Сказка мудрый отец текст

Александр петров, иллюстрация к книге ивана шмелва история любовная роман ивана шмелева история любовная, иллюстрациями к которому стали кадры из

3586464
Александр Петров, иллюстрация к книге Ивана Шмелёва «История любовная»

Роман Ивана Шмелева «История любовная»,
иллюстрациями к которому стали кадры из анимационного фильма «Моя любовь» (автор сценария, режиссер и художник — Александр Петров, обладатель анимационного «Оскара»).
Одно из самых лиричных произведений Ивана Шмелёва — история первой любви и поисков счастья, борьбы света и тьмы, чистоты и греха.

Мультипликатор и одновременно иллюстратор говорит: «После «Старика» (речь идёт о мультфильме «Старик и море», получившем «Оскар») я взял большую паузу, уж очень много энергии забирает каждый фильм. Когда работал в Канаде, так захотелось чего-то русского… Попало в руки собрание сочинений Шмелева, которого до этого я знал, в общем-то, довольно поверхностно. А когда вчитался в этот роман — так вот же оно, российское, близкое, родное. И — моё. Речь идёт именно о первой пробуждающейся любви — детской, наивной. И решительной, и глупой. Со всеми подробностями мятущейся романтической души. Роман написан настолько лёгким языком, и так непосредственны переживания героев… Я влюбился в язык Шмелева. История лирическая, поэтическая — об ответственности человека перед любимым и перед самой любовью.

3586466
Ксения Алексеева, иллюстрация к книге Кеннета Грэма «Ветер в ивах»

«Ветер в ивах» Кеннета Грэма
одна из книг, которые с равным удовольствием читают дети и взрослые. В Англии её много лет ставят рядом с бессмертной «Алисой» Льюиса Кэрролла. Главных героев в книге несколько: крот Мол — романтик и мечтатель, его друг Рэт, принадлежащий к семейству водяных крыс, — реалист, Тод из знаменитого рода жаб — фантазёр и хвастун. Но в книге есть и другие герои: Река, на берегу которой происходит действие повести, Дремучий Лес, обширные луга вокруг. Они живые и одухотворенные. Эта классическая английская сказка, в которой сочетаются юмор и лиризм, проиллюстрирована молодым художником Ксенией Алексеевой с таким же мягким юмором, лиризмом и уютом.

«Ветер в ивах» возник, как это часто бывает с детскими книгами, из устных рассказов: в 1904 году, когда сыну Грэма исполнилось четыре года, отец начал рассказывать ему сказку, в которой участвовали Крот и Крыс; когда через несколько лет сына отправили на несколько месяцев к морю — Грэм продолжил свой рассказ в письмах. По свидетельству домашних и друзей, он и не думал о публикации своей повести. Сделать это его убедили друзья. Подобно Льюису Кэрроллу, который кардинально переработал рукопись «Приключений Алисы» перед публикацией, Грэм отредактировал и значительно дополнил свою повесть. Перевод её на русский язык был создан значительно позднее, чем перевод «Алисы»: в 1980-е годы. В новом издании издательство «Вита Нова» публикует перевод, созданный Виктором Луниным более 40 лет назад.

3586468
Артур Молев, иллюстрация к сборнику Осипа Мандельштама «Большая проза»

Новое издание Осипа Мандельштама «Большая проза»,
в которое вошли «Шум времени», «Феодосия», «Египетская марка», «Четвертая проза» и «Путешествие в Армению». Один из этих пяти текстов — «Четвертая проза» — стал своего рода символом веры советской неподцензурной словесности. Книга прозы Мандельштама вышла в свет в серии «Рукописи», посвящённой текстам со сложной издательской и читательской судьбой: распространявшимся в сам— и тамиздате, подвергавшимся цензуре… Издание стилизовано под издательскую папку с ещё не изданной рукописью. Иллюстрации созданы петербургским художником Артуром Молевым, многоплановое творчество которого включает в себя живопись и поэзию, анимацию и музыку; в течение нескольких лет он сотрудничал с известной рок-группой «АукцЫон» в качестве главного художника. Но проиллюстрированы не только тексты Мандельштама, но и комментарии: они дополнены чрезвычайно богатыми фотоматериалами. Комментарии, подготовленные Павлом Нерлером — директором Мандельштамовского центра Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — и Сергеем Василенко — создателем музейной экспозиции «Осип Мандельштам», составляют почти половину тома.

3586470
Борис Диодоров, иллюстрация к книге Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Сказка Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»,
изданная одна в одном из лучших, если не лучшем, русском пересказе для детей — свободном пересказе 3ои Задунайской и Александры Любарской. Той самой Шурочки Любарской, которой посвящал стихи Николай Олейников. Соавторы работали в ленинградской редакции ДЕТГИЗА. Именно этот пересказ, впервые изданный в 1940 году, стал хрестоматийным детским чтением. Эта сказка открывает большой простор для фантазии художника: её поэтичные пейзажи, фантастические герои, запоминающиеся образы — чего стоит Бронзовый Карл, который гонится за маленьким Нильсом (конечно, Сельма Лагерлёф читала «Медного всадника»). В этом издании — больше 100 иллюстраций классика книжной иллюстрации Бориса Диодорова — знаменитый цикл работ, отмеченный множеством важнейших мировых наград, включая «Золотое яблоко» Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.

Самая знаменитая сказка Нобелевского лауреата по литературе, Сельмы Лагерлёф, задумывалась как учебник для первого класса, как книга для чтения о шведской географии, геологии, ботанике и зоологии. Но то, что задумывалось как энциклопедия шведской природы и культуры, воспринимается детьми множества поколений как увлекательная сказка — одна из лучших в мире.

3586472
Поль Жув, иллюстрация к изданию «Книг Джунглей» Редьярда Киплинга

«Книги Джунглей» Редьярда Киплинга в иллюстрациях Поля Жува из редкого парижского библиофильского издания

Маугли, Багира, Шер-Хан — эти имена так же хорошо известны детям в нашей стране, как Айболит или Мойдодыр. Пусть дети и не назовут их создателя, пусть и не подозревают, что «Книги Джунглей» состоят не только из историй про Маугли. Впрочем, об этом не подозревают и многие взрослые. Рассказы из «Книги Джунглей», прежде чем они в 1894 году были собраны под одной обложкой, публиковались в английской и американской периодике. Через год вышла «Вторая Книга Джунглей». В этих сборниках рассказы о Маугли перемежаются стихами и историями, не связанными с ним сюжетно, а порой и географически.

В своей автобиографической прозе «Немного о себе» Киплинг пишет: «Рассказы о Маугли предстояло читать детям, прежде чем станет ясно, что они предназначены для взрослых».
Действительно, взрослые могут увидеть в книге не традиционную сказку с очеловеченными животными, но социальную сатиру на тупых бандар-логов или шакалов-лизоблюдов вроде Табаки, или притчу о «естественном человеке», или рассказ о противостоянии Востока и Запада. Но взрослые, да, пожалуй, и дети, любят «Книги Джунглей» не только за это. Это завораживающий мир, где каждый может сказать другому: «Мы одной крови, ты и я».

3586474
Александр Головин, эскиз костюма к спектаклю «Маскарад», вошедший в издание пьесы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

Издание «Маскарада» М.Ю. Лермонтова,
в котором материалом для иллюстраций стали эскизы и рисунки Александра Головина к знаменитому спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года — самому дорогому спектаклю в истории российского театра. Спектакль на сцене императорского Александринского театра готовился шесть лет. Апофеоз перфекционизма и мастерства. 300 тысяч золотом. 4000 эскизов: завесы, кулисы, мебель, зеркала… чернильницы, бумажники, игральные карты… костюмы — каждая деталь была скрупулёзно продумана до последней серебряной или бронзовой нити: даже для маски, которая появлялась в спектакле в течение трёх минут. На сцене не было ни одного готового, «подборного» предмета — даже фарфоровые безделушки были изготовлены по эскизам Головина. Этот шедевр считался утраченным: в 1941 году в здание декорационных мастерских театра попала бомба. Но после возвращения Александринки из эвакуации выяснилось, что декорации не успели доставить после спектакля на склад, и почти все они уцелели. На описи сохранившихся предметов — резолюция тогдашнего руководителя театра Леонида Вивьена: «Спектакль с репертуара снять. Хранить вечно».

Александр Головин — один из самых ярких художников объединения «Мир искусства», обладатель Золотой и Серебряной медалей Всемирной выставки в Париже, академик Академии художеств, главный художник императорских театров.

3586476
Юрий Ващенко, иллюстрация к книге «Приключения Алисы в стране чудес»

«Приключения Алисы в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» в иллюстрациях Юрия Ващенко

В начале 2000-х «Вита Нова» издало двухтомник Льюиса Кэррола в иллюстрациях Юрия Ващенко, который давно стал библиографической редкостью. По многочисленным просьбам любителей «Алисы» издательство выпустило книгу большого, «подарочного» формата с этими работами и с комментариями Нины Демуровой, автора канонического перевода «Алисы» на русский язык.
В мире существует свыше 4000 иллюстрированных изданий «Алисы». Какие только художники не иллюстрировали эти сказки — и Сальватор Дали, который воспроизвёл в образах безумного чаепития свои знаменитые растекшиеся часы, известные по картине «Постоянство памяти». И автор серии книг о муми-троллях, писательница и художница Туве Янссон.

В этом ряду — и замечательные современные российкие художники Геннадий Калиновский и Юрий Ващенко. Работы Юрия Ващенко признаны в Британии одними из лучших иллюстраций к книгам об Алисе.
Бертран Рассел, философ, математик, пацифист и правозащитник предлагал издавать книги о приключениях Алисы под грифом «Только для взрослых». Действительно, математик и логик, физик или химик с любым уровнем образования найдут в ней несколько иные смыслы, чем дети. И всё-таки эти книжки остаются прекрасным сказочным детским чтением.

3586478
Титульный лист книги Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» с полным циклом цветных иллюстраций Йозефа Л

«Похождения бравого солдата Швейка» с полным циклом цветных иллюстраций Йозефа Лады из редкого пражского библиофильского издания 1955 года

Образ бравого солдата, равно простодушного и хитрого, нелепого и мудрого, уже неотделим от иллюстраций Йозефа Лады. Многие поколения читателей воспринимают Швейка именно таким, каким увидел его первый иллюстратор книги. «Я нарисовал Швейка, раскуривающего трубочку под летящими пулями и гранатами и рвущейся шрапнелью. Добродушное лицо, спокойное выражение, по которому понятно, что он себе на уме, но в случае необходимости может прикинуться дурачком», — писал Лада о своей первой картинке к тексту Гашека.

В марте 1921 года на пражских улицах появились плакаты, на которых было набрано: «Первая чешская книга, переведенная на важнейшие языки мира! Лучшая юмористически-сатиристическая книга мировой литературы! Триумф чешской книги за границей!». В то время, когда составлялся этот рекламный текст, не был еще дописан даже первый из тоненьких выпусков по тридцать две странички, которые затем еженедельно (правда, с нередкими перебоями) выходили до конца жизни автора и продавались по две кроны за штуку. Деньги на издание книги Гашеку ссудили слесарь, жестянщик и маляр. Книга стала значительнейшим явлением не только чешской, но и мировой культуры.

Это поистине народная книга. Ведь книга становится народной, когда имя героя знают лучше, чем имя автора. Дети читают о о Дон Кихоте, о Гулливере, о Робинзоне Крузо и Пятнице, но далеко не всегда могут назвать авторов этих книг. Гашека знают потому, что знают Швейка. Эту книгу читают и перечитывают со смехом — здоровым, не признающим никаких табу и авторитетов.

3586480
Г.А.В. Траугот, иллюстрация к изданию «Евангелие от Луки»

«Евангелие от Луки» в иллюстрациях Г.А.В. Траугот

Книга вышла в свет в серии «Священные тексты», в которую входят книги Ветхого и Нового завета. Можно сказать, что это Библия в 30 томах, каждый из которых откомментирован современными учёными и проиллюстрирован современным художником.

Как и все книги из этой серии, «Евангелие от Луки» — это светское издание. В него вошли и историко-литературные примечания, и статья о географическом и политическом положении Палестины во времена Иисуса Христа, и новые иллюстрации классика книжной графики Александра Траугота.

«Из всех евангелистов только у Луки есть эпизод с благоразумным разбойником — я особенно люблю это место Священного Писания. В бесчисленных изображениях голгофы я всегда всматривался в лицо раскаявшегося разбойника. Каждый художник давал свою собственную, индивидуальную характеристику этому персонажу, как будто хотел подчеркнуть, что в общем ряду лицо этого разбойника — чей-то документальный портрет», — говорит художник.

Библейские сюжеты и характеры были источником вдохновения для многих художников. Художники ХХI века рискуют встать в ряд великих предшественников — и смотрятся в этом ряду достойно.

3586482
Обложка книги «Японские народные сказки» с иллюстрациями Г.А.В. Траугот

Японские народные сказки в иллюстрациях Г.А.В. Траугот

Принято считать, что в сказках разных народов есть что-то общее. Что даже при несхожести сказочных персонажей сюжетные ходы и описанные ситуации напоминают друг друга. Есть даже принятая классификация стандартных сюжетов, повторяющихся в сказках стран и народов, далёких друг от друга географически и культурно. Но, кажется, японские сказки — совсем особенные, зачастую больше похожие на фантастику, чем на сказки. Они словно бы пришли с другой планеты, совсем из иного мира. Удивительно, но в этом «другом мире» действуют те же неотменяемые нравственные законы. Японские сказки очень психологичны, в них есть глубокое постижение души человека. И графика Г.А.В. Траугот, мягкая и лиричная, нежная и ироничная, очень подходит по духу к этим историям.
В издание вошло тридцать японских сказок, словарик и комментарии к текстам, составленные переводчицей Верой Николаевной Марковой.

Реклама

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: Нравственные уроки М.Е. Салтыкова-Щедрина.                       
Сказка  «Премудрый пискарь»

     Цели урока:

Образовательные:

 1.   Повторение и
систематизация ранее полученных знаний о творчестве писателя;

2.   Повторить знания школьников о биографии писателя.

Развивающие:

1.    
Совершенствование умений 
самостоятельно, творчески мыслить,  работать в парах.

2.    
Развитие коммуникативных
умений: пользоваться монологической  и диалогической речью.

3.    
Развитие мышления
(логического, образного при работе с текстом).

Воспитательные:

1.    
Содействие формированию
собственной точки зрения к таким людям как «пискарь»; воспитание уверенности в
себе и чувства товарищества.

2.    
Воспитание активной
жизненной позиции.

Оборудование: презентация
к уроку, иллюстрации к сказке,  мультимедийная  установка , карточки с
заданиями, текст сказки.

Ход урока

I.Оргмомент.  Добрый день.

Доброе утро, дорогие
мои. Садитесь.

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок
пройдет интересно и увлекательно.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.

  — Человек по – разному может прожить
отмерянное ему время. Как вы думаете, от чего это зависит?

  ( Ответы: от
воспитания, окружающей среды, т.е. от обстоятельств, от самого человека, уровня
его развития, самосознания)

— А что такое жизнь?
  (
Ответы учащихся).

— «Самое дорогое у
человека- это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не
было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»- так писал в свое время 
Н.Островский.

— А смысл жизни?

(Ответ: Каждый
человек рано или поздно задумывается о смысле жизни. Вряд ли удастся найти
такого человека, у которого не было бы заветной мечты, далекой или близкой
цели, внешней или внутренней потребности. Но достаточно ли этого? Казалось бы-
поешь, поспи и всё: доволен и свободен.

     Нет, оказывается
этого недостаточно. Ведь никто не может знать наверняка, для чего мы пришли в
этот мир и какая у нас должна быть цель!)

— Значит, о чём мы с
вами будем сегодня говорить?

( Ответы: о жизни, о
смысле жизни)

— Что является целью
жизни?,

— Зачем (ради кого,
для чего) жить?

— В чем состоят
жизненные ценности?  

    Необходимо будет
найти ответы на эти вопросы. А найдем мы с вами ответы изучив произведение М.Е.Салтыкова-
Щедрина «Премудрый пискарь».

    В некоторых современных детских
изданиях — «Премудрый пескарь») — сатирическая сказка из цикла
«Сказки для детей изрядного возраста».

— Что значит для детей изрядного возраста?   (для
взрослых)

III. Актуализация знаний.

  — Сегодня мы с
вами  вспомним, повторим биографию и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова –
Щедрина и  детально разберем одну из сказок  «Премудрый пискарь», которую вы
должны были прочитать дома.

   С какой целью мы
будем анализировать сказку?

(Ответы: во-первых:
попытаемся разобраться в замысле Салтыкова-Щедрина;

во-вторых:
постараемся ответить на вопрос: насколько актуально это произведение на
сегодняшний день).

— Откройте,
пожалуйста, свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. (тема: Нравственные
уроки М. Е.Салтыкова – Щедрина. Сказка «Премудрый пискарь»)

III. Повторение пройденного материала.

Итак, давайте вспомним творчество и биографию
М.Е. Салтыкова -Щедрина,

(об этом мы говорили
с вами на прошлом уроке), озвучим самые важные сведения о нем. На прошлом уроке
презентацию о биографии и творчестве Салтыкова- Щедрина подготовила Гулюза.
Так, какие же страницы его биографии хочется вспомнить?

     (Ответ: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
из Тульской губернии, известный под
псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков).

Всеми делами в доме заправляла мать, умная и 
властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью
заметного влияния.

    Получив хорошее домашнее образование,
Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где
провел два года.

В 1838 переведен в Царскосельский
лицей, где учился и А.С.Пушкин. Здесь начал писать стихи.
В 1848 году в его жизни наступает
длительный период ссылки: за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель
прожил восемь лет, 

     Салтыкова-
Щедрина  сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки,
направленной на разоблачение людских пороков.)

– Как вы думаете,
почему Щедрин использует жанр сказки в подведении итогов своего творчества?

     (Сказки – это
итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В
них сплетается  фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко
используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В  «Сказках» Щедрина встречаем
героев его эпохи: невежественные правители, народ).

— Правильно. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и
птиц, а эксплуататоры- в образах хищников.

— Салтыков- Щедрин умел
уже в таком юном возрасте не только видеть недостатки окружающей
действительности, но и открыто говорить о них. Смело! Особенно в то время,
когда за любые проявления вольнодумия наказывали.

     Все сказки
Щедрина – это реакция писателя на какое-либо общественное явление, событие.

 —  Да, какой
все-таки молодец писатель. Как доступно, легко и оригинально он рассказал о
проблеме, которая существовала в России столетия. А ведь как нужны были в то
время люди, которые могут громко, не боясь, сказать об этом, не отсиживаться
прикусив язык, не жить по принципу «моя хата с краю».

        Кстати,
Салтыков –Щедрин и подобных молчунов тоже не обошел вниманием. Да, я сейчас
говорю о «Премудром пискаре». Именно пИскаре. У писателя это слове пишется
через И.

       Может, потому,
что этот представитель мелких  рыбешек даже пискнуть боялся?  Зарывшись в своей
норе на самом дне, люди, подобные таким пискарям, не только впустую проживают
свою жизнь, но и наносят вред окружающим своим равнодушием и преступным
молчанием. Конечно, здесь снова намек на серьезные проблемы общества, на
отстраненную позицию тогдашней интеллигенции.

       Давайте
детально рассмотрим это произведение.

IV. Первичное усвоение новых знаний.


Каково значение эпитета «премудрый» в заглавии сказки? Какую роль играет в этом
слове приставка?

(При
необходимости дети могут воспользоваться толковым словарём.

Премудрый – очень
мудрый; мудрый – одарённый большим умом; премудрый – исполненный
глубокой, высшей мудрости, т.е. обладающий очень большим умом; ум –
познавательная и мыслительная способность; высокое развитие интеллекта).

1.
Работа в парах. Учащиеся подбирают синонимы к слову «премудрый».

(Умный,
мудрый, разумно мыслящий, интеллектуальный, стремящийся к новым знаниям).

— Пескарь считал себя
премудрым. Но кому смог передать свою «мудрость»?        Вот поэтому автор – то
и назвал пескаря «премудрым». Но за этим заголовком скрыта ирония, которая
выявляет никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.

— Перед анализом
давайте проведем вначале  словарную работу. (слайд)

2.    
Словарная работа

Пескарь – маленькая речная рыбка из семейства карповых.

Пискарь
(устар. назв.) –
от сл.
«писк».

Пескарь
(совр.) –
от сл. «песок».

  Мутовка – палочка для размешивания теста.

Аридовы веки – долгие века, чрезвычайное долголетие.

Иареда – библейский персонаж, прожил 962 года (как
утверждается в Библии).

Хайло
(просторечн.)-
глотка, горло.

Жизнью жуировать –
наслаждаться.

Остолоп – глупец.

Ума палата была— очень умный

Моцион- прогулка с
целью отдыха.

V. Первичная проверка понимания.

— Давайте коротко передадим
содержание сказки.

1 часть:  В реке живёт пискарь. Его родители прожили аредовы веки и умерли своей смертью, хотя его отец сам
чуть было не попал в уху.
Перед смертью отец дал ему наставление, чтобы тот всегда был осторожен (ведь
всюду опасность), а более всего предостерегал от удочки: «Пуще всего берегись
уды! — говорил он, — потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь
с нами, пискарями, что глупее, то вернее». Пескарь, поняв, что кругом его
окружает смертельная опасность: «кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он
всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может.
<…> Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить»,
решает вырыть себе маленькую нору, чтобы никто, кроме него, не мог там
поместиться, и никогда не выходит из норы днём, а ночью, когда все спят,
ненадолго вылезает из неё, чтобы выполнить ночной моцион.

2 часть: Так проходит сто лет. Пескарь всего боится и
не вылезает из норы. Пескарь уже больной, старый, почти слепой, но рад тому,
что своей смертью умирает так же, как умерли его мать и отец. И тут его
начинают мучить сомнения, так как за всю свою жизнь он так и не обзавёлся с
семьёй, ни с кем не общался: «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие
были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово
сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нём? кто об его
существовании вспомнит?». В полузабытьи он видит былые честолюбивые сны, будто
выиграл он двести тысяч рублей и сам щук глотает.
Засыпая, пескарь забывается, его рыло вылезает из норы, и после этого пескарь
непонятным образом исчезает.

VI. Первичное закрепление.


Молодцы. Очень подробно передали содержание сказки. А теперь давайте поработаем
в парах.

Задание
для первой пары.


Выяснить по тексту сказки, каким было воспитание пискаря.

Задание
для второй пары


Выяснить влияние окружающей среды на жизнь пискаря.

Задание
для третьей пары.


Исследовать степень участия самого пискаря в собственной судьбе, его образ
жизни.

 (Ответ 1 группы :
Мы видим, что пискарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но,
трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе,
вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой.
Так и жизнь прошла мимо- ни семьи, ни детей. Так и исчез- то ли сам, то ли щука
какая заглотнула.

Отец
и мать «воспитывали» пискаря, опираясь на свой жизненный опыт, учили жить
«помаленьку да полегоньку», избегать опасностей («Смотри, сынок,- говорил
старый пискарь, умирая,- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»).
Отец предостерегал его и от уды, чтобы в уху не угодил, чтобы щука не
заглотила. И «пискарь отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе
намотал».)

(Ответ
2 группы:

Советы отца как нельзя лучше пригодились пискарю – сыну в жизни. Среда, его
окружающая, грозила бедами отовсюду и почти что каждый день «всякая рыба его
заглотить может» (потому как он меньше всех); «рак может его клешнёй пополам
перерезать»; «водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить»; «даже
свой брат пескарь…» отнимает добычу; человек может его поймать и сварить уху.
Одним словом, «пескарю везде мат». Такие обстоятельства вызывают в нём лишь
страх, бороться с ними он не может, потому что слишком дорожит своей жизнью.)

(Ответ
3 группы:
Пискарь
ведёт замкнутый образ жизни. Принцип, которому он следует все годы своей жизни,
звучит так: «Надо прожить, чтоб никто не заметил». Для этого он выдолбил нору,
где мог помещаться только он один. Пескарь предпочитает не есть, не пить,
нежели лишиться жизни с сытым желудком. Он не женился, детей не имел («Так уж
тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»). Нет в его жизни никаких
других привычных радостей: он не имеет друзей, даже не играет в карты, не пьёт,
табаку не курит, за девушками не гоняется, не досыпает ночей, куска не доедает.

   
Страх быть съеденным сделал его эгоистичным и чёрствым: никого он не обогрел,
никого не утешил, прожил свою жизнь, никого не любя).

Как относятся к
такому образу жизни пескаря другие обыватели?

   
(«Другие рыбы» называют его остолопом, т.е. дураком, болваном, «который…никого
не видит, ни с кем хлеба – соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь
(т.е. жизнь, вызывающую отвращение) бережёт»; «многие души» называют его
дураком, срамцом, идолом и удивляются тому, как таких вода терпит. И только
щуки (рыбы-хищники, не кроется ли за этой аллегорией самодержавие?) довольны
его поведением: «Вот кабы все так жили – то-то бы в реке тихо было!»).

— Осознаёт ли сам пескарь последствия
постылой жизни? В какой момент он это делает и почему?

 
 (Только прожив сто лет и более и находясь на смертном одре, он ужасается,
представив, что было бы, если все стали так жить. Однако менять что-либо
слишком поздно: «…смерть у него на носу», он почти ослеп от вечных сумерек в
норе, измождён и всё дрожит в ожидании смерти. Почему он всё-таки задумался о
своём существовании? Потому что никому оказался не нужен, некого учить
уму-разуму, как учил его, умирая, отец, да и никто не называет его премудрым).

 — Почему же всё-таки Щедрин называет
своего героя «премудрым»? Искренне ли он это делает?

   
(Сначала и в самом деле можно принять его за «премудрого», ведь автор
утверждает, что у него – «ума палата» и родители у него умными были. В кого же
ему быть глупым? Но нельзя не заметить в названии сказки авторской иронии: как
следует из текста, мудрость родителей также заключалась в умении спасти свою
жизнь («А он, не будь глуп, во все лопатки – домой!»), и сами они изобличают
себя («…да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее…»).

— Почему сатирик
прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную
обывательскими чертами?

(Ответ: Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и
трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя.

 Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем
показывает, что человеку присущи «рыбьи» черты. К тому же есть старая
поговорка: “Молчит как рыба”.  Вся биография пескаря сводится к краткой
формуле: «Жил-дрожал и умирал-дрожал»).

А что, действительно, было отрицательным в
жизни героя?

(Ответ: Отрицательным
было для пескаря постоянное чувство страха, трусливая «мудрость», бесполезность
жизни)

-Давайте выясним, действительно ли пескарю нечем было  похвастаться?

(Конечно, есть чем
похвастаться пескарю: он долгожитель, ведущий здоровый образ жизни, имел свой
дом, вел дневник в назидание потомкам).

Какие
риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в
текст произведения?

(Ответ: “Какие были
у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово
сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?”

— На все эти вопросы звучит один ответ – никого, никому, никаких.
Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и
задумался о смысле своей жизни.

-Какова же идея
произведения?

(Ответ: Нельзя жить только ради сохранения
своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним.
Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)

— Какой нравственный
урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.

      Итак, в сказке
“Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх,
обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или
поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость”
умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

( Ответ: Сказка учит
честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой
жизни, о ее смысле).

— Актуальна ли эта
сказка сегодня? Имеют ли место в нашей жизни явления, человеческие типы,
подобные созданным Салтыковым-Щедриным?

(Ответ: Да, наверное. Сказки С.-Щ не утратили
своей актуальности. Так как ещё и сейчас встречаются люди, которые проживают
жизнь без пользы для других людей, ничего не сделав для общества. Вся жизнь
подобных людей проходит в страхе, как бы не попасть в какой-нибудь конфликт).

 Заключительное
слово учителя.

      Мы увидели, что
в сказке автор обличает трусость, умственную ограниченность, жизненную
несостоятельность обывателя. Писатель ставит важные философские проблемы: в чем
смысл жизни и назначение человека. Проблемы эти будут всегда стоять перед
человеком и обществом в целом. Писатель не стремиться развлечь читателя, он
преподносит ему нравственный урок. Неизменно сказки Салтыкова-Щедрина будут
актуальны, а персонажи – узнаваемы.

— А сейчас все
вместе, на основе сделанных высказываний  попробуем вывести универсальный свод
правил жизни, другими словами можно сказать, что это  «Золотые» правила
моральной стороны жизни, которые помогают жить любому человеку.

«Золотые правила»:

1. Делай добро
окружающим.

2. Делись с детьми
накопленным опытом.

3. Береги здоровье
смолоду.

4.Оставь в жизни
«След».

5. Не хвали себя,
пусть другие похвалят.

6. Будь оптимистом в
любых ситуациях.

7. Делай всё с
любовью, а не со страхом.

8. Относись к
окружающими так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе.

9. Уважай старших.

10.С восхищением
относиться к добродетели.

VII. Домашнее задание. Инструктаж по его
выполнению.

1.    
Изучить биографическую
справку по учебнику (страницы 305- 306) (для всех)

2.    
Используя материалы сайта
музея, подготовить устное сообщение на тему «Толстой и Ясная Поляна» (для тех,
кто заинтересован творчеством)

     3.  Прочитать главы из повести и подготовить пересказ
понравившегося отрывка.

VIII. Рефлексия (подведение итогов урока). Выставление оценок.

— Скажите, ребята,
достигли ли мы поставленных целей?

— С каким настроением
Вы сегодня уходите с урока? Стал ли близок вам Салтыков- Щедрин, понятна ли Вам
его жизненная позиция?

class=WordSection2>

Африка! Удивительная неразгаданная и такая далекая. Сколько необычных и редких животных и растений
населяют ее. Длинношеие жирафы, с забавными пятнистыми рисунками, озорные обезьянки, с веселыми закрученными
хвостиками, величественные и опасные Львы, которые так любят поспать, что иногда на это зудит весь день, и, конечно
же большие африканские слоны.

Сложно даже представить каких размеров они бывают, а стоит слону поднят лапу и топнуть, всем вокруг уже сложно
удержаться на ногах. Слоны — самые большие животные на земле, а маленькие слонята — это самые послушные детишки в
Африке. Своим маленьким хоботом слоники цепляются за хвост старшего, чтобы не потеряться и не отстать.

А известно ли вам, что в далекой и жаркой Африке есть настоящая школа для зверей? Да, да, самая обычная школа в
которую ходят все маленькие зверята от львят до непослушных мартышек. Эта школа находиться возле небольшого озера.
Озеро необычно тем, что вместо воды в нем чернила. Этими-то чернилами и пишут зверята в школе.

Рано утром собираются они на песочке рядом с озером и учатся. Директор школы, старый мудрый лев, приглядывает за
учениками, а жираф, которому все-все с высоты видно — учитель.

Пора познакомиться с нашим маленьким слоненком. Его зовут Эл. Слоны — одни из умнейших животных на планете. Эл очень
усердно учиться, чтобы поддерживать этот уровень. Он так ловко управляет своим длинным хоботом, что может рисовать
красивые картины на песке чернильной водой. Мама и папа слоненка гордиться им, они всегда помогают Элу делать уроки,
и с радостью отвечают на любые его вопросы. А вопросов у любознательного слоненка очень много.

Обычно Эл с радостью ходит в школу, ему не сложно вставать рано утром, он весело умывается, поливая себя из хобота и,
держась за мамин хвостик, спешит на учебу. Но однажды все изменилось.

Как-то раз мама заметила, что Слоненок вернулся из школы очень и очень грустным, она аккуратно спросила у него:

Милый мой мальчик, Эл, что стряслось? Почему твои глазки-бусинки так невесело смотрят? — мама очень
переживала за слоненка.

Все хорошо, — ответил Эл, не глядя на маму.

Ты уверен, солнышко, ты можешь мне все-все рассказать, — мама понимала, что Эл что-то скрывает.

Все хорошо, — повторил он и пошел отдыхать в свою комнату.

На следующий день с самого утра Эл вёл себя необычно. Он не торопился поскорее оказаться в школе, а наоборот,
умывался очень медленно и долго. А когда пришла пора выходить он обратился к маме:

Мама, ты могла бы не провожать меня в школу, я больше не хочу держаться за твой хвостик, я дойду сам.

Солнышко, ты разве не боишься заблудиться в песках? Ты же ещё не умеешь сам ориентироваться в пустыне,
— мама была расстроена, словами Эла.

Тогда довели меня, пожалуйста, до озера, а в школу я пойду сам, не хочу, чтобы другие зверята видели,
как я иду, держась за тебя.

Мама слоненка все поняла. Она догадалась, что кто-то из зверей учеников обидел ее мальчика. Но он не просил о помощи,
поэтому она согласилась довести его до озера, и сказала:

Эл, сынок, если тебя что-то беспокоит, ты всегда можешь мне сказать.

Все хорошо, — снова произнес слоненок. Больше он ничего не говорил до самой школы.

Так повторялось много раз. Каждый вечер Эл возвращался из школы и сразу же уходил в свою комнату, чтобы ни с кем не
разговаривать. Мама и папа стали сильно переживать за него. Это было так не похоже на их маленького счастливого
слоненка Эла, который всегда радостно делился с ними последними новостями в классе. Спустя некоторое время родители
узнали, что маленький слоненок стал хуже учиться. Папа слон спросил у него:

Эл, расскажи, что случилось? Ты совсем перестал делать уроки? Если хочешь, я могу помочь, что тебе не
понятно в заданиях, давай разберемся вместе, — его голос был серьезным, но он не ругал Эла, а предлагал помощь.

Папа, можно мне больше не ходить в школу? — спросил он с надеждой.

Как же так? Ты же такой умный и любознательный, почему ты не хочешь больше учиться? Что-то случилось в
классе? — папа слон помнил, как мама говорила, что ей кажется, что слоненка обижают другие звери, — Если ты
расскажешь мне, я обязательно тебе помогу.

Все хорошо, — вновь грустно сказал слоненок.

После этого разговора он нехотя сел за уроки и долго-долго не мог собраться с мыслями. Мама и папа были правы. Совсем
недавно зверята в классе стали его обижать. Сначала они смеялись над тем, что слоненок ходит, держа маму за хвост.
Тогда он попросил маму не провожать его.

Потом они смеялись над его картинами на песке, а одна особо вредная мартышка засыпала их обратно, стоило слоника
закончить рисовать. Он не знал, что делать и к кому обратиться. А сегодня, когда слоник уже собирался пойти домой,
несколько обезьянок стали бросать в него песком и приговаривать:

Малыш Эл бежит к мамочке! Аж земля трясется! Ха-ха-ха.

Эл просил их перестать, но от этого они только громче смеялись:

Малыш Эл хочет пожаловаться родителям, он ябеда. Ха-ха-ха.

Когда немного песка попало слоненку в глаза, он расплакался и убежал домой, не дожидаясь мамы. Если бы только папа
разрешил больше не ходить в школу. Но Эл, понимал, что ему все равно придется учиться дальше, хотя теперь, он даже
не старался писать аккуратно, когда делал уроки.

Мама и папа постоянно твердили, что они готовы выслушать его, Эл видел, как они волнуются, но рассказать боялся. Ему
казалось, что это он что-то делал не так и из-за этого мартышки его дразнили. Когда в очередной раз слоненок пришел
домой, едва сдерживая слезы, родители не выдержали и сказали:

Эл, нам пора поговорить и во всем разобраться.

Все хорошо, — снова соврала он.

Малыш, я же вижу, что это не так. Ты стал сам на себя не похож в последнее время, — сказала мама.

Дружок, не надо обманывать и говорить, что все в порядке. Мы можем помочь тебе, только расскажи нам,
что происходит, — добавил папа.

Тогда я стану ябедой, — маленькая слезинка побежала по его щеке.

Что за глупости! — воскликнула мама, — Если кто-то обижает тебя, ты имеешь полное право обратиться за
помощью.

Правда? — слоненок поднял удивленные глаза на маму.

Ты поэтому так долго молчал? — папа слон разозлился.

Да, поэтому. Папа, ты злишься на меня? — голос слоненка дрожал.

Конечно, нет, сынок. Я злюсь на тех, кто посмел обидеть такого удивительного умного и талантливого
слоненка.

После слов папы, слоненку стало намного легче. Эл все рассказал родителям про мартышек и про то, как они обижали его
в школе. Он также сказал, что боялся сказать учителю жирафу, чтобы тот не ругал его.

Сынок, послушай внимательно, ты самый сказочный слоненок на всем белом свете и ни одна мартышка не
сравнится с тобой, — сказала мама.

Слоненок внимательно слушал ее и понимал, что она права. Мартышки, которые издевались над ним, всегда плохо учились.
Видимо, их ума хватало только на то, чтобы смеяться над другими.

Завтра мы пойдем с тобой вместе мы школу и поговорим с директором. Не бойся, мама с папой никогда не
дадут тебя в обиду, — сказали родители.

Когда слоновья семья приближалась к школе, все зверята смотрели на них затаив дыхание. Папа слон важно вышагивал по
песку своими огромными лапами, мама слоника шла позади, но от ее шагов тоже поднималась пыль, а за ней, держась
хоботом за хвостик, шел и сам слоненок Эл.

У мартышек от удивления выпучились глаза. Они испугались, что слоны пришли ругать их за проделки. Но папа слон только
очень строго и внимательно посмотрел на озорников грозным взглядам, и они тут же разбежались по кустам.

Директор был очень удивлен рассказом родителей, но больше всего его поражало то, что Эл — лучший ученик школы, стал
мишенью обидчиков. Какой переполох начался тогда. Грозный лев поговорил с учителем жирафом, а тот пообещал, что во
всем разберется.

Прошло время, мартышки поняли, что были не правы, и перестали обижать слоненка. А Эл вновь стал хорошо учиться и
ходить в школу с радостью.

Ребята, помните, что чтобы ни случилось, если вас обижают в школе, главное — не молчать. Вы всегда можете обратиться
за помощью ко взрослым. Знайте, что вы не виноваты, что стали жертвой обидчиков и из любой ситуации есть выход.

Скачать обзор:

«Сказка о попе и работнике его Балде» — одно из самых известных детских произведений. На первый взгляд, оно простое, поучительное и смешное, но не так всё просто. Автор прибегает к иронии, создает яркие образы, смысл же сказки не так однозначен, как принято было воспринмать её до революции или после революции. При жизни Пушкина она не издавалась, после смерти поэта печаталась с изменениями по цензурным соображениям, а при советской власти авторский текст сказки пошёл на ура.

Ниже представлен краткий разбор произведения, анализ его сюжета, содержания, который можно использовать для читательского дневника.

Очень краткий пересказ

Поп хочет нанять себе работника за скромную плату. На рынке он встречается с Балдой. Тот идет на службу к попу, а в качестве платы требует раз в год давать «три щелка по лбу». Работает Балда исправно, поп и его семья не могут нарадоваться.

Приближается время расплаты, поп начинает переживать и ищет способ, как не рассчитаться с Балдой. Он решает дать работнику невыполнимое задание — собрать оброк с чертей, которые обязались платить его попу до самой его смерти, но «есть на них недоимки за три года». Черти не собираются просто так отдавать дань и придумывают Балде хитрые испытания. Если он выиграет – получит оброк, если проиграет – уйдет ни с чем.

Прибегая к хитрости, Балда побеждает во всех испытаниях и собирает полный оброк. Приносит его попу и дает ему три сильнейших щелчка в лоб, от которых поп сходит с ума. Так Балда проучил своего нанимателя.

Оброк – во времена Российской империи так именовалась одна из повинностей крестьян. Оброк мог выплачиваться деньгами или натурой, то есть продукцией.

Место и время действия событий в сказке

В тексте сказки нет прямых указаний ни на эпоху, когда разворачивается действие, ни на населенный пункт или географическую область. Сказка стилизована под стародавние времена, тем не менее, временем действия принято считать современную Пушкину эпоху.

Сюжет сказки актуален для любого времени: и для древней Руси, и для пушкинского периода, и для современности, поэтому время и место действия не имеют особого значения. Основные события разворачиваются на базаре, в доме попа и на берегу моря.

Персонажи сказки и их характеристика

Два главных героя отражены в названии произведения — это поп и Балда. В сказке есть ещё несколько второстепенных персонажей.

Поп

Поп

Поп — человек неразумный, скуповат (в одном лице хочет получить повара, конюха и плотника). Думает перехитрить Балду, получить себе хорошего работника даром, а в результате сам оказывается в дураках.

Герой Пушкина — служитель церкви, священник, который поддался меркантильному желанию жить безбедно, и вступил в сделку с чертями.

Поп — просторечное название священника. Главный герой сказки Пушкина — представитель духовенства, одного из привилегированных сословий.

Балда

Балда

Балда — работящий мужик, смекалистый, умный и хитрый, но, в отличие от попа, свою хитрость он направляет «во благо».

В этом образе видится олицетворение русского народа и сила народного характера.

Балда — имя собственное тюрского происхождения. В просторечии словом «балда» часто называют недалекого, несуразного человека, простофилю, иногда используется как синоним слова «дурак».

Герой Пушкина совсем не дурак и не простофиля, а как раз наоборот. В старину словом «балда» также называли орудие труда — большой молоток или кувалду. Это значение также важно для понимания сказки и образа героя, подчеркивает одну из граней пушкинского персонажа — его трудолюбие.

Через образ Балды и его имя показано, что обычный мужик из народа не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он умен, хитер, и может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.

Попадья

Поп и попадья

Попадья – жена попа, хозяйка, в тексте характеризуется как сообразительная и хитрая женщина. «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Женщина довольна работой Балды, поначалу хорошо к нему относится.

«Попадья Балдой не нахвалится». Но, желая спасти мужа от расплаты, она предлагает план, как извести Балду:

Закажи Балде службу, чтоб ему стало невмочь.

Также в тексте упоминаются другие члены семьи попа — поповна и попенок — дочь и младший сын. Попенок привязался к Балде, называет его «тятей».

Тятя – один из старорусских синонимов слова отец.

Старый бес и бесёнок

Бес и бесёнок

Бес и бесенок живут в море, не хотят отдавать Балде оброк для попа.

Старый бес — опытный, мудрый, но в силу возраста физически слабый, чтобы соревноваться с Балдой: «Где тебе тягаться со мною, с самим Балдою».

Бесенок — внук старого беса, юркий, энергичный, чересчур самоуверенный и недалекий.  Дед призывает его на помощь.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

Жил был поп
Толоконный лоб .
Пошел поп до базару
Поискать кой-какого товару.

Словосочетание «Толоконный лоб», использованное Пушкиным для характеристики попа, стало фразеологизмом. Понимается и используется в нескольких значениях. «Толок» в старорусском языке — часть головы выше лба. В этом случае «толоконный лоб» означает всего-навсего то, что поп был лысоват.  Определение «поп-толоконный лоб» также может указывать на традицию «бить челом», то есть прикладываться лбом к полу. Фразеологизм «толоконный лоб» означает глупого человека.

Сказка мудрый отец текст

На рынке он встречает Балду. Простолюдин слоняется без дела. «Идет, сам не зная куда». Поп говорит ему, что хочет найти «работника не слишком дорогого». Балда соглашается работать на него и «служить исправно».

В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

Сказка мудрый отец текст

Полба — крупа из крупных зерен пшеницы, вареная полба — каша, блюдо старорусской кухни. В полбе намного больше протеина, чем в бычной пшенице. Это свойство каши придавало сил работнику Балде.

Балда поселяется у попа на подворье, спит на соломе, много и качественно работает, пашет землю, топит печь, готовит еду, нянчится с ребенком. Семья попа не может нарадоваться на такого работника.

Сказка мудрый отец текст

Только поп его невзлюбил, и причиной тому — приближающийся срок расплаты. Поп боится, переживает за свой лоб.

Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.

Жена советует ему дать Балде такое задание, которое бы он не смог выполнить:

Тем ты и лоб от расправы избавишь,
И Балду без расплаты оставишь.

Поп зовет Балду и говорит, что черти обязались платить ему оброк и задолжали уже за три года. Он приказывает Балде пойти и забрать причитающееся.

Балда не спорит с хозяином, отправляется к морскому берегу, начинает «крутить веревкой», нарушая покой чертей. Появляется Старый бес и спрашивает Балду, чего ему надобно. Балда говорит, что сжил бы со свету всех бесов, но в данном случае он пришел за оброком.

Сказка мудрый отец текст

Бес обещает ему выплатить всю дань, если он выиграет в состязании — кто первый обежит вокруг берега моря, а в качестве соперника предлагает Балде бесенка. Герой смекнул, что его хотят обмануть. Он отправился в лес, изловил двух зайцев и выставил одного из них вместо себя на состязание против бесенка.

Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.

Бесенок побежал вокруг моря, а заяц в лес. Тем временем Балда достал из мешка второго зайца, и когда бесенок вернулся, зайка был у него на руках. Так он хитростью беса одолел.  Бесенок идет к деду «рассказать про Балдову победу».

Сказка мудрый отец текст

Бесы придумывают Балде новое состязание — бросить палку. У кого она дальше полетит, тот и победит. Балда собирается забросить палку в приближающуюся тучу. И в этом состязании он оказывается хитрее.

Сказка мудрый отец текст

Чего ты ждешь?” — “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку”.

Третье состязание предлагает сам Балда. Дает бесенку задание поднять лошадь и пронести её полверсты.

Сказка мудрый отец текст

Как ни старался бес, это ему не удалось.

Балда говорит ему:

Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног.

Балда сел на лошадь верхом да и поехал, проскакал целую версту.

В очередной раз оказался он хитрее чертей, и те выплатили ему оброк.

Сказка мудрый отец текст

Вернулся Балда к попу и платы требовать стал. Попу ничего не оставалось, как подставить лоб.

Сказка мудрый отец текст

От первого щелка подпрыгнул он до потолка, после второго — «лишился поп языка» (потерял дар речи), а «с третьего щелка вышибло ум у старика» (вовсе сошел с ума).

А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

История создания

Известно, что существенное влияние на Пушкина и его творчество оказала его няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, принадлежащая роду Ганнибалов. Ей Пушкин посвятил одно из своих известных стихотворений «Подруга дней моих суровых». Из уст няни он услышал многие фольклорные сюжеты. Один из них был положен в основу «Сказки о попе и работнике его Балде». Это произведение – авторская интерпретация Пушкина русской народной сказки «Поп и Балда». Она была записана им от Арины Родионовны во время пребывания в Михайловском. Краткое изложение сюжета в записях Пушкина датировано 1824 годом.

Авторское произведение на его основе создавалось в 1830–1831 годах, когда поэт находился в Болдино. Этот период в биографии Пушкина именуется «Болдинской осенью».

Сказке не было суждено выйти в печати при жизни автора. Она была опубликована в 1840 году В. А. Жуковским. В его редакции «поп» заменен «Кузьмой Остолопом». Оригинальный текст автора был издан в собрании сочинений Пушкина в 1880 году. Изначально сказка была длиннее. В фольклорном произведении, например, был эпизод о том, как Балда излечил царевну. В итоговую версию сказки Пушкина он не вошел, хотя присутствовал в первоначальных вариантах.

Поскольку в сказке Пушкина поп выставлен в неприглядном свете, его произведение в разные годы подвергалось критике со стороны церкви.

Анализ произведения

Художественные особенности

Сказка Пушкина имеет фольклорную основу, но характеризуется как литературная сказка. Связь с фольклором определяет её художественные особенности, сказка стилизована под народную традицию.

Начинается произведение с привычного для русских сказок зачина «Жил- был».

В сказке использованы просторечные старорусские слова «тятя», «полба» и т.д.

Сюжет о простом русском мужике, слуге, который выполняет прихоти хозяина, противопоставляется ему и оказывается умнее и хитрее, типичен для русских сказок.

Сказка преисполнена юмора. Пушкин прибегает к иронии и даже к сатире, то есть высмеиванию и обличению пороков. Образ попа нарочито комичный и контрастирует с образом Балды.

Какие темы поднимает?

Через простой сюжет Пушкин раскрывает свойства человеческого характера, пороки и их последствия.

Жадность — страсть, присущая многим людям. Она проявляется как скупость и желание наживы. И то, и другое демонстрирует пушкинский герой Поп. Страсть к наживе проявляется у него уже в том, что он соглашается на условия расплаты с Балдой, хотя до смерти боится его щелчков, предчувствуя неладное. Сельские попы  жили скудно, и герой Пушкина не устоял перед соблазном : заключил уговор с чертями, которые должны платить ему оброк до его смерти. Автор подчёркивает, что этот порок связан с нечистой силой — миром тёмным.

Хитрость сама по себе — полезное качество, но только в том случае, когда она направлена во благо, а не для достижения корыстных целей. Поп и бесы пытаются прибегнуть к хитрости, чтобы не платить, и у них ничего не получается.  Балда тоже хитер, но в его случае хитрость становится инструментом для достижения справедливости.

Честность и трудолюбие воплощены в образе Балды, который добросовестно выполняет работу, согласившись на «смехотворную плату» и тяжелые условия. Он не ищет уловок, чтобы отлынивать, он не обманывает попа, а лишь требует честно выполнить условия договора.

У Балды хитрость соседствует с честностью, а у попа и бесов — с глупостью.

Глупость — не порок, но может причинить немало бед, особенно когда глупый человек думает, что он умнее другого и пытается схитрить. Так это и произошло с попом. Обычный работяга, которого, на первый взгляд, легко принять за простофилю, оказался умнее и смекалистей попа.

Воздаяние за содеянное. Щелчки Балды, здорового молодца, которые выбивают ум у попа, — не слишком ли суровое наказание за желание сэкономить на дармовом работнике? Но дело-то здесь, оказывается, гораздо серьёзнее, как показывает литературовед Е. М. Неёлов в статье «Сказка А. Пушкина о попе и его работнике Балде». Поп совершил страшный грех, продав душу чертям за оброки», стал у них хозяином до конца своих дней, чем нарушил долг священника. Балда послан высшими силами, чтобы наказать отступника. Недаром после третьего щелчка поп назван просто стариком: он предал своё священство.

Чему учит?

Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.

На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами.

Аудиокнига

Экранизации

По мотивам сказки советские мультипликаторы в разные годы создали 4 мультфильма.

Первый  — 1936 года — пострадал в пожаре во время Великой Отечественной войны, в 1940-м был создан черно-белый мультик режиссера Пантелеймона Сазонова,  в 1956 году вышел кукольный мультфильм.

Поздний и самый известный музыкальный мультфильм вышел в 1973 году. Режиссер – Инесса Ковалевская. Сюжет немного отличается от оригинальной сказки: например, Балда выманивает чертей из моря, играя на балалайке, а не при помощи веревки, как в тексте Пушкина.

Визуальное воплощение «Сказка о попе и его работнике Балде» получила и в формате диафильма. По мотивам произведения ставились любительские и профессиональные театральные постановки, радио-спектакли.

Скачать обзор:


Найдено 18
книг

сбросить фильтры

482 282 зн., 12,06 а.л.

Цена
99 р.

Максим Серов врач, участвующий в миссии на МКС вместе с напарником Михаилом. МКС пролетает через странное свечение и оказывается над Землей, где очертания материков те же самые, но есть изменения. Но самое главное-нет связи С ЦУПом, а на поверхности Земли нет следов присутствия человека. Напарник Максима погибает и он принимает решение садиться на безлюдную и дикую Землю. Земля не совсем безлюдна и вскоре наш космонавт сможет встретиться и с кроманьонцами и с неандертальцами. Что остается простому русскому парню, кроме как нести свет знаний этим людям?

455 473 зн., 11,39 а.л.

Подписка
120 р.

Продолжение приключений нашего современника Андрея Кузнецова, который попал в тело неандертальца Эссу. Он обжился в среднем палеолите и ему удалось остановить экспансию кроманьонцев, но хватит ли его усилий, чтобы сохранить этот вид людей от полного истребления. А может ему стоит найти какое-нибудь иное решение для осуществления своей задачи?

609 798 зн., 15,24 а.л.

Свободный доступ

24 тысячи лет назад. В предгорьях и тундростепи между современной Францией и Испанией доживают свой век последние сохранившиеся на Земле семьи неандертальцев. Они не знают, что время существования их вида истекает, и скоро они останутся в памяти людей только как герои древних сказаний и мифов. Именно в этот момент в тело молодого охотника Эссу попадает сознание нашего современника Андрея Кузнецова. Сможет ли он изменить неизбежное?

608 814 зн., 15,22 а.л.

Свободный доступ

54K


267



2

18+

Сможет ли выжить человек, если окажется один на один с дикой природой? А если у него что-то осталось от цивилизации? А если он специально готовился? Ладно, не готовился. Зато попал в каменный век не в одиночку, а вместе с другом, и у каждого даже жена с собой. Хотя, наличие других людей – это не значит, что у тебя будут соратники. Ладно, хоть дом тоже перенёсся…
Второй том вот здесь: https://author.today/work/155529

365 109 зн., 9,13 а.л.

Свободный доступ

11K


50



0

18+

Продолжение истории четырёх попаданцев в ранний каменный век.
Первый том вот здесь: ://author.today/work/116009
Прошу не ждать крутых похождений. Не просто так ведь в тэгах стоит «повседневность» и «выживание»

756 655 зн., 18,92 а.л.

Цена
149 р.

В маленький замкнутый мир пришла большая беда. Окруженная неприступной стеной Кругосветных гор долина стремительно движется к гибели. Мужественное племя охотников первым сталкивается с пришлой ордой. Враг жесток, беспощаден и слишком силен. У жителей бескрайнего леса, не знающих даже железа, казалось бы, нет ни единого шанса спастись, но…

Средь родичей уже несколько веков живет и помогает своему народу бессмертный хранитель Племени. Яр готов побороться с захватчиками. Он ничего не знает о собственном происхождении, не ведает он и об истинной силе таинственного наследства, доставшегося от матери.

Лучшие из юных охотников племени оказываются в центре трагических событий, и злая судьба заставляет недавних мальчишек взрослеть с каждым днем все быстрее. Кому не дано пережить эту пору отчаяния, страха и боли, а кто превозможет врага и себя самого — вскоре станет известно.

892 505 зн., 22,31 а.л.

Свободный доступ

Продолжение истории Соленого Ворона. Героиня столкнется с новыми опасностями и преградами на пути к возвышению своего племени и отправится в долгий путь, чтобы обрести силу для борьбы с заклятым врагом.

530 113 зн., 13,25 а.л.

Цена
100 р.

Все чего хочет главный герой, попав в тело неандертальца прожить эту данную ему провидением вторую жизнь в каменном веке спокойно и без того, чтобы что-то глобально менять в окружающем мире. Ведь вселенцем он стал прожив семьдесят лет и чисто психологически у него нет желания бегать свесив язык через плечо даже получив молодое тело. Но как говорится, покой нам только снится. У судьбы на его счет явно какие-то свои планы…

503 102 зн., 12,58 а.л.

Свободный доступ

Студент-историк вступается за девушку в переходе и получив удар ножом умирает, чтобы возродиться духом то ли в далеком прошлом, то ли вообще в ином мире. Теперь ему предстоит пройти путь от мало что могущего призрака, покровительствующего племени дикарей, до чего-то большего.

152 400 зн., 3,81 а.л.

Свободный доступ

1 663


9



0

Это было в древние времена, когда по земле ходили мамонты и шерстистые носороги. Биться в ту эпоху приходилось не только с дикими животными, но и с тварями, о которых и памяти не осталось, ибо запрещена она была. С одним из них пришлось столкнуться юному охотнику по имени Ястреб. И худо бы пришлось без помощи колдуньи что звали Белая Рысь…

269 780 зн., 6,74 а.л.

Свободный доступ

Банальное «Попаданчество» В прошлое, а точнее в альтернативную версию земли, с динозаврами, племенами и так далее. Минимум роялей, максимум жестокости. Не серьезная книга о серьезных вещах.

552 904 зн., 13,82 а.л.

Свободный доступ

Смерть это еще не конец.
Умерев однажды, герой получает второй шанс. Шанс начать все сначала в новом мире.
Вот только кто же мог подумать, что переродиться придется в отсталом племени, в каменном веке, когда в лесах главенствуют духи, а ночами завывают волки и ледяной ветер.
Но в силах одного человека изменить все. Пройти путем открытий и науки, нести свет знаний и сделать жизнь людей лучше.
Будь же сильной, умнейшая из северного племени. Стань Матерью, несущей жизнь.

27 108 зн., 0,68 а.л.

Свободный доступ

В этом суровом, холодном и жестоком к своим детям мире — ещё каменный век. Так начиналась эта цивилизация, всю свою историю балансировавшая на тонком и остром ледяном лезвии Судьбы.

7 304 зн., 0,18 а.л.

Свободный доступ

1 293


13



0

Рог войны взревел над алым горизонтом. Небо застилают черные тучи, складываясь в спирали и мрачные предзнаменования.
Соленый Ворон, девушка, что уничтожила Белую крепость, возвращается домой. Она готова стать той, кем поклялась стать своему отцу. Но на ее пути все также стоят множество преград. Бейте в барабаны, храбрые воины холодного края, трубите в рога и прощайтесь со своими семьями. Сегодня начинается война за Север.

18 558 зн., 0,46 а.л.

Свободный доступ

319


4



0

Планета Земля, до начала истории.
Одно человечество угасает, другое приходит ему на смену.

3 694 зн., 0,09 а.л.

Свободный доступ

237


0



0

Молодой неандерталец проходит обряд посвящения. Также прикреплена аудиоверсия рассказа.

21 004 зн., 0,53 а.л.

Свободный доступ

1 084


4



0

Что делать, если ледник наступает всё дальше на юг, а мамонты попадаются всё реже? Мудрый шаман знает, что помочь могут только духи, если их хорошо умилостивить. Однако в его картину мира врывается неучтённый фактор, и она даёт трещину… :)

Это суровое фэнтези каменного века. Но в жанрах тут такого нет.

535 649 зн., 13,39 а.л.

Цена
200 р.

1 857


15



0

Мужское волхование и женские чары не сходны между собой, а зачастую и просто враждебны. Но все людское волшебство черпает силу в предках и служит лучшей защитой от всякой напасти, против которой оказываются беспомощны даже могучие луки и богатырские копья. Пал в схватке с мангасом храбрый вождь Таши, и теперь уже его сын, носящий славное имя отца, противостоит врагам, мечтающим сжить со свету род человеческий.

  • Сказка мудрая девушка киргизская сказка
  • Сказка мудрые ответы читать
  • Сказка мужик и баба
  • Сказка мудрый старик татарская народная сказка
  • Сказка мп3 на юбилей женщине