Сказка ложь да в ней намек исследовательская работа

сказка ложь, да в ней намк! добрым молодцам урок! эти слова мы знаем с детства. сказка неизменный спутник

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет

Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.

Представление жюри:

библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна

от родителей в жюри приглашается

Слово ведущего (учитель литературы)

2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».

Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.

Первый этап – литературоведческий.

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).

  2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).

  3. Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).

Второй этап посвящен сказкам.

Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.

(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).

Сказки Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о медведихе»

Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.

Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.

Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .

Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

  2. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  3. Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)

  4. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)

  3. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Вопросы для третьей команды:

  1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)

  2. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

  3. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

  4. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.

(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Конкурс 5. Узнай сказочного героя.

Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Высока, стройна, бела,

И умом, и все взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд

Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).

Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».

Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.

Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.

А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».

Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»

орех – «Сказка о царе Салтане»

верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»

мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.

Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)

  2. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)

  3. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)

  4. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

  5. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)

  6. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)

  7. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

  8. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

  9. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

  10. Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Задание для второй команды

  1. Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)

Вопросы для третьей команды:

  1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)

  1. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

И в конце нашего урока хочу вас спросить:
 — Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
 — Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение.

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7 +
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6 +
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа-интернат №26» ОАО «РЖД»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

$ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(с элементами проектной деятельности)

$

ТЕМА «СКАЗКА – ЛОЖЬ,

ДА В НЕЙ НАМЕК…

НА ИЗОБРЕТЕНИЯ»

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

высшей категории

Смирнова Ольга Олеговна

$

Г. Нижнеудинск

Цели:

  • познакомить учащихся с разнообразием предметов окружающего мира;

  • дать представление о том, что любой предмет окружающего мира был изобретен и создан человеком;

  • обратить внимание учащихся, что изобретениям предшествовали мечты людей, многие из которых были описаны в сказках;

    $

  • продолжать работу по развитию умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам;

  • развивать и активировать словарный запас детей;

  • воспитывать интерес к изобретательству и экспериментальной деятельности, к истории человечества

Оборудование: лента изобретений, фоногра$мма песни Ю.Кима «Если вы не очень боитесь кощея», лучинка

1. Орг. момент

(звучит фонограмма с началом сказки, на доске картина со сказочницей)

Все дети – фантазеры. Все дети любят сказки. И взрослые тоже любят ск$азки. Кто-то слушает сказки, кто-то сам уже читает. Кто-то сказки сочиняет. Про сказки много сказано:

« Что за прелесть эти сказки»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

— В сказках живут мечты человека. И многие мечты со временем воплотились в быль.

И об этом мы сегодня с вами $и поговорим. Но сначала я хочу проверить, а хорошо ли вы знаете сказки.

2. Активизациия знаний.

«Экскурсия по сказкам»

  1. Как звали спутника Элли, Страшилы и Трусливого Льва в сказочной повести

Волкова «Волшебник изумрудного города»? (Железный $дровосек)

  1. Какой герой прилетел на помощь несчастной жертве, держа в руке маленький фонарик? ( Комарик. К.Чуковский «Муха-цокотуха»)

  2. Что было у Карлсона на спине? (Пропеллер. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»)

  3. Назовите предшественника стиральной машины, у которого сидела старуха на берегу синего моря? (Корыто. А$.Пушкин)

  4. Назовите предка самолета, на котором летали герои русских сказок. (Ковер-самолет)

  5. Назовите транспортное средство Бабы-Яги. (Ступа и метла)

  6. Назовите транспортное средство Емели. ( Печка)

  7. $Как сейчас называется огниво? (Зажигалка)

  1. В какой сказке транспортным средством героини были утки? (Гаршин «Лягушка-путешественница»

— Молодцы, сказки вы хорошо знаете. А вот справитесь ли вы со следующим заданием?

(найти лишний предмет)

— Лишн$ий — велосипед, а все остальные предметы – волшебные.

— Ребята, а ведь, правда, жалко, что таких волшебных вещей нет в нашей жизни.

А хотите, я расскажу вам новую современную сказку? Ну, тогда садитесь поудобнее и слушайте.

В нашем классе живут настоящие вошебники. 10 мальчиков и 10 девочек. И родители у них тоже волшебники. И учительница. А волшебники они потому, что легко управляют разными сказочными предметами. Когда заканчиваются уроки, волшебники отправляются домой.$ Многие идут пешком, а вот Юля и учитель – используют сапоги-скороходы. Все ребята дома любят посидеть возле серебряной тарелочки с наливным яблочком и узнать, ч$то происходит в мире. Ну, а если тарелочка ничего интересного не показывает, тогда можно поиграть и на гуслях – самогудах. А вечером, когда вся семья собирается вместе, прилетает жар-птица и сиянием своих перьев освещает всю квартиру, пока не приходит время ложиться спать.

— Скажите, ребята, так какими же волшебными предметами мы так легко пользуемся?

Гусли –самогуды – магнитофон, радио;

Сапоги-скороходы – машины;

Серебряная тарелочка – телевизо$р;

Жар-птица – лампочки, осещение;

Ковер-самолет – самолеты;

Ступа – ракеты.

— Оказывается, все эти волшебные предметы уже есть в нашей жизни, мы пользуемся ими каждый день и даже не обращаем на это внимание.

3. Постановка проблемы.

$А в каких сказках встречаются эти волшебные предметы? (русские народные)

А откуда же в старину, когда сочинялись эти сказки, люди знали про телевизор, электрическое освещение, рак$еты, радио?

( люди мечтали, им хотелось улучшить условия своей жизни)

— В те времена, когда русский народ сочинял эти сказки, свечи для освещения использовали только очень богатые люди, а остальным приходилось ложиться спать после захода солнца или сидеть при свете лучинки. Что такое лучинка? (показать)

И, коне$чно, же женщины, придумывая на ночь сказки своим детям воплощали в них мечту об освещении в образе жар-птицы. А сегодня мы пользуемся электричеством. (показатьсвечу, керосиновые лампы)

Словарная работа: лучинка — электричество

А вот еще один пример: «Возле моря сидит его старуха, перед ней разбитое корыто». А самые первые приспособления для стирки белья назывались … (показать)

Можно себе представить, сколько сил уходило у женщины, чтобы вещи были чистыми

Корыто – машинка-автомат.

$Но путь к машине-автомату был долгим. Посмотрите, пожалуйста, какой была первые стиральные машины.

(видеоролик)

Итак, давайте подведем первые итоги:

СКАЗКА – МЕЧТА – ИЗОБРЕТЕНИЕ

$

4. Человек – изобретатель.

— Как вы думаете, а какими качествами должен обладать человек – изобретатель?

(фантазия, упорство, много знать)

Упражнения для развития творческих способностей учащихся:

1. Дорисуй круг до какого-нибудь предмета:

2. Как можно использовать карандаш по$мимо его прямого назначения?

3. Черный ящик.

Наверное, еще первобытному человеку было интересно, как он выглядит, и для этого он использовал лужицу воды. Затем придумали небольшой бронзовый кружок, который полировали с одной стороны. Современный вид этого предмета изобрели мастера древней Венеции: они на стеклянную поверхность нанесли слой металла. Способ держался в строжайшей тайне, даже астера жили на острове, куда посторонний не мог попасть. Тому, кто покидал остров, грозила смерть. Этим предметом ук$рашали богатые дворцы и дома, а бедным людям он был не по карману, так как стоил очень дорого. Сейчас этот предмет есть в каждом доме. О чем идет речь? (Зеркало)

5. Важные$ изобретения человечества.

— Обо всех изобретениях написать сказки просто невозможно, но мечтать человек может безгранично. И, конечно же, воплощать свои мечты в жизнь. За время своего существования человечество изобрело миллионы разных предметов.

Выпиши из каждого ряда лишнюю букву и определи, что было величайшим изобретением человека:

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖКЖЖЖЖЖЖЖЖ

ССССССССОССС$СССССССССССССС

МММММММММММЛММММММММ

ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЕЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ

ОООООСОООООООООООООООООО

ЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮОЮЮЮ

( колесо)$

— Этот предмет до сих пор используется человеком. Причем, его форма и предназначение не меняется. Меняются только размеры и материал.

— А вот посмотрите на эти предметы. Многим из вас они знакомы. Дискета, диск и флеш-карта.

Душ.

Древние греки обожали принима$ть душ, правда они делали это в фонтанах. Настоящий же душ, с насадкой – лейкой, превращающей струю воды в мелкий дождик, появился на свет в 1872 году… в тюрьме. Главный врач тюрьмы из города Руана Франсуа-Мэрри Делябо – задумался о том, как обеспечить чистоту тысяче узников. Ему пришла в голову идея заменить погружение в ванну «дождем» из горячей воды. Экономия воды и времени была налицо. Вместо получаса и 200 литров воды на одну помывку уходило 5 минут и всего 20 литров. Изобретение многновенно вышло за пределы тюрьмы. А по мере того, как в течение 20-го века вод$опровод проникал в жилые дома, душ стал появляться и в квартирах.

Бритва

В 1901 году Кинг Кэмп Жилет запатентовал изобретение, которое в прямом смысле преобразило лицо человечества. Это была бритва со сменными одноразовыми лезвиями. Что такое бритва, знали, конеч$но, и до этого – ведь щетину на лице с древних времен удаляли острыми раковинами. Первая бритва из стали была изготовлена в 17-м веке в Англии и заслужила прозвище «короткая сабля». Пользоваться ею было непросто, и виртуозно обращаться с этим холодным оружием умели только брадобреи. Так что господин Жилет со своей безопасной бритвой, снабженной маленьким лезвием, которое к тому же было защищено решеточкой, произвел революцию в парикмахерском деле. Несложная и недорогая вещица имела столь оглушительный успех, что борода в Европе вскоре вышла из моды.

Зубная щетка.

В древности зубы $чистили с помощью веточки, расщепленной на конце. А самая первая зубная щетка со свиной щетиной появилась в 15-м веке в Кит$ае. Ручка у нее была из бамбука, а щетину брали только у сибирского вепря. Первые зубные щетки с очень жесткой нейлоновой щетиной были сделаны в США в 1938 году. После Второй мировой войны щетинку удалось сделать более мягкой, и тогда зубная щетка стала предметом первой необходимости и поселилась в каждой ванной комнате.

Изобретения, придуманные детьми:

  1. Универсальная сумка-само$бранка.

Это модель — пра-пра-правнучка сказочной скатерти-самобранки. На вид она не отличается от современной модели сумок. Только лишь на одной из сторон панель с клавишами и монитор, где в меню выбираешь список необходимых продуктов. Сумка удобна в обращении. Что хочешь, то и заказывай не выходя из дома.

6. Подведение итогов.

Литературный бой, посвященный сказкам А.С.Пушкина

«Сказка-ложь, да в ней намек…»

Мачнева Л.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1

имени Романа Кулакова

ст.Ессентукской

Предгорного муниипального округа

Ставропольского края

Литературный бой

«Сказка ложь, да в ней намек…» по сказкам А.С.Пушкина.

Оформлена книжная выставка «Что за прелесть эти сказки», выставка иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина.

Звучит музыка.

Чтец: «У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…»

/весь отрывок/

Ведущий: Ребята, вы, конечно сразу же догадались, кто автор этого отрывка?

Да, это написал великий русский поэт А.С.Пушкин, которому в этом году исполняется ____ лет со дня рождения и приглашают вас принять участие в литературном бое по его сказкам. Вы хорошо знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Назовите его сказки.

/Ребята называют сказки, подходят к выставке, показывают иллюстрации к сказкам/.

Ведущий представляет жюри. Команды определяют название, выбирают капитанов. Им дают 3-5 минут на подготовку приветствия. Команды обмениваются приветствиями.

Ведущий: Начинаем первый конкурс «назови сказку». Из какой сказки эти строки?

  1. «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, —

То на весь крещунный мир

Приготовила б я пир».

/Сказка о царе Салтане…/

  1. Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась,

Царедворцев за мужем посылает»

/Сказка о рыбаке и рыбке/

  1. Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Стала ждать его одна»

/Сказка о мертвой царевне…/

  1. «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы…»

/Сказка о золотом петушке/

  1. Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе

Не боишься ни кого,

Кроме бога одного».

/Сказка о мертвой царевне/

  1. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет:

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах…

/Сказка о царе Салтане…/

  1. Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

/Сказка о золотом петушке…/

  1. Видишь ты палку эту?

Выбери себе любимую мечту.

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.

/Сказка о попе и о работнике его Балде/

Ведущий: Жюри подводит итоги конкурса, а я объявляю следующий:

«Назови имя героя сказки»

  1. Вспомни как имя королевича из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях? /Елисей/

  1. Назови имя царевича из сказки «сказка о царе Салтане» /Гвидон/

  2. Как звали поповского работника? /Балда/

  3. А как звали царя из сказки «Сказки о золотом петушке?» /Дадон/

  4. Как назывался остров, на котором жил царь Гвидон? /Буян/

  5. Как звали пса из «Сказки о мертвой царевне» /Соколко/

  6. Кто помнит, как звали сватью из сказки «Сказка о царе Салтане?» /Сватья баба Бабариха/

  7. Как имя служанки из «Сказка о мертвой царевне?» /Чернавка/

Ведущий: Жюри подводит итоги, команды набираются сил для следующих конкурсов, а я провожу конкурс болельщиков.

Ребята, все вы внимательно читали сказки А.С.Пушкина и сможете сразу же без подготовки ответить на вопросы викторины: я, называю сказку, а вы литературных героев:

  1. «Сказка о золотом петушке» — /Царь Дадон, золотой петушок, звездочет, сыновья царя Дадона, шемаханская царица/

  2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» /королевич Елисей, царевна, злая царица, Чернавка, Семь богатырей, пес Соколко, ветер/

  3. В какой сказке один из героев была белочка?

А какую песенку пела белочка?

Все вы помните «Сказку о золотом петушке». Как он кричал, когда в царстве было все спокойно? /Кири-ку-ку, царствуй, лежа на боку/

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке?»

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря:

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

А какими заканчивается?

/«…глядь, опять перед ним землянка

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто…»

Ребята, а как вы думаете, почему такой печальный получился конец у этой сказки?

Что подвело старуху /Жадность/

Как вы думаете в жизни такое бывает?

Не зря говорится в одной из сказок Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Из какой сказки эти слова?

/«Сказка о золотом петушке»/

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков, а у нас новый конкурс

«Чей это портрет?»

  1. «…Спит себе на соломе

Ест на четверых

Работает за семерых,

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит /Балда/

  1. «…В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки» /Старуха – столбовая дворянка/

  1. «…Между тем росла, росла

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…» /Царевна, Сказка о мертвой царевне…/

  1. «…Кабы я была царица, —

Я б от батюшки – царя

Родила богатыря…» /Третья сестрица/

  1. «…Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул.

На третьем упал, ножки протянул»…/Бес/

  1. «…В сарачинской шапке белой

Весь как лебедь посецелый…» /Звездочет/

  1. «…Правду молвить, молодца:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива»…/Царица/

  1. «…Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает буд-то пава,

А как речь то говорит,

Словно реченька журчит». /Царевна лебедь «Сказка о царе Салтане»/

«Конкурс капитанов»

Инсценировать отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане».

«Сказки о рыбаке и рыбке»

Ведущий: Жюри подводит итоги литературного боя.

«Конкурс рисунков»

На лучший рисунок по сказкам А.С.Пушкина.

Подведение итогов, награждение победителей.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/445734-literaturnyj-boj-posvjaschennyj-skazkam-aspus

Внеклассное мероприятие в начальной школе «В мире сказок»

  • Максименко Н.В. учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Цели:

  • Привить любовь и заинтересованность к изучению народного творчества.

  • Организация досуга.

  • Расширить знания ребят о жанре сказки.

  • Дать возможность проявить свои таланты.

  • Развить творческие способности.

  • Учить правильно решать свои проблемы.

  • Развивать умение поддерживать разговор.

Задачи:

  • Воспитать культуру общения младших школьников.

  • Развить способность восприятия детской литературы.

  • Находить в них примеры достойных уважения нравственных поступков.

  • Помочь в изучении произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей, расширении читательского кругозора младших школьников.

Подготовка праздника.

Что бы детям было интересно на празднике, их надо подготовить. Они должны знать тексты русских народных сказок, героев сказок, их имена, занятия, сказочные предметы, их применение, волшебные слова, заклинания, зачины, концовки русских народных сказок.

Оборудование: костюмы, декорации, рисунки, призы.

Ход занятия

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примите участие в веселых конкурсах. А за каждый правильный ответ, вы будите получать приз – наклейку с изображением сказочных героев. В конце занятия, мы подсчитаем количество наклеек у каждого учащегося и у кого их окажется больше тот получит более серьезный приз – альбом и краски.

Сказка, ребята, относитсяк устному народному творчеству. И раньше она называлась басня. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные. А заканчивается сказка всегда счастливо. События и действующие лица – вымышленные. Часто сказочный мир полон удивительных существ, предметов, чудесных событий. Но эти события всегда отражают действительность и мечты о лучшем. В сказках люди мечтали о возможности летать по воздуху (ковер-самолет). Луди мечтали передвигаться быстрее и по земле. А сказка отобразила эти мечты. Обув человека в сапоги-скороходы. Первый рукописный сборник сказок появился в XVIII веке. А в первой половине XIX века был уже и печатный сборник – «Русские народные сказки».

— Ребята, а какие виды сказок вы знаете?

Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

Учитель. Правильно ребята. Вы все конечно знаете, что очень многие сказки наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив водицы из колодца, превращается в козленочка, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками, то коровушка-буренушка помогает девочке…

На доске изображение леса. Звучит музыка: «Куда уходит детство?». Выходит сказочница.

Сказочница.

Мы подрастаем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.

Спешу приветствовать вас я,
Мои веселые друзья!
Мы собрались сегодня в зале!
Верней, не в зале, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А может, встретили лису?
Все это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди…
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?

Ученики. Да.

Сказочница.

Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес.
Мы, задержав слегка волненье,
Войдем в мир сказок и чудес.
Исполняется «Город сказок».
В этом зале ожидают нас сегодня чудеса. 
Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.

Выходит сказочник.

Сказочник.

Добрый день и добрый вечер!
Я веселый сказочник.
Я из сказок к вам пришел,
Я дорогу сам нашел!
А о том, что будет дальше,
Я и сам не знаю даже.
Знаю только: каждый лес
Полон сказочных чудес.
В кабинетах в вашей школе
Чудес будет и поболе!

Сказочница. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть самые любимые и дорогие. Я буду читать загадки-куплеты, а вы на каждый вопрос подскажете ответ.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит).

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-лукова знаком.

Очень просто и не длинно
Он зовется… (Чиполлино).

Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала-
Спасется наша … (Белоснежка).

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил).

И горох перебирала
По ночам при свечке.
И спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка).

Работать умела красиво и ловко,
В деле любимом проявляла сноровку.
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая).

Он и весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Вини Пух)

Вот что Вам скажу, друзья!
Я лягушкою была.
Если б не Иван — дурак,
Быть бы мне лягушкой так. (Царевна – лягушка).

Она легко, как по канату,
Пройдет по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут ее… (Дюймовочка) .

Он дружок не только детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна нам давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка).

Будем дружно веселиться,
Будем петь и танцевать,
Что бы в сказке очутиться,
Надо Вам меня позвать!

Ребята, вы догадались, о ком это идет речь?

Конечно же, это фея. Давайте ее позовем.

Вылетает на метле Баба Яга.

Баба Яга.

Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный зимний час?

Где же видано, чтоб я
Здесь веселье завела?
Хватит, крышка вам, друзья,
Эй, нечистая, сюда!

Сказочница. Баба Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети желают веселиться!

Баба Яга. А мне – то что? Что хочу, то и ворочу!

Сказочница. Мы с ребятами фею звали. Куда ты ее дела? Нам путешествовать по сказкам без нее никак нельзя.

Баба Яга. А вы ответьте на мои вопросы, тогда я вам и скажу, где ваша фея. Из каких сказок взяты отрывки.

  1. А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. (Хаврошечка).

  2. Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твердо и неудобно. (Три медведя).

  3. Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».).

  4. Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику мягче было спать, а меж тем у нее, бедной, руки окостенели и пальцы побелели. («Мороз Иванович».).

  5. Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. («Гадкий утенок».).

  6. жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребенка. (Дюймовочка).

  7. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. (Приключения Незнайки и его друзей).

Баба Яга. Какие вы молодцы, все отрывки отгадали. Ну ладно, скажу, где ваша фея.

Вашу фею я видала
У Кощея во дворце.
Заменить ее смогу вам-
Преображусь сейчас в лице.
(Достает пудру и пудрится.)
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.

Сказочница. (Обращается к Бабе Яге)

Что ты, Бабушка Яга,
Ребятам страшное нельзя!
Надо фею выручать.
Может, нам тебя послать?

Баба яга.

Даже не подумаю.
Давайте мне метлу мою.
Хотя вас в беде помочь я рада
Но я жду от вас награды.

Сказочник.

Бабка, время не тяни
И за феей ты лети.

Баба Яга.

Вот бесстыжий, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе.
Мне к обеду будет двести.
Забодай тебя лишай,
Отойди и не мешай.

Баба Яга садится на метлу и улетает за феей.

Сказочница.

Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
Зло – это леность души.
Пусть утром каждый,
Как только проснется,
Сделать добро поспешит.

Сказочник. Пока баба Яга совершает доброе дело и ищет фею, я вас предлагаю вспомнить прочитанные сказки. Я буду показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте, чья это вещь и кому она принадлежит. А если сможете, назовите и автора сказки.

  • Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)

  • Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

  • Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь»)

  • Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

  • Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха»)

Входит Баба Яга и Фея.

Баба Яга.

За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем ромашек на лугу.
Что, заждалась детвора?
Забирайте. Вот она.

Фея.

Ах, как много ребятишек-
И девчонок и мальчишек!
Злой Кощей меня унес-
Испугалась я до слез.
Бал хотел устроить вроде…
Но теперь я на свободе!
В одиночестве и покое
Дремлют все наши герои
На страницах книг своих.
Позовем скорее их!
Что им маяться от скуки!
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и карты в руки…
Пусть герои оживут!

Входят сказочные герои в костюмах.

Сказочные герои.

Как у Бабы, у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.

На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Круглый бок, румяный бок – 
Покатился колобок.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут меня Лиса.

Возле леса на опушке
Трое нас живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.

Длинноухий озорник 
В огород ходить привык.
Я по грядкам прыгать стал – 
Все капусту потоптал.

Я зубастый серый волк,
Я клыками щелк да щелк.
Зимой голодный я совсем.
Но не бойтесь, вас не съем.

Я веселый Буратино,
Нос мой острый,
Нос мой длинный,
И сегодня в этот час
Я пою песни для вас.
Очень вредная старуха.
Все ей плохо, все не так.
Надоедлива, как муха…
Кто такая?

Фея.

А мое задание называется «Картинка к сказке». Ведь гораздо интереснее читать книгу, когда в ней имеются прекрасные рисунки. Особенно – описание внешности героя. Вот и вам сейчас придется по некоторым чертам героя назвать его имя. Приготовились?

  1. Голова его набита опилками (Вини Пух).

  2. У него на голове зеленый хохолок, подергай за который вдоволь наплачешься. (Чиполлино).

  3. Девочка – кукла, волосы которой были необычно голубого цвета. (Мальвина).

  4. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга).

  5. Сказочное существо, житель леса, Дух леса. (Леший).

  6. Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).

  7. Хозяйка болота? (Кикимора).

  8. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).

  9. Музыкант из Цветочного города? (Гусля).

  10. Художник из цветочного города? (Тюбик).

  11. Медведь обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу).

  12. Лиса –спутница кота Базилио. (Алиса).

  13. Мальчик – у которого самый лучший в мире друг. (Малыш).

  14. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля).

  15. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена).

  16. Кто такой дядя Федор? (Мальчик).

  17. Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло).

  18. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска).

  19. Пантера, друг Маугли. (Багира).

  20. Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка).

  21. Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки Шарля Перро (Кот в сапогах)

  22. Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино).

  23. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила).

  24. Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).

Смерть его на игле
В секунду лежит на земле 
Никого, чем он нет злей
Как зовут его? (Кащей).

На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.; Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.)

На другой доске расположены на карточках слова:

Незнайки, муха,, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева.

Учитель. Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором, который ее написал. 
Ответы детей

Учитель. Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Сказочник.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочный друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Вот момент настал прощанья.
Будет краткой моя речь:
Говорю вам: «До свиданья!»

Все исполняют песню «Город сказок».

Учитель. Ребята, к сожалению, наше занятее заканчивается. Мы прощаемся с сказками лишь на некоторое время и обязательно будем встречаться с ними на уроках литературного чтения.

Подведение итогов занятия, раздача призов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волина В.В. В стране чудес: Методические рекомендации по организации клуба «Сказочный калейдоскоп» для учащихся 3-5 классов. Тула, 1992.

  2. Успенский Э. Устами младенца (Семейная литературная игра). Красноярск, 1994.

  3. Бесова М.А. Сценарии праздников в начальной            школе. Ярославль, 2006.

  4. Узорова О.В.; Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. Весна – лето 1-4 классы. Москва, 2004.

  5. Малахова М.М.; Еременко Н.И. Праздники в начальной школе. Волгоград, 2006.

  6. Кравцоы Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. –М.: Высшая школа, 1983.

  7. Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий. –М.: ВАКО, 2005.

  8. ЯроваяЛ.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 4 класс. Москва «ВАКО», 2005.

  9. Шаталова Е.В. Праздничный калейдоскоп 1-4 классы. Волгоград, 2007.

  10.  ЯроваяЛ.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 3 класс. Москва «ВАКО», 2007.

  • Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок презентация
  • Сказка листопадничек читать полностью с картинками
  • Сказка лисичкин хлеб слушать
  • Сказка листочек есть заяц или нет
  • Сказка лисичка сестричка и серый волк текст распечатать