Глава 1 Шок
Аккуратно рассаживая цветочки на свежевскопанной могилке, я утирала грязной рукой лоб. Спина ломила нещадно, разводы грязи наверняка слой за слоем покрывали мои щёки усыпанные прыщами, которые норовили вскоре распространиться по всему моему телу. Три года тому назад, в этом несчастном создании бомжеватого вида, никто бы не признал Вику Соломину. Эх, да что уже поминать былое, нытьем себе не поможешь.
— Спасибо За-Алет тебе за все. – от чистого сердца поблагодарила покойную старушку – За то, что приютила горе-попаданку, не побоялась, обогрела и научила чему могла.
Попрощавшись, попыталась встать с колен, не удержав страдальческого стона, пошла в сторону лачужки. Эта землянка, затерянная в чаще леса стала для меня домом в первые и последующие дни пребывания в мире Элтаэ.
Душещипательной биографии с моей стороны не дождетесь, попав в этот мир и узнав, что домой обратно мне не вернуться, решила забыть свою предыдущую жизнь. Хотя вспоминать было что и сожалеть об утраченном тоже. Вот именно из-за последнего начала считать, что родилась заново, духовно. Нового тела у меня нет и в ближайшем будущем не планируется, это бы сохранить. Магией или манной, мое тело рожденное в техногенном мире не обладало. Хотя сейчас бы очень пригодилось, ну чего нет того нет.
Пора было собираться в дорогу и как следует озаботиться своей экипировкой. Одинокая девушка в пути лакомый кусочек для разбойников. В парня нарядиться тоже не получиться, по простой причине, гномов в этом мире нет, а самые низкорослые жители мужского пола обладали ростом под два метра(и это люди, на минуточку!). Чем подобная закономерность обусловлена не знаю, но по словам За-Алет это было нормой для этого мира, женщины всегда ниже хотя и она ростом не была обделена, метр восемьдесят примерно.
Сухонькая старушка подобного роста сперва вызывала во мне ощущение внутреннего противоречия, характер к тому же у старой жерди был не сахарным, я вам скажу. Об этом узнала уже после изучения их речи и нашего тесного общения. Ее саркастические замечания порой вызывали зубной скрежет, но взывали к моей славянской душе и будили воспоминания о доме. С моим ростом метр шестьдесят четыре, я частенько чувствовала себя пигмеем когда к старой ведьме приходили жители из деревеньки неподалёку. Как неподалёку, в трёх километрах приблизительно. Внимание сперва привлекала много, а учитывая не знания мною местного языка, пришлось притвориться глухонемой. Из заинтересованных, взгляды резко превратились в жалостливые, а порой и брезгливые. Потом ничего, привыкли, что у старушки живёт внучка инвалид. Моя «немота» совершенно не была помехой для таких услуг как «принеси-подай» или же помешиванию зелий, точнее настоек. Привыкла и я молчать.
Сперва За-Алет всюду водила меня за собой, кроме походов в деревню, скрывала что ли или стеснялась, не знаю, её мотивы были мне неведомы. После первого года проживания, когда я более или менее стала разговаривать, для того чтобы избавиться от акцента и понимать быструю речь ей пришлось взять меня с собой и туда. Чего она опасалась не знаю, глухомань как глухомань. Жители реагировали на меня адекватно, перестав считать чем-то чужеродным, на мои дружелюбные улыбки ворчали нечто на подобии «полоумная». Правда это не мешало им обменивать настойки от болячек то на молоко, то на яйца или же хлеб, когда приходила одна в деревню.
Каюсь после этого случая улыбаться вечно угрюмым людям перестала.
Как потом стало ясно, За-Алет по своему меня уберегла, когда мы бывали в деревне она со мной не разговаривала и постоянно одёргивала за рукав если я отвлекалась, так что слава глухонемой за мной закрепилась окончательно. В связи с непросвещённостью местного населения они считали, что глухотой можно заразиться, говорю же средневековье дремучее. Мне человеку выросшей в двадцать первом веке, их мышление казалось странным .
Я не спорила и во всем слушалась старушку, помогала ей чем могла: хворост таскала, печь топила и травы собирала. Со временем она стала втолковывать в мою голову названия и свойства той или иной травки. Такая едва не затворническая жизнь уберегла меня от участи быть подстилкой каждому пятому.
Как-то осенью, на втором году моего проживания у знахарки, в очередной мой поход в деревню я увидела толпу около помоста. Сперва даже не обратила внимание на происходящее, меня За-Алет послала в деревню за солью и хлебом к местному пекарю. По большему счёту мне было даже не интересно, что могло вызвать такой ажиотаж у местных аборигенов. Поэтому не оглядываясь по сторонам неторопливо шагала в сторону цели моего прибытия. На удивление дверь открыли лишь на пятый раз, хотя неделю ранее стоило мне лишь раз стукнуть, как дверь открывали сразу.
— Чего тебе убогая ? – дверь открыл пекарь собственной персоной, удивительно, как это он жену не заставил, молча протянула бумагу с запиской, мазнув по ней глазами и бросив угрюмый взгляд за мою спину, пропуская меня в дом пробормотал – Проходи коль пришла, двери за собой на засов запри.
И пошел в сторону подвала, я же выполнив распоряжение с легким интересом обвела пространство и не заметила обычно снующей туда сюда жены этого угрюмого типа. Обычно пекари, представляются этакими добродушным толстячками, Бородач Вар в это представление не вписывался, он был коренаст с пудовыми руками как у местного кузнеца и отличался всегда угрюмым взглядом из под бровей а-ля Брежнев.
— Вот. Держи. – когда он вернулся из погреба то нёс с собой огромную плетеную корзину, я благодарно кивнула головой – Ну хоть засов додумалась за собой закрыть.
Даже бровью не повела, глухая ведь, он в свою очередь открыв дверь, воровато огляделся вокруг прежде чем меня выпустить. Странный тип пропустил меня на улицу. Когда я вышла за порог, толпа окружающая помост как раз расступилась и одновременно с тем как за спиной хлопнула дверь, перед моими глазами предстала картина группового изнасилования среди белого дня. Не сказать было что хоть один житель возмущен происходящим, наоборот поголовно все кто был на площади, с нетерпением натирали свои гениталии. Благо хоть штаны не снимали, в предвкушении ожидая своей очереди. И было их там не много не мало человек пятьдесят, походу все холостые мужики посёлка.
Слушать аудиокниги исполнителя «Огневой Константин» онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «audio-kniga.com.ua». Все полные и интересные аудиокниги книги в исполнении «Огневой Константин» на телефон и андроид.
Штат местной газеты взволновала свежая городская новость — самоубийство чиновника и его юной любовницы из-за невозможности реализовать свою любовь. Один из сотрудников, пожилой седовласый мужчина, согласился рассказать свою историю, «на вид совершенно ничтожную и тем не менее скрывающую за собой больше страданий и радостей, чем это ужасное происшес…
Заметил однажды крестьянин Панкрат Пантелеев с женою своею, Марфою Емельяновною, «диковинку невиданную»: по ночам кто-то внучку их, маленькую Варю, обхаживал, умывал и причесывал, да пряжу для хозяйки плёл. Решили Панкрат и Марфа, что это проделки Кикиморы, что поселилась у них и решили отважить её от своего дома. Но нелегким это оказалось делом……
Что есть месть — торжество справедливости или новое зло? Путь к успокоению души или дорога к вечным душевным терзаниям? Что это за страшное чувство, которое способно уничтожить не только обидчика, но и выжечь душу мстителя?
Малоизвестный рассказ «раннего» А.И. Куприна о страшной истории старого панского дома.
Рассказ с по…
У каждого есть свои недостатки, о которых порой и не догадываешься. И если кто-то указывает тебе на них, с жаром призывая измениться, следует помнить историю главного героя этого рассказа, который «обрёл истину» и сумел стать другим человеком. Но сумел ли он стать лучше?…
Америка. Гражданская война 1861—1865 гг. В армии северян служит лейтенант Герман Брэйл, своей безмерной отвагой и храбростью, граничащей с гордым безрассудством, заслуживший уважение даже среди солдат противника. Но… «человек, игнорирующий закон вероятности, бросает вызов такому противнику, который редко терпит поражение». И лишь после драматическо…
Откомандировали как-то трёх солдатиков на сутки белить-красить. Справили они к вечеру полдела, подзакусили-подзаправились. Самое время закурить – ан табаку ни крошки… Надо жребий бросить — кому в город за махоркой идти. Но узелки тянуть неинтересно и потому решили они «сказки врать». Кто с брехни собьется, на настоящую правду свернет, тому и идти……
Настаиваю на отнесении данного рассказа неподражаемого Чехова к жанру фантастических! Да, да! Именно так! И, казалось бы, нет ничего фантастического в том, что возомнившая себя писательницей дама, настоятельно просит маститого литератора безотлагательно прослушать написанную ею драму? Однако, чтобы понять всю фантастичность этого юмористического ра…
Как в народе говорится: бражку пей — увидишь и чертей! Но отставному штабс-капитану Овчинникову, отъявленному алкоголику, чуть за ухо попало, так и черт ему не брат! Но однажды, всё же, пришлось ему и с настоящим бесом познакомиться……
Ироничный и поучительный рассказ непревзойденного Артура Конан Дойла о невероятных успехах на поприще дипломатии, достигнутых супругой британского министра иностранных дел. В то время как министр вынужден отлеживаться дома, сраженный подагрой, его жена (обойдя его с флангов), проводит серию блестящих переговоров, успешно решая проблему, которую, по…
Печальный рассказ о доле молодого человека, чье детство было сытым и счастливым, а будущее рисовалось безоблачным и зажиточным. Но судьба безжалостна, и теперь ему приходится зарабатывать на хлеб нелегким извозчичьим трудом. И невдомёк ему, что везёт он причину своего несчастья — родного дядьку, обобравшего когда-то своих родителей и лишившего Вань…
Детективный мини-рассказ Александра Грина являет собой несложную для слушателя загадку, в которой ключом выступает предсмертная записка. Профессор, застигнутый грабителем врасплох, понимая, что пощады ему не будет, просит злодея об одном — дать ему пять минут, чтобы дописать свой научный труд……
В канун веселого праздника Рождества, коему приличествуют доброта, благочестие и милосердие, к дому престарелых, носящему имя филантропа Эберсаша, давно покинувшего местные земли и потому позабытого местными жителями, бредет «проситель, рассчитывающий получить место в «Убежище», куда только бедность и открывала дорогу»….
С каждым днем все большей популярностью начинают пользоваться аудиокниги. Это неудивительно, ведь благодаря им можно совместить приятное с полезным, например, прогуливаясь по парку или за рулем автомобиля, занимаясь спортом или делая домашнюю уборку, можно слушать любимые произведения. Но многие любители аудиокниг отдают предпочтение не только автору книги, но и исполнителю аудио варианта.
Удобный фильтр книг позволяет решить и эту проблему. Вы без проблем можете найти любого исполнителя и выбрать книгу, которая Вас интересует.
Любителям аудиокниг в исполнении Огневой Константин мы предлагаем прослушать такие произведения как:
- Куприн Александр — Святая любовь
- Сомов Орест — Кикимора
- Куприн Александр — Ночью (Этюд)
У нас собрано большое количество интереснейших аудиокниг различных авторов и исполнителей.
На audio-kniga.com.ua Вы всегда найдете то, что Вам нужно. Слушайте с удовольствием!
Ваш ребёнок только закончил первый класс, и теперь его ждут настоящие школьные каникулы! Лето — это маленькая жизнь, особенно для юных школьников. Море приключений, интересных занятий и новых друзей. Отличным времяпрепровождением, особенно уютным вечером или дождливым днём, станет чтение книги.
Читать летом после 1 класса необходимо, чтобы не снижались скорость и техника чтения. Кроме того, чтение улучшает орфографическую зоркость, повышает общую грамотность, учит говорить литературным языком.
В этой статье вы найдёте список литературы на лето для внеклассного чтения после 1 класса, составленный по разным программам. Необязательно стараться одолеть все книги. Лучше выбрать те, что точно понравятся ребёнку и привьют ему любовь к чтению на долгие годы.
Содержание:
Список литературы на лето «Школа России»
Список «Школа Россия» — основной, он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений. Именно его дают на летнее чтение большинство учителей начальной школы, когда ученики заканчивают первый класс и переходят во второй.
Русская литература
- А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
- Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Два товарища».
- Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей».
- М. М. Зощенко «Ёлка».
- В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
- П. П. Бажов «Серебряное копытце».
- М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб».
- В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка трусишка», «Кто чем поёт».
- В. В. Медведев «Обыкновенный великан».
- Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот».
- А. М. Волков «Волшебник изумрудного города».
Зарубежная литература:
- Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утёнок».
- Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь».
- Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».
- Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».
- Т. Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение».
- А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
- А. Милн «Винни Пух и все-все-все».
- Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы».
Стихи:
- Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа».
- С. Михалков «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание».
- С. Маршак «Дремота и зевота», «Рассказ о неизвестном герое», «Детка в клетке», «Школьнику на память».
- К. Чуковский «Доктор Айболит».
- Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».
Читайте также Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?
Список на лето по программе «Перспектива»
- Сказки народов России.
- Русские народные сказки.
- Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
- В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка».
- А. Пушкин «Птичка Божия не знает…».
- В. Даль «Что значит досуг?» .
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
- А. Толстой «Колокольчики мои».
- Л. Толстой «Филипок».
- К. Ушинский «Рассказы о животных».
- Н. М. Артюхова. «Подружки».
- В. Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
- Г. Остер «Вредные советы».
- Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился».
- С. Маршак «Весёлый счёт от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
- Т. Собаки. «Песни бегемотов».
- А. Усачев. «Умная собачка Соня».
- Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
- Д. Биссет «Про поросёнка, который умел летать».
- Братья Гримм «Король-Дроздовик».
Список книг на лето «21 век»
- Русские народные сказки.
- Сказки братьев Гримм.
- Сказки Андерсена.
- С. Михалков «Праздник непослушания».
- И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин!» и др.
- А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
- К. Чуковский. Стихи и сказки.
- С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
- П. Бажов «Серебряное копытце».
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
- В. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и др.
- Е. И. Чарушин. Рассказы.
- В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» и др.
- Н. Н. Носов «Фантазеры», «Затейники» и др.
- В. Бианки «Хвосты», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт?», «Как муравьишка домой спешил» и др.
- Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
- Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица».
- В. Катаев «Цветик-семицветик».
- Стихи русских поэтов о природе.
- Стихи Заходера.
Список литературы для чтения летом «2100»
- Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста-ясна сокола», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».
- Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
- Сказки народов мира: сказки народов Прибалтики, татарские народные сказки, тридцать три Егорки (скороговорки), японские народные сказки.
- А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
- П. Бажов «Сказы».
- П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
- В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
- М. Коршунов «Петька и его, Петькина жизнь», «Дом в Черёмушках».
- Е. Чарушин «Никита и его друзья».
- Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
- А. Курляндский «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят».
- А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
- В. Хмельницкий «Соловей и бабочка».
- В. Берестов «Как найти дорожку».
Стихи:
- Заходер стихи и сказки.
- О. Григорьев «Стихи».
- Л. Квитко. Стихи для детей.
- С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
- Н.Матвеева. Стихи.
- Г. Остер «Вредные советы».
- Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании», стихи.
- И. Демьянов «Ребятишкина книжка».
- А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной».
- Ю. Владимиров «Чудаки».
Зарубежные авторы:
- Родари «Приключения Чиполлино».
- Т. Янсон «Ветер в ивах».
- А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
- А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
- Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит».
- Т. Янсон «Шляпа Волшебника».
Задания на лето для будущего второклассника
Чтобы ребёнок за длинные каникулы не потерял приобретённые в первом классе знания и навыки, выполняйте несколько простых упражнений. Заниматься стоит по несколько минут в день, и ни в коем случае не заставлять ребёнка учиться силком. Так вы рискуете вызвать у юного школьника нелюбовь к учёбе и поглощению новых знаний.
Русский язык
1. Повторить (или выучить) словарные слова, написание которых первоклассник должен знать наизусть:
Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, работа, ребята, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, хорошо, язык.
2. Переписывать и писать под диктовку тексты небольших размеров (по 30-40 слов).
3. Доделать задания в школьной печатной тетради.
Математика
1. Выучить наизусть таблицу сложения и вычитания в пределах 10. Начать знакомиться с таблицей умножения.
Мы подготовили подробные инструкции о том, как быстро и легко выучить таблицу умножения. Смотрите видео выше или читайте материал в блоге — Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы.
2. Доделать задания в школьных печатных тетрадях.
Чтение
Каждый день читать по 15-20 минут книгу из списка литературы, выбранного выше.
Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»
Касторенского района Курской области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов от «___»_______________2020г, протокол №___ Руководитель ШМО_________ (Л.В.Капаева) | Согласована на методическом совете Протокол №__ от «___»_________2020г. Заместитель директора по УВР ___________________Е.В.Самончева | Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № ___ от «___»_________________2020г. Председатель педагогического совета ____________________ (Н.В.Карагодина) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «В мире книг»
направление –общеинтеллектуальное
для учащихся 2 «Б» класса
на 2020– 2021 учебный год
учителя начальных классов
Колесниковой ольги Александровны,
I квалификационная категория
Утверждена приказом от
«___»_________2020 г. №__
Директор школы
___________(Н.В. Карагодина)
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.ФГОС начального общего образования. Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
3. ООП НОО МКОУ «Касторенская СОШ №1»
4.Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год
5.Локальный акт МКОУ «Касторенская СОШ №1» (об утверждении структуры рабочей программы)
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов.
Курс рассчитан на 68 часов в год, включает 2 занятия в неделю. В связи с праздничными днями календарно-тематическое планирование рассчитано на 64 часа.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, пересказ);
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
- Отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
- Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
- Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
- Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
- Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
- Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
- Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
Содержание программы
В содержание программы включены два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения:В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Стихи о школе и детях | 2 |
2 | Сказки и рассказы о животных | 6 |
3 | Русские народные загадки | 2 |
4 | Времена года | 8 |
5 | О Родине | 5 |
6 | О дружбе | 10 |
7 | О добре и зле | 6 |
8 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве | 3 |
9 | Весёлые стихи и рассказы | 5 |
10 | О героизме и трусости | 4 |
11 | Рассказы и стихи о подвигах | 2 |
12 | Произведения о ребятах – сверстниках | 4 |
13 | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум | 2 |
14 | Стихи и рассказы о маме | 4 |
15 | Работа с книгой | 5 |
ВСЕГО ЧАСОВ | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | |
По плану | По факту | ||
1 | 07.09 | С.Я.Маршак «Первый день календаря»,«Про одного ученика и шесть единиц» | |
2 | 07.09 | А.Плещеев «Чему в школе учат» | |
3 | 14.09 | В. Сутеев «Мышонок и карандаш» | |
4 | 14.09 | Р. Киплинг «Слонёнок» | |
5 | 21.09 | Загадки о животныхСеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки» | |
6 | 21.09 | Русские народные загадки | |
7 | 28.09 | Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное» | |
8 | 28.09 | В.А.Осеева «Пёрышко» | |
9 | 05.10 | Худому делу — худой конец. Итальянская сказка «Как осёл петь перестал» | |
10 | 05.10 | С. Баруздин «Кляксы» | |
11 | 12.10 | В.Берестов «Змей – хвастунишка» | |
12 | 12.10 | Стихи о Родине | |
13 | 19.10 | Могилевская «Сказка о громком барабане» | |
14 | 19.10 | Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» | |
15 | 09.11 | Сказки о животных | |
16 | 09.11 | Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» | |
17 | 16.11 | К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» | |
18 | 16.11 | Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин» | |
19 | 23.11 | Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» | |
20 | 23.11 | Забавные стихи.А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» | |
21 | 30.11 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». | |
22 | 30.11 | Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | |
23 | 07.12 | Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | |
24 | 07.12 | Рассказы и стихи о подвигах.М.Зощенко «Самое главное» | |
25 | 14.12 | Емельянов «Храбрая девочка» | |
26 | 14.12 | Сказки о настоящей дружбе.Афганская сказка « Волк – ябедник» | |
27 | 21.12 | Африканская сказка «Вот так дружба!» | |
28 | 21.12 | О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», | |
29 | 28.12 | Артюхова « Трусиха», | |
30 | 28.12 | С.Михалков «Прививка» | |
31 | 11.01 | К.Ушинский «Трусливый Ваня» | |
32 | 11.01 | Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» | |
33 | 18.01 | Жизнь дана на добрые дела. Е.Пермяк « Пичугин мост» | |
34 | 18.01 | Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек» | |
35 | 25.01 | С.Михалков « Про мимозу» | |
36 | 25.01 | Н. Г. Гарин — Михайловский «Тёма и Жучка» | |
37 | 01.02 | Н. Г. Гарин — Михайловский «Тёма и Жучка» | |
38 | 01.02 | Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход» | |
39 | 08.02 | А.Гайдар «Сказка о военной тайне» | |
40 | 08.02 | А.Гайдар «Сказка о военной тайне» | |
41 | 15.02 | С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | |
42 | 15.02 | Книги о ребятах и их делах. А. Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» | |
43 | 22.02 | Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям» | |
44 | 22.02 | Э. Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». | |
45 | 01.03 | Знай и люби родную природу! Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» | |
46 | 01.03 | Снегирев « Про пингвинов» | |
47 | 15.03 | Г. Скребицкий «Колючая семейка» | |
48 | 15.03 | Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» | |
49 | 22.03 | Н.Павлова « Живая бусина» | |
50 | 22.03 | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы» | |
51 | 05.04 | Н.Носов «Огурцы» | |
52 | 05.04 | Н.Носов «Огурцы» | |
53 | 12.04 | А. Гайдар «Чук и Гек» | |
54 | 12.04 | А. Гайдар «Чук и Гек» | |
55 | 19.04 | А. Гайдар «Чук и Гек» | |
56 | 19.04 | Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка — забота», | |
57 | 26.04 | Емельянов « Рассказы о маме» | |
58 | 26.04 | «Легенда о матерях» | |
59 | 17.05 | Трутнева «Проталинки» | |
60 | 17.05 | Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», | |
61 | 24.05 | В.Осеева « Кто всех глупее» | |
62 | 24.05 | Выставка рисунков к любимым книгам | |
63 | 31.05 | Игра – викторина «Угадай сказку» | |
64 | 31.05 | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный».Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Энгельсовская основная школа № 18»
Воспитательное мероприятие
«Сказочный мир Владимира Даля»
Подготовили :
учителя начальных классов
Захарова О. А.,
Игнатик Л. А.,
Фиськова Ю. В.,
Чернявская Э. П.
2021 г.
Форма проведения : литературная гостиная с элементами театрализации
Категория обучающихся : 1-4 классы
Цели:
-
ознакомить обучающихся с биографией и творчеством В. И. Даля,
с его сказками, загадками, пословицами;
-
раскрыть вклад писателя в развитие русского языка и культуры;
-
способствовать активизации творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей обучающихся;
-
воспитывать чувства уважения к великому человеку, любовь к родному слову, патриотизм.
Приемы:
— театрализация;
— беседа;
— выступления обучающихся.
Оборудование : декорации, плакаты, маски и костюмы героев, грамоты для награждения.
Ход мероприятия
Звучит музыка , дети входят в зал , рассаживаются по кругу.
Учитель 1: — Дорогие друзья, сегодня у нас праздник , посвященный удивительно талантливому человеку, русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Всю свою жизнь он посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.
Учитель 2: Давным-давно, когда ещё не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Мальчика очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронёс через всю жизнь. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в сказочный мир Владимира Ивановича Даля, познакомиться с его биографией, с его загадками и пословицами, попробовать оживить его сказки, поучаствовать в викторинах.
Учитель 3:
Внимание! Внимание! Сенсация!
На творчество Даля ориентация. Калейдоскоп его жизни уникальный. Результат творчества оригинальный. Владимир Иванович край Луганский прославил, Он толковый словарь составил.
«Нет равных его словарю!»…
Я уверенно об этом говорю. Был псевдоним у Даля, как мы узнали, Казак Луганский его величали. Собрал человек слова… О них поведал сполна.
Учитель 4 :
Владимир Даль – лингвист, учёный –
Всем делом жизни стал «Словарь»
Труд в двести тысяч слов огромный
Потомкам он оставил в дар.
В его фамилии вся ширь
Полей, степных просторов,
А в имени – весь собран мир,
Казак Луганский всем нам дорог.
Он жил, работал и творил,
Срастаясь с русскою землёю
Людей и их язык любил
Всем сердцем, всей душою.
Учитель 1:
А сейчас познакомимся с биографией Владимира Ивановича Даля.
(Сообщения детей)
Чтец 1:
Родился Владимир Иванович Даль 10 ноября 1801 года в городе Луганске в семье врача. До 13 лет мальчик обучался дома. В 15 лет поступил в морской кадетский корпус, через 5 лет уже служил на флоте. Затем закончил медицинский университет, получил степень доктора медицины. Служил военным доктором. Знал 12 языков.
Чтец 2:
Отец Иоганн Даль великолепно знал 7 языков (русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский). Он приехал в Россию из Дании по приглашению Екатерины II. Работал сначала библиотекарем, а затем, врачом.
Чтец 3:
Мать Мария Фрейгат свободно владела пятью языками и детей учила всему сама. В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». Родители сумели создать настоящую русскую семью.
Чтец 4:
Владимир Иванович является автором известного «Толкового словаря живого великорусского языка», которому было отдано 53 года жизни. В него вошло более 200 тысяч слов. Это был первый толковый словарь в 4-х томах – первый не только в России, но и в Европе. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов.
Чтец 5:
За этот труд Владимир Иванович был удостоен Золотой медали, награждён Ломоносовской премией, а также был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.
Чтец 6:
Владимир Иванович поменял много профессий: был чиновником, хирургом — окулистом, ветеринаром , профессиональным моряком, военным хирургом, писателем, автором учебников «Ботаника» и «Зоология».
И каждое увлечение в его жизни отмечено талантами и блистательными достижениями.
Чтец 7:
Вместе со словами Владимир Иванович собирал пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, старинные русские игры. Собрал он их более 30 тысяч в сборник «Пословицы русского народа». Первая книга сказок вышла в 1832 году, называлась «Первый пяток».
Чтец 8:
Владимир Иванович записал тысячу сказок, 145 повестей и рассказов, 106 коротких рассказов на тему «Морские досуги», писал статьи, очерки о русской жизни, которые подписывал псевдонимом Владимир Луганский.
Был знаком с А. С. Пушкиным. На всю жизнь сохранили писатель и великий поэт трепетное отношение друг к другу Прожил Владимир Даль 71 год.
Учитель 2:
Ребята, Владимир Иванович Даль был удивительным человеком. У него хватало сил и желания на всё. Вместе с русской армией он совершил переход через Балканы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений. Он лечил раненых, боролся с холерой и чумой и …
собирал слова. В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал . Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в толстые тетради из плотной бумаги.
Учитель 3:
Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями. Однажды во время турецкого налета верблюда угнали. Даль был в отчаянии. К счастью, через две недели казаки привели отбитого у турок верблюда. Упакованные тюки с записями мирно покоились на мохнатых горбах. Туркам не понадобились труды Даля.
Учитель 4:
Во время польского восстания в один из очень опасных моментов для отряда Владимир Даль проявил себя ещё и как инженер-конструктор. Из подручных средств (пустых бочек, плотов, лодок, паромов) он соорудил два понтонных моста, по которым на другую сторону реки Вислы переправились воинские подразделения. А когда польские войска пришли на мост, мужчина взмахнул топором, и вся переправа вдруг распалась на куски. Под выстрелами обманутых противников Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками русских солдат. Император Николай I, узнав об этом подвиге Даля, наградил его Владимирским крестом с бантом.
Учитель 1:
А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что запомнили из нашего рассказа. Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины.
Викторина по биографии В. И. Даля
-
Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
-
Из какой страны был родом его отец? ( из Дании)
-
Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, государственный служащий, знаток языка и собиратель слов/ лексикограф)
-
На чём перевозил свои тетрадки с записями В. И. Даль?(на горбу верблюда)
-
Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
-
Как называлась первая книга со сказками?(«Первый пяток»)
-
Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
-
Сколько слов в словаре Даля? (более 200 000)
Учитель 2:
А сейчас мы перенесёмся в волшебный мир сказок Владимира Даля.
Среди самых известных сказок «Гуси-лебеди», «Старик-годовик», «Лиса и волк», «Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Медведь-половинщик», «Девочка Снегурочка», «Про мышку — норушку «. В сказках много пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. А вот две из них мы попробуем показать. Предлагаем вашему вниманию сказки «Про мышку- норушку» и «Девочка Снегурочка».
Инсценирование сказок
Цель: формирование творческой личности ребёнка средствами
театральной деятельности.
Задачи: — развить речевой аппарат и пластическую выразительность
движений, основные качества: восприятие, память, внимание,
наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма,
смелость публичного самовыражения;
— раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально –
образное восприятие окружающего мира;
— обогащать духовный мир детей;
— формировать умения доставлять радость зрителям;
— воспитать чувство ответственности перед коллективом.
Сценарий сказки «Про мышку – норушку»
Действующие лица:
Мышка-норушка
Ящерка
Лягушка
Белочка
Зайчик
Лиса
Волк
Медведь
Оформление зала: имитация гороха, декорации теремка.
Оборудование: костюмы героев.
Мышка (гуляет по полю, видит горох).
Как много гороха, с голоду не пропаду. Только бы теперь жильем обзавестись.
(Строит теремок, напевает.)
Строю, строю теремок,
Будет светел и высок.
Закрома в нем заведу
Да гороху наношу!
Теремок построен. Вдруг слышится шорох.
Ящерка (шуршит вокруг теремка).
Вижу, вижу теремок,
Как он светел и высок.
Кто, кто в нем живет,
Горошек с поля жует?
Мышка. Я — мышка-норушка, а ты кто?
Ящерка. Я -ящерка-шерошорочка.
Мышка. Если хочешь, заходи, будем вместе жить-дружить.
Ящерка. Спасибо! Будем жить вдвоем. Слышишь шлёпки по земле?
Сюда кто-то идет.
Лягушка. Кто, кто в теремочке живет?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка. А ты кто?
Лягушка. Я — лягушка-квакушка.
Мышка. Если хочешь, иди к нам жить.
Лягушка. Очень хочу! (Заскакивает в теремок.)
Белочка (увидела теремок). Кто, кто в теремочке живет?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, а ты кто?
Белочка. Я -белочка-попрыгушечка.
Мышка. Иди к нам жить!
Белочка. Спасибо.
Стали жить вчетвером. Прибежал серый зайчик.
Зайчик. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка. Иди к нам жить.
Зайчик. Отчего же не идти!
Стали жить впятером. Прибежала Лиса Патрикеевна.
Лиса. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек. А ты кто?
Лиса. Я — лисичка-сестричка, всему полю краса.
Мышка. Иди к нам жить!
Лиса. Пожалуй.
Стали жить вшестером. Пришел серый волк.
Волк. Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек, да лисичка-сестричка, а ты кто?
Волк. А я — серый волк, из-за куста хватыш.
Мышка. Иди к нам жить!
Волк (рычит). Сторонитесь!
Все (хором). Ой, волченька серенький, нам тесно, ты нас задавил!
Волк. Кому тесно, а мне место.
Все плачут, жалуются на волка. Подходит к терему медведь.
Медведь (топает ногами у терема). Кто тут ревёт, мне покоя не даёт?
Все стали жаловаться на волка. Волк огрызается, зубами щелкает.
Все. Это волк виноват. Он лег, развалился, а нам места не осталось. Что делать, Мишенька?
Медведь (рычит, бьет лапой по терему. Терем разлетелся, жильцы разбежались). Вот и все! Не будет крика-шума!
Мышка (спряталась в горох).
Все равно я построю теремок, друзей верну, а волка и медведя мы в терем
не пустим!
Сценарий сказки «Девочка Снегурочка»
Действующие лица:
Старик
Старуха
Снегурочка
Жучка
Подружки
Медведь
Волк
Лиса
Автор
Оформление зала: декорации избы, леса, дерева.
Оборудование: костюмы героев, горшочек.
Автор Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.
Старик (поднял комочек ) А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!
Старуха (на комочек посмотрела, головой покачала ) Что же будешь делать — нет, так и взять негде.
Автор Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:
Снегурочка Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Автор Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенчико, стал ее нянчить и пестовать.
Старик
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка (булочка ),
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Автор Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.
Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать.
Лиса Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!
Автор Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
Старик Иди , куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!
Автор Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.
Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит:
Снегурочка «Ау! Ау!»
Медведь (идет , хворост трещит, кусты гнутся) О чем, девица, о чем, красная?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!
Медведь Слезай, я тебя домой доведу!
Снегурочка Нет, медведь, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! (Медведь ушёл.)
(Бежит серый волк)
Волк Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Волк Слезай, я доведу тебя до дому!
Снегурочка Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
(Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна)
Лиса Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Лиса Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько,
я тебя до дому доведу!
Снегурочка Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
(Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет)
Жучка Гам, гам, гам! (залаяла собака в лесу)
Снегурочка Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!
Автор Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!
Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.
Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.
Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.
Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:
Старик и Старуха ( вместе)
Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Автор Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.
Учитель 3: Вот такие сказки сочинил для вас Владимир Даль.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ! Сейчас проверим, все ли из вас были внимательны и хорошо запомнили сказки.
Викторина по сказкам
-
Сколько действующих лиц в сказке «Про мышку-норушку» ?(8)
-
Кто в сказке стал строить теремок ? (мышка)
-
Кто из зверей пришёл третьим, пятым ? (лягушка, зайчик)
-
Как величают в сказке зверей ?
(мышка – норушка, ящерка –шерошорочка, лягушка – квакушка, белочка
– попрыгушечка, зайка – увёртышек, лисичка – сестричка, всему полю краса, серый волк из куста хватыш)
-
Кто виноват в том, что терем развалился ?(волк, медведь)
-
Куда спряталась мышка ? (в горох)
-
На кого смотрели в праздник старик со старухой в праздник ?
(на чужих ребят)
-
Откуда появилась у них Девочка Снегурочка ? (из комочка снега)
-
Кто первый раз напевал слова «Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка.» ? ( Старик)
-
За что Старик согнал Жучку со двора ? (за то, что она впустила лису в хлев)
-
Чего не знала Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши ?
(Того, что Старуха птицу в хлев перевела)
-
Кто пожалели о Жучке, когда её Старик прогнал ? (старушка да дочка Снегурочка)
-
Сколько раз Снегурочка говорила слова «Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!» ? (3)
-
Где были медведь, волк и лиса, когда Жучка со Снегурочкой шли домой ? (медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряла)
-
Чем накормили Жучку за спасение Снегурочки ? (молоком)
Учитель 4: С давних пор загадки были отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир.
А теперь познакомимся с загадками Владимира Даля.
-
Что выше леса? (Солнышко)
-
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
-
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
-
Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь)
-
Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)
-
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
-
Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава)
-
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)
-
По полу скок и по лавкам скок,
сядет в уголок — не ворохнется.(Веник) -
Утка в море, хвост на заборе.(Ковш)
-
Сидят три кошки. Против каждой кошки две кошки. Много ли всех?(3)
-
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
-
Два кольца, два конца, а посередке — гвоздик. (Ножницы)
-
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
-
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
-
Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса)
-
Черненька собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
-
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Учитель 1: А сейчас попробуйте закончить пословицы , которые
тоже написал Владимир Даль. Возможно, многие из них вы слышали или читали в книгах.
-
Под лежачий камень…(вода не течёт).
-
Труд человека кормит… (а лень портит).
-
Дело мастера…(боится).
-
У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).
-
Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).
-
Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).
-
Кто хвалится…(тот с горы свалится).
-
Кто хочет много знать, тому…( надо мало спать).
-
Красна птица перьем, а человек … (ученьем).
-
Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а …(говори меньше!)
Учитель 2:
— Вот и подходит к концу наш праздник , посвящённый нашему великому земляку. Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем Владимира Ивановича Даля, человека, который всем сердцем любил русский язык, внёс огромный вклад в его развитие. Очень верно сказал К. Г. Паустовский: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».
Жизнь Владимира Ивановича Даля – блестящее тому подтверждение!
Учитель 3:
Даль! Как певуче широко звучит короткий этот слог!
Служить народу нелегко – казак Луганский этот смог!
Из века в век течёт Лугань , из дней минувших – в наши дни
Приходит к вам Владимир Даль – творец, писатель, гражданин!
И будет длиться его век пока жива его строка,
Берущая бессмертный бег в душе родного языка.
Учитель 4:
От ступеней у дома в Луганске, по бескрайним просторам Руси,
По широкой дороге гигантской Даль сквозь годы пошел колесить.
Высокий, красивый провидец и маг, идет по планете Луганский казак.
И пока народ — носитель языка не исчерпал судьбы своей века,
А продолжает мир творить, ДАЛЬ БУДЕТ ЖИТЬ!
Века! Века! Века!
Учитель 1:
А сейчас каждый из вас получит памятную грамоту в знак участия в празднике (награждение детей).
Дорогие ребята! Любите свой русский язык так, как его любил Владимир Иванович Даль, берегите его, изучайте его, не засоряйте плохими словами! Будьте достойными потомками !