Урок: литературное чтение
Тема: Повесть-сказка С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями» (глава «Волшебная дудочка») 1 урок
Цель: знакомство с творческой биографией С.Лагерлёф.
Задачи: продолжить формирование представлений учащихся о повести-сказке.
развивать читательские умения поступков героя,
выражать к нему своё отношение; представлять в воображении картину и
рассказывать о ней;
закреплять умения выборочного чтения;
развивать речь учащихся, обогащать их
словарный запас.
Оборудование: картинки, презентация
Ход урока
I.Организационный
момент
Ну что, дружок,
Давай начнём с
тобой урок.
Узнать все тайны
предстоит,
И путь для этого
открыт.
-Сегодня на уроке
литературного чтения мы совершим необычное путешествие. Вам интересно куда?
Тогда отгадайте загадку.
Что наш маленький
народ
В мир волшебный
унесёт,
Полный смеха,
света, краски?
А зовётся чудо
сказки.
II.Сообщение темы и целей урока
-Конечно, мы
сегодня будем путешествовать в мире сказок. Вспомним сказку, которую выучили, а
также познакомимся с новой. А вот какой, пусть для вас будет пока тайна.
III.Проверка домашнего задания
-Какую сказку вы
читали дома? ( «Чудеса в Дедморозовке»)
-В каком жанре она
написана? (Сказочная повесть)
-В чём
отличительная черта произведений этого жанра? ( повесть сказка описывает
большой период жизни героя)
1. Назвать героев
повести-сказки А.Усачёва. (Дед Мороз, внучка, Чайников, Морковкин,
Варежкин, заяц Федька, Снегурочка, Сорокина, Кроссовкин, учительница,
Синичкина, Рябинина, Мерзлякин.)
2. Сообщение о
первом в мире холодильнике.
3. Задания по
содержанию повести-сказки (на карточках индивидуально)
IV.Новая тема
1. Введение
в тему
— Настало время
познакомиться с новым автором и произведением нашего раздела. При этом мы будем
заполнять схему на доске. Но чтобы это сделать, надо хорошо потрудиться и найти
все ответы в моих шифровках.
ЖАНР
повесть-сказка
АВТОР Сельма
Лагерлёф
НАЗВАНИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Чудесное приключение Нильса с дикими гусями
-В каком жанре
написано произведение? Для этого вам необходимо расставить рассыпавшиеся буквы,
чтобы получить название этого жанра.
ЧСАЗКОАНЯ ТПВОЕЬС
-Чтобы узнать имя
автора, уберите все буквы К и В в шифровке
СКЕЛВЬМКАВ
КЛАГВЕРЛЁКФВ
-Название
произведения вы прочитаете, когда из каждой группы слов выберите лишнее
«Лишнее
слово» (работа в группах)
1 группа
Чудесное, весёлая,
страшная
Ходить, летать,
путешествие.
Нильс, Таня,
Зина.
2 группа
Перед, через, с.
Дом, лес, дикие.
Воробей, гусь,
сорока.
-Вот что у нас
получилось.
Сказочная
повесть Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
-С
повестями-сказками мы уже познакомились, а вот знаете вы что-нибудь о
замечательной писательнице С. Лагерлёф?
а) Знакомство с
портретом писательницы.
— Рассмотрите внимательно портрет писательницы. Что вы можете сказать об этой
женщине?
-Обратите внимание на ее удивительные глаза, но в тоже время строгий
взгляд.
(ученик
рассказывает биографию писательницы с презентацией, не используя материал
учебника ст. 73-74)
б) Знакомство с
биографией автора.
Сельма Лагерлёф родилась в семье военного и учительницы. Став взрослой, она
тоже стала учить детей, была великолепной рассказчицей, ученики ее очень
любили. Но ей хотелось писать.
В шведских школах тогда пользовались таким неудачным, скучным учебником
географии, что его даже называли «национальным бедствием». Сельме Лагерлёф
предложили написать новый занимательный учебник для начальной школы, который
вместил бы в себя все нужные детям сведения о природе, географии, истории
Швеции на уровне науки того времени. Шведская писательница создала такую книгу.
В ней показана вся страна глазами ребенка. В книге нет границ между наукой и
сказкой.
Этим учебником пользуются все шведские школы уже более 100 лет. Книга
переведена на многие языки мира, в том числе и на русский. За книгу «Чудесное
путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции» Сельма Лагерлёф была удостоена в
1909 году Нобелевской премии.
Кто не успел прочитать сказку о Нильсе, того ждет впереди большая радость от
встречи с нею!
-Сказка
С.Лагерлёф, с которой мы познакомимся, называется «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями». Как вы думаете, о чём в ней будет рассказываться? Кто такой
Нильс и почему он путешествовал с птицами?
(учитель
рассказывает)
-В
маленькой шведской деревушке Вестменхёг жил когда-то мальчик, по имени Нильс. С
виду – мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал
ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур
гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост – это веревка
от дверного колокольчика.
Так прожил он до
двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.
Злой гном
превратил драчливого, непослушного и ленивого мальчика Нильса в крошечного
человечка. Колдовские чары гнома рассеются только в том случае, если Нильс,
отправляясь в далёкое путешествие с гусем Мартином, сможет преодолеть все
испытания и вернуться домой.
-Я вас
познакомила с главными героями повести. А вот про одно происшествие, которое с
ними случилось, мы сегодня и узнаем из одной главы повести, а называется она
«Волшебная дудочка».
Физминутка
2. Словарная
работа
На доске
записаны слова:
Вестменхёг
Гусь Мартин
Глиммингенский
замок
Аист Эрменрих
Филин Флимнеа
Шпиль
Акка Кебнекайсе
3. Первичное
чтение учителем 1 части главы
-Почему были
обеспокоенны жители Глиммингенского замка?
-А вот что
произойдет дальше, мы узнаем на следующем уроке.
4.
Дополнительная словарная работа (если требуется)
5. Первичный
анализ
-Понравилось ли
вам произведение? Чем?
-Какие чувства вы
испытывали при слушании?
-Что вас
взволновало в этом отрывке?
6. Повторное
чтение по смысловым частям, анализ содержания.
1 часть
-Куда сбежались
все жильцы Глиммингенского замка?
-О чем
рассказывали две почтенные старушки-совы?
-Кто спрятался на
самом дне гнезда?
-Почему кошка так
волновалась?
-Почему на летучих
мышей все кидали косые взгляды?
2 часть
-Что сказал аист
Эрменрих всем собравшимся в его гнезде?
-Что боялась
потерять кошка?
-Что закричал
филин, который сидел на кончике башенного шпиля?
-Почему никто не
заметил Нильса и Акки, когда они подлетели к собравшимся?
3 часть
-Что увидел Нильс
с высоты?
-Чем отличалась
дорога, которую увидел Нильс, от обычной?
-Что сказала Акка
Кебнекайсе, когда Нильс закричал, чтобы они улетали?
-Почему, по словам
гусыни, Нильс мог спасти жителей замка от нашествия крыс?
-К кому за помощью
подлетела Акка Кебнекайсе?
Гимнастика для
глаз
4 часть
-Как крысы вели
себя возле замка?
-Почему крысы
грызли камень, кидались на него?
-Что обнаружили
серые разбойники в покинутых залах?
-Почему крысы вели
себя поначалу в замке осторожно?
-Что вдруг
услышали крысы?
IV.Выборочное чтение. Отработка выразительного чтения.
-Найдите и зачитайте отрывок из повести, где показано
беспокойство жителей замка. С каким чувством мы будем его читать?
-Как вы представляете себе крысиное полчище?
-Какие слова нашла автор для его описания? Прочитайте.
V.Подведение итогов.
-Встреча с Нильсом у нас состоится на следующем уроке.
o А теперь попробуйте
закончить предложения
o Сегодня я познакомилась с
творчеством …
o О ней я узнал (ла)…
o Её герой Нильс стал
маленьким потому что…
o Он меняется в лучшую
сторону, об этом говорят такие его дела как ….
VI.Домашнее задание
Пофантазируйте, что же могло произойти с Нильсом дальше.
Научитесь читать и пересказывать 1 часть повести. Прочитайте биографию
С.Лагерлёф в учебнике ст.73-74
VII. Рефлексия
«Светофор»
-Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный- всё
понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного).
— Что Вы о ней знаете? (Презентация+сообщение)
Вопросы по ходу презентации:
— Сколько лет назад родилась Сельма Лагерлёф? (155 лет)
— Где находится Швеция? (показать на карте Европы)
— Самая известны книга Сельмы Лагерлёф – «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями».
— Кто же такой Нильс? (шведский мальчик, которого заколдовал гном)
Сообщение + вопросы 8 мин.
— Давайте узнаем, почему Нильс отправился вместе с дикими гусями.
Просмотр фрагмента мультфильма (Мартин
улетает с дикими гусями).
Мультфильм 3 мин.
Окружающий
мир
— Почему гусям нужно куда-то лететь? (не хватает пищи)
— Почему не все гуси улетели? (домашние могут найти пищу)
— Куда летят дикие гуси? (на север, в Лапландию)
— Определите, где расположена эта местность. (На слайде показаны несколько областей Европы. Учащиеся должны
определить нужное место)
— Почему Мартин не успевает за дикими гусями? (не приспособлен)
Беседа 6 мин.
— На пути диких гусей произойдёт много приключений. Каких же? Мы
сейчас узнаем.
Чтение
Работа по вариантам: 1 вариант читает фрагмент
главы V «Волшебная дудочка», 2
вариант внимательно слушает, готовится к пересказу.
— Предупредите, если вы встретили незнакомое слово, и никто в паре не
может его объяснить.
- Идут! Идут! - ухнул вдруг филин Флимнеа. Он сидел на кончике
башенного шпиля и, как дозорный, смотрел по сторонам.
Все, точно по команде, повернули головы и в ужасе застыли.
В это время к гнезду подлетела Акка Кебнекайсе с Нильсом. Но никто даже не взглянул на них. Как зачарованные, все смотрели куда-то вниз, в одну сторону.
«Да что это с ними? Что они там увидели?» – подумал Нильс и приподнялся
на спине гусыни.
Внизу за крепостным валом тянулась длинная дорога, вымощенная серыми камнями.
На первый взгляд – обыкновенная дорога. Но когда Нильс пригляделся, он увидел, что дорога эта движется, как живая, шевелится, становится то шире, то уже, то растягивается, то сжимается.
- Да это крысы, серые крысы! – закричал Нильс. – Скорее летим отсюда!
- Нет, мы останемся здесь, - спокойно сказала Акка Кебнекайсе. – Мы должны спасти Глиммингенский замок.
- Да вы, верно, не видите, сколько их? Даже если бы я был мальчик как мальчик, я и то ничего не смог бы сделать.
- Если бы ты был большим, как настоящий мальчик, ты ничего не смог бы сделать, а теперь, когда ты маленький, как воробей, ты победишь всех серых крыс. Подойди-ка к моему клюву, я должна сказать тебе кое-что на ухо.
Нильс подошел к ней, и она долго что-то шептала ему.
- Вот это ловко! - засмеялся Нильс и хлопнул себя по коленке. – Запляшут они у нас!
- Чш-ш, молчи! – зашипела старая гусыня.
Потом она подлетела к филину Флимнеа и о чем-то стала шептаться с ним.
И вдруг филин весело ухнул, сорвался со шпиля и куда-то полетел.
Было уже совсем темно, когда серые крысы подступили к стенам Глиммингенского замка. Трижды они обошли весь замок кругом, отыскивая хоть какую-нибудь щель, чтобы пробраться внутрь. Нигде ни лазейки, ни выступа, некуда лапу просунуть, не за что уцепиться.
После долгих поисков крысы нашли наконец камень, который чуть-чуть выпирал из стены. Они навалились на него со всех сторон, но камень не поддавался. Тогда крысы стали грызть его зубами, царапать когтями, подкапывать под ним землю. С разбегу они кидались на камень и повисали на нем всей своей тяжестью.
И вот камень дрогнул, качнулся и с глухим грохотом отвалился от стены…
Когда все затихло, крысы одна за другой полезли в черное квадратное отверстие. Они лезли осторожно, то и дело останавливаясь. В чужом месте всегда можно наткнуться на засаду. Но нет, кажется, все спокойно – ни звука, ни шороха.
Тогда крысы уже смелее начали взбираться вверх по лестнице.
В больших покинутых залах целыми горами лежало зерно. Крысы были голодны, а запах зерна такой соблазнительный! И все-таки крысы не тронули ни одного зернышка.
Может быть, это ловушка? Может быть, их хотят застигнуть врасплох? Нет! Они не поддадутся на эту хитрость! Пока они не обрыщут весь замок, нельзя думать ни об отдыхе, ни о еде.
Крысы обшарили все темные углы, все закоулки, все ходы и переходы.
Нигде никого.
Видно, хозяева замка струсили и бежали.
Замок принадлежит им, крысам!
Сплошной лавиной они ринулись туда, где кучами лежало зерно. Крысы с головой зарывались в сыпучие горы и жадно грызли золотистые пшеничные зерна.
Они еще и наполовину не насытились, как вдруг откуда-то до них донесся тоненький, чистый звук дудочки.
В процессе чтения:
- Какие незнакомые слова вам встретились? Кто может объяснить значение?
- 2 вариант оцените чтение 1го варианта. Отметьте на карточке соседа, выбрав нужные характеристики или дописав своё.
После пересказа:
- 1 вариант оцените пересказ 2го варианта. Отметьте на карточке соседа, выбрав нужные характеристики или дописав своё.
Работа в парах 15 мин.
- Через определённое время Нильс и Мартин вернутся домой. Как вы думаете, чему они научились за это время? Запишите на карточках своё мнение по этому вопросу.
Работа на карточках 5 мин.
Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 3 класс
Сказки для детей 7 лет
Список сказок и рассказов:
-
196
Антон Чехов — Каштанка
-
79
Антон Чехов — Белолобый
-
325
Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени
-
274
Владимир Одоевский — Городок в табакерке
-
95
Владимир Одоевский — Серебряный рубль
-
194
Всеволод Гаршин — Лягушка-путешественница
-
103
Максим Горький — Случай с Евсейкой
-
65
Константин Паустовский — Растрепанный воробей
-
305
Константин Паустовский — Заячьи лапы
-
241
Константин Паустовский — Стальное колечко
-
166
Константин Паустовский — Дремучий медведь
-
151
Константин Паустовский — Барсучий нос
-
78
Михаил Зощенко — Золотые слова
-
33
Аркадий Гайдар — Горячий камень
-
23
Виктор Драгунский — Девочка на шаре
-
77
Михаил Пришвин — Лисичкин хлеб
-
149
Константин Паустовский — Кот-ворюга
-
76
Виталий Бианки — Как муравьишка домой спешил
-
17
Виталий Бианки — Мышонок Пик
-
63
Виталий Бианки — Чей нос лучше
-
11
Никита Кожемяка
-
153
Лев Толстой — Лев и собачка
-
270
Павел Бажов — Малахитовая шкатулка
-
274
Павел Бажов — Серебряное копытце
-
44
Ганс Христиан Андерсен — Огниво
-
8
Летучий корабль
-
5
Баба-яга
-
4
Сивка-Бурка
-
4
Алёша Попович и Тугарин Змей
-
10
Сказка о Василисе Прекрасной
-
133
Лев Толстой — Акула
-
15
Добрыня и Змей (Былина)
-
25
Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Былина)
-
173
Константин Паустовский — Корзина с еловыми шишками
-
29
Михаил Пришвин — Моя родина
-
71
Иван Тургенев — Воробей
-
58
Валентина Осеева — Печенье
-
3
Антон Чехов — Ванька
-
18
Александр Куприн — Слон
-
Потерянный кошелек
-
3
Сергей Козлов — Весенняя сказка
-
2
Астрид Линдгрен — Крошка Нильс Карлсон
-
Эдуард Успенский — Укус гадюки
-
Эдуард Успенский — Хозяйственная собака на белорусском хуторе
-
2
Эдуард Успенский — Целебный бык
-
6
Михаил Зощенко — Умная Тамара
-
10
Борис Житков — Кружечка под елочкой
-
34
Виктор Драгунский — Бы
-
5
Виктор Драгунский — Надо иметь чувство юмора
-
4
Виктор Драгунский — Рыцари
-
4
Виктор Драгунский — Слава Ивана Козловского
-
27
Владимир Даль — Старик годовик
-
22
Михаил Пришвин — Изобретатель
-
25
Михаил Пришвин — Лягушонок
-
14
Михаил Пришвин — Птицы под снегом
-
27
Михаил Пришвин — Ребята и утята
-
Хитрая наука
-
37
Редьярд Киплинг — Кошка, которая гуляла сама по себе
-
1
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и весна
-
15
Евгений Пермяк — Бумажный змей
-
6
Евгений Пермяк — Надежный человек
-
29
Евгений Пермяк — Некрасивая Елка
-
22
Евгений Пермяк — Самое страшное
-
3
Константин Ушинский — Гадюка
-
16
Константин Ушинский — История одной яблоньки
-
3
Лев Толстой — Шат и Дон
-
8
Лев Толстой — Лебеди
-
4
Лев Толстой — Царь и рубашка
-
25
Лев Толстой — Липунюшка
-
4
Лев Толстой — Девочка и разбойники
-
3
Лев Толстой — Белка и волк
-
7
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
-
9
Шарль Перро — Рике с хохолком
-
15
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про козявочку
-
3
Златовласка (Чешская сказка)
-
2
Алексей Толстой — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
-
3
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
-
20
Виктор Голявкин — Вот что интересно
-
35
Ганс Христиан Андерсен — Ромашка
-
Илья Муромец и Идолище поганое
-
4
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
-
1
Илья Муромец и Калин-царь (Былина)
-
8
Олимп (Миф)
-
4
Вильгельм Гауф — Рассказ о Маленьком Муке
-
6
Андрей Платонов — Неизвестный цветок
-
3
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
-
Лев Толстой — На что нужны мыши
-
Лев Толстой — Орел
-
1
Лев Толстой — Птичка
-
Лев Толстой — Девочка и грибы
-
Лев Толстой — Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом
-
Лев Толстой — Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить
-
Михаил Пришвин — Жаркий час
-
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Медведко
-
1
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
-
Эно Рауд — Муфта, Полботинка и Моховая Борода
-
1
Владимир Дуров — Наша Жучка
-
13
Андрей Платонов — Разноцветная бабочка
-
1
Царевна Несмеяна
-
Михаил Зощенко — Любимое занятие
-
Нина Артюхова — Большая берёза
-
Владимир Одоевский — Игоша
-
Лев Толстой — Комар и лев (Басня)
-
Лев Толстой — Царское новое платье
-
Лев Толстой — За ягодами
-
Лев Толстой — Рассказ аэронавта
-
Лев Толстой — Куда девается вода из моря
-
Лев Толстой — Какая бывает роса на траве
-
Лев Толстой — Как гуси Рим спасли
-
Лев Толстой — Булька и кабан
-
1
Евгений Носов — Тридцать зёрен
-
Лев Толстой — Мальчик с пальчик
-
13
Георгий Скребицкий — Белая шубка
-
Георгий Скребицкий — Маленький лесовод
-
1
Георгий Скребицкий — Скрипун-невидимка
-
4
Геннадий Снегирёв — Чудесная лодка
-
2
Евгений Пермяк — Мама и мы
-
26
Константин Паустовский — Какие бывают дожди
-
Константин Паустовский — Кишата
-
9
Лидия Чарская — Царевна Льдинка
-
Лидия Чарская — Случай
-
1
Михаил Зощенко — Сравнительно умная кошка
-
2
Михаил Зощенко — Очень умные обезьянки
-
1
Михаил Зощенко — Очень умная лошадь
-
4
Михаил Зощенко — Глупый вор и умный поросенок
-
Михаил Зощенко — Умная кура
-
Михаил Зощенко — Умная птичка
-
1
Михаил Зощенко — Умная собака
-
1
Михаил Зощенко — Умный гусь
-
37
Михаил Пришвин — Курица на столбах
-
9
Михаил Пришвин — Синий лапоть
-
30
Михаил Пришвин — Хромка
-
38
Николай Сладков — Бюро лесных услуг
-
3
Николай Сладков — Медведь и солнце
-
9
Ирина Пивоварова — Про мою подругу и немножко про меня
-
7
Ирина Пивоварова — Сочинение
-
3
Ирина Пивоварова — Весенний дождь
-
1
Сергей Баруздин — Хитрый симпатяга
-
Георгий Граубин — Почему осенью листопад
Отзывы: 7
-
Тима
Круто
Ответить
-
Дима
Топ
Ответить
-
?
Не че не поняла :_)
Ответить
-
Арина
Ужасно!!!?
Ответить
-
Анита ??
Мне понравилось
Ответить
-
Топ
Прекрасно очень люблю читать ??
Ответить
Добавить комментарий
Внеклассное чтение 3 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Проверочная работа №6
по теме: «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения ».
1. Напиши название сказки автора Сельмы
Лагерлёф._________________________________
2. Кто главный герой этой сказки?_________________________________________________
3. Перечисли, какие ещё герои встречаются в этой
сказке?_____________________________
_____________________________________________________________________________
4. Почему Нильс наказан гномом? __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Когда по-настоящему Нильс стал человеком? (нужное подчеркни)
В начале сказки В
конце сказки В середине сказки
6. Как внешне выглядят дикие гуси._________________________________________________
7. Что позволяет Акке Кнебекайзе быть предводителем
стаи?_________________________
____________________________________________________________________________
8. Почему стая разрешила Нильсу остаться с ними? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Что нужно человеку, чтобы быть всегда человеком? (напиши своё мнение)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Выбери
название произведения автора Антуан де Сент-Экзюпери.
Маленький
мальчик Роза и мальчик Маленький принц
11. Назови
главных героев этой сказки.
_____________________________________________________________________________
12. Чему
научил Лис Маленького принца?___________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Вернулся
ли Маленький принц к своей Розе?_______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. С
каким чувством он стал к ней относится? _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
15. Напиши
главного героя сказки «Тёплый хлеб» К. Паустовского. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
16. Дай
характеристику этому герою. (Напиши своё мнение о нём)._______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Когда
можно назвать его человеком?_____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Какую
кличку он имел? _______________________________________________________
19. Почему?______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20. Как
вы думаете, исправился ли мальчик или нет?__________________________________
_________________________________________________________________________________
21. Поступили
ли вы так, как герой этой сказки? Почему? (Напиши своё мнение).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Что
общего у всех героев из прочитанных сказок?
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Нарисуй
героя, который тебе более понравился.
Ответы:
1. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
2. Мальчик Нильс
3. Родители Нильса, домашняя птица, кот, гном, воробей, гусь Мартин, дикие
гуси, Акка Кнебекайзе, лис Смирре.
4. За жестокое обращение к живым существам, которые меньше его ростом.
5. В конце сказки.
6. Ростом не вышли, нарядом не могли похвастаться, все серые, без единого
белого пёрышка.
7. Каждый кустик, каждый островок знала на озере, каждую полянку в лесу;
умела выбирать место для ночёвки, укрытие от хитрых врагов.
8. Он спас гуся от лиса Смирре.
9. –
10. Маленький
принц.
11. Маленький
принц, Роза, Лис, Розы.
12. Любить
ближних.
13. Да.
14. С любовью
и добротой.
15. Филька.
16. –
17. В конце
сказки.
18. Да ну
тебя!
19. Всегда
и всем так отвечал.
20. Да.
21. –
22. Исправляются
к концу сказки, становятся добрыми и хорошими.
23. –
Проверочная работа №6
по теме: «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения».
2 вариант
1. Напиши название сказки автора Сельмы Лагерлёф.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие герои встречаются в этой сказке?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему Нильс наказан гномом?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда по-настоящему Нильс стал человеком? (нужное подчеркни)
в начале сказки в конце сказки в середине
сказки
5. Как внешне выглядят дикие гуси.
— Ростом не вышли, нарядом не могли
похвастаться, все серые, без единого белого пёрышка, красотой не вышли;
— Красивые, все белые, без единого серого
пёрышка, большого роста, плохие пловцы;
6. Этот персонаж хорошо умел выбрать место для ночёвки, знал каждый
кустик, каждый островок, каждую полянку;
— Акке Кнебекайзе — Хольгерсон
— Мартин — Смирре
7. Почему стая разрешила Нильсу остаться с ними?
— он спас гуся от Смирре — он уже
превратился в человека
— он помог стае выбрать место для ночёвки —
раскаялся в своем поступке
8. Что нужно человеку, чтобы быть всегда человеком? (напиши своё мнение)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выбери название произведения автора Антуана де Сент-Экзюпери.
-«Маленький мальчик» — «Роза и мальчик»
-«Маленький принц» — «Мальчик и Лис»
10. Чему
научил Лис Маленького принца?
— выращивать цветы — приручать животных
— любить ближних — быть очень зорким
11. С каким
чувством Маленький принц относился к своей Розе?
— с любовью и добротой — как настоящий
садовник
— с гордостью и уважением
12. Что
общего у всех героев из прочитанных сказок?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы:
24. «Чудесное
путешествие Нильса с дикими гусями».
25. Мальчик
Нильс
26. Родители
Нильса, домашняя птица, кот, гном, воробей, гусь Мартин, дикие гуси, Акка
Кнебекайзе, лис Смирре.
27. За
жестокое обращение к живым существам, которые меньше его ростом.
28. В конце
сказки.
29. Ростом
не вышли, нарядом не могли похвастаться, все серые, без единого белого пёрышка.
30. Каждый
кустик, каждый островок знала на озере, каждую полянку в лесу; умела выбирать
место для ночёвки, укрытие от хитрых врагов.
31. Он спас
гуся от лиса Смирре.
32. –
33. Маленький
принц.
34. Маленький
принц, Роза, Лис, Розы.
35. Любить ближних.
36. Да.
37. С
любовью и добротой.
38. Филька.
39. –
40. В конце
сказки.
41. Да ну
тебя!
42. Всегда
и всем так отвечал.
43. Да.
44. –
45. Исправляются
к концу сказки, становятся добрыми и хорошими.
46. –
Ответы:
1. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
2. Родители Нильса, домашняя птица, кот, гном, воробей, гусь Мартин, дикие
гуси, Акка Кнебекайзе, лис Смирре.
3. За жестокое обращение к живым существам, которые меньше его ростом.
4. В конце сказки.
5. Ростом не вышли, нарядом не могли похвастаться, все серые, без единого
белого пёрышка.
6. Каждый кустик, каждый островок знала на озере, каждую полянку в лесу;
умела выбирать место для ночёвки, укрытие от хитрых врагов.
7. Он спас гуся от лиса Смирре.
8. –
9. Маленький принц.
10. Любить
ближних.
11. С
любовью и добротой.
12. Исправляются
к концу сказки, становятся добрыми и хорошими.
Сказка Гадкий утёнок, которую написал Ганс Христиан Андерсен, показывает ребятам, что важно не то, как ты выглядишь снаружи, а главное, что у тебя внутри. Утёнок был добр сердцем, но не красив, по мнению других, снаружи. Эта история знакома всем с детства. На ней выросло не одно поколение ребят. Вся сказка сопровождается красочными иллюстрациями.
Аудиосказка Гадкий утёнок
https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/10/Audioskazka-Gadkiy-utyonok.mp3
Читать сказку Гадкий утёнок с картинками
Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — он выучился этому языку от матери. За полями и лугами тянулись большие леса с глубокими озёрами в самой чаще. Да, хорошо было за городом!
На солнечном припёке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой; от самой ограды вплоть до воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей порядком надоело это сидение, её мало навещали: другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать с нею.
Наконец яичные скорлупки затрещали. «Пи! пи!» — послышалось из них: яичные желтки ожили и повысунули из скорлупок носики.
— Живо! Живо! — закрякала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкались и начали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз.
— Как мир велик! — сказали утята. Ещё бы! Тут было куда просторнее, чем в скорлупе.
— А вы думаете, что тут и весь мир? — сказала мать. — Нет! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, к полю священника, но там я отроду не бывала!.. Ну, все, что ли, вы тут? — И она встала. — Ах нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да скоро ли этому будет конец! Право, мне уж надоело.
И она уселась опять.
— Ну, как дела? — заглянула к ней старая утка.
— Да вот, ещё одно яйцо остаётся! — сказала молодая утка. — Сижу, сижу, а всё толку нет! Но посмотри-ка на других! Просто прелесть! Ужасно похожи на отца! А он-то, негодный, и не навестил меня ни разу! — Постой-ка, я взгляну на яйцо! — сказала старая утка. — Может статься, это индюшечье яйцо! Меня тоже надули раз! Ну и маялась же я, как вывела индюшат! Они ведь страсть боятся воды; уж я и крякала, и звала, и толкала их в воду — не идут, да и конец! Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать!
— Посижу уж ещё! — сказала молодая утка. — Сидела столько, что можно посидеть и ещё немножко.
— Как угодно! — сказала старая утка и ушла.
Наконец затрещала скорлупка и самого большого яйца. «Пи! пи-и!» — и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Утка оглядела его.
— Ужасно велик! — сказала она. — И совсем непохож на остальных! Неужели это индюшонок? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!
На другой день погода стояла чудесная, зелёный лопух весь был залит солнцем. Утка со всею своею семьёй отправилась к канаве. Бултых! — и утка очутилась в воде.
— За мной! Живо! — позвала она утят, и те один за другим тоже бултыхнулись в воду.
Сначала вода покрыла их с головками, но затем они вынырнули и поплыли так, что любо. Лапки у них так и работали; некрасивый серый утёнок не отставал от других.
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько! Ну, живо, живо, за мной!
Я сейчас введу вас в общество — мы отправимся на птичий двор. Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!
Скоро добрались и до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две семьи дрались из-за одной угриной головки, и в конце концов она досталась кошке.
— Вот как идут дела на белом свете! — сказала утка и облизнула язычком клюв, — ей тоже хотелось отведать угриной головки. — Ну, ну, шевелите лапками! — сказала она утятам. — Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток? Как красиво! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять её; по этому лоскутку её узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!
Утята так и сделали; но другие утки оглядывали их и громко говорили:
— Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!
— Это так, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошенькую трёпку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
— Никак нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать. — Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. — И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка. — Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьёт себе дорогу!
— Остальные утята очень-очень милы! — сказала старая утка. — Ну, будьте же как дома, а найдёте угриную головку, можете принести её мне.
Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!
Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:
— Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
А мать прибавляла:
— Глаза бы мои тебя не видали!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.
Не выдержал утёнок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов. «Они испугались меня, такой я безобразный!» — подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел тут всю ночь.
Утром утки вылетели из гнёзд и увидали нового товарища.
— Ты кто такой? — спросили они, а утёнок вертелся, раскланиваясь на все стороны, как умел.
— Ты пребезобразный! — сказали дикие утки. — Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!
Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.
Два дня провёл он в болоте, на третий день явились два диких гусака. Они недавно вылупились из яиц и потому выступали очень гордо.
— Слушай, дружище! — сказали они. — Ты такой урод, что, право, нравишься нам! Хочешь летать с нами и быть вольной птицей? Недалеко отсюда, в другом болоте, живут премиленькие дикие гусыни-барышни. Они умеют говорить: «Ран, рап!» Ты такой урод, что, чего доброго, будешь иметь у них большой успех!
«Пиф! паф!» — раздалось вдруг над болотом, и оба гусака упали в камыши мёртвыми; вода окрасилась кровью. «Пиф! паф!» — раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пошла пальба. Охотники оцепили болото со всех сторон; некоторые из них сидели в нависших над болотом ветвях деревьев.
Голубой дым облаками окутывал деревья и стлался над водой. По болоту шлёпали охотничьи собаки; камыш качался из стороны в сторону. Бедный утёнок был ни жив ни мёртв от страха и только что хотел спрятать голову под крыло, как глядь — перед ним охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она приблизила к утёнку свою пасть, оскалила острые зубы и побежала дальше.
— Слава богу! — перевёл дух утёнок. — Слава богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!
И он притаился в камышах; над головою его то и дело пролетали дробинки, раздавались выстрелы.
Пальба стихла только к вечеру, но утёнок долго ещё боялся пошевелиться. Прошло ещё несколько часов, пока он осмелился встать, оглядеться и пуститься бежать дальше по полям и лугам. Дул такой сильный ветер, что утёнок еле-еле мог двигаться. К ночи он добежал до бедной избушки. Избушка так уж обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, оттого и держалась. Ветер так и подхватывал утёнка — приходилось упираться в землю хвостом!
Ветер, однако, всё крепчал; что было делать утёнку? К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит совсем криво; можно было свободно проскользнуть через эту щель в избушку. Так он и сделал.
В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти.
У курицы были маленькие, коротенькие ножки, её и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила её, как дочку.
Утром пришельца заметили: кот начал мурлыкать, а курица клохтать.
— Что там? — спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утёнка, но по слепоте своей приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
— Вот так находка! — сказала старушка. — Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну да увидим, испытаем!
И утёнка приняли на испытание, но прошло недели три, а яиц всё не было. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и весь свет!» Они считали самих себя половиной всего света, притом — лучшею его половиной. Утёнку же казалось, что можно на этот счёт быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.
— Умеешь ты нести яйца? — спросила она утёнка.
— Нет!
— Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:
— Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?
— Нет!
— Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!
И утёнок сидел в углу нахохлившись. Вдруг вспомнились ему свежий воздух и солнышко, и ему страшно захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.
— Да что с тобой?! — спросила она. — Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!
— Ах, плавать по воде так приятно! — сказал утёнок. — А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!
— Хорошо наслаждение! — сказала курица. — Ты совсем рехнулся! Спроси у кота, он умнее всех, кого я знаю, нравится ли ему плавать или нырять! О себе самой я уж не говорю! Спроси, наконец, у нашей старушки хозяйки, умнее её нет никого на свете! По-твоему, и ей хочется плавать или нырять?
— Вы меня не понимаете! — сказал утёнок.
— Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймёт! Что ж, ты хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уже обо мне? Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя — так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!
— Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! — сказал утёнок.
— Скатертью дорога! — отвечала курица.
И утёнок ушёл. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за безобразие.
Настала осень; листья на деревьях пожелтели и побурели; ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало так холодно, что тяжёлые облака сеяли град и снег, а на изгороди сидел ворон и каркал от холода во всё горло. Брр! Замёрзнешь при одной мысли о таком холоде! Плохо приходилось бедному утёнку.
Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая чудных, больших птиц; утёнок сроду не видал таких красавцев: все они были белы как снег, с длинными, гибкими шеями! То были лебеди.
Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными, большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синее море. Они поднялись высоко-высоко, а бедного утёнка охватило какое-то смутное волнение. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудные птицы не шли у него из головы, и когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул опять и был словно вне себя. Утёнок не знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но полюбил их, как не любил до сих пор никого. Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утёнок!
А зима стояла холодная-прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть совсем, но с каждою ночью свободное ото льда пространство становилось всё меньше и меньше. Морозило так, что ледяная кора трещала. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмёрз.
Рано утром мимо проходил крестьянин, увидал примёрзшего утёнка, разбил лёд своим деревянным башмаком и принёс птицу домой к жене. Утёнка отогрели.
Но вот дети вздумали играть с ним, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком — молоко всё расплескалось.
Женщина вскрикнула и всплеснула руками; утёнок между тем влетел в кадку с маслом, а оттуда в бочонок с мукой. Батюшки, на что он был похож!
Женщина вопила и гонялась за ним с угольными щипцами, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо, что дверь стояла отворённой, утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег и долго-долго лежал там почти без чувств.
Было бы чересчур печально описывать все злоключения утёнка за эту суровую зиму. Когда же солнышко опять пригрело землю своими тёплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна.
Утёнок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего.
Не успел он опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету; душистая сирень склоняла свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом.
Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.
«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»
И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.
— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а — лебедем!
Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца! Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, — он лучше мог оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.
В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый меньшой из них закричал:
— Новый, новый!
И все остальные подхватили:
— Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!
И старые лебеди склонили перед ним головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился — доброе сердце не знает гордости, — помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
— Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком.
Смотреть сказку Гадкий утёнок
Скачать текст сказки Гадкий утёнок
Скачать docx
Скачать pdf
Альбина
Топ ?
Ответить