«Ска́зка о царе́ Салта́не» — фильм режиссёра Александра Птушко по мотивам одноимённой сказки (1831) А. С. Пушкина, вторая (после мультфильма 1943 года) экранизация этого произведения. Премьера в Москве состоялась в январе 1967 года, а на экраны фильм вышел в мае того же года.
Сюжет
О царе Салтане, его жене и новорожденном сыне, которого оклеветали, посадили в бочку и бросили в море. О том, как царица с Гвидоном попали на остров Буян, как однажды царевич встретил белую лебедь, да не обычную…
Любовь, клевета, предательство и чудеса — множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец…
Съёмки
Для летних натурных съёмок картины был выбран Крым — в районе Херсонеса на террасах пляжа «Солнечный» (ныне парк имени Анны Ахматовой) были выстроены декорации города царя Салтана и города-крепости царевича Гвидона с маковками церквей, с золотыми колымагами, с пушками на крепостных стенах и пристанью «с крепкою заставой»… С базы торпедных катеров в Севастополе были отобраны рослые моряки — тридцать три выходящих из моря богатыря[1]. Этот и многие другие сказочные эпизоды основывались на кинотрюках и множестве приёмов комбинированных съёмок. Съёмочной группой была использована:
…россыпь оригинальных творческих решений, соединивших сразу несколько способов создания комбинированного изображения. В «Сказке о царе Салтане» — чудесное превращение лебедя в царевну, а царевича в шмеля (стоп-камера и короткие наплывы с заменой реального персонажа рисунком), выход из моря богатырей (перспективное совмещение, маска и контрмаска), остров Буян (макет, зеркальное отражение и последующая дорисовка).
— Дмитрий Масуренков, «Мастера визуальных эффектов» 2006[2]
В эпизоде «Застывший город» киноведы позже усмотрели цитирование режиссёром киноавангарда, в частности — «Париж уснул» Рене Клера[3].
Шипят электродуговые лампы. Александр Птушко на высоком подъёмнике под панамой цвета хаки зорко следит за действом на площадке. Артисты в тяжёлых кафтанах и сарафанах, явно изнывая от жары, пытаются синхронно на миг застыть перед камерой. Но не всем это натурально удаётся, и «славный град» накрывает зычный глас режиссёра: «Олухи, бизоны! Вам что, замереть трудно?!»
Один дубль, второй, третий…
— Из воспоминаний Леонида Сомова, корреспондента «Слава Севастополя», побывавшего на съёмках «Застывшего города» в августе 1966[1]
Есть в фильме и цитата из Сергея Эйзенштейна, с которым Птушко приятельствовал в 1930-е годы:
…в «Сказке о царе Салтане» [А. Птушко] по-своему воспроизводит патетическую монтажную фразу взревевших львов из «Броненосца «Потёмкин»: львов сыграли переодетые «под мрамор» пудели — собачек Птушко утянул в белые рейтузы и приспособил к мордочкам картонные маски. При этом в минуты роковые зверьки не только в страхе оживают и бросаются врассыпную, но и сочувственно плачут о тяжкой доле государя.
Начальный зимний эпизод народных гуляний снимался в Подмосковных пейзажах.
В ролях
- Владимир Андреев — царь Салтан
- Лариса Голубкина — царица
- Олег Видов — царевич Гвидон (озвуч. Виктор Рождественский)
- Ксения Рябинкина — царевна Лебедь (озвуч. Нина Гуляева)
- Сергей Мартинсон — опекун Салтана
- Ольга Викландт — сватья баба Бабариха (в титрах — О. Викланд)
- Вера Ивлева — ткачиха
- Нина Беляева — повариха
- Виктор Колпаков — 1-й дьяк
- Юрий Чекулаев — спальник
- Валерий Носик — челядинец
- Григорий Шпигель — градоправитель
- Евгений Майхровский — шут
- Яков Беленький — 1-й восточный корабельщик
- Борис Битюков — 1-й корабельщик/1-й боярин
- Сергей Голованов — 2-й корабельщик
- Александр Дегтярь — 3-й корабельщик
- Артём Карапетян — 2-й восточный корабельщик
- Юрий Киреев — 4-й корабельщик
- Григорий Михайлов — 5-й корабельщик
- Михаил Орлов — 6-й корабельщик
- Дмитрий Орловский — 7-й корабельщик / кузнец
- Гурген Тонунц — 3-й восточный корабельщик
- Владимир Ферапонтов — 4-й восточный корабельщик
В эпизодах
- Николай Бармин — Черномор
- Сарра Мокиль — колдунья
- Олег Мокшанцев — 8-й корабельщик/2-й боярин
- Виктор Уральский — 3-й боярин
- Зоя Василькова — мамка (в титрах — З. Чекулаева)
- Павел Шальнов — 2-й дьяк
- Михаил Молокоедов — Гвидон в детстве
Не указаны в титрах
Съёмочная группа
Музыка
- Во саду ли, в огороде
Технические данные
- Цветной, широкоформатный, стереозвуковой
- 2366 метров
Фильм восстановлен на «Мосфильме» в 2001 году, руководитель работ — Анатолий Петрицкий.
Видео
В 1990-е годы фильм был выпущен на видеокассетах, в 1999 году — на DVD. В 2008 году выпущена полная отреставрированная версия на DVD.
Примечания
Литература
- Зиновьев М. «Быт и сказка» Идут съёмки // Советский экран : журнал. — 1965. — № 20.
- Сказка о царе Салтане // Спутник кинозрителя : журнал. — 1967. — № 2.
- Лагина Н. Подлинные ценности // Спутник кинофестиваля : газета. — 1967. — 16 июля (№ 10).
- Семёнов Е. Мир чудесных превращений // Советский экран : журнал. — 1967. — № 13.
- Вирутальная выставка «Мир сказок Александра Птушко». Российская государственная библиотека искусств.
Ссылки
- Сказка о царе Салтане. cinema.mosfilm.ru. Мосфильм. Дата обращения: 1 июня 2020.
- Сказка о царе Салтане. culture.ru. Культура.РФ. Дата обращения: 1 июня 2020.
Эта страница в последний раз была отредактирована 6 июня 2021 в 08:14.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.
В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).
Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).
Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.
Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.
Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.
Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.
Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.
Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.
На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?
Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?
Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.
Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»
Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.
Фото Дамира Юсупова / Большой театр
Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения
Автор
Автор Андрей Измаилов На чтение 18 мин. Опубликовано
имя | Владимир Наумов |
дата рождения | 6.12.1927 |
место рождения | Ленинград, СССР |
профессия | |
imdb_id | 0622643 |
Влади́мир Нау́мович Нау́мов (род. 6 декабря 1927, Ленинград) — советский, российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер, педагог. Народный артист СССР (1982).
Биография
Владимир Наумович Наумов родился в семье кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража (1898—1957).
В 1952 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Игоря Андреевича Савченко. Владимир Наумов был ассистентом режиссёра на фильмах Савченко «Третий удар» и «Тарас Шевченко». После скоропостижной смерти Савченко вместе с А. А. Аловым завершил его картину «Тарас Шевченко». С этой работы и началось многолетнее и плодотворное творческое сотрудничество Алова и Наумова.
На киевской киностудии им. А. Довженко Алов и Наумов поставили фильм «Тревожная молодость», по трилогии В. Беляева «Старая крепость», затем — фильм «Павел Корчагин», по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». В 1957 году И. А. Пырьев пригласил двух молодых режиссёров на киностудию «Мосфильм». В 1961 году их картина «Мир входящему» удостоились нескольких наград на международных кинофестивалях.
В 1966 году Александром Аловым и Владимиром Наумовым по рассказу Ф. М. Достоевского был снят фильм «Скверный анекдот». Картина не вышла на экраны по цензурным соображениям и показана только в 1987 году.
Одной из лучших работ Алова и Наумова стал фильм «Бег», поставленный по пьесе Михаила Булгакова. Главные роли в картине сыграли Людмила Савельева, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Алексей Баталов.
Приключенческая лента «Тегеран-43», снятая в 1980 году, стала фаворитом советского кинопроката, а в числе сыгравших в нём зарубежных актёров были звезды экрана Курд Юргенс и Ален Делон.
После смерти Александра Алова Владимир Наумов поставил фильмы «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки». Совместно с Тонино Гуэрра он написал сценарий специально для Марчелло Мастроянни, но тот заболел и вместо него был приглашён Иннокентий Смоктуновский. К сожалению, фильм «Белый праздник» вышел на экраны уже после смерти великого российского актёра.
С 1963 года Владимир Наумов — руководитель Творческого объединения киностудии «Мосфильм», преподавал на Высших режиссёрских курсах, c 1980 года руководит мастерской ВГИКа (с 1986 года — профессор), ведет мастерскую режиссуры игрового кино во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России (ВИППК). С 1976 года секретарь правления СК СССР.
Владимир Наумов — первый президент Национальной академии кинематографических наук и искусств (с 2002), член Европейской киноакадемии, секретарь Союза кинематографистов России, генеральный директор компании «Союз Навона» (с 1987), член правления киноконцерна «Мосфильм».
Награды и звания
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)
- Народный артист РСФСР (1974)
- Народный артист СССР (1983).
- Государственная премия СССР (1985).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997).
- Орден «Знак Почёта» (1971).
- Орден Трудового Красного Знамени (1977).
- Орден Дружбы народов (1987).
- Медали.
- МКФ в Венеции (1961, Вторая спец. премия («Золотая медаль») и Премия Пазинетти («Золотой кубок»), фильм «Мир входящему»)
- МКФ в Венеции (1961, Спец. приз жюри, фильм «Мир входящему»)
- МКФ в Брюсселе (1976, Главнй приз жюри, фильм «Легенда о Тиле»)
- Приз кинопродюсеров Норвегии (1978, фильм «Легенда о Тиле»)
- ВКФ (1978, Спец. приз жюри, фильм «Легенда о Тиле»)
- ВКФ (1981, Главный приз, фильм «Тегеран-43»)
- XII МКФ в Москве (1981, Золотой приз, фильм «Тегеран-43»)
- XII МКФ в Москве (1981, Приз Общества «Родина», фильм «Тегеран-43»)
- ВКФ (1984, Главный приз и Диплом, фильм «Берег»)
- МКФ в Римини (1995, Приз «Амаркорд», фильм «Белый праздник»)
- КФ русских фильмов в Онфлёре (2001, Почетный диплом, фильм «Часы без стрелок»)
- Премия «Золотой орёл» (2007, за выдающийся вклад в кинематограф)
- Почётный член Российской академии художеств.
Семья
- Первый брак — киноактриса Эльза Леждей.
- Сын Алексей
- Внук Владимир
- Второй брак — киноактриса Наталия Белохвостикова.
- Дочь — кинорежиссёр и киноактриса Наталья Наумова.
Фильмография
Актёр
- 1948 — Третий удар — молодой лейтенант
- 1969 — Гори, гори, моя звезда — штабс-капитан
- 1970 — Кража — Абалин
- 2001 — Часы без стрелок
- 2007 — Джоконда на асфальте — «мама»
Сценарист
- — Ветер
- — Мир входящему
- — Монета
- — Скверный анекдот
- — Бег
- — Карнавал
- — Как закалялась сталь
- — Легенда о Тиле
- — Тегеран-43
- — Похождения графа Невзорова
- — Берег
- — Выбор
- — Закон
- — Десять лет без права переписки
- — Белый праздник
- — Часы без стрелок
- — Джоконда на асфальте
- — В России идёт снег
Продюсер
- — Белый праздник
- — Часы без стрелок
- — Год лошади: Созвездие Скорпиона
- — Джоконда на асфальте
- — В России идёт снег
Режиссёр
- — Тарас Шевченко (заканчивал после смерти И. Савченко)
- — Тревожная молодость
- — Павел Корчагин
- — Ветер
- — Мир входящему
- — Монета
- — Скверный анекдот
- — Бег
- — Легенда о Тиле
- — Тегеран-43
- — Берег
- — Алов (документальный фильм)
- — Выбор
- — Закон
- — Десять лет без права переписки
- — Белый праздник
- — Тайна Нардо, или Сон белой собаки
- — Часы без стрелок
- — Джоконда на асфальте
- — Сказка о царе Салтане
Другие популярные актеры
Комментарии
НОВОСТИ КИНО
Рецензия на фильм Терминатор: Генезис 2015 года выхода
ТОП-7 фильмов с неожиданной концовкой
Сюжеты фильмов Несломленный (2015), Восхождение Юпитер (2015), Полтергейст (2015).
Все
ФИЛЬМЫ
Сериал «Дневники вампира»
Паранормальное явление: Метка дьявола
Фильм «Бойфренд из будущего»
Все —>
В сериале «Реальные пацаны», выходящем на канале «ТНТ», почти все артисты снимаются под действительными именами. Так вышло и с Дмитрием Наумовым. Помимо того, и роль актеру досталась, что называется, из жизни – брат играет брата. Только в отличие от основных участников каста ситкома на жизнь Дмитрия истории «пермских пацанов» не оказали большого влияния.
Детство и юность
Младший брат Николая Наумова, которого знают как «того самого пацана Коляна», родился в Перми в праздничный день 7 ноября 1985 года. Отец и дед Димы были кадровыми офицерами, но оба сына Наумовых выбрали гуманитарный путь развития своих биографий.
Николай Наумов и Дмитрий Наумов
Дмитрий – обладатель диплома о высшем образовании. Вот только с названием вуза и специальности источники в Сети не пришли к общему знаменателю. Упоминается Пермский государственный университет и филологический факультет, а также факультет культурологии в Пермском институте искусства и культуры. Cудя по аккаунту в социальной сети «ВКонтакте», точнее все же второе.
Возможно, Наумов-младший преподавал бы в школе литературу или трудился искусствоведом, но с праведного пути парня, как и Николая в свое время, «сбил» Клуб веселых и находчивых.
Дмитрий Наумов
Братья внешне очень похожи друг на друга, и этот факт КВНщики из пермской команды «Друзья» не оставили без внимания. Дмитрий еще студентом сыграл во втором полуфинале премьер-лиги КВН в 2005 году вместе с красноярским «Левым берегом», «Островами» из Южно-Сахалинска и томской командой «МаксимуМ». И судя по всему, быть актером Наумову понравилось.
Карьера
Сейчас уже без преувеличения можно констатировать, что сериал «Реальные пацаны» стал культовым в молодежной среде. Его герои – обычные люди, коих множество в российских городах и поселках. В интервью «Комсомольской правде» Николай Наумов, смеясь, рассказывал, что в «Реальных пацанах» успели сняться все его родственники и знакомые.
Не обошла эта участь и брата Диму. Для Дмитрия роль тезки-авантюриста стала дебютом в кинематографе. По сюжету он также брат Коляна, но, в отличие от главного героя, Димасику не свойственны простота и честность родственника.
Дмитрий Наумов в сериале «Реальные пацаны»
Молодой человек одержим идеей заработать побольше денег, а каким путем достичь этой цели, особо не беспокоится. В изощренные махинации Димы тем или иным образом оказывается вовлечен Коля. Но если Дмитрию как-то удается вывернуться или хотя бы минимизировать для себя ущерб, то Николаю приходится зачастую расхлебывать последствия, улаживать возникшие конфликты, в общем, расплачиваться по счетам.
Не погнушался Димасик разбить сердце персонажа Марии Шекуновой. Пышногрудая Маша – девица вредная и капризная, но искренне любящая Коляна. В какое-то время Дмитрий завладел ее вниманием, но на деле отношения оказались фарсом.
Мария Шекунова
В послужном списке Дмитрия Наумова на ряде сайтов указаны фильм Джаника Файзиева «Август восьмого», мелодрама «Девичья охота» с Анной Антоновой и Максимом Щеголевым, детективный сериал «Следаки». Однако во всех этих картинах снялся достаточно опытный актер, у которого такое же имя, что и у молодого пермяка. В последнем вообще участвовали 10 артистов, чьи имена и фамилии полностью совпадают с именами коллег, потому запутаться немудрено.
Актер Дмитрий Наумов, тезка Дмитрия Наумова из «Реальных пацанов»
И совсем вводит в заблуждение наличие полного тезки Дмитрия Александровича Наумова, режиссера-анималиста и сценариста развивающих детских мультфильмов. Самый известный из них, пожалуй, сериал «Три котенка», собравший на YouTube десятки миллионов просмотров. Плоды его труда также зачастую приписывают бывшему КВНщику из Перми.
Фильмографию Наумова, кроме «Пацанов», если верить “Кинопоиску”, дополняет романтическая комедия «Мужчина с гарантией».
Дмитрий Наумов
В фильме хозяйка супермаркета в исполнении Нонны Гришаевой заключает пари с героем Дмитрия Нагиева, строительным магнатом, о том, что в течение пяти дней найдет себе мужа в стенах собственного магазина. Для этого бизнесвумен, притворившись стажером, устраивается помощником к охраннику, роль которого досталась Александру Олешко.
Зрители услышали знакомые интонации «конкретного пацана» из уст строгого телохранителя персонажа Нагиева, по которому «и без паспорта видно, что он Лёха». В этом эпизоде, длившемся меньше минуты, появился Дмитрий Наумов.
Личная жизнь
Дмитрий Наумов, судя по всему, не любитель светской жизни. Интервью не дает, на телеэкранах не светится, в публичных мероприятиях не участвует. Подробности личной жизни, сведения о росте, весе и хобби остаются вне пределов досягаемости.
Дмитрий Наумов и его жена
Фото в «Инстаграме» и прочих соцсетях преимущественно нейтрального, а порой философского содержания. Оттуда можно почерпнуть информацию, что актер интересуется вопросами православия, счастлив в браке, вот только имя любимой девушки неизвестно.
Дмитрий Наумов сейчас
Весной 2018-го на телеэкраны вышла предпоследняя часть 6 сезона полюбившегося ситкома «Реальные пацаны». Колян, Антоха и Вован становятся звездами и вместе с остальными участниками организовывают концерты. Дмитрий появляется в заключительной серии в роли нечистого на руку молодого человека, который прогуливается в фойе концертного зала и предлагает всем желающим сфотографироваться со знаменитостью или получить автограф артиста.
Дмитрий Наумов в 2018 году
По сюжету герой Наумова попадает на камеру присутствующего на концерте журналиста и спешит скрыться в толпе. Продолжение повествования о жизни пермяков заявлено на ноябрь 2018 года. О том, увидят ли зрители Дмитрия Наумова в новых сериях, пока не сообщалось.
Фильмография
- 2010-2018 – «Реальные пацаны»
- 2012 – «Мужчина с гарантией»
Прекрасный, воспетый поэтами, город на Неве, 1927 год. Именно в это время в семье известного оператора Наума Соломоновича Наумова-Стража и его очаровательной и талантливой супруги, актрисы и преподавателя ВГИКа Агнии Бурмистровой, родился сын Владимир.
Обречён на успех
Мальчик с детских лет был обречён на успех, ведь он воспитывался в атмосфере постоянных съёмок, обсуждений сценариев и репетиций. Знаменитые актёры, фильмы с участием которых заставляли плакать и смеяться весь советский народ, были для Владимира тётями и дядями, которые с удовольствием возились со смышлёным малышом и прочили ему великое будущее. Владимир Наумов, биография которого уже изначально была предопределена, не подвёл ожидания близких, он с блеском закончил режиссёрский факультет ВГИКа и стал ассистентом своего учителя Савченко на фильмах «Тарас Бульба» и «Третий удар».
На съёмках он познакомился с Аловым, творческий союз с которым принесёт в будущем ему мировую славу. Во время съёмок случилась трагедия, и главный режиссёр скоропостижно скончался, Наумов стал во главе группы и сумел с блеском закончить картину, которая сразу полюбилась многомиллионной зрительской аудитории.
Алов и Наумов
После столь удачного дебюта Наумов стал очень востребованным, его избирают руководителем студии «Союз». Он вместе со своим соавтором Аловым приступает к съёмкам эпических революционных фильмов. Эта тема была в те времена очень востребованной и почти все известные режиссёры обратились к революционной тематике, однако не всем удавалось снимать так реалистично и в то же время с такой романтичной ноткой, как это сумели сделать Александр Алов и Владимир Наумов.
Картина «Как закалялась сталь» получилась истинным шедевром, вошедшим во все мировые антологии киноискусства. Всем известное произведение зазвучало по-новому, прекрасный выбор молодых талантливых актёров сделал этот фильм истинно народным. Творческий тандем набирал обороты, фильмы Владимира Наумова ждали с нетерпением, перед кинотеатрами выстраивались километровые очереди. Это и есть истинное народное признание.
Всеобщее признание мастера
За рубежом режиссёры стали известными после картины «Мир входящему». Критики очень благосклонно отнеслись к советским режиссёрам, фильм получил большое количество международных наград и призов.
Несмотря на такую славу и понимание со стороны советских властей, Владимир Наумов остался настоящим мастером, далёким от политики и снимающим то, что считает нужным. Доказательством этому служит экранизация Достоевского «Скверный анекдот» с Евстигнеевым в главной роли. Фильм оказался очень реалистичным и чиновники от кинематографа посчитали его бунтарским и антисоветским. Долгое время картина пролежала на полке, лишь в 1987 году она увидела свет и была по достоинству оценена зрителями. Владимир Наумов проявил себя как истинный мастер психологического фильма, будь то экранизация известного произведения или просто современный сценарий. Его герои получаются яркими и запоминающимися, трагизм ситуаций всегда оказывается столь жизненным, что в экранных героях зрители зачастую узнают себя.
«Бег»
Самой знаковой в судьбе тандема стала экранизация известного романа М. Булгакова «Бег». Надо сказать, что Булгаков в те времена особо не приветствовался, его почти не издавали, и по стране гуляли слепые копии отпечатанного от руки романа «Мастер и Маргарита». Поэтому смелое решение снимать фильм о белогвардейцах, которые показаны обычными русскими достойными людьми с их страданиями, любовью к родине, идеалами и жизненными трагедиями, было своего рода вызовом.
Творческий коллектив актёров был подобран идеально, на съёмочной площадке творилось таинство великой литературы. Обычные шаблоны были забыты, ведь белогвардейцы представлялись эдакими бандитами, угнетающими и уничтожающими своих соотечественников. Главная трагедия целого поколения блестящих офицеров, ставших игрушками режима и революции, заставляет плакать и смеяться. Премьера фильма была сродни взрыву бомбы. Режиссёр Владимир Наумов полностью перечеркнул заезженные стереотипы советского кинематографа и вышел на другой уровень мастерства.
«Легенда о Тиле»
Самое главное в союзе двух единомышленников было желание создавать кино для всех, но не обычные фильмы и экранизации, а в каждой новой картине всё больше раскрывалась личность самих режиссёров. «Легенда о Тиле» была экранизирована впервые, до Наумова никто не задумывался об интереснейшей сюжетной линии великого произведения. Молодёжь по достоинству оценила эту картину, и фильм стал очень востребованным. Старшее поколение, помнившее революционные патриотические фильмы Алова и Наумова, отнеслось к картине более прохладно и обвинило режиссёров в заигрывании с Западом и создании несоветских, идеологически выдержанных фильмов, однако это никак не повлияло на творческие планы, ведь впереди уже был «Тегеран-43». Владимир Наумов, биография которого богата интересными значимыми свершениями, работал над фильмом с особым интересом, он уже был опытным режиссёром, и ему хотелось новаторских идей и оригинального подхода к известной теме.
«Тегеран-43»
Проблемы личности в мировой истории и возможности отдельного человека повлиять на ход истории обычно не поднимались советскими режиссёрами, ведь с детства о человеке говорилось как о винтике в огромной государственной машине. Личностные качества не приветствовались, и поэтому фильм «Тегеран-43» можно считать первым в целом ряде картин по этой теме.
Постоянные скачки во времени, параллельные сюжеты, историческая тема и совершенно непривычный подбор актёров сделали эту картину шедевром кинематографического искусства. Юная Белохвостикова и Ален Делон смотрелись как существа с другой планеты, фильм завораживал ещё и тем, что история была невымышленная, существовали прототипы главных героев. Это была абсолютная победа.
Муза
Режиссёр Владимир Наумов создал фильм на века, его до сих пор с интересом смотрят люди разных возрастов. Вторая жена Владимира Наумова, Наталья Белохвостикова, стала музой режиссёра. Кроме исключительной красоты, молодая актриса обладала недюжинным талантом и чутьём, многие сцены она играла так, как считала нужным, и впоследствии Владимир соглашался с видением своей супруги. Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов представляли собой идеальную пару двух талантливых людей, полностью дополняющих друг друга. Невозможно перечислить все титулы и награды, которые они получили за своё творчество. Постоянная муза режиссёра всегда привносила в совместные работы новые нюансы, от этих интересных находок фильмы становились ещё интересней. Алексей Наумов, сын Владимира Наумова от первого брака с известной актрисой Эльзой Леждей, не пошёл по стопам отца, он стал художником и со временем приобрёл большую славу как на родине, так и за рубежом. Во втором браке у Наумова родилась дочка, которую по настоянию отца назвали в честь матери Натальей.
Вообще неожиданная встреча именитого маэстро и юной девушки доказывает любовь с первого взгляда и то, что браки заключаются на небесах. Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов познакомились в самолёте, когда режиссёр летел представлять свою картину на очередной фестиваль, оказалось, что Наталья тоже туда направляется в качестве номинированной на премию исполнительницы главной роли в фильме «У озера».
Семейное счастье
Они получили каждый свои премии, и отношения стали стремительно развиваться. Многие отговаривали 18-летнюю Наталью от этого брака, однако она твёрдо стояла на своём и оказалась права. Их семья получилась крепкой, и они прожили очень счастливо много лет, вплоть до смерти режиссёра. Владимир Наумов, биография которого изначально была предопределена, оставил неоценимый след в российском кинематографе, его фильмы живы и поныне вызывают восторг зрителей.
<!DOCTYPE html PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN» «http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd»>
Стать счастливыми родителями возможно в любом возрасте – на собственном примере доказывают обыватели и знаменитости. Чтобы познать радость материнства, не обязательно рожать самостоятельно или прибегать к суррогатному вынашиванию ребенка. Малыши из детских домов мечтают о любящих семьях. Так поступили – взяли мальчика из приюта – в 2007 году актриса Наталья Белохвостикова с супругом режиссером Владимиром Наумовым.
Фото: ok06 декабря 2017 21:45
Юбилей у Владимира Наумова: известному кинорежиссеру, сценаристу, актеру, продюсеру, педагогу, народному артисту СССР исполнилось 90! Как режиссер он снял два десятка картин, среди которых «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Десять лет без права переписки». Он экранизировал Булгакова и Гуэрру, воспитал множество знаменитых учеников. И всегда рядом была муза и соратница Наталья Белохвостикова, с которой неразлучны более 40 лет.
Почти полвека вместе — муза и мастер. Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов в преддверии 90-летия режиссера на «Мосфильме» вспоминают свой творческий путь рука об руку. Ей он посвящал каждый свой фильм. Ни единой ссоры, только творческий поиск, который ни на минуту не прекращался.
«Мы приходили домой и доигрывали то, что не доиграли, и додумывали то, что не додумали», — рассказывает народная артистка РСФСР Наталья Белохвостикова.
«Я хотел как раз сказать: она не давал мне жить! – добавляет народный артист СССА, режиссер Владимир Наумов. — Мы приходили домой и перед тем, как поесть, голодные, начинали обсуждать, правильно или не правильно, следовало переснять этот эпизод завтра или нет».
Легендарные фильмы «Бег», «Берег», «Павел Корчагин» — картины Владимира Наумова популярны далеко за пределами Советского Союза, ими восхищался весь мир. «Тегеран 43» — история любви советского разведчика и сильной духом француженки российского происхождения переводчицы с персидского — завоевала сердца зрителей со всего мира. Ален Делон посчитал счастьем сняться у Наумова. Но кинозвезде не понравилось, что роль в «Тегеране 43» была уж слишком короткая. Для Ален Делона пришлось дописывать сценарий. Вместо одной страницы написали 20 — всего за день, увидев его, Делон просиял.
Наумов снимал фильмы всегда в соавторстве с Александром Аловым. Любознательность, неугомонность, безудержная фантазия первого и выдержанность, критическое мышление — идеальный творческий дуэт. Их «Павел Корчагин», которого сыграл Василий Лановой, стал примером для подражания сразу у нескольких поколений советских людей.
«Я когда увидел его, сразу сказал, что я буду играть в этой картине, потому что это для себя самого совершенно особенная история, «Как закалялась сталь» — это то, что мне прочитали еще в юности», — говорит народный артист СССР Василий Лановой.
Еще один шедевр — картина «Берег», где советский писатель прилетает в Гамбург и в его памяти оживают бои за победу в 45-м году, бил рекорды по просмотрам за границей. Народный артист РФ Борис Щербаков говорит, что обожает Наумова за его безудержную энергию. «Талантливый, энергичный, из него — как из вулкана — шла энергия, фонтанировал идеями, и вообще у него снимались самые лучшие актеры», — считает Щербаков.
Сегодня Наумов работает над экранизацией «Сказки о царе Салтане» Пушкина. И, пожалуй, лучший подарок к юбилею, как он говорит, — это продолжение съемок и выход картины на большой экран. Ведь это так важно, чтобы «великий и могучий русский язык» во всей его полноте оживал на экранах.
© пресс-служба
Автор
Александр Пигарев
26 ноября 2021
Бренд «Онегин» придумал оригинальную арт-концепцию под запуск нового проекта: устроил съемку в особняке Волковых-Юсуповых, гостем которого был Александр Пушкин, и выпустил «Сказки для взрослых» на виниле с участием популярных актеров
О новом проекте мы поговорили с бренд-менеджером компании «Онегин» Марианой Павлюкевич. За ее плечами более 16 лет работы в алкогольной индустрии, из них семь — в группе компаний Simple. Актуальный этап ее карьеры — развитие бренда «Онегин», к созданию и запуску которого она также причастна.
Почему для проекта были выбраны именно сказки и именно Пушкина? Согласитесь, что сказочников хватает с избытком.
Из-за постоянной работы, гонки за успехом и жизненной рутины во взрослом возрасте часто утрачивается ведущая в волшебный мир призрачная нить. Слова из сказок забываются, фантастические персонажи исчезают, а яркие образы тускнеют. Но порой стоит напомнить, как может захватывать дух от встречи со знакомым и одновременно неизведанным миром сказок. Поэтому команда «Онегина» решилась на творческий эксперимент, черпая вдохновение в волшебной вселенной Александра Пушкина. Мы создали новый продукт, сохранив при этом ДНК основного бренда и тесную связь с главным русским поэтом.
Яркий и красочный мир пушкинского нарратива полон магии: она связывает быль и небылицу, простоту и чудеса, провидение и случай. А сказки словно полотна, сотканные из событий и лиц, притягивают нас. Хочется хоть на мгновение погрузиться в их диковинную реальность: любоваться, осязать, пробовать. Такую возможность насладиться «вкусом сказки», получить гастрономическое и эстетическое удовольствие дарят наши ягодные настойки.
Я слышал, что вы также выпустили на виниле аудиосказку о Царе Салтане. Как это соотносится с общей концепцией проекта?
Идеально. (Смеется.) Наш арт-проект «Сказки для взрослых» воплотился на виниле, потому что это особая эстетика неторопливого удовольствия. Без возможности перемотки происходит плавное погружение в звук, эмоции и настроение. Режиссер Савва Савельев помог реализовать наш замысел — представить неакадемическое прочтение классики. Главным его решением стала игра с современными формами и новыми музыкальными стилями. Получилась история с крутым саунд-дизайном, аллюзиями на техно, а в сцене с корабельщиками актеры театра «Практика» и «Мастерской Брусникина» читают рэп. Главные роли блестяще исполнили такие артисты, как Варвара Шмыкова, Лукерья Ильяшенко, Алексей Агранович, Павел Артемьев и другие. Считаю, что такая лимитированная пластинка может украсить любую коллекцию винила — ее звучание нужно смаковать не спеша, наравне с гурманскими настойками sur-lie fruitier (на фруктах).
Насколько я знаю, вы выпустили еще коллекционное издание сказок Пушкина. Решили обрамить свой проект со всех сторон?
Да, по традиции команда «Онегина» оставила свой литературный, если угодно — издательский след в истории. Красиво переплетенный томик сочного ягодного цвета «Сказки для взрослых» стал самым полным собранием волшебных сказок Александра Пушкина. Издание открывается малоизвестной сказкой для взрослых «Царь Никита и сорок его дочерей» 1822 года, которая никогда ранее не включалась в сказочные сборники из-за своей фривольности. Большинство из нас даже никогда не слышало о существовании этой игриво написанной истории о любвеобильном государе. Интересна она еще и тем, что это политическая сатира на Александра I, написанная эзоповым языком в форме забавной поэтической безделушки. Именно за политический подтекст «Царя Никиту» не публиковали в России в царские времена, а в советские — за эротически-фривольный сюжет. Выход сборника приурочен к двухсотлетнему юбилею «Царя Никиты» и уникален тем, что за два века это первый раз, когда все семь сказок поэта напечатаны одной книгой. Мы не ставим в книгу свою рекламу. Для нас это возможность поговорить с нашим потребителем про ценности, про глубину образов, про созидание. Мы считаем, что это самый правильный путь.
Эти сказочные релизы появились в поддержку линии ягодных настоек. Какие вкусы вы решили использовать? Планку вы установили очень высокую, и они должны ей соответствовать.
В дегустационный сет премиальных настоек sur lie fruitier вошли четыре тщательно составленные композиции. Sur lie fruitier — это метод выдержки на ягодном осадке. Мы сохраняем в напитке мельчайшие ягодные частицы, благодаря которым выдержка настоек продолжается непосредственно в бутылках, что позволяет добиться более яркого, глубокого и выраженного вкуса. Если говорить о вкусах, то это, например, купаж из черноплодной рябины с добавлением кедрового ореха и бузины. Еще есть настойка на основе черной смородины, ежевики и ягод асаи, которая обволакивает ароматом черных ягод и преподносит бархатное завершение во вкусе. Третий ягодный ансамбль сочетает в себе легкую кислинку вишни и гранатовых зерен и деликатную сладость барбариса. В четвертой настойке симбиоз нетривиального «оранжевого трио»: курага, облепиха и физалис. Самым неожиданным ингредиентом для нас стала курага. Мы очень много спорили о том, стоит ли ее использовать, но она проявила себя в настойках как очень нежный, яркий и особенный ингредиент.
Для работы над линией настоек вы привлекали профессиональных шеф-поваров?
Нет, сначала мы самостоятельно прорабатывали варианты, а потом тестировали их с шефами. Разумеется, мы также советовались с сомелье, потому что у них идеальное восприятие вкусов. И конечно обращались к нашим купажистам, ведь они потрясающе увлеченные профессионалы в деле смешивания вкусов. Поэтому в настойках появились облепиха, физалис, ягоды асаи. А, например, в купаже из черноплодной рябины мы хотели сделать реверанс в сторону пьемонтских вин с их мощными вкусами с нотками земли, табака… Наша линия «Онегин Gourmet» — это Limited Edition, и в данном случае это не дань моде, а целая философия. Это удовольствие для взрослых, готовых соприкоснуться со сказочным миром и погрузиться в уникальный вкусовой опыт.
Соглашусь, получилась очень красивая во всех смыслах концепция.
Да, но мы решили еще выше поднять градус красоты. (Смеется.) Нам удалось найти в Москве уникальную пушкинскую локацию с нарядными интерьерами. Это жемчужина архитектуры XIX века, уникальный объект культурного наследия — палаты Волковых-Юсуповых, которые ожидают реставрации и закрыты для публики. Будущий поэт в раннем детстве жил во флигеле в Харитоньевском переулке. И во взрослом возрасте Пушкин проводил много времени в гостях у Николая Юсупова, и фигура князя, как и сам дворец, занимали особое место в жизни поэта, а потом и в его произведениях. Тот самый ученый кот на «дубе у лукоморья» (впрочем, как и сам дуб из придворцового парка) перекочевал в сказку из жизни: в княжеском саду находился сконструированный в Голландии говорящий механический кот на цепи. Когда его заводили, весь свет собирался на него посмотреть. До наших дней особняк дожил с великолепным декором, созданным руками Зинаиды Юсуповой. Законодательница мод и муза всей творческой элиты того времени распорядилась расписать палаты дворца орнаментами и волшебными персонажами. Яркость образов и красок идеально подошла для фотосессии «Онегин Gourmet». Эта притягательная недоступность напоминает и лимитированные коллекции haute couture, что послужило вдохновением для создания арт-съемки. В результате весь проект собрался в единое целое, как мы и планировали.
Похороны Петра Столыпина в Киеве, 5 (18) сентября 1911 года
© Public Domain/Wikimedia Commons
Киев, 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1911 года. Опера «Сказка о царе Салтане». Император просил дать именно ее. Антракт. Два выстрела, второй — в живот. Спустя 110 лет родственница присутствовавшей в тот вечер в театре женщины обнаружила и передала нам письмо своей прабабушки, в котором она подробно описывает последнее покушение на большого политика
Личный архив писем Наталии Оржевской (урожденной княжны Шаховской) до 1919 года не сохранился — ее имение находилось недалеко от Житомира, бесконечно переходившего из рук в руки во время гражданской войны. Кто именно похозяйничал в имении — неизвестно, но погибло все, даже годами ревностно оберегаемая шкатулка с самой ценной корреспонденцией и воспоминаниями. А вспоминать было что: годы в фрейлинах сначала у императрицы Марии Александровны, затем — у Марии Федоровны. Балы и светские развлечения. Работа сестрой милосердия в одном из госпиталей во время войны 1876-1877 года, создание на собственные средства амбулатории, госпиталя и больницы, руководство отделением Красного Креста…
На протяжении многих лет ее постоянным корреспондентом был Иван Балашов — известный благотворитель и покровитель искусств. Он не раз просил ее описывать крупные политические и светские события, свидетельницей которых она становилась в силу высокого положения. Попросил он рассказать и о последнем покушении на Петра Столыпина.
Письмо правнучатая племянница Оржевской Елена Старостенкова обнаружила почти случайно. Прочитать его было непросто, два года ушли только на расшифровку — почерк очень неразборчив. Но труд не напрасен — письмо об убийстве Петра Столыпина, переписывавшееся в высшем обществе и передававшееся из рук в руки столетие назад, теперь можно прочитать и нам.
Знала ли автор письма Столыпина лично — неизвестно (хотя ее брат точно был с ним знаком). Но о поступках и решениях этого человека в то время знала вся Россия.
Взлеты
Дорогой Иван Петрович, Совесть жестоко корит меня в неисполнении моего обещания описать Вам, насколько возможно подробно и точно мои личные впечатления о горестном событии 1-го сентября 1911 года в Киеве, но жизнь моя так всегда складывается, что не только мне самой, но и мысли моей приходится подчиняться окружающим меня людям и обстоятельствам. К тому же, по возвращении моем из Петербурга я заболела сильной инфлюэнцией, которую перенесла хотя и на ногах, но с тем очень неприятным самочувствием, когда каждое усилие — мука, а и каждое движение болевое ощущение
из письма Наталии Оржевской
Столыпин — человек, чья карьера складывалась действительно блестяще с самого начала. Естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Специальность — агрономия. Выбор для дворянина весьма небанальный. Выпустился сразу кандидатом и получил небывало высокий для выпускника чин коллежского секретаря — X класс в табели о рангах. За следующие три года поднялся до V класса.
После 13 лет работы в литовском Ковно Столыпина назначили губернатором Гродно, где он распоряжался о подавлении восстаний, развивал сельское хозяйство и заботился об образовании крестьян. Первая русская революция застала его в Саратове — одном из центров подполья, бунтовавшего страшно и кроваво. В 1906 году произошел очередной невероятный карьерный скачок.
«Следует отметить уникальность бюрократической карьеры Столыпина. Существовали в Российской империи довольно жесткие правила службы. Человек определенное количество лет находился на определенной должности и в определенном чине. По бюрократической традиции, негласным правилам было принято делать так: перспективный чиновник — губернатор или вице-губернатор, претендующий, скажем, на должность министра в будущем, после губернии какое-то время служил в должности главы какого-нибудь ключевого департамента в Петербурге или на должности товарища (то есть заместителя) министра. Столыпин эту службу в Петербурге минует, сразу назначается министром внутренних дел», — рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России с древнейших времен до XX века СПбГУ Денис Янченко.
Сам Столыпин замечал, что его быстрое продвижение по службе вызывало недовольство и кривотолки, поскольку карьерный этап, который ему удалось перескочить, у многих занимал десятилетие.
В том же году он был назначен на пост председателя Совета министров, на котором находился до конца жизни.
Слово и дело
Я размышляла о неудачном выборе пьесы, хотя мне объясняли перед тем, что сам Государь пожелал, чтобы была поставлена опера «Царь Салтан», сюжет ее совершенно не подходил к торжественному спектаклю, во время которого все чувствовали себя в каком-то особенно приподнятом и радостном настроении, все дни прошли так прекрасно, все страхи оказались напрасными, а любовь к Царю Его народа выразилась так наглядно и восторженно. Вдруг послышались два сухих удара, похожие на щелчки. Я поняла, что это выстрелы, но они были до того глухи, что я была уверена, что стреляют на сцене и сейчас подымется занавес: «Как глупо», подумала я, но в ту же минуту услыхала пронзительный крик: «Убили»!
из письма Наталии Оржевской
В отличие от большинства других, даже очень успешных чиновников того времени, Столыпин действительно умел выступать на публике и удерживать внимание толпы.
«Столыпин стал первым нашим политиком, о котором точно известно, что он использовал спичрайтеров. Грамотная речь и умение держать аудиторию — это не все. Необходимо еще подготовить документ, который произведет впечатление, тем более что Столыпин часто зачитывал текст. Делал он это очень умело. Спичрайтеров и редакторов было несколько, но один из самых известных — иудей по происхождению Илья Яковлевич Гурлянд, профессор Демидовского лицея в Ярославле, дослужившийся благодаря министерской работе до действительного статского советника, то есть «гражданского генерала», — рассказывает Денис Янченко. Именно этому помощнику приписывают некоторые знаменитые цитаты из выступлений Столыпина, например «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Речь Столыпина — в интервью или за трибуной — в принципе изобиловала яркими и запоминающимися фразами.
Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России
Столыпин серьезно воспринимал свою роль публичного политика. В противовес оппозиционным партиям он опубликовал программу действий правительства, следил и корректировал работу ежедневной газеты «Россия», пытаясь (не всегда успешно) с ее помощью повлиять на общественное мнение.
«Столыпин — фигура, во многом созданная пиаром. Сейчас это показалось бы очевидным, но тогда было непривычно русскому обществу, — объясняет Денис Янченко. — Среди бюрократии людей, умевших общаться с большой аудиторией, с толпой, с обыкновенными крестьянами, а не только с представителями интеллектуальной элиты, практически не было. Столыпин же неоднократно демонстрировал этот редкий для чиновника навык и при работе в Ковно, и при работе в Гродно в качестве губернатора, и особенно в Саратове в годы революции».
Петр Столыпин (в центре) в Киеве, 1910 год
© ТАСС
Столыпинская эпоха началась с издания закона о военно-полевых судах, который должен был противостоять революционному террору. Глава Совета министров провел целый перечень законопроектов, которые позже получили название Столыпинской аграрной реформы, формируя новый слой богатых крестьян-фермеров и уничтожая сельскую общину. Многие проведенные им реформы, как, например, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, готовились за долгие годы до прихода Столыпина и были в некотором смысле неизбежными, но именно его яркая фигура стала для огромного количества людей символом изменений и объектом ненависти или восторженного поклонения.
Монарх
Первые ряды кресел были почти пусты, и я увидела высокую мощную фигуру Столыпина. Он стоял ко мне спиной, с него уже сняли сюртук, но лицо его было обращено к царской ложе, и я ясно видела его профиль. Он был очень бледен, но в выражении его было столько восторга, что я решила: «Убийца промахнулся». Государь стоял, свесившись над перилами ложи, и две эти фигуры составляли, для меня, по крайней мере, как бы один центр, на котором было сосредоточено все мое внимание. Я видела, как Столыпин левой рукой стал делать какие-то знаки, как бы желая успокоить Государя, и прося его удалиться, и когда Государь действительно углубился в ложу, Столыпин два раза левой рукой сделал ему вслед широкое крестное знамение, затем он обессилел, опустился в кресло и его вынесли из театра
из письма Наталии Оржевской
«Единственное, на что Столыпин мог всерьез опираться, — доверие монарха. Сам Николай строил свои отношения с министрами таким образом, чтобы обеспечить себе их лояльность, что, впрочем, ему удавалось далеко не всегда. Для Николая самым страшным кошмаром было не столько появление Думы с законодательными правами, сколько возможность объединенной оппозиции со стороны министров. <…> Система власти, управления страной даже после 1906 года строилась на индивидуальных докладах отдельных министров императору и его личных решениях», — рассказывает Денис Янченко.
На протяжении практически всего срока своей службы Столыпин пользовался расположением и доверием Николая II, получая от него множество привилегий, начиная с придворных чинов, финансовой помощи и государственных наград и заканчивая разрешением использовать один из императорских дворцов в качестве резиденции.
«Столыпинские реформы были невозможны без одобрения Николая II. Царь не мог открыто высказать все, что он думал о революции и вынужденных государственных преобразованиях… Так же, как современные монархи, Николай уже во многом являлся заложником своего положения, обязанностей, придворного церемониала. В этом смысле председатель Совета министров Столыпин находился на острие атаки, под ударом со стороны думской оппозиции, со стороны революционеров, всех, кто открыто выступал против монархии. Важная и неблагодарная задача, — говорит Денис Янченко. — Безусловно, Николай II и Александра Федоровна это осознавали, и он был полезен для них. В 1909 году Столыпин серьезно заболел гриппом, что вызвало озабоченность царя. Он беспокоился не только из сочувствия, безусловно, ему присущего, но и из чисто прагматических государственных соображений, конечно. Заменить-то некем! Не было человека, настолько глубоко погруженного в государственные дела».
Николай многократно отказывался утвердить прошения Столыпина об отставке. Отчасти, вероятно, потому, что был убежден, что отправлять людей в отставку должен был он по собственному желанию, отчасти потому, что не мог придумать Столыпину замены. А причины просить об отставке были серьезнейшие: десять неудачных покушений на убийство, самое известное из которых вошло в историю под названием «Взрыв на Аптекарском острове», унесло жизни 24 человек и едва не привело к ампутации ног дочери политика; серьезные проблемы со здоровьем, поправить которые, учитывая темп жизни председателя Совета министров, было невозможно.
Опасность
Говорят, что Государь сам хотел идти к Столыпину, но его удержали дочери, они, уцепившись за него, не пускали его. Наполнившая к этому времени театр публика стала шумно требовать «Гимна». Занавес взвился; ничего подобного я никогда не видала. Актеры стали на коленях, не пели, а положительно кричали: «Боже, Царя храни», зрители пели, многие плакали, но мне было жалко Государя. Он стоял бледный, хотя очень спокойный и кланялся, но мне казалось, что ему это ликование должно быть очень тяжело, ведь думал же он, наверное, что жизнь его была спасена ценой другой, тоже драгоценной для России жизни и эти восторженные «ура», видимо резали ему слух и сердце. После второго повторения гимна Государь удалился и тут кто-то вдруг запел молитву <…> «Спаси, Господи, люди Твоя»! Все мигом подхватили эту молитву, которая одна соответствовала и настроению минуты, и потребностям души каждого из присутствующих
из письма Наталии Оржевской
«Чиновничья карьера Столыпина, учитывая многочисленные награды и пожалования, была блестящей, но сохранялись и риски. Существовало несколько должностей, что называется, «расстрельных». На бюрократов, их занимавших, регулярно совершали покушения. В правительстве это должности министра внутренних дел, министра народного просвещения, потому что образовательная политика касалась очень многих людей и многих национальностей. В 1911 году, когда было уже известно, что что-то готовится в Киеве, какое-то покушение, предполагали, что его целями могут стать либо Петр Аркадьевич Столыпин, либо крайне непопулярный министр народного просвещения Лев Аристидович Кассо», — рассказывает историк.
Опасной была не только должность Столыпина, но и время, в которое он ее получил. В 1905–1907 годах жертвами различных террористических акций стали около 9 тыс. человек. На протяжении всей своей карьеры Столыпин принимал жесткие меры для подавления революционных настроений.
Место покушения на Петра Столыпина на Аптекарском острове. Санкт-Петербург, 25 августа 1906 года
© Bundesarchiv/CC BY-SA 3.0 de/Wikimedia Commons
Самой известной такой мерой стало введение на восемь месяцев закона о военно-полевых судах, в рамках которого человека, совершившего тяжкое преступление, могли казнить после двух дней, отведенных на разбирательства. В языке надолго закрепилось выражение «столыпинский галстук», означающее веревку висельника. Одни называли министра палачом, другие благодарили, третьи считали, что делается недостаточно. Столыпинские военно-полевые суды вынесли около 1100 приговоров, привели в исполнение не меньше тысячи. Это несопоставимо с масштабами советского Большого террора, но для общества начала XX века стало шоком.
На эту тему
«В условиях свободы слова и открытой прессы каждая казнь, тюремные заключения обсуждались вплоть до Думы, что еще больше нагнетало обстановку. Концепция обуздания революции, которую провозгласил Столыпин: «Сначала успокоение, потом реформы», была в первые годы его «министерства» поддержана деятелями консервативного направления и ультраправого радикального движения. В дальнейшем он взял курс на их раздробление, строительство доминирующей «центристской» силы в Государственной думе, полностью лояльной правительству, чем заработал себе непримиримых врагов. Они впоследствии наряду с революционерами крайне негативно оценивали всю эпоху Столыпина. Для левых он однозначно сатрап и палач», — рассказывает Денис Янченко.
Столыпина критиковали за то, что он слишком уж стремился к личной власти — совмещал пост министра внутренних дел и председателя Совета министров, ограничивал полномочия губернаторов, прежде обладавших даже правом заключать предварительные международные договоры, проводя бюрократическую централизацию вопреки интересам местных властей и, что важнее, местных жителей. Одним из последствий этой позиции стало, к примеру, Среднеазиатское восстание 1916 года. В любом случае, настроения в обществе начинали меняться, и дальнейшие события не привели к успокоению.
«Идет Первая русская революция. Даже в художественной литературе описано, как сложно найти палача, практически невозможно, отношение крайне негативное и в народе, и у образованных слоев общества. Проходит всего десять лет, и в 1917 году это вообще не задача — выйди на улицу, и найдешь. То есть за годы Первой мировой люди очень сильно ожесточились».
Смерть
Это ужасное преступление, омрачившее счастливые дни пребывания Царской семьи в Киеве все же оставило в воспоминаниях моих, несмотря на всю скорбь им вызванную, какой-то светлый луч веры в человечество и уважения к людям. Я положительно утверждаю, что не только сам Столыпин вел себя как истинный русский витязь, но мне кажется, что ни один человек в театре не думал в эту минуту «о себе», все были вырваны из узкого круга самолюбивых и себялюбивых чувств; все сердца трепетали одним чувством ужаса и восторга, и даже злоба, проявленная многими к убийце, носила какой-то благородный порыв самозабвения и бесстрашия
из письма Наталии Оржевской
В 1911 году Николай II с семьей и приближенными отправился в Киев, чтобы побывать на открытии памятника Александру II. 1 сентября в киевском городском театре в антракте оперы «Сказка о царе Салтане» секретный осведомитель охранного отделения Дмитрий Богров дважды выстрелил в Столыпина. Рана оказалась смертельной.
Петр Столыпин встречает членов императорской семьи в Киеве, 1911 год
© ТАСС
Столыпин повернулся ко мне и благословил воздух левой рукой. Тут только я заметил, что у него на кителе кровь. Ольга и Татьяна увидели все, что произошло… На Татьяну произвело сильное впечатление, она много плакала, и обе плохо спали
В результате расследования, длившегося около полутора лет, виновными в «преступной халатности», благодаря которой 11-е покушение на жизнь Столыпина стало успешным, ответственные сенаторы назвали четырех высокопоставленных чиновников, отвечавших за безопасность политика. Среди них был Павел Курлов — правая рука Столыпина.
Киев оказался не готов к тому, чтобы одновременно принимать императорскую семью и важнейших политических сановников. Денис Янченко рассказывает о череде недочетов, приведших к трагическому финалу. Не были продуманы маршруты передвижения по городу. В Киеве не было людей, обычно отвечавших за охрану председателя Совета министров и практически не расстававшихся с ним. Но самое главное — Богров смог пройти в театр несмотря на то, что осведомителей не должны были подпускать к охраняемым государственным лицам.
Похороны Петра Столыпина в Киево-Печерской Лавре, 9 (22) сентября 1911 года
© ТАСС
Была ли это цепь роковых случайностей или преступный умысел — так и осталось неизвестным. Николай II отказался от открытого процесса по делу, что стало причиной сплетен о возможном заговоре.
Петр Столыпин завещал похоронить его там, где его убьют, что и было сделано. Его могила находится в Киево-Печерской лавре, недалеко от сподвижников Петра I — Искры и Кочубея.
Дорогой Иван Петрович, Совесть жестоко корит меня в неисполнении моего обещания описать Вам, насколько возможно подробно и точно мои личные впечатления о горестном событии 1-го сентября 1911 года в Киеве, но жизнь моя так всегда складывается, что не только мне самой, но и мысли моей приходится подчиняться окружающим меня людям и обстоятельствам. К тому же, по возвращении моем из Петербурга я заболела сильной инфлюэнцией, которую перенесла хотя и на ногах, но с тем очень неприятным самочувствием, когда каждое усилие — мука, а и каждое движение болевое ощущение. А нужно было еще подбадривать других и выслушивать многих и помогать, кому возможно.….. Третьего дня только уехала моя двоюродная сестра Челищева с ее прелестными детьми, а сегодня я должна ехать в Киев по разным делам. Пользуюсь маленьким затишьем в своем домострое перед отъездом, чтобы, наконец, исполнить Ваше желание, ставшее и моею мечтой. Для этого, прежде всего, переношусь почти за восемь месяцев назад и вспоминаю себя сидящей во время антракта в глубине ложи, находящейся как раз напротив той, где сидел Государь с двумя Великими Княжнами, Царевичем Болгарским и, кажется, нашими Великими князьями.
Я размышляла о неудачном выборе пьесы, хотя мне объясняли перед тем, что сам Государь пожелал, чтобы была поставлена опера «Царь Салтан», сюжет ее совершенно не подходил к торжественному спектаклю, во время которого все чувствовали себя в каком-то особенно приподнятом и радостном настроении, все дни прошли так прекрасно, все страхи оказались напрасными, а любовь к Царю Его народа выразилась так наглядно и восторженно. Вдруг послышались два сухих удара, похожие на щелчки. Я поняла, что это выстрелы, но они были до того глухи, что я была уверена, что стреляют на сцене и сейчас подымется занавес: «Как глупо», подумала я, но в ту же минуту услыхала пронзительный крик: «Убили»!
Я бросилась к барьеру ложи и с ужасом искала глазами Царя. Он тоже быстрыми шагами направлялся к барьеру своей ложи. Успокоившись на его счет, я взглянула в залу, там происходило большое смятение. Все оставшиеся во время антракта зрители и многие вбежавшие на выстрелы и крики были в страшном возбуждении. Дамы кричали и махали руками. Я опять услыхала крики: «Убить его, убить его». Мужчины некоторые перелезали через рампу ложи, стоявшие в партере все стремились к одному месту, офицеры обнажали сабли, а у одного из выходов бледного, с выражением ужаса на лице я видела какого-то человека, которого держали другие, затем его повалили, стали бить… топтать. Я с отвращением отвернулась от этого зрелища и стала искать, кого же собственно «убили».
Первые ряды кресел были почти пусты, и я увидела высокую мощную фигуру Столыпина. Он стоял ко мне спиной, с него уже сняли сюртук, но лицо его было обращено к царской ложе, и я ясно видела его профиль. Он был очень бледен, но в выражении его было столько восторга, что я решила: «Убийца промахнулся». Государь стоял, свесившись над перилами ложи, и две эти фигуры составляли, для меня, по крайней мере, как бы один центр, на котором было сосредоточено все мое внимание. Я видела, как Столыпин левой рукой стал делать какие-то знаки, как бы желая успокоить Государя, и прося его удалиться, и когда Государь действительно углубился в ложу, Столыпин два раза левой рукой сделал ему вслед широкое крестное знамение, затем он обессилел, опустился в кресло и его вынесли из театра. Я видела, как Дедюлин перелез через царскую ложу в оркестр.
Говорят, что Государь сам хотел идти к Столыпину, но его удержали дочери, они, уцепившись за него, не пускали его. Наполнившая к этому времени театр публика стала шумно требовать «Гимна». Занавес взвился; ничего подобного я никогда не видала. Актеры стали на коленях, не пели, а положительно кричали: «Боже, Царя храни», зрители пели, многие плакали, но мне было жалко Государя. Он стоял бледный, хотя очень спокойный и кланялся, но мне казалось, что ему это ликование должно быть очень тяжело, ведь думал же он, наверное, что жизнь его была спасена ценой другой, тоже драгоценной для России жизни и эти восторженные «ура», видимо резали ему слух и сердце. После второго повторения гимна Государь удалился и тут кто-то вдруг запел молитву <одно слово неразборчиво> «Спаси, Господи, люди Твоя»! Все мигом подхватили эту молитву, которая одна соответствовала и настроению минуты, и потребностям души каждого из присутствующих. Долго, долго еще раздавались звуки молитвы, и никто не двигался с места.
Наконец стали, однако, разъезжаться, мы вернулись в гостиницу, и все обступили Иосифа Потоцкого, который стоял рядом со Столыпиным во время убийства его и только что разговаривал с ним в то время, когда подошел Богров. До поздней ночи оставались мы в общей зале, все в надежде узнать какие-нибудь новые подробности. Все уже знали, что Столыпин ранен в руку и в бок, что он очень слаб, но врачи не считали его положение окончательно безнадежным.
Это ужасное преступление, омрачившее счастливые дни пребывания Царской семьи в Киеве все же оставило в воспоминаниях моих, несмотря на всю скорбь им вызванную, какой-то светлый луч веры в человечество и уважения к людям. Я положительно утверждаю, что не только сам Столыпин вел себя как истинный русский витязь, но мне кажется, что ни один человек в театре не думал в эту минуту «о себе», все были вырваны из узкого круга самолюбивых и себялюбивых чувств; все сердца трепетали одним чувством ужаса и восторга, и даже злоба, проявленная многими к убийце, носила какой-то благородный порыв самозабвения и бесстрашия.
Первые дни мы все еще жили в надежде на выздоровление Петра Аркадьевича, и чувствовалось, что страданиями своими он служит еще Царю и России, также как служил в расцвете своих сил и успеха. Тяжелая весть об ухудшении положения больного сковывала всех, пока трагическая и быстрая развязка не развязала опять замолкшие на время чувства: негодования, скорби и даже отмщения.
Вот, дорогой Иван Петрович, как мне помнится событие 1-го Сентября, все остальное и больше того, что я могла рассказать Вам, Вы знаете из газет и рассказов других очевидцев. Я не успею перечитать это наскоро написанное письмо, но, пожалуйста, исправьте сами ошибки и поставьте знаки препинания. Мне очень, очень жалко, что я не могу приехать теперь в Москву. Тесно связана тоже в моих ранних воспоминаниях Москва с коронованием Имп. Александра III, освящением Храма Спасителя. И освящение его памятника, как бы завершило всю эту цепь воспоминаний. Хотелось бы тоже хоть издали видеть Имп. Марию Федоровну в эти дни и душой переживать с ней картины прошлого. 30-го Мая я уже буду обратно в Чартории, надеюсь.
Дай Бог, чтобы у Вас прошло все благополучно и насколько возможно радостно, дружески, приятно. До свидания, надеюсь. Н. Оржевская
Продолжение
Благодарим за помощь в подготовке материала Елену Старостенкову
Алена Фокеева