Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 69-71.
УКМ «Перспектива»
Раздел «Литературная сказка»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
1. Вы уже знаете, что сказки бывают народными и литературными, то есть пересказанными и придуманными писателями. Подумайте, чем объясняется сходство сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран.
Сходство сюжетов народной и литературной сказки часто основано на том, что писатели использовали сюжеты народных сказок. Они перерабатывали их на свой лад, но оставляли основные события и героев.
Часто это происходит потому, что писатели владеют литературным языкам и обрабатывают сказки, рассказанные неграмотными людьми, делая их удобными для чтения.
Но также сходство сюжетов основано на том, что все сказки проповедуют одни и те же моральные ценности, торжество добра над злом. Эти ценности присущи всем народам.
2. Составьте таблицу «В чём схожесть и различие народных и литературных сказок».
Сходства и различия народных и литературных сказок
Народная/литературная
Авторство: народ/писатель.
Форма: устная/письменная.
Возможность изменения: допускается/не допускается.
Время создания: не определено/указано конкретное.
Жанры: волшебная, бытовая, о животных/может включать черты всех жанров.
Место действия: сказочный мир/сказочный и реальный мир.
Герои: положительные и отрицательные/могут обладать и положительными, и отрицательными качествами.
Отношение автора: не показано/показано.
Сюжет: вымышленные события.
Главная тема: противостояние добра и зла.
Средства выразительности: используются.
Обязательные элементы: зачин, концовка, присказка/могут не иметь.
3. Сравните героев литературной и народной сказок.
Герой народной сказки:
Всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания.
Преодолевает все трудности на своём пути.
В пути ему помогают волшебные предметы и помощники.
Всегда возвращается изменившимся.
Герой литературной сказки:
Может не уходить из дома, а может попадать в волшебный мир. (Ослик Мафин или Младшая дочь в сказке «Аленький цветочек)
Не всегда сталкивается с трудностями, но если сталкивается, преодолевает их. (Элиза в сказке «Дикие лебеди»)
Встречается с волшебными предметами и помощниками, если сказка волшебная. (Солдат в сказке «Огниво»)
Остаётся таким же как был внешне, но меняется внутренне. («Бременские музыканты»)
4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.
Это Борис Заходер, который перевёл «Винни Пуха», Василий Жуковский переводил сказки Шарля Перро, Пётр Ганзен переводил сказки Андерсена, Самуил Маршак переводил сказки разных народов, Ирина Токмакова переводила сказки про Муми-тролля, Наталья Рахманова перевела «Хоббита».
5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Перро, Андерсена, Аксакова? Обоснуйте своё мнение.
В основу этих сказок легли все жанры народных сказок.
Так, сказки «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек» имеют в основе волшебные сказки. В них происходят чудеса, волшебные превращения, есть волшебные предметы и помощники.
Сказка «Бременские музыканты» имеет в основе сказки о животных, ведь её героями стали животные.
А такие сказки, как «Чайник», имели в основе бытовые сказки, просто их героями стали предметы, а не люди.
6. Подумайте и обсудите друг с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий, поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.
Во всех прочитанных мной сказках есть глубокий, поучительный смысл. Они говорят нам о том, что человек может стать счастливым, добиться успеха, только если будет хорошо относиться к другим людям, делать добро.
Но этот же глубокий смысл содержится и в народных сказках и притчах.
7. Попробуйте на основе сюжета сказки Андерсена «Пятеро из одного стручка» построит научно познавательный рассказ.
Научно-познавательный рассказ «Пятеро из одного стручка»
Горох — удивительное растение семейства Бобовых.
Чтобы появилось новое растение, семя гороха, горошина, должно попасть в землю. Оно прорастает и даёт росток. Если росток поливать, освещать солнцем, то он будет расти. Стебель гороха гибкий, стелящийся. Поэтому под него ставят подпорки или его подвязывают.
Потом на растении появляются нежные бело-розовые цветы. На их месте образуется плод гороха — стручок, в нём зреют горошины. Молодой стручок зелёный и сочный. А спелый сухой и желтый, в нём могут находиться до десяти крупных горошин. Осенью стручок лопается и горошины падают на землю.
Но не все они дадут начало новым растениям. Часть погибнет, другая часть будет съедена птицами и животными, и только некоторые присыплет землёй и они успешно перезимуют, чтобы весной прорасти.
8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познаваетльных рассказов.
Автор художественного произведения не ставит целью поделиться научными, реальными фактами, он хочет рассказать поучительную историю, которая развлечёт или позабавит читателя.
Автор научно-познавательного рассказа ставит целью поделиться фактами о природе или предмете, заинтересовать ими читателя, расширить его кругозор.
9. Каких русских писателей сказочников вы знаете? Выпишите их произведения в творческую тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.
Список произведений русских сказочников для 4 класса
- Александрова Т. «Домовёнок Кузька».
- Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
- Гераскина Л. «В стране невыученных уроков».
- Даль В. «Сказки».
- Ершов П. «Конёк-Горбунок».
- Жуковский В. «Сказки».
- Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика».
- Козлов С. «Ёжик в тумане».
- Лагин Л. «Старик Хоттабыч».
- Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки».
- Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»
- Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
- Пушкин А. «Сказки».
- Толстой А. «Золотой ключик».
- Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».
10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто их авторы?
Эти иллюстрации сделаны к сказке Павла Ершова «Конёк-Горбунок» и сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница».
11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран».
Для выставки «Сказки русских писателей» можно использовать список из пункта 9.
Список книг для выставки «Сказки писателей разных стран»
- Андерсен Г-Х. «Сказки».
- Барри Д. «Питер Пэн».
- Бжехва Я. «Академия пана Кляксы».
- Братья Гримм «Сказки».
- Гауф В. «Сказки».
- Киплинг Р. «Маугли».
- Кэролл Л. «Алиса в стране чудес».
- Линдгрен А. «Карлсон, который живёт на крыше».
- Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
- Милн А. «Винни Пух и все, все, все».
- Пьеро Ш. «Сказки матушки гусыни».
- Пройслер О. «Маленькая баба-яга».
- Родари Д. «Путешествие Голубой стрелы».
- Трэверс П. «Мэри Поппинс».
- Яннсон Т. «Муми-тролль и комета».
12. Найдите и прочитайте биографию Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в знаменитой сказке «Гадкий утёнок»? Какие его сказки вы представите на выставке? Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Андерсена.
Пример рассказа-биографии о жизни и творчестве Андерсена можно прочитать, перейдя по ссылке. Там есть ответы почти на все заданные вопросы.
Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.
Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):
— умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.
— умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь)
Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.
слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь),
пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,
Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.
Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.
Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.
Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.
Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.
Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».
Этап урока/задача
Содержание (задания)
(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)
Деятельность учителя (как помощника, организатора)
(вопросы, действия)
Деятельность учащихся
(личностные, метапредметные и предметные действия)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Приветствие учителя. Сообщение темы урока. А для того, чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке, предлагаю послушать текст .
Проверка готовности к уроку
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Текст.
В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну…
«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
— Вот врут-то! И вам не стыдно?
— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
— Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»
Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?
Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.
придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем
придумывать небылицы- придумщик
сочинять – сочинитель
обманывать — обманщик
выдумывать — выдумщик
рассказывать сказки — рассказчик
врать – врун
3.Выявление места и причины затруднений.
Рассказ учителя «Из истории языка и культуры»
Слово «врать» не всегда значило «лгать». Еще 200 лет назад, во времена А. С. Пушкина, можно было услышать: «Полно врать пустяки», то есть «говорить глупости», «попусту болтать». Первоначальное значение глагола «врать» – «говорить».
слушают и запоминают информацию.
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
работа с синонимами и антонимами
Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?
выполняют задание
5.Реализация построенного проекта
работа в паре.
1.Сказка – (….) , да в ней намек, добрым молодцам урок.
2.Большая (….) начинается с маленького (….).
3. Жить в (…) как в тумане.
4.- Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, — сказал грустно Отшельник, — и лучше их и не искать?
— (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.
Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.
Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.
выполняют задание
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Текст.
Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!
— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!
Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:
— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.
Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:
— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!
Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:
— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!
Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».
Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».
1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.
2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.
читают текст
выполняют задания.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Составление текста.
Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)
Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)
Правда, как (солнце), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (взглянуть) боится. Правда (по земле) идет, как (стрела), а Кривда (ковыляя.) да (пошатываясь)
8.Включение в систему знаний повторение.
Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.
Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?
Ответы учеников
9. Рефлексия УД на уроке
Беседа
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?
Ответы учеников
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 5 класс
1. Античная мифология в «Хрониках Нарнии» («Лев, колдунья и волшебный шкаф»).
2. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
3. Миф об Орфее в произведениях живописи
4. Образ Геракла в произведениях живописи
5. Образ дракона в детской литературе
6. Подвиги Геракла на античных вазах
7. Красна речь пословицей
8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
9. Мы в зеркале пословиц
10. Малые жанры фольклора
11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
12. Фольклор моей семьи
13. Фольклорная шкатулка
14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»
17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
18. Гоголь Н.В. — словесный кулинар.
19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»
20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
23. Повесть Н.С. Лескова «Левша» и ее кинематографическая интерпретация.
24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова
25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
26. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова
28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова
29. «Чины и звания» героев в ранних рассказах А.П. Чехова
30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
33. Герои английских лимериков
34. Литературные портреты героев в «Приключениях Гекльберри Финна» и иллюстрации к книге.
35. «Приключения Гекльберри Финна»: карта путешествий.
36. Литература и мой край
37. Мои ровесники в литературных произведениях
38. Какие загадки знают современные школьники?
39. Писатели, поэты рядом
40. Произведения в интерпретации иллюстраторов
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 6 класс
1. Самоотверженность , любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»
2. Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»
3. Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»
4. Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Роль мистики в творчестве Гоголя
6. «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
7. Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»
8. Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»
9. Образ морской волны в поэзии лермонтова
10. Тема дуэли в лирике Лермонтова
11. Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)
12. Образ няни в жизни и творчестве Пушкина
13. Завтрашний день книги
14. Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»
15. Литературные места нашего города
16. Литературные места нашей области
17. Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях
18. Образ учителя в произведениях писателей 20в
19. По следам литературных героев
20. Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.
21. Прозвища моих одноклассников и их значения.
22. Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.
23. Что читают мои сверстники?
24. Что читают в моем классе?
25. Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.
26. Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»
27. Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.
28. Зачем нужны псевдонимы?
29. Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»
30. Словообразовательные инновации в речи подростков
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 7 класс
1. Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
5. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
7. Биологические знания героев романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и современная наука.
8. Латинские «крылатые выражения» в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
11. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
14. От комических поэм А.С. Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне») к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова («Сашка», Казначейша», «Сказка для детей»).
15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.
19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
20 Какие существуют литературные премии сегодня
21. Литературные сообщества в Интернете.
22. Образ дождя в творчестве современных поэтов
23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
24. Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» и ее кинематографические интерпретации
25. Образы растений и цветов в литературе
26. Памятники литературным героям
27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений
28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны
29. Слова-символы в японской поэзии
30. Языковые средства создания юмора в произведениях
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 8 класс
1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой
2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко
3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова
5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина
6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина
8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования
10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена
12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»).
13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе
14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов
15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе
16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе
17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.
18. Одиссея и русские народные сказки
19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
20. Символика поэмы «Медный всадник».
21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством
22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы
24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 9 класс
1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».
2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова
5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России
7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети
9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина
11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина
14. Книжные полки Онегина
15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу
21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы
22. Коммуникативная функция подростковой анкеты
23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна
24. Образ города в творчестве С. Довлатова
25. Образ моря в русской классической литературе
26. Образ собаки в литературе XX века
27. Птичьи фамилии в литературе
28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».
30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 10 класс
1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».
2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание
3. Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание»
4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»
7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»
9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина
10. Пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»
11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»
12. Изображение военных действий в произведениях Толстого
13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»
14. Роль сравнений в романе Толстого « Война и мир»
15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»
16. Античные образы в поэзии А.А.Фета
17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе
18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета
20. А.Меньшиков в истории и в литературе ( по роману Толстого А. «Петр 1»)
21. Герой современной русской и французской литературы
22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в
23. Карты и карточная игра в литературе 19 в
24. Женские судьбы в стихах наших современниц
25.Образ еды в произведениях русских писателей
26. Образы деревьев в русской поэзии 19в
27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?
29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века
30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 11 класс
1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой
2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой
3. Цветы в поэзии Ахматовой
4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой
5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина
6. Художественные приемы и особенности романов Акунина
7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»
9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете
10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей
11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)
12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.
14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока
15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?
16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого
17. Роль снов в литературных произведениях.
18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста( на материале предвыборных публикаций)
19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в
20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
21. Памятники литературным героям в России.
22. Мир фэнтези в современной литературе
23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова
24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.
26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв
28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»
29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)
30. Никнейм как раз
- новидность современных антропонимов
Summary
Article Name
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе
Description
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе с 5-11 класс.
Author
Татьяна
Publisher Name
Studyfive.ru
Publisher Logo
Этап занятия
Деятельность воспитателя
Проверка готовности учащихся к занятию.
— Здравствуйте, дети. Я вас рада видеть.
— Сегодня на нашем открытом занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Подготовка к активной учебно — познавательной деятельности (Пг)
— Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые гости! Добро пожаловать на литературную игру «Волшебный мир сказки».
— Я надеюсь, что сегодня наша литературная игра станет для вас помощником в игре на параллель. Наша команда справится с легкостью и достоинством.
Чтобы работа в наших командах была слаженной и четкой, давайте вспомним правила работы в группе.
Правила работы в команде (группе):
- мы активно слушаем, ведем переговоры, уважаем различные мнения, но отстаиваем свою точку зрения;
- мы стремимся к достижению общих целей, строим доброжелательные отношения и командный дух в группе;
- мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи;
- при проведении групповой работы каждый из нас выполняет определенную роль — капитан и участники команды.
Ведущий: — Ну что же, наши команды готовы? (Готовы!)
— А капитаны готовы? ( Готовы!) — Тогда вперед! Наша игра начинается!
- Обратите внимание на доску: знаком ли вам эти герой? (Щелкунчик)
- Из какого он произведения? («Щелкунчик и Мышиный король», Гофмана)
- Кто такой Щелкунчик? (Игрушка, заколдованный человек).
- Кто у автора выступает на первый план: игрушка или человек? (Человек, ведь даже игрушечный Щелкунчик ведет себя как человек).
- Так к какому жанру относится произведение Эрнеста Гофмана? Докажите своё мнение:
- сказка
- повесть
- рассказ
- повесть-сказка
— Вы правы, это повесть-сказка.
Я думаю, вы хорошо прочитали сказку «Щелкунчик и Мышиный король». И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире сказок, узнаем, кто из вас является знатоком сказок. А поможет это сделать литературная игра.
Применение знаний и способов действий (Пр)
1 задание. «Чудный гений»
Просмотр «Биография — фильм» (по биографии Гофмана)
Смотрим фильм и запоминаем биографические данные писателя.
Игра «Да — Нет»
Ведущий читает вопрос, дети должны ответить только «Да» или «Нет».
1. Гофман Эрнст Теодор Амадей — немецкий писатель, художник, композитор, музыкальный критик. (Да)
2. Гофман Эрнест родился в семье учителя. (Нет)
3. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его звали) явился на свет в славном городе Кёнигсберге в день Святого Иоанна Златоуста. (Да)
4. Взял себе имя Амадей в честь Моцарта. (ДА)
5. Юный Гофман много лет работал в школе. (Нет)
6. Мечтал стать чиновником. (Нет)
7. Юный Гофман много лет служил в разных судебных ведомствах. (Да)
8. Сборник под названием «Фантазии в манере Калло» имел успех, и автор сразу стал знаменитым. (Да)
9. В маленьком городе Бамберге Гофман стал знаменит, когда служил режиссёром и декоратором в театре. (Нет)
За каждое правильное совпадение — 1 балл.
2 задание. Викторина «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»
Командам задаются короткие вопросы, требующие моментального и краткого ответа. Ведущий адресует вопросы каждой из команд по очереди. В случае отсутствия ответа или неправильного ответа право ответа переходит к соперникам.
1. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря.)
2. Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки.)
3. Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки.)
4. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек.)
5. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик.)
6. Щелкунчик — это… (Инструмент для колки орехов.)
7. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник.)
8. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов.)
9. Сколько голов было у мышиного короля? (7.)
10. Кто командовал кавалерией и артиллерией? (Панталоне.)
11. Что решило исход битвы? (Мари швырнула туфельку в мышей.)
12. Кто такая Пирлипат? (Принцесса.)
13. Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей.)
14. Что случилось с семью сыновьями Мышильды? (Они попались в ловушку и были казнены.)
15. Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу.)
16. Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)
17. Где нашли орех? (В Нюрберге.)
18. Кто согласился разгрызть орех? (Племянник Дроссельмейера.)
19. Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду.)
20. Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами?(В Кукольное царство.)
3 задание. «Создайте словесный портрет героя»
Каждая команда получает ребус, где зашифрован герой сказки.
Задача: отгадать ребус и выбрать прилагательные, которые характеризуют данного героя.
Физкультминутка
А сейчас, ребята, сказка даст нам отдохнуть. Отдохнём и снова в путь.
4 задание. «Сказка в сказке»
«Подберите к этому эпизоду фрагмент из текста»
Перед вами изображён эпизод из сказки. Ваша задача подобрать к этому эпизоду фрагмент из текста и прочитать его по ролям.
1 фрагмент «Подарки» | |
2 фрагмент | |
3 фрагмент | |
4 фрагмент |
Итог на рефлексивной основе (Ит)
Соберите пословицы.
Сам кашу заварил,
Один ум хорошо,
Не гордись красотой —
Кабы знать, где упасть,
а) так соломки бы припасть.
б) сам и расхлёбывай.
в) гордись делом.
г) а два лучше.
(1 — б, 2 — г, 3 — в, 4 — а)
Какая из данных пословиц раскрывает смысл сказки?
Жюри подводит итоги.
Рефлексия
«Волшебный мешочек»
У меня в руках мешочек. «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Тема: Сказка «Волк и семеро козлят»
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора.
Тема: Сказка «Гуси-Лебеди»
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация.
Тема: Сказка «Лиса и журавль»
Цель: познакомить детей с алыми формами фольклора; развивать речь, память.
Тема: Сказка « Маша и медведь».
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; развивать речь, память.
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Тема: Русская народная сказка «Зимовье» (в обработке Соколова-Микитова И.)
Цель: закрепить особенности времени года зима; определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать мышление, речь, память
2. Тема: Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко».
Цель: углубить интерес детей к литературе, к жанру сказки; развивать способность к целостному восприятию текста, выделяя содержание. Особенности главных героев.
1. Тема: К. Ушинский «Лекарство», «Васька»
Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания литературных произведений; развивать умение пересказывать рассказы; воспитать желание работать в коллективе.
2. Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной деятельности со взрослым и сверстниками; поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанном произведении в художественной деятельности
-
Тема: «У солнышка в гостях» словацкая народная сказка
Цель: углублять читательский опыт за счёт слушания произведений; воспитать уважение к культуре других народов.
2. Тема: С Маршак «Вот какой рассеянный»
Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания произведений; развивать речь, память.
.
1. Тема: Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»
Цель: учить самостоятельно пересказывать рассказы с помощью взрослого; развивать память
2. Тема: Стихи русских поэтов об осени
Цель: углублять интерес детей к литературе; развивать желание учить стихи; прививать любовь к поэзии.
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
-
Тема: Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
Цель: учить детей понимать образное содержание сказки, идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки; развивать память, внимательность
2. Тема: Русская народная сказка «Теремок»
Цель: учить пересказывать по ролям; выразительно
-
Тема: Ознакомление с малыми формами фольклора
Цели: познакомить детей с малыми формами фольклора; воспитать интерес к народному творчеству.
-
Тема: Как у нашего кота
Цели: расширять читательский опыт (опыт слушания) за счёт разных жанров фольклора (прибаутки, заклички, загадки); развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных произведений (пересказ, заучивание); воспитать любовь к народному творчеству.
-
Тема: Сказка русская народная «Лисичка со скалочкой» (в обработке М. Булатова)
Цель: развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счёте предметов; воспитывать доброжелательность, инициативность в общении.
-
Тема: Немецкая сказка «Заяц и ёж»
Цель: познакомить детей со сказками других народов; развивать внимание, желание слушать.
-
Тема: Сказка русская народная «У страха глаза велики»
Цель: развивать речь, память, внимание; умение участвовать в коллективном разговоре; воспитать интерес к народному творчеству.
-
Тема: Украинская сказка народная « Рукавичка»
Цель: учить пересказывать по ролям; воспитать любовь к народному творчеству
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: Русская народная сказка «Как лиса волка обманула»
Цель: формировать умения отмечать негативные действия героя, рассуждать о них вместе с воспитателем и сверстниками; развивать умения участвовать в коллективном разговоре; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным нормам поведения
2. Тема: Узбекская народная сказка «Хвастливый заяц»
Цель: углублять интерес детей к литературе; расширять читательский опыт за счёт слушания; развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов.
1. Тема: Я. Аким «Ёлка наряжается»
Цели: развивать способности к целостному восприятию текста; обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений; развивать речь.
2. Тема: Разучивание потешек, пословиц и поговорок о зиме.
Цели: обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе текстов; воспитывать интерес к малым формам фольклора.
1. Тема: Чтение стихов о зиме русских поэтов. Разучивание наизусть.
Цель: воспитать интерес к классике; закрепить знания о зиме; развивать речь, внимание, память.
2. Тема: Разучивание загадок о зиме, новом годе.
Цель: воспитать интерес к малым формам фольклора, желание слушать и отгадывать загадки; развивать память, речь, внимание, сосредоточенность.
-
Тема: А. Барто «Снегирь»
Цель: углублять интерес к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; расширять читательский опыт за счёт слушания.
2. Тема: К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал…»
Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми; развивать речь.
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: Разучивание рождественских стихов.
Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать интерес к фольклорным формам.
2. Тема: Снегурушка и лиса. (русская народная сказка)
Цель: учить слушать сказки; расширять читательский опыт за счёт слушания разных жанров; воспитать любовь и уважение к народному творчеству
1. Тема: И.Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»
Цель: познакомить детей с творчеством русских поэтов; воспитывать желание к постоянному общению с книгой.
2. Тема: Б.Житков «Кружечка под ёлочкой»
Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: Мордовская народная сказка в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала»
Цель: развивать связную речь, память, внимание; повторить и расширить понятие домашние животные; воспитать доброжелательность.
2. Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики»
Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.
1. Тема: Французская народная сказка «Горшочек каши»
Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.
2. Тема: В. Одоевский «Мороз Иванович»
Цели: закрепить и повторить зимние признаки, праздники зимы, обычаи; развивать речь, желание работать в коллективе.
-
Тема: Малые формы фольклора (Барашеньки; Дедушка Ежок)
Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа.
2. Тема: С. Чёрный « Про девочку, которая нашла своего мишку»
Цель: формировать способность рассуждать; развивать навык слушания, приобщения к культуре ведения беседы
1. Тема: В. Жуковский «Мальчик- с- пальчик»
Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.
2. Тема: Чтение стихов об Армии.
Цель: развивать навык слушания.
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки»
Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным.
2. Тема: Чтение сказки «В гостях у солнышка»
Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.
1. Тема: Чтение сказки «Пых»
Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.
2. Тема: Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»
Цели: закрепить знания детей о членах семьи; учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь.
-
Тема: Малые формы фольклора: «Наша то хозяюшка…», «пошла Маша..»
Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа.
2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов.
Цель: формировать умение слушать; развивать речь.
1. Тема: И. Мезнин «Чёрное и серое», «Простое слово»
Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.
2. Тема: Н. Носов «Метро», «Ступеньки»
Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки.
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Тема: К.И. Чуковский «Айболит»
Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным.
2. Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе»
Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь.
1. Тема: Малые формы фольклора «Солнышко –колоколнышко»
Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память.
2. Тема: В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»
Цели: учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь.
-
Тема: Е. Чарушин « Из сборника про Тюпу»
Цель: способствовать общему развитию ребёнка.
2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов.
Цель: формировать умение слушать; развивать речь.
1. Тема: К. Ушинский « Спор зверей»
Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты.
2. Тема: М. Зощенко «Глупая история»
Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки и финала произведения
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Тема: Сказка «Зайцы и ёж»
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора других народов.
Тема: «У солнышко в гостях»
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация.
Тема: Тютчев Ф. « В небе тают облака»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями русских писателей; развивать речь, память.
Тема: К. Ушинский «Лекарство».
Цель: развивать речь, память