Сказка медведь и бурундук текст

Знакомое ощущение: новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада:

Знакомое ощущение: Новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике – и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада: ничего не изменилось. В России стрелка жизни не просто ходит по кругу, а упорно стремится вспять. В декабре на традиционном хоккейном «Кубке Первого канала» хозяева турнира проводили матчи в свитерах с надписью «СССР», тем самым отдавая, как было сказано, дань уважения советским хоккеистам. «…Не помогло», как пелось в известной песне Владимира Высоцкого; в решающем матче сборная Финляндии победила со счетом 3:2.

Цитатой из Высоцкого и продолжу: «Я платье, говорит, взяла у Нади, я буду нынче как Марина Влади!» На киностудии «Мосфильм» воссоздали знаменитую квартиру главной героини «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Нади Шевелевой. По чертежам воссоздали, пишут, с учетом всех деталей: в ванной висит шуба Ипполита, а в зале платье и гитара Нади. Для тех, кто захочет там встретить Новый год, будет ужин с фирменной заливной рыбой, оливье и так далее. Ну а что – вполне вероятно, найдутся желающие. Для ещё более глубокого погружения в эпоху можно было бы расширить аттракцион – перед посещением предложить гостям, например, постоять в очереди. В 1970-е в Москве или Ленинграде, конечно, с продовольственным снабжением было получше, чем в регионах, но пару-тройку часов за промтоварами пришлось бы отстоять. Попутно можно воссоздать неповторимый колорит советской очереди – описанный Владимиром Сорокиным в одноименном произведении.

Но особенно заметна эта реанимация брежневского «далека» на экране. С момента реанимации киностудии «Союзмультфильм» получили продолжение уже три культовых мультфильма 1970-х. Герои нового «Простоквашина» (2018) более-менее переползли в новый мир, осваивают гаджеты и ведут фермерское хозяйство. Год назад вышел обновлённый мультфильм про Чебурашку и Гену, «Секрет праздника». Герои словно застыли между советским временем и настоящим; причем это так сознательно сделано, говорят авторы, чтобы сохранить «уютный мирок». И вот в декабре 2021-го мы дождались и новой версии «Волка и Зайца» – вышли первые четыре серии.

Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность или «объединить» прежние ценности с нынешними  выглядит автоописанием страны на нынешнем этапе

…Чем глубже в это погружаешься, тем заметнее, насколько концептуально обстояло дело в СССР с мультипликацией. Каждый мультик – не просто развлечение: попутно самым маленьким строителям коммунизма объясняли азы советской жизни. Ненавязчиво – тут не поспоришь – мультфильмы знакомили с устройством советского космоса; труд, учеба, отдых. Заяц, конечно, слаб (а с кем же еще ассоциировать себя самым маленьким зрителям?), но на защиту от Волка в случае чего встает весь социум, от медведей до роботов. Этот маленький мир соответствовал декларируемым принципам большого – и, главное, принципу патернализма, столь любимого обывателем до сих пор.
Какая же норма жизни вырисовывается у нас теперь, в новых сериях «Ну, погоди»?

На первый взгляд всё выглядит обнадеживающе. Животные инстинкты преодолены: Волк уже не охотится за Зайцем, чтобы его непременно съесть, но стремится его победить, переиграть; вполне в духе новой этики. Герои обрели вторую молодость (Заяц и Волк по возрасту теперь почти ровесники), еды навалом, на курорте типа сочинского всех ждёт шведский стол. Но, несмотря на бешеную динамику, возникает ощущение, что героям нечем заняться. Может быть, оттого, что они вынуждены гонять по кругу старые смыслы (первые серии посвящены спорту, что, конечно, уже было в советском мультике)? Да и сами герои как-то странно напоминают лишь цифровые копии самих себя.

Заяц и Волк словно превратились в героев пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», их окружает максимально условный, пустынный мир, хотя и вовсю разукрашенный. Но даже в этом курортно-гастрономическом раю не получается достичь гармонии. Есть что-то фрейдистское в том, что единственным развлечением в итоге становится нанесение увечий; герои по большому счету занимаются только тем, что лупят и швыряют друг друга (достаётся больше всех Волку, понятно). Что, по замыслу авторов, вероятно, должно вызывать беззаботный смех зрителей.

Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность (всё это, заметим, происходит в тридцатую годовщину распада СССР) или, что ещё ужаснее, «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит, собственно, автоописанием страны на нынешнем этапе. Перепридуманный, подправленный задним числом мир прошлого теперь лишен недостатков, но зато подчеркнуты все его преимущества. И опять, как встарь, противостояние с НАТО – пока что риторическое; надеемся, что только таким оно и останется. Но вот какая штука, на примере кино особенно заметная: насильно втиснутые в современность старые смыслы по какой-то необъяснимой внутренней логике не трансформируются, не взаимодействуют, а как бы тают, испаряются, постепенно превращаясь в ничто. На наших глазах происходит – как бы это выразиться? – мультипликация прошлого. А заодно и настоящего. С Новым годом, как говорится, дорогие товарищи!

Андрей Архангельский – журналист и культуролог

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

    Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

    По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

    Малышам

    «Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

    Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

    Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

    «Только все вместе» Лоренца Паули

    Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

    Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

    Сказка медведь и бурундук текст

    Ребятам постарше

    «Вратарь и море» Марии Парр

    Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

    Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

    «Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

    Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

    Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

    Сказка медведь и бурундук текст

    Подросткам

    «Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

    Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

    Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

    Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

    «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

    Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

    Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

    В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

    Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

    Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

    Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

    Работа кружка «В гостях у сказки» в начальных
    классах

    Еще будучи студенткой МГПУ, я заин-
    тересовалась вопросом становления перво- классников как квалифицированных чита-
    телей. Изучение проблемы «Методические возможности сказки в системе формирова- ния
    первоклассников-читателей» помогло мне выбрать форму работы с детьми — кружок
    по чтению сказок. Теоретической основой работы стала система формирова- ния
    квалифицированного читателя, разра- ботанная профессором Н.Н. Светловской, у
    которой я училась.

    В качестве учебного материала для формирования
    первоклассников — чита- телей-кружковцев выбрала фольклорную (народную) сказку.
    Выбор был не случа- ен. Первоклассник — читатель и слуша- тель особенный. Он
    больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для
    него убедительны и ре- альны. Сказка — это особое средство пос- тижения жизни,
    близкий и понятный де- тям способ познания, изучения, раскры- тия
    действительности. Вводя первоклас- сника в народный язык, мы открываем  ему мир
    народной мысли, народного чувс- тва, народной жизни. В сказке содержатся

    мечты народа, общественная мораль, на- родный
    характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка — это еще и начало
    культурного воспитания.

    Большое значение имеет выбор сказки. По мнению
    знатоков литературы, лучши- ми сказками для детей шести-семи лет яв- ляются
    сказки о животных, которые все- ляют в учеников уверенность в свои силы,
    оптимистический взгляд на жизнь, надеж- ду на победу. А именно добра, надежды и
    оптимизма часто не хватает современным детям.

    Работая учителем начальных классов, я
    продолжала внеурочную работу по чтению с первоклассниками. Занятия кружка по
    чтению «В гостях у сказки» проводились один раз в неделю по 45 минут. За год
    сос- тоялось 22 занятия.

    Учебный материал распределился сле- дующим
    образом:

    1.            Русская народная сказка «Репка»
    и бело- русская народная сказка «Пых».

    2.            Украинская народная сказка
    «Колосок».

    3.            Русская народная сказка «Заячья
    избуш- ка». Латышская народная сказка «Заячий домик».

                    МГПУ: ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ
    КЛАССОВ      

    4.            Русская народная сказка
    «Заяц-хваста» (дополнительный материал: Д.Н. Мамин-Сиби- ряк. «Сказка про
    храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»).

    5.            Марийская сказка «Кто всех
    сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

    6.            Сказки про зайца.

    7.            Украинская народная сказка
    «Рукавичка» (дополнительный материал: «Теремок» в разных обработках).

    8.            Чукотская сказка «Хвост»
    (дополнитель- ный материал: юкагирская сказка «Отчего у бе- лого медведя нос
    черный»).

    9.            Эскимосская сказка «Непослушный
    мед- вежонок».

    10.          Нивхская сказка «Медведь и
    бурундук». Обобщение знаний детей о сказочном герое — медведе.

    11.          Русская народная сказка «Бобовое
    зер- нышко».

    12.          Русская народная сказка «У страха
    глаза велики» (дополнительный материал: русская сказка «Бабушка, внучка да
    курочка»).

    13.          Русская народная сказка
    «Хаврошечка».

    14.          Сказки про лису. Русская сказка

    «Думы».

    15.          Сказки про зайца, лису и медведя.

    16.          Мордовская сказка «Разудалый
    пету- шок» (дополнительный материал: калмыцкая сказка «Петух и павлин»).

    17.          Бурятская сказка «Сорока и ее
    птенцы» (дополнительный материал: «Почему у сороки длинный хвост»).

    18.          Праздник «В гостях у сказки».

    19.          Эскимосская сказка «Как ворон и
    сова друг друга покрасили».

    20.          Русская народная сказка «Байка
    про тете- рева».

    21.          Русская народная сказка «Курочка,
    мыш- ка и тетерев» (дополнительный материал: «Лиса и тетерев»).

    22.          Сказки про птиц. Обобщающее
    занятие.

    Цель занятий: формирование интереса к сказкам
    и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозо- ра
    первоклассников; развитие эмоциональ- но-чувственной сферы; обучение чтению-
    рассматриванию; формирование навыка чтения.

    Предлагаю конспект одного из занятий кружка по
    чтению.

    Занятие на тему

    «Народные сказки про зайцев»

    Занятие носит обучающий характер.

    Цель: формирование первоклассников как
    квалифицированных читателей.

    Учебный материал:

    основной: Кто всех сильнее? Марийская нар.
    сказка / Рис. А. Бакулевского. М., 1985; Отчего у зайца длинные уши: Ман-
    сийская нар. сказка. Л., 1991;

    дополнительный: Лиса и заяц: Рус. нар. сказка
    в пересказе  В.И. Даля  /  Рис. Ю.А. Васнецова. Л., 1982; Зайкина избуш- ка:
    Рус. нар. сказка в обработке А.Н. Толс- того; Колобок: Рус. нар. сказка. Л.,
    1984; Тень-тень-потетень: Песенник для детей / Сост. В. Лавринович. М., 1977.

    Оборудование: книги с народными

    сказками про зайца (в уголке чтения); карта
    мира для детей; аудиозапись пения птиц и русской народной песни «Тень-
    тень-потетень»; костюмы героев для инс- ценировки и самодельные декорации; кар-
    точки-иллюстрации для предугадывания содержания  марийской  народной   сказки

    «Кто всех сильнее?» и последующего ее
    рассказывания (заяц, лед, солнце, туча, ве- тер, гора, мышка, кошка, собака,
    человек), слова   напечатаны   на   доске; карточки

    «Зайчик» для оценивания учениками сво- ей
    деятельности на занятии.

    Ход занятия.

    1.            Установка на работу (30 с).

    Учител ь. Здравствуйте, ребята! На- чинаем
    наше традиционное занятие круж- ка «В гостях у сказки». Сегодня мы про- должим
    разговор о том, как развивать чи- тательские внимание, память, мышление, речь,
    чувства, а особенно доброту. Помо- гут нам в этом наши любимые сказки.

    2.            Актуализация знаний детей (7
    мин).

    Учител ь. Ребята, позовем Сказку, как обычно
    мы это делаем.

    Учитель вместе с детьми читает наизусть
    стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица…».

    О чем-то скрипит половица, И спице

    Опять не спится.

    Присев на кровати, подушки

                    НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА.  2005. № 2          

    Уже навострили ушки. И сразу меняются лица,

    Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит
    половица. И к нам приходит

    Сказка…

    Раздается стук в дверь. В класс входят с к а —
    зочные герои: Лиса, Медведь, Еж и Заяц (это ребята-кружковцы). Они встают около
    доски.

    Учител ь. Ребята, перед вами сейчас стоит
    довольно трудная задача. Вам надо отгадать, из каких сказок пришли к нам эти
    герои. Начнем с лисы.

    Л и с а. Я Лисонька-лиса. Люблю слу- шать
    песенки, да слышу я плохо. Поэтому вкусненьких и сладеньких певцов сажаю к себе
    на носок, чтобы пели погромче, да и к язычку поближе. Догадались, из какой я
    сказки?

    Ученик и. Это лиса из русской народ- ной
    сказки «Колобок».

    Лиса (с досадой). Эх, отгадали! Ну, уж коли
    съесть я вас не смогу, так вы меня хоть песней Колобка порадуйте.

    Дети хором поют песню Колобка. Заяц не- громко
    всхлипывает.

    Учител ь. Ребята, а почему у нас заяц плачет?

    Учени к. Его, наверное, кто-то обидел. Учител
    ь. Кто же мог его обидеть?

    Учени к. Это лиса из русской народной сказки
    «Зайкина избушка».

    Учител ь. Почему вы решили, что имен- но лиса
    обидела его? Это еще надо доказать. Зайчик, что у тебя случилось? Расскажи.

    З а я ц. Построил я себе домик, хоть и
    маленький, но хороший: с крышей, окнами, дверью и даже со столом и лавками. Да
    убе- жал я как-то в гости, а дверь не запер. Вот и поселился там другой зверь.
    Так я без дома остался, живу под кустом.

    Учител ь. Из какой же сказки явился к нам этот
    грустный герой?

    1-й учени к. Из сказки «Заюшкина из- бушка».
    Зайца выгнала лиса, и он остался без крыши над головой. И этот заяц тоже
    остался без дома.

    Учител ь. Но ведь зайчик не говорил о том, что
    его выгнали из дома. Да и про лису не было ничего сказано. Думайте.

    2-й учени к. Это герой сказки «Заячий домик».
    И дом его сначала занял сверчок, а потом петушок.

    З а я ц. Верно! А какой народ придумал про
    меня сказку «Заячий домик»?

    2-й учени к. Марийцы придумали. Ма- рийская
    народная сказка.

    Учител ь. На земле проживает много разных
    народов. Большинство из нас при- надлежит к какому народу? (Мы — рус- ские.)
    Верно. А есть еще и такой народ, как марийцы или мари. Они живут в республи- ке
    Марий Эл. Зайчик, покажи на карте, где живут марийцы.

    Заяц (показывает на карте: он к этому заранее
    подготовлен). Вот здесь живут ма- рийцы, а вот здесь живем мы. (Потом воз-
    вращается к остальным героям.)

    Медведь (говорит басом, напевая). А про меня-то
    уж не отгадаете.

    Стоит в поле домок, домок.

    Он не низок, не высок, не высок. В нем живут
    мышка, лягушка, Зайчик-побегайчик

    Да лиса с волчком.

    Может, и мне местечко найдется?

    Учени к. Это герой из русской народ- ной
    сказки «Теремок».

    Медведь (расстроенно). Правильно, отгадали.

    Учител ь. Ребята, какая украинская народная
    сказка очень похожа на наш «Те- ремок»? («Рукавичка».)

    Е ж. Вы, ребята, справились со всеми на- шими
    задачками, а теперь и мы хотим вас порадовать.

    Герои начинают петь песенку «Тень-тень-по-
    тетень», сопровождая ее движениями.

    Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели
    звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялися ежи:

    «У нас шубы хороши!» Похвалялся зайка:

    «Пойди, догоняй-ка!» Похвалялася лиса:

    «Всему свету я краса!» Похвалялся медведь:

    «Могу песни я петь!»

                    МГПУ: ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ
    КЛАССОВ      

    Если позволяет время, звери повторяют пе-
    сенку и обучают ей кружковцев. Затем все садят- ся за парты.

    3.            Установка на восприятие новой
    сказ- ки (сказка «Кто всех сильнее?») (2 мин).

    Учител ь. Ребята, на предыдущих заня- тиях мы
    читали и играли в сказки про кого? (Про зайца.) Верно. Сегодня познакомимся еще
    с одной народной сказкой про зайца.

    Посмотрите на доску. Перед вами сло- ва —
    названия героев сказки. (Слова на- писаны печатными буквами и разделены на
    слоги: заяц, лед, солнце, туча, ветер, го- ра, мышка, кошка, собака, человек.)
    Прочи- таем все слова сначала по слогам, а потом целиком.

    Ваши предположения: о чем будем слу- шать
    сказку?

    Учащиеся высказывают свои предполо- жения, но
    героев много, а данных о том, как они связаны друг с другом, нет.

    Учител ь. Не можете догадаться? Тог- да
    слушайте и думайте над тем, какую муд- рость содержит в себе новая сказка и
    чему нас хотел научить тот народ, который ее придумал.

    4.            Рассказывание сказки учителем с
    опо- рой на иллюстрации (6 мин).

    По мере рассказывания сказки на доске
    вывешиваются карточки, иллюстрирующие встречу Зайца с другими героями: лед,
    солнце, туча, ветер, гора, мышка, кошка, со- бака, хозяйская дочь. В некоторых
    местах учитель делает паузы, а дети досказывают текст с целью развития
    читательской вни- мательности, памяти, мышления.

    5.            Беседа эмоционально-оценочного
    плана (3 мин).

    Учител ь. Понравилась ли вам эта сказка или
    нет? Кто из героев понравился, а кто не понравился? Кто был самым внима-
    тельным и может назвать всех героев от на- чала до конца. (Дети называют.) А
    теперь в обратном порядке.

    Это задание ученики выполняли с тру- дом, но с
    интересом. Чтобы закрепить уме- ние, мы проиграли это задание дважды. Во второй
    раз дети справились с ним быстрее, охотнее.

    6.            Рассматривание книги и думанье
    пос- ле чтения (4 мин).

    Учител ь. Кто главный герой сказки? (Заяц.)
    Какой вопрос волновал Зайца? (Кто всех сильнее.) Нашел он ответ на этот вопрос?
    (Нет.) Почему? (Каждый силен в чем-то своем. Нельзя быть мастером во всех
    делах.)

    В чем же урок этой сказки? Какая муд- рость
    заключена в ней? (Каждый в чем-то силен, а в чем-то слаб. Важно быть силь- ным,
    быть мастером в каком-то одном де- ле и помогать другим, делать другим добро.)

    Как может называться эта сказка? (Кто всех
    сильнее?) Сказка, с которой мы сегод- ня познакомились, действительно называ-
    ется «Кто всех сильнее?», а придумали ее тоже марийцы.

    На доске открывается надпись: Марий- ская
    народная сказка «Кто всех сильнее?».

    Учитель показывает ученикам другую книгу —
    «Латышские народные сказки».

    Учител ь. Может ли в этой книге быть нужная
    нам сказка?

    Учени к. Нет. В ней написаны сказки латышского
    народа. (Показывают, где это написано.)

    Учител ь. А если бы на обложке не бы- ло
    надписей, смогли бы вы догадаться, что в этой книге написаны сказки не
    марийского, а какого-то другого народа? (Да.) Как?

    Учени к. На первой странице обложки нарисованы
    звери в костюмах, не похожих на костюмы марийцев.

    Учитель (показывает книгу «Марий- ские
    народные сказки», закрыв листочком текстовую информацию). А в этой книге может
    быть сказка «Кто всех сильнее?».

    Учени к. Наверное, может.  Костюмы, в которые
    одеты животные, очень похожи на марийские национальные костюмы.

    Учител ь. В этой книге много сказок или одна?
    (Много. Написано «сказки», зна- чит, много.) Сказок много, а как же быстро
    можно найти нашу сказку? (По содержа- нию.) А как еще можно найти нужное про-
    изведение в книге, если мы не очень торо- пимся? (Перелистать книгу.).

    7.            Рекомендации к самостоятельной
    де- ятельности (30 с).

    Учител ь. Ребята, дома или в библио- теке
    поищите книги с марийской сказкой

    «Кто всех сильнее?» и принесите нам по-

                    НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА.  2005. № 2          

    смотреть. Кто захочет, после занятия может
    пойти в уголок чтения и внимательно рас- смотреть эту книгу, перечитать.

    8.            Инсценировка мансийской народной
    сказки «Отчего у  зайца  длинные  уши» (7 мин).

    Учител ь. Некоторые кружковцы при- готовили
    нам небольшой сюрприз.

    Открываются декорации леса. Появляются
    сказочные геро и: Лось, Лосиха и Заяц.

    Звучит аудиозапись пения птиц.

    Лосих а. Мудрый Лось, ты в лесу са- мый
    главный среди зверей и на тебе лежит ответственность за порядок и спокойствие
    среди лесных жителей.

    В это время Заяц подкрадывается поближе,
    прячется за пенек и слушает разговор Лося с Ло- сихой.

    Л о с ь. Есть у меня рога, которые я дол- жен
    раздать зверям. Но зверей много, а ро- гов мало. Кому же дать?

    Заяц (говорит в сторону, чтобы его не
    услышали). Хорошо бы и мне рога полу- чить. Чем я хуже других?

    Лось (берет средние рога). Кому вот эти рога
    дать?

    Лосих а. Эти оленю дай. Будет защи- щаться ими
    от врагов.

    Л о с ь. Хорошо. (Лось прикрепляет сред- ние
    рога оленю, изображенному на декора- циях; берет большие рога.) А вот эти,
    боль- шие, кому?

    Заяц (высовывается из-за пенька и кричит). Эти
    мне дай, мне, Зайцу!

    Лось (удивленно). Что ты, братец? Ку- да тебе
    такие рога?

    З а я ц. Как — куда? Мне рога очень нуж- ны. Я
    всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!

    Л о с ь. Ну что ж, бери. (Отдает Зайцу рога.)

    Звучит веселая музыка.

    Заяц (танцует и поет).

    Маленький я, маленький, Но зато удаленький.

    Ведь рога я получил, Лось мне силу подарил. По
    дорожке прыг-прыг, По землице тык-тык.

    Вдруг с дерева падает большая шишка прямо
    Зайцу на голову. Заяц хотел убежать, но запу- тался рогами в кустах, визжит со
    страху. Лось с Лосихой хохочут.

    Л о с ь. Нет, брат, трусливое у тебя серд- це,
    а трусу и самые большие рога не помо- гут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай
    все знают, что ты подслушивать любишь.

    Лосих а. Так и остался заяц без рогов, а уши у
    него выросли длинные-предлинные. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым мо-
    лодцам урок!

    Все герои сказки берутся за руки, кланяются
    зрителям и садятся на свои места.

    Учител ь. Ребята, понравилась вам сказка? Кто
    из героев понравился, а кто нет? (Большинству понравились Лось и Лосиха, Зайца
    детям было жалко.) Как вы думаете, какой народ придумал сказку, ко- торую мы
    только что увидели?

    Учени к. Не знаем. Костюмы этих геро- ев не
    похожи ни на русские, ни на латыш- ские, ни на марийские.

    Учител ь. Давайте подумаем, как мо- жет
    называться сказка. (Ответы детей: «За- яц без рогов», «Длинные уши» и др.)

    Эта сказка называется «Отчего у зайца длинные
    уши», а придумали ее мансийцы. (Учитель показывает картинки с изобра- женными
    мансийцами; кружковцы рас- сматривают костюмы, черты лица мансий- цев.) Манси
    или мансийцы — народ, кото- рый живет в Ханты-Мансийском нацио- нальном округе
    на северо-востоке нашей страны. (Показывает на карте.)

    9.            Итог занятия (5 мин).

    Учител ь. С какими сказками и каких народов мы
    сегодня познакомились? (С ма- рийской народной сказкой «Кто всех силь- нее?» и
    с мансийской народной сказкой

    «Отчего у зайца длинные уши») Какой урок вы
    извлекли из этих сказок? (Ученики высказывают свои мысли.)

    Учитель (обобщая ответы учащих- ся). Да,
    неважно, рога у тебя или уши, боль- шой ты или маленький, беден ты или богат.
    Мастерство не купишь ни за какие деньги, его можно приобрести только упорным
    тру- дом. Главное — уметь делать полезное тебе и другим дело и не растрачивать
    свои силы

                    МГПУ: ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ
    КЛАССОВ      

    по пустякам. Этот урок нам преподнесли марийцы
    и мансийцы в своих сказках. А в обычной нашей жизни понадобится ли нам это?
    Может быть, в современной жизни совсем не обязательно быть мастером в ка-
    ком-то деле? Каково ваше мнение? (Учени- ки делают выводы.)

    А теперь положите перед собой листоч- ки с
    заячьими мордочками, которые лежат у вас на партах. Красным карандашом нари-
    суйте на них, какое у вас сейчас настроение: если радостное, то нарисуйте
    улыбку (дуга с концами вверх), если спокойное — гори- зонтальную черточку, если
    грустное, пе- чальное — дуга с концами вниз. Если во

    время занятия вы сами смогли ответить на все
    вопросы, во всем разобрались, то бантик зайчику раскрасьте красным цветом, если
    были трудности — синим цветом. (Ученики рисуют.)

    Поднимите своих зайчиков вверх. Да- вайте
    разберемся, у кого какие трудности, решим все вопросы. (Беседа с учащимися по
    разрешению возникших вопросов и труд- ностей.)

    На этом наше занятие подошло к концу. Прощаюсь
    с вами до следующей недели. А своих веселых, а может быть, и грустных зайчиков
    прикрепите на стенд. Спасибо за занятие!

    Ридли Скотт и Дени Вильнев сняли одни из лучших своих работ, фильмы ужасов вышли на новый уровень, не меньше впечатлили и дебютанты. Корреспондент.net рассказывает о лучших фильмах года. Они расположены в произвольном порядке.

    Дюна

    Дени Вильнев, фантастика

    Дени Вильнев, тот самый режиссер, которому — пусть и со спорными результатами — хватило духу три года назад снять сиквел культового фильма Ридли Скотта Бегущий по лезвию, взялся за еще одну неподъемную классику фантастического жанра, эпическую сагу Фрэнка Герберта Дюна, которую прежде экранизировал великий Девид Линч.

    Вильнев выступил одновременно сценаристом, режиссером и продюсером картины. Он работал с киностудиями Legendary Pictures и Warner Bros. Получился удивительный блокбастер, довольно близкий к тексту первого романа из легендарного цикла.

    Официальный синопсис фильма звучит следующим образом: Человечество расселилось по далеким планетам, а за власть над обитаемым пространством постоянно борются разные могущественные семьи.

    Правда насладиться антично-величественным, визуально безупречным, презирающим нарративные аттракционы и угодливый юмор фильмом едва ли можно на домашнем экране. 

    Последняя дуель 

    Ридли Скотт, историческая драма

    Ридли Скотт своей новой работой доказал, что он не «исснимавшийя режиссер в кризисе», поставив чарующую старомодностью, мертвой визионерской хваткой и, конечно, присущим только ему академическим слогом, причудливую смесь из Гладиатора и Расемона.

    Ветеран блокбастеров создал зрелищную историческую фактуру: средневековые замки, покрытые мраком, содомские вечеринки графа и сквайера, сумрачные ландшафты и лязги тяжелых лат.

    Но главное — какая энергетика сочится из актеров, балансирующих между артистическим реализмом и пародией.

    Скотт остается правдорубом и феминистом, не опускаясь до самодовольной репрезентативной повестки, а действуя в аккурат заданному нарративу — вот где виден настоящий профессионализм.

    Это история о том, как женский голос пытается прорваться через свирепую богословскую казуистику, виктимблейминг и примат божественной правды. История о мужчинах, использующих женщину как предлог для удовлетворения своих военных амбиций.

    И главное в Скотте, конечно, его мастерское кросс-историческое чутье, где средневековые баталии ничем не отличаются от сегодняшней медийной шумихи, а истина по-прежнему требует безжалостной борьбы.

    Историческое кино Скотта не служит задачи стать реликтом времени, а пробуждает моральное взаимодействие эпох, в этом, конечно, Последняя дуэль безупречное высказывание: выверенное, брутальное, находящее правильное соотношение между романными страстями и зрелищным кровопролитием. 

    Титан

    Джулия Дюкорно, ужасы

    Главный победитель Каннского кинофестиваля этого года — радикальный боди-хоррор, который рассказывает о романе девушки с автомобилем. 

    Это сплав из провокации, юмора, саспенса, пронизанного религиозными аллюзиями в диапазоне от древнегреческой мифологии до раннего христианства, и сентиментальности. Подробно о нем в материале Шокирующий победитель в Каннах.

    Неудачный трах, или Безумное порно

    Раду Жуде, комедия / драма

    Скандальный лауреат Золотого медведя Берлинского фестиваля 2021 года о природе ханжества в авторитарных культурах и государствах.

    Один из самых оригинальных и радикальных режиссеров нового румынского кино начинает свой фильм с порноролика, снятого в домашних условиях главной героиней — школьной учительницей истории.

    А остальной фильм посвящает вопросу о том, имеет ли право на интимную жизнь человек подобной профессии и как лицемерие общества в частных случаях влияет на состояние мира и его будущее.

    Агнец

    Вальдимар Йоханнссон, ужасы

    Самый яркий дебют года, получивший в Каннах приз с формулировкой «за оригинальность». Исландский режиссер показал себя вдумчивым и самобытным драматургом, обладающим сугубо северной чувствительностью к природе и разговору о ней.

    Жутковатая и поэтичная сказка о бездетной паре фермеров, усыновившей девочку-мутанта, может быть прочитана и как всеобъемлющая притча о человеке и окружающей среде, и как остросоциальное высказывание о приемных детях, и как исследование любой инаковости и границ в ее принятии, и как приглашение к разговору о скрытой сути христианства и язычества. 

    Французский вестник

    Уэс Андерсон, комедия

    Самое изобретательное и сложносконструированное творение Уэса Андерсона. Игровое кино и анимация, комедия и трагедия, чистая политика и голая абстракция, черно-белая и цветная пленка — режиссер здесь оторвался на полную катушку.

    Разумеется, вкупе с его форменной страстью к архитектурным формам и осевой симметрии от всего этого порой начинает кружиться голова — тем более что на этот раз избран жанр альманаха (поминки по несуществующему журналу Французский вестник включают в себя пролог, три спецрепортажа и эпилог).

    Если оценивать новеллы, можно заметить, что, увы, планка качества падает от блестящей первой (сатиры на современное искусство) чрез неплохую вторую (зарисовку о студенческих бунтах в духе раннего Годара) к уже посредственной третьей (комиксовой полицейской истории под Мельвиля).

    Иногда Андерсон уж слишком откровенно полагается на отсылки, где-то теряет нить повествования, а где-то его визуальный перфекционизм полностью подминает под себя составляющие многослойного сюжета.

    В целом, это не лучшая работа Андерсона, но в ней достаточно изящества, постановочного чутья и оригинальных дизайнерских решений, чтобы назвать его главным интеллектуальным аттракционом текущего сезона.

    Рука Бога

    Паоло Соррентино, драма

    Самый личный и лучший фильм современного итальянского классика — его свободная автобиография о взрослении в Италии 1980-х, любви к семье и футболу, первой страсти и грандиозной потере.

    Экранное альтер эго Паоло — молодой парень Фабьетто, фанатеющий по Диего Марадоне и растущий в шумном и токсичном итальянском семействе с парой десятков одиозных родственников.

    Именно любовь к Марадоне сыграет роковую роль в жизни Фабьетто, который только мечтает снимать кино, а пока мучается от влечения к тете и радуется встречному ветру, когда несется на скутере по набережной моря.

    Аннетт

    Леос Каракс, романтический мюзикл

    Душераздирающий готический кинороман о любви стендап-комика и оперной дивы, плод которой, чудо-девочка Аннетт, умеет левитировать и петь. Мюзикл создан братьями Маэл из группы Sparks, но мастерски апроприирован отцом-одиночкой Караксом, обнаружившим в вымышленном сюжете немало параллелей с собственной судьбой.

    Впрочем, всего этого можно и не знать. И просто наслаждаться яростными противоречиями этого «неправильного» фильма, дискомфортно исследующего самые чувствительные зоны и не отступающего ни перед чем, словно его восхитительно-отвратительный антигерой, «обезьяна бога» Генри Макгенри.  

    Сядь за руль моей машины

    Рюсукэ Хамагути, драма

    Японский роуд-муви, экранизация рассказа Харуки Мураками, в центре которого — театральный режиссер, два года назад потерявший жену. Его приглашают поставить пьесу Дядя Ваня на театральном фестивале в Хиросиме. В поездку он отправляется в компании своей старой красной машины и молчаливой водительницы. В дороге они сближаются.

    Сядь за руль моей машины завоевал приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале и стал лучшим фильмом года по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса. На Rotten Tomatoes у фильма 100 процентов положительных рецензий от критиков и 84 процента «свежести» по мнению зрителей, а пользователи IMDb оценили фильм в 7,9 балла.

    Прошлой ночью в Сохо

    Эдгар Райт, ужасы

    Самобытный реверанс с фирменной иронией Эдгара Райта, вкусным цитированием джалло и виртуозной режиссурой.

    История разворачивается вокруг девушки Элли, повернутой на 1960-х. После сложного периода детства (ее мать покончила с собой, чем сломала дочери психику), Элли готова выпорхнуть из гнезда и отправиться в чарующий Лондон, чтобы выучиться на дизайнера. Город оказывается не таким уж приветливым: подозрительные таксисты, мелочные и озлобленные соседки по общага и полное отсутствие «волшебства с открыток».

    Хорошо хотя бы удалось найти сносную комнату. Дороговато, зато аутентично. Там можно слушать любимую музыку и засыпать под звенящую неоновую подсветку за окном. Сладких снов… Просыпайся, ты в Лондоне 60-х, наблюдаешь из зазеркалья за становлением начинающей певицы Сэнди. И кажется она в опасности…

    Фильм не портит, ни театральщина с танцами и манерностью, ни нарочитая бутафория некоторых сцен, ни читаемый поворот, ни даже Томасин МакКензи, которая многим показалась мало заметной для главной героини. 

    Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

  • Сказка маша и три медведя мораль
  • Сказка машинка биб слушать
  • Сказка маша и медведь читать 1 класс русская народная сказка
  • Сказка машенька и медведь читать текст полностью
  • Сказка маша и медведь в стихах