Сосульки
Быстрый просмотр
-
Сосульки – сказка Михаила Пляцковского. Интересная сказка на развитие воображение ребенка. Сосульки плакали потому, что боялись упасть и разбиться. А воробей посоветовал им научиться летать. Легко раз…
Весна в Простоквашино
Быстрый просмотр
-
Весна в Простоквашино – сказка Эдуарда Успенского. Произведение для ребят старшего возраста. Дядя Федор получил посылку от тети с семенами овощей. Она написала ему как ухаживать за урожаем. И он все п…
Сказки для детей 4 лет с картинками — читайте бесплатно онлайн для детей и взрослых. Удобный каталог позволит скачать и распечатать полную подборку сказок к себе на компьютер. Кнопками социальных сетей вы можете поделится с друзьями. Поиск вверху сайта найдет за несколько секунду подходящую сказку для детей 4 лет с картинками
Издательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу Вадима Михайлина «Бобёр, выдыхай! Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции».
«Приходит в исполком блоха-беженка…» «Откинулся волк с зоны и решил завязать…» «Идут звери на субботник, смотрят — заяц под деревом лежит…» Почему героями советского анекдота так часто становились животные? Как зооморфные культурные коды взаимодействовали с коллективной и индивидуальной памятью, описывали социальное поведение и влияли на него? В своей книге филолог и антрополог Вадим Михайлин показывает, как советский зооморфный анекдот противостоял официальному дискурсу и его манипулятивным задачам. Он разрушал механизмы формирования культурных мифов и нередко подрывал усилия государственной пропаганды. Анекдоты о Пятачке-фаталисте, алкоголике Чебурашке, развратнице Лисе и других персонажах-животных отражали настроения и опасения граждан, позволяли, не говоря ни о чем прямо, на самом деле говорить обо всем — и чутко реагировали на изменения в обществе.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
О когнитивных основаниях зооморфной сюжетики
Как уже было сказано выше, советский анекдот во многом восходит к сказке; применительно к анекдоту зооморфному имеет смысл говорить о вполне конкретном сказочном жанре, устойчиво именуемом «сказкой о животных» (animal tale), при том что даже для самых завзятых структуралистов попытка найти единые формальные основания для того, чтобы более или менее четко определить этот жанр, неизбежно заканчивается неудачей. Так, Владимир Пропп, раскритиковав указатель Аарне — Томпсона за «перекрестную классификацию» и заключив свою филиппику пассажем о том, что «сказки должны определяться и классифицироваться по своим структурным признакам»[1], сам попросту избегает разговора именно о структурных признаках этого жанра, мимоходом ссылаясь на то, что «сказки о животных представляют исторически сложившуюся цельную группу, и выделение их со всех точек зрения оправданно»[2].
В конечном счете, как правило, всё сводится к нехитрой формуле: сказки о животных суть сказки, в которых действующими лицами являются животные. С чем я не могу не согласиться — с одной значимой оговоркой. Любой повествовательный жанр (что, применительно к устной традиции, автоматически делает его еще и жанром перформативным) представляет собой способ организации проективных реальностей, соответствующий когнитивным навыкам и ситуативно обусловленным запросам целевой аудитории. И его (формально выделяемые на уровне сюжета, системы отношений между акторами и т. д.) структурные особенности, сколь угодно четко выраженные, вторичны по отношению к тем когнитивным основаниям, на которых аудитория согласна принимать участие в построении этих проективных реальностей, а также к тем ситуативным рамкам, которые делают исполнение возможным. Так что если мы хотим понять, почему практически во всех известных нам культурах люди рассказывают друг другу самые разные и по-разному организованные истории о животных (а также разыгрывают маскарадные перформансы, снимают кино, используют зооморфные образы в процессе саморепрезентации, в досуговых практиках, политической риторике и т. д.), нужно разобраться с тем, какую роль «зверушки» привычно играют в наших когнитивных навыках и установках[3].
Мы — социальные животные, чья социальность основана на способности каждого отдельного человека создавать, передавать и воспринимать сложные сигналы, позволяющие ему и другим людям выстраивать совместимые проективные реальности. Сигналы эти обращаются к так называемым инференциальным системам, которые позволяют нам восстанавливать/выстраивать объемные контексты, отталкиваясь от небольшого количества входящей значимой информации, а роль одного из первичных «фильтров значимости» выполняют онтологические категории, такие как «человек», «пища», «инструмент» и т. д. «Животное» — одна из таких базовых онтологических категорий, причем одна из самых продуктивных, поскольку позволяет задействовать наиболее разнообразные и детализированные режимы метафоризации.
Последняя же, в свою очередь, представляет собой еще один ключ к нашим способностям, связанным с умением выстраивать проективные реальности и затем видоизменять в соответствии с ними собственную среду пребывания. А потому остановлюсь на ее природе чуть подробнее.
Метафора представляет собой единый когнитивный механизм, включающий в себя как минимум две составляющих. Во-первых, метафора есть действенный способ смыслоразличения, устроенный следующим образом: две принципиально разные семантические системы, определяемые через разные онтологические категории (скажем, «человек» и «животное»), сопоставляются через операцию переноса какого-то особо значимого элемента из одной системы в другую: скажем, во фразе «свинья грязь найдет» физически или этически запачканный человек (или, напротив, человек, проявляющий излишнее внимание к чужой «запачканности») уподобляется свинье, животному, одним из признаков которого является любовь к грязевым ваннам. Системы эти должны быть, с одной стороны, совместимы хотя бы по ряду базовых признаков, что упрощает сопоставление: в нашем случае сопоставляются два живых существа, теплокровных, наделенных интенциональностью и — ситуативно — покрытых грязью или заинтересованных в контакте с ней. С другой, они должны быть различимы, что обеспечивает контринтуитивный характер самой операции переноса: перенесенный элемент «торчит» из чуждого контекста и привлекает к себе внимание (одна из наших инференциальных систем настороженно относится к некоторым субстанциям, которые именно по этой причине подгоняются под общую категорию «грязь» с выраженным негативным фоном; адекватный человек грязи должен избегать). Контринтуитивный характер совершенного переноса фокусирует внимание на базовых дихотомиях, позволяя за их счет более четко «прописывать» разницу между исходными системами: подчеркнув неполную социальную адекватность испачкавшегося человека, мы лишний раз «проводим границы человечности».
Во-вторых, метафора представляет собой когнитивную матрицу, которая позволяет наиболее экономным способом вменять конкретному элементу системы целый набор сопряженных между собой и неразличимых в дальнейшем признаков — за счет сопоставления этого элемента с элементом другой системы, определяемой через другую онтологическую категорию. Так, называя человека собакой, мы как бы приписываем ему вполне определенные качества (агрессивность, трусость, подобострастность, преданность хозяину, жадность, неприятный запах, неразборчивость в еде и сексе, особую сигнальную систему, ориентированность на стайное поведение и т. д.), отличающие, с принятой у нас точки зрения, собаку от других животных. В зависимости от конкретной ситуации, на передний план может выходить тот или иной конкретный признак, но все остальные идут в нагрузку, поскольку одна из наших инференциальных систем в ответ на конкретный информационный раздражитель выдает всю совокупность признаков, касающихся требуемого объекта.
Четко ощутимые базовые дихотомии, различающие две онтологические категории, препятствуют прямому, аналитическому считыванию вмененных признаков через «поверку действительностью». Нам попросту не приходит в голову расщеплять полученный пакет на отдельные признаки, верифицировать каждый из них через сопоставление с реальностью и определять, насколько неразборчив в сексе человек, которого сравнили с собакой, имея в виду его преданность другому человеку, — или насколько приятно от него пахнет.
Что, естественно, не отменяет значимого присутствия этих признаков, которые считываются автоматически (хотя и не обязательно все подряд и в полном объеме), в комплексе и без затраты дополнительных когнитивных усилий. Более того, одна из устойчивых коммуникативных стратегий, направленная на разрушение пафоса чужого высказывания, как раз и связана с «конкретизацией метафоры». Если в ответ на фразу о «преданном как собака» человеке вы получаете замечание «только не лает / блох не вычесывает / столбы не метит», это означает резкое понижение общей оценки объекта высказывания. Актуализируя скрытые на момент высказывания — но вполне соответствующие его структуре — компоненты метафоры, собеседник превращает ее из нейтральной фигуры речи в инструмент влияния и перехватывает ситуативную инициативу.
Зооморфное кодирование — одна из наиболее продуктивных стратегий метафоризации, если вообще не самая продуктивная. Звери, с одной стороны, четко отграничиваются от людей в качестве одной из онтологических категорий, человеку противопоставленных, — и это дает, собственно, основание для построения метафор. С другой, эта базовая классификационная категория по ряду основополагающих признаков (одушевленность, целеполагание, для птиц и млекопитающих — теплокровность и т. д.) сближена с категорией «человек»[4], что создает надежные основания для «достоверных» и множественных операций переноса, позволяя создавать целые метафорические контексты, построенные на постоянном мерцании смыслов между «верю» и «не верю». И, соответственно, выстраивать на основе этих контекстов разветвленные и потенциально очень смыслоемкие культурные коды.
Итак, животные:
1) составляют одну из наиболее репрезентативных категориальных групп, члены которой объединены рядом общих признаков (способность двигаться по собственному почину, способность различать себе подобных, посылать и улавливать сигналы, а также реагировать на них, потребность в питании и кислороде; для более узкой категории «зверь» — шерсть, теплокровность, четвероногость как принцип);
2) обладают устойчивыми нишами в тех же пищевых цепочках, в которые включен человек, и тем самым обречены на повышенное (конкурентное) внимание со стороны последнего;
3) при более чем широком видовом разнообразии виды обладают ярко выраженными наборами визуальных и поведенческих характеристик (а также аудиальных, ольфакторных, тактильных) и тоже включены в систему устойчивых взаимоотношений между собой, что дает возможность максимально разнообразного и разнопланового сопоставления конкретных видов с конкретными человеческими индивидами и/или группами, а также с теми системами отношений, которые между ними возникают.
Таким образом, наш устойчивый интерес к животным объясним, среди прочих причин, еще и тем, что нашему сознанию удобно оперировать их образами, решая при этом свои, сугубо человеческие задачи. В рамках культур, именуемых традиционными[5], зооморфное кодирование представляет собой систему крайне разветвленную и многоаспектную.
Через зооморфные тропы кодируются социальные статусы и хозяйственные навыки, моральные аттитюды и пространственно-временные отношения, возрасты человеческой жизни и события, связанные со смертями и рождениями, звери обильно населяют воинские, эротические, демонстративные, агональные, пейоративные, игровые и прочие практики. Кажется, невозможно найти такую сферу человеческой жизни, которая в человеческой истории так или иначе не была бы означена через зооморфные коды.
Еще одна особенность животных — это менее выраженная по сравнению с человеком индивидуализация внешнего облика каждой конкретной особи в пределах вида — естественно, если исходить из человеческой точки зрения. Наша психика, на протяжении многих тысячелетий формировавшаяся в пределах малых групп, привычна к тому, что человек должен помнить в лицо всех тех людей, с которыми он встречается на протяжении своей жизни: отсюда наша привычка автоматически вглядываться в лица людей, идущих нам навстречу в городской толпе, отсюда и масса острых психологических проблем, свойственных обитателям мегаполисов[6].
Животные же «в лицо» — как то диктуют нам наши инференциальные системы, связанные с выстраиванием «личных картотек», — различимы гораздо хуже. Многие из них в рамках собственного вида попросту ориентированы на малодоступные нашим органам чувств сигнальные системы, скажем ольфакторные; для нас же, безнадежных визуалов, эти сигналы пропадают втуне. Конечно, каждый владелец собаки или кошки скажет вам, что узнает своего эрдельтерьера за сто метров среди сотни других эрдельтерьеров, и некоторые при этом даже почти не соврут. Конечно, всякий хороший пастух помнит каждую корову в своем стаде — если стадо это не превышает нескольких десятков голов. Но даже среди народов, традиционно занимающихся скотоводством, практика клеймления распространена весьма широко и служит отнюдь не только гарантией против воровства. Как бы то ни было, животные дают нам уникальную возможность балансировать на грани индивидуализированных и обобщенных характеристик — в чем-то равняясь в этом отношении с представителями других человеческих культур, которых нам тоже проще запоминать, не разделяя и делая при этом значимые исключения для отдельных так или иначе запомнившихся нам представителей общей «породы». Однако даже закоренелый расист и ксенофоб не в состоянии окончательно отменить границу между базовыми онтологическими категориями: он может называть представителей других рас (национальностей, конфессий) собаками или свиньями, но именно что называть, задействуя привычный режим метафоризации, который возможен только в том случае, если говорящий продолжает считать того, кого оскорбляет, человеком. В конце концов, белые плантаторы в южных штатах могли сколь угодно жестоко обращаться с черными рабами и не чаять души в собаках и лошадях, но ни один из них не пытался произвести над нежно лелеемой лошадью процедуру крещения, через возможность которой для тогдашнего христианина пролегала онтологическая граница между человеком и животным.
Итак, животное упрощает процедуру метафоризации.
С одной стороны, самим фактом своей принципиальной инаковости оно четко полагает границу между той актуальной ситуацией, в которой происходит рассказывание истории, и проективной реальностью рассказа: животные могут разговаривать только в сказке, слушатель/зритель занимает привилегированную позицию оценивающего наблюдателя, которому представленная ситуация интересна, но никаких прямых обязательств на него не возлагает. И в этом смысле зооморфная проективная реальность предлагает слушателю/зрителю/читателю то же удовольствие от «безопасного», стороннего и основанного на чувстве превосходства подглядывания за действующими лицами, что и Феокритова идиллия; но только зверь как персонаж снимает социальную неловкость от самого факта подглядывания — что особенно удобно применительно к детской аудитории[7].
С другой стороны, животное как персонаж облегчает кодирование — как за счет своей принципиальной «однозначности», принадлежности к некоему обобщенному классу живых существ, лишенных места в «личной картотеке» слушателя, так и за счет не менее принципиальной «неоднозначности», поскольку каждому такому классу приписывается несколько принципиально разных (и подлежащих различной моральной оценке со стороны слушателя) свойств, которыми рассказчик может оперировать в зависимости от ситуативной необходимости[8].
Итак, зверь как персонаж «зооморфного» текста способен выполнять весьма специфическую задачу — повышать порог зрительской/слушательской эмпатии, то есть снимать излишнюю эмпатию по отношению к действующему лицу за счет контринтуитивного совмещения в одном персонаже человеческих и нечеловеческих черт. И вместе с тем за счет той же самой контринтуитивности привлекать к себе повышенное внимание к себе. Зайчику сочувствуют, а не ставят себя на его место. Исполнитель зооморфного текста — не важно, нарративного, перформативного или чисто визуального (как в скифской торевтике или греческой вазописи), может позволить себе очевидную роскошь: оценку типичной социальной ситуации (позиции, статуса, системы отношений) — в том числе и связанной с личным опытом слушателя — через подушку безопасности. Поскольку речь идет о «зверушках».
[1] Пропп В. Я. Кумулятивная сказка // Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. С. 252.
[2] Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Лабиринт, 1998. С. 31.
[3] Нижеследующий (до конца главки) пассаж представляет собой несколько переработанную версию текста, написанного мной в 2013 году для совместной с Екатериной Решетниковой статьи, см.: Михайлин В. Ю., Решетникова Е. С. «Немножко лошади»: Антропологические заметки на полях анималистики // Новое литературное обозрение. 2013. № 6 (124). С. 322–342. Свою позицию по вопросу о когнитивных основаниях нашей зацикленности на зооморфной образности я уже сформулировал там и не вижу внятных оснований для того, чтобы делать это заново — по крайней мере, пока.
[4] См. в этой связи «онтологическое дерево», выстроенное Фрэнком Кейлом в кн.: Keil F. C. Semantic and Conceptual Development: An Ontological Perspective. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1979.
[5] И ориентированных на более узкие суммы публичных контекстов, чем наша культура, а также и, соответственно, на более тонкие, менее подверженные операции абстрагирования системы повседневного смыслоразличения.
[6] Вроде стандартной урбанистической апории: навязчивое чувство одиночества вкупе с ощущением, что вокруг слишком много людей.
[7] В этом смысле классическая зооморфная басня действует по той же схеме, что и зооморфный анекдот, — но только с поправкой на радикальный дидактический поворот в пуанте — вместо столь же радикальной деконструкции всяческой дидактики.
[8] Собственно, о чем-то похожем писал еще Л. С. Выготский в «Психологии искусства», в процессе полемики с Г. Э. Лессингом и А. А. Потебней по поводу их взглядов на (зооморфную) басню. «…каждое животное представляет заранее известный способ действия, поступка, оно есть раньше всего действующее лицо не в силу того или иного характера, а в силу общих свойств своей жизни» — и далее, применительно к басне И. А. Крылова о лебеде, раке и щуке: «…никто, вероятно, не сумеет показать, что жадность и хищность — единственная характерная черта, приписываемая из всех героев одной щуке, — играет хоть какую-нибудь роль в построении этой басни» (Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. С. 100, 101).
1 079 220
00:16:36
Сказка о мертвой царевне является достаточно трагичным и поучительным произведением. Царица родила дочь и ждет мужа из похода. Он возвращается, а жена умирает. Царь тоскует, но через год женится. Новая жена — красавица, но зла, капризна и своенравна.
Автор: ПушкинВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Сказки в стихах, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Для девочек, Про Принцесс, Про любовь, Про добро и зло, Страшные, Про волшебство, Про ведьм, Про Богатырей, Про природу, Про детей, Про труд, О дружбе
1 073 234
00:07:00
Старый рыбак поймал золотую рыбку и отпустил ее в море. А его сварливая жена накинулась на него с упреками, почему не выпросил деревянное корыто вместо их сломанного.
Автор: ПушкинВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Сказки в стихах, Для самых маленьких, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Про добро и зло, Про волшебство, Про рыб, Про природу, О ленивых людях, Про жадность, Про труд
1 041 410
00:26:12
Царь женится на простолюдинке, ей завидуют сестры и бабушка. Вскоре царь уходит воевать, у молодой царицы рождается сын-богатырь, ее сестры шлют царю ложный донос, что у него родился неведомо кто — зверюшка.
Автор: ПушкинВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Сказки в стихах, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Про Принцесс, Про любовь, Про добро и зло, Страшные, Про птиц, Про великанов, Про Богатырей, Про природу, Про детей, Про жадность, Про труд, О дружбе
956 748
00:17:48
Ниф-Ниф долго думал, с чего построить свое будущее жилище, но, будучи очень ленивым, решил просто связать пучок соломы. Нуф-Нуфа трудоголиком тоже назвать нельзя, поэтому поросенок быстренько слепил некое подобие домика из глины.
Автор: Другие авторыВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Про животных, Про Волка, Про труд
942 169
00:03:54
Сказка знакомит с крестьянским жилищем: с окошка Колобок скатился на лавку, потом на пол, прокатился до двери, перепрыгнул через порог (граница избы), оказался в сенях, потом — на крыльце (граница дома), попал во двор и выкатился за ворота (граница д
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Волшебные русские народные, Про животных, Про Лису, Про Волка, Про зайца, Про медведей, Про хлеб
932 383
01:02:48
Не шибко обрадовался младший из братьев Иван, услышав наказ отца поймать вора, вытаптывающего их пшеничное поле. Любитель поспать и побездельничать, а тут придется всю ночь караулить воришку. Слово отца закон, протестовать бессмысленно.
Автор: Другие авторыВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Для детей 11 лет, Для детей 12 лет, Про Принцесс, Про любовь, Про волшебство, Про птиц, Про лошадей, Про рыб, Про Ивана-Дурака, Про труд
922 835
00:06:06
Находит или строит терем и первой поселяется в нем или муха, или мышка-норушка, вслед за ней — блоха-попрыгушка, комар-пискун, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка и серенький волчок. Обычно количество жильцов доходит до семи.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про Лису, Про Волка, Про зайца, Про медведей, Про труд, О дружбе
916 152
00:21:24
История начинается с того, как по приказу мачехи родной отец зимой отвез дочку в лес и оставил на ночь в сугробе на верную смерть.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для девочек, Про добро и зло, Волшебные русские народные, Про волшебство, Про зиму, Про Деда Мороза, Новогодние, Рождественские, О ленивых людях, Про жадность, Про труд
914 106
00:03:54
Сказка повествует о добром, дружелюбном, миролюбивом Зайчике, который однажды решил поострить добротную деревянную избу, чтобы жить поживать в ней и добра наживать.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Про добро и зло, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про птиц, Про Лису, Про зайца, Новогодние, Рождественские, О ленивых людях, Про жадность, Про труд
908 732
00:05:00
Бабушка и дедушка отпускают Машу в лес за грибами и ягодами, строго наказывая держаться возле подружек. Возможно, Маша впервые пришла в лес, и плохо знает обратную дорогу.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про медведей, Про хлеб, Про детей
882 309
00:05:36
Родители идут работать в поле и наказывают дочке беречь братца, не уходить со двора. За это обещают подарки. Посадила девушка малыша на траву под окно, увлеклась игрой на улице с подружками и забыла о братике. Возвращается девочка — нет братца!
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Волшебные русские народные, Про птиц, Про Бабу-Ягу, Про ведьм, Про хлеб, Про лес, Про детей
867 687
00:08:06
Долгие годы царь воевал с соседями, теперь они мстят ему. Старый мудрец дает ему золотого петушка — он предупредит царя об опасности. Взамен царь обещает исполнить любое его требование. Петушок оказался верным стражем, соседи оставили царя в покое.
Автор: ПушкинВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Сказки в стихах, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Про Принцесс, Про любовь, Про добро и зло, Страшные, Про волшебство, Про птиц, Про петуха, Про Богатырей, Про жадность, Про труд
825 665
00:02:48
Дед посадил одно семечко, из него выросла огромная репка, которую он никак не может выдернуть из земли. Дед зовет на помощь бабку — и они не могут вытянуть репку, зовет внучку — не получается.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Русские народные с картинками, Бытовые русские народные, Русские народные про животных, Про животных, Про Кошек и Котов, Про собак, Про детей, Про труд, О дружбе
789 731
00:04:30
Жили мама и девочка счастливо и весело, девочка отличалась добротой и со старанием выполняла всю доверенную работу. Бабушка сшила девочке шапочку из красного полотна, после чего ее только и величали – Красной Шапочкой.
Автор: Шарль ПерроВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для самых маленьких, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для девочек, Про добро и зло, Страшные, Про животных, Про Волка, Про маму, Про лес, Про детей, О дружбе
783 470
00:03:06
Сказка повествует историю жизни двух старичков, крестьян, всю жизнь отдавших своей стране, работе на матушке Земле, и к преклонному возрасту, получившим лишь чудовищную нищету и беспросветное отчаяние.
782 912
00:06:12
Сатирическое произведение Александра Сергеевича Пушкина раскрывает суть нравственного падения представителей духовенства, их порочность.
Автор: ПушкинВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Сказки в стихах, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Про добро и зло, Про волшебство, Про зайца, Про лошадей, О ленивых людях, Про жадность, Про труд
755 513
00:14:54
Было у царя три сына: старший – молодец-удалец, средний – работяга-трудяга, и младший – Иван-дурак. Ни в чем, никогда Ивану не везло.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Про Принцесс, Про любовь, Про добро и зло, Русские народные с картинками, Волшебные русские народные, Про волшебство, Про медведей, Про Бабу-Ягу, Про Кощея Бессмертного, Про ведьм, Про Ивана-Царевича, Про Ивана-Дурака, О дружбе
745 880
00:05:06
Сказка рассказывает историю маленькой девочки Маши, решившей пойти в этот злополучный день по грибы, да ягоды. В итоге девочка заплутала, сбившись с намеченного пути, не заметив, как подкралась темная, пугающая ночь. Маша растерялась.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про медведей, Про лес, Про детей
730 595
00:10:54
На первый взгляд Емеля — глупый и ленивый. Братья едут по делам, торгуют, а он — и днем, и ночью на печке полеживает и на просьбы невесток помочь отвечает — а мне неохота.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Про Принцесс, Про любовь, Про добро и зло, Русские народные с картинками, Волшебные русские народные, Про волшебство, Про Ивана-Дурака, Про зиму, О ленивых людях
719 746
00:09:18
Рано расстроился молодой герой этого сюжета, когда отец озвучил троим сыновьям завещание. По бумаге выходило, что поместье достается старшему сыну. Ферму и хозяйство – среднему. Младшему брату достался дворовый Кот.
Автор: Шарль ПерроВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для самых маленьких, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Про Принцесс, Про любовь, Для мальчиков, Про волшебство, Про животных, Про Кошек и Котов, Про льва, Про великанов, Про природу, Про детей, Про труд, О дружбе
К своим 23 годам Саша успела попробовать себя в разных сферах: в режиссуре, актерском мастерстве, моушен-дизайне. А еще воплотила в реальность давнюю мечту и «создала из ничего» свой собственный проект — творческий лагерь для взрослых. Страшно представить, что впереди у этой девчонки: столько у нее интереса и любопытства по отношению к миру.
«Я считаю себя бенгальским огнем. Я загораюсь в моменте и в моменте тухну. И это и мой кайф по жизни, и мое проклятье», — признается Саша. Но это нисколько не помешало ей все-таки найти себя (на минуточку, еще в 14 лет) и стать режиссером документального кино. На ее счету уже около 70 работ. И вряд ли она на этом остановится.
Совместно с городским фестивалем FSP и Samsung Galaxy S21+ мы продолжаем проект, в котором представители поколения Z (родившиеся с 1995 по 2010 год) рассказывают о своем видении мира. Постараемся затронуть широкий спектр интересов этих ребят: мода, технологии, спорт, искусство, культура, бизнес, семья. Желающих рассказать о себе нашлось более шестисот, мы выбрали наиболее интересных и записали видеосюжеты. Каждый из них — история отдельного зумера, характеризующая поколение в целом.
Вот лишь некоторые цитаты из этого монолога
- Я считаю себя везунчиком по жизни. Все начинается с моей семьи. Много лет моя мама работала на телевидении и освещала театральную жизнь Минска. И я с самого детства ходила с ней по театрам. И таким образом он просто впитался в мою жизнь, в мою кровь, в меня. Он в какой-то степени меня воспитал. Знаете, в детстве были анкетки, где ты отвечал на вопросы про себя. На вопрос, кто твой кумир, я однажды записала «Аня, Дима, Миша» — это актеры Купаловского театра. Они были моими кумирами, и поэтому я сейчас тот, кто я есть.
- Моя мама научила меня монтировать, когда мне было лет 10. В 14 я стала снимать свои первые работы, это могло быть что-то для школьных конкурсов, что-то на социальную тему. Скажем, СПИД — это плохо, берегите себя. Я пыталась, пробовала и очень удивлена, что я не боялась. Хоть у меня и было много сомнений.
- Вот эта тема с поиском себя… Я, конечно, вижу на примере своего окружения, как это может тяжело даваться. Не знаю, влияет ли на это изобилие возможностей, информации, каких-то интернет-курсов… Куда угодно ты можешь податься, чем угодно заниматься — и от этого что, глаза разбегаются? Я не знаю, существует ли эта проблема самоидентификации.
- Мне кажется, мы больше прогрессируем, чем деградируем, в плане просвещения. Из-за того, что вокруг тебя слишком много информации, начиная от улицы и рекламных билбордов и заканчивая бесконечной лентой в TikTok, мы отлично научились фильтровать информацию. Если меня кто-то не устраивает, раздражает или я, например, не согласна с каким-то спектаклем, я просто не хожу туда, не смотрю его и не потребляю такое искусство.
- Мне тяжело от переизбытка рефлексии, когда слишком много в себе копаешься, слишком много к себе придираешься. Сильная самокритика и этот синдром самозванца. Боже мой, он преследует меня всю мою жизнь, и это очень тяжело. Мне кажется, что этим многие страдают.
- Ввиду развода родителей в моей жизни отсутствовала фигура отца. Это в какой-то степени меня травмировало. Из-за этого мне пришлось намного раньше взрослеть. У нас были времена, когда не было денег на еду и мы ели одно печенье на ужин. Жили как могли. И мне пришлось взять на себя роль самостоятельной девочки, которая сама занимается своим обучением, приготовлением еды, сама о себе заботится.
- На меня сильно повлияла потеря контакта с папой. Когда я повзрослела, мы стали его возобновлять, наверстывать предыдущие годы. Мне кажется, ему потребовалось время, чтобы осознать, что я, вообще-то, выросла. Что я уже не ребенок, с которым нужно сюсюкаться, а ребенок, с которым можно обсудить литературу Виктора Пелевина, чем мы с ним и занимались. Я немножко это наверстала, но, к сожалению, не успела. Потому что в 2018 году мой папа умер.
- Я часто о нем думаю, часто по нему скучаю. У меня нет к нему какого-то конкретного вопроса, который звенит у меня в голове. Но когда мне грустно и тяжело, я думаю: «Вот бы был папа, и мы бы с ним пошли выпили пива». Вот о чем я мечтаю иногда.
- Я очень сильно чувствую его влияние на меня, на то, какая я есть. Он мог отреставрировать стол своими руками, мог сделать ремонт. Может, поэтому меня и кидает в разные стороны, я пробую все и сразу, потому что у меня перед глазами есть пример человека, который не боялся действовать. Ему захотелось сделать самому настенные часы — он взял и сделал. Мне в детстве это просто голову взорвало. Как это возможно? У него не было границ. Наверное, я романтик по жизни из-за него.
- У меня классная семья. Мама моя по образованию актриса, мой отчим актер театра и кино. Эта атмосфера классно меня воспитала, я чувствую сильную поддержку от них и помощь. И как-то так естественным образом получилось, что у нас сформировалась некоторая династия. И я пошла по стопам родителей.
- Я поступила в Академию искусств на режиссера кино и телевидения. И со 2-го курса я уже работала на телеканале «Беларусь 3». Это канал о культуре. Довольно быстро мне стали доверять хорошие проекты. Доверить 19-летней девочке снимать какие-то документальные фильмы, полноценные проекты — это в какой-то степени риск. Это во многом меня сделало, потому что телевидение — это конвейер. Ты постоянно штампуешь в очень быстром темпе программу за программой, у тебя жесткие дедлайны, потому что прямой эфир никто не отменит. И за четыре года, что я проработала там, я сняла около 60—70 фильмов. В этом бесконечном потоке ты набиваешь руку, находишь какой-то свой язык и становишься профессионалом. Можно ли сказать, что я нашла себя? Наверное, можно.
- Я не считаю себя особенной, но я считаю особенной свою жизнь. Я просто получаю от нее большое удовольствие и очень рада, что я в своей сфере. Очень рада, что я прихожу на показ спектакля в любой белорусский театр и обязательно встречу 10+ знакомых, и это будет встреча как будто на каком-то празднике. Потому что все свои, все друг друга любят, все друг друга рады видеть. Но я не считаю себя особенной, выше остальных. Нет, просто у меня жизнь такая. Как-то так получилось.
- Мне бы хотелось стать смелее. Именно так родился наш лагерь. Потому что очень хочется не бояться. Я встретила девушку, с которой мы стали очень близкими друзьями. Ее зовут Ульяна, и она однажды сказала: «Собираюсь организовать лагерь». А я такая: «Все, бери меня с собой! Пожалуйста, давай делать». И мы взяли и сделали. И это невероятный шок, когда ты из ничего создаешь что-то. Когда ты своими руками осуществляешь собственную мечту, это что-то невероятное. И мы запустили творческий лагерь для взрослых. В августе и сентябре собирались на хуторе с разными ребятами от 18 до 40+ лет. И на протяжении недели снимали кино, мультики, рисовали, занимались актерскими тренингами, танцевали, через творчество изучали себя. Это невероятный и ценный опыт.
Встречайте Galaxy S21+. Новый уровень камеры. Новый уровень впечатлений. Вы больше никогда не упустите идеальный момент для снимка. С кинематографичным разрешением 8K вы сможете создавать невероятные фотографии прямо из видео. Galaxy S21+ — это камера 64 Мп, самый быстрый процессор в Galaxy и мощный аккумулятор на весь день. Созданы произвести революцию в мире видео и фотографии.
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.
Читайте также:
- Поколение Z: пробежал 290 километров без сна, чтобы собрать деньги для больного ребенка
- Поколение Z: отец был священником, а она теперь играет в панк-рок-группе
- Поколение Z: с 12 лет волонтерю и спасла уже сотню животных
- Поколение Z: оставил карьеру профессионального хоккеиста и ушел в IT
- Поколение Z: психолог с СМА, которая проживает каждый день как последний
- Зумер Александр Стародетко: мне говорят про молодость, а я уже боюсь, что схватит инфаркт
- Поколение Z: в 24 года работаю учителем астрономии и комбайнером
- Зумер Никита Терлюкевич: было стыдно было сказать взрослым мужикам, что я пекарь
- Зумер Артем Шалак: сегодня школьник может учить взрослого
- Зумер Артем Бутрим: бог дал мне жизнь, но не дал слуха. Думаю, в этом есть какое-то предназначение
- Зумер Саша Гвоздева: моя заветная цель в жизни — вернуться в Беларусь
- Зумер Оля Миролюбова: почему нельзя быть хорошей хозяйкой и одновременно круто фристайлить?
- Зумер Макс Кожамеченок: план на жизнь — я хочу побывать везде
- Зумер Кирилл Кветка: в соцсетях почти 300 тысяч подписчиков благодаря цветам, которые выращиваю
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by