Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок рисунок

Литературный досуг сказка ложь, да в ней намк, добрым молодцам урок.подготовили воспитатели старшей группы: е. в. бердникова о. н. рудаковацели:1.

Литературный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…».


Подготовили воспитатели старшей группы:

                                               Е. В. Бердникова

                                            О. Н. Рудакова

Цели:

1. Уметь различать волшебные сказки, знать их особенности, авторов. Уметь узнавать сказку по отрывку, прививать интерес к сказкам.

2. Развивать навыки общения с родителями, мышление, воображение, память, быстроту реакции, объяснительную речь, внимание.

3. Воспитывать  нравственные  качества на примере сказочных героев, прививать любовь к чтению, бережное отношение к книгам.

Предварительная работа.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок, выставка книг «Волшебные сказки». Знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей. Знакомства со сказками разных народов, просмотр мультфильмов по сказкам, слушание песен из мультфильмов.

Оборудование: сказочное дерево, нарезка песен из мультфильмов, иллюстрации к сказкам, портреты Шарля Перро, Г. Х. Андерсена, выставка книг, костюмы бабок Ёжек, жетоны.

 Ход досуга.

— Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей, давайте поздороваемся. Ой, а что за дерево у нас в группе выросло? Нужно внимательно его рассмотреть. Разве деревья растут в помещении?  А где они растут? Значит, случилось волшебство! Да и дерево, какое – то странное! Не пойму, что это на нём выросло?  (На дереве иллюстрации к сказкам.)

Снимают по очереди иллюстрации и называют сказку. («Кот в сапогах», «Дюймовочка», «Золушка», «Красная Шапочка», «Гадкий утёнок», «Сивка бурка», «Царевна лягушка»)      — Мне очень нравятся все эти сказки, но для следующего задания я попрошу вас выбрать только определённые. (Шёпотом дать задание детям выбрать иллюстрации к сказкам Шарля Перро).

— Уважаемые родители, назовите автора всех этих сказок.

— Иллюстрации к сказкам какого автора у нас остались? (Г. Х. Андерсена).

-Вы уверенны? Найдите лишнюю иллюстрацию. (Сивка бурка).

— Молодцы! Это была у нас небольшая разминка. А сейчас мы проверим, много – ли сказок вы знаете.

— Предлагаю разделиться на две команды:

1. Команда детей – «Сказочники»,

2. Команда родителей — ……….

Сначала буду задавать вопросы первой команде, за каждый правильный ответ команда получает одно очко. Если первая команда затрудняется в ответе, ей могут помогать из второй команды, тем самым зарабатывая себе очки.

Вопросы первой команде «Сказочники».

1.   Кто разрушил теремок? (Медведь)

 2.  На каком транспорте любил ездить Емеля? (На печи)

3. Куда нельзя садиться медведю? (На пенек)

4. Как звали трех поросят в одной сказке? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

5. Как звали мышат в украинской сказке «Колосок»? (Круть и Верть)

6. Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

7. Про какую царевну говорили, что она едет в коробчёнке? (Царевну лягушку)

8. Как звали деревянного мальчишку? (Буратино)

   Вопросы для команды родителей.

1. Назовите сказку в которой один герой грозит другому «Как выскочу как выпрыгну»? («Заюшкина избушка»)

2. В какой сказке содержится предупреждение,  что нельзя пить сырую воду? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3. Кто носил сапоги 45 размера? («Дядя Степа»)

4. Что стало причиной разрушение «Кошкиного дома»? (Пожар)

5. Автор сказки «Серебряное копытце»? (П. Бажов)

6. Автор сказки «Конёк горбунок»? (Ершов)

7. Как звали отца Буратино? (Карло)

8. Как звали девочку, друзья которой были лилипутами? (Белоснежка)

За правильный ответ выдаётся жетон, в конце конкурса подсчитываются баллы.

Второй конкурс «Узнай сказку по отрывку»

Команда детей отвечает на первый вопрос, родители на второй.

1. Из какого произведения эти строки: Вдруг от куда то шакал на кобыле прискакал вот вам телеграмма от гиппопотама. («Айболит») назовите автора? (К. Чуковский)

2. Бабушка, бабушка, а почему у вас такие длинные руки? («Красная шапочка») назовите автора? (Шарль Перро)

3. Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылези – все будет сработано. («Крошечка – Хаврошечка») кто написал эту сказку? (Это русская народная сказка)

4. Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. («Сказка о Спящей царевне и семи богатырях») назовите автора? (А. С. Пушкин)

5. Женщина посадила в горшок волшебное зёрнышко, и вырос прекрасный большой цветок, внутри которого сидела крошечная девочка (Дюймовочка) автор сказки? (Г. Х. Андерсен)

6. А посуда вперед и вперед по полям по болотам идёт («Федорино горе») назовите автора? (К. Чуковский)

Следующий конкурс нашего вечера «Музыкальный»

Вам нужно будет угадать  из каких  мультфильмов эта песенка.

Слушаем первый музыкальный отрывок :

  1. Мультфильм «Бременские музыканты»

 (Ни чего на свете лучше нету чем бродить друзьям по белу свету…)

  1. Песня из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

 (Если б не было б зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых…)

 3. Песенка водяного из мультфильма «Летучий корабль»

 (Я водяной, я водяной поговорил бы кто со мной, а то мои подружки пиявки и лягушки…)

 4.  Песенка из мультфильма «Крошка — енот»

 (От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга зажжётся…)

  5. Колыбельная из мультфильма «Умка»

 (Спят твои соседи белые медведи, спи и ты скорей малыш…)

 6. Песенка бабок ежек из мультфильма «Летучий корабль»

 (Растяни меха гармошка, пой, играй, наяривай…)

Сюрпризный момент – танец бабок Ёжек.

Подведение итогов.

— Молодцы! И взрослые и дети знают много сказок!

— Уважаемые родители! Недаром говорят «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…». Читая сказки своим детям, мы учим их различать добро и зло, уважать старших и не обижать маленьких, быть смелыми, добрыми, честными. Все эти качества помогут им вырасти хорошими людьми.

Все вместе поют песню «Если вы не очень боитесь Кащея…»

МБОУ Новомеловатская СОШ

Интегрированный урок

(литературное чтение + окружающий мир)

по теме

«Сказка – ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок…»

1б-4б классы

phpoAGZxG integrirovannyj urok Lit.chtenieOkr.mir v 1 4 klassah 1

учитель начальных классов, ВКК

Каплина Любовь Павловна

2017-2018уч.год

Тема урока: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Цели урока:

  • способствовать закреплению знаний детей по прочитанным сказкам;

  • показать связь уроков литературного чтения и окружающего мира;

Задачи:

  • развитие творческих способностей, смекалки, логического мышления, правильной речи;

  • воспитание взаимопомощи, товарищества, умения работать и общаться в группах.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  1. Компьютер с программами.

  2. Перечень: CD “Веселый художник”, компания “Бука”, 2004.

  3. Программныесредства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Notebook.

  4. Сборники сказок.

  5. “Красная книга”.

Оформление школьной доски:

  • иллюстрации к сказкам (рисунки детей);

  • Запись: план – карта путешествия.

  1. Настроимся на урок.

  2. Подготовка и отправление в путешествие.

  3. 1 остановка – Покажем, как мы знаем сказки.

  4. 2 остановка – Как мы умеем отгадывать.

  5. 3 остановка – Мы – внимательные читатели.

  6. 4 остановка – Наш сюрприз родителям.

  7. Итог урока.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие гостей урока. Проговаривание девиза уроков чтения: Чтение – лучшее учение.

II. Самоопределение к деятельности.

Учитель:

а) Послушайте загадку и отгадайте ее.

– Братцы в гости снарядились, 
Друг за друга зацепились,
И помчались в путь далек, 
Лишь оставили дымок. (Поезд.)

– Сегодня я предлагаю отправиться в поезде в путешествие по сказкам, которые вам хорошо известны: вы их читали сами, родители читали, смотрели мультфильм.

Путешествуя, человек знакомится с окружающей природой. Сегодня мы тоже будем говорить о природе.

– Определите тему нашего занятия.

(Мы любим сказки). 

– Можно ли девизом нашего урока взять слова великого русского поэта А.С. Пушкина “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”? Прав ли автор?

– Знакомство с планом – картой путешествия. 

Настроимся на урок.

Подготовка и отправление в путешествие.

  1. 1 станция – Покажем, как мы знаем сказки.

  2. 2 станция – Как мы умеем отгадывать.

  3. 3 станция – Мы – внимательные читатели.

  4. 4 станция – Наш сюрприз родителям.

  5. Итог урока.

III. Актуализация знаний и мотивация.

Учитель:

– Но прежде чем отправится в путешествие, что нужно сделать?

(Купить билет.)

– Таким билетом будет отрывок из сказки, загадки. Тот, кто определит название, сказочных героев, получит билет.

А дорога – далека, 
А корзина – нелегка, 
Сесть бы на пенек, 
Съесть бы пирожок. (Русская народная сказка «Маша и медведь”).

Всех он любит неизменно, 
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена, 
Это Гена… (крокодил).

Он и весел и не злобен, 
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – пятачок.
Для него прогулка праздник, 
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни Пух)

Учитель:

– Молодцы, все справились с заданием. Отправляемся в путешествие.

Включение в систему знаний и повторение.

а) 1 остановка. “Как мы знаем сказки”.

Беседа: (по ходу открывается “Сказки”). 

Учитель:

– Чем же сказка отличается от других произведений?

(В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычайные приключения.)

– Кто пишет сказки?

(Сказки пишут авторы, составляет, сочиняет народ.)

– Как называются сказки, которые сочинил народ?

(Эти сказки называют народные.)

– В нашей стране живут люди разных национальностей, поэтому сказок множество.

Только в нашем городе проживают люди 91 национальности. ( показ с выставки книги народных сказок).

– А как называют сказки, которые сочинили писатели?

( Авторские, или литературные.)

– Каких писателей– сказочников вы можете назвать?

(Пушкин, Чуковский,Андерсен,Тукай, А. Алиш, Н Носов, Дж. Родари и др.)

– О чем мечтает народ в сказках?

(Народ мечтает о свободной и счастливой жизни, мире, дружбе.)

– Что побеждает в сказках?

(В сказках побеждает добро.)

– На какие группы делятся сказки? (Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.)

– В чем их различия?

(В бытовых сказках чаще говорится о бедных и состоятельных людях, о взаимоотношениях людей. В них высмеивается лень и жадность, прославляется ум и смекалка.

В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, в них есть присказка, концовки, троекратные повторы. В сказках о животных главными героями являются животные.)

– Вспомните сказки каждой группы. (Работа в группах.)

(Родители подводят итог работы детей с помощью интерактивной доски.)

Учитель:

– Отправляемся дальше. (Физминутка “Поезд”.Поезд по интерактивной доске – к следующей станции.)

б) 2 остановка. Как мы умеем отгадывать.

Учитель:

  1. Задание: Посмотреть на изображение животного и сказать, в какой сказке есть о нем упоминание. (Работа в группах с помощью презентации “Животные” слайды № , 5, 6, 7, 8: комар, пчела, лебедь, сова, ласточка, еж, белка, олень.) Подведение итогов на интерактивной доске.

  1. — Отгадайте загадки:

Заставляю плакать всех вокруг, 
Хоть я не драчун, а лук. Кто я?

(Чипполино из сказки “ Приключения Чипполино” Дж. Родари.)

О каких еще овощах, фруктах и ягодах говорится в сказке?– Что они содержат? (Витамины.)

Двенадцать братьев друг за другом бродят, 
Друг друга не обходят.
 (Месяцы.)

Какие цветы собирала в сказке девочка? (Подснежники.)

Почему они так называются? (Появляются в период, когда снег еще не весь растаял: как бы из под снега.)

Часто ли можно встретить подснежники в лесу? (Это теперь редкое охраняемое растение.)

Какие еще охраняемые растение вы знаете? ( “Редкие растения”: Ландыш, белая кувшинка, купальница.) (Ландыш, купальница, плавун, белая.)

Растения, которых мало осталось в природе, занесены в Красную книгу, поэтому их рвать нельзя. А свой дом можно украсить срезанными цветами, выращенными руками человека. (Показ “Красной Книги”.)

Молодцы, ребята. Пока жюри подводит итог, мы отправляемся дальше. Физминутка “Поезд”.

Проверка домашнего задания.

Учитель:

а) 3 остановка. Мы – внимательные читатели.

– А сейчас проверим какие мы внимательные читатели. Вы будете выполнять задание вида: “ТЫ – МНЕ , Я – ТЕБЕ”. (Каждая группа предлагает заранее подготовленные задание для других групп по направлениям:

– загадка о сказочном герое;

– отрывок из сказки, нужно сказать название, автора;

– узнать сказку по рисунку).

– Родители подводят итог, а мы отправляемся дальше.

Физкультминутка “Поезд”.

Учитель:

б) 4 остановка. Наш сюрприз родителям.

– Нашим сюрпризом будет инсценирование сказки “ Репка” на новый лад, которую написал Ю. Кушак. (Дети показывают сценку.)

Рефлексия деятельности.

а) Конечная станция.

Учитель:

– А теперь необычное задание: рассмотрите картинку и определите, кто из веселых человечков путешествовал вместе с нами? (Переход по гиперссылке к слайду № 11 на интерактивной доске “Кто из веселых человечков едет в вагоне”: на картинке нарисован вагон, из окон которого видны части, принадлежащие Буратино, Чиполлино, Незнайке, Дюймовочке).

Сказка “Репка”.

Ю.Кушак.

Автор.

Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком, дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед, он в большой тулуп одет.
Из открытого окна деду музыка слышна.
“На зарядку, на зарядку становись!”

Дед. У меня здоровье крепкое, посажу-ка лучше репку я.

Автор. Лопату берет, идет в огород.

Бабка. И у бабки без зарядки, слава богу все в порядке!

Автор. Рот разевает, сладко зевает.

Внучка. Клонит бедную ко сну! С понедельника начну.

Автор. На лавку садится, заплетает косицу.

(Выходят Жучка и кошка.)

Жучка. Поиграем лучше в прядки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Автор.

Жучка за кошкой, Кошка – в окошко.
Выходит мышка в спортивных штанишках, 
Майка на теле, в лапках гантели.

Мышка.

Раз и два! И три – четыре! Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать – бегемота поднимать!

Автор. Бегает, прыгает, лапками дрыгает.

Дед. Ох, умаялся с утра…. (Уходит).

Бабка. Да и мне на печь пора. (Уходит или садится на лавку.)

Звучит музыка. “На зарядку, на зарядку становись”.

Автор.

На крылечке снова дед. Видит репу в огороде и себе не верит вроде.
Встал он возле репки – репка выше кепки.
Из открытого окна та же музыка слышна.
Эх, бульдозер бы сюда, без него – совсем беда!

Дед. Тянет – потянет – вытянуть не может.

Где ты, бабка?

Бабка. Я сейчас! Ай да репка удалась!

Автор. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.

Дед. Как тянуть? С какого боку? Выйди внучка на подмогу!

Автор. Внучка за …..

Внучка. Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справиться без Жучки.

Автор. Жучка за внучку….

Жучка. Разбудить придется кошку. Пусть потрудится немножко!

Автор. Кошка за Жучку….

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка. Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется, с усами.

Автор. Тут из норки мышка – прыг, ухватилась за турник.

Мышка.

Чем топтать без толку грядку – становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться, надо сил набраться!

Автор. Все выходят по порядку, дружно делают зарядку.

Бабка.

Влево – вправо, влево – вправо, получается на славу!
Встали! Выдохнуть, вздохнуть! А теперь пора тянуть!

Автор. Мышка за….Тянут – потянут, вытянули репку.

Рефлексия: — Ребята, какой вывод сделали из содержания сказки «Репка»?

(Ответы учащихся.)

б) – Итог урока.

Учитель:

– Наше путешествие заканчивается.

– Было ли оно тебе интересным?

– Что больше всего понравилось?

– Узнал ли что-то новое?

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет

Автор проекта:

Файзуллина Наталья Петровна

старший воспитатель

МАДОУ детский сад №100 города Тюмени

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Есть все фактические и теоретические основания

 утверждать, что не только  интеллектуальное развитие

ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности

 в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.

Л.С. Выготский 

Стимулом для создания проекта стала необходимость дополнения и обновления развивающей среды группы пособиями для активной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие ребенка происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В силу своей специфики она обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка, приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения, формирования представлений о труде взрослых, а также основ безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности окружающего мира.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка, потому что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Автор проекта: старший воспитатель Файзуллина Наталья Петровна

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: дети затрудняются передавать эмоциональное состояние героев сказок, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Актуальность: детство — счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Актуальность темы видится мне в приобщении детей к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам.

Сказка — это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык — сказки. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

«Сказочное времечко-

Времечко желанное.

Тихо начинается

Сказка долгожданная.

Королевство сказочное

Чудесами славится.

Публика, внимание!

Сказка начинается!»

Цель проекта: воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира; формировать ценностные представления о добре и зле путем осмысления морали сказки.

Задачи проекта:

Для детей:

  • проявлять интерес к процессу чтения, рассказывания сказок, как жанру художественного слова; формировать интерес к театральным играм;
  • прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение);
  • учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок;
  • совершенствовать  диалогическую речь детей, расширять словарный запас детей;
  • формировать умение видеть отрицательное в поступках героев и одобрять действия того, кто поступил справедливо;
  • совершенствовать навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации по сюжетам любимых сказок, создания декораций к сказкам;
  • реализовывать полученные знания в совместной театрализованной деятельности;
  • совершенствовать коммуникативные навыки.

Для педагогов:

  • систематизировать информацию по теме;
  • дополнить развивающие центры (театральный уголок, развития речи, книжный уголок);
  • обобщить опыт работы.

Для родителей:

  • привлечь родителей к ознакомлению детей с жанрами художественного слова;
  • заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;
    • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
    • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Для социальных партнеров:

  • вызвать эмоциональный отклик у детей через просмотр спектаклей по сказкам в театрах;
  • воспитывать активных читателей библиотеки.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • совместный с родителями игровой досуг;
  • выпуск буклета.

Продукты проекта:

Для детей:

  • декорации к сказкам;
  • рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
  • придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
  • драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».

Для педагогов:

  • изготовление Платочного театра по сказке «Колобок»;
  • изготовление настольного театра по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят»;
  • дидактические игры по сказкам;
  • презентация проекта.

Для родителей:

  • выставка рисунков «Мои любимые сказки».

Для социальных партнеров:

  • выставка в детской библиотеке «Радуга» детских рисунков.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • развитие интереса к русскому фольклору;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности;
  • формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
  • развитие способности решать жизненные задачи (проблемы), иметь первичные представления о моральных нормах поведения;
  • организованная образовательная деятельность по сказке «Теремок» для детей 2 младшей группы.

Для педагогов:

  • обобщение опыта работы по теме: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»;
  • открытая интегрированная организованная образовательная деятельность «В гости к сказкам мы идем»;

Для родителей:

  • развитие навыков взаимодействия с ребенком;
  • гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Для социальных партнеров:

  • тесное сотрудничество с дошкольным учреждением и родителями воспитанников.

Обеспечение:

сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, рисунки к сказкам, фотографии, аудиозаписи сказок, методическая литература, разные виды театров.

Предварительная работа:

  • педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Приложение № 1);
  • рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • чтение сказок и знакомство с литературными произведениями: “Лисичка-сестричка и серый волк”, “ Жихарка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка””, “Волк и семеро козлят”, “Три  поросенка”, “Маша и медведь”, “Колобок”, “Теремок”, “Заюшкина избушка”,  и т.п;
  • знакомство с театральным искусством, с видами театра.

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Тематические физкультминутки. Речедвигательные гимнастки по сюжетам сказок. Пальчиковые гимнастики по сказкам. Совместный оздоровительный досуг «Маша и медведь».

Тематические комплексы упражнений по мотивам сказок. Подвижные игры с масками. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы»

Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок. Использование в игре различных видов театра. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Игры – драматизации. Просмотр и обсуждение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь». Беседа «Положительные и отрицательные герои сказок», «Хорошие и плохие поступки». Дидактическая  игра «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка». Кубики «Сложи сказку».

Труд

Безопасность

Познание

Изготовление масок и костюмов к постановке сказок. Изготовление книжки – раскладушки «Любимые сказки». Уборка рабочего места после окончания деятельности.

Беседа на тему: «Что было бы, если бы».

Беседа — рассуждение «Как избежать неприятностей в сказке «Волк и семеро козлят», «Ребенок один дома». По сказке «Колобок» — «Ребенок и чужой», «Ребенок на улицах города».

Проблема: Зачем нужна сказка?

Тематические пазлы.

Творческое придумывание сказки по набору иллюстраций.

Презентация для детей «В гостях у сказки».

Игры со строительным материалом «Дом для поросят», «Теремок».

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Вступительная беседа о сказках «Откуда сказка пришла?». Игра «Из какой сказки отрывок?» Рассказывание сказок по мнемотаблицам. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Рассказывание сказок по цепочке  («Теремок», «Колобок», «Репка»). Пересказ сказки по ролям. Театр сказок на фланелеграфе.

Игры на развитие коммуникативных качеств, этюды. Дидактические игры: «Закончи предложение (отрывок)», «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку».

Чтение, слушание, рассказывание сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и Медведь». Прослушивание ауд. диска «Русские народные сказки». Отгадывание загадок. Выставка книг: «Сказка к нам приходит».

Организация выставки портретов героев сказок. Аппликация по сюжету сказки «Колобок». Рисование по сюжетам сказок. Раскрашивание иллюстраций по сказкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам художника Ю.Васнецова.

Музыка

Режимные моменты

Прослушивание музыкальных произведений. Игры в музыкальном сопровождении. Тематические танцы «Бабка – Ежка», «Колобок» и т. д.

Ситуативный разговор с детьми, обсуждение. Дидактические игры «Продолжи сказку», «Отгадай сказку», «Загадай персонажа сказки». Рассматривание иллюстраций и открыток к сказкам.

МЕТОД ПРОЕКТА

ВЫБОР ТЕМЫ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема: «Сказка»

что вы знаете

что вы хотите узнать

как можно узнать об этом

сказки живут в книжках

как сказку «оживить» (показать)

спросить у мамы, у воспитателя, у старших детей

сказки бывают веселые и грустные

как можно показать веселого или грустного героя сказки

сходить в театр кукол;

их смотрят в театре и по телевизору

кто показывает сказки

почитать с родителями в интернете;

какие театры есть в нашем городе

поиграть с воспитателем в сказку;

посмотреть, как взрослые играют в сказку

 СБОР СВЕДЕНИЙ

1. Работа в книжном уголке группы.

2. Беседы с детьми о прочитанных произведениях.

3. Рассматривание фотографий, иллюстраций в альбоме «Профессии», «Любимые сказки».

4. Экскурсия в театр, библиотеку.

5. Анкетирование родителей.

6. Внесение энциклопедий.

7. Презентация «Театр»

8. Встреча с актером театра.

9. Коллекция театральной атрибутики (афиши, программки, билеты).

ВЫБОР ПРОЕКТА

  • декорации к сказкам;
  • рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
  • придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
  • драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: Зачем нужна сказка?

Планирование Выяснить, какие сказки знают дети, любимые сказки детей. Знакомство с новыми сказками. Прогнозирование

Вызвать устойчивый интерес к сказке, как к жанру художественного слова-кладези народной мудрости. Дать представление о моральных нормах, анализируя поступки героев. Понимание пословицы «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

Выбирая книгу для чтения дети нашли сборник сказок. Возник вопрос «Зачем нужна сказка?» Решение проблемной ситуации «Если бы не было сказок?». Слушание сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Прослушивание музыкальных дисков в исполнении артистов театра и кино

Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов и кинофильмов по сюжетам сказок. Подбор книг, дисков, аудиокассет со сказками. Соц. партнерам: заказ абонементов в театр «Ангажемент», театр кукол. Посещение детской библиотеки, оформление тематической выставки.

Консультации для родителей по теме. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка»

Деятельностный

Непосредственная деятельность по проекту. Поэтапная оценка: выяснить, чему учат сказки, выявить поучительный момент, установить связи между поступками героев и жизненной ситуацией.

Подбор дидактических и развивающих игр по теме. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь да в ней намек — добрым молодцам урок». «На какого сказочного героя ты хотел бы быть похожим?». Показ презентации для детей.

Решение проблемной ситуации «Что было бы если…». Фантазирование по теме «Добрые сказки». Использование в самостоятельной деятельности всех видов театра, костюмов из уголка ряжения. Рассказывание по иллюстрациям, открыткам. Игровая деятельность: игры драматизации по сюжетам сказок, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Придумай загадку к сказке», «Закончи предложение». Подвижные игры. Изготовление с детьми поделок из бросового материала.

Посещение с детьми театров. Обмен впечатлениями между родителями (круглый стол). Информационный лист «Какой спектакль посетить?» «Афиша выходного дня». Посещение с детьми тематической выставки в библиотеке. Рисование сюжетных картинок к любимым сказкам. Записывание и оформление сказок придуманных детьми. Помощь в оформлении рисунков по теме: «Сказка в моей жизни».

Завершающий

Презентация продуктов проекта. Систематизировать представления детей о нормах морали, добре и зле.

Организация коллективной работы «Декорации к сказкам «Теремок», «Маша и Медведь». Изготовление масок и костюмов к инсценировкам сказок.

Рассказывание сказок по цепочке: «Продолжи сказку». Рисование «Моя любимая сказка». Лепка к сюжету по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассуждение по сказке «Волк и семеро козлят» на тему «Ребенок один дома». Книжка-малышка «Колобок» Настольный театр «Маша и Медведь»

Совместный показ сказки (педагоги, родители и дети) «Маша и Медведь».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Создание буклета «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Для воплощения данной идеи распределение ролей среди участников проекта (дети, воспитатель, родители): фотограф, артисты, оформитель, распространитель. 
  • Совместный с родителями праздник «Сказка в гости к нам пришла».

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Работа по произведениям советских писателей.

Проект, посвященный произведениям С. Михалкова «Я карандаш с бумагой взял…»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
  2. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  3. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб.: «Детство-пресс», 2008
  4. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
  5. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г.
  6. Сборники русских народных сказок, сборники сказок народов мира, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра.

ПРИЛОЖЕНИЕ

— Дидактические игры «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка».

— Игры по развитию речи, эмоций, воображения.

— Народные игры со словами.

— Комплексы гимнастик по сказкам.

— Упражнения на расслабление мышц (гимнастики, физкультминутки).

— НОД «Культпоход в театр», НОД «Путешествие в мир театра», НОД «Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», «В гости к сказкам мы идем».

— Спортивное развлечение «Как Зима Солнышко спрятала».

— Развлечение «Сказка в гости к нам пришла».

— Физкультурный досуг совместно с родителями «Маша и медведь».

— Сказки, поговорки, загадки.

— Консультации «Воспитание сказкой», «Играйте с ребенком в кукольный театр».

— Презентации «Колобок», «Семеро козлят», «Театр», «Сказка»

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008450

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

В ГУЗ ТО «Тульская областная детская психоневрологическая больница» (г. Тула, ул. Бундурина, д. 43) в рамках занятий по арт-терапии прошло импровизированное театральное представление по мотивам известной сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

 «В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей!

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней».

При поддержке персонала больницы и по инициативе сотрудников отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии маленькие пациенты вместе с мамами и бабушками побывали на «островке» вдохновения и позитивных эмоций.

В последнее время популярные издания, посвященные проблемам развития детей, активно предлагают воспитателям и родителям обратить внимание на сделанные французскими учеными в ходе недавних научных исследований выводы: «Если вы хотите чему-то быстро обучить своего ребенка, то заставьте его смеяться». –

Таким образом, в очередной раз подтверждается мнение о том, что все новое – это хорошо забытое старое. В связи с этим давайте вспомним популярную еще в советские времена детскую песенку о том, что «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» Эффективность данного утверждения наверняка смогут подтвердить многие взрослые, которым посчастливилось познакомиться с талантливыми и мудрыми педагогами, встречи с которыми неизменно ассоциировались с ощущением праздника, а уроки, проходившие в душевной и комфортной обстановке, запомнились на всю жизнь!

Со стороны взрослых требуются значительные усилия, направленные на вовлечение ребенка в постоянную деятельность – учебную, трудовую, в организованные развлечения. Учитывая индивидуальные особенности детской психики, необходима стимуляция активности, чаще дозированной. В больничных условиях с помощью воспитателей, инструкторов, методистов-психологов проводится разнообразная работа по организации игр, досуга и развлечений.

Ребенок, проходящий лечение, так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их и в будущем приносить с их помощью пользу обществу, не под силу маленькому человеку самостоятельно. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, обладающий разносторонними социальными потребностями – в познании (в том числе и духовном), общении, творчестве.

При становящемся в наши дни массовым отрицательном отношении к учебе и труду, в качестве «ключа» к началу реабилитационного процесса можно попытаться использовать различные увлечения и хобби. И задача взрослых – подыскать занятия, к которым ребенок или подросток проявляет искренний интерес (книги, рисование, лепка, спортивные игры, турпоходы и др.).

Особое значение в воспитании традиционно имеет книга, и это неслучайно. Первая строка Евангелия от Иоанна гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Даже в самые тяжелые времена, даже самые необразованные русские люди стремились внимать словам Священных текстов, осознавая, что воистину «без Бога – не до порога!» Именно вера помогает человеку обретать самого себя, не утрачивая при этом связь с национальными традициями.

За последние десятилетия русская самобытность подверглась серьезному испытанию. Согласно социологическим опросам, россияне перестают читать не только классическую литературу, отсутствует интерес к чтению как таковой. Но ведь именно в языке заложен некий генетический код русской культуры, само понятие «русскости».

Многие священники рекомендуют и детям, и взрослым чтение сказок, появляющихся в жизни каждого человека, как правило, с раннего детства. Их рассказывают мамы, бабушки. Дети вырастают, и уже сами, своим детям, пересказывают эти же сказки.

В сказках отражается дух нашей Родины. Православная Русь всегда жила верой в Бога и учила свой народ соблюдать заповеди Божии, запечатленные мудрыми сказками. Великий русский поэт А.С. Пушкин, день рождения которого отмечается в июне, дал напутствие, сохранившее свою актуальность: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Урок добра и справедливости солнечным июньским днем в игровой форме получили малыши, находящиеся на лечении в «Тульской областной детской психоневрологической больнице». Сюжет инсценированной сказки знаком всем: всети бедного рыбака однажды попалась золотая рыбка, неожиданно заговорившая человеческим голосом и обещавшая выполнить любое его желание. Но старик сжалился над ней и отпустил, ничего не попросив для себя: «Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе…»

В противовес злобной и жадной старухе характер старика отличается смирением и кротостью: он не спорит и не противоречит жене, когда та вновь и вновь отправляет его к золотой рыбке со своими требованиями.

Само слово «смирение» означает – стараться быть в мире со всеми. Церковь учит, что смирение привлекает к нам милосердие Божие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В Евангелии Христос говорит: «Научитесь от Меня, так как Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф. 11, 29)

От смирения рождается и благодарность за все, происходящее в нашей жизни. С радостью и благодарностью восприняли малыши этот маленький спектакль!

Как известно, дети должны общаться друг с другом, иначе их социальная адаптация будет неполной. Однако этим общением необходимо руководить. В подборе товарищей для игр нужно, по возможности, учитывать взаимные симпатии и антипатии, сходство интересов.

В импровизированной театральной труппе сделать это, конечно же, было непросто. Обусловлено это спецификой больничных условий: отсутствие традиционных репетиций с плановым распределением ролей, заучивание текста наизусть и т.п.

Пытаясь, по возможности, сохранить заявленную тематику встречи – «Сказки Пушкина», в ходе действа организаторам пришлось вводить в постановку и новых участников. Так, в «Сказку о золотой рыбке» органично влился образ Кота Ученого, талантливо представленного юной Ангелиной; персонаж всезнающего автора-рассказчика, озвученный Верочкой и ее мамой; появилась и сцена приветствия мудрой и горячо любящей всех своих праправнуков и праправнучек няни поэта – Арины Родионовны в исполнении замечательной сотрудницы больницы Натальи Аркадьевны.

В отличие от взрослых, поначалу выражавших удивление по поводу некоторых несоответствий с оригиналом, дети сразу же влились в атмосферу творчества и фантазии. Захватывающим моментом сюжетной линии для детского восприятия стало забрасывание стариком Димитрием невода в синее море в надежде поймать хотя бы одну из трех весело плещущихся живых золотых рыбок (Вадим, Ярослав, Матвей), каждая из которых обладала своим особенным и неповторимым характером.

В отличие от сказки Пушкина, персонаж маленькой Юлии – вредная старуха – получился несколько иным: девочке очень понравилось «прясть пряжу»! «Заразившись» духом трудолюбия и общего радостного настроения, «старуха» вместе со всеми отправилась к морю и стала помогать старику тянуть невод!

В завершение представления все участники дружно и весело «испекли каравай», но непростой, а в виде «пряников печатных», которые так любила сказочная старуха.

Вот таким вечным христианским ценностям незаметно для себя учились в процессе игры малыши, и, кто знает, может быть, и взрослые тоже.

Известный исследователь творчества Александра Сергеевича Пушкина, Валентин Семенович Непомнящий – писатель, доктор филологических наук, однажды отметил: «Пушкин – мой учитель и поводырь в жизни, помогший мне, уже взрослому человеку, воспитанному атеистическим режимом, обратиться к вере, вспомнить о Христе. Отсюда мой постоянный интерес к религиозным основаниям пушкинского гения и пушкинского художественного мира…»

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению

  • Сказка лесные домишки бианки
  • Сказка летучий корабль волшебные предметы
  • Сказка леденцы волгоград официальный сайт
  • Сказка лиса и журавль главная мысль сказки
  • Сказка ласточка и комар внешний вид какого животного объясняет эта сказка