Сказка на златом крыльце сидели 1987

Практически полный список советских и российских экранизаций сказок, разбитый по темам и выстроенный по годам.для начала -- золотая классика, задавшая

Практически полный список советских и российских экранизаций сказок, разбитый по темам и выстроенный по годам.

3269005 800

Для начала — «золотая классика», задавшая стандарт экранизаций русских сказок.

ФИЛЬМЫ АЛЕКСАНДРА РОУ
 

  • 1938: «По щучьему веленью» (ч/б)
  • 1939: «Василиса Прекрасная» (ч/б).  Милляр впервые играет Бабу-Ягу
  • 1941: «Конек-Горбунок».
  • 1945: «Кащей Бессмертный» (ч/б, поздней раскрашен). Милляр впервые играет Кощея
  • 1952: «Майская ночь, или Утопленница».
  • 1958: «Новые похождения Кота в сапогах». Немного постмодернизм — к традиционной сказке примешана «Любовь к трем апельсинам» Гоцци
  • 1959: «Марья-искусница»
  • 1961: «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  • 1963: «Королевство кривых зеркал»
  • 1964: «Морозко»
  • 1968: «Огонь, вода и… медные трубы»
  • 1969: «Варвара-краса, длинная коса»
  • 1972: «Золотые рога»
  • 1975: «Финист — Ясный Сокол» (Роу только сценарист, не режиссер)

ФИЛЬМЫ АЛЕКСАНДРА ПТУШКО

  • 1936: «Новый Гулливер» (ч/б). С большим использованием кукол.
  • 1939: «Золотой ключик» (ч/б)
  • 1946: «Каменный цветок»
  • 1952: «Садко»
  • 1956: «Илья Муромец»
  • 1958: «Сампо». По Калевале
  • 1964: «Сказка о потерянном времени»
  • 1966: «Сказка о царе Салтане»
  • 1967: «Вий»
  • 1972: «Руслан и Людмила»

Имено в фильмах Роу и Птушко были заданы главные каноны и тропы русских киносказок.

ПРОЧЕЕ:

Русские народные сказки и былины,
сказки русских и русскоязычных писателей, в том числе про явную Российскую империю,
а также издевательства над ними позднесоветских сценаристов
(тестируйте конец списка с осторожностью!)

  • 1913: «Ночь перед Рождеством» (ч/б, немой), с И. Мозжухиным
  • 1934: «Счастье»  Медведкина — очень необычная и шикарно снятая сказка-притча про жизнь русского мужика, которого все обижали. Смесь всего со всем, лубка с сатирой и какой-то совсем лютой фантасмагорией. Очень смешная. Мало, кто видел, но в узких кругах очень высоко ценятся и фильм, и режиссёр.
  • 1938: «Руслан и Людмила» (ч/б)
  • 1940: «Майская ночь». Один из первых советских цветных фильмов
  • 1941: «Волшебное зерно»
  • 1944: «Черевички». Экранизация оперы, осторожно
  • 1958: «Хождение за три моря». Совместный советско-индийский фильм про Афанасия Никитина
  • 1968: «Снегурочка»
  • 1968: «Солдат и царица». Олег Даль и Екатерина Васильева
  • 1971: «Весенняя сказка». Как бы экранизация «Снегурочки» Островского. Телефильм, много поют.
  • 1972: «Пропавшая грамота». Экранизация Гоголя
  • 1973: «Горя бояться — счастья не видать». Телефильм про Солдата, Горе-Злосчастье и проч. стандартный набор персонажей.
  • 1973: «Самый сильный». Про осознание добрым молодцем собственной идентичности
  • 1973: «Умные вещи». Телефильм про аренду скатерти-самобранки, сапогов-скороходов и прочих гаджетов, необходимых для умного дома современного человека.
  • 1974: «Иван да Марья»
  • 1974: «Царевич Проша»
  • 1976: «Туфли с золотыми пряжками». Телефильм про простого парня, русского шузодела
  • 1976: «Степанова памятка». Экранизация Бажова
  • 1977: «Аленький цветочек». Классическая иллюстрация пораженческих гендерных ролей при патриархате
  • 1977: «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».
  • 1978: «Осенние колокола». По мотивам «Сказки о мертвой царевне»
  • 1978: «Подарок чёрного колдуна».
  • 1980: «Ледяная внучка». По мотивам «Снегурочки»
  • 1980: «Чёрная курица, или Подземные жители»
  • 1982: «Василий Буслаев». Попытка воскресить канон Роу-Птушко
  • 1982: «Там, на неведомых дорожках…». Кощей — А. Филлипенко
  • 1982: «Андрей и злой чародей» (телефильм). Русский богатырь, злой колдун, красавица, всякое такое
  • 1985: «После дождичка, в четверг…». Музыкальная.
  • 1986: «Левша»
  • 1986: «На златом крыльце сидели»
  • 1987: «Сказка про влюблённого маляра»
  • 1988: «Раз, два — горе не беда!». Сюр по пьесе Ю. Кима
  • 1988: «На помощь, братцы!». Судя по аннотации, в показанном волшебном мире рожать могут только мужчины. Интересно, пройдет ли фильм тест Бехдель (Из комментов: По тому, что нашел, это совсем не сказка для детей, а перестроечная чернуха для взрослых в сказочных декорациях)
  • 1991: «Сказ о купеческой дочери и таинственном цветке». (Из комментов: очень криповая, в духе 90-х. версия «Аленького цветочка» с пытками и отвратным Чудовищем)
  • 2001: «Сказ про Федота-стрельца»
  • 2008: «Золотой полоз» (Из комментов: снято бедненько, не очень детское)
  • 2009: «Книга мастеров». Диснеевский фильм на русском материале, с намеками на использование Бажова
  • 2011. «Реальная сказка». Безуков в роли Ивана-дурака. Кто-нибудь видел? Это можно смотреть? (Из комментов: Низкобюджетненько. Детям не уверен что зайдет. Но как феномен авторов-идеалистов, которые пошли против системы, интересно. Вызывает уважение).
  • 2017. «Последний богатырь»
  • 2021. «Последний богатырь. Корень зла»
  • 2021. «Конёк-Горбунок». Сильно анимационный фильм, однако человекоподобность актеров сохранена

Реклама

Как бы европейские сказки (т.е. там есть короли и принцессы, или хотя бы капитализм),
а также экранизации западных детских книг:

  • 1938: «Доктор Айболит» (ч/б)
  • 1947: «Золушка» (ч/б, колоризирован)
  • 1957: «Легенда о ледяном сердце».
  • 1958: «Звездный мальчик» (ч/б). По О. Уайльду.
  • 1963: «Каин XVIII». Как бы по «Голому королю», глючная вещь
  • 1964: «Обыкновенное чудо», режиссер Эраст Гарин. Изначально это была пьеса Шварца, помните?
  • 1965: «Город мастеров»
  • 1965: «Большая кошачья сказка» (ч/б). Принцесса, волшебник и кот
  • 1966: «Снежная королева»
  • 1966: «Айболит-66».
  • 1966: «Три толстяка»
  • 1966: «Удивительная история, похожая на сказку». По «Гадкому утенку»
  • 1967: «Захудалое королевство» (ч/б) и одноименный цветной 1978 года. Мюзикл по чешским сказкам.
  • 1968: «Старая, старая сказка». По нескольким сказкам Андерсена. Олег Даль в роли солдата-кукольника, юная Неелова
  • 1969: «Король-олень». По пьесе Гоцци
  • 1971: «Тень». С Олегом Далем. Классический образец поджанра «фильм-притча», уже не очень детское. Советские интеллектуалы вообще любили делать сказки-притчи, чтобы фига в кармане (под «сказку» дают бюджет, а за «притчу» друзья уважают). «Тень» с К. Райкиным вообще в сказки не беру, ладно?
  • 1971: «Лада из страны берендеев». Славянская героиня попадает в западную волшебную страну. Много поют.
  • 1971: «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Запись телеспектакля со Спартаком Мишулиным
  • 1972: «Двенадцать месяцев». Телефильм
  • 1973: «Чиполлино»
  • 1975: «Приключения Буратино»
  • 1975: «Рикки-Тики-Тави». Совместный советско-индийский фильм
  • 1976: «Русалочка». Советско-болгарский фильм
  • 1976: «Принцесса на горошине». Как мне покзалось по первым сценам, невероятное занудство, несмотря на великолепный состав актеров (Фрейндлих и Смоктуновский — родители принца, например). (Из комментов:  ну она просто не для самых маленьких. В чем-то вы правы, фильм со странными паузами, но так тогда считалось круто. Если истории принцесс рассматривать отдельно, они восхитительны. Тролля к Андерсену впихнули… :) Вот даже не знаю, зачем они это сделали. Эпизод с «принцессой, несущей смерть» в детстве завораживал. Наверное, потому что в брежневском СССР явно недоставало грядущей готичности)
  • 1976: «Маринка, Янка и тайны королевского замка». Белорусские сказки
  • 1976: «Синяя птица». Совместная советско-американская постановка с Элизабет Тейлор и Авой Гарднер
  • 1977: «Волшебный голос Джельсомино». Музыкальный телефильм. Экранизация Джанни Родари. Примечателен Басовым, выкрашенным в адский рыжий цвет
  • 1977: «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки». Типичная советская постмодернистская переделка сюжета в абы что, которую мы все равно любим за гениальные песни и юную Поплавскую.
  • 1977: «Сказание о храбром витязе Фэт-Фрумосе». Телефильм по мотивам молдавского и румынского фольклора. Студия «Молдова-фильм».
  • 1978: «Обыкновенное чудо», режиссер Марк Захаров НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, будем честны
  • 1978: «Кольца Альманзора»
  • 1978: «Сказка как сказка…»
  • 1979: «Соловей». По Андерсену
  • 1981: «Сказка, рассказанная ночью». По циклу произведений Гауфа «Харчевня в Шпессарте»
  • 1981: «Проданный смех». Экранизация про Тима Талера, телефильм
  • 1982: «Ослиная шкура».
  • 1982: «Сказка странствий». Фильм-притча А. Митты. МЕЛКИМ ДЕТЯМ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, СТРАШНО
  • 1982: «Слёзы капали». Современная версия «Снежной королевы». Режиссер К. Данелия. На мой взгляд, сложноват
  • 1983: «Мэри Поппинс, до свидания».
  • 1983: «Сказка о Звездном мальчике». По О. Уайльду.
  • 1983: «Арабелла — дочь пирата».
  • 1983: «Ученик лекаря». Болгарская сказка
  • 1984: «Сказки старого волшебника». По сказкам Перро. Это наш ответ венграм по «Балу сказок», только там престарелый принц не помолодел.
  • 1984: «Пеппи Длинныйчулок»
  • 1984: «Рыжий, честный, влюблённый». Телефильм по мотивам книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»
  • 1984: «Осенний подарок фей». По «Галошам счастья» Андерсена.
  • 1984: «И вот пришёл Бумбо…». Экранизация рассказа Куприна, про девочку, выздоравливающую благодаря слону
  • 1984: «Иванко и царь Поганин». Совместно украинско-грузинское производство, по закарпатским сказкам
  • 1985: «Мальчик-с-пальчик»
  • 1985: «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита». Экранизировано как сказка, а не фэнтези
  • 1985: «Про кота…». Как бы экранизация сказки Шарлья Перро с Ярмольником в роли кота и Гафтом в роли людоеда. Музыкальный телефильм
  • 1985: «Детство Бемби», 1986: «Юность Бемби»
  • 1986: «Тайна Снежной королевы». Ревизионистский сиквел об истинной истории королевы. Мы сделали это раньше Малафисенты! В гл. роли Фрейндлих
  • 1986: «Весёлая хроника опасного путешествия».  Грузинский музыкальный телефильм, по греческим мифам про аргонавтов
  • 1987: «Мио, мой Мио». Совместная советско-скандинавская экранизация Астрид Линдгрен
  • 1987: «Питер Пэн»
  • 1989: «Не покидай…». Телефильм по «Кольцу и розе» Теккерея. Снят на ужасной пленке, потому что уже началась постперестроечная разруха, но сам фильм — очаровательный. Принцессу там играет дочка Алисы Фрейндлих, и после этого фильма она, кажется, больше нигде и не снималась. А главного героя играет парень с улицы, которого режиссёр привел на съёмки просто потому что тот был очень красивый. (В 2019 ленту восстановили)
  • 1990: «Рок-н-ролл для принцесс»
  • 1994: «Волшебник Изумрудного города». Нет зеленых очков, не показывают падающего домика и вообще как-то очень коротенько. Актерский состав хороший, впрочем.
  • 2010: «Щелкунчик и Крысиный Король». Фильм А. Кончаловского. Очень стремный фильм
  • 2015: «Он — дракон». Фэнтези, экранизация романа Дьяченок

Реклама

Восточные сказки ( + Грузия и проч. Кавказ):

  • 1943: «Насреддин в Бухаре» (ч/б) со Свердлиным
  • 1946: «Похождения Насреддина»
  • 1954: «Андриеш». Фильм Параджанова
  • 1956: «Старик Хоттабыч»
  • 1959«Насреддин в Ходженте»
  • 1964; «Волшебный халат». Азербайджанский. Про пионеров и артефакт
  • 1966: «Волшебная лампа Аладдина»
  • 1969: «Калиф-аист» (ч/б)
  • 1971: «Сказание о Рустаме» и вторая часть экранизации «Рустам и Сухраб» (тот же год). Третья часть — «Сказание о Сиявуше» (1976). По «Шахнаме».
  • 1972: «Семург». Про волшебную птицу.
  • 1975: «Вкус халвы». Про юность Хаджи Насреддина
  • 1976: «Как Хашим был большим». Советский мальчик внезапно становится взрослым, и понимает, что это не клёво. Телефильм, снято на «Узбекфильме»
  • 1976: «Волшебная книга Мурада». Производство «Туркменфильм»
  • 1976: «Седьмой джинн». Производство «Узбекфильм»
  • 1977: «Отважный Ширак». Пионеры, актеры, спектакль про разбойников. «Таджикфильм»
  • 1979: «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников». Совместный советско-индийский фильм
  • 1980: «Всадник на золотом коне». Башкирские сказки
  • 1981: «Акмаль, дракон и принцесса» и сиквел «Новые приключения Акмаля» (1983). Телефильмы. Советский школьник-попаданец, снято на «Узбекфильме».
  • 1982: «Здесь тебя не встретит рай». Поиск волшебных яблок. «Азербайджанфильм»
  • 1982: «Гляди веселей». Трехсерийный телефильм, по  мотивам романа Леонида Соловьёва «Очарованный принц» — второй части дилогии «Повести о Ходже Насреддине».
  • 1983: «Приключения маленького Мука». По Гофману
  • 1983: «Али-Баба и сорок разбойников». Спустя пару лет после записи совершенно гениальной аудиосказки тот же звездный состав актеров решил сделать телеверсию спектакля. Смотреть это я не могу: все снимали явно без репетиций, и в закадровый текст «лип-сингом» попадает только Сергей Юрский, все остальные двигают губами совершенно не синхронизированно.
  • 1984: «Свадьба соек». Грузинский музыкальный телефильм
  • 1984: «Потомок белого барса». Киргизские сказания
  • 1984: «Бойся, враг, девятого сына». Казахские сказки
  • 1985: «И еще одна ночь Шехерезады» и ее продолжения «Новые сказки Шехерезады» (1985) и «Последняя ночь Шехерезады» (1988)
  • 1985: «Белая роза бессмертия». Грузинские сказки
  • 1988: «Приключения Арслана». Ребенок заколдован, телефильм «Узбекфильма».
  • 1988: «Сказка о волшебном бисере».
  • 1989: «Возвращение Ходжи Насреддина»

Прочее
(много пионеров-попаданцев):

  • 1959: «Снежная сказка».
  • 1963: «Внимание! В городе волшебник!». Злой волшебник превращает плохих людей в кукол
  • 1969: «Весёлое волшебство». Про пионерку-попаданку в русскую сказку
  • 1969: «В тринадцатом часу ночи». Новогоднее музыкальное, с Бабой-Ягой, Лешим и проч.
  • 1970: «Тайна железной двери». Экранизация повести «Шёл по городу волшебник». Про советского школьника, который спёр волшебные спички у волшебника (тоже мальчика), и что из этого вышло.
  • 1970: «Приключения жёлтого чемоданчика».Про волшебные таблетки
  • 1970: «В тридевятом царстве…». Пионерка-попаданка в волшебную сказку, плюс катание на коньках
  • 1974: «Приключения в городе, которого нет». Пионер-попаданец в мире литературных персонажей, телефильм
  • 1975: «Новогодние приключения Маши и Вити». Новогоднее музыкальное
  • 1975: «Честное волшебное»
  • 1976: «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы». Телефильм. Советский школьник-попаданец в мир живых шахмат и игральных карт. По пьесе С. Михалкова (что-что? какой Льюис Кэролл? это кто вообще?)
  • 1976: «Мама». Ледовое шоу с Гурченко и Боярским в роли Козы и Волка. Обратите внимание, что Cats Ллойда Уэббера был поставлен пять лет спустя, и мы грим оттуда явно не сперли.
  • 1976: «Пока бьют часы».  Про пионерку-попаданку в город веселых труженников
  • 1976: «Деревня Утка». Ролан Быков играет домового, с которым знакомится девочка на каникулах
  • 1977: «Есть идея!». Изобретатель Кулибин и пионер-попаданец
  • 1981: «Мария, Мирабела» — совместная советско-румынская постановка. Также есть «Мария, Мирабела в Транзистории» (1988)
  • 1981: «Руки вверх!»
  • 1982«Семеро солдатиков». Игрушки помогают ребенку при буллинге
  • 1986: «Полёт в страну чудовищ». Пионеры-попаданцы, по мотивам повести Эдуарда Скобелева «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки».
  • 1987:«Она с метлой, он в чёрной шляпе». Дочь Бабы-Яги — попаданка в современный СССР.
  • 1988: «Поляна сказок». Как бы экранизация рассказа Булычева «Недостойный богатырь» из цикла про Великий Гусляр, телефильм.
  • 1997: «Волшебный портрет». Совместно российско-китайский фильм
  • 2002: «Повелитель луж». (Из комментов: Годная сказка, навеянная «Джуманджи»)

***

Я мало включила в этот список фильмов, снятых после 1991 года, поскольку не могу судить об их качестве, которое резко падает.
Чего еще не хватает! Называйте.

Пожалуйста, высказывайтесь в комментариях о тех фильмах, которые вы помните, знаете, и можете рекомендовать другим. Ну, то есть, понятно, что «Айболит-66» или «Мэри Поппинс» аттестовать не стоит, а вот более малоизвестные фильмы, пожалуйста, характеризуйте, на пользу другим.

https://shakko.ru/1721763.html

Великий князь Древней Руси: Александр Невский

29.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 1987Согласно Указу Президента Российской Федерации № 448 от 23 июня 2014 года, в 2021 году наша страна  празднует  800-летие со дня рождения Александра Невского (1221 – 1263) – великого князя, легендарного русского полководца, тонкого дипломата. Он является одним из самых выдающихся представителей династии Рюриковичей и первым великим князем, причисленным к лику святых как праведный воин.
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, а во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперёд. Ему выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.  Бережение русской земли от посягательств иноземцев стало судьбой Александра Невского.
МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию онлайн-игру «Великий князь Древней Руси: Александр Невский». Что вы знаете о святом князе и традициях его почитания в России? Проверьте себя! Удачи!

Подробнее>>>

Сельская молодёжь запускает Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая родина»!

29.09.2021

Российский союз сельской молодёжи даёт старт уже традиционному Всероссийскому конкурсу творческих работ «Моя малая родина». К участию приглашают молодёжь в возрасте от 14 до 35 лет.

Цель конкурса – сохранение культурно-исторического наследия села и воспитание в новом поколении идей патриотизма, национальной самоидентификации и гордости за свою малую Родину.

Организаторами Конкурса выступают Общероссийская молодёжная общественная организация «Российский союз сельской молодёжи» (далее – РССМ) и победитель Всероссийского конкурса молодёжных проектов среди

физических лиц в 2021 году в партнёрстве с Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодёжи, ФГАУ «Ресурсный Молодежный Центр», Фенологической сетью Русского географического общества.

Подробнее>>>

Главный на дороге — он. Светофор!

28.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 19875 августа отмечается Международный день светофора. Именно в этот день был установлен первый электрический светофор, предшественник современных устройств.  Главная задача Международного дня светофора ещё раз напомнить пешеходам и водителям, что светофоры установлены на улицах не просто так. Ценой нарушения правил дорожного движения может стать человеческая жизнь. Будьте внимательны: берегите себя и своих близких!
МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию библиоакцию  #ЧитаемВместе#ЧитаемВслух «Главный на дороге – он. Светофор!».

Подробнее>>>

У края поля дикого на страже

27.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 1987У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных воинских побед, в которых русские  войска, снискали почёт, уважение и славу.
Много событий было в истории Руси, а особенно много было войн. В разные времена с разных сторон надвигались на Русь иноземные полчища. Они жгли, грабили, убивали, хотели покорить русский народ, взять его в рабство. Но смело выходили на бой наши предки. Не пугали их ни тучи стрел, ни сабли кривые, ни ядра чугунные. Поднимались на защиту Отечества и стар, и млад, и бились с врагами, либо до вздоха последнего, либо до часа победного.
Россия!
Не сыскать иного слова,
иной судьбы на целом свете нет.
Ты вся – сплошное поле Куликово
на протяженье многих сотен лет.
21 сентября – День воинской славы России. Это День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголами в Куликовской битве. Куликовская битва – одно из самых выдающихся событий в истории России. 

Подробнее>>>

Чудесная страна Библиотека

24.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 198724 сентября 2021 года в филиале №12 «Детская библиотека» была проведена  экскурсия  для учеников 1 класса.

Подробнее>>>

Моя родная сторона, Смоленщина моя

24.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 198725 сентября 2021 года мы отмечаем памятную дату – День освобождения Смоленщины от  немецко-фашистских захватчиков. 
Есть города, имена которых золотыми буквами вписаны в великую книгу Истории Земли Русской. Таков Смоленск. Смоленск — один из самых древних и красивых городов нашей страны. Сегодня Смоленск – это памятники древнего зодчества, знаменитая крепостная стена, величественная храмовая и гражданская архитектура. Смоленская  земля подарила России  выдающихся людей   это – композитор М.И. Глинка, писатель, композитор и дипломат А.С. Грибоедов, художник и скульптор М.О. Микешин, скульптор С.Т. Коненков, княгиня-меценатка М.К. Тенишева, поэты М.В. Исаковский и А.Т. Твардовский, Н. Рыленков, писатель Б.Л. Васильев, писатели-фантасты А. Азимов и А.Р. Беляев, артисты театра и кино Ю.В. Никулин, А.Д. Папанов, Л.И. Касаткина, путешественники Н.М. Пржевальский и П.К. Козлов, флотоводец П.С. Нахимов, первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин, авиаконструктор С.А. Лавочкин, знаменосец Великой Победы М.А. Егоров и многие другие.

Уважаемые читатели! МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию онлайн-кроссворд «Моя родная сторона, Смоленщина моя».

Подробнее>>>

Победу чтим, героев помним!

24.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 1987Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. В стихах о войне поэтов-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни. Поэты-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды.  Уважаемые читатели! МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию поэтический микрофон «Победу чтим, героев помним!».

Подробнее>>>

Там счастье не диво, где трудятся не лениво

22.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 1987В 2021 году исполнилось 180 лет произведению Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович». Эта сказка по праву считается одним из лучших произведений автора. И до наших дней она очень любима как юными, так и взрослыми читателями. Сюжет сказки взят из фольклора. Сказка полна добра и волшебства, учит делать свое дело на совесть, а не ради похвалы или какой-то выгоды. Ведь, чтобы что-то получить, нужно сначала потрудиться, и ничего хорошего не выйдет, если выполнить работу недобросовестно. «Мороз Иванович» — это поучительная история для взрослых и детей.

Уважаемые читатели! МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию онлайн-викторину по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Подробнее>>>

Путешествие по страницам русского фольклора

22.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 198721 сентября 2021 года в филиале №12 «Детская библиотека» была проведена беседа «Путешествие по страницам русского фольклора». 

Подробнее>>>

И дым Отечества нам сладок и приятен!

22.09.2021

Сказка на златом крыльце сидели 1987Русский поэт, драматург, дипломат, композитор Александр Сергеевич Грибоедов в истории литературы прославился как автор одного произведения – комедии «Горе от ума», которому в 2021 году исполнилось 190 лет.   Это сочинение принесло писателю поистине бессмертную славу и причислило к ряду классиков. «Горе от ума» – это живая картина московских нравов эпохи императора Николая I, целая галерея образов и характеров. Пьеса, написана таким ярким и образным языком, что текст ее разошелся на пословицы и поговорки, которые актуальные и в наши дни.  Самые меткие выражения из произведения мы до сих пор, ежедневно, употребляем  в нашей речи, слышим их с экранов телевизоров и не всегда помним, что автор этих крылатых выражений – поэт Александр Грибоедов. Предполагают, что по количеству афоризмов и поговорок, «вышедших» из литературного произведения, «Горе от ума» является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы. И это притом, что «Горе от ума» – это совсем небольшое по объёму произведение.
Уважаемые читатели! МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию литературную игру “И дым Отечества нам сладок и приятен!», посвященную 190-летию со дня написания А. Грибоедовым «Горя от ума». Соедините   крылатое выражение из комедии.  Если пара подобрана правильно – она исчезнет. Удачи!

Подробнее>>>

В искусстве

Фильмы
  • 1944 — Кащей Бессмертный (Георгий Милляр)
  • 1967 — Огонь, вода и… медные трубы (Георгий Милляр)
  • 1952 — Римский-Корсаков (Евгений Лебедев)
  • 1969 — Весёлое волшебство (Фёдор Никитин)
  • 1975 — Новогодние приключения Маши и Вити (Николай Боярский)
  • 1982 — Там, на неведомых дорожках… (Александр Филиппенко)
  • 1985 — После дождичка в четверг (Олег Табаков)
  • 1987 — На златом крыльце сидели (Виктор Сергачёв)
  • 1987 — Сказка про влюблённого маляра (Валерий Ивченко)
  • 1987 — Она с метлой, он в чёрной шляпе (Александр Фриш)
  • 1987 — Лиловый шар (Игорь Ясулович)
  • 2004 — Чудеса в Решетове (Нодар Мгалоблишвили)
  • 2004 — «Легенда о Кащее» (Анатолий Смиранин, Алексей Петренко)
  • 2007 — Очень новогоднее кино, или Ночь в музее (Владимир Гришко)
  • 2009 — Книга мастеров (Гоша Куценко)
  • 2010 — Приключения в Тридесятом царстве (Евгений Щетинин)
  • 2011 — Реальная сказка (Леонид Ярмольник)
  • 2017 — Последний богатырь (Константин Лавроненко)
Сериалы
  • «За тридевять земель» (2002). В роли Валентин Никулин
  • «Гримм», 3 сезон 9 серия «Красная угроза» (2014) (неоднозначный персонаж, Марк Иванир)
  • «Сказки У» (2014) (персонаж Чахлик Невмирущий — пародия на Кощея)
  • «Доктор Кто» (настоящее имя главного врага Доктора, Мастера — Кошей (Koschei))
Мультфильмы
  • «Царевна-лягушка» (1954) (реж. Михаил Цехановский, озвучил Александр Румнев)
  • «Сказка сказывается» (1970, озвучил Георгий Милляр)
  • «Царевна-лягушка» (1971, реж. Ю. Елисеев)
  • «Молодильные яблоки» (1974, озвучил Георгий Милляр)
  • «Баба Яга против!» (1980, озвучил Гарри Бардин)
  • «Ивашка из Дворца пионеров» (1981, озвучил Гарри Бардин)
  • «А в этой сказке было так…» (1984, озвучил Михаил Козаков)
  • «Два богатыря» (1989, озвучил Павел Смеян)
  • «Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучил Георгий Вицин)
  • «Бабка Ёжка и другие» (2006) (положительный персонаж, озвучил Алексей Колган)
  • «Иван-Царевич и Серый Волк» (2011, озвучил Сергей Русскин)
  • «Царевны» (2018, озвучил Станислав Концевич)
  • «Сказочный патруль. Настоящая история Кощея» (премьера в 2020)
Опера, балет, музыка
  • Опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».
  • Балет Игоря Стравинского «Жар-птица».
  • Панк-рок-опера группы «Сектор газа» — «Кащей Бессмертный», арию Кащея исполнил Юрий Клинских.
  • Прообраз Кощея использован в инструментальной композиции испанской нью-метал группы «Toundra» — «Koschei».
Образ в литературе
  • Историко-фантастический роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» (1833 год).
  • В серии книг «Тайный сыск царя Гороха» (Белянин, Андрей Олегович) Кощей выступает в образе местного «криминального авторитета», с деятельностью которого борется главный герой серии.
  • В серии книг «Преданья старины глубокой» Александра Рудазова Кащей — главный злодей книги.
  • В комиксе «Хеллбой» появляется наряду с другими славянскими мифическими существами — Бабой-Ягой, Перуном, Василисой Прекрасной, Домовым.
  • В сборнике Ольги Громыко «Ведьмины байки», а конкретно — повести «О бедном Кощее замолвите слово».
  • В серии книг «Кащей» (Дмитрий Мансуров) Кащей выступает в роли учёного, потерявшего память (настоящее имя Леснид), собиравшего золото с маниакальным упорством для того, чтобы всего лишь использовать несколько сот грамм для микросхемы.
  • В третьей части трилогии М. Г. Успенского «Приключения Жихаря» — «Кого за смертью посылать» (1998) Кощей Бессмертный отождествлён с вечно юным и прекрасным Питером Пэном. Репутацию старого похитителя женщин Кощей приобрёл благодаря рассказам его многочисленных любовниц, желавших таким образом ввести в заблуждение своих мужей или женихов.
  • В цикле «Хонор Харрингтон» Дэвида Вебера «Кощеями» называются генетически модифицированные рабы, первоначально созданные «славянскими гегемонистами». Война с использованием «кощеев»-солдат едва не уничтожила Землю и привела к серьёзным ограничениям на генную инженерию в остальной части освоенной галактики.
  • В дилогии «Терра» Елены Звёздной Кощей играет роль деда главного героя — Александра Стужева.
  • В романе Анны Старобинец «Убежище 3/9» — один из обитателей сказочного потустороннего мира по прозвищу Старый.
  • В романе Кэтрин М. Валенте «Бессмертный» история Кощея пересказывается на фоне исторических событий XX века в России.

Король Кощей Бессмертный Править

Уже совершенно ясно, что в основе всех легенд и преданий лежат какие-то реальные события. Фантастическо-сказочное объясняется особенностями человеческого восприятия и дальнейшего пересказа. Все это, конечно, касается и темы бессмертия — общего и личного.

Здесь вспоминается библейский Агасфер — Вечный Жид, которо­го Христос за жестокосердие обрек на вечные скитания, философ Аполлоний Тианекийо, граф Сен-Жермен и дру­гих «вечно-живых» людей. Теперь в истории найден след одного из них — Кощея Бессмертного, пожалуй, самого древнего и легендарного — настолько, что он уже вроде бы и не человек.

Сенсационное сообще­ние об этом открытии было сделано ещё в 2010 году в Москве, потом стали известны некоторые подробности. Историк Виктор Болдак считает, что всем известная сказка о Кощее Бес­смертном и Василисе Премудрой — отра­жение событий, происхо­дивших в реальности на южных рубежах Руси в IV веке нашей эры. Кощей Бессмертный — ко­роль древних готов, персо­наж исторических хроник и выдающий­ся полководец.

В те далекие времена многие народы пришли в движение, не зря эпоха получила название Великого переселения народов. Одни народы вытесняли другие, места расселения радикально менялись. Конечно, все это происходило при вооруженных конфликтах местного населения с пришлым.

Вос­точные племена готов с боями сплавились на ко­раблях из Скандинавии по Западной Двине, Волге, Оке, Дону через ме­ста проживания россов к берегам Азов­ского моря. Они осели в Причерноморье, основав там Готландию — землю готов.

Воспоминания о тех кровопролитных войнах и сохранилось в русском фолькло­ре в виде преданий о Кощее Бессмерт­ном. У других народов он имеет разные имена: столетний Германарих, Вострогот… Однако речь идет об одном и том же человеке — злодее, по мнению современников, самой, смертью, толь­ко в мужском обличье.

Большинство этих сказок строится как раз на историческом факте. Кощей пленил, а затем казнил жену князя россов. В последствии ее бра­тья убили злодея, отомстив за сестру. Готский историк Иордан писал, что войска Кощея в 375 году потерпели по­ражение, и он сам был убит в том сражении. А было ему тогда 110 лет! А вдруг он опять уцелел и просто скрылся от врагов?..

Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе про­звище Бессмертный. Зная, что он уже не раз оживал-возрождался, о его поразитель­ном долголетии, люди и приписали ему способность жить вечно. Впрочем могло быть и так, что кто-то из очень похожих на него наследников назвался его именем, уже ставшим легендарным, чтобы нагонять страх на врагов, и продолжил творить ужасные дела…

Примечания

  1. . Дата обращения 16 апреля 2018.
  2. ↑ .
  3. .
  4. ↑ . terve-suomi.com. Дата обращения 15 апреля 2018.
  5. Алина Соломина. . Газета «Свободный курс». Издательский дом «Алтапресс» (7 мая 2009). Дата обращения 6 мая 2009.
  6. Юлия Годар и Вячеслав Корнев. (26 марта 2015). Дата обращения 10 мая 2018.
  7. Объявление в местной газете // Алтайская правда : газета. — 1944. — 1 июля (№ 129).
  8. Статья в газете // Алтайская правда : газета. — 1944. — 12 июля (№ 137).
  9. Объявление в местной газете // Алтайская правда : газета. — 1944. — 4 июль (№ 131).
  10. .
  11. , p. 286.
  12. ↑ , p. 290.
  13. Рецензия // Оссерваторе Романо : газета. — 1945. — 1 октябрь.
  14. . akter.kulichki.net. Дата обращения 9 мая 2018.
  15. , p. 48.
  16. . Ozon.ru. — VHS выпущен компанией «Формат А». Дата обращения 3 июня 2018.
  17. . Ozon.ru. — DVD выпущен компанией «СОЮЗ Видео». Дата обращения 3 июня 2018.
  18. . Ozon.ru. — DVD выпущен компанией RUSCICO. Дата обращения 3 июня 2018.
  19. , p. 297.
  20. Олеся Матюхина. . prirodasibiri.ru (2013). Дата обращения 9 мая 2018.
  21. . Городской портал tomsk.ru (24 февраля 2016). Дата обращения 10 мая 2018.
  22. ↑ . Пятый канал. Дата обращения 30 января 2020.

История

Прошлое

Но именно в это время люди и боги сошлись в решающей битве, пробудив тем самым Спящего. Он уничтожил существующую Землю, но вмешались космические силы, создав тем самым Многомирье. На его полюсах расположились две Земли — уничтоженная Спящим, получившая название Эдем, и наша, истинная Земля, в хронологии которой Спящий не пробуждался. Отныне все боги стремились именно на неё, чтобы пробудить Спящего. Чтобы этого не допустить, космические силы назначили Ивана-царевича хранителем Эдема и дали ему два артефакта: печать миров и волшебную рапиру, способная убивать богов. Но взамен он не мог покинуть Эдем.

Одинокий Кощей в Эдеме

Отныне Иван стал единственным жителем уничтоженной Земли. Печать миров, нанесённая на его тело в виде татуировок, притягивала богов, стремящихся на Землю, в Эдем, где их ждала смерть от рапиры. Много лет он нёс свой крест, став называть себя Кощеем. Его облик изменился: кожа стала серой, волосы отросли до пояса. Но силы, поставившие Ивана на стражу Многомирья, не учли того, что он всё ещё был человеком, в его сердце всё ещё жила любовь к Василисе. Плюнув на запрет возвращаться во времена Прото-Земли, Кощей отправился в прошлое, в избу Мокоши, за своей любимой. От одного прикосновения любимой его кожа приобрела нормальный вид, и он уверился в правильности своего поступка. Но тут в комнату вернулся Иван из прошлого и напал на Кощея, который был им же самим из будущего. Сражаясь в портале в Эдем с самим собой, Кощей создал хронопарадокс и сотворил бесчисленное количество собственных копий, в сердце которых жила любовь к Василисе и уверенность в том, что она находится в темнице Кощея. Каждая копия Кощея обладала также и иглой, дающей способность путешествовать по мирам.

Шло время. Кощей вместе с Василисой жил в Эдеме, периодически уничтожая богов и Иванов, приходящих в его мир. Артефакты побеждённых богов хранитель относил в свою сокровищницу, а иглами Иванов он украшал свою рапиру. Однажды один из Иванов пришёл без оружия и просто попросил хозяина Эдема отпустить Василису. Хоть Кощей всё равно его убил, этот поступок тронул Василису, и она оживила Ивана, который впоследствие стал называть себя Серым Волком. Он начал искать по Многомирью других Иванов и стравливать их с Кощеем.

Прощание

Кощей создаёт механических стражей, чтобы не марать руки об очередных Иванов, но те оказались небоеспособными. Хозяин Эдема побеждает очередного Ивана, пришедшего, чтобы убить его, а в это время Волк обчищает его сокровищницу. Удивившись тому, что он вновь жив, Кощей пытается убить авантюриста, но тот вновь исчезает.

Время Ворона: Эпилог

Всесильем опьянён — всегда готов к убийствам! Бессмертьем ослеплён — легко лишаешь жизни! Не для того ты был возвышен нами, чтоб человечество обречь на гибель!

Путь к бессмертию

Василиса тоже приходит к выводу, что её суженому нужно поделиться своей ношей с кем-то и приглашает в Эдем трех кандидатов: Андрея Радова, его невесту Ксюшу и Волка, предварительно взяв с него и Кощея слово, что они не будут ссориться. Но давние враги устроили поединок, едва только Василиса с Андреем и Ксюшой ушла в мир Истока. Кощей одержал победу и уже готов убить оппонента, как в Эдем вернулась взбешённая фактом поединка Василиса. Она воззвала к совести Кощея и Волка и заставила их помириться. Серый Волк узнаёт правду о сущности всех Иванов.

Понял наконец? Я — это ты. Я — это каждый из вас. Самый затейливый самоубийца в Многомирье… Виновный в том, что вы появились на свет. Но, поверь. я исправлю эту ошибку.

Параллель с библейским сюжетом

Джеймс Джордж Фрезер в книге «Фольклор в Ветхом Завете» отмечает сходство сюжета о Кощее с библейским
сюжетом о Самсоне, с переменой ролей злодея и жертвы. Самсон во многом напоминает Кощея:

  • Он исполняет функции народного вождя, являясь судьёй Израиля.
  • Он обладает чудесной силой (заключённой в его волосах).
  • Его нельзя победить обычным образом — аналогично спрятанной смерти Кощея.
  • Он берёт себе жён из другого народа (В Библии не сказано, что он их похищает, но, в любом случае, его браки идут вразрез с установленными обычаями и приводят к трагедиям).
  • Жена Самсона выпытывает секрет его силы и помогает его победить (в ряде сказок Кощей открывает секрет своей смерти похищенной им женщине).
  • Самсон, как и Кощей, попадает в плен и освобождается благодаря чудодейственной силе (эпизоды с ослиной челюстью, с воротами Газы и героическая гибель).

Как указывает Фрезер, если бы существовала филистимская версия рассказа о Самсоне и Далиле, то Самсон предстал бы в ней в качестве разбойника, а Далила оказалась бы невинной жертвой его насилия, сумевшей победить его, благодаря своему мужеству и находчивости — и таким образом почти все элементы сюжета о Кощее встали бы на свои места.

Сюжет

Богатырь Никита Кожемяка возвращается в родную деревню и обнаруживает вместо неё пепелище. Юноша безутешен, когда к нему вдруг обращается Старичок Сам-с-перст-борода-семь-верст. От волшебного человечка узнаёт он, что опустошили деревню орды Кащея Бессмертного, а его будущую невесту Марьюшку похитили. Разгневанный Никита желает разыскать проклятого Кащея, чтобы поквитаться. Волшебный человечек напутствует молодца, даёт ему горсть родной земли и шапку-невидимку, на случай, если герой окажется вдруг в наибольшей опасности.

Вскоре мужественный воин приезжает верхом на коне в чужие края, где правит захвативший власть Кащей. Никита ввязывается в драку с охранниками у входа в город, сбегает и попадает на площадь, где как раз происходит судебное заседание. Служители Фемиды судят Булата Балагура, и собираются его казнить за попытку хищения ковра-самолёта, на котором обвиняемый намеревался отправиться в царство Кащея, чтобы убить кровожадного тирана. Увернувшись от пытавшихся его задержать охранников, Никита надевает на голову волшебную шапку, становится невидимым и освобождает Булата Балагура. Вместе они хватают волшебный ковёр, и летят к Кащею Бессмертному.

Оказавшись на краю света, они с помощью хитрости и волшебной шапки незаметно проникают в замок Кащея, где находят безжизненно лежащую на алтаре Марью. Когда приходит Кащей Бессмертный, двое товарищей прячутся. Они наблюдают, как Кащей надевает Марье на палец кольцо, тем самым возвращая её к жизни. В последующем разговоре Кащей Бессмертный предлагает Марье в последний раз стать его женой; но так как девушка боится того, кто не имеет сердца, чародей заверяет её, что оно у него всё-таки есть. Сердце чародея хранится в чёрном яблоке, растущем на чёрном дереве, стоящем на чёрной горе. В том случае, если храбрец приблизится к дереву, лист раскроется, появится цветок, который превратится в яблоко. Смельчак, отважившийся разломить яблоко голыми руками, найдёт в нём сердце, но обернётся камнем. Марья отказывается от предложения, после чего Кащей снимает с пальца девушки кольцо, и она возвращается в безжизненное состояние. Кольцо он бросает в водопад, который в результате кратковременно пересыхает и открывает секретный проход для Кащея Бессмертного. Прятавшийся до поры Никита надевает кольцо на палец Марьи, и снова пробуждает девушку. Они собираются уже бежать из замка, однако обнаруживают пропажу волшебной шапки. Марья снова снимает с пальца кольцо, бросает его в водопад и погружается в вечный сон, как только замечает смятение двоих мужчин перед водной преградой в потайном проходе Кащея. Таким образом, двое боевых товарищей убегают, в то время как девушка остаётся пленницей чародея.

Далее Никита вступает в противостояние с Кащеем Бессмертным. Злой чародей заклинанием мобилизует собственную армию, а добрый молодец берёт дарованную ему родную землю и подбрасывает в воздух, призывая таким образом народную дружину на подмогу. Булат Балагур тем временем взбирается на чёрную гору, срывает яблоко, расщепляет его и ловит выпавшего изнутри белого голубя. Между тем за поединком Никиты и Кащея наблюдают уже две выстроившиеся супротив друг друга армии. Дважды богатырю удаётся обезглавить Кащея Бессмертного, однако всякий раз у чародея вместо срубленной вырастает новая голова. Наконец, Булат Балагур находит сердце Кащея в виде змеи, затаившейся под оперением у голубя. Птицу он выпускает, а вот змею разбивает оземь, после чего несчастный Булат превращается в камень. В то же самое время Никита бросает поднятого над головой на землю, побеждая коварного чародея раз и навсегда. Войска поверженного противника оборачиваются в бегство, чары спадают, а воссоединившиеся герои, восславляют родную землю.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.

Кощей Бессмертный и Иван-царевич

Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:

Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.

Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.

Кощей Бессмертный и Марья Моревна

Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: Иваном-царевичем, Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.

В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает Вия из одноименной повести Николая Гоголя.

Кощей Бессмертный

Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Тайна имени

Кощей являлся загадкой не только для наших предков, но и для многих поколений фольклористов. Его имя является одной из тех тайн, которые пытаются разгадать и поныне. Фасмер высказывает мнение, что основой его является «кощ», что напоминает слово «кощун». Согласно гипотезе этого исследователя, «Кощей» может означать имя богохульника, проявлявшего кощунство в отношении светлых божеств, или же язычника.

А вот Срезневский высказал иную трактовку имени Кощея. Если верить ему, «кощ» указывает на нечестивца, тёмную личность, а также может ассоциироваться со словом «кость» (если вы помните, в сказках Кощей лысый и костлявый). На мой взгляд, версии обоих исследователей близки к истине, ведь они открывают нам натуру Кощея, какого мы знаем даже по сказочным историям: обманщика, противостоящему свету и добру.

Кащей Бессмертный

Влияние фильма

Часто в Японии проводились нелегальные показы патриотических советских фильмов, включая и «Кащея Бессмертного». Японским зрителям понравились герои из «Кащея»: в послевоенные годы этот фильм заменял им запрещённый тогда японский национализм. В пропагандистском журнале «Совэто эйга» говорилось о необходимости брать пример с патриотического советского киноискусства.

Весной 2013 года Тальменский краеведческий музей получил президентский грант в размере 600 тысяч рублей, на который был открыт зал, посвящённый фильму «Кащей Бессмертный», где в полный рост стоит деревянный Кащей, созданный скульптором Сергеем Мозговым.

В феврале 2016 года аспирант ТУСУРа Евгений Гарин направил письмо председателю Союза Кинематографистов России Никите Михалкову и министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому, в котором заявил о совпадении сюжетов «Звёздных войн» и «Кащея Бессмертного». Среди совпадений приводятся примеры сходства характеров и социальных ролей персонажей: Никита Кожемяка — Люк Скайуокер, Марья Моревна — Лея Органа, Булат Балагур — Хан Соло, Старичок-сам-с-перст — Магистр Йода, Кащей Бессмерный — Дарт Вейдер. Также ключевые сюжетные повороты: похищение главной героини, возвращение главного героя в свою сгоревшую деревню, маленький старец, передающий силу главному герою, и другое

Ряд критиков и фанатов данное заявление восприняли очень скептически и обращают внимание на то, что «в литературе существует всего 36 так называемых модульных сюжетов.» «Вообще это самостоятельное произведение, но Лукас вдохновлялся другими произведениями других авторов, такими например, как Курасава, Эйзенштейн, он вдохновлялся атакой Александра Невского на тевтонцев» — слова одного из фанатов саги «Звездные войны».

Происхождение слова «кощей»

Сергей Малютин, Кощей (1904)

По Фасмеру, два значения слова «кощей» имеют разную этимологию:

  • «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
  • древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».

Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет.


Худой, скупой человек

Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь), то есть это адъективная форма koštьі (отымённое прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».

Слово «кощей» на других славянских языках переводится как «кожа, шея, кости». Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).


Раб, пленник

В «Слове о полку Игореве» древнерусское «кощей» упомянуто трижды: князь Игорь Святославич, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то «чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы)»; также сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

В этом же значении «кощей» фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка «Кощей» (также «Кошькей», с диалектным новгородским чтением -«щ»- как -«шьк»-) встречается как личное имя.

В словаре В. И. Даля значение «смерд, подлый раб» приводится в качестве устаревшего значения слова «Кащей»

Это слово, по одним предположениям, произошло от «стоянка» (в древнерусском «кошь» — «стан, обоз»; в украинском языке «кіш» означает «стан, поселение», а «кошевой» — «старшина, начальник коша», и соответственно — хранитель общей казны коша. В белорусском языке «кашеваць» означало «раскинуть стан»). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от «кости́ть» (бранить), но Фасмер отмечает это сближение как менее вероятное.


Вредитель

В словаре В. И. Даля имя Кащей производится от глагола «кастить» — вредить, пакостить: «вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека».

С этим читают

  • Сказка на казахском языке с переводом на русский
  • Сказка на дневной сон средняя группа
  • Сказка на берегу селигера дом
  • Сказка на грузинский лад стрекоза и муравей
  • Сказка на день рождения женщине аудио