Презентация на тему Презентация по литературному чтению В. Ф. Одоевский Мороз Иванович, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 22 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Литературное чтение
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
Сравнение народной и литературной сказки.
Организация начала урока
Ты прочтёшь про всё на свете:
Как летают на ракете
Сколько есть на небе звёзд
Как устроен длинный мост
Как железо добываю
Как микробы изучают
Как Америку открыли
Как на льдине люди жили…
О животных и о птицах
И о пчёлах -мастерицах…
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Прочитайте эпиграф: «Нам даром без труда ничего не даётся, недаром исстари пословица ведётся».
О чём эти слова?
Прочитайте пословицы:
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
У ленивой пряхи нет для себя рубахи.
Объясните их смысл.
Эти пословицы нам сегодня помогут.
Работа с портретом писателя
-Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.
-Посмотрите на портрет. Может быть, кто — нибудь знает его имя?
-Прочитайте как его зовут.
Рассмотрите портрет. Попробуйте описать, каким вы представляете этого человека в жизни.
Сравнение сказок
-Вспомните, какие русские народные сказки мы читали?
-Почему эти сказки называются народными?
-Есть ли у них автор?
-Какие сказки мы называем литературными или авторскими?
-Сегодня на уроке мы увидим как, рождается авторская сказка из народной.
-Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются.
Работа с пословицами и поговорками
-Прочитайте пословицы и поговорки:
Два друга – он да вьюга.
Он и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
-О чём в них говорится?
-Открывается название сказки:
Введение в тему
-Учебник стр. 196.
-Что написано перед названием сказки?
-Как называется такая сказка?
-Какие произведения о Морозе вы помните?
-Сегодня мы познакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал её:
Биография писателя
Новая тема
-Сегодня мы вспомним русскую народную сказку
«Морозко».
-Какая это сказка?
-Сейчас мы познакомимся со сказкой, которую написал В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Работа над сказкой
-Есть ли в сказке зачин?
-Отличается ли он от народной?
-Как звали девочек?
-Почему автор их так назвал?
Говорят ли имена девочек об их делах?
-Что означают слова «Рукодельница» и «Ленивица»?
-Почему Ленивице было всегда скучно?
-Какая беда случилась с рукодельницей?
-Кто встретился ей в волшебном колодце и о чём её попросил?
Почему Мороз Иванович живёт в колодце, а?
Работа над сказкой
-На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?
-Какая у него была перина?
-Легко ли девочке было взбивать перину? Почему?
-Сколько вопросов задала девочка старику?
-Какие вопросы задавала Рукодельница?
-Что он ей отвечал?
-Чем занималась Рукодельница у старика?
-Как он за это её отблагодарил?
Работа над сказкой
-Зачем решили отправить Ленивицу к Морозу Ивановичу?
-Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику?
-Что ответила она печке, когда оказалась в колодце? Яблоне?
-Как её встретил Мороз?
-Чем Мороз отблагодарил её за работу?
-Одинаково ли автор относится к героиням сказки?
-Можно ли по именам определить отношение Одоевского к своим героиням?
Выборочное чтение
-Прочитайте, как Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?
-Что наказывала нянюшка Ленивице?
Чтение в лицах
-Со слов: «Вот по примеру Рукодельницы….» и до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил…..»
-Отметьте со страницы 205 по страницу 206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
-В каких словах выражена главная мысль сказки?
Сравнение с народной сказкой «Морозко»
Чем отличаются герои сказки?
Вывод: в авторской сказке у девочек есть имена, ярче описаны их дела по дому.
-Мороза Ивановича легче представить: есть его описание.
-Разговаривают пирожок и яблочки.
-Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.
Сравнение героинь
Рабочая тетрадь стр. 47
Проверка:
Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна.
Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива.
Вывод: автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».
Работа с пословицами
Собери пословицы:
Что посеешь ….такова и награда
Какова работа …….то и пожнёшь
Мало хотеть …….не жди добра
Что испёк …… надо уметь
Сделав худо …..то и кушай
Как вы понимаете значение этих пословиц?
Какие подходят к сказке « Мороз Иванович?
Для чего автор написал для нас эту сказку?
Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь, с 48-49 (план сказки)
Пересказ понравившегося эпизода сказки
Дом Мороза Ивановича нарисовать
Итог. Рефлексия
К какому жанру относится это произведение? Почему?
Чем отличаются герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»
Как называются сказки у которых есть автор?
Чему учит эта сказка?
В чём мудрость?
Выберите соответствующие смайлики:
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.