Сказка о царе салтане читательский дневник рисунок

Список на лето по программе перспектива 1. сказки народов россии. 2. русские народные сказки - читать 3. потешный фольклор: скороговорки,

Список на лето по программе «Перспектива»

1. Сказки народов России.

2. Русские народные сказки — читать

3. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы

4. В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка»

5. А. Пушкин. «Птичка Божия не знает…»

6. В. Даль. «Что значит досуг?»

7. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца» — читать

8. А. Толстой. «Колокольчики мои»

9. Л. Толстой. «Филипок» — читать

10. К. Ушинский. «Рассказы о животных» — читать

11. Н.М. Артюхова. «Подружки»

12. В. Бианки. «Латка» (читать), «Аришка-трусишка» (читать)

13. Г. Остер. «Вредные советы» (читать).

14. Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»

15. С. Маршак. «Веселый счет от 1 до 10» (читать), «Багаж» (читать), «Детки в клетке» (читать)

16. Т. Собакин. «Песни бегемотов»

17. А. Усачев. «Умная собачка Соня»

18. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» (читать)

19. Д. Биссет. «Про поросенка, который умел летать»

20. Братья Гримм. «Король-Дроздовик» (читать)

Список литературы на лето “Школа России”

Русская литература

1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане” (читать), “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (читать)

2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка” (читать)

3. Л.Н.Толстой “Три медведя” (читать), “Котенок” (читать) , “Булька” (читать), “Два товарища” (читать)

4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей” (читать)

5. М.М.Зощенко “Елка” (читать)

6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик” (читать) ,”Цветик-семицветик” (читать)

7. П.П.Бажов “Серебряное копытце” (читать)

8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”

9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался” (читать) , “Аришка трусишка” (читать), “Кто чем поет” (читать)

10. В.В. Медведев “обыкновенный великан”

11. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”

12. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города” (читать)

Зарубежная литература:

1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине” (читать) , “Дюймовочка”(читать) , “Стойкий оловянный солдатик” (читать) , “Русалочка” (читать),”Гадкий утенок” (читать)

2. Братья Гримм “Сладкая каша” (читать), “Золотой гусь”

(читать)

3. Ш.Перро “Спящая красавица”(читать) , “Кот в сапогах” (читать), “Золушка” (читать), “Красная шапочка” (читать)

4. Дж.Родари “Путешествие голубой стрелы” (читать)

5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”

7. 6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне” (читать)

8. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”

9. Р.Киплинг ”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи:

1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа” (читать)

2. С. Михалков “Дремота и забота”, ”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание” (читать)

3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, ”Детки в клетке”, ”Школьнику на память”

4. К.Чуковский “Доктор Айболит” (читать)

5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Альтернативный список по школе России

(нажать для перехода к произведению)

1. Русские народные  сказки: Петушок  и бобовое зернышко. Лиса  и Тетерев. Лиса и Журавль. Каша  из  топора. Гуси-лебеди.

2. Пушкин А.С.  Сказка о рыбаке и  рыбке.

3. Крылов И.А.   Лебедь, Рак и  Щука. Стрекоза  и Муравей.

4. Толстой Л.Н.  Старый  дед  и внучек. Филиппок.  Котенок.

5. Пришвин М.  Ребята  и  утята.

6. Бианки В.  Музыкант.    Сова.

7. Хармс Д.  Стихи.

8. Чуковский К. Путаница. Федорино  горе.

9. Маршак С. Кот  и  лодыри.

10. Михалков  С.   Мой  секрет.   Сила  воли.

11. Барто  А.  Веревочка.  Вовка – добрая  душа.   В  школу.

12. Носов Н.   Затейники.  Живая  шляпа.

13. Осеева В.  Волшебное  слово.   Хорошее.

14. Заходер  Б.  Стихи.

15. Успенский  Э.   Крокодил  Гена  и  его  друзья.

16. Берестов  В.   Стихи.

17. Драгунский В.   Тайное становится  явным.

18. Перро Ш.   Кот  в  сапогах.   Красная  Шапочка.

19. Андерсен Г.   Принцесса  на  горошине. 

Список Перспектива + Школа России (Бойкина М.В)

В. Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. И другие. (читать)

А. Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.

Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

А. Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

Э. Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.

Н. Носов. Живая шляпа. Фантазёры. Затейники.

В. Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы. (читать)

М. Пляцковский. Солнышко на память.

М. Зощенко. Умные животные. Показательный ребёнок. (читать)

В. Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.

Д. Биссет. Всё кувырком.

Ф. Хитрук. Топтыжка.

Г. Остер. Зарядка для хвоста.

Г. Цыферов. Паровозик из Ромашково.

Е. Чарушин. «Тюпа», «Томка и сорока».

С. Михалков. Три поросенка.

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

Русские народные сказки. Петушок и бобовое зёрнышко. Теремок. Волк и лиса. Морозко. (читать)

О. Фомин. Литературное чтение. Читаем летом. 1 класс.

Список книг на лето “21 век”:

Русские народные сказки (читать)

Сказки братьев Гримм (читать)

Сказки Андерсена (Гадкий утенок, Дикие лебеди, Принцесса на горошине, Новый наряд короля и др) (читать)

Михалков “Праздник непослушания”

Токмакова “Аля, Кляксич и буква “А”, “Счастливо, Ивушкин!” и др.

Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”

К.И. Чуковский. Стихи и сказки (читать)

С.Я. Маршак. Сказки, песни, загадки (читать)

П.П. Бажов “Серебряное копытце” (читать)

Гаршин “Лягушка-путешественница”

В. Осеева “Волшебное слово”, “Добрая хозяюшка” и др. (читать)

Чарушин. Рассказы

В. Драгунский “Он живой и светится” и др. (читать)

Носов “Фантазеры”, “Затейники” и др.

В. Бианки. “Хвосты”, “Чей нос лучше”, “Кто чем поет?”, “Как муравьишка домой спешил” и др. (читать)

Мамин-Сибиряк “Алёнушкины сказки” (читать)

Перро “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Спящая красавица” (читать)

Катаев “Цветик-семицветик” (читать)

Стихи русских поэтов о природе (читать)

Стихи Б. Заходера (читать)

Список литературы для чтения летом “школа 2100”:

Русские народные сказки “Сивка-бурка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Василиса Прекрасная”, “Перышко Финиста-ясна сокола”, “Сказка о молодильных яблочках и живой воде” (читать)

Былины “Добрыня Никитич”,”Добрыня и змей”,”Илья Муромец и Соловей Разбойник” (читать)

Сказки народов мира: – Сказки народов Прибалтики – Татарские народные сказки – Тридцать три Егорки (скороговорки) – Японские народные сказки

А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” (читать)

П. Бажов “Сказы” (читать)

Ершов “Конек-Горбунок”

Одоевский “Мороз Иванович”

М.Коршунов ”Петька и его,Петькина жизнь”, ”Дом в Черемушках”

Е.Чарушин “Никита и его друзья”

Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”

Курляндский “Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят”

А.Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”

В.Хмельницкий “Соловей и бабочка”

Берестов “Как найти дорожку”

Стихи:

Заходер стихи и сказки

О.Григорьев “Стихи”

Л.Квитко Стихи для детей

С.Маршак Сказки, песни, загадки

Н.Матвеева стихи

Г.Остер “Вредные советы”

Мориц “Большой секрет для маленькой компании”стихи

Демьянов ”Ребятишкина книжка”

А.Шибаев “Язык родной, дружи со мной”

Ю.Владимиров ”Чудаки”

Зарубежные авторы:

Родари “Приключения Чиполлино”

К.Грэм “ветер в ивах”

А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”

А.Линдгрен “Малыш и Карлсон”

А. деСент-Экзюпери “Маленький принц”

Толкиен “Хоббит”

Т.Янсон “Шляпа Волшебника”

Список по УМК Планета знаний

Русские народные сказки. 2 на выбор.

А.С. Пушкин. 1 сказка.

И.А. Крылов. 2 басни.

Л.Н. Толстой. Котенок.

А.П.Гайдар. Совесть. Чук и Гек.

В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья.

К.Г. Паустовский. Стальное колечко.

В.П. Катаев. Цветик-семицветик.

В.В. Бианки. Как муравьишка домой добирался. Аришка-трусишка.

Б.С. Житков. Храбрый утенок.

Э.Н. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Дядя Федор, пёс и кот. (1 на  выбор)

Н.Н.Носов. Живая шляпа (читать) .

В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы (читать)

Б.В. Заходер. Что красивей всего?

Ведем читательский дневник (тетрадь): ФИО автора полностью, название произведения, герои, главная мысль, рисунок.

Литература по программе Занкова на лето для 1 класса

Русские народные сказки; 

Сказки других народов; 

К. Г. Паустовский «Стальное колечко»; 

С. Г. Козлов «Удивительная бочка и другие сказки»; 

Ю. И. Коваль «Полынные сказки»; 

А. П. Гайдар «Чук и Гек»; 

В. Ю. Драгунский «Друг детства» (читать), «Расскажите мне про Сингапур» (читать); 

Н. Н. Носов «Живая шляпа»; 

А. Н. Толстой «Как ни в чём не бывало»; 

Г. Я. Снегирев «Слон», «Дикие звери», «Жук» и другие рассказы; 

В. П. Астафьев «Копалуха», «Песнопевица», «Стрижонок Скрип»; 

Стихотворения И. П. Токмаковой, В. Д. Берестова, Б. В. Заходера, Э. Э. Мошковской.

Список литературы на лето 1 класс (переходим в 2 класс)

На чтение 5 мин Обновлено

«Сказка о молодильных яблоках» краткое содержание читать Вы можете за 5 минут и записать все в читательский дневник.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» краткое содержание для читательского дневника

Постаревший и ослепший царь, услышав о молодильных яблоках и живой воде, посылает сыновей достать их. За это должны они были получить пол царства.

Старший сын Федор, был обманут злой прекрасной девицей и попал в подполье. Та же участь постигла и среднего брата Василия.

Младший сын Иван, по совету встречной бабушки, подыскал себе богатырского коня и тоже отправился за яблоками и водой.

На пути ему встретились три бабы-яги, которые подсказали, где достать яблоки и воду, и помогли ему.

Иван-царевич крадет молодильные яблоки и живую воду у сильной девушки Синеглазки.

Синеглазка догнала Ивана и они стали сражаться. Синеглазка победила Ивана и они обвенчались, обменялись кольцами и распрощались — Иван пошел за братьями, а Синеглазка поехала в свое царство.

Иван спасает братьев, но те его предают и бросают в пропасть. А его находки приносят отцу и получают вознаграждение.

Большая птица помогает Ивану и выносит его на поверхность, а он идет гулять по кабакам.

Через три года возвращается Синеглазка с двумя сыновьями и просит, чтобы ей доставили Ивана царевича.

Братья признаются царю, что погубили Ивана, но Иван сам приходит к Синеглазка. Они женятся, завистливых братьев изгоняют из царства, а Иван с Синеглазкой уезжают в ее царство.

«Сказка о молодильных яблоках» краткое содержание

Жил-был царь, было у него три сына. Старший — Федор, средний — Василий и младший – Иван. Постарел царь, но узнал что за тридевять земель, растет яблоня с молодильными яблоками и стоит там колодец с живой водой. Пообещал он человеку, доставшему ему эти дары во владение полцарства.

Старший сын Федор взял себе коня неизбежного и первым отправился за чудесными дарами. На перепутье трех дорог увидел он огромный камень, на котором было написано: «Направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь — женатым быть, налево пойдешь — коня спасешь, себя потеряешь». Пошел он прямо и вскоре увидел терем с позолоченной крышей. Из него вышла красна девица, накормила его, предложила отдохнуть, а потом сбросила в глубокую яму.

Средний брат Василий выбрал ту же дорогу, что и старший. И вместе они ждали своего освобождения в темной яме у девицы.

Иван-Царевич решил отправиться за молодильной водой для батюшки, и братьев разыскать. По совету бабушки, он взял себе богатырского коня.

Отправиться Иван по пути «коня спасти, а себя потерять». Ехал он долго ли, коротко ли, но на закате наткнулся он на избушку на куриных ножках, где жила Баба-Яга. Рассказал он ей, куда путь держит. Оказалось, что молотильная вода находится у ее родной племянницы — девицы Синеглазки, сильной богатырки. Но ее отыскать почти невозможно. И отправила она его к своей средней сестре и дала своего коня. Быстро добрался он до нее, но и та не знала, как найти девицу Синеглазку. Отправила он его к старшей, самой знающей сестре. Та и рассказала Ивану-Царевичу, как найти Синеглазку. Дала она молодцу коня своего боевого, который мог перелететь через стену.

Иван добрался до царства, Синеглазка, перепрыгнул стену. В Волшебном саду росла яблоня с молодильными яблоками, а под ней был колодец с водой. Сорвал он яблоки, набрал воды и захотел посмотреть на Синеглазку. Иван-Царевич поцеловал ее, так как был очарован ее красотой. Но когда уезжал, конь зацепил подковой стену и от этого звона Синеглазка проснулась и погналась за вором.

Но наказать его не решилась, так как по душе ей пришелся этот добрый молодец. И стал он целовать ее в уста сахарные. Три дня и три ночи они гуляли. А потом повелела она ему ехать домой, никуда не сворачивая, и ждать ее три года. Но не послушал ее Иван и поехал своих братьев вызволять из беды.

Вызволил их брат Иван, а они обманули  его, забрали яблоки и воды кувшин, а самого кинули в пропасть.

Птица Нагай помогла ему из пещеры выбраться доставила его прямо на родную сторону. Он узнал, что братья привезли батюшке-царю волшебные дары, и тот стал здоровым. Не захотел Иван-Царевич возвращаться домой, а стал пить да гулять по кабакам.

А Синеглазка родила двух сыновей. Росли они не по дням, а по часам. Приехала она к царству Ивана-Царевича. Царь послал к ней сначала Федора, потом Василия. Но не признала она в них своего Ивана-Царевича, а приказала сыновьям выпороть их тростью за коварство и обман. Да приказала им рассказать всю правду отцу и отыскать Ивана.

В это время Иван сам идет к Синеглазке. Узнала Синеглазка в пьянице Ивана-Царевича — отца своих детей — и велела сынам его взять и отвести в шатер, чтобы переодеть и дать передохнуть после трех лет безвинного страдания.

Синеглазка с Иваном-Царевичем устроили веселый свадебный пир. Федора и Василиея прогнали со двора. Сами уехали в царство Синеглазки. Где жили и не тужили.

Автор: Осаченко Наталья Васильевна
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заревская средняя общеобразовательная школа
Краткое описание работы: рекомендуемый список литературных произведений   для самостоятельного чтения в летний период учащимися 1 классов

Дата публикации:

loading Загрузка…


Как готовить рассказ о книге?

1. Запомни автора, название книги.

2. Выдели самое интересное, на твой взгляд, что понравилось.

3.Теперь обдумай свой рассказ. Не заучивая фраз. И задумайся о нём:

Что рассказано? О чём?

 Что зачем произошло и к чему всё привело?

Прочитай же ещё раз  и запомни свой рассказ.

4.Начни свой рассказ со знакомства с автором, названием книги.

Если книга очень понравилась: создай рисунки на основе прочитанного (комиксы).

5.Закончи рассказ пожеланием, кому и почему ты бы посоветовал или не посоветовал, прочитать эту книгу.

Нормы оценок:

Оценка «5» ставится, если:1. Кратко описан сюжет (аннотация к произведению) – не менее 5 распространённых предложений; 2. Написано личное отношение к прочитанному (не менее 2-х предложений); 3. Выполнена иллюстрация к произведению (уровень художественных навыков не влияет на оценку).

Оценка «4» ставится, если: 1)нет одного из вышеперечисленных пунктов.

aWFhac4uUV4* Чаще всего ученику предлагается творческую работу «довести» до оценки «отлично»

Читательский дневник

учени____ 1 «__» класса

__________________________школы

_________________________________

aWFhac4uUV4_________________________________

Памятка по ведению

читательского дневника

  1. 1. Заполнять дневник лучше сразу после прочтения книги. В этом случае все твои воспоминания, будут свежи  и в случае необходимости, ты сможешь вернуться к книге.
  2. 2. Запиши название прочитанного произведения, фамилию, имя   и отчество автора, а так же дату чтения.
  3. 3. Перечисли основных героев произведения. Кратко опиши их  характер, поступки.
  4. 4. Кратко опиши сюжет прочитанного произведения. По желанию  можно проиллюстрировать понравившийся тебе эпизод  прочитанной книги или нарисовать портрет героя.
  5. 5. Запиши, какие книги этого писателя ты еще прочитал.

aWFhac4uUV4

aWFhac4uUV4Твои рисунки о прочитанных книгах

Твои рисунки о прочитанных книгах

aWFhac4uUV4

Дорогой первоклассник!

Хочешь как можно скорее научиться, очень хорошо читать? Да?

В этом ты можешь помочь себе сам, а предгаемый дневник призван стать твоим помощником в овладении чтением.

В нём ты найдёшь несколько советов по чтению, а также список книг, читая которые, ты будешь тренироваться.

Выбрав книгу, старайся её читать вслух.

Возвращайся к её чтению несколько раз в день.

Заканчивай день чтением перед сном.

К концу учебного года ты должен читать

не менее 30 слов в минуту (в гимназических классах – 60 слов).

При этом следи за тем, чтобы смог рассказать, о чём прочитал.

Желаем тебе успеха!

aWFhac4uUV4

Уважаемые родители!

Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Чтение — это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

   1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста;

2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) — скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Осмысленность чтения

предполагает понимание читающим:

 — значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;

  — содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

 — содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

aWFhac4uUV4— основного смысла всего содержания текста, т.е.

Твои рисунки о прочитанных книгах

aWFhac4uUV4

Твои рисунки о прочитанных книгах

aWFhac4uUV4aWFhac4uUV4

осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Правильность чтения

 выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста. 

Выразительность чтения

проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
И наконец, самое важная по мнению детей и родителей, характеристика чтения:

Скорость (темп) чтения

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.
Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах.

1 класс 
1 полугодие: 25 — 30 слов в минуту 
2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.

Темп чтения вслух (программные требования)

Автор программы

Полугодие

Кол-во слов в минуту

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Горецкий

Клеманова

1 полугодие

2 полугодие

15 – 20

25 – 30

35 – 45

50 – 60

60 – 70

70 – 75

75 – 80

80 – 90

Бунеев

Бунеева

1 полугодие

2 полугодие

15 – 20

30 – 40

40 – 50

55 – 60

60 – 70

75 – 80

80 – 90

90 – 100

Ефросинина

Оморокова

1 полугодие

2 полугодие

15 – 20

30 – 40

40 – 50

50 – 55

55 – 60

60 – 70

70 – 80

80 – 90

Свиридова

Чуракова

1 полугодие

2 полугодие

20 – 30

40 – 50

50 – 60

60 – 70

70 – 80

80 – 90

90 – 100

100 — 120

aWFhac4uUV4

Памятка по работе с басней

  1. Как называется басня? Кто ее автор?

Прочитайте басню.

  1. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
  2. Что осуждается в басне?
  3. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
  4. Что должен понять из этой басни читатель?
  5. Какое выражение басни стало крылатым?

aWFhac4uUV4

Памятка к работе над стихотворением

  1. Назовите стихотворение и его автора.
  2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
  3. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению
  4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
  5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
  6. Что вам понравилось в стихотворении?
  7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

aWFhac4uUV4

Рекомендуемый список внеклассного чтения

1. С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?»,«Почта», «Вот какой рассеянный» 
2. Л.Толстой «Два товарища», «Булька» 
3. Б.Заходер «Птичья школа» 
4. А.Барто «Катя» 
5. Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша» 
6. Л.Воронкова «Что сказала бы мама?» 
7. Русские народные Сказки «Лиса и козел», «Каша из топора» 
8. Братья Гримм «Три брата» 
9. Н. Сладков «Почему год круглый» 
10. М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» 
11. К. Д. Ушинский «Четыре желания» 
12. А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» 
13. К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» 
14. В. Осеева Рассказы 
15. Б. С. Житков «Помощь идёт» 
16. С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» 

17. В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» 
18. В. В. Бианки «Кто, чем поёт?», «Чей нос лучше?» 
19. Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» 

aWFhac4uUV4

Из рассказов и глав из повестей

  1. главы из «Малыш и Жучка» В. Дмитриева
  2. «Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка» Л. Толстой 
  3. «Кот на велосипеде» С. Черный
  4. «Горбушка» Б. Ал­мазов
  5. «Не обижать Жаконю» М. Борисова
  6. главы из повести «Чук и Гек» А. Гайдар
  7. «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев
  8. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» В. Драгунский
  9. «Как я ловил человечков», «Белый домик»  Б. Житков
  10. «Жадный Чик и кот Васька» Ю. Казаков
  11. «Кроха» М. Москвина
  12. «Живая шляпа» Н. Носов
  13. глава из «Рассказов о Белочке и Тамарочке» «Большая стирка», «Буква  «ты» Л. Пантелеев
  14. «Кот-ворюга» К. Паустовский
  15. «К морю», «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок» Г. Снегирев

aWFhac4uUV4

Памятка к работе над рассказом

  1. 1. Как называется рассказ? Кто его написал?
  2. 2. Когда происходит действие, которое в нем описывается?
  3. 3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
  4. 4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
  5. 5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

aWFhac4uUV4

Памятка пересказа текста

  1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
  2. Наметьте его основные смысловые части (картины).
  3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
  4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
  5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Рекомендуемые литературные сказки

  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца­ревне Лебеди» А. Пушкин
  2. «Крупеничка» Н. Телешов
  3. Главы из сказки «Домовенок Кузька» Т. Александрова
  4. «Серебряное копытце» П.Бажо
  5. «Сова»  В. Бианки
  6. Главы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волков 
  7. «Серая звездочка» Б. Заходер
  8. «Цветик-семицветик» В.Катаев
  9. «Сказка про трех пиратов» А. Митяев
  10. «Кот, который умел петь» Л. Петрушевская
  11. «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах», «Смеянцы»  Г. Сапгир
aWFhac4uUV4 aWFhac4uUV4

Книги зарубежных поэтов и писателей

  1. «На Горизонтских островах»  Я. Бжехва в переводе с польского Б. Заходера
  2. «Баллада о королевском бутерброде» А.Милн, в переводе с английского С. Маршака
  3. «Шумный Бабах» Дж. Ривз в переводе с английского  М. Бородицкой
  4. «Пись­мо ко всем детям по одному очень важному делу»Ю. Туви в переводе с польского С. Михал­кова
  5. «Про летающую корову» В. Смит в переводе с английского Б. Заходера
  6. «О том, у кого три глаза» Д. Чиарди  в переводе с английского Р. Сефа
  7. «Слоненок» Р. Киплинг в переводе  с английского К. Чуковского, стихи в переводе с английского С. Маршака
  8. главы в сокращении из сказочной повести «Карлсон, который живет на крыше»  А. Линдгрен  в переводе со шведского Л. Лунгиной
  9. главы из сказки «Господин Ау» X. Мякеля  в переводе с финского Э. Успенского
  10. главы из сказки «Малень­кая Баба Яга» О. Пройслер в переводе с немецкого Ю. Коринца
  11. отрывок из «Сказок, у которых три конца» «Волшебный барабан» Дж. Родари в переводе с итальянского И. Константино­вой
  12. aWFhac4uUV4«О самом последнем в мире драконе» Т. Янссон в переводе со шведского Л. Брауде и глава из сказки «Шляпа волшебника» в переводе  В. Смирнова
aWFhac4uUV4Памятка «Учись правильно читать»

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4. Старайся понять, о чём читаешь.

5. Читай ежедневно:

· вслух

· “про себя”

Дата начала чтения книги_____________________________

Дата окончания чтения книги_________________________

Автор ____________________________________________________

Название произведения_______________________________

___________________________________________________________

Главные герои и их характеристика_________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Чему учит это произведение___________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Какие произведения этого автора ты бы хотел прочитать________________________________________________

aWFhac4uUV4____________________________________________________________

Дата начала чтения книги_____________________________

Дата окончания чтения книги_________________________

Автор ____________________________________________________

Название произведения_______________________________

___________________________________________________________

Главные герои и их характеристика_________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

Чему учит это произведение___________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Какие произведения этого автора ты бы хотел прочитать________________________________________________

aWFhac4uUV4____________________________________________________________

Просмотреть свитедельство о публикации

Цель: Познакомить с  отрывком
произведения А.С . Пушкина «Сказка о царе Салтане..»

2.     Развивать
коммуникативно-речевые умения и навыки.

УУД:
Личностные: а) личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе;
б) установление учащимся значения результатов своей деятельности для
удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Регулятивные: а) постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата;
в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
г) контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению
Коммуникативные: а) планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
б) инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
в) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: а) самостоятельное выделение-формулирование
познавательной цели,формулирование проблемы;
б) моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
,выдвижение гипотез и их обоснование;
в) умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;
г) рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент
Цель: настрой на урок, проверка готовности

1-2 минуты

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения
Александровна  , и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.


Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное
количество звёзд поражает нас своими сиянием. А вот и желтоглазая луна,
которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать
желание. Загадайте.

— Сейчас
тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас
будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Приветствуют
учителя

Л:а
Р: а
К: а

2.Проверка
домашнего задания

Цель:
коррекция знаний учащихся

7-10 мин

К:а
Р: б

3.Актуализация
знаний.

Цель: выявить
знания детей

3 минуты

-Ребята , с произведением какого автора вы
знакомились , на прошлом уроке ?

-А как называется это произведение ?

-молодцы

-На доске иллюстрации к сказке

-Сейчас я вам буду читать отрывки из сказки ,
ваша задача выбрать  верные строки  к иллюстрациям

img3 (1).jpg

А.Три девицы под окном                

   Пряли поздно вечерком.   

Б. В кухне злится
повариха,

   Плачет у станка ткачиха

cs37.jpg 

А.Родила царица в ночь                         

Не то сына, не то дочь

Б.Наступает срок родин

 Сына бог им дал в аршин

orig.jpg

А. В гневе начал он
чудесить

И гонца хотел повесить;

Б.Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

0.jpg

А.Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой.

Б. Сами шлют гонца
другого

Вот с чем от слова до слова

141652_1020428.jpg

А.И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан.

Б. Мать с младенцем
спасена;

Землю чувствует она.

-Ребята . а вы заметили , что у нас остались рисунки без строк

-Как вы думаете почему ?

-Ребята , так чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке ?

-Верно

 -А.С.Пушкин

-Сказка
о царе Салтне

-Потому
что , мы ещё не всё прочитали

П: а
К: а
Р: б

4.Первичное
восприятие текста

Цель: чтение
текста с последующим анализом

10-15
минут

-Открываем
учебник на странице 97.Я начну читать , а вы продолжите (мать и сын теперь
на воле …..у моря искать дичины )

1.Ребята
какие слова выделены в тексте синим цветом ?

-Найдите
их значения в словаре

Что
увидел царевич когда пришёл к морю . Найдите и зачитайте.

(к морю
лишь подходит он …молвит русским языком )

2.Кем
был коршун?

-Ребята
, а вы знаете , кто такой Чародей ?

-Чародей-это
колдун , волшебник

(Ты
царевич мой спаситель …лечь решили на тощак)

3.Что
увидел перед собой царевич , когда проснулся? Прочитайте

(Вот
открыл царевич очи …и нарёкся князь Гвидон)

-Ребята
, какие слова выделены  синим цветом

-Найдите
и прочитайте в словаре , что они означают

4.Куда
держали путь корабельщики ?

(Ветер
по морю гуляет …лебедь белая плывёт )

5.Чему
опечалился Гвидон?

В кого
лебедь превратила царевича?

(Здравствуй
зкнязь ты мой прекрасный …На корабль-и в щель забился )

6. О
каком чуде рассказали корабельщики царю Салтану ?Прочитайте

-Найдите
в словаре слово Не привальный . Что оно означает ?

(Ветер
весело шумит…и прислал тебе поклон )

7.Найдите
в словаре слово изумруд и фразу в свой удел

-Каково
их значение

(Царь
Салтан дивится чуду…Через море полетел)

8. Что
увидел царь придя домой ?

-Ребята
, а вы знаете , что означают слова бает и дьяк ?

-Давайте
откроем словарь и посмотрим

(Снова князь
у моря ходит…Князю прибыль белке честь )

1.Смотрит
— видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;

2.Чародеем

3.Видит
город он большой,

Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
4. В
царство славного Салтана…»

5. Видеть я б хотел отца

-В комара

6. Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон»

.

8.  Князь
пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.

7.Первичное закрепление прочитанного

Цель:

5-7 минут

-Ребята , давайте пофантазируем , какую же вы
представляете себе  Белочку ?

-А вот так белочку себе представляет
иллюстратор Станислав Ковалёв

9b1eba8b077553658070a3e7518ca06f.jpeg

-Совпали ваши представления , с тем как белочку
видит Ковалёв?

-Давайте найдём строки к этой иллюстрации

Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

-Ребята
, теперь мы можем подобрать строки к этим иллюстрациям ?

-Найдите
строки к первой иллюстрации

img4.jpg

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;

cs73.jpg

Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:

-да

К: а
Р: б

8.Подведение
итогов урока

Цель: организовать
деятельность по анализу выполненной на уроке работы

3-5
минут

-Ребята
, мы сегодня хорошо потрудились , давайте подведём итог

-О каком
Пушкинском чуде мы сегодня узнали ?

-А какая
новый персонаж появился в сказке ?
-Молодцы!


теперь закончите фразу

Сегодня на уроке … 
Мне понравилось…

Для меня было трудным…

Моё настроение …

Хорошо, молодцы!

Сегодня за работу на уроке оценки получают….

Спасибо за урок!

Урок окончен!

К: г;
П: г;

Лб

9.Дача
домашнего задания

-Ребята,
откройте дневники и запишите домашнее задание.

(Запись
на доске Д/З)

Записывают
в дневник д/з

На чтение 21 мин. Просмотров 2 Опубликовано

«Сказка о Царе Салтане» – замечательное произведение А. С. Пушкина, в которой описаны приключения юного князя Гвидона, его знакомство с Царевной Лебедью и воссоединение с отцом, царем Салтаном.

skazka-o-care-saltane-chitatelskiy-dnevnik-64378.jpg

Краткое содержание «Сказка о Царе Салтане» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о Царе Салтане

Число страниц: 45. Пушкин А. С. «Сказка о Царе Салтане». Издательство «Детская литература». 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1831 год

Главные герои

Царь Салтан – добрый, доверчивый, но при этом отважный правитель.

Молодая царица – мать Гвидона, добрая, любящая женщина.

Князь Гвидон – смелый, красивый юноша, сын царя Салтана.

Царевна Лебедь – прекрасная волшебница, жена князя Гвидона.

Ткачиха, Повариха, Бабариха – злые, завистливые женщины, оклеветавшие молодую царицу.

Сюжет

Подслушав разговор трех сестер, царь Салатан решил взять в жены ту, которая пообещала родить ему богатыря. Двух других сестер он снарядил во дворец ткачихой и поварихой.

Царь Сатан отправился в военный поход, а тем временем молодая царица родила ему богатыря. Однако Бобариха, Ткачиха и Повариха, пылая завистью, написали письмо царю, сообщая, что царица родила неведомую зверушку. Царь опечалился, но велел дождаться его возвращения. Однако злым бабам удалось опоить гонца и подменить царское письмо. В результате молодую царицу и ее маленького сына бояре заколотили в бочку и бросили в море.

Царица принялась умолять море сжалиться над ними, и послушная волна вынесла мать и дитя невредимыми на берег пустынного острова. За время этого путешествия царь Гвидон вырос во взрослого сильного и красивого юношу. Сделав стрелы, он отправился на охоту, где убил коршуна, терзавшего белого лебедя. Спасенная птица поблагодарила юношу и пообещала помочь ему.

Проснувшись утром, царица и царевич увидели красивый город, жители которого признали Гвидона своим царем. Когда на острове побывали корабельщики и рассказали князю, что держат путь к царю Салтану, тот захотел увидеть его. Лебедь превратила его в комара, и он улетел вместе с корабельщиками. Царь Салтан захотел навестить Гвидона, но Бабариха, Ткачиха и Портниха отговорили его, рассказав о чуде – белочке с золотыми орешками. От злости комар укусил Повариху.

Лебедь, желая утешить грустного Гвидона, подарила ему белочку, которая плясала и грызла золотые орешки. Остров вновь навестили корабельщики, которые подивились этому чуду. Молодой князь, превратившись в этот раз в муху, отправился с ними к Салтану. Завистливые бабы рассказали царю о дядьке Черноморе и богатырях. Муха укусила Ткачиху и улетела. Лебедь сказала Гвидону, что богатыри – ее родные братья, которых она попросила служить молодому царю. Корабельщики рассказали об этом диве Салтану, но Бабариха утешила его самым главным на свете чудом – прекрасной царевной, у которой звезда во лбу горит, и месяц под звездой блестит. Гвидон, превращенный в шмеля, ужалил завистливую бабу в нос.

Лебедь призналась, что она и есть та самая царевна, и обернулась редкой красоты девушкой, с которой Гвидон обвенчался. Узнав об этом, Салтан разгневался и, не слушая баб, отправился навестить Гвидона. Приплыв на остров, он узнал свою жену и покаялся перед ней. На радостях он простил Бабариху, Ткачиху и Повариху, отправил их домой, а сам устроил пир.

План пересказа

  1. Женитьба Салтана.
  2. Рождение наследника.
  3. Царица и дитя в море.
  4. Пустынный остров.
  5. Спасение Лебедя.
  6. Царствование Гвидона.
  7. Чудеса на острове.
  8. Свадьба Гвдона и Царевны Лебедь.
  9. Воссоединение семьи.

Главная мысль

Рано или поздно зло всегда будет наказано.

Чему учит

Сказка учит мужественно преодолевать трудности, любит и заботиться о своих родных, и никогда не слушать злых сплетен. Также учит защищать тех, кто несправедливо обижен, быть честными, порядочными и благородными.

Отзыв

Сказка увлекает необыкновенными приключениями, которые довелось пережить юному Гвидону. Благодаря своей храбрости, мужеству и чистому, благородному сердцу он стал правителем на острове Буяне и женился на прекрасной волшебнице.

chitatelskiy-dnevnik-64378-risunok-illyustraciya-k-skazke-o-care-saltane.jpg

Рисунок-иллюстрация к Сказке о царе Салтане.

Пословицы

  • Сколько веревочке не виться, а конец будет.
  • Не рой другому яму, сам в нее упадешь.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

Что понравилось

Понравилось, что Гвидон не держал в своем сердце зла на отца, хотя тот и поступил весьма несерьезно, доверившись грязным слухам о своей жене и сыне.

Тест по сказке

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане»?</h3>

    • <label>1828</label>
    • <label>1830</label>
    • <label>1831</label>
    • <label>1833</label>

(новая вкладка)

Царь Салтан подслушал разговор трех красных девиц. Все они мечтали стать царицей, одна обещала закатить великий пир в случае свадьбы, другая – наткать полотна «на весь мир», а третья – родить царю-батюшке сына, богатыря и опору. Именно третью сестрицу царь выбирает себе в жены. Но и ее сестры не в обиде. Их тоже берут во дворец: одну – поварихой, другую – ткачихой.

Царь отправляется на войну. Царица шлет ему весточку о рождении первенца. Завистливые сестры и сватья баба Бабариха подменяют ее письмо своим. Они сообщают, что молодая царица родила вовсе не богатыря, а «неведому зверушку». Царь в ответном письме требует ждать его возвращенья и решенья. Только сестры с Бабарихой не унимаются. Они подменяют и это письмо. И выходит, что Салтан повелел жену и сына «бросить в бездну вод». Опечаленные бояре не смеют ослушаться: сажают несчастных в бочку и бросают в океан.

Царица в просмоленной бочке рыдает, а невинное дитя просит волны вынести их на берег. Так и происходит. Маленький богатырь вышибает дно бочки головой. Он растет не по дням, а по часам. На охоте царевич видит, как в море коршун вонзает когти в лебедя. Царевич стрелой из лука убивает злую птицу. Лебедь-птица от всего сердца благодарит Гвидона. Ведь она – не просто птица, а девица, и коршун – злой чародей. Отныне она будет помогать царевичу во всем.

Наутро мать с сыном видят перед собой чудесный город, подарок царевны-лебедя. Народ, бояре и священники встречают их как своих владык. Между тем, мимо острова Буяна проплывает торговый кораблик из царства «славного Салтана». Корабельщики дивятся на чудо-город из ниоткуда. Князь Гвидон зовет их в гости и на прощанье велит передать Салтану от него поклон. Он признается белой лебеди, что тоскует по отцу. Она обращает его в комара. Гвидон догоняет судно.

Наконец-то сын видит отца. Во дворце, во всем великолепии, тот расспрашивает корабельщиков о чудесах света. Будто почувствовав угрозу, зловредные царицыны сестрицы не пускают Салтана в гости к Гвидону. Повариха удивляет его рассказом о настоящем чуде: распевающей песни белке, грызущей золотые орехи с изумрудами внутри. Тут Гвидон не утерпел – и впился тетушке прямо в правый глаз. В суматохе он выскочил в окно – и был таков.

Гвидон мечтает о необыкновенной белке – лишь бы отец собрался навестить остров. Лебедь добывает ему это чудо. Тем временем, вновь мимо мчит кораблик. Он отцу опять передает поклон, а сам проникает на корабль мухой. Теперь уже ткачиха обесценивает чудо с белкой. По ее словам, есть диво куда интереснее: из моря выходит дядька Черномор, а с ним – тридцать три богатыря. После чего Гвидон мухой бросается ей в лицо. Эта тетка тоже окривела – а Гвидон улетел прочь.

Поделился своим горем он с лебедью, а та рассказала, что морские витязи – ее родные братья. И отныне будут каждый день обходить остров дозором. Вновь корабль торговцев пристает к острову Буяну. Гвидон их потчует и в очередной раз зовет Салтана погостить. В этот раз на корабль проник он шмелем. И теперь уже бабушка его, Бабариха, не пускает Салтана подивиться на чудеса острова Буяна. Выходит, что главное чудо на свете – морская царевна с месяцем под косой и звездой во лбу. Гвидон хоть и разозлился, но глаза старухи пожалел – укусил за нос.

Уже дома царевич просит лебедь указать ему путь к царевне. Он решил взять ее в жены. Тут-то лебедь и оборачивается той самой царевной, «что не можно глаз отвесть». Царица благословляет молодых на брак иконой. Уже не один, а со своей княгиней, он опять приветствует корабельщиков. Только в этот раз он, передав поклон Салтану, остается на острове. Принимает тех же корабельщиков и Салтан. Он, наконец, снаряжает флот, чтобы увидеть молодого князя и все диковины его острова.

В гостях Салтан видит свою утраченную царицу. Со слезами радости все пируют: даже завистливых интриганок прощают и отпускают на все четыре стороны. Автор сказки уверяет, что и сам был на том славном пиру.

Читательский дневник «Сказка о царе Салтане» Пушкина

Сюжет

Три сестры мечтают выйти за царя Салтана. Одна обещает наткать на радостях полотна, другая – закатить пир, а третья – родить ему наследника, богатыря. Последнюю и выбирает царь в жены. Пока Салтан был на войне, царица родила сына. Завистливые сестры, ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой написали царю, что вместо сына родилась «неведома зверушка». Царь велел ждать его из похода – но это письмо подменили другим. И вышло, будто Салтан приказал посадить жену и сына в бочку и пустить их по волнам. Бочка пристает к острову Буяну, где юный богатырь князь Гвидон спасает от коршуна белую лебедь. Она становится его помощницей во всем: дарит город, и трижды помогает проникнуть (комаром, мухой и шмелем) на корабль, плывущий к отцу. Того в гости можно заманить только чудесами. Лебедь добывает Гвидону белку с золотыми орехами, Черномора с богатырями, наконец, сама превращается в царевну со звездой во лбу – и только тогда, не слушая злых родственниц, Салтан спешит в гости. На острове он узнает жену – и семья воссоединяется. Злодеек отпускают без наказания.

Отзыв

Сказка учит тому, что зло побеждается добром, а справедливость обязательно восторжествует. Все тайное становится явным. За счастье нужно бороться. Доброе дело никогда не пропадет, а даст свои плоды. Зависть – плохой советчик. Дружба, семья, доверие – важные ценности. Если копить обиды – примирения не будет, как и будущего у семьи. Дети могут помочь родителям преодолеть непонимание. На стороне оклеветанных – сама судьба. Нужно уметь быть великодушным и прощать врагов.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Год написания: 1831

Жанр произведения: сказка

Главные герои:Салтан — царь, Гвидон — царевич, Лебедь — волшебница.

Краткое содержание сказки «О царе Салтане» для читательского дневника повествует об истории царя, которого пытались, разлучить с семьей, но справедливость восторжествовала.

Сюжет

Три девицы, занимаясь пряжей представляют себя царицами. Первая хотела бы устроить пышный пир, вторая — накроить много полотна, а третья — родить царю сына. Подслушав их беседу царь Салтан сделал предложение выйти замуж третьей девушке, а сестрам служить при дворе ткачихой и поварихой. Пока царь воевал, жена родила сына. Сестры из зависти написали письмо Салтану, что ребенок уродлив. Не дождавшись приезда они сбрасывают царицу с ребенком в море. Но их выносит на остров. Гвидон, мальчик стал взрослым. Он спас от коршуна Лебедь, которая обещает вознаградить героя. Он стает царем в городе. К нему приглашают царя, но тот отказывается от приезда. Гвидон женится на прекрасной деве — самой лебеди. Салтан таки посетил остров, и узнал родных. Счастье и богатство сопутствуют созданной вновь семье.

Вывод (мое мнение)

Из-за зависти сестры забыли как важно ценить семью. Они обижали свою сестру, но все обернулось плохо для них. Предательство не помешало царице быть счастливой, она не сосредотачивалась на трудностях. Страдания учат нас и могут привести к неожиданно хорошим последствиям.

Добавить в избранное

Немалую роль в творчестве А.С. Пушкина сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».

Оглавление:

Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев.

Это важно знать! Краткая биография А. С. Пушкина.

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
  4. Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Главная мысль произведения

Основной посыл сказки в том, что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном — выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.

Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая — ткачихой.

Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.

В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку. Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения. Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.

Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин. Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем. Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.

Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана. Лебедь превратила Гвидона в комара, так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона. Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде — о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.

В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.

В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.

Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами. Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой. После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.

До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне — сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

Главные герои «Сказки о царе Салтане»

  • Царь Салтан — смелый, решительный и великодушный. Он может показаться слишком мягким, но на деле он просто добрый, именно поэтому он простил злых родственниц. А также это преданный герой. Он не женился во второй раз и был счастлив вернуться в семью.
  • Князь Гвидон — главный герой сказки, сын царя Салтана. Характеристика князя: смелый и целеустремленный. Изначально он спас мать от заточения в бочке. После предотвратил гибель царевны-лебедь. Он очень тосковал по отцу и приложил максимум усилий, чтобы вернуть его.
  • Царица-мать — впервые читатель встречает ее как добрую и честную девицу, далее она раскрывается как терпеливая женщина и добросердечная мать.
  • Царевна-лебедь — мудрая и прекрасная волшебница. Сначала она стала верным другом Гвидону, а впоследствии предстала в образе нежной девушки и вышла за него замуж.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Пушкин. А.С. «Сказка о царе Салтане» Жанр волшебная авторская сказка.Главные герои «Сказки о царе Салтане» и их характеристика

  1. Князь Гвидон, красивый и смелый, не побоялся сразиться с коршуном, скучает по отцу и наказывает зло.
  2. Молодая царица, мать Гвидона, обещала царю сына и родила его.
  3. Царь Салтан, мало времени уделял молодой жене, часто ходил в походы, нов конце воссоединился со своей семьей.
  4. Царевна Лебедь, преследовалась колдуном, состоит в родстве с богатырями, умеет делать чудеса, полюбила Гвидона
  5. Ткачиха, Повариха, Бабариха — отрицательные герои сказки, оклеветавшие молодую царицу и подменившую письмо с волей царя.

План пересказа «Сказки о царе Салтане»

  1. Свадьба царя Салтана
  2. Рождение сына
  3. Обманные грамоты
  4. Бочка в море
  5. Остров Буян
  6. Схватка лебедя и коршуна
  7. Город на острове
  8. Князь Гвидон
  9. Корабельщики
  10. Превращение в комара
  11. Рассказ про белочку
  12. Белочка в городе
  13. Гвидон превращается в муху
  14. Рассказ про богатырей
  15. Богатыри в городе
  16. Гвидон превращается в шмеля
  17. Рассказ о царевне
  18. Признание лебедя и свадьба
  19. Приезд Салтана
  20. Пир и прощение.

Кратчайшее содержание «Сказки о царе Салтане» для читательского дневника в 6 предложений 

  1. Салтан женится и уходит в поход
  2. Царицу с сыном по навету отправляют в бочке в море и они спасаются на острове Буян
  3. Гвидон  спасает лебедь, град на острове
  4. Гвидон трижды летает с корабельщиками к царю Салтана и лебедь исполняет его желания
  5. Гвидон женится на царевне Лебедь
  6. Приезд царя Салтана, воссоединение семьи.

Главная мысль «Сказки о царе Салтане» Зло всегда найдет способ само наказать себя, а добро всегда победит.Чему учит «Сказка о царе Салтане» Сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, учит хранить верность своим родным и не служить незаслуженных наветов. Сказка учит нас быть благородными и помогать тем, кого обижают несправедливо. Сказка учит нас честности и открытости. Она учит нас быть благодарными тем, кто нам помогает.Признаки волшебной сказки в «Сказке о царе Салтане»

  1. Присказки и концовка
  2. Волшебные существа — белочка, богатыри, царевна Лебедь
  3. Волшебный помощник — царевна Лебедь
  4. Волшебные превращения — комар, муха, шмель

Отзыв на «Сказку о царе Салтане» «Сказка о царе Салтане» — одно из самых удивительных произведений этого жанра. она читается просто на одном дыхании и никого не оставляет равнодушным. Мне больше всего из героев сказки понравился Гвидон, храбрый и красивый, и царевна Лебедь, волшебница, чья красота гремит на весь свет. также мне очень нравится образ белочки. У этой сказки счастливый конец и это тоже очень хорошо.Пословицы к «Сказке о царе Салтане» Сколько веревочке не виться, а конец будет. Не рой другому яму, сам в нее упадешь. Хорошо то, что хорошо кончается.Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о царе Салтане» Царь Салтан подслушивает разговор трех девиц и решает взять в жены ту из них, которая обещает принести богатыря, а двух оставшихся отряжает в ткачихи и поварихи. Салтан отправляется в поход, а царица рожает богатыря, но Бабариха, ткачиха и повариха подменяют письмо и пишут царю, что царица родила неведомую зверушку. Салтан велит дождаться его, но бабы подпаивают гонца и вновь меняют письмо. Царицу и сына бросают в бочке в море. Бочку выбрасывает на берег и сын царицы выбивает ногами дно. Потом он делает лук и стрелы и идет охотится. На море он видит как коршун бьет лебедя и стреляет в коршуна. Коршун кричит человеческим голосом и тонет. Лебедь благодарит царевича и обещает помогать ему. Утром царевич и царица видят город, а народ признает царевича князем Гвидоном. Приплывают корабельщики и Гивдон заскучал, узнав, что те плывут в царство Салтана. Лебедь превращает его в комара и Гвидон летит за корабельщиками. Корабельщики рассказывают Салтану о городе на острове и Салтан собирается проведать Гвидона. Бабариха, ткачиха и портниха отговаривают его и рассказывают про белочку и орехи. Комар кусает повариху. Лебедь дарит Гвидону белочку. Снова приплывают корабельщики, и снова Гвидон летит за ними в образе мухи. В этот раз бабы рассказывают о богатырях и дядьке Черноморе. Муха кусает ткачиху в глаз. Лебедь признается, что богатыри ее родные братья и они выходят из моря. В третий раз плывут корабельщики и Гвидон превращается в шмеля. В этот раз Бабариха говорит о прекрасной царевне, у которой месяц под косой и звезда во лбу, и Гвидон жалит свою бабку в нос. Лебедь признается, что она и есть та царевна и Гвидон венчается с ней. В четвертый раз корабельщики плывут к Салтану и царь, топнув ногой, собирает флот. Он приплывает на остров Буян,узнает супругу и обнимает сына. на радостях Бабриху, ткачиху и повариху прощают и отправляют домой.Иллюстрации и рисунки к «Сказке о царе Салтане»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/skazka-o-care-saltane.html
  • https://kratko.rustih.ru/aleksandr-pushkin-skazka-o-tsare-saltane/
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1670-skazka-o-care-saltane.html
  • https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-skazki-a-s-pushkina-o-tsare-saltane.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_12.html

  • Сказка о царе салтане читательский дневник 3 класс краткое описание для читательского дневника
  • Сказка о царе салтане читательский дневник 3 класс главная мысль
  • Сказка о царе салтане чит дневник
  • Сказка о царе салтане чем понравилась для читательского дневника
  • Сказка о царе салтане читать 1 часть