Сказка ложь да в ней намек викторина по сказкам

Администрация города нижнего новгородадепартамент образованиямуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияцентр детского творчества автозаводского районаметодическая разработкасценарий викторинысказка ложь, да в ней намк.составитель:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Автозаводского  района»

Методическая разработка

Сценарий викторины

«Сказка ложь, да в ней намёк.»

Составитель:

педагог-организатор

МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»

Мызина Вера Анатольевна.

2020 г

г. Нижний Новгород

Аннотация

Данная методическая разработка игры — викторины предназначена для воспитанников младшего школьного возраста. Викторина по сказкам проводится в виде игры, и направлена на создание условий для развития у детей навыков межличностного в процессе взаимодействия со сверстниками, на повышение интереса к чтению. А так же носит практический характер.

Сценарий игры викторины поможет педагогам дополнительного образования организовать проведение подобного мероприятия.

     Данная разработка охватывает обучающихся 7-12 лет. Реализация проекта осуществляется через проведение спортивного мероприятия. Ценность этой разработки заключается в том, что оно не требует от участников длительной специальной подготовки.

Цель: пропаганда патриотизма, поддержание связи поколений.

Задачи: 1. Укреплять психическое здоровье у детей и подростков.

         2. Развивать творческиеспособности детей, поддерживать интерес и любовь детей к сказкам.

         3.  Воспитывать чувство коллективизма, дружбы и умение работать в команде.

Участники: ведущий в русском наряде, две команды по 8человек.

Место проведения: МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», обособленное структурное подразделение детский клуб «Юный автозаводец».

Форма проведения: интеллектуальное мероприятие.

Введение

В стране выросло новое поколение, которое слушает сказку с позиции XXI века, века сверхвысоких технологий, неузнаваемо изменивших жизнь

Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненный смысл в целом. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.

Актуальность данной методической разработки в том, что ее использование будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения у детей. Обращение к русским народным сказкам, природоведческим сказкам может стать первой ступенькой в воспитании патриотизма, в возрождении русской традиции семейного чтения и обсуждении прочитанного, в поддержании живой связи поколений.

Основная часть

Ход праздника

Ведущий. Добрый день, уважаемые гости! Сегодня, именно в этот день, в нашем клубе день сказки. Все мы их очень любим .Они рассказывают нам о доброте, волшебстве, подвигах.  В этот день мы вместе с вами вспомним каждую из сказок. А начнем мы с разминки «Хорошо ли вы знаете сказки?» На экране будут появляться картинки, команды по очереди будут определять, из какой сказки данная иллюстрация. Всем понятны правила? Готовы?

На экран выводятся иллюстрации из следующих сказок:

1«Три богатыря»

2. «Лиса и журавль»

3. «Красная шапочка»

4. «Аленький цветочек»

5. «Колобок»

6. «Карлик нос»

7. «Конек – горбунок»

8. «Лягушка – путешественница»

9. «Снежная королева»

10. «Сказка о царе Салтане»

11. «Золушка».

12. «Конёк-горбунок.

Ведущий. Молодцы. Все отгадали! Теперь я попрошу вас разделиться на две команды, и выбрать капитанов команд. Следующее задание будут выполнять они. Я буду вам показывать предметы, а вы должны называть хозяина этой вещи.

I команда Игла (Кощей Бессмертный).

II команда. Горшочек с мёдом (Вини Пух).

I команда Туфелька (Золушка).

II команда Корзинка с пирожками (Красная шапочка).

Iкоманда Сапог со шпорой (Кот в сапогах).

II команда Лампа (Алладин).

I команда Красный цветок (Аленький цветочек).

II команда Мочалка (Мойдодыр).

Iкоманда Градусник (Айболит).

II команда Красная шапка (Красная шапочка)

Ведущий. Капитаны отлично справились с поставленной задачей! Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда интересны. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Герои русских сказок благородны, добросердечны, храбры, находчивы. Среди положительных героев русских сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и прекрасные царевны, и простые крестьяне. Герои сказок показывают разные стороны народного характера: благородство, самоотверженность, мудрость, смекалку, героизм, бескорыстность. И все препятствия герои сказок преодолевают благодаря этим качествам. В сказках добро всегда побеждает зло.

Где же живут герои сказок? Подумайте командами и  правильно напишите адреса героев. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Каждой команде дается лист с таблицей с пустой колонкой адреса.

Коту Матроскину

Деревня Простоквашино

Гулливеру

Лилипутия

Василисе Премудрой

Тридевятое царство

Рассеянному

г. Ленинград, ул. Бассейная

Великому Гудвину

Изумрудный город

Капитану Врунгелю

Яхта “Беда”

Незнайке

Цветочный город

Алисе

Зазеркалье

Ведущий. Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя там, как рыбы. Мечтали и о волшебных предметах – помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.За каждый ответ команда получает один балл.

  1. Перо жар птицы. (Лампа, прожектор)
  2. Сани, что везут сами. Печь Емели. (Автомобиль, аэросани)
  3. Помните, у Емели вёдра сами воду несли. (Водопровод)
  4. Ступа. Ковёр – самолёт. (Ракета, самолёт)
  5. Чудо – зеркало. (Телевизор, компьютер)
  6. Клубок ниток, указывающий дорогу. (Компас)

Ведущий. Отлично, вы назвали все чудесные изобретения человека. Теперь давайте попробуем угадать сказку по отрывку. Каждый правильный ответ приносит команде один балл.

  1. «Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб ей в награду дали курицу». («Снегурушка и лиса».)
  2. «… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила». («Кот и петух».)
  3. . … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…
  4. («Лиса и волк».)
  5. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего — приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!». («Зимовье зверей».)

Ведущий.В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевертыш. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки. Наша встреча подошла к концу. Любите сказки, читайте сказки и помните: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

Заключение

Методическая разработка внеурочного занятия игры викторины с использованием элементов сказкотерапии. Предлагаемое занятие построено в игровой, занимательной форме, с использованием презентации и музыкальным сопровождением, что является привлекательным для младших школьников. Оно актуально для развития произвольного внимания, памяти, воображения, коммуникативных навыков работы в группе. Практическая значимость представленного материала заключается в возможности использования занятия или его элементов в работе педагогов, воспитателей, учителей начальной школы. Это занятие, направленно на воспитание бережного отношения к народному творчеству и на повышение интереса к чтению, путём применения средств современных информационно-коммуникативных технологий.    Мероприятие может проводиться в любое время года в спортивном зале, на улице, на стадионе.

Список литературы

  1. В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе. — М.: Глобус, 2016. — 208 c.
  2. Лемер, С. Искусство организации мероприятий. Стоит только начать! / С. Лемер. — М.: Феникс, 2014. — 288 c.
  3. Русские детские подвижные игры, Егор Покровский, 2011 год
  4. Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет.
  5. https://nsportal.ru/
  6. https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-fizicheskoy-kulture-3431006.html

Тема: «В мире сказок»

Цели и задачи:

Обобщить знания детей по сказкам.

Прививать интерес к чтению.

Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество,
любознательность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Оборудование: сказочные герои, выставка книг со сказками, словарь,
плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», плакат
«Викторина», слова с названиями животных, цветик — семицветик, жетоны, медали
«Лучший знаток сказок!»

Ход занятия:

Учитель.

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы
проведем игру – викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?

— Сейчас я вам зачитаю, как расшифровывается слово
«викторина» в словаре.

— Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам
предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир сказок.

— А путешествовать нам поможет цветик – семицветик. Каждый
цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ вы
будете получать жетон. Отвечать нужно только при помощи поднятой руки, не
выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет
жетонов, тот лучший знаток сказок.

— Выбирайте цвет лепестка. Только белый лепесток мы оставим
на последок.

На каждый лепесток дети говорят слова: «Лети, лети лепесток
через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Красный лепесток.

Задание 1. Ребята, вы знаете, что в каждой сказке есть главные герои. Они
бывают добрые и злые, весёлые и грустные, коварные и простые, они отправляются
в разные путешествия, где с ними происходят всякие приключения и чудеса.

О каких героях идёт речь в следующих сказках?

Он был самым добрым

Из всех докторов,

Хотел, чтобы каждый

Зверёк был здоров.

Лечил все болезни:

Корь, свинку, бронхит –

Скажите скорее, кто он? (Доктор
Айболит.)

Была у злодея до пят борода.

В театре всех кукол он мучил
всегда!

«Подайте мне плётку!», гремел его
бас.

Скажите скорее, кто он? (Барабас.)

В лесу жил в избушке смешной
толстячок,

С ним был неразлучен сосед –
Пятачок.

Читал он вопилки приятелю вслух.

Скажите, кто он? (Винни Пух.)

Вот она какая,

Большая — пребольшая.

Вытащить её решили.

Вшестером одну тащили.

Но уселась крепко. Кто же это?
(Репка.)

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(Колобок)

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет белый затмевает,

Ночью землю освещает. (Царевна –
лебедь.)

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я.

А не мытым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!
(«Мойдодыр»).

Лети – лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по — моему вели. («Цветик –
семицветик»).

-Выбирайте следующий лепесток.

Желтый лепесток.

Задание 2. Угадай — ка.

Аппарат, на котором Баба – Яга совершала полеты? (ступа)

Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди. (Иванушка)

Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку? (Золушка)

Эта девочка была совсем маленькая, величиною с грецкий
орех. (Дюймовочка)

Жилище Бабы – Яги. (Избушка на курьих ножках)

Под каким деревом грызла орешки белка? (Ёлка)

-Выбирайте следующий лепесток.

Зеленый лепесток.

Задание 3. Ребята, а сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание сказок.
По нескольким строчкам из сказки нужно угадать её название.

Отворили дверь козлята

И…пропали все куда-то! (Волк и
семеро козлят».)

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли
подсказка?

Кто эта девочка? («Дюймовочка»)

В этой сказке – именины,

Много было там гостей. А на этих
именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил.

Но коварному злодею

Кто- то голову срубил. («Муха —
цокотуха».)

«…Не пей, братец, козлёночком
станешь!»

(« Сказка про Алёнушку и братца
Иванушку».)

-Выбирайте следующий лепесток.

Оранжевый лепесток.

Задание 4. «Удивительные превращения».

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

Гадкий утёнок (в лебедя).

Братец Иванушка (в козлёнка).

-Выбирайте следующий лепесток.

Синий лепесток.

Задание 5.

— Называется «Животные в русских сказках»

— Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из
животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.

БАРАНКА БАРАК КОНЬКИ ВАСИЛИСА ХЛЕВ  ВОЛКОДАВ

-Выбирайте следующий лепесток.

Голубой лепесток.

Задание 6. «Чудесный мешок»

— Нужно определить принадлежность того или иного сказочного
предмета к сказке. Назвать её.

Хрустальная туфелька («Золушка» Ш. Перро).

Ключик («Золотой ключик или приключения Буратино»).

Горошина («Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен).

Яйцо («Курочка Ряба»).

Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).

– У нас остался последний лепесток, белый.

Задание 7. «Друзья»

— Ребята, а у вас много друзей? А сейчас мы проверим,
знаете ли вы друзей литературных персонажей.

У Малыша (Карлсон).

У Винни Пуха (Пятачок, Кролик, Иа – Иа).

У Дюймовочки (рыбки, мотылёк, ласточка).

У Герды (Кай).

У Нолика (Дим Димыч, Симка)

У Буратино (Мальвина и Пьеро).

— Мы совершили с вами путешествие в мире сказок, побывали
на 7 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины.

— Посчитайте, сколько у вас жетонов.

Вручение медалей «Лучший знаток сказок!».

— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Вы отлично
знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение хочется
сказать: «Ребята, читайте сказки. Они помогут вам в жизни. Сказка – ложь, да в
ней намёк, добрым молодцам урок!

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет

Квест — путешествие: «Сказка – ложь, да в ней намек…» для детей подготовительной группы.Квест — путешествие: «Сказка – ложь, да в ней намек…» для детей подготовительной группы.

Цель:

  • Воспитание интереса к книге и процессу чтения;
  • развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.
  • Расширить и углубить знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве.

Задачи:

Обучающие:

1. Расширять знания детей о произведениях А. С. Пушкина, иметь представление о сказках и героях А. С. Пушкина.

Развивающие:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас, образное, творческое, логическое мышление
  2. Развивать интерес к художественной литературе.

Воспитательные:

1Воспитывать интерес и любовь к произведениям великого русского поэта, умение работать в команде

2. Воспитывать чувство патриотизма и гордость за творческое наследие русского народа.

3. Воспитывать выдержку, быстроту реакции.

Оборудование:

Портрет А.С. Пушкина, зеркало бутафорское, конверт с вопросами, сачок, рыбки, ключик, сундук, мешочек с карточками-словами, петушок, картинки — пазлы, картинки с изображением героев стихотворения «У лукоморья», ларец, предметы — яблоко, зеркало, лебединое перо, сеть, веревка, звезда и месяц, меч, щит, золотая рыбка, платок, лук со стрелами, конфеты с орешками, раскраски, фишки 6 штук.

Ход квеста:

Вед: Люблю я Пушкина творения, и это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений прекрасней не было и нет.

Мы с детских лет его читаем сказки, в них жар души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет.

(подходим к портрету А.С. Пушкина)

Вед: Ребята, а вы знает кто это?

Д: А.С. Пушкин — это русский поэт.

Вед: Правильно, А. С. Пушкин — русский поэт.

Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта А. С. Пушкина. А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений.

Сегодня волшебство случится –
К нам в группу сказка постучится.
Дети разгадку найдут –
Любимые герои в гости придут.

(появляется Кот Ученый с мешком)

Кот: Я Кот Ученый из Лукоморья, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам? Согласны? (ответы детей). Во время путешествия на нашем пути будет встречаться много испытаний, и нам нужно будет с ними справиться. Отгадайте, что я в мешке принес?

«И сияет, и блестит, никому оно не льстит…А любому правду скажет… У него царица спросит: Я ль, на свете всех милее, всех румяней и белее? (ответы детей)

Ведущий

— Конечно же, это зеркало…Из какой сказки? Да, из сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях».

Да, это зеркальце волшебное…Оно поможет нам…

«Свет наш, зеркало, скажи, да всю правду доложи…Что же ждёт нас впереди…» Зеркало в ответ мне шепнуло…что в конверте нас ждёт первое задание. А вот и конверт!

Ведущий

1. «Вопрос — ответ». (Конверт с вопросами.)

Я буду задавать вопросы, а вы отгадайте, что же это за сказка А.С. Пушкина.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Что это за сказка?

Ведущий

Д: Это «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ведущий

Сколько раз старик закидывал невод в море?

Д: Три.

Ведущий

Что просила у золотой рыбки старуха?

Д: Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.

Ведущий

С чем осталась старуха в конце сказки?

Д: Старуха осталась с разбитым корытом.

Ведущий

Чему учит нас эта сказка? Что не надо быть жадным! Получаете фишку. (Буква «С»)

Ведущий: Ой, ребятки, смотрите, пруд с рыбками (ванночка и рыбками)

давайте порыбачим?

Дети: Давайте.

Игра «Рыбалка». Дети по очереди ловят рыбок и вылавливают ключик.

Ведущий

Что можно открыть этим ключом? (ответы детей)

Находят ларец, открывают его, достают ещё конверт с заданиями

Ведущий читает задания викторины, дети отгадывают.

  1. Сколько девиц под окном пряли поздно вечерком?
  2. Почему царица и ее сын оказались в бочке, в океане?
  3. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?
  4. В какое насекомое лебедь князя Гвидона, чтобы он смог навестить отца?

Ведущий

Что же это за сказка? Сказка о царе Салтане? Чему нас учит эта сказка?

Эта сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить своих родных и близких. Получаем фишку! (Буква «К»)

Долгий мы держали путь, и пора нам отдохнуть!

Физкульминутка

Ветер по морю гуляет (дети показывают волны правой рукой)

И кораблик подгоняет. (дети показывают волны левой рукой)

Он бежит себе в волнах (вытянув руки вперед, дети соединяют ладони)

На раздутых парусах (дети соединяют руки над головой)

Мимо острова крутого, (дети расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого. (дети встают)

Пушки с пристани палят — (дети хлопают)

Кораблю пристать велят (дети топают)

Ведущий

Ребята, а из какой сказки А.С. Пушкина этот отрывок?

Д: Из «Сказки о царе Салтане».

Ведущий: Ребята, а в ларце ещё лежит какой-то мешочек, а в мешочке какие-то карточки, а на них слова написаны: хитрость, смекалка, ловкость. Героя, какой сказки А.С. Пушкина можно назвать хитрым, смышленым и ловким?

Дети: Балда!

Ведущий

Правильно, Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде. Вы знаете, эту сказку? Значит, сможете ответить на вопросы…

  1. Какой лоб был у попа? Толоконный.
  2. Какой работник нужен был попу? Плотник.
  3. Кого Балда отправил вместо себя бегать с бесенком? Зайку.
  4. Во что черти сложили оброк? В мешок.
  5. Что случилось после первого щелка? Поп подпрыгнул до потолка.
  6. Что случилось после второго щелка? Поп лишился языка.
  7. Что произошло после третьего щелка? Вышибло ум у старика.

К: Чему учит нас эта сказка? (ответы детей.)

Да, эта сказка учит, что жадность, ни к чему хорошему не приведет. Надо быть умным и трудолюбивым, чтобы добиваться своих целей. Также сказка учит, что нельзя по внешности судить о человеке.

Что сказал Балда попу на прощание… «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» Получаем фишку (Буква «А»)

Ведущий

Ребята, смотрите, тут кто-то есть. Кто-то прячется…Хотите узнать кто? Отгадайте загадку…

Ну, а он с высокой спицы стережет царя границы.

Чуть опасность, где видна, он очнется от сна,

Шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!»

Тут же все в поход идут и отпор врагу дают!

Он красивый, золотой! Он Дадону как родной:

Шпоры, перья, гребешок!

— Кто он, дети?.. (Петушок)

Ведущий

Правильно, из какой он сказки?

Д: «О золотом петушке».

Ведущий

А у петушка в клюве какие-то картинки…Давайте посмотрим. А, это же пазлы – сюжет из этой сказки. Надо помочь петушку, собрать целую картинку… (дети собирают картинки – сюжеты из сказки)

Ведущий

Какие вы молодцы!

А чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

Ведущий

Да, эта сказка учит держать данное слово. Учит быть настоящим, верным другом, уметь ценить добро и отличать добро от зла. Да, ребята, в жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой. Кто наказал Дадона за его подлый поступок?

Дети: Золотой петушок клюнул его прямо в лоб! Получаем фишку! (Буква «З»)

Ведущий

Ну, я вижу, вы так хорошо знаете сказки А. С. Пушкина, то поможете мне починить волшебную цепь. А для этого нужно назвать сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …» Каждый герой — это звено волшебной цепи. (Кот ученый, леший, русалка, невиданные звери, 30 витязей, дядька морской Черномор, королевич, грозный царь, колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей). Дети выстраивают цепь из 14 звеньев. Получаем фишку! (Буква «К»)

Ведущий

Вы такие молодцы! Я приглашаю вас на танец «У лукоморья дуб зелёный» (Кот показывает, дети выполняют движения под музыку)

Ведущий

А сейчас я хочу проверить как вы знаете сказки Пушкина. Игра «Продолжи строчку» (воспитатель начинает, дети продолжают)

-Ветер по морю гуляет…

-Свет мой, зеркальце, скажи…

-Пошел поп по базару…

-Белка там живет ручная…

Три девицы под окном…

Сказка ложь, да в ней намек…

Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями и получаете фишку.

(Буква «И»)

Вед: Давайте посмотрим на ваши фишки. на них написаны буквы…сложите слово «Сказки» — значит где-то в группе спрятаны предметы из сказок А.С. Пушкина.

Находят сундук…

Ведущий: Сундук, ребята, не простой…

Игра «Волшебный сундук»

Кот достаёт по очереди из сундучка вещь, а дети называют сказку, в которой она встречается.

(Яблоко, зеркало, лебединое перо, сеть, веревка, звезда и месяц, меч, щит, золотая рыбка, платок, лук со стрелами)

К: Молодцы! Вы меня очень порадовали!

Это вам орешки от белочки, угощайтесь! А ещё здесь раскраски по сказкам А.С. Пушкина. Вы заслужили эти подарочки, потому что, вы такие умные, начитанные и дружные…

Дети читают стихи:

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе,

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять,

Будут дети читать!

Вед: Спасибо тебе Кот ученый, что пригласил наших ребят в такое интересное сказочное путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

Мы надеемся, что это путешествие стало для ребят не только увлекательным, но и в чем-то поучительным.

Кот: Все сказки Пушкина прекрасны, в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык.

Литературный бой, посвященный сказкам А.С.Пушкина

«Сказка-ложь, да в ней намек…»

Мачнева Л.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1

имени Романа Кулакова

ст.Ессентукской

Предгорного муниипального округа

Ставропольского края

Литературный бой

«Сказка ложь, да в ней намек…» по сказкам А.С.Пушкина.

Оформлена книжная выставка «Что за прелесть эти сказки», выставка иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина.

Звучит музыка.

Чтец: «У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…»

/весь отрывок/

Ведущий: Ребята, вы, конечно сразу же догадались, кто автор этого отрывка?

Да, это написал великий русский поэт А.С.Пушкин, которому в этом году исполняется ____ лет со дня рождения и приглашают вас принять участие в литературном бое по его сказкам. Вы хорошо знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Назовите его сказки.

/Ребята называют сказки, подходят к выставке, показывают иллюстрации к сказкам/.

Ведущий представляет жюри. Команды определяют название, выбирают капитанов. Им дают 3-5 минут на подготовку приветствия. Команды обмениваются приветствиями.

Ведущий: Начинаем первый конкурс «назови сказку». Из какой сказки эти строки?

  1. «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, —

То на весь крещунный мир

Приготовила б я пир».

/Сказка о царе Салтане…/

  1. Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась,

Царедворцев за мужем посылает»

/Сказка о рыбаке и рыбке/

  1. Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Стала ждать его одна»

/Сказка о мертвой царевне…/

  1. «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы…»

/Сказка о золотом петушке/

  1. Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе

Не боишься ни кого,

Кроме бога одного».

/Сказка о мертвой царевне/

  1. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет:

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах…

/Сказка о царе Салтане…/

  1. Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

/Сказка о золотом петушке…/

  1. Видишь ты палку эту?

Выбери себе любимую мечту.

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.

/Сказка о попе и о работнике его Балде/

Ведущий: Жюри подводит итоги конкурса, а я объявляю следующий:

«Назови имя героя сказки»

  1. Вспомни как имя королевича из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях? /Елисей/

  1. Назови имя царевича из сказки «сказка о царе Салтане» /Гвидон/

  2. Как звали поповского работника? /Балда/

  3. А как звали царя из сказки «Сказки о золотом петушке?» /Дадон/

  4. Как назывался остров, на котором жил царь Гвидон? /Буян/

  5. Как звали пса из «Сказки о мертвой царевне» /Соколко/

  6. Кто помнит, как звали сватью из сказки «Сказка о царе Салтане?» /Сватья баба Бабариха/

  7. Как имя служанки из «Сказка о мертвой царевне?» /Чернавка/

Ведущий: Жюри подводит итоги, команды набираются сил для следующих конкурсов, а я провожу конкурс болельщиков.

Ребята, все вы внимательно читали сказки А.С.Пушкина и сможете сразу же без подготовки ответить на вопросы викторины: я, называю сказку, а вы литературных героев:

  1. «Сказка о золотом петушке» — /Царь Дадон, золотой петушок, звездочет, сыновья царя Дадона, шемаханская царица/

  2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» /королевич Елисей, царевна, злая царица, Чернавка, Семь богатырей, пес Соколко, ветер/

  3. В какой сказке один из героев была белочка?

А какую песенку пела белочка?

Все вы помните «Сказку о золотом петушке». Как он кричал, когда в царстве было все спокойно? /Кири-ку-ку, царствуй, лежа на боку/

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке?»

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря:

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

А какими заканчивается?

/«…глядь, опять перед ним землянка

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто…»

Ребята, а как вы думаете, почему такой печальный получился конец у этой сказки?

Что подвело старуху /Жадность/

Как вы думаете в жизни такое бывает?

Не зря говорится в одной из сказок Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Из какой сказки эти слова?

/«Сказка о золотом петушке»/

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков, а у нас новый конкурс

«Чей это портрет?»

  1. «…Спит себе на соломе

Ест на четверых

Работает за семерых,

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит /Балда/

  1. «…В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки» /Старуха – столбовая дворянка/

  1. «…Между тем росла, росла

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…» /Царевна, Сказка о мертвой царевне…/

  1. «…Кабы я была царица, —

Я б от батюшки – царя

Родила богатыря…» /Третья сестрица/

  1. «…Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул.

На третьем упал, ножки протянул»…/Бес/

  1. «…В сарачинской шапке белой

Весь как лебедь посецелый…» /Звездочет/

  1. «…Правду молвить, молодца:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива»…/Царица/

  1. «…Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает буд-то пава,

А как речь то говорит,

Словно реченька журчит». /Царевна лебедь «Сказка о царе Салтане»/

«Конкурс капитанов»

Инсценировать отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане».

«Сказки о рыбаке и рыбке»

Ведущий: Жюри подводит итоги литературного боя.

«Конкурс рисунков»

На лучший рисунок по сказкам А.С.Пушкина.

Подведение итогов, награждение победителей.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/445734-literaturnyj-boj-posvjaschennyj-skazkam-aspus

  • Сказка лиса и журавль слушать бесплатно русская народная сказка
  • Сказка кто чем поет слушать
  • Сказка крылатый мохнатый да масляный в старшей группе читать
  • Сказка кротик и снеговик слушать
  • Сказка красавица и чудовище по мультфильму