Сказка на молодежном сленге

Автор работы: дергаусова диана дмитриевна, громова анастасия романовна, федоренко полина николаевна в процессе исследовательского проекта по русскому языку сленг современной

Автор работы: 

Дергаусова Диана Дмитриевна, Громова Анастасия Романовна, Федоренко Полина Николаевна

В процессе исследовательского проекта по русскому языку «Сленг современной молодежи» учащимися 9 класса школы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей употребления слов молодежного сленга в речи подростков, анализ контекста их употребление, установление причинно-следственных связей, и даны прогнозы по дальнейшему развитию языка.            

Подробнее о проекте:

В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку «Сленг современной молодежи» ученицы 9 класса школы дали определение понятия «молодежный сленг», выявили источники и причины появления сленга на территории нашего государства, а также познакомились со словом, характерным для подростков, и определили место сленга в речевой культуре подрастающего поколения.

Во время проведения исследовательской работы по русскому языку «Сленг современной молодежи» обучающимися 9 класса были определены, выделены и описаны функции и разновидности сленга, проведено наблюдение за речью сверстников на предмет использования сленговых слов и обозначены плюсы и минусы молодежного сленга в повседневной речи.

Оглавление

 
Введение
1. Понятие молодежного сленга.
2. Причинывозникновения сленга.
3. Функции и разновидности сленга.
4. «Плюсы» и «минусы» молодёжного сленга.
5. Анализ современных книг.
6. Лингвистическое исследование речи школьников.
Заключение
Список литературы
Приложение  

Введение

Тема:

«Сленг современной молодежи»

Цель проекта: Выявить особенности употребления слов молодежного сленга в речи подростков.                                      

Задачи:

  • Дать определение понятию молодежного сленга;
  • Выявить источники и причины появления сленга на территории нашего государства;
  • Познакомиться со словом, характерным для подростков, определить место сленга в речевой культуре, подрастающего поколения;
  • Определить, выделить и описать функции и разновидности сленга;                             
  • Провести наблюдение за речью сверстников на предмет использования сленговых слов;
  • Выявить плюсы и минусы молодежного сленга.

Актуальность темы: Исследовательская работа обусловлена тем, что молодежный сленг является одним из составляющих компонентов процесса развития языка, его пополнения и многообразия.

План:
1. Сленг современной молодежи;

  • распространение молодежного сленга;
  • источники пополнения;
  • его обновляемость;
  • средний возраст носителей молодежного сленга;

2. Исследовательская часть;

  • анкетирование молодежи и взрослых (в виде диаграммы);

3. Заключение-вывод;

  • Понятие молодежного сленга

Сленг — это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

Причины возникновения сленга

Первая — 20-ые годы, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили огромное число беспризорных, и речь учащихся подростков и молодёжи стала богата «блатными» словечками. Молодежный сленг вобрал в себя многие элементы воровского арго.

Втораяволна приходится на 50-ые годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли так называемые «стиляги».Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда появились многочисленные неформальные молодёжные движения, и « хиппующие » молодые люди создали свой сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии.

Таким образом, и появился в России сленг. Четвертой волной считают период компьютеризации, когда происходит массовое заимствование иноязычных слов и терминов.

Функции и разновидности сленга

Коммуникативнаяфункция сленга проявляется в том, что сленг создается с целью общения между людьми, это одна из его основных задач. С помощью сленга один индивид (говорящий) выражает свои мысли, а другой индивид (воспринимающий) понимает информацию, принимает ее к сведению, определенным образом реагирует, изменяет свои мысленные установки или поведение.

Когнитивная функция выражается в том, что лексические единицы и конструкции сленговой речи содержат в себе и передают дополнительную информацию, которая отсутствует в лексике стандартного языка, с помощью этой дополнительной информации происходит репрезентация дополнительных знаний об окружающем мире.

Номинативная функция проявляется с содействии сленга приспособлению молодого поколения к тенденциям моды и техническому прогрессу. Сленг представляет собой вторичную лексическую систему, в которой получают наименования современные явления окружающей действительности, данная система соседствует со стандартным литературным языком. В то же время для сленга привычны слова, которые не имеют аналогов в стандартном языке и литературной разговорной речи .

Экспрессивная функция сленга является одной из наиболее важных, отличающих его от литературного языка. Сленговая лексика не только отражает определенные понятия и явления, многие из которых могут противоречить традиционной морали, но и отношение к ним, от эпически- нейтрального, положительного до высокомерного, пренебрежительного. Сленг содержит в себе широкий набор коннотаций различного типа, эмоциональный компонент обычно при этом иронически презрительный, оценочный.

Сленговая лексика обычно представляет собой вторичную, более экспрессивную форму названия обычных предметов, имеющих синонимы в литературном языке, которые вызывают более эмоциональное отношение к ним. Экспрессивная функция сленга основывается на образности, неожиданности, остроумии, забавном искажении и других подобных приемах.

Мировоззренческая функция сленга выражается в способности сленгового языка влиять на профессиональные и возрастные особенности его носителей, их принадлежность к определенной социальной среде, дифференциацию людей с разным образованием у культурой. Индивид может владеть различными вариантами и нормами произношения, существующими в языке и использовать их в зависимости от ситуации и людьми, с кем он общается.

В реальном общении, высшие слои общества не обязательно всегда и везде используют стандартный литературный язык, а представители молодого поколения, различных социальных групп, в том числе из низших слоев общества, не обязательно общаются исключительно на сленге или местных диалектах.

Эзотерическая функция сленга имеет тесную связь с мировоззренческой и реализуется в том, что сленг формирует у его носителей чувство солидарности, принадлежности к определенной социальной группе и, в то же время, может вызывать неприязненное, пренебрежительно-враждебное отношение к посторонним людям. Это связано с тем, что сленг имеет относительно закрытый характер использования, в отличие от традиционного литературного языка.

Идентификационная функция сленга связана с эзотерической функцией и выражается в том, что сленг представляет собой вид пароля, для опознавания своего человека, среди прочих лиц. Сленг облегчает процесс поиска нужных людей, помогает формировать и поддерживать специфические контакты. В процессе общения говорящий идентифицирует себя, по его речи можно получить представление о его возрасте, социальном положении, региональном происхождении и т.д.

Если говорящий использует определенный вид сленга, то процесс его идентификации происходит более быстро и точно. Т. Захарченко отмечает функцию сленга для экономии времени и места при общении, как устной, так и письменной речи. Средствами реализации данной функции можно считать сокращения, аббревиации, который в разнообразном виде используются в сленге. Как будет рассмотрено далее, аббревиатуры являются одним из популярных способов образования сленговой лексики.

«Плюсы» и «минусы» молодёжного сленга

По мнению взрослых людей, основным «минусом» молодёжного сленга является то, что он «засоряет» русскую речь, но мало кто задумывается о том, что такая особенность речи современной молодёжи – это интересный способ самовыражения, который позволяет развивать фантазию.

Также использование сленга сокращает некоторые длинные выражения, совсем не меняя их смысла. Использование сленга делает речь более яркой, и это позволяет подросткам выражаться более эмоционально, но при этом культурно. И это можно отнести к «плюсам» молодёжного сленга.

В любой молодёжной субкультуре сленг – это один из способов самовыражения. Все проходят через тот возраст, когда лексикон забивается разными «словечками», не имеющими ничего общего с нормальной речью. Со временем большинство сленговых слов уходят в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы.

Анализ современных книг по теме: «Современный сленг молодёжи»

Варлам Шаламов провёл семнадцать лет в сталинских лагерях и создал поразительно достоверную «скорбную повесть» — «Колымские рассказы», повесть, по словам самого писателя, «не о духе победившем, но о духе растоптанном», в книге «Очерки преступного мира» (1959) в главе «Сергей Есенин и воровской мир» замечает: «Уже в то время — всего три года после смерти поэта — популярность его в блатных кругах была очень велика.

Это был единственный поэт, «принятый

» и «освящённый» блатными, которые вовсе не жалуют стихов. Позднее блатные сделали его «классиком» — отзываться о нём с уважением стало хорошим тоном среди воров».

На вопрос: «Чем же Есенин близок душе блатаря?» — Шаламов даёт пару объяснений:

1. «Прежде всего откровенная симпатия к блатному миру проходит через все стихи Есенина… Матерщина, вмонтированная Есениным в стихи, вызывает всегдашнее восхищение. Ещё бы! Ведь речь любого блатаря уснащена самой сложной, самой многоэтажной, самой совершенной матерной руганью — это лексикон, быт… Поэтизация хулиганства… Есенинское хулиганство, прославленное стихами, воспринимается ворами как происшествие их «шалмана», их подземной гулянки, бесшабашного и мрачного кутежа…»

2. В есенинской поэзии «родственные нотки слышат блатари»:
а) «нотки тоски, всё, вызывающее жалость, всё, что роднится с тюремной сентиментальностью»;
б) «нотки вызова, протеста, обречённость»;
в) «тон обиженного на мир, оскорблённого миром человека».

Итак, Шаламов объясняет культ Есенина у «блатных» наличием в стихах поэта низких, низменных, циничных чувств, наличием им «родственной души» в поэте, который в поэме «Чёрный человек» «даёт себе чисто блатарскую самооценку».

Лингвистическое исследование речи школьников

На сегодняшний день речевая культура испытывает сильнейший натиск иностранных слов и сленга, и особенно это видно в молодёжной среде. Нужны ли жаргонные слова в речи? Да, нужны, но использоваться они должны в пределах разумного.

Во-первых, потому, что жаргонизмы очень удобно использовать на компьютерном языке. Например, слово компьютер, интернет, ноутбук — звучат как: комп, инет, ноут. Слова становятся короче, при этом не теряется их смысл, но электронные сообщения пишутся и доставляются гораздо быстрее.

Во-вторых, потому что с помощью жаргонных слов можно намного эмоциональнее выразить свои чувства.

Однако необходимо помнить, что в жаргонизмах есть и отрицательные особенности. Они засоряют нашу речь, замещая литературные выражения; применимы не во всех жизненных ситуациях; неприемлемы в официальном языке; являются причиной скудного словарного запаса; некоторые люди, не зная значения жаргонизмов, используют их неправильным образом.

Молодёжный жаргон — социальный диалект людей в возрасте 13 — 23 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Молодые люди стремятся к краткости, так как именно в этот период жизни стараются все делать быстрее, а значит, и говорить быстро.

Слова часто передают переживания, которые не известны и не понятны взрослым, но естественны в среде подростков. Потому что часто непереводимы. Жаргоном подросток подчеркивает свою самостоятельность. Он пробует жить своей жизнью, в которую не могут вторгаться взрослые.

Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, существование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самого его определения, но и социальными, временными, пространственными рамками. Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Мы выделить наиболее распространенные в речи подростков сленговые слова:

Существительные: чувак, тормоз, чайник, бабки, видак, телик, ящик, тема, прикид, прикол, тачка, музон, капуста, косяк, салют, кумпол, молоток, базар, пятак, винт,  техника, фигня, понт, тело, черт,  цилик, столовка.

Глаголы: отвали, не свисти, гонишь, рубать, колбаситься,  базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, прикинь, подгребай, мутить, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться.

Наречия: клево, прикольно, офигенно,  мощно, типа, потрясно, быренько,  по фиг,  сто пудов, привально, реально, ништяк,  угарно, отстойно, фиолетово, влом.

Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет,  я не в курсе,  речи нет,   елки-палки, твою дивизию, все тип-топ, чухай отсюда, ни фига себе, я валяюсь, ну ты блин, даешь, базар фильтруй, да ты че.

Междометия: Бац! Хрясь! Вау! Хлобысь! Пипец! Ага! Уф! Упс! Блин! Блинский! Ы-ы-ы!

Прилагательные: Крутой, клёвый, щуплый, лавер (возлюбленный), мелкие, крейзи, отпадный, офигенный.

Сокращенные слова: Ща (сейчас), не (нет), скоко (сколько), хва (хватит), чё (что), спок (спокойно), норм (нормально), хорош (хватит, хорошо), чел (человек), комп (компьютер), споки ноки (спокойной ночи) .

Наименование людей по родству: предки, браток, родаки, сеструха.

Бытовая техника: ящик, видак, видик, телик, комп, труба.

Обозначение людей по качеству их характера: овца,  мышь, крыса, собака, лось,  ботаник,  шестерка, бивень,  дятел, козел, коза.

Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, угарно, отстойно.

В ходе данной работы,  мы провели анкетирование среди взрослых (30-55 лет) и молодёжи (13-23 лет). В анкетировании приняло участие 20 человек. (Образец анкетирования смотри в приложении 1,2). Они должны были ответить на следующие вопросы: Что такое сленг? Пользуетесь ли Вы сленговыми выражениями в своей речи? Понимаете ли вы речь подростков, когда они используют сленг в своей речи?

Как Вы относитесь к употреблению сленговых слов и выражений в речи? Как вы думаете, понимают ли вас взрослые, когда в общении с ними вы используете сленговые выражения? Исходя из полученных результатов, видно, что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе. Мы убедились, что язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением.

Анкетирование показало, что практически все подростки употребляют в общении сленг. Анализ результатов анкетирования подтверждает уже сделанные выводы о том, что молодёжный сленг является средством утверждения подростков в жизни, он вызван стремлением создать свою, похожую на взрослую, жизнь. Молодёжному сленгу присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому его слова легко могут переходить в разговорно-бытовую речь.

Источники пополнения лексикона молодёжного сленга различны. Чаще всего он формируется на базе литературного языка путём переосмысления слов или пополняется путём заимствований; типичны сокращения. Подростки часто употребляют усечённые, фонетически искажённые или полностью переосмысленные слова.

Современная молодежь представляет целую социально-демографическую группу. Это не просто молодые люди, а слой молодого населения страны, еще не взрослые, но уже и не дети, основным занятием которых является получение образования. Эта группа весьма подвижна, так как уходят одни поколения, их сменяют другие.

Поэтому и лексический состав молодежной жаргонной лексики весьма изменчив. И, прежде всего, это связано с изменением личностных критериев, их нравственных ориентиров,  с бурным развитием науки и техники (появление интернета, компьютерной техники, мобильного телефона), активными заимствованиями лексики из иностранных языков.

Заключение

В нашей исследовательской работе мы выяснили, что жаргоны объединяют людей одного рода занятий и возраста. Учащиеся нашей школы активно используют в своей речи жаргоны в основном для выражения своих чувств и эмоций. В ходе исследования определены основные причины употребления жаргонов. Для одних их использование делает речь понятной для сверстников, для других это модно, современно, для некоторых — просто для «связки слов». Мы думаем, что у сверстников наша информация вызовет интерес.

Возможно, поняв комичность, нелепость употребляемых слов, многие задумаются о неуместности их употребления, что будет способствовать повышению речевой культуры учащихся. Дополнительно мы учились применять исследовательские подходы и методы. Для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы, мы  советуем: читать художественную литературу; включить самоконтроль за речью, своей и чужой; практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы; повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи. В заключение хотим заявить, что все задачи проекта были выполнены: цели в полной мере достигнуты (анкетирование, анализ результатов). Все методы были использованы, а именно сравнение, суммирование, анкетирование, анализ результатов. Мы остались довольны своей работой.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.

Приложение 1. Анкета для взрослых

  1. Что такое сленг?
  2. Пользуетесь ли Вы сленговыми выражениями в своей речи?
  3. Понимаете ли вы речь подростков, когда они используют сленг в своей речи?
  4. Как Вы относитесь к употреблению сленговых слов и выражений в речи?

Ответ на первый вопрос:

сленг подростков 1

Ответ на второй вопрос:

сленг подростков 2
Ответ на третий вопрос:

сленг подростков 3

Ответ на четвертый вопрос:

сленг подростков 4

Приложение 2. Анкета для подростков

1. Что такое сленг?

2.Как вы относитесь к употреблению сленга в речи?

3.Используете ли вы сленговые слова в своей речи?

4. Как вы думаете, понимают ли вас взрослые, когда в общении с ними вы используете сленговые выражения?

Ответ на первый вопрос:

сленг подростков 5

Ответ на второй вопрос:

сленг подростков 6

Ответ на третий вопрос:

сленг подростков 7

Ответ на четвертый вопрос:

сленг подростков 8

Приложение 3.  Сказка «Курочка Ряба» на новый лад

Жила была курочка Ряба,
Вообще- то нормально жила.
Пока золотое яичко,
Однажды она не снесла

И тут навалились проблемы,
На Рябушку, да, на нее.
Настала такая дилемма,
Куда бы ей спрятать рыжьё.

Сказать, что нашла — не поверят
Сказать что снесла, скажут- врешь,
От бабки наследство – проверят
И скажут: «Чего ты несешь!?»

Семейка тут вся всполошилась,
Все били и били яйцо.
А яйцо, все лежит , не разбилось,
Целехонько, факт налицо.

Потом принялись за посуду,
И выбили окна потом.
И мебель, что брали на ссуду,
Что можно разбили, дурдом!

На счастье тут мышка бежала,
Задела яичко хвостом.
Яичко со стула упало,
Разбилось и что же потом?

А там толстый слой шоколада,
Еще золотая фольга,
И киндер – сюрприз, как и надо.
А золота нет ни фига.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Сказка на льду алладин
  • Сказка на корпоративе с ролями на новый год
  • Сказка на корпоративе с ролями аудио
  • Сказка на золотом крыльце сидели актеры
  • Сказка на золотую свадьбу родителям