Сказка о царе и о сером волке

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 59-61. укм перспективасказка иван-царевич и серый волк1.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «Художники-иллюстраторы»

Творчествохудожников-иллюстраторов сказок

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Творчествохудожников-иллюстраторов сказок

    Описание слайда:

    Творчество
    художников-иллюстраторов сказок

  • 2 слайд

    Кто такой художник-иллюстратор? Художник-иллюстратор – это человек, котор

    Описание слайда:

    Кто такой художник-иллюстратор?
    Художник-иллюстратор – это человек, который создаёт для книг картины, позволяющие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характер и обстановку, в которой они находятся.

  • 3 слайд

    Билибин Иван Яковлевич В судьбе Ивана Яковлевича огромную роль сыграла вы

    Описание слайда:

    Билибин Иван Яковлевич
    В судьбе Ивана Яковлевича огромную роль сыграла выставка работ Васнецова. Билибина сильно заинтересовало древнеславянское искусство. Он уехал в деревню Егны, Тверь, чтобы изучать русскую старину. Именно так он и обрёл свой неповторимый стиль.

    (1876 – 1942)

  • 4 слайд

    Иллюстрации Билибина похожи на старинные рукописи; в них множество орнаментов

    Описание слайда:

    Иллюстрации Билибина похожи на старинные рукописи; в них множество орнаментов и украшений. Сам Иван Яковлевич называл свой стиль «древнерусским».
    Иллюстрации к сказке
    «Василиса Прекрасная»
    Иллюстрация к сказке
    «Царевна-лягушка»

  • 5 слайд

    Наверняка, вам знакомы иллюстрации Билибина; он создал картины к таким сказка

    Описание слайда:

    Наверняка, вам знакомы иллюстрации Билибина; он создал картины к таким сказкам, как «Сказка о царе Салтане», «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», ««Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и многим другим.
    Иллюстрация к «Сказке
    о царе Салтане»
    Иллюстрации к сказке
    «Марья Моревна»

  • 6 слайд

    Васнецов Юрий Алексеевич Образы, созданные Васнецовым, обладают особой жи

    Описание слайда:

    Васнецов Юрий Алексеевич
    Образы, созданные Васнецовым, обладают особой жизнеутверждающей силой. Его сказочные пейзажи основаны на реальной русской природе. Птицы и звери у Васнецова приобретают особую выразительность, ведь Юрий Алексеевич придаёт им повадки, подмеченные в действительности.
    (1900 – 1973)

  • 7 слайд

    Васнецов всегда прорабатывал свои картины до мельчайших деталей.Юрий Алексее

    Описание слайда:

    Васнецов всегда прорабатывал свои картины до мельчайших деталей.
    Юрий Алексеевич создал целый цикл, посвящённый сказкам, который получил интересное название «Поэма семи сказок»
    Цикл иллюстраций
    «Поэма семи сказок»:
    «Спящая царевна»
    «Баба Яга»
    «Царевна-лягушка»
    1
    2
    3

  • 8 слайд

    4. «Кощей Бессмертный» 5. «Царевна Несмеяна» 6. «Сивка-бурка»7. «Ковёр-самол

    Описание слайда:

    4. «Кощей Бессмертный»
    5. «Царевна Несмеяна»
    6. «Сивка-бурка»
    7. «Ковёр-самолёт»

    5
    4
    7
    6

  • 9 слайд

    Дехтерёв Борис Александрович Детские сказки, иллюстрированные Борисом Але

    Описание слайда:

    Дехтерёв Борис Александрович
    Детские сказки, иллюстрированные Борисом Александровичем, отличаются удивительной реалистичностью. Взглянув на них кажется, что и царь Салтан, и сын его Гвидон, и многие другие персонажи непременно существовали в действительности. Иллюстрации Дехтерёва отличаются лёгкостью и изяществом.

    (1908 – 1993)

  • 10 слайд

    Дехтерёв создал множество иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.Иллюстрация к «С

    Описание слайда:

    Дехтерёв создал множество иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
    Иллюстрация к «Сказке
    о царе Салтане»
    Иллюстрация к «Сказке
    о рыбаке и рыбке»

  • 11 слайд

    Дехтерёв иллюстрировал не только русские, но и зарубежные сказки.Иллюстрация

    Описание слайда:

    Дехтерёв иллюстрировал не только русские, но и зарубежные сказки.
    Иллюстрация к сказке
    «Кот в сапогах»
    Иллюстрация к сказке
    «Красная Шапочка»

  • 12 слайд

    Маврина Татьяна Алексеевна Манера иллюстрирования Мавриной отличалась ярк

    Описание слайда:

    Маврина Татьяна Алексеевна
    Манера иллюстрирования Мавриной отличалась яркостью и открытостью, её графика всегда была затейливо-узорной, сказочной, фольклорной. Вдохновлялась Татьяна Алексеевна русским искусством, традиционным ремеслом и словесным фольклором.

    (1902 – 1996)

  • 13 слайд

    Многим Маврина знакома по иллюстрациям к сказкам Пушкина. Она сделала целую к

    Описание слайда:

    Многим Маврина знакома по иллюстрациям к сказкам Пушкина. Она сделала целую книгу «Лукоморье».
    Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
    Иллюстрация к «Сказке о мёртвой царевне»
    Книга «Лукоморье»

  • 14 слайд

    За всю свою творческую карьеру художница, чьи рисунки знакомы многим чуть ли

    Описание слайда:

    За всю свою творческую карьеру художница, чьи рисунки знакомы многим чуть ли не с пеленок, проиллюстрировала более 200 детских книг. Ей единственной из русских художников-иллюстраторов детских книг была присуждена престижная международная премия Андерсена.
    Иллюстрация к сказке «Сивка-бурка»

  • 15 слайд

    Пахомов Алексей Фёдорович Алексей Фёдорович в своих работах уделял большо

    Описание слайда:

    Пахомов Алексей Фёдорович
    Алексей Фёдорович в своих работах уделял большое внимание образам детей. Его иллюстрации показывают не просто миловидного ребёнка, а маленького человека, наделённого индивидуальностью, чувствами и переживаниями. Художник упорно искал новые социальные особенности детей, рисовал Пахомов «маленьких людей» с натуры, именно поэтому они кажутся живыми и настоящими.
    (1900 – 1973)

  • 16 слайд

    Иллюстрации Пахомова отличаются эмоциональностью персонажей. Не все герои, со

    Описание слайда:

    Иллюстрации Пахомова отличаются эмоциональностью персонажей. Не все герои, созданные Алексеем Фёдоровичем, отличаются яркостью красок, но все они кажутся искренними и настоящими, словно запечатлёнными на фотографии.
    Иллюстрация к сказке
    «Липунюшка»
    Иллюстрации к сказке
    «Бабушка, внучка да курочка»

  • 17 слайд

    Преимущественно Пахомов иллюстрировал книги в своей любимой карандашной манер

    Описание слайда:

    Преимущественно Пахомов иллюстрировал книги в своей любимой карандашной манере.
    Иллюстрации к сказке «Филиппок»

  • 18 слайд

    Рачёв Евгений Михайлович Евгений Михайлович был художником-анималистом, и

    Описание слайда:

    Рачёв Евгений Михайлович
    Евгений Михайлович был художником-анималистом, именно поэтому в иллюстрациях ярко выражена темы природы. Ему очень нравилось иллюстрировать сказки, в которых главными, а иногда и единственными персонажами выступают животные. Евгений Михайлович любил работать пастелью и акварелью, выбирал спокойные и «ласковые» цвета.

    (1906 – 1997)

  • 19 слайд

    Звери Рачёва одеты в народные костюмы, окружены предметами обихода. Они облад

    Описание слайда:

    Звери Рачёва одеты в народные костюмы, окружены предметами обихода. Они обладают человеческими характерами.
    Иллюстрация к сказке
    «Колобок»
    Иллюстрация к сказке
    «Маша и медведь»
    Иллюстрация к сказке
    «Как лиса училась
    летать»

  • 20 слайд

    Рачёв создавал иллюстрации для русских, украинских, башкирских, белорусских,

    Описание слайда:

    Рачёв создавал иллюстрации для русских, украинских, башкирских, белорусских, болгарских, северных народных сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы.
    Сказки народов Севера
    Иллюстрация к сказке
    «Кот и лиса»
    Ненецкие сказки

  • 21 слайд

    Задания

  • 22 слайд

    Задания1. Кто из предложенных художников был анималистом? Пахомов Маврина Рач

    Описание слайда:

    Задания
    1. Кто из предложенных художников был анималистом?
    Пахомов
    Маврина
    Рачёв
    Пушкин
    2. Как назывался цикл иллюстраций Васнецова, посвящённый сказкам?
    «Двенадцать стульев»
    «Поэма семи сказок»
    «Сборник семи сказок»
    «Поэма пяти сказок»

  • 23 слайд

    Задания3. Иллюстрация к какой сказке есть в цикле Васнецова? «Сказка о рыбаке

    Описание слайда:

    Задания
    3. Иллюстрация к какой сказке есть в цикле Васнецова?
    «Сказка о рыбаке и рыбке»
    «Сказка о мёртвой царевне»
    «Гуси-лебеди»
    «Царевна Несмеяна»
    4. Какая престижная премия была присуждена
    Мавриной Татьяне Алексеевне?
    Международная премия Пушкина
    Международная премия Андерсена
    Российская премия Пушкина
    Нобелевская премия

  • 24 слайд

    Задания5. Соотнесите иллюстрацию с художником, который её нарисовал: 1. Дехт

    Описание слайда:

    Задания
    5. Соотнесите иллюстрацию с художником, который её нарисовал:

    1. Дехтерёв Б.А.
    2. Пахомов А.Ф.
    3. Билибин И.Я.
    4. Рачёв Е.М.
    А
    Б
    Г
    В

  • 25 слайд

    СамопроверкаОтветы 1. 3 2. 2 3. 4 4. 2 5. 5 правильных ответов3-4 правильных

    Описание слайда:

    Самопроверка
    Ответы
    1. 3
    2. 2
    3. 4
    4. 2
    5.
    5 правильных
    ответов
    3-4 правильных
    ответов
    0-2 правильных
    ответов

  • 26 слайд

    Спасибоза внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо
    за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказка о царе и о сером волке

  • Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов

Сказка о царе и о сером волке

  • Сейчас обучается 889 человек из 81 региона

Сказка о царе и о сером волке

  • Сейчас обучается 350 человек из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • 1-сынып сауат ашу пәніне арналған сабақ жоспары

  • 1-сынып сауат ашу пәніне арналған сабақ жоспары

  • Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество»

  • Презентация по русскому языку «Восстановление текста с нарушением порядка предложений».

  • 1-сынып сауат ашу пәніне арналған сабақ жоспары

  • Конспект классного часа на тему «Настоящий друг»

  • Классный час 2 класс «Терроризм- угроза обществу»

  • 1-сынып сауат ашу пәніне арналған сабақ жоспары

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448506 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников – иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине “Иван-царевич на Сером Волке”.
Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:
«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »
Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

1 вариант.
Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч – царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
2 вариант.
Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно. Мне эта картина понравилась.
3 вариант.
Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.
Сама картина “Иван-царевич на Сером Волке”
Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!

Сказка о царе и о сером волке

«Ива́н-царе́вич и се́рый волк»[1] (Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке[2], Жар-птица[3]) — сюжет народной сказки у восточных славян. Относится к так называемым волшебным сказкам. В указателе сказочных сюжетов имеет № 550 «Царевич и серый волк» («Царевич, Жар-птица и Серый волк», «Жар-птица и серый волк»[4]): три брата едут за жар-птицей; младший с помощью волка добывает её; а также коня и царевну; братья отнимают у него добычу и убивают его; волк оживляет героя, обман раскрывается[5]. Один из самых известных типов русской народной волшебной сказки, всемирно распространённый сюжет[4]. В русском фольклоре известно около 30 вариантов этой сказки[6], в украинском — 19, в белорусском — 6 вариантов[7].

Старейшая письменно зафиксированная европейская сказка о жар-птице и сером волке восходит к латинскому сборнику монаха Иоганна Габиуса «Скала-Коэли» (лат. Scala Coeli), изданного в 1480 году. В русскую устную традицию сюжет попал через лубок[8].

В русских народных вариантах действует царь Выслав или просто Царь, в литературных сказках В. Жуковского и А. Толстого — царь Берендей.

Основные действующие лица сюжета:

  • Младший сын царя или молодец-стрелец, отправившийся на поиски таинственной Жар-птицы для царя;
  • Серый волк — верный друг и помощник Ивана в его стремлении добыть Жар-птицу и оберегающий его от всех опасностей, стоящих на этом пути.

Наиболее распространенный вариант[источник не указан 1445 дней] русской народной сказки — в обработке А. Н. Толстого («Иван-царевич и Серый волк», 1940[9]). В основу сказки В. Жуковского («Сказка об Иван-царевиче и Сером волке», 1845) положен сюжет народной «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».

Сюжет русской народной сказки

У старого царя по имени Выслав Андронович[10] было три сына-царевича: Дмитрий, Василий и Иван. У царского дворца располагался красивый сад, где стояло дерево с золотыми яблоками на ветках. Однажды царь заметил, что кто-то крадёт яблоки, и велел сыновьям подкараулить похитителя. Старшие царевичи заснули на часах и ничего не увидели. Иван же до полуночи не смыкал глаз и обнаружил, что яблоки ворует «Жар-птица». Попытавшись поймать похитительницу, царевич вырывает от неё лишь перо, которое светится в темноте, как факел. Узнав о произошедшем и получив перо, царь даёт сыновьям задание: доставить ему живую «Жар-птицу». В награду же царь обещает подарить доставившему пол-царства. Царевичи отправляются на поиски, и разделяются на перепутье. Иван-царевич выбирает дорогу, на которой странник, как гласит указательный камень, «сам жив останется, а коня потеряет». Предсказание быстро сбывается: на следующее после привала утро Иван обнаруживает лишь обглоданные кости своей лошади. После долгих скитаний по лесу Иван-царевич встречает говорящего серого Волка, который, узнав о горе юноши, признаётся, что это он съел коня и предлагает Ивану себя в качестве скакуна и помощника в поисках «Жар-птицы». Волк и Иван пускаются в далёкое странствие, по ходу которого выясняется, что найти похитительницу золотых яблок становится всё более трудно и опасно. Тем не менее, благодаря серому Волку Иван-царевич всё же сумел добыть «Жар-птицу» и выкрасть Елену Прекрасную. Однако, коварные братья Ивана стремятся отнять у него добычу, но Волк спасает царевича, ввиду чего тот живым возвращается домой и женится на Елене Прекрасной.

Отличия в литературных сказках

Сказка В. Жуковского

В отличие от русской народной сказки, где царь позвал своих трёх сыновей и отправил на поиски жар-птицы, в сказке В. Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом:

Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…

В свое повествование В. А. Жуковский включает героев из других сказок:

  • Кощей Бессмертный, смерть которого находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. Это яйцо со дна моря достает щука. Аналогия со сказкой «Царевна-лягушка».
  • Баба-яга, которая должна была накормить-напоить героя и спать уложить, а потом помочь. Аналогичное описание встречается в сказках «Морозко», «Марья Моревна» и других.
  • Леший, аналогичный описанию в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».
  • Богатырский конь, аналогичный описанию в сказке «Василиса Премудрая».
  • Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды. Описание скатерти-самобранки встречается в сказках «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».
  • Змей Горыныч с шестью головами встречается в сказке «Иван — крестьянский сын».

Творческий опыт Жуковского, соединявшего несколько сказок в одну, нашёл продолжение у ряда других писателей.

Примечания

  1. Русские народные сказки. В обработке А.Н. Толстого. — М.; Л.: Детгиз, 1948
  2. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — Лит. памятники. — М.: Наука, 1984—1985
  3. Жар-птица // Худяков, И. А. Вып. 1 // Великорусские сказки. — М.: Издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1860. — С. 1—7
  4. 1 2 Будур, 2005, с. 151.
  5. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка — Л.: Наука, 1979 — С. 154—155
  6. Комментарий к «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о Сером Волке» // Афанасьев А. Н. Народные русские сказки — М.: ОЛМА Медиа Групп — 304 с.
  7. Шахматов А. А. Фольклорное наследие А. А. Шахматова. РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) — СПб.: Изд-во РХГА, 2005. – 799 с. — С. 676—677
  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Институт научной информации по общественным наукам (Российская академия наук) — М.: Интелвак, 2001 — С. 994
  9. Самоделова Е. А. Начальная история создания «Русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого» (1937-1938 — по архивным источникам) // Журнал «Вестник Вятского государственного университета», 2011
  10. Дедушкины прогулки, содержащие в себе 10 русских сказок. СПб., 1819. Первое изд. — СПб., 1786., № 3, с. 3—27.

Литература

  • Жуковский В. А. Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке — М.: Проспект, 2013 — 31 с.
  • Будур Н. В. Жар-птица и серый волк // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 151. — ISBN 5-224-04818-4.

Ссылки

  • 550=К417. Царевич и серый волк // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Серый волк (русская народная сказка) (в обработке А. Н. Толстого)
  • Иван-царевич и Серый волк (художественное озвучивание всей сказки)

 AVvXsEgUm0OtCNQGIQHfT2 hKat9Fo9OkJFj5hQSlSTHgfFYgDuox PP7AI2GV9LfXDTOePKL5qEkq87CcGyO1IEuGHf96TLaEwSd24t4AZavqPd5dmdSVP3KO0 zT1IOr4B19T5rZIzoqxV4S 8hvnE9S0qMPiddIwbeXO8FQ8FgSwcfrbOntOFkd0UIWLu=w400 h110

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь по имени Выслав Андронович. У него было три сына Царевича: первый — Дмитрий-Царевич, второй — Василий-Царевич и третий, самый меньшой — Иван-Царевич.

У этого царя Выслава Андроновича был сад, такой великолепный, что ни в каком другом государстве лучше этого сада не было. В саду этом росли разные драгоценные деревья, с плодами и без плодов. Одна из яблонь была любимая царя Выслава и на этой яблоне росли золотые яблочки.

Повадилась в сад к царю Выславу летать птица, называемая Жар. На ней были перья золотые, а глаза — подобны — восточному хрусталю. Летала птица та в сад каждую ночь и всегда садилась на редкую яблоню и, сорвав золотых яблочек улетала прочь.

Царь Выслав был крайне опечален этим обстоятельством и очень горевал, что Жар-птица много срывала с неё золотых яблочков. Почему он призвал к себе всех трёх своих сыновей и сказал им:

— Любезные мои дети! Кто может из вас поймать в моём саду Жар-птицу? Если кто поймает, тому ещё при жизни отдам половину моего царства, а после смерти — и всё.

Услыхав это, все сыновья отвечали в один голос:

-Милостивый государь батюшка, ваше царское величество! мы все с величайшею радостью готовы услужить тебе и постараемся поймать эту Жар-птицу живою.

После этого, братья решили между собою, по очереди, ходить каждую ночь в отцовский сад и подкарауливать воровавшую золотые яблочки, Жар-птицу. На первую ночь пошёл в сад караулить её старший сын Дмитрий-Царевич. Придя в сад, он сел под яблоню, с которой пропадали яблочки, и заснул, так что не слышал и не видел ни того, как прилетела Жар-птица, ни того, как она ощипывала драгоценную яблоню.

На другой день утром царь Выслав Андронович призвал к себе Царевича Дмитрия и спросил его:

— Ну, что, сын мой любезный, видал ли ты Жар-птицу или нет?

— Нет, милостивый государь-батюшка, — отвечал Дмитрий-Царевич, — она в ту ночь не прилетала.

Вслед за старшим братом, пришла очередь среднего — Василия-Царевича, и на вторую ночь он так же, как и первый — отправился на ночь в сад своего отца подкараулить похитительницу драгоценных плодов — Жар-птицу. Придя в сад и сев под ту-же яблоню, где пред этим провёл ночь его старший брат, он долго поджидая свою добычу, — заснул и не видел как прилетела в сад Жар-птица и сидя над ним срывала золотые яблочки, и нарвав таковых, улетела себе преспокойно из сада.

Утром после этой ночи царь Выслав призвал к себе Царевича Василия и стал спрашивать его:

— Что сын мой любезный, видал ли ты Жар-птицу, или нет?

— Нет, милостивый государь-батюшка, — отвечал ему Василий-Царевич, — она в эту ночь не прилетала.

Наконец на третью ночь пришла очередь идти в сад Ивану-Царевичу. Он придя туда, сел под ту же яблоню, где две ночи к ряду спали его старшие братья. Сидя под яблоней Царевич не спал, а внимательно прислушивался ко всему, в ожидании прилёта птицы-похитительницы. Сидел он там час, сидел другой, — но всё ещё никого не было. Между тем Царевич бодрствовал и твёрдо решился не спать, а дождаться того момента, когда воровка прилетит за золотыми яблочками. В исходе третьего часа его там сиденья, вдруг весь сад осветило; да как ещё! как будто многочисленными огнями было освещено.

Иван-Царевич сообразил, что то прилетала в сад Жар-птица. И вдруг видит он, что она села на ту яблоню, под которой он караулил её. Сев на яблоню она начала было ощипывать золотые яблочки. Но в это время Иван-Царевич тихонько и искусно подкравшись к ней,- схватил её за хвост, но всё таки удержать её не мог, и Жар-птица вырвавшись из рук его — улетела, оставив только в руке Царевича одно перо из хвоста своего, за который тот сильно ухватил Жар-птицу.

Рано утром, после этой ночи, когда царь Выслав только пробудился от сна, Царевич пришёл к нему и принёс то самое перо, которое ночью удалось ему выдернуть из хвоста Жар-птицы. Царь Выслав был очень этим обрадован, что хоть меньшему сыну удалось наконец-то подкараулить похитительницу его драгоценных плодов. И хотя птицы самой поймать не удалось, но и пёрышко одно её имело большой интерес, и было очень дивное, так что ежели бы его внести в совершенно тёмную комнату, то от него исходил такой сильный свет, как бы было зажжено великое множество свечей.

Царь Выслав, взяв от сына чудное пёрышко, снёс его в свой кабинет и положил там, как редкостную вещь, которая должна была сохраниться.
После этой ночи, когда Царевичу Ивану удалось вырвать у прилетевшей в сад Жар-птицы — перо, то эта чудная похитительница царских плодов перестала летать в сад царя Выслава. Выслав тем не менее не успокоился и теперь, — увидя только дивное пёрышко, захотел во чтобы то ни стало приобрести и саму Жар-птицу. А потому, он вновь призвал к себе детей своих и опять сказал им:

— Любезные мои дети! я дам вам моё родительское благословение: поезжайте и отыщите мне Ту Жар-птицу, которая летала прежде в мой сад, и отыскав, привезите её ко мне живою. Кто это поручение моё исполнит и привезёт мне живую Жар-птицу, тот получит, конечно, то, что обещал я ранее за неё в награду.

Оба старших Царевича — Дмитрий и Василий, с этого времени начали иметь тайную злобу на своего меньшего брата Ивана-Царевича, за то, что тому удалось выдернуть из хвоста у Жар-птицы чудное пёрышко, которое так заинтересовало их отца.

Получив от отца своего благословение, Царевичи Дмитрий и Василий — поехали на поиски за Жар-птицей. В свою очередь и меньшой Царевич, узнав об отъезде братьев, стал также просить у родителя своего благословения на дорогу, для отправления в поиски за Жар-птицей.

Услышав просьбу своего младшего сына, царь Выслав сказал ему:

— Любезный сын мой, чадо моё милое! ты ещё очень молод и для тебя такой трудный и дальний путь непривычен. И зачем тебе отлучаться, когда братья твои за этим-же делом поехали. Неужели и ты хочешь уйти от меня?! Ведь тогда вы все трое будете далеко от меня и можете долго не возвращаться, а я уже нахожусь в престарелых годах и хожу под Богом. И ежели во время вашей отлучки Бог отнимет от меня жизнь, то кто-же останется вместо меня и будет управлять моим царством? Ведь тогда может произойти бунт и выйти несогласие между нашими подданными, и унять их некому будет. А также может подступить под наши области неприятель, так управлять нашим войском будет некому.

Однако, как ни старался царь Выслав уговорить и удержать при себе, — но ничего не смог с ним поделать, и снисходя на неотступные просьбы Царевича — вынужден был согласиться на отпуск своего последнего сына и на дорогу дал ему своё родительское благословение.

Иван-Царевич, получив родительское благословение, выбрал коня и поехал в путь.

Ехал он — ехал, сам не зная куда, и приехал он в чистое поле, на зелёные луга, и увидел там в чистом поле столб, на котором написаны были следующие слова:

«Ежели кто поедет от столба прямо, так тот будет голоден и холоден, а кто поедет в правую сторону, — то тот сам будет жив, здрав и невредим, а конь его будет мёртв. Кто же поедет в левую сторону — тот будет убит, а конь его жив останется.»

Иан-Царевич, прочитав эту надпись, поехал в правую сторону, рассудив, что ежели конь его и будет убит, то всё-таки сам он останется жив, а коня можно будет после добыть другого.

Едет Иван-Царевич по избранной им дороге день, другой и третий, и никого по дороге не видать было. Как вдруг, откуда ни возьмись, выходит ему на встречу огромнейший серый волк и говорит Царевичу:

— Ох, ты, гой еси, молодой юноша, Иван-Царевич! Ведь ты читал на столбе, что конь твой будет мёртв, так зачем-же ты сюда едешь?

Сказав эти слова, волк разорвал коню шею и пошёл прочь в сторону.

Иван-Царевич очень горевал о коне своём и горько заплакав пошёл пешком. Пройдя весь день тот, он очень устал и хотел было отдохнуть, но лишь только он собрался присесть, как его нагнал серый волк и сказал ему:

— Жаль мне тебя Иван-Царевич, что ты пешком изнуряешься; жаль мне тебя и потому ещё, что я съел твоего коня доброго. Ну, ладно! садись на меня серого волка и скажи куда везти тебя и зачем? 

Иван-Царевич сказал куда ему ехать надобно, и серый волк помчался с ним быстрее коня его. Через некоторое время привёз он Ивана-Царевича к каменной стене, не очень высокой. Остановившись здесь волк сказал своему седоку:

— Ну, Иван-Царевич, слезай с меня серого волка и полезай через эту каменную стену. Здесь за стеной есть сад, а в этом саду, в золотой клетке и сидит та самая Жар-птица, которая нужна тебе. Ты Жар-птицу возьми, а золотой клетки не трогай, а ежели ты её возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя непременно поймают.

Иван-Царевич перелез каменную стену и очутился в саду. Увидев Жар-птицу в золотой клетке, он подошёл к ней и вынув её из клетки пошёл обратно. Но по дороге одумался и решил, что без клетки ему некуда посадить Жар-птицу и не в чем будет её доставить до своего государства. Поэтому он вернулся и взял клетку. Но лишь только он снял с дерева клетку, как по всему саду раздался стук и гром, потому что к этой клетке были проведены струны, которые давали знать караульным, что клетку с Жар-птицей тронули с места.

Услыхав тревогу, караульные проснулись, и прибежав в сад, поймали Ивана-Царевича с Жар-птицею, и тотчас повели его к своему царю, которого звали Долматом.

Царь Долмат очень разгневался на Ивана-Царевича и закричал на него своим громким сердитым голосом:

— Как не стыдно тебе, юный рыцарь, воровать! Кто ты таков, какой земли, и какого отца сын, и как зовут тебя по имени?

— Зовут меня Иван-Царевич, — отвечал пойманный с поличным, — а из царства я Выслава, и отец мой есть царь Выслав Андронович. Твоя Жар-птица повадилась к нам в сад летать и срывала каждую ночь с любимой отца моего яблони золотые яблочки, и почти всё дерево испортила. Поэтому родитель мой послал меня, чтобы я разыскал Жар-птицу и доставил-бы её к нему.

— О, молодой, Иван-Царевич! — проговорил царь Долмат, — ну пригоже-ли тебе делать так, как сделал? Ты пришёл-бы ко мне, — продолжал царь Долмат, — и я честно-бы отдал тебе Жар-птицу. А теперь хорошо-ли будет, когда я разошлю во все государства объявить  об тебе, как ты в моём государстве нечестно поступил. Однако, слушай, Иван-Царевич: если сослужишь мне службу, и съездишь за тридевять земель, в тридесятое государство и достанешь мне от царя Афрона коня златогривого, то я тебе всю вину прощу и Жар-птицу отдам тебе с великой честью. Ежели же не сослужишь мне этой службы, то я о тебе дам знать во все государства, что ты нечестный рыцарь.

Иван-Царевич ушёл от царя Долмата крайне опечаленный, обещая тому всё-таки добыть коня-златогривого. Пришёл опять к серому волку и подробно рассказал ему обо всём. Выслушав его признание, волк отвечал ему:

— Ох, ты, гой еси, младой юноша, Иван-Царевич! Ведь предупреждал-же я тебя об этой беде, и отчего ты сразу не послушался меня?! Ну, что делать! быть так! Садись на меня, я свезу тебя — куда тебе нужно.

Иван-Царевич уселся серому волку на спину и тот помчал его с такой быстротой, что стрела, пущенная из туго натянутого лука. Долго-ли, коротко-ли, — но примчал его серый волк в то самое царство царя Афрона, где находился чудный конь с золотою гривою. Прибыли они туда ночью, и волк подвёз его к самым каменным конюшням. Ссадив своего седока, серый волк сказал ему:

— Ступай Иван-Царевич прямо в эти конюшни и бери того самого коня-златогривого, но тут рядом на стене висит золотая узда, то ты не тронь её, а то тебе опять худо будет.

Пошёл Иван-Царевич в указанную конюшню и пользуясь тем, что все караульные в это время спали, он взял себе преспокойно драгоценного царского коня-золотогривого и повёл его из стойла. Но по дороге увидел на стене золотую узду и так её прельстился, что не мог утерпеть, и забыв предупреждение волка, взял и снял уздечку с гвоздя и хотел было вместе с конём унести и эту драгоценность. Но едва только успел он снять эту узду, как по всем конюшням пошёл такой гром и шум, что все караульные сразу проснулись, так как к гвоздю, на котором висела золотая узда, были проведены многие струны для сигнала караульным конюхам, на случай кто будет трогать ту узду.

Проснувшись, конюха поймали Царевича и повели его прямо к самому царю Афрону. Царь начал допрашивать пойманного с конём и уздечкой Царевича:

— Скажи мне младой юноша, из какого ты государства и кто твой отец и как зовут тебя самого?

— Я, — отвечал ему пойманный, — родом из царства царя Выслана, и царь Выслан Андронович родной мой отец. Зовут-же меня по имени — Иван-Царевич!

— Ох, ты молодой Иван-Царевич! Ну честное-ли рыцарское дело сделал ты? Ты пришёл-бы ко мне прямо, и я бы отдал тебе коня золотогривого с честью. А теперь хорошо-ли будет тебе, когда разошлю я во все царства известие о том, что сделал ты в моём государстве бесчестный поступок?.. — Однако, вот что, слушай: ежели ты, Иван-Царевич сослужишь мне службу, и съездишь за тридевять земель и в тридесятое государство, и достанешь мне оттуда королевну — Прекрасную Елену, в которую душой и сердцем влюбился я. — То тогда за твою услугу отдам я тебе честно и коня-золотогривого и золотую узбечку, а ежели ты не выполнишь этого поручения, то я об тебе дам знать во все государства и подробно пропишу, как ты бесчестно и не по рыцарски поступил в моём государстве.

Нечего было делать — обещался Иван-Царевич царю Афрону достать ту королевну, но выйдя из царских палат горько-прегорько заплакал.

Вернувшись к поджидавшему его серому волку. Царевич рассказал ему обо всём случившемся со всеми подробностями.

— Ох, ты, гой еси, младой юноша! — проговорил серый друг его, — ведь и тут предупреждал я тебя о том, что может случиться, почему же ты не послушал слов моих и взял золотую уздечку, которая принесла тебе только печаль одну?!

— Виноват я перед тобою, — отвечал Царевич.

— Ну, делать нечего! Садись опять на меня серого волка, свезу тебя куда тебе надобно!

Иван-Царевич сел на спину своего серого волка и тот что стрела помчал его. Мчались они быстро и через недолгое время уже были в том самом государстве, где находилась королевна Прекрасная Елена. Серый волк подвёз Царевича к золотой решётке, которая окружала великолепный сад, и сказал ему:

— Ну, теперь слезай и ступай обратно по этой-же дороге, где мы всё время ехали с тобой. Когда выйдешь в чистое поле, то увидишь зелёный дуб. Садись под этим дубом и ожидай меня.

Иван-Царевич слез с серого друга и пошёл по указанному пути, как велено ему было, а серый волк сел у решётки, поджидая когда в сад на прогулку выйдет королевна Прекрасная Елена.

К вечеру когда солнышко стало клониться к западу и дневной жар стал понемногу спадать, королевна Прекрасная Елена пошла прогуляться в свой роскошный сад. Вышла-же королевна из дворца своего в сопровождении многочисленных нянюшек, мамушек и придворных боярышень.

Выйдя в сад, Прекрасная Елена подошла к тому месту решётки, где сидел и подкарауливал её прихода серый хищник. Только что Елена приблизилась к своему нежданному похитителю _ серому волку, как последний вдруг перескочил через решётку и схватив растерявшуюся и перепуганную королевну, мигом перескочил опять обратно вон из сада, и стремглав помчался с красавицей Еленой к поджидавшему его в назначенном месте Ивану-Царевичу. Прибежав под зелёный дуб, он проговорил Царевичу:

— Иван-Царевич! садись как можно скорее на меня и бежим, что есть духу, подальше отсюда!

Иван-Царевич не заставил ждать себя и быстро вскочил по привычке на спину серого волка и тот, что молния помчался с двумя седоками обратно в государство царя Афрона.

Когда серый друг Царевича так неожиданно похитил Прекрасную Елену, на глазах у всех бывших с нею нянюшек, мамушек и придворных боярышень, то все сопровождавшие королевну до смерти перепугавшись неожиданного никем происшествия, бросились сейчас сообщить о случившемся несчастии во дворце и оттуда немедленно-же была снаряжена и послана в след похитителю многочисленная стража в погоню, чтобы отбить у серого злодея красавицу-королевну. Но как не шибко скакала погоня, однако догнать серого волка не сумела, и последний, далеко опередив погоню, скрылся из виду, и посланным ничего не оставалось другого, как только вернуться обратно, что они и сделали.

Иван-же Царевич, пока мчался к царю Афрону и сидел вместе с прекрасной королевной у серого похитителя на спине, так страстно и горячо полюбил Елену. А та в свою очередь его, что Царевич не на шутку запечалился когда стали они подъезжать к государству царя Афрона. И чем ближе становилась минута, когда надо было отдать другому красавицу-королевну, тем грустнее делался Иван-Царевич, и под конец не выдержал и горько заплакал.

— О чём это ты плачешь, Иван-Царевич, — спросил его серый волк?

— Как-же мне не плакать, доброму молодцу, серый ты друг мой, — отвечал ему Иван-Царевич, — как не кручинится мне сердцем и душою, коли я полюбил больше жизни эту красавицу, королевну Елену, и должен теперь отдать её другому, этому царю Афрону за его коня златогривого; а если я не отдам ему нашей добычи, дорогой красавицы Елены, то царь Афрон за такой поступок не простит мне первой вины моей и обесчестить меня самым скверным образом во всех государствах.

— Много служб сослужил я тебе Иван-Царевич, — сказал ему серый волк, — сослужу тебе ещё и эту службу и спасу тебя от беды. — — Слушай, — продолжал серый друг Царевича, — я сделаюсь прекрасною королевною Еленою, а ты меня отведи к царю Афрону и возьми за то коня-златогривого и золотую уздечку. Царь, ничего не ведая, почтёт меня за настоящую королевну Елену, и когда ты севши на того коня золотогривого, уедешь далеко, то я попрошусь у царя Афрона в чистое поле погулять, и как только он меня отпустит с нянюшками, мамушками и с своими придворными дамами и все мы вместе будем в чистом поле, то меня вспомни и я опять буду у тебя, готовый к твоим услугам.

Проговорив всё это, серый волк ударился о сырую землю и вдруг превратился в красавицу-королевну Елену, да так ловко вышло это превращение у него, что никто и ни за что не мог-бы узнать, что это не настоящая Прекрасная Елена.

Иван-Царевич, взяв с собою серого волка, превратившегося в Прекрасную Елену, повёл его во дворец к царю Афрону, а настоящей красавице королевне Елене велел дожидаться его за городом.

Когда Иван-Царевич пришёл к царю Афрону с мнимой Еленой, то царь от всего сердца обрадовался, что ему удалось заполучить сокровище, которое он давным-давно только и желал. Приняв с радостью поддельную Елену, и отдав за неё Царевичу коня-золотогривого и золотую уздечку, он оставил в своих покоях эту дивную красавицу. А Иван-Царевич сев на коня, поехал за город, где его дожидалась настоящая королевна, и взяв Елену вместе с собою, стал держать путь к государству царя Долмата.

Серый-же волк оставшись жить у царя Афрона, прожил у него вместо Прекрасной Елены день, другой и третий, а на четвёртый явился к царю Афрону и сталь проситься позволить ему погулять в чистом поле, а то дескать уже очень тоска одолела, так пойти хоть развеять её в чистом поле.

Услышав эту просьбу красавицы Елены, царь Афрон с радостью согласился отпустить мнимую королевну гулять в поле, только лишь-бы она была весела и не тосковала.

— Я готов всё сделать для тебя, что только пожелаешь, — отвечал царь Афрон серому волку в образе чудной красавицы, и сейчас-же приказал нянюшкам и мамушкам и всем придворным боярышням идти и сопровождать красавицу Елену-волка в прогулке по чистому полю.

Иван-Царевич, поехав себе вдвоём с красавицею королевною Еленою, совсем было забыл про своего серого друга, но потом вдруг вспомнил о нём:

— Ах! где-то теперь мой серый волк?

Вдруг откуда не возьмись — стоит перед ним его серый приятель и говорит:

— Садись Иван-Царевич на меня на серого, а Прекрасная королевна Елена пусть едет на золотогривом.

Иван-Царевич послушался серого друга и пересел на его спину, а красавица королевна осталась не коне золотогривом, и они отправились далее в путь, в государство царя Долмата.

Когда они стали подъезжать к тому государству, то не доезжая вёрст трёх до самого царства, Иван-Царевич обратился к серому волку и стал просить его:

-Слушай, друг ты мой любезный, серый волк! Ты много сослужил мне служб, сослужи ещё одну и последнюю службу: не можешь-ли ты оборотиться в коня златогривого, вместо того, который мною получен от царя Афрона; так как с этим мне не хотелось бы расставаться.

Услышав эту просьбу, серый волк, не говоря ни слова, ударился о землю и сразу стал конём златогривым, так что никто-бы и различить не смог его с настоящим конём. Иван-Царевич, оставя за городом прекрасную королевну Елену вместе с конём златогривым, сел на превращённого серого волка, как будто-бы на действительного коня и поехал во дворец к царю Долмату. И как только царь Долмат увидел Ивана-Царевича едущим на коне златогривом, то радости его не было конца.

Царь, выйдя тотчас-же из своих палат, сам встретил его на широком дворе своём и поцеловав Царевича прямо в уста сахарные, взял его за руку и повёл в свои палаты белокаменные. Кроме того, царь на радостях, велел своим приближённым, чтобы был устроен великий пир, и все сидя за столами дубовыми, покрытыми скатертями бранными и установленными всякими кушаньями и винами, — ели, пили, веселились и всячески забавлялись.

После пира того, царь Долмат велел принести Жар-птицу и собственноручно передал её вместе с золотою клеткою, при очень пышной церемонии, в руки Ивана-Царевича.

Пробыв день и другой в государстве царя Долмата и наконец получив столь трудно-доставшуюся ему Жар-птицу, Иван-Царевич на третий день, простясь с царём, отправился за город, где его дожидалась Елена с конём златогривым. Придя к тому месту, Царевич сел также на златогривого и они вдвоём с королевною отправились теперь в своё отечество, то есть, в государство отца Ивана-Царевича — царя Выслава Андроновича.

На другой день после отъезда Царевича, царь Долмат вздумал объездить своего коня златогривого и приказал своим конюхам оседлать его. Когда конь был ему подан, то он, сев на него, поехал в чистое поле. Там царь только что разгорячил коня, как тот вдруг сбросил его с себя и ударившись об землю, превратился опять в серого волка и после того побежал вдоль по полю что есть силы, а царь Долмат, удивлённый всем случившимся и оставшийся без коня среди чистого поля, принуждён был пешком возвратиться в свои палаты.

Серый волк, превратившись из коня-златогривого в свой настоящий вид, побежал по следам уехавшего Ивана-Царевича, и наконец нагнав его, сказал ему:

— Слушай, Иван-Царевич! Садись ты опять на меня серого, а Прекрасная Елена пусть едет на коне златогривом.

Иван-Царевич послушался своего серого приятеля и пересел на него, и они опять поехали все вместе в дальнейший путь.

Наконец, после некоторого времени, доехали они до того места, где при первой встрече Ивана-Царевича с серым волком, последний разорвал коня его. Здесь остановившись, серый волк обратился к Ивану-Царевичу и сказал ему:

— Ну, Иван-Царевич, послужил я тебе верою и правдою довольно, теперь слезай с меня серого волка и садись на своего коня-златогривого и поезжай куда тебе надобно.

Проговорив всё это, серый волк побежал прочь в сторону, а Иван-Царевич горько-прегорько заплакал по нём и потом сев на своего коня златогривого поехал дальше вместе с королевною Прекрасной Еленою.

Не доехав до своего государства вёрст за двадцать, Царевич с Еленою остановились и сошли с коня, чтобы хотя немного отдохнуть и явиться домой бодрыми. Они оба расположились на траве под деревом, которое укрывало их от жара солнечных лучей; коня Царевич привязал к дереву, а клетку с Жар-птицею поставил возле себя.

Отдыхая так под деревом, молодые люди вели между собою любовные разговоры, и так-как оба от дальней дороги порядком утомились, то скоро поддались сну и крепко заснули.

В это самое время братья Ивана-Царевича — старший Дмитрий и средний Василий, — ездившие по разным государствам для отыскания Жар-птицы, и не нашед последней, возвращавшиеся домой, в своё отечество с пустыми руками, — вдруг совершенно случайно наехали как раз к тому месту, где уставшие Иван-Царевич с Прекрасною Еленою, — расположившиеся на отдых, уснули крепким сном. Увидев возле спавшего брата то самое сокровище, ради которого они положили столько труда и потеряли так много времени, да кроме того тут-же был ещё конь златогривый и красавица-девица, они всем этим очень прельстились, и желая воспользоваться чужим добром, вероломные братья решились на преступление и задумали убить своего родного брата до смерти. Дмитрий-Царевич вынул из ножен меч свой и заколол Ивана-Царевича, а потом тело его изрубил на мелкие кусочки.

Совершив это гнусное дело, братья разбудили всё-ещё спавшую королевну Елену и начали её допрашивать:

— Скажи прекрасная девица, из какого ты государства и кто отец твой, а также, скажи нам, как зовут тебя по имени?

— Зовут меня, — отвечала красавица, Прекрасная королевна Елена, а достал меня Иван-Царевич, которого вы, злодеи, предали злой смерти, — сказала она и горько заплакала, увидев всё случившееся. — Вы тогда-бы были добрые рыцари, — продолжала королевна, — если-бы убили его живого и не сонного, так как сонный — что мёртвый, а в открытом бою и в чистом поле, а теперь какую похвалу вы получите себе?

Услыхав столь смелые речи от молодой королевны, Василий-Царевич схватил свой меч и приставил его прямо к сердцу красавицы, сказав ей в ответ на её слова:

— Слушай, Прекрасная Елена! ты теперь в наших руках: мы повезём тебя к нашему батюшке царю Выславу Андроновичу и ты должна сказать ему, что как тебя, так и Жар-птицу и коня златогривого, всё это достали мы с братом Дмитрием. А ежели ты сказать это откажешься, то я сейчас-же предам тебя тут-же на месте смерти!

Прекрасная Елена, видя свою беспомощность, крайне перепугалась и боясь исполнения этой жестокой угрозы, обещалась этим злодеям сделать и сказать всё так, как они прикажут и в подтверждение свих слов поклялась им всем святым для неё.

Успокоившись за сохранение их преступной тайны братья начали кидать между собою жребий: кому должна достаться красавица Елена, и кому конь златогривый. По жребию — Прекрасная Елена досталась Василию-Царевичу, а конь златогривый — Дмитрию-Царевичу. Согласно этому Царевичи разделили свою добычу. Василий взял красавицу королевну и посадил её с собою на своего доброго коня, а Дмитрий — коня златогривого и Жар-птицу, для того, чтобы вручить её своему родителю Выславу Андроновичу.

Поделив и захватив с собою, каждый свою часть добычи, они тронулись с места и поехали в дальний путь, оставив после себя неубранными даже следы своего преступления: — изрубленное на мелкие куски тело своего родного брата Ивана-Царевича.

После совершившегося убийства прошло тридцать дней, и всё это время, разрубленный на куски своими злодеями-братьями, Иван-Царевич остался лежать на том-же месте где произошло убиство. Случайно прибежал к тому месту старый приятель Царевича, серый волк. Увидев разрубленное тело, он по духу узнал, что это убит Иван-Царевич. Жаль ему было своего друга и очень хотелось помочь ему, да не знал он что бы такое сделать, чтобы вновь оживить его. И вдруг видит серый волк, что один большой и два маленьких ворона высоко летают над трупом и хотят спуститься и начать клевать мёртвое мясо. Волк взял и спрятался за бывший тут-же куст. В это самое время маленькие воронята спустились и начали клевать мясо Ивана-Царевича. Только-что они принялись было за еду, как серый волк мгновенно выскочил из-за куста и схватив одного воронёнка хотел было разорвать его на двое.

Увидев в беде своё детище, старый ворон быстро спустился на землю и сев поодаль серого волка, стал просить его:

-Ох, ты, гой еси, серый волк! не трогай моего детища.

Услышав это, серый волк решил воспользоваться случаем и сказал тут ворону:

— Хорошо, я не трону его, если ты за это сослужишь мне службу и слетаешь за тридевять земель в тридесяятое государство, и принесёшь мне оттуда мёртвой и живой воды.

Услышав от волка про его просьбу, ворон очень обрадовался, что может, услужив серому, спасти своего детёныша и с готовностью отвечал ему:

— Изволь, я тебе эту службу сослужу, только ты не трогай пожалуйста моего сына, — и сказав это, ворон поднялся, полетел и скоро совсем скрылся из виду.

Только на третий день прилетел обратно ворон и принёс с собою два пузырька: один с мёртвой, а другой с живою водою и оба их отдал серому волку. Серый, взяв от ворона пузырьки, тотчас-же разорвал воронёнка надвое — и спрыснул его мёртвою водою, воронёнок сразу сросся; потом он спрыснул его живою водою — и воронёнок встрепенулся и как ни в чём не бывало, полетел себе преспокойно прочь от того места.

Произведя над воронёнком этот опыт и убедившись в действительной чудодейственной силе принесённых вороном вод, серый решился теперь употребить эти воды и для оживления своего друга. Взяв пузырёк с мёртвой водой и спрыснув ей разрубленное на мелкие куски тело, он увидел как вдруг тело срослось и стало всё снова целым. Тут он взял пузырёк с живой водой и из него спрыснул мёртвое тело своего друга — и Иван-Царевич встал живым, как ни в чём не бывало и проговорил:

— Ах, как долго я спал!

А серый волк в ответ ему и говорит:

— Да, Иван-Царевич, спать бы тебе дольше, вечно не пробудиться-бы тебе от сна, если-бы не я случился здесь на твоё счастье. Ведь тебя братья твои изрубили на мелкие куски, а Прекрасную Елену, коня златогривого и Жар-птицу увезли с собою. Теперь ты, Иван-Царевич поспеши в отечество твоёЭ как можно скорее, а то сегодня брат твой Василий женится на твоей невесте, прекрасной королевне Елене. А чтобы скорее ты мог добраться туда, то садись-ко ты лучше на меня и я живо доставлю тебя в твоё государство.

Иван-Царевич сел на спину своего серого друга и тот быстро помчался с ним в царство Выслава Андроновича. Прибежав туда, он остановился около города и Царевич, сойдя с серого волка, дружески распростился с ним и вошёл пешком в город.

Придя во дворец отца своего, Иван-Царевич застал там пир, там женился его старший брат Василий на королевне Прекрасной Елене, и молодые были уже приехавши от венца и сидели за столом.

Как только Иван-Царевич взошёл в палаты и прошёл в ту комнату, где сидели новобрачные, то Прекрасная королевна Елена, едва только увидела своего дорогого наречённого, выскочила из-за стола и кинувшись к нему, начала его целовать и миловать и закричала во всё услышание:

— Вот мой настоящий жених, он, Иван-Царевич, а не тот злодей, который за столом сидит.

Услышав такое неожиданное открытие, изумлённый царь Выслав Андронович встал с своего места и в сильном негодовании стал спрашивать Елену, что такое говорит она и что всё это означает. Тогда Прекрасная королевна рассказала царю всю истину, со всеми мельчайшими подробностями, которые только были самой ей известны. Рассказав о том, как достал Иван-Царевич коня златогривого, как Жар-птицу и наконец её самою, и потом как ехали они сюда, а по дороге наехали братья и воспользовавшись тем, что они от долгого пути крепко уснули, убили сонного Ивана-Царевича на смерть и забрав себе Жар-птицу и коня златогривого, принудили её клятвенно обещать им не выдавать их, а сказать что всё это, что везут они с собою в отечество, добыто ими самими, и что она королевна, испугавшись их угрозы и боясь быть убитой, со страху на всю их подлость согласилась.

Услышав рассказ этот из уст Прекрасной Елены царь Выслав так сильно рассердился, что тут-же отдал приказ, посадить сию-же минуту обоих старших сыновей его — Царевичей Дмитрия и Василия — в темницу, а Ивану-Царевичу приказал жениться на своей возлюбленной невесте красавице королевне Елене.

Иван-Царевич, женясь на горячо им любимой Прекрасной Елене стал с нею жить в полном мире и согласии, и они так искренно любили друг друга, что во всю жизнь не могли быть один без другого ни одной минуты и жили так они счастливо и дружески долгое время и всегда были хорошим примером для других супругов.

AVvXsEg16 yRXVq mllfaomW4js2mlDdUt87ALuVyqWvP iLbQWIlK9Phm9WcAEgplZYTowOadV5EeDyUy KfIsdNHPKv0 Q5ibXeRd1Hbk5ZSFwfwGWNLb9czSQAzEvDgam1g rixALr dxS4kH2u38URPjGl73Ypn WnexfHTr J5dbbSCV CKh6wXN9e=w320 h77

(из книги «Народный быт великого севера

составитель А.Е. Бурцев)

1898 год

  • Сказка о царе елисея рисунок
  • Сказка о царе гвидоне читать текст полностью
  • Сказка о царе берендее чудеса в этой сказке
  • Сказка о царе давиде текст
  • Сказка о царе дурандае мультфильм 1934