Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок чьи это слова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. мизур алагирского района рсо-алания русская народная сказка гуси- лебеди план-конспект открытого урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

План-конспект открытого урока по литературному чтению

(развитие критического мышления)

2 класс УМК «Школа России»

Составитель:

учитель начальных классов

Делида Л.Н

2021 г

Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.

Цели урока:

образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки;

развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное  чтение, определение   темы, сюжета, образы   героев,  главная   мысль   произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

 определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

    2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

    3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

  1. Сообщение темы и задач урока.
    Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь— обман, неправда, вымысел.

Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам— молодым людям.

Урок — это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

  1. Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

Сказки

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Зачин;

Волшебные предметы;

Сказочные слова и выражения;

Нарушение запрета;

Троекратный повтор;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Концовка.

  1. Физминутка «Мышки, внимание»

  1. Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)

Смелая

 Невоспитанная

 Невежливая

 Трусливая

 Гордая

 Хитрая

 Злая

 Любит брата

 Добрая

 Упрямая

 Вежливая

 Заботливая

 Признает свои ошибки

 Любит брата

в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».

  1. Рефлексия.

— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?

— Сегодня на уроке я понял……………

  1. Итог. Оценка урока. Самооценка.

-Почему произошло несчастье, кто виноват?

— Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Что ж, пришла пора прощаться,

Всех проводим в дом родной.

Обещаем повстречаться

С вами в сказке, но в другой.

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.

Приближается долгожданное лето! Скоро мы покинем групповые помещения и переместимся на летние веранды почти на весь день. Чем же мы будем заниматься летом? Игровые занятия с детками выстроятся по тематическим сменам, в соответствии с которыми и будет проходить занимательная развивающая деятельность.

  • Николин Парк — 38 000 руб.
  • Рассказово — 36 000 руб.
  • Отрадное — 42 000 руб.

 5-ти разовое питание и занятия английским языком каждый день

Программы летних смен

расписание летних смен 2021

С 1-11 июня 2021 пройдет тематическая смена «Читалия» («Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»).

Воспитатели с детишками отправятся в удивительный сказочный мир. Это – мир сказок и чудес. Весь мир сказок – тайна. За каждой запертой дверью скрывается дивное сказочное царство. В сказках происходит множество чудес. А как приятно окунуться в мир добра, волшебства, познакомиться с огнедышащими чудовищами, с маленькими гномиками, великанами, чудо богатырями! Сказочные персонажи расскажут ребятам о своем волшебном мире и его главном законе – добро всегда побеждает зло. Много гостей бывает каждый день в этой стране. Ее гости очень дружны с книгами. Мы надеемся, что, побывав в стране Читалии, наши детки подружатся с книгами, и они расскажут им много интересного. А поведут их в эту сказочную страну – сказочные персонажи, которые хорошо знают туда дорогу. Дети познакомятся с библиотекой, смогут заглянуть в самые интересные ее залы, окунуться в разнообразие книг, альбомов, нот, журналов, которые есть в библиотеке, побывают в волшебной Комнате Сказок, познакомятся с выставками известных иллюстраторов детских книг.

С Незнайкой на Луну мы отправимся с 14—25 июня 2021 года.

В нашем саду это будет время опытов и экспериментов, занимательных квестов, путешествий в космос и прогулок по Луне. Всю смену будем применять науку на практике. Побываем в условиях невесомости, примерим костюм астронавта, исследуем кратеры Марса и построим макет собственной космической станции.А после заглянем в Мобильный планетарий. В космическом пространстве интерактивной композиции не только познакомимся, но и в прямом смысле прикоснемся к научным законам в области физики, механики и гравитации. На этой выставке экспонаты трогать руками не только можно, но и нужно! Юные исследователи отправятся в «космическое путешествие» с личным астрогидом. Это интерактивная игра с захватывающим квестом. Участники отгадывают загадки, отвечают на вопросы экскурсовода, решают поставленные задачи. Дети окунутся в мир неизведанных тайн, увидят первые космические корабли, узнают историю Белки и Стрелки, заглянут в спускаемый аппарат первого корабля «Восток», в современный корабль «Союз» и космическую станцию «Мир»; узнают, что едят космонавты на завтрак.

Время опытов, экспериментов и выхода в открытый космос. Проверим на себе, что происходит в условиях невесомости с человеческим телом, приготовим космическую еду, спроектируем личную обсерваторию и запечатлеем Млечный путь и галактики. Закрепим изученное в Планетарии, где прикоснемся к Солнечной системе и узнаем, что скрывает туманность Андромеды.

Тематическая смена с 28 июня-9 июля будет называться «Я покажу тебе Москву»

Сыщики и кладоискатели, путешественники и исследователи. В эту смену мы примерим на себя сразу несколько ролей. Превратив всю территорию «Akademkids» в Москву в миниатюре, будем проводить археологические раскопки у стен Кремля, построим свои высотки и посмотрим на столицу глазами пассажира ретропоезда.В развлекательной и непринужденной форме узнаем почти все секреты Москвы.А изучать животный мир отправимся в самый крупный и старинный комплекс Москвы — Зоологический музей МГУ.Постараемся исследовать столицу вдоль и поперек. Будем много ходить, искать древние сокровища, разгадывать загадки. Узнаем о семи тайнах Третьяковской галереи, разберемся в секретах московской подземки, проникнем в закулисье самого большого в Европе цирка.Нас ждут занятия по ориентированию в городе и безопасности, просмотр презентаций и старинных фотографий Москвы, на основе которых сделаем в конце смены старшие детки подготовят авторский проект.А еще пройдем по залам Оружейной палаты и увидим вооружение древнерусского витязя.

С 12 июля-23 июля мы поселимся в Мастерской ремесел

Педагоги и воспитатели сформируют у детей представление о том, что такое профессии. А так как одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра, то мы будем много играть и погружаться в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дадут возможность нашим детям расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда. Поставленные задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно будут осуществляться через метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной. Самая мастер-классная тематическая смена! Артисты, спортсмены, художники, скульпторы, дизайнеры украшений, архитекторы. Десятки профессий и ремесел ждут нас. В программе смены тематические занятия в творческой мастерской, музыкальные гостиные, театральные лаборатории. Обязательно пройдут спортивные занятия на свежем воздухе: баскетбол, футбол и веселые старты.

С 26 июля – 6 августа 2021 во время тематической смены «Ледниковый период»

Мы предложим детям отправиться в увлекательное путешествие по Ледниковому периоду, где нас будут ожидать невероятные приключения и испытания. Это будет испытание ребят на силу, смелость и находчивость. Но сначала в гости  к детям попадет загадочный объект из прошлого… В путешествии дети смогут увидеть своими глазами животных ледникового периода, познакомиться с местами их обитания и особенностями их жизни. Мы узнаем тайны, которые скрывают эти удивительные звери: мамонт, саблезубый тигр, шерстистый носорог, пещерный медведь…  Мы увидим обстановку пещеры древнего человека, будем освобождать животных из ледяного плена. Конечно же, нас ждут конкурсы, игры, соревнования, квесты и участие в мастер-классе по изготовлению животных из ледникового периода.

С 26 июля – 6 августа 2021 нам предстоит путешествие в страну «Безопасность».

Вместе со сказочными героями ребята отправятся в путешествие и узнают, как вести себя в случае возникновения пожара, познакомятся с правилами безопасного поведения на улицах и на дорогах.  Во время волшебного пути дети услышат много полезных сведений. Например, о том, почему нельзя разговаривать с незнакомцами, как переходить дорогу на регулируемом пешеходном переходе, для чего нужны светофоры и что такое проезжая часть и тротуар. Так же дети познакомятся с телефонами срочных служб (скорая помощь, полиция, пожарная охрана). Путешествие в страну «Безопасность» представляет собой большую комбинацию самых разных игр, мастер-классов и занятий, которые связаны общей темой. Такие формы проведения досуга, как игры, путешествия, конкурсы, состязания, игровые программы, — способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют их кругозор, развивают любознательность. Конкурс рисунков «Волшебные дорожные знаки» (Письмо-обращение водителю).Викторина «Дорожная азбука», Акция с ГИБДД «Мы за безопасные дороги»,«Школа светофорных наук». В стране «Безопасность» ребят ожидают спортивные игры: «Дорожной грамоте учимся с детства», «СПАСАТЕЛИ, ВПЕРЕД!».

С 9 августа – 20 августа 2021 ребят ожидает необычная тематическая смена «Путешествие в волшебную Академию»

Фея Доброта пригласит их в путешествие по волшебной Академии, где чародеи поделятся с детьми секретами кулинарного мастерства, расскажут о тонкостях составления букетов, а еще покажут необычное применение цветной бумаги, красок и блесток. Любознательность и наблюдательность деток помогут развить интерес к художественно-творческой деятельности, научат соотносить художественные образы с собственным опытом восприятия. В ходе путешествия они посетят «Мастерскую царицы Флоры», «Клуб юных художников» и самостоятельно поупражняются в создании шедевров. Как всегда, будут и тематические дни, посвящённые дружбе, здоровью, путешествиям.

… сказки открывали передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила.

vies 111240Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Мы говорим о книгах так, будто они — голоса самой жизни, тогда как они — только её слабое эхо. Сказки прелестны как сказки, они ароматны, как первоцвет после долгой зимы, и успокаивают, как голоса грачей, замирающие с закатом солнца. Но мы больше не пишем сказок. Мы изготавливаем «человеческие документы» и анатомируем души.

vies 111146Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.

vies 111144Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Сегодня нет лучшего убежища, чем сказка, — она переносит нас в ту нетленную вечность, что выбрала себе псевдонимом анахронизм — прошлое, которого не было.

vies 111133Ссылка на цитату5 минут на осмысление

— Ум человеческий ещё легче и подвижней воды, принимающей любую форму и постепенно проникающей в самые плотные предметы. Он лёгок и волен, как воздух, и, как воздух, делается тем легче и чище, чем выше от земли он парит. Поэтому в каждом человеке живёт стремление вознестись над повседневностью и легче и вольнее витать в горных сферах, хотя бы во сне., Внимая рассказам раба, вымыслу, придуманному другим, вы сами творили вместе с ним., Так ваш ум возносился по нити рассказа над существующим, казавшимся вам не столь прекрасным, не столь привлекательным, так ваш дух витал вольней и свободнее в неведомых горных сферах, сказка становится для вас явью, или, если угодно, явь становится сказкой, ибо вы творили и жили в сказке.

vies 111126Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Для сказки и того довольно, Что слушают её без скуки, добровольно.

vies 111123Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться. — Полное собрание сочинений, т. 36, с. 19

vies 111123Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Сказочность — это мир чудесного, который входит в действительный мир, ничем не нарушая его внутреннего строя и не уничтожая его связности.

vies 111120Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Мы бы предложили такую онтологию классической сказки: её мир — с позиций мира реального — волшебный вдвойне: локально и не локально. Его локальное волшебство — это сезамы, ковры-самолёты, живая вода, палки-выручалки и шапки-неведимки. А его нелокальное чудо — это надприродная гармония исполнения любых желаний. В этот мир встроены такие потаённые регуляторы, которые превращают его в совершенный гомеостат, стремящийся к наилучшему из возможных равновесий. Награды и потери, воскрешения и смерти в нём идеально наделяются «по заслугам» героев. Каким ты будешь, такую судьбу и встретишь в конце сказки: злой — злую, добрый — добрую. Все трансформации, которые происходят внутри сказки, управляются аксиологией. Так как прекрасное и доброе всегда в ней побеждает уродливое и злое, речь может идти о такой онтологии, в которой высшей инстанцией каузальности является добродетель: физика этого мира подобна биологии нашего тела, когда каждая рана в конце концов заживает. Сказка, которая осмеливается нарушить такую идеальную пропорцию добра и зла, уже не считается классической. В классической сказке случай не определяет судьбу, действует только нравственный детерминизм. Зло в сказке необходимо для того, чтобы над ним могло восторжествовать добро и тем самым доказать своё изначальное превосходство, ибо каждая сказка — это очередной довод в пользу истины, а не измененный в принципе тип сюжетных ходов — это повторное для каждого из очередных вариантов утверждение тех ценностей, которые правят в мире сказки. Сказка — это такие шахматы, в которых белые всегда выигрывают, это монета, вечно падающая орлом вверх, типичный для всякой игры индетерминизм здесь всего лишь видимость.

vies 111117Ссылка на цитату7 минут на осмысление

— Я очень верю в сказки, — говорила г-жа де Розэ́, улыбаясь, и, действительно, вне её благоразумия, её сердце в них верило. — Почему невозможно, — продолжала она шутя, — чтобы карлики в длинных колпаках приходили по ночам пить росу из горькой чашечки львиного зева?.. И Сабина вспоминала, как и она когда-то любила нескончаемую повесть о семействе улиток, жившем в траве, под крышей из морских листьев — перевод: Марина Цветаева), 1916

vies 111107Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки, рассказывается не сзади, а спереди, не как дядя Селиван тулуп надевал. А эта сказка мною не выдумана, из старых лык не выплетена и заново шелком не выстрочена: мне её по летним дням да по осенним ночам рассказывал Савка-Журавка долгоног, железный нос. — прибаутка, не относящаяся к сюжету

vies 111107Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Нет лучше тех сказок, которые создаёт сама жизнь.

vies 11193Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Нам сказки важны всего более как материалы для характеристики народа.

vies 11193Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Не боюсь я ни кладбищ, ни мертвецов… Свободен я от предрассудков и давно уже отделался от нянюшкиных сказок, но, очутившись среди безмолвных могил тёмною ночью, когда стонал ветер и в голове бродили мысли одна мрачнее другой, я почувствовал, как волосы мои стали дыбом и по спине разлился внутренний холод…

vies 11188Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Если так смотреть на вещи — чудесные волшебные предметы, которые достаются герою без особых стараний с его стороны, — то они соответствуют мошенничеству в игре, но в пользу партнёра, а не собственную. Мир сказки — это как бы благороднейший из шулеров, который не допустит того, чтобы его фаворит мог проиграть. Вместе с тем, согласно закону симметрии в структурах игры, в сказке нет выигрышной стратегии для отрицательных персонажей., Ничто так не беззащитно в реальном мире, как благородство, неспособное к холодному расчёту, значит, мир сказки — это перевёрнутая действительность. Сказка не является моралите, поэтому мораль, охватывающая доброжелательностью и врагов, ей чужда. То, что благородные герои усердно толкают в печь Бабу Ягу на лопате, не будит читательских возражений, ибо согласуется с их чувством справедливости. Полностью последовательна сказка только в установлении абсолютной стратегической опеки над героем. Поэтому мир сказки можно назвать миром всегда счастливой игры. Совершенны не герои сказок — совершенна сама игра, если на неё можно до такой степени положиться. Все же герои не имеют об этом ни малейшего понятия. Они не знают, что успешно играют краплёными картами, ибо, если бы знали, это бросило бы тень сомнения на их благородство., Мир сказки — это гомеостат, выбитый из равновесия, к которому благополучно возвращается., Сказки отдалённых культурных кругов, например, японского, африканского, индонезийского фольклора, для нас похожи на мифы, и даже на аппроксимацию антисказки, или мира пристрастного уже только зловеще. Это происходит потому, что сказка (как вообще любое языковое сообщение) сильно недоопределена в значениях, досказать её надлежащим образом может только тот, кто принадлежит к культуре, породившей сказку. То, что может европейцу, или, шире, человеку, воспитанному в сфере иудеохристианской культуры, показаться крайней несправедливостью судьбы, не должно быть таким для члена африканского племенного сообщества. Этот аспект дела изо всех сил пытался последнее время загладить в этнологии структурализм, который искал только черты, представляющие общие знаменатели языкового сообщения. Разумеется, такие черты существуют, хотя бы учитывая топологическое совпадение структуры всех сформированных на Земле этнических языков. Всё же это банальное открытие — так же, как открытие топологического соответствия скелетных структур всех позвоночных. И так же, как гомеоморфизм в остеологии не даёт права на отождествление с собой всех позвоночных животных, так гомеоморфизм генеративных лингвистических структур не даёт права на требование изоморфизма сказки, мифов или преданий разных культур., Сказки — это жанр, отлично укрепившийся, отполированный поколениями в пересказах. Плавность повествования, плывущего в просто литургизированных нисходящих интонациях — обращает слёзы, кровь, страдание, так же как шепот любовников, в условные фигуры балета, с еле слышной музыкой: фигуры, приводимые в движение не только собственной жизнью, поскольку через неё сквозит множество тематических вариантов. Там всё, возникая снова, лишь повторяется. Там никто ничего не может сказать действительно в первый раз, со всей подлинной неловкостью первого раза. — см. там же в гл. II рассуждения об антисказке

vies 11187Ссылка на цитату7 минут на осмысление

В мире нет ничего, что не может быть поучительным, — нет и сказок, которые не заключали бы в себе материал «дидактики», поучения. В сказках прежде всего поучительна «выдумка» — изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта.

vies 11178Ссылка на цитату7 минут на осмысление

… нельзя начинять романы сказками, а сказки — реалиями: допустим, представлять, что волшебница действительно бросила гребень, который превратился в дремучий лес, но уточнить: так как у нее была перхоть, то бор возник, полный цветочного пуха!

vies 11172Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Темы цитат по буквам

«Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок!». Эту истину мы знаем с детства, но за «урок» сказку любят взрослые, а детям в сказках более интересны жизненные испытания героев, захватывающие моменты и волшебные превращения. Читать сказки детям — уже великое дело. А вот придумывать сказки для конкретного ребенка — дело не только увлекательное, но и невероятно полезное. Существует целое направление в практической психологии — сказкотерапия. Но кто сказал, что это удел профессиональных психологов? Научиться придумывать сказки для своих детей может каждый думающий родитель — было бы желание.

Чтение народных сказок: от полутора лет

Начинать знакомство со сказками лучше, конечно, не с их сочинения, а с чтения уже написанных, проверенных временем сюжетов. Именно поэтому сначала нужно отдать предпочтение сказкам народным, а не авторским. Народные сказки сложены очень давно, в них осталось самое ценное, сконцентрированное в очень обычных, простых сюжетах. В любой сказке есть поучение, однако мы сами уже с трудом можем увидеть эти «уроки» Так, многие взрослые, задумываясь над смыслом сказки «Курочка Ряба», недоумевают, где же логика: сами били — не получалось, а у мышки получилось, и все рыдают? В этом и состоит один из важнейших психологических эффектов чтения сказок — мы их воспринимаем в большей степени на бессознательном уровне: поучения, «уроки», «правила жизни» словно проваливаются в нас, минуя сознание. И мы учимся тем мудростям и премудростям жизни, которые нужны именно нашему народу. Если сказка сохранилась с давних пор, значит, в ней есть необходимый потенциал нравственности и духовности. Но сказки в большинстве своем неоднозначны, из одного текста можно сделать массу выводов, в том числе и противоположных. На одном из занятий по сказкотерапии я читаю вслух сказку «Колобок» и прошу взрослых написать две основные мысли сказки, главные выводы. Получается целый список разнообразных умозаключений, начиная с «Надо слушаться родителей, иначе ждет тебя неминуемая гибель» и заканчивая «Чем раньше вырвешься из родительского дома, тем более насыщенную жизнь сможешь прожить». Выводы противоположные, но оба следуют из одной сказки, не так ли? Именно поэтому дети готовы слушать сказку много-много раз. Какой из выводов правильный? Тот, который ближе на данный момент, который готов быть увиденным.

Совет родителям: После прочтения сказки желательно обсуждать действия героев, интересоваться мнением ребенка и озвучивать свои наблюдения. Читайте ребенку сказку столько раз, сколько он просит. Это вам уже мучительно надоела Маша и три медведя, а ребенку они почему-то еще нужны. Если просит, значит, сказка себя еще не исчерпала, и ребенок продолжает делать выводы.

Волшебные сказки: от четырех лет

Волшебные сказки — это те, в которых есть не только сюжетный вымысел, но и волшебные герои, волшебные предметы и помощники. Такие сказки могут быть как народными, так и авторскими. Время волшебству и чуду наступает приблизительно в четыре года или чуть ранее. У ребенка уже достаточно развито воображение, он не просто принимает правила бытия, но и сам ищет ответы на разные вопросы, учится принимать решения, выбирает между желаниями и предписаниями, решает первые нравственные проблемы. Поэтому в волшебных сказках есть магические предметы, волшебные помощники, с помощью которых ребенок учится находить непростой баланс между собственной детской беспомощностью и иллюзорным взрослым всемогуществом.

Другая особенность волшебных сказок — яркие противоположные герои: злодеи и добрые волшебники — Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, феи, крестная, добры молодцы и так далее. Ребенок, читая сказку, присоединяется к тому или иному герою, переживает вместе с ним все перипетии, сочувствует ему, вместе борется со злом и торжествует над победой добра. В этом возрасте девочки и мальчики уже начинают видеть свои полоролевые отличия, поэтому каждый проигрывает свой «сценарий». Девочка представляет себя на месте Елены Прекрасной, а мальчик становится героем, который спасает ее из плена.

Тема свадьбы — одна из самых распространенных в волшебной сказке, дети проигрывают разные жизненные сценарии, ищут своих будущих принцев и принцесс. Психологи задают женщинам вопрос о любимой детской сказке, потому что в ней кроется бессознательный женский сценарий построения отношений. Так женщины с большим удивлением видят сходство своей любимой сказки «Русалочка» и жертвенностью в реальной жизни, или «Царевны лягушки» — с желанием того, чтобы любимый мужчина принимал такой, какая есть, без желания становиться лучше.

Выводы о жизненных стратегиях можно сделать не только исходя из любимого сказочного женского образа, но и отталкиваясь от мужского. Марина, мама двоих детей, вспоминает: «Я всегда в детстве завидовала Емеле, который без всяких усилий добивается своего. И сейчас я понимаю, что от своих мужчин всегда хотела, чтобы они «по моему веленью» исполняли все мои желания. К сожалению, это бывало крайне редко и страдания не заставляли себя долго ждать…». Значит ли это, что сказка «По щучьему веленью» вредна для ребенка? Отнюдь нет, сказка всегда многогранна, и никто, кроме родителей, не сможет показать ребенку всей ее многозначности.

Советы родителям: Читая волшебные сказки, постарайтесь понять, с кем идентифицирует себя ребенок. Можно спросить: «Кто из героев сказки похож на тебя? Если бы ты играл роль в этой сказке, кем бы ты себя назначил?» Дети не всегда выбирают героя своего пола и положительного. Это диагностический признак и повод задуматься, но ни в коем случае не повод пугаться и ругать ребенка. Просто побеседуйте о герое: чем он привлекает ребенка, какие у него слабые стороны, ошибки? Как эти качества могут пригодиться человеку в жизни? Можно также спросить, кто из сказки похож на маму, папу, брата. Только не надо критиковать ребенка за выбор, просто слушайте и пытайтесь понять. Ведь на языке сказки у ребенка и взрослого намного больше шансов стать ближе и услышать друг друга. Задавайте открытые вопросы без критики и слушайте, слушайте, слушайте!

Самодельные сказки: эффект терапии

Чтение любых сказок уже несет в себе психотерапевтических заряд, потому что сказка — это не инструкция по применению. В сказке всегда есть образ, метафора, некая дымка, а в ней лишь намек. Сказка — это, прежде всего, свобода для принятия самостоятельного решения, право на согласие или протест. Сказка — это не назидательный удар дубиной, это игра на тонких инструментах души, которая дает право оставаться самим собой и выбирать свой путь из предложенных.

Родители — не психотерапевты, они всего лишь родители. Не стоит стремиться быть психологом для своего ребенка, он вырастет и сможет найти себе много психологов-специалистов, а родители у него всегда будут одни. Лучше стать теми родителями, которые видят личность в своем ребенке, учат его следовать социальным нормам, помогают разобраться с трудностями.

Сочинение сказок для ребенка — это универсальный инструмент, который дает возможность быть с ребенком в контакте и помогать ему в решении проблем. Вы думаете, что сочинять сказки — это сложно и ответственно? Конечно, не все родители смогут быть мастерами-сказкотерапевтами, однако сказка — это один из инструментов, на котором хороший родитель, как хороший музыкант, должен хоть чуть-чуть уметь играть. Это не так сложно, потому что сказкотерапия — это, скорее, игра на барабане, чем на сложном фортепиано. Дети прекрасно и с ходу играют на барабане (да и на фортепиано не стесняются), так давайте будем учиться у них, пробовать и не бояться.

Сказкотерапия — направление практической психологии, которое использует метафорические ресурсы сказок для развития самосознания, осознания проблем и помощи в принятии решений и линии поведения.

Алгоритм сочинения сказки

1. Выделите проблему, которая беспокоит вас или ребенка

Ваше видение проблемы и ее восприятие ребенком — это, что называется, «две большие разницы». Можно сконцентрироваться как на первом варианте, так и на втором. Проблема должна быть сформулирована максимально четко: «Маша не хочет одеваться сама, хотя умеет», «Дима разбрасывает свою одежду, не убирая ее в шкаф», «Миша кусает детей в садике», «Сережа грубит бабушке, считая, что та ему все должна», «Настя не может завести подруг, обижается на всех» и так далее. Проблему формулируете вы сами, не привлекая к этому ребенка, ведь это лишь ваше предположение, а не четкий «диагноз».

2. Сформулируйте основную мысль рассказа, стержневую идею

Какие мысли вы хотите донести до ребенка, какие действия он должен совершить для преодоления проблемы? Подумайте над идеальным для вас вариантом — тем, к которому ребенок мог бы стремиться (или вам бы хотелось, чтобы стремился). Опять же, четко его сформулируйте: «Маша стала одеваться сама, даже тогда, когда рядом есть люди, способные помочь», «Дима научился убирать свою одежду в шкаф без напоминания», «Миша перестал кусать детей в садике, научился выражать негативные эмоции словами».

3. Выбор главного героя, похожего на ребенка

Герой может быть как человеком, так и зверьком, вымышленным персонажем, главное — чтобы он был похож на ребенка. Называть героя точным именем ребенка не следует, ведь у маленького слушателя должно остаться право не отождествлять себя с ним. Совпадать могут возраст, пол, любимые занятия и так далее. Очень важно, чтобы этот герой по определению был положительным. Нельзя начинать сказку со слов: «Жил-был плохой тигренок Джон, который всегда кусался и злился…». Можно сказать и по-другому, сравните: «Жил-был веселый, озорной трехлетний тигренок Джон. Иногда он так увлекался игрой, что мог даже укусить других зверят…».

4. Простройте сюжет с ошибочными действиями героя и их естественными последствиями

Наши хорошие, замечательные, любимые дети совершают ошибки, делают неправильные действия, не становясь при этом «плохими». Необходимо разделять личность (позитивную) и совершаемые негативные действия. Покажите естественные последствия, которые наступают, если неконструктивное поведение закрепляется. Например, «Все зверята стали бояться Джона, и у него совсем не осталось друзей, с которыми можно было бы весело поиграть»; «Родители очень расстраивались, когда Маша кричала: “Я не буду одеваться, сами оденьте меня!” Они не понимали, как их любимая дочка может так некрасиво себя вести и очень огорчались. Поэтому однажды…».

5. Преодоление негативного реагирования, «идеальное поведение» и его позитивные последствия

Дети выбирают линию поведения, не зная всех последствий, им трудно всегда быть «хорошими», вести себя «как надо». Ведь детские желания никто не отменял, их «хочу!» настолько сильно, что требуется весомая сила с противоположной стороны. Только значимые, любимые люди, чье расположение важно, способны противостоять этим желаниями. «Маша поняла, что когда одевается сама, мама может ей гордиться. Она сама надела штанишки, а мама стояла и радовалась: “Какая моя доченька выросла большая, уже сама умеет одеваться”, она поцеловала Машу, и они быстро пошли на прогулку…».

6. Детское соавторство

Сочиняя сказку, внимательно следите за реакцией ребенка: если ему скучно, он не следит за сюжетом, то, возможно, вы выбрали неактуальную для него проблему. По ходу сказки периодически спрашивайте: «Как думаешь, что будет дальше?» Заговорщицким тоном можно поинтересоваться: «И что он сказал?», «Она расстроилась или обрадовалась?», «Что он сделал — укусил котенка или нет?» В зависимости от ответов сюжет сказки можно выстраивать по-новому и менять его. Например, ребенок продолжает: «Да, Джон укусил лисенка, нечего забирать мячик», а вы делаете соответствующие выводы, но не спорите с ребенком: «Да, к сожалению, он опять начал кусаться, все зверята разбежались, и игра прекратилась. Стоит Джон и думает: «С кем еще можно так весело поиграть? Друзей-то не осталось».

Завершать сказку надо позитивным финалом, в котором герой преодолел все свои трудности и выбрал «правильное» решение. И никаких дополнительных нравоучений: что усвоил ребенок — то в его копилке, что нет — то нет, значит, для этого еще не пришло время.

Время на сказку

Сочинение сказок, в первую очередь, дает возможность быть ближе к ребенку. Это очень увлекательное и благодарное дело: внимательный взгляд и неподдельные эмоции ребенка гарантированы! Как детский психолог, я, разумеется, часто использую сказку в работе, но и не забываю о ней, как мама. Я не хочу быть «сапожником без сапог», поэтому у нас дома прочно поселилась девочка Глаша, которая помогает нам с дочкой Дашей справиться со всеми трудностями дня. У взрослых всегда полно дел и забот, нам вечно некогда, но детство, к сожалению, проходит очень быстро. Если захотеть, можно найти немного времени, чтобы уделить его сказкам, — это принесет только пользу и родителям, и детям. Не зря же говорится, что для хорошего воспитания нам надо тратить на детей в два раза меньше денег и в два раза больше времени. Не жалейте времени, чтобы побывать в гостях у Сказки.

Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):

— умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.

— умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь)

Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.

слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь),

пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,

Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.

Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.

Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.

Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.

Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.

Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».

Этап урока/задача

Содержание (задания)

(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)

Деятельность учителя (как помощника, организатора)

(вопросы, действия)

Деятельность учащихся

(личностные, метапредметные и предметные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие учителя. Сообщение темы урока. А для того, чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке, предлагаю послушать текст .

Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Текст.

В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну…

«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»

Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?

Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.

придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем

придумывать небылицы- придумщик

сочинять – сочинитель

обманывать — обманщик

выдумывать — выдумщик

рассказывать сказки — рассказчик

врать – врун

3.Выявление места и причины затруднений.

Рассказ учителя «Из истории языка и культуры»

Слово «врать» не всегда значило «лгать». Еще 200 лет назад, во времена А. С. Пушкина, можно было услышать: «Полно врать пустяки», то есть «говорить глупости», «попусту болтать». Первоначальное значение глагола «врать» – «говорить».

слушают и запоминают информацию.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

работа с синонимами и антонимами

Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?

выполняют задание

5.Реализация построенного проекта

работа в паре.

1.Сказка – (….) , да в ней намек, добрым молодцам урок.

2.Большая (….) начинается с маленького (….).

3. Жить в (…) как в тумане.

4.- Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, — сказал грустно Отшельник, — и лучше их и не искать?

— (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.

Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.

Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.

выполняют задание

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Текст.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».

1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.

2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.

читают текст

выполняют задания.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Составление текста.

Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)

Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)

Правда, как (солнце), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (взглянуть) боится. Правда (по земле) идет, как (стрела), а Кривда (ковыляя.) да (пошатываясь)

8.Включение в систему знаний повторение.

Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?

Ответы учеников

9. Рефлексия УД на уроке

Беседа

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?

Ответы учеников

  • Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок какая сказка так заканчивается у пушкина
  • Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок как называется сказка
  • Сказка ложь да в ней намек исследовательская работа
  • Сказка ложь да в ней намек песня слушать
  • Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок презентация