Сказка о царе салтане форма сказки 3 класс

Страница 25 из 42 ответы к стр. 102 - 103. сказка о царе салтане, сыне его могучем богатыре гвидоне и

Страница 25 из 42

Ответы к стр. 102 — 103. Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди 

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Ответ:

Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Ответ:

Князь Гвидон –  доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.

Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Ткачиха, Повариха, Бабриха  – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

Ответ:

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

Ответ:

В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху. 

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.

5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. 

Богатыри:

Ответ:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Ответ:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

Ответ:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

Ответ:

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Ответ:

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай». 

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми,  завидовали главным героям?

Ответ:

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Ответ:

Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная последовательность событий:

Ответ:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Ответ:

Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Ответ:

Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.

13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Сравнения:

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Олицетворения:

Белка песенки поет

Лебедь молвит

Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

Конспект урока по литературному чтению № 23

(подготовила: учитель начальных классов: Шинкарук Ольга Николаевна)

Дата: 23.10.2020 г.

Класс: 3-Б

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки Особенности волшебной сказки

Цели:  провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения; развивать умение анализировать художественное произведение; развивать чувства прекрасного посредством художественного слова; воспитание милосердия, ответственности, доброты, правдивости.

Планируемы результаты:  

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.

Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Тип урока: Урок систематизации знаний

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Школа России, интерактивный комплекс, презентация, карточки.

Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие

    2. Мотивация к деятельности 

    Ну, ребята, подтянитесь!
    И тихонечко садитесь!
    Улыбнитесь! Не ленитесь!
    За работу все возьмитесь!

    3. Актуализация знаний

    — Для начала проведём речевую разминку:

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Прочитайте:

    а) про себя;

    б) вслух громко, прохлопывая ритм;

    в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

    г) постепенно увеличивая темп;

    д) кто быстрее прочитает?

    — О чем-то скрипит половица,

      И спице опять не спится,

    Присев на кровати, подушки

    Уже навострили ушки.

    И сразу меняются лица,

    Меняются звуки и краски…

    Тихонько скрипит половица,

    К нам снова приходит сказка.

    — Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами изучаем? (Ответы детей)

    — На прошлом уроке мы дочитали сказку до конца, узнали историю создания сказки. Давайте вспомним, сюжеты каких сказок были задействованы Пушкиным для создания своей «Сказки о царе Салтане…»? ( «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья») — Давайте вспомним сюжет сказки. (Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)

    • Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.

    • Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.

    •  Обман царя.

    •  Спасение матери с младенцем.

    •  Спасение Лебеди от злого коршуна.

    • Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.

    •  Князь Гвидон узнал о втором чуде.

    •  Третье чудо князя Гвидона.

    • Царевна Лебедь – четвертое чудо.

    •  Встреча с отцом.)

    — Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).

    4. Принятие учебной задачи учащимися

    — А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).

    — Есть сходства «Сказки о царе Салтане…» с народными сказками? (Есть) А различия? (тоже есть)

    — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)

    — Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)

    5. Совместное открытие знаний учащимися

    — Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)

    — В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)

    — Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)

    — Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)

    — Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)

    — Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)

    — Давайте определим жанр «Сказки о царе Салтане»? (Скорей всего волшебная, т. к. в ней есть волшебство)

    — Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? (Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы — заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, — волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, — тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь — тройное чудо).

    — В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)

    — В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)

    — Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)

    6. Физкультминутка

    Физзарядкой белочке не лень
     Заниматься целый день.
     С одной ветки, прыгнув влево,
     На сучке она присела.
     Вправо прыгнула потом,
     Покружилась над дуплом.
     Влево-вправо целый день
     Прыгать белочке не лень.

    Продолжение работы по теме урока.

    -Ребята, что ещё характерно для народной сказки и встречается в сказке Пушкина? (Троекратный повтор)

    — Что троекратно повторяется в литературной сказке? (Ответы детей)

    — Совершенно верно. Пушкин А. С. следует в своей сказке традициям русского фольклора. В русских народных сказках используются повторы, придающие рассказыванию особый ритм и напевность. Таких повторов в сказке много. В самом начале сказки в диалоге трех девиц повторяется строчка: «Кабы я была царица..»; в путешествиях купцов и князя используются как связующее звено частей сюжета сказки повторяющиеся строчки:»Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят… Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» — Корабельщики в ответ…»;»Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовет их в гости…Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо?»..Корабельщики в ответ:»Мы объехали весь свет». В некоторых повторах меняются одно-два слова, наверное, для разнообразия, чтобы не наскучить:»Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых (раздутых) парусах». Повторы обычно достигают магического числа «три»: три раза князь превращается в насекомых, три раза ткачиха и повариха и Бабариха придумывают чудеса, и их кусает князь и т.д. Магическое число 3 характерно для русских народных сказок.

    В русских народных сказках используются также постоянные эпитеты, и Пушкин А. С. следует этой традиции, его эпитеты похожи на постоянные или заимствованы из фольклора:» дуб зеленый; море, небо синее; лебедь белая; царица молодая; красная девица; добрый ужин; честные гости; город златоглавый; авторские эпитеты: «могучий избавитель, оглушительный трезвон, скорлупки золотые, дом хрустальный, желанная страна, с грустной думой и т.д. В  народной  сказке  ведётся  повествование  без  отношения  к  героям  и  событиям.  В  литературном  произведении  присутствует  оценка  героев  и  их  поступков. Мы видим, что автор наделяет своих персонажей характерами.

    Что ещё интересного можно сказать о сказке Пушкина? Мы обращали на это внимание на прошлом уроке. (В «Сказке о царе Салтане…» Есть только одно слово на эф – это слово Флот)

    — В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Как заканчивается сказка у Пушкина? (Ответы детей)

    — В течение  всего  повествования  мы  ждём,  когда  же  восторжествует  справедливость,  зло  будет  наказано  в  литературной  сказке.  В  сказке  А.С.  Пушкина  князь  Гвидон  ранит  коршуна  в  шею,  превратившись  в  комара,  муху,  шмеля,  укусил  и  ужалил  ткачиху,  повариху,  сватью  бабу  Бабариху – этим литературная сказка схожа с народной.   Но  интересно  то,  что  царь  Салтан  помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу  Бабариху.  Он  не  стал  их  наказывать,  как  бы  не  хотелось  этого  читателю,  переживающему  вместе  с  Гвидоном.

    Работая  над  этой  темой,  мы  сделали  открытие.  Русская  народная  сказка  учит  нас  что,  хорошо  и  что  плохо,  что  человеку  воздастся  за  его  доброту,  героизм,  милосердие,  прощение, а зло будет наказано.

    Приведём  примеры.  Описание  пейзажа  поэтом:  «В  синем  небе  звёзды  блещут,  в  синем  море  волны  хлещут…».  А  как  Гвидон  делал  лук  для  охоты?  Всё  реально,  даже  шнурок  берётся  не  из  ниоткуда,  а  с  креста  на  шее.  Конечно,  князю  Гвидону  помогает  Царевна  Лебедь  за  своё  освобождение,  но  счастливая  развязка  в  сказке  происходит  благодаря  личным  качествам  главного  героя,  его  широте  души,  любви.

    Вот  как  завершается  повествование  у  А.С.  Пушкина:  «Я  там  был;  мёд,  пиво  пил  —  и  усы  лишь  обмочил».  И  это,  несомненно,  возвращает  нас  из  мира  сказки  в  реальный  мир.

    Итак,  анализ  сравнения  «Сказки  о  царе  Салтане…»  А.С.  Пушкина  и  волшебных  народных  сказок  показал,  что  много  схожих  черт,  но  и  много  различий.  Мы  ещё  раз  убеждаемся  в  уникальности  творчества  великого  русского  поэта.

    7. Первичное закрепление знаний.

    Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.

    Русская народная сказка

    Литературная сказка

    • Не видно отношения автора к персонажам.

    Постоянные эпитеты.

    • Видно отношение автора к персонажам.

    • Существует в устной форме

    • Создаётся в письменной форме.

    • Каждая сказка существует

    в нескольких вариантах.

    (Рассказчик может вносить изменения.)

    • Внесение изменений не допускается.

    • Время создания определить невозможно

    • Время создания сказки известно.

    • Народная сказка ограничивается определённым жанром:

    — волшебная,

    — бытовая,

    — о животных

    • Не ограничивается определённым жанром,

    включает в себя черты

    бытовой сказки, и волшебной,

    и сказки о животных,

    и даже фантастику.

    8. Рефлексия

    — Оцените свою работу. Если вам понравился урок, похлопайте себе.

    — Если урок не понравился, потопайте ножками.

    9. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе Салтане»

    10. Итог урока

    — Чем занимались на уроке?
    — Решили мы те задачи, которые ставили?
    — Что нового узнали на уроке?

    Урок окончен! Спасибо за работу!

    Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
    • Подмена грамоты.
    • Избавление царевны от злого коршуна.
    • Царь Салтан выбирает жену.
    • Морское путешествие царицы и Гвидона.
    • Встреча Салтана с семьёй.
    • Приключения Гвидона.
    • Отъезд царя Салтана на войну.
    • Свадьба царя Салтана.
    • Объявление царской воли.
    • Счастливое спасение.
    • Златоглавый город князя Гвидона.
    • Первая встреча гостей.
    • Вторая встреча гостей.
    • Третья встреча гостей.
    • Первое превращение князя Гвидона.
    • Второе превращение князя Гвидона.
    • Третье превращение князя Гвидона.
    • Первое чудо.
    • Второе чудо.
    • Третье чудо.
    • Счастливый конец
    Найди текст, который соответствует каждому пункту плана. Выборочно перескажи один эпизод. Потом перескажи только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.

    Решение

    Последовательность событий Сказки о царе Салтане: Сначала царь Салтан выбирает себе супругу, которая обещает родить ему сына Бабариха и прочие подменяют грамоту царя Молодую царицу и Гвидона бросают в море Прибыв на остров Гвидон спасает лебедя от коршуна Приключения Гвидона, видимо его несколько путешествий в образе насекомых Встреча Салтана с семьей и счастливый финал.
    1. Царь Салтан выбирает жену.
    «Здравствуй, красная девица, —
    Говорит он, — будь царица
    И роди богатыря
    Мне к исходу сентября.»

    2. Свадьба царя Салтана.
    «Царь недолго собирался:
    В тот же вечер обвенчался.
    Царь Салтан за пир честной
    Сел с царицей молодой.»

    3. Отъезд царя Салтана на войну.
    «В те поры война была.
    Царь Салтан, с женой простяся,
    На добра коня садяся… «

    4. Подмена грамоты.
    «Родила царица в ночь
    Не то сына, не то дочь;
    Не мышонка, не лягушку,
    А неведому зверюшку.»

    5. Объявление царской воли.
    «Дал гонцу такой приказ:
    «Ждать царёва возвращенья
    Для законного решенья».»

    6. Морское путешествие царицы и Гвидона.
    «Туча по небу идёт,
    Бочка по морю плывёт.
    Словно горькая вдовица,
    Плачет, бьётся в ней царица;…»

    7. Счастливое спасение.
    «И послушалась волна:
    Тут же на берег она
    Бочку вынесла легонько
    И отхлынула тихонько.»

    8. Избавление царевны от злого коршуна.
    «Но как раз стрела запела,
    В шею коршуна задела —
    Коршун в море кровь пролил,
    Лук царевич опустил…»

    9. Приключения Гвидона.
    10. Златоглавый город князя Гвидона.
    «Отрясая грёзы ночи
    И дивясь, перед собой
    Видит город он большой…»

    11. Первая встреча гостей.
    №Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовёт их в гости,
    Их он кормит и поит…»

    12. Первое превращение князя Гвидона.
    «Тут он в точку уменьши´лся,
    Комаром оборотился,
    Полетел и запищал…»

    13. Первое чудо.
    «Видит, белочка при всех
    Золотой грызёт орех,
    Изумрудец вынимает,
    А скорлупку собирает…»

    14. Вторая встреча гостей.
    «Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовёт их в гости,
    Их и кормит и поит…»

    15. Второе превращение князя Гвидона.
    «В муху князь оборотился,
    Полетел и опустился
    Между моря и небес..»

    16. Второе чудо.
    «Расплескалось в шумном беге
    И оставило на бреге
    Тридцать три богатыря…»

    17. Третья встреча гостей.
    «Пристают к заставе гости;
    Князь Гвидон зовёт их в гости,
    Их и кормит, и поит…»

    18. Третье превращение князя Гвидона.
    «Тут он очень уменьши´лся,
    Шме´лем князь оборотился,
    Полетел и зажужжал…»

    19. Третье чудо.
    «За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днём свет Божий затмевает,
    Ночью землю освещает…»

    20. Встреча Салтана с семьёй.
    «К морю сам идёт Гвидон;
    Там царя встречает он…»

    21. Счастливый конец
    «Обнимает он царицу,
    И сынка, и молодицу,
    И садятся все за стол;
    И весёлый пир пошёл.»

    Отрывок:
    Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.
    Краткий пересказ сказки:
    Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
    Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
    Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
    Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны−лебеди. Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и прощает Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

    Сказка о царе салтане форма сказки 3 класс

    20210413 vu tg sbscrb2

    Предмет: литературное чтение
    Класс: 3 «Б»
    УМК: «Перспектива»
    Тип урока: урок закрепление изученного
    Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…. Особенности сюжета. Структура сказочного текста».
    Цель урока: продолжать знакомство с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
    Задачи:
    Образовательная: совершенствовать знания о прочитанном, формировать новые знания о сказке, учить выразительно читать произведение.
    Развивающая: развивать психические процессы: память, внимание, речь, развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью;
    Воспитывающая: воспитание эстетического отношения к искусству слова, любви к предмету.
    Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

    Сказка о царе салтане форма сказки 3 класс

    Технологическая карта урока

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 3 «Б»

    УМК: «Перспектива»

    Тип урока: урок закрепление изученного

    Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…. Особенности сюжета. Структура сказочного текста».

    Цель урока: продолжать знакомство с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

    Задачи:

    Образовательная: совершенствовать знания о прочитанном, формировать новые знания о сказке, учить выразительно читать произведение.

    Развивающая: развивать психические процессы: память, внимание, речь, развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью;

    Воспитывающая: воспитание эстетического отношения к искусству слова, любви к предмету.

    Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

    УУД:

    Личностные

    1. Положительное отношение к познавательной деятельности;

    2. Формирование осознанного отношения к учению;

    Регулятивные

    Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

    Познавательные

    1. Планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

    2. Учиться выполнять поставленные действия;

    3. Используют приобретенные знания;

    Коммуникативные

    1. Участвовать в диалоге;

    2. Слушать и понимать других.

    Ход

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Этап мотивации ( самоопределения) к учебной деятельности

    Здравствуйте, ребята, подравнялись, присаживайтесь.

    (выразительная речь учителя)

    Прозвенел звонок веселый.

    Мы начать урок готовы.

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу помогать

    Присаживайтесь.

    Проверим вашу готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

    Прежде, чем приступить к работе, давайте напомним себе, как правильно сидеть за столом. (изображение на слайде)

    (в течение урока, наблюдает за посадкой учеников)

    Приветствуют учителя

    Слушают учителя

    проверяют свою готовность к уроку.

    Личностные (2)

    Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в проблемном действии

    Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

    «Проворонила ворона воронят»

    Давайте вспомним, как мы работаем со скороговоркой?

    Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее, еще быстрей.

    (спрашиваю скороговорку по одному)

    В начале нашего урока вспомним жанры произведений.  По описанию жанра определите его название:

    • Небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. (Басня)

    • Песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. (Былина)

    • Эпическое произведение небольших размеров. (Рассказ)

    • Поэтический жанр; небольшое произведение, написанное стихами, которое отражает внутренние чувства человека.

    • Это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, написано в стихотворной форме, имеет рифму. (Стихотворение)

    • Занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. (Сказка)

    Молодцы, вы правильно определили названия жанров. Теперь вспомним, что вам известно о сказках. 

    Какие бывают виды сказок?

    Чем отличаются волшебные сказки от других?

    Кто обязательно присутствует в волшебной сказке?

    Кто главный герой волшебной сказки?

    (Активизирую всех учащихся)

    Молодцы, ребята.

    Слушают учителя.

    Первый раз читаем скороговорку медленно, потом быстрее.

    Это жанр – басня.

    Это жанр – былина.

    Это жанр – рассказ.

    Это жанр – стихотворение.

    Это жанр – сказка.

    Сказки бывают трех видов: сказки о животных, волшебные, бытовые.

    В волшебных сказках действие часто разворачивается в вымышленном, таинственном месте.

    Люди, звери, наделенные человеческими чертами характера.

    Добрые молодцы, царевны – волшебницы, Кощей Бессмертный, злые колдуньи, Змей – Горыныч.

    Познавательные

    (2,3)

    Коммуникативные (1,2)

    Этап выявления места и причины затруднения

    (На слайде будут представлены 2 изображения. 1 – портрет А.С. Пушкина, 2 – иллюстрация фрагмента сказки). Обратите внимание на слайд и скажите, о чем мы будем разговаривать?

    Правильно.

    Мы будем разговаривать о сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

    Построение проекта выхода из сложившейся ситуации

    Назовите цель урока.

    Ц: продолжать знакомство со сказкой, учится читать ее выразительно.

    Реализация построенного проекта

    К какому виду сказки она относится?

    Какие признаки волшебной сказки вы видите в «Сказка о царе Салтане..».?

    Назовите положительных героев сказки.

    Назовите отрицательных героев сказки.

    Можно ли «Сказку о царе Салтане» назвать народной?

    Значит, какая это сказка?

    Хорошо. Теперь немного отдохнем.

    Физминутка

    Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

    И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

    Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

    Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

    Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

    Начинают все играть (изобразить любое движение).

    Присели тихо за парты.

    К виду волшебной сказки.

    Наличие сказочного сюжета, в сказке есть положительные и отрицательные герои. есть сказочные персонажи, обладающие сверхъестественной силой, некоторые из них могут превращаться в животных и насекомых. В сказке есть троекратное повторение: три раза князь Гвидон превращался в разных летающих насекомых и летал за море к царю Салтану. И, конечно же, добро побеждает зло.

    Царь Салтан, Гвидон, Царевна – Лебедь, Царица.

    Ткачиха, повариха, Сватья баба Бабариха.

    Нет.

    Это авторская сказка.

    Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Продолжаем читать сказку. Откройте учебник на стр. 39.

    Посмотрите на текст сказки, в какой форме она написана?

    Совершенно верно. В этом и заключается особенность Пушкинских сказок.

    Начинаем с под окном Гвидон сидит…

    (останавливаю В город он повел царя. Ничего не говоря.) (Читают по цепочке)

    О чем в этом отрывке говорится?

    Как вы понимаете слово «флот»?

    Обратитесь к карточке – толкователю.

    Флот — крупное объединение кораблей и членов их экипажа как правило под единым командованием. 

    Что значит громогласно возгласил?

    Продолжаем читать дальше…

    (Все теперь идут в палаты – Царь слезами залился. Обнимает он царицу. )

    О чем в этом отрывке говорится?

    Какие чудеса они встречают? Теперь подтвердите строками из сказки.

    Опишите внешность царевны. Найдите в сказке.

    Что значит выступает будто пава?

    Чему удивился царь?

    Что значит «ретивое»?

    Давайте обратимся к карточке – помощнику.

    Ретивое – взыграло, заговорило (о возникновении сильного чувства).

    Хорошо. Читаем дальше (И сынка и молодицу – Я там был. Мед, пиво пил)

    Признались ли ткачиха, повариха и баба Бабариха в своем поступке?

    Подтвердите строками из сказки.

    Что сделал с ними царь?

    Чем заканчивается сказка? Прочитайте.

    Сказка написана в форме стихотворения.

    Гвидон увидел, что к острову приплыл отец. Затем он ведет царя в город.

    Флот – объединение множества кораблей.

    Громогласно т.е. открыто, так, что всем стало известно.

    Читают сказку.

    Гвидон ведет гостей к палатам. По пути они встречают разные чудеса.

    Читают отрывки.

    33 богатыря, белку с золотыми орехами.

    И стоят в глазах царя
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы молодые,
    Великаны удалые,
    Все равны, как на подбор,

    С ними дядька Черномор

    Там под елкою высокой
    Белка песенку поет,
    Золотой орех грызет,
    Изумрудец вынимает
    И в мешечек опускает;
    И засеян двор большой
    Золотою скорлупой.

    Гости дале — торопливо
    Смотрят — что ж? княгиня — диво:
    Под косой луна блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава,

    Ходит плавно, величественно.

    Он удивился тому, что увидел свою жену.

    Сыграло чувство.

    Читают сказку.

    Да.

    Тут во всем они признались,
    Повинились, разрыдались;
    Он отпустил всех домой.

    Я там был; мед, пиво пил —
    И усы лишь обмочил.

    Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

    Сейчас мы устроим конкурс на «Лучшее чтение фрагмента», соревноваться будете с соседом по парте.

    Я даю вам время. Вы сначала читаете шепотом, затем поворачиваетесь к соседу и по очереди читаете друг другу, готовитесь к выразительному чтению. И обратите внимание на правильность интонаций.

    Кто хочет прочитать?

    Как вы думаете, кто из вас лучше прочитал?

    Кто думает, что прочитал лучше соседа?

    Прочитай.

    Оценивание прочитанного фрагмента.

    Готовятся к выразительному чтению стихотворения.

    Соревнуются между собой в прочтении четверостишья.

    Познавательные

    (2,3)

    Коммуникативные (1,2)

    Регулятивные

    Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

    Включение в систему знания и повторения

    Расскажите, пожалуйста, какое впечатление произвела на вас сказка?

    Какие герои вам понравились? Объясните почему.
    Читайте и перечитывайте сказки Пушкина! Ведь каждое слово Пушкина – это наш язык, наша национальная литература.

    Учащиеся делятся впечатлениями.

    Коммуникативные (1,2)

    Рефлексия

    Теперь я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке.

    Те, кто все понял и у кого не возникало трудностей на уроке. Поднимите вверх зеленый кружок.

    Кому было ничего не понятно, возникали постоянно трудности при выполнении заданий, поднимите вверх красный кружок.

    Домашнее задание …(С)

    Наш урок подошел к концу всем спасибо, до свидания.

    Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

    Записывают д.з.

    Личностные (1;2)

    Регулятивные

    Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

    112208 5dbfdfb04c592

    -75%

    Сохранить у себя:

    Сказка о царе салтане форма сказки 3 класс Технологическая карта » Сказка о царе Салтане» (25.9 KB)

    icon visionoff

    icon visionon

    Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

    Задачи урока:

    • используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
    • развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
    • воспитывать нравственные качества.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Ну, ребята, подтянитесь!
    И тихонечко садитесь!
    Улыбнитесь! Не ленитесь!
    За работу все возьмитесь!

    2. Сообщение темы и задач урока

    Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.

    3. Работа над сказкой

    — Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).

    — Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

    — Что такое жанр произведения?

    Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

    — Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

    — Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

    — Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

    — Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

    Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

    • Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
    • Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
    • Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
    • Слайд 6. Обман царя.
    • Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
    • Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
    • Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
    • Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
    • Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
    • Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
    • Слайд 13. Встреча с отцом.

    — Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

    — Что такое сюжет?

    Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

    — А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.

    Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

    Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)

    — Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

    — О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

    — Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

    Слайд 16. Прочитайте об этом.

    С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

    Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

    Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

    — С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

    — А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

    — Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

    — Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

    Гипербола – это преувеличение.

    Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)

    — О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

    — Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

    -Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

    — Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

    — А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

    Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

    Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

    Слайд 23. Физкультминутка.

    Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

    Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

    А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

    Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

    Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

    Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

    — Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

    Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

    — Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)

    — Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.

    — Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)

    — Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
    — А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

    — А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

    Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

    — Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

    — А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

    — Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

    — Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

    Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)

    — Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

    — Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

    — Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

    — Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

    — Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

    — В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

    Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)

    Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

    — О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

    — Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

    — Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

    Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

    — Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

    Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

    заботливый сын
    добрый
    справедливый
    милосердный
    царь Салтан благородный князь Гвидон
    энергичный
    простой
    вспыльчивый
    любящий
    сильный
    внимательный

    Слайд 33.

    — Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

    Сказка близится к развязке.

    — Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

    — Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

    — Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

    — Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

    — А мы, читатели, прощаем их? (Да.)

    — Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

    — Кого – к миру зла?

    — Каких героев в сказке больше?

    — Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

    — Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

    Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

    «Сказка о царе Салтане…»

    Волшебные сказки

    1. Нет зачина.

    1. Начинается с зачина.

    2. Троекратный повтор событий.

    2. Троекратный повтор событий.

    3. Волшебные события, герои.

    3. Волшебные события, герои, предметы.

    4. Сказочный язык.

    4. Сказочный язык.

    5. Зло прощено.

    5. Зло наказано.

    6. Сказочная концовка.

    6. Сказочная концовка.

    Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».

    Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

    • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
    • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
    • Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
    • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
    • Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
    • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
    • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
    • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.

    4. Заключительная часть

    Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

    Люблю я Пушкина творенья,
    И это вовсе не секрет.
    Его поэм, стихотворений,
    Прекрасней не было и нет!
    С мальства его читаем сказки,
    В них жар души, природы краски.
    Добро цветов, в них злоба чахнет.
    В них русский дух, в них Русью пахнет!
    За Пушкина Руси спасибо,
    От имени всего народа!
    Ведь мы стихи его читаем,
    Как он писал – без перевода.

    5. Домашнее задание

    Выучить понравившийся отрывок наизусть.

    Слайд 38. Спасибо за урок!

  • Сказка о царе салтане фото царевна лебедь
  • Сказка о царе салтане три чуда белка
  • Сказка о царе салтане троекратный повтор
  • Сказка о царе салтане троекратные повторы в сказке
  • Сказка о царе салтане филатова слушать