Сказка не надо врать читать

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру угадай концовку.новогодние каникулы прекрасное время для того,

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Сказка не надо врать читать

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Сказка не надо врать читать

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Сказка не надо врать читать

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Сказка не надо врать читать

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Сказка не надо врать читать

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Эту загадочную и страшную историю, мне рассказал однажды, мой дедушка. Это было давным-давно, в один из морозных вечеров, когда за окнами завывал свирепый ветер и зло кружа снежинками, он быстро превращал их в мелкие, острые льдинки, которые громко стучали о стекла окон нашего дома, словно хотели разбить их в пух и прах, а затем прорвавшись в наши тёплые комнаты, заморозить нас всех до смерти. Мне было тогда, наверное, лет пять. Бабушка в тот вечер, уставшая за день от всех хозяйских хлопот, уже сладко похрапывала на печи в другой комнате, а дедушка только собирался лечь, было слышно как он возился с последними домашними делами на кухне, может кормил поздним ужином кота Тимофея, который пропадал сегодня где — то весь день и объявился только на ночь глядя.

Мне почему — то не спалось и ещё этот яростный ветер, который не давал сомкнуть глаза, казалось ещё чуть — чуть и рухнет наша крыша. Вон, как он грозно стучит на улице ставнями окон, будто хочет вырвать напрочь и унести их с собой в белоснежную мглу. Честно, мне было страшно. Потому что мои родители уехали куда — то в командировку и это были моя первая ночь на деревне у бабушки с дедушкой, зимой.
— Дедушка! — тихо позвал я его, стараясь не разбудить бабушку на печи, которая уже выводила с храпом какую — то мелодию с присвистом.
— Аюшки! — подал голос дед, тихо заходя в мою комнату. — Ты чего внучок не спишь? Непривычно на новом месте? Али не намаялся за день?

Я постеснялся сказать, что мне страшно. Эти необычные отблески от окна, которые то и дело пробегали на противоположной стене, этот ужасный вой ветра. Я постарался сделать голос как можно храбрее, но всё равно вышло жалостливо.
— Дедушка! Расскажи, пожалуйста, сказку. А то я не усну!
— Ах, вот в чём дело! — Дед взъерошил седые волосы одной пятернёй, потом почесал у себя за ухом, был слышен такой скрежет, будто дедушка мешает кочергой угли в печке.
— Ну ладно! — прошептал громко дед, усаживаясь у меня на краю кровати. Только сказка будет страшная!

Немедленно, откуда не возьмись, появился в комнате и кот Тимофей, который уселся у дедушки в ногах, и сверкая в темноте глазами, стал облизывать шерсть, мурлыкая какую — то свою мелодию, которая странным образом почти совпадала с мелодией бабушкиного храпа, доносившегося с печи.
При слове «страшная», я моментально натянул одеяло до подбородка и уже из — под одеяла, протянул:
— Ни — че — го! — хотя сразу же вспотел и не знаю, может быть мои глаза тогда засверкали даже ярче, чем у кота Тимофея. Я знал, что мой дедушка ещё тот шутник, недаром его в деревне называли «балагуром» и непременно звали за застолье на все праздники. Я не знал ещё, что страшней будет, дедушкина сказка или этот невыносимый вой ветра за окном.
— Ну — ну! — пробормотал дед, погладив меня по голове. — Да ты весь вспотел! — шёпотом воскликнул дед, стягивая с меня до груди одеяло, лишив меня «защиты». — Ты ещё с головой накройся! Вона как в комнате от печи жарко!
Я облизнул губы и ложась удобней, на бок, подсунул руку под голову и прошептал:
— Давай, страшную!

Наступила тишина. На минуту показалось, что и бабушка внезапно затихла вместе с котом, приготовившись слушать сказку деда, слышно было даже, как тикают ходики стенных часов в большой комнате.
— Эту историю или сказку, рассказал мне мой дед, когда я был маленький, наверное, мне было как и тебе сейчас, лет пять. — Начал дедушка свой рассказ и я точно помню, даже ветер стих за окном, словно и он, спрятавшись за стеной дома, стал невольным слушателем дедушкиного повествования.
— Это — про самое страшное и злое чудовище на Земле. И имя ему — Джужд!

Даже дед мой не знал, кто назвал так, это страшилище и что это имя означает. А уж как выглядит этот зверь, люди раньше совсем не догадывались. Даже имя это, люди произносили с опаской и только шёпотом. Многие уверяли, что если это имя случайно произнести перед зеркалом, то непременно приключится беда. Зеркало тут же может треснуть и через эти трещины, этот злодей — Джужд, моментально проникнет в человеческое тело и его оттуда уже ни за что не выгонишь!

— Джужд! — шёпотом повторил я и хотел было снова натянуть на себя одеяло до подбородка или вовсе укрыться им с головой, и уже из — под него слушать продолжение про дикое страшилище, но незаметно попытавшись дёрнуть одеяло, понял, что дед сел на край одеяла и мне ни за что на свете не дёрнуть его на себя вместе с дедушкиным весом тела. А сильно выдернуть постеснялся, только заметил краем глаза, что и кот Тимофей пропал, наверное, тоже испугался этого Джужда и спрятался под кровать.

— Так — так, Джужд! — произнёс дед, почёсывая ладонью свой нос слева направо и обратно, отчего хрящ в дедушкиным носу так затрещал, будто сухие берёзовые дрова в печи. — А ещё я слышал маленьким от мужиков в бане, если произнести это имя дома, у незакрытой печи, то не заметишь, как из створок печи выпадет пылающий уголёк и жди неминуемой беды, хорошо, если успеешь выскочить из дома в одних подштанниках.
А уж если это имя прочитать наоборот…
«Как это наоборот»?. Я напряг мозги.
— Джу…жд? — я посмотрел на деда. «Он что, смеётся надо мной»?
— Так, это также будет!
— Не скажи! — ухмыльнулся дедушка. Каждое слово, даже простое, зависит как ты его произнесёшь, с какой интонацией или настроением. Вот скажем, сегодня. Бабушка тебе предложила:
— Иди внучек, помой руки и садись, кушать кашу. А ты, занятый рисованием, пробурчал:
— Спасибо, не хочу!
Бабушка, с утра, с первыми лучами солнца встаёт, чтобы покормить скотину, убраться во дворе, потом по дому столько дел, постирать, погладить, да ещё завтрак, обед и ужин нам приготовить. А ты: — Спасибо, не хочу! — Ну села бабушка на лавку, опустила свои усталые руки и сидит, а в глазах слёзы. Она так старалась…
Дед аж крякнул от досады. А мне стало так стыдно, что даже не знаю, заметил ли дед в темноте, как я покраснел. Я совсем не подумал утром, что так мог обидеть одной фразой или словом, свою бабушку. Я хотел опять спрятаться под одеялом или как говорит мой дед, «на худой конец» спрыгнуть и спрятаться под кроватью вместе с котом Тимофеем, но кто его его знает, не сидит ли там этот разбойник Дж…
Стоп! Я совсем уже и забыл про этого Джужда. Вот как мне стыдно было перед бабушкой. Я обязательно завтра поцелую её и извинюсь за вчерашнее поведение!

Я молчал и только шмыгал носом. А потом прошептал:
— Деда, я не хотел обидеть бабушку. Я завтра у неё попрошу прощение!
— Вот то то же! — уже веселее промолвил дед. — Мы твоей мамке, что не дашь в детстве, всё съест и ещё добавки попросит. Никаких проблем!
Я как представил, что мама ест кашу… В жизни не видел, ничего подобного. А ни одной ложечки. Какая каша? Если она всё время на диете! А ещё она любила повторять, сходя с напольных весов: — Раскормили меня в детстве, сейчас и отрыгивается! — Но деду ничего не сказал, так, на всякий случай.
— Так, на чём я остановился? — промолвил дедушка. — А… вспомнил!

Я раньше, всё время в детстве приставал к деду. — Расскажи, как этот Джужд выглядит? Он большой, как слон? У него вместо человечьей головы, змеиная? На кого он похож? Как можно этого зверя победить?
Но дед иногда посмеивался, иногда задумчиво смотрел куда — то вдаль, но никогда не прояснял ситуации с этим Джуждом. И только однажды, когда я подрос…
Это было летним вечером. Дедушка читал письмо от своего какого — то друга, а потом отложил его в сторону, обхватил свою голову руками и тихо, и печально сказал:
— Джужд победил! Ещё один подонок на Земле!

Я потом, через несколько дней, случайно подслушал разговор родителей, из которого понял своим детским умом, что дедушкин друг отсидел где — то на Севере много лет, из — за брата жены, который донёс на него, написал куда — то плохое письмо, где обвинял невинного человека в преступлениях, которые он не совершал. И всё из — за того, чтобы забрать их соседнюю квартиру и соединить со своей жилплощадью. Сделал подлость, чтобы его семья зажила лучше! А дедушка, не зная о судьбе своего друга и его жены, похоронил их в своей памяти. Жена друга, так и умерла, там, на Севере! В то время много людей пропадало бесследно! И точно никто не знает, на Севере или Юге пропадали целые семьи!

Дед несколько дней ходил мрачнее тучи.
И однажды, когда он курил на завалинке, я подошёл к нему и даже неожиданно для себя, набравшись смелости, спросил:
— Дедушка! Так этот Джужд — человек?
Дед вздрогнул, внимательно посмотрел на меня, потом потушил сигарету, встал и взяв меня за руку, повел в дом.
В комнате, он поставил меня перед большим зеркалом трюмо и тихо сказал:
— Вот так может выглядеть Джужд!
Я ещё тогда подумал, как он не боится произносить это имя перед зеркалом, а если оно треснет?
И тогда мой дедушка сказал слова, которые я запомнил на всю жизнь и ты сейчас запомни внучек и расскажи потом об этом своим внукам.
— Нет страшнее существа на Земле, чем сам человек! Никто не знает, как в него вселяется это мерзкая тварь — Джужд! Может это начинается с детства, когда дети начинают врать и внутри тела их появляется новый зародыш, который вырастит в будущем в жестокого хищника. Но с возрастом, этот Джужд внутри набирает силу, разрастается и человек уже сам не понимает, что он превратился в животное, что Джужд завладел его мозгом.
В нём всё больше начинают преобладать первобытные животные инстинкты. Захватить, обмануть, предать, отобрать, погубить! Лишь бы ещё больше: денег, власти! Джужд полностью уничтожает в человеке совесть, порядочность, сострадание, культуру. С виду он выглядит ещё человеком, но он уже жаждет человеческой крови и ему, и этого становится мало. Для него даже, если гибнут народы ради его мерзких целей, это во благо! И вот когда ты подрастёшь внучек, ты убедишься, сколько вокруг выросло этих тварей — Джуждов. Они незаметно заполонили этот мир и чаще всего именно они приходят к власти, заставляя других играть по их правилам, навязывая остальному миру свои животные инстинкты, называя это «человеческими, моральными ценностями».

Я только представил, как дед моего дедушки, поставил его маленького перед зеркалом и сказал:
— Вот так может выглядеть Джужд! — во мне всё вспыхнуло. — «Неправда! Мой дедушка — самый добрый человек на Земле! Но как же?…Значит, он победил Джужда»?
— Дедушка! — прошептал я боязливо, поглядывая на окно, за которым опять завыл ветер. — Как же справиться людям с этим Джуждами? Как их победить?
Даже кот Тимофей вылез из — под кровати и начал тереться об ногу дедушке, словно желая тоже узнать, как же бороться с этими тварями?
— Я тоже тогда спросил об этом своего деда. Дед помолчал, подумал, а потом сказал:
— Каждый должен начинать с себя! Каждый человек в зародыше должен уничтожать внутри себя Джужда, чтобы он не проник в другие органы, а главное, в сердце, мозг. Отгонять от себя плохие мысли и бороться, и бороться до конца дней своих. И так будут потом делать его дети, затем, внуки. Ведь Добро приятнее делать, чем зло, ты потом убедишься в этом в своей жизни, глядя, как уважают люди твоих детей, внуков! И ещё дед сказал, что когда люди спят, Джужды по ночам выходят на свободу, пообщаться между собой, похвастаться друг перед другом плохими делами. И есть светлые люди, которые нужными словами, молитвами могут ослабить этих ночных Джуждов, хоть немного «осветлить» этих тварей. Да, они затем возвращаются в человеческие тела, ослабленные, жаждущие опять мерзких проступков, чтобы набрать свою чёрную силу. Так что этот процесс, увы, бесконечный, пока каждый не начнёт в себе бороться с этими…

— Что ты дед пугаешь ребёнка? — вдруг с печи раздался ворчливый голос бабушки. — Совсем спятил на старости?
— Я ему сказку..
— Я тебе покажу сказку, а ну иди спать, сказочник! Вся голова седая, а ума нет! Спи внучек, засыпай, не слушай эту старческую болтовню. В ваше время всё будет по — другому, лучше, чем у нас!
Дед, погладив меня по голове, тихо прошмыгнул в другую комнату, а за ним следом тенью, кот Тимофей.

Прошло много — много лет. Уже давно нет в живых ни бабушки, ни деда. Да и родители мои совсем старенькие, мои внуки уже называют их прадедами.
Если бы мой дед увидел, какую силу набрали эти Джужды! Где только не читаешь, не слышишь: мошенники, воры, преступники. И это только про тех, кого изобличили при власти. А с них, как с гуся вода! Они или удирают по заграницам или прикидываясь «очищенными, покаянными» людьми, вступают в новые партии, чтобы опять претворять свои гнусности в жизнь. Они сотворили под себя законы и как с этим бороться, я так и не знаю. Я только знаю, что учил своих детей, внуков Добру и что, как говорил мой ещё прадед: «Научись бороться со своим Джуждом в себе»!
И каждую ночь, ложась спать, я прошу всех Ангелов в мире:
— Пожалуйста, помогите людям очистить тела и Души, от этой грязи!

— Васька Антонов. Даже не верится, что он погиб после работы в Чернобыле… – сменила Таська тему.

– Не верится, точно. Казалось, с таким гадом ничего в принципе не могло случиться. И вот его нет, а как хотелось бы увидеть! Он был своим гадом, и его уже нет, как и Аркашки, и других… Страшно.

– Я Ваську Антонова с такой теплотой вспоминаю, – отозвалась Таська, позевывая. – Он, оказывается, был в меня влюблен и совсем по-детски мои хорошие оценки в списках возле деканата исправлял на двойки и тройки.

– Да, это точно была любовь, – и мы дружно засмеялись.

За домом в кустах что-то громко зашуршало. Может, кабан. Кошка, что сидела у Таськи на руках, вжалась в колени и прижала уши.

– Знаешь, – тихо сказала Таська, – этой ночью слышала какой-то странный, протяжный, не похожий на звериный, вой. А ещё кто-то гремел носиком умывальника, прибитого к стене дома, а до него больше метра! Жутко стало…

– Да не съедят нас возле дома, давай посидим, а то вдруг нас завтра раз – и в старое тело. Я помню, возле моего кордона тоже какие-то странные звуки нас с Владом напугали. Мы тогда тихо сидели на крыльце и услышали необычное подвывание и треск. Жуть! Хотелось рвануть в дом и спрятаться, но храбро сидели и слушали. Мы ведь биологи и полевики, которым нельзя бояться. Смешные!

Мы замолчали. И безмолвно думали, вспоминали каждая своё. Вообще, пребывание в заповеднике тогда много чего изменило в моём мироощущении, например, я увидела людей без городского лоска. Диких дальневосточных бичей (бомжей по-нашему), таких в городе тогда не было, а тут – предостаточно.

Но одним из самых больших открытий в человеческих отношениях стало то, что слова из песни Высоцкого «Парня в горы тяни, рискни… там поймешь, кто такой» зачастую не являются истиной.

Звуки за домом перестали волновать и мысли плавно перешли в воспоминания о Владе. Мы очень сдружились в заповеднике. Если Таська и раньше была подругой, а с Митей было сложно общаться из-за дефекта слуха (хотя сейчас понимаю, какой он славный парень), то с Владом, на Дальнем Востоке, мы как бы дышали одним воздухом детской восторженности. Щенячье обожание тайги, сбор насекомых, змей, чёрт возьми, всего невероятного. Мы понимали друг друга без слов. Он, действительно, мог, не жалея времени и сил, прийти за много километров и принести продукты, пойти в маршрут, нужный больше мне, вытянуть из болота, помочь не оступиться и не упасть на тропе ночью.

Тогда, в далекой юности, как сейчас с Таськой, мы просто могли сидеть на крыльце кордона и молчать каждый о своём. У него были сложные отношения с оставленной дома девушкой, ставшей впоследствии первой из многочисленных жен. Он, тогда ещё не циничный, переживал, и, если бы не моя детская, робкая увлеченность Валерой, наверное, ухлестывал бы за мной, и, вероятно, мог бы переключиться в тот момент с Олеси на меня. Но нет, я изображала из себя только друга. Друзья-соратники, единомышленники, мы были в одной связке, были товарищами, которых не бросают в беде. Которые будут держать канат до последнего, подсознательно понимая, что и сами могут упасть в пропасть за компанию.

А вот по позвращению в город всё закончилось. Опять мы окунулись в социум, то бишь в город со всей его циничной обнаженностью отношений. Это совсем не лес и не «горы», в которых в связке с одной. Романтика романтикой, а город – городом. Грустно.

– Тася, пошли спать. Керосиновую лампу зажигать не будем, так ляжем.

– А вдруг завтра проснёмся, и все забудется? Да, а чай? Так ведь и не выпили.

Бедная, вечно голодная девушка. Все про еду и про поесть. Поели. Глаза слипались, может, завтра выспимся, никуда спешить не надо. Какой-то сложный день сегодня получился. Надеюсь, нас ещё оставят на некоторое время в этом теле.

Таська быстро заснула в спальном мешке, а мне вдруг перехотелось спать. Поёрзала и встала. Накинула фуфайку и вышла из дома. Села на лавку и вновь погрузилась в мысли. Думать внятно не получалось. Мысли стали настолько юркие, что их не удавалось согнать в кучу. Они то разбегались по углам памяти, то лезли сразу скопом, все вместе, отталкивая локтями друг друга, стараясь доказать, что они и есть самые важные, и это именно им стоит уделить внимание. А в это время, в каком-то закутке сознания, сидела, нахохлившись, именно та, которая самая нужная, которую надо раскрутить и заставить донести до разума её значимость. Сосредотачивайся, Ася, лови её, тонкую и упрямую!

Попыталась, но не получилось. Вместо этого посмотрела на небо и все мысли моментально испарились. Тысячи искр мелькали в тёмной вышине. Десятки светлячков «тигровый глаз» шевелились в кустах. Звуки и запахи леса вихрились вокруг меня. Эти запахи кустов, кедров, можжевельников, камней, песка будоражили. Звуки и запахи реки, океана – стали осязаемыми и обрели густую материальную консистенцию, которая, как вода, плотно окутала. Известно: вода – универсальный растворитель. Вода или сознание вселенной – неважно уже, кто из них конкретно растворял, но ему удалось. Растворилась в памяти, и меня понесло по неровным дорогам и ухабам жизни, выхватывая те или иные куски. Кому-то нужно было, чтобы я вспомнила. Может, мне, а может, и кому-то. В кустах шептало:

– Для того, чтобы быть собой, важно помнить себя. Память о себе – самый эффективный механизм для понимания и приспособления. Ты должна научиться новой жизни. Сейчас не время и не место карнавала, когда ты надеваешь маску и сразу становишься другой, надуманной. Нет, сейчас придется снять с себя всё и остаться голой перед воспоминаниями – хорошими и плохими, радостными и болезненными. Но мы разрешаем начать с радостных. Начни с поездок. Вспомни свои авантюры.

И я вспоминала…

Значит, это экспериментаторы-гармонизаторы меня подгоняют, провоцируют на воспоминания. Что вы, что вы… Соизволили разрешить… Премного благодарна… Как вы щедры, господа! Разрешаете, значит? А знаете, интересные, значимые для других истории не могут рассказывать те, кому жилось хорошо, спокойно и счастливо. В основе любой поучительной сказки лежат пережитые ужасы жизни.

Я тогда на это так не смотрела – это была жизнь, которая сильнее всех остальных эмоций вместе взятых.

Незаметно прикорнула, прислонившись к стене.

Очнулась вскорости на лавочке возле кордона. Зябко. Спина затекла. Как удалось заснуть, сидя? Пойду, залезу в спальник, может, удастся расслабиться и выспаться. Таська вон как посапывает и улыбается, кажется, во сне, хотя и не видно в темноте.

Выспаться нам не дали. Рассвет только начинал пробуждать сопки, как кто-то затарабанил в окно.

– Тася, вставай! Это мы, Ваня и Андрей. Мы в объезде, вот и прискакали к тебе, проведать.

Заспанные, мы выползли из дома. На пороге стояли ребята-пограничники. Они иногда приезжали навестить Таську и меня, если заставали. Их часть стояла в пятнадцати километрах от кордона, на сопке, недалеко от Валентина, и в бинокль им было видно кордон и даже туалет, поэтому, за отсутствием двери, Таська повесила тряпку, чтобы не подглядывали. Появление на берегу довольно юных девиц, конечно, привлекло их внимание, и они при любой возможности наведывались на кордон.

Совсем мальчишки. А ведь мы с ними одного возраста сейчас. «Боже, они же просто дети», – промелькнуло в голове. Мальчишки отпустили лошадей, и те гарцевали вдоль океана. Здоровые такие кони, крепкие.

– Что такое? Что-то опять случилось? Опять голый мужик с портфелем у нас высадился? – воинственно спросила не выспавшаяся подруга.

– Да тут вчера, предположительно, браконьеры появились, видели вечером лодку на том крае бухты, – и Ванька махнул рукой, – похожи на браконьеров. Опять горалов охотят.

816px Naemorhedus caudatus Toru%C5%842

Плохо, видимо, браконьеры узнали, что заповедник без охраны, и быстренько решили этим воспользоваться. Горал ценился у китайцев за железу, из которой делали вытяжку для поднятия мужской потенции. Как же китайцы плодятся в таком количестве, если им потенции не хватает? Вопрос.

Мы с подругой переглянулись. Браконьеры не есть хорошо, да и что мы с ними можем сделать, две пигалицы? Вот если погранцы с нами проедутся, ещё можно будет их задержать.

Мальчишки свистнули коням. Лошади у них огромные. Я сидела почти в поперечном шпагате, и мне казалось, что могла бы улечься поперёк лошадиной спины. Но ездить на них было здорово, устойчиво. Покатались немного, развеялись, но решили идти пешком в скалы. Коней оставили на кордоне попастись – далеко по сопкам на конях не уедешь, камни и осыпи кругом. Таську брать не стали: если просто покататься – без проблем, а в горы пешком ей трудно.

Продолжение следует

Фэнтези-сериалы не теряют в актуальности. Сначала весь мир на протяжении нескольких лет следил за «Игрой престолов», затем «Ведьмак» стал одним из главных стриминговых хитов, а к концу 2022 года подоспеет многообещающий проект по вселенной «Властелина колец». Чтобы не отставать от новой моды, вместе с VOKA вспоминаем главные фэнтези-шоу последних лет.

«Ведьмак» (2019—…)

Пожалуй, самый громкий фэнтези-сериал после «Игры престолов» с не меньшей армией разномастных фанатов: кто-то влюбился в творчество Анджея Сапковского, наткнувшись на его томики в книжном магазине, кто-то посвятил десятки часов шикарным видеоиграм по серии романов, а кто-то ждал сериал исключительно из-за Генри Кавилла — такое тоже сложно осудить.

Впервые перенести действие романов на экран попытались в Польше еще в 2001 году. И хотя раритетный «Ведьмак» способен вызвать ностальгическую слезу, особой популярности он не снискал. Альтернатива от Netflix добиралась до зрителей долго — сквозь дебри критики за актерский состав и излишне политкорректные решения (это было в духе времени). Особенно фанатам не понравилась исполнительница роли Йеннифер (актриса индийского происхождения Аня Чалотра) и темнокожие эльфы. При этом сериал растерял толику славянского колорита, придававшего аутентичность книжной серии, и в некоторых частях превратился в базовое средневековое фэнтези без уникальных черт.

Но даже эти неурядицы не помешали триумфу «Ведьмака». Вскоре после выхода сериал установил уникальный рекорд: за четыре недели его посмотрело 76 миллионов человек, что на тот момент было абсолютным максимумом для дебютного проекта. Экс-Супермен Генри Кавилл оказался хорош в роли профессионального охотника на монстров. Экшен-сцены, пусть и не столь частые, радовали откровенным смакованием безжалостной резни, а горькое послевкусие финала «Игры престолов» легко перебивал исконно фэнтезийный вайб — с фантастическими тварями, эффектной магией и самым настоящим бардом, словно бы из D&D.

Конечно, совсем идеальным сериал не вышел. Его ругали как минимум за не самый стройный сюжет и затянутую экспозицию. Второй сезон провел работу над ошибками — теперь причин избегать «Ведьмака» не осталось.

«Темный кристалл: Эпоха сопротивления» (2019)

В 1982 году один из создателей «Маппет-шоу» Джим Хенсон представил аудитории уникальную ленту «Темный кристалл» — мрачное фэнтези с передовыми аниматрониками-марионетками в главных ролях. Казалось бы, столкновение малосовместимых видов искусства, экспериментальное и самоуверенное, было обязано провалиться уже на старте разработки идеи, но по итогу проект стал по-настоящему культовой историей.

Продолжения фанаты так и не дождались. Зато получили приквел — как оказалось, в заметках Джима Хенсона и его товарища Фрэнка Оза осталось немало материала, достойного экранизации. Шоу, права на которое в конечном счете достались Netflix, не отказывается от визуального наследия предшественника и при этом выглядит изумительно: неприкосновенные герои-аниматроники, сконструированные настоящими мастерами своего дела, все еще вносят львиную долю обаяния. Плюс ко всему сериал считается самым дорогим проектом с использованием марионеток, а значит, стоит к нему присмотреться хотя бы по этой причине.

«Эпоха сопротивления» действительно качественно исследует мир «Темного кристалла». Если оригинальная лента воспринималась чуть ли не как постапокалиптический эпос о последнем представителе своеобразной расы гельфингов, то приквел поначалу кажется куда радужнее: эльфоподобные создания только-только узнали, что могущественные бессмертные скексисы, почитаемые почти как божества, на самом деле пожирают жизненную энергию мира Тра. У главных героев, кажется, еще есть время все изменить, хотя, понятное дело, просто им не будет.

«Тень и кость» (2021—…)

У каждого жанра искусства есть свои клише и архетипы. Хоррор может обойтись без особняка с полтергейстами, но зачем? В фантастике куда проще бороздить бескрайний космос благодаря прыжкам сквозь гиперпространство. А население фэнтезийных миров вынуждено существовать бок о бок с адскими тварями: в эпосе Мартина, например, жители севера стеной отгородились от сверхъестественных белых ходоков, на просторах Азерота из Warcraft даже самые свирепые бойцы долгие годы сторонились Ледяной короны и ее нежити, а несчастные аборигены из манги «Девочка из Чужеземья» привыкли держаться подальше от  таинственного леса с потусторонними чудовищами.

Сериал «Тень и кость», экранизация бестселлеров Ли Бардуго, чтит традиции. Свежеиспеченный бриллиант жанра царь-панк отправляет зрителя в живописную страну Равка, очевидно вдохновленную царской Россией и полную опасностей: мало того что разделенное надвое государство вынуждено жить в пламени перманентной гражданской войны, так еще больше хлопот доставляют сумрачные монстры из Тенистого каньона — места выхода на поверхность первозданной тьмы.

Главным героем сериала выступает юная сударыня Алина. Кажется, ей суждено было стать еще одним живым клише жанра: только магический дар девушки способен положить конец происходящим ужасам. А пока кульминация скрыта где-то за горизонтом событий, сериал развлекает сюжетами меньшего масштаба: романтическими линиями на фоне насупленного мира, изумительными нарядами героев в духе экспрессивного царизма и изобретательным дизайном сказочной страны в принципе.

«Колесо времени» (2021—…)

Переплюнуть нетленную классику литературы вроде «Властелина колец» ой как непросто — такая амбициозная затея загнала в глубокую депрессию не одного начинающего фантаста. Американский писатель Роберт Джордан, в свою очередь, может считаться образцом зрелого подхода к культурному наследию: он не боится вдохновляться великими эпосами прошлого и даже напрямую заимствовать из них сюжетные ходы, чтобы новая история воспринималась читателем как что-то близкое и родное.

Поэтому не стоит удивляться, если в экранизации «Колеса времени» ряд сцен покажутся пугающе знакомыми. Например, история спасения четверки главных героев из деревни, куда вторглись приспешники злодея, наверняка напомнит первые минуты приключений непутевых хоббитов в компании Арагорна. Другое дело, что Джордан и авторы сериала сами понимают, чем чреват такой подход — с головой в сомнительные референсы никто не уходит.

И пускай добраться до безопасного места невольным героям помогает могущественный маг, кого-то отчаянно напоминающий, история с самого начала все же исследует другую тему — концепт избранного, мессии, способного как спасти от антагониста Темного и его армии монстров весь мир, так и разрушить его одним щелчком пальцев. Такая двусмысленная завязка подогревает интерес к происходящему на просторах классического фэнтезийного Средневековья.

Оригинальный цикл Роберта Джордана насчитывает 14 романов, перенесение которых на экран займет явно не один год. Зато «Игра престолов» уже может напрячься: как минимум по размаху и затянутости сюжета у нового проекта Amazon есть все шансы вырваться вперед и объявить гегемонию на десятилетие, даже больше.

«Карнивал Роу» (2019—…)

Эффектное шоу с Орландо Блумом и Карой Делевинь в главных ролях в свое время сравнивали в прессе с работами Нила Геймана и серией Mortal Engines фантаста Филипа Рива, известной у нас благодаря вольным экранизациям под названием «Хроники хищных городов». Однако люди, читавшие комикс «Сказки» или игравшие в одноименный квест от Telltale, наверняка найдут общие черты и с романом Билла Уиллингхэма, где герои фольклора вроде Большого серого волка и Трех поросят жили в человеческом мире и сталкивались с недетским криминалом, болью и жестокостью.

Похожий концепт и у сериала «Карнивал Роу»: мифологические существа мигрируют из естественного ареала обитания в альтернативный мир в духе викторианской Британии, потому что их дом захватили нехорошие люди. Кентавры, феи и прочие фавны вынуждены ассимилироваться, но это не снижает накала социальных противоречий между представителями человеческой расы и их гостями — в конце концов трения выливаются в череду жестоких убийств, которую и придется расследовать персонажу Орландо Блума. А ведь он, если задуматься, сам в каком-то смысле тот еще эльф.

Не стремясь соответствовать стереотипным представлениям о жанре фэнтези, сериал здорово играет на поле своего сеттинга, смешивая сказочное и максимально приземленное, сплетая историю, полную волшебства, с неприглядными сторонами знакомого нам мира, с расизмом и нищетой. И да, в ходе работы над шоу авторы периодически заигрываются, уходя в сторону мыльных опер, что может испортить впечатление, заданное первыми сериями. Но выглядеть по меньшей мере любопытно от этого «Карнивал Роу» не перестает.

«Американские боги» (2017—…)

У Нила Геймана всегда был особый подход к жанру фэнтези: вместо того чтобы изобретать новые миры с заржавевшей атрибутикой Средневековья, автор мастерски внедрял вымысел в будничные земные декорации. В «Песочном человеке» он рассказывал о приключениях сверхъестественной сущности по имени Сон. В «Благих знамениях» вместе с сэром Терри Пратчеттом отправил демона Кроули и ангела Азирафеля опекать Антихриста, чтобы предотвратить конец света. В «Американских богах» мэтр остался верен себе: организовал батл между парочкой поколений богов на просторах нашего родного космического тела.

Даже такой эпичный, казалось бы, сюжет у Геймана и, соответственно, в экранизации его романа переворачивается с ног на голову. Разношерстные мифологические небожители в лице Одина, Анубиса и даже славянского Чернобога сталкиваются с идолами современности — антропоморфными глобализацией и медиа. А наблюдает за этим роковым противостоянием вчерашний заключенный по имени Тень, который устраивается на работу телохранителем загадочного мистера Среды ради возвращения к жизни жены, погибшей в автокатастрофе.

«Американские боги» — тот тип шоу, к которым нужно быть готовым, чтобы перетерпеть донельзя неспешный темп повествования и нежелание авторов лишний раз ввести зрителя в курс дела. Первый сезон проекта не охватывает и половины оригинального романа, причем вместо активного действия приходится следить за созерцательными странствиями главных героев и бесконечными диалогами, пусть и в красивой визуальной обертке. Впрочем, подождать стоит — с каждым сезоном сериал только набирает ход.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Сказка нарядный бурундук алтайская сказка слушать
  • Сказка наш пострел везде поспел
  • Сказка натали романова сайт каталог
  • Сказка натальи романовой отзывы сотрудников
  • Сказка народов севера кукушка читать