ приказывает ждать его возвращения. Но придворные его не слушаются. Они жену царя с младенцем сажают в бочку, а бочку смолят и бросают в открытое море.
Бочку носит по волнам и, наконец, ее выбрасывает на берег острова, где никого нет. Царевич, который наречен Гвидоном, уже подрос. Ему лет двадцать. Он выбирается из бочки. Вынимает матушку. Оба они голодны. Тогда, чтобы утолить голод, Гвидон идет поохотиться.
Подходит юноша к морю и видит, что белая лебедь не может отбиться от коршуна. Он спасает прекрасную птицу. В ответ на такой благородный поступок лебедь платит благодарностью.
В результате на этом необжитом месте вырастает прекрасный город, в котором княжит Гвидон.
Это интересно! Сокращенное чтение: краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина
Город видят купцы, проезжающие по торговым путям. Они приплывают в царство Салтана и рассказывают государю о диковинном городе. Также они сообщают своему правителю, что он приглашен в этот город. Этот разговор слышит князь Гвидон. Он ранее превратился в комара, забился в одну из щелей купеческого корабля и вместе с ними приплыл к Салтану.
Его тетка, которая назначена поварихой, ведает царю о диковинной белке, которая грызет золотые орехи. Царь, услышав о таком диве, не хочет ехать к Гвидону. За не слишком хороший поступок комар ужалил в глаз тетку.
Князь возвращается в свой город. Он идет к морю, вст
речает там лебедь и рассказывает ей о белке. По его просьбе лебедь переносит белку в город Гвидона.
Проходит какое-то время. Снова купцы едут к Салтану, и ведают ему о белке и снова приглашают царя в гости. В этот раз царевич превращается в муху и слушает разговор. Но вторая его тетка – ткачиха рассказывает государю о Черноморе и 33 богатырях. Царю хочется увидеть это диво, и он снова не едет к Гвидону. Тогда царевич в обличье мухи кусает тетку в глаз.
Спустя еще некоторое время купцы в очередной раз следуют мимо острова Гвидона в царство Салтана. Хозяин острова в виде шмеля едет с ними. По приезде купцов состоялся разговор, во время которого Бабариха ведает Салтану о прекрасной царевне.
А купцы снова приглашают Салтана к Гвидону. Царь пленен рассказом о чудо-царевне и снова отказывается от приглашения. По этой причине шмель укусил Бабариху в нос.
Князь возвращается на остров в город. Он идет к морю и говорит лебеди, что хочет связать себя узами брака с той царевной, о которой слышал у отца. Лебедь превращается в прекрасную девушку, и Гвидон женится на ней.
Тем временем Салтан спешит в гости к князю. Когда он ступает на берег, то понимает, что мать Гвидона – это его супруга. Он обрадован, что семья воссоединилась. Прощены все. Все живут долго и счастливо.
Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам
Полезное видео: А С Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Характеристика главных героев
Главные герои — это персонажи, вокруг которых завязан весь сюжет истории. Их образы могут быть положительными, отрицательными или даже нейтральными. Всё зависит от их поведения и действий.
Царь Салтан
Автор не даёт чёткого описания внешности царя. Можно предположить, что это был взрослый мужчина, не лишённый привлекательности, иначе о браке с ним не мечтали бы юные девушки. Если описать персонажа языком, понятным для детей, то характеристика царя Салтана (3 класс) будет выглядеть следующим образом:
- добрый — простил сестёр царицы, когда узнал, что они натворили;
- мудрый — не стал сразу принимать решение о судьбе царицы и новорождённого сына, а велел подождать его возвращения;
- любопытный — ему интересно было слушать рассказы корабельщиков о разных мировых новостях, а также подслушивать, о чём беседуют девицы за рукоделием;
- смелый — он сам ходил в военные походы, а не отсиживался во дворце.
Если судить по поступкам, то царя можно охарактеризовать как положительного персонажа. Единственным минусом можно считать его малодушие.
Он не разобрался, почему царский приказ не был исполнен, не стал выяснять, где его жена и ребёнок. Не смог он найти и виновных.
Князь Гвидон
Гвидон — один из явных положительных героев. Его образ прописан довольно подробно. В характере персонажа прослеживаются следующие черты:
- доброта;
- сочувствие;
- всепрощение.
Даже для учеников характеристика Гвидона (3 класс) проста и понятна. Несмотря на все невзгоды, юноша не озлобился и не возненавидел своего отца. Он не держал зла на тётушек за их подлые поступки и наглый нрав.
Можно, конечно, обвинить юного князя в меркантильности, так как все чудеса мира он хотел видеть у себя на острове Буяне. Но если вдуматься, то эти чудеса юноше были не очень и нужны, он просто хотел с их помощью заманить отца к себе в гости. А это говорит о любви молодого человека к родителям, что характеризует его только с положительной стороны.
Сватья баба Бабариха и сёстры
Давать характеристику каждому из этих персонажей по отдельности не совсем правильно. Они всегда действовали сообща. Именно поэтому образы этих женщин сливаются в один общий портрет.
Читайте также: «Вся Россия наш сад!» – по пьесе Чехова «Вишневый сад»
Ткачиха и повариха — сёстры царицы. Они тоже хотели выйти замуж за царя. Одна желала наткать ему полотна после брака, другая — вкусно накормить. Изначально характер у девушек был вполне обычным, но зависть и ненависть к сестре превратили его в отвратительный и наглый.
Они не побоялись даже гнева царя, строя козни молодой царице. Однако надо отдать им должное: ума они были, видимо, недалёкого. Им вряд ли пришёл бы в голову такой хитроумный план, как замена письма к царю и обратно. На это их надоумила сватья баба Бабариха.
Доподлинно неизвестно, кем была эта женщина. Исходя из смысла текста, можно сделать вывод, что она мать всех сестёр. На такое предположение наталкивают строки из сказки, когда Гвидон жалеет и прощает своих обидчиц:
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей.
Да и само понятие сватья — это мать одного из супругов. Учитывая, что Бабариха действовала вместе с сёстрами царицы, то, скорее всего, это их родственница, а не царя Салтана.
Все три персонажа представлены яркими отрицательными героями. Их действия направлены только во вред другим и в угоду себе. Автор высмеял их в истории, наградив одну из них кривым глазом, а другую — распухшим носом после укусов Гвидона, обернувшегося насекомым.
Царевна-лебедь
Главная героиня появляется во второй части истории и сразу притягивает к себе внимание читателя. Она была царевной неописуемой красоты, умеющей превращаться в лебедя и обладающей кротким нравом и скромностью.
Царевна благодарна молодому человеку за своё спасение от злого чародея, поэтому помогает ему во всех его желаниях. Девушка даже выходит замуж за юного князя. Очень ярко автор описывает внешность царевны:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Царевна-лебедь — это не только положительный, но и самый яркий персонаж этой волшебной истории.
История персонажа
Царь Салтан – великодушный и наивный правитель, появившийся в сказке Александра Сергеевича Пушкина. Автор создал образ большого ребенка, топающего ногами, слепо верящего придворной лижи и мечтающего о простом счастье.
Внутренние качества
Когда Гвидон и его мать оказываются в бочке, будущий князь острова показывает свои внутренние качества. Ему удается договориться с морем о том, чтобы оно вынесло их на берег, ведь иначе они могут погибнуть в море. Это указывает на то, что Гвидон обладает волшебными способностями.
Выбравшись из бочки, Гвидон сразу же начал работать, чтобы прокормить себя и свою мать.
Голодный Гвидон помогает лебедь-птице и отпускает ее на свободу, за что оказывается награжден: Гвидон становится князем.
Читайте также: Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина
Князь Гвидон – дружелюбный человек. Он открыт для общения с корабельщиками, которые прибыли на остров. Князя отличает гостеприимство и доброта.
Несмотря на доброту, Гвидон умеет и мстить тем, кто отстранил его от собственного отца. Превратившись в комара, муху, шмеля, Гвидон мстит ткачихе, поварихе, бабе Бабарихе.
В сказке А. С. Пушкина особое место занимает описание царя Гвидона как правителя острова. Князь Гвидон – хороший правитель, которому характерна справедливость и любовь к своему народу. Когда белка приносит богатство, то из него «льют монету да пускают в ход по свету». Князь Гвидон не единолично пользуется этими богатствами, а использует их для блага всего народа. Также князь Гвидон заботится о защите своего народа, прося царевну Лебедь о том, чтобы к нему пришли из моря тридцать три богатыря.
О чудесах и хорошем правителе Гвидоне информация распространяется по всему свету. О князе острова Буян знает и отец Гвидона царь Салтан.
Для Гвидона семья и любовь являются высшими жизненными ценностями. Он защищает свою мать, хочет встретиться со своим отцом, мечтает жениться на прекрасной девушке. Князь Гвидон женится на царевне, с которой они живут счастливо.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Царя Гвидона», рассмотрит внешние и внутренние черты героя пушкинской «Сказки о царе Салтане».
Тема :
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.
Цель урока:
Михайловское
«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.
Музей-заповедник «Михайловское»
Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».
Игра «Это правда, это неправда».
Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.
(Это неправда. Указ.)
Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.
Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.
( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)
Над лебедью носился в море орел.
( Это неправда. Коршун)
Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.
(Это неправда. Буян.)
Гвидон сам построил город на острове.
(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
Гвидон трижды летал к царю Салтану .
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.
Самостоятельная работа
Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.
1 вариант
2 вариант
заботливый
добрый
справедливый
милосердный
энергичный
пассивный
вспыльчивый
любящий
сильный
гостеприимный
Князь Гвидон
Царь Салтан
Проверим работу
добрый справедливый милосердный
пассивный вспыльчивый любящий
гостеприимный
заботливый добрый справедливый
энергичный любящий сильный
гостеприимный
Что объединяет отца и сына?
доброта, любовь, гостеприимство.
Каковы основные отличительные особенности характеров героев?
Царь пассивный, а сын его активный
Какой герой вам нравится больше? А автору?
Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?
А сватья баба Бабариха?
Назовите всех герое сказки
князь Гвидон
повариха
коршун
царь Салтан
ткачиха
гонцы
царевна Лебедь
корабельщики
Бабариха
царица
Самостоятельная работа
гонцы
царь Салтан
коршун
ткачиха
Бабариха
царевна Лебедь
корабельщики
царица
князь Гвидон
повариха
Проверим работу
положительные
отрицательные
нейтральные
царь Салтан
князь Гвидон
царица
царевна Лебедь
ткачиха
повариха
Бабариха
коршун
гонцы
корабельщики
Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?
Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.
Игра «Угадайка»
злость, зависть, обман
смелость, уважительность, бескорыстие
ловкость
доброта, любовь, сострадание
милосердие
пассивность
вспыльчивость
материнство
любовь
забота
Работа в группах
К какому герою из сказки можно отнести пословицу
1ряд
1. Где гнев, там и милость.
2. Долг платежом красен.
3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
4. Повинную голову и меч не сечёт.
5. Что посеешь, то и пожнёшь.
6. Шила в мешке не утаишь.
2ряд
3ряд
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
1
2
5
3
4
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
1
2
3
4
и
ч
к
о
с
а
з
н
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
с
2
к
т
а
р
з
а
3
о
т
ч
4
о
р
н
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
3
ч
з
о
и
т
ч
х
4
о
р
н
а
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
з
з
ч
т
и
о
а
4
х
о
ч
и
н
р
а
н
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
з
з
ч
а
и
т
о
х
г
о
ч
н
р
и
в
а
н
и
к
д
о
н
Домашнее задание
1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию
3. творческое задание.
Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.