Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Дружба» г. Орска» 462421, г. Орск ул. Олимпийская 20 «А» тел. (3537) 28-96-90 тел./факс (3537) 28-88-64 E — mail : MDOAY 118@ yandex . ru Презентация книги – юбиляра 190 лет « Сказке о царе Салтане » А.С. Пушкина Подготовили: Миронов Никита Сергеевич, 6 лет Старший воспитатель: Миронова Елена Васильевна Россия, Оренбургская область, г. Орск 2021 г.
Слайд 2
Александр С ергеевич Пушкин
Слайд 3
Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна . Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием. Папа Саши писал стихи. И скоро маленький Саша тоже начал сочинять стихотворения . В 12 лет Саша поступил в лицей . Там он встретил друзей и начал писать прекрасные стихи . Пушкин при написании некоторых произведений использовал рассказы своей няни Арины Родионовны. Поэт слушал её сказки и народные песни, будучи уже взрослым, и записывал. Он написал много сказок и красивых стихов, которые стали известны по всему миру. Он стал великим русским поэтом. Поэт умер 10 февраля 1837 года в Петербурге.
Слайд 4
Сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений. Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона , который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.
Слайд 5
СЮЕТ Сюжет Сестры пряли у окошка и мечтали выйти замуж за царя. Одна, если станет царицей, хотела устроить большой пир, другая наткать полотна, а третья – родить сына царевича. Они не знали, что под окошком их слушает царь. Он выбрал в жёны ту, которая хотела родить сына. Сестры, назначенные при дворе на должность поварихи и ткачихи затаили обиду, и решили погубить царицу. Когда она родила красивого мальчика, злые сестры прислали письмо с ложными обвинениями Салтану . Царь возвратился с войны, и не нашёл свою жену. Бояре уже заточили царицу с сыном в бочку, и кинули в морские волны.
Слайд 6
Бочку прибило к берегу острова. Из неё вышел уже взрослый царевич и его мать. На охоте юноша защитил лебедя от коршуна. Лебедь оказался девушкой волшебницей, она отблагодарила царевича Гвидона , создав для него город, в котором он стал царём.
Слайд 8
Мимо острова проплывают купцы и удивляются, видя на прежде необитаемом острове «город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой». Гвидон принимает купцов как дорогих гостей, а в конце разговора передаёт поклон царю Салтану . По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебеди в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке , которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав об этом, царь отказывается от поездки к Гвидону . За это комар жалит повариху в правый глаз.
Слайд 10
После возвращения в свои владения Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.
Слайд 11
В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.
Слайд 12
И вновь купцы рассказывают царю Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Услышав об этом чуде, Салтан в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.
Слайд 13
После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона , потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть. Купцы в очередной раз приезжают к царю Салтану , рассказывают ему о всех изменениях на острове и вновь передают приглашение Гвидона с укором: «К нам-де в гости обещался, а доселе не собрался». В итоге царь Салтан отправляется в путь. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, после чего отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир .
Слайд 14
Сказка говорит, о победе добра над злом
Слайд 15
ссылки http://hronika.su/biografiya-pushkina-dlya-detey-doshkoln/ https://interesnyefakty.org/foto-pushkina/ https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_% D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5 http:// skazochnyj-domik.ru/skazka-o-care-saltane-kartinki https:// nukadeti.ru/skazki/pushkin_skazka_o_care_saltane https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/chemu-uchit-skazka-o-tsare-saltane-napisannaya-pushkinyim-dlya-detey/ https ://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/17371-skrap-nabor-schastlivyiy.html
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.
Цель:
1)
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;
2)
работать над навыками
выразительной речи;
3)
учить работе с текстом;
4)
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска
Планируемые результаты
Личностные
-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;
-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
Познавательные
— расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.
Регулятивные
-определять цель учебной деятельности;
-контролировать выполнение задания
-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.
Коммуникативные
-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;
-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;
-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи.
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка
проблемного вопроса.
Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».
Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
1.
Есть волшебство
2.
Странствия,
приключения героев
3.
Кто-то мешает или
помогает
4.
Герой воюет с
нечистой силой
5.
Эпизоды повторяются
по 3раза
6.
Есть зачин,
концовка
7.
Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
1.
Повторы
2.
Общие места
3.
Строй сказки
плавный, напевный
4.
Сказочник рисует
словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки
В кухне злится
повариха (злость)
Плачет у станка
ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене
(зависть)
С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)
Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
1.
Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли
Приведите
примеры
Кабы я была
царица, —
Говорит одна
девица, —
То на весь
крещенный мир
Приготовила б я
пир…
Кабы я была
царица, —
Третья молвила
сестрица, —
Я б для батюшки
царя
Родила б богатыря
Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…
А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)
(Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)
Век тебя я
не забуду:
Отплачу
тебе добром,
Сослужу
тебе потом!
2.
Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.
Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?
Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце
3.
Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю
плывет…
А ткачиха с поварихой,
с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится,
злится
И впился комар как
раз
Тетке прямо в
правый глаз.
Повариха
побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как
раз
Тетке сел на левый
глаз,
И ткачиха
побледнела:
«Ай!» — и тут же
окривела.
Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы
можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…
Что общим
является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую
мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Разбежались
по углам:
Их нашли
насилу там.
Тут они во
всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать
Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Учит справедливости , добру, правде
II. Анализ сказки по плану «Сюжет».
Что такое сюжет?
Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем
приводить примеры
Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
III.
Рассмотрим план под названием «Композиция».
Что такое композиция?
Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
Три девицы под
окном
Пряли поздно
вечерком…
В сказке
есть концовка:
Я там был, мед,
пиво пил
Да усы лишь
обмочил.
В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.
IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.
V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки.
Перечислим их
(см.план на ИД)
1.
Синонимы
2.
Сравнения
3.
Эпитеты
4.
Противопоставления
5.
Ондокоренные слова
6.
Сложные слова
7.
Славянизмы
8.
Определение после
определяемого слова стоит
9.
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы
10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь
Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Бог вас,
дети, наградит
Обращение
Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова
Найдите в
тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь
На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»
5.
Противопоставление
VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина на ИД)
VII.Рефлексия.
Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране следующие цифры:
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.
А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Да
Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.
А теперь
подведем итоги нашему уроку.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения
На этом
урок закончен
Викторина по сказкам Пушкина
(учитель: Ивандеева Елена Викторовна)
Цель:
— познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
— пробудить интерес к творчеству поэта;
— воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;
Предварительная работа:
конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина, чтение сказок поэта.
Используемая литература:
сказки А.С.Пушкина, книга с загадками.Ход конкурсной программы:
— Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас в удивительный мир сказок А. С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года, в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, -внучка «арапа Петра великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года.
Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.
Задание 1: Шифровка (каждая команда получает по две шифровки, в них названия животных из сказок Пушкина).
GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).
JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).
WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).
JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).
Задание 2: «Назови сказку правильно»
Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
— «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
— «Сказка о Золотом …» (петушке)
— «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)
Задание 3: «Найдите ошибку в данном отрывке»
(Отрывок из сказки напечатан на листе и зачитывается ведущим, потом передаётся в команды. Каждой команде – один отрывок. На обсуждение даётся 1-2 минуты. За правильный ответ жюри присуждает 3 жетона, за ответ с подсказкой – 2 жетона. Первым правом подсказки обладают команды-соперницы.)
А) Свет мой, солнышко, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее. (правильно: зеркальце)
Б) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно двадцать лет и три года. (правильно: тридцать)
В) За морем принцесса есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц на косе блестит,
А во лбу звезда горит. (правильно: царевна)
Задание 4: «Вспомни название сказки» (по опорным словам участники викторины называют название сказки)
1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров. («Сказка о царе Салтане»).
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет. («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер. («Сказка о мертвой царевне»)
Задание 5: «Из какой сказки отрывок»
Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». ( «Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». ( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Задание 6: «Знатоки сказок».
(1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.
2. Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)
3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)
4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
5. Из какой сказки эти строки?
… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
6. Из какой сказки эти строки?
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)
8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)
9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)
10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)
Задание 7: «Самый внимательный»
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (4 раза)
2.Как море менялось? («Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»)
3.Продолжи строфы:
«Приплыла к нему рыбка, спросила …» («-Чего тебе надобно, старче?»)
«Белка песенки поёт, да …» (« … орешки всё грызёт.)
«Я ль, скажи мне, всех …» ( « … милее, всех румяней и белее?»)
«Сказка – ложь, да в ней …» (« … намёк! Добрым молодцам урок.»)
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»? (В муху, комара, шмеля)
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде»)
7.Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего моря»)
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане…»? («Кораблю пристать велят»)
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
10. Какой был у попа лоб? (Толоконный)
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
(Съела отравленное яблоко)
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»? (На Шамаханской царице)
Задание 8: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.
Задание 9: «Сказочные прилагательные»
Назовите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые согласуются со следующими прилагательными:
хрустальный (гроб, дом белки), разбитое (корыто), золотой (петушок), синее (море), распроклятая (мошка), бедненький (бес), золотые (скорлупки), красная (девица), чудный (остров), славный (царь), столбовая (дворянка), парчовая (кичка), печальная (тьма, мгла).
Подведение итогов викторины.
Подсчитываются очки. Команда, получившая наибольшее количество баллов, награждается книгами с произведениями А. С. Пушкин
Конспект внеклассного занятия
Тема: «Сказка в музыке»
Эпиграф:
«Что за прелесть эти сказки!»
Художественно-педагогическая
идея урока:
во взаимосвязи смежных видов искусств музыки, поэзии и
живописи создать целостную картину русской народной сказки, ее красоту и
гармонию
Цели
урока:
образовательные:
·
дать
представление о музыкальном образе и средствах его создания;
·
заложить
навыки пластического интонирования, как средства выражения музыкального образа;
развивающие:
·
развивать
представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном
произведении и их значении в создании музыкального образа;
·
развивать
основы пластического интонирования и его основные приемы;
·
путем освоения
интеграционного поля мира искусств ввести в образный мир сказки;
·
превратить
урок музыки в диалог нескольких видов искусств (взаимопроникновение) — музыки,
поэзии, живописи;
воспитательные:
·
прививать
бережное отношение к культурным традициям своего народа;
·
развивать
представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном
произведении и их значении в создании музыкального образа;
·
пробуждать и
развивать добрые чувства, бережное отношение к близким;
Тип
урока: урок
изучения новых знаний
Средства
обучения:
Фонограммы
музыкальных произведений:
·
Симфоническая картина Н.А.Корсакова «Три чуда»
·
Песня неизвестных авторов «Аленушка»
Технические
средства:
·
Музыкальный
центр
·
Музыкальная
шкатулка в форме рояля..
Музыкальные
инструменты:
·
Треугольник
·
металлофон
Оформление:
·
На доске тема
урока «СКАЗКА В МУЗЫКЕ».
·
Иллюстрации:
портреты Пушкина и Римского-Корсакова, иллюстрации к сказке «Сказка о царе
Салтане…»А.С.Пушкина и репродукции картин Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» и
Виктора Васнецова «Аленушка».
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Здравствуйте,
ребята. сегодня я проведу у вас внеклассное занятие по музыке.
Давайте
улыбнемся друг другу и с хорошим настроением проведем наш урок
2.
Смысловая связка-блиц.
Звучит
фрагмент симфонической картины «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Н.А. Римского-Корсакова.
…Давным—давно
это было, —
Еще
когда моя бабка под стол пешком ходила;
Когда
реки текли молочные, а берега были кисельные,
Леса
были густые – густые, а небо чистое – чистое…
А
зверя в тех лесах было видимо-невидимо,
А птиц
в небе считано-несчитано,
А
сказок в народе – великое множество.
Тема
нашего урока: СКАЗКА В МУЗЫКЕ.
Ребята, а вы много сказок знаете? (Да). А хорошо ли вы их
знаете? Давайте вместе вспомним:
3.
Разминка.
Ветер по
морю гуляет
И кораблик
подгоняет…
Он бежит
себе в волнах
На
поднятых парусах…
Мимо
какого острова проплывал этот корабль? (Буян).
Он над
ней жужжит, кружится —
Прямо на
нос к ней садится,
Нос
ужалил богатырь:
На носу
вскочил волдырь.
Кто это
был и в кого он превратился? (Шмель)
Ель
растет перед дворцом,
А под ней
хрустальный дом;
Белка там
живет ручная,
Да
затейница какая!
Белка
песенки поет
Да орешки
все грызет.
А какую
песню пела белка? («Во саду ли, в огороде»).
Правильно,
а из какой сказки взяты все эти отрывки? (Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»). Кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин).
Демонстрируется
портрет А.С. Пушкина.
А откуда
появились сказки, кто их сочинял? (народ)
Правильно.
Поэтому они и называются русские народные сказки.
Кто вам
рассказывает сказки? (мама)
А кто
рассказывал сказки Пушкину? (няня)
Да, ведь
только благодаря Арине Родионовне Пушкин знал столько народных былин, песен,
сказок. Недаром поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»
4.
Получение новых знаний
А)
Прослушивание музыки
Сказки
Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.
Один из
них – великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Знакома
ли вам эта фамилия?
Учитель
демонстрирует портрет Римского–Корсакова
Композитор
очень любил писать музыку к сказкам.
Его
музыку любят не только в России, но и в других странах.
Во всем
мире его называют музыкальный сказочник. Когда Римский-Корсаков прочел
«Сказку о царе Салтане» Пушкина, ему тут же захотелось изобразить ее в музыке,
оживить звуками образы сказочных героев.
!!!
Новые понятия:
Художественный образ – это картина,
которую видит художник, прошедшая через его сознание, воображение, обогащенная
его чувствами.
Музыкальный образ – это восприятие композитором увиденного и переданное нам его
ощущение в музыкальных звуках.
Есть и в
«Сказке о царе Салтане» и в музыке Римского-Корсакова три чуда,
Вот как
рисует белку Пушкин-это поэтический образ
«…Белка
песенки поет
И орешки
все грызет
А орешки
не простые,
Все
скорлупки золотые….
…Кучки
равные кладет,
И с
присвисточкой поет
При
честном при всем народе:
«Во саду
ли, в огороде».
Какой вы
представляете Белку, какой образ дал ей Пушкин? (веселая, проворная, певунья)
Сейчас мы
услышим, каким Римский-Корсаков создал музыкальный образ Белки.
И все
вместе давайте покажем образ Белки движением рук, пластикой.
Звучит
фонограмма белки
Как
звучала музыка (легко, отрывисто, в высоком регистре). Белка, как птичка легко
прыгает по веткам; в музыке слышно
А
давайте при помощи музыкальных инструментов попробуем сами озвучить тему
волшебной белочки.
Раздаю
металлофон и треугольник и объясняю, что на металлофоне мы исполняем
ритмический рисунок на одной ноте-пластинке. Треугольник играет только на
сильную долю такта.
Играем
–фонограмма «Белка»
Молодцы.
Мы создали свой образ белочки. Давайте похлопаем артистам…. И продолжим
знакомство.
Второе
чудо.
«…Море
вздуется бурливо,
Закипит,
подымет вой,
Хлынет на
берег пустой,
Расплеснется
в шумном беге,
И очутятся
на бреге,
В чешуе,
как жар горя,
Тридцать
три богатыря.
Все
красавцы удалые,
Великаны
молодые,
Все
равны, как на подбор.
С ними
дядька Черномор».
Какими вы
увидели богатырей? (сильными, храбрыми, великанами)
Молодцы,
именно такой образ богатырей и задумал ПУШКИН
Послушайте,
какими музыкальными средствами Римский-Корсаков рисует образ богатырей.
При
прослушивании покажите жестами характер музыки.
Если
услышите звучание знакомых инструментов, изобразите, как на них играют.
Звучит
фонограмма 33 богатырей
Как
музыка передала образ богатырей? Темп – быстрый, стремительный
Какие же
инструменты использовал композитор (трубы, барабаны — призывные интонации,
характер марша)
Третье
чудо
«…Говорят,
царевна есть,
Что не
можно глаз отвесть.
Днем
свет божий затмевает.
Ночью
землю освещает —
Месяц под
косой блестит.
А во лбу
звезда горит.
А сама-то
величава.
Выступает,
будто пава;
Сладку
речь-то говорит,
Будто
реченька журчит
Какой
образ рисует Пушкин?
Я хочу
показать картину, она называется «Царевна Лебедь), ее написал русский художник
Михаил Врубель к «Сказке о царе Салтане»
Посмотрите
внимательно, какие краски использовал художник?
Какую
музыку вы ожидаете сейчас услышать?
При
прослушивании используйте пластику, ваши руки – это крылья прекрасной царевны
Лебеди.
Звучит
фонограмма царевны Лебеди
Мы
узнали, какие 3 чуда есть в «Сказке о царе Салтане…». Давайте еще раз их
назовем.
Какой
поэт создал художественные образы этих героев (Пушкин),
Какой
композитор создал музыкальные образы? (Римский-Корсаков)
Б)
Разучивание песни
Молодцы!
Вы хорошо работали, и у меня для вас заготовлен музыкальный сюрприз
Звучит
фонограмма
Учитель
исполняет песню «Аленушка»
1 куплет:
Нам сказки бабушка читала,
Про беззаботного Емелю.
Про Золушку простую,
Про рыбку золотую,
И про бессмертного Кащея.
Но лишь одна пришлась по сердцу,
Нам эта сказка часто снится.
Мы очень любим слушать,
Как братика Ванюшу
Спасает старшая сестрица.
Припев:
Где-то далеко светит солнышко,
Где-то у реки да на камушке
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
2 куплет:
А я ему бы песни пела,
А я ему б стихи читала,
И утренней порою,
Колодезной водою,
Иванушку бы умывала.
А я бы в игры с ним играла,
А я бы с ним в лесу гуляла,
Сырую пить водицу
Из козьего копытца
Ему бы я не разрешала.
Вы
догадались, как называется русская народная сказка? (Сестрица Аленушка и братец
Иванушка)
У
русского художника Виктора Васнецова есть картина, которая тоже называется
«Аленушка».
А сейчас мы
будем разучивать эту песню. Давайте представим, что мы с вами на «Фабрике
звезд». Вы – начинающие звездочки, и я буду учить вас петь.
Разучивается
припев песни «Аленушка», затем песня пропевается полностью под фонограмму.
Давайте
похлопаем! Вы – настоящие артисты! Вы прекрасно поете!
5.
Подведение итогов урока:
·
Проверка
усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока.
На
уроке мы говорили о сказке в музыке. Какие сказки мы сегодня вспомнили?
(«Сказка о царе Салтане», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). А кто написал
«Сказку о царе Салтане»? (А.С. Пушкин). Какой композитор сочинил музыку для
этой сказки? (Н.А. Римский-Корсаков). О каких художниках мы сегодня узнали?
(Васнецов, Врубель).
·
Анализ работы
учащихся на уроке. Совместные выводы учителя и учащихся