Сказка о белгородском киселе читать

После рассказа об общих событиях нестор описывает то, что творится в осажденном городе. в этой части сказания о белгородском киселе
  • После рассказа об общих событиях Нестор описывает то, что творится в осажденном городе. В этой части «Сказания о белгородском киселе» можно узнать о быте русичей. Он очень отличается от современного уклада, поэтому читателю интересно «окунуться» в мир наших предков. Например, в этом эпизоде узнаем, что важные вопросы русичи решали на вече – собрании старейшин и горожан. Далее можно прочитать о привычной для них пище. Эту часть рассказа нужно читать со словарем, так как не все названия еды и посуды понятны для современного человека.
    Наконец, не оставляет равнодушным и сам сюжет. Нам описываемые события кажутся совсем необычными. Автор постоянно держит читателя в напряжении. Сначала мы переживаем за осажденных горожан, а потом сердце замирает от интриги, как же старец спасет целый город при помощи зерна и меда. В конце снова интрига: поверят ли печенеги русичам.
    Также произведение выделяется на фоне современной литературы стилистикой. Даже в его переводах сохранились особенности речи наших предков. Привлекает внимание и синтаксическое строение текста. Оно необычно для нашего слуха, но впечатляет стройной ритмико-мелодической организацией.
    Но главная, по моему мнению, особенность «Сказания о белгородском киселе» – актуальная для всех времен проблематика. Она не позволяет угаснуть огоньку читательского интереса, хоть ее и трудно заметить, не задумываясь о том, что скрыто между строк произведения. В незамысловатом рассказе Нестор поднял проблемы любви к Родине, взаимопомощи и ответственности за народ. Кроме того, он показал, что нельзя опускать руки преждевременно. Даже из самой сложной ситуации можно найти выход, если проявить смекалку.
    Секрет «долголетия» «Сказания о белгородском киселе» не только в его сюжете, описаниях народного быта, но и в художественном оформлении, которое позволяет почувствовать фольклорную душу народа.

  • Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Бел­городу, но приступом взять не смогли. Окружи­ли они тогда город и взяли в осаду. Долго про­должалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в жи­вых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться вра­гам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по од­ной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтуш­ку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город не­скольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказа­ли: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творче­ство — художественное воплощение его. В пре­даниях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает рус­скую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хит­рости, сильного без показного хвастовства соб­ственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.

  • Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: “Разве лучше нам так умереть? – сдадимся печенегам – кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”. Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: “Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли”. Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество – художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В “Сказании о белгородском киселе” мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.

  • Система образов произведения не очень разветвленная. В нем есть сборные образы белгородцев и печенег, которые являются «фоном» для рассказа о мудром старце. Последний – главный герой «Сказания…». Печенеги изображены как подлый народ, нападающий на беззащитных горожан. Враги белгородцев наивные и глупые, так как их легко обвели вокруг пальца. В то же время, печенеги терпеливые, ведь дожидались, пока русичи сдадутся, изнеможенные голодом.
    Русичи – народ, который может терпеть голод ради спасения родных земель. Несмотря на то, что белгородцы собирались сдаться врагу, их нельзя назвать трусами. Люди просто потеряли надежду на спасение. Нетрудно догадаться, что князь забрал сильных мужей на войну, поэтому в бой белгородцы вступать не могли. Старец – воплощение народной мудрости и силы духа. Это рассудительный человек, который умел сохранять спокойствие даже в самых безнадежных ситуациях.
    В тексте «Сказания» очень мало языковых средств, что приближает его к разговорному стилю. В тексте автор использовал лишь эпитеты: «великая война», «сильный голод», «пресладкая сыта». Метафор и сравнений нет, но это не делает рассказ беднее. В предании немало историзмов, которые отображают реалии эпохи Нестора: князь, вече, сыта, латки, корчага.
    Привлекают внимания повторение союзов в соседних предложениях и на границах сложных синтаксических конструкций. Эта стилистическая фигура называется полисиндетон. Она распространена не только в фольклорных текстах, но и в библейских.
    «Сказание о белгородском киселе» было написано более тысячи лет назад, но, благодаря интересному сюжету и вечным идеям, оно остается актуальным и для современных читателей.

  • Сочинение
    6 класс. Ум и находчивость народа русского (“Сказание о белгородском
    киселе”)

    «Сказание
    о белгородском киселе» — отрывок из древнерусской летописи. Прежде
    чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей,
    постепенно изменялось и дополнялось. Со временем оно стало похоже
    на легенду, и уже никто не может сказать, где в нем правда, а где
    вымысел. Тем не менее это сказание повествует о реальном историческом
    событии, пусть и в несколько приукрашенном виде.
    В сказании описывается осада Белгорода
    печенегами. Она была длительной, люди в городе стали голодать и
    хотели было уже сдаться врагам. Однако все они были спасены благодаря
    мудрости и находчивости одного человека.
    Город выстоял благодаря совету одного
    старца. Неслучайно старость и мудрость объединены в этом сказании
    в одном человеке. На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков
    и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Вот и здесь,
    в «Сказании о белгородском киселе», честь спасти целый город выпала
    почтенному старцу.
    По его совету жители нашли немного
    овса, пшеницы и отрубей и сварили кисельную болтушку, налили ее
    в кадку, которую затем опустили в выкопанный колодец. Другую кадку,
    наполненную жидким медом, опустили в другой колодец. После этого
    горожане пригласили печенежских послов и показали им колодцы. Послы
    поверили, что в городе из колодцев можно доставать кисель и мед,
    и вскоре печенеги сняли осаду с города.
    Каждый народ имеет свои характерные
    качества, которыми гордится, которые воспевает в легендах и сказаниях.
    Находчивость русского человека — как раз такое качество. Оно присутствует
    во многих сказках, оно же прославляется и в «Сказании о белгородском
    киселе». В этом произведении оно, к тому же, противопоставляется
    легковерности и глупости печенегов, что еще лучше позволяет понять
    всю широту ума и находчивости русского народа.

  • Важную роль в человеческой жизни играет доверие. Эта истина нашла отображение и в «Сказании о белгородском киселе». Люди поверили старцу, выполнили то, что он сказал. Если бы они не послушались мудреца, враг одержал бы победу. Но доверять нужно только тем, кого хорошо знаешь. Я думаю, старца белгородцы не только знали, но и очень уважали, ведь не зря обратились за советом именно к нему. Этот же эпизод показывает, что к мнению и советам старших нужно прислушиваться.
    Поучительным является и образ печенег. Их пример еще раз доказывает, что нельзя наивно верить всему, что рассказывают или показывают. Излишняя доверчивость может помешать осуществлению планов, а обманщики лишь посмеются над этим.
    Главное же наставление «Сказания…» касается Родины. Каждый человек должен осознавать, что несет ответственность за отчий край. Нельзя допустить, чтобы родная земля попала в руки врагам. При этом произведение показывает, что победа не всегда достается силой. Иногда достаточно проявить смекалку.
    Тем не менее, любой способ борьбы с врагом требует от людей единства. Взаимопомощь и поддержка – прочный самый прочный щит народа. Доказательством этого являются белгородцы из летописного произведения. Все решения они принимали вместе. Перед тем как сдаться горожане собрали вече. Спасали город тоже вместе. Можно только представить, как трудно было реализовать план старца людям, изнеможенным голодом. Но все белгородцы приложили усилия: принесли продукты, кади, выкопали колодцы. И это помогло им прогнать врага.
    В «Сказании о белгородском киселе» есть множество наставлений, каждый человек сможет найти актуальные советы для себя и своего поколения.

  • На чтение 15 мин. Просмотров 3 Опубликовано

    Тема

    «Сказание о белгородском киселе»

    (Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

    В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов [1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода».

    И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.

    И сказал им:

    «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

    Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки[3] . И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу[4] кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

    В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

    И собрали в городе вече[5] и сказали:

    — Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

    Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

    — Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

    Они же с радостью обещали послушаться.

    И сказал им:

    — Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

    Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

    Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

    — Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

    Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

    И пришли они в город, и сказали им люди:

    — Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

    И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

    Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

    Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

    Примечания

    1

    Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.

    2

    Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.

    3

    Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.

    4

    Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

    5

    Вече — собрание горожан для решения общественных дел.

    Дальше читают

    Утюжок и мороженое В связи с особыми обстоятельствами Запертая калитка Закон притяжения Рыжее братство. Трилогия (СИ) Прыжок в прошлое (часть 1-2) Перейти к странице Автор книги Нестор Летописец

    В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом1. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече.

    Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, которое было спрятано в княжеской медуше. И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки2. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу3 кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

    В год 6506 (998).В год 6507 (999).В год 6508 (1000) Преставилась Малфрида4. В то же лето преставилась и Рогнеда, мать Ярослава.

    1. Белгород — город на р.Ирпени, правом притоке Днепра, близ Киева, основанный в 991г. как город-лагерь за Стугнинской линией укреплений;[↩]
    2. латки — глиняные сковороды с высокими краями и полой ручкой[↩]
    3. корчага — большой глиняный сосуд с одной или двумя ручками[↩]
    4. (Вероятно Малуша, мать князя Владимира[↩]

    1101_1.jpg

    Поделиться Автор: Нестор Жанр: Сказание

    В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

    И собрали в городе вече и сказали:

    — Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

    Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

    — Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

    Они же с радостью обещали послушаться.

    И сказал им:

    — Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

    Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

    Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

    — Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

    Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

    И пришли они в город, и сказали им люди:

    — Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

    И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

    Лицензия:Общественное достояниеRoyalLib.Com >> Древнерусская литература >> Летописец Нестор >> Сказание о белгородском киселе — скачать книгу38099012389Спрятать опции     Начало     Установить закладку   НастройкиРазмер шрифта:14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24Ширина текста:50% |60% |70% |80% |90% |100% Шрифт:Цвет текста:УстановитьЦвет фона:УстановитьСбросить настройки   Оглавлениеbar.png

    <<>>

    <<  >>

    —>Сказание о белгородском киселе «Из повести временных лет»

    Создание повести временных лет (2000 лет до н.э. – 12 век н.э.) было сопряжено с необходимостью передать будущим поколениям образов прошлого, его культурного наследия и древней мудрости.

    Сказание о белгородском киселе повествует нам о хитром спасении белгородцев, когда их осадили печенеги. После того, как в городе наступил голод, его жители захотели сдаться врагу. Но их спас один старец, предложивший другое решение.

    Как удалось спасти город и его жителей

    Город удалось спасти благодаря обману печенегов. Из кисельной болтушки в первом колодце можно было сварить кисель. Поэтому печенеги решили, что этот колодец дает горожанам пищу. Во втором  колодце они нашли мед. Думая, что его хватает на весь город, они поверили белгородцам, и прекратили осаду.

    Как начинается и чем заканчивается сказание

    Первые абзацы повествуют о голоде, начавшемся в Белгороде после его осады печенегами, и о решении сдаться врагу. Концовка же более оптимистична — осада заканчивается и никто из белгородцев не пострадал. Можно смело утверждать, что развязавшаяся в самом начале трагедия перерастает в благополучный финал.

    Какие особенности древнерусской литературы проявились в сказании

    Первой особенностью можно назвать постоянное употребление союза «И» в начале многих предложений. В сказании таких предложений больше половины (без учета прямой речи).

    Вторая особенность заключается в выделении образа героя, спасшего множество жизней. Старик, придумавший план спасения, проявил такие качества, как смекалка, дальновидность, мудрость, решительность (ведь печенеги могли раскрыть обман).

    Третья особенность древнерусской литературы проявилась в благородстве и доброте всех героев сказания. Даже печенеги — лютый враг Древней Руси, предстали перед нами в образе честных и понимающих людей.

    Четвертой особенностью является патриотическое описание смекалки и мудрости древнерусского народа. Проявляя в критической ситуации свои лучшие качества, русские люди способны на все — говорит нам автор сказания.

    Создание повести временных лет помогло сохранить множество значимых исторических событий, культуры прошлого, особенностей языка ее авторов.

    Древнерусский словарь:

    печенеги – кочевые племена, объединившиеся в союз и жившие в VII – IX веках н.э.

    вече — собрание главных людей города, общины, княжества, на котором решаются важные политические, военные, хозяйственные вопросы.

    Поведали — рассказали, передали суть произошедшего.

    повелели — приказали, отдали распоряжение,

    корчага — горшок

    восвояси — туда, откуда пришли, обратно.

    Краткий пересказ

    Летом 997 года печенеги осадили Белгород. Из-за этого в городе начался голод. И тогда жители собрали вече, на котором решили сдаться врагу.

    Узнав об этом, один мудрый старец предложил такое решение: в один колодец поместить кисельную болтушку, из которой можно будет сварить кисель. В другой — разбавленный мед. Затем их нужно было показать печенегам. Женщинам повелели сделать болтушку, а мужчинам — копать колодец.

    Сделав все так, как сказал старик, горожане пригласили к себе 10 лучших мужей из числа печенежского войска. Взамен были отданы заложники. Посетив город, печенеги отведали киселя и меда. Подумав, что колодцы обеспечивают целый город, они вернулись к своим, чтобы поведать о случившемся.

    Так, войско печенегов решило отправиться восвояси, а Белгород  оставить в покое.

    Создание повести временных лет охватывает события на протяжении тысячелетий (библейские времена – 2000 лет до н.э. – 12 век н.э.). Множество сказаний (в том числе и сказание о белгородском киселе), заключающих в себе мудрость прошлых времен, не теряют актуальность и по сей день.

    Похожие материалы:

    —>Категория—>:Студенту | —>Добавил—>:Андрей (19.06.2014)
    —>Просмотров—>:16152 |

    —>Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.—>[ —>Регистрация—> | —>Вход—> ] —>Используемые источники:

    • https://mir-knig.com/read_301785-1
    • http://books.pagan.ru/article/se-povesti-vremennykh-let/002-14/
    • https://kupidonia.ru/library-book/skazanie-o-belgorodskom-kisele
    • https://royallib.com/read/letopisets_nestor/skazanie_o_belgorodskom_kisele.html
    • http://decadenz.ru/publ/studentu/skazanie_o_belgorodskom_kisele_iz_povesti_vremennykh_let/2-1-0-120
    1. Какой из малых жанров фольклора мне понравился больше всего?
    2. Почему я люблю разгадывать загадки (или произносить скороговорки)?
    3. Каков мой любимый герой русской народной сказки?
    4. Почему красавица Василиса в сказке «Царевна-лягушка» названа Премудрой?
    5. Что тебе особенно дорого в сказке «Царевна-лягушка»?
    6. Почему в русских народных сказках добро всегда побеждает зло?
    7. Чему посвящена сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»?
    8. Можно ли сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» считать волшебной?
    9. Чем анималистическая (о животных) сказка «Журавль и цапля» отличается от волшебных сказок и в чем ее сходство с ними?
    10. Чем бытовая сказка «Солдатская шинель» отличается от волшебных и анималистических сказок?
    11. Почему я люблю читать русские народные сказки?
    12. Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
    13. Как удаётся пословице «дать совет» в разных житейских ситуациях?
    14. Появляются ли новые пословицы и поговорки сегодня?
    15. Чем похожи и чем различаются пословицы разных народов?
    16. Как праздновали Масленицу на последней неделе перед Великим постом?
    17. Почему народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей, композиторов и художников? Приведите примеры.
    18. Что привлекает читателей в преданиях?
    19. Каким Иван Грозный показан в предании «Сороки-ведьмы»?
    20. Почему в народе осталась память о Петре I ?
    21. Кто из былинных богатырей тебе особенно интересен?
    22. Какой памятник ты бы поставил былинному богатырю?
    23. Какая картина известного художника на сюжет о былинных героях является твоей самой любимой и почему?
    24. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что тебе известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни ты знаешь и какие из них тебе нравятся?
    25. Расскажи о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
    26. Какое предание тебе нравится? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?

    Древнерусская литература

    1. Какова главная идея летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
    2. Как ты думаешь, утратил ли свое значение летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
    3. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чем заключалась хитрость воеводы Претича?
    4. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
    5. Что прославляет летописец в «Сказании о белгородском киселе»?
    6. Кто герой «Сказания о белгородском киселе»?
    7. Что ты знаешь об изготовлении и чтении книг в Древней Руси?
    8. О чем «Повесть временных лет»?
    9. В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся тебе актульными и сегодня?
    10. Понравилась ли тебе «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и почему?
    11. Каковы особенности речи Февронии и как они ее характеризуют?
    12. Чему учит тебя «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
    13. Какой теме посвящена «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» и какие чувства вызывает при чтении?
    14. Кого высмеивает «Повесть о Шемякином суде»? Кто из героев вызывает у тебя сочувствие и почему?

    Литература XVIII века

    1. В чем необычность стихотворения М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
    2. Почему сцена, описанная М.В. Ломоносовым в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…», выглядит смешно?
    3. Какое настроение вызвало у тебя чтение стихотворения М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
    4. Что бы тебе хотелось рассказать друзьям о М.В. Ломоносове?
    5. Какие идеи и взгляды М.В. Ломоносова тебе близки и почему?
    6. Почему Московский государственный университет носит имя М.В. Ломоносова?
    7. Каковы нравственные ценности и идеалы лирического героя стихотворения Г.Р. Державина «Признание»?
    8. В чём аллегорический смысл стихотворения Г.Р. Державина «На птичку»?
    9. Против чего Г.Р. Державин боролся в жизни и в поэзии?

    Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»

    Каковы нравы поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

        «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.

          Госпожа Простакова – центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Её власти ничто не противопоставлено. Её бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: «Разве я не властна в своих людях?» Но этот образ стоит на грани комедии и трагедии. Эта невежественная и корыстолюбивая «презлая фурия» по-своему чадолюбива. В конце пьесы говорится о том, что она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном. Она становится жалкой и униженной.

        Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам она обращается: «собачья дочь», «бестия», «каналья», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный», «душенька». «Светскость» при встрече гостей  показывает, используя обороты «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». Когда вымаливает себе прощение, её язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечёт. Мой грех!»

        Митрофанушка – баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо. Няню Еремеевну он называет «старой хрычовкой». С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподаёт отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику – «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».

        Итог обучения Митрофанушки – сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».

       «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.

         Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — «зоологизация». Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фсе с лошатками». Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т.е. тогда, когда были созданы скоты).

    Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора?

    Комедия Фонвизина «Недоросль» — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

    С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка».

    Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!» «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны.

    Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив.    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.

    Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.

    Таким образом,  Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля».

    Пример Митрофанушки наглядно показывает, к чему может повести неправильное, чисто формальное обучение невежественными учителями и воспитание безнравственными родителями: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю» (Стародум).

    Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (Татьяна Б.)

    Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое — «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе — «глуповатый юноша — недоучка». Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля — Митрофанушки, который создал Денис Иванович Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет подрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.

    Мать, потакавшая всем желаниям своего ребенка, воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан позволял себе грубо разговаривать не только с прислугой, но и с родной матерью. Свою старую няну Еремеевну он обзывает «старой хрычовкой», хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.

    На словах он смелый. Обидеть кого-то для него раз плюнуть. А вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь «под рукой» всегда есть мама, няня или учителя.

    Митрофан корыстный и эгоистичный. Сын Простаковой относится к разным людям неодинаково. Его отношение зависит от занимаемого людьми положения в обществе. Он живет только по такому принципу. Даже мать не жалеет и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!». С этими словами любимый сын отказывается от матери в тяжелую для нее минуту. Правда, Простакова сама развила и воспитала в Митрофане такое отношение к людям и к себе и получила то, что заслужила.

    После выхода комедии «Недоросль» в свет имя Митрофана стало нарицательным. Теперь «митрофанами» мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким «митрофанам» комедия «Недоросль» остается актуальной и в наше время.

    Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы

    Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

    Чем же так великолепна эта комедия? Типичное творение русского классицизма со строгим делением персонажей на положительных (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, г-н и г-жа Простаковы и, конечно, Митрофанушка); принцип говорящих имён, единство времени, места и действия – всё рассчитано на чёткое и однозначное раскрытие авторской идеи – воспитание истинного гражданина Отечества.

         Не случайно главный герой – недоросль (дворянин-подросток, не достигший совершеннолетия и без аттестата об образовании). В Екатерининскую эпоху дворяне по закону о вольности дворянства практически освобождались от службы в армии, помещики получили право самосуда в имениях над крепостными крестьянами. Помещичий произвол ничем не ограничивался и дошёл до беспредела. Либеральному, прогрессивному уму Фонвизина было дико наблюдать над тем, что происходит при дворе, да и вообще в России. Он верил в идею просвещения монарха и через это всего народа. Сила искусства слова должна была убедить Екатерину II и её вельмож в необходимости реформ. «Недоросль» — поучительная пьеса.

         Действие разворачивается в типичной для русской провинции помещичьей усадьбе Простаковых-Скотининых. О «диких нравах» русского поместного дворянства можно судить по первой сцене- примерке кафтана для Митрофанушки, сшитым крепостным Тришкой, который не учился портновскому делу. Впервые холоп возражает барыне, хотя получает за это оскорбления и угрозы.

    Ф. изображает пороки современного ему общества, вызывая гневный смех, поражающий сам порок, а не его носителя. Здесь есть дворяне, высший класс общества, невежественные, стоящие на ступени развития ниже тех, кем управляют, учителя-самозванцы, среди которых немецкий кучер Вральман.

    Звучит последняя фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Она и заставляет вернуться к самому началу комедии, чтобы найти причину падения Простаковой. Не надо долго искать приме­ры жестокости, бесчеловечности, тупости помещицы, которая имеет власть и силу над людьми. Крестьян она обирает до нитки, советы Скотинина, ее брата, помогают в этом. Слугам достается еще больше, потому что они все время на глазах, она и за людей-то их не считает. «Харя», «бестия», «скот», «собачья дочь», «болван» — все это адре­совано тем, кто кормит семью помещицы, убирает, ухаживает. Да что там слуги! Простакова брата родного готова сгубить, когда он стано­вится на ее пути. И все это ради Митрофанушки, ее надежды, ее кровинушки! Любая мать хочет добра своему ребенку, отдает ему свою любовь и заботу. Но у Простаковой это слепая любовь, страшная, без­умная. Сама ничтожная, непорядочная, она и сына воспитывает таким же. Будь ее воля, она бы никогда не утруждала его учебой. Живет же Простакова неграмотной, неграмотен и ее брат, а имеют власть и бо­гатство. Но указы царя заставляют дворян учить детей — вот и учит она своего Митрофана уже четыре года, а толку никакого, потому что пожалела денег для хороших учителей. А плохие и учат плохо, да и Митрофан не поддается обучению. Невежество самой Простаковой, ее безнравственность не имеют предела, совесть ее давно уснула. Простакова страшна и своими поступками, и образом жизни, и при­нципами. Она виновата в том, что своим воспитанием убила все че­ловеческое в Митрофанушке, сделала из него нравственного урода. Простакова потеряла даже чувство опасности. Она уже не в состоянии остановиться даже тогда, когда Правдин предупреждает о наказании.

    Все идет к закономерному финалу, потому что произвол поме­щицы не знает меры, а ее невежество — стыда. Госпожа Простакова наказана сурово, но справедливо. Ее жадность, грубость, лицемерие породили плоды злонравия, за которые ей суждено расплатиться.

    Развязка комедии внушает мысль о возможности и необходимости борьбы со злом: имение Простаковой взято под государственную опеку. Митрофанушка отправлен на службу. Софья и Милон обрели счастье. «Недоросль» обнажил бесчеловечность существующего строя.

    Иван Андреевич Крылов.

    Басни «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ларчик»,

    «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

    1. Какая басня И.А. Крылова твоя самая любимая и почему?
    2. Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А. Крылова?
    3. Что ты знаешь о басне и какие ее строки остались в памяти?
    4. Какие пороки человека высмеивает И.А. Крылов в своих баснях?
    5. Как ты понимаешь слова: «А ларчик просто открывался», взятые из басни И.А. Крылова «Ларчик»?
    6. Как ты понимаешь слова: «Избави Бог и нас от этаких судей», взятые из басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей»?
    7. Что происходит в басне И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? Почему нам смешно и грустно одновременно?
    8. О чем рассказывает басня И.А. Крылова «Обоз»? Какую картину она рисует? Какова мораль басни и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

    Кондратий Федорович Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

    1.  Каковы тема и идея думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»? Какие чувства стремится передать автор читателю?

    Билет №1

    1. Каков мой любимый герой русской народной сказки?

    2. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

    3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

    Билет №2

    1. Почему красавица Василиса в сказке «Царевна-лягушка» названа Премудрой?

    2. В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся тебе актульными и сегодня?

    3. Какая басня И.А. Крылова твоя самая любимая и почему?

    Билет №3

    1. Чем анималистическая (о животных) сказка «Журавль и цапля» отличается от волшебных сказок и в чем ее сходство с ними?

    2. Чему учит тебя «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

    3. Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А. Крылова?

    Билет №4

    1. Чем бытовая сказка «Солдатская шинель» отличается от волшебных и анималистических сказок?

    2. Какой теме посвящена «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» и какие чувства вызывает при чтении?

    3. Что ты знаешь о басне и какие ее строки остались в памяти?

    Билет №5

    1. Почему я люблю читать русские народные сказки?

    2. Кого высмеивает «Повесть о Шемякином суде»? Кто из героев вызывает у тебя сочувствие и почему?

    3. Какие пороки человека высмеивает И.А. Крылов в своих баснях?

    Билет №6

    1. Кто из былинных богатырей тебе особенно интересен? Какой памятник ты бы поставил былинному богатырю?

    2. Какие идеи и взгляды М.В. Ломоносова тебе близки и почему?

    3. Как ты понимаешь слова: «А ларчик просто открывался», взятые из басни И.А. Крылова «Ларчик»?

    Билет №7

    1. Какая картина известного художника на сюжет о былинных героях является твоей самой любимой и почему?

    2. Против чего Г.Р. Державин боролся в жизни и в поэзии?

    3. Как ты понимаешь слова: «Избави Бог и нас от этаких судей», взятые из басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей»?

    Билет №8

    1. Расскажи о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что тебе известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни ты знаешь и какие из них тебе нравятся?

    2. Каковы нравы поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

    3. Что происходит в басне И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? Почему нам смешно и грустно одновре′менно?

    Билет №9

    1. Расскажи о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

    2. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора?

    3. О чем рассказывает басня И.А. Крылова «Обоз»? Какую картину она рисует? Какова мораль басни и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

    Билет №10

    1. Какое предание тебе нравится? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?

    2. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует?

    3. Каковы тема и идея думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»? Какие чувства стремится передать автор читателю?

    На чтение 11 мин. Просмотров 4 Опубликовано

    Тема

    «Сказание о белгородском киселе»

    (Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

    В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов [1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода».

    И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.

    И сказал им:

    «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

    Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки[3] . И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу[4] кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

    В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

    И собрали в городе вече[5] и сказали:

    — Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

    Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

    — Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

    Они же с радостью обещали послушаться.

    И сказал им:

    — Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

    Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

    Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

    — Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

    Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

    И пришли они в город, и сказали им люди:

    — Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

    И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

    Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

    Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

    Примечания

    1

    Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.

    2

    Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.

    3

    Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.

    4

    Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

    5

    Вече — собрание горожан для решения общественных дел.

    Дальше читают

    Утюжок и мороженое В связи с особыми обстоятельствами Запертая калитка Закон притяжения Рыжее братство. Трилогия (СИ) Прыжок в прошлое (часть 1-2) Перейти к странице Автор книги Нестор ЛетописецRoyalLib.Com >> Древнерусская литература >> Летописец Нестор >> Сказание о белгородском киселе – скачать книгу38099012389Спрятать опции     Начало     Установить закладку   НастройкиРазмер шрифта:14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24Ширина текста:50% |60% |70% |80% |90% |100% Шрифт:Цвет текста:УстановитьЦвет фона:УстановитьСбросить настройки   Оглавлениеbar.png

    <<>>

    <<  >>

    1101_1.jpg

    Поделиться Автор: Нестор Жанр: Сказание

    В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

    И собрали в городе вече и сказали:

    — Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

    Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

    — Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

    Они же с радостью обещали послушаться.

    И сказал им:

    — Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

    Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

    Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

    — Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

    Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

    И пришли они в город, и сказали им люди:

    — Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

    И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

    Лицензия:Общественное достояние

    «Сказание о белгородском киселе» – одно из из произведений, включенное в летописный свод «Повесть временных лет» Нестора Летописца, знаменитого памятника древнерусской литературы. Представляет собой рассказ о чудесном избавлении жителей Белгорода от осады печенегов.

    Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказания о белгородском киселе» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 6 классе.

    Главные герои

    Старецмудрый старик, который нашел решение, как спасти жителей родного города от верной смерти.

    Другие персонажи

    Жители Белгороданесчастные жертвы осады печенегов, которые послушались старца и спаслись от гибели.

    Печенегивоинствующие кочевники, которые своими набегами разоряли русскую землю.

    Краткое содержание

    Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».

    Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

    Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.

    На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

    Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».

    Заключение

    Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.

    После ознакомления с кратким пересказом «Сказания о белгородском киселе» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

    Тест по произведению

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    1. Вопрос 1 из 10

      Кто является автором произведения «Сказание о белгородском киселе»?</h3>

      • <label>Феодосий Печерский</label>
      • <label>Нестор Летописец</label>
      • <label>Сергий Радонежский</label>
      • <label>Кирилл Туровский</label>

    (новая вкладка)Используемые источники:

    • https://mir-knig.com/read_301785-1
    • https://royallib.com/read/letopisets_nestor/skazanie_o_belgorodskom_kisele.html
    • https://kupidonia.ru/library-book/skazanie-o-belgorodskom-kisele
    • https://obrazovaka.ru/books/letopisec/skazanie-o-belgorodskom-kisele

    – Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Древнерусская литература «Сказание о белгородском киселе».»

    Мы продолжаем с вами знакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе». Я предлагаю вам задуматься о том, зачем современный человек обращается к литературе далёкого прошлого?

    Вспомним с вами, когда возникла древнерусская литература? (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси в 988 г. Введение христианства князем Владимиром имело большое прогрессивное значение: усилились культурные и политические связи, появилась письменность.)

    Давайте вспомним характерные черты древнерусской литературы:

    -Возникла на Руси в XI веке и просуществовала до XVIII века.

    -Фабула произведений проста.

    — Повествование ведется спокойно, неторопливо.

    -В центре изображения – исторические события, исключительные герои.

    -Поэтичность языка, связь с устным народным творчеством: метафоричность образов, гиперболизация, использование сравнений (воины – соколы), песни, плачи…

    Произведения древнерусской литературы отмечены высокой гражданственностью, любовью к Родине.  Призывают к возвышенному, хорошему, доброму.

    — Рукописный характер.

    — Зачастую автор неизвестен, так как это коллективное творчество.

    В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины  вам нужно записать в тетрадь.)

    Летопись — погодовая запись исторических и политических событий, производимая современником. ( Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался со слов «.. в лето…» — отсюда название — Летопись)

    Летописание – составление летописи.( запись исторических событий древнего времени по годам)

    Летописец – составитель летописи.

    В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. “Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких рукописных сборниках.

    Из летописных источников мы узнаем историю нашей страны. Знание прошлого дает возможность нам понимать настоящее и глубже чувствовать характер своего народа.

    Первым летописцем был киево – печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских. В конце жизни он стал игуменом Киево – Печерского монастыря. Видимо, тогда он и составил летопись. Учёные считают, что произошло это в 1073 году. Труд его продолжили другие монахи, а в первой четверти XII века монах Киево – Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До наших дней дошла эта «Повесть…»  переписанная и отчасти переработанная монахом Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

    Перед нами репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор — летописец», именно он считается составителем первой на Руси летописи. Главная мысль этой репродукции свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду. Жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась историей человечества.

     «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.

    Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе».

    Что мы можем узнать из названия произведения? (жанр — Сказание)

    Сказание – это общее название произведений фольклорного характера. К сказаниям относятся предания, былины и др. Их особенностью считается историческая основа: в большинстве случаев сказание повествует о реальных, произошедших в действительности событиях. Но следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых сообщает сказание. Слово «Сказание» в древнерусской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, то есть письменный рассказ.

    Итак, делаем с вами вывод, что

    Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания, опирающийся на исторические события. (Этот термин нужно записать в тетрадь!)

    В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге Руси, расположенный в десяти верстах от Киева на реке Ирпень. Город был основан в 991 году.

    Белгород – это резиденция Киевских князей. Согласно летописи в 991 году князь Владимир Святославич «заложил град Белгород» (то есть окружил поселение стеной) «и много людей свёл в него, потому что любил град сей».

    Город Белгород стал одним из прочных форпостов ( крепостей) в обороне Киевской Руси от кочевников. В XII веке –Белгород – это центр небольшого удельного княжества, которым правили ближайшие родственники или союзники великого князя.

    После разрушения монголами (1240г) город пришёл в упадок. В настоящее время на месте легендарного города стоит село Белогородка Киево – Святошинского района Украины. Таким образом, мы понимаем, что город Белгород – это не выдуманное место, а исторический факт.

    Под стенами Белгорода не раз проходили бои, которые решали судьбу Киевского государства. Один из эпизодов длительной борьбы с печенегами отражён в “Сказании о белгородском киселе», записанном в летописи под 997 годом.

     Прослушаем аудиозапись “Сказания о белгородском киселе»

    Л.Кулагин- Сказание о белгородском киселе. 

    Ребята, вы можете следить за чтением по учебнику.

    Словарная работа.

    При чтении нам встретились непонятные слова (Осада, Вече, печенеги, корчага, восвояси.) Давайте узнаем их значение:

    • Осада – окружение войсками укреплённого места с целью захвата.
    • Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
    • Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.
    • Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
    • Восвояси – к себе домой.

    Итак, мы пояснили значение незнакомых нам слов.

     Теперь я вам предлагаю остановить запись и самостоятельно прочитать «Сказание…».

    Заранее подумайте над вопросом: Какие черты характера прославляет летописец в «Сказании о белгородском киселе»?

    Анализ произведения.

    В «Сказании…» описывается реальное историческое событие. Осада города печенегами в 997г.

     О том, что печенеги — это враги Русской земли, говорит следующая фраза «И не давали выйти из города. Осада затянулась».

    Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно. Поэтому «был в городе голод сильный».

    Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, горожане сначала решили сдаться печенегам, иначе все умрут от голода.

    Жители с радостью послушались мудрого старца, ведь сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.

    План спасения города мудрым старцем заключался в военной хитрости: показать, что осажденный город не гибнет от голода.

    Главный смысл произведения заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

    Итак, вернёмся к нашему вопросу: Какие черты характера прославляет летописец в «Сказании о белгородском киселе»?

    В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа. В этом сказании герой – простой человек, который своей личной инициативой освобождает родную землю от врагов.

    “Сказания о белгородском киселе» — отрывок из древнерусской летописи. Прежде чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей, постепенно изменялось и дополнялось. Тем не менее это сказание повествует о реальном историческом событии, пусть и в несколько приукрашенном виде. Город выстоял благодаря мудрому старцу. Неслучайно возраст и мудрость объединены в одном человеке.

    На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старцам. Вот и в “Сказании о белгородском киселе», честь спасти целый город выпадает не князю и дружине, а почтенному старцу. В этом произведении не задерживается внимание на описании жестокости врага, страдании русского народа, не лелеется мечта о возмездии врагам. Наоборот, звучит призыв к возвышенному, хорошему – как с помощью простой хитрости, объединившись, избавиться от врагов и избежать кровопролития и гибели народа. Автор подчёркивает, что хитрость лучше побеждает врага, чем оружие. Сила – ничто по сравнению с хитростью. Хитрость – палочка – выручалочка в любых ситуациях.

    Выражение «белгородский кисель» стало крылатым и обозначает «ловкий обман».

    Итак, мы завершаем с вами изучение произведения древнерусской литературы

    “Сказании о белгородском киселе» и мне хотелось бы, чтобы вы задумались над вопросом: Зачем мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что древнерусская литература даёт нам, современным читателям?

    Я считаю, что культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал русский народ. Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами, учат нас с уважением относиться к родной земле, нашим предкам, заботиться о благе Родины, нравственно нас развивают, учат с честью и достоинством выходить из любых ситуаций.

    План рассказа:

    • Осада города
    • Голод
    • Решение вече
    • Предложение старца
    • Горсточка овса
    • Немного меда
    • Два колодца
    • Приглашение печенегов
    • Еда из земли
    • Удивление печенегов
    • Снятие осады

  • Сказка о беларуси для 3 класса на русском языке
  • Сказка о безопасности для детей старшей группы
  • Сказка о балде и работнике его балде читать текст с картинками
  • Сказка о бедном дровосеке и чудесном талисмане читать
  • Сказка о бедном и богатом братьях кто из героев сказки вам понравился почему