Сказка марья моревна презентация

В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: мртвая вода и живая вода. мы были ещ очень

В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.

Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.

Задачи:

  • Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
  • Сравнить сказки разных народов.
  • Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
  • Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.

Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.

«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.

* * *

В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.

Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.

Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.

Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.

Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:

  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
  • «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
  • «Марья Моревна»,
  • «Медное, серебряное и золотое царство»,
  • «Иван — мужицкий сын»,
  • «Иван-царевич и Серый волк»,
  • «Живая вода» Братья Гримм,
  • «Летучий корабль»,
  • «Черноволосый принц».

Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)

«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:

— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].

«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)

В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:

— Что же, никого не видали?

— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.

— Ах, это они самые!

Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:

— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!

Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.

Стали жить — поживать, добро наживать» [4].

«Живая вода» Братья Гримм

Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.

Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»

На вопросы анкеты отвечали 136 человек.

Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.

Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.

Действие «мертвой» воды:

  • убивает — 44 человека,
  • заживляет раны- 7 человек.

На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.

Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:

Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».

Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».

Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».

В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:

«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.

«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.

«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.

Литература

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
  3. Русские народные сказки. М.: 2005г.
  4. 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
  5. Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.

Сценарий театрализованной игровой программы «Царевны»

царевны

Звучит музыка из м/ф «Царевны»

С разных сторон появляются Варвара и Василиса

ВК: Василиса, салют!

В: Привет, Варвара!

Вместе:  (в камеруЗдравствуйте, друзья!

ВК: Сегодня такой хороший день! Праздник мам! Давай для всех – всех    мам придумаем какое – нибудь волшебство. Подарок!

В:   Для всех мам главный подарок – это здоровые, счастливые дети.

ВК: О, мы точно счастливые с тобой, ведь мы обучаемся в школе волшебства    на острове Дивногорье. Я – Варвара Краса!

В:      А я  — Василиса – Царевна Лягушка.

Резко появляется Марья Моревна. Музыка на выход

 М: Ой, поглядите на них. Прынцессы. А умеете ли вы      картошку копать,         например? Или вкусный суп сварить? А? Мама то своим помогаете?

 Принцессы в шоке отступают

 М: Вот! То -то же! И какой вы пример всем девочкам подаете,           понимаешь..Что ежели взмахнуть палочкой, так все проблемы          исчезнут? Чему вас там учат в вашей школе волшебства?

(Василиса немного отошла от шока)

В: Мадмуазель, а вы простите, кто такая?

М: Стыдно не знать простых жителей Дивногорья!  Я – дочь Бабы Яги.    Марья Моревна. Живу на болоте! Моя мамочка решила отправить меня     к вам в школу, чтобы я, так сказать, уму  — разуму научилась и          превратилась в благородную Леди.  Не шибко- то я уважаю всякие науки…

ВК:  Маревна, мам надо слушаться.

М:  А я 2 месяца бастовала! В знак         протеста неделю в        кадушке     просидела…А все    равно пришлось согласиться.        И вот я       здесь. Давайте, скорее,          рассказывайте, как стать        Царевной.

ВК: Василиса, сходи к Коту Баюну, спроси, можно ли зачислить  в школу          Марью Моревну.

В:     Хорошо. (убегает)

Марья кричит ей вслед

М: Передайте ему, что я умею лобзиком выпиливать и дрова колоть. А еще..

ВК: Подождите, уважаемая. Дрова колоть это необязательно.

М: Скажешь тоже! У нас на болотах зимой знаешь как холодно! Ух! Ты вот       умеешь баньку топить? А я..

ВК: Успокойтесь, пожалуйста. Давайте пройдем пару тестовых заданий.

М: Каких –каких заданий?

Варвара Краса вздыхает

варвара краса мультфильм царевны

ВК:  Вы ведь хотите стать настоящей Царевной? А Царевна  это ум, красота,      знания в области магии и ЭТИКЕТ

М: Как вы сказали? КИТЕКЕТ? Не, мы Коту Ваське молоко наливаем.

ВК:  Да, хорошее начало осенних каникул…Марья Моревна, какие   магические предметы вы знаете? (пауза) Ну, например.

  1. Игра – загадки (про волшебные предметы)

МУЗЫКА ФОНОМ (сказочная, волшебная)

В старых сказках
Он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперёд!

М:     Зачем вы опять про Кота Ваську — то? Он у нас совсем не магический. Я     его бывает, отнесу на тропинку, он как сиганет, а я за ним.

ВК: (терпеливо) Нет, это не Кот. Думайте, Марья. ( в камеру) Ребята, что          это? Верно, клубок.

(НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛУБОК)

М: Ух ты! Это как у тебя вышло? И, правда, клубок! И что с ним делают?

ВК: Я вам книгу подарю «Русские народные сказки». И вообще, странно, что     ваша хм…мама Баба Яга вас этому не научила. Вот еще загадка:

По тарелке катится
Чудо наливное –
Яркое, блестящее,
Вкусное такое!
Съесть нельзя, иначе
Волшебство уйдет,
И изображение
Сразу пропадёт!

М: Знаю! Знаю! Это телевизор.

ВК: Почему телевизор?

М: Ну, во- первых, его есть  нельзя. Во — вторых, часто изображение          пропадает. Моя мама начинает ругаться и метлу в экран как запустит!       Особенно   когда ее любимый сериал идет.

ВК: (жалобно) Девочки, мальчики, что это?

(НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТАРЕЛКА С ВОЛШЕБНЫМ ЯБЛОКОМ)

ВК: Яблоко. Ответ: Яблоко. Марья, попробуй – кА вместе с ребятами угадать    ребусы. Здесь зашифрованы простые слова.

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ 2 РЕБУСА

М: Да не мучай ты меня, Варвара.

ВК: Ребята, давайте вместе скажем правильные ответы. Бабочка. Гроза. Экран. Крот. А еще Стриж, семья, сорока и столб.

 М: Вот скажи мне, что такое Арам –зам –      зам?

ВК: Как? …Арам –зам –зам? Ни разу не слышала такого…Надо посмотреть в    древней магической книге..Возможно это..древнее восточное        заклинание..

М: Ну, конечно. А гули –гули тогда что? Показывает движения: Арам –зам – зам, арам – зам –зам, гулигулигули, рам – зам зам. Вот что это?

Варвара растеряно молчит.

М: Эх ты, темнота…Это – танец! Мой самый любимый и заводной. Ребята,        давайте его выучим.

  1. Музыкальный танец – игра «Арам – зам –зам»

В конце танца появляется Василиса – Царевна Лягушка

 В: Ой, я смотрю у вас так весело. А кот Баюн разрешил Марье           начать        обучение в          нашей школе.

ВК: Василиса, представляешь что будет, если Марья придет к нам на         занятия?

М:  Будет веселье и много музыки!

В: Подожди,  Марья! ( Варваре) Иди, отдохни немного.

Варвара уходит

М:  Что, опять загадки?

В:  Ты же музыку любишь?

Марья кивает

В:  Все Принцессы очень любят петь и танцевать. Давай попробуем угадать          популярные песни про мам

Марья пожимает плечами.

В: Вот послушай. Мелодия первая.

  1. Музыкальная игра «Песни про Мам»
  1. Мама, первое слово!
  2. Песня мамонтенка
  3. Мама (Кукутики)

Мамы все без сомненья прекрасные,
Все любимые, добрые, разные!
И все дети для мамы хорошие,
Потому что на маму похожие!
И у каждого мама своя.

М:  Поет. Растяни меха гармошка,

Эх, давай  -наяривай

Пой частушки, бабка – Ежка

Пой не разговаривай.

М: А это любимая песня моей мамы.

В: Это же замечательно! Эх, чувствую я, мы с тобой подружимся!

Марья Маревна загрустила.

Звучит фоном трогательная светлая музыка

М: Неее…У нас с вами разные пути – дорожки. Мой мир это    лес, болота и       полеты на метле. А у вас в Дивногорье все по другому.

В: Ты ошибаешься. Самое главное, это знаешь что? У Царевны должно быть     доброе и храброе сердце, чтобы с помощью магии помогать тем, кто      попал в беду.

М: А как же  этот ваш ..этикет – китекет..

В: Это ерунда. Выучишь. Главное в любой ситуации быть вежливой и       приветливой. Есть специальные волшебные слова, которые помогают   всем стать добрее и лучше.

М: (нетерпеливо) Все –все, я поняла! Дайте я сама попробую сказать добрые     слова про маму.

Музыка фоном

М: Мама — это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама — это безмятежность,

Это радость, красота!

ВК:

Мама — это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама — в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

В:

Мама — это зелень лета,

Это снег, осенний лист,

Мама — это лучик света,

Все вместе: Мама — это значит ЖИЗНЬ!

ВК: Еще раз поздравляем всех мам с праздником!

В: До новых встреч, до свидания, друзья!


Post Views:
905

  • Сказка мартышка и зеркало
  • Сказка маршака умные вещи читать
  • Сказка мамин сибиряк приемыш читать
  • Сказка мамина сибиряка серая шейка читать
  • Сказка маркел самодел и его дети