Киргизские сказки. Сказки Кргизии.
В старые, давние времена жил хан, по имени Сарыбай.Мудрая девушка
Однажды он собрал свой народ и говорит:
— Вот уже сорок лет я ваш хан, я много повидал за это время, я выпил и съел столько, сколько мне было предназначено. Теперь мне только осталось умереть, но нет у меня детей и некому передать ханство. Изберите же сами себе нового хана.
И отвечает Сарыбаю его народ:
— Ты сам назначь нам нового хана!
— Нет, — говорит хан, — ведь живые быстро забывают слова умерших. Умру я, а со мной вместе умрут и мои слова.
Но народ снова стал просить его:
— Мы чтим тебя и твои слова, назначай нового хана, и мы послушаемся тебя!
Тогда Сарыбай сказал:
— Есть у меня верный друг — белый сокол. После моей смерти он три дня не будет ни двигаться, ни есть, ни пить. На четвёртый день вы подойдите к нему, покормите его, напоите его и выпустите на волю.
Следите за ним и смотрите, где он будет кружиться. Тот, на чью голову опустится белый сокол, и станет вашим ханом.
Прошло немало дней, и хан Сарыбай умер. И верный его друг — белый сокол — три дня не двигался, не ел и не пил. На четвёртый день его накормили, напоили и выпустили на волю. Высоко в воздух поднялся сокол, покружился над собравшимся народом и опустился на голову молодого пастуха Болотбека. Зашумел народ тут. Одни кричали:
— Уж очень молод Болотбек — может ли он править ханством?
— Не станем выбирать ханом пастуха! — кричали другие. Тогда выступили вперед аксакалы и обратились к народу:
— Мы обещали Сарыбаю выбрать ханом того, на чью голову опустится белый, сокол. Он опустился на голову пастуха. И пусть этот молодой пастух станет теперь нашим ханом!
И вот стал Болотбек ханом. Был он умным и справедливым, много помогал бедным — раздавал им скот и выдавал одежду из ханской кладовой.
Скоро народ заметил, что каждый раз, когда хан Болотбек выходил из кладовой, глаза его были заплаканы: Стали люди опрашивать у него о причине его печали и слёз. И молодой хан отвечал им:
— В кладовой лежит мой старый рваный халат. И он напоминает мне о том, что среди моего народа есть ещё много бедняков. От этого мне становится тяжело, и я плачу!
С тех пор еще больше полюбили подданные своего хана.
Долго правил хай Болотбек, правил мудро и справедливо. Но одно печалило народ — не берёт хан себе жены, не нравятся ему дочери баев и ханов. И вот однажды пришли к нему аксакалы и стали просить его жениться.
— Вспомни Сарыбая, — сказали они ему. — Он умер, не оставив после себя наследников, так будет и с тобой.
Долго уговаривали его аксакалы, и хан наконец согласился.
— Хорошо, — сказал он. — Созовите ко мне всех знатных девушек нашего ханства, я загадаю им три загадки, и та, которая отгадает их, станет моей женой.
И вот во дворце Болотбека собрались все знатные девушки ханства. Выходит к ним хан Болотбек и загадывает им три загадки:
Какое расстояние между востоком и западом?
Какое расстояние между небом и землёй?
Какое расстояние между правдой и ложью?
Для ответа хан дал три дня сроку и приказал девушкам каждое утро и вечер приходить во дворец и рассказывать, что они надумают за это время.
Прошло два дня, но еще ни одна из девушек не разгадала загадок хана. На третий день по дороге во дворец они встретили бедную девушку по имени Даанышман, которая собирала хворост.
— Сестрицы, — обратилась к ним Даанышман, кот уже третий день ходите вы во дворец. Скажите мне, зачем?
— Не твоё дело, — грубо отвечали ей знатные девушки, — Собирай свой хворост!
Но среди девушек нашлась одна подобрее и рассказала ей всё, Даанышман тогда стала упрашивать и её взять во дворец. Девушки смеялись над её бедной одеждой и не хотели брать, но после долгих просьб они наконец согласились. Пришли девушки во дворец, и хан Болотбек спрашивает их:
— Ну, кто из вас отгадал мои загадки?
Никто из девушек не откликнулся. Тогда выступила вперёд Даанышман и сказала:
— Хан, я отгадала твои загадки. Между востоком и западом всего-навсего один день пути, потому что утром солнце начинает свой путь на востоке, а вечером оно заканчивает его на западе. Невелико расстояние между небом и землёй — его нетрудно охватить взором: поднимешь глаза — увидишь небо, опустишь глаза — увидишь землю. Третью загадку отгадать тоже нетрудно: расстояние между правдой и ложью всего лишь в четыре пальца, это расстояние между глазом и ухом, потому что ухо часто слышит ложь, но глаз всегда видит только правду.
— Правильно, — воскликнул хан, — ты одна разгадала загадки, ты самая умная девушка в моей стране, и я женюсь на тебе!
И Болотбек велел сзывать народ на свадьбу.
Так бедная девушка стала ханской женой. Жили они дружно и счастливо, всегда помнили о бедняках и заботились о них. Даанышман помогала хану своими умными советами и наставлениями. Ведь недаром ее звали Даанышман, что значит мудрая. Хан всегда слушал свою жену, но взял с неё слово, что никого, кроме него, она не будет учить уму.
Однажды сильно провинился перед ханом Болотбеком один джигит. И он должен был умереть. И пришёл тогда джигит к ханше и стал просить её, чтобы она научила его, как избежать неминуемой смерти.
Жаль стало ханше джигита, и она нарушила слово, данное мужу, научила джигита, как отвечать перед Болотбеком.
— Только смотри, не говори хану, что это я тебя научила! — приказала она.
Но хан Болотбек сразу понял, что сам джигит не мог умно придумать, и стал его выспрашивать:
— Скажи, кто тебя научил так отвечать? Если не скажешь, нолю казнить тебя!
Испугался джигит и сознался, что это Даанышман его научила. Разгневался хан. Пришёл он к жене и говорит ей:
— Ты не сдержала своего обещания, значит, ты не можешь быть мне верной женой! До сих пор жили мы с тобой дружно, но теперь оставь мой дворец и мой город — уезжай! Можешь взять с собой то, что ты больше всего любишь.
— Хорошо, — ответила Даанышман. — Я согласна, только исполни мою просьбу — в последний раз поешь со мной вместе!
Согласился хан Болотбек.
Ханша приготовила еду, принесла вина и стала угощать мужа. Когда хан опьянел и уснул, Даанышман приказала запрячь в арбу лучших лошадей. Она уложила в арбу спящего хана и повезла его.
Скоро приехали они в другое ханство. Хан Болотбек проснулся, посмотрел вокруг и увидал, что находится в каком-то незнакомом городе, а рядом с ним сидит его жена Даанышман.
Испугался хан Болотбек и спрашивает её:
— Что ты хочешь со мной делать?
— Хан мой, — отвечает ему жена, — ты сказал мне: «Оставь мой дворец и мой город — уезжай! Можешь взять с собой то, что ты больше всего любишь». Я оставила твой дворец, оставила твой город, но взяла с собой тебя, потому что люблю больше всего на свете!
Понял хан Болотбек, что был несправедлив, стыдно ему стало перед своей женой-умницей, он вернулся с ней в свой дворец, и зажили они, как прежде, счастливо и дружно.
На чтение 11 мин. Опубликовано
Импровизированная сказка, особенно если она выбрана в соответствии с составом компании и поводом, станет изюминкой праздника и одним из самых веселых и ярких моментов программы. Для мужского юбилея или дня рождения лучше всего выбирать сказки, связанные с увлечениями именинника или те, в которых он может сыграть важную роль.
Предлагаемые сказки и импровизированный театр на мужской юбилей именно такие: веселые и целенаправленные – некоторые могут стать не только развлечением, но и отправной точкой для вручения подарков, тостов или поздравлений.
Импровизированная сказка к мужскому юбилею «Императорский сон”
Такая сказка на юбилей в наряде очень оживит праздничный вечер, но и без костюмов это прекрасный сюрприз для виновника торжества, устроенный, чтобы его побаловать и подбодрить. Ведущий читает текст, а «артисты» просто воспроизводят все, что слышат.
Символы:
Император (юбиляр),
Эфиопский черный
Желтокожий раб
Мальчик индус
Блондинка
Стройная скандинавка,
Горбатый шаман
Арабская девушка
Немецкий дог,
Персидская кошка
Слуга,
Художники: Кавказский, Испанский, Турецкий, Цыганский,
Любимая (жена юбиляра)
Текст
В определенном царстве, в определенном государстве, на земле (место годовщины) жил могущественный император.
Однажды император лежал на своей любимой золотой постели.
Позади него был черный эфиоп с серьгой и лениво размахивал веером, создавая иллюзию ветра.
Желтокожая рабыня массировала императору пятки.
Мальчик-индус посыпал императора лепестками роз.
Блондинка аккуратно полировала тонкий ноготь правой руки.
Стройный скандинав держал поднос с едой.
Горбатый шаман бил головой в бубен, отгоняя злых духов.
Арабская девушка зажгла императора ладаном.
Как всегда, в ногах Императорской постели, высунув язык и тяжело дыша, лежал возлюбленный Императора немецкий дог. И император слегка взъерошил мех на затылке.
На коленях императора порхал, мурлыкал и терся о его колени персидский кот.
Слуга вошел в зал и доложил Императору, что Артисты готовы. Император кивнул.
Ворвавшись вихрем в зал, кавказский энтузиаст танцевал для императора лезгинку.
Горящая испанка исполнила танец с кастаньетами.
Грудастая турчанка нежно показала свой танец живота.
Черноглазая цыганка долго трясла плечами и бусами.
Но потом император устал. Он жестом приказал всем уйти.
И тогда в зал вошел возлюбленный Императора, чтобы подарить ему счастье и любовь. Она крепко поцеловала его, нежно обняла, и только ветер трепал волосы влюбленных.
(Источник: forum.vkmonline.com/)
Внезапный к юбилею человека «Сказка о рыбаке и рыбке”
(Автор Меньщикова Н.А.)
Ведущий читает текст сказки, «актеры» интерпретируют действие и выразительно произносят реплику при упоминании своего персонажа, такая импровизация особенно хороша для юбиляра, рыбака.
Персонажи и реплики:
Маре: “Не волнуйся!»
Невод: «Я работаю здесь один».
Рыбак: «Первый мальчик в деревне»
Рыбка: «Я исполню любые три желания!»
Девушка: «Я не такая, жду трамвай!»
Троголо: «Остатки Индезита»
Трава: “Приходи и ласкай!»
Квартира: «Заходи – не бойся, выходи – не плачь».
Текст
У синего моря был рыбак. Рыбак был полон сил, молод и мечтал поймать золотую рыбку. И он бросил Сену в море. Понимаете – море поигралось. Сена пришла по морской траве. В другой раз Рыбак запустил Невод.
Он видит беспокойное синее море.
Сена вернулась с морской травой.
Рыбак в третий раз запустил Невод. Бушевало синее море. Сена пришла только с Рыбкой.
С сложной, но волшебной Рыбкой.
Рыба вдохнула кислород и превратилась в девушку.
Рыбак увидел такую красоту, влюбился в нее и протянул Рыбке руку и сердце.
Рыбка согласилась выйти замуж за Рыбака.
В первую очередь юный Корито отметил себя.
Корыто омывает Рыбак и Рыбка. Потом купили квартиру. Квартира Рыбака и Рыбки согрела и порадовала своим уютом.
А Рыбак и Рыбка жили, жили и хорошо зарабатывали.
Сказка – это ложь и разгадка. Если ваша жена – любимая рыба, а также с золотыми руками и с золотым характером, жизнь золотая. (Далее тост за жену юбиляра)
Театр – импровизация для юбиляра «Как в сказке”
Вы можете провести такой импровизированный театр на юбилей и преподнести его как шуточное поздравление от близких друзей и родных или от всех гостей, если им не больше 12 лет, после того, как вы закончите вручение подарков. Замечательное всеобщее развлечение по мотивам любимых сказок.
Персонажи: Загрузка…
Заревич (юбиляр),
Цыпленок Ряба,
Пряничный человечек,
Сестра Аленушка,
Брат Иванушка,
Барбара красавица длинная коса,
Василиса мудрая,
Медведь,
Волк
Лиса,
Княгиня Несмеяна,
Илья Муромец,
Соловей-вор.
Текст.
Жил-был замечательный Заревич. Он жил и однажды понял, что скоро собьет его .. годы.
И решил пригласить гостей на свой день рождения и устроить праздник как гора (персонажи уходят)
Все гости обрадовались и принялись готовить как следует, Цыпленок Ряба принялся чистить перья и клюв. Пряничного человечка смазывали маслом до блеска. Сестра Аленушка постирала Братц Иванушку, Варвара Краса-Длинная коса наконец распустила косу и стала делать модную прическу. Василиса Премудрая стала шить новое платье. Медведь начал испытывать особое поздравительное рычание, а волк и лисица – особый танец…
Принцесса Несмеяна тоже улыбнулась голливудской улыбкой и хихикнула! А Илья Муромец стал вырезать из дерева новую дубинку – сами понимаете, мало ли что может случиться на вечеринке!
Вот и собрались тесным кругом и думали, что подарить имениннику? И они это придумали! Мы взяли большую сумку и пошли через лес спрашивать, кто что даст. И собрали мешок с подарками! (гости потом дарят подарки и говорят добрые пожелания) Возвращайся прыгая – радуйся. Вдруг из густой чащи с криком выскакивает страшный злой соловей-разбойник! А давай заберем подарочный пакет! Все были напуганы и дрожали.
Василиса Премудрая и Варвара Краса потеряли сознание… Пряничный человечек в страхе скатился под куст. Сестра Аленушка накрыла своим телом Братца Иванушку… Лисица обняла курицу Рябу, волк и медведь тоже похолодели и убежали! Именно тогда на встречу с противником вышел герой Илья Муромец. Однажды он потряс своей новой дубинкой .. соловей-воришка. Он махнул рукой во второй раз: соловей-вор упал на колени, ну а в третий раз подал им мешок подарков и попросил прощения. Друзья простили его и решили взять с собой на вечеринку. Приходили к цесаревичу, дарили подарки: колобок намазали маслом, чтобы он засиял, сестра Аленушка постирала Братц Иванушку, Варвара Краса-Длинная коса наконец распутала косу и стала делать стильную прическу. Василиса Премудрая стала шить новое платье. Медведь почувствовал особое поздравительное рычание, а волк и лисица – особый танец… А потом они встали большим кругом и спели для юбиляра песню (можно каравай). Это конец сказки, да кто слушал хорошо!
(Источник: bankets.net/)
Веселая сказка – напиток для соседней компании «Цыганский вагончик”.
(Автор Батураева Е.)
Персонажи и реплики:
Лошади – 2 девушки: «Ура!»,
Цыганка: “Эх, заблудилась!».
Цыганка: «Да, Роман!»,
Цыгане – Один: «Ой!», Другой: «Ау!»,
Колеса – 2 человека: «Оба-на».
Персонажи берут стулья и расставляют их попарно в 4 ряда. Садятся: первая пара – лошади, за ней цыганка и цыганка, цыганка, колеса. Тот, кого вызывает лидер, встает и делает замечание. При слове «цыгане» встают цыгане, цыгане и цыгане и каждый произносит свою фразу. При слове «Кибитка» все встают и произносят свои предложения. Если кто-то отвлекается или забывает слова, его память «освежается»: наливают стакан водки, и они пьют. Ведущий предупреждает: «Цыган не наливайте!»
Текст (читает ведущий).
Кибитка катилась по степным дорогам. И на нем ездили цыгане: цыган, цыган, один цыган, а другой цыган. И везли лошадей из бухты Кибитка. Лошади бегут. Так как правая лошадь была от лени, цыганка хлестала всю эту лошадь хлыстом. Левая лошадь хромала, и цыганка все время подбадривала лошадей. А у Кибитки два битых колеса. Левое колесо скрипело, а правое подскакивало, так что один цыганский мальчик слетел с Кибитки, а другой цыган заметил это. Остальные цыгане ничего не видели, потому что песни пели в Кибитке. В конце концов, они уезжали в отпуск!
Играется «цыганка», танцуют все участники шоу.
5. Импровизированная юбилейная сказка в стиле вестерн “Ладно, ковбой!”
Эта импровизированная сказка универсальна; можно исполнить на любой праздник, в том числе и юбилей. Задача участников – художественно изобразить все действия своего персонажа.
Символы:
Шериф Оливер,
Сэр Том,
Бандит Сэм,
Мустанг Майк,
Жених Ник,
Красивая мэри
Гриф.
Шаг 1.
Хозяин гостиницы приветствует шерифа Оливера и сэра Тома. Шериф Оливер, жадно выпив 20 стаканов пива, несогласными шагами расплачивается, здоровается и идет на работу. Трактирщик Билл крадет деньги во все карманы (носки). Внезапно врывается бандит Сэм. «Руки вверх! Деньги на бочку!» Дрожа от страха, трактирщик Билл и сэр Том все перепутали. Кинули деньги и взялись за бочку. Бандит Сэм очень рассердился и в ярости убил их обоих: «Пуфф». Тела несчастных с грохотом упали. Бандит Сэм собрал все деньги, допил все пиво и с криком исчез.
Гриф угрожающе парил над безжизненными телами.
Шаг 2.
Красотка Мэри небрежно ходит по прерии, берет кактусы и сует их в карман. Гриф смотрит на нее кровожадно. Затем из далекого каньона на «Мустанге» появляется ее парень Ник. Они оба широко улыбаются девушке. Ник, улыбаясь, прыгает на девушку. Мария бросается в его объятия. Мустанг Майк яростно смеется. Смущенный грифон прячет голову под крыло, но одним глазом он все еще кровожадно смотрит на Мэри. Жених Ник нежно берет Мэри за руку, с тревогой смотрит ей в глаза и мягко говорит: «Мэри, будь моей женой!» Мэри кричит: «Хорошо, ковбой!» и теряет сознание. Ник говорит: «Ложись здесь и никуда не уходи. Я пошел к твоему отцу, сэру Тому, за благословением ». Жених смело прыгает в« Мустанг »и прячется в каньоне. Стервятник угрожающе парит над прекрасной Марией.
Шаг 3.
Мэри в глубоком бессознательном состоянии. Бандит Сэм мчится по прерии. Вдруг он сталкивается с Мэри и сразу влюбляется в нее. Сэм поднимает ее и несет в свое логово бандитов. Мэри, проснувшись в объятиях неизвестного бандита, в ужасе кричит: «А!» Ник появляется на своем «Мустанге» и на галопе стреляет в бандита Сэма, но промахивается. Сэм бросает Мэри на землю, хватает магнум и одним выстрелом убивает парня Ника и мустанг Майка. Стервятник радостно потирает крылья. Мэри безутешно рыдает. При звуке выстрела появляется шериф Оливер. Шериф под дулом пистолета берет бандита и строго говорит: «Руки вверх! Вы имеете право на вызов адвоката ». Бандит безжалостно убивает шерифа. Красотка Мэри, воспользовавшись моментом, вынимает острый кинжал из сапога и вонзает его в сердце бандита. Появляется сэр Том, отец Мэри. Из последних сил она подкрадывается к Марии и умирает на руках дочери. Красотка Мэри вытирает слезу и умирает от боли. Стервятник парит над безжизненными телами. Зрители плачут и аплодируют.
Тост в честь юбиляра:
Среди нас есть хороший парень:
Нога большая, глазок острый.
Сегодня пьем только за него,
Ему мы поем хвалу и честь!
(Источник: forum.vkmonline.com/)
6. Импровизированная сказка «Кемпинг”.
(Автор А. Верховец.)
Организатор выбирает участников. Каждый участник рассказа произносит строчку своего персонажа и разыгрывает сюжет.
Персонаж и его копия:
Озеро: «Я бы не видел этих туристов целую вечность!”,
Мужчины – 3 человека: «Думаю на троих”,
Дамы – 3 человека: «Пупсик, не нервничай!”,
Пайк: «Я исполню три любых желания”,
Шашлык: «Запах необыкновенный!”,
Кефир: «Польза для здоровья”,
Водка: «Прозрачная, как стекло”,
Удочка: «Работаю здесь одна!”,
Поплавок: «Удача нас не оставит!”.
Текст.
Мужчины и их очаровательные дамы отдыхают на берегу небольшого озера четвертый день. Жарится шашлык на мангале. Мужчины с тоской смотрят на Кефир и вспоминают Водку, которая закончилась.
К берегу озера прикреплена удочка. Вскоре с ней заключает контракт Float. Мужчины бросаются к удочке и достают огромную зубастую щуку.
Женщины пугаются, но мужчины не теряют присутствия духа и просят у Пайка ящик водки. Протестуют очаровательные женщины. Но мужчины настаивают. Щука билась из стороны в сторону, поэтому коробка с водкой появляется и исчезает, и так трижды. Вдруг щука вырывается и ныряет в озеро. На решетку летят брызги воды, шипит шашлык.
Все сразу запоминают шашлык и садятся вокруг него. Грустные мужчины поливают Шиш кефир Кефиром и с разочарованием смотрят на очаровательных дам, которые тоже смертельно губят Шиш Кефир и думают о целлюлите. Затем люди снова пошли отдыхать удочкой у озера, с большой надеждой глядя на поплавок, но поплавок тихо покачивался на поверхности озера.
Дорогие гости, мы произносим тост за наших мужчин и их очаровательных женщин за то, чтобы они были едины в своих желаниях, чтобы барбекю, кефир и водка всегда приносили вам радость, чтобы поплавок чаще сжимался в вашей реке жизни!
Жил на свете добрый волшебник. Добрый, потому что ничего не делал для себя — только для людей. Он прикасался к больному — и тот сразу же выздоравливал; он благословлял несчастного — и к тому возвращалась удача. Но вот беда: волшебник состарился и так ослаб, что не мог больше поднять руки для благословения. И его оставили в покое. Теперь он никому не был нужен. Он лежал в своей лачуге забытый всеми и ждал смерти. Но смерть боялась приблизиться к его двери, ведь он был волшебником, а смерть, как известно, весьма труслива и суеверна. Она может ударить ножом в спину или пролезть под толстую броню, но полностью беззащитный волшебник вызывает у нее панический страх.
По соседству жила бедная вдова с сыном-подростком. Только она и заботилась о старце, кормила его, наводила порядок в его доме.
Однажды вдова заболела и попросила Макса — так звали мальчика — одному сходить к старику соседу и поухаживать за ним. Макс с радостью согласился. Старик привлекал его загадочными своими словами и спокойной добротой в мудрых глазах.
Сделав всё, что от него требовалось, мальчик сел на пол у низкого ложа волшебника и спросил его:
— Прошу тебя, скажи мне, как стать таким же могущественным, как и ты?
— Для этого нужно трижды погладить меня по голове, каждый раз произнося: «Всё будет как прежде». Но зачем тебе это? Ты назвал могущественным самого немощного человека в мире. Даже смерть гнушается мною.
Но Макс не хотел больше терять время. Он трижды погладил старика и трижды произнёс заклинание — и волшебник умер: отдав свою колдовскую силу соседскому мальчишке, он превратился в лакомую добычу смерти.
А как же Макс? Он испугался и убежал. Наверняка, он мог бы попытаться оживить мёртвого, ведь он сам стал волшебником, но даже не подумал об этом, ведь он всё ещё был глупым, беспечным ребёнком.
У вдовы не было денег на похороны, поэтому её сын своими руками вырыл могилу и с помощью добрых соседей похоронил старика.
Вернувшись с кладбища домой, Макс посмотрел на стол, где лежал последний кусок хлеба, вздохнул, чуть не плача, и сказал:
— Вот если бы это был большой мясной пирог!
И тут же, к великой их радости, кусок хлеба превратился в роскошный праздничный пирог.
И зажили они безбедно, всё у них было: и новый большой дом, и большой автомобиль с шофёром, и прислуга, и садовник, и лучшие повара.
Макс вырос, женился на самой известной в мире красавице, у них родились чудесные дети, и ему показалось, что он точно знает, что такое счастье.
Но вот однажды, когда Макс отправился путешествовать по другим странам с удивительной концертной программой — он был очень тщеславным и хотел, чтобы весь свет рукоплескал его волшебству, — случилась беда. Один из его малышей играл со спичками (вечно поглощённые собой, ни Макс, ни его жена не занимались воспитанием детей) и случайно поджёг большую, красивую занавеску в гостиной. Матери тоже не было дома — она отправилась на бал к губернатору, — а старая вдова, пытаясь спасти внуков, задохнулась и сгорела вместе с малышами в страшном пожаре.
Узнав об этом, красавица покинула бал и, не дождавшись, когда вернётся шофёр, которого она благосклонно отпустила до окончания бала, сама села за руль своего автомобиля. Страх и отчаяние заставили её гнать на бешеной скорости. На повороте машину занесло и выбросило с высокого обрыва в реку, где несчастная женщина утонула вместе со своим дорогим авто.
Возвратившийся из путешествия Макс обнаружил лишь пепелище на месте былого благополучия. Только тогда, оплакивая мать, жену и детей, он начал понимать, что сам во всём виноват, что жизнь его была построена на зыбучих песках самодовольства, эгоизма и тщеславия. Нет, он не был жадным человеком, с детства привык довольствоваться малым, да и в чёрствого и равнодушного себялюбца не превратился — просто, будучи отличным от других, он решил жить как все — вот судьба и отвернулась от него.
Он хотел вернуть к жизни погибшую семью, но, вероятно, не знал нужного заклинания, и у него ничего не вышло. Впервые он потерпел неудачу как волшебник, впервые усомнился в себе и по-настоящему подумал о том, что жизнь — это не только его желания, и даже он, такой могущественный, не застрахован от непоправимых ошибок и несчастий.
Повесив голову, Макс побрёл по дороге, сам не зная куда. Наверное, хотел уйти от горя, от самого себя. Свернул на какую-то тропу, даже не заметив того, и вошёл в лес. Там было тихо, пели весенние птицы, пахло молодой зеленью и цветами.
«Как странно, — подумал Макс, — почему раньше я не замечал, как красив мир? Какой же я ещё слепой! А разве слепой может быть настоящим волшебником?»
Вдруг из-за кустов послышались тихие всхлипывания. Макс остановился удивлённый и испуганный. Он стал осторожно раздвигать руками ветви кустарника — и увидел девушку, совсем молодую, с большими, ясными глазами. Она тоже увидела его и вся сжалась от страха, даже плакать перестала.
— Не бойся меня! — воскликнул Макс и хотел, как и раньше, хвастливо добавить: «Я волшебник!» — но почему-то подумал, что сейчас это прозвучало бы глупо и неуместно. — Скажи, что с тобой случилось, и я постараюсь помочь тебе.
— Меня зовут Марта, — робко произнесла девица. — Моя бедная матушка умерла, и брат выгнал меня из дому, чтобы я даром не ела его хлеб. А я ведь работящая, многое умею, матушка научила меня всему, что знала сама.
Макс собирался было, грудь колесом, заявить, что накажет жестокого брата и заставит холить и лелеять сестру, но сразу осёкся, внезапно взглянув на себя со стороны. И таким пустым и неумным показался он себе, что ему стало стыдно.
— Дай мне руку, — сказал он девушке, и, поскольку она всё ещё боялась его, он сам подошёл к ней, взял её ладонь в свою, и чей-то знакомый, но давно позабытый голос прошептал ему на ухо:
— Пусть будет так, как лучше для всех!
Макс удивился, но понял, что услышал в своём сердце единственное заклинание, каким должен пользоваться добрый волшебник, чтобы оставаться добрым. Он повторил вполголоса эти слова, отпустил руку девушки и пошёл дальше — какая-то сила заставила его продолжать путь. А девушка, боясь оставаться одна, вскочила на ноги и пробежала за ним. Он не звал её с собой, но и не отгонял.
«У неё своя судьба, — подумал он, — пусть делает, что хочет. Мне достаточно того, что она с этой минуты начала приближаться к себе. Я помог ей и готов помогать и далее, но я больше ни сам не намерен идти по чужой дороге, ни заставлять людей восхищённо или завистливо толпиться на моей, мешая мне идти».
А тропа вела всё дальше и дальше, всё глубже в лес. Девушка рассказывала ему о себе, пела песни, шутила, и уныние и горечь выветривались из сердца молодого волшебника. Наконец она сказала:
— Я хочу есть, и жажда меня мучает.
Макс решил было показать ей обычный свой фокус с превращением гнилой деревяшки в кусок мяса, а сидящей на листе улитки — в кружку молока, но тут снова послышался знакомый голос:
— Не забывай, мой мальчик, что ничто не рождается из пустоты. Все вещи, созданные твоим волшебством, на самом деле ты отнимал у кого-то. Посмотри на девушку, которая поверила тебе: хочешь ли ты, чтобы подобный тебе кудесник перенёс её через пространство и время и отдал в руки какому-нибудь разжиревшему богатею только потому, что тот мечтает именно о такой наложнице? Вот чем ты занимался до сих пор — брал себе чужое! Не стыдно ли тебе?
— Стыдно, — ответил Макс. — Но почему раньше ты меня не предупредил? Я узнаю тебя! Ты тот старик, что отдал мне свою силу. Где же ты был до сих пор?
— Я всегда был тобою, мой мальчик. И я не молчал — просто ты не хотел меня слышать. Твои страстишки замкнули тебе слух. А когда судьба отняла у тебя всё, горе обострило твои чувства.
— Но что же мне делать? — воскликнул Макс. — Как же мне и самому насытиться, и накормить эту бедняжку?
И голос ответил ему:
— Недалеко расположена деревня. Там живут не только довольные судьбой, но есть и больные, и несчастные. Ступай туда, помоги им, и, если они достаточно добры, они накормят тебя и твою спутницу и дадут вам ночлег. Разве этого мало тому, кто идёт по пути, выбранному тобой?
Макс так и сделал. В деревне он исцелил двоих стариков и одного ребёнка, лежавшего при смерти, и за это благодарные селяне предоставили ему и Марте хижину и пообещали всегда заботиться о них — лишь бы чудесный лекарь не покидал деревню.
— Как же я устал, — сказал Макс своей спутнице, ложась вечером спать. Никогда не чувствовал такой приятной усталости.
А на утро всё та же таинственная сила погнала его дальше. Но и девушка, сколько он ни уговаривал её остаться, пошла вместе с ним.
Так они и ходили от деревни к деревне, исцеляя больных и делая несчастных счастливыми, ничего не требуя взамен.
Прошло несколько лет. Макс ослаб настолько, что еле передвигал ноги. Ведь здоровье и счастье, которыми он одаривал других, исходили из его души и тела, он отдавал людям самого себя.
Тогда они с Мартой вернулись в ту деревню, откуда начали свой нелёгкий путь, и поселились в подаренной им лачуге. К ним приходили соседи и жители других деревень, приносили им больных, приводили несчастных и просили мудрого совета, а взамен оставляли в хижине обильные подношения, которые Марта разносила по домам бедняков.
Когда же Макс одряхлел настолько, что не мог даже руку поднять, его спутница выведала у него секрет волшебства — он был бессилен даже скрывать от неё свои тайны. И вот она, трижды погладив его по голове, произнесла заклинание — и Макс умер, как и тот старик, когда-то отдавший ему свою силу, а Марта стала волшебницей и продолжила его дело.
Жаль, что этим путём идут немногие. Слишком мало в мире добрых волшебников, что и понятно: кому охота не продавать свою жизнь за деньги и почести, а отдавать её просто так, надеясь лишь на доброту людей?
К учебнику: Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4-е изд., перераб. — М.: 2015.; Ч.1 — 208с., Ч.2 — 160с.
Подготовка к ОГЭ по литературе и другие
полезные материалы для учителя литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.
Показывать
Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4-е изд., перераб. — М.: 2015.; Ч.1 — 208с., Ч.2 — 160с.
- Все учебники
- Литература 5 класс, Рыжкова Т.В., Костюхина М.С. и др./ Под ред. Сухих И.Н., Москва : Академия, 2019
- Литература (базовый уровень), 10 класс, Курдюмова Т.Ф. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Москва : Дрофа, 2016. — 447 с.
- Литература (базовый уровень), 11 класс, Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Москва : Дрофа, 2019
- Литература (базовый уровень), 11 класс, Михайлов О.Н., Шайтанов И.О. и др./ Под ред. Журавлева В.П., Москва : Просвещение, 2019
- Литература (базовый уровень). 11 класс, Сухих И.Н., Москва : Академия, 2018
- Литература 10 класс, Сухих И.Н., Москва : Академия, 2018
- Литература 10 класс: базовый и углублённый уровни, Ланин Б. А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2018. — 383 с.
- Литература 11 класс: базовый и углублённый уровни, Ланин Б. А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2018. — 414 с.
- Литература 5 класс, Курдюмова Т.Ф., Москва : Дрофа, 2015
- Литература 5 класс, Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2016
- Литература 5 класс, Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др., Москва : Вентана-Граф, 2018. — 95 с.
- Литература 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.5-е изд. — М.: 2015. 4.1 — 304с.
- Литература 6 класс, Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2019
- Литература 6 класс, Рыжкова Т.В., Гуйс И.Н.,/ Под ред. Сухих И.Н., Москва : Академия, 2019
- Литература 6 класс, Чертов В.Ф., Трубина Л.А. и др./ Под ред. Чертова В.Ф., Москва : Просвещение, 2020. — 95 с.
- Литература 7 класс, Курдюмова Т.Ф., Москва : Дрофа, 2014
- Литература 7 класс, Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2017
- Литература 7 класс, Малкова Ю.В., Гуйс И.Н. и др./ Под ред. Сухих И.Н., Москва : Академия, 2018
- Литература 7 класс, Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др., Москва : Вентана-Граф, 2018
- Литература 7 класс, Чертов В.Ф., Трубина Л.А. и др./ Под ред. Чертова В.Ф., Москва : Просвещение, 2019
- Литература 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. — М.: 2016. 4.1 — 358 с.
- Литература 8 класс, Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Москва : Дрофа, 2017
- Литература 8 класс, Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2018
- Литература 8 класс, Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др., Москва : Вентана-Граф, 2019
- Литература 8 класс, Рыжкова Т.В., Гуйс И.Н./ Под ред. Сухих И.Н., Москва : Академия, 2018
- Литература 8 класс, Чертов В.Ф., Трубина Л.А. и др./ Под ред. Чертова В.Ф., Москва : Просвещение, 2019
- Литература 8 класс. Учебник в 2 частях, часть 1, Коровина В.Я. и др., Москва : Просвещение, 2019
- Литература 9 класс, Ланин Б.А., Устинова Л.Ю./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2019
- Литература 9 класс, Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др., Москва : Вентана-Граф, 2017
- Литература 9 класс, Чертов В. Ф., Трубина Л.А. и др./ Под ред. Чертова В. Ф., Москва : Просвещение, 2019
- Литература. 10 класс. Бунеев Р.Н.2-е изд., испр. — М.: 2015, Ч.1 — 336с.
- Литература. 10 класс. В 2 ч. Лебедев Ю.В. 3-е изд. — М.: 2016. Ч.1 — 367с.
- Литература. 10 класс. В мире литературы. Учебник. Под ред. Кутузова А.Г. 4-е изд., стер. — М.: 2006. — 464 с.
- Литература. 10 класс. Все произведения школьной программы в кратком изложении. М.: 2011. — 576 с.
- Литература. 10 класс. Литература. Учебник. Курдюмова Т.Ф. и др. М.: 2007. — 448с.
- Литература. 10 класс. Русская литература XIX века (Вторая половина). Хрестоматия. В 2 ч. Сост. Журавлев В.П. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 400с. + 364с.
- Литература. 10-11 классы. Русская словесность. Горшков А.И. 9-е изд. — М.: 2010 — 492 с.
- Литература. 11 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Р. Н. 2-е изд., испр. — М.: 2015, Ч. 2 — 256 с.
- Литература. 11 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Р. Н. 2-е изд., испр. — М.: 2015, Ч.1 — 224 с.
- Литература. 11 класс. В мире литературы. Учебник. Под ред. Кутузова А.Г. 3-е изд., стер. — М.: 2006. — 464 с.
- Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Курдюмова Т.Ф. и др. М.: 2014. Ч.1 -352с.; Ч.2 -256с. М.: 2008. Ч.1 -367с.; Ч.2 -256с.
- Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Журавлева В.П. 2-е изд. — М.: 2015. Ч.1 — 415с.
- Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Чалмаев В.А., Зинин С.А. 11-е изд. М.: — 2012, — Ч.1 — 456с.; Ч.2 — 464с.
- Литература. 5 класс. В 3 кн. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. 3-е изд., испр. и доп. — М.: 2015. Ч1- 224с.
- Литература. 5 класс. Русская словесность. От слова к словесности. Альбеткова Р.И. 13-е изд., стер. — М.: 2013 — 208 с.
- Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.5-е изд. — М.: 2015. Ч.1 — 304с.
- Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Чертов В.Ф.7-е изд. — М.: 2016., Ч.1 — 303с.
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Курдюмова Т.Ф. 13-е изд., стер. — М.: 2011. Ч.1 — 256с.; Ч.2 — 256с.
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия, углубленное изучение. В 2 ч. Под ред. Ладыгина М.Б. М.: 2012 — Ч.1 и Ч.2
- Литература. 6 класс. В 2 ч. Маранцман В.Г. и др. 2-е изд. — М.: 2009. Ч.1 — 303с.; Ч.2 — 303с.
- Литература. 6 класс. В 3 кн. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. 4-е изд., дораб. — М.: 2015. — 208с.
- Литература. 6 класс. В. 2 ч. Под ред. Сухих И.Н. М.: Ч.1 — 2013, 304 с.; Ч.2 — 2009, 336с.
- Литература. 6 класс. Русская словесность. От слова к словесности. Альбеткова Р.И. 11-е изд., стер. — М.: 2013 — 256 с.
- Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 2012. Ч.1 — 304с
- Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Меркин Г.С. 10-е изд., стер. — М.: 2012., Ч.1 — 344с., Ч.2 — 320с.
- Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Курдюмова Т.Ф. 2013 — 272с
- Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И. 12-е изд., стер. — М.: 2011., Ч.1 — 256с., Ч.2 — 271с.
- Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия, углубленное изучение. В 2 ч. Под ред. Ладыгина М.Б. М.: 2012 — Ч.1 — 418с., Ч.2 — 320 с.
- Литература. 6-9 классы. Древнерусская литература. Учебная хрестоматия. Пименова В.Н. М.: 2003. — 284 с.
- Литература. 7 класс. В 2 кн. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 3-е изд., испр. — М.: 2015. — 288с
- Литература. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Под ред. Сухих И.Н. 3-е изд. — М.: 2013. — 368 с.
- Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. — М.: 2016. Ч.1 — 358 с.
- Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Меркин Г.С. 6-е изд., испр. и доп. — М.: 2008., Ч.1 — 416с., Ч.2 — 344с.
- Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Курдюмова Т.Ф. М.: 2011. Ч.1 — 272 с., Ч.2 — 240с.
- Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И. 7-е изд., испр. — М.: 2008., Ч.1 — 295с., Ч.2 — 309с.
- Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия, углубленное изучение. В 2 ч. Под ред. Ладыгина М.Б. 13-е изд. — М.: 2012. Ч.1 — 256с.
- Литература. 8 класс. В 2 ч. Беленький Г.И. 10-е изд., стер. — М.: 2010. Ч.1 — 383с.; Ч.2 — 271с.
- Литература. 8 класс. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 3-е изд., испр. — М.: 2015. Ч.1 — 288с.
- Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. Ч.1 — 399с.; Ч.2 — 399с.
- Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Меркин Г.С.9-е изд. — М.: 2013., Ч.1 — 384с.
- Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Курдюмова Т.Ф. и др. Ч.1 — 12-е изд., 2011, 272с.; Ч.2 — 11-е изд., 2010, 224с.
- Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия, углубленное изучение. Под ред. Ладыгина М.Б. М.: 2014 — 496 с.
- Литература. 9 класс. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. 3-е изд., перераб. — М.: 2015., Ч.1 — 304с.
- Литература. 9 класс. В мире литературы. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Кутузов А.Г. и др. 8-е изд., стер. — М.: 2006; Ч.1 — 320с., Ч.2 — 320с.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. 7-е изд. — М.: 2012. Ч.1 — 344с., Ч.2 — 408с.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 20-е изд. — М: 2013; Ч.1 — 399с., Ч.2 — 383с.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. М.: 2011. Ч.1 — 344с., Ч.2 — 264с.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И. М.: Ч.1 — 13-е изд., 2009, 368с.; Ч.2 — 11-е изд., 2010, 423с.
- Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Курдюмова Т.Ф. и др. 15-е изд., стер. — М.: 2013; Ч.1 — 272с.
- Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия, углубленное изучение. Ладыгина М.Б., Есин А.Б. и др. М.: 2014 — 544 с.
- Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б. 2-е изд., стер. — М.: 2011., Ч.1 — 398с., Ч.2 — 495с.
- Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Коровина В.И. 12-е изд. — М.: Просвещение, 2012. Ч.1 — 414с.; Ч.2 — 384с.
- Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. 9-е изд. — М.: 2012., Ч.1 — 336с., Ч.2 — 288с.
- Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Ч. 1. Маранцман В.Г. и др. 6-е изд. — М.: 2009. — 383 с.
- Литература. Углубленный уровень, 10 класс, Архангельский А.Н. и др, Москва : Дрофа, 2018
- Литература. Углубленный уровень, 11 класс, Агеносов В.В. и др., Москва : Дрофа, 2018
- Литература.10 класс. Учебное пособие в 2 ч. Лебедев Ю.А. М.: Просвещение. — 320с.
- Литература: учебник для 11 класса. Сухих И. Н. М.: 2011, Ч. 1. — 352с.
- Литература: учебник для 11 класса. Сухих И. Н. М.: 2011, Ч. 2. — 368 с.
- Литературное чтение. 1 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 3-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2015. – 208 с.
- Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.2-е изд. — М.: 2012.; Ч.1 — 80с
- Литературное чтение. 1 класс. Кац Э.Э.М.: Астрель, 2010. — 143 с.
- Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания. Учебная хрестоматия. Ефросинина Л.А. 3-е изд., перераб. — М.: 2013 — 160 с.
- Литературное чтение. 1 класс. Чуракова Н.А. М.: 2013 — 80 с.
- Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4-е изд., перераб. — М.: 2015.; Ч.1 — 208с., Ч.2 — 160с.
- Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. М.: Ч.1 — 2013, 224с.
- Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Кац Э.Э. М.: 2012 — Ч.1 — 160с.
- Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — В 3-х частях. — 12-е изд. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. — 176 с.: ил.
- Литературное чтение. 2 класс.В 2 ч. Свиридова В.Ю. С.: 2013; Ч.1 — 160с., Ч.2 — 176с.
- Литературное чтение. 3 класс. («В одном счастливом детстве») В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4-е изд., перераб. — М.: 2015 — Ч.1- 208 с.
- Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф. и др. 2-е изд. — М.: 2013; Ч.1 — 223с
- Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Свиридова В.Ю. С.: 2013; Ч.1 — 192с., Ч.2 — 192с.
- Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Чуракова Н.А. 3-е изд. — М.: 2014; Ч.1 — 176с., Ч.2 — 184с.
- Литературное чтение. 3 класс. В 4-х ч. Часть 1. Кубасова О.В. 10-е изд. — С.: 2013 — 192 с.
- Литературное чтение. 3-4 классы. Хрестоматия. Произведения школьной программы по литературе. Сер. Школьная библиотека. М.: 2013. — 320 с.
- Литературное чтение. 4 класс. («В океане света») В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4-е изд., перераб. — М.: 2015 — Ч.1 — 224с.
- Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 2-е изд., дораб. — М.: Ч.1 — 2010, 160с., Ч.2 — 2011, 160с.
- Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. 4-е изд. — М.: 2014; Ч.1 — 160с., Ч.2 — 160с.
- Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Кац Э.Э. М.: 2009 — Ч.1 — 176с.
- Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Чуракова Н.А. М.: 2016; Ч.1 — 176с., Ч.2 — 176с.
- Литературное чтение. 4 класс. В 3 ч. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. М.: 2013 Ч.1 — 160с
- Литературное чтение. 4 класс. В. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. 3-е изд. — М.: 2015 — Ч.1 — 223с.
- Литературное чтение. 4 класс. Полная хрестоматия для начальной школы. 4-е изд., испр. и перераб. — М.: 2014. — 384 с.
- Литературное чтение. Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс. 5-е изд., испр. и доп. — М.: 2013 — 320 с.
- Литературное чтение. Новейшая хрестоматия по литературе. 3 класс. М.: 2012 — 146 с.
- Литературное чтение. Новейшая хрестоматия. 1 класс. 3-е изд. испр. и доп. – М. : Эксмо, 2012. – 416 с.
- Литературное чтение. Хрестоматия. 2 класс. Произведения школьной программы. Юдаева М.В. М.: 2015 — 348 с.
- Литературное чтение. Хрестоматия. 3 класс. В 2 ч. Ефросинина Л.А. 3-е изд., дораб. — М.: 2013. — Ч.1 — 192с.
- Литературное чтение. Хрестоматия. 3 класс. В 2 ч. Ефросинина Л.А. 3-е изд., дораб. — М.: 2013. — Ч.1 — 192с., Ч.2 — 192с.
Русские народные пословицы и поговорки.
- Все темы
- Часть 1.
- Как работать с учебником.
- Б. Заходер. Моя Вообразилия.
- «Там, на неведомых дорожках.»
- Б. Заходер. Сказочка.
- Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо (русская народная сказка).
- П. Ершов. Конёк-Горбунок (отрывки).
- A. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
- B. Одоевский. Мороз Иванович.
- П. Бажов. Серебряное Копытце.
- Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса (литовская сказка), перевод
- 3. Задунайской.
- Русские народные скороговорки.
- Сказочные человечки.
- Морская прогулка (голландская народная песенка), перевод И. Токмаковой.
- Т. Янссон. Шляпа Волшебника (отрывки), перевод В. Смирновой.
- Дж. P.P. Толкин. Хоббит (отрывки), перевод И. Рахмановой.
- А. Милн. Винни Пух и Все-все-все (отрывок), пересказал Б. Заходер.
- Б. Заходер. Песенки Винни Пуха из мультфильма.
- У. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы).
- Дж. Родари. Приключения Чиполлино (отрывок), первод И. Константиновой.
- А. Линдгрен. Малын и Карлсон, который живет на крыше (отрывки), перевод З. Лунгиной.
- Сказочные богатыри.
- А. Пушкин. Руслан и Людмила (отрывок).
- Сказка про Илью Муромца (отрывок).
- Былина. «Илья Муромец и Святогор» (отрывки).
- Дыйканбай и дэв (киргизская сказка) перевод М. Богдановой.
- Богатырь Назнай (дагестанская сказка) перевод М. Саидова и У. Далгат.
- Н. Матвеева. Пираты.
- Обращение к читателям-второклассникам.
- Часть 2.
- Сказка мудростью богата.
- Л. Эрадзе. Что мне всего дороже? перевод Л. Миль.
- Мудрый старик (татарская сказка), перевод Г. Шариповой.
- Мудрая девушка (киргизская сказка), перевод М. Богдановой.
- Мудрая дева (русская сказка).
- Как появились разные народы (долганская сказка), перевод В. Глоцера, Г. Снегирёва.
- Честный мальчик (корейская сказка), перевод Е. Катасоновой.
- Добрый крестьянин (японская сказка), перевод Н. Фельдман.
- Ивовый росток (японская сказка), перевод Н. Фельдман.
- Три калача и одна баранка (русская сказка).
- И. Франко. Сказка о глупости (украинская сказка), перевод С.Я. Маршака.
- Русские народные пословицы и поговорки.
- Русские народные загадки.
- С. Маршак. Загадки.
- A. Прокофьев. Загадки.
- B. Брюсов. «Спи, мой мальчик.»
- Я. Балтвилкс. Где ночует дрёма?
- «Сказка — ложь, да в ней намёк.»
- Ю. Мориц. Слониха, слонёнок и слон.
- Кораблик (английская народная песенка), перевод С.Я. Маршака.
- Лиса и рак (русская сказка).
- Напуганные медведь и волки (русская сказка).
- Похождения дикого кота Симбы (африканская сказка), перевод Ю. Чубкова.
- Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну
- 3. Каневского.
- Почему у зайца губа рассечена (эстонская сказка), перевод
- 3. Задунайской.
- Как петух лису обманул (латышская сказка), перевод
- 3. Задунайской.
- A. Курляндский. Ну, погоди!
- Г. Сапгир. Песня.
- Л. Квитко. Смелые воробьи.
- Весёлый жук.
- Ю. Мориц. Резиновый ёжик.
- B. Левин. Кошкина считалка.
- Мышкина считалка.
- И. Демьянов. Считалки.
- М. Бородицкая. Щи-талочка.
- Б. Заходер. Считалия (отрывок).
- Д. Шибаев. «Я осла узнаю сам.».
- А. Майков. Колыбельная.
- М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный.».
- Самое обыкновенное чудо.
- Г. Горбовский. Розовый слон.
- Л. де Сент-Экзюпери. Маленький принц (отрывки), перевод Н. Галь.
- Дж. Родари. Солнце и туча, перевод И. Константиновой.
- Как Алиса в море побывала, перевод И. Константиновой.
- В. Орлов. Я рисую море.
- В. Берестов. Честное гусеничное.
- В. Хмельницкий. Дождь в лесу.
- Соловей и бабочка.
- Гора.
- Снег и скрипка.
- Г. Цыферов. Град.
- Про чудака лягушонка.
- Б. Сергуненков. Куда лето прячется.
- Одуванчик.
- Кот белый — кот чёрный.
- Дж. Родари. Про дедушку, который не умел рассказывать сказки, перевод И. Константиновой.
- М. Бородицкая. Колдунье не колдуется.
- Ю. Владимиров. Ниночкины покупки.
- Г. Остер. Очень страшная история.
- О. Григорьев. Стихотворения.
- Ю. Мориц. Это — да! Это — нет!
- Б. Сергуненков. Поэт и заходящее солнце.
- Что читать летом.
- Письмо к читателям.
Нет файлов по заданным параметрам
Зарегистрироваться
Или войти с помощью аккаунта в соцсети
Войти в профиль
Вспомнить пароль
Или войти с помощью аккаунта в соцсети
Подборка по базе: пародия на другие жанры.docx, Основные жанровые черты мещанской драмы.docx, Классикалық өнер жауһарлары (шедевр)(өнердегі үздік туындылар). , Комплект вопросов для устного опроса по разделам 3 и 4.docx, Практикум Письменные жанры официально-делового стиля.doc, вопросы жанр.docx, Изучения Устного Наследия.docx, Правовая сказка.docx, Реферат развитие жанра детектив.doc, Виды и жанры театрализованных представлений.rtf
Тест
Литературное чтение раздел «Фольклорные мотивы».
1 вариант
- Сказка – это жанр
А) устного народного творчества
Б) рассказ
В) поэзия
- У народной сказки автор
А) писатель
Б) народ
В) другое
- «Мудрая девушка»- это
А) казахская
Б) русская
В) украинская
- Мышат из сказки «Колосок» звали
А) Ниф и Наф
Б) Круть и Верть
В) Пик и Мик
- Автор сказки о золотом петушке
А) Шварц
Б) Пушкин
В) Братья Гримм
- Ибрай Алтынсарин написал сказку
А) «Умный мальчик»
Б) Король Дроздобород»
В) «Сказка о золотом петушке»
- Из какой сказки эти слова « Жили были храбрый король со своей королевой. Они были бездетны и их это огорчало».
А) «Спящая красавица»
Б) «Материнская скала»
В) « Король Дроздобород»
- Братья Гримм написали сказку
А) «Умный мальчик»
Б) «Король Дроздобород»
В) « Сказка о потерянном времени»
9. Имя главного героя из « Сказки о потерянном времени»
А) Петя Зубов
Б) Андрей Захаров
В) Костя Никитин
10 Из какой сказки эти строки « Человек который теряет время, сам не замечает как стареет».
А) Трудолюбивая старушка
Б) Сказка о потерянном времени
В) Конек Горбунок
11 « Трудолюбивая старушка» написал
А) Мориц
Б) Ершов
В) Пушкин
12 Автор сказки « Мальчик Звезда»
А) Уайльд
Б) Братья Гримм
В) Андерсен
13Допишите название сказки « Глупому мужу нужна мудрая жена»_____________________________
2 вариант
1 Допишите название сказки « Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать»
_________________________________
Выберите правильный вариант ответа
2 Из какого произведения эти строчки « За горами , за лесами, за широкими морями»
А) Трудолюбивая старушка
Б) Спящая красавица
В) Конек Горбунок
3 Б. Заходер написал
А) Сказку о потерянном времени
Б) Сказку про доброго носорога
В) Трудолюбивая старушка
4 Что приключилось с детьми из сказки о потерянном времени. Они стали
А) младенцами
Б) стариками
В) детьми
5 Из какой сказки эти строки « Дети каждый день, возвращаясь из школы, заходили в сад Великана поиграть».
А) Король Дроздобород
Б) Великан Згоист
В) Спящая красавица
6 Автор сказки « Король Дроздобород»
А) Братья Гримм
Б) Пушкин
В) Перро
7 Автор сказки « Спящая красавица»
А) Пушкин
Б) Шварц
В) Перро
8 Из какой сказки эти строки « Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил был славный царь Додон»
А) Умный мальчик
Б) Король Дроздобород
В) Сказка о золотом петушке
9 Сказка « Колосок «
А) украинская
Б) Русская
В) Казахская
10 Младшая сноха Едельбая просила купить
А) сундук
Б) ковер
В) ни чего
11 У литературной сказки автор
А) народ
Б) писатель
В) другое
12 Сказки делятся на
А) волшебные, бытовые , о животных
Б) волшебные, бытовые
В) бытовые, о животных
13 Сказку « Конек Горбунок написал
А) Ершов
Б) Пушкин
В) Мориц
Тест по раздел « Мои друзья»
1 вариант
- Автор рассказа « Фантазеры»
А) Е. Велтистов
Б) Ю. Яковлев
В) Н. Носов
- Герой рассказа Н. Гарина – Михайловского « Поступление в гимназию»
А) Сергей Сыроежкин
Б) Тема
В) Элли
- Из какого произведения эти строчки « Давайте лучше это мороженное разделим на троих».
А) Дружба
Б) Рэсси- неуловимый друг
В) Фантазеры
- Образ человека в художественной литературе называется
А) Литературный герой
Б) волшебник
В) сказочник
- Где жила Элии из сказки « Ураган»
А) среди канзасской степи
Б) В Москве
В) В Петербурге
- Вася Рыбаков в свободное время
А) ходил в музей
Б) смотрел телевизор
В) читал книгу
- Автор стихотворения « Слово «друг»»
А) А. Барто
Б) Я.Аким
В) С. Михалков
- Из какого произведения эти строчки стихотворения « Спасибо этому ключу, но почему то я молчу, …»
А) Слово «друг»
Б) Будь человеком
В пустой квартире
- Стихотворение « Будь человеком» написа
А) А. Барто
Б) Я.Аким
В) С. Михалков
- Эмма Мошковская написала стихотворение
А) Берегите друзей
Б) Подарок
В) Я маму мою обидел
- Автор стихотворения « Булочная песенка»
А ) Е. Благинина
Б) М. Алимбаев
В) М. Бородинская
- С мкем подружилась сорока Сиротка
А) ворона
Б) грач
В) галка
- Как звали собаку Электроника
А) Тотошка
Б) Рэсси
В) Дружок
- Из какого произведения эти строчки стихотворения: « В ученье будь хватким, а в мыслях не шатким».
А) Подарок
Б) Будь человеком
В) Благословение аксакала
- « Поступление в гимназию» — это отрывок из повести А) « Детство Темы» Б) « Приключение Электроника» В) «Волшебник Изумрудного города»
2 вариант
- Рассказ Н, Носова
А) « Рыцарь Вася»
Б) « Фантазеры «
В) « Ураган»
- Герой рассказа Ю.Яковлева « Рыцарь Вася»
А) Тема
Б) Вася Рыбаков
В) Сережа Сыроежкин
- Из какого произведения эти строчки « Мальчишка, очень похожий на него, сидел и читал толстенную книгу»
А) Рыцарь Вася
Б) Рэсси- неуловимый друг
В) Фантазеры
- Литературный герой – это
А) образ человека в художественной литературе
Б) образ человека в художественной литературе
В) образ человека в художественной литературе
- Гингема –это
А) добрая фея
Б) Злая волшебница
В) мачеха
- Кто спас первоклассника из рассказа «Рыцарь Вася»
А) Вася Рыбаков
Б) Димка Ковалев
В) Сергей Сыроежкин
- Автор стихотворения « В пустой квартире»
А) Я. Аким
Б) А.Барто
В) С. Михалков
- Из какого стихотворения эти строчки « Трещала хвоя. Тихо тлел Сухой опавший лист, Спокойно сверху вниз смотрел жестокий эгоист.
А) Слово «друг»
Б) В пустой квартире.
В) Будь человеком
- Автор стихотворения « Берегите друзей»
А) С. Михалков
Б) Я. Аким
В) Р. Гамзатов
- Е, Благинина автор стихотворения
А) « Я маму мою обидел»
Б) « Булочная песенка»
В) « Подарок»
- Автор стихотворения « Благословение аксакала»
А) М. Алимбаев
Б) Я. Аким
В) С. Михалков
- Как звали мальчиков из рассказа « Фантазеры»
А) Мишутка и Стасик
Б) Сережа и Электроник
В) Вася и Димка
- Как звали собаку Элли
А) Дружок
Б) Рэсси
В) Тотошка
- Из какого произведения эти строчки « Другом – верным, учеником – примерным»
А) « Булочная песенка»
Б) « Слово друг»
В) « Благословение аксакала»
- « Рэсси – неуловимый друг» — это отрывок из повести
А) « Детство Темы»
Б) « Приключение Электроника»
В) «Волшебник Изумрудного города»
Тест по литературному чтению
Раздел « В мире фантазии и приключений»
3 класс
Ф.И. ученика _______________________________
- вариант
1.« И вот, когда силы покинули капитана и путь был потерян в песках, он услышал отдаленное пение. Сначала капитану показалось, что это галлюцинация. Но он все-таки собрал последние силы и пошел по направлению к звукам». Это строки из произведения…
А) Л. Пантелеева « Фенька»
Б) Н. Носова « Саша»
В) К. Булычева « Путешествие Алисы»
2.Автор рассказа « Кузька в новом доме»
А) Т. Александрова
Б) Л. Пантелеев
В) Н. Носов
3. В литературном произведении это описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания литературного образа- это
А) описание героя
Б) биография
В) портрет
4. « Небольшой, лохматый, блестит глазами и молчит…Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубашке с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется». Назовите имя данного персонажа
А) Фенька
Б) Саша
В) Кузька
5. Автор рассказа « Саша».
А) Ю. Ким
Б) Н. Носов
В) Д. Бэрри
6.Автор этих стихотворения
« Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик чистый расцветает,
И зовут друг друга журавли.»
А) С. Маршак
Б) А. Толстой
В) Т. Лаврова
7. П. Соловьева написала стихотворение
А) « Весна»
Б) « Чудеса»
В) « Ночь и день»
8. Шотландский писатель и драматург. Написал для детей сказочную повесть «Питер Пэн».
А) Д. Барри
Б) Ю. Ким
В) Я. Бжехва
9. Героиню произведения « Кенсингтонский сад» звали
А) Алиса
Б) Ира
В) Мейми
10. Автор стихотворения « Летучий ковер»
А) З. Александрова
Б) М. Жаманбалинов
В) Ю. Ким
11. Что запомнил на всю жизнь герой рассказа Н.Носова « Саша»
А) нельзя бояться
Б) нельзя пугать людей
В) нельзя обманывать людей
12. Найдите лишнее слово
А) метель
Б) дождь
В) солнышко
13 В стихотворении А. Толстого говориться
А) о наступлении осени
Б) о наступлении зимы
В) о наступлении весны
14 Игрушка, которую просил Саша из произведения Носова « Саша»
А) машинка
Б) самолет
В) пистолет с пистонами
15 М. Жаманбалинов написал стихотворение
А) « Весна и кукушка»
Б) « Салют весне»
В) « Чудеса»
Тест по литературному чтению
3 класс
Ф.И. ученика _______________________________
2 вариант
1 Русский поэт первой половины 20-го века. Настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг. Писал детские книги, среди которых « Тук-тук», « Живая азбука».
А) В. Степанов
Б) С. Черный
В) Т. Лаврова
2. «Весна- красавица пришла,
Цветы и песни принесла». Эти строчки из стихотворения
А) «Весна» Т. Лаврова
Б) « Весна» А. Дуйсенбиева
В) « Весна и кукушка» М. Жаманбалинова
3. Чудо, повисшее коромыслом в стихотворении В. Степанова « Чудеса»
А) солнце
Б) луна
В) радуга
4 Стихотворение А. Дуйсенбиева начинается со строк
А) Весна тихонько постучалась…
Б) Стаял снег на тротуарах…
В) Вот уж снег последний в поле тает…
5. « Она услышала «дзинь-дзинь» — это прозвенел колокольчик сторожа, потом она услышала « клинг-клинг» у ближних ворот Сада, а через минуту – у дальних. Так наступило Время Закрытия». Это строчки из какого произведения
А) Д. Барри «Кенсингтонский сад»
Б) Н, Носов « Саша»
В) Л. Пантелеев « Фенька»
6. Ю. Ким написал стихотворение
А) « Чудеса»
Б) «Летучий ковер»
В) « День и ночь»
7 Назовите имена сестер Саши из произведения Н, Носова «Саша»
А) Наташа и Ира
Б) Маринка и Ирочка
В) Алиса и Наташа
8. Автор рассказа « Фенька»
А) Т. Александрова
Б) Л. Пантелеев
В) Н. Носов
9. Имя девочки из расскзаа Т. Александровой « Кузька в новом доме»
А) Алиса
Б) Наташа
В) Мейми
10 « Ростом она будет поменьше самого маленького мальчика с пальчика. Ножки у нее босые, платье все изорвано; сама она толстенькая, пузатая, нос пуговкой, губы какие-то оттопыренные, а волосы на голове рыжие и торчат в разные стороны, как на сапожной щетке». Назовите имя данного персонажа
А) Фенька
Б) Саша
В) Кузька
11. В литературном произведении это описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания литературного образа- это
А) характеристика героя
Б) портрет
В) сравнение героя
12 Что запомнил на всю жизнь герой рассказа Н.Носова « Саша»
А) нельзя бояться
Б) нельзя пугать людей
В) нельзя обманывать людей
13. Найдите лишнее слово
А) метель
Б) капель
В) солнышко
14. Ниже приведены названия произведений. Какое из них является стихотворением?
А) « Мальчик-папа»
Б) «Салют весне»
В) «Кто был под веником»
15. На что указывали кустики в горах Сьерра- Барракуда из произведения К. Булычева «Путешествие Алисы»
А) дорогу к воде
Б) дорогу домой
В) дорогу на восьмой спутник Альдебарана