Сказка мама глянька из окошка

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: а.а.фет. мама! глянь-ка из окошка, цель урока: знакомство и анализ

Конспект урока по
литературному чтению для 3 класса на тему:
А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»,

Цель
  урока:
       знакомство и анализ стихотворений А.А.
Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Задачи:

 усовершенствование
знания о творчестве А. Фета;

создать
условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;

познакомить
с особенностями чтения стихотворения – просьбы;

добиваться
искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

способствовать
расширению и обогащению словарного запаса детей;

способствовать
развитию эмоций и чувства детей.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.


Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь)


Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На
сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое
стихотворение было у нас в учебнике? (Тютчев «Листья». Ребенок читает наизусть)


Кто подготовил другое произведение? (Читают наизусть)

3.
Речевая разминка


Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прочитав
стихотворные строки Я.Акима.

Он
кружится,

 Легкий,
новый,

 У
ребят над головой.

 Он
успел платок пуховый

 Расстелить
над мостовой.

Дети
выполняют задания:


«Жужжащее чтение»,


Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег»)


Какие литературные приемы использует автор? Приведите примеры.  (Метафора,
олицетворение)


Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса.


А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.


А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.

4.
Сообщение темы и цели урока.

Сегодня
нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все
тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он
не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи
проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

Имя
этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со
дня рождения.

5.
Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по щелчку)

Афанасий
Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье
помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт,
стала его литературным именем.

Рассказывая
о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес,
ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил
стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

Фет
учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил
философский факультет Московского университета. Первый сборник своих
стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за
ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое
время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в
Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца
жизни писал стихи.

Фет
писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о
звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его
поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету
не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально
для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным
читателям.

Стихотворение
«Ласточки пропали…» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают
по памяти)

Ласточки
пропали,

 А
вчера зарей

 Все
грачи летали

 Да,
как сеть, мелькали

 Вон
над той горой.

 С
вечера все спится,

 На
дворе темно.

 Лист
сухой валится,

 Ночью
ветер злится

 Да
стучит в окно.

 Лучше
б снег да вьюгу

 Встретить
грудью рад!

 Словно
как с испугу

 Раскричавшись,
к югу

 Журавли
летят.

Стихотворные
строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в
романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов.

Слушание
романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет автоматически)


Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?


Что услышали?


Какую картину увидели? (Ответы детей)

6.
Подготовка к восприятию текста.


Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние
листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную
картину. (Ответы детей)

Если
дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами?
Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?


Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной
осени.


Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама!
Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел
первый снег.

7.
Первичное чтение произведения (слайд 6 – по щелчку)

Чтение
учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть  (учебники у
детей закрыты)

8.
Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 – по щелчку)


Понравилось ли вам стихотворение?


Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?


От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени
ребенка)


Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)


Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)


Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)


Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)


Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?


Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и
почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный
ответ мамы)


С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение?
(С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться
своими чувствами с мамой, говорит быстро)


Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега?
(Ответы детей)

9.
Физкультминутка (слайд 8)

10.
Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку)

Самостоятельное
чтение стихотворения.


Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых
делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)


А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец
предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)

Обсуждение
понятия РИФМА.


Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)


Найдите рифму в стихотворении.

Выразительное
чтение стихотворения.


А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы
обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)

После
чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3
учащихся читают стихотворение вслух.

11.
Работа над стихотворением «Зреет рожь над жаркой нивой…» (слайд 10 – по щелчку)


Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения,
чувства, которые наполняют душу восторгом.


Прочитайте стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» самостоятельно. Чтение
стихотворения хорошо читающим ребенком. – Что изобразил Афанасий Афанасьевич в
своем стихотворении? (Хлебное поле)


Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: ЖАРКАЯ,
ПРИХОТЛИВЫЙ, ЗОЛОТЫЕ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ОГНЕДЫШАЩЕЕ. (Ответы детей)


Найдите значение слова СМЕЖАЕТ. (Закрывает)


Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?

Выразительное
чтение стихотворения детьми.

12.
Итог урока. Рефлексия (слайд 11)


С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)


И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как
«робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый
мир от красоты,

 От
велика и до мала,

 И
напрасно ищешь ты

 Отыскать
ее начало.

 Что
такое день иль век

 Перед
тем, что бесконечно?

 Хоть
не вечен человек,

 То,
что вечно, – человечно.


Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая
работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и
выразительно читать стихотворения.

13.
Домашнее задание.

Выучить
понравившееся стихотворение наизусть.

На чтение 7 мин. Опубликовано

«Мама! глянь-ка из окошка…» А.Фет

«Мама! глянь-ка из окошка…» Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

Анализ стихотворения Фета «Мама! глянь-ка из окошка…»

Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Композиция и жанр

Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:

fullsize570.jpg

Читайте также:  «Это непросто — любить Родину такой, какая она есть»: отрывки эссе победителей конкурса «Я остаюсь»

  1. В первой строфе — презентация поля с пышными колосьями, которые волнуются под ветром.
  2. Второе четверостишие указывает на время действия. На небе проступил месяц, но закат еще не остыл.
  3. В третьей строфе показано солнце. Оно заходит за горизонт, знаменуя окончание летнего дня. Это один из самых живописных моментов, который волнует лирического героя.

Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».

Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

Найдите значение слова Тороватый в учебнике. Подберите синонимы.

Тороватый — значит расторопный, все успевающий сделать, быстрый, ловкий, проворный

3. Точное слово

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Мама! глянь-ка из окошка»

Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Анализы других стихотворений

Читайте также:  Анализ стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» Пушкина

  • Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Шестое чувство»
  • Анализ стихотворения Антона Дельвига «К Диону (Сядем, любезный Дион. )»
  • Анализ стихотворения Антона Дельвига «Тихая жизнь»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Бог»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Властителям и судиям»

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

На чтение 5 мин. Опубликовано

Анализ стихотворения «Мама! глянь-ка из окошка» Фета

В последние годы жизни Фета все чаще посещали мрачные размышления. Он не мог простить себе ошибки, совершенной в молодости. Поэт отказался от счастья с любимой девушкой (М. Лазич), так как хотел найти богатую невесту и обрести финансовую независимость. Его возлюбленная вскоре трагически погибла, в чем Фет усматривал свою вину. На протяжении всей жизни он мечтал о том, что после смерти сможет вновь встретиться с душой М. Лазич и попросить у нее прощения. Поэтому его поздние произведения проникнуты ощущением смерти и надеждами на загробное существование. При этом Фет был поклонником «чистого искусства» и уже давно предпочитал реальности воображаемый мир. По неподтвержденным свидетельствам перед смертью он даже сделал попытку самоубийства. Несмотря на такое настроение, поэт иногда вновь ощущал приливы юношеского вдохновения. В 1887 г. он написал стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…», которое наполнено чистым и светлым оптимизмом.

Стихотворение выпадает из общего творчества Фета еще и потому, что в нем автор описывает диалог между людьми (матерью и ребенком). Поэт крайне редко прибегал к описанию реальных персонажей. Даже лирический герой в его произведениях чаще всего изображался через свои чувства и ощущения. На этот раз Фет обратил внимание на простое проявление детской радости. Более того, наперекор своей нелюбви к грубой действительности, автор показывает крестьянскую семью. Это заметно по простонародным словам («глянь-ка», «знать», «за салазки») и нехитрому развлечению, о котором мечтает мальчик.

Способность Фета подмечать мелкие детали переходит в детскую наблюдательность. Ребенок обращает внимание матери на народную примету о поведении кошки. В детском воображении она напрямую связана с картиной в окне: «посветлело, побелело». Мальчик охвачен радостным возбуждением. Он хочет немедленно поделиться с кем-нибудь своими чувствами: «погляди хоть ты!». Ребенок в нетерпении просит разрешения покататься на санках и уже предчувствует положительный ответ. Он вместе с автором уверен, что мама также находится под влиянием чудесного преображения природы и скажет только одно: «Ну, скорей гулять!».

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…» свидетельствует, что Фет и в старости сохранял в себе чуткую и отзывчивую душу. К тому же поэт не полностью замкнулся в воображаемом мире «чистого искусства» и мог «снизойти» до обычных людей и разделить их радость.

Чтобы узнать, насколько тонко умел чувствовать поэт окружающий мир, нужно произвести анализ стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка» (Фет А.А.). Мне кажется, что именно это стихотворение лучше, чем другие стихи поэта, показывает, как человек, которому уже много лет, все еще может видеть прекрасное в мелочах и буднях.

Поздние стихотворения Фета очень грустные и тяжелые. Читая их, понимаешь, что что-то беспокоит, тревожит автора. И действительно, поэт пережил большую трагедию в своей жизни, потеряв любимого человека. Но тем более удивительной кажется его способность несмотря ни на что любить природу и жизнь. И эту любовь он сохранил до самой смерти.

Стихотворение “Мама! глянь-ка из окошка…” – детское, светлое и необыкновенно теплое по своему настроению. Его тема — долгожданная зима, которой рады все дети. Главная мысль стихотворения убеждает нас в том, что зима — по-настоящему волшебное время для людей. Особенно ее начало.

Стихотворение представляет собой диалог матери и ребенка. И хотя разговор посвящен восхищению зимой и желанию малыша поскорее выбежать на улицу, все-таки его композицию можно разделить на три части.

В первой части главный герой – мальчик. Он совершает радостное открытие. Наконец-то, ночью пришла долгожданная зима. Он, вероятно, надеялся увидеть утром покрытую снегом землю, ведь накануне вечером кошка умывала нос, а это верная примета приближения холодов.

Во второй части главный герой описывает молодую зиму, показывая нам удивительные картины заснеженного двора, инея на деревьях, кустов в снежных шапках. Невероятно красивые образы создает поэт через восхищение мальчика первым снегом и морозом. И под пером Фета рождаются неповторимые средства художественной выразительности, которых во второй части больше, чем в других.

Третья часть — самая радостная, ведь мальчик с замиранием сердца ждет разрешения от мамы пойти погулять и порадоваться первому снегу уже на улице. Ему сложно удержаться, чтобы не высказать мамины мысли вслух:

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Конечно, мама не откажет своему сынишке. Ведь тогда бы не закончил на такой радостной ноте Фет свое стихотворение.

У стихотворения написано по-фетовски большое количество средств художественной выразительности. С помощью сравнения «свежей, белой, пухлой ватой» автор показывает красоту первого зимнего дня. Наверное, снега ночью выпало много, наступил мороз, поэтому снег похож на вату. Есть в стихотворении и эпитеты «светло-синий», «тороватый». Они придают стихотворению эмоциональную выразительность. Но главное — то, что автор наделяет мороз и зиму качествами живого человека. Он делает это с помощью олицетворения “по ветвям развешан иней”. Но не только с помощью олицетворения оживает природа. В этом огромная роль и у безличных предложений, которые использованы в описании зимнего пейзажа.

Мы все знаем, что в поэзии Фета состояние природы всегда связано с настроением человека. Так получилось и в этом стихотворении: начало зимы радостное, долгожданное. Вот и главный герой счастлив такому маленькому событию в своей жизни. Но для Фета не характерно делать лирическим героем простого крестьянина. А в этом стихотворении перед нами простая крестьянская семья, это мы можем видеть по лексике произведения: “тороватый”, “салазки”, “глянь-ка”. Может быть, автор сказал нам о том, что настоящее счастье заключается в простых вещах и для этого не обязательно быть богатым. Поэтому стихотворение “Мама! Глянь-ка из окошка…” смело можно назвать философским.

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/afanasij-fet-mama-glyan-ka-iz-okoshka/
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-mama-glan-ka-iz-okoshka-a-a-fet.html

Список литературы для чтения в подготовительной группе по лексическим темам:

Осень

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»

А. Майков Осенние листья по ветру кружат

А. Плещеев «Осенью»        

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

В Бианки «Прячутся»

Г. Скребицкий «Осень»

Е. Трутнева «Осень»

З. Федоровская «Осень»

И. Бунин «Листопад»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

М. Волошин «Осенью»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

М. Рапов «Ёжинька и белочка»

М. Садовский «Осень»

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Украинская народная сказка «Колосок»

Овощи        

Н. Носов «Огурцы»

Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»

Ю. Тувим «Овощи»

Я. Тайц «Послушный дождик»

Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»                

Фрукты, ягоды

Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»)

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»                

Л. Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони»

Я. Тайц «По ягоды»

Грибы

В. Даль «Война грибов с ягодами»

В. Катаев «Грибы»

В. Сутеев «Под грибом»        

С. Аксаков «Грибы»

Я. Тайц «По грибы»

Деревья

В. Сухомлинский «Внучка старой вишни»

Г. Скребицкий «Мать и кормилица»                

З. Александрова «Белая черёмуха»

И. Токмакова «Дуб»

Л. Толстой «Дуб и орешник»

М. Исаковский «Вишня»

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Игрушки

А. Барто «Игрушки»

В. Катаев «Цветик — семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история»

Л. Воронкова «Новая кукла»                

С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька»

С. Михалков «Андрюша»

Мебель

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Дикие животные

В. Берестов «Заячий след»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок»

В. Сутеев «Яблоко»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат»

И. Бутман «Прогулка по лесу»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Белки», «Медвежья семья»

К. Коровин «Белка»

М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»

М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб»

Н. Сладков «Сушёные камни»

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Воронько «Испугались зайку»

С. Козлов «Большое спасибо»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

С. Михалков «Как друзья познаются»

Русские народные сказки о животных

Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки

«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова)

«Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)

«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Животные жарких стран

А. Куприн «Слон»

Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра»

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»

Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»

К. Чуковский «Айболит»

Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей»

С. Баруздин «Рави и Шаши»

Посуда

А. Гайдар «Голубая чашка»

Братья Гримм «Горшок каши»

К. Чуковский «Федорино горе»

Н. Носов «Мишкина каша»

Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин»

Почта        

С. Маршак «Почта»                

Одежда        

В. Зайцев «Я одеться сам могу»

Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»

Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля»

Л. Воронкова «Маша-растеряша»

Л. Пеньская «Как Миша варежку потерял»

Н. Носов «Заплатка»

Н. Саконская «Где мой пальчик?»        

Ш. Перро ««Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе)

Стройка

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

Г.-Х. Андерсен «Старый дом»

М. Пожарова «Маляры»

С. Баруздин «Кто построил этот дом»

Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей»                

Семья

А. Барто «Вовка – добрая душа»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

В. Бианки «Аришка – трусишка»

В. Вересаев «Братишка»

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»

В. Маяковский «Что такое хорошо»

В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

З. Воскресенская «Секрет»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни

М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Я. Аким «Неумейка»

Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)

«Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова)

«Красная Шапочка», «Фея» (из сказок Ш. Перро)

Транспорт

А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!»

А. Дугилов «Моя улица»

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»)

Е. Лопатин «Отважная путешественница»

И. Туричин «Человек заболел»

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»

М. Кривич «Школа пешехода»

М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Н. Носов «Метро», «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне»

Н. Саконская «Песенка о метро»

О. Тарутин «Для чего нам светофор»

С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход»

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»                

Новый год

Е. Трутнева «Ёлка», «С новым годом!»

З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка»

Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»

Н. Некрасов «Мороз-воевода»

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

С. Дрожжин «Дедушка Мороз»

С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке»

Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко»        

Зимние забавы

А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимний вечер»

А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

И. Суриков «Детство»

Н. Носов «На горке», «Наш каток»                

Зима

А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Г. Скребицкий «4 художника. Зима»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Е. Трутнева «Первый снег»

И. Никитин «Встреча зимы»

И. Суриков «Зима»

К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Л. Квитко «Медведь в лесу»

Л. Чарская «Зима»

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Н. Сладков «Суд над декабрём»

Р. Кудашева «Зимняя песенка»

С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой…»

Я. Аким «Первый снег»

Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка» (по народным сюжетам),

Зимующие птицы

А. Блок «Ворона»

В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»

В. Бианки «Сова»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»

Е. Чарушин «Воробей»

И. Соколов – Микитов «Глухари»

М. Горький «Воробьишко»

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»

С. Алексеев «Снегирь»

8 марта

А. Милн «Непослушная мама»

Г. Виеру «Мамин день»

Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии)

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Нанайская сказка «Айога»

Ненецкая сказка «Кукушка»                

Космос

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики»                

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Армия

А. Барто «На заставе»

А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка»

Е. Благинина «Шинель»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Весна

А. Плещеев «Уж тает снег»

В. Бианки «Голубые лягушки»

Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок»

Е. Баратынский «Весна, весна»

Е. Серова «Подснежник»

И. Токмакова «Весна»

К. Паустовский «Стальное колечко»

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум»

Н. Павлова «Под кустом»        

Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»

Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»

Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Я. Колас «Песня о весне»

Перелётные птицы

А. Майков «Ласточка»

А. Плещеев «Сельская песенка»

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

Е. Чарушин «Журавль»

К. Ушинский «Ласточка»

Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»

Н. Сладков «Новый голосок»

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Домашние животные

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы)

В. Осеева «Почему»

В. Сутеев «Кто сказал мяу?»

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

Е. Чарушин «Кролик», «Кошка»

К. Паустовский «Кот – ворюга»

К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь»

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

Н. Носов «Живая шляпа»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»

С. Михалков «Щенок», «Котята»

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)

«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова)

Домашние птицы

Б. Житков «Храбрый утёнок»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

М. Пришвин «Ребята и утята»

Н. Емельянова «Окся – труженица»

О. Донченко «Петрусь и золотое яичко»

Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (главы) в пер. с англ. Э. Паперной

Русская народная сказка «Петушок»

Украинская народная сказка «Колосок»        

Животные холодного климата

Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага»

Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля»

Профессии

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Заходер Стихи о профессиях

В. Маяковский «Кем быть»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан»        

Я. Аким «Неумейка»

Насекомые

В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил»

В. Драгунский «Он живой и светится»        

В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище»

Л. Квитко «Жучок»

М. Михайлов «Лесные хоромы»

Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»

Э. Шим «Сказки, найденные в траве»

Рыбы

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Н. Носов «Карасик»

Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичка – сестричка и серый волк»                

Цветы

А. Платонов «Неизвестный цветок»        

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»

Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»

Л. Воронкова «Золотые ключики»

М. Пришвин «Золотой луг»

Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»

Н. Сладков «Весенние радости»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Э. Шим «Солнечная капля»

Лето

А. Толстой «Иван да Марья»

В. Александров «Август, август»

В. Бахревский «Сокровенный цветок»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки»

М. Пришвин «Роса»

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»                

Школа

А. Алексин «Первый день»

А. Барто «В школу»

Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

Дополнительная литература

Русские народные сказки и сказки народов мира

«Айога» (нанайск. в обр. Д. Нагишкина)

«Белая уточка» (из сборника сказок А. Афанасьева)

«Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон)

«Василиса Прекрасная»

«Голубая птица» (туркм., в обр. А. Александровой и М. Туберовского)

«Добрыня и Змей» пересказ Н. Колпаковой

«Жёлтый аист» (кит. пер. Ф. Ярлина)

«Златовласка» (пер. с чешс. К. Паустовского)

«Илья Муромец и Соловей – разбойник»

«Каждый своё получил» (эстон. в обр. М. Булатова)

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

«Кукушка» (ненец. в обр. К. Шаврова)

«Мальчик – с – пальчик» из сказок Ш. Перро

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского

«Никита Кожемяка»

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)

«Садко» (отрывки)

«Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Сивка – Бурка»

«Сынко – Филипко» пересказ Е. Поленовой

«Три золотых волоска деда Всеведа» (пер. с чешс. Н. Аросьевой)

«Финист Ясный Сокол» (обр. А. Платонова)

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)

«Царевна – Лягушка»

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки нар. Западной Африки, пер. О. Кустовой)

«Шляпа волшебника» (пер. В. Смирнова)

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.)

А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е. Соловьёвой)

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ.)

А. Милн «Винни Пух и все – все — все» (главы) в пер. с англ. Б. Заходера

А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»

А. Ремизов «Хлебный голос»

А. Усачёв «Про умную собачку Соню»

Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»

Б. Заходер «Серая звёздочка», «Приятная встреча»

Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой)

Братья Гримм «Бременские музыканты»

В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»

В. Даль «Старик – годовик»

В. Левин «Сундук», «Лошадь»

В. Осеева «Волшебная иголочка»

В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ.)

Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка», «Оле – Лукойе»

Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»

Г. Скребицкий «Всяк по – своему»

Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» в пер. с англ. Н. Шерешевской

Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»

Д. Ривз «Шумный Ба – бах» (пер. с англ.)

Д. Хармс «Очень страшная история»

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (пер. с англ.)

Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»)

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Е. Носов «Как корова на крыше заблудилась»

И. Соколов – Микитов «Соль земли»

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

К. Чуковский «Телефон»

Л. Пантелеев «Буква «Ы»

Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

М. Зощенко «Великие путешественники»

М. Москвина «Кроха»

М. Пришвин «Курица на столбах»

М. Эме «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой)

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Н. Сладков «Неслух»

Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»

О. Пройслер «Маленькая Баба – яга» (пер. с нем. Ю. Коринец)

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

С. Воронин «Воинственный Жако»

С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Кошкин дом»

С. Михалков «Дядя Стёпа»

С. Романовский «На танцах»

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А. Любарской)

Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (главы)

Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки – на — горке» (главы) в пер. с норв. Л. Брауде

Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе» (пер. с швед. Л. Брауде)

Ф. Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю. Нагибина)

Х. Мякеля «Господин Ау» (главы) пер. в финс. Э. Успенского

Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (главы) в пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько

Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок – травник», «Стожок»

Сказки А. С. Пушкина

Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова

Рассказы В. Драгунского

Рассказы Н. Носова

Стихи о природе

Чтобы это событие лучше запомнилось, мы подготовили целую подборку, где можно почитать стихи для 1 класса и подготовиться к счастливому событию!

Стихи для 1 класса для заучивания

стихи для детей 1 класса

Чудная картина

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

Афанасий Фет

Первый снежок

Первый зимний снежок
Белым пухом летит;
Первый лёгкий мороз
Веселит и бодрит.

Погляди — на дворе
Скоро будет гора,
Всё бело, грязи нет, —
Санки ладить пора.

Хорошо по горе
Пролететь как стрела;
Только шапку держи,
Чтоб осталась цела.

Рукавички надень,
Одевайся теплей,
Кушачком подтянись,
Выходи поскорей.

Иван Белоусов

Зимняя радость

Белый снег-снежок
Жжётся, колется.
Выходи, дружок,
За околицу.

Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.

Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесём домой
Радость зимнюю.

Георгий Ладонщиков

***

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю,
И земной весны тебе не жаль…

Алексей Толстой

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

Алексей Плещеев

Тучка

Лежит на небе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.

По луже,
По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как оленёнок,
Копытцами
Дождя!

Тимофей Белозёров

***

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…

Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!..

Алексей Плещеев

Осень

Опустел скворечник —
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Ирина Токмакова

Короткие стихи для 1 класса

короткие стихи для 1 класса

Мама! глянь-ка из окошка

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама?
Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Афанасий Фет

Колдунье не колдуется

Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется,
И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
А появился — здрасьте вам
Из Арктики буран.

Наколдовала к ужину
В стаканчике пломбир,
Но убедилась с ужасом:
В стаканчике — кефир!

Ну что за невезение,
Ну что за наказание —
И даже вместо пения
Выходит рисование,

И даже вместо курицы
Выходит пистолет…
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.

А может быть, кто дуется —
Тому и не колдуется?

Марина Бородицкая

Игра в слова

Скажи погромче
Слово «гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.

Скажи:
«Кукушка на суку» —
Тебе послышится:
«Ку-ку».

Агния Барто

Вы, снежинки, вейте…

Вы, снежинки, вейте,
Нас лишь пожалейте!
Вас, снежинок, много, много,
И летите вы от бога.
Где нам с вольными бороться!
Вам привольно, вам поется.
Захотите, — заметете,
Город в цепи закуете…

Брюсов В. Я.

Мы построили дом

Мы построили просторный
Четырёхэтажный дом.
И для всех своих игрушек
Место в доме мы, найдем.

В доме окна есть и двери,
Крыша крашеная есть…
Здесь поселятся игрушки.
Хорошо им будет здесь!

А. Бородский

Полюбуйтесь-ка, игрушки!

Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько и гладко.

На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!

Е. Благинина

Читалочка

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять —
И почитать!

В. Берестов

Подружки

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»

А. Кузнецова

Счет

Раз, два, три, четыре, пять…
Может, лучше посчитать?
Кончить дело, а потом
Можно ползать под столом,
Можно бегать,
Можно петь,
Можно в дудочку дудеть,
Можно бублики жевать,
Можно шарик надувать.
Раз, два, три, четыре, пять…

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!

Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес…
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.

Стихи для школьников 1 класса 

стихи про детей для 1 класса

Хитрые старушки

Наверно, у старушек
Полным-полно игрушек!
Матрёшек и петрушек
И заводных лягушек.
Но хитрые старушки
Припрятали игрушки
И сели в уголок

Вязать себе чулок,
И гладить свою кошку,
И охать понарошку.
А сами только ждут,
Когда же все уйдут!

И в тот же миг
Старушки — прыг!

Летит чулок
Под потолок!
И достают старушки
Слона из-под подушки,
И куклу, и жирафа,
И мячик из-под шкафа.

Но только в дверь — звонок
Они берут чулок…

И думают старушки —
Не знает про игрушки
Никто-никто в квартире
И даже в целом мире!

Эмма Мошковская

Великан

Раз, Два, Три, Четыре.
Начинается рассказ.
В сто тринадцатой квартире
Великан живёт у нас.

На столе он строит башни,
Строит город в пять минут.
Верный конь и слон домашний
Под столом его живут.

Самуил Маршак

Волчок

Мой волчок — на тонкой ножке,
С деревянной головой.
Покрутил его немножко —
Оказалось, он живой!

Он и пляшет, и поёт,
И гудит, как самолёт,
Он бежит бегом,
Он жужжит жуком.

Покружился мой волчок,
Завалился на бочок,
Лёг на коврик —
И молчок…

Н. Саконская

Хозяюшка

Маша стряпает, хлопочет —
Каши есть голыш не хочет!
Только Маша терпелива,
Не ленива, говорлива.

С уговором, не спеша
Накормила голыша.
«Каша в поле росла,
К нам в тарелку пришла!

Всех друзей угостим,
Всем по ложке дадим:
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,

Кошке и Матрёшке —
Всем дадим по ложке!»
Сказка Машина проста,
А тарелка пуста.

В. Донникова

Цыплята

Много игрушек
У нашей Аленки!
Вот на дощечке
Четыре цыплёнка.

Дёрнет Алёнка
Шнурочек — и тут
Сразу четыре
Цыплёнка клюют!

Цыплята живут
У Аленки два года,
Но, видно, они
Нехорошей породы:

Цыплята всё время
Клюют да клюют,
Но только обидно —
Совсем не растут!

М. Антоневич

Обедать

Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры. —
Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки — в уголке.

Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое компот.

Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
Спасибо!

Е. Благинина

Я выросла

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам.
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

А. Барто

В школу

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал,
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

А. Барто

Приглашение в школу

Дети! В школу собирайтесь, —
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь, —
Смотрит, солнышко в окно!

Человек, и зверь, и пташка —
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!

Л. Модзалевский

Ничья кошка

Это ничья кошка,
Имени нет у неё.
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё.

Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять её в квартиру
Соседка мне не велит.

Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Читайте еще:

  • Стихи ко дню учителя
  • Стихи про октябрь
  • Стихи «С добрым утром!»

  • Сказка мальчики чехов читать
  • Сказка мальчик спальчик читать с картинками
  • Сказка мама папа 8 детей и грузовик слушать 2 часть
  • Сказка мальчики антон чехов
  • Сказка мальчик звезда мультфильм