Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке»
Цель:
• Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.
• Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.
• Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.
• Закрепить знание сказки Репка.
• Развивать связную речь детей.
• Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
• Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, дерево, избушка, кот, собака, мышь, бабушка и дедушка, репка, музыкальное сопровождение, угощение для детей — пирожки.
Ход занятия:
Воспитатель: Заходите ребята, давайте поздороваемся с гостями.
В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой
Встало солнце поутру, разбудило детвору. /ручки вверх
Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать.
Здесь и …., и гости дорогие. Здравствуйте, здравствуйте!
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).
Дети: Письмо.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Колобок». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-Букашка. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:
• слон большой, а мышка — маленькая
• кубик квадратный а мяч- круглый
• лук горький, а торт — сладкий
• волк злой, а зайчик — добрый
• скамейка низкая, а забор — высокий
• зимой холодно, а летом — тепло
• днем светло, а ночью — темно
• мишка мягкий, а кирпич – твердый
• (дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
Воспитатель: Поехали.
(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: — Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” — через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А — ах!”.
Воспитатель: ребята кто это у нас тут?
Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)
— А ворона где сидит? (Под деревом)
— А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель: посмотрите, ворона волнуются. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?
Нам дают подсказку. Нужно отгадать загадки:
Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.
Дети: собака.
Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка).
— Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
— Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?
А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?
Дети: (варианты ответов) Репка.
Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?
Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку)
Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()
У нас еще загадка:
В мягкой шубке ходит, песенки выводит,
Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.
Дети: кошка.
Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)
Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька) А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая).
Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?
Дети: кс-кс-кс.
Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.
Дети: (варианты ответа) мышка.
Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!
Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька)
А как пищит она?
Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.
(звучит тревожная музыка, гром, молния)
Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти. А давайте поиграем с тучкой.
(звучит веселая шуточная песенка «Тучка»)
Вот и стало светло, выглянуло солнышко. Можно идти.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).
Бабушка: Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите дедушке вытянуть репку. (дети садятся на стулья)
Воспитатель: Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку, а наши гости послушают. (рассказывают сказку 2-3 детей или все вместе.)
Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли вытянуть репку.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой). Спасибо вам. Вы молодцы. Ой, я совсем забыла: Бабушка приготовила для нас с вами угощение — вкусные пирожки. Угощайтесь!
Составитель: воспитатель Жукова Надежда Викторовна
Занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей
«Рассказывание сказки «Теремок»» (средняя группа)
Задачи:
Обучающие:
— называть отличительные признаки некоторых животных (волк, заяц, мышка, петушок, лягушка, медведь, лиса), используя мнемотехническую таблицу;
— активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
— упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
— закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
— закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
Развивающие:
— продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
— умение соотносить звуковые символы с образами.
Воспитательные:
— воспитывать доброе отношение к животным;
— приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал:
-
мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц», «Мышка», «Лиса», «Медведь», «Петушок»);
-
персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
-
на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; прямоугольники разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, цветной – петушок, белый — зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).
Предварительная работа:
-
чтение сказки «Теремок»;
-
рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц, мышка, лиса, медведь) и домашнего животного (петушок) по мнемотаблицам;
-
показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
-
чтение стихотворений про животных;
-
дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Педагог предлагает детям отгадать, кто пришёл к ним в гости по небольшим схемам
Отгадывание по мнемотаблицам «Заяц», «Мышка», «Петушок», «Лягушка», «Лиса», «Волк», «Медведь».
Заяц.
Это не домашнее животное, а дикое. Оно живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто шерстью. На голове два длинных уха. Ест морковку, траву, капусту. Это – заяц.
Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту.
Волк.
Оно живёт в лесу. Это дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. У него острые зубы. Это волк.
Педагог. Конечно, волк – хищник, который живёт в лесу.
Петушок.
Рано встаёт. Имеет гребешок. У него пышный хвост. Ноги, как у птицы, значит это птица. Тело покрыто перьями. Ест зёрна. Это петушок.
Педагог. Правильно, это птица, и именно петушок, именно он встаёт с восходом солнца.
Лягушка.
Угадай, о ком речь: «Маленькая, зелёная, скользкая». Это лягушка.
Лиса.
Это животное дикое, живёт в лесу. У него есть 4 лапы и густая шерсть. Мы видим пушистый хвост. И питается мышами, маленькими зайчатами и иногда ворует петухов в деревне. Э то лиса.
Педагог. Конечно, вы угадали, только у лисы такой пушистый хвост.
Мышка.
Это животное серого цвета. Шёрстка у него маленькая. Есть четыре ноги, длинный хвостик. Любит сыр, живёт в норке. Это мышка.
Медведь.
Это дикое животное. Живёт в лесу. Тело покрыто шерстью. Ходит на четырёх лапах. Любит мёд. Это медведь.
Педагог. Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много!..
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети. В норке,
Педагог. А лягушка?
Дети. На болоте.
Педагог. Зайчик живёт…
Дети. Под кустом.
Педагог. А лиса где живёт?
Дети. В норе.
Педагог. Как называется дом волка??
Дети. …
Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?
Дети. Берлога.
Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери оказались в одном домике?
Дети. «Теремок»
Педагог. Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети. Жили-были, однажды…
Педагог. А заканчиваются сказки какими словами?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:
Мышка… (норушка),
Лягушка… (квакушка),
Петушок… (золотой гребешок)
Зайчик… (побегайчик),
Лиса… (краса),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).
Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Изобрази животное», я буду вам называть животное, а вы показывать движения и издавать звуки данного животного.
Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок»
«Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Цвет животного», я буду вам называть животное, а вы называете его цвет. Мышка – серая Зайка – белый Лягушка – зелёная Волк – серый Медведь – коричневый Петушок – цветной Лиса — оранжевый |
Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик, а в нём дверь, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети. Мышка.
Педагог. Мышка какого цвета?
Дети. Серого
Педагог. Она самая маленькая, серого цвета и пришла к теремку самая первая. Выберите прямоугольник, который подсказывает вам, что он изображает мышку и поставьте к теремку первым.
Педагог предлагает детям заселить теремок другими животными, попавшими в теремок, располагая прямоугольники соответствующего цвета по порядку заселения в теремок.
Педагог: Ребята, понравилась вам сказка? А наше занятии?
Кому очень понравилась поднимаете красную карточку, кому просто понравилось- зелёную, а кому –не очень- жёлтую.
Педагог: молодцы! Я вижу всем очень понравилась.
01.02.2021
Конспект занятия в младшей группе по развитию речи В.Г. Сутеева «Под грибом»
Тема: Чтение сказки В.Г. Сутеева «Под Грибом»
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством В.Г. Сутеева
Задачи:
1. Развивать умение внимательно слушать произведение.
2. Пробуждать интерес к художественной литературе.
3. Создать условия для развития речевой активности детей;
4. Развивать устную речь детей, зрительную память;
5. Воспитывать у детей чувство доброты, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду, умение дружить
Возраст: 3-4 года
Материалы и оборудование: магнитная доска, сказка, карточки с изображением сказочных героев: Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, гриб и Лисиц; иллюстрации к каждому эпизоду, игрушка зайца, листья для дидактической игры (красные, желтые и зеленые), три плоскостные корзинки (красная ,желтая и зеленая)
Оценить
728
Содержимое разработки
Конспект занятия по развитию речи. Группа младшего возраста.
Тема:Чтение сказки В.Г. Сутеева «Под Грибом»
Цель:продолжать знакомить детей с творчеством В.Г. Сутеева
Задачи:
Развивать умение внимательно слушать произведение.
Пробуждать интерес к художественной литературе.
Создать условия для развития речевой активности детей;
Развивать устную речь детей, зрительную память;
Воспитывать у детей чувство доброты, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду, умение дружить
Возраст:3-4 года
Материалы и оборудование: магнитная доска, сказка, карточки с изображением сказочных героев: Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, гриб и Лисиц; иллюстрации к каждому эпизоду, игрушка зайца, листья для дидактической игры (красные, желтые и зеленые), три плоскостные корзинки (красная ,желтая и зеленая)
Ход занятия: Дети встают в круг и делают движения согласно тексту.
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
Восп.:— Здравствуйте, ребята! Садитесь на стулья!
Дети садятся на стулья.
Как я рада вас всех видеть! Какие вы все красивые, опрятные! Мы все подарили друг другу улыбку!
Какое у вас сегодня настроение?
У меня очень хорошее!
В мире много сказок
Грустных и смешных,
Не прожить на свете нам
Без любимых книг.
Восп.:— К нам в гости сегодня пришла сказка…
Звучит озорная музыка.
— Слышите, кто-то к нам сюда скачет? Длинные ушки, маленький хвостик. Кто же это?
Дети:Заяц.
Восп.:Правильно, заяц. Достает игрушку зайца.
—Он прискакал к нам из осеннего леса и хочет с вами поздороваться.
Воспитатель подходит к каждому ребенку с игрушкой и здоровается.
Восп.:голосом Зайца
— Ребята, вы бывали в осеннем лесу? Какого цвета листья осенью на деревьях?
Ответы детей.
Восп.:голосом Зайца.
— Правильно! И красные, и желтые, и зеленые! Очень красиво!
Давайте с вами поиграем? Вы любите играть?
Дети:Да.
Дидактическая игра «Собери листики по цвету»
Восп.:голосом Зайца.
— Посмотрите, у меня есть листочки.
Какого они цвета? Воспитатель показывает листья (красный, желтый и зеленый)
— Ух, ты! Все цвета назвали!
У меня есть три корзинки: красная, желтая и зеленая. Вам нужно будет собрать листья в нужную корзинку. Воспитатель показывает пример.
— Закройте все глазки. У-у-у! Налетел осенний ветер и разбросал листочки по всей поляне.
Воспитатель раскидывает листья.
— Открывайте глаза. Смотрите сколько листьев! Надо их собрать.
Звучит музыка. Дети собирают листья. Зайка помогает.
Дети садятся на стулья.
Восп.: — Какие вы ловкие! Правильно собрали листья в нужные корзинки! Смотрите, как наш гость радуется!
Зайка прыгает и скачет.
Голосом Зайца.
— Ну, раз вы такие умнички, подарю я вам сказку! Любите читать сказки?
Дети: Да
Восп.:— Конечно, дети любят сказки! Я вижу, ты принес с собой книжку. Садись рядом. Мы сейчас ее почитаем.
На каждый эпизод воспитатель показывает заранее заготовленные иллюстрации.
Под грибом.
Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
Восп:— Давайте покажем, как идет дождик. Постучим пальчиками по ладошке, как будто дождик капает. Кап-кап-кап. И другой ручкой.
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь немогу!
Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-какуместился.
Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил муравей бабочку под грибок.
Восп.:Давайте покажем, как бабочка машет крыльями, летает. А теперь покажем, как у нее крылышки промокли.
А дождь ещё сильнее идет…
Бежит мимо мышка:
Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьёмтечёт.
Куда же мы тебя пустим? Тут и местанет.
Потеснитесьнемножко!
Восп:— Станем все мышками. Для этого присядем на корточки. И запищим как мышки: «Пи-пи-пи»
А дождь всё льёт и не перестаёт…
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождикпереждать!
Тут и местанет.
Подвиньтесь,пожалуйста!
Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место.
Восп:— Попрыгаем как воробушки.
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лисагонится!..
Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся. Только спрятали Зайца — Лисаприбежала.
Зайца не видели? —спрашивает.
Невидели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
Не тут ли онспрятался?
Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом иушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба
радуются.
Муравей задумался и говорит:
Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым местонашлось!
Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялсякто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
Эх, вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
Восп: -Какаяпрекраснаясказка!Вседругдругупомогли,ивсемхватиломеста.Поняли почему?
Ответы детей
— Понравилась вам сказка?
— Кто первый прибежал под гриб?
-Кто ещё хотел спрятаться под грибом?
Восп:Ребята, Зайка хочет мне что-то сказать? Воспитатель делает вид, что Заяц шепчет не ухо.
Зайка хочет с вами поиграть.
Подвижная игра «Зайки и лиса»
Восп:— Мы с вами – зайки. И, как в нашей сказке, мы должны убежать от лисы и не попасться ей в лапы. Я буду говорить стихотворение, а вы будете бегать, прыгать и танцевать. Но как только я скажу: «разбегайтесь зайчики, кто куда». Все должны убежать от лисы и сесть на свои стулья. Готовы? Тогда начнём!
Воспитатель включает музыкальное сопровождение
Восп:
На лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – попрыгайки.
Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.
Надо зайкам убегать, надо в домики бежать.
Разбегайтесь зайчики, кто куда.
Дети разбегаются по группе. Игра повторяется по желанию детей ещё 2 – 3 раза.
Восп:— Какие вы молодцы! Какие быстрые и ловкие зайки. И наш гость тоже очень доволен!Зайка прыгает и скачет.
— Но ему пора бежать в лес. Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/439814-konspekt-zanjatija-v-mladshej-gruppe-po-razvi
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!