Сказка о четырех больших троллях и маленьком вилле пастухе

После рождения ребенка неопытные родители часто тревожатся по любому поводу. например, почему он так много спит, так много или мало

После рождения ребенка неопытные родители часто тревожатся по любому поводу. Например, почему он так много спит, так много (или мало) плачет? Почему не реагирует на работающий в соседней комнате фен? Почему его глазки постоянно «разъезжаются»? Последние два вопроса точно не возникнут, если родители будут знать, когда их новорожденный кроха начинает видеть и слышать.

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Под защитой самой природы

Многие детеныши животных рождаются слепыми и полуглухими. Человеческие дети тоже появляются на свет со сниженными функциями слуха и зрения. Во-первых, нужные центры головного мозга еще недостаточно созрели. А во-вторых, это своего рода защитный механизм, с помощью которого природа создает малышам более комфортные условия для дальнейшего развития, частично ограждая новорожденных от сильнейших стрессов, ведь неокрепшей нервной системе пережить их не под силу.

После 9 месяцев пребывания в условиях, когда всегда «почти темно», «почти тихо», новорожденный ребенок знакомится с новым миром. А здесь – громкие звуки, шумы, яркие цвета, слепящие лампочки. Если все это добавить к стрессу, который кроха пережил во время самих родов, он просто не перенесет такого шока. А ведь ему еще нужно «быстренько» научиться самому кушать, переваривать пищу, как-то спать вне мамы…

Конечно, это не значит, что все мы рождаемся глухими слепцами. Просто зрение и слух в первые недели работают в «приглушенном» режиме.

По мере адаптации маленького организма к новым условиям его существования совершенствуются центры мозга, отвечающие за основные источники получения информации о мире: слуховое и зрительное восприятие.

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Зрение новорожденных

Итак, не стоит думать, что новорожденный слеп. Весь вопрос в том, что и как он может видеть. На момент рождения его зрение намного ниже, чем у взрослого, из-за незрелости мозга, а также глазного яблока и сетчатки, в которой пока отсутствует желтое тело. Поэтому сразу после рождения ребенок начинает видеть большие светлые или темные размытые пятна. А также большие яркие предметы, расположенные прямо перед его лицом. Его глазки пока не могут сфокусироваться вместе на одном предмете, так что родителям часто кажется, что зрачки их грудничка «разъезжаются», блуждают, косят.

Такое положение дел сохранится как минимум до 2,5 месяцев, когда у крохи появится бинокулярное зрение – возможность смотреть на предмет сразу обоими глазками, фокусироваться. Правда, этот фокус пока еще не очень «настроен», взгляд малыша остается немного «скользящим». Однако уже в месяц детки могут узнавать на общем фоне близко расположенные к нему лица мамы или папы. Считается, что с этого периода ребенок начинает различать четкие, сочные цвета: сначала красный, желтый, к 3–4 месяцам – зеленый, синий, к 5 месяцам – все основные цвета, ближе к году – множество разных оттенков. Поэтому окружать его предметами непонятных пограничных полутонов нет смысла, они его не заинтересуют.

Бывает, что малыш продолжает косить в 3 или даже 4 месяца. Это может быть как нормой, так и каким-либо нарушением. Поэтому в таком случае лучше покажите малыша врачу.

В 3 месяца малыш более уверенно и увлеченно следит за игрушками перед глазами, еще через месяц уже может хватать, тянуть в ротик, рассматривать игрушки, свои ручки. Фокус уже довольно резкий. В это время старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо всегда одинаковым: с той же прической, в тех же очках. Не меняйте мимику слишком резко, давайте ему возможность привыкнуть к ней.

На 5-м месяце ребенок учится координировать движения рук с помощью глаз, в полгода начинает различать мелкие предметы и детали. Далее малыш учится распознавать форму и объем предметов, узнавать их по отдельным деталям, искать игрушку, пропавшую из поля зрения. Ближе к 10–12 месяцам несовершенное детское зрение превращается в «настоящее взрослое».

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Слух новорожденного

А вот слышать малыш начинает еще в утробе матери. Он может на слух воспринимать мелодии, голоса. Особенно часто он слышит мамин голос. Поэтому, родившись, узнает его одним из первых.

Едва появившись на свет, новорожденные начинают слышать преимущественно резкие, громкие и высокие звуки как существенные раздражители. Реакция на них у младенцев соответствующая: вздрагивание, испуг, плач, замирание. Монотонные или нерезкие звуки (человеческий разговор, работающий телевизор или фен в соседней комнате) пока остаются привычным фоном. Реагировать на них ребенок начнет ближе к 3–4 месяцам. Поэтому не стоит беспокоиться, что у крохи нарушен слух, если он при этом выказывает реакцию на громкие и резкие звуки. А вот если ее нет – посетить педиатра нужно.

В первые 2 месяца жизни ребенка постарайтесь ограждать его нежную психику от резких, внезапных звуков, криков (напугать кроху может даже сильный кашель или чихание).

Однако уже на первом месяце детки реагируют не только на громкие звуки или погремушки, но также на интонацию речи взрослого, его тембр голоса. Абсолютно все детки любят слушать музыку (особенно классическую).

Внешне это проявляется по-разному:

  • активными движениями конечностей;
  • поворачиванием головки на звук;
  • вздрагиванием или замиранием;
  • плачем или прислушиванием.

Кроха может также нахмуриться или начать моргать.

Со второго месяца реакция на изменения ритма звуков будет очевидна: если мама говорит быстрее, ручки-ножки младенца начинают двигаться в такт ее темпу речи, и наоборот. Если она начнет говорить грубым голосом, малыш может нахмуриться или замереть.

С каждым месяцем ребенок проявляет реакции на все более тихие и отдаленные звуки. В этот период активно развивается и его интеллект, малышу становится интересно, что происходит вокруг. Примерно с полугода можно говорить о том, что слух ребенка выровнялся. Теперь он прислушивается даже к шорохам и шепоту в другой комнате.

Вот так развиваются органы зрения и слуха у новорожденных. Помочь крохе в этом могут яркие и музыкальные игрушки и предметы, а также мамино пение.

Состояние малыша сразу после рождения вызывает у молодых родителей ряд вопросов и опасений. Почему он плохо реагирует на шумы — например, не просыпается, когда в соседней комнате работает пылесос? Почему не замечает, когда кто-то входит в комнату? И вообще, все ли в порядке и когда новорожденные начинают видеть и слышать? На самом деле, как правило, реальных поводов для беспокойства нет, и сейчас мы выясним почему.

В мамином животе комфортно, тепло и темно, и вдруг малыш попадает в новый мир, полный движения, света, красок, звуков. Природа очень мудра: она защищает едва родившегося человека от стрессов, связанных с резкой «сменой обстановки». Развитие всех функций (зрения, слуха, двигательной активности) должно происходить естественным образом, в течение нескольких месяцев. И насколько правильно это происходит, в ряде случаев может сказать только опытный врач.

Особенности развития слуха

Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.

Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком — хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:

  • движения ручками и ножками;
  • изменения выражения лица;
  • движения головки или «поиск» глазами;
  • вздрагивание или замирание.

Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.

Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Особенности формирования зрения

Не сомневайтесь, дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многочисленные исследования доказали, что в это время зрение расплывчатое: происходит адаптация к непривычным условиям. Не волнуйтесь, если малыш редко открывает глаза или в основном щурится. А бывают и такие младенцы, которые уже в первые часы жизни «удивленно» взирают на окружающий мир.

Вот как формируется зрение новорожденного и какие этапы развития проходит зрительная функция с течением времени.

  • После рождения — различает, светло вокруг или темно, все в серых тонах.
  • 1 месяц — видит крупные предметы на общем «размытом» фоне (например, лица родителей).
  • 2 месяца — следит за движущимися крупными предметами (в том числе за людьми). Формируется центральное зрение. Взгляд фокусируется, но не замирает на предмете, а «скользит» по нему.
  • 3 месяца — не спускает глаз с игрушек, если они двигаются. Выделяет красный и желтый цвет.
  • Во сколько младенцы начинают видеть и слышать4 месяца — хватает и разглядывает погремушки, изучает свои ручки, приближая их к лицу и отдаляя. Пока неверно оценивает расстояние до предметов или их объем («ловит» тени или блики). Различает чистые цвета (не оттенки). Взгляд уже неплохо фокусируется. Ребенок начинает хорошо видеть.
  • 5 месяцев — различает все цвета. Быстро находит предметы и с удовольствием отправляет их в рот (благодаря улучшению координации «глаз — рука»).
  • Полгода — ребенок хорошо узнает родственников и наблюдает за объектами небольших размеров. Световая чувствительность глаз достигает 2/3 «взрослого» уровня.
  • 7-8 месяцев — распознает геометрические формы (шар, куб, конус, пирамида).
  • 8-12 месяцев — распознает предметы и целиком, и по частям, пытается найти предметы, пропадающие из поля зрения, фиксирует между ними связи. Различает оттенки. Видит уже нормально, «по-взрослому».

«Налаживая» зрительный контакт, держите малыша вертикально: в этом положении его взгляд лучше фокусируется. Даже когда новорожденный начинает видеть хорошо, не спешите — подождите, пока он сосредоточится. Ваше лицо (или предмет, который вы показываете) должно находиться от глаз ребенка на расстоянии около 20 см. Общаясь, постарайтесь не менять слишком резко выражение лица, внешний вид в целом, в том числе прическу, даже не снимайте очки, если вы их носите — чтобы выглядеть привычно для крохи и не волновать его.

Возможные проблемы

Итак, не стоит сразу делать заключения о том, что у малыша плохой слух или зрение. Но необходимо помнить, что есть случаи, в которых это предположение может оказаться верным.

Проблемы со слухом у малыша (глухота, тугоухость) возможны при патологических родах или если мама во время беременности:

  • болела краснухой, корью;
  • увлекалась алкоголем, наркотическими средствами;
  • принимала препараты с токсическим действием (антибиотики).

Насторожитесь, если ребенок:

  • не выказывает беспокойства при неожиданных, громких звуках;
  • не откликается на ваш голос изменением поведения, мимики;
  • в 4 месяца не обращает внимания на разговоры людей или на музыкальную игрушку;
  • часто дергает себя за ушки (возможно повышенное давление, инфекция).

Плохое зрение у новорожденного (или слепота) могут быть, если мама во время беременности:

  • перенесла краснуху (риск врожденной катаракты);
  • болела токсемией/токсоплазмозом/токсокарозом.

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

На четвертой неделе жизни младенец уже должен на короткое время фокусировать взгляд на предметах. Проверьте зрение таким образом: закройте малышу правый глаз и покажите игрушку, затем то же проделайте с левым глазом.

Если у родителей есть хотя бы малейшее подозрение, что что-то идет не так, нужно обратиться за консультацией к педиатру и соответствующим специалистам — офтальмологу, отоларингологу. Они знают, когда начинает видеть новорожденный ребенок, а когда у него формируется слух, и вовремя заметят отклонения в развитии.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Этот вопрос очень волнует молодых мамочек малышей-первенцев. Когда ребеночек поселяется в своем доме, радости родителей и родственников нет конца! Какие глазки, какие ручки! Все радует в маленьком существе. Но почему он не фокусирует взгляд на предмете? Это не страшно? Мамочка должна знать, что новорожденные младенцы не видят, как взрослые люди.

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Зрение и слух малютки

Не переживайте – все новорожденные появляются на свет частично глухими и подслеповатыми, ведь они долгое время обитали в специфической среде – материнской утробе. Для внутриутробного существования не требуется зрение и слух, поэтому данные органы и не получили развития. Адаптационный период к условиям нового мира длится несколько месяцев. Это защитные функции организма: природа оберегает маленького человечка от лишних потрясений во время перехода из одного мира в другой. В животике у мамы ведь было уютно, тепло и темно.

Частичная блокировка органов зрения и слуха – защита новорожденных от стресса.

Неужели кроха рождается совсем слепым? В каком возрасте малютка начинает фокусировать взгляд? На самом деле, малыш слепым и глухим не рождается, и через определенное время все функции органов чувств приходят в соответствующее состояние. Когда малыш начнет слышать? Четкий слух появится в свое время, вы это заметите. Детки даже лучше слышат, чем взрослые (со временем это качество утрачивается).

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Что видят новорожденные детки? Сначала они различают лишь светлое и темное: их зрение нечеткое, а образы размытые. Малютка видит картинку – “ежик в тумане”. Что малыш может хорошо различать в месяц? В это время ребенок уже может зацепить зрением яркий большой предмет, если он будет находиться рядом. Поэтому в колыбельку вешают яркие движущиеся игрушки с музыкой, чтобы развивать способность слышать и фиксировать взгляд.

Особенности зрительных навыков

Как сделать, чтобы месячный малыш увидел маму? Для этого нужно приблизить свое лицо совсем близко к личику малютки, чтобы точно попасть в поле его зрения. Не сомневайтесь, кроха вас обязательно увидит! Так он учится распознавать своих родных людей. Материнское лицо, как правило, самый первый визуальный образ, который грудной ребенок распознает в новом мире.

Почему малыш смотрит как-то странно, неужели у него косоглазие? Не волнуйтесь, ребенок до четырех месяцев не обладает способностью четко фиксировать взгляд на предмете. Поймите, что в утробе матери ему на глаза не попадались никакие предметы. Грудничок и головку начинает удерживать только в три месяца, тем более – взгляд!

Сколько месяцев ждать, чтобы глазки перестали разбегаться и косить? Некоторые новорожденные “косят” глазками до шестимесячного возраста. Это нормально, однако, обратиться к окулисту не помешает. Домашним способом проверки косоглазия является свет от фонарика. Нужно посветить фонариком в глазки (не с близкого расстояния!) и посмотреть, где находится отблеск. Если отблеск света находится в одинаковом месте, тревожиться не стоит. Если в одном глазу отблеск – в центре, а в другом глазу – сбоку: стоит бить тревогу.

Во сколько младенцы начинают видеть и слышатьВосприятие цвета

Примерно до месячного возраста кроха не различает цвета. Считается, что он все видит в черно-белых оттенках. К двум месяцам ребеночек может различать цветные предметы. В трехмесячном возрасте кроха различает красный и желтый тона, другие цвета пока не доступны его восприятию.

Вы сами заметите – трехмесячный малыш начинает интересоваться цветными предметами. В это время можно повесить над колыбелькой музыкальную карусель с яркими игрушками. Также крохе нравится рассматривать:

  1. цветные узоры;
  2. красивую роспись на предметах.

Ребенок с интересом созерцает рисунок ковра, жостовскую роспись на деревянных тарелочках. Для развития зрительных навыков необходимо повесить над кроваткой кусочки ковровых орнаментов и деревянные расписные тарелочки. К шестимесячному возрасту малютка начинает распознавать все цвета радуги!

Особенности слуховых навыков

Когда новорожденный начинает видеть, мы выяснили. Во сколько недель малыш начинает полноценно слышать? Ребенок различает звуки с самого рождения. Более того, он различает звуки и во время внутриутробного существования: так утверждают ученые. Отличительной чертой слуха малыша является недостаточная четкость восприятия.

Например, ребенок сразу реагирует на громкий стук, а спокойную речь взрослых не воспринимает. Когда появится нормальный слух у крохи? Это событие произойдет к трем месяцам: вы сразу заметите реакцию малютки на звуки.

Очень громкий звук и крики пугают младенцев, поэтому не позволяйте себе кричать в присутствии крохи.

Что груднички любят слушать? Ученые выяснили, что грудной ребенок хорошо реагирует на звуки классической музыки. Почему так происходит – не известно. Поэтому включайте запись произведений классиков мировой музыкальной культуры: Моцарта, Вивальди, Гайдна. Классическая музыка хорошо влияет на процессы переваривания пищи.

Развиваем зрение и слух крохи

Ученые доказали, что зрение хорошо поддается корректировке в первые полгода жизни. Если у родителей есть зрительные дефекты, нельзя упускать шанс исправить их у малыша.

Для развития зрения делайте упражнения:

  • с первых недель жизни показывать малютке яркие картинки: черные крупные предметы на белом фоне;
  • во время занятий следует подносить картинки не ближе, чем 30 см от глазок крохи;
  • периодически закрывайте картинку белым листом, а потом открывайте;
  • с трехмесячного возраста продолжите упражнение с цветными картинками.

Для развития слуха необходимо:

  • постоянно разговаривать с крохой;
  • включать спокойную классическую музыку;
  • петь песенки крохе;
  • можно включать радио.

Помните, что развитие органов чувств всецело зависит от родителей. Постоянно упражняйтесь с малышом в прослушивании качественных музыкальных композиций (не рока!), читайте сказки, рассматривайте картинки и красивые предметы.

Не забывайте промывать и чистить грудничку глазки и ушки.

Маленькие симпатичные сверточки, принесенные из роддома, радуют не только родителей, но и всех окружающих малыша родственников. Все умиляются от маленьких курносеньких носиков и первых гримасок, так похожих на улыбки. А заботливая мама начинает переживать из-за кучи появляющихся вопросов. Как правильно кормить кроху? Сколько ему нужно времени на сон? Когда новорожденный начинает видеть, и слышать?

Забота природы

Все малыши рождаются с частично недоразвитыми органами зрения и слуха. Тоже самое можно сказать о детенышах животных. Матушка природа выбрала такой уникальный способ защиты от чересчур ярких эмоций, с которыми кроха может столкнуться в момент появления на свет. Нахождение долгих 9 месяцев в мамином животике, вырабатывает у малыша привычку к темноте.

Если бы ребёнок появлялся на свет с четким зрением и ясным слухом, он бы не смог перенести такой сильнейший стресс из-за резкой смены обстановки.

В основном ребенок не различает цвета, может слышать только резкие звуки. Природа тщательно защитила грудных детей, ограничив эти органы чувств. Через несколько месяцев привыкания к окружающему миру они самостоятельно восстанавливаются, доходя до нормы. Этот процесс происходит довольно медленно. Маленький организм улучшает свои функции примерно 6 месяцев.

Ребенок и зрение

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Одним из распространенных вопросов молодых мамочек: когда родившийся ребёнок начинает видеть? Конечно, способность видеть у малышей появляется сразу с момента появления на свет. Однако у их зрения существуют некоторые особенности, позволяющие облегчить переход из теплого и темного маминого животика в наш яркий и разноцветный мир. Новорождённые малыши воспринимают окружающие предметы совсем не так, как взрослые. Как видят новорождённые? Окружающие их предметы находятся как будто в тумане. Они четко различают яркие и темные пятна, то есть понять, темно в помещении или светло малыш может. Также на близком расстоянии они видят яркие крупные предметы.

Если мама хочет, чтобы кроха ее увидел, ей нужно наклониться к нему на расстояние около 25 см. Только так ребёнок сможет различить родного и любимого человека. Мамино лицо – это первый предмет, который малыш изучает особенно тщательно, ведь он видит его близко довольно часто, каждый раз во время кормления. Однако, даже на дорогом материнском лице ребёнок не может полноценно сфокусировать взгляд. Они пока не способны долго смотреть в одну точку, такую возможность младенец получит примерно в 4 месяца.

Новорождённые смотрят на все окружающие их предметы скользящим взглядом.

Скользящий или расфокусированный взгляд часто пугает родителей. Не сумев сосредоточиться на одном предмете, ребенок может слегка косить глазками. Это является вариантом нормы. Такое состояние обычно полностью проходит через 5-6 месяцев. Если эта особенность сохраняется более длительный период времени, малыша нужно показать врачу на предмет выявления истинного косоглазия. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов исправить неприятную проблемку.

Этапы улучшения зрения

Способность различать цвета у детей появляется после 3 месяцев. До этого периода ребёнок четко видит только черное и белое. Если решено купить малышу мобиль, то его можно оснастить игрушками этих двух контрастных цветов. Подойдут простые геометрические формы, время медвежат и зайчиков придет чуть-чуть позже. Важный совет, не вешайте игрушки слишком низко над кроваткой, близко к лицу малыша, чтобы не допустить развития косоглазия.

После исполнения крохе 3 месяцев он начинает различать первые цвета – желтый и красный. В этом возрасте ребенок любит рассматривать ковры, висящие рядом на стене, или игрушки с крупными узорами. Зрение малыша становится полноценным примерно к 6 месяцам.

Новорождённые и органы слуха

Со скольки месяцев ребёнок начинает слышать? После рождения слух у малыша довольно слабый. Он может не слышать шепот и другие приглушенные звуки, однако, на громкие раздражители реагируют практически сразу. Паниковать в этом случае, конечно, не стоит. Слабый слух, которым обладают новорождённые – это норма.

Реакция на громкие звуки у каждого малыша разная. Кто-то вздрагивает, кто-то моргает, а кто-то пугается и начинает плакать. Поэтому педиатры не рекомендуют, особенно в первый месяц после рождения включать громкую музыку, ставить на большую громкость телевизор. Также не приветствуются громкие разговоры и крики, ребенок может испугаться.

То, что ребенок слышит, выражается в некоторых его движениях. Это могут быть:

  • движения руками и ногами;
  • поиск источника звука взглядом;
  • повороты головы;
  • замирание и прислушивание;
  • плач.

Для полноценного развития органов слуха некоторые доктора рекомендуют ставить малышам тихую мелодичную музыку. Особенно новорождённые крохи любят классику. Подойдут симфонии различных известных композиторов: Баха, Брамса, Бетховена, Шуберта и других. Такая музыка успокаивает малыша, заставляет его прислушиваться к нежным звукам, помогая развитию слуха. Примерно через три месяца после рождения ребёнок слышит абсолютно все звуки.

С рождением малыша родителям приходится узнавать много нового, у них возникает огромное количество вопросов не только по поводу ухода, но и относительно развития крохи. Один из ключевых вопросов в первые месяцы рождения: когда новорожденный начинает видеть и слышать. Пороки развития органов слуха и зрения можно заметить с первых дней жизни.

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Когда новорожденный начинает видеть?

Мнение о том, что новорожденные ничего не видят и не слышат, ошибочное. В утробе матери полностью формируются органы слуха и зрения, поэтому они нормально функционируют после рождения. Но все же, изображение немного отличается от восприятия взрослых.

Начинает видеть новорожденный ребенок сразу после появления на свет. Но картинка немного размытая, затуманенная. У крохи сохраняется привычка держать глазки закрытыми или приоткрывать их совсем чуть-чуть. Это нормально. Есть детки, которые с первых дней широко открывают глаза и рассматривают все вокруг. Но они как будто смотрят вдаль, зрачки могут быстро бегать или сходиться к носу. Это связано с физиологическими особенностями.

Младенец начинает видеть только на расстоянии 20-25 см. Это нужно знать родителям, чтобы заинтересовать или успокоить его.

Зрение новорожденного можно назвать световосприятием. Малыши первых дней жизни акцентируют свое внимание именно на ярком освещении, они прищуриваются или закрывают глазки. Дети распознают не все цвета, основным является белый и черный.

Цилиарная мышца еще слаба, поэтому крохе тяжело сфокусироваться на конкретном предмете. Например, он пытается изучить маму, но вместо этого смотрит в другую сторону. Кроха может задержать взгляд всего на несколько секунд.

К 1-2 месяцам младенцы начинают видеть лучше, умеют сфокусироваться на больших объемных игрушках. Они наблюдают за предметами, которые находятся на расстоянии 30-50 см от них, а также могут следить за людьми.

К 2-3 месяцам улучшается светочувствительность сетчатки, поэтому новорожденный начинает видеть все более красочным. Грудной ребенок распознает не только черный и белый цвет, но также красный, желтый, оранжевый и зеленый. Немного позже малыши различают синие и фиолетовые оттенки.

Дети начинают видеть маму к 3 месяцам. Они узнают ее по очертанию лица. Острота зрения в этом возрасте составляет 0,1, к 6 месяцам она увеличивается до 0,3. Грудничок четко видит в полгода, так как формируется центральная зона сетчатки.

Ребенок начинает хорошо видеть только с полугодовалого возраста. До этого периода зрение двухмерное, то есть малыш распознает только высоту и ширину предмета. С 6 месяцев пространство становится объемным.

С 7 месяцев усовершенствуется объемное восприятие. Ребенок начинает видеть предметы, расположенные на расстоянии, но его по-прежнему интересуют игрушки вблизи.

Когда новорожденный начинает слышать?

Новорожденный начинает слышать сразу после рождения, но его восприятие еще не совершенное. Он реагирует только на громкие и резкие звуки, приглушенные не воспринимает. Это норма.

Первые месяцы жизни кроху нужно беречь от шума, громкой музыки и криков. Малыш сильно пугается, что негативно отражается на его нервной системе.

В 4 недели новорожденный начинает прислушиваться к тихим звукам. Можно заметить, как он реагирует на разговор, слушает то, что ему говорит мама. Но по-прежнему малыш болезненно реагирует на громкий шум. Он вздрагивает при закрытии двери или падении на пол какого-либо предмета.

Лишь к 3 месяцам кроха может слышать звуки любой громкости. Можно заметить, что груднички любят музыку, поэтому им стоит включать мелодичную мелодию, которая успокаивает и благоприятно воздействует на нервную систему.

К 5-6 месяцам малыши откликаются на имя, реагируют на просьбы родителей, воспринимают тональность.

Возможные проблемы

Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Заметить что-то неладное можно уже в первые месяцы жизни. Важно следить за реакцией малыша. Ребенок может родиться с нарушениями слуха, при этом он не воспринимает высокочастотные звуки, а слышит только низкочастотные. Тугоухость может быть врожденной или приобретенной.

Не менее распространены патологии зрения у новорожденных, особенно у недоношенных. Это:

  • косоглазие;
  • врожденная катаракта (помутнение хрусталика);
  • ретинопатия (патология развития сосудистой системы глаза);
  • врожденная глаукома (повышение внутриглазного давления);
  • нистагм (непроизвольное движение зрачками из стороны в сторону);
  • птоз (опущение нижнего века).

Заболевания глаз опасны, они могут привести к потере зрения. Большинство врожденных болезней устраняются только оперативным путем.

Как избежать проблем?

Необходимо проверять зрение и слух малыша. Следует показать ребенка ЛОРу или сурдологу, офтальмологу. Распознать проблемы со слухом можно по таким признакам:

  • кроха не реагирует на громкий шум, погремушку;
  • малыш к 4-5 месяцам не издает звуков.

Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания и проблемы со зрением. У многих новорожденных косят глаза, но к 6 месяцам их зрачки фиксируются по центру. Если этого не происходит, нужно обращаться в больницу.

Другие признаки зрительных патологий:

  • ребенок болезненно реагирует на свет спустя месяц после рождения, он закрывает глаза, наблюдается слезотечение;
  • зрачки белые или слегка затуманены;
  • кроха закатывает глаза вверх, он не реагирует на движение, не водит глазами за погремушкой;
  • зрачки младенца постоянно бегают, ребенок не может сфокусироваться на предмете;
  • малыш постоянно трет глаза и плачет.

Данные симптомы свидетельствует о врожденных заболеваниях.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Развитие зрительной функции и слухового аппарата у всех детей индивидуально. Чтобы вовремя распознать отклонения, необходимо наблюдаться у специалистов.

Автор: Оксана Белокур, врач,
специально для Mama66

Полезное видео про развитие ребенка в 1 месяц

Список источников:

  • Барашнев Ю. И., Пономарева Л. П. Зрение и слух у новорожденных. Диагностические скрининг-технологии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2009. №4.

Однажды у очень бедного мужика чертенок съел краюшку хлеба, которую ему дала жена на целый день. За это черти выгнали чертенка и велели отработать у бедняка за эту краюшку.

Жил один бедный человек. Беднее его во всей деревне не было.

Пошёл он как-то в лес на целый день рубить дрова. Жена дала ему маленькую краюшку хлеба — больше-то она ему ничего не могла дать.

— Невелика, — говорит, — эта краюшка, ну да ничего: досыта не наешься, зато и с голоду не умрёшь!

Дровосекова краюшка - литовская сказка

Пришёл дровосек в лес, выбрал подходящее местечко. Краюшку хлеба положил на пень и принялся рубить дрова. Рубит — только топор поблёскивает да щепки во все стороны летят.

Выглянул из ямы чертёнок. Смотрит — человек дрова рубит, а на пне краюшка хлеба лежит. Он — хвать! — и утащил эту краюшку. Прибежал и стал перед другими чертями хвастаться: вот какое дело я сделал!

Рассердились на него все черти, стали кричать, стали прочь гнать:

— Бессовестный ты! Ишь, что выдумал: отнял у бедного человека последний хлеб, да ещё и хвастается! Убирайся прочь и до тех пор к нам не возвращайся, пока не отработаешь дровосеку за его краюшку! Пошёл!

Чертёнку нечего делать — приплёлся он к дровосеку и стал просить:

— Прими меня, добрый человек, в работники! Я тебе помогу работать. Что прикажешь — всё сделаю!

Подумал, подумал дровосек и говорит:

— Какую же я тебе, такому заморышу, работу дам? Не нужен ты мне! Со своей работой я и сам управлюсь.

Тогда чертёнок сказал ему:

— Погоди, добрый человек! Не гони меня. Хочу я свою вину перед тобой загладить. Самую трудную работу мне поручи — всё выполню!

Подумал, подумал дровосек и говорит:

— Есть у здешнего богатого пана в лесу топкие, ненужные болотца. Сможешь ли ты эти болотца осушить?

— Смогу!

— Ну, тогда я попрошу пана, чтобы он мне разрешил эти болотца распахать да рожью засеять. Может, он и позволит…

— Да вырастет ли на этих болотцах рожь? Подумай-ка ты! — говорит чертёнок.

— Если мы их хорошенько осушим, очистим да распашем, хорошая рожь вырастет.

— Ну ладно! — говорит чертёнок. — Иди к пану, проси те топкие болотца! Если пан живо их осушим!

Дровосекова краюшка - литовская сказка

Пошёл дровосек к пану, стал просить:

— Позволь мне, пан, осушить в твоём лесу болотца и распахать их под пашню. Хочу там рожь посеять.

Удивился пан, как это мужик болото в пашню превратит? Ничего у него не получится, только зря силы потеряет.

— Ладно, — говорит, — работай, я не запрещаю.

Поблагодарил дровосек пана, пошёл домой. А чертёнок сидит, ждёт не дождётся его.

— Ну, — спрашивает, — какие новости принёс?

Дровосек говорит:

— Позволил пан. Да сможем ли мы там что-нибудь сделать? Не верится мне что-то…

— Не беспокойся, — отвечает чертёнок, — сделаем! Всё будет хорошо!

Дровосекова краюшка - литовская сказка

Пошли они в тот лес, нашли болотца. Принялся тут чертёнок за работу: целые деревья с корнями вырывает, в сторону бросает. Всё выкорчевал, очистил, воду отвёл. Сам и пашню распахал. Посеяли они там много ржи, и выросла рожь на славу — густая, колосистая; такой в этих местах никогда и не видывали.

Проведал об этом пан. Приехал в лес, осмотрел рожь и говорит:

— Земля эта моя, значит, и рожь моя!

И не разрешил дровосеку жать рожь. Послал на пашню своих работников. Сжали работники дровосекову рожь, свезли на панский двор и сложили в большой сарай.

Доволен пан, что без всяких хлопот столько ржи собрал.

А дровосек и чертёнок загоревали, опечалились: очень им было обидно, что зря они трудились, на жадного пана работали.

— Погоди, — говорит чертёнок дровосеку, — придумал я одну штуку! Пойду я сейчас к пану, попрошу, чтобы он позволил хоть один сноп нашей ржи взять.

— Хорошо, — отвечает дровосек, — ступай, может быть, и выпросишь.

Побежал чертёнок к пану, стал просить:

— Ой, пан! Мы так мучились, так трудились, пока расчистили болото и засеяли его рожью! А ты теперь отнял её у нас. Позволь нам хоть один сноп взять!

Взглянул пан на маленького, тощего чертёнка, засмеялся и молвил:

— Что ж, я не жадный: бери, сколько сам можешь за один раз унести!

Побежал чертёнок к дровосеку и говорит:

— Покупай скорее конопли, да побольше; я совью из той конопли верёвку и пойду к пану за рожью. Он разрешил взять столько, сколько я на себе смогу унести!

Купил дровосек конопли, и свили они длинную-предлинную верёвку. Взял чертёнок ту верёвку и побежал к пану.

Прибежал, растянул верёвку возле сарая, сложил на неё всю рожь, сколько её в сарае было, и понёс дровосеку.

Пан увидел это — прямо онемел, не знает, что и говорить, что и делать. Опомнился он и закричал:

— Эй, слуги! Откройте скорее хлев, выпустите наших бодучих быков: пусть они забодают этого негодника!

Открыли слуги хлев, выпустили быков. А быки эти были такие злые, такие сильные, что никто к ним и подойти близко не смел. Замычали, заревели быки, опустили свои острые рога и побежали за чертёнком.

Смотрит пан, радуется.

«Ну, — думает, — сейчас они его забодают на месте!»

Дровосекова краюшка - литовская сказка

Да не тут-то было: только быки подбежали к чертёнку, он повернулся, схватил их, положил на свою охапку ржи и понёс дровосеку. Пан как увидел это — от злости замертво упал.

А чертёнок пришёл к дровосеку и говорит:

— Принимай, хозяин! И рожь, и быки — всё наше!

Стал дровосек благодарить чертёнка, а чертёнок говорит:

— Не благодари ты меня, пожалуйста! Не за что меня благодарить. Ты лучше скажи мне: заработал ли я ту краюшку хлеба, которую утащил у тебя, когда ты в лесу дрова рубил?

— Вот чудак ты! — говорит дровосек. — Стоит ли вспоминать о такой маленькой краюшке! Ты за эту краюшку мне столько всякого добра дал, что я и принять не смею!

— Не беспокойся, — отвечает чертёнок, — не так-то много я тебе принёс! Если ты доволен, то мне больше ничего и не надо — я могу снова к своим вернуться.

— Возвращайся, — говорит дровосек. — Я очень доволен!

— Ну, и я доволен: теперь наши меня не выгонят, не скажут, что я бедного человека обидел!

Сказал так чертёнок и убежал.

Дровосекова краюшка - литовская сказка

(Илл. Лемкуль Ф.)

image_pdfimage_print

Однажды три брата, живших очень бедной семье, отправились на заработки. Младшему было всего одиннадцать лет, но он оказался самым смышленым и трудолюбивым из братьев.

Жил бедный крестьянин со своей женой. У них было трое сыновей: Матс, Петер и Свенд. Однажды случилась засуха, и семье пришлось туго.
— У нас больше ртов, чем кусков хлеба, — сказал отец. – Придется вам, сыночки, идти на заработки.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Мать заплакала.
— Матс и Петер уже взрослые, они справятся с работой, — говорила она, — а вот Свэнд, бедняга пропадёт — ему ведь всего одиннадцать лет.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Смотри, какой он худенький, что он может заработать? Пусть идёт в пастухи, если ничего другого не найдёт! – решил отец.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Но Свэнд сказал:
— Не беспокойся, мама я постараюсь найти себе работу. Отпусти меня!
Наконец мать согласилась отпустить его. Стали братья собираться в путь. Старший сын, Матс, сказал:

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Возьму-ка я себе старую отцовскую куртку – он ведь сидит дома, и она ему не нужна.
— А я возьму кастрюлю! – сказал средний сын, Петер. – Матушке все равно нечего в ней варить. Я её продам и до тех пор, пока не найду работы, буду жить на вырученные деньги.
Он достал с полки блестящую кастрюлю и надел её на голову, как шапку.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— А вот Свэнду ничего и не осталось! – вздохнула мать.
Она очень любила младшего сына: он был всегда приветлив и ласков и всегда, чем мог, помогал матери.
— А я, мама, возьму на память о доме гвоздь, тот самый, на который я вешаю мою куртку, когда ложусь спать.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Свэнд выдернул гвоздь из стены, завернул его в тряпочку и положил в карман.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Вот чудак! – захохотали старшие братья. – Тоже надумал: таскать с собой ржавый гвоздь. Что ты будешь с ним делать?
— Может быть, он и пригодится, почём знать? – ответил мальчик. На душе у него было весело, словно он взял с собой не гвоздь, а кучу золота.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Мать со слезами смотрела вслед сыновьям, а Свэнд долго ещё махал ей шапкой. На перекрёстке старшие братья остановились:
— Мы с Петером пойдём вместе, а ты, Свэнд, со своим гвоздём не ходи за нами!

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Ну, так прощайте, милые братья! Счастливого вам пути! Надеюсь, скоро увидимся! – сказал Свэнд и свернул на просёлочную дорогу.
Долго шёл он и вдруг увидел, что впереди на дороге кто-то копошиться. Свэнд в страхе подумал: «Неужели медведь? Как спастись?» Но это был человек, возившийся у своей телеги.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Слушай-ка, мальчуган, — окликнул он Свэнда, — поди помоги мне: у телеги свалилось колесо, и я не могу добраться до кузнецы.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— У меня есть гвоздь, его можно заткнуть вместо чеки. Только я даю вам его взаймы: он мне дорог – ведь гвоздь-то из моего родного дома.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Крестьянин расхохотался:
— Ну и забавный ты, карапуз! Получишь обратно свой дорогой гвоздь, как только доедем до кузницы.
Крестьянин со Свэндом приладили колесо, вскочили на телегу и быстро поехали по дороге в кузницу.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Свэнд первый раз в жизни попал в кузницу, и ему всё там понравилось.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Весело у вас тут! Мехи гудят, молот бьёт, прямо музыка какая-то! Хотел бы я быть кузнецом!

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Не смеши меня, малыш, — сказал кузнец. – Где тебе справиться с таким тяжёлым молотом! Это тебе не игрушка. А вот, если хочешь, можешь раздувать мехи, пока мой мальчишка не выздоровеет. Буду тебя кормить досыта да ещё дам несколько грошей за работу.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Так Свэнд остался у кузнеца. Гвоздь свой он получил от крестьянина обратно, выпрямил его и спрятал в карман. Кузнец скоро увидел, что Свэнд смышлёный мальчик, и стал учить его кое-чему из своего ремесла. Прошло немного времени, и Свэнд мог уже смастерить некоторые вещи своими руками.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Но через месяц сын кузнеца выздоровел, и кузнец не мог уже держать у себя Свэнда. Заплатил он ему за работу, и пошел Свэнд дальше.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Шёл он по дороге, напевал весёлую песню и скоро поравнялся с одиноким домиком у дороги. На пороге стоял маленький человек в очках. Это был портной.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

На шее у него висели на длинной тесёмке ножницы; в руке портной держал куртку и чистил её. Вдруг куртка выскользнула у него из рук и упала на мокрую от росы траву.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Вы бы повесили куртку, хозяин, — посоветовал Свэнд.
— Не учи меня, молокосос! – сказал портной. – Знаю без тебя, что мне делать.
Но Свэнд не обиделся на эти слова портного, а предложил:
— Я могу вам помочь, хозяин!

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Он быстро достал из кармана гвоздь и вбил его в дверной косяк. Портной улыбнулся, повесил куртку и быстро вычистил её. Потом позвал Свэнда в дом и велел жене дать мальчику молока с хлебом.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Свэнд с удовольствием поел – ведь он был голоден, — затем вежливо поблагодарил старушку. Хозяйке это очень понравилось.
— Возьми парнишку в ученье! – сказала она.
— Я с удовольствием останусь у вас, — отозвался Свэнд, — хотя по ремеслу я кузнец.
Портной оглядел с ног до головы тощую фигурку Свэнда и громко расхохотался:
— Ну и славный кузнец! Не тебе, брат, поднимать тяжёлый молот. А вот сумеешь ли ты шить?

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Я попробую, — ответил Свэнд и уселся рядом с портным.
Так стал Свэнд работать у портного и научился шить.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Но вскоре портной простудился и умер. Свэнд вытащил из двери свой заветный гвоздь, ласково попрощался с хозяйкой и снова отправился в путь. Скоро дошел он до небольшого селения. В это время начиналась гроза: задул сильный ветер, ударила молния и загрохотал гром. Возле одного дома старушка спешила снять с веревки выстиранное бельё. Вдруг веревка сорвалась с гвоздя; старушка едва успела подхватить её.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Проклятый гвоздь! – ворчала старушка. – Он переломился пополам. Как бы не уронить бельё в грязь!
— Я помогу вам, бабушка, — предложил Свэнд, достал свой гвоздь и мигом вбил его в стену. – Давайте я привяжу веревку, только вы потом отдайте мне мой гвоздь – ведь это кусочек моего родного дома!

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

И Свэнд помог старушке быстро снять всё бельё и отнести в дом. В доме он увидел сапожника, подбивавшего подошву к башмаку. Свэнд остановился в дверях, любуясь ловкой работой сапожника.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Я и кузнец и портной, а вот шить башмаки не умею! — сказал Свэнд.
— Не болтай ерунды! Какой ты кузнец или портной? Ты просто забавник! Но, если хочешь, я могу обучить тебя сапожному мастерству.
Так Свэнд остался у сапожника. Правда, спать ему пришлось на чердаке, но стояло жаркое лето и там было не холодно.
Сапожник не знал, как нахвалиться ловким и трудолюбивым мальчиком. Скоро Свэнд мог не только чинить старые, но и шить новые башмаки.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Тогда он взял заработанные у кузнеца и портного деньги, купил кожи и сшил для матери новые башмаки.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Осенью Свэнд простился с хозяевами, получил от сапожника деньги за работу и отправился домой.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Путь Свэнда лежал через город. Когда он проходил мимо базара, он увидел у одного старика торговца куртку – это была куртка отца Свэнда, которую взял с собой старший брат, Матс.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Значит, Матсу было плохо и он продал куртку, чтобы не голодать. Свэнд купил отцовскую куртку и пошел дальше.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Вдруг в одной лавке Свэнд увидел кастрюлю, ярко блестевшую на солнце. Он подошел ближе и разглядел на ней круглую царапину. Эту царапину сделал когда-то сам Свэнд. Конечно, то была кастрюля матери. Свэнд очень обрадовался и купил её. Скоро Свэнд уже подходил к родной деревне.В печи их дома горел огонь – другого света не было. Отец с матерью сидели за столом, а рядом сидели два оборванных паренька. Это были Матс и Петер.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Бедные мои, — говорила мать, — настрадались вы! Терпели и голод и нужду, а ничего не заработали.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

— Ничего, мама, — утешали её сыновья, — весной пойдем на полевые работы…

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

Вдруг дверь распахнулась. На пороге стоял их братишка Свэнд.
— Добрый вечер, родные мои! Вот я и пришёл! – весело воскликнул Свэнд. – Вот тебе, папа, твоя куртка, а тебе, мама, твоя любимая кастрюля, да ещё новые башмаки, которые я сам сшил! А вот и заработанные деньги. Теперь я и кузнец, и портной, и сапожник – и заработаю вам кучу денег! А вот и наш гвоздь! Это он помогал мне всегда.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

И Свэнд вбил гвоздь на его прежнее место.

Гвоздь из родного дома - шведская народная сказка

image_pdfimage_print

  • Сказка о черноокой принцессе читать полностью
  • Сказка о четырех с половиной татами аниме
  • Сказка о черноокой принцессе главные герои
  • Сказка о чиже который лгал и о дятле любителе истины
  • Сказка о чудесном докторе мультфильм 1979