Сказка муравей и голубка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 11 им.а.в.преснякова конспект урока по литературному чтению во 2-б классе по теме л.н. толстой отец

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа
№11 им.А.В.Преснякова»

конспект
урока по литературному чтению

во
2-Б классе

по
теме

Л.Н.
Толстой

«Отец
и сыновья» (басня)
1.jpg

   
Составила:

Асаулова
Д.А.,

                                                                                                           
учитель начальных классов

Л.Н. Толстой «Отец и сыновья» (басня)09.12.21

 Цели:
познакомить с басней Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»; развивать умение вести
беседу после прочтения произведения, подвести к пониманию его основной идеи
(«Ссора и вражда к добру не приводят»).

 Планируемые
результаты: учащиеся будут учиться анализировать текст (устанавливать связи
между событиями, героями, их поступками; понимать мотивы, чувства героев,
передавать их в речи); выразительно читать вслух целыми словами, обозначая 62 Я
и моя семья интонационно конец предложения; рассказывать о своём отношении к
прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Оборудование:
выставка книг по теме урока, портрет Л.Н. Толстого; текст стихотворения для
речевой разминки

Ход
урока I.

Организационный
момент

 II.
Актуализация знаний

Речевая
разминка – Прочитайте стихотворение.

Дома

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь
стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное –

 Домой так и тянет меня.

А. Барто

 –
Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

 –
О чём вы думали, когда читали эти строчки? (Ответы детей.)

 –
Каждому из вас спокойно и хорошо дома. Как вы думаете, почему?


Что хотел сказать нам автор?

III.
Самоопределение к деятельности

 –
Откройте учебники на с. 44

.
Прочитайте название главы учебника. («Семья крепка ладом».)

 –
Как вы понимаете эти слова? (Высказывания детей.)


Прочитайте значение слова лад, данное в учебнике.

 –
Прочитайте вопросы, на которые мы должны получить ответы, читая новые
произведения. (Что главное в отношениях родных людей? Что связывает их вместе
на долгие годы?)

 –
Можете ли вы сразу ответить на эти вопросы? (Высказывания детей.)


Давайте поработаем над произведениями, которые предлагают нам авторы учебника,
и проверим, правы ли мы были.

.
Л.Н. Толстой «Отец и сыновья» (басня) 63

 IV.
Работа по теме урока

1.     
Прогнозирование содержания произведения


Чьё произведение мы будем сегодня читать? (Льва Николаевича Толстого.)


Вспомните, что вы знаете об этом писателе.

Материал
для учителя

Лев
Николаевич Толстой (1828–1910) – великий русский писатель. Лев Николаевич
родился в большой дворянской семье в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии.
Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался у своей тётки, сестры отца,
которая жила в Казани. Он получил домашнее образование, позволившее ему
овладеть несколькими иностранными языками. В 1844 году юноша поступает в
Казанский университет, учится сначала на восточном, а затем на юридическом
факультете. Однако занятия в университете не удовлетворяют любознательного и
оригинально мыслящего студента. Он прекращает учёбу и в 1847 году возвращается
в Ясную Поляну, решив перейти на самообразование – учиться самостоятельно по
собственному плану. Он изучал историю и музыку, рисование и медицину,
юридические науки и сельское хозяйство. Всю жизнь писатель пополнял свои
знания. Л.Н. Толстой отпускает крестьян на волю, защищает их интересы в суде,
организует школу для крестьянских детей, где преподаёт для них историю. Для
самых маленьких своих учеников он написал учебную книгу и назвал её «Азбука»,
но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Первое издание «Азбуки» вышло
в 1872 году, и писатель отмечал, что она «печатается с одного конца, а с другого
всё пишется и прибавляется…». Огромную работу проделал писатель, добиваясь,
чтобы, как он сам говорил, всё было «красиво, коротко, просто и, главное,
ясно». Л.Н. Толстой создал для детей целый ряд замечательных произведений,
среди них басня «Муравей и голубка», сказка «Три медведя», рассказы «Филиппок»
и «Кавказский пленник». В своих произведениях Толстой говорил, что «человеком
может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто
честно исполняет свой долг; стыдно, недостойно человека жить чужим трудом».

 –
Как называется произведение Л.Н. Толстого? (Басня «Отец и сыновья».)


Как вы думаете, о чём будет его произведение с названием «Отец и сыновья»?
(Ответы детей.)

Знакомство
с басней (Текст читает учитель или хорошо читающий ученик.)

 Я
и моя семья

 –
Понравилось ли вам произведение?


О чём оно?

V.
Физкультминутка

Как живёшь?Вот так! (Встаём, показываем большой
палец.)

Как идёшь? Вот так! (Шагаем на месте.)

Как бежишь? Вот так! (Выполняем бег на месте.)

Как летишь? Вот так! (Машем руками.)

Как плывёшь? Вот так! (Поочерёдно выполняем руками
движения вперёд.)

Как шалишь? Вот так! (Выполняем прыжки с поворотом
туловища.)

Как сидишь? Вот так! (Садимся за парты.)

VI.
Продолжение работы по теме урока

1.     
Работа над содержанием текста


Прочитаем эту басню ещё раз.

 (Читают
хорошо читающие ученики).


О чём просил отец своих сыновей? (Жить в согласии.)


Автор говорит, что сыновья не слушались отца. Как по-вашему, в чём это могло
выражаться? (Они постоянно ссорились.)


Что сделал отец, чтобы убедить сыновей? (Дети рассказывают, опираясь на текст.)

2.     
Пересказ басни


Перечитайте басню самостоятельно и приготовьтесь пересказать её.

VII.
Рефлексия. Продолжите предложения.


Выберите слова, которые помогут рассказать об отношениях между братьями. (Слова
записаны на карточке.) раскрасить подходящие

Разлад,
благополучие, беспорядок, несогласие, ссора, взаимопонимание, нелады, спор.

Домашнее
задание. пересказ басни

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

разлад

благополучие

несогласие

ссора

разлад

благополучие

несогласие

ссора

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

дружба

взаимопонимание

нелады

спор

муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Жар птица»

План
самообразования

Гараниной
Любови Дмитриевны

«Мультипликация как средство развития речи детей дошкольного
возраста»

на
2020 – 2021 учебный год

https://www.hwcdsb.ca/416612.jpg

Актуальность

«Речевое развитие» в рамках ФГОС ДО – это не только традиционное
«Развитие речи» детей, сколько развитие общения, в том числе и речевого. Это
связано с тем, что основной целью работы по развитию речи детей в ДОО всегда
было формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе овладения литературным языком.

Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным
языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти
время, чтобы ребенок начал говорить. Взрослые должны приложить немало усилий,
чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном
дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и
обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит
успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой
культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации)
сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка
развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к
словотворчеству.

Самым популярным и увлекательным, новым направлением
практической деятельности в дошкольном образовании является мультипликация.

Мультипликация
технические приемы создания иллюзии движущихся изображений (движения или
изменения формы объектов) с помощью последовательности неподвижных изображений
(кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.

Для мультипликации необходимо оборудование и материалы, наиболее
необходимые из которых — фотоаппарат, штатив и компьютер с программами для
монтажа.

Как же проходит создание
мультипликации?

1. Выбираем известную сказку, рассказ, стихотворение или
придумываем сюжет вместе с детьми. Для этого использую различные приемы и
игровые ситуации.

2. Выбираем, из чего будут созданы наши мульти герои, декорации.

3. Создаём персонажей, фоны и декорации для будущего
мультфильма.

4. Разучивание слов героев совместно с детьми, акцентировав
внимание на выразительность и интонацию персонажа.

5. Съемка мультфильма.

6. Монтаж мультфильма выполняется мною.

Мультипликация
необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач,
соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

Дети становятся активными участниками создания мультфильма, т.
е. пробуют себя в новом качестве:

ü
осваивают и используют
навыки лепки, рисования, аппликации, конструирования, дети изготавливают
персонажей и декорации для съёмки собственных мультфильмов;

ü
знакомятся с устройством
фото и видео техники;

ü
непосредственно участвуют в
съемочном процессе;

ü
озвучивают своих героев —
происходит сотворчество взрослого и ребёнка.

Мультипликация в развитии речи дошкольников помогает:

ü
формировать правильную
связную речь;

ü
расширять словарный запас;

ü
развивать личность детей в
различных видах общения;

Создание мультфильмов в детском саду – это не только возможно,
но и очень полезно для раскрытия талантов детей, поддержки их творческой
инициативы.

Цель: повышение
своего теоретического и педагогического уровня, профессионального уровня в
сфере информационно-компьютерных технологий, расширение компетентности по
вопросу развития речи детей дошкольного возраста посредством создания
мультфильмов.

Задачи:

ü
изучить опыт педагогов
практиков использования мультипликации в дошкольном воспитании, виды
мультфильмов, оборудование для работы, а также программы для создания
мультфильмов;

ü
подготовить и провести
комплекс занятий с целью развития речи у детей дошкольного возраста;

ü
создать мультфильмы;

ü
выявить результативность
проведенной работы по развитию речи посредством создания мультипликации у детей
дошкольного возраста;

Формы работы:

·       
совместная деятельность
воспитателя с детьми;

·       
индивидуальная работа с
детьми;

·       
подгрупповые;

·       
консультативная работа с
педагогами, обмен опытом работы;

·       
консультативная работа с
родителями;

Планируемые результаты:

Для детей:

ü 
формирование у детей
диалогической и монологической речи;

ü 
обогащение словарного запаса
ребенка;

ü 
повышение образовательной
мотивации у детей к изобразительной деятельности;

ü 
формирование умений
передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активно
включаться в процесс творчества;

ü 
получение возможностей
совместного творческого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;

ü 
повышение уровня
информационной культуры;

Для родителей:

ü 
удовлетворение потребности в
разнообразных дополнительных услугах для развития детей;

ü 
проявление высокой степени
информированности родителей о развитии ребенка;

Для педагога:

ü 
повышение профессионального
уровня в сфере информационно-компьютерных технологий;

ü 
расширение творческого
потенциала;

ü 
удовлетворение собственной
деятельностью;

Этапы работы:

1 этап информационно — аналитический (вводно-ознакомительный) изучение
научной и учебно — методической литературы.

2 этап — внедрение в практику.

3 этап — представление опыта работы по теме.

Перспективный план работы

Месяц

Содержание деятельности с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

— Диагностика уровня компетенций детей по развитию связной
речи;

— Актуализация знаний детей о том, как создаются мультфильмы,
люди, каких профессий участвуют в создании мультипликационных фильмов;

— Анкета в Google Forms для родителей «Развитие речи детей».

Октябрь

— Повторение русской народной сказки «Теремок» (чтение,
беседа, пересказ детей);

— Изготовление декорации (лепка, аппликация);

— Заучивание слов героев (работа над выразительностью,
интонацией);

— Проведение инструктажа как пользоваться видеокамерой;

— Съемка мультфильма;

— Создание мультфильма;

— Демонстрация детям их творчества — показ мультфильма;

— Консультация «Дети и мультипликация» + буклет по данной
теме.

Ноябрь

— Знакомство со сказкой «Первая снежинка» (чтение, беседа,
пересказ детей);

— Изготовление героев сказки, декорации (лепка, аппликация,
рисование);

— Заучивание слов героев (работа над выразительностью,
интонацией);

— Съемка мультфильма;

— Создание мультфильма;

— Демонстрация детям их творчества — показ мультфильма;

Декабрь

— Придумывание сказки с использование лего конструктора на экологическую
тему;

— Знакомство с экологической сказкой;

— Изготовление декорации (лего конструктор);

— Заучивание слов героев (работа над выразительностью,
интонацией);

— Съемка мультфильма;

— Создание мультфильма;

— Демонстрация детям их творчества — показ мультфильма;

Январь

— Рисование историй в картинках придумывание «Юные
сценаристы»;

— Выставка работ рисунков: «Любимые сказочные герои и
персонажи мультфильмов»;

— Рассказ почему это твой любимый сказочный герой или персонаж
мультфильма;

— Участие совместно с детьми в выставке работ рисунков:
«Любимые сказочные герои и персонажи мультфильмов».

— Помочь детям составить небольшой рассказ почему это твой
любимый герой мультфильма.

Февраль

— Дидактические игры «Узнай сказку», «Найди пару», «Отгадай из
какой сказки»;

— Выкладывание картинок по сюжету мультфильма, сказки и
пересказ сюжета;

Март

— Заучивание поздравительных стихотворений для мам (работа над
выразительностью, интонацией);

— Съемка поздравительного видео;

— Создание поздравительного видео к 8 марта;

— Демонстрация детям их творчества;

— Поздравление мам в социальной сети ВК.

Апрель

— Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом» (чтение,
беседа, пересказ детей);

— Заучивание слов героев (работа над выразительностью,
интонацией);

— Создание мультфильма;

— Демонстрация детям их творчества — показ мультфильма;

— Мини музей «Сказочные герои и персонажи мультфильмов».

— Участие совместно с детьми в создании мини музея «Сказочные
герои и персонажи мультфильмов».

Май

— Констатирующая диагностика уровня компетенций детей по
развитию связной речи;

— Фестиваль мультфильмов — просмотр мультфильмов, созданных в
течение года;

— Показ мультфильмов другим группам;

— Просмотр мультфильмов, созданных детьми совместно с
воспитателем в соц. сети ВК.

— Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома».

                                                Список используемой литературы

1.    
Больгерт Н. Больгерт С.
Мультстудия Пластилин. — М.: РОБИНС, 2015

2.    
Киселева М.В. Арт-терапия в
работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и
специалистов, работающих с детьми. — Спб.: Речь, 2016

3.    
Нагибина М. И. Волшебная
азбука; Анимация от А до Я: Учебное пособие для начального мультимедийного
образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль: Изд-во
«Перспектива», 2011

4.    
Смольникова К. Мультик
своими руками. Смольникова К.// Саткинский работник. — 2011. — № 15. 04. 2011

5.    
Тимофеева Л. Л. Проектный
метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

6.    
Федеральный Государственный
образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155
/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 201

Приложение 1

Анкета для родителей

«Развитие речи детей»

Уважаемые родители, просим
Вас пройти небольшое анонимное анкетирование.

1.     Вызывает ли у Вас
беспокойство состояние речи вашего ребенка?

·        
да;

·        
нет;

·        
затрудняюсь ответить.

2.     Как Вы думаете,
есть ли у вашего ребёнка проблемы в развитии речи?

·        
да;

·        
нет;

·        
затрудняюсь ответить.

3.     Как часто Вы
беседуете со своим ребенком?

·        
постоянно;

·        
не часто;

·        
затрудняюсь ответить.

4.    
Какие темы Вы обсуждаете со
своим ребенком?

_______________________________________________________

5.    
Считаете ли Вы, что одних
бесед достаточно для развития речи ребенка?

·        
да;

·        
нет;

·        
затрудняюсь ответить.

6.    
Какие формы общения Вы еще используете
(как Вы развиваете речь ребенка, помимо общения с ним)?

    ________________________________________________________

7.    
С какими формами работы по
развитию у ребенка речи Вы хотели бы ознакомиться?

·        
составление рассказа (по картине, из личного опыта);

·        
рассматривание и словесное описание предмета (с помощью
взрослого);

·        
пересказ хорошо знакомых литературных произведений;

8.     Какие формы
получения нужных сведений Вы предпочитаете:

·        
консультации воспитателей;

·        
открытые просмотры занятий с детьми;

·        
совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада;

·        
чтение специальной литературы;

·        
что-то другое (укажите что именно).

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение 2

Диагностический материал В. М. Акименко

Обследование состояния связной речи

Цель: выявить
уровень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

Для оценки выполнения заданий используется бально-уровневая
система.

Направление
иссле­дования

Содержание
задания

Диагностические
показатели

Обследование
пересказа

Цель: определить умение пересказывать.

Задание: послушай внимательно рассказ, я прочитаю его тебе, а ты слушай
внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал(а).

Рассказ «Муравей и голубка» для
обследования пя­тилетнего ребенка:

«Муравей захотел напиться и спустился
к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это
и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что
охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его
в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и
улетела».

Параметры оценки — рассказ оценивается с учетом:

1.     
соответствия его
изображаемой ситуации (нали­чие искажений, добавлений) — 1 балл;

2.     
целостности (наличие всех
смысловых звеньев) — 1 балл;

3.     
правильная
последовательность — 1 балл;

4.     
плавность изложения:
передает содержание без ос­тановок, длительных пауз, дополнительных слов
(например: «Ну как там дальше?» и
т.п.) — 1 балл;

5.     
понимание содержания,
излагаемого — 1 балл;

6.     
полноты пересказа (наличие
пропусков) — 1 балл;

7.     
характера языкового
оформления (грамматичес­кая правильность предложений) — 1 балл;

8.     
способа выполнения задания
(самостоятельно или с помощью экспериментатора) — 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание — 8 баллов

Методические рекомендации:

— перед чтением текста дается установка
на пересказ;

— перед составлением пересказа,
рекомендуется задавать вопросы по содержанию текста.

Обследование
составления рассказа по сюжет­ной картине

Цель: определить умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Задание: внимательно рассмотри картинку и составь рассказ.

Материалом исследования служат сюжет­ные
картины:
«Зимние забавы», «Семья»,
«В саду».

Процедура и
инструкция:
ребенку предлагается 1 из
сю­жетных картинок и дается следующая инструкция: «Рас­смотри внимательно
картинку и расскажи, что нарисо­вано на ней. Составь рассказ, который будет
называть­ся … («Зимние забавы», «Семья»)

Параметры оценки — рассказ оценивается с учетом:

1.     
соответствия его
изображаемой ситуации (нали­чие искажений, добавлений) — 1 балл;

2.     
целостности (наличие всех
смысловых звеньев) — 1 балл;

3.     
правильная
последовательность — 1 балл;

4.     
плавность изложения:
передает содержание без ос­тановок, длительных пауз, дополнительных слов
(например: «Ну как там дальше?» и
т.п.) — 1 балл;

5.     
понимание содержания,
излагаемого — 1 балл;

6.     
полноты пересказа (наличие
пропусков) — 1 балл;

7.     
характера языкового
оформления (грамматичес­кая правильность предложений) — 1 балл;

8.     
способа выполнения задания
(самостоятельно или с помощью экспериментатора) — 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание — 8 баллов

Обследование составления рассказа по
серии сю­жетных картин

Цель: определить умение составлять рассказ по серии сюжетных
картин.

Задание: рассмотри картинки и составь рассказ.

Материалом
обследования служат серии из 3-5 картинок:

·        
Серия из 3 картин «Новый
друг»

·        
Серия из 4 картин «На
рыбалке»

·        
Серия из 5 картин «По дороге»

Параметры оценки — рассказ оценивается с учетом:

1.     
соответствия его
изображаемой ситуации (нали­чие искажений, добавлений) — 1 балл;

2.     
целостности (наличие всех
смысловых звеньев) — 1 балл;

3.     
правильная
последовательность — 1 балл;

4.     
плавность изложения:
передает содержание без ос­тановок, длительных пауз, дополнительных слов
(например: «Ну как там дальше?» и
т.п.) — 1 балл;

5.     
понимание содержания,
излагаемого — 1 балл;

6.     
полноты пересказа (наличие
пропусков) — 1 балл;

7.     
характера языкового оформления
(грамматичес­кая правильность предложений) — 1 балл;

8.     
способа выполнения задания
(самостоятельно или с помощью экспериментатора) — 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание — 8 баллов

Анализ полученных результатов исследования

     После анализа
полученных результатов определяется уровень сформированности развернутого
самостоятельного высказывания:

Первый уровень (низкий, менее 3 баллов). Ребенок не владеет связной речью,
задание не выполнено.

Второй уровень (ниже среднего, 9-5 баллов). Пере­сказ составлен по наводящим
вопросам. Связность из­ложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей
текста, смысловые ошибки. Нарушается после­довательность изложения. Отмечаются
бедность и одно­образие употребляемых языковых средств.

Третий уровень (средний, 14-10 баллов). Использу­ются повторные наводящие
вопросы. Отмечаются про­пуски отдельных моментов действия или целого фраг­мента,
неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые
несоответствия.

Четвертый уровень (выше среднего, 19-15 баллов). Пересказ составлен с некоторой
помощью (побуждения,
стимулирующие вопросы). Полностью передается содер­жание текста.
Отмечаются отдельные нарушения связ­ного воспроизведения текста, отсутствие
художествен­но-стилистических элементов; единичные нарушения структуры
предложений.

Пятый уровень (высокий, 24-20 баллов). Ребенок владеет связной речью.
Пересказ составлен самостоя­тельно; полностью передается содержание текста,
соблю­даются связность и последовательность изложения. Упот­ребляются
разнообразные языковые средства в соответ­ствии с текстом произведения. При
пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

                                                                                      
Таблица 1

Состояние связной речи детей
в группе

Пересказ текста, составление
рассказа по сюжетной картине, составление рассказа по сюжетным картинкам

Количество

детей

%

Количество

детей

%

Высокий

8

26

Выше среднего

4

12

Средний

8

26

Ниже среднего

8

26

Низкий

3

10

Приложение 3

Демонстрационный материал к диагностике В. М. Акименко

«В саду»

https://worldluxrealty.com/sites/default/files/inline/images/kalendar_dlya_sadovodov_i_sadovnikov_lunnie_dni_raboti_v_sadu.jpg

«Семья»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0535/000e709c-9bee8667/hello_html_2f1fc769.jpg

«Зимние забавы»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/008d/00057ecc-71fe646f/hello_html_m233e1202.jpg

«Серия из 3- картинок – Новый друг»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/040b/00021362-5e01863e/img6.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/040b/00021362-5e01863e/img6.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/040b/00021362-5e01863e/img6.jpg

«Серия из 4-х картинок – На рыбалке»

«Серия из 5-ти картинок – По дороге»

Внеурочная деятельность. Работа с текстом.

Смысловое чтение произведений разных жанров в 1 классе.

«Чтение — это один из истоков мышления

и умственного развития»

В. А. Сухомлинский


Навык чтения – это сложный процесс. Он включает в себя две составляющие

стороны: техническую и смысловую.

техническая

смысловая

  • способ чтения

  • темп чтения

  • правильность

  • выразительность

  • восприятие информации

  • анализ и сравнение деталей

  • понимание содержания и смысла

  • осмысление и осознание идеи

Смысловое чтение – это осмысление информации поступившей через письменную речь, понимание смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения: формирование умения воспринимать текст, как единое смысловое целое; точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Когда ребёнок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, у него развивается устная речь и, как следствие, речь письменная.

Смысловое чтение – это умение, выработанное в результате активной познавательной деятельности. Существует множество методов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: частично-поисковый метод, метод эвристической беседы, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

     «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», в соответствии ФГОС ООО, включено в метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента. Поэтому составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

личностные УУД

регулятивные УУД

познавательные УУД

коммуникативные

УУД

мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе

принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности

логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи

В соответствие с вышеизложенным мною были разработаны варианты заданий к некоторым произведениям разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка, басня) с указанием планируемого предметного результата, которыеможно использовать в процессе обучения смысловому чтению учащихся 1-х классов на внеурочных занятиях, начиная со второго полугодия, интегрируя с темами по обучению грамоте (русский язык).

Использованы произведения детских авторов, таких как: С. В. Михалков,

В. А. Осеева, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И Чарушин, Е. А. Пермяк, А. Смурага.

Жанр: стих

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: прогнозировать содержание рассказа по заголовку; определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор текста; понимать лексическое значение и смысл слов.

Задания:

  1. Предположите, о чём пойдёт речь в стихотворении Сергея Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала…» (…), какие причины опишет автор в своём стихотворении?

  2. Прочитай правильно, объясни значение слов:бутерброд, безусловно.

  3. Чтение текста по ролям.

С.В. Михалков

«Про девочку, которая плохо кушала…»

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

— Съешь яичко, Юлечка!

— Не хочу, мамулечка!

— Съешь с колбаской бутерброд!

— Прикрывает Юля рот.

— Супик?

— Нет…

— Котлетку?

— Нет… —

Стынет Юлечкин обед.

— Что с тобою, Юлечка?

— Ничего, мамулечка!

— Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти еще кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

— Не могу, мамулечка! —

Мама с бабушкой в слезах —

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач —

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

— Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят —

И зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жует овес.

Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает Слон —

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мед.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр швейцарский

Любит Мышь… —

Попрощался с Юлей врач —

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

— Накорми меня, мамуля!

  1. Назовите главных героев стихотворения. О чём говорится в тексте?

  2. Совпали ли наши предположения о причинах такого поведения девочки?

  3. Почему Юлечка поменяла своё отношение к еде?

  4. Что хотел сказать автор?

  5. Выбери животных, о которых девочке рассказывает доктор Г.С.Пугач.

Сказка муравей и голубкаСказка муравей и голубкаСказка муравей и голубкаСказка муравей и голубкаСказка муравей и голубкаСказка муравей и голубка

  1. Сравните интонацию общения мамы, бабушки и доктора с Юлечкой.

  2. Прочитайте диалог мамы и бабушки с Юлечкой, соблюдая интонацию, мимику и жесты.

Жанр: рассказ

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: высказывать отношение к прослушанному; обосновывать его простыми предложениями; определять начало, середину и конец текста; формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Задания:

  1. Придумайте вопросы по иллюстрации, ответьте на них.

Сказка муравей и голубка

  1. Чтение текста по ролям.

В.А. Осеева

«Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба…

  1. Какие вопросы совпали с содержанием текста?

  2. Определите начало, середину и конец текста. Докажите.

  3. О чём говорится в тексте? Что хотел сказать автор?

  4. Выскажите отношение к прослушанному.

  5. Теперь, после прочтения, какие вопросы вы можете придумать к тексту?

  6. К какому жанру относится данный текст (сказка, рассказ, стихотворение)?

Тема: сказка

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие); понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова; распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком.

Задания:

  1. Чтение текста.

А. Смурага

«Лесная сказка»

В одном сказочном лесу жили зайчонок Пушок, бурундучок Орешек и медвежонок Триша. Каждый день они встречались на поляне, играли, бегали, прыгали и устраивали соревнования. Только Триша, приходя на поляну, сразу залезал в кусты и ел малину. Зверята звали его играть, но медвежонок всегда отказывался. Ему лень было бегать по дощечкам, прыгать с пенька на пенек. Для Триши ничего не было лучше, как съесть пару горшочков меда и полежать на солнышке. Поэтому Триша был неуклюжий, вялый и сонный. Однажды в лесу случился сильный пожар. Все звери спасались от огня. Только Триша сразу стал задыхаться от бега, он подолгу застревал в оврагах, с трудом перелезал через поваленные деревья. Пушок и Орешек не могли оставить друга в беде. Они схватили медвежонка за толстые лапы и побежали изо всех сил. Когда зверята, пробегали по мостику через речку, то мостик сломался под мишкиным весом. Чудом друзьям удалось добраться до берега. Триша понял, как плохо не заниматься физкультурой и спортом, и пообещал друзьям каждый день делать утреннюю гимнастику, бегать и прыгать на поляне.

  1. О чем говорится в тексте? Что хотел сказать автор?

  1. Определите по картинке одного из героев сказки.

Сказка муравей и голубкаСказка муравей и голубкаСказка муравей и голубка

  1. Проверь правильность своего выбора. Прочти описание бурундука.

 Внешний вид бурундука очень походит на белку. Мех на теле довольно короткий. Цвет меха серый с рыжеватым отливом, темные полоски на спинке чередуются со светлыми.

  1. Определите начало, середину и конец текста.

  2. В какой части текста заключается главная мысль?

  3. Найдите в первой части текста слова – предметы.

  4. Во второй части текста найдите слова – признаки. Определите, какие слова являются близкими по значению? Подберите к ним слова противоположные по значению.

  5. Во второй части текста найдите слова – действия. Подберите к некоторым из них слова близкие по значению.

  6. В первой части текста найдите слово, в котором все согласные звуки глухие и слово, в котором все согласные звуки звонкие. А в третьей части – слова, в которых все согласные звуки твердые и слово, в котором все звуки мягкие

Жанр: басня

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: осознавать новый жанр художественного произведения; определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор; прогнозировать содержание рассказа; высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями.

Задания:

  1. Чтение текста с остановками.

Л.Н. Толстой

«Муравей и голубка»

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Как вы думаете, встретятся ли ещё голубка и муравей? Как это произойдёт?

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть.

Спасётся ли голубка? И как?

Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

  1. Какова идея произведения? Чему оно учит?

  2. Можно ли определить поучение, мораль? (знакомство с понятием басня)

Сказка муравей и голубка

  1. Выберите пословицы, которые подходят к идее произведения и выражают мораль басни:

«Долг платежом красен»

«Сам погибай, а товарища выручай»

«Как аукнется, так и откликнется»

«За добро добром платят»

  1. Перескажи басню по иллюстрации.

Жанр: басня

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями; понимать лексическое значение и смысл слов, подбирать противоположные по значению слова; распознавать текст-повествование, жанры по их особенностям (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Задания:

  1. Рассмотрите картинки. Как вы думаете, о ком будет текст?

Сказка муравей и голубкаСказка муравей и голубка

  1. Что объединяет этих животных? Какую пользу они приносят человеку?

  2. Чтение текста.

Л.Н. Толстой

«Осел и лошадь»

У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру».

  1. К какому жанру относится текст? Почему?

  2. Какова мораль басни?

  3. Выберите пословицы, которые выражают мораль басни:

«Худо тому, кто добра не делает никому»

«В ком добра нет, в том и правды мало»

«Что посеешь, то и пожнёшь»

«Помоги в малом, вернётся в большем»

  1. Подберите слова, противоположные по смыслу:тяжело, возьми, горе.

  2. Найдите в тексте однокоренные слова.

Жанр: рассказ

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с помощью учителя); использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты и т. д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания; понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова.

Задания:

  1. Прочитай правильно, объясни значение слов:ловкачи, комод.

  2. Чтение текста.

Е.И. Чарушин

«Лисята»

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра. Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи. Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха. Два! — он уже на высоком шкафу. А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать… Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет. И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог — и другой выскочил.

Вот какие ловкачи!

  1. С кем можно сравнить лисят? Почему?

  2. Найдите в первой части текста слова – признаки и слова – действия. Определите, какие слова являются близкими по значению?

  3. Найдите в третьей части текста слова – предметы.

  4. Перескажите рассказ, сохраняя последовательность событий.

Сказка муравей и голубкаСказка муравей и голубка

Жанр: рассказ

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: прогнозировать содержание рассказа; формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Задания:

  1. Чтение текста с остановками.

Е.А. Пермяк

«Раки»

Речка Березовка хоть и маленькая, да рыбная. А вот раков в Березовке не было. Перевелись, да и всё.

─ В старые годы, когда мы мальчишками были, по сотне, по две раков из Березовки добывали, ─ рассказывал Ванин дедушка. И Тишина бабушка говорила то же самое.

А в соседней речке Вертушинке раки не переводились. Только ходить туда было далеко. Через лес да ещё через болото.

Как-то Тиша сказал Ване:
─ Давай, Ванёк, наловим по корзинке вертушинских раков да и выпустим их в нашу Березовку.

─ А зачем? ─ спросил Ваня.

─ Чтобы они опять развелись.

─ Да пока они разведутся, их ребята всех до одного повыловят.

Не стал спорить Тиша, хоть и знал, что нельзя всех раков выловить. Пусть сотня, да останется. А эта сотня столько икры вымечет, что раков потом и не сосчитаешь.

На этом и кончился разговор.

  1. Как вы думаете, что будет дальше?

Прошёл год… Ваня и Тиша уже в третий класс перешли. И, как раньше, в свободное время удили рыбу. Как-то закинул Ваня крючок на ерша, а поймал озорного рачонка.

─ Тиша! ─ закричал Ваня. ─ У нас в речке раки сами собой развелись!

  1. Как вы думаете, сами ли раки развелись в речке Березовке?

  2. Рассмотрите иллюстрацию. Кто из героев изображён и что он делает?

Сказка муравей и голубка

Тиша увидел молоденького рачонка и больше Вани обрадовался. Значит, не зря он прошлым летом на Вертушинку ходил. Один. Через лес да ещё через болото.

  1. Сформулируйте вопросы к тексту, которые начинаются со слов: почему, зачем, как. Задайте друг другу в паре.

Жанр: сказка

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор; высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями; составлять рассказ по сюжетной иллюстрации.

Задания:

  1. Чтение текста по ролям.

К.Д. Ушинский

«Волк и собака»

Толстый и сытый дворовый пёс, разорвав верёвку, побежал за город прогуляться. В соседнем перелеске он встретился с волком, да таким худым, поджарым – кости да кожа. Сытый пёс взглянул на него более с сожалением, чем со злостью. Ободрённый таким приёмом, волк пустился в разговор с собакой и стал ей жаловаться на своё худое житьё. Сжалилась собака над волком и говорит ему:

– Ступай жить к нам, у нас хозяин добрый и за ничтожную службу даст тебе тёплую конуру и хороший корм.

Сказка муравей и голубка

Обрадовался бедный волк такому приглашению и побежал с собакой в город; но дорогою заметил, что у его спутницы на шее вытерта шерсть.

– А э-то что у тебя? – спросил волк. – Отчего недостаёт шерсти на шее?

– Это так, пустяки! – отвечала собака с неудовольствием.

– Однако же? – пристаёт волк.

– Вздор! – ворчит собака. – Это от верёвки, которою меня привязывают на ночь, чтобы я не убежала.

Сказка муравей и голубка

– Так тебя привязывают на верёвку?

– Иногда… Вот видишь ли, нельзя же…

– Э, нет, мой милый! – сказал тут волк, останавливаясь у городских ворот. – Ни верёвка мне не нужна, ни твоя тёплая конура, ни твоя сытная пища, ни твой добрый хозяин. Прощай! – И помчался назад в лес.

  1. Почему волк не принял приглашения собаки и убежал в лес?

  2. Что ценно для собаки? Подтвердите словами из текста.

  3. Что ценно для волка? Докажите.

  4. Какова идея сказки? Что хотел сказать автор?

  5. Расскажи сказку по иллюстрациям.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/455315-smyslovoe-chtenie-v-1-klasse-teksty-i-zadanij

Перейти к контенту

Сказки для детей

Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс

Список сказок и рассказов:

  1. 4

    Лучшее Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк

  2. 78

    Лучшее Антон Чехов — Белолобый

  3. 59

    Лучшее Антон Чехов — Мальчики

  4. 114

    Лучшее Всеволод Гаршин — О жабе и розе

  5. 305

    Лучшее Константин Паустовский — Заячьи лапы

  6. 207

    Лучшее Михаил Зощенко — Ёлка

  7. 51

    Лучшее Михаил Зощенко — Самое главное

  8. 37

    Лучшее Борис Житков — Про обезьянку

  9. 141

    Лучшее Борис Житков — Как я ловил человечков

  10. 43

    Лучшее Борис Житков — Пудя

  11. 93

    Лучшее Виктор Драгунский — Друг детства

  12. 59

    Лучшее Виктор Драгунский — Что любит Мишка

  13. 2

    Лучшее Садко (Былина)

  14. 63

    Лучшее Виталий Бианки — Чей нос лучше

  15. 23

    Лучшее Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави

  16. 100

    Лучшее Павел Бажов — Голубая змейка

  17. 10

    Лучшее Павел Бажов — Хозяйка медной горы

  18. 23

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Русалочка

  19. 8

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Соловей

  20. 61

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди

  21. 392

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка

  22. 34

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца

  23. 150

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича

  24. 1

    Лучшее Вольга и Микула Селянинович (Былина)

  25. 36

    Лучшее Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)

  26. 26

    Лучшее Антон Чехов — Беглец

  27. 69

    Лучшее Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители

  28. 142

    Лучшее Георгий Скребицкий — Кот Иваныч

  29. 100

    Лучшее Леонид Пантелеев — Честное слово

  30. 65

    Лучшее Иван Тургенев — Муму

  31. 82

    Лучшее Александр Куприн — Барбос и Жулька

  32. 82

    Лучшее Александр Куприн — Белый пудель

  33. 18

    Лучшее Александр Куприн — Слон

  34. 3

    Бой на Калиновом мосту

  35. 44

    Борис Житков — Про слона

  36. 28

    Борис Житков — Беспризорная кошка

  37. 16

    Аркадий Гайдар — Поход

  38. 1

    Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

  39. 7

    Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения

  40. 22

    Михаил Пришвин — Изобретатель

  41. 17

    Михаил Пришвин — Гаечки

  42. 9

    Михаил Пришвин — Лесной хозяин

  43. Хитрая наука

  44. 50

    Константин Паустовский — Жильцы старого дома

  45. 11

    Виталий Бианки — Анюткина утка

  46. 1

    Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз

  47. 5

    Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать

  48. 8

    Виталий Бианки — Чьи это ноги

  49. 7

    Константин Ушинский — Дети в роще

  50. 15

    Константин Ушинский — Ветер и солнце

  51. Алексей Толстой — Петух и жерновки

  52. 12

    Лев Толстой — Лгун (Басня)

  53. Лев Толстой — Уж

  54. 3

    Лев Толстой — Белка и волк

  55. 7

    Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)

  56. 3

    Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)

  57. 6

    Лев Толстой — Как мужик гусей делил

  58. 3

    Лев Толстой — Два брата

  59. 6

    Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе

  60. 11

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича

  61. 4

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку

  62. 9

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха

  63. 1

    Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля

  64. 3

    Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде

  65. 2

    Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)

  66. 4

    Лев Толстой — Кавказский пленник

  67. 4

    Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи

  68. 3

    Изгнание Адама и Евы из рая

  69. Притча о сеятеле

  70. Притча о блудном сыне

  71. Притча о Фарисее и Мытаре

  72. Притча о злых виноградарях

  73. Рождение и воспитание Геракла

  74. 6

    Дедал и Икар (Миф)

  75. Орфей и Эвридика (Миф)

  76. 5

    Андрей Платонов — Никита

  77. 1

    Андрей Платонов — Еще мама

  78. 17

    Виктор Гюго — Козетта

  79. 2

    Виктор Гюго — Гаврош

  80. Николай Лесков — Неразменный рубль

  81. 7

    Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик

  82. 3

    Алексей Толстой — Сугробы

  83. 2

    Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком

  84. Лев Толстой — Пожар

  85. Лев Толстой — Орел

  86. Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза

  87. 1

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш

  88. 1

    Виктор Астафьев — Белогрудка

  89. Рувим Фраерман — Девочка с камнем

  90. 1

    Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой

  91. 2

    Лев Толстой — Два товарища (Басня)

  92. Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)

  93. 1

    Владимир Железников — История с Азбукой

  94. Владимир Даль — У тебя у самого свой ум

  95. Ксения Драгунская — Лекарство от послушности

  96. Анатолий Алексин — Самый счастливый день

  97. Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)

  98. Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)

  99. Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)

  100. Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)

  101. Лев Толстой — Русак

  102. Лев Толстой — Царский сын и его товарищи

  103. Фёдор Кнорре — Солёный пёс

  104. 2

    Иван Шмелев — Русская песня

  105. 41

    Георгий Скребицкий — Пушок

  106. 28

    Константин Паустовский — Прощание с летом

  107. 2

    Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)

  108. 10

    Михаил Зощенко — Приключения обезьяны

  109. Михаил Зощенко — Бедный Федя

  110. Михаил Пришвин — Сухостойное дерево

  111. Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок

  112. 2

    Ирина Пивоварова — Барышни Люси

  113. 8

    Ирина Пивоварова — Секретики

  114. 6

    Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке

  115. 1

    Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото

  116. Саша Черный — Счастливый карп

  117. 1

    Виктор Астафьев — Бабушка с малиной

  118. Александра Ишимова — История России в рассказах для детей

  119. Константин Ушинский — Бодливая корова

  120. 58

    Константин Ушинский — Сумка почтальона

  121. Юрий Сотник — Учитель плавания

  122. 6

    Юрий Сотник — Гадюка

  123. 9

    Виктор Голявкин — Путешественник

  124. 10

    Валентина Осеева — Почему

  125. 17

    Валентина Осеева — В классе

  126. 9

    Виталий Бианки — Плавунчик

  127. 4

    Борис Житков — Мышкин

  128. 2

    Антон Чехов — Спать хочется

  129. Лев Толстой — Пётр Первый и мужик

  130. Александр Раскин — Как папа выбирал профессию

  131. Саша Черный — Дневник фокса Микки

  132. 1

    Александр Куприн — Бедный принц

  133. Александр Куприн — Четверо нищих

Отзывы: 4

  1. Лола

    а что комментариев нет?

    Ответить

  2. Наталья

    Хорошая ссылка советую

    Ответить

  3. юлия

    мне очень понравилось рассказы интересные

    Ответить

  4. А

    Мы это читали в классе

    Ответить

Добавить комментарий

Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Практическая
работа №20

Тема урока: « Христианская этика. Золотое правило нравственности»

Модуль: основы православной культуры

Цель урока: первичное знакомство учащихся с золотым правилом этики, начало
осмысления основ христианской нравственности и их связи с общечеловеческими
моральными нормами.

Задачи:

  • познакомить с
    моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать
    нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других
    людей.
  • развивать учебные
    умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в
    источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать
    информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
  • воспитывать
    желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями
    сердца и совести.

Формы
организации учебного пространства
: фронтальная
работа, индивидуальная работа, парная работа, групповая

Ход
урока.

I. Организация деятельности обучающихся.

У-Здравствуйте,
 ребята! Я рада видеть вас на уроке здоровыми и жизнерадостными.
Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения,  бережного
отношения друг к другу и успешной работы на уроке!  

II. Мотивация на
учебную деятельность

У- Ребята! Мне
очень интересно узнать, кем в жизни вы мечтаете стать?  

У-  Вот
видите, какие разные профессии вы мечтаете освоить. Каждый из  вас хочет
отдавать свои знания, отдавать частицу своей души другим людям.

У- А сейчас
послушайте песню и подумайте, какая самая главная в жизни профессия.

Звучит  1
куплет и припев песни «Быть человеком»  в  исполнении  детской
 группы «Непоседы». Дети слушают.

У- О какой главной
профессии в жизни говорится в песне?  (Самая главная в жизни профессия —
  быть Человеком.).

У- А разве есть
такая профессия?  (Слово «профессия» употребляется в переносном
значении.).

У- Что вы
вкладываете в понятие «Быть человеком»?  (Быть добрым, отзывчивым,
совершать добрые поступки, доброжелательно относиться к другим людям).

III. Актуализация
знаний  

У- Ребята, давайте
вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)

У- А какие заповеди
есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)

У- Вспомните, что
ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?

У- А сегодня мы
попробуем объединить все эти заповеди в одно правило.

IVОпределение
темы урока

У- Ребята,
послушайте басню.

«Мальчик, выросший
у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. 
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел
он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик,
разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает
руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача,
крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли
первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и
он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут
– и добро и зло возвращается к нам же»

(По книге
«Классическая басня».)

 У- Как вы
прокомментируете слова матери в этой басне?

У- В жизни каждому
нужно быть дружелюбным.

У-  Чем больше
добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро  
вернётся   к тебе через поступки и слова людей. И зло обернётся к тебе
тоже.

 У- Мне мама
 говорила, что людей обижать нельзя. Ко всем нужно относиться так, как ты
бы хотел, чтобы к тебе люди относились)

Просмотр
фрагмента мультфильма «Крошка енот»

У-  А
 сейчас внимательно  посмотрите фрагмент из мультфильма «Крошка
енот».  

У- Что сказала мама
своему сыну? ( А ты вернись назад и попробуй ему улыбнуться)

У- Улыбнитесь.
  Что хочется сделать в ответ? ( Улыбнуться тоже)

У- Что поняли
зверушки в конце сказки?   ( Что находит друзей тот, кто сам встречает их
с улыбкой)

V.
 Открытие новых знаний.

У-   Перед
вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?     
(Объясняется значение каждого словосочетания)

  • золотые руки
        (руки, которые умеют всё  делать)
  • золотое сердце
     (доброе сердце) 
  • золотое кольцо
     (изготовлено из золота)            
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                         
       
  • золотое правило
    (главное, самое важное)

 ( Золотое
кольцо – здесь слово золотое в прямом значении,  остальные  — в
 переносном) .

У — Как вы
считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему
уроку? ( Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).

У- Темой нашего
урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

 У- Итак, тема
нашего урока «Золотое правило нравственности». 

Работа с
толковым словарём.

У- Как вы понимаете
значение слова нравственность?

У- Давайте
обратимся к  толковому словарю.

Дети находят слово
в словаре и зачитывают его значение.

Нравственность – внутренние
духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила
поведения.

Работа с
учебником,  стр. 46  

У-Откройте,
пожалуйста,  учебник, прочитаем правило. (Чтение по учебнику правила).

У- А зачем Христос
дал нам такое правило?( Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не
ругались, не дрались, чтобы не было   войн на земле)

У- Это правило у
православных христиан принято называть золотым правилом этики.

У- В другом виде
оно может звучать так: « Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».
 

Осмысление. Приём
«Инсерт»

У- Сейчас вы
получите тексты.  По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц
сделать карандашом следующие пометки

  • + «знаю»
  • V «совершенно
    новая информация»
  • ? «не понял»
  • = «знал, но
    забыл»

У- Поделитесь
своими наблюдениями, используя ваши пометки.

Проверка понимания
и первичное закрепление.

   
 — Что было для вас знакомым из прочитанного?

   
 — Что нового вы узнали для себя из этого текста?

   
 — У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Работа с
толковым словарём.

У- Вам встретились
незнакомые слова и выражения, давайте поработаем со словарём.

Осуждение –
  это неодобрительное мнение, порицание.  

Неосуждение –
это  проявление милосердия к человеку

Сплетня – это
слух о ком-нибудь или чём-нибудь, основанный на неточных, заведомо  
  неверных или нарочито измышленных данных

Заочно
сплетничать – заниматься сплетнями за глаза,  в отсутствие человека.

У- Запишите слова и
значения себе в тетрадь.

Моделирование
ситуации.

У- Перед вами часть
текста. Вам надо предположить, что сказали люди и попробовать определить их
нравственную культуру.(На слайде часть текста).

У- Представьте:
глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал:
«Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же
прохожем подумали: …

(Предположения и
рассуждения детей. Учитель не критикует, не отвергает мнения учащихся. Далее
 появляется продолжение текста.)

«Наверное, это
гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет
врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную
молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или
страхов.

У-Кто сможет мне
объяснить, что такое «грех»? Вы можете обратиться к электронному пособию,
проработав материал и обобщив его.

(Учащиеся
 зачитывают  краткое значение понятия «грех».)

У-Молодцы! Как вы
думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ. (Рассуждения
 детей.)

У- Послушайте слова
из Евангелия, и ответьте, правильные ли мы выводы сегодня делали

Не судите, да не
судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою
мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата
твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из
твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак
во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Физкультминутка

VI. Открытие новых знаний (продолжение)

У-Как звучит
золотое правило этики? (Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя).

У-Почему его
называют «золотым»?  (Важное, главное, всеобщее)

У-Кто его
сформулировал? (Иисус Христос)

У-Где записано это
правило? (В Евангелии)

У- Для чего нам
необходимо это правило? (Чтобы быть настоящим человеком,

жить по Законам
Божиим).

У- Ребята, как
выдумаете, это правило касается только православных  христиан? (Нет)

У-И доказательством
этому служат высказывания древнейших мудрецов.

Читают дети.

  •  Будда : «Не
    делай другим того, что сам считаешь злом»
  • Конфуций: «Только
    добро ведет к счастью»

У- Значит, этого
правила  должны придерживаться все люди планеты независимо от того,
 представителями  какой религиозной или светской культуры они
являются.

Исследовательская
работа. Работа по репродукции с картины  В. Поленова  « Христос и
Грешница» (Иллюстрация в учебнике)

У- Ребята, кого вы
видите на картине? (Людей)

У- Что происходит
на этой картине?  (Одна группа людей сидит в кругу, беседуют, другая группа
людей ведут женщину, возмущаются)

У- Почему вы так
решили? Что вы видите на картине, что позволяет вам так утверждать?

(Первая группа
людей сидит полукругом около главного героя. Позы тела и выражения лиц
спокойны. Взгляд их с удивлением и  интересом устремлены на вторую группу
людей. Вторая группа людей чем – то возмущена. Они с силой ведут упирающуюся
женщин).

У- Как вы думаете,
куда ведут эту женщину?   (К главному герою картины)

У- Кто,  по-
вашему мнению,  главный герой? (Мужчина, сидящий в кругу лицом к людям в
белой одежде и коричневой накидке)

У- Почему вы
решили, что это главный герой? (Люди, которые привели  женщину,
 смотрят на него, обращаются к нему, указывая на женщину)

У- Как вы думаете,
кем он может быть? (Умный человек, судья)

У- Как вы думаете,
кто эта женщина и зачем ее привели? (Она кого-то обидела, преступница, воровка)

У- Почему вы так
решили? Что на картине позволяет вам сделать такой вывод? (Женщина напугана,
упирается, не хочет идти).

У- Где происходят
события, изображенные на картине? (На улице восточного города)

У- Почему вы так
решили? (Люди одеты в восточные одежды. Здание похоже на восточный храм)

У- Что
заинтересовало художникам в этом сюжете? Почему он решил написать такую
картину? (Возможно,  жизнь и дальнейшая судьба этой женщины будут зависеть
от решения главного героя)

У- Ребята, это
картина В.Д. Поленова «Христос и грешница». Зная название картины, назовите
главного героя. (Иисус Христос)

У- Кто такой
грешник? (Человек,  нарушивший религиозные предписания, правила, заповеди
 т.е . совершивший какой- то грех)

У- Найдите на
картине Христа. Как Он выглядит? (У Иисуса спокойное лицо, сидит, внимательно
слушает людей, которые к нему пришли).

У- Поленов в своей
работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он
писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом
на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку
– изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не
выделяющуюся из одеяний других людей. Художник добивался такого понимания
картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с
огромной душой

У- Как вы думаете,
каким будет решение о судьбе грешницы? ( Дети высказывают свои мнения).

У- По всему видно,
что Иисус  не разгоняет толпу, ни в чём не убеждает людей, не пытается их
успокоить. Но, по библейскому сюжету, после его слов люди разойдутся по домам.

У- Вас
заинтересовала эта история? Что именно? Задайте вопрос. (Почему люди разошлись
по домам и не наказали женщину?)

— С каким отрывком
из текста можно соотнести эту картину? Прочитайте этот отрывок.

Однажды люди
привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было
 забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению
этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам
не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

У-Как бы вы теперь
ответили на поставленный вопрос, почему люди  «тихо разошлись» и не
казнили женщину? (Потому что каждый грешен.)

У- Можно ли
сказать, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди? (Толпа –
безличная масса, которая требовала наказания для женщины, устремляясь общему
кличу «она грешница», её нужно казнить, закидать камнями, им было всё равно,
что она совершила, главное, чтобы она ответила за свой поступок. Уходя, каждый
человек, вспоминал что- то своё, он понял, что не имеет права осуждать кого-
то, так как сам грешен.)

У- Что помогло
людям уберечь себя от осуждения? ( Память о своих собственных ошибках и
недостатках).

У-Как вы думаете,
бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ.

Осуждение других
людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек
сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты
может оказаться добрым гением следующего дня.

Чтение рубрики
«Это интересно» с.47.

У- Найдите в тексте
и прочитайте, что значит «неосуждение»?

Неосуждение-проявление
милосердия к человеку. (записать в тетрадь)

Работа с понятием
«неосуждение». 

— Как ещё можно
объяснить «неосуждение»?

Неосуждение —
это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Неосуждение –
это проявление милосердия к человеку. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом
Саша солгал» — я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к
осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и
поставлю на нем клеймо

У- Зло надо
обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не
одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь
грех» (Записать в тетрадь). А «любить грешника» означает помочь ему
избавиться от его греха.

Работа в парах.

Прочитайте текст из
рубрики «Это интересно»

У-Поработайте в
парах и объясните и дополните  выражения на карточках:

«Сучок в глазе
брата твоего»… — это плохие поступки других людей;

«Бревно в твоем
глазе» …- это наши плохие поступки;

«Лицемер» … — это
человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду

«Быть
милосердным»…. уметь прощать

VI.
Подведение итогов урока

У- Ребята, давайте
вспомним особенности сказок, принципы построения.   (Жили-были, в
некотором царстве, число 3, добро побеждает зло, зло всегда наказывается,
сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, в сказках есть зачин, основная
часть,  концовка)

У-Что добрые герои
получают,  а что злые? (Как они живут, как поступают, то и получают (
Например, Кай, Шапокляк, Ленивица)

Работа в
группах.

Даны названия
произведений  (при необходимости тексты)

Задание :
полистайте книгу, вспомните сказку или басню, назовите автора, расскажите,
приведите примеры поведения героев, которые доказывают правоту правила: что как
герои поступают, так и получают, так к ним и относятся.

1группа
 Сказка.   В. Одоевский «Мороз Иванович»

2 группа  
Басня. Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек»

3 группа  
Татарская сказка. «Три дочери»

4 группа  
Басня. Л.Н. Толстой. «Муравей и голубка»

5 группа  
Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Самостоятельная
работа

Работа с
пословицами. На карточках даны начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу,
прочитать и объяснить смысл.

Как аукнется,
                     
                     так
и откликнется.

Что посеешь,  
                     
                    то и
пожнёшь.

Не плюй в колодец,
                     
            ещё  придётся  воды
напиться.

Кто добро творит,
                     
               того Бог благословит.

На добрый привет —
                     
             добрый ответ.

Проверка
самостоятельной работы по эталону.

Тренинг «Волшебное
зернышко»

 Учащиеся становятся
в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и
мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель).

-В моих руках
находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать
«Золотым  правилам  нравственности». Сейчас я каждому  раздам по
зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно
прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко). (Звучит фонограмма
Д.Ласта «Одинокий пастух»)

—   А
теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя.
 Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно
прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно
прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать
добрые дела. Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе
ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От
него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите свое добро
и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

Вас овевает теплый
ветерок. У вас доброе, согревающее  душу настроение. Ребята, а теперь
откройте глаза.    

Подводя итоги
нашего урока, ответим на вопросы:

У- Назовите золотое
правило этики.

У- Чему учит
золотое  правило этики?

У- Как уберечься от
осуждения других людей?- Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились другие?

У- Думай  о
других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло? Никогда не причиняй
боль другим. Ставь себя на место другого человека.

  Вывод:
 Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение
друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни
воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!

VII
 Рефлексия.

Попробуйте
высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений : (слайд)

Сегодня я узнал …

Теперь я буду…

Я почувствовал, что

Я попробую…

Меня удивило

  • Сказка муром в мармеладе
  • Сказка мультик перед сном
  • Сказка музыкальная на день рождение девушке
  • Сказка мужичок с ноготок
  • Сказка мужик и царь отзыв