Сказка на тему круговорот воды в природе

моу сош с.наумовка учитель начальных классов пенкина галина викторовна урок окружающий мир в 3 классе программа школа россии тема:

$ МОУ «СОШ с.Наумовка»

Учитель начальных классов Пенкина Галина Викторовна

Урок окружающий мир в 3 классе (программа «Школа России)

Тема: Превращения и круговорот воды в природе.

Цели: -познакомить учеников с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе;

— Расширять кругозор учащихся.

— Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование: компь$ютер, иллюстрации, схема круговорота воды в природе, для опыта спиртовка, вода, треножник

Ход урока.

1.Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

$

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки.

Доброе утро, ребята! Говорят, как начнёшь день таким он будет до вечера. Так пусть же сегодня день будет плодотворным и вы узнаете много нового и полезного для себя.

2. Проверка домашнего задания. Задания подобраны индивидуально и для всего класса.

Карточка №1

Соед$ини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.

Без запаха

Без цвета

Расширяется при нагревании

Сжимается при охлаждении

Растворитель

Плохо проводит тепло

Прозрачность

$

текучесть

Воздух

Вода

Карточка №2

  1. В каком случае основные свойства воды указаны верно.

А) имеет синий $цвет, без запаха, прозрачная;

Б) бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.

2. Что происходит с водой при нагревании

А) при нагревании вода сжимается

Б) при нагревании вода расширяется

3.Вода является растворителем

А) да

Б) нет

Пока несколько человек работают по карточкам, учитель проводит опрос по вопросам раздела «Проверь себя»

        Почему воду называют одним из главных богатств на Земле?

        О каких свойствах воды вы знаете?

        Как можно очистить грязную воду?

Диктант

 с последующей самопро$веркой (да —  истинные высказывания,   нет – ложные высказывание)

1. Вода — жидкость  белого цвета.

2. Вода  — растворитель.

3.При нагревании вода сжимается.

4. Вода хорошо проводит холод и тепло.

5. Вода бесцветная жидкость.

6. Вода не имеет запаха.

7. При охлаждении вода сжимается.

8. Вода — прозрачная жидкость.

9. При нагревании вода расширяется.

10. Вода имеет запах.

Проверка.

И$тог: Какие свойства имеет вода?

3. Работа над новым материалом.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по бескрайним водным просторам нашей необъятной Родины и узнаем о том в каких трех состояниях может быть вода и что такое круговорот воды в природе.

В путешестви$е мы отправимся на прекрасном корабле. Я буду капитаном, Чукатаева С., Борисов О. и Кузьмин К. – юнгами и моими помощниками, а остальные матросами. Наши юнги подготовили для вас презентацию. Давайте посмотрим и запомним, что нам предстоит сделать.(Дети заранее провели работу по созданию презентации) ..puteshestwie kapel.ppt

$Puteshestwie kapel. Показ слайдов с 1-5

1.Слайд №1

Путешествие капельки. Выполнили ученики 3-го класса.

2.Слайд №2

Основополагающий вопрос.

— В чем уникальность воды?

3.Слайд №3

Проблемный вопрос.$

— Как вода переходит из одного состояния в другое?

4.Слайд №4

Цели исследования

— Выяснить в каких 3-х состояниях находится вода в природе.

— Узнать, что такое круговорот воды в природе.

5. Слайд №5

$План проведения исследования.

Сегодня мы постараемся ответить на все вопросы .Прямо по курсу «Сказочная страна»

-Учитель читает сказку.

Сказка

У одной $матери было четыре сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ни­чего схожего между собой не находили.

— Уж если, — говорит первый брат, — кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.

—А я, — говорит второй брат, — на стекло похож. Только
его я могу своим братом признать.

$ —А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас
‘Одного с другим путают.

—  А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат, — и
некого мне братцем назвать, разве только слезы.

Так и по сей день, спорят четыре родных брата: Белый снег,

Синий лед, Густой туман, Частый дождь.

Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все чет­веро родимой матерью наз$ывают. Бывает такое на свете. Не всегда брат брата узнает.

Почему снег, лед, туман и дождь в этой сказке названы де­тьми воды?

Мы с вами знаем, что вещества могут быть твердыми, жид­$кими и газообразными. Приведите примеры таких веществ. Вода — очень интересное вещество. Это единственное вещес­тво на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твер­дой, и жидкой, и газообразной. Как такое может быть?

Во что превратится вода, если она станет твердой? (Лед, град.) Во что $превратится вода, если станет газообразной? (Пар, туман.)

Что такое туман?

          О чём эта сказка?

        Почему  снег, лёд, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды?

Вода в природе существует в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном.

— От чего зависит состояние воды? (от температуры)

— Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед на руке, снег, сосульки, айсберги).При 0*вода переходит из жидкого состояния в газообразное.

— Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар)

Далее ведется работа по учебнику ( стр.53-54)

— Все на палубу. Густой туман, видимость низкая. А$ что такое туман?

Туманы — обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они — могут быть очень полезны людям.

Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожида$ются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.

4.Физминутка.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

$Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше

Для закрепления отгадаем кроссворд ( можно через проектор вывести на доску или на компьютере)..krossvort.xls

5.Круговорот воды в природе. Практическая работа.

Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем  стекло со снегом и мы видим на ней капли, которые падают вниз. Как это объяснить?.Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капли падает вниз.

Круговорот воды в природе  $презентация..Круговорот воды в природе.pptx

(показать первые 4 слайда ,затем обсудить)

Подробное объяснение проводится по схематическому рисунку.

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей , океанов, рек, из почвы. Воду испаряют все растения.

Вода прев$ращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.$

Судьба выпавших капель различна. Одни попадают в ручьи, реки, озера или сразу в моря и оттуда снова испаряются в воздух.

. Итог урока.

Выполним тест все вместе на знание темы : «Вода и ее свойства». Выберем правильные ответы, а то мы не сможем причалить к берегу...test.doc

Каждый матрос за правильный ответ получит якорь. Кто больше всех наберет, то получит приз в виде 5.

Дети отвечают на вопросы теста.

$ Затем нужно вернуться к презентации ребят, которая служила нам в виде карты. Просмотреть 6-8 слайд.( Я узнал. Я прочитал. Вывод.)

..puteshestwie kapel.ppt

. Что будем изучать на следующем уроке. Прослушать в презентации «Круговорот воды в рироде 5 слайд. Каньон реки. «Жалобная книга». ..Круговорот воды в природе.pptx

$ Если останется время можно прослушать презентацию « Жалобная книга» реки. ..prezentacija.ppt

( 2-3 уч-ся могут выполнить тест «Берегите воду».) ..test.ppt

Д/з – стр.53-56  выполни задания стр.56.

$

Все успешно причалили к берегу. Выставление оценок. Все в подарок получают буклеты. ..buklet.pub «Вода – труженица»

Используемая лит$ература:

  1. О.Н. Федотова. Наш мир знакомый и загадочный. Хрестоматия.

  2. Рисунки с сайта festival.1september.ru

  3. Материал http://tana.ucoz.ru/load/353-1-0-877

Дата:

$Класс: « 4 »

Предмет: познание мира

Тема: Круговорот воды в природе

Цель урока:

  • Формирование первичных понятий о круговороте воды в природе. Совершенствование представлений о физических свойствах воды. Знакомство с лабораторным оборудованием.

  • Развитие коммуникативных свойств речи, концентрации внимания, наблюдательности, умение делать выводы, обобщать$, обогащение и усложнение активного и пассивного словарного запаса.

  • Способствовать осуществлению экологического воспитания; эстетического восприятия; умения входить в воображаемую игровую ситуацию.

Ожидаемый результат:

Знать: как происходит круговорот воды в природе.

Уметь: выделять главное, делать выводы.

Понимать: необходимость бережного отношения к водным ресурсам на планете.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

Форма организации урока: беседа и практическое задание

Дидактическое обеспечение урока: Химическая посуда , штатив аппликация «Круговорот воды в природе», плакат « Охрана воды», предметные картинки «Пар», «Капля воды».

Словарь: круговорот, водоупорный слой, осадки, фильтрация, испарение, атмосфера.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

1 .Психологический тренинг

Улыбнулись друг другу, пожелали успеха.

II. Актуализация опорных знаний 

  1. $

    Фаза вызова интереса.

Загадка.

Я и туча и туман,

И ручей и океан,

Я летаю и бегу

Неподвижной быть могу.

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

И снежинка вырезная,

Вы узнали без труда

Называюсь я …(вода).

  • Дети из каких слов вы смогли догадаться, что это вода?

  • Правильно потому, что вода как вы помните из прошлых занятий обладает необыкновенным свойством. Бывает жидкой, твердой (лед), газообразной.

2. Проверка домашнего задания

$(Письменно отвечают на вопросы)

  • При каких условиях вода из одного состояния переходит в другое?

  • Почему родниковая вода считается чистой?

Взаимоконтроль (обмен тетрадями, сверка по эталону – ответы на интерактивной доске)

Обобщение.

Вот как много мы уже знаем о воде.

А сейчас произнесите каждый негромко это слово и запишите на дождевой капельке кто и что при этом вспомнил.

Ассоциация

Работа в группах. (4 группы по 6 человек – «Родничок», «Снежинка», «Капелька», «Радуга».)

Музыкальное оформление (песенка о дожде).

Учащиеся на листах в форме капельки пишут слова:

туман

$

море

дождь

снегопад

лед

река

Эти листики прикрепить на доску в виде дождя.

3. Целевая установка урока.

Вот сколько превращений может иметь вода – потому что у нее есть еще одна удивительная способность – вода находится в постоянном и непрерывном движении. А если вы правильно разгадаете ребус, то у нас получится ключевое слово темы нашего урока.

$Интерактивная доска: ,

поворот

круг

Поэтапное подведение к полному названию темы «Круговорот воды в природе»

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Вводно-мотивационный этап

$— Дети, представьте: небо $закрывают темные тучи. Идет дождь, но вот он перестал и все вокруг быстро высыхает.

Часть воды, как мы уже сегодня говорили, впиталась в землю, а куда делась влага с$ мокрых листьев, асфальта?

Обобщив ответы детей — подвести к выводу, что вода под воздействием солнечных лучей нагревается, превращается в невидимый пар и поднимается в воздушные слои, т.е. испаряется.

А что же происходит дальше?$

  1. Практическая работа.

На штативе укреплены две фарфоровые тарелочки (хим. посуда). В верхней — снег, воду в нижней довести до кипения. С ее поверхности происходит испарение, пар поднимается вверх, встречается с холодным предметом и снова превращается в капельку воды. Она появляется на дне верхней тарелки и падает в воду (в нижнюю тарелку).

Ученик (стихотворение):

Жил да был на свете пар

С виду был он сед и стар,$

Но с кипящею водой

Пар плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился.

— Дети, вы все, наверное, видели дома на кухне капельки воды на внутренней стороне крышки кастрюли с горячим супом, слышали, как звенит крышка чайника во время кипения? $

5. Поэтапно подвести к выводам по практической работе.

— Что происходит с водой при испарении? (Превращается в пар, поднимается до холодных слоев атмосферы, при охлаждении превращается в мелкие капельки воды, образуя облако.)

— Почему облака становятся тяжелыми и темными? (капли соединяются друг с другом и вода возвращается на землю в виде дождя или снега)

— Часть выпавшей воды просачивается в землю, питает растения, звонкими ручейками стекает в реки, другая — снова испаряется.

— Так с поверхности земли постоянно происходит испарение. В теплое в$ремя года быстрее, его даже можно заметить. Вот какими красивыми словами описал это явление А.К. Толстой в одном из своих чудесных стихотворений:

«Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли».

— Испарение происходит постоянно в течении всего года. Это постоянное движение воды называется — круговорот воды в природе.

Динамическая пауза (Проводит физорг класса)

Я и туча и туман,$

И ручей и океан,

Я летаю и бегу

Неподвижной быть могу.

Физминутку провести следующим образом:

  • Записать на доске четверостишие;

  • $Дети читают и запоминают 4-ю строку;

  • Затем ее стереть — дети ее выполняют без слов.

  • Также 3-ю и 2-ю строки.

$В конце дети выполняют движение со словами — и садятся бесшумно (неподвижной быть могу).

    1. Применение.

      1. Работа с учебником. Стр. 37 – 38

    $Направленное чтение:

    Круговорот воды в природе.

      1. $Работа в тетради. Составление и защита каждой группой постера

      3. «Вслед за каплей»по сюжетным рисункам (Интерактивная доска).

      • За лучший текст – каждый ученик в группе берет снежинку.

      4. Подытожить содержание каждого из текстов.$

      Дождевая капелька упала на лист лопуха. Она немного поделилась влагой с его корнями, потом с листочка на листок скатилась в ручей, впадающий в лесную речку.

      С ее поверхности испарилась и поднялась высоко в небо. Превратилась в снежинк$у, проплыла над землей с легким облаком’и снова опустилась на землю.

      В чем мы еще раз смогли убедиться? ($что вода постоянно совершает круг.

      Это очень хорошо показано на схеме.

      5. Работа со схемой

      • Дети, чтобы вы лучше поняли насколько важен круговорот воды для жизни на земле, мы с вами тоже совершим небольшое путешествие в далекую сказочную страну невыученных уроков.

      • $Как вы помните, Витя Перестукин ученик 4-го класса на уроке познания мира сказал, что вода при испарении исчезает.

      И вода в волшебной стране действительно исчезла.

      Пересохла и потрескалась земля, вокруг выжженной зноем поляны скрипел черными ветками угрюмый лес, все живое начало гибнуть от жажды. Потому что без воды нет жизни.

      «Не умыться, не напиться без воды, И листку не распуститься без воды».

      $

      А воды, пригодной для человека не так уж много на земле. Вода огромных морей и океанов очень соленная.

      Вода — самое ценное богатство планеты, ее нужно бережно расходовать, беречь от загрязнения.

      $ Дети, кто поможет Вите быстро вспомнить, что происходит с испарившейся водой?

      — Ответы детей. (с опорой на иллюстративную схему)

      — Идет долгожданный дождь, наполняются реки, все цветет и зеленеет. В удивительную страну возвращается жизнь, а мы на урок.

      VI. Этап информации о домашнем задании (Разноуровневое)

      1. Выполнить в тетради схему круговорота воды в природе.(1 уровень)

      2. Сочинить пятистишье о круговороте воды или ее охране. (2 уровень)

      3. Написать синквейн об охране воды (3 уровень)

      VI. Подведение итогов урока

      1. Ответы на послетекстовые вопросы учебника.

      2. Заключительное слово учителя

      — Дети, я хочу поблагодарить вас за активную работу.

      Наш урок заканчивается, а круговорот воды в природе продолжается.

      $— Незаметен он в природе,

      Но в лесу и огороде

      Синей тучей, белым снегом

      Происходит круглый год у воды (круговорот) – хором.

      $ Самооценка и оценка работы класса, отдельных учащихся. (Суммативная по количеству снежинок)

      VIII. Этап рефлексии

      Предлагается учащимся дорисовать личико снежинки в зависимости от впечатления от урока.

      Было интересно – веселое

      Вызвало затруднение – серьезное

      Я недопонял – грустное

      Тема в кратком изложении: Круговорот воды в природе – схема превращения, кратко как происходит — в помощь школьникам

      Дорогой читатель! Материал по теме подобран специально для ознакомления и подготовки к уроку, проекту или реферату. Поможет лучше освоить материал.

      Круговорот воды – это очень важный природный процесс, благодаря которому возможна жизнь на нашей планете. Окружающую среду невозможно представить без воды, поскольку только при её участии происходят многие физические, химические и биологические процессы. Чтобы не чувствовалось недостатка чистых водных ресурсов на Земле, постоянно происходит превращение и круговорот воды в природе.

      Круговорот воды в природе – схема превращения, кратко как происходит в кратком изложении

      Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
      Акулинкиной Татьяной Николаевной.
      Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

      Круговорот воды в природе – схема превращения, кратко как происходит в кратком изложении

      Значение и свойства воды

      Земля на 70 % покрыта водной оболочкой, которая составляет важнейшую часть биосферы – гидросферу. В неё входят все существующие на планете океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, искусственные водные бассейны, а также водяные пары и ледники.

      Круговорот воды в природе – схема превращения, кратко как происходит в кратком изложении

      Рис. 1. Ледники

      Как известно, вода может пребывать в трёх различных состояниях:

      • газообразном (облака, тучи);
      • жидком (реки, океаны и пр.);
      • твёрдом (лёд).

      Гидросфера состоит из воды, которая находится на земном шаре во всех трёх своих состояниях. Вода – это уникальный и единственный компонент в природе, который может иметь три различные формы. Больше ни одно вещество на планете на такое не способно.

      Процесс круговорота

      Водообмен – это постоянный процесс, в ходе которого влага «путешествует» через Мировой океан, твердую земную оболочку и атмосферу. Кратко это выглядит так:

      • Поначалу влага испаряется с поверхности водных бассейнов и в виде пара попадает в воздушные массы, где начинает активно участвовать в различных реакциях.
      • Далее происходит формирование облаков и туч, благодаря которым на землю выпадают осадки в виде тумана, града, снега или дождя.
      • Достигнув земли, атмосферные осадки восполняют недостаток влаги в водных бассейнах. Также дожди увлажняют землю, которая питает все растения. В результате все живые существа на планете насыщаются кислородом.
      • Затем опять происходит испарение влаги в атмосферу, и процесс начинается по новому кругу.

      Круговорот воды в природе – схема превращения, кратко как происходит в кратком изложении

      Рис. 2. Схема круговорота воды в природе

      Следует помнить, что основной двигатель водного обмена – это энергия Солнца.

      Больше всего влаги испаряет Мировой океан. Как известно, вода в нём солёная, однако, при испарении становится пресной. Таким образом, океанические воды являются самой настоящей фабрикой по производству пресной воды, без которой жизнь на земном шаре была бы невозможной.

      Учёные установили, что на планете ежесекундно выпадает порядка 16 млн тонн различных осадков, и в тот же миг такое же количество воды возвращается обратно в воздух. Масштабы водного обмена на Земле просто поражают!

      Можно провести интересный опыт, чтобы наглядно продемонстрировать испарение влаги в Мировом океане под воздействием солнечных лучей. Необходимо взять стакан, наполнить его наполовину водой, растворить четверть чайной ложки соли, плотно укрыть полиэтиленовым пакетиком, закрепить резинкой и поставить на подоконник в солнечную погоду. В результате получится простейшая имитация Мирового океана и атмосферы. Спустя некоторое время на стенке пакета появятся капельки. На вкус они пресные. – так происходит испарение влаги под воздействием солнечного тепла.

      Виды круговорота воды

      Различают большой и малый круговорот воды.

      • Большой круговорот. Испарения Мирового океана поднимаются в воздух, а затем ветрами переносятся на континент и выпадают в виде различных атмосферных осадков. Далее это же количество влаги обратно попадает в океанические воды вместе с реками и грунтовыми водами.

      Круговорот воды в природе – схема превращения, кратко как происходит в кратком изложении

      Рис. 3. Воды Мирового океана

      • Малый круговорот. Пар, образующийся над океаном, попадает обратно в его же воды в виде осадков. Так и вода, образовавшаяся над сушей при испарении, в виде осадков снова выпадает на её поверхность.

      Выделяют также континентальный круговорот влаги, который происходит на территории материка. Вода с местных водоёмов и земной поверхности испаряется, а затем, спустя какое-то время, вновь возвращается из атмосферы в виде снега, тумана или дождя.

      В результате многолетних исследований учёные пришли к выводу, что круговорот влаги в последнее время стал значительно ускоряться. Это негативно сказывается на климате во всём мире. Жаркие районы станут ещё жарче и суше, а в дождливых местностях будет выпадать ещё больше осадков.

      Что мы узнали?

      Одной из важных тем окружающего мира за 3 класс является круговорот воды. Мы узнали, что из себя представляет этот процесс, как происходит круговорот воды в природе, от чего он зависит и какую роль играет на планете. Благодаря полученной информации, школьники без труда смогут написать доклад или составить сообщение к уроку.

      Источник

      Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

    • Сказка на троих человек для детей
    • Сказка на тему космос
    • Сказка на пожарную тематику для детей
    • Сказка на садовой большое движение
    • Сказка на острове смотреть сесдизи