Сказка мужик и царь распечатать

Организация: гбоу сош 10 г.о. чапаевскнаселенный пункт: самарская область, г.о. чапаевск капитан елена геннадьевна, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение самарской области

Организация: ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск

Населенный пункт: Самарская область, г.о. Чапаевск

Капитан Елена Геннадьевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 имени Героя России Сергея Анатольевича Хихина г.о. Чапаевск Самарской области

Целевой компонент

Тема

Русская народная сказка «Мужик и царь»

Образовательная цель

Формирование читательской культуры личности, развитие критического мышления

на основе осмысления нравственного содержания и смысла сказки.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

Личностные: понимает нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков

окружающих людей.

Метапредметные: работает с текстом и понятием, планирует деятельность, осуществляет

рефлексию.

Предметные: даёт характеристику героев сказки; выразительно её читает; находит в тексте

особенности бытовой сказки.

Программные требования к образовательным результатам

  • Ученик научится различать художественные произведения разных жанров; читать

со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, определять героев,

события, их последовательность, задавать толстые и тонкие вопросы по содержанию,

давать полные ответы.

  • Ученик получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные

ценности художественного текста и высказывать собственное мнение; определять

позиции героев текста, позицию сочинителей.

Содержательный компонент

Программное содержание

Русская народная сказка, характеристика героев, характер.

Мировоззренческая идея

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Ценностно-смысловые ориентиры

Достоинство. Честь. Культура.

План изучения учебного материала

  1. Чтение.
  2. Анализ текста.
  3. Вопросы тонкие и толстые.
  4. Сравнительный анализ героев сказок. Синквейн.

Основные понятия

Русская народная сказка, характеристика героев, характер, антонимы, синквейн.

Основные законы, закономерности

Структура сказки = зачин + основная часть + концовка.

Имена видных деятелей

Петр I

Организационно – деятельностный компонент

Тип урока

Урок открытия новых знаний, умений и навыков.

Форма урока

Урок – диспут.

Образовательная технология

Формирование смыслового чтения

Оснащение урока

Ноутбук (интернет), проектор, интерактивная доска, презентации к уроку, модульная система PROClass.

учебник,

Место проведения урока

Учебный кабинет

Мизансцена

Традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Не требуется

Домашнее задание

Разноуровневое по выбору:

  1. Необходимый уровень. Выразительное чтение сказки.
  2. Повышенный уровень. Найти пословицы, которые подойдут к этой сказке.

Проверка целей

Синквейн

Результативный компонент

Рефлексия

1.Личностная рефлексия — анализ своего настроения «Большой палец».

3. Коммуникативная рефлексия «Лестница успеха»

4. Интеллектуальная рефлексия «Радуга успеха»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ПОР

1.Организационный момент (1,5 минуты)

Звучит песня «Песня о сказке» С. Никитин — Ю. Мориц.

Презентация (слайд 1)

Приветствует учащихся.

Беседует о настроении.

Личностная рефлексия — анализ своего настроения

«Большой палец» (Приложение 1.)

Презентация (слайд 2)
Настраивает на урок.

Проверяет готовность к уроку.

Заходят в класс под музыку.

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

(Концентрируют внимание)

Показывают настроение.

Личностные: Размышляет, анализирует самого себя (самоанализ), анализирует собственное состояние, настроение.

2.Проверка домашнего задания

(5 минут)

Презентация (слайд 3-14)

Презентация (слайд 15)

Задаёт вопросы:

— Какую сказку вы читали дома?

(русская народная сказка «Находчивый солдат»)

Предлагает выполнить тест, используя модульную систему PROClass.

Каким был солдат? Дайте характеристику.

— Какой из героев существовал на самом деле?

— Что вы узнали про Петра I из дополнительных источников?

— Каким был Петр I? (запишите на доске)

Отвечают

Работают с пультами, отмечают правильный ответ.

Высказываются, опираясь на собственный опыт и знания полученные ранее.

Рассказывают, что узнали о жизни и правлении Петра.

Выписывают на доске:

Умный

Справедливый

Честный

Хитрый

Познавательные учебные умения: используют знания полученные из справочников, энциклопедий.

Личностные: проявляет интерес к изучаемому материалу, применяет приобретенные навыки в практической деятельности.

3.Физ. минутка

(0,5 минута)

Презентация (слайд 16)

(Приложение 2)

Проводит гимнастику для глаз.

-Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо.

Выполняют гимнастику.

4.Постановка учебной задачи. (2 минуты)

Целеполагание и мотивация.

Презентация (слайд 17)

Мотивация

Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока.

— Во время физ. минутки я называла антонимы.

— Придумайте антонимы к словам, которые вы выписали на доске.

— Посмотрите на антонимы.

— Как вы думаете, какую подсказку я вам дала?

Сегодня вам предстоит определить, с каким видом сказки мы познакомимся.

Рассуждают, анализируют, делают выводы.

Определяют тему урока.

Ставят цель урока, его задачи.

Метапредметные результаты: овладевает способностями ставить цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Регулятивные: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме.

5.Знакомство с произведением

(12 минут)

(Презентация – слайд 18-19)

Проверка первичного восприятия

Презентация (слайд 20)

Презентация (слайд 21)

Представляет сказку:

— Русская народная сказка «Мужик и царь»

— Как вы думаете, о чем сказка?

Словарная разминка:

Горе мыкать

Кликнуть клич

Попытать счастья

Знакомит с трудными словами:

Целовальник

Харчи

Матерый

Просит прочитать сказку разными способами:

  • «Цепочкой»
  • Чтение с остановками
  • Чтение по ролям
  • Чтение про себя
  • Чтение вслух

Стимулирует вопросно-ответную работу.

— Понравилась ли вам сказка?

— Кто главный герой? Какой он?

— Что удивило вас?

— Какого царя вы увидели в этой сказке?

— Как вы думаете, почему мужик пошел рассказывать сказку царю?

— Докажите текстом свое мнение.

— Работаем в парах. Задайте друг другу по одному тонкому и толстому вопросу

по содержанию сказки.

Отвечают на вопрос, опираясь на собственные предположения.

Отвечают на вопрос, опираясь на собственные знания.

Находят в учебнике объяснения, читают.

Читают сказку, предполагают, что будет дальше.

Отвечают на вопросы, доказывают свое мнение.

Находят ответы в учебнике.

Придумывают вопросы, задают их соседу по парте, слушают ответы и оценивают их.

Познавательные учебные умения: прогнозируют содержание сказки до чтения.

Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;

оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию.

Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;

формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;

слушает и читает, понимает прочитанное.

Личностные результаты: осознает важность чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;

осмысливает значимость литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознает значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.

Коммуникативные: слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме.

6.Анализ сказки

(5 минут)

Презентация (слайд 22)

Стимулирует вопросно-ответную работу.

— Каким был мужик до того, как отправился к царю?

— Как вы думаете, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке?

— Можно его назвать жадным?

-Каким стал мужик в конце сказки?

Какие черты характера помогли ему?

— А каким оказался царь?

— Что бы вы ему посоветовали?

-Какому герою вы симпатизируете? Почему?

— Над кем посмеялись сочинители сказки?

Предлагает рассмотреть иллюстрацию к сказке на странице 39 учебника.

— Какой эпизод передаёт это изображение?

— Почему вы так решили?

— Приведите пример из текста?

Ребята высказывают свое мнение, отстаивают его, доказывают, спорят.

Рассматривают иллюстрацию, находят подпись в книге.

Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;

оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию.

Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;

формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;

слушает и читает, понимает прочитанное.

7.Физ. минутка

(0,5 минута)

Презентация (слайд 23)

(Приложение 2)

Проводит физ. минутку в стихотворной форме с движениями.

Выполняют движения.

8.Обобщение

( 10 минут)

Презентация (слайд 24)

Презентация (слайд 25)

— Теперь мы с вами можем определить вид нашей сказки, какая она?

— Почему она бытовая?

— Какова структура сказки? Найдите зачин, концовку, прочитайте.

— Какой еще признак сказки вы увидели?

— Найдите в сказке пословицу?

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Предлагает составить «синквейн», пользуясь учебником.

Определяют вид сказки, ее структуру, находят зачин и концовку, замечают, что мужик три дня рассказывал сказку.

Объясняют пословицу, предполагают, когда можно эту пословицу применить, в какой ситуации.

Составляют «синквейны»

1 вариант: царь из сказки «Находчивый солдат»

2 вариант: царь из сказки «Мужик и царь»

3 вариант: солдат из сказки «Находчивый солдат»

4 вариант: мужик из сказки «Мужик и царь»

Зачитывают свои варианты.

Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;

оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию;

высказывает своё суждение об оформлении и структуре произведения.

Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;

формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;

слушает и читает, понимает прочитанное.

9.Итог урока

( 1 минута)

Презентация (слайд 26)

Подводит итог уроку.

— С каким чувством уходите с урока?

— Чему научила вас эта сказка?

— Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?

Благодарит ребят за работу на уроке.

Ставит оценки.

Подводят итог урока, находят главную мысль сказки, размышляют о себе и своем опыте.

Личностные результаты: осознает важность чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;

осмысливает значимость литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознает значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.

10.Рефлексия

(2,5 минуты)

Презентация (слайд 27)

(Приложение 1)

Интеллектуальная рефлексия «Радуга успеха»

Выражают собственное мнение о полученных знаниях.

Начинают со слов:

Сегодня я узнал….

Теперь я точно умею…

Я смог научиться…

Мне было трудно…

Я захотел узнать…

Меня удивило…

Мне было интересно…

Личностные: размышляет, анализирует самого себя (самоанализ), анализирует собственное состояние, дает самостоятельную оценку своей деятельности.

11.Домашнее задание по выбору (разноуровневое).

(0,5 минуты)

Презентация (слайд 28)

Звучит песня «Песня о сказке» С. Никитин — Ю. Мориц.

Предлагает разноуровневое задание на выбор.

  1. Необходимый уровень.

Выразительное чтение сказки.

  1. Повышенный уровень.

Найти пословицы, которые подойдут к этой сказке.

Личностные: обосновывает ценность и значимость для себя лично, определяет свой уровень подготовленности к предмету.

Палец — большой вверх для положительный настрой, вниз — для отрицательного.

Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.

Полный текст статьи см. приложение

С ЛЮБОВЬЮ К СВЯТОСАВСКИМ СЕРБАМ, К БРАТСКОЙ ТРИЕДИНОЙ СВЯТОЙ РУСИ И КО ВСЕМ НЫНЕШНИМ, И БУДУЩИМ ПРАВОСЛАВНЫМ НАРОДАМ. Инок Дамиан Серб, Святая Гора Афон. 

Часть 2:

Что касается глобализации, то святой Старец Паисий объяснил всё правильно, потому что даже в свое время у отцов были споры, он ничего не говорил от себя, молился Богу, чтобы Бог открыл ему. Сегодня имеются разногласия по разным вопросам. Святой Серафим Саровский сказал: «Когда я говорил от себя, я ошибался», и в настоящее время люди могут ошибаться. 

Сказка мужик и царь распечататьСвятой Старец Паисий осознавал, что он как человек может ошибаться, поэтому он молился Богу, чтобы Бог открыл ему правду об электронных документах, и Бог открыл ему, к нему пришла святая вмц. Евфимия и объяснила ему, что электронные документы с номером 666 – это отречение от Христа, она сказала с сожалением, что многие люди будут отпадать, потому что они не поверят, что это отречение от Христа. К сожалению, мы это сегодня видим, что многие приняли антихристовые электронные документы. 

Старец Паисий сказал не своё мнение, как некоторые люди сегодня, он свидетельствовал об откровении, которое имел от Бога, что электронные документы – это отречение от Христа, печать антихриста на бумаге. В отношении биометрии – это тоже отречение от Христа и печать антихриста на бумаге, но гораздо более опасное. 

Русскому Старцу Христофору явилась Матерь Божия и сказала, что из-за лукавства людей Бог попустил биометрию, которая с помощью лазерных лучей сканирует лицо человека, делает биометрическую фотографию человеческого лица, биометрию отпечатков пальцев, а лазером можно нанести печать антихриста и на руку, и на палец, когда совершается биометрическое сканирование лазером. 

Старец Христофор не говорил от себя, ему было явление Матери Божией. Биометрия – это тоже отречение от Христа, это уже не только печать антихриста на бумаге, но и на теле. Чтобы спастись человеку, он должен сжечь электронные и биометрические документы или вернуть их в полицию, паспортный стол, исповедоваться священнику, что он отрекся от Христа, и часто сокрушаться и каяться, что допустил этот грех. 

Что касается вакцин — это еще более страшно и лукаво! Они убивают человека, некоторых сразу, других в течение нескольких месяцев, до двух лет, а душу убивают сразу и отлучат от Христа, и соединяют душу с антихристом, и телесно и духовно, такому человеку очень трудно покаяться. В вакцине есть нано-чипы, которые содержат имя и число антихриста 666, которое является основой каждой печати антихриста – либо на бумаге, либо на коже или в теле человека. 

Электронный документ вы можете сжечь, а когда они вводят с помощью вакцины антихриста в вашу кровь нано-чипы с 666 и различными ядами, и графеном, вы уже безсильны, здесь может помочь только огромное сердечное покаяние и великая милость Божия, чтобы такая душа, которая получила вакцину антихриста, могла покаяться и спастись.

Сказка мужик и царь распечататьВсемилостивый Бог да поможет нам всем. Пришло время, что ни при каких обстоятельствах мы не должны получать печать антихриста в виде вакцины, ни ради семьи, ни ради работы, ни ради здоровья, но с помощью Божьей должны быть готовы умереть ради Христа, но вакцину антихриста не принимать, потому что сегодня кто против вакцины, хотя бы он и маловерующий, ещё не воцерковлённый,  но его противостояние антихристовой вакцине – это стояние за Христа, и Бог поможет ему, а кто поддерживает вакцинацию (сатанизацию человеческих душ), хотя он и считает себя благочестивым, он отрекается от Христа и соединяется с антихристом. 

Вот почему мы – Светосавские Сербы должны молиться, чтобы Господь послал нам как можно скорее Русского Православного Царя, который освободит и поможет всем Православным, и особенно нам Сербам поможет вернуть Сербское Косово, и все Сербские земли, очистит нашу Церковь и государство от предателей и еретиков, и поможет нам установить Светосавскую Царскую Сербию с Сербским Православным Царём из рода Неманичей, как и святая царица Милица молилась, чтобы снова Святой Царской Сербией правили Неманичи. 

Мы – Светосавские Сербы, должны идти по пути, который оставил нам святой Савва и святой Царь Лазарь – это путь в Царство Небесное, это наш единственный Светосавский путь, путь борьбы за почетный Православный крест и свободу нашего Сербского рода и нашей СВЕТОСАВСКОЙ Сербии. Только Помазанник Божий имеет благословение управлять Православным народом, только Царь правит по воле Божией. 

Православные Цари возводятся на трон по особому благоволению Божьему и при миропомазании на них изливаются дары Святого Духа, которые объединяют душу Православного Царя с душами его народа, а сам Православный народ получает благодать и освящается во время помазания на царство Православного Царя. Те люди, которые выступают против восстановления Православной монархии, пусть знают, что они противятся воле Божией. 

Монархия не должна быть ни в коем случае парламентарной. Православный Царь должен быть Самодержцем, у которого есть свои царские советники-эксперты в каждой области, которые являются Православными и образованными, честными и порядочными людьми, патриотами. Политики и политические партии сегодня продвигают своих кандидатов не по достоинству и не ради пользы народа, а чтобы их ставленник успел больше нахапать и распродать всё, что может, пока они у власти. 

Сегодня, если человек хочет быть в политике, он должен быть в масонской ложе «вольных каменщиков», «Ротари клуб» и т.д. Хотя масоны выдают себя за патриотов – это всё лукавство, масоны – армия антихриста и главные покровители всеереси экуменизма и глобализма. 

Сегодня Сербы должны объединяться только во имя Господа Иисуса Христа и Светосавской Православной веры, любое другое объединение обречено на провал, ни демократы, ни социалисты, ни коммунисты политики не могут нам помочь, потому что всё, что они строили без Христа, сейчас это ясно видно, они строили для антихриста и глобального электронного концлагеря, для ужасного рабства человечества, и вместо того, чтобы человек стал богом по благодати, человек становится рабом антихриста и его отца диавола, человекоубийцы от века. демоны ненавидят друг друга и бьют друг друга, и представьте себе, что они делают с человеком, когда они схватят его душу, и повлекут её в вечной огонь, во ад, это такие мучения, что на земле нет ничего, с чем можно было бы и немного это сравнить. Такие мучения…

На самом деле всё, что без Христа и вне Святой Православной Церкви и церковных Православных святых догматов и преданий – это всё страшный ад уже на Земле, который потом переходит в вечность в вечный ад. Именно поэтому я прошу всех вас, не имеет значения какой вы нации или какого цвета кожи, приходите все и объединяйтесь с единственным Истинным Богом и единственным Истинным  Человеколюбцем, возлюбленным Господом нашим Иисусом Христом и Единой Святой Соборной и Апостольской  Церковью, это для нас людей живущих на Земле единственный Истинный путь, который ведёт в блаженную вечную жизнь и спасение наших душ.

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

У меня на чердаке стоит топчан. Я подумала – зачем мне еще один бессмысленный диван – и специально попросила аккуратного узбека, обшивавшего нам чердак, сколотить в углу большой основательный топчан. Вещь получилась зачетная: хочешь, положи матрас пошире и спи, не хочешь – не спи, просто подними крышку топчана вместе с матрасом и сиди перед ним на коленках до утра. Потому что топчан с крышкой – это уже сундук, а в нем – игрушки выросших сыновей, те, что получше и жалко выбрасывать, детские книжки с картинками, каких теперь не бывает, а главное – альбомы с фотографиями и старый кожаный портфель с документами: целая история страны, море в капле воды.

Однажды мы с младшим сыном часа два просидели над этим кожаным портфелем, вынимая то военный билет и диплом моего отца, то диплом и ордена деда, то всякие книжки ДОСААФ, комсомольские билеты, сберкнижки, паспорта, свидетельства о смерти, и каждую бумажку и книжечку мы вертели, рассматривали гербы, печати и водяные знаки, фотографии, подписи, и все это было для ребенка – как черепки со дна моря, обломки затонувшего корабля. С каждой вынутой бумажкой очертания этого корабля становились яснее, он как будто всплывал – вот-вот снова закачается на воде и поплывет. Хотела показать свидетельство другого моего деда об окончании Киевской духовной семинарии – вот же, тут оно лежало, в этом кармане, огромное и нарядное, как старинная карта, с кудрявыми росчерками и вензелями, протершееся на сгибах – и нет его, пропало. Жалею ужасно, в пальцах явственно шуршит пустота.

Как же она шуршит у тех, у кого нет такого кожаного портфеля? У чьих дедушек и бабушек все их портфели, дипломы, диссертации, статьи, городские квартиры, деревенские дома, огороды, поля, мечты, планы, небо над головой – взяли и перечеркнули гуманоиды с голубыми околышами, сгноив их в лагерях, пустив пулю в затылок в тюремном подвале или на краю рва в глухом лесу? Чьи отцы и матери жили с клеймом детей врагов народа, и хорошо еще, если с кем-то из родных, оставшихся на воле, а то и в тюрьме специальном детском доме для вражьих детенышей, как замечательный театральный художник и писатель Эдуард Кочергин, чьего отца расстреляли, а мать, полячку, отправили на 10 лет в лагерь. Остальным, как сказал поэт Вадим Жук, просто повезло:

Мы дети тех, кто не расстреляны,

Мы внуки тех, кто не посажены.

Мы чудом уцелевших правнуки,

Уволенных и ошельмованных.

Спросите историка Анатолия Разумова, создателя “Ленинградского мартиролога” и сайта “Возвращенные имена”, сколько людей стучится к нему в поисках своих сгинувших родных, как важно людям прийти на расстрельный полигон в Левашово, в Сандармох и хотя бы фотографию дедушки на сосну прикрепить, хотя бы ленточку повязать, раз нет могилы, у которой можно постоять, подумать, вспомнить человека, положить цветок. Приладит человек фотографию, повяжет ленточку, и хоть знает, что не тут дедушку зарыли, но все равно ему легче – как будто прикоснулся к невидимой дедовой душе.

Мне кажется, российские власти идеально играют роль Креона, казнящего Антигону за исполнение высшего закона, повелевающего всем оплакивать и хоронить своих мертвых

Спросите тех, кто работает в “Мемориале” – из скольких ручейков стекается к ним народная тропа жаждущих найти свои корни. Послушайте людей, добившихся возможности посмотреть на архивные дела своих родных, “уволенных и ошельмованных”, запытанных и расстрелянных – ради того, чтобы гуманоиды с голубыми лычками выполняли дьявольские планы на расстрелы, получали нехилое довольствие и росли по службе: каково это, видеть страницы допросов в пятнах крови и дрожащую подпись под признанием в бредовых “преступлениях” – последнее, что осталось от дедушки или бабушки. А ведь они могли качать своих внуков на коленях, читать им книжки, водить в музеи, но они остались там, где их зарыли в общей яме, как собак – а где, это до сих пор государственная тайна. “Мемориал”, родившийся из группы “За увековечение памяти о жертвах репрессий”, возникшей в 1987 году, это символ пробуждения страны, закрытие “Мемориала” – символ ее провала обратно в ту же пропасть, откуда она поднялась.

Знаете, что я думаю – во-первых, то преступление, которое было совершено чекистами, тот холокост, который они устроили собственному народу, совершенно беспрецедентен в мировой истории – никто не истреблял сам себя столь бессмысленно и беспощадно. И не надо тут о четырех миллионах доносов – не без этого, конечно, но никаких доносов бы не было, не будь они столь востребованы и непосредственно организованы авторами и исполнителями террора. Когда “сверху” спускается план на 3 тысячи, 5 тысяч, 30 тысяч расстрелов, “снизу” к этому плану притягивается столько доносов, сколько необходимо.

Во-вторых, я считаю, что сокрытие мест казней и захоронений расстрелянных и замученных людей – не меньшее преступление, чем сами расстрелы. Скрывая имена тех гуманоидов в голубых околышах и их участие в пытках и расстрелах, скрывая кладбища их жертв, сегодняшние гуманоиды в голубых околышах не просто протягивают руку своим предшественникам, они ставят между собой и ими знак равенства.

В третьих, если кому-то надоели заунывные призывы к покаянию, если им кажется, что надо смотреть вперед и строить новую страну, перешагнув через мертвых и думая о живых, то пусть представят хотя бы на минуту, что они живут в квартире, откуда человека взяли на рассвете и увели на пытки и на расстрел, но на самом деле этот человек никуда не ушел, он сидит за их столом и смотрит им в рот, когда они обедают. Как смотрел мне в рот поляк Осип, строивший дом, в котором я теперь живу, да так его и не достроивший. С Осипом мы договорились, но это другая история. Они, не похороненные и не отпетые, сидят за нашим столом, смотрят нам в глаза и ничего не дадут нам построить, пока мы, безжалостные, не пожалеем их и не похороним как следует.

И, наконец, в-четвертых. Помните, у Хармса есть сказка о том, как Ваня и Леночка вместе писали сказку: там Ваня все время начинает сказку, а Леночка его перебивает – “Такая сказка уже есть!” Так вот, сказка про “Мемориал”, который хотят закрыть организмы, мучившие и убивавшие тех, кого “Мемориал” не дает забыть, уже есть. Ее написал в 441 году до Рождества Христова древний грек Софокл, великий драматург. Его “сказочка” – трагедия “Антигона” – рассказывает историю детей царя Эдипа – Полиника, Этеокла и их сестры Антигоны.

Полиник и Этеокл убивают друг друга в борьбе за Фивы, но Этеокл гибнет как царь и защитник города, а Полиник – как предатель. Царем Фив становится Креон и под страхом смерти запрещает хоронить Полиника – пусть тело предателя съедят дикие звери. Антигона не слушается и тайно хоронит брата. Ее ловят и приводят к Креону. Креон спрашивает, как она могла ослушаться его приказа. И она отвечает, что этот приказ – не хоронить мертвых – всего лишь измышление человека, и оно не может низвергнуть “Неписанный, незыблемый закон // Богов бессмертных”: “Вот за него ответить я боялась // Когда-нибудь пред божиим судом, // А смертного не страшен мне приказ”. Она говорит, что жить, не исполняя высшего закона, оставив брата “без чести погребенья”, для нее хуже, чем умереть.

Креон, понятное дело, казнит Антигону – не проявлять же слабость, в самом деле, ну, а следом все сыпется: боги негодуют, народ бунтует, жена и сын кончают с собой, в завершение хор поет: “Мудрость – высшее благо… Спесь – спесивцу казнь”.

Мне кажется, российские власти идеально играют роль Креона, казнящего Антигону за исполнение высшего закона, повелевающего всем оплакивать и хоронить своих мертвых, а тех, кто этого не делает, исключающего из породы людей. Очередное заседание суда по ликвидации “Мемориала” назначено, кстати, на 28 декабря – известно, что наши власти любят назначать свои самые гадкие “ликвидации” незадолго до боя новогодних курантов, на дни, когда мысли у всех направлены исключительно на оливье – чтобы уж наверняка заглушить крики возмущения и отчаяния. Уже по одному этому можно предположить, каким будет решение суда.

Но каким бы оно ни было, никто не сможет изменить главного: “Мемориал” – это наша Антигона, которая не соглашается нарушать закон небесный в угоду царской прихоти. И она, похоронившая брата ценой своей жизни, прославлена в веках, а жалкий Креон, разглагольствовавший о том, что ему западло проявить слабость и отступить перед женщиной, проклят.

Татьяна Вольтская – журналист

Высказанные в рубрике «Мнения» точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

Где можно научиться фигурному катанию и техникам лыжного хода, а также проехаться на упряжке, запряженной хаски, — в материале mos.ru.

Этой зимой в столичных парках открылись десятки лыжных трасс и катков с искусственным и естественным покрытием. Гостей приглашают на спортивные и культурные мероприятия, прогулки на собачьих упряжках или лошадях и другие праздничные развлечения.

Катки

В этом сезоне в парках открыто 20 ледовых площадок с искусственным покрытием, в зависимости от погодных условий работает 17 катков с натуральным льдом. Вход на 26 катков платный, на 11 — свободный.

Традиционно самый популярный каток — искусственный в Парке Горького. В этом зимнем сезоне его назвали «Зеркальным» — именно такое имя он носил на протяжении многих лет (начиная с 1930-х годов). Как и всегда, здесь работают детская и хоккейная площадки.

0V8A6948

Этой зимой на аллеях парка «Сокольники» вновь обустроили один из самых крупных катков в столице с натуральным ледовым покрытием — «Гигант». Его общая площадь составила 16,2 тысячи квадратных метров. В один день смогут покататься более четырех тысяч посетителей.

Крупные ледовые площадки также открыты в Измайловском парке, Таганском парке, ландшафтном парке «Митино», саду «Эрмитаж». В связи с эпидемиологической ситуацией катки в зимнем сезоне работают по особым правилам. Билеты можно приобрести только на сайте парков онлайн, для посещения бесплатного катка нужна предварительная регистрация, в пунктах проката и раздевалках нужно использовать маски, все катки работают по сеансам.

Лыжные трассы

Каждую зиму с наступлением морозов и появлением устойчивого снежного покрова в московских парках начинают работать лыжные трассы. В этом году на 26 парковых территориях уже открыто 65 лыжных трасс. Большинство трасс натуральные, они работают при определенных погодных условиях. Перед посещением лучше уточнить график работы в социальных сетях или на сайте интересующего парка.

Xzbke96 npE

Самое большое количество разнообразных лыжных маршрутов можно найти в парке «Сокольники» (17 трасс), Измайловском парке и на территории музея-заповедника «Царицыно» (по пять маршрутов). Также на территории некоторых парков лыжи и другой необходимый инвентарь можно взять напрокат. Услуга доступна в парках «Сокольники», «Измайловский», «Фили», «Гончаровский», «Кузьминки», «Ангарские пруды», а также в музеях-заповедниках «Царицыно» и «Коломенское».

Для любителей зимнего спорта

Зима — отличное время, чтобы освоить новые виды спорта. Если хочется обучиться катанию на коньках или лыжах, можно посетить специальные занятия, которые подготовили в парках Москвы.

Освоить фигурное катание можно на катке в Бабушкинском парке, парках 50-летия Октября, «Фили», «Ходынское поле». В них проходят бесплатные занятия для детей. В парке «Ходынское поле» взрослые также могут бесплатно изучить различные элементы на льду.

В парке «Дубки» с января проводятся платные уроки по игре в хоккей. На катке в усадьбе Воронцово проходят бесплатные встречи любительского объединения хоккеистов — здесь обучают именно технике игры в хоккей, участники должны уже уверенно стоять на коньках.

Сказка мужик и царь распечатать

Также в парках можно освоить техники лыжного хода. Бесплатные занятия проходят в парке у Джамгаровского пруда, сквере по Олонецкому проезду, парке «Ходынское поле», усадьбе Воронцово.

Покататься на собачьих упряжках или лошадях

В «Сокольниках» открыт хаски-парк «Большое приключение». Здесь можно познакомиться с северными собаками, посетить полярную станцию и традиционные жилища народов Крайнего Севера, а еще покататься на собачьей упряжке. Для посещения необходима предварительная регистрация.

Сказка мужик и царь распечатать

На территории музея-заповедника «Коломенское» зимой можно покататься на санях, запряженных лошадью, и на русской тройке. Для этого оборудованы две площадки — Картофельное поле возле комплекса Государева двора у Вознесенской площади и поле рядом с дворцом царя Алексея Михайловича. Забронировать дату, время и место катания необходимо заранее через отдел реализации музейных услуг по телефонам: +7 499 615-27-68 и +7 499 615-27-71. Просто покататься на лошадях можно также в Измайловском парке.

Посетить музей или экскурсию

Во многих парках столицы открыты выставочные пространства, работают музеи, проходят экскурсии, на которых рассказывают об истории этих мест. Посетить их можно в музеях-заповедниках «Царицыно», «Коломенское» и музее-усадьбе «Кусково» — здесь они проходят каждую неделю.

В музее-заповеднике «Коломенское» зимой проходят и сезонные экскурсии. Программа «Время зимних чудес» познакомит с историей празднования Рождества в Коломенском, а экскурсия «Зима за морозы, а мужик за праздники» погрузит в атмосферу русских забав. Участники этой прогулки прокатятся в конном экипаже, а также побывают на музыкальном представлении. Помимо этого, на экскурсии «Русская зима» посетители узнают о зимних праздниках и традициях, покатаются в упряжке с лошадьми и станут частью небольшого тематического представления. Экскурсии групповые, заказать их можно на сайте и по телефонам: +7 499 615-27-68 и +7 499 615-27-71. Для индивидуальных посетителей доступна программа «Зимняя сказка в “Коломенском”».

Сказка мужик и царь распечатать

Зимой для гостей парка «Сокольники» откроет двери музей «Фабрика елочных игрушек». Экскурсоводы расскажут о технологии создания елочной игрушки, а также о традициях и обычаях празднования Нового года в разные времена в разных странах. В музее представлено более 2500 экспонатов, посвященных производству елочных игрушек XIX–XXI веков во всем мире. Также в музее можно посетить мастер-класс по декорированию елочных шаров.

Концертные программы в парках

Зима — отличное время, чтобы посетить концерты, послушать музыку в тепле и уюте. Так, в атриуме Хлебного дома и Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» регулярно проходят тематические программы: «Царицыно. Джаз по пятницам», «Органные концерты», «Музыкальный салон Екатерины Великой» и другие. Особая программа ждет гостей в новогодние праздники: пройдет целых два фестиваля. Один из них посвящен джаз-манушу — самобытному стилю в джазовой музыке на основе цыганских мотивов. Также состоятся вокально-инструментальные вечера, на которых можно будет послушать популярные арии и дуэты из всеми любимых опер и оперетт, а также музыку венских вальсов и многое другое.

Сказка мужик и царь распечатать

В музее-усадьбе «Кусково» можно посетить концертные программы «Классика в Кускове», «Органные вечера в Кускове». В праздничные дни пройдут новогодние и рождественские концерты.

5e2uER0j2Lf5I6pZnI0hUJ6KSX2Mk8ug0rpbEgNW

Самый любимый праздник в России — Новый год! По данным социологов, его отмечают 96 процентов жителей. Но все 100 процентов знают, что обязательными новогодними приметами являются мандарины, «оливье», подарки, Дед Мороз и, главное, ёлка!  С начала декабря посреди повседневных забот и будничной суеты мы начинаем предвкушать момент, когда в дом принесут окутанную хвойным ароматом зеленую красавицу, из коробок достанут любимые игрушки, а на стражу лежащих под ёлкой подарков заступит румяный Дед-Мороз. В дом приходит праздник и кажется, что так было всегда.

Ёлка, Новый год, январь: откуда взялась новогодняя «Большая тройка».

Исторические приключения ёлки в России включают немало резких поворотов, сопровождавшихся равнодушием, неприятием и даже враждой. Да и Новый год с январем встретились не сразу.

Давайте перелистаем страницы этого празднично-исторического детектива, где ёлка сумела пройти путь от ненависти до всеобщей любви, чтобы стать в конце главным украшением новогоднего праздника и символом семейного уюта и счастья.

Сначала разберёмся с Новым годом. У древних славян Новый год связывался со временем пробуждения природы от зимней спячки и отмечался одновременно с Масленицей, в день весеннего равноденствия – 21 марта. А после принятия христианства и установления регулярных месяцев его стали отсчитывать с начала месяца — с 1 марта.

В 1492 г. (он же 7000 г. от Сотворения Мира) – Иван III и церковь отметили круглую дату переносом Нового года на византийский манер на осень – на 1 сентября. В этом слышались отголоски тех ветхозаветных времен, когда после уборки урожая наступала спокойная жизнь, свободная на время от трудовых забот, которую можно было посвятить празднику.

В Европе, согласно юлианскому календарю, первым днем нового года считалось 1 января – в этот день еще со середины II в. до н. э. приступали к службе вновь избранные консулы.

В России инициатором «переезда» Нового года на привычное нам место – на 1 января — стал Петр Первый, познакомивший российское общество со многими европейскими привычками. Больше всего его здесь волновал не столько сам праздник, сколько вопрос перехода России на европейское летоисчисление: не от Сотворения Мира, как было на Руси, а от Рождества Христова.  Но заодно и праздник Нового года стал январским.

1c6d736372a4d5d6eacde292648693ddb86d7cd0

Справа в правом углу вверху — фрагмент того самого указа от 20 (30) декабря 1699 года «О праздновании Нового года».

Источник фото: medimag.am

<hr/>

Петр, как всегда, был нетерпелив и не стал ждать до следующего года. Поэтому в 1699 г. Новый год в России встречали дважды: в сентябре и потом уже по новому Указу – 31 декабря. Впрочем, нас этим не удивить, у нас ведь и теперь – «Новый год два раза в год, вот!» Стремившийся детально регламентировать любое начинание, Петр подробно пояснил, каковы должны быть обязательные атрибуты нового праздника. И сам принял в нем активное участие – под бой курантов в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 г. с факелом в руках вышел на Красную площадь и запустил первый фейерверк в честь нового праздника. А ещё позаботился о праздничной атмосфере, повелев украсить город к торжеству.  В его Указе от 20 (30) декабря 1699 г. «О праздновании Нового года» в знак этого «доброго начинания и нового столетнего века» предписывалось в царствующем граде Москве перед воротами у домов или над хороминами «учинить…украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… и чтобы поспело к 1 генваря, а стоять тому украшению по 7 день того ж 1700 г.». Судя по всему, недавно вернувшемуся из европейского вояжа во главе «Великого посольства» Петру Алексеевичу удалось, скорее всего в Саксонии, познакомиться с рождественской ёлкой, украшенной свечками, фруктами и пряниками. Хотя в самой Европе её современная история только начиналась.

Ёлка в европейской праздничной традиции.

Сегодняшний светлый радостный образ наряженной ёлки уходит корнями в древнюю духовную традицию. Сам обычай почитания деревьев — носителей жизненной энергии, вместилища душ предков и места обитания духов, оберегающих от злых сил — чрезвычайно стар. С давних времен в поисках защиты и поддержки сложился универсальный мировой культ «священных деревьев» с ритуалами, включающими и украшение дерева. Порой существовало почитание не только живого или целого дерева, но даже его части – обычай хранения кусочка «рождественского полена» на счастье встречался у скандинавов, англичан, французов.

И если на Руси почитаемым деревом была береза, то у древних германцев эту роль играла ель: в её тени собирался воинский совет, у неё просили защиты и здоровья. К ней могли приходить и в канун Нового года с дарами-украшениями. С принятием и утверждением христианства смысловой центр праздника сместился на Сочельник – дату Рождения Христа (24 декабря) и ёлка стала Рождественской. Но, конечно, не следует здесь видеть единую непрерывную традицию, идущую с незапамятных времен.
Первое упоминание о ёлке как о рождественском дереве встречается в 1600 г. в хронике провинции Эльзас (тогда части Священной Римской империи германской нации) – ровно за сто лет до Указа Петра I. Приезжавшие туда путешественники любовались установленными на Рождество в домах местных жителей еловыми деревьями, украшенными бумажными розами, фруктами и сладостями. 

 79c078f3eb5cf5caeac8dfdff01d262e91dfb835

Старинная гравюра с изображением Мартина Лютера под Рождественской елью. XVI в.

Источник фото: pinterest.com

<hr/>

Сам обычай связывают с именем немецкого церковного реформатора Мартина Лютера, который, как гласит легенда, в 1513 г., гуляя по лесу в канун Рождества, так залюбовался красотой звезд в ночном небе над еловым лесом, что решил взять с собой домой маленькую ёлочку, украсив её верхушку звездой в память о той самой – Вифлеемской – что указала волхвам путь к яслям новорожденного Христа. Во второй половине XVII в. в поселениях вдоль Рейна дома стали украшать подвешенными к потолку маленькими елями, порой в перевернутом виде (с целью экономии места), или отдельными веточками, украшенными яблоками и прочими сладостями. Очень эффектно смотрелись деревца, на ветках которых красовались горящие свечи. А затем догадались ставить большую красавицу-ёлку в центр комнаты, чтобы вокруг можно было водить хороводы. Но даже на территории Германии праздничная ёлка в доме стала привычным явлением только к концу XVIII века. И лишь в начале XIX в.  большие ели стали в Сочельник украшать площади немецких городов.

Век восемнадцатый: русская ёлка — путь «через тернии — к звездам!»

Можно смело утверждать, что Петр Первый одним из первых европейских правителей оценил всю красоту этой праздничной традиции. Правда, в его указе речь не шла о домашней, украшенной игрушками ёлке – по его замыслу зеленый акцент должен был в праздник украсить серо-белую городскую гамму улиц и площадей. Не стал он зацикливаться исключительно на ёлках – можно было использовать любые вечнозеленые породы. Но главное, что это была именно Новогодняя, а не Рождественская ёлка, что подчеркивало светский характер введенного нового праздника. Сразу после основания Северной столицы ёлки стали устанавливать и там. А затем все закончилось так же быстро, как и началось.

Общество не разделило праздничного энтузиазма и эстетических вкусов правителя: с его смертью не успевшая прижиться традиция, казалось, навсегда канула в лету. И это неудивительно, ведь в славянской культуре у ели сложилась другая, противоположная празднику, репутация.

 d7667413fc35708dd179b2a89e6e5ccfbd80a8a5

«Сказка». Худ. В.М. Васнецов (1880-е гг.). Вот он мрачный ельник — идеальное место для избушки на курьих ножках, жилища Бабы-Яги.

Источник фото: pinterest.ru

<hr/>

В русской устной традиции ельник – мрачное, колючее, сырое место, где обитают колдуны и лешие. Ель не сажали рядом с домом, считалось, что та «выживает» рядом с собой лиц мужского пола. А еще она (как и сосна) играла немалую роль в русских погребальных обрядах. Их ветками, обязательно колючками вперед, устилали дорогу на кладбище, чтобы усопший нашел туда последнюю дорогу… и чтобы не вернулся обратно. С такой предысторией тяжело стать символом радости и праздника.  Здесь любили другие деревья — белоствольную березу – главное украшение Троицы и пушистую вербу, знак скорой Пасхи.

Впрочем, и в России было немало народов, у которых сложилось иное отношение к ели. Многие жители Западной Сибири и др. регионов (ханты, манси, удмурты) издавна почитали ель, в том числе, и в качестве новогоднего символа. Выбранному дереву приносили дары, украшали золотыми и серебряными подвесками, нарядными платками. Но, как и любые языческие обряды, эти ритуалы не одобрялись церковью и не получили широкого распространения.

Почти единственным исключением, где и в послепетровскую эпоху продолжали ставить ели, были кабаки. Установленное под Новый год над крышей или рядом со входом оно стояло там, желтея и осыпаясь весь год, служа опознавательным знаком для любителей горячительного, чтобы те, даже не умевшие читать, не прошли мимо.

e835f7c10db3129595051ba2ce8cc8c31cd503e6

«Зима». Худ. А.К, Саврасов. Конечно, на картине изображен совсем не кабак, но общее впечатление передано верно.

Источник фото: pinterest.ru

<hr/>

Этот неожиданный поворот в судьбе ёлки сразу нашёл отражение в литературе и разговорном языке. Вот стихотворение Н.П. Кильберга, где рассказ идет от лица кучера:

  Въехали! мчимся в деревне стрелой,

Вдруг стали кони пред грязной избой,

Где у дверей вбита ёлка…

Что это?.. — Экой ты, барин, чудак,

Разве не знаешь?.. Ведь это кабак!..

Связь ёлки и пьянства так упрочилась, что появилось множество понятных всем выражений: «Пойдем к ёлкину, для праздника выпьем»; «Видно, что у ивана ёлкина была в гостях, из стороны в сторону пошатываешься».
 

19a69deb2c8685290ff68f2636271e59b14fa9e7

«Катание с гор на Неве». Худ. Д. Аткинсон. к. XVIII в.

Источник фото: pinterest.ru

<hr/>

Кроме этих злачных мест, на протяжении ста лет ёлке не находится места ни на дворцовых маскарадах, ни на народных святочных гуляниях. Зато её начинают, не связывая с праздником, использовать для зимнего украшения городов, особенно Петербурга. Маленькие елочки можно увидеть на катальных горках на Неве или по бокам зимних «ледовых дорожек», по которым «крепкие молодцы на коньках» перевозили санки с отдыхающими седоками через Неву. 

680905380ce07d64c86a6999d2d7e479ec9d495b

Ледовый перевоз через Неву.

Источник фото: pinterest.ru

<hr/>

Так что, хотя бы в этом — чисто декоративном смысле — идея Петра Алексеевича все-таки пустила свои корни. Привычка видеть деревья в зимнем убранстве городов неизбежно сдвигала в позитивную сторону и сам образ ёлки в общественном сознании.

Век девятнадцатый: «Что и за праздник, коли не было ёлки?»

Но окончательно изменил судьбу праздничной ёлки в России век девятнадцатый. Первопроходцем выступил Петербург. С самого основания в городе селилось много немцев (в н.XIX в. – по ощущениям современников – до трети от всех жителей). На своей новой Родине они продолжают поддерживать многие обычаи родных мест. Тут, по-соседски с ними начинают знакомиться другие жители. И все-таки в первой трети века – это милый, близкий (в том смысле, что его можно увидеть своими глазами), но все-таки чужой обычай. Выросшая на местных просторах ёлка именуется на немецкий манер Weihnachtsbaum. И никто из героев Пушкина или Лермонтова ещё не кружит в хороводе вокруг украшенной зеленой красавицы. Зато те, кому удалось побывать на немецком празднике, отмечают его подробности с большой симпатией и теплом. Всем нравится семейный, детский характер торжества, то ощущение добра и предвкушение сюрприза, которое он дарит.

23af1a818fca279a20f29cc519329fd512d3ad9a

Рождественская ёлка в Аничковом дворце. Сцены из семейной жизни императора Николая I. Худ. А. Чернышев.

Источник фото: http://iapp.ru/

<hr/>

Но окончательно решило праздничную судьбу ёлки влияние августейшей особы. В XIX в. супругами российских императоров часто становились немецкие принцессы. Одна из них – будущая императрица Александра Федоровна (жена Николая I) ставит рождественскую ёлку сначала с 1817 г. для узкого круга во внутренних покоях, а затем, в 1828 г., уже будучи императрицей — в Аничковом дворце. На праздник она позвала не только своих детей, племянников и племянниц, но и детей придворных. В ярко освещенной зале столы, накрытые белоснежными скатертями, были уставлены изящными елочками, украшенными золотыми орехами и конфетами. Под ними лежали милые подарки – игрушки, кружевные платьица, маленькие веера, барабаны и трубы. Восторг детей был полнейшим.  

ffec46674bfa3b536943366e58a095be66c8220a

Елочный торг. Худ. Г. Манизер

Источник фото: pinterest.ru

<hr/>

Неудивительно, что на следующий год, многим представителям высшего света захотелось повторить праздник у себя дома с обязательным приглашением гостей. Так, традиция украшать ёлку все шире распространялась среди знатных и богатых семей. А уж затем, делом времени (ну и финансов, конечно) стало и вхождение её в моду среди остальных слоев населения.

История, кстати, не только российская. В Британии ёлка стала праздничным символом Рождества в 40-х гг. XIX в. с легкой руки молодого мужа королевы Виктории – принца Альберта, тоже немецкого принца, по желанию которого нарядная ель украшала сперва дворцовые покои, а потом этому обычаю стала подражать и вся Британия.  

c41389e802e0725349b76cb7e2897cb9c71a6102

Встреча Нового года в крестьянской избе.

Источник фото: pinterest.ru

<hr/>

Очень большой вклад в «пиар-компанию» праздника внесли журналисты. Это тоже была примета времени – массовая печать набирала силу, в том числе и по части информирования читателя обо всех модных новинках.  В газетах начали писать о «прелестных ёлках, украшенных фонариками и гирляндами». Заметки сопровождали иллюстрации, радовавшие глаз и одновременно выступавшие наглядными инструкциями для тех, кто хотел повторить это «чудо» у себя дома. В середине 40-х г. в одной из книг, обучающих грамоте — под названием «Ёлка. Подарок на Рождество» — детям обещается, что если они будут хорошо учиться и прилично себя вести, то получат на Рождество ёлку, украшенную конфетами, фруктами и золочеными орехами, которые можно будет взять себе, также как и другие подарки. 

1b0bc66343a229ed02e72ccaf07a091d968e73e0

Сказка про Щелкуна и Мышинаго Царя. Э. Гофман. Илл. В. Маковский. 1903 г.

Источник фото: pinterest.ru

<hr/>

В 1839 г. выходит русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик» с красочной картинкой, где центром является именно ёлка, что способствует ещё большей её популярности, и, кстати,тоже используется как инструкция для устройства ёлки в русских домах. В эту увлекательную игру – подготовку дома к празднику включается всё больше людей, причем взрослые радуются приятным хлопотам едва ли не больше, чем дети. Подключается к теме и торговля — появляются ёлочные базары; для тех, кто не стеснен в средствах — в модных кондитерских на Невском продают ёлки «под ключ»: украшенные игрушками, конфетами, пирожными и пряниками. Стоили они фантастически – до 200 рублей, но спрос порой перекрывал предложение. И это неудивительно: в иных домах на ёлках в качестве украшений используют и настоящие драгоценности. Сам обычай настолько входит в обиход, что над ним уже иронизируют. Современник пишет: «…все помешаны на ёлках…Начиная от бедной комнаты чиновника и до великолепного салона везде…блестят, горят и мерцают ёлки…Что и за праздник, коли не было ёлки?».  А скоро словом «ёлка» начинают называть и само торжество: повсюду звучат фразы «пойдем на ёлку», «пригласим на ёлку», «подарим на ёлку». Дольше всех держались помещичьи усадьбы, праздновавшие старинные «народные святки», но затем «сдались» и они. К концу века повсеместно практикуется устройство большой ёлки в барском доме, порой с приглашением крестьянских детей (те же праздники в Ясной поляне, устраиваемые С.А. Толстой).

36e0feec5be8a6568c14c0944148177115aac5b1

Ёлка на пути к празднику

Источник фото: pinterest.com

<hr/>

Кроме того, уже с середины XIX в. практикуется традиция устраивать публичные ёлки. Первой в 1852 году — стал открытый для широкой публики праздник в петербургском Екатерингофском вокзале. Не отставала и древняя столица, где ежегодно устраивались праздники в здании Благородного собрания.  Обычай «зажигать ёлку» широко распространился по стране. Во всех городских домах, а в деревнях — в школах обязательно старались порадовать детей ёлками. 

3d52bd1bbd3a06a8e0eb506cba114a4f96924b0c

Страницы журнала «Малютка», в котором в 1903 г. впервые опубликованы слова песни «В лесу родилась ёлочка», ставшей затем праздничным гимном № 1.

Источник фото: pinterest.ru

<hr/>

Взрослые тоже хотели получать свою долю «зимнего волшебства», и в моду вошли «ёлки для взрослых» — новогодние балы-маскарады, где зеленая красавица стала главной деталью праздничного убранства и центром, вокруг которого «вертелось» все действо. Теперь уже никто не считает её мрачной: ею любуются, её ждут и гордятся ей.  Этот восторг не подвластен времени и навеки живет в сердце знаком счастливого детства: «Чудная, милая рождественская ёлка! Я люблю тебя! Твои зеленые иглы, твой запах… свечки — всё напоминает детство и милых близких… которых забыть невозможно!»

 Продолжение следует. 

  • Сказка морозко одоевский читать
  • Сказка мороз иванович автор сказки
  • Сказка морозко фото марфуши
  • Сказка мечты старой колдуньи
  • Сказка мешок яблок слушать аудиосказку для детей