Автор Андрей Измаилов На чтение 9 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Краткое содержание
Главные герои сказки о царе Салтане:
- царь Салтан;
- его сын — князь Гвидон;
- царевна-лебедь;
- супруга царя и ее сестры.
Три сестры
Сказка начинается с описания вечернего времяпрепровождения трех сестер. Они сидят под окошками светлицы и мечтают о том, что могло бы быть, будь они царицами. Вечереет, а девушки прядут пряжу и разговаривают. Первая из сестер говорит о том, что (при условии – она царица) она устроила пир на весь крещеный мир. Вторая предполагает, что она могла бы отличиться тем, что смогла бы наткать много полотна, а третья обещает подарить наследника царю.
Царь слышит эти разговоры, и в самый ответственный момент входит к девушкам.
Важно! Правитель повелевает первой девушке стать поварихой, второй – ткачихой, а третью берет в законные супруги.
Идет время, и царю нужно уехать в дальние края. В это время у его супруги появляется на свет сын. Старшие ее сестры — завистницы, и они тайно извещают царя о том, что у него родился не ребенок, а невесть кто. Царь в ответ приказывает ждать его возвращения. Но придворные его не слушаются. Они жену царя с младенцем сажают в бочку, а бочку смолят и бросают в открытое море.
Бочку носит по волнам и, наконец, ее выбрасывает на берег острова, где никого нет. Царевич, который наречен Гвидоном, уже подрос. Ему лет двадцать. Он выбирается из бочки. Вынимает матушку. Оба они голодны. Тогда, чтобы утолить голод, Гвидон идет поохотиться.
Подходит юноша к морю и видит, что белая лебедь не может отбиться от коршуна. Он спасает прекрасную птицу. В ответ на такой благородный поступок лебедь платит благодарностью.
В результате на этом необжитом месте вырастает прекрасный город, в котором княжит Гвидон.
Это интересно! Сокращенное чтение: краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина
Город видят купцы, проезжающие по торговым путям. Они приплывают в царство Салтана и рассказывают государю о диковинном городе. Также они сообщают своему правителю, что он приглашен в этот город. Этот разговор слышит князь Гвидон. Он ранее превратился в комара, забился в одну из щелей купеческого корабля и вместе с ними приплыл к Салтану.
Его тетка, которая назначена поварихой, ведает царю о диковинной белке, которая грызет золотые орехи. Царь, услышав о таком диве, не хочет ехать к Гвидону. За не слишком хороший поступок комар ужалил в глаз тетку.
Князь возвращается в свой город. Он идет к морю, вст
речает там лебедь и рассказывает ей о белке. По его просьбе лебедь переносит белку в город Гвидона.
Проходит какое-то время. Снова купцы едут к Салтану, и ведают ему о белке и снова приглашают царя в гости. В этот раз царевич превращается в муху и слушает разговор. Но вторая его тетка – ткачиха рассказывает государю о Черноморе и 33 богатырях. Царю хочется увидеть это диво, и он снова не едет к Гвидону. Тогда царевич в обличье мухи кусает тетку в глаз.
Спустя еще некоторое время купцы в очередной раз следуют мимо острова Гвидона в царство Салтана. Хозяин острова в виде шмеля едет с ними. По приезде купцов состоялся разговор, во время которого Бабариха ведает Салтану о прекрасной царевне.
А купцы снова приглашают Салтана к Гвидону. Царь пленен рассказом о чудо-царевне и снова отказывается от приглашения. По этой причине шмель укусил Бабариху в нос.
Князь возвращается на остров в город. Он идет к морю и говорит лебеди, что хочет связать себя узами брака с той царевной, о которой слышал у отца. Лебедь превращается в прекрасную девушку, и Гвидон женится на ней.
Тем временем Салтан спешит в гости к князю. Когда он ступает на берег, то понимает, что мать Гвидона – это его супруга. Он обрадован, что семья воссоединилась. Прощены все. Все живут долго и счастливо.
Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам
Полезное видео: А С Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Характеристика главных героев
Главные герои — это персонажи, вокруг которых завязан весь сюжет истории. Их образы могут быть положительными, отрицательными или даже нейтральными. Всё зависит от их поведения и действий.
Царь Салтан
Автор не даёт чёткого описания внешности царя. Можно предположить, что это был взрослый мужчина, не лишённый привлекательности, иначе о браке с ним не мечтали бы юные девушки. Если описать персонажа языком, понятным для детей, то характеристика царя Салтана (3 класс) будет выглядеть следующим образом:
- добрый — простил сестёр царицы, когда узнал, что они натворили;
- мудрый — не стал сразу принимать решение о судьбе царицы и новорождённого сына, а велел подождать его возвращения;
- любопытный — ему интересно было слушать рассказы корабельщиков о разных мировых новостях, а также подслушивать, о чём беседуют девицы за рукоделием;
- смелый — он сам ходил в военные походы, а не отсиживался во дворце.
Если судить по поступкам, то царя можно охарактеризовать как положительного персонажа. Единственным минусом можно считать его малодушие.
Он не разобрался, почему царский приказ не был исполнен, не стал выяснять, где его жена и ребёнок. Не смог он найти и виновных.
Князь Гвидон
Гвидон — один из явных положительных героев. Его образ прописан довольно подробно. В характере персонажа прослеживаются следующие черты:
- доброта;
- сочувствие;
- всепрощение.
Даже для учеников характеристика Гвидона (3 класс) проста и понятна. Несмотря на все невзгоды, юноша не озлобился и не возненавидел своего отца. Он не держал зла на тётушек за их подлые поступки и наглый нрав.
Можно, конечно, обвинить юного князя в меркантильности, так как все чудеса мира он хотел видеть у себя на острове Буяне. Но если вдуматься, то эти чудеса юноше были не очень и нужны, он просто хотел с их помощью заманить отца к себе в гости. А это говорит о любви молодого человека к родителям, что характеризует его только с положительной стороны.
Сватья баба Бабариха и сёстры
Давать характеристику каждому из этих персонажей по отдельности не совсем правильно. Они всегда действовали сообща. Именно поэтому образы этих женщин сливаются в один общий портрет.
Читайте также: «Вся Россия наш сад!» – по пьесе Чехова «Вишневый сад»
Ткачиха и повариха — сёстры царицы. Они тоже хотели выйти замуж за царя. Одна желала наткать ему полотна после брака, другая — вкусно накормить. Изначально характер у девушек был вполне обычным, но зависть и ненависть к сестре превратили его в отвратительный и наглый.
Они не побоялись даже гнева царя, строя козни молодой царице. Однако надо отдать им должное: ума они были, видимо, недалёкого. Им вряд ли пришёл бы в голову такой хитроумный план, как замена письма к царю и обратно. На это их надоумила сватья баба Бабариха.
Доподлинно неизвестно, кем была эта женщина. Исходя из смысла текста, можно сделать вывод, что она мать всех сестёр. На такое предположение наталкивают строки из сказки, когда Гвидон жалеет и прощает своих обидчиц:
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей.
Да и само понятие сватья — это мать одного из супругов. Учитывая, что Бабариха действовала вместе с сёстрами царицы, то, скорее всего, это их родственница, а не царя Салтана.
Все три персонажа представлены яркими отрицательными героями. Их действия направлены только во вред другим и в угоду себе. Автор высмеял их в истории, наградив одну из них кривым глазом, а другую — распухшим носом после укусов Гвидона, обернувшегося насекомым.
Царевна-лебедь
Главная героиня появляется во второй части истории и сразу притягивает к себе внимание читателя. Она была царевной неописуемой красоты, умеющей превращаться в лебедя и обладающей кротким нравом и скромностью.
Царевна благодарна молодому человеку за своё спасение от злого чародея, поэтому помогает ему во всех его желаниях. Девушка даже выходит замуж за юного князя. Очень ярко автор описывает внешность царевны:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Царевна-лебедь — это не только положительный, но и самый яркий персонаж этой волшебной истории.
История персонажа
Царь Салтан – великодушный и наивный правитель, появившийся в сказке Александра Сергеевича Пушкина. Автор создал образ большого ребенка, топающего ногами, слепо верящего придворной лижи и мечтающего о простом счастье.
Внутренние качества
Когда Гвидон и его мать оказываются в бочке, будущий князь острова показывает свои внутренние качества. Ему удается договориться с морем о том, чтобы оно вынесло их на берег, ведь иначе они могут погибнуть в море. Это указывает на то, что Гвидон обладает волшебными способностями.
Выбравшись из бочки, Гвидон сразу же начал работать, чтобы прокормить себя и свою мать.
Голодный Гвидон помогает лебедь-птице и отпускает ее на свободу, за что оказывается награжден: Гвидон становится князем.
Читайте также: Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина
Князь Гвидон – дружелюбный человек. Он открыт для общения с корабельщиками, которые прибыли на остров. Князя отличает гостеприимство и доброта.
Несмотря на доброту, Гвидон умеет и мстить тем, кто отстранил его от собственного отца. Превратившись в комара, муху, шмеля, Гвидон мстит ткачихе, поварихе, бабе Бабарихе.
В сказке А. С. Пушкина особое место занимает описание царя Гвидона как правителя острова. Князь Гвидон – хороший правитель, которому характерна справедливость и любовь к своему народу. Когда белка приносит богатство, то из него «льют монету да пускают в ход по свету». Князь Гвидон не единолично пользуется этими богатствами, а использует их для блага всего народа. Также князь Гвидон заботится о защите своего народа, прося царевну Лебедь о том, чтобы к нему пришли из моря тридцать три богатыря.
О чудесах и хорошем правителе Гвидоне информация распространяется по всему свету. О князе острова Буян знает и отец Гвидона царь Салтан.
Для Гвидона семья и любовь являются высшими жизненными ценностями. Он защищает свою мать, хочет встретиться со своим отцом, мечтает жениться на прекрасной девушке. Князь Гвидон женится на царевне, с которой они живут счастливо.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Царя Гвидона», рассмотрит внешние и внутренние черты героя пушкинской «Сказки о царе Салтане».

Персонажи сказки
В русских народных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Об их характерах можно написать в читательском дневнике. Основные персонажи произведения:
- дурень;
- старичок;
- попутчики;
- царь;
- старик и старуха;
- старшие братья.
Дурень был младшим сыном старика и старухи. На него никто не обращал внимания, из-за этого ему приходилось периодически даже голодать. А на самом деле он не так прост, каким казался. Этот юноша был добрым и отзывчивым, а также храбрым. Старшие братья таким поведением не отличались.
Старичок встретился дурню в лесу. Он не помог грубым людям, но обходительный юноша заслужил его доверие. Оказалось, что старичок был волшебником. Встретились младшему брату и другие попутчики: Стреляло, Слухало, Объедало, Холодило, Скороход, Опивало и Человек с хворостом. У каждого из них был особый талант, они помогли дурню выполнить все поручения царя.
Правитель той стороны представлен в сказке как глупый и жадный человек. Он не умел держать своего слова, пытался обмануть младшего брата.
Его поступки заслуживают наказания — в результате царя выгнали из дворца. А на царевне в конце сказки дурень женился.
Краткое содержание
Лучше понять героев «Летучего корабля» поможет краткое содержание сказки. Жили на свете старик и старуха, у них было три сына. Старшие были умными, а младшего все считали дурнем. Прошёл по той стороне слух, что царь хочет выдать свою дочь замуж за того, кто построит ему корабль, на котором можно летать. Тогда отправились старшие братья во дворец, чтобы попытать счастья. Старуха дала им с собой свежего хлеба, водки и благословила на дальнюю дорогу.
Дошли они до леса, нарубили деревьев и не знали, что с ними делать дальше. Вдруг подошел к ним старичок и попросил поделиться с ним едой. Братья посмеялись над ним и прогнали. Пришлось вернуться домой без ничего, так как не смогли они построить корабль. Тогда в путь решил отправиться младший брат. Посмеялись над ним старшие и родители, дали ему краюху чёрствого хлеба и флягу с водой.
Отправился дурень в лес, срубил дерево, вдруг подошел к нему старичок. Юноша поделился с ним черствым хлебом и водой, и внезапно они превратились в белые караваи и водку. С помощью волшебства помог старичок дурню построить корабль и наладить ему паруса. Отправился младший брат в путь на летучем судне. Старичок ему приказал подбирать на корабль всех прохожих.
Полетел юноша на корабле, вдруг увидел на земле человека. Он назывался Слухало и сказал, что слышит всё на свете. Путь они продолжили вместе. По дороге им встретились еще несколько человек, у каждого была своя особенность:
- Скороход — бегает быстрее всех;
- Стреляло — метко стреляет;
- Объедало — очень много ест;
- Опивало — может выпить целое озеро;
- Человек с хворостом — делает войско из палок;
- Холодило — умеет напускать холод.
Вместе прилетели они к царю, но тот не захотел отдавать дочь за простого мужика. Решил он тогда заставить их выполнять несколько заданий. Первое — принести живой и мёртвой воды. Скороход побежал выполнять это задание, но по дороге он уснул. Его храп услышал Слухало, позвал Стреляло, тот разбудил его стрелой.
Царь задал второе задание — съесть 20 быков и 40 буханок хлеба. С этим справился Объедало. А сорок ведер пива выпил Опивало. Выжить в растопленной докрасна бане дураку помог Холодило.
Когда царь хотел пойти войском на мужиков, Человек с хворостом одолел его помощью своих солдат. Подлого правителя выгнали из страны. А дурень наконец-то смог жениться на его дочери.
Герои мультфильма
По мотивам сказки был снят мультфильм. Но он немного отличается от оригинала.
Основные герои мультика «Летучий корабль»:
- царь;
- царевна Забава;
- боярин Полкан;
- Иван;
- водяной;
- бабки-ёжки.
В мультике у царя была дочь Забава, которую он хотел выдать замуж за жадного и жестокого боярина Полкана. Отца не беспокоило, что девушка хотела полюбить по-настоящему. Он хотел, чтобы она всегда жила в достатке.
Забава — романтичная натура, которая хотела влюбиться в доброго юношу. Она мечтала о маленьком домике со скамьей, кошке и детишках. А злой и отвратительный внешне Полкан вызывал у неё отвращение. Забава могла постоять за себя, она бы не позволила боярину жениться на ней против ее воли. Девушке понравился трубочист Иван. Это был добрый, отзывчивый и трудолюбивый юноша, такой же романтичный, как и она сама.
За его хороший характер ему помог водяной. Это существо жило в озере и мечтало когда-нибудь взлететь в воздух. Бабки-ёжки в мультике — ведьмы, которые знали заветные слова для корабля.
Сравнение сюжетов
В читательском дневнике или конспекте можно написать краткое содержание мультфильма, ведь он отличается от самой сказки. В одном царстве был правитель со своей молодой дочерью. Он хотел выдать её замуж за богатого боярина. В мультике уже был претендент на ее руку, поэтому царь не собирал женихов со всего света.
Но девушка хотела найти свою настоящую любовь. Она мечтала встретить доброго и отзывчивого юношу, с которым могла бы жить далеко от дворца. Однажды ей повстречался такой — трубочист Иван. Этот молодой человек покорил её своим хорошим характером. Тогда Забава поставила своему отцу условие: она выйдет замуж только за того, кто построит корабль, который мог бы летать. Полкан сказал царю, что его богатство позволит купить это судно. В мультфильме царевна уже была знакома со своим будущим супругом и успела его полюбить.
А Иван отправился в лес, где долго думал, как построить корабль. Там он повстречал волшебное существо — водяного. И он решил помочь трубочисту. Водяной дал ему волшебный набор инструментов. С его помощью Иван смог построить корабль. Но судно не хотелось взлетать, так как трубочист не знал волшебных слов. Их могли ему сказать только бабки-ежки. В сказке у юноши было гораздо больше помощников с волшебными способностями.
Тогда юноша отправился дальше в лес, где повстречал этих женщин. Их было много, они пели о своих приключениях и выходках. А в конце сели ступы, сказали волшебные слова и поднялись в воздух. Радостно Иван направился обратно к своему кораблю. Но там его уже поджидал Полкан. Он хотел купить корабль, но трубочист отказался его продавать. Случайно Иван сказал половину волшебной фразы. Тогда люди Полкана схватили его, связали и бросили в реку.
Боярин привел царя к кораблю и сказал, что выполнил его задание, поэтому теперь он женится на Забаве. Правитель зашёл на палубу и произнес половину заклинания, судно зависло в воздухе. Полкан согласился спасти царя только в обмен на корону. В сказке царь не терял своего титула.
В это время Ивана спас его старый друг — водяной. Юноша по трубе забрался в комнату к Забаве и сказал, что летучий корабль построил он. Влюбленные сбежали, забрались по лестнице на корабль, Иван сказал волшебные слова, а Полкан упал с высокой лестницы судна.
Забава с трубочистом улетели, а боярин с царем остались во дворце. А в сказке судьба корабля осталась неизвестной, хотя царевна тоже вышла замуж за дурня.
Анализ произведения
Практически все детские произведения основаны на фантазии и нереальных событиях. В доброй сказке «Летучий корабль» волшебные помощники стали друзьями основным персонажам. Малыши часто не понимают, почему главным героям постоянно кто-то помогает. Но в этом и состоит мораль любой сказки: добрые поступки всегда вознаграждаются.
В «Летучем корабле» персонажи сильно отличались по характеру. Царь, представитель высшего класса, не был добрым, зато был хитрым и умным. Но и он понес наказание, как и старшие братья дурня. Они остались ни с чем, ведь не смогли проявить доброту к старичку в лесу. Так и царя выгнали из его же страны за то, что он не сдержал собственные слова.
В этой сказке скрыта не одна важная тема:
- дружба;
- справедливость;
- верность своему слову;
- проблемы родителей и детей.
Иван самостоятельно не смог справиться с задачей, которую поручил ему царь. Но он подружился с волшебными существами. И за его хорошее отношение к себе они помогли ему построить летучий корабль. Так проявилась сила дружбы, а также справедливость, ведь благородные поступки всегда должны вознаграждаться добром.
Царь не смог сдержать своё слово. Он обещал выдать свою дочь за того, кто построит летающее судно. Но когда он увидел, что это сделал простой мужик, то решил его обмануть. Царь мечтал, что дочь выйдет замуж за богатого человека. Нельзя давать обещания, а потом их не выполнять. За это в любом случае ожидает расплата.
В сказке также затронута проблема детей и родителей. Старик и старуха любили своих старших братьев, ведь они были умнее. А младшего они не воспринимали всерьез, так как считали, что он не сможет сделать ничего толкового. Ему приходилось голодать, у него была плохая одежда. Хорошие родители не будут так обращаться со своими детьми, любого ребёнка они будут любить независимо от его умственных и физических способностей.
Сказка «Летучий корабль» учит детей добру и справедливости. Благодаря этому произведению можно поверить в силу дружбы, истинной любви и волшебства. Самое трудное дело может оказаться простым, если есть хорошие помощники.
Не нужно отчаиваться и бросать всё на полпути. Важно помогать окружающим, и тогда они ответят добром.
Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка
за урок:__________
План-конспект
Урока литературного
чтения,
проведенного в 4 «В»
классе
обучающейся Павловой
Анастасии Эдуардовны
14.10.2020 г.
Консультация
методиста:________
Консультация
учителя:_________
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа 21 века», 4 класс
Организационно-деятельностный
компонент:
Дата: 14.10.2020г.
Время: 8:15-9:00
Место: МАОУ СОШ № 5, кабинет №4
Класс: 4«В»
Целевой компонент
урока:
Тема урока: В.А.Жуковский «Сказка о
царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о
премудрости Марьи-царевны».
Цель:
воспитание чувства справедливости,
находчивости, смекалки, желания помогать понимание позиции героя, осознание
семейных ценностей через содержание сказки В.А.Жуковского.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию умения определять главную мысль,
тему, идейное содержание, выделять жанровые особенности сказки;
анализировать содержание сказки, характеризовать героев, определять
причинно-следственные связи поступков героев.
Развивающие:
способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством
работы со сказкой; формированию умения видеть смысл, заключённый в сказках;
развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; развитию
наглядно-образного мышления, творческого воображения, фантазии посредством
вставки своего эпизода в текст сказки, умению анализировать, выделять главное,
обобщать, мыслить логически; развитию навыка осознанного,
правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей
текста, смысловых пауз; развитию умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательные:
способствовать формированию любви к
русской культуре и сказкам, способствовать формированию нравственного осознания
истинной храбрости, доброго отношения ко всему живому, интереса к окружающему
миру, любознательности; воспитанию читательского интереса к
произведениям В.А.Жуковского.
Здоровьесберегающие:
соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов
деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной
деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата
(позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке
ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной
аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу
познания; к оцениванию
поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование
умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и
организовывать работу.
Метапредметные:
Формирование
познавательных универсальных учебных действий:
умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию,
учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и
обсуждения, умение использовать
речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Формирование
регулятивных универсальных учебных действий: умение
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы
с учётом характера сделанных ошибок;
Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий:
умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и
аргументировано отстаивать свою позицию.
Предметные:
умение анализировать текст (сюжет, речь и поступки
героев, характеризовать их), выделять жанровые особенности сказки; соотносить
поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного
произведения.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная,
индивидуальная, работа в группах.
Основные
образовательные ресурсы урока: учебник, компьютер и проектор,
мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I.
Организация начала урока.
1) Приветствие
У:
— Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Эдуардовна, и сегодня урок
литературного чтения проведу у вас я.
2)
Проверка готовности к уроку
У:
— Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать:
рабочая тетрадь, учебник,
пенал, дневник.
II.
Открытие новой темы. Целеполагание.
Каждый
день – всегда, везде,
На
занятиях, в игре
Смело,
чётко говорим
И
тихонечко сидим.
У:
— Для того, чтобы у нас все получилось на уроке, какими качествами мы должны
обладать?
О:
— Внимательность, активность и т.д.
У:
— Кто готов получать новые знания, поднимите руку.
У:
— У меня есть конверт со смайликами, которые вы будете получать за правильные
ответы, самые активные смогут обменять смайлики на призы.
III.
Актуализация умений и знаний.
1)
Проверка домашнего задания
У: — Сегодня мы
продолжаем знакомство с творчеством Василия Андреевича Жуковского. Вашим
домашним заданием было – выразительное чтение стихотворений «Вечер» и «Загадки».
Кто хочет выйти первым к доске и прочесть стихотворение?
Алгоритм анализа чтения
Положительные | Недостатки |
Читал (а) | Читал (а) тихо, |
Соблюдал(а) | Не соблюдал(а) |
Выбранный темп | Выбранный темп |
Соблюдаются | Не соблюдаются |
Чтение | Чтение не |
2)
Анализ и оценка работы учащихся (отметочная или безотметочная система
оценивания, комментарий).
У
— Молодцы, вы все хорошо справились с домашним заданием.
III.
Открытие новых знаний.
У: — Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам придется
отгадать ребус, обратите внимание на доску. (Слайд 1)
О: — отгадывают ребус «Сказка о царе Берендее, о сыне его
Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны».
У: — Внимательно слушайте что я говорю, ведь в конце урока у вас
будет самостоятельное задание.
У: — Попробуйте определить задачи урока, используя «слова –
помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться
О: — Будем учиться беседовать с книгой.
— Улучшим технику чтения.
— Научимся высказывать свое отношение к прочитанному.
— Будем учиться понимать позицию автора, описывать героев
произведения и давать им характеристику.
— Будем учиться отвечать на вопросы грамотно и правильно.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством В.А.
Жуковского. Он родился недалеко от города Белёва в селе Мишенское (Слайд 2)
Он был не только другом А.С. Пушкина, но и его учителем в
поэтических начинаниях. Они затеяли спор: кто лучше перескажет стихами народные
сказки. У А.С.Пушкина есть «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», а у
Жуковского «Спящая красавица». У А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», а у
Жуковского «Сказка о царе Берендее». Кто же победил в этом соревновании?
Жуковский признал своё поражение и подарил Пушкину свой
портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя». (Слайд 3)
IV. Открытие новых
умений, знаний.
1) Подготовительная работа
а) Словарная работа
(слова или выражения записаны на доске, сначала читают про себя, потом вслух, далее
пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит
правильное определение)
У: — Посмотрите на
доску. (слайд 4) Известны ли вам эти слова? Чтобы разобраться с содержанием
сказки мы составим словарик непонятных слов.
У: — Запишите в тетрадь
первое слово
Образи́на — безобразное отвратительное лицо
Гóголь — водоплавающая
птица из семейства утиных
2) Речевая разминка
У: — Чтение начнем с речевой
разминки:
Кукушка
кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон! (слайд 5)
У: — Читаем шёпотом
Немного громче
А теперь читаем громко и
внятно
Читаем скоро и быстро
(3-4 человека)
3) Первичное чтение произведения
(комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания.
У: — Я начну читать, а вы продолжите. Читаем по абзацу, «цепочкой».
О: — чтение «цепочкой»
На фразе «Рот
разинутый чудным смехом смеется; два ряда
Крупных жемчужин светятся в нем, и
язык, меж зубами
Выставясь, дразнит царя; а в бороду
впутались крепко
Вместо пальцев клешни.» чтение прерывается и обучающимся
дается задание придумать конец сказки, чтобы потом сравнить их предположения с
действительностью.
V.
Физминутка
У
— Встаём, немного отдохнём, сделаем физминутку.
Упражнение 1. И.п. — руки на поясе.
1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 —
и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
Упражнение 2. И.п.: ноги вместе, руки сцеплены в замок внизу.
1–2 – руки вверх (ладонями кверху), подняться на носки и потянуться –
вдох;
3–4 – разомкнуть пальцы, руки через стороны вниз, вернуться в исходное
положение – выдох.
Упражнение 3. И.п.: руки на поясе.
1 – наклон вправо с поворотом туловища направо – выдох;
2 – и.п. – вдох;
3–4 – то же в другую сторону.
Упражнение 4. И.п. — сидя, руки вверх.
1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти.
Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти
кистями. Темп средний.
Упражнение 5.
И.п. — стойка ноги врозь,
руки за голову.
1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону.
4 — 6 — то же в другую сторону.
7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
VI.
Открытие новых умений, знаний (продолжение)
1. Вторичное
чтение сказки и анализ содержания.
У: — Почему это произведение является сказкой?
О: — В сказке есть зачин, четкое разграничение между добром и
злом.
У: — Как мы можем отличить сказку от других жанров?
О:
— В ней присутствуют элементы фантастики и чудеса.
О:
— Найдите зачин этой сказки и ее концовку.
О:
— Жил-был царь Берендей до колен борода.
О:
— Я там был, там мед я и пиво пил; по усам текло, да в рот не попало. И все
тут.
2.
Работа в группах на понимание содержания.
У:
— Перед вами лежат листки с заданием. Вам нужно
выполнить это задание в группах по 3 человека.
Ответьте на следующие
вопросы:
1 группа – ответьте на вопросы от лица царя
Берендея.
·
Что со мной
случилось в начале сказки? (искал источник с водой и попал к Кощею)
·
На какую
сделку с Кощеем я согласился? (отдать то, что у меня есть, но о чем я не знаю)
·
Как звали
моего сына? (Иван)
Царь не задумался о последствиях, а
потом поплатился за свое необдуманное решение.
2 группа – ответьте на вопросы от лица
Кощея Бессмертного.
·
Сколько
дочерей у меня было? (30)
·
Как звали мою
младшую дочь? (Марья)
·
Какие задания
я дал Ивану царевичу? (построить дворец за ночь, узнать младшую дочь, сшить
сапоги)
Кощей
– отрицательный персонаж, который противопоставлен доброй и умной Марье
царевне.
3 группа — ответьте на вопросы от лица Марьи
царевны.
·
В кого я
превращалась в сказке? (пчелка, цветок, камень,уточка)
·
Сколько дней я
обещала ждать Ивана Царевича? (3)
·
Почему я
помогала Ивану Царевичу спастись от Кощея? ( он был моим женихом)
Марья
Царевна — положительный персонаж, она хитрая, умная, находчивая.
4 группа – Проанализируйте поступки Ивана
царевича.
·
На входе в
прекрасный город.
·
Эпизод, где
Иван царевич видит 30 уточек в пруду.
5группа — Проанализируйте
поступки Ивана царевича
·
Эпизод, в
котором Кощей дает задание Ивану сшить сапоги.
·
Эпизод, в
котором Кощей говорит Ивану построить за ночь дворец.
Иван царевич
нейтральный персонаж.
VII. Подведение итогов урока.
Рефлексия
У: — Какую сказку
мы сегодня читали?
О: — «Сказка о
царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о
премудрости Марьи-царевны».
О: — Кто автор
произведений, с которыми мы сегодня работали на уроке?
О: — Василий
Андреевич Жуковский.
У: — Что особенно
понравилось? Хотели бы вы продолжить знакомство с остальными произведениями В.А.Жуковского?
О: — У меня
получилось улучшить технику чтения.
Научиться
высказывать свое отношение к прочитанному.
Понять позицию
автора, описать героев произведения и дать им характеристику.
Отвечать на
вопросы грамотно и правильно.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению
У: — Открывайте дневники, записывайте домашнее
задание на следующий урок: напишите мини-сочинение «Какой герой сказки о царе
Берендее мне понравился больше всех и почему?»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Чтению» для обучающихся 7 класса с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе нормативно- правовых документов:
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в последней редакции).
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательн6ых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-
адаптированная основная образовательная программа школы для детей с ОВЗ (VIII вид)
-
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредетацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования».
-
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
-
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
-
Приказ Минобразования России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-
Приказ Минобразования России от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26;
-
Программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией В. В. Воронковой.
Цели и задачи предмета
Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности. Ознакомление обучающихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество.
В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:
-
Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений.
-
Повышение способности понимать прочитанное.
-
Формирование интереса к чтению.
-
Понимание значения навыка чтения.
-
Развитие устной речи.
-
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с ОВЗ является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ». 7 КЛАСС
На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем , что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях обучающиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса (VIII вида)
Обучающиеся должны уметь:
-
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать и «про себя»;
-
выделять главную мысль произведения;
-
характеризовать главных действующих лиц;
-
пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся должны знать:
-
наизусть 10 стихотворений.
Навыки чтения:
-
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
-
Выделение главной мысли произведения.
-
Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
-
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
-
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
-
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
-
Заучивание наизусть стихотворений.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Чтение» в 7 классе отводится 3 ч в неделю — 105 ч (35 учебных недели) .Данная рабочая программа по «Чтению» разработана в соответствии с утверждённым «Календарным годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2021-2022 уч.год» и рассчитана на 105 часов.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В 7 КЛАССЕ
Устное народное творчество. (9 ч)
Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Проверка техники чтения. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. Пословицы. Загадки. Урок внеклассного чтения.
Из произведений русской литературы XIX века. (48 ч)
А.С. Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…».. А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин «У Лукоморья». Урок внеклассного чтения.
М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.А. Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова. Басня «Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська». Урок внеклассного чтения. Н.А. Некрасов. Биографические сведения; «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».
Л.Н. Толстой. Биографические сведения. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. Биография писателя; «Хамелеон». Урок внеклассного чтения. Проверка техники чтения. В.Г. Короленко. Биографические сведения. Повесть «Дети подземелья». Тестирование по пройденному материалу. В.Г. Короленко «Дети подземелья». Урок внеклассного чтения.
Из произведений русской литературы XX века. (48 ч)
А. М. Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство». Отрывки из повести «В людях». Обобщающий урок по творчеству М. Горького. Урок внеклассного чтения. М. Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна». К. Паустовский. Биографические сведения. Рассказ «Последний черт». Урок внеклассного чтения. М. Зощенко «Великие путешественники» Урок внеклассного чтения. К. Симонов. Биографические сведения. К. Симонов «Сын артиллериста». Урок внеклассного чтения. В. Катаев. Биографическая справка. «Флаг». Урок внеклассного чтения. Н. Рыленков. Биографическая справка. «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки», «Все в танцующей дымке». Проверка техники чтения. Ю. Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Ю. Яковлев «Багульник». Р. Погодин. Биографическая справка. «Время говорит — пора». Проверка техники чтения. А. Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля». Урок внеклассного чтения. К. Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка». Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса. Задания на лето.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
«ЧТЕНИЕ». 7 КЛАСС
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 9 |
2 | Из произведений русской литературы 19 века | 48 |
3 | Из произведений русской литературы 20 века | 48 |
ИТОГО: | 105 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .
« ЧТЕНИЕ». 7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Характеристика основной деятельности обучающихся | |
План | Факт | ||||
Устное народное творчество ( 9 ч) | |||||
1 | 01.09 | Жанры русского народного творчества | 1 | Уметь рассказывать о происхождении устного народного творчества, знать жанры устного народного творчества. | |
2-3 | 02.09 | Русская народная сказка «Сивка — бурка» | 2 | Знать содержание и героев сказки; пони-мать, что сказка отражает народные идеалы добра и справедливости. | |
4 | 03.09 | Русская народная сказка «Журавль и Цапля». | 1 | Уметь выразительно читать и пересказывать содержание прочитанного произведения. | |
5 | 08.09 | Русская народная сказка «Умный мужик». | 1 | Уметь описывать героев сказки, их характеры и поступки. | |
6 | 09.09 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». | 1 | Уметь описывать главного героя- Илью Муромца, его поступки, доказывая свой ответ словами из текста. | |
7 | 10.09 | Народные песни. «Эх, кабы на цветы не морозы…» Народная песня «По улице мостовой» | 1 | Уметь выразительно читать народные песни. Понимать язык произведений устного народного творчества. | |
8 | 15.09 | Пословицы, загадки | 1 | Знать, отличать друг от друга и давать определение малым жанрам фольклора: пословицы, загадки; понимают язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи, многозначность смысла пословиц), уметь отгадывать загадки. | |
9 | 16.09 | Внеклассное чтение «Моя любимая русская народная сказка». | 1 | Уметь пересказывать народную сказку, характеризовать героев, объяснять значение незнакомых слов. | |
Из произведений русской литературы 19 века ( 48 ч.) | |||||
10 | 17.09 | А.С. Пушкин, Биография | 1 | Знать основные сведения о детстве и юности А.С. Пушкина, о годах его учения в лицее, о лицейских друзьях, творческом пути. | |
11 | 22.09 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Решение царя. Заговор сестёр. | 1 | Уметь читать выразительно вслух. Характеризовать главных героев. Пересказывать содержание прочитанного. Знать наизусть небольшой отрывок из сказки. | |
12 | 23.09 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Чудеса на острове. | 1 | Уметь читать выразительно вслух. Характеризовать главных героев. Пересказывать содержание прочитанного. Знать наизусть небольшой отрывок из сказки. | |
13 | 24.09 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Поведение сестер и бабы Бабарихи. Обещания царя Салтана. | 1 | Уметь читать выразительно вслух. Характеризовать главных героев. Пересказывать содержание прочитанного. Знать наизусть небольшой отрывок из сказки. | |
14 | 29.09 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сёстры матери чинят препятствия. | 1 | Уметь читать выразительно вслух. Характеризовать главных героев. Пересказывать содержание прочитанного. Знать наизусть небольшой отрывок из сказки. | |
15 | 30.09 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | Уметь выразительно читать лирическое произведение. | |
16 | 01.10 | А.С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).. | 1 | Уметь выразительно читать лирическое произведение. | |
17 | 06.10 | М.Ю. Лермонтов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. | |
18 | 07.10 | М.Ю. Лермонтов «Бородино» | 1 | Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника. давать характеристику его героев произведения. | |
19 | 08.10 | М.Ю. Лермонтов «Бородино» | 1 | Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника. давать характеристику его героев произведения. | |
20 | 13.10 | Внеклассное чтение | 1 | ||
21 | 14.10 | И.А. Крылов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Крылова. | |
22 | 15.10 | И.А. Крылов. «Кукушка и Петух». | 1 | Знать содержание, понимать подтекст и мораль басни, уметь выразительно читать басню по ролям (инсценированное чтение). | |
23 | 20.10 | И.А. Крылов «Волк и Журавль». | 1 | Знать содержание, понимать подтекст и мораль басни, уметь выразительно читать басню по ролям (инсценированное чтение). | |
24 | 21.10 | И.А. Крылов «Слон и Моська». | 1 | Знать содержание, понимать подтекст и мораль басни, уметь выразительно читать басню по ролям (инсценированное чтение). | |
25 | 22.10 | Н.А. Некрасов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества Н.А. Некрасова | |
26 | 10.11 | Н.А. Некрасов «Несжатая полоса». | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
27 | 11.11 | Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
28 | 12.11 | Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин». Комичность и драматизм в стихотворении | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
29 | 17.11 | Внеклассное чтение В.В. Бианки «Приказ на снегу». | 1 | Уметь выразительно читать и понимать произведение. | |
30 | 18.11 | Л.Н. Толстой. Творческий портрет. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества Л.Н. Толстого. | |
31-32 | 19.11 24.11 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». I часть. Пленение Жилина. | 2 | Уметь выделять главную мысль произведения, характеризовать главных действующих лиц, пересказывать содержание прочитанного. | |
33—34 | 25.11 26.11 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». II часть. В горском поселении. | 2 | Выделяют основную идею (мысль) рассказа, видят авторскую позицию, составляют сравнительную характеристику героев, составляют рассказ от лица героя. | |
35-36 | 01.12 02.12 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». II часть. Поведение Жилина и Костылина в плену | 2 | Выделяют основную идею (мысль) рассказа, видят авторскую позицию, составляют сравнительную характеристику героев, составляют рассказ от лица героя. | |
37-38 | 03.12 08.12 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». III часть. Отношение окружающих к Жилину. | 2 | Знать сюжет рассказа, основных героев, понимать, в какое время происходят события, уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании героев. | |
39-40 | 09.12 10.12 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». IV часть. Жилин планирует побег. | 2 | Знать сюжет рассказа, основных героев, понимать, в какое время происходят события, уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании героев. | |
41-42 | 15.12 16.12 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». V часть. Неудачный побег. | 2 | Знать сюжет рассказа, основных героев, понимать, в какое время происходят события, уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании героев. | |
43 | 17.12 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». VI часть. Дружба Жилина и Дины. | 1 | Знать сюжет рассказа, основных героев, понимать, в какое время происходят события, уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании героев. | |
44 | 22.12 | Обобщающий урок по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | Знать сюжет рассказа, основных героев, понимать, в какое время происходят события, уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании героев. | |
45 | 23.12 | Внеклассное чтение. Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч» | 1 | ||
46 | 24.12 | А.П. Чехов. Биография писателя, его творчество | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества А.П. Чехова. | |
47 | 29.12 | А.П. Чехов. «Хамелеон». | 1 | Давать характеристику героям, оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию произведения. | |
48 | 30.12 | А.П. Чехов. «Хамелеон». | 1 | Давать характеристику героям, оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию произведения. | |
49 | 12.01 | Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Спать хочется», «Каштанка». | 1 | Давать характеристику героям, оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию произведения. | |
50 | 13.01 | В.Г. Короленко. Биография писателя, его творчество | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества В.Г. Короленко. | |
51 | 14.01 | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я и мой отец | 1 | Знать содержание прочитанного произведения. Воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику героям. | |
52 | 19.01 | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 1 часть. | 1 | Знать содержание прочитанного произведения. Воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику героям. | |
53 | 20.01 | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 2 часть. | 1 | Знать содержание прочитанного произведения. Воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику героям. | |
54 | 21.01 | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Знакомство продолжается. | 1 | Знать содержание прочитанного произведения. Воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику героям. | |
55 | 26.01 | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Осенью. | 1 | Знать содержание прочитанного произведения. Воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику героям. | |
56 | 27.01 | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Кукла. | 1 | Знать содержание прочитанного произведения. Воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику героям. | |
57 | 28.01 | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Обобщающий урок. Тестирование по пройденному материалу. | 1 | Знать содержание прочитанного произведения. Воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику героям. | |
Из произведений русской литературы 20 века ( 48 ч) | |||||
58 | 02.02 | А.М. Горький. Биография писателя, его творчество | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества А.М. Горького. | |
59-62 | 03.02 04.02 09.02 10.02 | A.M. Горький «Детство» | 4 | Уметь составлять характеристику героя, находить текстовые детали и понимать их роль в создании образов. Уметь формулировать проблему, поднятую автором художественного тек-ста. Составлять характеристику героев. Прослеживать изменения в характере героя, выяснять значение незнакомых слов. | |
63-64 | 11.02 16.02 | A.M. Горький «В людях» | 2 | Давать характеристику главного героя, оценку его поступкам. | |
65 | 17.02 | М.В. Исаковский. Краткая биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества М.В. Исаковского. | |
66 | 18.02 | М.В. Исаковский «Детство». | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое стихотворение. | |
67 | 24.02 | М.В. Исаковский «Ветер» | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое стихотворение. | |
68 | 25.02 | М.В. Исаковский «Весна» | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое стихотворение. | |
69 | 02.03 | К.Г. Паустовский. Биографические сведения. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества К.Г. Паустовского. | |
70-71 | 03.03 04.03 | К.Г. Паустовский «Последний чёрт». | 2 | Знать содержание произведения, уметь давать характеристику литературному герою, определять авторскую позицию. | |
72 | 09.03 | Вн.чт. «Мой любимый литературный герой». | 1 | Уметь рассказывать о любимом литературном персонаже, знать название и автора произведения. | |
73 | 10.03 | М.М. Зощенко. Краткие биографические сведения | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества М.М. Зощенко. | |
74-75 | 11.03 16.03 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 2 | Уметь находить слова из текста для ответа на вопрос. Уметь пересказывать по плану, составлять характеристику героев. | |
76 | 17.03 |
М. М. Зощенко. | 1 | Уметь находить слова из текста для ответа на вопрос. Уметь пересказывать по плану, составлять характеристику героев. | |
77 | 18.03 | К.М. Симонов. Творческий портрет. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества К.М. Симонова. | |
78 | 30.03 | К.М. Симонов. «Сын артиллериста», I часть. | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
79 | 31.03 | К.М. Симонов. «Сын артиллериста», II часть. | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
80 | 01.04 | Внеклассное чтение. А.А. Сурков. Стихотворения из цикла «Победители». | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
81 | 06.04 |
В.П. Катаев. Флаг. 1 часть. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества В.П. Катаева. Уметь рассказать о том, какой подвиг совершили моряки. | |
82 | 07.04 | В.П. Катаев. Флаг. 2 часть. | 1 | Уметь рассказать о том, какой подвиг совершили моряки. | |
83 | 08.04 | Н.И. Рыленков. Биографическая справка. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества Н.И. Рыленкова. | |
84 | 13.04 | Н.И. Рыленков «Деревья» | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
85 | 14.04 | Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…» | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
86 | 15.04 | Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…» | 1 | Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
87 | 20.04 | Ю.И. Коваль. Биографическая справка. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества Ю.И. Коваля. | |
88—89 | 21.04 22.04 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» | 2 | Уметь характеризовать главного героя, оценивать его поступки. | |
90-91 | 27.04 28.04 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». | 2 | Уметь описывать главных героев, пересказывать с изменением лица рассказчика. | |
92 | 29.04 | Ю.Я. Яковлев. Краткая биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества Ю.Я. Яковлева | |
93-95 | 04.05 05.05 06.05 | Ю.Я. Яковлев «Багульник». | 3 | Знать содержание рассказа, давать характеристику главным героям и их поступкам. | |
96 | 11.05 | Р.П. Погодин. Биографическая справка. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества Р.П. Погодина. | |
97-99 | 12.05 13.05 | Р.П. Погодин «Время говорит – пора» | 3 | Знать содержание произведения, характеризовать героев, давать оценку их поступкам. | |
100 | 18.05 | А.Г. Алексин. Биографические сведения. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества А.Г. Алексина. | |
101-103 | 19.05 20.05 25.05 | А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля» | 3 | Знать содержание произведения, уметь дать характеристику действующим лицам. | |
104 | 26.05 | К. Я. Ваншенкин. Биографические сведения. Стихотворения «Мальчишка», «Снежки» | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества К.Я. Ваншенкина. Уметь выразительно читать и понимать лирическое произведение. | |
105 | 27.05 | Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса. | 1 | Обобщать и систематизировать изученное. | |
ИТОГО: 105 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _________________Ледянкова О.А.
МБОУ Ефремовской СОШ _________________20___года
От ______20___года№ _____
____________________Ледянкова О.А.
Тема
урока
Знакомство
со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, Работа над образами
главных героев сказки. Работа над образом моря – как одного из героев сказки.
Цель
Знакомство
учащихся с творчеством А.С. Пушкина, формирование у детей умение выразительно
и вдумчиво читать сказки, расширение кругозора детей и обогащение их
словарного запаса.
познакомить
с некоторыми страницами биографии поэта;
выявить,
насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;
формировать
у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
Задачи
развитие
речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного,
выразительного и осознанного чтения; развитие умения анализировать характер
героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
воспитание
потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного
существования в социуме.
проследить
смену эмоциональной окраски повторов; обсудить нравственный вывод сказки; развитие
речи и словарного
Планируемые
результаты
Предметные:
научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра
сказки, продолжить
работу по формированию читательских умений анализировать художественные
произведения Использовать в речи литературоведческие понятия
Продолжить
развитие общего и литературного образования Формировать понятие о
нравственности Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые
умения
Развивать
творческие способности Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества
Личностные: проявляют доброжелательность по
отношению к одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока, интерес к
чтению сказок А. С. Пушкина, положительно воспринимать морально-эстетические
нормы, лежащие в основе поступков героев сказки;
Метапредметные:
Регулятивные
УУД: формулировать
учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего
урока, периодически сверять свои учебные действия с заданной задачей,
формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников,
формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им
в учебной деятельности;
Коммуникативные
УУД: оценивают
достижения участников групповой работы, учить договариваться, приходить к
общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания,
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно
формулировать высказывание;
Познавательные
УУД:
развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать
выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
Основные
понятия
Сказка,
характер и образ героев
Межпредметные
связи
Связь с
изобразительным искусством, русским языком
Оборудование
Презентация,
аудиозапись, мультфильм, карточки для рефлексии и для работы в микрогруппах,
учебник.
Задачи этапа урока
(вида работ)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Организация класса на работу
заинтересовать учащихся пред- стоящей
работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную
обстановку на уроке
Прозвенел уже звонок,
начинается урок.
Будем все внимательны,
активны и старательны.
– Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее
настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте
друг другу
и себе удачи в работе на уроке.
Рефлексия
-Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах
лежат карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте
солнышко, если вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если
настроение очень плохое нарисуйте тучку.
-Отложите карточки на край стола. Надеюсь, что все приступят к работе
с отличным настроением!
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют
учителя.
Определяют настроение, настраиваются на
урок
Коммуникативные:
строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной
речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
II. Сообщение темы и постановка целей и
задач урока.
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами
поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.
-Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю вам
разгадать кроссворд
Вопросы:
1.Кто автор следующих строк:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
2. Человек, занимающийся рыболовством?
3. Жанр литературного творчества?
4. Рыбка с золотистою окраской?
-Молодцы! А теперь давайте подумаем, что связывает эти слова, и какую
тему нашего занятия мы можем сформулировать?
-Тема нашего урока: Знакомство со « Сказкой о рыбаке и золотой
рыбке», которую написал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа с репродукцией картины
Айвазовский Иван Константинович (1817 — 1900)
Черное море. (На Черном море начинает разыгрываться буря)
-Какие чувства у вас вызывает эта картина?
-Если бы море могло говорить чтобы оно сказало нам?
-Какое настроение передает нам картина?
-Как вы думаете, почему художник выбрал именно такие краски, с чем это может
быть связано?
-Что происходит на картине? Какое действие?
Характеристика по портрету писателя.
-Обратите внимание на стиль одежды, на выражения эмоций в лице.
Можете ли вы с помощью этого сказать, что-либо о писателе?
Беседа о биографии автора.
-Родился он в Москве, в богатой семье. Первым маленький Пушкин выучил
французский язык, так было принято в то время. Все разговаривали на
французском языке. Русскому языку его научил немец – Шиллер. В доме отца было
много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с восьми или
девяти. Будучи воспитан на французском языке, Пушкин принялся за французские
книги, которых у отца было очень много. Он с жадностью бросался на книги,
читал день и ночь. В 9 лет Александр уже сочинял стихи, но на французском
языке. Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи по-русски.
— С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень
любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня
знала много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала
сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.
-Какие сказки Пушкина вы знаете?
-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6 из них одну
не закончил)
-Давайте их перечислим:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4. «Сказка о золотом петушке»
5. «Сказка о попе и его работнике Балде»
6. «Сказка о Медведихе»
-Поднимите руку те, кто знает сказку о рыбаке и рыбке?
— Вы поможете, сегодня нам на уроке, т. к. разговор у нас будет
именно об этой сказке.
Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над
разгадыванием кроссворда, высказывают свою точку зрения на проблему.
Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая кроссворд,
просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют
задачи.
Продолжить развитие общего и литературного, развивать речевые умения
Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к
одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока;
Регулятивные: периодически сверять свои учебные действия с заданной
задачей, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы
одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные
задачи и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную
информацию, делать выводы, находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового
материала.
Создать
условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить
представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении,
сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
Работа с текстом до чтения.
— Прочитайте название произведения.
— Что можно узнать из заголовка? (о героях)
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
-Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не
написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по художественному
произведению;
Беседа по содержанию текста.
— Где жили старик со своею старухой?
-Как жили?
— Сколько лет?
-Чем занимался старик? А старуха?
-Найдите, ребята сказочную примету (Трижды закинул невод в море)
-Еще есть сказочная примета? (Золотая рыбка)
-Что просила старуха в первый раз? (Корыто)
— Что второй раз захотелось старухе? (Избы)
— Как вы думает, из-за чего менялось море?
Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;
Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность
прогноза.
научатся анализировать художественное произведение, видеть
особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских
умений анализировать художественные
Личностные: проявляют интерес к чтению сказок А. С. Пушкина;
Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать
ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и
учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать выводы,
Вторичное чтение текста (детьми по
цепочки)
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как
результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе
с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в
процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные
учебные действия как основу умения учиться.
-В ходе чтения мы будем выписывать слова, которые нам не понятны.
Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала
золотая рыбка?
— Почему рыбка названа «непростою”? (говорит, может исполнять
желания)
— Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?
— С каким чувством он их произносил?
— Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?
Словарная работа
-Воспользуемся словарем, чтобы узнать значение слов.
Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод — сеть рыболовная
Откуп — плата
Простофиля — глупый, несообразительный человек
Кликать — звать
Пуще — больше
Корысть – выгода
Чупрун — чуб
Столбовая дворянка — особа знатного рода
Пряник печатный — пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или
буквами.
-Давайте проследим в тесте, как меняется море, как вы считаете, с чем
это связано?
-Давайте попробуем составить последовательность просьб старухи.
А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком?
— Как рыбка относится к старику?
— Перечислите главных героев сказки.
— Как вы считаете, почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?
-Можем ли мы определить отношения автора к героям в сказке? (У автора
тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через
название сказки. Старуха злая, корыстная, жадная. Не удостаивается внимания
автора даже в названии.)
— Как вы думаете, можно ли старика полностью считать положительным
героем? (Нет. Старик, хотя прост и добр, но не имеет своего мнения, твердого
характера, выполняет все приказы старухи.)
— Какую ошибку допускает старик?(Не надо было рассказывать о рыбке и
покорно выполнять все поручения старухи.)
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и
учащихся; наблюдают за «словом», за развитием анализируют, сравнивают, обобщают,
делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью
текста;
Работают с устаревшими словами из сказки, узнают их значение.
научатся анализировать художественное произведение, видеть
особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских
умений анализировать художественные произведения
Использовать в речи литературоведческие понятия
Продолжить развитие общего и литературного образования
Формировать понятие о нравственности
развивать речевые умения
Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества
Личностные: проявляют ходе урока интерес к чтению сказок А. С.
Пушкина, положительно воспринимать морально-эстетические нормы, лежащие в
основе поступков героев сказки;
Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать
ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и
учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;
Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, оформлять
свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно
формулировать высказывание;
Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных
героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроках;
Работа учащихся в микрогруппах
Формировать у школьников умения при работе с художественным произведением;
личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия;
развивать творческие способности
-Ребята, а теперь вы поработаете в микрогруппах.
-Давайте вспомним, как следует работать в группах? ( Слушать мнение
других, уважительно относится, не перебивать).
Карточка№1
Объясни смысл пословиц
Много хочешь — последнее потеряешь.
Много желать — добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
Карточка №2
Расшифруйте слова. Из полученных слов составьте предложения (можно
добавлять глаголы, предлоги и менять форму полученных слов)
(море, рыбка, старик, старуха; сказала старуха старику пойти на
море и поймать рыбку и т.п.)
Карточка №3
Охарактеризуйте образ старика
(проследите за его словами, речь, поведением).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный,
безвольный, смиренный.
Карточка №4
Охарактеризуйте образ рыбки
(проследите за её словами, речью, поведением).
Считается народным символом богатства, обилия, удачи.
Карточка №5
Охарактеризуйте образ моря (проследите, как оно менялось, с чем это
может быть связано)?
(особое место занимает образ моря. Море — место пребывания рыбки.
Государыня рыбка связана с ним могучей, но незримой связью. В первый раз
(просил избу) — «Позеленело море, потемнело, не сверкает, как прежде». Во
второй раз (каменный замок) — «Помутилось море, потемнело, совсем стало темным,
иссиня-черным, и совсем не такое, как прежде — зеленое и светлое; но было оно
еще тихое-тихое». В третий раз (захотела быть королевой) — «Приходит к морю,
а море все черное стало, волнуется, и ходят по нем волны большие и
мутные-мутные». И так каждый раз море все сильнее гневалось, возмущалось. А
когда рыбак пришел с просьбой сделать старуху богом, он увидел: «Бушевала на
море буря, и кругом все так шумело и ревело, что он еле мог на ногах
держаться… Гром грохотал, сверкали молнии, ходили по морю черные волны
такой вышины, как колокольня…»
«Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Неспокойно синее
море»)
Карточка №6
Охарактеризуйте образ старухи, как менялось ее поведение, настроение
в сказке?
(характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый,
требовательный, неблагодарный.
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное
решение относительно содержания задания, его представления, защиты.
Продолжить развитие общего и литературного образования
Формировать понятие о нравственности Способствовать обогащению
словаря учащихся,
Развивать творческие способности
Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества
Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к
одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока;
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе,
принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверять свои
учебные действия с заданной задачей, формировать умение слушать и корректно
оценивать ответы одноклассников;
Коммуникативные УУД: оценивают достижения участников групповой
работы, учить договариваться, приходить к общему решению при работе в
группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной
речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных
героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроках;
IV. Подведение итога урока.
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.
— Ребята, что вам больше всего запомнилось?
— А что понравилось?
— Что вы узнали нового?
— Чему научила вас сказка А. С. Пушкина?
Рефлексия
-Узнаем ваше настроение на конец урока. На ваших столах лежат
карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если
вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если настроение очень
плохое нарисуйте тучку.
-Спасибо за активную работу на уроке.
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно
главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они
получили на этапе коллективной работы.
Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать выводы