Сказка морозко какая это сказка

Морозко русская народная сказкажили- были на белом свете дед с женой и дочкой. дружно жили, хорошо. да вот только однажды

Морозко  (русская народная сказка)

Жили-  были на белом свете дед с женой и дочкой. Дружно жили, хорошо. Да вот только однажды жена умерла, и остался дед на белом свете один с дочкой. Долго ли, недолго горевал, а женился заново. Да вот только взял он в жены бабу сварливую и недобрую. У бабы той тоже дочка была, да только баба свою дочку все по головке гладила, а падчерицу невзлюбила.
Все хозяйство дедова дочка делала: и воду, и дрова в дом носила; и за скотиной ухаживала, поила-кормила ее и доила дважды в день; и дом мела, и печку топила, и еду готовила. А родная дочка только на печи валялась, да леденцы на палочке ела. Да только баба все равно не успокаивалась, и с каждым днем все больше на падчерицу бранилась. И решила она тогда дедову дочку со свету сжить.
Пристала к деду и говорит:
— Бери дед свою дочку, и вези ее с моих глаз подальше куда хочешь. Чтобы уши мои о ней больше никогда не слышали, а глаза никогда не видели! И не куда-нибудь к родным в теплый дом, а в глухой лес да на лютый мороз! А не то я и тебя самого со свету сживу!
Заплакал дед, а деваться ему некуда, вот посадил он родную дочку в сани в одном легком полушубке, и повез ее в глухой лес на лютый мороз. Приехал в чащу непроглядную, высадил дочку под деревом, поцеловал ее, развернул лошадь, да уехал поскорее, чтобы смерти родной кровинушки не видеть.
Бедная дочка под лапу еловую присела, платком дырявым запахнулась и замерла. А в это время рядом сам Морозко проходил. Увидел он: девица красная под елкой в сугробе сидит, замерзает, подобрался к ней недалеко, и говорит:
— Я, Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Тепло дедушка Морозко, тепло миленький. –Отвечает дочка.
Тогда Морозко еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает.
-Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?
-Ой тепло, дедушка, тепло родненький. – отвечает девица посиневшими от холода губами.
Еще ближе Морозко подбирается, совсем холоду на бедняжечку напускает:
-И теперь тепло тебе, милая? Тепло, красавица?
— Тепло Морозушко, тепло. – отвечает дедова дочь, а сама уже и языком от холода еле шевелит.
Тут Морозко девушку пожалел, шубу теплую со своего плеча снял, да ее укутал.
Отогрел, а потом и спрашивает:
-Это кто ж тебя на лютую смерть в лес завез?
Заплакала тогда девушка, да и рассказала Морозке все про жизнь свою горькую. И как мачеха ее со свету сживала, а свою дочь в платки красные наряжала. Рассердился тогда Морозко, и сказал:
-Ты дочка, не грусти. За то, что ты все хозяйство вела, и столько натерпелась, я тебя награжу. И подарил он дедовой дочке сундуки с золотом, мехами собольими, да камнями драгоценными.
А дед в это время дома сидит, да дочку оплакивает. Сидел, сидел, да и не выдержал. И говорит старухе:
-Злая ты и глупая баба! И меня глупым сделала! До чего додумался: дочку родную в лес увез! Будь что будет, а дочку погубить не дам!
Собрался, сел в сани, да и поехал в лес спасать кровинушку. Летит, торопится. Приезжает, а дочка его под деревом сидит в шубе теплой, в платке пуховом, а перед ней стоят сундуки с сокровищами царскими, Морозко подаренными. Обрадовался дед, погрузил все сундуки в сани и повез дочку домой.А дома старуха сидит, блины печет, поминки по падчерице справлять готовится. А под столом собачка сидит и тявкает:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
— Неправильно тявкаешь, скажи: старухину дочку замуж возьмут, а стариковой – одни косточки везут!
А собачка все свое:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.Тут ворота раскрылись и во двор сани въехали. Увидела старуха, что дедова дочка приехала живая – здоровая, да с подарками царскими. Узнала у падчерицы, что Морозко к ней приходил – и пристала к деду:
Скорее старик, запрягай лошадей, да вези мою дочку в лес к Морозко за подарками. Посади ее на то же место, куда и свою дуреху. Моя красавица вдвое больше богатства от Морозко получит. А сама надела дочку в тулуп теплый, укутала платками пуховыми и пирожков корзинку нагрузила.
Посадил дед старухину дочку в сани, отвез ее в лес, да и высадил на том месте, где дочку оставлял. А сам домой уехал.Долго ли, коротко ли, а идет по лесу Морозко. Видит: сидит под деревом укутанная бабкина дочка, да пирожки за обе щеки уплетает. Подобрался Морозко к ней поближе, и говорит:
— Я Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
-Да ты что, дед! Холодно, конечно.
Морозко от слов таких сам дар речи потерял, и еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает.
-Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?
-Ты что, издеваешься, старый? Не видишь, замерзаю совсем! Давай скорее подарки, некогда мне! – отвечает дочка.
Ах так! — Рассердился Морозко, да и заморозил старухину дочку совсем за глупость ее и грубость.
А старуха в это время дома ее встречать готовится:
Поезжай говорит, старый, в лес, да вези мою дочку домой! Ей Морозко, наверняка, злата да серебра много сундуков насыпал. Да аккуратнее вези, золото не рассыпь!
А собачка под столом:
-Тяв, тяв. Дедову дочку замуж возьмут, а старухиной дочки из лесу косточки везут.
Баба ей кричит:
— Не ври! Скажи: старухину дочку в мехах со златом везут да замуж возьмут!
А собачка все свое:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
-Тяв, тяв. Дедову дочку замуж возьмут, а старухиной дочки из лесу косточки везут.
 Тут ворота раскрылись и во двор сани въехали. Увидела старуха, что Морозко ее дочку совсем заморозил, заплакала, запричитала, а ничего уже и сделать нельзя. Сама своей жадностью и глупостью ее погубила.

Сказка Морозко (изложение Толстого)

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Сказка Морозко (изложение Афанасьева)

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась бедненькая одна в поле, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая!

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она его и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:

— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь!

— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождался; рассердился, хватил ее и убил.

— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!

Растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Сказка Морозко – чудесная русская народная сказка с волшебными зимними нотками. Сказку Морозко обожают читать деткам под Новый год и Рождество. Мачеха невзлюбила падчерицу, хоть та добрая была и работящая и отправила её в лес на верную гибель, причем в лютый мороз. Там Морозко выпытывал у девушки: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?», а она всегда ему добрыми словами отвечала, за что получила множество подарков. Вздумала тогда мачеха и свою дочку в лес отправить, да та злая была и грубила, потому и замерзла в лесу. Сказка Морозко представлена в двух вариантах: изложение Толстого (самое популярное), изложение Афанасьева (старый народный вариант).

morozkoМОРОЗКО ПСИХОЛОГИЯ

Мы воспринимаем сюжеты сказок буквально — поэтому считаем их детским жанром. Смысл же сказок — и смысл сказки «Морозко» в том числе — куда более глубокий. Зачастую мы даже представить не можем, что сюжеты, герои и предметы подавляющего большинства всеми нами известных сказок выросли практически из первобытных времен. Сейчас психологи начали использовать сказкотерапию для лечения. Один из методов — выяснить у клиента, какое произведение ему нравится больше всего и на основании этого разбирать личностные проблемы. Так что в сказке «Морозко» психология такова — если это одна из ваших любимых сказок, то вам вполне могут сказать про проблемы с матерью, болезненную ревность к братьям-сестрам, раннее замужество, чтобы поскорее уйти из родительской семьи и т.д. Это все очень интересно, и в этом определенно что-то есть. Да, но! — не спешите ставить себе диагнозы. «Иногда банан, это просто банан». Например, лично мне очень нравится эта сказка, при том, что я не имею ни одной из вышеперечисленных проблем — просто потому что она ассоциируется с Новым Годом. По этой же причине я люблю «Двенадцать месяцев».

Кратко напомню сюжет. Жили-были старик со старухой и двумя дочерьми — дочерью старика Настенькой и дочерью старухи Марфушкой. Мачеха, как водится, постоянно притесняет добрую и работящую падчерицу, а конце концов когда она становится соперницей Марфушки за красавца Ивана, заставляет старика отвезти ее зимой в лес и там оставить. Когда Настенька почти замерзла, появляется Морозко, который приветливо с ней разговаривает, но одновременно подвергает испытаниям — морозит ее еще сильнее и спрашивает «Тепло ли тебе, девица?» Вежливая Настенька отвечает «Тепло, Мороз-батюшка». Тронутый Морозко одаривает Настеньку богатым приданным, надевает свою шубу и возвращает домой. Марфушка тоже хочет подарков и отправляется в лес, но грубит Морозко, за что он ее наказывает и с позором отправляет восвояси.

СЮЖЕТ СКАЗКИ МОРОЗКО

Задумайтесь! Сказочные сюжеты едины для всего мира! Мы встречам одних и тех же персонажей (просто с другими именами) в России, Европе, Америке, Африке, в Китае, Индонезии, Египте, среди эскимосов, на островах Тихого океана и т.д. В любой точке земного шара люди из поколения в поколение пересказывают друг другу одно и то же. Это значит, что происхождение сказок случилось в настолько древние времена, когда само человечество еще было единым. Сюжет сказки «Морозко» не исключение — ведь ее смысл не в рассказе о волшебнике из зимнего леса, а о сверхестественном существе, которое подвергает героев испытанию. У Братьев Гримм есть аналог в виде Госпожи Метелицы, у Андерсена — Снежная Королева. Если мы изучим фольклор других континентов — в нем будут похожие герои. Только с другими именами и в других условиях. Но те же волшебники будут испытывать похожих героев в схожих ситуациях.

«…И на этом построены комиксы, сериалы, культуры пласты,
Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны.
И настолько, что если сравнить египетские мифы и «Бандитский Петербург»
Вы увидите путь одного героя под личинами этих двух».

(Oxxxymiron «Тысячеликий герой»)

МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.

Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.

СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО

На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ СКАЗКИ «МОРОЗКО»

Главных героев сказки «Морозко» шесть — дед, бабка, дочь деда Настенька, дочь бабки Марфушка, Иван и сам Морозко. За всеми стоит множество символов. Первое, что бросает в глаза — большая разница в возрасте между родителями и детьми. Настенька и Марфуша — девушки на выданье, значит совсем юные, потому что раньше супружеская жизнь разрешалась с момента появления месячных, то есть с 13-14 лет. Обычно так и женились. До 20 «в девках» не сидели. Поэтому их родители тоже должны быть очень молодыми — то есть около 35 лет, а то и меньше. Но они изображаются, как старик и старуха. Неспроста, конечно.

Из предыдущих статей про символизм сказок вы можете помнить, что Мужчина — это символ логики, разума, интеллекта. Женщина — символ эмоциональной сферы, души. Поэтому Царь — апофеоз мужского начала, Царица — женского. Обычно в сказках 2 поколения — Царь и Царевич, Царица и Царевна. Они обозначают необходимость смены старого закостенелого сознания новым. Конфлик Старухи с падчерицей — это аллюзия на вечный конфликт поколений, когда старое «упертое» мышление не желает знать о новых веяниях.

В «Морозко» Старик — символ старого, ограниченного сознания, находящегося в полном подчинении Старухи — такого же отжившего, неуправляемого эмоционального начала. Поэтому ему и в голову не приходит защитить дочь перед мачехой — он слишком инертен, зашорен. На смену Старику и Старухе давно должны были прийти сын и дочь в виде нового мышления и новой эмоциональной сферы. Поэтому в сказке также есть Иван — жених Настеньки, сама Настенька и Марфуша. Иван и Настя сменят стариков, Марфушка станет копией Старухи. Ну а Морозко — это та самая сверхестественная сила, которая проведет обряд инициации через символическую смерть в лесу. В более древней версии сказки дочь Старухи погибает. По мере развития общества, одной из движущих сил которого является развитие идеи гуманности и сострадания, Марфушка просто возвращается домой с позором, в санях, запряженных поросятами, и с сундуками, в которых вместо приданного вороны.

Настеньку же Морозко богато одаривает. Он дает ей шубы, расшитые золотом и серебром. Шуба — символ защиты от зимы, то есть от смерти. Золотое шитье, золото — символ истины, мудрости, мужского начала. Серебро — символ отраженной мудрости, тайных знаний, духовной сферы, женского начала. Все это приобретает Настенька, успешно прошедшая обряд инициации и испытания Морозко.

Хотя в современной сказке очень трудно узнать древние символы, сложно представить, что речь о жизни, смерти, посвящении и пр., но обратите внимание на скрытые подсказки. Одна из основных — птичка, прикоснувшаяся к посоху Морозко и превратившаяся в льдинку. Это и есть намек на то, что Морозко несет смерть и каждый должен пройти испытание ею, чтобы перейти на новый этап своего существования.

  • Сказка мишкина каша текст
  • Сказка мой дом на колесах
  • Сказка мишка косолапый автор
  • Сказка микула селянинович слушать
  • Сказка мишка косолапый по лесу идет слушать