Сказка мышонок пик читать полностью

Детство и юностьвсе мы родом из детства это выражение подходит виталию бианки как никому другому. мальчик родился и вырос

Детство и юность

«Все мы родом из детства» — это выражение подходит Виталию Бианки как никому другому. Мальчик родился и вырос в удивительной среде. Отец Валентин Львович, заведующий орнитологическим отделом зоологического музея Петербургской академии наук, устроил дома настоящий зоопарк.


Виталий Бианки в детстве (слева внизу), его родители и братья

Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами. Семья, прихватив живность, на лето уезжала в деревню Лебяжье. Однажды во дворе дачи Бианки даже поселился лосенок, подобранный егерями, но осенью животное пристроили в зоопарк.

На природе открывался еще более увлекательный мир, с которым отец спешил знакомить детей. Сыновья бродили с ним по лесам, записывали наблюдения, учились охотиться и рыбачить. Интерес к природе и науке определил профессии детей. Старший сын посвятил жизнь энтомологии, средний стал метеорологом. А младший, Виталий, видел себя ученым-орнитологом, впечатлившись поездками в Лебяжье, где пролегал великий морской путь перелетных птиц.


Виталий Бианки в юности

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет, на отделение естественных наук, но Первая мировая война внесла коррективы – молодого человека мобилизовали.

Виталий Бианки в молодости интересовался политикой, примкнул к эсерам, ходил под знаменами Колчака. За грехи юности в дальнейшем поплатился. Мужчину преследовали советские власти, арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности и однажды даже выслали в Уральск (Казахстан).


Виталий Бианки в молодости

После Октябрьской революции Виталий Валентинович несколько лет прожил на Алтае, в городе Бийске. Здесь писатель читал лекции по орнитологии, работал в краеведческом музее, знакомил с азами биологии школьников, организовывал научные экспедиции и писал рассказы для детей.

Биография Виталия Бианки


Вита́лий Валенти́нович Биа́нки родился 30 января [11 февраля] 1894 в Санкт-Петербурге, с детства писал стихи.

Его отец — Валентин Львович Бианки (1857—1920) — был учёным и работал в орнитологическом отделении Зоологического музея Академии наук. Дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Известно, что род Бианки в России появился в начале XIX века. Одна ветвь рода имела итало-швейцарские корни, другая — немецкие. Прадед Виталия был известным оперным певцом. Перед турне по Италии по просьбе своего импресарио поменял немецкую фамилию Вайс (нем. weiß означает белый) на Бианки (итальянское bianco тоже означает белый).

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. В молодости играл в футбольных командах Санкт-Петербурга в играх чемпионата города. Выступал за клубы «Петровский» (1911 год), «Нева» (1912), «Унитас» (1913—1915, 1916 весна). Обладатель Весеннего кубка Санкт-Петербурга 1913 года.

После гимназии в 1915 году Виталий поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета.

В феврале 1916 года он женился на дочери титулярного советника Зинаиде Александровне Захаревич.

В 1916 году Бианки призвали в армию. После окончания ускоренных курсов Владимирского военного училища в чине прапорщика он был направлен в артиллерийскую бригаду.

В феврале 1917 года солдаты избрали его в Совет солдатских и рабочих депутатов. Вошёл в партию эсеров. Был членом комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Весной 1918 года вместе со своей частью оказался на Волге. Летом 1918 года Бианки стал работать в самарской газете «Народ» (издавалась с сентября по декабрь 1918 Агитационным культурно-просветительным отделом эсеровского Комуча).

В связи с наступлением войск Красной армии Бианки эвакуировался из Самары и жил некоторое время в Уфе, Екатеринбурге, затем снова в Уфе, потом в Томске и, наконец, осел в Бийске. Здесь в 1919 году он попал в армию Колчака писарем и был переброшен в Барнаул, затем на оренбургский фронт в составе пехоты, откуда осенью сбежал и стал жить в Бийске под фамилией Белянин. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась у него до конца жизни. В то время он читал лекции и писал заметки по орнитологии, организовывал научные экспедиции, работал в краеведческом музее, преподавал биологию в школе.

К концу 1920 года его первый брак распался. В Алтайском крае он познакомился со своей женой Верой Клюжевой, преподавателем французского. Тогда же стал писать «Лесную газету», начал публиковать стихи и заметки. В планах было возвращение в Петербург и получение биологического образования. Все свои наблюдения за природой Виталий записывал и хранил, их скопилось огромное количество. Эти записи впоследствии пригодились для создания его художественных произведений.

После установления Советской власти в Бийске Бианки стал работать в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.

Бианки был активным участником Бийского общества любителей природы, читал в Алтайском народном университете лекции по орнитологии. Живя в Бийске, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.

В 1921 году дважды арестовывался ЧК Бийска, к тому же отсидел 3 недели в тюрьме в качестве заложника. В сентябре 1922 года В. Бианки был предупреждён о возможном аресте, и, оформив командировку, отправился с семьей в Петроград. В родном городе Бианки полностью посвятил себя литературе. Вступил в клуб детских писателей, в который входили также Маршак, Чуковский и Житков.

В 1923 году опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем выпустил книжку «Чей нос лучше?».

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела.

Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

В конце 1925 года Бианки был снова арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в Уральск. В 1928 году, благодаря многочисленным ходатайствам, в том числе М. Горького, обратившегося к Г. Г. Ягоде, получил разрешение переехать в Новгород, а затем и в Ленинград. В ссылке Виталий не переставал писать, к тому времени относится много произведений, в том числе «Карабаш», «Одинец», «Аскыр». Спустя три года после возвращения в Ленинград он снова был арестован, но спустя три недели освобожден из-за отсутствия обвинения.

В ноябре 1932 года последовал новый арест. Через три с половиной недели он был освобождён «за отсутствием улик».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».

В марте 1935 года Бианки как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти» был еще раз арестован и приговорён к ссылке на пять лет в Актюбинскую область. Благодаря заступничеству Е. П. Пешковой ссылка была отменена, и Бианки был освобождён. С 1924 по 10 июня 1959 года (за исключением ссылок и эвакуации) проживал в Ленинграде по адресу — Васильевский остров, Малый проспект, дом 4.

В эти годы перед войной В. Бианки организовал у себя дома в Ленинграде «литературную школу». Учениками школы были Николай Сладков, Алексей Ливеровский, Зоя Пирогова, Кронид Гарновский, Святослав Сахарнов, Борис Житков и др., ставшие позднее известными писателями. В. В. Бианки стал руководителем и наставником известного ученого-селекционера и начинающего писателя Н. Павловой. К этой обязанности Виталий Валентинович относился добросовестно. Перед встречей с ней тщательно готовился, делал много замечаний, объяснял формы развития сюжета, как правильно начинать и заканчивать произведение, как отражать в сочинении время. С помощью Виталия Валентиновича Бианки писательница написала свой первый рассказ «Рекордный снимок» (1935). Новые литературные труды Нина Михайловна Павлова присылала Бианки для редактирования по почте, иногда приносила ему рукописи. Бианки читал и редактировал их. Во время её болезни (острый суставной ревматизм) письма В. В. Бианки были для нее большой поддержкой. В своём девятом прижизненном издании книги «Лесная газета» В. Бианки опубликовал 28 рассказов Н. Павловой.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.

Во время Великой Отечественной войны В. Бианки из-за болезни сердца не был призван в армию, эвакуировался на Урал, затем вернулся в Ленинград.

В последние годы жизни он тяжело болел. В 1949 году перенёс инфаркт, затем два инсульта. Системное заболевание сосудов вызывало сильные боли в ногах, почти полностью лишавшие его возможности ходить. 10 июня 1959 года Виталий Валентинович Бианки умер. Похоронен на Богословском кладбище. Надгробие работы скульптора Жермены Меллуп входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг, которые были напечатаны общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. В Советском Союзе книги Бианки широко использовались в детских садах и в начальной школе.

Библиография

  • 1926 – «Охотник на взморье»
  • 1928 – «Лесная газета на каждый день»
  • 1932 — «Лесные были и небылицы»
  • 1936 – «Где раки зимуют»
  • 1947 – «Нечаянные встречи»
  • 1949 – «Прятки. Рассказы старого охотника»
  • 1951 – «Лесные домишки»
  • 1952 – «Рассказы об охоте»
  • 1953 – «Кувырк и другие рассказы»
  • 1954 – «Оранжевое горлышко»
  • 1954 – «Первая охота»
  • 1955 – «Лесные разведчики»
  • 1955 – «По следам»
  • 1956 – «Повести и рассказы»

Поделиться
Ключевые слова: Виталий Бианки,Виталий Валентинович Бианки,биография,подробная биография,жизнь,творчество,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,русская литература,20 век,в бианки

Литература

Наблюдения за жизнью животных Виталий записывал — эти заметки стали основой произведений о природе. Список библиографии автора содержит более 300 сказок, повестей, статей и рассказов, а свет увидели 120 книг. Писатель однажды признался в обращении к читателям:

«Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка».

Литературный талант Виталия Бианки расцвел после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей Самуила Маршака и с головой ушел в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных.


Виталий Бианки наблюдает за птицами

Первую сказку «Путешествие красноголового воробья» оценили юные читатели, а в благодарность получили целый ряд отдельных книг: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».


Виталий Бианки с питомцами

Молодые родители обязательно пополняют домашнюю библиотеку сказкой «Синичкин календарь», которая в игровой форме знакомит малышей со сменой времен года и месяцами. Вместе с синичкой Зинькой познавать мир – одно удовольствие. На страницах книги – ответы на вопросы, почему замерзают реки, когда прилетают и улетают птицы и многие другие интересные факты о животных и природе.

Необыкновенной работой, не знавшей еще аналогов в литературе, стала книга «Лесная газета». Виталий Бианки начал этот труд в 1924 году, до 1958 года вышло 10 изданий, которые постоянно дополнялись и меняли вид.


Книги Виталия Бианки

Энциклопедия, календарь, игра – это все о «Лесной газете», состоящей из 12 глав, каждая посвящена месяцу года. Материал писатель облекал в газетные жанры: на странице книги появились телеграммы, объявления, хроники и даже фельетоны, содержащие новости о жизни леса. «Лесную газету» тепло приняли дети и в других странах – книгу перевели на несколько языков.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.


Писатель Виталий Бианки

Точку в творческой биографии писателя поставила незавершенная книга «Опознаватель птиц на воле». В дневнике Виталий Бианки писал:

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни… – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».

Литературное творчество

В Петербурге Бианки плотно занялся литературой. Он работал в клубе детских писателей вместе с Маршаком, Чуковским и Житковым. Публикация первого рассказа «Путешествие красноголового воробья» датируется 1923 годом. Затем читатели смогли увидеть книгу «Чей нос лучше?» Короткие истории о животном мире, состоящие из интересных фактов и юмористических заметок, очень понравились детской аудитории. Особой популярностью отличался рассказ «По следам», который многократно переиздавался.

В творческом списке Виталия Бианки рассказы для детей, различные повести, циклы и сказки. Все они обладают хорошим качеством: помимо интересного чтения, они побуждают юного читателя к наблюдению, сравнению и исследованию. Писатель не просто показывает картинку окружающей природы, он учит детей разбираться в тайнах леса и загадках животного и птичьего мира.

Виталий Валентинович жил стабильно и благополучно до конца 1925 года, пока его снова не арестовали. Автору детских книг вменили участие в несуществующей подпольной организации и сослали на три года в Уральск. В ссылке Бианки продолжал творить. К тому периоду относится написание:

  • «Карабаша».
  • «Одинца».
  • «Аскыра».

Прошло всего три года после возвращения в Ленинград, когда произошёл очередной арест, но тогда писателя отпустили из-за недостаточности обвинений. В 1935 Бианки снова арестовали и суд вынес решение отправить его с семьёй в ссылку (Актюбинская область). Вскоре это обвинение было снято.

Когда началась Великая Отечественная война, Виталия Валентиновича не взяли на фронт из-за больного сердца. Период блокады Ленинграда он переждал в эвакуации на Урале, а затем вернулся домой. Писатель часто жил на даче, любил выбираться в сёла и наблюдать за всем происходящим вокруг.

Одной из самых знаменитых книг Виталия Бианки стала «Лесная газета», которую он создал в 1924 году, корректировал на протяжении всей жизни и несколько раз переиздавал. Оригинальность формы и насыщенность содержания сделало эту книгу уникальной — не имеющей отечественных и зарубежных аналогов.

Используя жанр газетной публицистики, автор доносит до читателя различную информацию о ежедневных буднях лесных жителей. Всё, что удивительно человеку, но так обыденно для животного мира, раскрывается на страницах этого произведения. «Лесная газета» пестрит объявлениями скворцов, отзывами о спектакле птиц и даже уголовной хроникой.

Советские школьники зачитывались рассказами и сказками Виталия Бианки и без труда узнавали его портрет в учебниках русской литературы. Но и сегодня его творчество не менее актуально: в программу начальной школы (с 1 по 4 класс) включено изучение краткой биографии писателя и его различных произведений:

  • «Кто чем поёт?»;
  • «Красная горка»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Музыкант»;
  • «Лесные домишки»;
  • «Синичкин календарь» и др.

Всего Виталий Валентинович Бианки, которого зовут волшебником, способным разглядеть чудеса в обыденных вещах, написал более 300 произведений.

На его добрых рассказах и сказках воспитаны миллионы детей. С их помощью несколько поколений мальчиков и девочек учились быть добрыми, любить братьев своих меньших, заботиться о них и помогать тем, кто попал в беду.

Личная жизнь

С будущей женой Виталий Бианки познакомился в Алтайском крае, когда работали вместе в гимназии. Вера Клюжева, дочь врача и преподаватель французского языка, родила писателю четверых детей – дочь и троих сыновей. Наследники, благодаря отцу, тоже впитали интерес к окружающей природе.


Виталий Бианки и его жена Вера

Сегодня живет и здравствует только один сын Бианки – Виталий, орнитолог, доктор наук, работающий в Кандалакшском заповеднике Мурманской области. Мужчина в прошлом году отметил 90-летие, но, несмотря на возраст, до сих пор поглощен научной работой и поездками в полевые экспедиции.


Семья Виталия Бианки

В одном из интервью Виталий Витальевич рассказывает, что отец, следуя примеру своего родителя, каждое лето вывозил детей в деревню. Дома, в городской квартире, жили канарейки, собаки, а однажды поселилась летучая мышь.


Сын Виталия Бианки

Автор детских книг отличался позитивным отношением к жизни, умел радоваться мелочам – восходу солнца, весенним ручьям и сгорающему золоту осени. В семье Бианки укоренились традиции, которые до сих пор по возможности поддерживают внуки – новогодние игрушки создавали исключительно собственными руками, а в день весеннего равноденствия пекли жаворонков из теста.

Виталий Валентинович любил играть с детьми, дочь и сыновья выступали первыми критиками его новых произведений, с удовольствием коротал часы за настольными играми.

Биография 2

Каждый, кто помнит свои школьные годы, будет всегда помнить и имя выдающегося писателя, неразрывно связанное с детством, школой, книгами по внеклассному чтению. В учебниках начальной школы мы читали, да и сейчас читают наши дети, внуки и даже правнуки, и будут читать рассказы о природе, о жизни животных, Виталия Валентиновича Бианки. Без его «Лесной газеты», «Теремка», «Первой охоты» невозможно представить школьную программу и своё детство. Его книги первыми знакомят маленького читателя с чувством долга, ответственности и главное с чувством любви и заботы к братьям нашим меньшим.

Родился писатель в Санкт-Петербурге. Предками писателя были итальянцы, отсюда и такая необычная фамилия. Всё его детство было неразрывно связанно с природой. Его отец был учёным-биологом, сотрудником музея зоологии Академии наук. Дом семьи был расположен недалеко от музея и маленький Виталий проводил там все дни напролёт, вся их квартира была наполнена животными, птицами, даже были змеи. На всё лето семья уезжала в деревню Лебяжье, и все питомцы путешествовали с ними. Там в деревне открывался огромный кругозор для «любителей природы».

Естественно, что после такого насыщенного детства сын биолога поступил на естественное отделение университета в Петербурге. Но с началом Первой Мировой войны молодой человек был вынужден бросить учёбу и идти в армию. В 1918 году он уехал на Алтай в экспедицию. Здесь был направлен в армию Колчака, но дезертировал, скрывался у партизан. После установления нового советского режима, Виталий продолжает жить в Бийске, организовывает там краеведческий музей и преподаёт в школе. В этом городе писатель женился на Вере Клюжевой, которая была преподавателем французского языка, в семье родились дочь и 3 сына.

В 1922 году семья Бианки переезжает в Петербург, где писатель вступает в кружок детских писателей, в котором уже состоят С. Маршак, К. Чуковский и др. Через год журнал «Воробей» размещает на своих страницах один из первых рассказов – «Путешествие красноголового воробья». Далее выходит книга «Чей нос лучше?» Лёгкий читаемый тон, интересные факты о жизни животных, незатейливый юмор – всё пришлось по душе читателю. В 1924 году была создана одна из известных работ «Лесная газета». Через год и вплоть до 1935 года на писателя начинаются гонения властей. В Великую Отечественную войну, вместе с семьёй был эвакуирован на Урал, на фронт его не взяли из-за проблем с сердцем.

Оставшиеся годы жизни писатель провёл в борьбе с различными заболеваниями: диабет, болезнь сосудов, перенёс 2 инсульта, инфаркт – всё это не давало ему гулять, ходить в любимый лес, но он продолжал писать. Умер Виталий Бианки на 65-ом году жизни от рака лёгких.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Смерть

В последние годы жизни Виталия Бианки мучили болезни. Пока еще мог ходить, часто выезжал ближе к природе, в Новгородской области иногда снимал половину частного дома и гулял по любимому лесу. Однако вскоре диабет и заболевание сосудов лишили писателя возможности передвигаться.


Могила Виталия Бианки

Внук Александр Бианки вспоминает, что последние 20 лет дед постоянно готовился к смерти и сокрушался:

«Как хочется жить и написать еще что-то».

Автор увлекательных книг для детей умер в 65 лет от рака легких. Виталия Валентиновича похоронили на Богословском кладбище.

История семьи Виталия Бианки, его настоящая фамилия

Русский язык был родным для Виталия Валентиновича Бианки, и сам он считал себя русским человеком и русским писателем. Между тем, род Бианки пришел в Россию лишь в начале XIX века. Прадед будущего писателя по материнской линии был швейцарцем (от рождения мама Виталия Валентиновича была Клара Эмма Матильда Бланк). Родовая фамилия семьи по отцу была немецкой — Вайс (в переводе — «белый»).

Семья Бианки: Валентин Львович, Клара Андреевна, Лев, Анатолий, Виталий.

О том, как Вайс стал Бианки, рассказывала семейная легенда. Прадед писателя по отцу был известным оперным певцом. В ходе подготовки к турне по Италии агент убедил его сменить немецкую фамилию на ее итальянский вариант — Бианки (bianko). Этот сценический псевдоним, закрепившись в документах, перешел к потомкам.

Валентин Львович Бианки, отец писателя-натуралиста, был известным зоологом. На базе энтомологического и орнитологического отделений Зоологического музея Академии наук он активно занимался научной деятельностью. Бианки вел не только теоретическую, но и практическую работу, изучал насекомых и птиц. В 1900 году его избрали ученым секретарем Русской полярной экспедиции. В 1908-м работал в составе зоологического отдела экспедиции Ф.П. Рябушинского на Камчатке.

Свою любовь к природе Валентин Львович в полной мере передал своим сыновьям:

  • старший сын Лев совмещал работу филолога и энтомолога;
  • средний, Анатолий, стал метеорологом, много лет работал в Главной Геофизической лаборатории;
  • младший, Виталий — натуралист, писатель, самый знаменитый из рода Бианки, чьи книги издавались в СССР миллионными тиражами и продолжают издаваться сегодня.

Библиография

  • 1926 – «Охотник на взморье»
  • 1928 – «Лесная газета на каждый день»
  • 1932 — «Лесные были и небылицы»
  • 1936 – «Где раки зимуют»
  • 1947 – «Нечаянные встречи»
  • 1949 – «Прятки. Рассказы старого охотника»
  • 1951 – «Лесные домишки»
  • 1952 – «Рассказы об охоте»
  • 1953 – «Кувырк и другие рассказы»
  • 1954 – «Оранжевое горлышко»
  • 1954 – «Первая охота»
  • 1955 – «Лесные разведчики»
  • 1955 – «По следам»
  • 1956 – «Повести и рассказы»

Ранние годы

Виталий Валентинович родился в Петербурге. У его рода немецкие и швейцарские корни: дед пел в опере, носил фамилию Вайс, которую поменял на итальянский манер на Бианки (обе фамилии переводятся как «белый»). Отец – врач по образованию, занимался наукой, работал в орнитологическом музее при Академии наук. Валентин Бианки внес серьезный вклад в развитие отечественной зоологии, опубликовал множество научных статей.

Семья жила в просторной академической квартире недалеко от зоологического музея. Бианки всегда держали много разнообразной живности: от рыбок и птиц до змей и ежей.

Виталий был младшим из трех сыновей. Мальчики много времени проводили в музее, летом – в деревне Лебяжье. Будущий писатель любил находиться за городом и наблюдать за перелетными птицами, на пути которых и находилась деревня.

Валентин часто бывал в лесу и брал младшего сына с собой, учил записывать все свои наблюдения. Все детство мальчик воспринимал лес как отдельный волшебный мир. С раннего возраста он занимался охотой, собирательством и рыбалкой. Также писал стихи, любил музыку. В школе Виталию сложно давались точные науки, его настоящим увлечением был футбол, в котором он показывал неплохие результаты. Играл в различных футбольных клубах.


Виталий Бианки с женой

Личная жизнь писателя

В жизни Виталия Бианки было два брака. В первый раз он женился, когда еще учился в университете, на Зинаиде Захаревич, но отношения не сложились. В конце 1920 года они развелись.

Со своей второй женой писатель познакомился на Алтае. Тогда он преподавал биологию в гимназии, а Вера Николаевна Клюжева учила детей французскому языку. Всего в их семье родилось четверо детей: дочь Елена и сыновья – Михаил, Виталий и Валентин. Бианки, как когда-то и его отец, смог их заинтересовать наукой, привить любовь к природе.

С женой Верой и дочерью Еленой

Их семья каждое лето выезжала в деревню. Виталий Валентинович ходил с детьми в лес, где они наблюдали за жизнью животных и птиц. Писатель читал им свои рассказы, поэтому именно дети и были самыми первыми критиками его произведений.

Биография и творчество

  1. 1916 – Виталию пришлось бросить учебу по причине мобилизации в армию. После короткой учебы в военном училище его направили в звании прапорщика артиллерийской бригады в Царское село.
  2. Февраль 1917 – избран в Совет солдатских и рабочих депутатов, вступает в партию эсеров, участвует в комиссии по охране памятников.
  3. Летом 1918 – переезжает в Самару. Там Виталий Бианки работает в газете «Народ» (она выходила до конца 1918 года). Но после наступления Красной армии он эвакуируется из города. Будущий писатель постоянно переезжает (Уфа, Екатеринбург, Томск) и останавливается в Бийске.
  4. 1919 – становится писарем в армии Колчака. Его часть перебрасывают в Барнаул, а чуть позже Виталий Бианки попадает и на оренбургский фронт.
  5. Осенью 1919 – сбегает в Бийск. Там, изменив фамилию, он становится Беляниным, а затем до конца жизни носит двойную фамилию. В городе Виталий Валентинович читает лекции, пишет статьи по орнитологии, преподает в школе биологию, участвует в экспедициях.
  6. 1920 – начинает писать «Лесную газету», в которую входили небольшие заметки и стихи. Виталий всегда тщательно записывал свои наблюдения, а затем использовал это в рассказах. Кроме того, он мечтал вернуться в Петербург и все-таки получить биологическое образование.
  7. 1920 – писателя два раза арестовывают за то, что он был эсером. Он даже провел 3 недели в тюремной камере как заложник.
  8. 1922 – до Виталия доходят слухи о возможном новом аресте, и он вместе с семьей под видом срочной командировки выезжает в Петербург. Там он становится участником кружка писателей под руководством С. Маршака и активно пишет произведения для детей.
  9. 1923 – в журнале выходит его рассказ «Путешествие красноголового воробья», а чуть позже и другие книги («Чей нос лучше?», «Мышонок Пик»).
  10. 1924 – выходит в печать «Лесная газета». Писатель потом до конца жизни вносил в нее поправки, поэтому с каждым переизданием книга становилась все толще.
  11. 1925 – В. Бианки снова арестовывают за участие в подпольной организации, которой на самом деле не существовало. За это его высылают в Уральск на 3 года. Но и там он не прекращает писать (рассказы «Аскыр», «Карабаш», «Одинец»).
  12. 1928 – по ходатайству других писателей (в том числе заступничеству Максима Горького) к Г.Г. Ягоде Виталий Валентинович смог переехать сначала в Новгород, а затем и в Ленинград.
  13. Ноябрь 1932 – его снова арестовывают на 3 недели, однако вскоре выпускают по причине отсутствия улик.
  14. 1932 – выходит первый сборник рассказов писателя «Лесные были и небылицы».
  15. Март 1935 – новый арест. На этот раз его причина заключалась в том, что Виталий Бианки – сын дворянина, бывший эсер и когда-то служил в армии Колчака. Ему грозит ссылка в Актюбинскую область на 5 лет, и только вмешательство Е.П. Пешковой помогло писателю вновь получить свободу. После этого он снова вернулся в Петербург.
  16. 1942 – во время Второй мировой войны Виталия Бианки не мобилизовали на фронт по состоянию здоровья. В блокаду он был эвакуирован на Урал и только гораздо позже ему удалось вернуться в родной Ленинград.
  17. 10 июня 1959 года – Виталия Валентиновича не стало.

Писатель Виталий Бианки

Литературная деятельность

Виталий Валентинович всегда наблюдал за миром природы, поэтому все свои наблюдения записывал. Обычно любая краткая биография Бианки дает перечень всех произведений, которые им были написаны. Их более трехсот: повести, рассказы, сказки о животных и статьи.

По-настоящему своей литературной карьерой талантливый писатель смог заняться лишь только после того, как в 1922 году он вернулся в Петербург из Алтая. Он тут же попал в литературный кружок детских писателей, который организовал Самуил Маршак. Он настолько увлекся приключениями животных и описанием мира природы, что не видел больше ничего вокруг себя. Именно поэтому любая краткая биография Виталия Бианки всегда указывает на то, что замечательный автор создал и издал 120 книг. Первым произведением о природе стала сказка «Путешествие красноголового воробья». Затем последовали такие книги, как «Мышонок Пик», «Лесные домишки» и другие.

В 1932 году из печати выходит большой сборник произведений писателя. Читателям очень понравилась книга «Лесные были и небылицы», где талантливый писатель рассказывает о мире природы и о животных.

Необычной работой стала «Лесная газета» — произведение Виталия Валентиновича Бианки, биография которого насыщена событиями. Таких произведений в русской литературе еще никогда не было. Свою работу над этой книгой Валентин Бианки начал в 1924 году. Но, несмотря даже на то, что книга печаталась, до 1958 года он постоянно возвращался к работе над ней, редактируя и дополняя. За 34 года вышло десять изданий этого необыкновенного произведения.

Известно, что «Лесная газета» состоит из 12 глав, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. В каждом таком разделе содержатся энциклопедические статьи, календари, игры, телеграммы и объявления, фельетоны и истории из лесной жизни. Такая книга понравилась не только детям, но и взрослым. Она переведена на несколько языков мира.

В 50-е годы Виталий Бианка вел познавательную радиопередачу «Вести леса». Выходила она раз в месяц и тоже представляла собой своеобразный календарь. Последним произведением Виталия Валентиновича стала его книга «Опознаватель птиц на воле». К сожалению, она так и не была завершена.

Тема «Знакомство с произведением В. Бианки «Мышонок Пик»

Глава 1 «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Учебник — «Литературное чтение» для 3 класса УМК «Школа России».

Учебно-методический комплект «Школа России»

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Горецкий. Литературное чтение. Учебник в 2 частях. М.: Просвещение, 2013.

Цели урока:

Познавательная: знакомство с произведением В.В.Бианки, продолжение тренировки навыка чтения.

Развивающая: развитие умения детей работать с книгой, текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы, анализировать информацию, выбирать необходимое.

Воспитательная: формирование способности эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать герою; любить все живое и осознавать, что оно имеет полное право на жизнь.

Цели:

1.Предметные.

Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора.

2.Метапредметные.

А) Коммуникативные:

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

донесение своей и понимание чужой позиций, умение работать в группах, общаться в парах, вести диалог;

Б) Познавательные:

Создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую;

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений передавать манеру общения героя, согласно его характеру при чтении по ролям;

развитие умений перевоплощаться в главного героя, передавая свои ощущения во время пересказа от его имени;

узнавать жанр произведения по определённым признакам.

В) Регулятивные:

создать условия для определения цели деятельности;

развивать умение соотносить результат с целью;

формировать умение оценивать свои результаты.

Г) Личностные:

учиться понимать особенности жизни в природе;

развивать эмоциональную сферу.

учить оценивать поступки, поведение героев произведения;

учить переживать всему живому на земле;

учить любить все вокруг себя.

Художественная задача текста:

показать беззащитность наших братьев меньших перед человеческим непониманием, жестокостью;

зависимость их маленькой жизни от человеческой мудрости, доброты и от суровой непредсказуемости природы.

Оборудование урока: раздаточный материал для учащихся, презентация, видео, Smart доска.

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(СЛАЙД 1)

…Здравствуйте те, кто мечтал хотя бы однажды совершить путешествие…

…Здравствуйте те, кто задумывался над тем, как нелегко бывает маленьким …

…Здравствуйте те, кто знает, как помочь тем, кто вокруг нас…

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали рассказ «Ещё раз про Мальку». Давайте сейчас разгадаем филворд (Приложение 1). Проверка на Smart доске.

— Какое слово лишнее? (Бианки).

— Кто помнит, что значит это слово? (Фамилия автора)

— Что вы помните об этом авторе? (Ответы детей)

— Сейчас, я вам раздам карточки с фактами о писателе (Приложение 2). (СЛАЙД 2)

Ваша задача их прочитать. Потом мы посмотрим фильм о В. Бианки. После просмотра, вы отметите те факты, которые оказались неверными знаком «-», а те, которые оказались верными знаком «+». (Видео — СЛАЙД 3)

Проверка – (СЛАЙД 4)

  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(СЛАЙД 5)

Прочитайте четверостишие

Мышонку шепчет мышь: 

«Ты всё шуршишь – не спишь?»

Мышонок шепчет мыши:

Шуршать я буду тише».

— Скажите, пожалуйста, кто главный герой этого четверостишия?

— А где мы можем встретить этих героев?

— А где они встречаются в жизни?

— Сейчас в парах попробуйте собрать картинку. (Приложение 3).

— Кто получился? (Мышонок на корабле). (СЛАЙД 6)

— Как вы думаете, о чем мы узнаем? Что делал мышонок в рассказе? (Ответы детей)

ФИЗМИНУТКА (Приложение 5)

Сейчас я буду читать вам факты о мышах. Если вы считаете, что это правда, то приседаете, если неправда, то тяните руки вверх.

  1. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

— А теперь я предлагаю вам узнать о мышонке, который был у нас на иллюстрации.

— Откройте учебник на с. 73.

— Прочитайте название произведения.

— Как зовут мышонка, почему? (Пик. Потому что мыши пищат.)

-Как автор относится к мышонку? Почему? (Называет ласково.)

-Кто такие мореплаватели? (Те, кто ходит в море)

— Как мышонок может стать мореплавателем?

Рассмотрите иллюстрацию, каких героев вы видите.

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение

— Давайте проверим наши предположения, для этого я вам предлагаю самостоятельно прочитать произведение.

— Правильно ли мы предугадали содержание?

— Что вы предугадали?

— Чего не смогли предугадать?

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

Словарная работа.

Повторное чтение детьми вслух по цепочке.

Ведётся диалог с автором, выделяются трудные слова, высказываются комментарии.

Рубнул – ударил ножом, рубил.

Порскнуть –броситься врассыпную

Извести – уничтожить убить

Наладить парус – сделать, поставить парус.

Долбленное суденышко – выдолбленное из целого куска дерева

(Слайд 7)

Работа с текстом после чтения.

— Где мальчик нашёл мышонка?

— Что решил сделать брат с мышонком? Почему?

— Докажи словами из текста?

— Что можно сказать об отношении сестренки к увиденному мышонку? Докажи словами из текста.

— К какому решению пришли ребята?

— Почему с таким решением согласился брат? Докажи словами из текста?

  1. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

Повторное обращение к иллюстрации в учебнике.

– Найдите в тексте отрывок, который относится к иллюстрации.

-К какому литературному жанру можно отнести это произведение? Почему?

— В. В. Бианки называл свои рассказы — «Сказки-несказки», как вы думаете, почему?

— Это сказки – несказки. В них нет волшебства, но чудес там не меньше.

Сказка – это путешествие мышонка и его приключения.

Несказка – удивительные подробности из жизни маленькой полевой мышки.

  1. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

-Каждое прочитанное произведение нас чему-то учит, заставляет над чем-то задуматься.

(Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их)

-Чему учит, о чем заставляет вас задуматься рассказ «Мышонок Пик»?

— Давайте сейчас восстановим пункты плана. (Приложение 4)

— У вас на партах лежит парус. Напишите пожелание мышонку на нем. И прикрепим к нашему кораблю, который сейчас без парусов. И отправим его в дальнее плаванье.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Дома написать, как вы понимаете фразу – «Право на жизнь имеют все».

Приложение 1

М

А

Л

Ь

К

А

Б

И

Е

Ф

Т

О

Л

И

Н

А

Д

Я

К

Р

Т

Д

К

И

Т

Р

А

И

С

И

Л

А

Б

Е

Л

О

В

Я

А

В

Приложение 2

До

Виталий Валентинович Бианки

После

Родился в 1894 года в Москве.

Отец В.В. Бианки был орнитологом (ученый, изучающий птиц).

Отец привил интерес Виталия к технике.

Волшебная палочка, оживляющая экспонаты животных – это слово.

Каждое лето семья выезжала за город в деревню Лебяжье.

Отец приучал с детства зарисовывать все свои наблюдения.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета».

Написал более 300 сказок и рассказов о природе.

Приложение 3

578905 1

Приложение 4

Кусты, корень, желторотый мышонок.

Сестра знает, как спасти Пика.

Из чего сделать мачту?

Сердитый брат. Мышонку грозит гибель.

Брат и сестра мастерят кораблик.

Кораблик с мышонком отправляется в плавание.

Сестренка дает имя мышонку

Приложение 5

НЕТ. Факты – мыши любят сыр. (Эти грызуны являются оппортунистическими едоками, то есть будут есть практически все, что можно съесть.)

ДА. Несмотря на то, что летучие мыши называются «мышами», они не являются родственниками привычным мышам. 

ДА. Зубы у мышей растут на протяжении всей жизни.

НЕТ. Мыши встречаются только на лугах и в лесу. (Они встречаются в лесах, на лугах, в искусственных сооружениях, в том числе и в человеческих домах. )

ДА. (В дикой природе они обычно роют норы под землей. Их норы являются не только местом ночлега, но и убежищем от хищников.)

ДА. Они являются очень ловкими и быстрыми животными. Несмотря на свои крошечные размеры, эти грызуны могут разгоняться до 12 км/ч.

НЕТ. Мышата появляются на свет уже самостоятельными. (Мышата появляются на свет полностью беспомощными, лысыми, слепыми и глухими. Тем не менее, они очень быстро развиваются и уже к 14-дневному возрасту покрываются шерстью, хорошо видят и слышат.

Приблизительно в 20-дневном возрасте они начинают питаться твердой пищей.)

ДА. Они не любят отходить слишком далеко от своего гнезда. Обычно они ищут пищу в зоне, которая находится в пределах 3-6 метров от их убежища. При этом они регулярно используют одни и те же маршруты на протяжении всей своей жизни.

НЕТ. Мыши, в отличии от крыс не умеют плавать. (Могут плавать. Но это редкость. Плавают исключительно для выживания. )

Сказка мышонок пик читать полностью

20210413 vu tg sbscrb2

Тема: В.Бианки «Мышонок Пик»

Цель:
— ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки;
— учить видеть и понимать окружающую природу;
— развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
— прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Сказка мышонок пик читать полностью

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Тема: В.Бианки «Мышонок Пик»

Цель:

— ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки;

— учить видеть и понимать окружающую природу;

— развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

— прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: ознакомить с творчеством В. Бианки; учить прогнозировать содержание произведения, видеть и понимать поступки героев, определять жанр произведения.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки, описывающие характер.

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, «Просвящение», 2013, презентация.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный

— организация рабочего места;

— актуализация знаний;

— мотивация;

— словесный: чтение скороговорки;

— словесный: чтение пословиц и их анализ;

— целеполагание

— словесны: постановка учебной задачи

2 мин.

— Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

— Давайте проведём небольшую речевую разминку. Посмотрите на экран.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше,

Несли по два гроша.

— Что это? (Скороговорка)

— Прочитаем её медленно хором, прочитаем побыстрее, прочитаем быстро с разной интонацией: весело, тихо.

— Ребята, а кто знает, что такое грош? (Грош – старинная монета стоимостью в 2 копейки)

— Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте пословицы и объясните их значение.

1.Не велика мышка, да зубок остер.

2. Сытая мышь и муки не ест.

— Ребята, а что вы знаете о мышах?

— Откройте учебники на стр.73 и посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся.

— Какова тема нашего урока? (Мышонок Пик) Кто автор этого произведения? (В. Бианки)

— Какие цели мы можем поставить на урок? (Познакомиться с творчеством В. Бианки; прочитать произведение и проанализировать его)

-приветствовать учителя;

— читать скороговорку;

— объяснять значение слова;

— читать и анализировать пословицы;

— формулировать тему и цель урока

Р.:- обеспечивать учащимся организацию их учебной деятельности.

К.:- участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы.

П.:- определять тему и цель урока.

II.Постановка учебной задачи и её решение

— слушание: слово учителя;

— практический: словарная работа

5 мин.

— Ребята, а кто-нибудь слышал о таком писателе как Виталий Бианки? Читали его произведения?

— Послушайте немного о его жизни и творчестве.

— Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человечьим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.

— Прежде, чем начать читать, давайте разберём сложные слова.

— Посмотрите на экран, давайте прочитаем эти слова с ударение и объясним их значение:

Рубнул – ударил ножом, срубил.

Порскнуть – броситься врассыпную.

Извести – уничтожить, убить.

Наладить парус – сделать, поставить парус.

Долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева

— отвечать на вопросы учителя;

— внимательно слушать рассказ учителя;

— запоминать значение слов из текста

Р.:- осмыслять учебный материал.

Р.:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

III.Физминутка

1 мин.

Видеофрагмент

— повторять движения

IV.Первичный анализ

— словесный: беседа;

— практический: чтение первой главы:

— словесный: анализ первой главы;

— фронтальный опрос, беседа

— практический: чтение второй главы;

— словесный: анализ второй главы, ответы на вопросы по главе

25 мин.

— Ребята, прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели») Кто герой произведения? (Мышонок Пик) Как вы думаете, как автор относится к нему? (Наверное, автор любит его, потому что называет его ласково)

— Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?

— Итак, давайте прочитаем первую главу по цепочке, следите и слушайте внимательно.

— Ребята, как мышонок попал в мореплаватели? (На корабле)

— Почему мышонок получил такое прозвище? (Т.к. пищал)

— Из чего ребята делали кораблики? (Из толстых кусков сосновой коры и тряпочек)

— Посмотрите название 2 главы. («Кораблекрушение»)

— Не стало ли страшно вам за мышонка? Как вы думаете, что может с ним случиться? А сейчас мы узнаем это, прочитав вторую главу. Продолжаем читать по цепочке, не забываем внимательно слушать и следить.

— Итак, ребята, что приключилось с маленьким мышонком? (Мышонок выпал из кораблика и попал в воду)

— Сколько было мышонку от роду? (2 недели)

— Кто первым заметил Пика? (Чайки) Что они делали? (Летали вокруг мышонка, а некоторые пытались вплавь догнать кораблик)

— Кто ещё охотился за беззащитным мышонком? (Щука)

— Кто же спас от смерти Пика? (Птица рыболов-скопа) Как она это сделала? (Он сложил крылья, ринулся вниз, упал в реку рядом с корабликом и краешком крыла задел судёнышко и оно перевернулось)

— Что же дальше произошло с мышонком Пиком? (Он добрался до берега, выскочил на песок и ринулся в кусты) Что вы испытывали во время чтения этой главы?

— читать название главы;

— отвечать на задаваемые учителем вопросы;

— высказывать предположения;

— читать первую главу;

— анализировать прочитанное и отвечать на вопросы учителя;

— читать название второй главы;

— предполагать что произойдёт с мышонком;

— продолжать читать рассказ;

— отвечать на вопросы по тексту

К.:- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.:- читать в соответствии с целью чтения.

П.:- анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков.

К.:- участвовать в учебном диалоге.

V.Рефлексия

— словесный: фронтальный опрос, беседа

3 мин.

— Ребята, читать продолжим на следующем уроке. С каким произведением мы познакомились?

— Кто его автор?

— Понравилось ли вам это произведение?

— Дома прочитайте ещё раз первые 3 главы, подготовьте краткий пересказ.

— отвечать на задаваемые учителем вопросы;

— анализировать урок

Р.:- осуществлять итоговый контроль.

143326 59a7f40606f41

-75%

Сохранить у себя:

Сказка мышонок пик читать полностью Конспект урока литературного чтения в 3 классе»В.Бианки «Мышонок Пик» (45 KB)

icon visionoff

icon visionon

  • Сказка мышонок и карандаш текст
  • Сказка мэри поппинс возвращается читать полностью
  • Сказка мышь и крыса
  • Сказка мышь и воробей в иллюстрациях
  • Сказка муха цокотуха смотреть мультик