Сказка мальчик в полосатой пижаме читать

Основная идея произведенияглавная мысль заключается в том, что дети далеки от войны. им все равно, на какой ты стороне, главное

Основная идея произведения

Главная мысль заключается в том, что дети далеки от войны. Им все равно, на какой ты стороне, главное – дружба.
Также автор показывает на примере отца героя, что жестокость не может принести счастья. Она бумерангом вернётся обратно.

Бруно совершает открытие

По возвращении домой из школы Бруно обнаружил у себя в комнате горничную Марию, паковавшую его вещи. Мальчик обратился к матери с расспросами. Она сказала, что в связи с работой отца им предстоит переезд. Узнав, что они намереваются покинуть Берлин, Бруно расстроился

Новый дом

Будущий дом оказался полной противоположностью прежнему. Был меньше по размеру. Его не окружали десятки других домов.
Наверху герой увидел молодого военного, выходившего из комнаты отца. Это был его подчиненный. Военный произвёл на мальчика неприятное впечатление. Позже, выглянув в окно, Бруно увидел нечто, что заставило его испытать страх.

Безнадёжный случай

У мальчика была старшая сестра Гретель — «безнадёжный случай». Ей нравилось казаться взрослее и поучать братишку. Ее подруги также подшучивали над невысоким ростом мальчика. Единственным плюсом переезда для Бруно стало то, что эти девочки остались далеко, а у него появилось время подрасти.
Гретель с уверенностью озвучила примерное времяпрепровождение в этом доме: пара недель. Именно так она поняла слова отца про то, что новое место жительства – их дом на обозримое будущее.
Гретель и Бруно были солидарны в том, что здесь жутковато. Сам дом странно назывался «Аж-Высь». Девочка решила, что он так называется из-за того, что людей, раньше живших в доме, начальство выкинуло отсюда, и они полетели вверх тормашками. А на их должность был назначен глава их семейства, ведь он прекрасно выполняет свою работу и не может поступить неправильно.
Бруно сказал сестре, что местные дети выглядят недружелюбными. Гретель выглянула в окно и увидела тех, о ком говорил Бруно.

Что они увидали в окно

Дети стали свидетелями сосуществования двух разных «миров». Ухоженный сад, асфальтированная дорожка с деревянной скамьёй резко контрастировали с тем, что находилось метрах в десяти от них. Всё начиналось с крепчайшей ограды, будто бы не имеющей конца. Спиралевидная проволока придавала высокому забору зловещий вид. Отсутствие абсолютно какой бы то ни было зелени усиливало эффект от увиденного. На этой территории располагалось несколько отвратительных строений. Дети решили, что это современные здания, ненавидимые их отцом.
Гретель предположила, что это крестьянская деревня. Но Бруно разуверил её, ведь здесь нет животных и земля непригодна для выращивания овощных культур.
Повсюду на загадочной территории были мужчины, старики, контролируемые солдатами. Люди то передвигались впопыхах, то стояли как оловянные солдатики. Кто-то катил телегу, некоторые шли с лопатами. Были люди на костылях, а также с перевязанными головами. Наконец ребята увидели мальчишек, тесно прижимавшихся друг к другу, многие плакали. Грязный вид наблюдаемых вызвал у Гретель отвращение, она решила, что вид из её комнаты намного приятнее.
Бруно же обратил внимание на одну особенность: все люди за колючей проволокой были одеты в серые полосатые пижамы.

Вход воспрещен в любое время суток и заруби себе на носу

Мальчику вспомнился прежний берлинский дом и их отъезд. Отец уехал ещё накануне. Они собрали вещи, всё вмиг опустело. Остались только воспоминания о рождественской ёлке, о подставке для зонтиков. Мама пустила слезу, думая, что никто этого не замечает. В сердцах она обвинила мужа, который пригласил Фурора на обед, желая «пробиться наверх». Горничная Мария услышала эту реплику, а мама, сконфузившись, отчиталась, что не это имела в виду. Вот так семья Бруно покинула любимый дом, искренне надеясь вернуться туда вновь.
У Бруно накопилось много вопросов про новое жилище, про увиденное за окном. Он вознамерился поговорить с отцом. Бруно увидел его, стоявшего перед кабинетом в окружении нескольких мужчин. Вскоре они попрощались, резко подняв вверх раскрытую ладонь и прокричав: «Хайль Гитлер!». Папа встретил сына ласково. Бруно высказал желание вернуться домой, аргументировав, что дедушка с бабушкой, его друзья остались в Берлине. Отец же сообщил, что его новая работа на данный момент представляется важной для страны, для Фурора. Мальчик был в недоумении. Он решил, что отец провинился и Фурор сослал его в Аж-Высь. Отец рассмеялся и, услышав от мальчика несколько дерзких высказываний, велел ему смириться с проживанием в этом доме. На вопрос сына о том, что за люди находятся за оградой, был дан следующий ответ: «…они и не люди вовсе. К тебе они не имеют никакого отношения».

Горничная, которая дорого им обходится

Через несколько дней мальчик лежал на кровати, ругая отца. Вошедшая Мария попросила его не говорить об отце в таком тоне. Когда-то он помог девушке. Оплатил лечение ее матери. Мария верила в доброе сердце хозяина и удивлялась тому, чем он занимается сейчас.

Как мама приписала себе чужие заслуги

Бруно решил смастерить качели. Ему потребовалась шина. Мальчик обратился с просьбой к лейтенанту Курту Котлеру. Военный приказал старику Павлу раздобыть то, о чем просит мальчик. При этом он обращался с пожилым мужчиной крайне недостойно. Вскоре Павел принёс шину. Мальчик соорудил качели. Но с ним случилась неприятность: он упал. Павел отвёл Бруно на кухню и умело обработал рану. Во время разговора выяснилось, что их кухонный рабочий — Павел — по своей специальности является врачом. Вскоре приехала мама, она узнала о ране сына. Уже когда он шёл в свою комнату, услышал фразу матери, обращённую Павлу: «Если комендант спросит, скажем, что рану обработала я». Бруно воспринял услышанное за желание матери присвоить себе чужие заслуги. А взрослым была ясна истинная причина сказанного: Павел не хотел, чтобы другие были осведомлены о его врачебной практике.

Почему бабушка хлопнула дверью

Бруно до невозможности скучал по бабушке с дедушкой, оставшимся в Берлине. Дед казался ему очень старым. Он владел рестораном. В свои годы ежедневно посещал заведение.
Бабушка превосходно пела. На каждое Рождество готовила сценку. В ней принимали участие Гретель, Бруно и сама бабушка. Последний рождественский праздник совпал с новым назначением отца Бруно. По распоряжению Фурора он стал комендантом. Надел новую форму, которая выделяла его среди других военных, придавала ему более солидный вид. Бабушка негодовала. Она обвиняла себя в том, что при воспитании сына не придала большего значения становлению его морально-нравственного облика. Новое назначение, щегольской наряд сына расстроили женщину. Она убежала, хлопнув дверью.
Вспомнив события прошедших дней, Бруно решил написать ей письмо. В нем он поведал о ненавистном доме, о людях, живущих за оградой.

Бруно вспоминает, что когда-то он любил открывать новые земли

Все дни мальчика в Аж-Выси проходили однообразно. Вскоре отец пришёл к выводу, что детям следует вернуться к занятиям. К ним начал приезжать учитель. Герр Лицт делал акцент на усвоении таких предметов, как география и история. По его мнению, общественные науки – это основа всего обучения, а всё остальное – пустая трата времени.
Однажды Бруно решил сыграть в игру «экспедиции в новые земли». Он надел плащ, сапоги и отправился на улицу. По пути задумался о людях за оградой. Отец и военные ходили туда каждый день. Однако из-за колючки на эту сторону никто не выходил. В саду Бруно подошёл к скамье. Над ней висела табличка, на которой было написано, что в 1940 году был открыт лагерь. Далее мальчик двинулся в сторону ограды.

Точка — клякса — пятно — силуэт — мальчик

Бруно около часа шёл вдоль колючки. Только приняв решение повернуть обратно, увидел тощего мальчика, смирно сидящего на земле за оградой. На нём была пижама в полоску. Ноги были босые. На рукаве имелся кусок ткани со звездой. Лицо было серым, а глаза — большими и грустными. Мальчики поздоровались и представились. Выяснилось, что новоиспечённые знакомые появились на свет в один день: 15 апреля 1934 года. Также новый знакомый сказал, что они сейчас находятся в Польше.
Детали разговора мальчишек позволили Бруно представить такую картину:
• У Шмуэля много друзей, а Бруно скучает в одиночестве.
• Новый знакомый родился в Польше, а там не очень хорошо, ведь величайшей державой считается Германия.
Детская непосредственность настолько сильна, что Бруно не может себе представить реальную жизнь Шмуэля за оградой.

Фурор

Герой вспомнил, как к ним в Берлине пожаловал Фурор. Сестра объяснила братишке, что этот человек правил страной.
Фурор был невысокого роста, с коротко стрижеными темными волосами, с маленькими усиками. А его спутницей была Ева, прекрасная блондинка. Именно в этот день Фурор предложил отцу Бруно отправиться в Аж-Высь.

Как Шмуэль ответил на вопрос Бруно

Раньше Шмуэль с семьёй жил в квартире над мастерской, в которой его папа ремонтировал часы. В один прекрасный день мать попросила его при выходе на улицу надевать повязку со звездой. А через некоторое время военные выселили их из квартиры в Кракове. Позже мальчик с отцом и братом оказались в лагерных бараках.

Бутылка вина

Бруно начал ходить к Шмуэлю ежедневно. С собой он приносил немного продуктов. В разговоре Бруно затронул имя лейтенанта Котлера. Шмуэль задрожал от его упоминания.
Вечером за ужином лейтенант также присутствовал. Павел прислуживал, но казался обессиленным. Бруно заговорил о занятиях, о том, что не любит историю. А отец сказал, что изучение истории важно. И они оказались здесь, чтобы исправить ошибки истории.
Ужин завершился печально. Павел пролил вино на Котлера, тот в яркости набросился на обидчика. Ни мать, ни отец ничего не смогли сделать.

Бруно очень правдоподобно врет

Бруно навещал Шмуэля ежедневно по окончании уроков. Однажды у последнего под глазом появился синяк. Но Шмуэль не захотел говорить об этом.
Однажды в дождливый день Бруно не смог проведать друга. Он случайно проговорился о нем Гретель. Чтобы выкрутиться из ситуации, назвал друга воображаемым.

И как он только мог?

Приближался папин день рождения. Мама и лейтенант составляли список вещей, необходимых для праздника. Бруно отправился почитать. На кухне заметил Шмуэля. Мальчик был приведён сюда, чтобы отмыть крошечные рюмки. Бруно угостил его курицей. Изначально Шмуэль предупреждал его, что это дурная затея, ведь в любой момент может появиться изверг Котлер. А Бруно так хотел выставить себя смелым перед другом. Уговорил Шмуэля поесть, доказывая своё главенство в доме.
Лейтенант понял, что мальчик ел и обвинил его в воровстве. Шмуэль сказал, что с ним поделился друг. Но Бруно оцепенел от страха. Перед его взором пронеслись страшные сцены: лейтенант стреляет в собаку, избивает Павла.  Парализованный охватившим ужасом, он соврал, что впервые увидел этого мальчика здесь.
После этого случая Шмуэль около недели не появлялся за оградой. А когда Бруно застал его, то увидел, что у того все лицо в синяках (дело рук Котлера). Бруно извинился перед другом, а Шмуэль в знак прощения приподнял проволоку и пожал его руку.

Стрижка

Прошёл год с момента переезда. Пришла весть о кончине бабушки. Вся семья съездила в Берлин на похороны. Мальчик был рад вернуться в Аж-Высь, потому что там был Шмуэль и отсутствовал Котлер. Его перевели в другое место.
Бруно решил спросить у сестры, кем являются люди за оградой. Гретель объяснила, что это евреи. Во время разговора девочка обнаружила у себя на голове нечто странное. Оказалось, что у детей завелись вши. Головы ребят обработали специальным шампунем. А Бруно , по настоянию отца, постригли ещё и постригли под ноль, так как этот способ гарантировал полное избавление от нежелательных вшей. Шмуэль рассмеялся, увидев друга. Теперь они были похожи.

Мама добивается своего

Матери Бруно разонравилось в Аж-Выси. Она настояла на возвращении в Берлин втроём. Отец оставался здесь. Бруно не хотелось уезжать.

Как родилась идея великого приключения

Бруно несколько дней поджидал Шмуэля, но тот не появлялся. Наконец, мальчики встретились у ограды. Шмуэль был обеспокоен пропажей отца. А Бруно сказал ему про свой отъезд. И тогда они решили, что Шмуэль достанет для Бруно полосатую пижаму. Мальчик переоденется, пролезет под колючкой в лагерь, и они отправятся искать отца Шмуэля.

На следующий день

День выдался дождливым, осадки прекратились как раз к концу занятий. Бруно отправился к Шмуэлю. Друг ждал его у ограды с полосатым комплектом. Бруно переоделся и стал похож на других узников.
За колючкой мальчику ужасно не понравилось. Однако ему надо было найти отца Шмуэля. Поиски оказались напрасны. Когда Бруно уже собирался обратно к ограде, раздался свисток. Полил дождь, всех загнали в помещение. Казалось, что туда не проникает воздух. Входная дверь захлопнулась, раздался металлический скрежет. Люди ахнули. А Бруно в это время признался Шмуэлю, что тот — его лучший друг и взял его за руку.  Теперь уже их руки ни за что не разомкнутся.

Последняя

С этого дня Бруно пропал. Вскоре один из солдат нашел одежду мальчика. Комендант побывал там, но никак не мог уразуметь, куда делся сын. Мать Бруно пробыла в Аж-Выси ещё несколько месяцев. А потом вместе с Гретель отправилась в Берлин, решив, что, возможно, Бруно ждёт их там. А его там не было. Гретель плакала. Отец постоянно думал о Бруно. Вскоре он понял, что произошло с сыном. Через год сюда пришли другие солдаты, которые приказали ему идти вместе с ними. Он пошёл. Ему уже было всё равно, что его ожидает.

Герои произведения

Бруно — 9летний мальчик, сын немецкого военного. Именно его глазами читатель наблюдает за происходящим.
Гретель — старшая 12-летняя сестра мальчика.
Эльза — мама Бруно.
Ральф — отец Бруно, назначен комендантом еврейского концлагеря.
Натали — бабушка Бруно по отцовской линии, ей 62 года, обладает великолепным голосом.
Матиас — дедушка мальчика, ему 73 года. Имеет ресторан.
Лейтенант Курт Котлер — подчинённый Ральфа, ему 19 лет.
Павел — еврей, приходит с территории концлагеря, чтобы помогать по хозяйству.
Шмуэль — 9-летний еврей из Польши. Находится в концлагере. Друг Бруно.
Герр Лицт – учитель Гретель и Бруно.
Мария — горничная.

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Сказка мальчик в полосатой пижаме читать

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Сказка мальчик в полосатой пижаме читать

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Сказка мальчик золотой хохолок и девочка золотая коса литовская сказка
  • Сказка малефисента владычица тьмы
  • Сказка маленький принц читательский дневник
  • Сказка малыш и карлсон который живет на крыше краткое содержание
  • Сказка маленький принц читать краткое содержание