Сказка медвежата чарушин слушать

Статья рассказывает о биографии чарушина е.и., детском писателе, пишущем о мире животных. рассматриваются основные произведения, деятельность творца, как художника в

Статья рассказывает о биографии Чарушина Е.И., детском писателе, пишущем о мире животных. Рассматриваются основные произведения, деятельность творца, как художника в жанре «анимализм», особенности передачи словом и кистью повадок животных.

Биография Чарушина заполнена смешными моментами. Возможно, именно события, происходящие по мере взросления будущего писателя, определили дальнейший путь его творчества.

Он был талантлив не только в письме, но и в графике — Чарушин выступал иллюстратором для многих детских книг.

Чарушин Евгений Иванович — художник-анималист и детский писатель

Отец Евгения, известный архитектор того времени, передал своему юному отпрыску любовь к искусству, большой интерес к отображению мира посредством рисования, и незаурядные способности, определившие становление сына, как художника, изображавшего животных.

0 f1293 d4ece487 XL

Иллюстрация Е.И.Чарушина к рассказу В.Бианки «Первая охота»

Евгений Иванович иллюстрировал рассказы Бианки, много работал над другими книгами, создавал портреты животных для детей.

Как детский писатель, Евгений попробовал себя в создании многих произведений, таких как сказки и рассказы о животных. Особенностью его творений была необычайная динамичность, передача действия глаголами (в рассказе «Лисята»), точное считывание повадок обитателей, населявших животный мир.

Впоследствии сочинитель отошел от простых предложений, однако в его текстах можно встретить очень много звукоподражаний животным, что делает их неподражаемыми для восприятия ребенком.

Краткая биография художника-иллюстратора детских книг

Годы жизни: 1901.11.11 – 1965.02.18.

Детский писатель был рожден в 1901-м, 29-го октября (по старому стилю), в городе Вятка. Его день рождения ознаменовался приходом талантливого человека в окружающий мир.

2159328 8607b416e977dc2e

Родители Е.И.Чарушина

Отец его был известным архитектором, а в семье царила творческая атмосфера, которая благосклонно сказывалась на подрастающем мальчике. Недалеко от семьи жила семья Васнецовых, с сыном которых, знаменитом в будущем художником, дружил Евгений в течение всей жизни.

В 1918-м Чарушин окончил школу и пошел служить в Красную Армию. По истечении четырех лет с этой даты, в 1922-м, он вернулся в родной город.

Поступил в этом же году на факультет живописи в Художественную Академию Петрограда, где в течение пяти лет постигал азы рисования. 1927-м Евгений Иванович завершил образование в учебном заведении и стал работать в Госиздате, при Детском отделе.

Благодаря Лебедеву В. В., который сильно повлиял на юношу, стал активно работать над своим стилем и иллюстрировать многие книги известных советских авторов. Помимо чужих, работал над своими, используя талант для отображения быта животных.

В 1930-м Евгений Иванович начинает работать в литературе для детей, как писатель.
Создал практически два десятка книг, заслужив своим талантом похвалу от Горького М.

В 1941-м, в связи с начавшейся войной, эвакуировался из Петербурга в Киров. Здесь стал рисовать патриотические плакаты, писать картины, оформлять спектакли в Драмтеатре Кирова. Спустя четыре года с прошедшей даты, вернулся в Ленинградский край. Занимался графикой, скульптурой, анималистикой, создавал эстампы.

В феврале 1965-го он умер. Это случилось 18 числа.

Родители Евгения Ивановича

  1. Отец — Иван Аполлонович, главный губернский архитектор, создавший более трехсот зданий в разных городах.
  2. Мать — Любовь Алексеевна, садовод-любитель.

Детство

Благодаря отцу, Евгений с детства любил рисование. Иван Аполлонович привил сыну влюбленность к художественному творчеству, которое предопределило жизненный путь юного дарования.

img2 2

Помимо батюшки, важную роль в становлении Чарушина, как художника, сыграл его друг Васнецов, бывший частым гостем в их доме.

С мамой Женя много ходил в лес, наблюдая природу родного края. Это родило в нем любовь к живому миру. Очень много мальчик читал о природе, особенно он любил книги о животных.

Став постарше, мальчик активно стал работать над переносом живой природы на бумажный лист, кистью выполняя рисунки зверей.

Образование и воспитание

Помимо самообразования с помощью книг, важную роль в этом действе сыграли родители Евгения Ивановича, благодаря которым маленький мальчик понял свои предпочтения. Мать его привила любовь к природе, отец – к живописи.

Однако, кроме семейного воспитания и самообразования, Чарушин много учился по интересующему его направлению.

pagephotos 212 4fba1492a7535a4181eaa096c2a38a287ea619653544c

В армии он активно работал над созданием рисованных изображений, после нее – поступил в 1922-м в Петербургскую Академию по художественному направлению, где, помимо образования по своему профилю, активно посещал занятия у другого преподавателя.

Обучение длилось пять лет, по прошествии которых (1927) Евгений Иванович вышел дипломированным специалистом.

Первая книга с иллюстрациями Чарушина

Первой работой Евгения Ивановича, как иллюстратора, была оформительская деятельность по рассказу В. Бианки «Мурзук».

o o

Пришедший работать в Детский отдел Госиздата, молодой художник показал свои рисунки В. В. Лебедеву, который отметил их необычайную живость, вследствие чего порекомендовал его картины Бианки. Помимо Виталия, юноша создавал иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака и М. М. Пришвина.

Первые рассказы

С подачи С. Маршака, молодой человек попробовал писать свои рассказы, где подробно рассказывал маленьким детям о жизни животных.

57938dd6ca073

До начала войны им было создано не менее 20 книг, среди которых были «Волчишко и другие», «Птенцы», «Цыплячий город», «Животные жарких стран» и т. д.

После войны, вернувшись в Петроград, активно продолжал работать с детской прозой.

Известные произведения Чарушина

Charushin 1

Можно выделить следующие из них:

  • «Как мальчик Женя научился говорить» (из цикла «Про Женю»);
  • «Про Томку»;
  • «Яша»;
  • «Кто как живет»;
  • «Медвежата»;
  • «Щур»;
  • «Олешки»;
  • «Волчишко»;
  • «Путешественники».

Героями Евгения Ивановича часто выступают дети, которые взаимодействуют с животными. Нередко представители животного мира обладают качествами, которые восхищают писателя. Например, ворон в рассказе «Яша».

Последние годы жизни и смерть писателя

Он успел создать много иллюстраций к книгам в послевоенные годы, а также поменял свою технику исполнения рисунков. Его картинки обрели перспективу, обозначилось пространство.

06

Также Евгений Иванович начинает рисовать гуашью и акварелью, прорабатывая маленькие детали.

Однако Чарушин сильно болел в последнее время. В возрасте 64 лет он погиб. Это произошло в 1965-м, 18-м февраля, в городе Санкт-Петербург. Последним пристанищем талантливого человека стало Богословское кладбище.

Стремление познать мир животной фауны было настолько велико, что будущий писатель в детстве часто попадал в курьезные ситуации.

img phpnMGQhY Galereya portretov 42

Вот некоторые из них:

  1. Однажды он решил понять, какие ощущения испытывают птицы при поедании специализированного корма, и съел его из их кормушки. В результате этого действия, мальчик заболел брюшным тифом.
  2. Несколько раз земляки Евгения видели его переплывающим речку вместе с коровами, которые переходили ее вброд.
  3. Фамилия писателя восходит к названию сдобной выпечки «Чаруша».

Заключение

Евгений Иванович был очень талантливым человеком, жизнь и творчество которого внесли огромный вклад в развитие детской прозы. Анализ произведений под его авторством выявляет огромнейшую любовь к маленьким читателям, природному миру и зверям, его населяющим.

Когда приходит время первой прозы для вашего малыша, нет ничего лучше, чем начать читать ему добрые и познавательные рассказы Евгения Чарушина с авторскими иллюстрациями, воспитывающими любовь ко всему живому. Это та самая классика, которая должна быть в библиотеке каждого ребенка, наравне с поэзией Чуковского.

Российский писатель и художник-график Евгений Чарушин оформил десятки изданий, которые радуют уже не одно поколение малышей. Он иллюстрировал тексты Бианки, Пришвина, Маршака и собственные рассказы, общий тираж которых превышает шестьдесят миллионов экземпляров…
Рассказы и рисунки Чарушина лаконичны и понятны даже самым маленьким. Чаще всего описание занимает лишь несколько строк, но в них, как говорится, «словам тесно, а мыслям просторно».

Истоки искусства Чарушина лежат в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с младенчества, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком.
«…И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил».

В тридцатые годы Чарушин стал одним из лучших художников детской книги. «Его радовало, что нарисованные им звери нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам». Он хорошо знал повадки и образы животных, рисовал их с необычайной точностью и характерностью, с большой наблюдательностью и теплотой. Каждая его иллюстрация не похожа на другую, а рисунки настолько живые и дышащие, что животных так и тянет потрогать. «Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Чарушин был тонкий педагог и психолог, поэтому на страницах его рассказов не встречается нравоучений, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, как важны доброта, любовь, ответственность и бережное отношение ко всему живому. Они близки русскому фольклору для маленьких, где «между строк» читается больше, чем в самом произведении, и каждый открывает для себя столько, сколько может пропустить через свое сердце, разум и чувство.
Творчество Чарушина позволяет детям понять, а нам — не забыть, как прекрасен мир.

Поэтому хочется еще раз сказать огромное спасибо издательству «Амфора» за чудесные детские книги. В сериях «Художники детям», «Бабушкины сказки», «Мои первые книжки» и «Школьная библиотека» замечательно все — содержание, иллюстрации, оформление и цена. И прослужат эти книги от первого знакомства, когда ребенку еще читают вслух, до самостоятельного чтения. Совершенно ясно, что нужно скупать их все, и только высящиеся горы старых советских книг с теми же картинками удерживают меня от этого. Хотя удерживают не слишком, покупаю выборочно.
Качество книг отличное: уютный уменьшенный формат, что удобно для самостоятельного просмотра малышами, твердая глянцевая обложка, очень плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт.

Книги «Большие и маленькие» долго не было в продаже, и поэтому я все откладывала обзор по Чарушину. Но вот она наконец опять появилась. Это идеальная книга со всех точек зрения — классический прекрасный текст, чудесные жизненные иллюстрации. Рассказы в книге двух типов: вначале — певучие обращения животных к своим детенышам: «Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите!…», потом — небольшие описания животных: «Дерзкий и страшный зверь — тигр. Он прячется в джунглях, зарослях, таится около тропы, по которой идут к водопою антилопы и зебры, пробираются буйвол и кабан».
Малышам начиная с года нравится рассматривать рисунки животных со звукоподражанием, позже — изучать понятия «большой»-«маленький», «один»-«много». Еще позже — слушать сами рассказы, а потом и читать самостоятельно — рассказы короткие, шрифт крупный и удобный.
Это отличная книга, которая будет интересна и полезна ребенку долгое время.

«Тюпу и Томку», конечно, расхватали сразу, хотя тираж был немаленький — 5000 экз.
Это и не удивительно — милая добрая знакомая с детства классика, которая обязательно должна быть у малыша, превосходные рассказы и натуралистичные, живописные иллюстрации.
Но есть и хорошая новость. В издательстве Искатель вышла книга «Тюпа, Томка и сорока», аналогичная Амфоровской. Отличие только в том, что вместо рассказа Рябчонок — рассказы Сорока и Лисята. Ну и еще формат больше, как следствие — страниц меньше.

в «Лабиринте»
Что касается книги «Шутки» — в последнее время она издавалась с рисунками Никиты Чарушина, а здесь авторские, что уже редкость. В книге сказка Теремок и Шутки, представляющие собой веселые четверостишия, которые нравятся деткам от года и старше.
Этой уже нет в продаже, но есть другая, аналогичная, где кроме Теремка и Шуток сказка Лиса и заяц.

Есть еще две хорошие книги, не видела Ежика живьем, но думаю качество серийное, а значит — хорошее:

Художник и писатель Евгений Иванович Чарушин (1901 -1965) широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.
Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал.
Еще мальчиком он часто бывал с отцом на охоте, бродил по полям и лесам. Он знал повадки животных и птиц, сам приручал их, поил, кормил.
Нарисованные им зайчата, медвежата, оленята, волчата вызывают добрые, теплые чувства. Художник изображает животных, тонко передавая их характер; мы узнаем хищника в барсе и тигренке, видим незащищенность зайчика, задиристость петуха, суетливость вороны.
Чарушин работал также в фарфоре, писал декорации для театра. Расписывал стены детских садов и домов пионеров, создавал модели игрушек. Он был талантливым педагогом, много сделавшим для художественного воспитания детей. За выдающуюся творческую и общественную деятельность ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Своим искусством Чарушин способствовал расцвету советской детской книги.

И. А. Бродский

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение,
а затем на прямоугольник слева внизу на панели плеера.

В. Бианки
«Теремок»
Рисунки Е. Чарушина
Гиз, 1929, 22,5 х 19,5
8 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
«Животные жарких стран»
Рисунки автора
ОГИЗ ДЕТГИЗ
1935 год, 29 х 12 см
8 стр. с иллюстрациями
С. Маршак
«Детки в клетке»
Рисунки Е. Чарушина
ОГИЗ
24 стр. с иллюстрациями
29 х 22,5 см, 1935
М. Пришвин
«Зверь бурундук»
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1936 год, 22 х 17,5 см
120 стр. с иллюстрациями
Сказки северных народов
«Олешек Золотые Рожки»
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1937 год, 26,5 х 20 см
50 стр. с иллюстрациями
С. Маршак
«Мой зоосад»
Иллюстрации Е. Чарушина
Серия Для маленьких
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1938 год, 14 х 10 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
«Волчишко»
Рисунки Е. Чарушина
Серия Для маленьких
ДЕТИЗДАТ
1938 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
«Никитка и его друзья»
Рисунки Е. Чарушина и
Р. Великановой
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1938 год, 22 х 17 см
52 стр. с иллюстрациями
В. Бианки
«Чей нос лучше»
Рисунки Е. Рачева и Е. Чарушина
ДЕТГИЗ
32 стр. с иллюстрациями
16 х 13 см, 1942 г
С. Маршак
«Детки в клетке»
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТГИЗ
24 стр. с иллюстрациями
29,5 х 22,5 см, 1947
Русские сказки про зверей
Рисунки Е. Чарушина
Калинин, издание газеты
Пролетарская правда
1948 год, 25,8 х 19,4 см
64 стр. с иллюстрациями
И. Белышев
«Упрямый котенок»
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1948 год,
20 х 26 см
12 стр. с
иллюстрациями
Е. Чарушин
«Что за зверь»
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1950 год, 20 х 15 см
72 стр. с иллюстрациями
Русские сказки про зверей
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1951 год, 26 х 20 см
76 стр. с иллюстрациями
Виталий Бианки
«Первая охота»
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1951 год, 29 х 22,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
«Три рассказа»
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1953 год
16 стр. с иллюстрациями
22 х 17 см
«Тюпа, Томка и сорока»
Е. Чарушин
Рисунки Е. Чарушина
В твердом переплете
Детгиз 1963, 29 х 22 см
64 стр. с иллюстрациями
Е. Сладков
«Бежал ежик по дорожке»
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1953 год
16 стр. с иллюстрациями
27 х 21 см
Корней Чуковский
«Цыпленок»
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1958 год
12 стр. с иллюстрациями
22 х 16,5 см
vorobjishkina vesna1959 Н. Сладков
«Воробьишкина весна»
Иллюстрации Е. Чарушина
Детгиз 1959 год
20 стр. с иллюстрациями
27,5 х 22 см
Е. Чарушин
«Бежал ежик по дорожке»
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1961 год
24 стр. с иллюстрациями
27 х 21 см
Н. Смирнова
«Мишка — большой медведь»
Рисунки Е. Чарушина
Художник РСФСР, 1966 год
32 стр. с иллюстрациями
21 х 16,5 см
Н. Сладков
«Медвежья горка»
Рисунки Е. Чарушина
Изд-во Ленинград
Детская литература
12 стр. с иллюстрациями
27,5 х 21,5 см, 1967
Е. Чарушин
«Рассказы»
Иллюстрации Е. Чарушина

272 стр. с иллюстрациями
22 х 16,5 см, 1971 год

В. Бианки
«Мышонок Пик»
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство Детская литература
64 стр. с иллюстрациями
22 х 17 см, 1972 год
Е. Чарушин
«Большие и маленькие»
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство Детская литература
24 стр. с иллюстрациями
26 х 20 см, 1973 год
Е. Чарушин
«Никитка и его друзья»
Рисунки Е. Чарушина
Серия Мои первые книжки
Издательство Детская литература
16 стр. с иллюстрациями
23 х 16,5 см, 1971 год
«Теремок»
Русская народная сказка
Рисунки Е. Чарушина
Серия Для маленьких
Изд-во Детская литература
1974 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрация
«Заячья избушка»
Русская народная сказка
Иллюстрации Е. Чарушина
Серия Для маленьких
Изд-во Детская литература
1975 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрация
Е. Чарушин
«Болтливая сорока»
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство
Художник РСФСР
28 х 22 см, 1975 год
24 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
«Волчишко»
Рисунки Е. Чарушина
Серия Мои первые книжки
Издательство
Детская литература
1977 год, 23,5 х 16,5 см
16 стр. с иллюстрациями
И. Соколов-Микитов
«От весны до весны»
Рассказы о природе
Иллюстрации
Е. Чарушина, Н. Чарушина
Серия Книга за книгой
Издательство Детская литература
1978 год, 21 х 14 см
32 стр. с иллюстрациями
М. Пришвин
«Ярик»
Рассказы
Рисунки Е. Чарушина
Издательство
Детская литература
1978 год, 23,5 х 16,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
«Васька, Бобка и крольчиха»
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство
Детская литература
1978 год, 23,5 х 17 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
«Зверята»
Рисунки автора
Издательство
Детская литература
1982 год, 21,5 х 19,5 см
20 стр. с иллюстрациями

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Художник анималист, иллюстратор и писатель Евгений Чарушин МБ ДОУ «ЦРР детский сад №99» Г. Чита. Забайкальский край Круговая Светлана Вадимовна

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.

Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

«МУРЗУК» В. Бианки иллюстратор Е. Чарушин

До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов — С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.

» Медвежата». 1947 г.

Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в ранних его книгах едва намечены. Главное — крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог.

Чарушин Е. «Про Томку» 1979 ДЛ

Чарушин Е. «Тюпа, Томка и сорока» 1989 Художник РСФСР «Я приучился с детства понимать животное — понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное». Е.И. Чарушин

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Чарушин — художник -анималист

Организованная совместная деятельность по произведениям Е. Чарушина, содержащая работу с родителями, викторину, знакомство с анималистическим жанром в искусстве….

ПРОЕКТ «Художник и писатель — ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН»

Данный проект поможет познакомить детей с творчеством писателя и художника — Евгением Чарушиным….

Живые рисунки Евгения и Никиты Чарушиных

«Лабиринт» продолжает цикл летних акций для всех любителей иллюстрированной детской книги. Каждую неделю мы «открываем» для вас одного из художников-иллюстраторов. И каждую неделю будет действовать дополнительная скидка на его книги. Срок действия скидки — с понедельника по воскресенье.
Отец и сын Чарушины — художники, посвятившие себя графике, в особенности — детской анималистической иллюстрации. Благодаря династии Чарушиных существует множество чудесных книжек для малышей, рассказывающих о самых разных животных: и диких, и домашних, и экзотических.
Евгений Чарушин — наверное, первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши. Рассказы Бианки, Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Благодаря точности и достоверности линии Чарушина и одновременно ее легкости, у малышей, только познающих мир, сразу складывается представление о каждом живом существе. Пойманный художником образ, запечатленный на страницах любимой детской книжки, сохранится на долгие годы.
Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в семье архитектора. С детства он рисовал, по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». В огромном саду у дома жило множество животных и птиц — настоящий домашний зоопарк. За всеми ними маленький Женя Чарушин ухаживал и наблюдал. А любимой его книгой стала «Жизнь животных» А. Э. Брэма, которая увлекла его больше любой подростковой приключенческой литературы.
Любовь и внимательность к миру природы помогли ему передать до мелочей точно повадки и движения животных. За каждым рисунком раскрывается целая история: вот нахохлилась ворона, вот сжался осиротевший медвежонок, вот весело скачет маленький щенок. Внимательность и любопытство, участие и желание погрузиться в незнакомый мир, свойственные детскому восприятию, сохранились и в более поздних его работах — поэтому они так трогают и увлекают.
Хвосты
6 рец. 29 фото
Бианки Виталий Валентинович
Акварель:
Бабушкины книжки
102 ₽
ОЖИДАЕТСЯ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
–25 %
Выгода 64 ₽
Тюпа, Томка и сорока
34 рец. 52 фото
Чарушин Евгений Иванович
Искатель:
Библиотека школьника
194 ₽
258
В КОРЗИНУ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
Маленькие рассказы
5 рец. 21 фото
Чарушин Евгений Иванович
Акварель:
Чарушинские зверята
80 ₽
ОЖИДАЕТСЯ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
–25 %
Выгода 29 ₽
Листопадничек
12 рец. 26 фото
Соколов-Микитов Иван Сергеевич
Акварель:
Бабушкины книжки
87 ₽
116
В КОРЗИНУ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
Первые книжные иллюстрации Евгений Чарушин нарисовал к рассказу Бианки «Мурзук». Один из этих рисунков был приобретен Государственной Третьяковской галереей. С этого момента началось его тесное сотрудничество с издателями детской литературы. До войны он проиллюстрировал более двух десятков книг для детей, а после — не только рисовал, но и занимался фарфоровой пластикой и скульптурой. Но животный мир оставался главной темой его работ. Последней книгой, проиллюстрированной им, стали «Детки в клетке» Маршака. В 1965 году, посмертно, Евгению Чарушину была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Евгений Чарушин писал и сам. Он начал творить по совету Маршака, а о его рассказах тепло отзывался Максим Горький. Рассказы эти сохранили свежесть детского взгляда; простого, ясного восприятия жизни; доброту, которая так важна для маленьких читателей. «Птенцы», «Две мышки», «Волчишко», рассказы про Тюпу и Томку — немало историй для малышей были написаны и проиллюстрированы им. Их можно назвать «научными сказками» — они пронизаны сказочной поэтикой, но основаны на точных и любовных наблюдениях. И в слове, и в графике Чарушин работает с образом ярким, объемным, живым, полным мелочей и деталей.
Его сын, Никита Евгеньевич Чарушин, тоже посвятил себя анималистической детской книге. Первым его учителем стал отец, они рисовали вместе каждый день, вместе ходили на охоту и наблюдали за жизнью леса; и так искусство стало одновременно и любимым делом, а желание передать животный мир — творческой задачей, над реализацией которой художник работал всю жизнь.
Рассказы Бианки, Соколова-Микитова, Сладкова, Киплинга с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских и международных конкурсах не случайно. Никита Чарушин видел в природе удивительную пластику, отразить которую в творчестве — и есть высочайшее мастерство. На его рисунках животные не покидают свою среду: даже отмеченные штрихами, деревья, травы, листья все равно присутствуют. Природа гармонична, присматриваясь к ней, не найдешь изъянов ни в чем: ни в пестром окрасе перьев, ни во мхе, покрывающем кору деревьев.
Никита Чарушин никогда не придает зверям и птицам человеческие черты, не пытается изменить их природу в угоду сюжету. Его рисунки основаны на наблюдении за природой, а характер животного и его повадки можно понять с первого взгляда. Медведь, вразвалку выбирающийся на поляну из леса, или стремительная, опасная, гибкая рысь, замершая на сломанном дереве — каждый рисунок показывает кусочек большого мира. Для художника крайне важно было соединить познавательность и художественную образность, показать, как многообразен мир, как много в нем деталей.
Чарушины — не устаревающие художники, их не перестают переиздавать, ведь их иллюстрации — одни из самых ясных и точных представлений мира природы для тех, кто только делает первые шаги в его познании. Животный мир не подвержен изменениям так, как человеческая цивилизация, хотя все больше современных детей никогда не видели индюшек и поросят так же близко, как Женя Чарушин в детстве. А Никита Чарушин обращается и к экзотической природе («Сказки с далеких берегов» Киплинга), и к родной («Кто о чем поет» Бианки), и всегда его рисунки позволяют, как живых, представить обитателей того или иного края, зверей и птиц. Но главным остается чувство любви, вложенное в каждый штрих, каждую линию их рисунков.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтение на тему » Е Чарушин — иллюстратор «( 1 класс)

Евгений Иванович Чарушин( 1901 - 1965 )

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Евгений Иванович Чарушин( 1901 - 1965 )

    Описание слайда:

    Евгений
    Иванович
    Чарушин
    ( 1901 — 1965 )

  • 2 слайд

    Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все св

    Описание слайда:

    Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки . Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил».
    Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…»
    Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери»

  • 3 слайд

    А ещё в доме жил Бобка — трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом

    Описание слайда:

    А ещё в доме жил Бобка — трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал о своих детских огорчениях».
    Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа».
    «Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель»), — вспоминал товарищ. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

  • 4 слайд

    Е.Чарушин - художник - анималист     Художник, который рисует животных, назы

    Описание слайда:

    Е.Чарушин —
    художник — анималист
         Художник, который рисует животных, называется
    .
    анималист

  • 5 слайд

    Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество

    Описание слайда:

    Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

  • 6 слайд

    Трудно представить, что вся эта теплая пушистость "выходила"  из твердого лит

    Описание слайда:

    Трудно представить, что вся эта теплая пушистость «выходила»  из твердого литографского камня, который надо было особым образом процарапать острой иглой, покрыть краской и только потом получить оттиск-изображение на бумаге.
    Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке.
    литография

  • 7 слайд

    Е.Чарушин - иллюстратор

    Описание слайда:

    Е.Чарушин — иллюстратор

  • 8 слайд

    Е.Чарушин иллюстрирует книги других писателей Одной из работ художника б

    Описание слайда:

    Е.Чарушин
    иллюстрирует
    книги
    других писателей
    Одной из работ художника были иллюстрации к «Деткам в клетке» Маршака. За нее он получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

  • 9 слайд

     Такими видел художник «деток в клетках».

    Описание слайда:

    Такими видел художник «деток в клетках».

  • 10 слайд

    К книгам каких писателей сделаны эти иллюстрации?М.Горький "Воробь

    Описание слайда:

    К книгам каких писателей сделаны эти
    иллюстрации?
    М.Горький
    «Воробьишко»
    В.Бианки
    «Первая охота»
    В.Бианки
    «Музыкант»

  • 11 слайд

    Е.Чарушин - скульптор

    Описание слайда:

    Е.Чарушин — скульптор

  • 12 слайд

    Е.Чарушин - писательКот … Верный … Тюпа, Томка и … Томкины … Страшная …Епифан

    Описание слайда:

    Е.Чарушин — писатель
    Кот …
    Верный …
    Тюпа, Томка и …
    Томкины …
    Страшная …
    Епифан.
    Трой.
    сорока.
    сны.
    история.

  • 13 слайд

    Героями каких рассказов Е.Чарушина являются эти животные?"Медвежата""Про Томк

    Описание слайда:

    Героями каких рассказов
    Е.Чарушина являются эти животные?
    «Медвежата»
    «Про Томку»
    «Волчишко»
    «Лисята»

  • 14 слайд

    Эти зверьки были настоящие ловкачи.Раз! – и по занавеске взберутся прямо до

    Описание слайда:

    Эти зверьки были настоящие ловкачи.
    Раз! – и по занавеске взберутся прямо до самого верха.
    Два! – они уже на высоком шкафу.
    А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
    Как-то пришёл охотник со службы, а их нет. Стал он искать…
    Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет никого, и под стульями нет. И под кроватью нет.
    И тут мой приятель даже испугался. Видит: охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.
    И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, подпрыгивает.
    Что за чудо такое?
    Из какого произведения эти строки?
    «Лисята»

  • 15 слайд

    В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один ще

    Описание слайда:

    В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?
    Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.
    «Томка»

  • 16 слайд

    Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу - кур принесли в из

    Описание слайда:

    Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали; вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И клювом бил, и шпорами.
    «Мишки»

  • 17 слайд

    «Жил он с матерью в лесу. Ушла мать на охоту. Поймал зверька человек, сунул

    Описание слайда:

    «Жил он с матерью в лесу. Ушла мать на охоту. Поймал зверька человек, сунул в мешок и принёс в город…»
    «Волчишко»
    — Чем закончилась эта история?

  • 18 слайд

    «… Я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова

    Описание слайда:

    «… Я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова.
    И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца…»
    — Как их учат говорить?
    — Из каких рассказов вы это узнали?

  • 19 слайд

    "Медвежата""Про Томку""Волчишко""Лисята"Расскажите самые интересные эпизоды

    Описание слайда:

    «Медвежата»
    «Про Томку»
    «Волчишко»
    «Лисята»
    Расскажите самые
    интересные эпизоды
    из этих рассказов

  • 20 слайд

    "Кот Епифан"пришёл сам1. Как появился кот у бакенщика?2. Какого цвета был кот

    Описание слайда:

    «Кот Епифан»
    пришёл сам
    1. Как появился кот у бакенщика?
    2. Какого цвета был кот?
    3. Почему бакенщик не прогнал кота?
    4.Что они делали вместе?
    5. За каким занятием бакенщик застал кота?
    подкинули нашёл бакенщик
    белый
    чёрный тигровый
    был одиноким
    стало жалко
    воровством охотой за
    птицами
    ловлей рыбы
    спали
    рыбачили
    понравился
    зажигали бакены

  • 21 слайд

    "Друзья"План: Охотник приносит домой лисёнка. Лисёнок и щенок подружились. По

    Описание слайда:

    «Друзья»
    План:
    Охотник приносит домой лисёнка.
    Лисёнок и щенок подружились.
    Поиски друга.
    Звериные игры.
    Лисёнка сажают на цепь.
    Зверёк убегает.
    Лисёнка отпускают на волю.
    Восстанови последовательность рассказа

  • 22 слайд

    "Друзья"План:1. Охотник приносит домой лисёнка.2. Лисёнок и щенок подружились

    Описание слайда:

    «Друзья»
    План:
    1. Охотник приносит домой лисёнка.
    2. Лисёнок и щенок подружились.
    6. Поиски друга.
    3. Звериные игры.
    4. Лисёнка сажают на цепь.
    5. Зверёк убегает.
    7. Лисёнка отпускают на волю.
    Перескажи по плану рассказ

  • 23 слайд

    Подведём итоги?- О каком писателе мы говорили сегодня на уроке?- Что вы узнал

    Описание слайда:

    Подведём итоги?
    — О каком писателе мы говорили сегодня на уроке?
    — Что вы узнали о Е.Чарушине?
    — Чем интересны произведения этого писателя?
    — Хотелось ли вам ещё взять в руки произведения этого автора?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Е Чарушин — иллюстраторЛюбовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки . Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил».Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…» Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Тема:
Е.Чарушин «Теремок»

Похожие материалы

  • Литературное мероприятие «Путешествие в страну Читалию» 3 класс

  • Презентация по литературному чтение на тему » Герои Е. И Чарушин Теремок .»(1 класс)

  • Литературное чтение, классный час по теме»Книга»

  • Презентация к уроку чтения «Биография В.В. Бианки»

  • Конспект урока на тему «правда и ложь»

  • Конспект урока «Нравственные привычки»

  • Конспект урока на тему «добро и зло»

  • Конспект урока на тему «Вежливость»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453351 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

III. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

— У вас на столах знакомые вам листы самооценки, на нем солнышко без лучиков, за каждый вид работы на уроке, за каждый правильный ответ, вы будете рисовать один лучик.

-Поднимите руки, кто любит читать книги.

-А какие книги вам больше всего нравится читать?

-Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске?

RСКYАЗVКLИW

— Как вы расшифровали эту запись?

-Какое слово получилось?

Сформулируйте тему урока.

О чем -то скрипит половица,

И спится и опять мне не спится.

Присев на кровать у подушки,

Уже навострили ушки

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрепит половица

По комнате ходит сказка.

А что такое сказка?

-Вы называете признаки сказки.

-А какие сказки вы знаете?

Слушают учителя . Отвечают на вопросы.

Сказки, энциклопедии, приключения и т.д

Отгадывают зашифрованную запись

Сказка

Будем говорить о сказках, будем учиться читать сказку выразительно, отвечать на вопросы.

Выдумка, фантазия, в сказке есть волшебство, превращения…

Знать: определение слова «сказка»

Знать: название известных сказок.

Правильно формулировать ответы на вопросы

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение

IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Давайте прочитаем, что о сказках говорят авторы учебника. (Учитель читает стр. 30)

— Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»?  

Верно, сказки появились давно, когда сказки детям рассказывали, хотели донести до них добро, уважение к старшим, трудолюбие…

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

— Ребята, обратите внимание на выставку книг, на обложки. На всех ли книгах есть авторы? Почему, как вы думаете? 

-Авторскую сказку кто пишет?

-Подберите синоним к слову автор.

-А кто пишет народные сказки? 

У каждого народа есть свои сказки. Но все они учат добру.

Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

В сказках много вымысла, но они учат быть добрыми, честными, сильными, справедливыми, храбрыми

Мудрость народа, его мечты и желания.

Есть авторские и народные

Автор.

Писатель.

Не известно кто её придумал

Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок .

Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки.

Личностные УУДуметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

КоммуникативныеУУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

Познавательные УУДуметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

V. Реализация построенного проекта

VI.

Зрит.гимнастика

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на урок

Чтобы узнать в какую же сказку мы сегодня попадем, отгадайте загадки:

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я без оглядки,

Кто я-угадай-ка!

Ну, конечно,……

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? …

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки 

И кривые лапки.

Только где же ушки?!

Что это? …

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты, 

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

-Ребята, а скажите, в какой сказке встречаются все эти персонажи? 

-Конечно, это сказка «Теремок», а как вы думаете это сказка народная или ее написал автор? 

-Не забывайте себя оценивать!

-Давайте мы её вспомним.(инсценировка сказки)

-Молодцы! Существует много вариантов этой сказки, в них разные животные, в одной сказке медведь пришел и разрушил Теремок, он в сказке так себя и назвал : Я , Мишка, всех давишка и звери все убежали в лес. В этой сказке  медведь и звери выстроили новый Теремок, лучше прежнего, и дружно в нем стали жить.

Эту сказку пересказывали и многие писатели. Поэтому она известна в разных вариантах. Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую, пересказал Евгений Иванович Чарушин.

-Вы слышали имя фамилию этого автора? Где?

-Чарушин Е. И. (1901 — 1965) С самого детства его окружала живая природа, дом в котором вырос писатель, был с огромным садом, во дворе, как в маленьком зоопарке росли поросята, кролики, цыплята и птицы. Родители лечили и выхаживали их. Понятно, что в таком доме —мог вырасти только добрый, отзывчивый, любящий животных мальчик. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал к ним картинки. Он рос

Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге. Там он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать, издал десятки своих книг, продолжая при этом рисовать в своих книгах и для других детских писателей — Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Мир животных — был и его миром, вот почему его рисунки  такие живые, яркие.

1.Чтение сказки учителем.

-Понравилась сказка?

— Что в сказке понравилось?

— Какие герои появляются в сказке? Найдите и прочитайте их имена в том порядке в котором они появлялись.

-Объясните значение слова «увёртыш».

2.Чтение продолжения сказки учителем.

-У этой сказки есть продолжение. Хотите услышать? Я вам дочитаю эту сказку до конца. А вы запомните и скажите, каких героев можно добавить в этот список?

3.Творческая работа.

— Ребята, предлагаю придумать новый конец сказки.

-Обычные ли у них имена или особенные?

-Верно, особенные у них имена? Что в них особенного?

-Чем эта сказка отличается от народной?

Выполним гимнастику для глаз.

4. Подготовка к чтению обучающихся.

-Прежде чем вы начнете  читать сказку, давайте прочитаем слова из сказки сначала по слогам, потом целым словом.

ос-та-но-ви-лась – остановилась

в те-ре-моч-ке –         в теремочке

не-вы-со-ком –         невысоком

не от-ве-ча-ет –         не отвечает

рас-пе-вать –         распевать

у-вёр-тыш –         увёртыш

за-бра-лась –         забралась

При чтении интонацией выделяйте паузы, знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки, паузу. С какой интонацией?

  — Ребята, а можно ли наш вариант сказки закончить словами «Хорошо всё то, что хорошо кончается»?

Почему?

-Какую пословицу можно подобрать к  ней?

• В тесноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

— Какую сказку мы сегодня читали? 

— Кто ее автор? 

— А назовите действующих лиц? 

-Как жили звери? В чем заключалась их дружба?

— Чему учит эта сказка?

— Вы молодцы, очень хорошо поработали. У вас на столах лежат листы самооценки, посчитайте, сколько лучиков нарисовали.. У кого больше всего? У кого меньше всего? Как ты думаешь почему?

-Дорисуйте солнышко, изобразив свое настроение к концу урока.

Отгадывают

Зайка

Лиса

Лягушка

Мышки

Волк

Медведь

Теремок

Народная

Дети инсценируют народную сказку «Теремок».

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увертыш, лисичка-сестричка.

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

.

Волк из-за кустов хватыш, медведь тяпыш, ляпыш.

Дети придумывают свои варианты

Указывают либо на их внешность, либо особенности передвижения.

У Чарушина много рифмы, в народной медведь не специально раздавил домик, героев звали по другому.

Веселой

 Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех.

В тесноте, да не в обиде

Чарушин

Дружно

Быть гостеприимными, дружелюбными, учились понимать друг друга, вместе жить лучше, удобнее, веселее, легче.

Дорисовывают и вывешивают на доску

Знать: название сказки, новый жанр литературного произведения.

Уметь: восстанавливать последовательность событий. Участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения

  • Сказка маша и три медведя русская народная сказка читать с картинками
  • Сказка медведко мамин сибиряк читать
  • Сказка маша и медведь читать с картинками для 1 класса
  • Сказка медведь и бурундук текст
  • Сказка маша и три медведя мораль