Сказка листопадничек слушать аудио

Рабочая программа по литературному чтению во 3-ем б коррекционном классе умк школа россии составила: молчанова елена александровна, учитель начальных классов,

Рабочая программа

по литературному чтению

во 3-ем (б) коррекционном классе

УМК «Школа России»

Составила: Молчанова Елена Александровна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

2020– 21 уч. г.

Раздел 1.Планируемые результаты

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам. В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;

понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;

определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;

понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

развитие умение сопереживать героям;

умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

осознание цели речевого высказывания;

умение задавать вопрос по услышанному произведению;

умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;

формирование запаса литературных художественных впечатлений;

понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;

развитие у детей интереса к художественной литературе.

Личностные результаты освоения по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

• осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

• овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов;

• использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

• развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Метапредметные результаты освоения по учебному предмету

«Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  5. умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;

  6. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  7. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

  8. формирование потребности в систематическом чтении.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.

В классе для обучающихся родным языком является русский язык, поэтому планируемые результаты предметной области «Родной язык и родная литература» достигаются в ходе освоения предметной области «Русский язык и литература».

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 3-ем классе по решению педсовета осуществляется в форме:

интегрированного зачёта – это «суммирование» итогов текущего контроля успеваемости учащихся в течение учебного года.

1 четверть. Внутришкольный мониторинг №1 Тест№4 по теме «Люби живое»

2 четверть.Внутришкольный мониторинг №2 Контрольная работа № 7 по теме «Зарубежная литература»

3 четверть.Внутришкольный мониторинг №3

4 четверть. Внутришкольный мониторинг №4

Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Текущий:

проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа;

осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме;

возможны небольшие по объёму письменные работы;

самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно для этого использовать и тестовые задания.

Тематический:

проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый:

Контрольная работа

Тестовые задания.

Раздел 2. Содержание учебного предмета

В соответствии с выделенными направлениями изучение предмета«Литературное чтение» во 2-ом классе включает следующие разделы:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.

Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).

Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Всего — 136ч.

«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.3 класс (2часть) и 4 класс 1-2 часть (частично)

Организация учебного процесса: классно — урочная.

В процессе реализации программы используются следующие педагогические

технологии:

— проблемно – поисковые;

— информационно – коммуникативные;

— объяснительно – иллюстративные;

— творческие;

— здоровьесберегающие;

— контроль знаний.

методы обучения:

— беседа

— практические

— наглядные

— упражнения

— работа с учебником

формы обучения:

— урок в зависимости от целей

— конкурс, викторина и т.д.

Требования к уровню подготовки:

  • фамилии писателей и названия их произведений для детей (трёх-четырёх);

  • наизусть 8-10 стихотворений.

  • читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам) в темпе 50-60 слов в минуту;

  • владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности речи;

  • осознанно читать про себя;

  • определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним;

  • устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;

  • пересказывать прочитанное, подробно и сжато;

  • сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в тексте сказки на основе прочитанного;

  • самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении;

  • самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Раздел 3. Планирование

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе:

— основной образовательной программы начального общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы с учётом авторской программы по литературному чтению Образовательной системы УМК «Школа России» автор: Климанова Л. Ф. «Литературное чтение»

— примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) вид — 7.2.

— федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08 июня 2015 года № 576, от 28 декабря 2015 г. №1529, от 26 января 2016 г. №38 и

от 21 апреля 2016 г. №459);

— Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

— постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528.

— методического письма «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2018/2019 уч. г.»

— учебного плана школы на 2019-2020уч.год;

— положения о рабочей программе школы, утвержденного приказом от 31.08.2016 01-05-1/155-1;

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:.

— Литературное чтение. Учебник 3кл. 2 ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. – М.: Просвещение, 2016.

— Литературное чтение. Учебник 4кл. 1 ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. и др. – М.: Просвещение, 2017.

— Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 3, 4класс (Диск CD-ROM), автор Т.С. Климанова.

— Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. / Бойкина М.В. – М.: Просвещение 2017.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Характеристика деятельности

Страницы учебника

Домашнее задание

Литературные сказки (8 часов)

1

Инструктаж по тб Знакомство с литературными сказками.Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка».

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в литературной викторине.

с. 157-159

с.157-159 читать, отвечать на вопросы

2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкинымсказкам».Герои сказки.

с. 160-164

с. 160-164 читать, отвечать на вопросы

3

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».Нравственный смысл сказки.

с. 165-169

с. 165-169 читать, отвечать на вопросы

4

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Составление характеристики лягушки.

с. 170 — 175

с. 170-175 читать, отвечать на вопросы

5

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Составление смешных историй

с. 176 — 183

с. 176-183 выразительно читать

6

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».Сравнение народной и литературной сказок.

с. 184 — 186

Подготовка к проекту

7

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ.

с. 181

Оформление продукта проекта

8

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

Произведения детских писателей

9

Замер техники чтения и пересказа содержания.

Были-небылицы (7 часов)

10

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького..

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Совершенствование умения строить небольшое монологическое высказывание о прочитанном произведении.

Прогнозирование содержания раздела.

Самостоятельное чтение.

с. 188- 193

с. 188-193 выразительно читать, учить по выбору

11

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Определение жанра произведения.

с. 194-197

с. 194-197

выразительно читать,

учить по выбору

12

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения.

с. 198-202

с. 198-202 читать, отвечать на вопросы,

13

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Выборочный пересказ

с. 203-207

с. 203-207 читать, пересказывать

14

А.И. Куприн «Слон».

Основные события произведения

с. 208-209

с.208-209 выразительно читать,

15

А.И. Куприн «Слон».

Подготовка к краткому пересказу.

с. 210-212

Произведения русских поэтов и писателей о зиме

16

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».

Контрольная работа № 1.

Стихи и рассказы о зиме

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

17

С. Чёрный «Что ты

тискаешь утёнка…»Выразительное чтение стихотворений.

Самостоятельное чтение.

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Анализ прочитанных книг.

Чтение по ролям.

Чтение текста вслух и «про себя».

Деление текста на части.

Подбор заглавия рассказа из предложенного списка.

Выразительное, осознанное чтение изучаемых произведений.

Характеристика главных героев произведения. Выборочное чтение.

Составление плана прочитанного.

с. 3-12

с. 3-10 читать, с.11-12 учить

18

С. Чёрный «Воробей», «Слон».Выразительное чтение стихотворений.

с. 13-23

с. 13-23отвечать на вопросы

19

А.А. Блок «Ветхая избушка».Выразительноечтениестихотворений.

с. 24-29

с. 24-29отвечать на вопросы

20

А.А. Блок «Сны», «Ворона».Выразительное чтение стихотворений.

с. 30-34

с. 30-34

учить по выбору

21

С.А. Есенин «Черёмуха».

Выразительное чтение стихотворений.

с. 35-37

с. 35-37 учить

22

ВМ №1

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Тест№1

с. 38-43

с. 38-43 учить

Люби живое (16 часов)

23

М.М. Пришвин «Моя Родина»

(из воспоминаний).

Заголовок – «входная дверь» в текст.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности.

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом.

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана.

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана.

Определять жанр произведения. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

с. 71-76

с. 71-76 читать, отвечать на вопросы,

24

Сочинение на основе художественного текста. Тема «Моя Родина»- основная мысль текста.

25

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Определение жанра произведения. Главные герои.

26

В.И. Белов «Малька провинилась».пересказ: дополнение содержания текста.

26

В.И. Белов «Ещё про Мальку».Герои рассказа.

27

В.В. Бианки «Мышонок Пик».Главные герои рассказа, их характеры

28

В.В. Бианки «Мышонок Пик».Составление плана рассказа на основе названия глав.

29

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

Тест

30

Б.С. Житков «Про

обезьянку».Герои рассказа.

31

Б.С. Житков «Про

обезьянку». Пересказ.

с. 77-78

с. 77-78 учить

32

Б.С. Житков «Про

обезьянку».Краткий пересказ

с. 79-84

с. 79-84 читать, отвечать на вопросы,

2 четв

33

Б.С. Житков «Про

обезьянку». Составление плана рассказа

с. 85-86

с. 85-86 читать, отвечать на вопросы

34

В.Л. Дуров «Наша

Жучка».Составление плана рассказа

с. 87-93

с. 87-93 читать, отвечать на вопросы

35

В.П. Астафьев «Капалуха».

Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

с. 93-95

с. 93-95 читать, отвечать на вопросы

36

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Нравственный смысл рассказа.

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».Тест№4

с. 96-99

с. 96-99 читать, пересказывать

36

с. 99-103

с. 99-103 читать, отвечать на вопросы

37

Е. А. Благинина «Простокваша».

В. Н. Орлов «На печи».

с. 104-105

с. 106

с. 104-105 читать, отвечать на вопросы,

Читать рассказы о дружбе, пересказывать.

38

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Вн.чтение: «Я и мои друзья»

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

39

С.Я. Маршак «Гроза днём».

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть.

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно.

Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения.

Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть стихи.

с. 107-109

с. 107-109 читать, составить 1 загадку

40

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…».Выразительное чтение стихотворения,используя интонацию

41

А.Л. Барто «Разлука», «В театре».

Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

с. 110-112

с. 110-112 читать,

учить по выбору

41

с. 112-113

с. 112-113 читать,

42

С.В. Михалков «Если».

Выразительное чтение.

с. 114-115

с. 114-115 читать,

учить по выбору

43

Е.А. Благинина

«Кукушка». Выразительное чтение.

с. 116

с. 116 читать, учить

44

Е.А. Благинина «Котёнок».

Выразительное чтение.

с. 117-118

с. 117-118 читать, учить отрывок

45

Проект№3

«Праздник поэзии». Выразительное чтение стихов.

с. 119-121

с. 119-121 читать,

учить по выбору

46

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Тест№ 5.

с. 122-125

Оформление продукта проекта

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)

47

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст по ролям.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста.

с. 128 -129

Составление рассказа: «И в шутку и всерьез»

48

А.П. Платонов «Цветок на земле».Герои рассказа, особенности речи героев.

Чтение по ролям.

с. 130-133

с. 128-133 выразительно читать

48

с. 134-138

с. 134-138 выразительно читать

49

А.П. Платонов «Ещё мама».

Чтение по ролям.

Главная мысль произведения.

с. 139-144

с.139-144 выразительно читать

49

с. 144-149

с. 144-149 выразительно читать,

50

М.М. Зощенко «Золотые слова».Особенности юмористического рассказа.

с. 150-152

с. 150-152 выразительно читать, учить по выбору

51

М.М. Зощенко «Великие путешественники».Смысл названия рассказа. Герои.

с. 153-154

с. 153-154 выразительно читать, учить по выбору

52

М.М. Зощенко «Великие путешественники».Главная мысль произведения.

с. 155-160

с. 155-160 читать, отвечать на вопросы

53

Н.Н. Носов «Федина

задача».Особенности юмористического рассказа.

с. 161-164

с. 161-164 читать

54

Н.Н. Носов «Телефон».

Анализ заголовка

с. 164-167

с. 164-167 читать, отвечать на вопросы

55

В.Ю. Драгунский «Друг детства».Главная мысль произведения.

с. 168-170

с. 168-170 читать, отвечать на вопросы

56

ВМ №2

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Контрольная работа № 6.

Читать стихи и рассказы детских писателей

По страницам детских журналов (8 часов)

57

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах.

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы).

с. 171-173

Пересказ сказки, рисунок

58

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».Ответы на вопросы по содержанию.

с. 174-175

с.174-175 читать, отвечать на вопросы

59

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

с. 176-179

с. 176-179 читать,

учить по выбору

3 четв

60

Г.Б. Остер «Вредные советы».

Создание собственного сборника добрых советов.

с. 179-180

с. 179-180 читать, отвечать на вопросы

61

Г.Б. Остер «Как получаются

легенды».Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Пересказ.

с. 181

с. 181 читать, отвечать на вопросы

62

Р. Сеф«Весёлые стихи». Выразительное чтение

с. 182-187

с. 182-187 читать, пересказывать

63

Проект№4 «Создание сборника добрых советов»

с. 188-193

с. 188-193 пересказывать

64

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».

с. 194-196

с. 194-196 читать,

Зарубежная литература (8 часов)

65

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя).

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

с. 4-7

с. 4-7, читать

66

Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

с. 18-19

с. 18-19 читать, пересказывать

67

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

с. 20-21

с. 20-21 читать

68

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».Нравственный смысл сказки.

с. 22-27

с. 22-27 читать, пересказывать

69

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».Создание рисунков к сказке.

с. 28-31

с. 28-31 читать

70

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

Контрольная работа №7

с. 32-35

с. 32-35 читать

71

Подготовка сообщения о великом сказочнике.

с. 36-39

с. 36-39 читать, отвечать на вопросы, пересказывать

72

Обобщающий урок. Литературная викторина.

с. 40-43

с. 40-43 читать, пересказывать

Летописи, былины, жития (8 ч)

77

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

– прогнозировать содержание раздела;

– ориентироваться в учебнике по литературному чтению;

– применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

– находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника;

– предполагать на основе названия содержание главы;

– пользоваться словарём в конце учебника.

– выделять языковые средства выразительно­сти;

– понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам);

– характеризовать связь произведений литературы с другими видами искусств.

– обнаруживать в тексте приметы конкретно — исторического времени, исторические и географические названия;

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочи­танного) произведения;

с. 47-50

с. 47-50читать, отвечать на вопросы, пересказывать

78

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» Произведения устного народного творчества.

с. 51-57

Произведения русского народного творчества

79

Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

с. 59-61

с. 60-61 читать

80

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

с. 62-63

с. 62-63 читать выразительно, учить по выбору

81

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» Герой былины – защитник Русского государства.

с. 64-65

с. 64-65 читать, отвечать на вопросы, учить по выбору

82

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.Картина В. Васнецова «Богатыри»

с. 66-67

с. 66-67 читать выразительно, отвечать на вопросы

83

Сергий Радонежский – святой земли Русской Житие Сергия Радонежского. Образные языковые средства.

с. 68-71

с. 68-71 учить отрывок

84

Проект №1

«Создание газеты в газете к памятной дате» «Календарь исторических событий»

с. 72-75

с. 72-75 читать выразительно,

Чудесный мир классики ( 16 ч )

85

П.П. Ершов «Конек – Горбунок» Герои произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения.

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать нравственное содержание прочитанного.

– читать без ошибок в темпе разговорной речи;

– определять жанр произведения;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения;

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять жанр произведения;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры;

с. 76-77

с. 76-77 учить отрывок

86

П.П. Ершов «Конек – Горбунок» Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка.

с. 78-80

Принести произведения русских поэтов.

87

П.П. Ершов «Конек – Горбунок» Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

88

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» Авторское отношение к изображаемому.

89

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Герои произведения Мотивы народной сказки в литературной

90

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев. Деление сказки на части.

91

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Урок – КВН по сказкам А.С.Пушкина.

92

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» Жанры литературных произведений.

93

М. Ю. Лермонтов

«Ашик – Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

94

М. Ю. Лермонтов «Ашик –Кериб». Устное изложение текста по плану.

95

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Тема, главная мысль, события, последовательность

96

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство» Произведения классической литературы.

97

ВМ №3

Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Жанры литературных произведений.

98

Тест №1по разделу «Чудесный мир классики»

99

А. П. Чехов «Мальчики». Тема, главная мысль, события, последовательность.

100

Обобщающий урок по разделу А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

Поэтическая тетрадь ( 8ч )

101

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Настроение лирического героя.

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи;

– определять настроение поэта и лирического героя;

– находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять.

– воспринимать на слух художественное произведение;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

102

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки» Образные языковые средства.

103

А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Образные языковые средства.

104

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов «Школьник» Образные языковые средства.

105

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…». И. Передача настроения и чувства стихотворения

106

А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина Образные языковые средства.

107

Слово как средство художественной выразительности. Стихи о природе поэтов Ярославского края.

Тест 2

108

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь.

Устный журнал «Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Литературные сказки ( 12 ч )

109

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы.

Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять интересные словесные выражения в произведении.

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Воспринимать и различать на слух

с. 148-151

с. 150-151 читать, пересказывать

110

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

111

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра

с. 152-155

с. 152-155 читать, пересказывать

112

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией.

с. 156-159

с. 156-159 читать, пересказывать

113

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Оценка иллюстрации к произведению.

с. 160-162

с. 160-162 читать, пересказывать.

114

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.Пересказ по плану

с. 162

с.162 читать, отвечать на вопросы

115

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.Пересказ по плану

с. 163

с. 163 читать, отвечать на вопросы;

116

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения.

с. 164-166

117

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Пересказ по плану.

Творчество русских поэтов

118

Обобщение по разделу

Делу время — потехе час ( 9 ч )

119

Работа над ошибками.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Литературная сказка.Инсценирование произведения.

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– определять нравственный смысл произведения;

– характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

– вступать в учебный диалог;

– называть знакомые произведения В. Драгунского;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки;

– читать вслух и про себя, осмысливая содержание прочитанного.

с. 167-170

с. 168 -170 учить по выбору

120

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения Герои произведения

с. 170-172

с.170-172 выразительное чтение, отвечать на вопросы

121

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Герои произведения

с. 173

с. 173 учить

122

В. Ю. Драгунский «Главные реки»Смысл заголовка. Герои произведения.

с. 174-175

с. 174-175 выразительно читать, учить

123

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Рассказ

с. 175-177

Принести произведения русских поэтов

124

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

с. 178

с. 175-177 читать выразительно, учить по выбору

125

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» Вопросы по содержанию прочитанного, ответы на них.

126

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Рассказ. Осознанность и выразительность чтения.

127

Тест №3

Обобщение изученного.

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе

Страна детства ( 7 ч )

128

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Понимание содержания литературного произведения

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– многократно перечитывать текст с разными задачами;

– характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков.

– воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения;

129

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения

130

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

131

Обобщение по разделу.

132

Подведение итогов

Оценка работ по литературному чтению

Выставление отметки читательской деятельности:

«5» — без ошибок

«4» — 2 грубые и 1-2 негрубые ошибки

«3» — 3-4 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых

«2» — 5 и более грубых ошибки

Выставление отметки умения пересказывать текст:

«5» — логически и последовательно построенный рассказ

«4» — незначительно нарушена последовательность изложения материала, имеются единичные фактические и речевые ошибки

«3» — имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей

«2» — имеются значительные отступления от авторского текста, отсутствуют важные эпизоды, главные части, нарушена последовательность изложения мысли, отсутствует связь между частями или отдельными предложениями, крайне однообразен словарь

Техника чтения: Объём

1 класс

I полугодие: 5-10 словII полугодие: 10-20 слов

2 класс

I полугодие: 20-30 словII полугодие: 30-40 слов

3 класс

I полугодие: 40-50 словII полугодие: 50-60 слов

4 класс

I полугодие: 60-70 словII полугодие: 70-80 слов

«5» — норма, выше нормы «4» — не менее 75% от нормы

«3» — не менее 50% от нормы «2» — менее 50% от нормы

Примечание:

При проверке техники чтения учитывается способ чтения, выразительность, правильность, осознанность.

Грубыми ошибками считаются:

— искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов слов);

— неправильная постановка ударения (более двух);

— чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

— непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

— неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

— неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

— нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

— нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

— монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Негрубыми ошибками считаются:

— не более двух неправильных ударений;

— отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

— осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

— неточности при формулировке основной мысли произведения;

Перед тем как прочитать ребенку сказку прочтите ее название и спросите: «Как ты думаешь, о чем пойдет речь в рассказе?»

Отгадай загадку и узнаете о ком же этот рассказ.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

После прочтения, задайте следующие вопросы ребенку:

  • О ком это произведение?
  • Почему зайчат называют листопадничками?
  • Кто их так называет?
  • Где живут зайцы?
  • Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
  • Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?
  • Почему?

  • Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
  • Какие еще птицы улетают на юг?
  • Почему?

  • Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
  • Как животные готовятся к зиме?
  • Как бобры строили свою плотину?
  • Как бобры спасали Листопадничка?
  • Как вы считаете, «Листопадничек» — это сказка или рассказ?

Выполните следующее задание:

Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.

(Лиса, иволга, слон, тигр, осёл, павлин, антилопа, дикобраз, носорог, ирбис, чечетка, еж, кабан)

Листопадничек

И.С. Соколов-Микитов
Сказка.

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

— Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть».

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас все очень хорошо, — говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

— Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

— Это разбойница выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Ай, ай, кто это?

— Это я, — сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять.С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

  • Сказка лобанова про картавого ящера
  • Сказка лиса кот и петух русская народная сказка читать с картинками
  • Сказка лиса и медведь читать краткое содержание
  • Сказка лиса и лапоть текст читать
  • Сказка лисичка сестричка и волк чему учит сказка