Сказка морозко русская народная сказка или нет

Тема: сопоставительный анализ сказок мороз иванович и морозкозадачи урока:1.раскрыть особенности литературной сказки в. ф. одоевского в сопоставлении с народной сказкой

Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Задачи урока:

1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».

2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.

3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Оборудование: тексты произведений

Приемы ТРКМ, используемые на уроке:

— на стадии вызова: «работа в парах»;

— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;

— на стадии рефлЕксии: рефлексия деятельности .

Ход урока.

I Стадия вызова.

1. Настрой на урок. Работа в парах.

— Составить пословицы:

Вариант №1:

  • за нос, шапку, снимает, хватает, а перед, проворным, он ленивого. (он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает)
  • он, да друга — , два, вьюга. (два друга — он да вьюга).

Вариант №2:

Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).

  • пословица [1]
  • пословица [2]

2.Постановка цели и задач урока.

II Стадия осмысления

(«Мозговой штурм». Цель использования: — выяснение того, что знают дети по теме; — активизация имеющихся знаний).

1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».

2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске

•Почему названия сказок размещены в три колонки?

Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

?

?

?

«Лиса и тетерев»

«Сивка-бурка»

«Как мужик гусей делил»

«Теремок»

«Иван-царевич и серый волк»

«Каша из топора»

….

«Хаврошечка»

….

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

«Лиса и тетерев»

«Сивка-бурка»

«Как мужик гусей делил»

«Теремок»

«Иван-царевич и серый волк»

«Каша из топора»

….

«Хаврошечка»

….

•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)

•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)

•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)

•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)

3. Физкультминутка

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов

•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?

(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота).

•Как заканчивается сказка «Морозко»?

Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

•Почему так трагически заканчивается народная сказка?

Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

5 Работа по произведению «Мороз Иванович»

•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».

•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

•Работа по тексту.

•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

•Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной — волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)

•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух

•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?

В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

•волшебный персонаж –Морозко и Мороз Иванович

•героини – резко противопоставляются по характеру

•финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?

Работа со сводной таблицей.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Падчерица и родная дочь

1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья

2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее

2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама

3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу

3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность

4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо

4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность

5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость

6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает.

6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана

Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.

Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).

2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).

3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.

4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.

5.Концовкой, гуманной и нравоучительной.

«Морозко»

Линия сравнения

«Мороз Иванович»

…….

Автор

…….

Сюжет

…….

…….

Жанр произведения

…….

…….

Место действия

…….

…….

Характеры героинь

…….

…….

Волшебный персоонаж

……

…….

Концовка

…….

•А чем еще сказка Одоевского отличается от народной?

Игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Вопросы по содержанию сказки.

Вопросы викторины:

•«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»

•«Почему вода в колодце и летом студеная?»

•«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»

•«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»

Вывод: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.

III Рефлексия деятельности

Какие произведения сравнивали?

Какие жанры произведений?

Что нового вы узнали?

Что было трудно?

IV Оценивание учащихся.

V Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрацию к произведению «Мороз Иванович».

Литература:

1. Е.В.Посашкова, кандидат филологических наук http://www.lit-studia.ru/

2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.-М.:ВАКО, 2009 год.

3. В.Б.Эдигей.Новое чтение. Часть 2. — М.: УЦ «Перспектива», 2007 год.

Самые интересные культурно-спортивные события недели — в афише «БИЗНЕС Online» (20–24 декабря)

До Нового года осталось каких-то полторы недели, но все-таки максимальную загруженность на работе, которая традиционно случается в этот период, можно разбавить походом на пару-тройку интересных мероприятий. Например, сходить на концерт Дениса Мацуева, сводить наследников и поностальгировать самим на сказках Александра Роу, которые проект «КАРО.Арт» покажет в кинотеатрах, накупить подарков на Open Space Market или послушать рок-оперу «Эби-патша» с Эльмирой Калимуллиной в главной роли. О том, чем еще заняться на этой неделе, читайте в подборке «БИЗНЕС Online».

1. #Адиляпрокино (с 23 декабря)

«Реальная любовь» (реж. Ричард Кертис)

Лирическая комедия Ричарда Кертиса была снята в 2003 году и стала по-настоящему рождественско-новогодней классикой в кино. В картине остроумно и сентиментально рассказывается несколько историй жителей Лондона, казалось бы, никак не связанных друг с другом.

«Реальная любовь» буквально пропитана ощущением возможного и непременного чуда. Именно поэтому, на мой взгляд, так любима зрителями до сих пор. К тому же в фильме снялась целая плеяда звезд: Хью Грант, Кира Найтли, Колин Ферт, Эмма Томпсон, Билл Найи, Лиам Нисон, Алан Рикман и др. Неслучайно «Реальная любовь» была отмечена номинациями Европейской и Британской киноакадемий и премии «Золотой глобус».

P. S. 25 декабря (в 19:00) в «Киномаксе», в KazanMall, в рамках арт-показа я представлю это замечательное праздничное кино. Мы поговорим о том, в чем прелесть ленты и попробуем разгадать секрет ее успеха у зрителей.

16+

«Зверопой-2» (реж. Гарт Дженнингс)

Мультипликационный мюзикл «Зверопой-2» является продолжением анимационного проекта 2016 года, рассказывающего о зверушках, которые любят петь и делают это очень неплохо. К уже известному голосовому составу в «Зверопой-2» были приглашены сразу две музыкальные звезды — певец и бессменный лидер ирландской рок-группы U2 Боно и известная американская певица Холзи. К своим ролям во второй части вновь вернулись Скарлетт Йоханссон, Риз Уизерспун, Тэрон Эджертон, Тори Келли, Мэттью Макконахи и Ник Кролл.

Многие критики предъявляют новой серии концерта «Зверопой» слишком уж быстрый темп и отсутствие развития персонажей. Да, возможно, это будет всего лишь безумный звериный концерт, яркий и беспощадный, но такое нравится зрителям, особенно перед Новым годом. Это как пойти в караоке.

0+

«Последний богатырь: Посланник тьмы» (реж. Дмитрий Дьяченко)

На широкие экраны выходит продолжение успешного семейного фэнтези «Последний богатырь» — картина «Последний богатырь: Посланник тьмы». На этот раз героям фильма придется не только бороться со злом, но и совершить путешествие во времени. Главные роли в этой сказочной истории исполнили все те же Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Сергей Бурунов и др.

«Последний богатырь: Посланник тьмы» обещает совместить современные диснеевские технологии и традиции добрых советских киносказок. Не уверена, что это случится, но такую амбициозную и самоуверенную попытку надо оценить лично. А вдруг…

6+

«Мой папа не подарок» (реж. Родион Николайчук, Александр Карпиловский)

Один из постановщиков фильма Александр Карпиловский, рассказывая о нем, говорит, что это семейная новогодняя история о том, как подружились папа-изобретатель и его сын-подросток. «Тема очень сложная и интересная — как не только найти общий язык, а стать действительно друзьями, — отмечает режиссер. — В главной роли — Тимофей Трибунцев, его персонаж — очень увлеченный своими изобретениями человек, всем вокруг он кажется странным. Сын его поначалу тоже воспринимает как чудака, но очень скоро понимает, что папа классный. Во многом фильм — приключенческий экшен: будут и преследования, и погони, и еще много компьютерной графики».

Не знаю, как относиться к плеяде подобного доброго новогоднего российского кино для всей семьи. Думаю, что смотреть его можно, но без ожиданий и, соответственно, претензий. Но для меня подобные фильмы — это не кинотеатральный формат, а скорее диванный.

6+

«Триумф» (реж. Эммануэль Курколь)

Французская комедия «Триумф» некоторое время назад вышла в западных странах и успела обзавестись положительными отзывами и хорошими рейтингами, а также получить главный приз от Европейской киноакадемии, вручаемый комедийным кинокартинам.

Снят фильм на основе реальных событий, произошедших в 1986 году в шведском городе Кумле, в котором заключенные местной тюрьмы строгого режима под предводительством актера Яна Йонсона должны были играть спектакль в королевском театре Годебурга. В фильме же главную роль исполнил Кад Мерад («Бобро поржаловать!», «Хористы»).

«Триумф» стремится сочетать в себе качества хороших, остроумных, философско-драматических комедийных фильмов: не только смешить свою аудиторию, но и рассказывать ей нечто жизненное и важное. Что ж, этот баланс прекрасно соблюден.

18+


2. IХ музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей»

20 декабря

На втором концерте фестиваля своего имени знаменитый пианист Денис Мацуев вместе с Государственным симфоническим оркестром Татарстана под управлением Александра Сладковского исполнит сочинения Грига — Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, op. 16 и Рахманинова — Симфония №3, ля минор, op. 44.

6+

ГБКЗ им. Сайдашева (площадь Свободы, 3), начало: 19 декабря — в 18:00, 20 декабря — в 18:30


3. Open Space Market

24, 25 и 26 декабря

img 3008
Фото: sportkomitet.kzn.ru

Традиционный предновогодний Open Space Market — отличная возможность прикупить подарков, сувениров, новогодних аксессуаров и прочих интересных вещичек. И даже если вы вообще ничего не купите, сюда можно просто заглянуть за праздничной атмосферой и вкусностями, которые будут на фуд-корте: бургеры с рваной говядиной, вьетнамская кухня, грузинские соусы, сыры, невероятные десерты и многое другое.

6+

Стоимость билетов: 100 рублей (действует три дня).

ВЦ «Казанская ярмарка» (Оренбургский тракт, 8 к5), время работы — с 11:00 до 20:00


4. Показ фильма «Морозко» Александра Роу

С 23 декабря

Проект «КАРО.Арт» выпускает в прокат картины легендарного советского режиссера Александра Роу, подарившего зрителям множество волшебных костюмированных фильмов по мотивам русских народных сказок.

Режиссерскую карьеру Роу начинал как ассистент одного из тех режиссеров, кто стоял у истоков российского кинематографа, — Якова Протазанова. Первая самостоятельная работа Роу — фильм‑сказка «По щучьему велению» — вышла на экраны в 1938 году. Всего культовый кинорежиссер снял 17 картин («Морозко», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный» и др.), большинство из которых вошло в золотой фонд мирового детского кинематографа. В 1965-м фильм Роу «Морозко» стал лауреатом всесоюзного кинофестиваля в Киеве и получил главный приз «Лев святого Марка» программы детских и юношеских фильмов Венецианского кинофестиваля.

Первым фильмом, который зрители увидят на экранах, станет сказка «Морозко».

6+

Стоимость билетов: 200 рублей.

«Кинотеатр» «КАРО 6» (ул. Петербургская, 1), начало — в 13:00


5. Рождественский концерт камерного оркестра La Primavera

22 декабря

Рустем Абязов готовит для публики специальную праздничную программу: в нее вошли сочинения Иоганна Штрауса, Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха. Будут и музыкальные сюрпризы.

6+

Стоимость билетов: от 300 рублей.

ГБКЗ им. Сайдашева (площадь Свободы, 3), начало — в 18:30


6. Выставка «М7 и новые кочевники»

С 10 декабря по 30 января

1639722141 IMG 2748Фото предоставлено галереей «БИЗON»

Новая экспозиция объединила более 23 художников, проживающих в городах Татарстана, Башкортостана и Чувашии. М7 — это не просто дорога, а целая цепочка символов и знаков; метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в эпоху глобализации. На двух этажах галереи представлено свыше 80 работ — своеобразное коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке цивилизационных магнитных полей, о поиске своего пути в эпоху глобализма. Здесь представлены произведения в самых разных техниках: от масла, графики и пастели, линогравюр и батика до скульптур и инсталляции. В том числе посетители увидят массивный деревянный арт-объект из старинных ступ, на создание которого художника Ленара Ахметова вдохновил древний удмуртский музыкальный инструмент тангыра. Кроме того, у каждого из участников выставки свой творческий и исследовательский путь: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений.

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны), многие из них уже стали классиками, например Хамза Шарипов, Василь Ханнанов, Ринат Харисов, Зиннур Миннахметов, а также чувашский художник Праски Витти. В таком расширенном составе и вместе «Чингисхан» и «Тамга» выставляются впервые. Рядом с заслуженными художниками авторы нового поколения — Нелли Акчурина из Уфы с перформансами, видеоартом и коллажами, а также казанский цифровой художник и музыкант Djonathan Lindaive (Айдар Закиров). Кроме того, на выставке можно увидеть работы отдельных маститых художников, например Айрата Терегулова (Уфа), скульптора Аделя Халиуллина (Казань), Виталия Скобеева (Казань), работы которых также несут в себе локальный культурный код. В рамках выставки планируются лекции, мастер-классы и перформансы от некоторых художников. Анонсы мероприятий будут публиковаться в социальных сетях галереи.

12+

Стоимость билетов: 100–150 рублей. Пенсионерам и лицам до 18 лет — бесплатно.

Можно купить билет по Пушкинской карте.

Галерея современного искусства «БИЗON» (ул. Баумана, 44), открыта ежедневно с 13:00 до 21:00


7. Презентация рок-оперы «Эби-патша»

23 декабря

mmb 9881 0
Фото: arhiv.kzn.ru

Казанская школа рока The Road представляет премьеру рок-оперы на музыку Эльмира Низамова (либретто — Ренат Харис) «Эби-патша» («Екатерина II»). Зрителю будет представлена первая часть создающегося произведения. Главную партию исполнит заслуженная артистка РТ прекрасная Эльмира Калимуллина. Также в спектакле примут участие Валерий Коротков и группа JIVE и ансамбль «Зарница».

Кроме того, в этот вечер состоится выступление рок-групп школы The Road: «Воздушная КуКуРуЗа», Joker, The Edge, Game Of Blades, «Пауки», «Э.Т.А.И.М.», «Дым над крышей», «ГрейпФрут» и студия Little Rock Stars.

12+

Стоимость билетов: 300–500 рублей.

КЦ «Московский» (ул. Академика Королева, 47), начало — в 18:30


8. Премьера спектакля Homo Digitalis

23 декабря

bophotos 166913 2
Фото: «БИЗНЕС Online»

Homo Digitalis, ставший победителем конкурса «Новый театр» фонда Михаила Прохорова, — это одновременно театральный и научно-исследовательский проект, основанный на документальных материалах. Театральные режиссеры Ангелина Мигранова и Родион Сабиров создали спектакль совместно с научными сотрудниками Университета Иннополис. В изучении темы авторы не только опираются на современное научное знание, но и сами становятся объектами эксперимента, результаты которого будут частью спектакля.

Создатели исследуют тему искусственного интеллекта от зарождения до развития в будущем. Они задаются вопросом о том, какими рисками для человека грозит его распространение. Как технологии влияют на жизнь людей и к чему может привести их взаимодействие в будущем и, если автоматизация затронула все сферы нашей жизни и вторгается в сферу искусства, может ли потребность и в художниках однажды исчезнуть?

18+

Стоимость билетов: 700 рублей.

Театральная площадка MOÑ (Нацбиблиотека РТ, ул.  Пушкина, 86), начало — в 19:00


9. «День короткометражного кино – 2021»

21 декабря  

bophotos 115797 2
Фото: «БИЗНЕС Online»

Казанский кинотеатр «Мир» присоединятся к всероссийской акции «День короткометражного кино – 2021». В программе: драма про электрика «Уличное освещение» Владислава Иконникова, комедия Надежды Степановой «Ку-Ку» и короткометражная работа Александра Петрова («Мажор с рублевки», «Гоголь» и т. д.) «Ангел». В главных ролях — сам Петров и Иван Янковский.

18+

Вход свободный.

Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30), начало — в 17:30


10. Детское новогоднее представление «Энциклопедия сказок»

24 декабря

bophotos 83891 2
Фото: «БИЗНЕС Online»

В этот праздничный вечер дети вместе с обычной школьницей по имени Лиана отправятся на поиски главной книги волшебной страны — энциклопедии сказок, которую похитили. В ходе поисков ребята встретят самых разных сказочных героев, которые теперь ведут совершенно нетипичный образ жизни. Например, Баба-яга открыла военный корпус, а Кощей Бессмертный женился и ушел в отпуск писать мемуары, пока его супруга воспитывает их внука. Так кто же украл великую энциклопедию и сумеют ли герои найти книгу и вычислить похитителя?

0+

Стоимость билетов: 500–700 рублей.

КСК «УНИКС» (ул. Профессора Нужина, 2/27), начало — в 17:00


11. Открытие юбилейной выставки Григория Эйдинова «Монологи»

С 22 декабря по 23 января

Григорий ЭйдиновГригорий Эйдинов
Фото: «БИЗНЕС Online»

Казанский художник Григорий Эйдинов — автор огромного количества этюдов и картин. Долгое время он проработал в Татарском книжном издательстве и оформил сотни книг мировой классики, русских писателей, сборники детских стихотворений, произведения национальной литературы: сказки Тукая, Алиша, сборники сочинений татарских писателей для детей «Фируза» и др. На открывающейся выставке «Монологи» будет представлено около 100 работ живописи и графики Эйдинова, созданных художником за последние годы.

6+

Стоимость билетов: 130–250  рублей.

Национальная художественная галерея «Хазинэ» (Казанский кремль, 3-й подъезд), начало — в 16:00

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

 Правовая игра „Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Цель мероприятия: формирование правовой культуры воспитанников
через ознакомление с основными
 правами и свободами, изложенными в Конвенции
о правах ребёнка, познакомить детей с некоторыми статьями
 «Всеобщей
декларации прав человека», научить применять их в жизни.

Задачи:

1)Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет
обязанностей без прав.

2)Развивать умение называть свои права и анализировать поступки
других.

3)Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: 1) компьютер,
телевизор, презентация по теме игры, отрывки из сказок;

     2) надпись „Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Ход мероприятия.

Ведущий.  -Ребята,
сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но прежде, чем попасть
туда, нам необходимо отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово,
это и будет темой нашего занятия.

          Разгадывание
кроссворда:

«Кто
помог выгнать лису с заячьей избушки?» (Петух).

 «Кто
пятился задом в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» (Рак).

«Лечит
птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (Айболит).

 «Кто
ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (Волк).

«Имя
сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка).

           Ведущий.
  Какое же ключевое слово получилось?

        
Дети:
 Права. 

Ведущий.
Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о
том, что является важным для всех людей – о наших правах.

Лишь появится ребёнок, и дышать
начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские
права!

Ведущий.  А
какие права вы имеете, вы вспомните или узнаете в ходе нашей игры.

«Таинственное письмо»

Перед детьми чистый
лист бумаги. Ведущий говорит о том, что на этом листе засекречена очень важная
информация. Кроме стаканчика с простыми карандашами рядом ничего нет. Чтоб ее
узнать, надо проделать определенные действия (лист бумаги закрасить простым
карандашом). На листе восковым мелком или свечой написано слово — обязанности.

Ведущий.
 Давным –
давно, тысячи лет назад на земле появились люди.
  Одновременно с ними появились и
главные вопросы.

·         Что люди могут делать, а что не
могут?

·         Что они обязаны делать и что не обязаны?

·         На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного
ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за
решение этих главных вопросов
 в беседах между собой; с помощью различных религий; путем
международных переговоров
 и, к сожалению, в битвах и
войнах
, не говоря уже о самых простых
драках
 Поэтому они все написали Закон. В конце –
концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась
 «Всеобщая
декларация прав человека»
 

 В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки высится 39-этажное здание,
в нём помещается штаб- квартира Организации Объединённых наций (ООН). С 1990
года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребёнка. Конвенция о
правах ребёнка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована (т. е.
принята и утверждена)
 Верховным Советом 13 июня 1990 года и вступила в силу 15 сентября
1990 года.

          Скажите, кто прежде всего проявляет беспокойство о вас,
пытается уберечь от неприятностей, создать все условия, защитить ваши интересы
 и права? Конечно,
ваши родители и семья.

А вот изучить
некоторые права нам помогут литературные герои. Ведь если внимательно
посмотреть и поразмыслить, то в любой сказке, любом произведении герои
 сталкиваются
с торжеством Прав Человека, либо с нарушением их.
 Итак, давайте
послушаем, о чем нам расскажут хорошо знакомые герои сказок. Ведь как
говорится:
 «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Выступления воспитанников в костюмах сказочных героев.

Красная Шапочка.  Злой
и коварный Серый Волк прикинулся совсем не злым, разузнал, как попасть в домик
к бабушке и проглотил мою старенькую бабушку и меня. Он нарушил статью 3. Декларации
прав человека, в которой
 черным по белому написано… 

«КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК
ИМЕЕТ
 ПРАВО НА ЖИЗНЬ, СВОБОДУ И НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ» 

И я сейчас с вами только потому, что
за нарушение этих прав Волк здорово поплатился. Проходившие мимо дровосеки
услышали шум и спасли нас с бабушкой, убив злого Волка. Так ему и надо, пусть
впредь не нарушает права человека.

Буратино. Карабас-
Барабас схватил меня, отнес в кладовую кукольного театра и повесил на гвоздь. К
тому же он хотел кинуть меня в огонь, чтобы приготовить себе жаркое. Карабас-
Барабас — злодей, нарушивший статью 4 «Всеобщей декларации прав человека». В
ней записано, что
  

«НИКТО, НЕ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬСЯ
В
 РАБСТВЕ ИЛИ ПОДНЕВОЛЬНОМ СОСТОЯНИИ;
РАБСТВО
 И РАБОТОРГОВЛЯ
ЗАПРЕЩАЮТСЯ
 ВО ВСЕХ ИХ ВИДАХ»

Баба
Яга.
 Ох, я бедная, несчастная Баба Яга. Захотела немного покушать и
приготовить на обед Иванушку-дурочка. А он не будь дурак, хитростью заманил
меня на сковороду и посадил в горячую печку. А ведь согласно статье 5

«НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ПОДВЕРГАТЬСЯ
ПЫТКАМ
 ИЛИ  ЖЕСТОКИМ,  БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМ  ИЛИ  УНИЖАЮЩИМ
ЕГО
  ДОСТОИНСТВО   ОБРАЩЕНИЮ  И НАКАЗАНИЮ»

Даже такие вредные старушки, как я.

Кощей
Бессмертный.
 Вот уж кому в суд подавать, так это мне,
Кощею. Нет меня несчастней. Называют меня К.Б., а даже любой двоечник знает,
как со мной расправиться. Вот Иван царевич взял иголку и сломал, а в ней моя
жизнь была. Убил меня ни за что, ни про что. А ведь согласно статье11 я тоже имею
право на защиту. Подайте немедленно мне защитника!

Ведущий. Ребята!
Что же происходит? Как нам разобраться с К.Б.?

Я согласна, чтобы Кощея не убивали. Пусть живет себе и чахнет в
одиночестве над своим златом.
  А нам свобода милее. Только впредь К.Б. пусть
внимательно читает законы, там ведь не только права, но и про обязанности
написано.

Ведущий. Что,
ребята, пощадим К.Б.? и пожелаем ему впредь внимательнее читать законы и не
нарушать их.
 Вот тебе книга «Ваши права». И прочитай
внимательно статью 29.

Колобок. Погодите,
погодите. Я что – то не понял. Я, Колобок Сусекович, воспользовался своим
правом свободного передвижения и выбора места жительства (согласно ст.13).
А коварная лиса не посчиталась с моими правами, и … сами знаете, чем все закончилось.
 

Ведущий. Ты, Буратино, сделал
большую ошибку, что ушел из дома и подверг себя смертельной опасности. А ведь
пока мы маленькие, наше благополучие зависит от родителей. Они первыми несут
ответственность за нас и поэтому запрещают нам делать то, что может принести
нам вред.

Ведущий. А
вы, ребята, немножко разобрались в своих правах и обязанностях? Давайте
проверим, как вы разобрались, и проведем литературную викторину по «Декларации
прав человека».

Сейчас вы увидите отрывки из сказок.
Попробуйте их угадать, и так первая сказка.

Игра
«Угадай, какие права нарушены»

Сказка «Морозко» 0:41:11-0:42:50

Ведущий. Жил-был дед,
да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы тоже была дочка. Все знают, как
с мачехой жить: повернёшься — бита и не повернёшься – бита. А родную дочь за
всё по головке гладит да приговаривает: — Умница.
  Падчерица
дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Но ничем
старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Вот мачеха и придумала падчерицу со
свету сжить.

Мачеха. Вези, вези
её, старик, куда хочешь, чтоб мои глаза её не видели. Вези её в лес на
трескучий мороз.

Сказочник. Старик
затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

Старик. Собирайся,
милая дочь.

Учитель: Ребята, как называется
сказка. На какое право детей посягала старуха? (ответы детей). Правильно. Эта
жестокая женщина нарушила права ребёнка.
 Она подвергала жизнь и здоровье девочки
опасности. Так как каждый человек имеет право на личную неприкосновенность,
жизнь и свободу.

Сказка «Золушка» 0:16:13-0:18:50

Ведущий: Попробуйте угадать следующую сказку, её
героев и определить право ребёнка, которое нарушено.

Глашатай.  Внимание!
Внимание! Сегодня принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди.

1сестра. Золушка! Ты
слышала? Нас пригласили на бал принца?

2сестра. Помоги нам
поправить наряды.

1сестра. А что,
Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка. Что вы,
сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и
башмаках?

Мачеха. Красавицы
мои, вы собрались?

2сестра. Сейчас,
маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка,
можно я поеду. Я надену какое-нибудь из платьев сестриц?

Мачеха. И думать
забудь! Не хватало ещё, чтобы ты
 в таком виде показалась в приличном
обществе.
  Да и дел у тебя много: пол подмести, ужин приготовить, посуду
перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречиху и горох, а если
управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я за три дня
не смогу всё это переделать.

Ведущий: Как
называется сказка? Кто её герои?
 Какое право ребёнка нарушила мачеха? (ответы
ребят). – Правильно,
 право на отдых и досуг. Молодцы! 

Знакомство
с Конвенцией прав ребёнка по презентации.

Ведущий: — А теперь давайте познакомимся с небольшим
перечнем прав ребёнка, признанным Конвенцией.

—Согласно определению, данному в
Конвенции (ст.1),
 ребёнком является каждое человеческое
существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применённому к данному
ребёнку, он не достигает совершенствования раньше.

—Каждый
ребёнок имеет право на жизнь (ст.6).

—С момента
рождения ребёнок имеет право на имя и на приобретения гражданства (ст.7).

—Ребёнок
имеет право свободно выражать своё мнение (ст.13).

—Ребёнок
имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

—Ни один
ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в
осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность
жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и
репутацию (ст.16).

—Ребёнок
имеет право на образование (ст.28).

—Ни один
ребёнок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или
унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37).

—Каждый
ребёнок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

Сказочная викторина «Ваши права»

Ведущий:А я предлагаю вам
сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название
и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев,
по-вашему, здесь нарушены?

Гадкий утенок Г.Х. Андерсен

-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
-Кто из обитателей двора пользовался самым
большим авторитетом? (Индюк)

-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? ( Он был не
похож на других)

-Должны ли герои сказки иметь равные права
независимо от своего происхождения?

(Все равны в своих правах, и никто не должен их
нарушать.)

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
русская народная сказка

Какое право нарушила ведьма в этой сказке?( Право на жизнь и
свободу, право на владение личным имуществом)

Чьи еще права были нарушены в этой
сказке?(Нарушены права братца на защиту и право на семью)

«Заюшкина избушка» русская народная
сказка

О нарушении
какого права идет речь на этой иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои
права? (Петух)

           «Лягушка-путешественница» В. Гаршин

Каким правом воспользовалась лягушка?( Правом на свободное
передвижение)

Кто помог лягушке воспользоваться этим правом?
(Утки)

             «По щучьему велению»

Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет. Все равны в своих правах и никто не должен
их нарушать.)

            «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести
царевну в лес?

(Право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу, право на семью)

Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал
старуху в дом?

(Право на неприкосновенность жилища)
             «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк

Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу уточки нарушила хитрая лисица)

«Аленький цветочек» С. Аксаков

Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и
возвращаться на родину)

Какое право нарушила злая волшебница, когда
украла маленького принца?

(Право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу)

             «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин

В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой
Бабарихой?

(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу)

              «Гуси-лебеди»

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью,
жизнь и свободу)

Кто помог девочке спасти и выручить брата? (Яблоня,
Речка, Печь)

              «Колобок» русская народная сказка

Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?

              
«Василиса Премудрая» русская народная сказка

В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе
царевен и хотел на них жениться против их воли? Какие права он при этом
нарушал?

(Право на личную неприкосновенность, семью,
защиту, жизнь и свободу)

Кто в этих сказках помогал царевнам
восстанавливать свои права?

Ведущий:Ребята,
29-я статья Конвенции гласит, что у человека есть, не только права, но и
обязанности.

— Обязанности это объективно необходимое,
должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей
без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника?

Ребята,
а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Человек, который знает свои права и
уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.

 «Правовой
цветник»

Ведущий: Перед
вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права»,
другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны
либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы:
лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к
сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок
обязанностей.

        На
лепестках цветка «Право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

*Жить с родителями

* Высказывать свои мысли

* Отдыхать на перемене

        На
лепестках цветка «Обязанности»:

* Делать уроки

* Читать книги

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

  «Музыкальная викторина»

Ведущий. Прослушав
отрывки из любимых детских песен, вы должны определить,
 о каких
правах в них идёт речь
.

— Песня бременских музыкантов
(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) –
 Ничего на свете лучше нету…(* Право на свободу
передвижения. Право на свободу мирных собраний)

— Чему учат в школе (музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского) (*Право на образование)

— Чунга – Чанга (музыка В.
Шаинского, слова Ю. Энтина) (*Право пользоваться благами, право на отдых)

Песня мамонтенка (*Право
жить и воспитываться в семье)


Какой чудесный день (* Право на занятие творчеством)


Антошка

(
* Право на труд и на
отдых)

Ведущий. Ребята, каким
правом вы пользуетесь, сидя за партами в школе.

(*Право на образование) Правильно,
это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам
лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о
том, как защитить свои права.

        Ведущий.  -Мы сегодня с вами
познакомились с правами и обязанностями, которые есть у каждого ребёнка, т. е.
у вас.

Но мы все должны
понимать, что работать эти законы будут только в атмосфере дружбы и добра! И поэтому,
предлагаю всем вместе, завершить наше мероприятие исполнением песни «Если
добрый ты…»

Исполнение
песни «Если добрый ты…»

Ведущий: — Давайте вместе, исполним песню. „Если
добрый ты…″.

Дождик босиком по земле прошел,

Клёны по плечам хлопал,

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот – плохо.

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот – плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно,

Если песни петь, с ними веселей

А когда наоборот —  скучно.

Если песни петь, с ними веселей

А когда наоборот —  скучно.

Ведущий: — Наше мероприятие подошло к концу, и мы благодарим вас за
внимание и говорим дружно —
 до свидания.
                                

Индивидуальный
план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством
русских народных сказок»

Костюк
Любовь

Индивидуальный
план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством
русских народных сказок»

Муниципальное
Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Нижнегорский детский сад «Росинка»

Индивидуальный
план по самообразованию
Костюк Любови Михайловны

воспитателя
старшей группы
«Воспитание нравственных качеств детей посредством
русских народных сказок
»

Длительность
1 год (сентябрь 2019 — май 2020)

Паспорт индивидуального
плана

Название:
« Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством
русских народных сказок»

Тип:
Педагогический

Вид
: Информационно-познавательный, игровой.

Образовательные
области: Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие

Участники
проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Сроки
реализации долгосрочный сентябрь 2019г. — май 2020г.

Возрастная
группа Старшая группа №3

“Сказки
– это зернышко, из которого

прорастает
эмоциональная оценка

ребенком
жизненных явлений”.

В.
А. Сухомлинский.

“Сказка –
великая духовная культура

народа, которую
мы собираем по крохам,

и
через сказку раскрывается перед

нами
тысячелетняя история народа”.

Алексей
Николаевич Толстой

Введение

Проект
рассчитан для детей дошкольного возраста и направлен на формирование
у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам.
Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного
воспитания. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как
поможет родителям воспитывать у детей такие качество как: милосердие,
великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества.
Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит
улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.

В
проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы
с детьми дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов
детской деятельности. Ведь сказки созданы многовековой
мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в
них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о
взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт.
Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют
позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат
передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Сказка –
это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит
фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего,
произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань
между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их
психологическим особенностям.

Актуальность выбранной темы:

Актуальность
данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования
личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной.
Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском
саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством
сказки.

Сказка, ее
композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные
по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий,
особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, —
все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой
личности дошкольника.

Художественное восприятие является
активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим
их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства
всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного
возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют
себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир,
копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения
становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки
лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так«Чтобы
я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»
).

В
дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое
ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных
произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает
настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют
дошкольный возраст «возрастом сказок».

В
настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной
культуры,

заметно
утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль
в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и
эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для
развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только
представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и
окружающих.

Язык сказки прост
и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует
развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему
характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит
наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть
на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что
в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость
действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует
формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети
отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз
показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать
добро людям.

Сказка входит
в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении
всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается
его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и
окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления
ребенка, обогащают его знания о действительности, главное — они вводят его в
особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных
открытий.

Дошкольный
возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит
его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных
требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются
дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия,
любви к Родине.

Ведущая
педагогическая идея
:

Воспитание чувств
ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Ведущая
педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе
семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре
страны.

Ребенок
не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,
какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде
всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они
его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В
настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности
по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко
не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных
качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и
происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся
важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для
решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с
русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли
в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе
ребенка; близка его мышлению, представлению.

В
моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно
из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед
умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их
характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие
образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок –
и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают
перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые
чувства.

Ребенок
проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни
именно в форме сказки.

Я
считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое
противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной
сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные
связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является
незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности
ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Проблема
значимая для детей,на решение которой направлен проект:

К
сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а
на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с
ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением
взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей
группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А
ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного,
эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы
будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше
времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цели
проекта
:

1. Воспитывать
у детей среднего дошкольного возраста: любовь к русским народным,
авторским сказкам.

2.
Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса
к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного
творчества детей и родителей.

3.
Создать условия для духовно — нравственного развития детей.

4.
Способствовать коррекции нарушения эмоционально — волевой сферы детей в
процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным
содержанием сказки.

Задачи
проекта
:


развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки
связной речи.


развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке
и в жизни;

— воспитывать
у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью
принимать помощь;

— воспитывать
трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением
относится к результатам чужого и своего труда;


развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Ожидаемые
результаты для воспитателя:


повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное

воспитание
детей посредством сказки
»;


разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.


определение эффективности использования русских народных сказок для
развития нравственных качеств в процессе различных видов
деятельности детей.

Ожидаемые
результаты для детей:


усвоение детьми норм нравственно — духовного воспитания, открытость их к
добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям
и самому себе;


знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в
семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду,
ответственность за свои дела и поступки;


осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и
порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие,
патриотизм;


понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание,
почитание родителей и взрослых;


знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт
человечества;


понимание эмоционального состояния окружающих;


сформированность представлений о честности, справедливости, доброте;
отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;


Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть
отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному
состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в
трудную минуту.

Методы
исследования


изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;


наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;


количественный и качественный анализ полученных результатов;


педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).


анкетирование и беседа с родителями.

Объектом
исследования является воспитание нравственных качеств у детей дошкольного
возраста

Предмет
исследования – русская народная сказка как средство воспитания
нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Самыми
целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство
с содержанием сказки;


вовлечение детей в деятельность;


инсценировка сказки

Методы
ознакомления со сказкой:


чтение воспитателя;

— рассказывание;


дидактические игры;


литературные викторины

Приемы
формирования восприятия сказки:

-выразительность
чтения;


повторность чтения;

-выборочность
чтения;


драматизация и театрализация сказки;

-просмотр
иллюстраций

Этапы
работы со сказкой


Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,
беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
эмоционального отношения к действиям и героям сказки.


Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки,
настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью
закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой
позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.


Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании,
аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к
героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания,
сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.


Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов
из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая
игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод
превращения детей в героев сказок способствует не только развитию
симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать
поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Способ
представления результата
: май 2020г.

Инсценировка сказки «Волк
и семеро козлят»

Показ
детям младшей группы сказки «Колобок» (кукольный
театр)

Перспективный план
работы с детьми по теме:

«Воспитание
нравственных качеств посредством русских народных сказок»

Период
2019-2020 уч. год.

Сентябрь

1.
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими
народными сказками.

2.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3.
Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою»

Цель :
развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить
называть сказку по персонажу.

Предлагаются
изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они
встречаются.Например: петух – «Жихарка»«Заюшкина
избушка»
«Зимовье»«Кот, петух и лиса» и др

Октябрь

1.
Чтение и пересказ русских народных сказок: «Волк и семеро козлят»«Колобок»«Кривая
уточка»
«Покати горошек»«Мужик и барин».

2.
Применение цитат из сказок в режимных моментах.

3.
Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»


учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать
умение последовательно пересказывать сказку.


развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по
картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.


развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

Ноябрь

1.
Чтение и обсуждение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»
«Каша из топора»«Крошечка-хаврошечка»«Елена
Премудрая»
«Волшебная дудочка».

2.Разгадывание
загадок на тему
«Герои русских народных сказок»,
попробовать сочинить самому загадку.

3.
Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»


учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать
умение последовательно пересказывать сказку.


дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.


развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой
они сказки.

Декабрь

1.
Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

2.
Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты.

3.
Настольно — печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки,
лото и др.)
.


объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать
интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить
радоваться, когда добро побеждает.


познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть
книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева»,
отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность
маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.


учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать
правила игры. Развивать коммуникативные навыки.

4.
Чтение русских народных сказок о зиме: «Снегурочка»«Мороз
и заяц»
«Елка»«Зимовье зверей»«Морозко»«Госпожа
метелица»
.

Январь

1.
Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок: «Что
такое хорошо и что такое плохо?»
«Волчище серый хвостище»«Волшебная
птица»
«Горе, не беда»«Молодильные яблоки».

2.Выставка
детских рисунков на тему
«Зимние сказки»


уточнить знание детей русских народных сказок, узнавать их героев.
Формировать представления о честности, справедливости, доброте.


учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя
разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.

3.Дидактические
игры
:

«Волшебные
слова»
 (развивать
речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)

«По
щучьему велению, по моему хотению…»
 Сказка «По щучьему
велению»

«Избушка,
избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, — ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна
– лягушка»

«Сивка
– бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
 Сказка «Сивка
– бурка»

«Если
перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им
ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное
кольцо»

Февраль

1.
Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей
Иванович»
«Колобок»«Жихарка»«Летучий
корабль»
.Обсуждение сказок.

2. Рассказывание
детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к
ней.

3.
Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.


вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память,
выразительность, творческие способности. Воспитывать желание
доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от
просмотра сказки.


учить детей использовать различные средства выразительности при
работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

Март

1.
Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был (а) волшебником (цей)».

2.
Чтение русских народных сказок: «У страха глаза велики»«Царевна
Несмеяна»
«По щучьему веленью»«Хитрая наука».

3.
Обыгрывание знакомых сказок.

— воспитывать
интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес
к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что
все сказки заканчиваются хорошо.


формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя
роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать
и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

Апрель

1.
Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди»«Никита
Кожемяка»
«Лиса и журавль»«Вершки и корешки»«Как
лиса училась летать»
.

2.Изобразительная
деятельность
: рисование иллюстрации к любимой сказке.


продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться
развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки.
Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.


вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к
своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

3.
Конкурс рисунков иллюстраций к любимой сказке.

Май

1.
Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на
новый лад (с музыкальным сопровождением).

2.
Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок».


совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение
слушать друг друга, оценивать результат.


совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей,
умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной
фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им
радость.

План
работы с родителями
по теме:

«Воспитание
нравственных качеств посредством русских народных сказок».

2019-
2020 уч. год.

Сентябрь

1.
Анкетирование родителей.Анкета: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного
возраста посредством русских народных сказок»

2.
Подбор материала,необходимого для работы с детьми и родителями по теме:
«Духовно — нравственное воспитание детей посредством сказки».

3.
Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».
Информация в уголке для родителей.

Октябрь

1.
Папка — передвижка «Сказки могут справиться с детским
непослушанием»
.

2.
Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Как воспитывать
ребенка добрым?»

3.
Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. Пополнение группы
книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским
народным сказкам. Пополнение театрального уголка по мотивам русских
народных сказок.

Ноябрь

1.
Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок
о животных»

2.
Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских
народных сказок о животных.

Декабрь

1.
Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в
подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2.
Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение
групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах,
развлечениях).

3.
Подготовка фотографий для презентации. Презентация на родительском
собрании «Дорогой добрых дел»

Январь

1.
Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как
организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы«Личная
библиотека вашего ребёнка»

«Как
подружить ребёнка с книгой»

«О
чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Февраль

1.Выступление
на родительском собрании
: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного
воспитания детей».

2.
Познакомить родителей с предметно-развивающей средой группы.

Март

Консультация
для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

1. Индивидуальные консультации
и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2.
Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и
ответственности через сказку».

Совместное
творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

Май

Выставка
совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на
тему:

«Наши
любимые сказки»
.

Работа
с педагогами.

1.
Распространение передового педагогического опыта. Презентация.

2.
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Эффективность
проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у
дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости,
любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам».

  • Сказка морозко ссср смотреть
  • Сказка морозко сочинение 5 класс
  • Сказка морозко смысл сказки
  • Сказка морозко смотреть бесплатно в хорошем качестве без рекламы на полный экран
  • Сказка морозко смотреть бесплатно в хорошем качестве без реклам мультфильм