Сказка маршака 12 месяцев читать полностью

Конспект по развитию речи чтение сказки с. маршака двенадцать месяцев цель: познакомить со словацкой сказкой в обработке с. маршака. уточнить

Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

 Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке СМаршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Развивать умение, подбирать признаки предметов.

Задачи. Формировать умение видеть красоту, добро в литературных произведениях и следовать положительному примеру. Развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию отрывками из текста. Грамматически правильно строить предложения, чётко проговаривая слова.

Словарь: падчерицей, полоскать белье в реке, огребать лопатой, бровастый, приобретёшь.

Ход

Двенадцать месяцев (словацкая сказка в обр. С. Маршака)

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Д. и. «Подбери признаки».

Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, снежная, весёлая, суровая, студёная, длинная…

Снег (какой) белый, пушистый, мягкий, чистый…

Весна (какая) тёплая, красивая, яркая, ранняя, зелёная…

Воспитатель: Я очень люблю сказку СМаршака «Двенадцать месяцев». Не забыли, какой сейчас месяц? Январь – середина зимы. До весны еще далеко, чтобы до весны дожить, надо? Февраль пережить. А потом первый месяц весны наступит. Какой? Правильно, март. А разговор я этот затеяла, потому что хочу, чтобы вы вспомнили сказку.

Воспитатель: Вам понравилась сказка? В какое время года происходило действие сказки? А главный признак зимы какой? Правильно снег. Давайте немного отдохнём.

Логоритмическое упражнение«Снег».

Как на горке снег, снег,

(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.

(сначала ладошки под щёчку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!

(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

 Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Быть трудолюбивыми, послушными, вежливыми, скромными.

 Какой была падчерица в сказке? А какой мачехина дочка?

Дети: (дети составляют сравнительный рассказ о мачехиной дочке и падчерице).

 Почему падчерица оказалась ночью в зимнем лесу?

Дети: Потому что мачеха послала ее за подснежниками для своей дочери. Да еще сказала, что если пропадешь, то плакать за тобой никто не будет.

 Как встретили братья-месяцы падчерицу у костра? О чем говорили?

Дети: Братья-месяцы увидели падчерицу, а она испугалась и хотела убежать. Они спросили у нее, откуда она пришла и что ей в лесу нужно. Девочка ответила, что прислала ее в лес за подснежниками мачеха и домой без них не пустит.

Сначала братья-месяцы ей не поверили. А потом стали говорить друг с другом. Но падчерица слышала только шум деревьев и не понимала, о чем они говорили. Братья-месяцы договорились помочь падчерице. Они пропустили вперед месяц Март, и девочка набрала целую корзину подснежников.

 Вспомните все времена года? Назовите месяцы каждого времени года.

Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Весенние месяцы – март, апрель, май. Летние месяцы – июнь, июль, август. Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Как встретили падчерицу мачеха с дочкой?

Дети: Они сразу спросили ее: «Где подснежники?». Падчерица ничего не ответила им, а высыпала подснежники на лавку. Мачеха и сестра очень удивились и спросили у нее где она их взяла.

Падчерица все им рассказала. Мачеха с сестрой назвали ее глупой за то, что на ничего кроме подснежников не выпросила.

 Как встретили братья-месяцы мачехину дочку у костра?

Дети: Мачехина дочка пришла на ту же полянку, подошла к братьям-месяцам, не поклонилась, не поздоровалась и стала греться у костра.

Январь-месяц спросил у нее кто она и зачем пришла? Она ответила, что пришла по следам сестры и пришла сюда за подарками. У июня попросила землянику, у июля огурцов и грибов, у августа яблок да груш, у сентября орехов. Она еще сказала, что Январь сердитый и ничего от него не дождешься. Тогда он сказал, что ищи лета зимой и поднял сильную метель. Свалилась мачехина дочка в сугроб и ее там замело снегом.

 Чем закончилась сказка?

Дети: Мачеха ждала свою дочку и не дождалась. Она пошла в лес ее искать, да и замерзла. А падчерица выросла, вышла замуж и вырастила детей. И был у нее около дома сад. Расцветали в саду цветы и поспевали фрукты и ягоды раньше, чем у всех. В жару там было прохладно, а метель тихо. Люди говорили, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.

Дети: Добро победило зло.

 Как вы думаете, почему месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни?

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает т отрывок из сказки : «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

«Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надёжных приобретёшь».

Президент Российской Федерации любит спонтанно декламировать русскую поэзию или цитаты из зарубежных произведений, а его любимые книги включают в себя как и детские сказки, так и основные исторические труды.

Личная библиотека Путина содержит самые разнообразные книги: от романов Ф. Достоевского и В. Набокова до работ Л. Гумилёва и «Книги перемен». Также Владимир Путин поклонник русских поэтов, от А. Пушкина до С. Есенина. Кроме того, он как человек, владеющий немецким языком, высоко ценит поэзию Генриха Гейне и Иоганна Вольфганга фон Гёте.

Путин с книгой в руках

Вот книги и авторы, о которых президент говорил чаще всего и наиболее запоминающимся образом:

Лев Толстой, «Война и мир»

Во время своей ежегодной телефонной пресс-конференции «Прямая линия с Владимиром Путиным» в июне 2021 года президент заявил, что роман-эпопея Льва Толстого о войне 1812 года против наполеоновской Франции был одним из произведений литературы, которые оказали на него наибольшее влияние.

Михаил Лермонтов

В 2016 году на встрече с лауреатами премии «Учитель года» президент признался, что ему часто приходилось читать то, что ему не нравилось. Но он всегда держит на своем столе томик стихов Михаила Лермонтова, чтобы «было о чём подумать, отвлечься и, в целом, оказаться в другом мире — достойном, красивом и интересном».

Во время одного телевизионного телефонного разговора Путин даже проанализировал стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия» и процитировал несколько строк. По словам президента, Лермонтов был чрезвычайно храбрым человеком, который «был готов отдать свою жизнь за интересы своей страны и Родины».

лермонтов

Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Президент нередко упоминал Маленького принца во время своих публичных выступлений. Также он посетил далеко не раз постановки по мотивам повести. По его мнению, важный посыл истории заключается в том, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

Говоря об экологических проблемах на заседании в дискуссионном клубе «Валдай» в 2020 году, Владимир Путин призвал людей последовать примеру Маленького принца. «Это вопрос дисциплины. Когда вы закончите умываться и одеваться каждое утро, вы должны позаботиться о своей планете. <...> Это очень утомительная работа, но очень легкая», — сказал президент, процитировав отрывок из книги.

Эрнест Хемингуэй

В 2011 году Президент дал интервью одному американскому журналу об охоте и рыбалке, и рассказал, что в юношестве ему нравилось читать романы таких личностей как Джек Лондон, Жюль Верн и Эрнест Хемингуэй.

Президент назвал персонажей этих писателей храбрыми и находчивыми людьми, которые определённо стали ключевыми в его формировании личности и внутреннего «Я», а также привили ему любовь к природе. Среди литературы Хемингуэя он назвал своих фаворитов: «Прощай, оружие», «По ком звенит колокол» и «Старик и море».

Эрнест хемингуэй

Омар Хайям

На пресс-конференции в 2007 году Владимир Путин рассказал о том, как он справлялся с плохим настроением: ему в этом помогли собака Кони и поэзия Омара Хайяма, в которой есть «много интересных вещей, которые могут помочь в таких случаях».

Сергей Есенин

Владимир Путин говорит, что уважает этого русского «крестьянского поэта» за его искреннюю любовь к своей Родине. В одном из интервью с журналистами в преддверии выборов 2012 года он цитировал стихотворение поэта «Гой ты, Русь моя родная».

Иван Тургенев

В одном из своих интервью Владимир Путин порекомендовал Ивана Тургенева к прочтению, поскольку он один из лучших русских писателей классиков. В частности он упомянул «Записки охотника» — любимую книгу всех российских любителей охоты, которая «отражает в целом философию охоты в России, где важен сам процесс, и тот факт, что вы близки к природе и общаетесь с людьми, а не результат».

Сказка маршака 12 месяцев читать полностью

Александр Дюма

Автор истории про «Трех мушкетёров» — ещё один из любимых писателей Путина. В далёком 2000-ом году он признался в интервью с французским писателем и публицистом Мареком Хальтером, что когда-то был весь и полностью поглощён произведениями Дюмы, и что после них ему казалось, что нет ничего более интересного.

Интервьюер упомянул, что Дюма несколько раз посещал Россию и сказал следующее: «Вот сидит в Кремле президент или царь. Что он видит из своего окна? Ничего». И президент сказал, что писатель был абсолютно прав, поскольку он считает, что «самая большая беда — и в личном, и в профессиональном плане — пребывания на высоких государственных постах состоит в очень высокой степени изоляции», что можно даже «замкнуться исключительно на чтении бумаг и на общении с помощниками».

Самуил Маршак, «Двенадцать месяцев»

На пресс-конференции в декабре 2020 года Путин рассказал о книгах, которые он читает своим внукам. Он упомянул многих русских и советских классиков, но отметил, что «Двенадцать месяцев» Маршака — одна из его любимых историй.

Сказка маршака 12 месяцев читать полностью

Русская сказка о Колобоке

Историю о Колобке, наверняка, знает каждый. Этот разговаривающий кругляш из теста доверял всем, кого встречал и в итоге был съеден хитрой лисой. Путин, как мы выяснили, настоятельно советует перечитать эту сказку всем и особенно тем, кто занимает высокий пост. «Как только вы, уважаемые коллеги, сочтёте принимать за чистую правду льстивые речи и будете погружаться в соответствующее состояние под влиянием того, что вам говорят, вы рискуете быть съеденными», — сказал он в «Прямой линии» 2021 года.

1. Блин

Это было давно. Это было месяца четыре назад.

Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно.

То есть сидели-то мы не на берегу, — где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, — а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.

Компания была смешанная — русско-итальянская.

Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.

В особенности в смысле международных отношений.

Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия также прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и совсем не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.

В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.

— Да, конечно, Италия прекрасна, — задумались итальянцы.

— А ведь мороз, — он… того. Имеет за собой… — сказали и мы друг другу.

И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место.

Они тоже стали как-то перешептываться.

— У вас очень много шипящих букв, — сказал вдруг один из них. — У нас язык для произношения очень легкий. А у вас все свистят да шипят.

— Да, — холодно отвечали мы. — Это происходит от того, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.

— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.

— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.

— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.

Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.

Помолчали.

— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.

— Масленица. Блины едим.

— А что же это такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

— Блин, это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли.

— С маслом, — сказала я еще точнее.

— Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли.

— Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное икра, — объяснила другая.

— Это рыба! — догадался, наконец, один из итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?

— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.

— Со сметаной, — опять вставил русский.

— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?

— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись.

Жутко стало.

— Знаете, что, господа, — нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных.

Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

— А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

— Чтобы весело было!

2. Широкая масленица

Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.

— Блины несут! Блины несут! Несут,

Но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придется подождать «горяченьких».

Но, когда принесут «горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, — и прислуга начинает подавать опять сначала.

На этот раз вам достается блин — один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине.

Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло.

Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин.

Когда вы съедите его, — судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.

На самом почетном месте стола сидит обыкновенно блинный враль. Это просто-напросто хитрый обжора, который распускает о себе слухи, что он может съесть тридцать два блина.

Благодаря этому он сразу делается центром внимания. Ему первому подают, его блины прежде других подмасливаются и сдабриваются всякими масленичными аксессуарами.

Съев штук пятнадцать-двадцать, — сколько аппетита хватит, — с полным комфортом, он вдруг заявляет, что блины сегодня не совсем так испечены, как следует.

— Нет в них чего-то такого, этакого, — понимаете? Неуловимого. Вот это-то неуловимое и делает их удобосъедаемыми в тридцатидвухштучном количестве.

Все разочарованы. Хозяевы обижены. Обижены, зачем много съел, и зачем никого не удивил.

Но ему все равно.

— Что слава? яркая заплата на бедном рубище певца!

Он всех надул, поел, как хотел, и счастлив.

Еще несут горяченьких.

Теперь, когда все сыты, вам дают сразу три хороших горячих блина.

Вы шлепаете их на тарелку и в радостном оживлении окидываете глазами стол.

Направо от вас красуется убранное зеленью блюдо из-под семги, налево — аппетитный жбан из-под икры, а прямо у вашей тарелки приютилась мисочка, в которой пять минут назад была сметана.

Хозяйка посмотрит на вас такими умоляющими глазами, что вы сразу громко закричите о том, что блины, собственно говоря, вкуснее всего в натуральном виде, без всяких приправ, которые, в сущности, только отбивают настоящий вкус, и что истинные ценители блина предпочитают его именно без всяких приправ.

Я видела как-то за блинами молодого человека великой души, который, под умоляющим взглядом хозяйки, сделал вид, что нашел в пустой банке икру и положил ее себе на тарелку. Мало того, он не забывал на кусок блина намазывать эту воображаемую икру и проделывал все это с такой самоотверженной искренностью, что следившая за ним хозяйка даже в лице изменилась. Ей, вероятно, показалось, что она сошла с ума и лишилась способности видеть икру.

После блинов вас заставят есть никому не нужную и не милую уху и прочую ерунду, а когда вам захочется спать, — вас потащат в гостиную и заставят разговаривать.

Пожалуйста, только не вздумайте взглянуть на часы и сказать, что вам нужно еще написать два письма. Посмотрите на себя в зеркало, — ну кто вам поверит?

Лучше прямо подойдите к хозяйке, поднимите на нее ваши честные глаза и скажите просто:

— Я спать хочу.

Она сразу опешит и ничего не найдет сказать вам.

И пока она хлопает глазами, вы успеете со всеми попрощаться и улизнуть.

А хозяйка долго будет думать про вас, что вы шутник.

Так чего же лучше?

Интегрированный урок литературы и финского языка в 5 классе на тему
«Сказка — ложь, да в ней намек: с финским языком урок» (сравнительный анализ
сказок  С. Топелиуса «Зимняя сказка» и С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)

Цель
урока


создать собственное литературное произведение, проанализировав сказки финского
писателя-сказочника С. Топелиуса и русского писателя С.Я. Маршака;

 Задачи
урока

Образовательные:


познакомить учащихся с произведениями русской и финской литературы, дать
представление о культуре этих народов, обычаях и традициях, которые отражены в
произведениях устного народного творчества;

 —
учить выразительному чтению сказок, песен, стихотворений, которые присутствуют
в литературной сказке, а также обучить чтению некоторых фольклорных жанров (закличек);

 —
дать представление о музыкальных произведениях, которые могут быть использованы
как иллюстрации к изучению данной темы;

 —
обучить новым словам и фразам, имеющим непосредственное отношение к уроку
(лексика, цитаты С.Топелиуса на финском языке);

 —
познакомить с биографией писателей-сказочников, дать основное представление об
их творчестве.

Воспитательные:

 —
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской
литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов (на основе произведений сказок русских и финских писателей);
 — формирование собственного отношения к произведениям русской и финской литературы,
их интерпретация и оценка;

 —
уважение традиций и обычаев других народов, проявление заинтересованности к  иностранным
языкам;

 —
формирование музыкальной, речевой, художественной культуры, повышение эрудиции,
творческой заинтересованности в процессе обучения.
Развивающие:

 —
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов, к  жанру;

 —
понимание и формулирование темы, идеи, нравственного пафоса литературного
произведения, способность охарактеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
 — умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

 —
формирование умения отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести
диалог;


использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;


способность использовать родной язык и иностранный как средство получения
знаний по другим учебным предметам (на уроках иностранного языка, литературы и
др.);

 —
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного произведения, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;

 
— формирование умения находить в произведении элементы сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа).
             Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным
описанием видов деятельности учителя и учащихся

          
Тема данного урока была выбрана не случайно. В нашем учебном образовательном
учреждении финский язык является профилирующим  предметом. Обучающиеся  имеют
хорошие знания по финскому языку и скандинавской литературе, поэтому материал
ими был освоен  в полном объеме.

         
Ежегодно 16 ноября отмечается Международный
день толерантности, поэтому мы посвятили два урока этому событию. Выбор
произведений был продиктован сходством изучаемых литературных сказок, а также
желанием учителей сравнить эпические сказки (большинству учащихся известна
драматическая сказка С.Я.Маршака). Кроме того, 3 ноября 2012 года отмечалось
125-летие со дня рождения С.Я.Маршака, что объясняет желание учителей сделать
акцент на этом событии. На уроке были использованы тексты сказок С.Топелиуса и
С.Я.Маршака, факты из биографии писателей-сказочников, музыкальные произведения
Я.Сибелиуса и П.И.Чайковского.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку,
настраивает на восприятие информации.

Обучающиеся проверяет наличие необходимых
материалов к уроку (письменные принадлежности, тексты сказок и др.)

2. Постановка цели урока и мотивация учебной
деятельности учащихся

Учитель создает эмоциональный фон урока, выбрав
индуктор, способствующий обучающимся сформулировать тему урока
самостоятельно.

Благодаря общему эмоциональному фону обучающиеся
сами формулируют тему и активно включаются в работу.

3. Воспроизведение опорных знаний, фактов,
событий

Учитель организуют разные формы работы с
учащимися (работа в группах, фронтальная беседа, индивидуальная работа
учащихся)

Учащиеся, подготовившие сообщения, выступают
перед классом; работающие в группах готовят рисунки, коллективный ответ на
поставленный вопрос, отвечают на вопросы учителя в процессе беседы,
дополняют, поясняют и исправляют друг друга.

4. Обобщение, систематизация знаний и их
применение для усвоения новых фактов, выполнения практических заданий

Учитель задает алгоритм действий, которые
помогают ученику выполнить сравнительный анализ произведений.

Учащиеся, действуя по плану, на основе полученных
знаний делают выводы, которые способствуют глубокому пониманию темы.

5. Подведение итогов урока

Учитель сообщает о завершающем этапе урока,
просит учащихся подвести итоги урока, оценивает работу учеников, после чего
сообщает о творческом задании на дом.

Учащиеся делают вывод, повторяя основную
информацию, полученную на уроке, записывают домашнее задание.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов
учащихся на уроке

            
Оценивая качество знаний на уроке, можно с уверенностью утверждать, что результативность
деятельности учащихся на уроке была максимальной. Всего на уроке присутствовало
25 обучащихся. Из них 13 учащихся получили оценку «5», 6 обучащихся – оценку
«4». Учителя оценивали умение работать в группе; умение работать с текстом;
умение правильно и логично выстраивать ответы на вопросы; фонетическое,
лексическое, грамматическое оформление устного сообщения на финском языке.

Все
обучащиеся отметили познавательный интерес к теме урока, им было очень
интересно узнать о писателях-сказочниках, анализировать их произведения. Ребята
отметили удачное сочетание работы с текстами сказок и презентацией. Обучающиеся
эффективно общались в группах. Они были рады познакомиться с произведениями
русских и финских композиторов, узнали о 125-летии С.Я.Маршака. Возможность
сочинить сказку настроила их на позитивное выполнение домашнего задания.

        
Приемы технологии критического мышления, используемые на данном уроке, хорошо
известны нашим обучащимся, поэтому мы работали качественно в быстром темпе.

Урок
выполнен, цели и задачи, поставленные в начале урока, были полностью
достигнуты. Обучающиеся были готовы к уроку. Все этапы урока были соблюдены.
Обучающиеся были вовлечены в основные мыслительные операции: анализ, синтез,
обобщение, классификация, систематизация. Познавательная самостоятельность
учащихся была выражена в творческой деятельности, поиске недостающей информации
из электронных и бумажных энциклопедий. Обучающимся была предоставлена
возможность оценить самих себя, провести самоанализ. Мы считаем, что разнообразие
используемых приемов и технологий отвечает современным требованиям к
личностным, метапредметным, предметным результатам учеников, к условиям
организации обучения, к средствам обучения.

                                                   Содержание урока

Cлайд
№ 1 (название темы урока)

Слайд
№ 2 (зимний пейзаж)

Звучит
произведение Яна Сибелиуса «Серенада дальних холмов», ученики внимательно
слушают, потом учитель задает вопросы.

Словесник.
Ребята, вы прослушали музыку, увидели прекрасный зимний пейзаж. Как вы думаете,
чему будет посвящен наш урок? (произведению, в котором действие будет
происходить зимой).

Учитель
финского языка.
Mikä vuodenaika tässä kuvassa on? (Какое время года
изображено на этой картине?)

Ученики.
Talvi (зима).

Учитель
финского языка. Верно. Это зимний пейзаж. Talvi — зима,
maisema — пейзаж. Давайте запишем новое слово
talvimaisema (зимний пейзаж).

Словесник.
 Мы сегодня не раз будем обращаться к этому времени года. Скажите,  какие
ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»? (снег, снежинки,
Новый год, санки, лыжи, подарки, играть в снежки, весело, Дед Мороз,
Снегурочка, волшебство, сказка…) Учитель финского языка.  Mitkä suomalaiset
sanat kuuluvat talvee
n? (Какие
финские слова ассоциируются у вас со словом «зима»?)

Ученики.
Lumihiutaleet – снежинки, kuusi — елка, Joulupukki — Дед Мороз, lumiukko — снеговик,

Ilotulitus
— фейерверк, juhlapöytä — праздничный стол, satu — сказка.

Слайд
№ 3 (возможные ассоциации)

Ученики
называют слова, среди которых встретится ключевое – «сказка».

Словесник.
А теперь давайте составим словосочетание, которое и будет одним из предметов нашей
беседы сегодня.

Учитель
финского языка. Mistä me puhumme tänään? (О чем мы сегодня будем говорить?).

Ученики
предлагают словосочетания, среди которых встречается «зимняя сказка» (
talvisatu) и объявляют учителю, что узнали
произведение «Зимняя сказка» Сакариуса Топелиуса.

Слайд
№ 4 (обложка книги «Зимняя сказка»)

Словесник.
Давайте послушаем сообщение о Сакариусе Топелиусе, знаменитом финском сказочнике.

Учитель финского языка. Sakari Topelius on kuuluisa suomalainen
kirjailija.
(Сакариус Топелиус-известный финский
писатель-сказочник).

Заранее
подготовленный ученик делает сообщение, остальные обучающие слушают и
конспектируют.

Словесник.
В сказках Сакариуса Топелиуса разговаривают деревья, звери – вся природа
одухотворена. В этом мы убедимся с вами, анализируя его замечательную сказку.

Слайд
№ 5 (обложка книги С.Топелиуса)

Словесник.
Вот как выглядела книга, выпущенная в Финляндии на родном языке писателя.

Учитель
финского языка.
Sanotaan sadun nimi suomeksi! (Ребята, давайте прочитаем оригинальное
название сказки.).

Ученики (Talvisatu Tuulitukasta ja Pilviparrasta).

Учитель
финского языка. Ребята, смотрите, перевод на русский язык немного отличается от
оригинала. Топелиус включил в название сказки имена главных героев (Tuulitukka
и Pilviparta).

Словесник.
Перед вами текст «Зимней сказки». Давайте прочтем ее начало.

Слайд
№ 6 (картинка леса)

Ученики
читают сказку с начала и до слов «… будто хотели сказать: «Ах, неужели и мы
будем такими же большими и такими же старыми?»

Словесник.
Кто является одним из героев этой сказки? (две сосны, мох, цветы вереска).

Учитель
финского языка.
Mitkä ovat puiden nimet? (Какие имена Топелиус
дал деревьям?) M
iksi? (Почему?).

Ученики.
Tuulitukka ja Pilviparta (Подопринебо и Зацепитучу).

Учитель
финского языка. Верно. Что означают слова «tuuli», «tukka»?

Ученики.
Tuuli-ветер, tukka-волосы (волосы, как ветер).

Учитель
финского языка. Что означает слово « pilvi»? (облако). Верно. А слово «
partа»  означает «борода», борода в виде облака.
Борода  — это символ мудрости, древности. (Старые сосны). В авторском  переводе
«Зацепитучу».

Словесник.
Как писатель говорит о них? (как будто это живые существа: «они старые», «мох
не мог припомнить», «цветы вереска поднимали свои головки и смотрели снизу
вверх так робко, как будто хотели сказать…»).

Словесник.
Как называется этот художественный прием? (олицетворение).

Словесник.
Верно. А теперь давайте перейдем к главным героям сказки.  

Учитель финского языка. Mitkä ovat sadun päähenkilöt? (Кто является главными героями сказки?)

Ученики
читают описание главных героев в тексте по-фински.

Cлайд
№ 7 (главные герои сказки)

Словесник.
Обычные ли это герои или нет?

Ученики
не могут ответить однозначно (обычные, но с ними происходят чудеса).

Словесник
(дает задания, которые ребята делают в группах). Перед вами лежат листы бумаги.
Внимательно перечитайте текст, где описаны Сильвестр и Сильвия, и нарисуйте их.

Звучит
музыка Яна Сибелиуса «Ель», и, слушая композицию, ученики рисует героев. Через несколько
минут ребята демонстрируют рисунки, поясняя, почему именно так изобразили
героев.

Словесник.
Вы рисовали героев сказки под музыку. По вашему мнению, правильно ли она была
подобрана к описанию героев? (да, она не грустная, а бодрая, как эти дети).

Cлайд
№ 8 (Сильвестр и Сильвия)

Словесник.
Вот какими увидел художник Сильвестра и Сильвию. Совпадают ли ваши рисунки по
замыслу? (не совсем, потому что здесь дети изображены до исполнения их желания
– солнце не светит, вокруг них лежит снег).

Словесник.
Обратите внимание на то, что автор сказки подчеркивает, что имена детям даны не
случайно. Как бы вы объяснили, почему именно так их назвали? (Топелиус хотел
показать, что его герои любят природу, и поэтому ее частичка отражена в именах
мальчика и девочки).

Словесник.
Действительно, они неразлучны с природой, помогают жителям леса, а он, в свою
очередь, исполняет желание детей. Какое? (Сильвестр просит, чтобы выглянуло
солнце, а Сильвия  — чтобы пришла весна,  и растаял снег).

Учитель
финского языка. А теперь обратимся к отрывку на финском языке.
Слайд № 9 (толкование  имен на финском языке)

Словесник.
Если обратиться к этимологии слова «зима», то можно узнать много интересного.

Слайд
№ 10 (этимология слова «зима»)

Словесник.
Прокомментируйте, пожалуйста, с чем ассоциировалась зима у славян? (с чем-то
неприятным: с ямой, с силой, противостоящей солнцу, свету. Зима
противопоставляется солнцу, свету, означает что-то недоброе).

Словесник.
Как вы думаете, а каково происхождение слова «весна»? (наверное, что-то
светлое, теплое, красивое).

Слайд
№ 11 (весна)

Словесник.
Действительно, слово «весна» связано со словом Бог, а значит, ассоциируется со
светом. Оно может быть противопоставлено слову «зима», которое несет нечто
негативное, поэтому герои сказки Топелиуса просят у сосен, чтобы наступила
весна и повсюду, куда бы они ни пошли, светило солнце. И  Сильвестр, и Сильвия
стали творить чудеса…Ребята, давайте вспомним известное произведение, в котором
герои тоже могли управлять временами года (сказка «Двенадцать месяцев»).

Словесник
сообщает ученикам историю создания прозаической сказка С.Я.Маршака.

Слайд
№ 12 (С.Я.Маршак)

Словесник.
Перед вами текст сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Давайте прочтем начало
сказки.

Ученики
читают текст: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их
зовут?

Учитель финского языка. Montako kuukautta vuodessa on? (Сколько месяцев в году?).

Ученики.
Vuodessa on kaksitoista kuukautta. (В году двенадцать месяцев).

Учитель финского языка. Mitkä kuukaudet ovat? (Как
называются месяцы?).

Ученики (Tammikuu, helmikuu, maaliskuu, huhtikuu, toukokuu, kesäkuu, heinäkuu,
elokuu, syyskuu, lokakuu, marraskuu, joulukuu).
Январь,
февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,
декабрь…

Словесник.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая
видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как».

Прокомментируйте,
пожалуйста, начало сказки (Автор-рассказчик обращается к читателям,
разговаривает с ними, а потом уже начинается сказка. Он как будто
подготавливает читателя  к тому, о чем далее будет идти разговор, то есть к
рассказу о двенадцати месяцах).

Словесник.
Верно. А часто ли вы встречались с таким авторским приемом, читая сказки? (нет,
для сказок это не очень характерно).

Словесник.
А теперь, ребята, давайте перейдем к анализу сказки С.Топелиуса и С.Я.Маршака.
Учитель финского языка. M
issä talvisatu tapahtuu?(Где происходит действие зимней сказки?). Ученики. Pohjois-Suomessa, metsässä.
(В Северной Финляндии, в лесу).

Словесник.
А в сказке С. Я. Маршака? (В Богемии).

Слайд
№ 13 (Финляндии и Богемия)

Словесник.
Верно. Вот как выглядят зимняя Финляндия и Богемия. А знаете ли вы что-нибудь о
горной стране Богемии?

Ученики
затрудняются ответить, тогда учитель сообщает им о том, что Богемия — первоначальное название
территории, на которой образовалось государство Чехия.

Словесник.
Как вы думаете, зачем Маршак упомянул в своей сказке горную страну Богемию?
(вероятно, он хотел подчеркнуть, что это далекая, неизвестная страна, в которой
произошла встреча девочки и месяцев. Хотел придать своему повествованию больше
таинственности, волшебства).

Словесник.
Не секрет, что некоторые писатели-сказочники заимствовали свои сюжеты из
народных сказок, поэтому в их произведениях так много сходств с народными
фольклорными произведениями. Давайте попытаемся выяснить, что общего в сказке
С.Топелиуса и С.Я.Маршака с народными сказками. Для этого разделимся на 2
группы: 1-я первая сравнит «Зимнюю сказку» с финскими народными сказками, а
2-я  найдет сходства  сказки «Двенадцать месяцев с русскими народными
сказками».

Ученики
делают записи в тетрадях, а потом вместе с учителем обсуждают, комментируя свои
записи и приводя примеры из финских и русских народных сказок. Потом сравнивают
с таблицей на слайде.

Слайд
№ 14 (сходство сказок с народными)

Ученики
делают вывод о том, что в обеих сказках есть общие черты, сближающие их с
народными сказками. Так, героини сказки «Двенадцать месяцев» —  мачеха, ее
дочка и падчерица  — напоминают персонажей из русских народных сказок
«Морозко», «Крошечка — Хаврошечка».  А с «Зимней сказкой» у ребят ассоциируется
финские  сказки  «
Tahvo ja Ester», (Тахво и Эстэр»), « Luonnon salaisuus» («Загадка природы»).

Словесник.
Несомненно, что «Зимняя сказка» и сказка «Двенадцать месяцев» тоже будут иметь
общие черты. Давайте вместе попытаемся найти эти точки соприкосновения и
проанализировать их, а также посмотрим, что есть самобытного в сказках, а что
отличает произведение от фольклора.  Таким образом, мы сможем разгадать
авторский замысел и «прочувствовать» произведение.

На
что вы обратили внимание, сравнивая эти сказки? (герои сказки «Двенадцать
месяцев» — мачеха с дочкой и падчерица, а в «Зимней сказке» — крестьянские
дети).

Словесник.
Верно. Какой вы представляете себе падчерицу? (это трудолюбивая девочка: «с
утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу
привези, то белье на речке выполощи…»; послушная и исполнительная – не может
ослушаться мачеху, идет в лес, понимая, что может погибнуть; она не жадная –
просит только подснежники; благодарная (хотела поблагодарить месяцев, а на
поляне уже никого не было)).

Словесник.
А какими вам представляются дети из «Зимней сказки»? (это добрые, сердечные
дети, они жалеют зверей в лесу, им жалко деревья; они, как и падчерица, лишнего
не просят – мечтают только о тепле и солнце).

Словесник.
Действительно, добрая падчерица и ленивая дочь мачехи  —  героини русских
народных сказок, и их мы встречаем в сказке С.Я.Маршака. А С.Топелиус
рассказывает о приключениях обыкновенных финских мальчиков и девочек. Смелость,
находчивость, жажда помочь другим – вот главные качества его героев.

Cлайд
№ 15 (описание героев)

Словесник.
Давайте подумаем, случайно ли автор дает героям имена? (конечно же, нет. Имя –
отражение души человека. Имена Сильвестр и Сильвия произошли от латинского
«лес» (об этом говорит сам автор). Их любовь к лесу, к его обитателям, ко всей
природе невозможно не заметить.

Словесник.
А почему падчерица не названа по имени? (возможно, чтобы придать сказке
«Двенадцать месяцев» черты народной. Ведь в народных сказках герои так и
названы: мачеха,  падчерица, дочь мачехи. Таких трудолюбивых девочек много в
русских народных сказках, вот поэтому-то автор хочет, чтобы его героиня была на
них похожа).

Словесник.
Интересная мысль. И Сильвестр, и Сильвия, и падчерица любят лес и его
обитателей, а те отвечают им взаимностью и вознаграждают героев за их доброту.
Причем, в обеих сказках героев укоряют за то, что они не так хитры, корыстны,
многого не желают.

Слайд
№ 16 -17 (природа и герои)

Словесник.
Правильно. А что еще сближает эти две сказки? (в обеих сказках встречаются
необычные герои: говорящие деревья и животные в «Зимней сказке» и двенадцать месяцев
в сказке С.Я.Маршака).

Словесник.
Действительно, оба автора используют в своих сказках один художественный прием.
Как он называется? (олицетворение).

Слайд
№ 18 (олицетворение).

Словесник.
В чем смысл использования в сказках олицетворения? (так мы можем понять
отношение этих сказочных героев к Сильвестру и Сильвии, к падчерице).

Словесник.
Кому в сказках нужна помощь? (в «Зимней сказке» помощь нужна зайцу-беляку,
куропатке, соснам, а в сказке «Двенадцать месяцев» — самой падчерице. Все герои
получают ее благодаря своей доброте, трудолюбию).

Словесник.
Что нужно детям, для того, чтобы их желание осуществилось? (Сильвестру и
Сильвии хочется, чтобы поскорее пришла весна, и растаял снег, а падчерица тоже
хочет, чтобы наступила весна, потому что ей нужно собрать подснежники).

Учитель финского языка. Давайте прочитаем пофински желание Сильвии. Niin”, sanoi Sylvia, ”ja minä
tahtoisin mielelläni, että kohta tulisi kevät ja lumi alkaisi sulaa, niin
linnut taas rupeaisivat laulamaan metsässä.”
(«Я бы очень
хотела, чтобы скорее пришла весна, растаял снег и чтобы птицы начали петь в
лесу»).

Словесник. В начале урока мы говорили с вами о том, что
зима  для нас – прекрасное время года, но у славян она ассоциировалась с чем-то
неприятным: с ямой, поглощающей солнце. Для героев рассматриваемых нами сказок,
каким временем года является зима? (скорее, неприятным: Сильвестр и Сильвия
хотят тепла, т.к. природа, окружающая их, мрачная, неприветливая).

                                                                                                                        

Словесник.
Верно, давайте проиллюстрируем ваш ответ. («Дремучий лес», «темные вершины»,
«зимняя буря бушевала в лесной чаще, срывала снег с голых веток, ломала вершины
деревьев, валила наземь крепкие стволы»…).

Словесник.
Вы правы, картина зимнего леса не радостная, а угрюмая, серая.

Слайд
№ 19- 20 (картина дремучего зимнего леса)

Словесник.
А в сказке «Двенадцать месяцев» какой лес? («Зимний холод», «на горе стояли
деревья по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал
ветер», «метет вьюга», «страшно теперь в лесу», «ветер снегом ей глаза порошит,
платок с нее рвет», «поваленное дерево», «небо черное»…).

Слайд
№ 21 (страшный лес сказки «Двенадцать месяцев»)

Словесник.
Какой мы можем сделать вывод, сопоставив  зимний лес С.Топелиуса и С.Я.
Маршака? (Зимний лес в обеих сказках страшный, угрюмый. Он страшит падчерицу, а
Сильвестр и Сильвия хотят весну. Зима для детей не радостное время года,
хочется тепла и света).

Словесник.
Как осуществляется желание детей? (падчерице помогают месяцы, а детям из
«Зимней сказки» — сосны).

Словесник.
А что и как они делают? (месяцы вызывают весну).

Словесник.
Что вам это напоминает? (заклички).

Слайд
№ 22 (заклички)

Словесник.
Заклички  — обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а
также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками
весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с
просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. К кому
обращаются месяцы в сказке С.Я.Маршака? (к морозам, к ветрам, бурям, ураганам,
вьюгам, буранам, а также к ручьям, лужам, муравьям).

Словесник.
В свою сказку С.Я.Маршак включает фольклорный жанр – закличку, а какой жанр
присутствует в сказке С. Топелиуса? (в сказке С. Топелиуса сосны поют песню).

Словесник.
О чем их песня? (об ушедшей молодости, о теплом времени года).

Словесник.
Давайте сравним закличку из сказки С.Я.Маршака  и песню из сказки С. Топелиуса.
(в текстах песни и заклички много общих образов: морозы – стужа, вьюга –
бураны, бури- ураганы и т.п. Но им противостоит зеленый луг с фиалкой и
подснежник, которые являются олицетворением весны).

Слайд
№ 23 -24 (сравнение заклички и песни)

Словесник.
Но о чем, кроме тепла, рассказывается в песне? (в песне есть указание не только
на настоящее время, но и на старину, когда сосны были совсем молодые. Это время
прекрасно для сосен, они видят его во сне).

Словесник.
Давайте прочитаем стихотворение на финском языке, которое посвящено весне.

Слайд
№ 25 (стихотворение на финском языке)

Учитель
финского языка читает текст стихотворения и вместе с ребятами анализирует его.

Словесник.
Как мы видим, все призывают весну прийти. И герои нашей сказки  сосны тоже
мечтают о тепле, дети – Сильвестр и Сильвия —  вознаграждены теплом, а что еще
они получили за свою преданность друзьям- деревьям? (королевский крендель).

Словесник.
Правильно. Опишите этот крендель. («Крендель был такой  большой, что четверка
королевских коней везла его на отдельных санях»).

Словесник.
У них было такое большое и доброе сердце, как сам крендель. А в сказке
«Двенадцать месяцев» тоже есть такой мотив. Не могли бы вы вспомнить, о чем там
говорится? (о прянике, который ест дочь мачехи).

Словесник.
Она ест его сама, ни с кем не делится – это говорит о ее жадности. Даже с
сестрой не поделится, не то что с другими ребятишками.

Cлайд
№ 26 (крендель или пряник)

Словесник.
Посмотрите, на слайде содержится информация о происхождении слов крендель и
пряник. В чем  их отличие? (в форме пряник – прямоугольный или круглый, а
крендель напоминает по форме восьмерку).

Словесник.
Как вы это объясните? (пряник ест дочь мачехи одна, а крендель – все
крестьянские дети. Восьмерка – в математике означает бесконечность –
бесконечная доброта детей, поэтому крендель огромный и всем его хватило).

Словесник.
Итак, давайте сделаем вывод о сходстве сказок С.Топелиуса и С.Я. Маршака.

Ученики
называют общие черты сказок, а потом сравнивают с информацией на слайде.

Слайд
№ 27 (общее с народными сказками)

Словесник.
В сказках С.Топелиуса и С.Я.Маршака герои вознаграждены за свою доброту и живут
в окружении чего? (прекрасных  цветов).

Звучит
произведение П.И. Чайковского «Бал цветов» (оно является фоном беседы).

Слайд
№ 2
8 – 29 (сад)

Словесник.
Давайте подведем итоги нашего урока.

Ученики
обобщают полученные знания: рассказывают, что узнали о писателях-сказочниках,
выделяют общие черты рассмотренных ими сказок, говорят о сходствах главных 
героев, о композиции произведений, лексике и т.д.

Словесник.
На дом вы получаете задание написать сказку по заданному началу:

 «Был
замечательный морозный зимний день. В воздухе, как белые мушки, кружились
снежинки. Ненавязчивый ветерок изредка подгонял их, и они, как в вальсе,
выписывали такие круги, что дух захватывало. Машенька, вытянув руку, поймала на
рукавичку две очаровательные снежинки. Они опустились так красиво и, как
казалось, дружно, что ими можно было восхититься. Можно было бы, если бы не
одно «но». Человек, который знает язык снежинок, услышал бы недовольное
возмущение зимних красавиц…»

Учителя
подводят итоги урока, выставляют оценки и благодарят всех за работу.

                        Дидактические материалы и средства обучения

Аудиовизуальные:
произведения П.И. Чайковского «Бал цветов», Яна Сибелиуса «Ель», «Серенада дальних
холмов»; презентация к уроку.

 Печатные
и электронные источники:

1. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь. —
Санкт-Петербург: Норинт, 2001;

2. Школьный
этимологический словарь русского языка. — М.: Дрофа, 2004;

3.
Современное филологическое образование. Сборник статей
III Международного педагогического семинара.- Санкт-Петербург, 2012;

4.
Timo Nurmi, nykyinen keskeinen sanasto.- Gummerus Karjapaino Oy: Jyväskylä,
2004          (
толковый словарь
финского
языка);

5.
Zacharias
Topelius.
Topeliuksen
satuhelmiä:
WSOY,
2006 (сборник сказок Топелиуса на финском языке);

6.
Электронный каталог библиотеки университета г.Тампере, Финляндия: 
www.ufa.fi

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:

— Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж — будет у нее приданое, а коли бог сына даст, да войдет он в большие года — будет и ему в тех деньгах подспорье немалое. Попрощался с женою и пошел в поход. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями.

Пошли мальчики в рост, как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули — никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.

Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.

Говорит один брат другому:

— Долго ли нас колотить да щипать будут Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится, что ни наденем, всё товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему.

И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они — полно терпеть! — как пошли сдачу давать. Всем досталось! Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцев, и посадили в острог.

Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.

— Они, — говорит, — не виноваты: не зачинщики!

Выросли два Ивана — солдатские дети и просят у матери:

— Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег. Коли остались, дай нам: мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.

Мать дала им пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата — и приказывает:

— Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.

— Хорошо, родимая!

Вот, отправились братья в город, пришли на конную, смотрят — лошадей много, а выбрать не из чего, все не под стать им, добрым молодцам!

Говорит один брат другому:

— Пойдем на другой конец площади; глядь, что народу там толпится — видимо-невидимо!

Пришли туда, протолкались вперед — у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.

— Что твоим жеребцам цена будет? — спрашивает Иван — солдатский сын у хозяина.

— Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.

— Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим, надо только в зубы посмотреть.

Хозяин усмехнулся:

— Смотри, коли головы не жаль!

Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть — куда! Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят…

Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.

— Вот чем хвастался! Да мы этих клячей и даром не возьмем.

Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри появились! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.

Сжалились над хозяином Иваны — солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом — жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.

Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:

— Ах, братец, что ж это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.

Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:

— Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.

— Спасибо, добрые молодцы! Куда ходили?

— В город на ярмарку, хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.

— Как же быть? Надо подарить вам по лошадке.

— Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!

— Ну, пойдемте!

Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:

— Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с богом, владейте на здоровье!

Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.

Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать:

— Что, детушки, купили себе по лошадке?

— Купить не купили, даром получили.

— Куда же вы их дели?

— Возле избы поставили.

— Ах, детушки, смотрите — не увел бы кто!

— Нет, матушка, не таковские кони: не то, что увести — и подойти к ним нельзя!

Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:

— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.

На другой день просятся сыновья у матери:

— Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.

— Ступайте, родимые!

Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру.

— Сделай, — говорят, — нам по сабельке.

— Зачем делать! Есть готовые, сколько угодно берите!

— Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов весили.

— Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!

Нечего делать — пошли добрые молодцы домой и головы повесили.

Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.

— Здравствуйте, младые юноши!

— Здравствуй, дедушка!

— Куда ходили?

— В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.

— Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?

— Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!

Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!

Приходят домой, мать спрашивает:

— Что, детушки, купили себе по сабельке?

— Купить не купили, даром получили.

— Куда же вы их дели?

— Возле избы поставили.

— Смотрите, как бы кто не унес!

— Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.

Мать вышла на двор, глянула — две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит:

— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.

Наутро Иваны — солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:

— Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.

— Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.

— Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду — не свищу, а наеду — не спущу!

Сели добрые молодцы на коней и поехали.

Близко ли, далеко, долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево поедет, тот убит будет».

Остановились братья, прочитали надписи и призадумались: куда кому ехать Коли обоим по правой дороге пуститься — не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево — никому помереть не хочется!

Да делать-то нечего — говорит один из братьев другому:

— Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст — царем сделаешься!

Стали они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если на платке кровь окажется — значит, брату смерть приключилася; при такой беде ехать мертвого разыскивать.

Разъехались добрые молодцы в разные стороны.

Кто вправо коня пустил, тот добрался до славного царства. В этом царстве жил царь с царицею, у них была дочь царевна Настасья Прекрасная.

Увидал царь Ивана — солдатского сына, полюбил его за удаль богатырскую и, долго не думая, отдал за него свою дочь в супружество, назвал его Иваном-царевичем и велел ему управлять всем царством.

Живет Иван-царевич в радости, своей женою любуется, в царстве порядок ведет да звериной охотой тешится.

В некое время стал он на охоту сбираться, на коня сбрую накладывать и нашел в седле — два пузырька с целящей и живой водою зашито; посмотрел на те пузырьки и положил опять в седло. «Надо, — думает, — поберечь до поры до времени; не ровен час — понадобятся».

А брат его Иван — солдатский сын, что левой дорогой поехал, день и ночь скакал без устали.

Прошел месяц, и другой, и третий, и прибыл он в незнакомое государство — прямо в столичный город.

В том государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются.

Нанял он себе самую худую квартиру у бедной старушки и начал ее выспрашивать:

— Расскажи, бабушка, отчего так в вашем государстве весь народ припечалился и все дома черным сукном завешены?

— Ах, добрый молодец! Великое горе нас обуяло: каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — змею на съедение.

Иван — солдатский сын сел на коня и поскакал к синему морю, к серому камню; на берегу стоит прекрасная царевна — на железной цепи прикована.

Увидала она витязя и говорит ему:

— Уходи отсюда, добрый молодец! Скоро придет сюда двенадцатиглавый змей; я пропаду, да и тебе не миновать смерти: съест тебя лютый змей!

— Не бойся, красная девица, авось подавится.

Подошел к ней Иван — солдатский сын, ухватил цепь богатырской рукою и разорвал на мелкие части, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени.

— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.

Красная девица послушалась, стала на море смотреть.

Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.

Царевна разбудила Ивана — солдатского сына; он встал, только на коня вскочил, а уж змей летит:

— Ты, Иванушка, зачем пожаловал? Ведь здесь мое место! Прощайся теперь с белым светом да полезай поскорее сам в мою глотку — тебе ж легче будет!

— Врешь, проклятый змей! Не проглотишь — подавишься! — ответил Иван, обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой к старухе, наелся-напился, лег спать и проспал трое суток.

В то время призвал царь водовоза.

— Ступай, — говорит, — на взморье, собери хоть царевнины косточки.

Водовоз приехал к синему морю, видит — царевна жива, ни в чем невредима, посадил ее на телегу и повез в густой, дремучий лес; завез в лес и давай нож точить.

— Что ты делать собираешься? — спрашивает царевна.

— Я нож точу, тебя резать хочу!

Царевна заплакала:

— Не режь меня, я тебе никакого худа не сделала.

— Скажи отцу, что я тебя от змея избавил, так помилую!

Нечего делать — согласилась. Приехала во дворец; царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником.

Вот как проснулся Иван — солдатский сын, позвал старуху, дает ей денег и просит:

— Поди-ка, бабушка, на рынок, закупи, что надобно, да послушай, что промеж людьми говорится: нет ли чего нового?

Старуха сбегала на рынок, закупила разных припасов, послушала людских вестей, воротилась назад и сказывает:

— Идет в народе такая молва: был-де у нашего царя большой обед, сидели за столом королевичи и посланники, бояре и люди именитые; в те поры прилетела в окно каленая стрела и упала посеред зала, в той стреле было письмо привязано от другого змея двенадцатиглавого. Пишет змей: коли не вышлешь ко мне среднюю царевну, я твое царство огнем сожгу, пеплом развею. Нынче же повезут ее, бедную, к синему морю, к серому камню.

Иван — солдатский сын сейчас оседлал своего доброго коня, сел и поскакал на взморье. Говорит ему царевна:

— Ты зачем, добрый молодец? Пущай моя очередь смерть принимать, горячую кровь проливать; а тебе за что пропадать.

— Не бойся, красная девица!

Только успел сказать, летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит.

Богатырь ударил его острой саблею и отсек все двенадцать голов; головы положил под камень, туловище в море кинул, а сам домой вернулся, наелся-напился и опять залег спать на три дня, на три ночи.

Приехал опять водовоз, увидал, что царевна жива, посадил ее на телегу, повез в дремучий лес и принялся нож точить. Спрашивает царевна:

— Зачем ты нож точишь?

— А я нож точу, тебя резать хочу. Присягни на том, что скажешь отцу, как мне надобно, так я тебя помилую.

Царевна дала ему клятву, он привез ее во дворец; царь возрадовался и пожаловал водовоза генеральским чином.

Иван — солдатский сын пробудился от сна на четвертые сутки и велел старухе на рынок пойти да вестей послушать.

Старуха сбегала на рынок, воротилась назад и сказывает:

— Третий змей появился, прислал царю письмо, а в письме требует: вывози-де меньшую царевну на съедение.

Иван — солдатский сын оседлал своего доброго коня, сел и поскакал к синему морю.

На берегу стоит прекрасная царевна, на железной цепи к камню прикована. Богатырь ухватил цепь, тряхнул и разорвал, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени:

— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.

Царевна начала на море глядеть…

Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.

Стала царевна будить Ивана — солдатского сына, толкала, толкала — нет, не просыпается; заплакала она слезно, и капнула горячая слеза ему на щеку; от того богатырь проснулся, подбежал к своему коню, а добрый конь уж на пол-аршина под собой земли выбил копытами.

Летит двенадцатиглавый змей, огнем так и пышет; взглянул на богатыря и вскрикнул:

— Хорош ты, пригож ты, добрый молодец, да не быть тебе живому, съем тебя, и с косточками!

— Врешь, проклятый змей, подавишься.

Начали они биться смертным боем; Иван — солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:

— Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.

Царевна тотчас намочила свой платочек и подала доброму молодцу. Он обернул саблю и давай рубить змея; срубил ему все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать на трои сутки.

Царь посылает опять водовоза на взморье. Приехал водовоз, взял царевну и повез в дремучий лес; вынул нож и стал точить.

— Что ты делаешь? — спрашивает царевна.

— Нож точу, тебя резать хочу! Скажи отцу, что я змея победил, так помилую.

Устрашил красную девицу, поклялась говорить по его словам.

А меньшая дочь была у царя любимая; как увидел ее живою, ни в чем невредимою, он пуще прежнего возрадовался и захотел водовоза жаловать — выдавать за него замуж меньшую царевну.

Пошел про то слух по всему государству. Узнал Иван — солдатский сын, что у царя свадьба затевается, и пошел прямо во дворец, а там пир идет, гости пьют и едят, всякими играми забавляются.

Меньшая царевна глянула на Ивана — солдатского сына, увидала на его сабле свой дорогой платочек, выскочила из-за стола, взяла его за руку и говорит отцу:

— Государь-батюшка! Вот кто избавил нас от змея лютого, от смерти напрасной; а водовоз только знал нож точить да приговаривать: я-де нож точу, тебя резать хочу!

Царь разгневался, тут же приказал водовоза повесить, а царевну выдал замуж за Ивана — солдатского сына, и было у них веселье великое. Стали молодые жить-поживать да добра наживать.

Пока все это деялось с братом Ивана — солдатского сына, с Иваном-царевичем вот что случилось. Поехал он раз на охоту, и попался ему олень быстроногий.

Иван-царевич ударил по лошади и пустился за ним в погоню; мчался, мчался и выехал на широкий луг. Тут олень с глаз пропал. Смотрит царевич и думает, куда теперь путь направить. Глядь — на том лугу ручеек протекает, на воде две серые утки плавают.

Прицелился он из ружья, выстрелил и убил пару уток; вытащил их из воды, положил в сумку и поехал дальше.

Ехал, ехал, увидал белокаменные палаты, слез с лошади, привязал ее к столбу и пошел в комнаты. Везде пусто — нет ни единого человека, только в одной комнате печь топится, на шестке стоит сковородка, на столе прибор готов: тарелка, и вилка, и нож. Иван-царевич вынул из сумки уток, ощипал, вычистил, положил на сковороду и сунул в печку; зажарил, поставил на стол, режет да ест.

Вдруг, откуда ни возьмись, является к нему красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать, — и говорит ему:

— Хлеб-соль, Иван-царевич!

— Милости просим, красная девица! Садись со мной кушать.

— Я бы села с тобой, да боюсь: у тебя конь волшебный.

— Нет, красная девица, не узнала! Мой волшебный конь дома остался, я на простом приехал.

Как услыхала это красная девица, тотчас начала дуться, надулась и сделалась страшною львицею, разинула пасть и проглотила царевича целиком. Была то не простая девица, была то родная сестра трех змеев, что побиты Иваном — солдатским сыном.

Вздумал Иван — солдатский сын про своего брата; вынул платок из кармана, утерся, смотрит — весь платок в крови. Сильно он запечалился:

— Что за притча! Поехал мой брат в хорошую сторону, где бы ему царем быть, а он смерть получил!

Отпросился у жены и тестя и поехал на своем богатырском коне разыскивать брата, Ивана-царевича.

Близко ли, далеко, скоро ли, коротко — приезжает в то самое государство, где его брат проживал; расспросил про все и узнал, что поехал-де царевич на охоту, да так и сгинул — назад не бывал.

Иван — солдатский сын той же самой дорогою поехал охотиться; попадается и ему олень быстроногий. Пустился богатырь за ним в погоню. Выехал на широкий луг — олень с глаз пропал; смотрит — на лугу ручеек протекает, на воде две утки плавают. Иван — солдатский сын застрелил уток, приехал в белокаменные палаты и вошел в комнаты. Везде пусто, только в одной комнате печь топится, на шестке сковородка стоит. Он зажарил уток, вынес на двор, сел на крылечке, режет да ест.

Вдруг является к нему красная девица:

— Хлеб-соль, добрый молодец! Зачем на дворе ешь?

Отвечает Иван — солдатский сын:

— Да в горнице неохотно, на дворе веселей будет! Садись со мною, красная девица!

— Я бы с радостью села, да боюсь твоего коня волшебного.

— Полно, красавица! Я на простой лошаденке приехал.

Она и поверила и начала дуться, надулась страшною львицею и только хотела проглотить доброго молодца, как прибежал его волшебный конь и обхватил ее богатырскими ногами.

Иван — солдатский сын обнажил свою саблю острую и крикнул зычным голосом:

— Стой, проклятая! Ты проглотила моего брата Ивана-царевича? Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части.

Львица и выкинула Ивана-царевича: сам-то он мертвый.

Тут Иван — солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал и говорит:

— Ах, как же долго я спал!

Отвечает Иван — солдатский сын:

— Век бы тебе спать, если б не я!

Потом берет свою саблю и хочет рубить львице голову; она обернулась душой-девицей, такою красавицей, что и рассказать нельзя, начала слезно плакать и просить прощения. Глянул на ее красу неописанную, смиловался Иван — солдатский сын и пустил ее на волю вольную.

Приехали братья во дворец, сотворили трехдневный пир; после попрощались; Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван — солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

  • Сказка марья моревна читать краткое содержание
  • Сказка маркиз де карабас
  • Сказка мальчиш кибальчиш смотреть бесплатно
  • Сказка мама с гурченко в хорошем качестве смотреть
  • Сказка мама не кричи