Сказка морозко для какого возраста детей

Задачи:формировать умение различать жанры художественной литературы.развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.формировать умение моделировать сказку с помощью

Задачи:

Формировать умение  различать жанры художественной литературы.

Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм.

Развивать фонематическое восприятие, формировать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение отстаивать свое мнение в обсуждении, мелкую моторику.

Активизировать словарь по теме «Зима»; добиваться правильного произношения и дифференциации звуков , «З»; проводить звуко – буквенный анализ слова.

Предварительная работа: чтение сказки «Морозко», рассматривание иллюстраций, беседы, проведение игр на развитие логического мышления, артикуляционная гимнастика.

Содержание организованной деятельности

1.Организационный момент (Воспитатель)

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят? 

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

2. Отгадывание загадок.

— Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады (мороз)

Кто без брёвен мосты строит? (мороз)

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Скажите ласково. (Морозко). И сказка наша называется «Морозко».

Логопед.  Перед началом работы по сказке  мы сделаем артикуляционную гимнастику.

3. Беседа по сказке (Воспитатель)

— Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились со сказкой Морозко.

— Понравилась вам сказка? (Да)

— Почему это произведение относится к жанру сказка? (Сказка начинается словами жили-были. Как во всех русских народных сказках. Потому что в ней есть сказочные персонажи: Морозко, говорящая собачка, волшебная дорога).

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим) .

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим) .

– На кого бы вы хотели быть похожими? И почему? (На Настеньку)

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика? И почему? (Плохо)

– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением) .

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра) .

– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

— Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть, вы согласны?

4.Физминутка

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке,

А по этой по дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. 

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем

Сказку продолжать пойдем. (Выполняют движения по тексту) .

5.Работа со звуками.(Логопед)

 Логопед. Какое время года описывается в сказке?

 Дети. В сказке описывается зима.

Логопед. Как мы говорим о зиме, если холодно, много снега, мало снега, нет снега, тепло?

Дети. Холодна, снежная, малоснежная, бесснежная, теплая.

Логопед. Дети, подберите слова, похожие на слово зима.

Дети. Зимушка, зимуют, озимые, зимний, перезимовать.

Логопед. Какой слышим первый звук, какой он?

Дети. Звук «З»- согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Сколько слогов в слове «Зима». 

Дети: В слове ЗИ – МА  два слога.

Логопед. Возьмите столько льдинок сколько слогов. Посмотрите на две звуковые схемы. Чем отличаются первые звуки?

Сколько звуков живет в слове Зима?

Дети. В слове зима четыре звука, согласные -«З», «М»,гласные «И», «А».

6. Проблемная ситуация (Воспитатель)

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть, 

Сказку нужно не забыть.

— Я  приготовила картинки-подсказки для того чтобы мы могли посмотреть их и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, Баба Яга все картинки украла. Как же теперь быть, что делать? (Можно нарисовать) .

— Можно, но это займет много времени.

— Чем можно заменить рисунки? (Их можно заменить моделями из геометрических фигур) . 

6. Сговор на моделирование сказки. 

— Для моделирования сказки мы будем использовать геометрические фигуры из клейкой бумаги: круг, треугольник, квадрат.

— Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте это тоже обозначим. Кто знает, как это можно сделать?

— Давайте вспомним и назовем положительных персонажей. (Настенька, Морозко) .

— Отрицательных персонажей. (Мачеха, Марфуша, старик) .

— Отрицательных героев из сказки мы обозначим геометрическими фигурами черного цвета, а положительных героев красным или синим цветом.

8. Пальчиковая гимнастика

 Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.  

Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,    

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,  

Скользить по столу ладонями вперед-назад

Санки  

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед по столу.

Мчатся на перегонки.

9. Моделирование сказки (Самостоятельная работа детей) .

 Пересказ сказки с опорой на алгоритм.

— Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумали?

— Сложно было с помощью моделей составить сюжет сказки?

— Сейчас мы это проверим. Давайте выложим сказку на нашей доске. (Пересказ сказки детьми с опорой на алгоритм) .

10.Логопедическая игра (Логопед).«Разгадать кроссворд».Цель: Развивать фонематический слух, внимание и память.

   По первым звукам предметов изображенных на картинке отгадать слово (карандаш, ножницы, иголка, груша, автобус)книга.

11.Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

(Закрывают оба глаза) 

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим,

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко,

(Глаза рисуют букву О)

Вправо, влево повернем,

(Глаза смотрят вправо-влево) 

Заниматься вновь начнем.

12Рефлексия (Воспитатель)

Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все ребята хороши!

— Какую сказку сегодня вспомнили?

— Что было самым запоминающимся в этой сказке?

— Чему же нас учат нас русские народные сказки? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам)

— Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите желтый кружок, если нет, то розовый.

Популярные сегодня пересказы

  • Вечно живые — краткое содержание пьесы Розова
    Пьеса под названием «Вечно живые» написана Виктором Розовым. Она посвящена теме Второй мировой войны. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
  • Каратели — краткое содержание повести Адамовича
    В повести представлены документальные выдержки уничтожения 7 белорусских деревень карательными войсками Дирленвангера.
  • Двойник — краткое содержание повести Достоевского
    Яков Петрович Голядкин служит в должности титулярного советника и является так называемым «маленьким человеком». Окружающие смотрят на него свысока, коллегия общаются снисходительно.
  • Вельд — краткое содержание рассказа Брэдбери
    Джордж и его жена Лилия живут вместе со своим детьми в доме, который полностью автоматизирован. Он сам выполняет всю домашнюю работу, так что супругам ничего не приходится делать.

Морозко

Сказка Морозко краткое содержание

«Морозко» – это зимняя сказка, в которой рассказывается о добре и зле, о торжестве справедливости. Бедную падчерицу мачеха в сильный мороз отправила в лес, где девочке повстречался Морозко. За доброту и кроткий характер получила падчерица от него в награду меха да драгоценности. А что же получит злая дочка мачехи?

Сказка Морозко скачать:

Сказка Морозко (изложение Толстого)

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Сказка Морозко (изложение Афанасьева)

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает – ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

– Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой – и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась бедненькая одна в поле, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая!

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она его и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

– Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:

– Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

– Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

– Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:

– Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица – панья паньей сияет! Мачеха глянула – и руки врозь!

– Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождался; рассердился, хватил ее и убил.

– Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:

– Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

– Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!

Растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Сказка Морозко. Русская народная сказка

Сказка Морозко по тематике – нравоучительная волшебная рождественская сказка, то есть, сказка с испытаниями героев и счастливой концовкой – наградой главного героя. Такие сказки дети слушают, затаив дыхание. Справедливая сказка оставит много эмоций в душе каждого ребенка. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Скачать сказку Морозко: (word) – (pdf)

Сказка Морозко читать

Кто автор сказки

Традиционный сюжет о девушке-сироте и злой мачехе бытует во многих народных и литературных сказках. Сказка Морозко больше привлекает читателей в изложении Толстого, хотя еще один ее вариант можно найти у фольклориста Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Морозко

Сюжет сказки традиционный. Положительная героиня, падчерица, противопоставляется отрицательным, мачехе и сводной сестре. Герои подвергаются испытаниям. Волшебный персонаж, Морозко, награждает добрую девушку и карает злую. Наказание жестокое, но оно показывает менталитет русского народа: за издевательство над сиротой должна наступить расплата. Чему учит сказка Морозко? Сказка учит доброте, смирению, трудолюбию, порицает жадность и зависть.

Мораль сказки Морозко

Все поступки человека имеют последствия, хорошие – возвращаются к нему добром, а плохие – наказываются. Мораль сказки Морозко убедительна и поучительна. Побеседуйте с детьми о ней, чтобы помочь понять им закон жизненного бумеранга.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
  • Что посеешь, то пожнешь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

  • Сказки по возрасту Сказки для малышей
  • Сказки для 2 лет
  • Сказки для 3 лет
  • Сказки для 4 лет
  • Сказки для 5 лет
  • Сказки для 6 лет
  • Сказки для 7 лет
  • Сказки для 8 лет
  • Сказки для 9 лет
  • Сказки для 10 лет
  • Подборки сказок
      Популярные сказки
  • Сказки для девочек
  • Сказки для мальчиков
  • Сказки на ночь
  • Короткие сказки
  • Новогодние сказки
  • Рождественские сказки
  • Сказки в стихах
  • Сказки о животных
  • Сказки перед сном
  • Смешные сказки
  • Советские сказки
  • Страшные сказки
  • Сказки народов мира
      Русские народные сказки
  • Арабские сказки
  • Зарубежные писатели
      Андерсен Г. Х.
  • Астрид Линдгрен
  • Братья Гримм
  • Вильгельм Гауф
  • Гофман Э. Т. А.
  • Джанни Родари
  • Редьярд Киплинг
  • Шарль Перро
  • Русские писатели
      Аксаков С. Т.
  • Гаршин В. М.
  • Мамин-Сибиряк Д. Н.
  • Маршак С. Я.
  • Одоевский В. Ф.
  • Пушкин А. С.
  • Салтыков-Щедрин М. Е.
  • Сутеев В. Г.
  • Толстой А. Н.
  • Чуковский К. И.
  • Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка

    «Морозко» – краткое содержание русской народной сказки

    О сказке и ее авторе

    Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:

    • не менее сорока русских вариаций;
    • одиннадцать белорусских;
    • около тридцати украинских.

    Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.

    Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:

    • под № 95, услышанным в Никольском уезде Новгородской губернии;
    • под № 96, записанным в Курской губернии.

    В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.

    Характеристика героев

    Произведение «Морозко» — результат многовекового народного творчества. Оно относится к жанру «волшебная сказка». Знакомство с кратким содержанием можно начать с описания главных героев:

    • Падчерица. Добрая, трудолюбивая и безотказная девочка. За труды и усердие получила заслуженную награду.
    • Старик. Отец падчерицы. Слабохарактерный человек, под каблуком у жены. Чтобы лишний раз не вызывать ее гнева, отвозит родную дочь в дремучий лес.
    • Мачеха. Злая и коварная женщина, которой всего мало. С родной дочери сдувает пылинки, а падчерицу ест поедом, заставляет много работать.
    • Мачехина дочь. Грубая и ленивая девочка со злым языком. Ей не люба никакая работа, зато она солидарна с матерью в отношении падчерицы. В конце истории поплатилась за свои слова и поступки.
    • Морозко. Зимний волшебник, повелитель морозов. Могущественный, строгий, но справедливый.

    Изложение в сокращении

    Однажды Старик решил жениться заново. Нашел женщину с ребенком, привел ее в дом, где жила его родная дочь. Мачеха с первого взгляда невзлюбила Падчерицу и сразу стала командовать в доме. Она нагружала дочь Старика домашней работой, не давала ни минуты отдыха. Родную дочь, наоборот, баловала и берегла, позволяла ей спать до обеда.

    Падчерица старалась все делать хорошо, чем еще сильнее злила Мачеху. Решила она избавиться от дочери Старика навсегда и стала нашептывать ему о плохом поведении Падчерицы, да и самой девочке жизни не давала. Пришла зима, и Мачеха наказала деду вывезти Падчерицу в лес, бросить ее там.

    Долго противился дед, но не смог противостоять напору сварливой бабы. Жаль ему было бросать родную дочь в лютый мороз, но он сделал так, как сказала жена. Очень замерзла девочка в лесу под зеленой елью. Однако ее быстро заметил Морозко, который прогуливался неподалеку — «на ветке потрескивал, с елки на елку поскакивал и пощелкивал».

    Приблизился волшебник к девочке и стал дуть на нее холодом. Каждый раз он звал и спрашивал, тепло ли ей находиться в сугробе. Чувствуя, как стынет кровь, она отвечала, что тепло. Тем временем Старик не находил себе места. Мачеха же решила справить поминки по Падчерице и послала мужа в лес за ее косточками.

    Вернулся дед на место, где оставил дочь, и обомлел — сидит она в роскошной шубке на сундуке с деньгами. Он обрадовался, забрал девочку и повез домой. Увидела Мачеха богатство и надулась, как жаба. Мало того, что не удалось ей Падчерицу со свету сжить, так теперь она еще и невестой с приданым стала.

    Позавидовала Падчерице и Мачехина дочь, договорилась она с матерью, чтобы и ее Старик в лес отвез. Устроившись под кустом в теплой одежде и котомкой с пирогами, стала ленивая девочка ждать Морозко. Ей было комфортно и сытно. Заметил ее волшебник, подошел и стал дуть. Чем сильнее дул, тем больше она возмущалась, что холодно, прогоняла его: «Уйди, Морозко». Разозлился владыка холода и заморозил девочку насмерть.

    Мать ее тем временем наготовила угощений и собрала Старика в дорогу. Приехал он, а падчерица лежит в сугробе мертвая. Привез ее дед назад. Увидела Мачеха, что натворила, заголосила, но было поздно.

    План для читательского дневника

    Красивая сказка со смыслом — так можно охарактеризовать произведение «Морозко». В читательский дневник для 1 или 2 класса можно записать сказку в сокращении, из нескольких важных предложений. Они покажут учителю, что история была прочитана школьником, помогут ему пересказать сюжет и провести небольшой анализ:

    • Вдова и вдовец решают создать новую семью. У каждого из них есть по дочери от первого брака. Возраст девочек одинаков.
    • Дочь Старика трудолюбивая и отзывчивая. Она всегда готова прийти на помощь, самостоятельно выполняет почти всю работу по дому.
    • Дочь Мачехи — ленивая и грубая. Она могла лишь красоваться перед зеркалом и спать до полудня.
    • Однажды по приказу Мачехи отец увозит родную дочь в заснеженный лес. Он оставляет ее на холоде, а сам уезжает.
    • Девушку замечает лесной волшебник Морозко и дует на нее холодом. Одетая в вещи, которые не греют, она промерзает насквозь, но терпит. Посиневшими от холода губами говорит, что ей не холодно.
    • Восхищенный выдержкой Падчерицы, Морозко делает ей дорогие подарки. Теперь у девушки есть теплая нарядная шубка и сундук с монетами в приданое.
    • Позавидовав Падчерице, алчная старуха посылает в лес свою дочь. Девушка грубит Морозко, за что чародей ее не щадит. Надежды старухи разрушены.

    Короткий отзыв и основная мысль

    Основная мысль русской сказки заключается в том, что за труд и терпение человек всегда получает заслуженную награду. Падчерица много работала и стойко переносила удары судьбы, которая в итоге вознаградила ее прекрасными подарками.

    Сказка учит тому, что нужно быть терпеливым, добрым и справедливым. Злоба, грубость и ненависть к людям не ведут ни к чему хорошему. Это показано на примере Мачехи и ее дочери. И нельзя предавать близких, как это сделал Старик, выполняя приказы злой супруги.

    Написать краткий отзыв для читательского дневника можно в форме своего отношения к прочитанному. Пример: «Сюжет «Морозко» я знаю с детства, это одна из моих самых любимых русских сказок. В ней описано столкновение сил добра, в роли которых выступает Падчерица, и зла, воплощенного в образах Мачехи и ее дочери. Есть и справедливый персонаж — Морозко, который придерживается принципа, что награду нужно давать труду и отношению к людям.

    Как бы ни пыталась сжить Падчерицу со свету Мачеха, девочка оставалась доброй и трудолюбивой. Она выдержала все испытания и даже ни разу не пожаловалась, когда Морозко посылал в ее сторону волны холода. За все невзгоды она получила достойное вознаграждение.

    Сказка научила меня верить в добро и торжество справедливости. Как бы тяжело ни было сейчас, нужно трудиться и терпеть. В этом случае произойдут перемены к лучшему, ведь за черной полосой идет белая. Я рекомендую друзьям прочитать произведение и готов обсудить с ними поведение главных героев сказки «Морозко».

    Сравнение с другими сказками

    Первую литературную обработку народной сказки выполнил Владимир Одоевский. В его произведении «Мороз Иванович» волшебник живет в ледяном доме. Он ценит в людях доброту и трудолюбие, поэтому дарит Рукодельнице ведро с монетами и брошь с драгоценным камнем. Ленивицу, которая больше вредит, чем помогает по хозяйству, чародей награждает большим и маленьким слитками, но они быстро тают и утекают ртутью и водой.

    Если сравнить сказки, становится понятно, что Одоевский черпал много идей из русского фольклора. В его произведении также фигурируют две девочки, одна из которых — труженица, а другая — лентяйка. Каждая из них получила заслуженную награду. Произведение Одоевского более современно, в нем есть пословицы и наставления для детей.

    Исследователи отмечают сходство между русской народной сказкой и произведением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», где волшебник не был таким добрым, как Морозко. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» также представлен похожий сюжет. К числу литературно переработанных модификаций русской сказки исследователи относят сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».

    В каждой из этих сказок воплощены чаяния и ожидания народа. Мороз предстает в них и как гостеприимный хозяин, и как беспощадный повелитель. Для добрых людей он — заступник, борец за справедливость. Вера в это помогает жить и стойко переносить удары судьбы.

    Автор: Татьяна Викторовна Иванова

    Организация: МБДОУ «Детский сад №14»

    Населенный пункт: Респблика Удмуртия, г. Можга

    Цель: Развивать умение понимать характер героев художественных произведений

    Программное содержание:

    Обучающие:

    1. Вызвать у детей доброе отношение к сказочным героям и желание помочь им.

    2.Усваивать последовательность развития сюжета сказки

    развивать внимание ,речь, воображение ,фантазию ,логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, тренировать мыслительные операции ,анализ и.сравнение.

    Развивающие :

    1. развивать внимание ,речь, воображение ,фантазию ,логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, тренировать мыслительные операции ,анализ и.сравнение.

    Воспитательные:

    1.Воспитывающие: воспитывать интерес, желание прийти на помощь.

    Материал:

    -демонстрационный: презентация сказки«Морозко»

    -раздаточный: сюжетные картинки, подносы с песком

    Перед НОД была проведена предварительная работа:

    Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»; «Морозко»

    Рассматривание иллюстраций сказочных героев

    Д/и:«Собери узор»

    Конструирование : «Морозные украшения и угощения»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». «Речевое развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

    Предварительная работа:

    Перед НОД была проведена предварительная работа:

    Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»; «Морозко»

    Рассматривание иллюстраций сказочных героев

    Д/и:«Собери узор»

    Конструирование : «Морозные украшения и угощения»

    Рисование.: «Волшебные снежинки»

    Виды совместной деятельности: проблемно –игровая, предметная, коммуникативная деятельность, двигательная активность ,обыгрывание материала.

    Используемые технологии: использование ИКТ ,игровые, технологии, здоровье сберегающие технологии.

    Методы: Словесный: уточнение, наводящие вопросы, объяснение, пояснение, словесные указания, поощрение.

    Наглядный: рассматривание слайд, подносы с песком, картинки к тексту сказки, книга

    Репродуктивный: совместная деятельность педагога с детьми – разложи по порядку, найди соответствующую картинку

    Эвристический: проявление самостоятельности – составить сюжет, изобразить узор

    Приемы :использование наглядного и игрового персонажа, поиск ,выполнение поручений ,игровые действия., элементы сюрпризности.

    Формы работы с детьми: д/и «Что сначала. что потом», ,психоэтюд «Изобрази героев сказки »

    Форма организации: подгрупповая, индивидуальная

    Оборудование :

    -демонстрационный: презентация по сюжету сказки «Морозко»

    -раздаточный: сюжетные картинки, подносы с песком

    Ход НОД:

    1.Введение в игровую ситуацию

    Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

    Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

    Скорей становитесь со мною в кружок!

    Давай улыбнёмся и скажем: «Привет

    Солнцу: «Привет

    Гостям всем: «Привет

    2. (Просмотр видео послания от Мороза)

    Посмотрите на Это же Мороз младший брат Д.М. Почему ребята он такой грустный, что же случилось? (Дети спрашивают у Мороза)

    Слова ( Мороз :Беда сила морозильная закончилась, а я ничего не успеваю. Не успеваю украсить морозными узорами окна ваших домов и детского сада. ) Так что же делать ребята кто ему поможет? (Дети отвечают и предлагают помощь)-Перед началом работы предлагаю размять наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику.

    3.Пальчиковая гимнастика:(Дети выполняют гимнастику пальчиковую)

    Я мороза не боюсь, (Грозят пальчиком)

    С ним я крепко подружусь. (Руки в «замок»)

    Подойдет ко мне мороз, (Шагать двумя пальчиками по столу)

    • руку, тронет нос. (Трогают)

    Значит, надо не зевать, (Грозят пальчиком)

    • бегать и играть. (Загибать пальчики)

    Ребята я предлагаю вам найти себе пару и подойти к столам с заготовками

    -У вас на столах заготовки окон. Вам надо нарисовать на них морозные узоры.

    – Создавать наши морозные узоры мы будем необычным способом с помощью пальчиков

    на песке.

    В. А чтобы узоры и в самом деле получились красивыми и волшебными, мы будем рисовать их под музыку
    (Музыкальное сопровождение.)
    4.(Рисование на песке узоров пальчиками)

    В: ребята какие чудесные узоры получились Молодцы! Они так переливаются, так сверкают. Даже мне становится холодно. Морозу, думаю, обязательно понравиться.
    -М.- Ух сила морозильная прибавилась, то что вы мне помогли. Ребята, приглашаю вас прогуляться по страницам этой замечательной сказки, но чтоб в ней очутиться надо произнести заклинание:

    Два раза хлопни,

    Три раза топни.

    Вокруг себя, обернись

    И в сказочной стране очутись.

    Перед детьми макет книги изготовленный заранее).

    (Книга открывается)

    5. (рассказывание воспитателем по русской народной сказке «Морозко»)

    В. .Словарная работа :В сказке вам встретятся незнакомые слова падчерица- это неродная дочь, мачеха – неродная мать.

    Я вам расскажу сказку. садите поудобнее и слушайте.

    В конце сказки В.- Вот и сказки конец, а кто слушал- молодец

    7. Беседа по прочитанному по вопросам

    1)- Понравилась вам сказка?

    2)Кто живет в этой сказке?

    3)- Какой была падчерица с сказке?

    4)-А какой была родная дочь бабы?

    5)- На кого вы бы хотели быть похожими?

    6)- Кто из вам понравился больше всего в сказке?

    7)- Почему старик повез свою дочь в лес?

    8)- Почем баба отправила свою дочь в лес?

    -9)-Чему учит нас сказка?

    — Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть : и изобразить чувства героев сказки без слов, при помощи жестов и действий. Я приглашаю встать вас в круг.

    (дети изображают героев)

    8.Физминутка:

    Вот старуха стоит

    И сердито глядит,

    Она топает ногами,

    Кулаком она грозит.

    Дочка бабкина зевает,

    Только спать и есть желает,

    Разленилась, потому

    Не поможет никому.

    А вот дедушка — старик

    Головою поник,

    Он печален день и ночь –

    Потерял свою дочь.

    Вот Морозко идёт,

    Дочку дедову ведёт.

    Рукавицей белкам машет,

    Ёлкам шубы раздаёт.

    Дочка дедова ловка —

    Пожалела старика:

    Быстро выбила перины,

    Пирогов напекла.

    Воспитатель. Давайте изобразим мачеху, лентяйку и падчерицу.

    Мачеха — руки сожмите в кулаки и поставьте на пояс.

    Лентяйка — присядьте на корточки, ручку положите под щечку.

    Падчерица — покажите, как стираете белье.

    9.Игра «Что сначала ,что потом» -Ребята, Мороз приготовил нам картинки-подсказки для того чтобы мы могли посмотреть их и вспомнить эту сказку «Что сначала? Что потом?».(дети выполняют за столом стоя раскладывают картинки , а один из детей выполняет задание у доски а затем идет проверка)

    В сказку можно не поверить,

    Сказку можно и проверить,

    Сказка может правдой быть,

    Сказку нужно не забыть.

    10..Интерактивная игра иллюстраций по сказке «Морозко» среди иллюстраций нужно выбрать нужную картинку

    Молодцы !

    11.Рефлексия «Дети оценивают себя».(Мороз говорит волшебные слова и появляются судчок)

    Закройте глаза и представьте, что мы пролетаем мимо большого облака. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вы взбираетесь вверх по облаку, а, выдыхая — скатываетесь с него, как с горки. Упражнение повторить трижды. Откройте глаза, и посмотрите навстречу вам летят снежинки, но они разные: одни грустные, другие веселые. Если вам понравилось занятие, то вы возьмите веселую снежинку, а если нет, то грустную Вот мы и снова очутились в детском саду.

    М.Вы мне сегодня очень понравились. Были внимательными, серьезными. Я просто горжусь вами. А сейчас откроем наш волшебный сундучок, и посмотри, какой сюрприз нас ждет?

    Приложения:

    1. file0.docx.. 120,6 КБ

    2. file1.pptx.zip.. 12,1 МБ

    Опубликовано: 26.10.2020

  • Сказка морозко в стихах для инсценировки
  • Сказка морозко как звали дочерей
  • Сказка морозко книга читать
  • Сказка мороз иванович русская народная сказка
  • Сказка мороз иванович одоевский читать