Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Дружба» г. Орска» 462421, г. Орск ул. Олимпийская 20 «А» тел. (3537) 28-96-90 тел./факс (3537) 28-88-64 E — mail : MDOAY 118@ yandex . ru Презентация книги – юбиляра 190 лет « Сказке о царе Салтане » А.С. Пушкина Подготовили: Миронов Никита Сергеевич, 6 лет Старший воспитатель: Миронова Елена Васильевна Россия, Оренбургская область, г. Орск 2021 г.
Слайд 2
Александр С ергеевич Пушкин
Слайд 3
Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна . Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием. Папа Саши писал стихи. И скоро маленький Саша тоже начал сочинять стихотворения . В 12 лет Саша поступил в лицей . Там он встретил друзей и начал писать прекрасные стихи . Пушкин при написании некоторых произведений использовал рассказы своей няни Арины Родионовны. Поэт слушал её сказки и народные песни, будучи уже взрослым, и записывал. Он написал много сказок и красивых стихов, которые стали известны по всему миру. Он стал великим русским поэтом. Поэт умер 10 февраля 1837 года в Петербурге.
Слайд 4
Сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений. Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона , который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.
Слайд 5
СЮЕТ Сюжет Сестры пряли у окошка и мечтали выйти замуж за царя. Одна, если станет царицей, хотела устроить большой пир, другая наткать полотна, а третья – родить сына царевича. Они не знали, что под окошком их слушает царь. Он выбрал в жёны ту, которая хотела родить сына. Сестры, назначенные при дворе на должность поварихи и ткачихи затаили обиду, и решили погубить царицу. Когда она родила красивого мальчика, злые сестры прислали письмо с ложными обвинениями Салтану . Царь возвратился с войны, и не нашёл свою жену. Бояре уже заточили царицу с сыном в бочку, и кинули в морские волны.
Слайд 6
Бочку прибило к берегу острова. Из неё вышел уже взрослый царевич и его мать. На охоте юноша защитил лебедя от коршуна. Лебедь оказался девушкой волшебницей, она отблагодарила царевича Гвидона , создав для него город, в котором он стал царём.
Слайд 8
Мимо острова проплывают купцы и удивляются, видя на прежде необитаемом острове «город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой». Гвидон принимает купцов как дорогих гостей, а в конце разговора передаёт поклон царю Салтану . По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебеди в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке , которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав об этом, царь отказывается от поездки к Гвидону . За это комар жалит повариху в правый глаз.
Слайд 10
После возвращения в свои владения Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.
Слайд 11
В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.
Слайд 12
И вновь купцы рассказывают царю Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Услышав об этом чуде, Салтан в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.
Слайд 13
После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона , потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть. Купцы в очередной раз приезжают к царю Салтану , рассказывают ему о всех изменениях на острове и вновь передают приглашение Гвидона с укором: «К нам-де в гости обещался, а доселе не собрался». В итоге царь Салтан отправляется в путь. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, после чего отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир .
Слайд 14
Сказка говорит, о победе добра над злом
Слайд 15
ссылки http://hronika.su/biografiya-pushkina-dlya-detey-doshkoln/ https://interesnyefakty.org/foto-pushkina/ https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_% D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5 http:// skazochnyj-domik.ru/skazka-o-care-saltane-kartinki https:// nukadeti.ru/skazki/pushkin_skazka_o_care_saltane https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/chemu-uchit-skazka-o-tsare-saltane-napisannaya-pushkinyim-dlya-detey/ https ://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/17371-skrap-nabor-schastlivyiy.html
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»
Касторенского района Курской области
Литературное чтение
3 класс
УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
(урок ОНЗ с применением квест-технологии)
Подготовила
Мордасова Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов
Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием квест — технологии
Учебная задача: познакомить учащихся с началом сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; пополнить знания детей сведениями из биографии писателя.
Планируемые результаты урока:
— предметные: будет работать в группах, знакомиться с началом сказки, выразительно читая и интонационно передавая настроение персонажей, их характер.
— метапредметные:
- регулятивные: принимает и удерживает цель урока; учится работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
- познавательные: выполняет квест – игру, согласно маршрутному листу; сравнивает, анализирует, делает выводы;
- коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог при выполнения задания; формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем; учится работать в группе, осваивая кольцевой квест.
— личностные: проявляет интерес к квест — технологии; воспитывает и развивает ответственность, доброжелательность по отношению к товарищам.
Оборудование: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. В двух частях. Часть 2. составитель Климанова Л.Ф. и др. – М.: « Просвещение», 2015 г.; мультимедийная презентация к уроку; ноутбук; проектор; название квеста «Лукоморье»; название остановок; герои-помощники (старшеклассники); музыкальное сопровождение; плакат с надписью «Аршин»; карточки с д/з на каждого ребёнка; цветные карточки для рефлексии.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: -Ребята, посмотрите на СЛАЙД . Ничего он вам не напоминает?
-Верно! Это Лукоморье.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Учитель: — Кто же автор прекрасных сказочных слов, к которым сделана эта иллюстрация? (А. С. Пушкин)
— Что вы представляете, глядя на эту иллюстрацию? (сказочный лес, героев и т. д.)
— Вам хотелось бы очутиться в таком сказочном месте? (Да) Вы любите путешествовать?
— А не боитесь совершить путешествие в сказочный лес, где вас будут ждать герои Лукоморья? (Нет)
-Тогда давайте скорее готовиться к путешествию. Перед вами карта сказочного леса с основными героями (СЛАЙД).
-Какую геометрическую фигуру она вам напоминает?(круг)
-Верно, мы будем двигаться по кругу. А начинать движение, согласно карте, будем из класса и возвратимся с вами опять в класс. Помогать вам будут стрелки с направлением движения.
— Итак, сейчас делимся на 3 группы и, следуя своим маршрутным листам, отправляемся в лес. Никто не должен потеряться! Каждый сказочный персонаж приготовил вам задания, ответив на которые вы будете получать награду: слова-подсказки. Вы их не теряйте, складывайте в вот такие сундучки.
-Внимание! Определите лидера в каждой группе. (Лидерам выдаются маршрутные карты)
-Посмотрите на ваши карты.
-Итак, 1 группа начинает движение из класса к остановке №1-2-3 и возвращается в класс. Вторая группа начинает двигаться из класса во 2-3-1 остановку и возвращается снова в класс. Третья группа движется к 3-1-2 остановке и заканчивают маршрут в классе. Вы должны побывать у всех
сказочных героев. Слушайте внимательно, что они вам скажут. А потом мы обязательно поделимся друг с другом полученными знаниями.
-У кого есть вопросы? Скорее в путь, друзья!
- Актуализация полученных ранее знаний и этап открытия новых знаний.
(На данном этапе урока учащиеся проходят квест, актуализируют свои знания по сказкам Пушкина, пополняют их сведениями из биографии писателя, получают в награду слова-подсказки: три девицы под окном, царь Салтан, царевна-лебедь)
- Первичное закрепление полученных знаний.
(Дети возвращаются в класс, сдают маршрутные листы)
Учитель: — Все прошли через сказочный лес? Никто из членов команды не потерялся?
-Я вижу, как у вас горят глаза! Вам понравилось? Поделитесь же друг с другом и со мной вашими впечатлениями.
-Что же вы узнали от Кащея? (СЛАЙД с портретом А. С. Пушкина)
-А от прекрасной Царевны? (СЛАЙД с портретом Арины Родионовны)
-Какие же знания у вас проверила Баба Яга? (СЛАЙД со сказками Пушкина)
— Молодцы! Сколько нового вы сегодня узнали!
- Постановка темы урока
— А что же у вас в сундучках?
-Как вы думаете, из какой сказки эти герои, кто ее автор?
-Кто догадался, с какой сказкой А. С. Пушкина нам предстоит познакомиться? (СЛАЙД)
- Знакомство со сказкой.
с. 12-15 Чтение учителем и хорошо читающими детьми.
- Анализ прочитанного (проводится сразу по ходу сказки)
Обсуждение словарных слов: аршин и гонец по ходу чтения с выведением на экран. (Аршин показать наглядно)
-Ребята, а кто такой богатырь? (СЛАЙД) (герой былин, отличающийся мужеством, силой)
— А кто подскажет, что означает выражение «красная девица»? (красивая девушка). Где оно вам встречалось? (в народных сказках)
-Чем должна была заниматься ткачиха? (ткать у станка) А какие обязанности были у поварихи? (готовить еду)
-Ребята, что значит сын ростом с аршин? Посмотрите, у меня есть аршин – это старинная мера длины от плеча до конца кисти, равная 71 см. Вот такого богатыря родила царица!
— Как вы понимаете слово «гонец»?(СЛАЙД)
-Ребята, понравилось ли вам начало сказки? Хотите узнать, что же случилось с царевной и её сыном? (Да)
- Д/з — У вас на столе лежат карточки с д/з. Дома выполните задание и тайна немного приоткроется. Над этой сказкой вы будете работать не один урок.
- Итог урока.
-Итак, что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравилось ли вам путешествовать, выполняя задания сказочных героев? Пополнили ли вы свои знания новыми сведениями?
— Какое магическое число звучало в начале? Почему? О чём это говорит?
- Рефлексия.
-У вас на столе 3 карточки. Оцените свою работу на уроке. Если со всеми заданиями справлялись легко, то ваша карточка зелёная. И это отметка «5». Если допускали небольшие ошибки, то жёлтая карточка. И ваша отметка за урок «4». А если без помощи друга не могли выполнить большую часть заданий, то ваша карточка красного цвета, и отметка «3» за работу на уроке. Оцените себя объективно.
Спасибо за внимание. Урок окончен!
Что характерно для
Эпитет – определение, прибавляемое к названию
русских сказок?
предмета для большей изобразительности
«Терем высокий»
«Земля сырая»
Устойчивые эпитеты:
«Близко ли, далеко ли»
«Долго ли, коротко ли»
«Я там был, мёд, пиво пил»
пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну
голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером
описать; скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается; долго ли, коротко ли…
Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить
справедливо!»
Повторы
Царевна Лебедь выполняет три чуда:
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий
затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А самато величава,
Выплывает, будто пава;
А как речьто говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно
справедливо,
Это диво, так уж диво»
А. С. Пушкин ввел в сказку народную
речь. Как вы это понимаете? Приведите
свои примеры
• «И пустили в окиян…»
• «За морем житьё не худо…»
• «Распроклятая ты мошка…»
• Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь
• Вот ужо! постой немножко,
Погоди…» А князь в окошко
Сравните отрывок из записи, сделанной
А. Пушкиным со слов няни, и
окончательный текст сказки. Сделайте
вывод
• «…Узнав, что едут они к Салтану
Салтановичу, турецкому государю,
обратился царевич в муху и полетел вслед
за ними. Мачеха хочет поймать, он никак не
дается. Гостикорабельщики рассказывают
царю о новом государстве. «Ах, – говорит
царь, – поеду посмотреть на чудо». «Что за
чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у
морялукоморья стоит дуб, а на том дубе
золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…»
Литературное чтение, 3 класс
Урок 16.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 2
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- План художественного произведения. Виды.
- Характеристика героев сказки.
- Нравственный смысл сказки.
Тезаурус
Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Литературная сказка – жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы.
Волшебная сказка – это сказка, в которой происходят события, не имеющие места в реальной жизни.
Автор – создатель художественного произведения.
Художественный образ – способ автора отобразить действительность.
Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.
Иллюстрация – рисунок в тексте к.н. издания, поясняющий рассказ или описание.
План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Эпитет – образное, художественное определение.
Ключевые слова
План художественного произведения; события сказочного текста; тема и главная мысль; нравственный смысл.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
- Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
- Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
- А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
Обозначение ожидаемых результатов
На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.
Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.
Основное содержание урока
1.План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.
Нас на уроке интересует последнее значение слова. Выделяют несколько способов составления плана произведения: картинный, цитатный, назывной, вопросный.
Существует алгоритм составления плана.
Сначала прочитать текст, разделить его на смысловые части, озаглавить каждую часть текста и расположить названия частей последовательно.
Если мы называем части, значит, мы составляем назывной план. Картинный план составляется с помощью иллюстраций. Вопросный план составляется с помощью вопросов.
2. Царь Салтан – добрый, справедливый, мягкий и незлопамятный, очень доверчивый человек. Он искренне прощает лживых женщин. Это говорит о том, что он милосердный и великодушный.
Князь Гвидон – сын царя Салтана, которого злые завистники обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец очень быстро рос и стал прекрасным, сильным, отважным юношей, который смог защитить лебедь от хищника. Он справедливо правит городом, которым наградила его волшебная лебедь, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За его доброту был он вознагражден чудесной белкой, дружиной из 33 богатырей и прекрасной невестой.
Царевна-лебедь – прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от коршуна, она помогает князю советом и волшебством: возводит красивейший город, где он становится владыкой. По желанию князя превращает его в комара, муху, шмеля, чтобы тот смог побывать у отца и понять, почему тот не едет к нему на чудо-остров.
Волна. Когда бочка плывёт по морю, Гвидон просит волну, вынести их на берег, подарив жизнь. Волна исполняет его желание. Это говорит о том, что А.С. Пушкин олицетворяет в образе волны милосердие, отзывчивость, добросердечность.
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха обманули царя из-за зависти, не пускали к сыну на остров, но были наказаны. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.
Коршун нападает на лебедь, пытаясь убить её. Коршун оказывается злым чародеем. Его убивает из лука сын царицы, оказавшийся после спасения на берегу. Образ коршуна олицетворяет жизненные трудности, злость, опасность, неудачи.
3.Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.
Добро и любовь побеждает зависть и зло.
Разбор типового тренировочного задания
Определите, какие записи относятся к назывному плану, а какие к вопросному. Перенесите карточки с записями в соответствующие столбцы.
Назывной план | Вопросный план |
Карточки с названиями:
Мать и сын
Что случилось с царицей и её новорождённым сыном?
С кем встретился князь Гвидон на берегу?
Встреча с царевной Лебедью
Правильный ответ:
Назывной | Вопросный |
Мать и сын Встреча с царевной Лебедью | Что случилось с царицей и её новорожденным сыном? С кем встретился князь Гвидон на берегу? |
Разбор типового контрольного задания
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока.
1 вариант
1. Драгоценный камень, который представляет собой ядро ореха в сказке.
2. Один из подарков князю Гвидону.
3. Кто сообщил Салтану о чудесах на острове Буяне? (ответ в ед. числе)
4. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
5. Начало сказки.
6. Что разлучило царя Салтана с женой?
2 вариант
1. Месяц, в котором по просьбе царя, должен был родиться богатырь?
2.Создатель художественного произведения.
3. Один из подарков князю Гвидону.
4. Образное, художественное определение.
5. Окончание сказки?
Ответ:
1 вариант
1. Изумруд
2. Город
3. Корабельщик
4. Сравнение
5. Зачин
2 вариант
1. Сентябрь
2. Автор
3. Белка
4. Эпитет
5. Концовка
-
Скачать презентацию (7.29 Мб)
-
2870 загрузок -
4.3 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Комментарии
Данная презентация является изложением сказки А.С.Пушкина в слайдах. Основная задача проведения урока литературы в младших классах это привлечение и последующее удержание внимания учащихся, активизация их мыслительной деятельности, развитие воображения и фантазии. Для достижения цели требуется создание соответствующей психологической и эмоциональной установки. В предлагаемом материале нет ничего мотивирующего детей к учебной деятельности, заставляющего задуматься, пробудить желание к чтению.
18.11.17 04:38
ninapraht@mail.ru
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация для 2-4 класса на тему «Сказка о царе Салтане» по литературе. Состоит из 36 слайдов. Размер файла 7.29 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
36
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди» -
Слайд 2
-
Слайд 3
История сказки
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, впервые издана в 1832 году.
Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований.
«Сказка о царе Салтане» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии. -
Слайд 4
Три девицы под окномПряли поздно вечерком.„Кабы я была царица, —Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир“.
„Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
Наткала я полотна“.
„Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря“.
Только вымолвить успела,Дверь тихонько заскрыпела,И в светлицу входит царь,Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
„Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
То на весь бы мир одна
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха“. -
Слайд 5
В сени вышел царь-отец.Все пустились во дворец.Царь недолго собирался:В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те-поры война была.Царь Салтан, с женой простяся,На добра-коня садяся,Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
„Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку“. -
Слайд 6
Как услышал царь-отец,Что донес ему гонец,В гневе начал он чудеситьИ гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
„Ждать царева возвращенья
Для законного решенья“.
Едет с грамотой гонец,И приехал наконец.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую —
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
„Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод“.
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан. -
Слайд 7
В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
„Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!“
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог не уж то их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко: -
Слайд 8
„Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?“ — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;Видят холм в широком поле,Море синее кругом,Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам однако нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
морю лишь подходит он,Вот и слышит будто стон…Видно на´ море не тихо;Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет -
Слайд 9
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
„Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись“.
Улетела лебедь-птица,А царевич и царица,Целый день проведши так,Лечь решились на тощак. —
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей. —
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!… „То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя“. -
Слайд 10
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой —
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой —
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости, -
Слайд 11
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
„Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…“
Князь им вымолвил тогда:
„Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон“.
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?“ —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
„Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца“.
Лебедь князю: „Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром“.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног — всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился. -
Слайд 12
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.—
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости;
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон; -
Слайд 13
Он прислал тебе поклон“.
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: „Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу“.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
„Уж диковинка, ну право, —
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит: —
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут“.
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара
„Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!…“ А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел. -
Слайд 14
Снова князь у моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?“ —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
„Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут“.
Князю лебедь отвечает:
„Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу“.
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкой —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе: -
Слайд 15
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
„Ну, спасибо, — молвил он: —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же“.
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
„Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок —
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…“
Говорит им князь тогда:
„Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон“. -
Слайд 16
Гости князю поклонились,Вышли вон и в путь пустились.К морю князь — а лебедь тамУж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.
Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,В царство славного Салтана —
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят. -
Слайд 17
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо,
И какое в свете чудо?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да подспуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон“. -
Слайд 18
Царь Салтан дивится чуду.
„Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу“.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
„Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор,
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!“
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится….
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз, -
Слайд 19
И ткачиха побледнела:
„Ай!“ и тут же окривела;
Все кричат: „Лови, лови,
Да дави ее, дави….
Вот ужо! постой немножко,
Погоди….“ А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный!
Опечалился чему?“ —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
„Грусть-тоска меня съедает —
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел“.
— „А какое ж это диво?“
— „Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор“.
Князю лебедь отвечает:
„Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай“. -
Слайд 20
Князь пошел, забывши горе,Сел на башню, и на мореСтал глядеть он; море вдругВсколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И блистая сединами
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
„Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли“.
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит: -
Слайд 21
„Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана“.
Говорит им князь тогда:
„Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон“.Гости князю поклонились.Вышли вон и в путь пустились.К морю князь, а лебедь тамУж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит…
Так и тянет и уносит…
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился. -
Слайд 22
Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят —
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые, -
Слайд 23
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон“.
Царь Салтан дивится чуду.
„Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу“.
Повариха и ткачиха
Ни гугу — но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
„Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво“. -
Слайд 24
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей;
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится
Нос ужалил богатырь;
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
„Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави….
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!…“ А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?“ —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
„Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу“.
— „А кого же на примете
Ты имеешь?“ — „Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?“
Князь со страхом ждет ответа. -
Слайд 25
Лебедь белая молчит
И подумав говорит:
„Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом“.
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком итти отсель.
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: „Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я“.
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
„Государыня-родная! -
Слайд 26
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви“.
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
„Бог вас, дети, наградит“.
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Он их кормит и поит
И ответ держать велит:
„Чем вы, гости, торг ведете,
И куда теперь плывете?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана“. -
Слайд 27
Князь им вымолвил тогда:
„Добрый путь вам, господа,
По морю по окияну
К славному царю Салтану;
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался —
Шлю ему я свой поклон“.
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.
Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?“ -
Слайд 28
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался
А доселе не собрался“. -
Слайд 29
Тут уж царь не утерпел,Снарядить он флот велел.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
„Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!“ — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Под окном Гвидон сидит,Молча на море глядит:Не шумит оно, не хлещет,Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
„Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда“.
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря. -
Слайд 30
Все теперь идут в палаты;У ворот блистают латы,И стоят в глазах царяТридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешечек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале — торопливо
Смотрят — что ж? княгиня-диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
„Что я вижу? что такое?
Как!“ — и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу
И сынка и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел. -
Слайд 31
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил. -
-
-
-
Слайд 35
Источники
http://www.screen.ru/school/pushkintales/PageBilibin.htm
http://www.metodkabinet.eu/PO/Litera/Pushkin_illustrazii.htm
http://blogs.privet.ru/community/Skazkoved/47392714
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5
http://www.skaz-pushkina.ru/cs_1.html -
Слайд 36
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте