Сказка мужичок с ноготок

Рассказ наступало утро. остатки тьмы поспешно оставляли позиции и в панике отступали. а с ними убирались прочь и ночные страхи.

РАССКАЗ

Наступало утро. Остатки тьмы поспешно оставляли позиции и в панике отступали. А с ними убирались прочь и ночные страхи. За окном переливались гирлянды. Кто-то думал, что это гигантское чудовище подмигивает нам.

Ба-бах! Ба-бах! Ба-бах! Да что же это такое? Кто-то приступом решил взять наш дом прямо с раннего утра? Хотя чего его брать? Двери-то не заперты. И какой смысл запирать двери, если тот, кому надо, их всегда сможет открыть? Я лежу лицом к стене и слышу шаги за спиной.

— Здрасьте! Наше вам с кисточкой и со всем остальным добром! Приветствую, друзья! Примите мой поклон! С наступившим новым годом, который принесет вам много неожиданностей!

На пороге стоит мужичок-с-ноготок, опухшее лицо которого покрыто ржавой щетиной, а под глазами синяки. Из-за спины выглядывает что-то среднее между Бабой-Ягой и Шапокляк. Бывает же такое сочетание! Глазками луп-луп-луп. Очень любознательное существо.

— Не ждали? А мы явились — не запылились!  Ох-хо-хо-хо! Как говорится, баба с возу, лошади легче.

Какой жизнерадостный смех! Смеются они долги и искренне. Икая и отдуваясь. Светятся радостью.

— Их-хи-хи-хи! Охо-хо-хо! Ой, мамочки родные! Уморили вусмерть! Сил никаких нетути!

А это еще что? Точнее кто-то? Из-за их спин выглядывает маленькое существо. Мальчик. С длинным буратиновским носом. Только что не деревянным. Рожки на кучерявой голове. И длинный крысиный хвост с бульбочкой на конце. Нетерпеливо постукивает копытцами: чок-чок-чок!

— Какой кошмар! Какой ужас! Это что же такое?

Баба-Яга… Или как там ее?… вскидывает руки. Какие у нее длинные острые ногти, точнее когти.

— Так-то мы встречаем своих ближайших родственников! Невообразимо! Хомо сапиенс!

Бба-Яга… или как ее там?.. обиженно прижимает нижнюю губу к верхнему клыку. Глаза закатывает к потолку.

— Так и быть, представлюсь!  Я Нечто.

— Ничего они не поняли, потому что они  дум-дум,  тук-тук, туп-туп,- говорит мужичок и протягивает лапу.

У него настоящая кошачья лапа с мягкими подушечками. Я опасливо пожимаю лапу, стараясь не касаться когтей.

— А это ваш сыночек?

Нечто еще сильнее поджимает губу. Уши ее багровеют.

— У вас что сегодня день хамства. Очень неприятный сюрприз!

— В смысле?

— Только не говорите о смысле, в котором вы ничего не смыслите. Потому что смысл подразумевает мысль. Это Негде. Как можно такое забыть? Негде! Ты представляешь, что они забыли, как тебя зовут!

Негде больно долбанул меня своим носом по колену. Нет, наверно, нос у него всё-таки деревянный.

— А что мы так и будем стоять на пороге? А, может быть, вы вообще нас выгоните. Я нисколько не удивлюсь этому. А! Вы решили испытать на нас электрошокер, так сказать, не сходя с порога. Весьма похвально! Кстати, у вас есть электрошокер?

— Что вы! Что вы! Нет, конечно! И никогда не было.

— А чаем нам будут угощать в этом доме? – спрашивает мужичок.

— С крендельками! – добавляет Баба-Яга. Или кто она там?

Вся троица хихикает.

Мужичок проходит к столу и, кряхтя, забирается на стул. Тонкие его ножки болтаются в воздухе. Почему-то носок только на одной ноге. Вообще-то это неприлично приходить в гости в одном носке.

— Милости прошу к чужому шалашу!

Широким жестом приглашает он остальных. Баба-Яга… Или как там ее?.. опускается сбоку от него. Негде пристраивается с другого бока.

Они сидят и долго смотрят на пустой стол. Негде рисует пальчиком на пыльной поверхности солнышко, а рядом облачко.

— — Художник! – гордо произносит мужичок.

— Ага! – кивает Баба-Яга. Или кто она там? – От слова «худо».

— Хозяева! – крикнул мужичок. – Ау! Где вы там запропастились? Мы кушать хотим! Ням-ням!

Негде выбрался из-за стола.

— Ты куда? – спросила Баба-Яга. Или кто она там. – Чего подскочил?

— Мне кажется, это там! – прошептал Негде, показывая на дверь.

— Должно быть, это супружеская спальня, — проговорил мужичок и подмигнул.

— Ухмылки в данном случае неприличны, — проговорила Баба-Яга. Или кто она там?

— Это вход в волшебный мир! – восхищенно прошептал Негде. – За этой дверью скрывается сказка!

— Постучи, прежде чем войти! – сказала Баба-Яга. Или кто она там? – Входить без стука в помещение неприлично.

— А шариться по чужим карманам – это прилично? – спросил мужичок. И подмигнул.

Баба-Яга… Или кто она там?.. не удостоила его ответа.

Негде тихонько приоткрыл дверь.

— Ой! Там темно, как у меня в одном месте!

— Темная ночь! – запел мужичок.

Негде исчез. Дверь за ним стремительно захлопнулась. Мужичок и Баба-Яга… Или как ее там? … с удивлением переглянулись.

— Что это было? – спросила Баба-Яга. Или как ее там? – Я не поняла!

— Ты бы посмотрела!

— Ты мужчина! Ты должен встать и узнать, что произошло!

— А если я очкую? – спросил мужичок.

Но всё-таки спрыгнул со стула, приблизился на цыпочках и потянул ручку.

Дверь не открывалась.

Он повернулся.

— Ты чего? – прошептала Баба-Яга. Или кто она там?

— Я-то ничего. А там чего? И как бы нам чего-нибудь ничего!

— Надо сматывать удочки!

— Какие удочки? Мы же не на рыбалке!

— Дурака кусок! Мотать надо отсюда!

Баба-Яга…. Или как ее там?… подошла к входной двери.

— Совсем оборзели!

Входная дверь была закрыта.

— Это типа чего? – пробормотал мужичок.

Свет потух. Внезапно. Резко. Мгла. Полная. Абсолютная.

— Это как? Мы не подписывались на это!

Скрипнуло, шаркнуло. Шорох шагов. Визг, от которого и у глухого заложило бы уши.

И снова свет! Оно окровавленной лапой вытерло рот.

— А это еще что?

Вытянуло изо рта.

— Фу! Хвостик! Неа! Я хвостики не люблю!

Выглянуло за двери. Ни души. И табличка по-прежнему на месте. «Незваный гость лучше татарина». Остроумно! Не правда ли? А может быть, и нет. Я не знаю. Но всё равно, добро пожаловать!

Литературоведческие понятия в начальной школе.

Баллада – лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему.
Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.
Былина – вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Былины повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.
Гимн – торжественная песня, стихотворение на возвышенную тему.
Гипербола – (преувеличение), слово или образное выражение для усиления художественного впечатления: «море цветов».
Диалог – разговор между двумя лицами.
Драма – один из ведущих жанров драматургии. В основе драмы – частная жизнь человека в конфликтных отношениях с судьбой, обществом, самим собой. Предназначена для исполнения актёрами на сцене.
Житие – литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития – исторически существовавшие люди.
Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.
Запев – краткая вступительная часть. Встречается в былинах, исторических песнях, сказках, балладах.
Зачин – традиционное начало.
Идея – основная главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.
Историческая песня – отклик народа на события общественной и военной истории.
Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.
Композиция – построение художественного произведения.
Конфликт – борьба, столкновение действующих сил. Он раскрывается в сюжете и композиции.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, перелом.
Литота – намеренное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок».

Логическое ударение – это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.
Метафора – слова, выражения, сближающиеся по сходству их значений, например: «весна идёт», «железное здоровье».
Метонимия – замена одного слова или понятия другим на основе связи их значений, например: «читать Пушкина» — вместо читать стихи Пушкина.
Мораль – в русской поэзии строки басни с нравоучительным выводом.
Образ – тип, характер, воображение, изображение реальных персонажей.
Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.
Оксиморон (остроумно-глупое) – сочетание противоположных (контрастных) по значению слов, например: «живой труп», «горячий снег», «убогая роскошь».
Олицетворение – описание животных с наделением их человеческими чувствами, мыслями, речью.
Песня – небольшое поэтическое произведение, обычно куплетное. Предполагается, что оно будет положено на музыку.
Повесть – литературное повествовательное произведение. Она меньше романа, но больше рассказа.
Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, Героическую или лирическую тему.
Пролог – вступительная часть, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.
Развязка – заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.
Рассказ – малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Сага – эпические сказания о богах и легендарных героях, исторических деталях.
Сарказм – высокая степень иронии, злая насмешка.
Сатира – вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.
Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам, например: «лук – дед», «морковь – девица».
Стихотворение – поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.
Строфа – сочетание двух или более стихотворных строк с определённой рифмовкой, проводимой через всё стихотворение.
Сюжет – последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).
Тема – то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.
Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит конфликт. Трагедии заканчиваются, как правило, гибелью героя.
Фабула – цепь событий в их логической последовательности.
Характер – отличительная черта, признак, особенность.
Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Эпиграмма – (греч., надпись), короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определённое лицо.
Эпитет – образное определение предмета или явления в виде скрытого сравнения, например: «добрый молодец», «красна девица», «чистое поле», «громкий голос».
Эпос – род литературы, литературно-художественное произведение повествовательного характера. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

Краткий анализ стихотворения «У лукоморья дуб…» по плану

Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.

Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».

Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.

Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.

Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.

Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».

2. Литературное направление

Произведение относится, безусловно, к романтизму.

3. Род

По роду это фантастическая сюжетная лирика.

4. Жанр

Жанр определяется как литературная сказка, вступление к поэме.

5. Проблематика

Произведение практически не затрагивает никаких проблем.

Оно является объединяющим для всех литературных сказок, написанных Пушкиным, потому что в тексте встречаются герои, которые будут действовать в других произведениях, а не в поэме. Например, «тридцать витязей прекрасных».

6. Тематика

Тематика сказочная, волшебная. Читая «Лукоморье», мы радостно узнаем знакомые персонажи, настраиваемся на удивительную, наполненную чудесами историю.

Это как преддверие, за которым начинается сказка. Пушкин, сохраняя волшебство, не затрагивает практически никаких сложных тем, а просто описывает удивительный мир лукоморья.

7. Идея

Пушкин написал свое знаменитое вступление к «Руслану и Людмиле», чтобы заинтриговать читателя, подготовить его к волшебному повествованию, которое вот-вот начнется.

В этом смысле, «У лукоморья дуб зеленый» можно назвать зачином, характерным для всех русских народных сказок.

8. Пафос

Читая стихотворение, мы испытываем чувство восхищения волшебным миром, открывающимся перед мысленным взором, завораживаемся картиной и неторопливой авторской манерой повествования. Чувствуем интригу, интерес, вовлекаемся в происходящее.

9. Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.

  • леший,
  • русалка,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на курьих ножках,
  • колдун,
  • богатырь,
  • морские витязи,
  • царевна с бурым волком.

Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.

Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.

Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.

Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.

10. Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.

Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.

11. Лирический герой

Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.

Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.

А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.

12. Сюжет

Как такового, четкого сюжета нет.

Весь текст состоит из волшебных зарисовок, благодаря которым автор открывает читателю многообразие сказочных образов и рисует динамичную картину удивительного мира.

13. Композиция

Композиция отрывка — линейная.

Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.

Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.

Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.

Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет…

Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.

Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».

Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.

14. Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.

Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…

принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.

Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.

Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.

Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.

Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.

15. Художественное своеобразие произведения

Язык образен, ярок, точен. Автор использует множество глаголов, создавая постоянно меняющуюся, развивающуюся, многопластовую картину.

Кроме того, текст насыщен старославянской лексикой («златая», «курьи ножки», «брег», «дол», «тужит»), что делает его еще более соответствующим стилю и отсылает в те стародавние времена, когда происходят события.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.

Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.

Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны.

Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.

17. Значение произведения

«Лукоморье» имеет огромное значение для всей отечественной авторской сказочной литературы.

Это яркий пример волшебного текста, моментально втягивающего в происходящее, интригующего и чарующего одновременно.

18. Актуальность

Произведение остается актуальным до сих пор: люди продолжают читать и любить волшебные сказки, особенно пушкинские.

19. Моё отношение

Мне очень нравится вступление к «Руслану и Людмиле», потому что оно поражает живой сказочной атмосферой, искусно созданной талантом великого русского поэта.

20. Чему учит

Оно учит любви к традициям, языку, фольклору родного народа. Читая это произведение, невольно проникаешься волшебной атмосферой и по-другому начинаешь воспринимать сказочную литературу.

Анализ стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» Александра Пушкина

md foto

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» полный анализ стихотворения

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «У лукоморья дуб зеленый», раскрывает невероятную красоту поэтического слова, понять которое поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал.

История создания

Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.

«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.

Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.

Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.

Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то это поэма. Размер – любимый размер Пушкина – четырехстопный ямб. Но в первой строке используется пиррихий, что придает тексту особую плавность и размеренность. Рифмовка используется перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.

Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.

Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Образы и символы

Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.

Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Краткий анализ стихотворения «У лукоморья дуб…» по плану

Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.
Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».

Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.

Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.

Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.

Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.

  • леший,
  • русалка,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на курьих ножках,
  • колдун,
  • богатырь,
  • морские витязи,
  • царевна с бурым волком.

Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.

Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.

Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.

Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.

Герои стихотворения

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

— символ науки и образованности русского народа;

— дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

— молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

— сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

— персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

— молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;

— старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

— отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

— злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.

Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Лирический герой

Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.

Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.

А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Композиция

Композиция отрывка — линейная.

Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.

Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.

Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.

Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет…

Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.

Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».

Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:

И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ

Золотые Врата: «…эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)

Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)

Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? …Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)

«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)

Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.

Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…

принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.

Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.

Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.

Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.

Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.

Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.

Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.

Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны.

Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.

Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.

Автор: Лидия СПИРИДОНОВА, доктор филологических наук, профессор.

Однажды Некрасов шёл по Сенной площади Санкт-Петербурга и видел, как пороли кнутом молодую крестьянку. Придя домой, он написал:


И Музе я сказал: «Гляди!


Сестра твоя родная!»

Певец и заступник народа, Некрасов не раз признавался, что Музу посвятил народу своему. Не потому ли в сегодняшней России его, как и Горького, старательно вычёркивают из числа классиков русской литературы. Ни олигархам, ни бизнесменам, ни зазнавшимся управленцам не нужна такая Муза. Тем более что Некрасов зло издевался над глухими к нуждам народа правительственными чиновниками, богатыми купцами, наглыми десятниками и выжигами-прасолами, обирающими народ. Умирая, он писал:

Я дворянскому нашему роду


Блеска лирой моей не стяжал…

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии, где квартировал полк, в котором служил поручиком его отец А.С. Некрасов. Мать — Е.А. Закревская, красивая и европейски образованная, вышла за него замуж вопреки воле родителей. Именно она стала единственным другом и наставницей сына. После ухода в отставку А.С. Некрасов перевёз семью в родовое имение Грешнево Ярославской губернии, где прошло детство поэта, которое он назвал «проклятьем детских лет». Отец, самодур и деспот, пьянствовал и развратничал с крепостными крестьянками на глазах сына. Некрасов писал, что его жизнь

Текла среди пиров,


бессмысленного чванства,


Разврата грязного и мелкого


тиранства;


Где рой подавленных и трепетных


рабов


Завидовал житью последних


барских псов.

Отец, иногда исполнявший обязанности исправника, брал ребёнка с собой и на его глазах жестоко расправлялся с должниками. Воспитанные матерью доброта и милосердие с детства сделали будущего поэта заступником народа. Этому способствовали и внешние впечатления: возле Грешнева проходил знаменитый Ярославский тракт, по которому гнали в Сибирь осуждённых. Гремя кандалами, в изодранной одежде, с ногами, сбитыми в кровь, они медленно брели по дороге, вызывая у мальчика острую боль. Он так же реагировал на бурлаков, которых встречал на берегах любимой Волги.

В 1832 году Некрасова записали в гимназию, где он проучился около пяти лет, не желая далее продолжать учёбу. Отец решил отдать юношу на военную службу в дворянский полк в Петербурге, что совпало со стремлением Некрасова избавиться от домашней каторги. Он уже не мог видеть рукоприкладства отца и жестоких расправ с крепостными крестьянами. Но оказавшись в Петербурге, он познакомился со студентами, которые отговорили его идти на военную службу. Некрасов решил нарушить волю отца и поступил вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета. Оставшись без копейки денег и без связей, он в полной мере испытал жизнь городской бедноты: мужественно терпел голод и холод, спал в ночлежках, хватался за любую работу и упрямо писал стихи. Когда он решился показать их своему кумиру В. Белинскому, критик посоветовал не торопиться печатать стихи, но отметил большое дарование юного поэта. Знакомство с Белинским, которого Некрасов считал своим учителем, резко изменило развитие таланта молодого автора. Если в первом сборнике Некрасова «Мечты и звуки» в основном были подражания предшественникам (Пушкину, Лермонтову, Баратынскому и др.), то после 1845 года Некрасов нашёл свой путь в русской поэзии, свой голос и самобытный стиль. Оценив достижения «натуральной школы» и физиологического очерка, поэт не просто стал рисовать уличные сценки и эпизоды из жизни городской бедноты, но соединил грусть, сатиру и лирику в пределах одного произведения. Появились прославившие его стихотворения «В дороге», «Когда из мрака заблужденья», «Колыбельная песня», «Огородник», «Тройка»», «Перед дождём» и др. Умение выразительно нарисовать портрет человека сочеталось в них с пародией и сатирой, а тоскливая нота сочувствия простому человеку — c бытовыми подробностями жизни героя. Образы простых крестьян, мечтающих о счастливой жизни, дополнялись картинами русской природы, сделанными мастерски.

Заунывный ветер гонит


Стаю туч на край небес,


Ель надломленная стонет,


Глухо шепчет тёмный лес.


На ручей, рябой и пёстрый,


За листком летит листок,


И струёй сухой и острой


Набегает холодок.

В стихотворении «Перед дождём» проявляются характерные особенности некрасовской поэтики. В соответствии с традициями русского фольклора природа одушевлена, живёт одной жизнью с человеком: ель надломленная стонет, лес шепчет, ручей, как человек, — рябой, а заунывный ветер не случайно грустен, так как в последней строке появляется образ жандарма, везущего заключённого. Сочетание пейзажной лирики и гражданских патриотических мотивов в одном произведении — едва ли не самая главная черта мастерства Некрасова.

1840-е годы были не только расцветом таланта Некрасова, но и новым этапом в его личной жизни и судьбе. Поэт влюбился в Авдотью Яковлевну Панаеву, красавицу и незаурядную личность, которая стала его гражданской женой на долгие годы. Она была супругой его друга И.И. Панаева, писателя и публициста.

В 1847 году он стал соиздателем Некрасова, арендовавшего журнал «Современник». Вплоть до 1866 года помогал поэту редактировать антикрепостнический и демократический журнал, который стал гордостью русской литературы и журналистики. Здесь в полной мере проявились способности Некрасова как нового типа редактора. Вокруг журнала сложился тесный круг замечательных авторов, принёсших ему славу: И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.И. Тютчев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский и др. Все они частенько бывали в салоне А. Панаевой, то есть в квартире Некрасова и Панаева. Она угощала гостей чаем и вкусно кормила.

После того как Панаева стала гражданской женой поэта, их «жизнь втроём» вызывала едкие насмешки в обществе. Острили даже, что Некрасов выиграл жену в карты у слабовольного, легкомысленного Панаева. Между тем роман с Панаевой развивался долго и мучительно. Об этом можно судить по многочисленным, посвящённым ей стихотворениям Некрасова: «Ты всегда хороша несравненно», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Так это шутка? Милая моя…», «Мы с тобой бестолковые люди», «О письма женщины, нам милой!..». Это цикл лирических посланий, напоминающий интимный дневник. В них максимально искренне описан процесс зарождения и развития бурного и долгого романа, который, увы, не принёс счастья обеим сторонам.

Некрасов ревновал и мучился, стремился прощать обиды и радоваться примирениям, но с годами чувство затихало. После смерти Панаева он не женился на Авдотье Яковлевне, хотя до смерти бережно хранил её письма. Что касается Панаева, его тесно связывал с Некрасовым «Современник», в котором он был редактором, хотя весь огромный труд по организации демократического журнала, бывшего под постоянным оком цензуры, нёс Некрасов.

Как выяснил К. Чуковский, журнал поглощал всё его время, оставляя поэту на собственное творчество лишь около двух месяцев в году. Обладая хорошим художественным чутьём и стойкой революционно-демократической ориентацией, Некрасов как редактор сделал «Современник» лучшим журналом России, в котором печатались классики русской литературы. Постоянно отбиваясь от нападок цензуры, он редактировал журнал около 20 лет, пока его не запретили.

В эти годы Некрасов стал самым популярным поэтом в стране, вокруг него кипели страсти критиков. Россия разделилась на две половины: поклонников поэта и недругов, считавших его стихи слишком грубыми и прозаичными. Противопоставляя его Пушкину и Лермонтову, критики либерального лагеря отказывали Некрасову в литературной значимости. Знаменитый Барон Брамбеус (О.И. Сенковский), анализируя стихотворение «Извозчик», заметил, что тема его напоминает «прозаический рассказ».

Ю. Тынянов, отвечая таким критикам, писал: «Самый существенный упрёк, который делали Некрасову, который он сам принимал, был упрёк в прозаичности». В работе «Стиховые формы Некрасова» он убедительно показал новаторство поэта в области стиховой техники. Вслед за Пушкиным Некрасов сделал русскую поэзию гораздо богаче, обновив не только лексику и стиль произведений, но расширив само стихосложение. Господствовавшие в русской поэзии двусложные размеры (ямб и хорей) он дополнил трёхсложными дактилем и анапестом. Эти размеры идеально подходили некрасовской Музе с её скорбным песенным напевом и удлинёнными гласными. Что касается введения в старые формы новых стилистических элементов, это было требование времени. Новая эпоха существенно изменила Россию, где уже была построена Николаевская железная дорога и бурно развивалась не только промышленность, но и банковская система.

Неудивительно, что в стихах Некрасова появляются современные термины и многочисленные прозаизмы: производитель работ, акционерная компания, провиантская комиссия, миллионер и др. Стихи заполняют газетно-журнальные термины, вульгаризмы и прозаизмы, живая разговорная речь.

— Здравствуй, родная. —


«Как можется, кумушка?


Всё ещё плачешь никак?


Ходит, знать, по сердцу


горькая думушка,


Словно хозяин-большак?»


Или, может, ты дворовый


Из отпущенных?.. Ну, что ж!


Случай тоже уж не новый —


Не робей, не пропадёшь!


«Кушай тюрю, Яша!


Молочка-то нет!»


— «Где ж коровка наша?»


— «Увели, мой свет».


Барин для приплоду


Взял её домой!»


Славно жить народу


На Руси святой!

Многие произведения Некрасова построены на диалоге, который завершается высказыванием самого автора. Обратимся к хрестоматийной «Железной дороге», которая фактически построена на разговоре взрослого человека (самого автора) и ребёнка. Действие происходит в вагоне поезда, соединившего Москву и Петербург. Николаевская железная дорога строилась с 1842 по 1852 год. Считалось, что это современное чудо техники построил граф П.А. Клейнмихель. Некрасов беседует в поезде с сыном генерала Ваней, рассказывая ему правду о строительстве.

А по бокам-то всё косточки


русские…


Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

О роли народа в строительстве дороги в ту пору писали только писатели-демократы Добролюбов и Слепцов в публицистических статьях. Некрасов излагает правду живым языком лирики, совмещая поэтические описания природы («Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно…») и душераздирающие картины реального труда строителей железной дороги.

Беспощадный царь-голод согнал на строительство тысячи мужиков со всей России. Надрываясь на тяжёлой работе, они умирали от зноя, холода и болезней. Некрасов рассказывает Ване о толпе мертвецов, которые несутся за поездом. Их души сливаются с лёгким дымком паровоза, мешая восхищаться чудом техники. Но генеральскому сыну, как и его отцу, страдания народа неинтересны. Он для них варвар, умеющий только разрушать, а не строить, скопище пьяниц и лентяев. Поэтому «экскурсия» для Вани превращается в спор самого Некрасова о национальных чертах народа. Он учит Ваню мужика уважать, ибо народ трудолюбив, беззлобен и терпелив. Размышляя о будущем, Некрасов пишет:

Вынес достаточно русский народ <…>.


Вынесет всё — и широкую, ясную


Грудью дорогу проложит себе.


Жаль только — жить в эту пору


прекрасную


Уж не придётся — ни мне, ни тебе.

После запрета журнала «Современник» Некрасов арендовал в 1868 году журнал «Отечественные записки», который был не только органом революционного народничества, но и центром разночинной интеллигенции во главе с Н. Чернышевским и Н. Добролюбовым. Рассорившись с бывшими друзьями, поэт до самой смерти придерживался революционно-демократического направления и, как редактор «Отечественных записок», страдал от притеснений цензуры.

В последние годы жизни тема народа и его страданий становится у Некрасова не только животрепещущей, но и углубляется идеологически. Антикрепостнические мотивы после отмены крепостного права сменяются разоблачением либеральных реформ, не облегчивших жизнь народа. Меняется и тональность его стихотворений. Умилённо-любовное отношение к народу, свойственное сборнику «Крестьянские дети», или добродушно-юмористическое («Коробейники», «Дед Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок») заменяется широкими эпическими картинами.

Тема народа безмерно расширяется, включая в себя не только крестьянство и его быт, но и все слои общества. Заметнее всего это можно показать на примере женской темы, которая всегда волновала поэта. В ранних стихотворениях это в основном крестьянские судьбы: «В дороге», «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская» и др. В последнем стихотворении уже содержится вывод Некрасова:

Доля ты! — русская,


долюшка женская!


Вряд ли труднее сыскать.

В более поздних произведениях Некрасов рисует реальные картины «трудной долюшки» простых русских женщин. Это Дарья из поэмы «Мороз, Красный Нос», которая, потеряв мужа, сама замёрзла в лесу под песни Мороза-воеводы. Характерно, что и Мороз, Красный Нос у Некрасова — не тот добрый дедушка, который приносит детям новогодние подарки. Он — могучий и сильный хозяин леса и стихий, от которого напрямую зависит жизнь крестьянина. Это Арина, мать солдатская, Матрёна Тимофеевна, которую в народе считают счастливой, так как спасла мужа от солдатчины. Но именно она напоминает людям старинную притчу:

Ключи от счастья женского,


От нашей вольной волюшки


Заброшены, потеряны у Бога самого!

Рассказывая о своей жизни, Матрёна Тимофеевна не может вспомнить ничего радостного, но помнит, что погуляла, «как лошадь в бороне». А дед Савелий дополняет её рассказ:

Мужчинам три дороженьки:


Кабак, острог да каторга.


А бабам на Руси


Три петли: шёлку белого,


Вторая — шёлку красного,


А третья — шёлку чёрного,


Любую выбирай!..


В любую полезай…

Образы женщин — от героинь ранних стихотворений до поэмы «Русские женщины», где изображены княгиня Трубецкая и княгиня Волконская, романтичны и даже идеализированы. Некрасов вмешивается в спор, разгоревшийся в русском обществе, о типе славянки, который, по словам либеральных критиков, выродился. Отвечая таким критикам, поэт рисует идеальный образ славянки, внешне привлекательный и полный жизни. Его крестьянка «румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка». Образ монументален: могучая внешне («сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди»), она «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Иные интонации в поэме о жёнах декабристов, добровольно отправившихся на поселение в Сибирь вслед за мужьями. Тип славянки не выродился — так свидетельствует Некрасов: и простолюдинки, и княгини — тому пример.

Насмотревшись на муки народа, его печальник Некрасов мечтал о спокойной и счастливой жизни в России. В соавторстве с А.Я. Панаевой он написал роман «Три страны света», где описана утопическая земля Тарбагатай. Реальное село в далёкой сибирской глуши за Байкалом, знакомое декабристам (поэма «Дедушка»), превратилось у Некрасова в зажиточное и счастливое царство. Говоря об этом, Чуковский так отозвался об утопизме Некрасова: «Вся Россия была ему Тарбагатаем». Действительно, с годами тема народа (в основном крестьянства) уступает в творчестве поэта более значимой теме о Руси-матушке и её судьбах. Некрасов задаётся целью показать её национальные черты и те свойства народа, которые отражаются на его жизни.

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт описывает сценку, которую видел собственными глазами: к парадному подъезду роскошного дома подошли крестьяне с просьбой помочь им в их бедах. Однако сановный вельможа не только не пустил их в дом, но и не вышел к ним. Нужды простого народа его не интересуют. Раздумывая над этим, Некрасов делает этот случай типичным для всей России. Вся она стонет от народного горя. Измождённые, в драной одежде со сбитыми в кровь ногами мужики не интересуют правительственного чиновника. Потому и нет в России уголка, где бы русский мужик не стонал. Некрасов размышляет:

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся


Над великою русской рекой?


Этот стон у нас песней зовётся —


То бурлаки идут бечевой!.. <…>


Где народ, там и стон…


Эх, сердечный!


Что же значит твой стон


бесконечный?


Ты проснёшься ль, исполненный сил,


Иль, судеб повинуясь закону,


Всё, что мог, ты уже совершил, —


Создал песню, подобную стону,


И духовно навеки почил?..

Размышления Некрасова связаны с многолетней полемикой о национальных свойствах русского народа и его отрицательных качествах, с полемикой, которая сегодня превратилась в оголтелую русофобию. Упрёки в смирении и терпении, беспробудном пьянстве и анархизме и двести лет назад раздавались в адрес русского мужика. Некрасов объясняет эти свойства многолетним невежеством и разрушительным рабством. Как убеждённый борец с крепостничеством, он признаёт недостатки народа, объясняя их условиями его жизни, и призывает революционную интеллигенцию отдать все силы его просвещению: «О сеятель! приди!».

Но на первом месте у него не отрицательные, а положительные черты народа: «привычка к труду благородная», незлобивость, доброта и умение прощать. А как же пьянство? Прочитаем его стихотворения «Пьяница», «Вино» или описание народных праздников в «Сельской ярмонке» или «Пьяной ночи». Пьянство в его стихах — не отрицательная черта национального характера, а обычное бытовое явление, разрядка после тяжкого труда или способ отметить какое-либо событие, даже церковный праздник. В поэме «Пир на весь мир» вахлаки пьянствуют на поминках умершего помещика. Ответом либеральным журналистам ХХI века может быть голос некрасовского мужика:

Пиши: В деревне Босове


Яким Нагой живёт,


Он до смерти работает,


До полусмерти пьёт!..

Некрасов талантливо показывает, как спаивают русский народ «грамотеи-десятники» и «купчины толстопузые», чтобы не платить за работу, как одурманенный водкой, доверчивый, он готов простить угнетателям все обиды, выражая душу в тоскливой песне. В стихотворении «На Волге» изображены бурлаки, изнемогающие от тяжкого труда. Один из них говорит, что,

если б зажило плечо,


«тянул бы лямку, как медведь»,


А кабы к утру умереть,


так лучше было бы ещё…

На лицах бурлаков поэт видит следы покорности и бесконечного терпения. Его удивляет их напрасно прожитая жизнь, и он обращается к русскому народу:

Чем хуже был бы твой удел,


Когда б ты менее терпел?

За этими словами как бы звучит призыв революционных демократов: «К топору зовите Русь!». Со временем меняется и творческое кредо Некрасова, прямо заявившего:

Поэтом можешь ты не быть,


Но гражданином быть обязан.

Некрасов создаёт образы декабристов и их жён («Дедушка», «Русские женщины»), старательно ищет людей из народа, которые не мирятся с угнетением и рабством. Это Савелий, богатырь святорусский, который разделался с обидчиком немцем-управляюшим, закопав его живым в яму. Политическая тенденция, господствующая в поэзии Некрасова, меняет даже тональность его «Колыбельных песен», звучавших ранее как пародия или сатира. Обратимся к «Песне Ерёмушке», в которой автор противопоставляет два разных понимания цели жизни. Баюкая грудного ребёнка, нянька поёт ему:

Сила ломит и соломушку —


Поклонись пониже ей,


Чтобы старшие Ерёмушку


В люди вывели скорей.


В люди выдешь, всё с вельможами


Будешь дружество водить,


С молодицами пригожими


Шутки вольные шутить.

Некрасов возражает: «Эка песня безобразная! — Няня! дай-ка мне дитя!» — и сам объясняет ребёнку, что он должен выбрать один из двух путей. Одна дорога просторная, по которой идёт «к соблазну жадная» толпа людей. Это дорога «страстей раба», готового на всё в угоду собственным нуждам.

Другая — тесная


Дорога, честная,


По ней идут


Лишь души сильные,


Любвеобильные


На бой, на труд.

Некрасов советует Ерёмушке выбрать именно эту дорогу и воспитать в себе «силу гордую и волю твёрдую» для трудной жизни. В поисках положительного героя Некрасов обращает внимание на детей и радуется, встречая по дороге мальчишку, который идёт пешком учиться («Школьник»). Для поэта это признак того, что русский народ не «почил духовно», а у страны есть будущее. Звучат современно его стихи, обращённые к иностранным хулителям России:

Камень в сердце русское бросая,


Так о нас весь Запад говорит.


Заступись, страна моя родная!


Дай отпор!..

Отпор, который даёт сам Некрасов, основан на доскональном знании положительных и отрицательных черт русского народа. Он прекрасно понимает, что есть в нём и богатыри Савелии, не мирящиеся с насилием, есть и Яковы верные, холопы примерные, есть шпионы и предатели. «Люди холопского звания — сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, тем им милей господа». Века крепостного рабства вбили в мужика терпение и послушание, правительственные чиновники сознательно спаивали народ, чтобы отвлечь его от тяжких дум и предотвратить волнения и бунты. Одурманенный спиртным, мужик прощает обиды «купчине толстопузому», зажимающему его деньги. Некрасов пишет:

У каждого крестьянина


Душа что туча чёрная —


Гневна, грозна, — и надо бы


Громам греметь оттудова,


Кровавым лить дождям,


А всё вином кончается.

Россия-матушка в изображении Некрасова — страна неоднозначная, полная загадок и противоречий.

Ты и убогая,


Ты и обильная,


Ты и могучая,


Ты и бессильная,


Матушка Русь!

Столь же противоречива любовь Некрасова к родной стране. По меткому замечанию А. Герцена, это «злая любовь к России». Сам Некрасов объяснил характерный для него феномен любви-ненависти так:

Кто живёт без печали и гнева,


Тот не любит отчизны своей.

Печаль и гнев вызывали у него картины народного горя, которые он талантливо описал в своих стихах. Ненависть — сама система самодержавия и крепостничества, с которой боролись революционные демократы. Некрасов выступает как поэт-гражданин, призывая помнить прежде всего о человеке.

Будь гражданин! служа искусству,


Для блага ближнего живи,


Свой гений подчиняя чувству


Всеобнимающей Любви.

Искренним патриотическим чувством проникнуты призывы поэта:

Иди в огонь за честь отчизны,


За убежденье, за любовь…

Так кто же он, Некрасов? Поэт-трибун, выражающий взгляды революционной демократии, или поэт-лирик, которому А. Фет отказал в создании «чистой лирики», назвав его поэзию «жестяной прозой»? В том-то и дело, что Некрасов как поэт-новатор соединил в своём творчестве общественно-политические мотивы и вдохновенную лирику. Даже в самых публицистических произведениях Некрасова сплошь и рядом возникают талантливые описания русской природы. В «Железной дороге» читаем:

Лёд неокрепший на речке студёной


Словно как тающий сахар лежит.


За окном поезда возникает и такая картина:


Около леса, как в мягкой постели,


Выспаться можно — покой


и простор!


Листья поблекнуть ещё не успели,


Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Картины русской природы у Некрасова существенно отличаются от «чистой лирики», так как поэт живёт вместе с крестьянином и его жизнью. Кулик стонет у него, как измученный мужик, дед Мазай ощущает зайцев своими меньшими братьями. Вся природа, овеянная лирическим чувством, живёт, радуется и печалится вместе с человеком.

Как молоком облитые,


Стоят сады вишнёвые,


Тихохонько шумят.

Деталь крестьянского быта (молоко) органично сочетается здесь с одушевлением дерева: вишня «тихохонько шумит». Так тихо падают осыпающиеся вишнёвые лепестки. И хотя Некрасов заявил: «Поэтом можешь ты не быть», в каждом его произведении, даже сатирическом, чувствуется лирик. К. Чуковский писал: «Некрасов почти не имел в русской литературе предшественников, такого стиля, таких сюжетов и ритмов не было ни у Жуковского, ни у Пушкина, ни у Лермонтова». О новаторстве Некрасова в области стихотворной техники говорилось выше. Его последователи продолжали развивать прозаические интонации, введение в стих живой разговорной речи, новые приёмы стихосложения. Маяковский, прочитав поэму «Современники», удивлялся, что не он её написал.

Итоговое произведение всей жизни Некрасова, его художественное завещание — поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась неоконченной. Завершить её помешала не столько смерть поэта, сколько придирки цензуры, запретившей последнюю часть поэмы — «Пир на весь мир». Эта монументальная энциклопедия русской жизни была задумана Некрасовым после реформы 1861 года, в результате которой было отменено крепостное право. Замысел поэта изначально был дерзким: показать, что

на место цепей крепостных


Люди придумали много иных.

Жизнь народа и в самом деле не стала легче, а его эксплуатация лишь усилилась. Решив проверить, кому на Руси теперь жить хорошо, поэт направляет семь мужиков в странствие по всей стране, чтобы поговорить с разными претендентами на счастье. По мнению крестьян, это должны быть помещик, чиновник, купец, вельможный боярин, министр и даже царь.

Однако заложенный в «Прологе» маршрут путешествия не стал у Некрасова основой сюжета, который играет двойную роль в поэме. Он и реализует замысел поэта, и затемняет его, маскируя фольклорными и народно-поэтическими образами. Отсюда и двойственность образов, одной стороной связанных с развитием сюжета, другой — с эволюцией авторского замысла. Некрасов вводит в поэму сказочные образы птички-пеночки, скатерти-самобранки, эпизод с филинами и другие, которые прячут революционно-демократический замысел. Он создал и особую форму народно-поэтического сказа, включающего в себя элементы сказки, песни, былины, легенды, притчи, сказания и другие. Он мастерски нашёл свой «стиль, отвечающий теме», повлиявший на расширение горизонтов поэзии.

Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» около пятнадцати лет, всё время углубляя и расширяя замысел. В последней части, озаглавленной «Пир на весь мир», поэт опять ставит вопрос о национальных чертах мужика, раздумывая, сможет ли он сам распорядиться свободой и что нужно ему для счастья. Размышляя о том, как отразилось многовековое рабство на душе народа («Кто на Руси всех грешней, кто всех святей»), поэт доказывает, что мужичий мир сохранил лучшие черты.

Кто видывал, как слушает


Своих захожих странников


Крестьянская семья,


Поймёт, что ни работою,


Ни вечною заботою,


Ни игом рабства долгого,


Ни кабаком самим


Ещё народу русскому


Пределы не поставлены:


Пред ним широкий путь.

Действие в поэме развивается не по сюжету. Его подспудная пружина — становление и развитие народного самосознания. Понимая это, цензура обрушила на поэму такие кнуты, которые иссекли весь текст «Пира на весь мир». Несмотря на запрет, Некрасов продолжал бороться. Н. Чернышевский вспоминал, что «писать без надежды скоро увидеть произведение напечатанным Некрасов не имел влечения». Приспосабливаясь к требованиям цензуры, умирающий поэт начал сам калечить своё творение, создав вторую подцензурную редакцию. В ней крестьянская реформа 1861 года выдавалась за величайшее благо для народа, а царю Александру II были посвящены подобострастные строки: «Славься, народу давший свободу!» Самоцензура коснулась всего «Пира на весь мир», превратив народный праздник — поминки по крепостному праву — в ликование народа, приветствующего «свободу». Но правя и калеча главу, завершающую поэму, Некрасов как истинный художник не трогал песен, в которых таилась авторская идея.

Глава «Пир на весь мир» была написана в 1870-х годах, когда Некрасов решал, чем закончить поэму. Странники уже прошли бо`льшую часть дороги и поговорили с попом и помещиком, но так и не нашли на Руси «непоротой губернии, непотрошённой волости, избыткова села». Рассказывая Г. Успенскому о возможном конце поэмы, Некрасов сказал: «Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и так далее. Деревни эти смежные, то есть стоят близко друг от друга, но от каждой идёт тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, подпоясанного лычком, и с ним за чарочкой узнают, кому жить хорошо».

Но усиление общественной и политической реакции в 1866—1872 годах изменило замысел Некрасова. Он пришёл к мысли о невозможности счастья на Руси и написал в черновом наброске, обращаясь к правдоискателям:

Нет на Руси счастливого,


Напрасно вы измучитесь.


Да и не может быть.

В середине 1870-х годов активизировалась деятельность оппозиционных сил в стране, появились революционное народничество и разночинная демократия, а Некрасов создал в поэме новые мотивы и образы. В главе «Пир на весь мир» появляются мысль о возможности революционной пропаганды в деревне и новые образы Гриши Добросклонова и его брата. Семинаристы, живущие одной жизнью с мужиками, выступают как народные заступники, помогая крестьянам понять «Положение» о реформе, обучая их умению разбираться в происходящем, помогая писать жалобы. Не говоря более подробно об их деятельности, Некрасов намекает, что братья учат крестьян рассуждать не только о коровушке и курочке, а поют им новые песни из репертуара народников. Некрасов, который не раз призывал русскую интеллигенцию сеять «разумное, доброе, вечное», пророчит:

Придут, придут, бог милостив! —


Другие времена,


Другие песни сложатся,


И будут в них не жалобы


На долю подневольную,


Не рабская тоска,


А радость воссмеявшейся


Души народа русского,


Из мрака и уныния


Воспрянувшей души!

Образ Гриши Добросклонова, только намеченный Некрасовым, выражает мысль автора о необходимости революционной пропаганды в народе. Сочиняя новые песни, Гриша чувствует себя счастливым, хотя его ждёт тяжёлая жизнь: «чахотка и Сибирь». Но его пропаганда доходит до сердца мужика, так как он свой, деревенский, а не заезжий интеллигент-народник, которого мужики выдали жандармам. Веря в работу народных заступников, Некрасов выражает свою мечту о счастии народном. Кульминационный центр «Пира на весь мир» — песня «Русь» — оптимистический гимн родной стране, проникнутый верой в её будущее. Эта песня подводит итог некрасовским размышлениям о счастье. Перед глазами странников прошла вся Русь, и убогая, и обильная. Сила и слабость народа взвешены Некрасовым на точных весах, как в день Страшного суда. И всё-таки перетянула не чаша грехов, а чаша добродетелей. Живо «спасённое в рабстве сердце народное» («Золото, золото — сердце народное»), поэтому Некрасов предвидит тот день, когда поднимется «рать неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая».

Как ни старался Некрасов опубликовать хотя бы подцензурную редакцию, искалеченную им «со скрежетом зубовным», цензура запретила её, а поэма осталась неоконченной. Ведь в ней так ясно звучала мысль, что и после отмены крепостного права жизнь народа не стала легче. Его по-прежнему угнетают «три дольщика» — Бог, царь и господин. К ним прибавились и новые угнетатели: прасол-выжига, купец и всё более наглеющий буржуй. Но жива душа народная, и появились у мужика заступники, которые смогут поднять народ на трудную борьбу за своё счастье.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась в истории русской литературы как художественное завещание Некрасова. В ней отразились все лучшие качества его поэзии: демократизм и народность, патриотизм и задушевный лиризм. Высота нравственного чувства — характерная особенность новаторства поэта. Не говоря уже о том, что поэт существенно расширил возможности стихотворной речи за счёт разговорного языка и фольклора. О значении Некрасова как классика русской литературы написал Н. Чернышевский: «Я убеждён, его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».

  • Сказка мужик и царь отзыв
  • Сказка мужик и медведь читать текст полностью с картинками
  • Сказка мудрый старик и глупый царь
  • Сказка мудрый отец презентация
  • Сказка мужик и водяной