Мы обошли Европу по часовой стрелке, сказав пару слов о викингах, потом о монголах, потом об арабах — но ничего не сказали о западной окраине. Там у Европы Атлантический Океан, ласково прозываемый Море Мрака. И британские острова — вынесенный в море форпост Ойкумены.
Британию римляне осваивали долго, не слишком удачно: пикты даже умудрились расчехвостить там легион и оттяпать себе орла еще когда это не стало мейнстримом. В конце концов, римляне отгородились Стеной Адриана от набегов из будущей Шотландии и на какое-то время все устаканилось.
Когда же Рим пал — Западный Рим, имеется в виду — расквартированные в Британии легионы далеко не все решили возвращаться домой. Осталось довольно много народу, породившего в итоге римско-кельтскую цивилизацию. Ту самую, где синий плащ певца открывал двери замков и хижин. Где суровые молчаливые друиды на туманном острове Мон приносили человеческие жертвы Богине — имя ее не называлось и тогда, молчаливые же друиды.
Причем тут король Артур?
А притом, что он как раз король до-саксонской Англии, которая еще называлась тогда Британией. По легендам, Артур защищал Британию от нападений саксов. Племя это германское, жило оно в Саксонии. Англы обитали чуть южнее датчан-ютов, то есть в месте, где полуостров Ютланд примыкает к материку.
Ну юты им и говорят: тут полуостров Ютланд, фига ли вы, англы, тут забыли? Валите уже куда понравится, вон страну себе завоюйте, сейчас все так делают, типа модный тренд. И называйте Англией, если очень охота.
Англы позвали саксов, потому что про королевства бриттов — бретонцев — бретанцев уже тогда рассказывали нехорошее, и ехать в новую страну одним было как-то неловко.
Предчувствия оправдались: под натиском с востока бритты сумели организоваться, выдвинуть из своей среды не просто короля, но короля Верховного — Артура Пендрагона. Вроде как у него единственного хватило сил выдернуть из камня меч.
Как меч попал в камень, история отдельная. Про военное обучение в ней не говорится, так что интересующихся отсылаю к трехтомнику Мерлин Стюарт «Полые холмы». Там и историческая часть используется достаточно бережно, и дух эпохи… Скажем так, дух наших представлений об эпохе… Передан ровно в той степени, когда эпоха уже не выглядит нашей. Какова она в самом деле, мы не узнаем до изобретения машины времени.
С точки зрения военного обучения что королевства бриттов, что находники-саксы находились примерно на одном уровне. Бритты пытались применять строй и унаследованные от римского легиона приемы — но виноград в Британии тогдашней рос хреновато, центурионов с лозой там не водилось, а без витиса какой центурион? Главное же, что не водилось там дешевого зерна из Египта и Северной Африки. Плавать через Бискайский залив совсем не то, что по Средиземке, тем паче с зерном. Городское население Британии быстро съежилось, и вся Британия стала относительно обычной пост-римской европейской страной. Разве только удачно отгороженной от нападений кочевников и от Великого Переселения народов морем. Так что вторженцы не могли навалиться большой массой: максимум род, ну отряд. Иногда войско. Но не сплошная волна переселенцев, как мадьяры или там болгары, или там вестготы или еще какие гунны.
Так оно и шло: саксы высаживались, сжигали ближнюю деревушку. На ее дым прибегала артурова дружина, все эти рыцари Кей, Бедивер, Ланселот и какие там были еще. Дружина радостно поднимала саксов на копья. Потому что, как мы много раз упоминали, против тяжелого конника с длинным копьем устоит исключительно плотный строй. Швейцарцы и испанцы доказали на практике, что плотный строй примерно двенадцать шеренг с копьями четырехростовой длины. Во все, что меньше или защищается хуже, атакующий рыцарь входит, как молоток в масло: с чавканьем и брызгами. Но до эпохи терций-баталий оставалось еще почти тысяча лет. И даже через пол-тысячи лет положение не изменилось: конные дружины баронов и графов Карла Великого разбивали десанты викингов примерно тем же манером.
Саксы все наращивали и наращивали натиск, и скоро начали высаживать уже приличные армии, так что рыцарям короля Артура стало негде рисовать звездочки. Всего Артур выиграл двенадцать сражений, и только после этого до уцелевших саксов, наконец, дошло (помните Ательстана из романа «Айвенго»? Наследник саксонских королей, эталон, можно сказать) : ладно там англы, но у них же есть Саксония. Воевать, кому сильно хочется, можно и там. А то сперва греби, потом руби, а потом убежать не успеешь — бесприбыльный бизнес получается.
Саксы угомонились и в Британии настал, наконец, мир.
Когда война кончилась, пусть войска уходят — так рассуждает крупный бизнес во всех временах и странах. Жить нормально рыцарственному государю не дали: больно уж скор на расправу, в положение входить не хочет. Заговор, гражданская война, все дела — и вот принесли покоцанного Артура к старому другу и наставнику, колдуну Мерлину. Тот, кряхтя, отвалил люк замшелого в холмах звездолета и сказал: только не трогайте там ничего, его еще атланты сбили, потом гравизахватом пирамиды строили, потом мост фоморов, потом вообще Рльех… Батареи чуть живые, но на пару тысяч лет анабиозной камеры еще хватит.
С тех пор король Артур спит, а разбудить его можно только в особенный рыцарский рог и только если Британия будет в реальной опасности. Как определить степень опасности и где найти рог, Мерлин знал, наверное. Но он сам прячется где-то в валлийских холмах. Говорят, что знаменитые испытания 22 полка SAS в горах Уэллса проводятся именно с целью поиска того и другого, а не просто чтобы погонять кандидатов в спецназ по скользким глинистым склонам под милым английским дождичком.
Ну, а потом и анекдотов разных насочиняли.
Начало положил сэр Томас Мэлори, и начал он сбор разрозненных легенд примерно когда у нас тут Грюнвальд гремел, а на Угре татары стояли. Не точно в те годы, но в ту эпоху.
Сэр Томас Мэлори собрал песни трубадуров-менестрелей, художественно обработал, отдал на переписывание и таким образом получил первый в мире классический фэнтези-роман. С рыцарями, драконами, знамениями, тайными наследниками, куртуазией, поиском духовного смысла рыцарства — святого Грааля — и всем прочим, что с тех пор объединяется под маркой «Артуровский миф». Лично я полагаю, что в обычный боевик поиски Грааля подсказал добавить Мерлин. Типа, надо же какую-то идею, а то сплошное: «И поскакал сэр Парсифаль, и поразил, и только у ворот конь догнал хозяина.» Под Граалем хитрый Мерлин описал какую-то деталь звездолета или вообще урановую батарею. Вдруг и правда кто-нибудь найдет запчасть, так можно будет вместе с Артуром улететь нахрен с этой долбаной планеты.
Поскольку маму науки археологии тогда еще танцевать не приглашали, постольку сэр Томас Мэлори обрисовывал рыцарей короля Артура как современных ему шевалье. В пластинчатых доспехах, со сложными гербами, расшитыми попонами коней, пустотелыми пиками, турнирами — всеми приметами пятнадцатого века, вершины и заката, золотой осени Средневековья. Как бы суммировал все культурные достижения в одной книге. Что в реальности замки короля Артура, скорее, представляли собой укрепленную римскую виллу или лагерь какой-нибудь там когорты, что рыцари короля Артура носили в лучшем случае кольчугу, если не проклепаную кожаную куртку, и что про куртуазию там речи не шло по определению — это все сэр Томас проигнорировал с небрежностью гения; а скорее всего, и не знал вообще. Миниатюристы Средних Веков на голубом глазу рисовали Македонского, Цезаря и Роланда в одних и тех же пластинчатых доспехах. Ну как: они же воины. Все знают, как выглядит великий воин!
Сэр Мэллори впервые описал архетипы: Идеального Короля, Коварной Колдуньи, Верных Рыцарей, Испытания мечом-в-камне и Святым Граалем, коий дается в руки лишь чистым сердцем (снова подсказки Мерлина чувствую я — чтобы нашедший запчасть не хотел ее закрысить) — и внезапно Томас Мэллори угадал.
У Средневековья был потенциал — мощный, основательный — чему порукой неимоверное количество современных туда попаданцев. Но реальное Средневековье относительно потенциального было совсем не преданным, не везде доблестным, не во всем красивым — и уж точно оно не было чистым ни телесно, ни в замыслах. Сэр Томас Мэллори жил примерно в годы завершения Столетней Войны, когда предательства и переходы от англичанам к французам и обратно были обыденностью. И созданный им мир оказался той самой дверью в сказку, которой тогдашним людям не хватало. Хотя сюжет о спящем короле-защитнике той или иной страны есть и про Карла Великого — тот ждет своего часа вместе со всеми рыцарями, в числе коих Ожье Датчанин, например. И кто у кого позаимствовал сюжет, уверенно может сказать один только Дэн Браун. После того, как в одной из книг Дэна Брауна тамплиеры антивещество в Риме синтезировали, подумаешь, Ожье Датчанин. Не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав, опарафинит Браун датчан, и разных там прочих шведов.
Так обстояло дело на крайней западной черте Европейской цивилизации.
Самое время спросить: а причем тут русская пехота, самая лучшая в мире?
Да при том, что саксы — а позже и викинги — это русская пехота и есть. По обучению в воинских братствах, по умению строить корабли, доплывающие не до Америки, так до Англии. Наконец, главное: по тактике. Стена щитов, под которую доспешно-оружейный комплекс: поножи, наручи, кольчуга. Броня на торсе не обязательна, пузо закрывает щит. Все потому, что в регионе вокруг Балтики и Северного моря главный транспорт не конь, а корабль. И пока шла речь о русах Рюрика, тактика дружины была пехотной — что у саксов, что у ютов, что у норвежцев, что у викингов, что у береговых немцев. Пехота могла строиться клином и вообще глубокими построениями: в отличие от скачущего коня, пехотинцы шли в атаку размеренным шагом. Это голливудские придурки показывают лихой набег одиночек, ну потому что в книжке написано: варвары.
Одиночная рубка начиналась только после распада строя. Тут есть отличие от Рима. Если римская когорта прежде всего стремилась восстановить строй, то варвары в таком случае легко переключались на индивидуальный зачет, дикий хаос личных поединков. Потому что на палубе драккара строй не поставишь, нету там столько места. Хочешь жить — умей вертеться, это именно оттуда правило.
Вот, без «личного зачета» мы видим типичных античных гоплитов. Вооружение копье-щит-меч. Главное оружие: щит. Построения а-ля «передвижная крепость», все эти хирды, «shild wall», «перегородили поле червлены щиты». Но гоплиты все же надеялись больше на строй и в итоге породили фалангу — а потому, что гоплитов было много. Средний город мог выставить 200-300 рыл в бронзе. Средняя русская дружина 20-30 человек, ведь не зря у Черномора тридцать три богатыря. Разница плодородия земли, разница экономик.
Ну и еще, дружина — тут уместно говорить о дружине циркумбалтийской провинции, то есть о всех землях Балтийского региона — неважно, русская, норвежская, саксонская, но дружина готовилась именно воевать. По меркам античных гоплитов, которые по сути ополченцы, и живы только пока держат строй, северные дружины — лютый спецназ. Собственно, в пятом-шестом веках, когда славянские рейдовые группы доходили до Коринфа, выжившие византийцы описали именно таких бойцов.
Оборотная сторона профессионализма всегда малочисленность. Саксы и англы не могли победить короля Артура малым числом; точно так и викинги много позже для завоевания что Эофорвика, что Парижа, должны были собирать многие сотни кораблей.
Но вот король Артур помер — англы же и саксы множились в числе. И до них тоже дошло, что «Большие батальоны всегда правы», что «порядок бьет класс». Они собрали много, реально много народу, и таки завоевали приличный кусок Британии — собственно, Англию. Кельтский мир был оттеснен в холмы Уэльса, плоскую Ирландию и не особо щедрую Шотландию; эти территории совокупно условно именуются «Дал Риада» по имени самого большого из кельтских королевств.
Пройдемся еще раз по хронологии.
Король Артур воевал с северной пехотой примерно в пятом веке.
В шестом-восьмом северная пехота все-таки завоевала Британию и назвала ее Англией.
Тогда же славяне проникли южнее Дуная, пользуясь общим ослабением Римского мира. Существует, опять же, гипотеза, что знаменитая Смородина-река между землей живых и мертвых это реальный Дунай и есть. Для привыкшего к воле-свободе славянина шестого века римская держава с ее очевидной мощью и совсем неочевидными законами была натурально иным миром, царством неживых. За все плати, того не делай, того не бери… Да у них даже двери на запорах, нежить натуральная! И возврат домой из набега описан в любой сказке, когда герою достаточно доскакать до текущей воды (Дуная), за которой Кощей (римский император) обычно не преследовал уходящий отряд, понимая бесполезность затеи. Оттуда же и сюжет с защитой моста богатырем: мостов мало, мосты неширокие, держать их можно даже против конных, просто навалив наскоро порубленных бревен в ноги, чтобы конь не мог взять разбег для тарана. Ну а ассоциацию вражьей армии с многоглавым Горынычем не упоминал только ленивый.
Вторая гипотеза из примерно тех лесов — обереги. Вроде как лесные рейдеры старались не трогать своих родовичей, живущих в чужих селах — ну типа девка замуж туда вышла. А узнавали по рисунку-оберегу, понятно же. Добавим еще запрет смотреть диверсанту в глаза, чтобы потом на суде честно сказать: я его не видел и не могу узнать! — и вот она картина вечнокипящей лесной войны, войны налетов и засад, вырезанных ночью заимок или поселений, где каждый может оказаться врагом; вот оно и мировоззрение, где за околицей села форменное потусторонье, земля мертвых. А так и есть: в «зеленке» невозможно избежать засады, это аксиома всех военных даже сейчас. Вышел — будь готов столкнуться с нежитью. Ну а нежить — это собственно воинские братства и есть. Без правильного оберега не суйся. А если на княжьем суде кого сдуру опознаешь, так нежеланного свидетеля и оберег не спасет. Лютичи режут бодричей, те режут лютичей; жизнь, короче, бьет ключом. А еще мечом и веслом, потому что дороги в лесу речные.
Примерно в шестом-восьмом веках на территории современной Венгрии жили самые продвинутые славяне: моравы. Они первыми достигли нормального жизненного уровня, чтобы построить города и завести письменность. Это им Кирилл и Мефодий разрабатывали азбуку.
В пятом-седьмом-двенадцатом веках на славян обрушилась Степь в лице аваров (они же обры) — болгар — мадьяр — печенегов и так далее. На Англию же обрушились викинги.
В общем, хорошо, что сэр Томас Мэллори этого не знал. Черт знает, чего бы он понаписал тогда: «Фоллаут» или «Метро».
Сэр Томас Мэллори написал красивую сказку, сказочность которой осознавалась даже современниками. И все же он попал в цвет. Люди мечтали именно о рыцарях — защитниках слабых. Рыцарях, отстаивающих справедливость. Рыцарях, взыскующих не брюха, но духа. Рыцарях смелых, не предающих сюзерена, не бегущих с поля боя.
А что книга его числила за людей только нобилей — тут буквально время было такое. Томас Мэлори начинал: «сэр Парсифаль собрался в поход» и далее живописал странствия рыцаря в гольном одиночестве, не опускаясь до пошлых материй чистки лошадей и ухода за копытами. Именно от Томаса Мэлори все эти легенды об одиночных странствующих рыцарях пошли широко в народ. Но я не раз упоминал: одиночку запросто прирежут во сне даже в трактире, в темном углу. И расследуй потом со всей мощью криминальной науки 12 века. О, ладно, 15го — большая разница?
Ладно там рыцарь, возьмем пример попроще.
Вот у нас боевой раб. Мамлюк там или гулям или русский «боевой холоп» эпохи несколько поздней. Но так или иначе — невольник с оружием. Он ведь может сбежать. Паспортов еще нет. Глобальных баз данных нет. Ни тебе системы «перехват», ни тебе всеобщего шпионства. Так почему же мамлюк или там гулям не бежит из войска?
Именно потому, что в Средневековье одиночка — ничто. Ходячий мертвец.
За купца будет мстить гильдия. За селянина род или феодал: селянин имущество, портить имущество дурной тон. За это могут и до смерти убить. Тем более, за члена воинского братства — эти не только мотив, эти и возможность имеют. Даже за вольного горожанина будут мстить. Его родная гильдия, например.
А кто будет мстить за дезертира и предателя? Да за него, напротив, награду объявят!
Сменить внешность? Хорошая идея. Только новую одежку в Средневековье на каждом углу не купишь. И даже снять особо не с кого: населения мало. Любой новый человек, особенно оборванец с разбойничьей рожей, пудовыми кулаками и следами интеллекта по всему телу, заметен как муха на тарелке. Допустим, ему известны тайные тропы, и конная погоня не перехватит его на тракте — хотя в жарких местах, где обычно водились боевые рабы, лесов не особо, колодцы наперечет, а без воды человек живет двое суток. Даже если он сам Юсуф-ибн-Айюб, которым франки пугают младенцев.
Далее. Рабов обычно клеймят, причем на видном месте: на лбу или руках, или шее. И это снова становится понятно первому же патрулю — а любой феодал рассылает патрули по своей земле. Просто чтобы сосед, такой же феодал, не таскал тихонько крепостных. Да и чтобы нищие по дорогам не рыскали в поисках чего бы скоммуниздить. Да и селянам нехрен болтаться в будние дни, пусть вкалывают. Совместный труд — на благо меня, конечно! — облагораживает.
Далее. Вот сбежал боевой раб — а что он умеет делать? С чего ему жить? Глину рубить героически? Ну нарубил, а дальше что? Печки класть умение надо, каменная кладка еще сложнее. Кругом гильдейские секреты, вступительные взносы, страшные клятвы и вот это вот все.
Устроиться в чью-либо стражу — так чем служба в страже отличается от того, что у мамлюка УЖЕ ЕСТЬ? Убить могут точно так же. Те же битвы, точно так же взятый город могут отдать на разграбление. А могут и не отдать, могут послать служить в задницу шайтана, где ни вина, ни девок. И потом, не всякий начальник стражи возьмет на службу проблемного чувака. Мало ли, отчего он сбежал с прошлой службы. Вдруг начальника зарезал — проверить никак. Ни глобальных баз данных, ни реестра несостоятельных должников в открытом доступе. Только где-то в ломбардском банке, чисто для своих; но вряд ли там беглые мамлюки учитываются. А слово «гулям» там вообще ругательное.
Ну и наконец, из мамлюков люди в султаны и халифы поднимались. Чисто братва выдвигала. И они своих верных товарищей не забывали тоже. А сбежишь ты, и как потом карьеру строить? Где? В державе франков? Так мамлюки по большей части даже тамошнего языка не знали, не говоря уж — дороги во Францию.
Но, допустим, преодолел ты все-все препоны и пришел, скажем, в Париж. А там на улице тебя останавливает мужик и говорит: я тебя узнал, падла узкоглазая! Ты в битве при Хаттине моего кореша убил. Готовься к смерти, сука!
Раньше-то ты был воин султана и за тобой незримой стеной стоял султанат. Пока с султаном мир заключен, узнавать тебя мог хоть сам король Франции — пофиг. Он даже убийц к чужеземцу не мог подослать просто так, потому что султан может и психануть. А все знали, что при Айн-Джайлуте обида султана вышла боком даже монголам, что там о Франции толковать.
Но все меняется, если человек — беглый. Безродный. За которым НИКТО не стоит.
Вот почему случаи бегства боевых рабов бывали нечасто. И бежали они туда, где точно знали: не выдадут. Скажем, на Дон в казаки. Нету в Египте казачества? Ваши проблемы, бегите в Тунис. Если, конечно, добежите. Может, и примет вас солнцеликий падишах на службу. А может, именно сегодня он решит выпендриться перед соседним падишахом, козырнуть соблюдением обычая — да и вернет беглеца обратно, в родную казарму. А там ему весь десяток люлей взвесит, потому что они за беглеца каждый день дополнительно по сто кусков глины разрубают.
Снова перевернем медаль.
Где беглый раб — а где одиночный рыцарь?
Ирония ситуации заключается в том, что одиночный рыцарь с точки зрения боевой ценности от беглого раба особо не отличается. Будь он сам ДАртаньян — сунут ему копье в ноги, оглоблей по башке и привет. Защищает рыцаря только слава стоящего за ним рода. Ну, если встречные знают, что вот это чудо с петухом на щите на самом деле баронет де Кок, и барон за него в случае чего половину деревни перевешает.
А если не знают, так мало ли, где он доспехи взял. Может, спер. Вали его, пацаны!
Поскольку литРПГ еще не придумали, таблички с извещениями в родовом замке не всплывают. О бесславной смерти одиночного путника род узнает не скоро. Если вообще узнает. Мало ли, уехал на службу Ричарду Львиное Сердце, и пошел с ним воевать Гроб Господень. Вернется через двадцать лет, покрытый шрамами, увенчанный славой, подарков привезет. В хорошее долго верить можно. Опять же, притчу о блудном сыне в Библии перечитать, если что.
Книга сэра Томаса Мэллори о странствиях рыцаря-одиночки все-таки сказка. Это не первая сказка в истории. Но, пожалуй, это первая сказка, серьезно изменившая историю.
Первая книга, провозгласившая личный идеал, личную ответственность и личный выбор; все это уже не средневековые понятия. Это уже понятия Нового Времени.
С завершением Средневековья мой цикл тоже завершается. Как я говорил в самом начале, у меня нет желания выводить его за пределы ежевечернего развлечения. Даже и случись у меня такое желание, так «ничтожный кувшин моих мыслей показывает дно». Соберу все замечания, внесу правки и оформлю все это сборником рассказов. Сорок пять текстов только на этом сайте у меня уже есть, будет еще один.
Читайте хроники, многим выдумкам романистов они дают сто очков вперед. Правда, обязан предупредить: чтение хроник может сделать для вас пресной и скучной чуть менее, чем всю историческую литературу, паче того фэнтези; но тут уж каждый выбирает для себя.
В чем и желаю вам удачи.
(с) КоТ
Гомель
Сентябрь 2021
Новый инди-хит компании A24, выпустившей «Солнцестояние» и «Маяк»
«Легенда о Зеленом рыцаре» — вольная интерпретация одной из легенд цикла про короля Артура. Причем снял ее режиссер сказочного блокбастера «Пит и его дракон» (2016) и мрачной драмы «История призрака» (2017) Дэвид Лоури. В главной роли — звезда «Миллионера из трущоб» Дев Патель, который ныряет в озеро за чьей-то головой и гуляет по лесу одурманенный грибами. «Люмос» рассказывает, чего стоит ждать от похода на самое странное зрелище этого лета.
О чем фильм
«Это экранизация рыцарского романа неизвестного автора», — с такой строчки на черном фоне начинается история молодого Гавейна (Дев Патель). Он пока еще не рыцарь, зато племянник самого короля Артура (Шон Харрис).
Беззаботный Гавейн просыпается в борделе в канун Рождества вместе со своей возлюбленной, простолюдинкой Эссель (Алисия Викандер). А уже вечером будет сидеть в Камелоте, рядом с прославленными героями артуровских легенд. Обмен любезностями на приеме у короля прерывает ворвавшийся в зал всадник в зеленых доспехах (Ралф Айнесон). В знак мира он опускает на пол секиру и передает Артуру письмо, предлагая любому желающему сыграть в «Рождественскую игру».
По условиям игры храбрец должен нанести Зеленому рыцарю удар, а спустя год и один день принять его обратно. Мечтающий о славе Гавейн вызывается добровольцем, берет меч дяди (своего оружия у бездельника, конечно же, нет) и отсекает голову склонившемуся на колено сопернику. Однако Зеленый рыцарь встает, подбирает отрубленную часть тела и с раскатистым смехом покидает замок. Около Круглого стола остается лежать секира и запятнанная честь Гавейна. Спустя 12 месяцев он отправится в Зеленую часовню, чтобы принять ответный удар.
Фэнтези от независимого режиссера
Режиссер Дэвид Лоури со студенческих времен мечтал снять «что-то в духе “Властелина колец”». Под этим «что-то» Лоури подразумевал фэнтези с лошадью и всадником в доспехах, скачущим на фоне красивых пейзажей.
Спустя десяток короткометражек и пять фильмов Лоури осуществил мечту. Экранизация не самого известного рыцарского романа могла стать еще одной малобюджетной картиной в копилке режиссера — как «История призрака» с Руни Марой и Кейси Аффлеком, снятая за 100 тысяч долларов. Как-никак в эпоху фильмов по комиксам и ремейков адаптации средневековых легенд не то чтобы в почете. Однако студия A24 доверилась режиссеру и предложила бюджет в 15 млн долларов.
Несмотря на приличный для авторских работ бюджет Дэвиду Лоури удалось сохранить авантюрный инди-дух предыдущих работ. «Легенда о Зеленом рыцаре» — не столько приключенческое фэнтези, сколько средневековая история взросления неуверенного в себе, а местами даже жалкого юнца с синдромом самозванца, хоть во времена рыцарей такого термина и не существовало.
Почему Гавейн — самозванец
Молодой герой остается в тени своего легендарного дяди, а возложенные Феей Морганой (Сарита Чоудхури) надежды на сына не оправдываются. Да, в адаптации Лоури ведьма стала матерью Гавейна. Это одно из нескольких изменений, которые режиссер внес в сюжет, чтобы сделать историю более личной, — в интервью Лоури признавался, что сам засиделся в родительском доме и матери пришлось буквально выгонять его во взрослую жизнь.
Каждое из испытаний на пути к обители Зеленого рыцаря проверяет на прочность моральные устои Гавейна. А он, как оказалось, не особо-то соблюдает рыцарский кодекс. Парень жаждет славы, но не готов идти ради нее на подвиги. Не просто так многие критики средневековой литературы сомневаются в принадлежности «Сэра Гавейна и Зеленого рыцаря» к жанру рыцарского романа, где в центре внимания оказываются доблестные воины. Ведь племянник Артура, рыцарь без геройских историй, на просьбу короля рассказать о своих достижениях смотрит под Круглый стол.
Совершать подвиги Гавейн не торопится — не то от трусости и робости, не то по незнанию, как должен вести себя настоящий рыцарь. По пути к Зеленой часовне режиссер втянет своего героя не в одну передрягу, в каждой из которых Гавейн покажет себя не в лучшем свете. «А что я получу взамен?» — спрашивает он у призрака святой Винифреды (звезда «Сокола и Зимнего солдата» Эрин Келлиман) на просьбу достать из пруда ее голову. И такими нелепыми вопросами Гавейн запятнает свою честь еще несколько раз.
Чем еще интересен фильм
Помимо истории о чести и взрослении, у «Легенды о Зеленом рыцаре» есть и другие актуальные темы. Тут и феминизм (уже в начале фильма выясняется, что за проделками Зеленого рыцаря стоит Фея Моргана), и экология — Зеленый рыцарь олицетворяет природу, противостоящую цивилизации, и религия (природу можно соотнести с язычеством, а Камелот — с оплотом христианства). Просто так от фильма Лоури вам отделаться не получится, он будет буквально разрастаться по мозгу несколько недель, провоцируя все больше теорий о произошедшем на экране.
«Зеленый рыцарь» — не только поучительная, но и красивая притча, полная сюрреализма и эстетичности. Последнюю усиливает то, что во время съемок Лоури практически не прибегал к CGI. Сцены в замках снимались на настоящих руинах в Ирландии, и все декорации возводились вручную. Даже мелькающие в кадре голые великаны — заслуга грамотно выстроенного ракурса. «Было забавно снимать фильм так, словно мы находимся в 90-х, когда ты еще не мог заменить целый город компьютерной графикой», — рассказывает Лоури. Впрочем, ставка на старомодность не помешала режиссеру добавить в фильм говорящего лиса, нарисованного на компьютере.
Наш вердикт
«Легенду о Зеленом рыцаре» смотришь словно сквозь матовое стекло, но именно такого эффекта добивался режиссер. Лоури хотел придать фильму ощущение старинного мистического рассказа, где дымка в пастельных цветах одновременно навевает ностальгию по винтажному рыцарскому кино, а визуальные эффекты нагнетают таинственную атмосферу: на первый план выходит перенасыщенный красками лес — одурманивающе красивый и тревожный.
Режиссер экранизировал роман XIV века в своем уникальном стиле. Полная странностей история стала еще более причудливой и обросла новыми подтекстами, но при этом сохранила дух приключенческого фэнтези, которым пропитан оригинал. Как-никак все происходящее на экране, если вы уже успели забыть, не более чем веселая «Рождественская игра».
Òåïåðü î áóäóùåì â Àïîêàëèïñèñå Åíîõà. Â êîíöå Àïîêàëèïñèñà îò Åíîõà äîáðî ïîáåæäàåò.
Êàê?
Òàêæå êàê è â Àïîêàëèïñèñå îò Èîàííà Áîãîñëîâà.
Ïðè ïîìîùè íåêîãî ñåêðåòíîãî è âåñüìà ìîùíîãî îðóæèÿ. Î íåì æå ëåãåíäû î Ìå÷å Êîðîëÿ Àðòóðà, «Ðóñëàíå è Ëþäìèëå», ñêàçêè ïðî ìå÷-êëàäåíåö, çàøèôðîâàííàÿ èñòîðèÿ ïðî «Ñòàðèêà è ìîðå».
Ìíîãî÷èñëåííûå îòñûëêè è íàìåêè íà åãî ñóùåñòâîâàíèå ïðèâåäåíû â ðîìàíå «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà» (ïîä ñëîåì óâëåêàòåëüíîãî ðîìàíà ñïðÿòàíû ìíîæåñòâåííûå ïåðåêðåñòíûå ññûëêè ìåæäó ðàçíûìè ÷àñòÿìè è ñèììåòðèè, èç ÷åãî ïîíÿòíî, ÷òî ýòî êàêèå-òî ñêðûòûå èíñòðóêöèè).
ß óñòàë îá ýòîì ïèñàòü, òàê êàê ýòî ìàëî êîìó èíòåðåñíî. Íî ìîãó íàìåêíóòü íà íîæ Ëåâèÿ Ìàòâåÿ.
Êàê è â ãåíèàëüíîé êíèãå «Êîíòàêò» Ê.Ñàãàíà, äëÿ ðàñøèôðîâêè ïîñëàíèÿ â ñêðûòîì ñëîå ðîìàíà íåîáõîäèìà âåðà è óñèëèÿ ìíîæåñòâà ëþäåé. Ââèäó î÷åâèäíîãî îòñóòñòâèÿ òàêîâîé â íàñòîÿùåå âðåìÿ, íå óâåðåí, ÷òî ýòî êîìó-òî ïîíàäîáèòñÿ. È ñàìî ñîáîé, ÷òî ÿ íå èìåþ íè ìàëåéøåãî ïîíÿòèÿ îá ýòîì îðóæèè è çàíèìàòüñÿ ýòèì íå ñîáèðàþñü.
Ïîýòîìó äàëåå ñëåäóþùèé àáçàö ìîæåòå ïðîñòî ïðèíÿòü ê ñâåäåíèþ.
Ýòî îòðûâîê èõ Çâåðèíîãî Àïîêàëèïñèñà êíèãà Åíîõà (ýòî åãî âòîðîé ñîí). Îí ïîñâÿùåí íàøåìó âðåìåíè è òîìó ñàìîìó ñåêðåòíîìó îðóæèþ. Ìîè êîììåíòàðèè áóäóò â ñêîáêàõ.
****
«Íî îò òåõ áåëûõ îâåö ðîäèëèñü ìàëûå àãíöû, è îíè ñòàëè îòêðûâàòü ñâîè ãëàçà, è âèäåòü, è êðè÷àòü îâöàì.
È îâöû íå êðè÷àëè èì è íå ñëûøàëè, ÷òî è ñêàçàëè èì, íî áûëè ÷ðåçâû÷àéíî ãëóõè, è èõ ãëàçà áûëè ñëèøêîì è ÷ðåçìåðíî îñëåïëåíû.
È ÿ âèäåë â âèäåíèè, êàê âîðîíû íàëåòåëè íà òåõ àãíöåâ è âçÿëè îäíîãî èç òåõ àãíöåâ, îâåö æå ðàçîðâàëè è ïîæðàëè (ýòî íàøå âðåìÿ, âîðîíû — îíè è â Àôðèêå âîðîíû).
È ÿ âèäåë, êàê ó òåõ àãíöåâ âûðîñëè ðîãà, è âîðîíû íèçâåðãëè èõ ðîãà; è ÿ âèäåë, êàê âûñêî÷èë îäèí âåëèêèé ðîã, — îäíà èç òåõ îâåö; è èõ ãëàçà îòêðûëèñü (îâöû íà÷àëè âîçìóùàòüñÿ, íî âîðîíû ïîäàâèëè èõ âîçìóùåíèå, òîãäà êàêàÿ-òî îäíà îâöà ñ îãðîìíûì ðîãîì, êàê åäèíîðîã, îòêðûëà ãëàçà äðóãèì îâöàì).
È ÿ ñìîòðåë çà íèì, è ãëàçà èõ ðàñêðûëèñü; è îíà êðè÷àëà ê îâöàì, è þíöû óâèäåëè åå è âñå ïîáåæàëè ê íåé (þíöû ÷òî-òî çàìåòèëè).
È ìåæäó âñåì òåì òå îðëû, è êîðøóíû, è âîðîíû, è ÿñòðåáà âñå åùå ðàçðûâàëè îâåö áåñïðåñòàííî, è ñëåòàëèñü, íà íèõ è ïîæèðàëè èõ; íî îâöû îñòàâàëèñü ïîêîéíûìè, è þíöû ñåòîâàëè è êðè÷àëè (ñòàðèêàì áûëî äî äâåðöû, ÷òî èõ ïðåññóþò, íî ìîëîäíÿê ñèëüíî âîçìóùàëñÿ).
È òå âîðîíû ñðàæàëèñü è áîðîëèñü ñ íèìè, è õîòåëè ñëîìèòü åãî ðîã, íî íè÷åãî íå ìîãëè ñäåëàòü ñ íèì (âîðîíû ñðàæàëèñü ñ åäèíîðîãîì, íî íèêàê íå ìîãëè åãî ïîáåäèòü).
È ÿ âèäåë èõ, ïîêà íå ïðèøëè ïàñòûðè, è îðëû, è òå êîðøóíû è ÿñòðåáà, è îíè êðè÷àëè âîðîíàì, ÷òîáû îíè ñëîìèëè ðîã òîãî þíöà; è îíè áîðîëèñü è ñðàæàëèñü ñ íèìè, è îí áîðîëñÿ ñ íèì, è êðè÷àë, ÷òîáû ïðèøëà ê íåìó ïîìîùü (âñå, êòî ìîã, ñòàëè ñîçûâàòü âîðîíîâ, ÷òîáû îíè çàíÿëèñü íàãëûì þíöîì, íî íèêàê íå ìîãëè åãî îäîëåòü).
È ÿ âèäåë, êàê ïðèøåë òîò ìóæ, êîòîðûé çàïèñûâàë èìåíà ïàñòûðåé è ïðåäñòàâëÿë Ãîñïîäó îâåö, è îí ïîìîã òîìó þíöó, è ïîêàçàë åìó âñå, ÷òîáû ïðèøëà åãî ïîìîùü (êàêîé-òî ñòàðèê îáó÷èë þíöà òàéíûì çíàíèÿì).
È ÿ âèäåë, êàê òîò Ãîñïîäü îâåö ïðèøåë ê íèì âî ãíåâå, è âñå âèäåâøèå Åãî óáåæàëè, è óïàëè âñå â Åãî òåíè ïðåä ëèöîì Åãî.
Âñå îðëû, è êîðøóíû, è âîðîíû, è ÿñòðåáû ñîáðàëèñü è ïðèâåëè ñ ñîáîþ âñåõ ïîëåâûõ îâåö, è âñå îíè ñîøëèñü è ïîìîãàëè äðóã äðóãó, ñëîìèòü òîò ðîã þíöà (ñîáðàëàñü öåëàÿ àðìèÿ).
È ÿ âèäåë òîãî ìóæà, êîòîðûé ïèñàë êíèãó ïî ïîâåëåíèþ Ãîñïîäà, êàê îí ðàçâåðíóë òó ÊÍÈÃÓ ÓÌÅÐÒÂËÅÍÈß, êîòîðîå ñîâåðøèëè òå äâåíàäöàòü ïîñëåäíèõ ïàñòûðåé, è îí ïîêàçàë ïðåä Ãîñïîäîì îâåö, ÷òî îíè óìåðòâèëè ãîðàçäî áîëåå, ÷åì ïðåäøåñòâîâàâøèå (ïîñëåäíèå öàðè ñëèøêîì óâëåêëèñü ðåïðåññèÿìè).
È ÿ âèäåë, êàê ïðèøåë ê íèì (ê õèùíûì ïòèöàì è çâåðÿì) Ãîñïîäü îâåö, è âçÿë â Ñâîþ ðóêó ïîñîõ ãíåâà, è óäàðèë â çåìëþ, òàê ÷òî îíà ðàñòîðãàëàñü, è âñå çâåðè è ïòèöû íåáåñíûå óïàëè ñ îâåö, è ïîãðóçèëèñü â çåìëþ, è îíà çàìêíóëàñü íàä íèìè (âåëèêîå çåìëåòðÿñåíèå).
È ÿ âèäåë, êàê ÎÂÖÀÌ ÄÀÍ ÁÛË ÂÅËÈÊÈÉ ÌÅ×: òîãäà îâöû âûñòóïèëè ïðîòèâ òåõ ïîëåâûõ çâåðåé, ÷òîáû óìåðòâèòü èõ, è âñå çâåðè è ïòèöû íåáåñíûå ðàçáåæàëèñü îò èõ ëèöà.
È ÿ âèäåë, êàê áûë âîçäâèãíóò ïðåñòîë â ëþáèìîé çåìëå, è Ãîñïîäü îâåö âîññåë íà íåì; è îí âçÿë âñå çàïå÷àòàííûå êíèãè è ðàñêðûë èõ ïðåä Ãîñïîäîì îâåö».
****
« Ïîíÿë! ðåøèòåëüíî çàÿâèë Èâàí, ïðîøó âûäàòü ìíå áóìàãó è ïåðî.
Âûäàéòå áóìàãó è êîðîòåíüêèé êàðàíäàø, ïðèêàçàë Ñòðàâèíñêèé òîëñòîé æåíùèíå, à Èâàíó ñêàçàë òàê: Íî ñåãîäíÿ ñîâåòóþ íå ïèñàòü.
Íåò, íåò, ñåãîäíÿ æå, íåïðåìåííî ñåãîäíÿ, âñòðåâîæåííî âñêðè÷àë Èâàí.
Íó õîðîøî. Òîëüêî íå íàïðÿãàéòå ìîçã. Íå âûéäåò ñåãîäíÿ, âûéäåò çàâòðà.
Îí óéäåò!
Î íåò, óâåðåííî âîçðàçèë Ñòðàâèíñêèé, îí íèêóäà íå óéäåò, ðó÷àþñü âàì. È ïîìíèòå, ÷òî çäåñü ó íàñ âàì âñåìåðíî ïîìîãóò, à áåç ýòîãî ó âàñ íè÷åãî íå âûéäåò. Âû ìåíÿ ñëûøèòå? âäðóã ìíîãîçíà÷èòåëüíî ñïðîñèë Ñòðàâèíñêèé è çàâëàäåë îáåèìè ðóêàìè Èâàíà Íèêîëàåâè÷à. Âçÿâ èõ â ñâîè, îí äîëãî, â óïîð ãëÿäÿ â ãëàçà Èâàíó, ïîâòîðÿë: Âàì çäåñü ïîìîãóò… Âû ñëûøèòå ìåíÿ?.. Âàì çäåñü ïîìîãóò… âàì çäåñü ïîìîãóò… Âû ïîëó÷èòå îáëåã÷åíèå. Çäåñü òèõî, âñå ñïîêîéíî. Âàì çäåñü ïîìîãóò…» (Ì.À.Áóëãàêîâ, «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà»)
Начистить любимые доспехи, выиграть сражение, осадить замок, предать огню пару ведьм — обычный день рыцаря в Средневековье окончен. После 2020-го истории о добрых парнях особенно нужны: хочется верить, что кто-то придет, разберется со всеми штаммами чудовищ и умчит на белом коне в счастливое далёко. А пока мчаться некуда, можно хоть в фильмах понадеяться на парочку хэппи-эндов.
Ну а если серьезно — не надейтесь. Нет здесь хэппи-эндов. И неважно, что в основе — легендарные истории или реальные события: судьба воинов в доспехах и в жизни, и в выдумках — это чаще всего не про подвиги и честь, а про жестокость, месть и борьбу за власть и земли. Кто-то еще защищает любимые с детства наивные образы, но большая часть героев в фильмах ниже смогли принять путь клинка и крови.
Арн: Рыцарь-тамплиер
- Оценка
7,0 / 6,6 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
мелодрама, историческая и военная драма - Страна
Швеция - В главных ролях
Йоаким Наттерквист, София Хелин, Стеллан Скарсгард - Режиссёр
Петер Флинт - Длительность
139 мин. - Дата премьеры
2007 - Сценарий
Ганс Гуннарссон, Ян Гийу
«Игра престолов» смешала образ рыцарства с тем, что по словам Эддарда Старка идёт до слова «Но». Сериал научил зрителя: хороший рыцарь — мертвый рыцарь. А если живой, то, скорее всего, подлый, алчный насильник, вор или садист. Но бывают и исключения, такие, как в сказках: красивые и лицом, и сердцем, и душой. Вот Арн как раз из таких: парень родился в благородной семье, родители его любили, но вынуждено передали на воспитание в монастырь. Там Арна тоже любили, а ещё научили стрелять, виртуозно работать мечом, спасать дам из беды и верно служить королю.
Арн всегда вёл себя хорошо, убивал лишь по необходимости, насилие и мародерство не практиковал. Но оступился на самом обидном — на любви. Арн влюбился в прекрасную Сесилию, и оказался в её постели. Очередное убийство воину простили бы легче, чем внебрачную связь, а саму Сесилию ждала двойная порция общественного осуждения. В итоге храбрый рыцарь прямиком из сказки отправляется отрабатывать грехи на Святую землю в рядах тамплиеров, а Сесилию ждут годы очистительных побоев в строгом монастыре. Надежда одна: перед расставанием Арн обещал возлюбленной вернуться, а настоящие рыцари держат обещания. Ну, если только не умирают по зову долга или от какой-нибудь цинги.
Трейлер:
Исторический фильм об Арне Готском стал самым дорогим в истории шведского кинематографа, но не стоит ждать от ленты голливудской эпичности и масштабных битв Крестового похода. Битвы будут, но скромные, и в целом фильм больше посвящён точному портрету Скандинавии XII века и личности самого Арна, чем батальному экшену. Во второй части, «Арн: Объединенное королевство», битв больше.
Черная смерть
- Оценка
6,7 / 6,4 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
детектив, драма, триллер - Страна
Германия, Великобритания - В главных ролях
Шон Бин, Эдди Редмэйн, Кэрис Ван Хаутен - Режиссёр
Кристофер Смит, Дарио Полони - Длительность
98 мин. - Дата премьеры
2010 - Сценарий
Кристофер Смит, Дарио Полони
Не уходя далеко от «Игры престолов» — в «Чёрной смерти» в главных ролях Шон Бин (Эддард Старк) и Кэрис ван Хаутен (Мелисандра), а на дворе грязное Средневековье. Настолько грязное, что в разгаре эпидемия бубонной чумы. Легочная чума и сейчас считается очень опасной формой этого заболевания, а в XIV веке летальность была как фальшивые скидки в «черную пятницу» — 99,99%. В общем, картина депрессивная: города превращаются в массовые могилы, врачи бессильны, вера слабеет даже в рядах священников.
Послушник Осмунд переживает религиозный кризис особенно остро: парень хочет служить Богу, но не понимает, чем люди заслужили такую жестокую кару Отца. А ещё Осмунда преследует соблазн сбежать из чумного города с Аврил — своей смелой возлюбленной. Когда не знаешь, что выбрать между двумя вариантами — выбирай третий. Осмунд не сбегает с Аврил и не продолжает службу в аббатстве, а вызывается проводить рыцарей епископа в отдаленную деревню, где, по слухам, не болеют чумой. Коронавирус в XXI веке добрался даже до Антарктиды, а тут неизлечимая в Средневековье чума вдруг не трогает целое поселение посреди Европы — без дьявола не обошлось. Так решил епископ и отправил своих людей узнать о чудесных карантинных мерах деревни. Правда, Осмунд быстро понимает, что сопровождает не просто рыцарей, а инквизиторов, которые везут ведьмам и колдунам подарок в виде клетки и пыточной машины. Веру послушника ждет испытание кровью, расчлененкой и прочими людскими зверствами.
Трейлер:
Последние рыцари
- Оценка
6,1 / 6,2 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
боевик, драма - Страна
Великобритания - В главных ролях
Клайв Оуэн, Морган Фриман, Клифф Кёртис, Аксель Хенни - Режиссёр
Казуаки Кирия - Длительность
115 мин. - Дата премьеры
2014 - Сценарий
Майкл Конивс
События фильма разворачиваются в альтернативной вселенной, условно веке в XIV. Империя пережила несколько крупных войн, чумы нет, толерантность торжествуют: представители всех рас и религий живут в гармонии. Но все же этот альтернативный мир не безупречен: политика здесь строится на взятках, предательстве и беззаконии. Коррупция оказалась вирусом повыносливее расизма, и свирепствует себе безраздельно на всей территории Империи. Одной из жертв этой общественной патологии стал благородный дворянин Барток — пожилого мужчину унизили, избили, убили и, вероятно, убили бы его детей, но последних у Бартока не оказалось. Так что пришлось властям пофантазировать, как бы дополнить смертный приговор, чтобы жертве было еще побольнее. Придумали быстро: вложили орудие казни в руки самого близкого друга и наследника Бартока — верного рыцаря Райдена.
Убить своего сюзерена мечтал бы каждый второй, но только не Райден: мудрый и добрый Барток был для мужчины почти что отцом. Но император и вся его коррумпированная свита остались довольны: одного хорошего человека казнили, другого сломали — день удался. Райден после казни отправился ритуально хоронить себя в борделях, и вскоре про несчастного воина забыла и жена, и подлые чиновники, и вообще вся эта альтернативная вселенная. Но сам Райдер все помнит, копит силы и готовит врагам хорошо выдержанную месть.
Трейлер:
Железный рыцарь
- Оценка
6,7 / 6,1 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
боевик, военная драма - Страна
Великобритания - В главных ролях
Джеймс Пьюрфой, Пол Джаматти, Брайан Кокс - Режиссёр
Джонатан Инглиш - Длительность
121 мин. - Дата премьеры
2010 - Сценарий
Эрик Кастел
Насколько плохим монархом нужно быть, чтобы за восемьсот лет после правления ни одного наследника не назвали твоим именем? Иоанну Безземельному удалось выполнить этот челлендж. Конечно, быть английским королем сразу после Ричарда Львиного Сердца трудно — все любили этого доблестного крестоносца, великого полководца и правителя, которого вечно нет дома. Но Безземельный правил настолько плохо, что довел страну до гражданской войны, вынудил своих людей сотрудничать с королем Франции, за провальные военные операции заслужил прозвище «Мягкий меч», вынудил Папу наложить на Англию интердикт (запрет всех церковных действий) и сам получил официальное отлучение от церкви. Ну просто очень плохой монарх.
Бароны забунтовали, требуя Иоанна подписать Великую хартию вольностей, что король и вынужден был сделать. А потом хитростью объявил документ вне закона, отказался следовать его статьям, собрал наемников и снова пошёл воевать со своим же народом. Фильм расскажет, как скромный отряд под руководством рыцаря из ордена тамплиеров в Рочестерском замке дал отпор двухтысячному войску тирана. И нечего удивляться, что Иоанн не прошел: каменные стены замка возвел мужик по имени Гэндальф.
Трейлер:
А еще, для отчаянных фанатов века меча, есть «Железный рыцарь 2». Исторические события там менее узнаваемы, а битва за замок выглядит примерно так же, как в первой части. Только войско осаждавших сократилось на нолик в количестве и голову в разумности.
Леди-ястреб
- Оценка
7,6 / 7,0 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
приключения, драма, комедия, фэнтези - Страна
США, Италия - В главных ролях
Мэттью Бродерик, Рутгер Хауэр, Мишель Пфайффер - Режиссёр
Ричард Доннер («Мэверик», «Смертельное оружие») - Длительность
121 мин. - Дата премьеры
1985 - Сценарий
Эдвард Хмара, Майкл Томас
Оборотень, вор и монах-алкоголик — зачем нужны Мстители, когда есть такая команда на страже справедливости. Хотя они не столько за справедливость, сколько за любовь: оборотень, он же рыцарь Этьен Наваррский, стал жертвой колдуна и теперь не может воссоединиться со своей любимой Изабеллой. Колдун оказался не только подлецом, но и большим оригиналом: решил не убивать влюбленных, а возвести их мучения в апогей. Каждый день с восхода до заката Изабелла превращается в ястреба, а с заката до восхода Этьен становится волком. Изощренная пытка — всегда быть рядом и никогда не быть вместе. Но недолго колдуну-садисту радоваться, ведь Этьен уже собрал свою суперкоманду и готов разрушить злые чары.
Трейлер:
История рыцаря
- Оценка
7,8 / 6,9 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
приключения, мелодрама и немного комедии - Страна
США - В главных ролях
Хит Леджер - Режиссёр
Брайан Хелгеленд («Расплата», «Легенда», «Робин Гуд») - Длительность
132 мин. - Дата премьеры
2001 - Сценарий
Брайан Хелгеленд
XIV век, рыцарский турнир, жители средневековой Англии выстукивают по деревянным ограждениям бессмертную «We Will Rock You». Храбрый и опытный сэр Эктор получает смертельное ранение, и его место на коне занимает молодой оруженосец Уильям. Задача у парня простая — не умереть. Затем правдоподобно сыграть роль погибшего рыцаря и получить награду под именем сэра Эктора. Дальше придумать себе знатное происхождение и подходящее имя, чтобы раз за разом подставлять свою красивую голову под копья, мечи и другие колюще-режущие предметы. Рисковать жизнью на турнирах Уильям будет под саундтрек нашего времени и вдохновляющие речи своего геральда — молодого писателя, проигравшего мошенникам деньги, достоинство и одежду. А вот с достоинством Уильяма все в порядке — парень, конечно, использовал имя мертвого наставника как трамплин в новую жизнь, но в остальном остался хорошим, честным человеком.
На одном из турниров Уильям проявляет милосердие, которое приятно удивляет леди Джосслин — знатную даму, пленившую Уильяма своей красотой. Побеждать ради любимой женщины (а тут прям любовь со старта) трудно: мысли становятся легче, взгляд рассеяние, рука мягче. И пока Уильям плавится как мороженое под летним солнышком, соперники его становятся все жестче. В очередном бою парень выходит против графа Адемара — этот дерется выверено, как шахматист, точно знает, куда бить. В том числе по самолюбию. Адемар для Уильяма становится главным врагом, и рыцарь в легких доспехах и с легким сердцем готов побеждать в танцевальном поединке, на конном турнире и в словесном бою. Все, чтобы доказать: не имя делает человека, а человек — имя.
Трейлер:
Первый рыцарь
- Оценка
7,1 / 6,0 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
боевик, мелодрама, приключения - Страна
США - В главных ролях
Шон Коннери, Ричард Гир, Лиам Каннингэм - Режиссёр
Джерри Цукер («Привидение») - Длительность
134 мин. - Дата премьеры
1995 - Сценарий
Уильям Николсон («Гладиатор», «Отверженные»), Лорн Кэмерон
Ванильная сказка о длинноволосом Ланселоте, который влюбился в Гвиневру, жену короля Артура. Влюбился взаимно, но что это дает, когда ты в сказке: хорошим парням здесь даже думать нельзя о плохих поступках, цензура не позволяет. Остается только сублимировать убийством врагов, и к этому поводов много. Злой рыцарь Малагант, бывший участник Круглого стола, поднимает бунт и похищает Гвиневру, а потом и вовсе готовится захватить королевство. Артуру и его воинам надо защищать замок, а у влюбленных Ланселота и Гвиневры запас «хорошести» заканчивается в самый неподходящий момент — короли ведь не застрахованы от сердечных ран. Тот случай, когда в любовном треугольнике жалко всех и хочется, что все закончилось по-шекспировски.
Трейлер:
Чтобы топ не превратился в список о короле Артуре, сразу вспомним еще несколько фильмов о парнях за круглым столом:
- «Меч короля Артура», 2017. Эпичное фэнтези от Гая Ричи. Артур здесь прошел воспитание улиц, сам поднялся из низов, разнес викингов в щепки, отказался добровольно разлучать Эскалибур с камнем, и в итоге насильно был вписан в разборки за трон. Истинного короля сыграл Чарли Ханнэм, а его злого дядю — Джуд Лоу.
- «Первый рыцарь при дворце короля Артура» 1995-го, «Рыцарь Камелота» 1998-го с Вупи Голдберг, «Черный рыцарь» 2001-го с Мартином Лоуренсом — пародии, снятые по мотивам романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Герой из современности телепортируется в VI век и манипулирует наивными средневековыми англичанами в свое удовольствие.
- «Монти Пайтон и Святой Грааль» — тоже пародия, в которой члены легендарной комик-группы ищут древнюю чашу и устраивают безумное английское путешествие.
- «Трансформеры: Последний Рыцарь», 2017. Мерлина и Артура даже в техноблокбастер о машинах-инопланетянах вписали — как первых контактировавших с пришельцами людей.
- «Король Артур», 2004. Фильм с Кирой Найтли, Йоанам Гриффитом, Мадсом Миккельсеном, Тилем Швайгером, Стелланом Скарсгардом, Хью Дэнси, Джоэлом Эдгертоном и Клайвом Оуэном. Артур здесь — римский полководец, воюющий на территории Британии с пиктами. А потом с саксами. А потом посылает Рим к Бруту и остается в еще не объединенном королевстве навсегда. Много звезд и много сражений.
Сердце дракона
- Оценка
7,7 / 6,5 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
приключения, фэнтези, драма - Страна
США - В главных ролях
Дэвид Тьюлис, Деннис Куэйд, Шон Коннери, Дина Мейер - Режиссёр
Роб Коэн - Длительность
99 мин. - Дата премьеры
1996 - Сценарий
Чарльз Эдвард Пог, Патрик Рид Джонсон
Вымирающие драконы, жестокий принц Эйнон, рыцарь, выбивающий монеты из крестьян аферами, и это все еще не про роман Джорджа Мартина. Главный герой фильма — рыцарь Боуэн. Когда-то этот доблестный воин был настолько хорош, что заслужил право воспитывать королевского наследника. Боуэн мечтал: юный принц Эйнон вырастет в достойного мужчину, в рыцаря, живущего по древним законам чести, в правителя, которым англичане смогут гордиться. Но выросло чудовище. Генетика в случае с Эйноном оказалась сильнее воспитания: король был тираном, против которого народ поднял восстание, сын вышел тираном еще хуже, и народ снова начал точить вилы. Сам Боуэн в дурной нрав по наследству не верит, великий воин смог найти иное объяснение несостоятельности Эйнона как правителя: виноват дракон.
В детстве принц был ранен, и от смерти мальчика спасла крылатая рептилия, согласившаяся стать донором сердца. А рептилии — существа хладнокровные, пусть эта и дышит пламенем. Как там работает эта чешуйчатая анатомия, Боуэн разбираться не захотел и решил просто выместить свое разочарование воспитанником на драконьем роде. Рыцарь стал охотиться на драконов и в итоге истребил всех, кроме одного. Бой с последним древним ящером длился несколько дней и из сражения бывшие враги вышли товарищами-аферистами. Боуэн и Драко (рыцарей учат работать руками, а не выдавать годный нейминг) придумали бизнес-план: ездить по городам устраивать драконьи налеты, а потом брать плату за избавление от громадного вредителя. Додумались бы ведьмаки до такого, так, может, и не голодали бы. Криминальный стартап оказался успешным, но вечно обманывать работяг не вышло: в одной из деревень отработанный спектакль идет не по сценарию и мошенникам приходится скрываться. За всем этим наблюдает Кара — девушка, которая много лет назад ранившая принца Эйнона и обеспечившая тому трансплантацию драконьего сердца.
Смелая героиня начинает агит-компанию за свержение Эйнона, и Боуэн, получившему кармический подзатыльник от короля Артура в видении, предстоит принять на себя часть ответственности за поступки своего воспитанника.
Трейлер:
Фильм отметился в номинации на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, выиграл премию «Сатурн» как лучший фэнтези-фильм. А еще из картины родилась своя маленькая франшиза, и в 2020-м вышла четвертая часть с Хеленой Бонем Картер.
Робин Гуд: Принц воров
- Оценка
7,7 / 6,9 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
драма, приключения, боевик - Страна
США - В главных ролях
Кевин Костнер, Морган Фриман, Алан Рикман - Режиссёр
Кевин Рейнольдс - Длительность
143 мин. - Дата премьеры
1991 - Сценарий
Пен Деншэм, Джон Уотсон
Пока Ричард Львиное Сердце ковал репутацию в Крестовом походе, Англия страдала в отсутствии правителя. Точнее, простые англичане страдали, а власть имущие воровали и бесчинствовали, пока монарх махал мечом в тысячах километров от родины. Дворянин Робин махать устал: попал в плен к арабам, и от них колобком укатился домой вместе с приговоренным к смерти другом Азимом. Вот только дома у Робина больше не было: родовое поместье Робина захватил шериф Ноттингема. К прибытию дезертиров-крестоносцев разорять дворян шерифу надоело, и мужчина решил свергнуть короля. Того все равно в Англии не бывает, так пусть себе и спасает Святую землю, не отвлекаясь на прочие обязанности.
Робину кандидатура нового монарха не очень приятно, и чтобы отомстить шерифу и не дать тому провернуть переворот, Робин собирает в Шервудском лесу свою армию народного сопротивления. Мухе трудно навредить слону, но если мух собирается много, слон может занервничать. А нервы в военном деле не приветствуются. Повстанцы Робина всерьез досаждают шерифу, и тот допускает ошибки, которыми шервудский стрелок умело пользуется.
Трейлер:
Про Робина Гуда наснимали не меньше, чем про Артура. В кино за последнее время путь парня в капюшоне прошли Тэрон Эджертон и Рассел Кроу, а Кира Найтли исполнила роль защитницы Англии в фильме «Дочь Робин Гуда: Принцесса воров» 2008-го года.
Время ведьм
- Оценка
6,1 / 5,4 (Кинопоиск/IMDb) - Жанр
драма, приключения, боевик, фэнтези - Страна
США - В главных ролях
Николас Кейдж, Рон Перлман, Клэр Фой, Роберт Шиен - Режиссёр
Доминик Сена - Длительность
98 мин. - Дата премьеры
2011 - Сценарий
Браги Ф. Шут
Чума, война, немного несчастной любви. Мучения монахов, которые больше не верят; девы, потерявшие надежду на помощь; страны, брошенные своими правителями ради похода в Иерусалим; священные клятвы, нарушенные ради наживы; умирающие от голода слуги, и обмазанные жиром вельможи; стаи воров, глодающие останки разрушенной в войне страны. Рыцарский чек-лист выполнен, не было пока только настоящих демонов — пора добавить.
Сражаться на Святой земле во имя Бога легко, а вот убивать гражданских после победы во имя все того же Бога значительно труднее. Бейман и Фелсон, рыцари Тевтонского ордена, в резне невинных участвовать не хотят, решают, что для них Крестовый поход окончен и возвращаются домой. Таких сознательных уклонистов в XIV веке приравнивали к дезертирам — варварство, но времена вообще были несчастливые. Европу уничтожает «черная смерть», повсюду войны, голод, так что с вынесения смертных приговоров парочке дезертиров начинался обычный завтрак кардинала. Д`Амброуз — кардинал, который выдвинул обвинения Бейману и Фелсону, пообещал парням помилование в обмен на услугу. Рыцари должны доставить крестьянку Анну, наславшую чуму на всю округу, в удаленный монастырь, чтобы снять чары и победить болезнь. Благородные экс-крестоносцы отправляются в опасное путешествие только с одним условием: девушке устроят честный суд.
Правда, вскоре герои начинают думать, что можно сжигать и без суда: конвой Анны стремительно сокращается, и в гибели товарищей Бейман подозревает ведьму. Теперь воинам соседство с проклятой крестьянкой нравится не больше, чем участие в походе, так что клетку с девушкой очень спешат доставить в пункт назначения.
Трейлер:
Сегодня в кинотеатрах состоялась премьера нового фильма Гая Ричи (Guy Ritchie) «Гнев человеческий» (Wrath of Man). В прошлом году режиссёр уже явил миру блестящих «Джентльменов» (The Gentlemen), а спустя незначительный промежуток времени приглашает на просмотр картины с Джейсоном Стэйтемом (Jason Statham) в главной роли. Я уже сходил в кинотеатр — и спешу поделиться впечатлениями.
Карты, деньги, Джейсон Стэйтем
Первая полноценная работа Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels) вышла в 1998 году. Дебют не только мгновенно влюбил в себя зрителей, но и зажёг на голливудском небосклоне звёзды Джейсона Стэйтема и Винни Джонса (Vinnie Jones) — это были первые роли актёров. Следом режиссёр закрепил успех «Большим кушем» (Snatch), дилогией о Шерлоке Холмсе, «Рок-н-рольщиком» (RocknRolla) и другими проектами — и стал живой легендой.
Отметим, что Ричи всегда был склонен к экспериментам вроде философской притчи «Револьвер» (Revolver) и чисто коммерческим проектам в духе «Алладина» (Aladdin). Вот только старт карьеры англичанина был настолько феноменальным, что зрители и кинокритики сразу же выявили характерный «стиль Гая Ричи» и раз за разом ждали от него повторений. Быть может, именно поэтому некоторые проекты вроде «Меча короля Артура» (King Arthur: Legend of the Sword) и сказки про арабскую ночь отхватили столько критики.
Впрочем, в 2020 году после ряда провалов режиссёр вернулся к корням с «Джентльменами» (по которым, судя по всему, стоит ждать сериал) и вновь заслужил признание и овации. А сегодня наступил день X, когда на экраны вышел «Гнев человеческий», основанный на французской картине 2004 года «Инкассатор» (Le Convoyeu). Чего ждать от фильма: классического стиля или очередного эксперимента? Ох, в этот раз готовьтесь к радикальной смене жанра и к тому, что в итоге вас скорее всего просто сотрут в порошок.
Теперь он инкассатор
По сюжету герой Джейсона Стэйтема по прозвищу Эйч устраивается на работу в фирму, занимающуюся инкассацией. Дела с перевозкой денег последнее время не очень — совсем недавно налётчики не просто похитили перевозимые деньги, но ещё и пристрелили сотрудников и свидетелей. В эти опасные деньки новичок и заступает на службу.
Уже с самого начала становится понятно, что Эйч не так прост: ведёт он себя странно, боевые навыки впечатляют, да и вообще герой явно что-то задумал — впрочем, стать настоящей звездой в профессии это ему не мешает. Больше о сюжете не стоит говорить ни слова — но поверьте, он вас наверняка удивит.
Не скажешь, что история в картине какая-то необыкновенная, но подана она настолько круто и элегантно, что то и дело заставляет вжиматься в стул и наблюдать за происходящим, задержав дыхание. Сюжет многослоен, проработан до мелочей, не забывает про чеховские ружья и невероятно драматичен.
Каждый кадр «Гнева человеческого» имеет смысл и пазл за пазлом выстраивается в единую картину, а накал страстей постепенно повышается и однажды выливается в необыкновенно яркую и эффектную кульминацию. Я не могу назвать себя особо впечатлительным зрителем, но трагедия фильма действительно пробирает до мурашек, а финал выжимает слезу.
Особо стоит отметить актёрскую игру, ведь с ролями блистательно справляются все: Холту Маккэлани (Holt McCallany), Джеффри Доновану (Jeffrey Donovan), Джошу Хартнетту (Josh Hartnett) и остальному касту веришь — однако Стейтем на голову выше всех. Если сначала может показаться, что он снова выступает в привычном амплуа сверхчеловека, способного на кусочки разорвать толпу, то вскоре выяснится, что Эйч — куда более сложный, противоречивый и отнюдь не всемогущий персонаж. Наблюдать за раздираемым душевными муками Джейсоном — одно удовольствие.
Радует фильм и боевыми сценами: они здесь хоть и редки, но поставлены эффектно и жестоко. Если с плохо подготовленной шпаной Эйч разбирается на раз-два, то вот серьёзные ребята заставят героя потеть и истекать кровью. С персонажами здесь вообще не церемонятся — история фильма довольно реалистичная и грязная, а значит стать жертвой может каждый.
Отменно дополняет сюжет и боевые сцены великолепный саундтрек. Некоторые мелодии врезаются в память почти так же, как и знаменитая композиция из «Реквиема по мечте» (Requiem for a Dream). В итоге сюжет, схватки, актёрская игра и музыка складываются в просто-таки потрясающую картину — из кинотеатра выходишь с сердцем бьющимся, как после американских горок. Вот только многие зрители фильм скорее всего раскритикуют — и вот почему.
А где Гай Ричи?
Сегодня Гай Ричи — это бренд, и у зрителя есть определённые ожидания, а в «Гневе человеческом» нет ни капли фирменного стиля. В картине, конечно, встречается пара забавных диалогов, но в целом перед нами жестокий драматичный триллер, который играет на нервах, вызывает опустошение и вообще не щадит зрителя.
В фильме нет тех самых харизматичных персонажей, нет лёгкости повествования, нет некоей беззаботности на фоне чьей-то личной катастрофы — «Гнев человеческий» грустный и пессимистический фильм, эмоции от просмотра которого сродни тем, что дарило прохождение The Last of Us: Part 2 (тут даже один гей есть, хотя ориентация стала исключительно источником шуток).
Уверен, что большинство зрителей ждёт от премьеры чего-то лёгкого и билет на сеанс купит с улыбкой, вот только реальность их удивит и, быть может, разочарует. А вот ценителя, который отправится на фильм с холодной головой и открытым сознанием, ждёт море удовольствия.
Лично меня фильм привёл в полнейший восторг. Его действительно стоит посмотреть в кино — просто знайте на что идёте. Ну а Гай Ричи вновь решился на эксперимент, который объективно получился удачным. Впрочем, за кассовые сборы я всё же опасаюсь — вряд ли зрители хлынут на него такими же толпами, как на переполненный спецэффектами «Годзилла против Конга» (Godzilla vs. Kong) или очень спорный «Мортал Комбат» (Mortal Kombat).
***
«Гнев человеческий» получился серьёзным драматическим фильмом, который по умолчанию аудитории будет не так интересен, как лёгкие ненапряжные произведения. Это и понятно, ведь страданий хватает и в реальности. Впрочем, пощекотать нервы иногда всё-таки хочется, и для этой цели новая работа Гая Ричи подходит замечательно. Оценить её самостоятельно определённо стоит — она этого заслуживает.
А вы будете смотреть фильм? Пишите в комментариях!
Будете смотреть «Гнев человеческий»?
- Гай Ричи снимет сериал по «Джентльменам» для Miramax
- ТОП-10 комедий за последние 5 лет: пародия на Евровидение, Гай Ричи и оскароносные фильмы
- Джейсон Стэйтем мстит бандитам за сына в трейлере боевика «Гнев человеческий» Гая Ричи