Сказка на ночь читать про лунтика

Сказка про лунтика читать эта добрая история о том, как лунтик и его друзья помогли одной бедной птичке. 1.неожиданная находка.

Сказка про Лунтика ЧИТАТЬ

Эта добрая история о том, как Лунтик и его друзья помогли одной бедной птичке.

1.Неожиданная находка.

Как-то раз Лунтик гулял по берегу реки вместе со своим другом, муравьишкой Кузей. Неожиданно они услышали в кустах, недалеко от себя шорох.
— Стой, — сказал Кузя. — Д-д-д-дальше, мы лучше не пойдем. Что-то мне не по себе.
— Ты думаешь, что в кустах может быть кто-то страшный? — спросил Лунтик с опаской.
— Конечно! — воскликнул Кузя. — Там могут быть пираты. Такие страшные, с настоящими пистолетами и остро заточенными кленками. Или — там может быть кровожадный тигр. Или… — Кузя понизил голос, — пришелец из космоса.
Лунтик рассмеялся:
— По-моему, тебе не нужно читать так много страшных книжек на ночь.

Шорох в кустах повторился снова. И вдобавок к нему друзья услышали еще и стон.
— Похоже там кому-то нужна помощь, — сказал Лунтик и без страха двинулся в кусты.

Они осторожно раздвинули ветки и обнаружили на земле птичку. Она лежала, положив под голову одно крылышко и тихонько плакала.
— Что с тобой случилось? — спросил Лунтик.
— Ой, мне так больно, — проговорила птичка. — Я перебила свое крылышко и теперь не смогу летать. А это значит, что скоро меня съест кошка или другой хищник.

Лунтик и Кузя переглянулись:
— Нет, мы этого точно не допустим, — твердо сказал Лунтик, и повернувшись к Кузе, он прошептал, — нужно срочно что-то придумать.

2. Отличная идея.

Друзья побежали домой к дедушке и бабушке Лунтика. Птичку они оставили там же, где и нашли, потому что для них она была слишком большой и тяжелой.
— Деда! Ба! — закричал Лунтик с порога. — Нам срочно нужна ваша помощь!
Спокойно, не говори на бегу, — остановил его рассудительный дедушка Шер.

— Что у вас стряслось?
Но Лунтик и Кузя не могли говорить спокойно. Перебивая друг друга, они принялись рассказывать о бедной, раненой птичке. Когда они закончили, дедушка почесал затылок:
— Мда. Вот так история. Ну, не будем тратить время. Пойдемте скорее вернемся к вашей находке.

Вместе они направились обратно к реке. Туда, где в кустах осталась лежать бедная птичка. К счастью, за то время пока отсутствовали Лунтик и Кузя, никто не успел съесть ее.
Дедуля с бабулей внимательно осмотрели птичкино крылышко.
— Плохи дела, — заключил дедушка Шер. — Крылышко можно перебинтовать, и оно заживет, правда, не очень скоро. А вот саму птичку нельзя двигать с места, с такой травмой.
— Но и оставить ее здесь мы тоже не можем! — воскликнула добрая бабушка. — Ведь ее наверняка кто-нибудь съест этой же ночью.
— Верно, — согласился дедушка.

Все четверо крепко задумались. Молча они стояли довольно долго, как вдруг Кузя воскликнул:
— А давайте построим для птички дом! Прямо здесь!
От такого предложения Лунтик даже подпрыгнул:
— Кузя! Какой же ты молодец! Это отличная идея!

Дедуля и бабуля тоже похвалили Кузю.
— Только нам нужно поторапливаться, чтобы успеть закончить домик до темноты, — сказал строго дудуля. — Так что, принимаемся за работу. И давайте еще кого-нибудь позовем в помощники.

3. Укрытие

Очень скоро у реки собралась приличная компания. Гусеницы Пупсень и Вупсень примчались первыми, потому что они были самыми любопытными. За ними прилетели милашки-бабочки. Следом — пришла божья коровка Мила. За ней — другие насекомые.

Все вместе они принялись собирать необходимые для домика материалы. Одни несли палочки, другие — травинки и листочки, третьи — камушки. Словом, уже через час рядом с птичкой выросла целая гора разных полезных для строительства принадлежностей.

И работа закипела.

Под бодрым командованием умного дедушки Шера, работа спорилась. Хорошо, когда кто-то умеет грамотно руководить. И еще лучше, когда другие умеют слушать.

Укрытие для птички было готово очень скоро. Но, посмотрев на него, бабушка вдруг заметила:
— А ведь, если пойдет дождик, вода обязательно просочится через щели, которые остались между веток.
— И правда, — согласился Лунтик. — Нужно что-то придумать!

Теперь уже не только дедушка, бабушка, Лунтик и Кузя принялись активно раздумывать над тем, как защитить домик от дождя. С ними думали и остальные собравшиеся.

Вдруг земля, рядом с домиком птички задрожала, и из-под нее показалась голова в желтой каске. Конечно, вы уже догадались, что это был Корней-Корнеич. Он последним услышал, что Лунтику и его друзьям нужна помощь, и тут же бросился на подмогу.
— Какие у вас тут проблемы? — сразу спросил дядя Корней.
— Нам нужно укрепить домик для птички от дождя, — сказал Кузя. — Но мы не знаем, как это сделать.
— От дождя, — задумался Корней-Корнеич, — хм. Я щас, — и скрылся обратно под землю.

Все думали, что он ушел насовсем, но вскоре Корней-Корнеич появился снова, и в руках у него были два ведра, наполненные неизвестно чем.
— Вот, держите, — сказал запыхавшийся Корнеич. — Пока добирался к вам, как раз наткнулся на глиноземы. Отличный материал, чтобы укрепить домик вашей птички от дождя.

Все обрадованно захлопали в ладоши. Странно, что до этого никто не придумал укрепить стенки домика глиной. Ведь известно, что глина не пропускает воду, а значит, может служить хорошим утеплителем в домике для птички.

Когда работа была окончена, друзья с радостью отошли в сторону, чтобы лучше разглядеть свое творение.
— Да это же не домик, а иглу! — воскликнул Кузя.
— Чего? — не поняли Пупсень и Вупсень.
— Иглу — это ледяной дом. Такие строят на севере эскимосы из снега и льда. И, хотя, наш домик построен из камушков, веточек и глины, по форме он все равно напоминает иглу!

Заключение

Тихая, холодная ночь опускалась на лес. Насекомые понемногу начали расходиться по своим домам. Домой пошли и Кузя с Лунтиком. Но перед этим, они заботливо укрыли птичку теплым лоскутным одеялом, которое сшила баба Капа.

Теперь они знали, что птичка точно не замерзнет, и будет в полной безопасности.
Крылышко у нее заживало очень долго, поэтому друзья целую осень и зиму подкармливали ее семечками, орешками и кашками до самой весны. А когда солнышко стало пригревать, птичка окончательно поправилась и смогла улететь из домика.

Она так сильно благодарила своих спасителей. И друзья тоже благодарили птичку. За что? За то что им было очень приятно заботиться о ней.
Так что, дорогие мои, кормите птичек, и особенно зимой. Тогда на своих маленьких крылышках, они обязательно принесут вам много радости.

Читать другие сказки про Лунтика:

Искорка упала ЧИТАТЬ
Привет и здравствуйте ЧИТАТЬ
Тетя Мотя и любовь к книгам ЧИТАТЬ
Новый дом для обитателей старого пня ЧИТАТЬ
Бабочка Элина организует показ мод ЧИТАТЬ
Сказка про игру в прятки ЧИТАТЬ

У одного деревенского помещика было два сына-близнеца, т. е. которые родились в одно время. При их рождении отец посадил два яблонные деревца. Дети подросли, и деревца подросли. Когда детям минул третий год, отец им сказал: «Вот тебе, Петруша, дерево, и вот тебе, Миша, дерево. Если вы будете за ними хорошо ухаживать, то на них будут яблоки, и эти яблоки ваши».

Это было в начале весны, когда ещё во рвах лежит снег, трава ещё не зеленеет и на деревьях нет ни листика.

Дети были очень рады такому подарку и каждое утро бегали посмотреть, не выросли ли яблоки на их деревцах. Но не только яблок, но и листьев на них не было. Детям было очень досадно, что их деревца такие ленивые или скупые, что от них не только яблочка, но и ни одного листика добиться нельзя. Миша так даже на своё дерево рассердился, что перестал ходить к нему в гости; бегал и играл по аллеям в другой стороне сада, а на своё деревцо и не заглядывал.

Петруша поступал не так. Он не пропускал ни дня, чтобы не посмотреть на своё деревцо, и скоро заметил в нём большую перемену.

Ещё с зимы остались на сучьях какие-то шишечки, и не раз, смотря на них, Петруша думал, зачем эти шишечки? Уж не срезать ли их, тогда бы все прутики были гладенькие. Однако ж он не решился их срезать, а спросил о том у садовника.

Садовник засмеялся.

— Нет, — сказал он, — сударь, отнюдь не режьте этих шишек: без них дерево жить не может. Вот ужо увидите, что из них будет.

Петруша поверил садовнику, а всё-таки ему было жаль, что прутья на яблоньках не гладенькие.

Однажды Петруша, осмотревши своё деревцо, заметил, что шишечки на ветвях сделались больше и как будто разбухли.

Сначала он подумал, не занемогло ли деревцо, но, посмотрев повнимательнее, увидел, как иные из шишечек раздвоились и из них выглядывало что-то прекрасного зелёного цвета.

— Посмотрим, что будет, — подумал Петруша.

Теперь он стал ещё чаще и внимательнее присматривать за своим деревцом.

Вот через несколько времени то, что было в почке зеленоватого цвета, обратилось в маленькие листики, свёрнутые в трубку. Эти зелёные листики были сверху прикрыты двумя черноватыми листиками.

— Посмотри, — говорил Петруша садовнику, — посмотри, Игнатьич, уж на моём деревце листики, только они что-то не скоро растут; им, видно, мешают эти негодные чёрные листики, которые их держат будто в тисках. Я хочу помочь бедным листикам выйти скорее на свет. Я на одной ветке уже снял эти чёрные листики, теперь зелёные будут расти свободнее.

Садовник опять рассмеялся.

— Напрасно, — сказал он, — эти чёрные листики словно крышки над зелёными, а зелёные ещё молоды, слабы; плохо им будет без крышки.

Это очень огорчило Петрушу, особливо когда к вечеру сделалось что-то очень холодно и папенька велел затопить камин. Греясь против огня и посматривая на окошки, которые запушило вешним снегом, Петруша вспомнил о своём деревце и подумал: каково-то моим бедным зелёным листикам, у которых я снял покрышку?

На другой день Петруша, одевшись, тотчас побежал в сад к своему деревцу, и что ж он увидел? Все те почки, с которых он снял покрышку, завяли, а те, на которых осталась покрышка, как ни в чём не бывали. Петруша пожалел, да уж делать нечего.

Между тем время идёт да идёт; листики с каждым днём становятся больше и больше и раздвигают свою чёрную покрышку.

Вот между листиками показалась новая зелёная почка. Садовник говорил, что это завязь.

Вот на завязи показалась маленькая белая шишечка.

Эта шишечка росла, росла, раскрылась и сделалась цветком.

Этих белых цветков было так много, что издали казалось, будто всё деревцо покрыто снегом. Петруша не мог налюбоваться своим деревцом.

Садовник сказал, что почти с каждого цветка выйдет по яблоку. Это казалось Петруше очень странным, каким это образом из цветка сделается яблоко? А между тем ему хотелось узнать, сколько у него будет яблоков; каждый день он принимался считать цветки, но никак не мог перечесть, — так их много было.

Однажды, когда он занимался таким счётом, Петруша видит, что-то между цветами шевелится; смотрит — то прехорошенький зелёный червячок ползёт по ветке. Петруша вскрикнул от радости.

— Смотри, Игнатьич, к моим белым цветочкам гости пришли, — сказал он садовнику, — посмотри, так и вьются вокруг них.

— Хороши гости! — отвечал Игнатьич. — Эти гости много кушают. Если их не сбрасывать, то они ни одного листочка на дереве не оставят. Нынешний год такая напасть от червей, что не успеваешь их обирать. Того и смотри, что ни одного яблока с дерева не снимешь.

Петруша призадумался. Смотрит, в самом деле, червяки припадут то к листку, то к цветку и точат так исправно, что не пройдёт минуты, как из листка уже целый край выеден.

Жаль было Петруше зелёных червячков, а делать было нечего: не кормить же было их яблоками?

Вот Петруша принялся обирать этих злых червяков, бросать их на землю и топтать.

Много было ему работы. Каждое утро он приходил избавлять своё деревцо от незваных гостей, и каждое утро они снова появлялись. А тут другая беда: смотришь — на деревцо и муравья полезли. Петруша схватил было одного, но муравей так щипнул его за палец, что Петруша даже закричал. На крик прибежал Игнатьич, узнал, в чём дело, рассмеялся по своему обыкновению, взял немного сырой земли, потёр ею Петрушин пальчик, и боль прошла.

— Ну, — говорил Петруша Игнатьичу, — теперь совершенная беда, — плохо моему деревцу приходится; от червяков я мог его избавить, они так лениво ходят, а вот эти кусаки ещё и бегают скоро, их и не поймаешь.

— Не трогайте их, — сказал Игнатьич, — они за делом на дерево ходят.

— Как не трогать, — говорил Петруша. — Если уж они меня кусают, то что ж от них достанется бедному деревцу, у которого нет ни рук, ни ног, которому нечем от них защититься.

— Муравьи больно кусаются, — заметил Игнатьич, — но они деревцу вреда не делают.

— Да зачем же они на него ходят? — спросил Петруша.

— А вот зачем, — ответил Игнатьич, — посмотрите!

Петруша взглянул и с большим удовольствием увидел, как пара муравьев, схватив большого червяка в охапку, тащила его с дерева долой.

Петруше показалось это очень любопытным. Ему захотелось узнать, что тут будет.

Вот видит он, что муравьи с большим трудом стащили червяка на землю. Тут уж им тащить было гораздо труднее: да, к счастью, встретился им третий муравей, верно, знакомый или просто добрый молодец. Он тотчас бросился на подмогу двум работникам, и они все трое вместе начали очень искусно переваливать червяка с травки на травку. Тут Петруша заметил, что задний муравей иногда становился на цыпочки, чтобы приподнять червяка, а передний вешался всем телом, чтобы перетянуть червяка на другую сторону. Петруше хотелось узнать, куда пробираются муравьи с своей ношей.

Вот они выбрались из травы. Петруша смотрит, — в том месте по земле словно дорожка проложена и по этой дорожке снуют муравьи в обе стороны и в больших хлопотах: кто тащит зерно, кто соломинку, кто мошку, кто просто бежит; двое встретятся, остановятся, как будто поговорят друг с другом, и опять за работу. На этой большой дороге наши работники встретили много помощников; червяка потащили так скоро по глади, что Петруша едва успевал следовать за ним глазами; наконец, муравьи добрались до небольшой кучки, складенной из соломы и хворосту, — такая кучка называется муравейником, — вскарабкались на кучку, правду сказать, не без труда: иной свалился, иному, может быть, и колотушка досталась, но всякий скоро оправлялся и опять за работу, а работа была нелёгкая. Червяк извивался в разные стороны и, кажется, никак не хотел идти в гости в муравейник, но пока одни его держали за ножки, за головку, за волоски, другие проворно разбрасывали под червяком хворост, так что червяк мало-помалу всё опускался вглубь, а наконец, его и совсем не стало видно.

Петруше жаль было бедного червяка, но, однако же, с тех пор, встречаясь с муравьями, он всегда снимал картуз и очень вежливо им говорил: «Здравствуйте, господа муравьи, мои помощники, много ли вы червей с моего дерева натаскали?» Одного только жаль было, что муравьи на эту учтивость никогда ничего не отвечали. Правда, когда Петруша подходил к ним слишком близко, они поднимали головки и как будто слушали, но, видя, что Петруша им никакого вреда не делал, снова принимались за своё дело.

Благодаря этим помощникам, а также и своему попечению, скоро на Петрушином деревце не осталось больше ни одного червячка, и цветки росли всё пышнее и пышнее и пахли свежим запахом; иногда налетали на них мотыльки и бабочки, опускали свой носик в чашечку цветка, тянули из него сладкую каплю и опять улетали.

Петруше также хотелось заглянуть в самый цветок и посмотреть, что в нём такое. Он заметил, что у яблонного цветка пять белых листиков.

Отчего, подумал он, у этого цветка только пять листиков? у других не больше ли будет? Посмотрим.

Он принялся считать белые листики то на том, то на другом цветке, но по всей яблоне на каждом цветке было пять листиков, — ни больше, ни меньше, и у каждого эти пять листиков вставлены были в зелёную трубочку. Заглянул он в средину цветка: посреди белых листиков было множество тоненьких тычинок с жёлтыми головками. Он было принялся считать и эти тычинки, но никак не мог перечесть, — так этих тычинок было много.

Между тычинок торчало ещё что-то беленькое, но без жёлтой головки.

Петруше захотелось узнать, что это такое между тычинками.

Он оборвал осторожно сперва белые лепестки цветка, потом тычинки и немало удивился, когда увидел, что в средине были какие-то пестики. Он счёл их: их было также пять. Это ему показалось странным. Петруша сорвал ещё несколько цветков: в каждом было внутри по пяти пестиков, — не больше и не меньше.

Петруша, заметив это, положил себе чаще заглядывать в цветки, чтобы узнать, что выйдет из этих пестиков.

Между тем время шло своим чередом; много было бед на молодое деревцо: то дождь лился долго, а после того Петруша смотрит, — по его деревцу мох потянулся. Сначала Петруша тому было очень обрадовался, что его деревцо принарядилось, а Игнатьич опять начал смеяться.

— Эх, сударь, — сказал он, — как ваше-то деревцо мохом затянуло!

— Ну так что же? — отвечал Петруша. — Видишь, как красиво?

— Оно красиво, правда, — заметил Игнатьич, — только вот что плохо, что вашему деревцу от такой красоты не поздоровится. Ведь этот мох — дармоед. От него ни цвета, ни плода, а между тем он вашим деревцом питается, сок из него тянет, на его счёт живёт.

Петруша послушался Игнатьича, очистил мох, собрал его в бумажку, принёс домой, и ему этот мох пригодился. Старшая сестрица выучила Петрушу наклеивать этот мох на бумагу, отчего выходили прехорошенькие картинки.

Были и другие беды. Вдруг дожди перестали идти, долго-долго не шли, и Петруша слышал, как старшие горевали, говоря: «Засуха, ужасная засуха!»

Петруша сначала не понимал, о чём тут горевать, когда дождь не идёт и можно каждый день гулять сколь хочешь. Но однажды утром приходит он к деревцу, смотрит — листики свернулись, цветы повисли. Петруша так и всплеснул руками.

А Игнатьич-насмешник опять смеётся.

— Пригорюнилось никак, сударь, ваше деревцо?

— Да отчего это? — спросил Петруша.

— Известное дело отчего, — сказал Игнатьич, — вы вашему деревцу пить не даёте.

— Как пить?

— Да посмотрите, у него земля-то пыль пылью: коли не будете его поливать, так оно и совсем погибнет.

— Ах, какая беда, — вскричал Петруша. — Ну что теперь делать?

— Известное дело, — отвечал Игнатьич, — полить его водой поскорее. Дайте, хоть я вам помогу.

Игнатьич обкопал землю вокруг деревца и принялся усердно поливать её.

— Да что же это? — сказал Петруша. — Ты на смех, что ли, это делаешь? Выливаешь понапрасну воду на землю, и бедному деревцу ничего не достаётся.

— Уж будьте спокойны, сударь: ведь у деревца корешки-то в земле. Они всю воду высосут, а через корешки вода и в деревцо поднимется, и до листьев и до цветков доберётся.

Петруше очень хотелось видеть, как вода будет пробираться вверх по деревцу, но этого он не мог никак заметить. Игнатьич говорил, что вода пробирается не снаружи, а внутри дерева. В самом деле, когда Петруша посмотрел на отрезанный сучок у другого дерева, то ясно увидел, что внутри сучка всё были маленькие дырочки и что отрезанные места были сырые.

Петруша срезал несколько травок и увидел там дырочки ещё явственнее, и из срезанных мест целыми каплями выходила жидкость, иногда белая как молоко. Петруша взял большой ствол от лопушника, разрезал его и увидел, что вдоль ствола шли все трубочки, по которым, вероятно, пробиралась вода из земли. Тогда Петруша поверил Игнатьичу. И в самом деле, политое деревцо к вечеру опять повеселело; молодые листья развернулись и цветы распустились.

В граде Муроме, селе Карачарове, жили-были два брата. У большего брата была жена таровата, она ростом не велика, не мала, а сына себе родила, Ильей назвала, а люди — Ильей Муромцем. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. В одно жаркое лето родители пошли в поле крестьянствовать, траву косить, а Илюшеньку вынесли, посадили у двора на траву. Он и сидит. Подходят к нему три странника и говорят.

— Подай милостыню.

А он говорит:

— Идите в дом и берите, что вам угодно. Я тридцать три года не ходил, отроду сиднем сидел.

Один и говорит.

— Встань и иди.

Он встал.

— Что вам угодно?

— Что не жаль.

Он зачерпнул чару зелена вина в полтора ведра.

— Выпей сам.

Он ни слова не сказал, одним духом выпил.

— Поди принеси еще.

Приносит он.

— Выпей сам.

Он одним духом все выпил.

Они у него спрашивают:

— Какую ты в себе силушку чувствуешь?

— Такую , добрые люди, что если бы был столб одним концом в небо, другим концом в землю вбитый, и кольцо, я бы повернул.

Они переглянулись.

— Это ему много. Поди, принеси еще. Еще принес. Он выпил одним духом.

— Теперь как?

— Чувствую, в половине осталось.

— Ну, вот с тебя хватит.

Он от большой радости пошел их проводить и говорит:

— Я чую в себе силу богатырскую, где теперь коня взять?

— Вот на обратном пути мужик будет вести строгача (два года коню, значит) продавать, ты купи, только не торгуйся, сколько спросит, столько и отдай. Только откорми его три месяца бело-яровой пшеницей, отпои ключевой водой и пусти его на три зари на шелковую траву, а потом на шелковый канат и пропусти через железный тын туда — сюда перелететь. Вот тебе и конь будет. Бейся с кем хочешь, тебе на бою смерти нет. Только не бейся со Святогором — богатырем.

Илюшенька проводил их далеко за село. На обратном пути видит, его отец-мать крестьянствуют. Они глазам не верят.

Он просит:

— Дайте, я покошу.

Взял косу и стал ею помахивать, не успели оглянуться — вся степь лежит. Говорит:

— Я захмелел.

Вот прилег отдохнуть. Проснулся и пошел. Глядь, — мужик идет, ведет строгача, он вспомнил.

— Здорово!

— Здорово, дорогой молодец!

— Далеко ли ведете строгача?

— Продавать.

— Продай мне.

— Купи.

— Сколько?

— Двадцать рублей.

Он отдал, ни слова не сказал, взял из полы в полу и повел домой.

Привел домой, постановил его в конюшню и насыпал белояровой пшеницы. Так три месяца кормил, поил ключевой водой, выпускал на шелковую траву на три зари, вывел его на шелковый канат, конь туды — суды через железный тын перелетел, как птица. Ну, вот ему и конь богатырский. Так и вправду случилось.

Бился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, и он [Илья Муромец] его победил. Конь под ним был богатырский, как лютый зверь, ход у него спорый. Он задними копытами за переднюю восемнадцать верст закидывает. Он утреню стоял в Чернигове, а к обедне поспел в Киев-град.

Однажды ехал-ехал по дороге, оказалось, дорога расходится в три стороны и на этой дороге лежит камень, и на камне надпись:

“Влево поедешь — будешь женат, вправо поедешь — будешь богат, прямо поедешь — будешь убит”.

Он подумал:

— Жениться еще время не настало, а богатства своего мне не нужно. Некстати русскому богатырю Илье Муромцу богатство наживать, а под — стать ему бедных да сирот спасать, защищать, во всем помогать. Дай, поеду, где смерти не миновать. Мне ведь в бою-то смерти нет, не написана.

И поехал прямо. Ехал-ехал он по дикой степи, впереди дремучий лес, поехал по этому дремучему лесу. Ехал он дремучим лесом с утра до полудня. Приехал на поляну, там стоит громадный дуб в три обхвата, под ним сидят тридцать богатырей, а на поляне пасутся тридцать коней. Они увидели Илью Муромца и зашумели.

— Зачем ты сюда, негодный мужиковина? Мы богатыри рода дворянского, а тебя, мужиковина, за три версты видать. Смерть тебе!

Илья Муромец наложил каленую стрелу на лук, как вдарит в дуб, только щепки полетели, весь дуб расшиб на щепки. Богатырей побил, дубом прихлопнул. Обратил Илья Муромец коня и поехал назад и написал на камне:

“Кто писал: проедет — будет убит — неправда, путь свободен всем прохожим и проезжим”.

Сам думает:

— Дай-ка поеду, где буду богат! Ехал он день, ехал два, на третий подъезжает -огромный двор, высокий забор, у ворот чугунный столб, на этом столбе висит чугунная доска и железная палка. Взял Илья Муромец и стал бить в эту доску.

Отворились ворота, выходит старик.

— Входи в дом, бери, что тебе угодно! У меня кладовые, подвалы ломятся.

Он думает:

— Деньги прах, одежда тоже, а жизнь и слава честная всего дороже.

Поехал назад и написал на камне:

“Неправда, что будешь богат. Чужое богатство недолговечное и непрочное”.

— Ну, поеду по третьей дороге, что там за красавица, может, правда, женюсь.

Подъезжает, а там стоит дворец, сам деревянный, окошечки хрустальные, серебром покрыты, золотом облиты.

Выходит девушка-красавица и говорит: I

— Принимаю, добрый молодец, как любимого жениха.

Взяла его за руку правую и повела его в столовую и подала обедать честь честью.

— Теперь время отдохнуть.

Ввела в спальню.

— Вот, — говорит, — кровать, ложись, отдыхай.

Он взял, нажал кулаком, она — бултых. А там яма глубокая, сажень пять. И там тридцать богатырей.

— Эй, ребята, это вы жениться сюда заехали?

— Да, — говорят, — помоги, Илья Муромец!

Они сразу узнали.

Он снял аркан с коня и бросил туда и вытащил их, всех до одного вывел.

— Ну, говорит, ступайте, гуляйте на воле, А я с ней поговорю.

— Поди отгуляла невеста, пора замуж идти.

Вывел в лес, привязал за волосья, натянул тугой лук. Вдарил — не попал.

— А знать, ты ведьма!

Он взял каленую стрелу, выстрелил в темя.

Она сделалась такая страшная, нос крючком, два Зуба. Он перекрестил три раза, она — бултых.

Он вернулся и написал:

“Кто хочет жениться — это неправда, здесь невесты нет — отгуляла”.

ездил, ездил по дикой степи, дремучим лесам, селам и городам и думает;

— Поеду я смотреть Святогора — богатыря.

И поехал глядеть Святогора — богатыря. Ехал — ехал, подъехал — высокая гора, как Араратская, только что-то чернеет. Он пустил коня и полез пешком, он шел винтом, взошел, там раскинут шатер, и в нем Святогор — богатырь лежит.

— Здоров ли, Святогор — богатырь?

— Жив — здоров, спасибо тебе, триста лет живу, лежу, никто меня не навешал. Я плохо вижу. Приподнялся, пожали они друг другу руки слегка.

Спустились с горы, ходили-ходили, видят -гроб лежит.

— Э, тут наша смерть. Твоя или моя?

А крышка растворена. Илья Муромец влез — ему просторно.

— Э, Илья Муромец, еще рано тебе. Ну-ка вылезай, я попробую.

Святогор — богатырь влез, только вытянулся, крышка захлопнулась. Илья Муромец семь раз вдарил — семь железных обручей накатил. Святогор — богатырь и говорит:

— Илья Муромец, подойди ко мне поближе, я дуну на тебя, у тебя силы прибавится.

Илюшенька один шаг сделал, силу почуял и сделал три шага назад.

— А, не подошел, а то была бы такая сила, — мать земля не носилаб!

Илья Муромец подошел к гробу, поклонился.

— Ну, прости, Святогор — богатырь.

— Похорони меня!

Илья Муромец вырыл мечом могилу глубокую, сволок в нее гроб, повалил его, простился и поехал в Киев. Там он прожил двести лет. И помер.

За всю жизнь Илья Муромец много врагов русской земли победил, за что он и славен был.

Новый год – отличный повод поставить хороший детский спектакль. Не одноразовую «поскакайку», а сказку, которая будет жить долго и счастливо. Такую задачу перед собой ставят в Кемеровском театре для детей и молодёжи вот уже семнадцатый год подряд.

Наш любимый Андерсен

В этот раз за чудесную историю любви взялась режиссёр театра Ирина Латынникова. Сказка Андерсена «Принцесса на горошине», которой почти 200 лет, превратилась в добрый и весёлый спектакль. Премьерные показы уже начались и продолжатся в новогодние каникулы.

– Ирина Николаевна, расскажите про вашу традицию под Новый год делать новую сказку.

– Да, есть такая. Конечно, иногда сил не хватает и фантазии, но мы стараемся каждый раз придумывать что-то особенное. Иногда бывает ощущение, что это уже было и надо найти какой-то новый материал. И мучаемся вопросом: «А что мы ещё не ставили?» В этом году остановились на сказках Андерсена. В репертуаре когда-то был спектакль «Дикие лебеди», и больше мы к этому автору не возвращались.

– Вернулись по какой причине?

– А потому, что он чудесен. И знаете, каждому ребёнку нужен некий архетип сказок, который он должен пройти обязательно. Дальше он вырастет и будет сам выбирать, что ему читать – современное или классическое. Но какой-то опыт сказки малыш должен получить обязательно. И Андерсен в этом смысле необходим. Потому что это умно, это глубоко. Потому что истории хорошо структурированы, есть о чём подумать. И за сказкой интересно следить – это тоже важно. И вот мы выбрали «Принцессу на горошине». А дальше и говорить-то трудно.

– Почему?

– Сказка-то короткая. Знаете, в чём сложность? Нужно не просто перенести сюжет на сцену, а ещё и через свою призму это всё пропустить. Чтобы это была не иллюстрация какого-то известного мультика или кинофильма. Берётся литературная основа, а сочинять всё равно нам спектакль. И вот мы оттолкнулись и сочиняем, сочиняем, сочиняем… К слову, на помощь позвали и другие сказки автора. Там появляются очень известные персонажи, дети их сразу узнают. Такой вот андерсоновский мир.

У нас, кстати, две актрисы играют настоящую принцессу. Там ведь вся проблема в вопросе, кто такая настоящая принцесса, а кто таковой только кажется. И поэтому идут параллельно две сказки – «Принцесса на горошине» и «Свинопас». А в «Свинопасе» есть принцесса, однако она не проходит жизненные испытания. А та, которая явилась ночью, в совершенно смешном мокром ужасном виде, вдруг и оказалась самой настоящей. Идея-то спектакля в том, что не важно, принцесса ты или нет. Главное, чтобы человек был хороший.

– Спектакль будет интересен и взрослым?

– Конечно, в нём много юмора, хорошей театральной игры. Мы вообще любим такой игровой театр, когда не просто нарисованы богатые дорогие декорации, а когда они очень простые. Но в силу различных приспособлений одно и то же место становится разным.

– Элементы интерактива предусмотрены в спектакле?

– Знаете, когда спектакль хорошо сделан, зритель обо всём забывает и просто следит за историей. Это и есть самое главное. А не когда задаются дурацкие вопросы: «А вы поняли», «А давайте…» и так далее… Я сама всё это в детстве терпеть не могла, всегда хотелось уйти в сторонку. Потому что это всё ненастоящее. Вот когда ты забываешь, что ты зритель, – это и есть искренность! Когда находишься на том же уровне напряжения, на котором существуют актёры на сцене.

Хотелось бы, чтобы спектакль был очень простой. Где-то даже примитивный. Чтобы показать детям, на что способна театральная фантазия и игра. И вот у нас на сцене маленький театрик с дешёвым занавесом, простыми приспособлениями. Но, оказывается, что и не надо дорогого и богатого. Всё ж есть. И горошина, и роза, и соловей, и две принцессы, и принц. Это, по сути, его история. Поиска и ответа на вопросы: «А что есть любовь, как она происходит, как возникает разочарование?» А потом ты приходишь домой, а там тебя ждали. И оказывается, это и есть любовь. Когда очень просто, легко. Думаю, что сказка наша глубокая, настоящая.

После праздника

– Новый год пройдёт, а сказка останется, – пообещал директор театра Григорий Забавин. – Потому что хорошие детские спектакли долго живут. А ещё я хотел сказать вот что. Осенью в Новосибирске была лаборатория, посвящённая театру для детей. Мы на неё не попали, но посты и обсуждения до нас дошли. И несколько мыслей очень мне откликнулись. До такой степени это рифмуется с тем, как мы воспринимаем театр для детей. Нам чужд такой интерактив, когда ребёнок должен поорать, ножками, ручками подрыгать. И вообще, увеселительный театр, в том числе детский, всегда был неблизок. С другой стороны, сегодня я очень много вижу детского театра, где говорят о том, что с детьми надо разговаривать о вещах глобальных. Но в то же время не только об этом! Вот какой вывод лаборатории меня поразил: ребёнок хочет прийти в театр и увидеть ту сказку, которую на ночь ему читала мама. И от этой простой и очень точной мысли мне стало очень хорошо. Потому что мы и стараемся, чтобы у детей вновь возникло переживание, которое он уже испытал вместе с мамой, когда они читали эту книжку… Сочувствие, сострадание – этот опыт очень важен. И больше, по сути, он нигде и не возникнет. Только в театре. Поэтому наша задача – поставить спектакль, который попадёт в зрителя. И жить будет долгие годы.

– Но какая-то программа новогодняя всё равно будет?

– Конечно. Тут мы абсолютно традиционны. И Дед Мороз, и ёлка. И, кстати, для нас Дед Мороз – это не официант, раздающий подарки, а хозяин Нового года. И просим мы у него не подарка, а чуда. И утренники свои стараемся именно в эту сторону строить. Они будут, кстати, после сказки. А не до спектакля, как раньше. Это хорошая находка. Дети тогда спектакль смотрят с другим отношением, а потом у них есть ещё и праздник – «на десерт».

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «Космическое путешествие»        

Цель:  Обобщение знаний у детей через организацию различных видов деятельности. Обобщение закрепленных знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.

Задачи

Обучающие:

— формировать представления о  геометрических фигурах и их свойствах.

— продолжать формирование мыслительных операций (сравнения и обобщения);

— упражнять в ориентировке пространстве и на листе бумаги;

— закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10;

— закрепление признаков времен года, названий месяцев.

— закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, антонимов , с использованием качественных прилагательных (длинный, короткий, большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, худой,  легкий, тяжелый).

Развивающие:

— развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

— развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

— расширение словарного объема детей, диалогической речи.

— развивать логическое мышление.

— развивать художественную эстетическую деятельность.

— развивать моторику рук.

Воспитывающие:

 — воспитывать любознательность и наблюдательность.

— воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Форма работы; Фронтальная и индивидуальная.

Методы и приемы:  Игровой момент, наглядный  словесный, поощрения. А так же познавательный метод (задачи, смекалки), социальный (формы работы), эмоциональный (атмосфера во время работы). Интерес к заданиям, рефлексия ( итоги, выводы, беседы по вопросам, контроль во время работы, ( устный, фронтальный, проверка друг друга, поощрение).  

Оборудование: Ракета, конверт с письмом от Лунтика; магнитофон, аудио записи «космической» музыки, геометрические фигуры разной формы, размера, цвета. Жетоны с цифрами почтовый ящик, картинки Лунтика, Кузи. Портреты Ю.А Гагарина, В Терешковой, собак космонавтов.

Раздаточный материал: Листы цветной бумаги, вырезанная ракета по количеству детей, геометрические фигуры из цветной бумаги, салфетки клей, рисунок космос.

Предварительная работа: Загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы, наблюдение, рассматривание иллюстраций, пальчиковая игра «В темном небе», рисование «Космос», вырезание геометрических фигур из цветной бумаги.

Ход занятия

Воспитатель; Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети встают в круг вместе с воспитателем

Приветствие: Встало солнышко давно,

                      Заглянуло к нам в окно.

                               Собрало друзей всех в круг

                               Я твой друг и ты мой друг.

                               Мы сейчас пойдем направо,

                               А теперь пойдем налево,

                               В центре круга соберемся,

                               И на место все вернемся.

                               Улыбнемся, подмигнем,

                               Путешествовать пойдём.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

Воспитатель: Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день прекрасное настроение.

Ребята,  скажите какое сейчас время года? (весна).

Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май).

А какой сейчас месяц? (апрель)

Какой праздник отмечают во всем мире в апреле? (день космонавтики)

А почему отмечают 12 апреля отмечают день космонавтики? (ответы детей),

Как вы думаете кто была первой женщиной космонавт?

Назовите первых животных космонавтов?

Ребята  посмотрите к нам в группу залетела ракета, скажите, кого вы в ней увидели? (ответы детей).

Правильно это Лунтик. А где живет Лунтик? (на луне).

Ребята смотрите Лунтик оставил нам письмо.

Прочитаем его? (Воспитатель читает письмо).

«Дорогие ребята пишет вам Лунтик. Я живу на Луне, много хорошего слышал про вас. Мне рассказывали, что вы добрые отзывчивые ребята, поэтому я  решил обратиться к вам за помощью!! У нас тут кругом беспорядок! (Лунные жители разучились говорить, ракета разучилась летать, конструкторы  не могут собрать звездолеты.) Уверен, что вы поможете мне и со всем справитесь».

Заранее спасибо ваш верный друг Лунтик

Основная часть

1. Воспитатель: предлагаю полететь в космос на «космическим» корабле.  Я вам раздам билеты на корабль. На билете указано ваше место, вы должны сесть на свое место, а не на чужое. Ребята посмотрите корабль у нас не обычный и места в не тоже не обычные. Какие места  на корабле? (это геометрические фигуры) Чем отличаются геометрические фигуры (размером, формой, цветом) (Дети занимают свои места согласно билетам и называют геометрическую фигуру, на которую они встают)

2. «Лунные жители разучились говорить».

 А это ребята Лунные жители. Бедняжки все перепутали и стали говорить  наоборот и теперь в округе их  не понимают. Поможем им ребята? Напомним, как правильно нужно говорить?

(Первое слово говорит воспитатель,   противоположное ему —  дети).

Длинный – короткий; Влево-вправо, Назад-вперед, Лето-зима, Большой – маленький; Добрый – злой, Тихо – громко, Много – мало, Высокий – низкий, Черный – белый, Вверх-вниз, День-ночь, Широкий – узкий; Медленный — быстрый. Далеко – близко, Толстый – худой; Легкий – тяжелый

Молодцы  ребята справились с заданием. Лунные жители очень вам благодарны! Теперь они больше не будет путать слова!  

3. «Научи летать ракету»   Работа за столами.  

Перед детьми лежат цветные лист бумаги и  ракета, вырезанная из картона.

Детям необходимо по команде воспитателя  перемещать ракету. (Вверх, вниз, вправо, влево, на середину, в правый верхний угол, в нижний правый угол и т.д.) Научилась у нас ребята ракета летать? Молодцы ребята, что  научили ракету летать.

4. Физкультминутка «Живые числа»

Хорошо мы с вами потрудились, предлагаю немного отдохнуть.

Давайте я вас научу играть в игру, которую любят жители Луны?! Представьте что вы летающие корабли, вы все дружно летаете в космосе. У каждого корабля есть свой номер. Корабли не должны сталкиваться  друг другом, чтобы не произошло аварии. А как только вы услышите мой сигнал, то должны  остановиться и выстроится по порядку в соответствии своему номеру. У космических кораблей в гараже должен быть полный порядок! (Под музыку дети с карточками, на которых изображены числа, кружатся на ковре, как только музыка заканчивается, дети должны встать по порядку). Ребята проверьте все ли корабли на своих местах?  Понравилась игра, но нам нужно выполнить еще одно задание. Помочь лунным конструкторам.

5. Аппликация « Звездолеты»

Дети работают в парах. Из готовых деталей (геометрические фигуры) выполняется аппликация. При этом воспитатель задает вопросы; из  каких геометрических фигур построен Звездолет? (овал, прямоугольник, квадраты 2, круг, одна вторая часть круга, треугольник) Предложить детям выполнить   свои звездолеты. Но перед тем как вы приступите к работе, нам нужно размять наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика:

В темном небе звезды светят         (пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете.             (ладони согнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,                   (соединяют пальцы)

Горы, реки и моря.                         (руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной наш дом родной.        (ладони над головой « крышей»)

Дети выполняют аппликацию

Практическая работа — самостоятельная.

Анализ и оценивание работ:

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые звездолеты у нас получились!

-Вам они нравятся? (ответы детей)

-Молодцы все постарались!

 Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Лунтику. Пришло время возвращаться обратно! Полетели.  

Воспитатель. Ракета прибыла. Космическое путешествие завершилось. Всем членам команды выражаю благодарность.

Ребята! Понравилось ли вам путешествие? Вспомните, какие задания вы выполнили. Что для вас было сложным? Какое задание показалось интересным? Что запомнилось больше всего?

  • Сказка на ночь чтоб не описался
  • Сказка на ночь чтобы быстро уснуть для детей
  • Сказка на ночь читать для детей 3 года девочке
  • Сказка на ночь слушать в стране невыученных уроков
  • Сказка на ночь русалочка ариэль аудио