Сказка о борисе и глебе краткое содержание

5 сильных текстов молитв святым борису и глебу и как правильно обращатьсяправедные князья являются примером и олицетворением духовной чистоты и

5 сильных текстов молитв святым Борису и Глебу и как правильно обращаться

Праведные князья являются примером и олицетворением духовной чистоты и человеколюбия. Они пожертвовали собственными жизнями ради мира в стране. В народной памяти они остались невинными мучениками. В наши дни православные христиане обращаются с молитвой к Борису и Глебу, чтобы обрести силу и мужество, преодолеть страхи, избежать чужого гнева, обрести мир и покой в семье.

Кто такие святые Борис и Глеб

Братья были сыновьями великого князя Владимира, крестителя Руси. Их крестильными именами были Роман и Давид. Борис с детства любил читать духовную литературу и много времени проводил, изучая жития святых. Он отличался богобоязненностью и добротой. Глеб, воспитывавшийся вместе со старшим братом, также был глубоко верующим и милосердным.

Когда мальчики подросли, Борис отправился править Ростовом, а Глеб – Муромом. Борис очень полюбился местным. В народе его считали мудрым, милостивым и храбрым. Он спокойно и мирно правил, когда наступили смутные времена. Южные рубежи Руси терзали печенеги, а пожилой Владимир был уже слаб. Великий князь призвал сына в Киев и отправил с войском в степь.

Вскоре Владимир умер, и престол занял Святополк. Ходили слухи, что этот сын не был родным для прославленного князя. Поэтому не все считали его достойным власти. В это же время Борис, так и не встретивший печенегов, возвращался из похода. Соратники убеждали его в необходимости отравиться в Киев, но князь отказался. Он не пожелал проливать кровь брата.

Святополк, опасаясь за свою власть, приказал убить брата. Ранним утром 24 июля 1015 года, на реке Альте, где лагерем стоял Борис с дружиной, убийцы ворвались в шатер князя. Тот молился со своими близкими. Враги напали на них и стали наносить удары копьями. В попытке защитить хозяина погиб верный слуга Григорий. Сам же мученик был тяжело изранен, но еще жив. Его повезли в Киев, и встретившиеся по пути варяги, отправленные Святополком на подмогу злодеям, добили князя.

Глеб, узнав о гибели старшего брата, был опечален. Святополк призвал в Киев и его, и Глеб понимал, что живым в Муром, где княжил, он уже не вернется.

Но князь подчинился повелению брата. Когда он добрался до устья реки Смядыни, его убили. Так Святополк обагрил свои руки кровью и навлек на себя гнев Божий.

Спустя всего 4 года Ярослав, брат Бориса и Глеба, выступил против тирана и одержал победу. Главное сражение произошло на реке Альте, там, где свершилось жестокое убийство невинного князя. Святополк бежал с Руси и так никогда и не смог вернуться в родные земли. А Ярослав, прозванный Мудрым, правил долго и успешно. Период его княжества вошел в историю как время расцвета Древней Руси.

икона борису и глебу

Ярослав Мудрый чтил память своих убиенных братьев. Великий князь отыскал мощи Глеба и похоронил в Вышгороде, рядом с телом Бориса. На месте погребения святых происходили чудеса: люди исцелялись от болезней, а те, кто пытался осквернить – получали наказание. Вскоре здесь построили каменный собор.

О чем молятся святым

Борис и Глеб почитаются православными христианами. Они стали первыми русскими святыми. Подвиг их духовной жертвы был очевиден для всех, поэтому они канонизированы и в греческой византийской традиции. В наши дни люди прибегают к святым со своими житейскими бедами. Считается, что Борис и Глеб могут помочь укрепить дух, обрести храбрость и отвагу.

Но гораздо чаще им молятся, чтобы избежать чужого гнева. Если на работе начальник ведет себя некорректно и создает конфликты, то стоит помолиться святым, чтобы избежать нападок руководителя. При проблемах в семье, когда родные люди не могут поделить что-то или найти компромисс, также стоит обратиться к Борису и Глебу.

Также заступничество мучеников поможет найти новую работу. Отправляясь на собеседование, можно предварительно обратиться к святым и попросить помощи. Особое покровительство распространяется на людей, носящих имя праведников. Если мальчика зовут Борис или Глеб, значит, нужно подарить ему образок святого и научить молиться своему небесному заступнику.

икона борису и глебу

Полные тексты молитв на русском языке

За долгие века были созданы хвалебные песнопения для святых и просительные молитвы. Тексты этих обращений можно найти в православной богослужебной литературе либо в свободном доступе на нашем портале. Три самые сильные молитвы святым – от неприятностей, о помощи и о работе, читают по необходимости. Также существуют торжественные тропари и кондаки.

От неприятностей на работе

О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистотеневрежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

икона борису и глебу

О помощи

Святии страстотерпцы, боголюбивая двоице, благовернии князи Борисе и Глебе, измлада всею душею Христа возлюбившии, целомудрие, кротость, смирение и прочия добродетели стяжали есте и, яко Агнцы незлобивии, от брата своего неправедное убиение претерпели есте, чистыя своя души в благоприятную жертву Богу принесосте и от Него венцы нетленныя приясте, припадающе к честному образу вашему, молим вас в дусе сокрушенне и смиренне: вознесите своя усердныя молитвы ко Всемилостивому Спасу нашему, да подаст нам, чтущим святую память вашу, великия Своя и богатыя милости. Церковь Свою Святую да соблюдет от ересей и расколов, в чадех ея да оживет дух правыя веры и любве, дух ведения и благочестия, да дарует всем нам вся, яже к жизни временней и вечней потребная. Ей, святии страстотерпцы, ускорите на помощь к нам, якоже сроднику вашему благоверному князю Александру Невскому и избавите страну нашу от враг видимых и невидимых, от глада, огня, смертоносныя язвы, от всяких бед и напастей; разгоните облежащий ны мрак неверия и развращения, да мирно и благочестно поживем в веце сем и сподобимся христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Христа Бога, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О работе

О двоице священная, страстотерпцы Борисе и Глебе! Не забудите нас, раб Божиих (имена), но яко заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте; от нечистоты сохраните, от скорби, озлоблений и внезапный смерти избавите. Испросите у Великодаровитаго Владыки нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие. Снабдевайте заступлением вашим приход сей, дом (святый храм) сей и вся чтущия святую память вашу во веки веков.

икона борису и глебу

Тропарь

Правди́вая страстоте́рпца/ и и́стинная Ева́нгелия Христо́ва послу́шателя,/ целому́дренный Рома́не с незло́бивым Дави́дом,/ не сопроти́в ста́ста врагу́ су́щу бра́ту,/ убива́ющему телеса́ ва́ша,/ душа́м же косну́тися не могу́щу./ Да пла́чется у́бо злый властолю́бец,/ вы же ра́дующеся с ли́ки А́нгельскими,/ предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ моли́теся о держа́ве сро́дников ва́ших, богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.

Кондак

А́ще и убие́ни бы́сте и во гробе́х положе́ни,/ но на Вы́шнее Ца́рство преидо́сте,/ о́ваго бо ко́пии насу́нуша,/ друга́го же, я́ко а́гнца незло́бива, ноже́м заре́заша,/ тем и кровь ва́ша бысть исцеле́ние ми́ру,// ве́рою призыва́ющим вас, святи́и, на по́мощь.

икона борису и глебу

Правила чтения

Молитва – это разговор с Богом. Поэтому главное правило, которое нужно строго соблюдать, заключается в силе веры. Нужно искренне верить в помощь Вышних сил, обращаясь к Господу, Богоматери или святым Борису и Глебу. Кроме веры, важно также смирение. Люди почитают святых по той причине, что они не стали идти на поводу жажды власти, отвергли низменные страсти, смирили свой дух. Ведь только отринув житейское, человек способен приблизиться к Спасителю.

Но если прийти к искренней вере и смирению сложно, то следует соблюдать устоявшуюся традицию. Нужно молиться в соответствии с обрядовой практикой. Перед обращением к святым перед их образом зажигают лампаду, воскуряют ладан. Лучше молиться в одиночестве, в тишине и покое. Можно прочесть вступительное правило, а после окончания – «Достойно есть».

В то же время не всегда есть возможность обстоятельно помолиться. В таком случае допускается молиться про себя или уединившись от других. Обязательно помолиться святым нужно в дни их памяти: 2 мая, 24 июля и 5 сентября.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

  Заговоры привороты на ветер

  Заговор чтоб только на жену стоял

  Заговоры на завистливых людей на работе

  Как вернуть любимого быстрый заговор

Молитва благоверным князьям Российским Борису и Глебу

Благоверные князья Борис и Глеб

Тропарь, глас 2 *

Правди́вая страстоте́рпца/ и и́стинная Ева́нгелия Христо́ва послу́шателя,/ целому́дренный Рома́не с незло́бивым Дави́дом,/ не сопроти́в ста́ста вра­гу́ су́щу бра́ту,/ убива́ющему теле­са́ ва́ша,/ душа́м же косну́тися не могу́щу./ Да пла́чется у́бо злый властолю́бец,/ вы же ра́дующеся с ли́ки А́нгельскими,/ предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ моли́теся о держа́ве сро́дников ва́ших, богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.

Пере­вод: Истин­ные стра­сто­терп­цы и вер­ные после­до­ва­те­ли Еван­ге­лия Хри­сто­ва, цело­муд­рен­ный Роман с крот­ким Дави­дом, не вос­став­шие про­тив сво­е­го вра­га, быв­ше­го вам бра­том, убив­ше­го тела ваши, но не могу­ще­го при­кос­нуть­ся к душам ( Мф.10:28 ). Пусть пока­ет­ся злой люби­тель вла­сти, вы же, раду­ясь в собра­нии ангель­ском, пред­стоя Свя­той Тро­и­це, моли­тесь о госу­дар­стве сооте­че­ствен­ни­ков ваших, что­бы ему быть угод­ным Богу, и сынам Рос­сий­ским спастись.

Кондак, глас 8 *

А́ще и убие́ни бы́сте и во гробе́х положе́ни,/ но на Вы́шнее Ца́рство преидо́сте,/ о́ваго бо ко́пии насу́нуша,/ друга́го же, я́ко а́гнца незло́бива, ноже́м заре́заша,/ тем и кровь ва́ша бысть исцеле́ние ми́ру,// ве́рою призыва́ющим вас, святи́и, на по́мощь.

Пере­вод: Хотя и были уби­ты и поло­же­ны в гро­бах, но при­шли в Небес­ное Цар­ство, одно­го ибо копьем прон­зи­ли, дру­го­го же, как крот­ко­го агн­ца, заре­за­ли ножом, пото­му и кровь ваша ста­ла исце­ле­ни­ем мира — для всех при­зы­ва­ю­щих вас, свя­тые, на помощь.

Молитва *

О, дво́ице свяще́нная, бра́тия прекра́сная, до́блии страстоте́рпцы Бори́се и Гле́бе, от ю́ности Хри­сту́ ве́рою, чистото́ю и любо́вию послужи́вшии, и кро­вь­ми́ свои́ми, я́ко багряни́цею, украси́вшиися, и ны́не со Христо́м ца́рствующии! Не забу́дите и нас, су́щих на зем­ли́, но, я́ко те́плии засту́пницы, ва́шим си́льным хода́тайством пред Христо́м Бо́гом сохрани́те ю́ных во святе́й ве́ре и чисто­те́ неврежде́нных от вся́каго прило́га неве́рия и нечи­сто­ты́, огради́те всех нас от вся́кия ско́рби, озлобле́ний и напра́сныя сме́рти, укроти́те вся́кую враж­ду́ и зло́бу, де́йством диа́вола воздвиза́емую от бли́жних и чу́ждих. Мо́лим вас, христолюби́вии страстоте́рпцы, испроси́те у Великодарови́таго Влады́ки всем нам оставле́ние прегреше́ний на́ших, единомы́слие и здра́вие, избавле́ние от наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, я́звы и гла́да. Снабдева́йте свои́м заступле́нием стра­ну́ на́шу и всех, чту́щих святу́ю па́мять ва́шу, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Краткое житие

Дни памя­ти 2/15 мая, 24 июля/6 августа

Пред­по­чли при­нять смерть от рук убийц, подо­слан­ных бра­том Свя­то­пол­ком Ока­ян­ным, неже­ли вос­про­ти­вить­ся наси­лию и тем поло­жить нача­ло меж­до­усоб­ной бра­ни в Оте­че­стве. Стра­сто­терп­цам Бори­су и Гле­бу молят­ся об уми­ре­нии Оте­че­ства, о доб­ром нра­ве вла­стей и пра­ви­те­лей, о сохра­не­нии от меж­до­усо­би­цы, о даро­ва­нии муже­ства перед лицом смер­тель­ной опасности.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

  Гадания и колядки на рождество

  I гадания что на сердце у человека о котором думаю

  Обряды русского народа крещение

  Молитва для удачного дня в школе

Молитвы Борису и Глебу

К страстотерпцам Борису и Глебу обращаются с просительной молитвой за помощью:

— в исцелении (ног)
— в примирении родных,
— в защите от всяких неприятностей,
— в поиске работы.

Молитва первая

О двоице священная, братие прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровми своими,

яко багряницею украсившиися и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты,

оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом воздвизаемую от ближних и чуждых,

Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада.

Снабдевайте своим заступлением всех чтущих святую память вашу во веки веков.

Молитва вторая

О двоице священная, страстотерпцы Борисе и Глебе!

Не забудите нас, раб Божиих (имена), но яко заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте;

от нечистоты сохраните, от скорби, озлоблений и внезапный смерти избавите.

Испросите у Великодаровитаго Владыки нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие.

Снабдевайте заступлением вашим приход сей, дом (святый храм) сей и вся чтущия святую память вашу во веки веков.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области –

Новошарапская средняя общеобразовательная школа

Принято педагогическим советом Утверждена

Протокол № от ..2020 г. Пр. № от ..2020 г.

Директор школы Д.А.Лихачёв

Рабочая программА по учебному предмету «Литературное чтение

на родном (русском) языке»

в 5 – 9 классах на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Усольцева Александра Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Литературное чтение на родном (русском) языке» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2018/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2018.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература XIX в.

  • Русская литература XX в.

Место учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах — 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса — классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:

  • письменный ответ на вопрос;

  • выразительное чтение (чтение наизусть);

  • сочинение на литературоведческую тему;

  • проект.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Календарно- тематическое планирование

5 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Своеобразие родной литературы.

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа

2

Русский фольклор.

2

1

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

3

Древнерусская литература.

1

Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».

4

Из литературы XVIII века

1

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

5

Из литературы XIX века.

1

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

1

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».

Поэтический образ Родины

1

1

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

1

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:

Литература XX века

1

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

1

1

Гайдар А.П. «Тимур и его команда».

1

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

1

1

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Пришвин М.М. «Остров спасения»

Родная природа

в произведениях поэтов ХХ века

1

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

1

Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

Всего

13

4

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/р

К/р

1111

Своеобразие родной литературы

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

2.

Русский фольклор

1

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

3.

Древнерусская литература

1

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

4.

Литература XIX века

Поэтический образ Родины.

1

1

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

1

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

1

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

5.

Литература XX века

Стихи о прекрасном и неведомом

1

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

1

А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

1

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

2

1

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

15 час

2

Календарно- тематическое планирование

7 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

1

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

2

Древнерусская литература

1

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

3

Литература XVIII века

1

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

4

Литература XIX века

1

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

5

1

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

6

1

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).

7

1

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

8

1

1

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

9

Литература XX века

1

А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

10

1

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

11

1

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

12

1

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

13

1

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

14

1

1

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

15

1

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

Всего

15

2

Календарно- тематическое планирование

8 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Введение.

1

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения

в культурном наследии страны

2

Из устного народного творчества

1

1

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

ры.

3

Древнерусская литература

1

1

А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

4

Литература XVIII века

1

1

Карамзин Н.М. Повесть

« Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

5

Литература XIX века

1

1

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

6

1

1

Н.П.Вагнер «Христова детка»или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив «божественного дитя».

7

Поэзия 19 века.

1

А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

8

Литература XX века

1

1

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех

писателя.

9

Проза о Великой Отечественной войне

1

Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время

Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

(По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

10

Современная литература.

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий

1

1

Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос»- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

(фрагменты)-повесть о мальчишках,

которые едва ли не большую часть

своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,

придумывать воображаемые миры

Всего

10

7

Календарно- тематическое планирование

9 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Древнерусская

литература

1

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли..

2

Из литературы XVIII века

1

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

3

1

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

4

Из литературы XIX

1

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

5

1

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

6

Из литературы XX века

1

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

7

1

А.Толстой. «Русский характер» — своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

8

1

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

9

1

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 

10

1

«Прости меня, мама!» Рассказы Юрия Казакова «Запах хлеба». и К.Г.Паустовского «Телеграмма». Отношение к матери. Смысл названия рассказов.

11

1

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

12

1

В.Быков. «Крутой берег реки». Гуманное отношение к человеку.

13

1

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

14

1

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

15

1

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

16

1

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

Всего

16

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

  1. Книги вчера, сегодня, завтра

  2. Литература и мой край

  3. Мои ровесники в литературных произведениях

  4. Знаменитые поэты и писатели моего города

  5. Что читают мои одноклассники

  6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

7 — 8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей

  2. Литературные премии

  3. Памятники литературным героям

  4. Символика яблока в русской литературе

  5. Образы растений и цветов в литературе

  6. Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне

8 – 9 классы

  1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

  2. Мудрость слова

  3. Мой Высоцкий

  4. Что читают в моем классе

  • Сказка о блине воробье и мышонке
  • Сказка о большой и малой медведице придумать
  • Сказка о бобе и его работнике балде читать
  • Сказка о богатыре голе воянском читать
  • Сказка о божьей коровке екатерины журавлевой